Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне. Методы спортивного отбора

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора - помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах, являются путем самоутверждения. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности.

Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (табл. 1.3). В этом возрасте приступили к занятиям спортом большинство сильнейших спортсменов. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Достаточно сказать, что прославленная лыжница Г. Кулакова начала заниматься спортом в возрасте 20 лет, олимпийская чемпионка в скоростном беге на коньках Г. Степанская - в 17 лет, известные велосипедисты Н. Горелов, В. Каминский, А. Чуканов - в возрасте 17 - 19 лет.

Таблица 1.3.

Благоприятный возраст начала занятий в различных видах спорта

Вид спорта (соревнований)

Возраст, лет

Мальчики

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика

Фигурное катание

Плавание

Волейбол

Скоростной бег на коньках:

Гребля на байдарках

Тяжелая атлетика

Велосипедный спорт

Академическая гребля

Следует отметить, что в спортивных школах многих стран мира на протяжении многих лет существует тенденция искусственного омоложения спорта высших достижений. Это отражается в программах детско-юношеских спортивных школ, системе соревнований, введении различных ограничений для великовозрастных спортсменов. Практика убедительно свидетельствует о том, что такой подход приводит к негативным последствиям. На это обстоятельство многократно обращали внимание специалисты (Чудинов, 1976; Платонов, 1980, 1986; Булгакова, 1976, 1986; Сахновский, 1995 и др.), показывая, что искусственное «омоложение» приводит к нарушению принципиальных закономерностей спортивного отбора и многолетнего совершенствования. Например, В.И. Чудинов (1976) установил, что только в 13 % случаев «директивный» возраст (приведенный в программах для детско-юношеских спортивных школ) совпадает с фактическим возрастом начала занятий спортом спортсменов, добившихся выдающихся результатов. В подавляющем большинстве видов спорта фактический возраст начала занятий сильнейших спортсменов на 3-5 лет больше «директивного». В связи с этим руководителям детских спортивных школ, которые делают акцент на привлечение к занятиям детей 6-7 лет, необходимо учесть следующие обстоятельства. Во-первых, стремление к более раннему прогнозированию спортивных способностей сопряжено с резким снижением его достоверности. Во-вторых, особенности современной спортивной тренировки предъявляют столь высокие требования к организму спортсмена, что дети, которые раньше приступили к занятиям спортом, как правило, раньше и уходят из спорта. И действительно, многочисленные наб­людения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8 летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 15-17 лет, т. е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.

В настоящее время в различных странах мира просматривается стремление к обучению плаванию 3-5-летних и даже грудных детей. В некоторых детских спортивных школах пытаются привлечь к занятиям спортом детей из детских садов. С позиций решения задач массового оздоровления детей с помощью плавания или ходьбы на лыжах, их гармоничного развития такой подход целесообразен. Однако ни в коем случае нельзя придавать работе с малолетними детьми спортивную направленность, как это, к сожалению, часто делается на практике. Специальных исследований этого вопроса не проводилось, однако косвенные данные убеждают в том, что попытки организовать спортивную работу с 4-6-летними детьми являются безрезультативными и даже вредными для их дальнейшего спортивного совершенствования. Практика показывает, что значительно лучше опоздать с привлечением детей в спорт высших достижений на 2-3 года, чем сделать это на такой же срок раньше.

Специфика каждого вида определяет оптимальное время начала занятий спортом, что накладывает свой отпечаток и на систему отбора и ориентации.

Таблица 4

Возрастные границы приема детей и подростков в группы начальной подготовки (Волков, Филин, 1983)

Вил спорта

Вид спорта

Спортивное плавание

Волейбол

Фигурное катание на коньках

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика (девочки)

Водное поло

Акробатика

Фехтование

Спортивная гимнастика (мальчики)

Борьба спортивная

Прыжки в воду

Гребля на байдарках

Прыжки на лыжах с трамплина

Гребля на каноэ

Легкая атлетика (ряд видов)

Скоростной спуск

Стрельба пулевая

Конный спорт

Лыжные гонки

Современное пятиборье

Лыжное двоеборье

Бадминтон

Велосипедный спорт

Конькобежный спорт

Тяжелая атлетика

Гребля академическая

Стрельба стендовая

Баскетбол

Примечание. В таблице указан оптимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки. Максимальный возраст в ряде случаев на 1-3 года больше указанного.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после первоначального обязательного курса обучения детей двигательным действиям. Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше плавающих, бегающих или катающихся на велосипеде за более способных.

При начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. При определении способностей, например, нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при начальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худощавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах труднее осваивают технику, впоследствии становятся спортсменами высокого класса в различных видах спорта.

При начальном отборе в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) признаки. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки. Так, по результатам исследований Н.Ж. Булгаковой (1986), наблюдается тесная связь между ростом детей в возрасте 11 - 12 и 16-17 лет. В 12-летнем возрасте мальчики достигают примерно 86 % своего будущего роста. В процессе оценки перспективности спортсменов необходимо учитывать, что наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длинные стопы и кисти. Длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем окончательного роста, чем сам рост.

Выявить индивидуальную динамику роста и массы тела у мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 17 лет помогают номограммы, приведенные на рис. 1.1, 1.2. Обращает внимание широкий диапазон возможных колебаний, который предопределяет возможности детей к достижениям в различных видах спорта. Спортивная специализация детей во многом обусловливает динамику зависимости между ростом и массой тела, что хорошо проявилось при обследовании тяжелоатлетов и волейболистов (см. рис. 1.1). Интересно, что величина и направленность нагрузок могут существенно повлиять на динамику роста в течение года (рис. 1.3). Высокие объемы специальных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно на фоне утомления, оказываются сдерживающим фактором в отношении увеличения роста юных спортсменов. Тренировка общей направленности при относительно невысокой интенсивности работы, а также перерывы в тренировке, наоборот, способствуют увеличению роста.

Рис. 1.1. Взаимосвязь между массой тела и ростом на различных этапах возрастного развития. Специфические отклонения, характерные для тяжелоатлетов (1) и волейболистов (2) (Wutscherk, Schmidt, Schuke, 1988)

С измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспек­тивности. Применительно к плаванию и гребле, например, следует отдавать предпочтение детям высокого роста. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания отбирают детей, пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Отбирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать предпочтение подросткам с небольшим показателем массы тела и хорошо развитыми мышцами бедер и голени. На эти показатели и ориентируются опытные тренеры при первоначальной оценке предрасположенности детей к занятиям спортом.

Рис. 1.3. Динамика увеличения длины тела у 14-летних тяжелоатлетов (1), гандболистов (2) и лиц, не занимающихся спортом (3) (Wutscherk, Schmidt, Schulze, 1988)

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень (л/мин) не менее 2-2,5, относительной величины (мл/кг мин) - не менее 47-50, показатель ЖЕЛ - не менее 3000- 3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о будущих возможностях ребенка.

Правильно сориентироваться в процессе отбора на первом этапе многолетней подготовки могут помочь данные исследований, проведенных в различных видах спорта (табл. 1.5, 1.6). Заметим, почти все критерии оценки перспективности велосипедистов являются объективными критериями оценки возможностей в скоростном беге на коньках. Эти два вида спорта предъявляют к спортсменам настолько близкие требования, что некоторые победители мировых первенств в скоростном беге на коньках добиваются выдающихся результатов и в велосипедном спорте (Шила Янг, Бет Хайден и др.).

Таблица 1.5.

Показатели для оценки предрасположенности 10-12-летних детей к занятию плаванием (Булгакова, 1986)

Антропометрические показатели

Мальчики

Длина тела, см

Длина руки, см

Длина кисти, см

Ширина плеч, см

Ширина таза, см

Окружность грудной клетки, см

Окружность плеча, см

Масса тела, кг

Подвижность в суставах, град:

плечевом

голеностопном

Длина скольжения, м

Однако несовпадение фактического уровня развития отдельных параметров физического развития юных спортсменов с приведенными не является строгим противопоказанием к отбору в детско-юношеские спортивные школы, поскольку успех в различных видах деятельности определяется комплексом способностей, и даже ряд признаков, неблагоприятно влияющих, например, на результаты в плавании, могут быть компенсированы очень высоким уровнем развития других качеств. Достаточно привести следующие примеры. Рост экс рекордсмена мира в плавании на дистанциях 100 и200 мна спине Т. Стока (США) составлял167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона Б. Гуделла -173 см, серебряного медалиста, олимпийского чемпиона Д. Нельсона -167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона в плавании на1500 мвольным стилем М. Бартона -171 см, рекордсменки мира в плавании на 400 и800 мвольным стилем австралийской спортсменки Т. Уикхэм -156 см, знаменитой американской спортсменки Ц. Вудхед -162 сми т. д. Имея не­большой рост, эти пловцы добились выдающихся успехов на водной дорожке, обладая другими ярко выраженными способностями.

Таблица 1.6

Показатели физического развития для оценки предрасположенности детей к занятиям конькобежцев

Перспективы юных спортсменов во многом определяют гидродинамические (у пловцов) и аэродинамические качества тела (у конькобежцев и велосипедистов), которые также в небольшой степени подвержены изменениям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способ­ностей детей (табл. 1.7). При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Рис. 1.4. Объем сердца (пунктирная линия) и максимального потребления кислорода (сплошная линия) у акселерата (1) и ребенка, отстающего в физическом развитии (2) (Hollman, Hettinger, 1980)

Таблица 1.7.

Показатели общей физической подготовленности юных волейболистов (Железняк, 1981)

Контрольные испытания (тесты)

Мальчики 10 лет

Мальчики 11 лет

Удовлетво­рительно

Удовлетво­рительно

Бег на30 мс высокого старта, с

5,3 и лучше

5,1 и лучше

Бег с изменением направления (6x5 м), с

12,0 и лучше

11,8 и лучше

Прыжок в высоту с места, см

Прыжок в длину с места, см

186 и больше

Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками, м

11 и больше

13 и больше

Метание теннисного мяча, м

24 и больше

26 и больше

Уровень координационных способностей, например, можно определить по качеству выполнения сложных упражнений в процессе их разучивания. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.

Размеры тела, объем и возможности мышц мальчиков и девочек до вступления их в период полового созревания практически не различаются. Поэтому в детском возрасте различия между мальчиками и девочками в уровне скоростно-силовых качеств, выносливости и других двигательных качеств минимальны. Это предопределяет и идентичную соревновательную результативность, а в отдельных случаях и преимущество девочек над мальчиками (Fox et al., 1993). Поэтому относительно невысокие достижения мальчиков в различных тестах и, особенно, в соревновательной деятельности не должны восприниматься как отрицательные в плане оценки их перспективности.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма - одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут существенно снизить приспособительные возможности организма.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Хорошо известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста. Опыт же работы детско-юношеских спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16-17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей (рис. 1.4).

Исследования Т.С. Тимаковой (1985) показывают, что среди 12-13-летних мальчиков-пловцов - победителей крупных юношеских соревнований, выполнивших норматив мастера спорта, все 100 % характеризуются ранним типом полового созревания. Среди 17-летних пловцов, добившихся высоких результатов, лишь 4,5 % имели балл биологической зрелости, соответствующий более взрослым пловцам, а замедленное развитие было у 42 % спортсменов. Эти данные, естественно, должны учитываться как при отборе, так и при ориентации юных спортсменов.

Среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы I спортивного разряда - мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового развития. В числе спортсменов, выполнивших нормативы мастеров спорта международного класса, акселератов уже менее 20 %

В мировой практике высшие достижения довольно часто показывают спортсмены с поздним развитием и крайне редко - с ранним. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен во второй главе.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезны при первичном отборе неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые часто используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивание в висе, отжимания в упоре лежа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Оценка результатов подобных тестов не может являться критерием перспективности спортсмена. Одновременно физические возмож­ности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта. Информативность показателей физической работоспособности для решения задач отбора повышается, если эти показатели используются после одного и более лет занятий спортом.

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.

Фото Владимира Юрченко

1. Если в семье приняли решение о том, что сын или дочь должны серьёзно заняться спортом, то ориентироваться нужно прежде всего на интересы и возможности ребёнка. Неправильный выбор, занятия в секции под давлением родителей, «из-под палки» ни к чему хорошему не приведут.

2. У малышей очень сложно выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Лучше всего она видна в возрасте 5 - 7 лет, когда уже можно разглядеть их природные данные. Если пока не определились с выбором, попробуйте плавание, айкидо, ушу. Эти виды спорта не навредят растущему организму.

3. К серьёзным тренировкам в спортивных секциях могут приступать дети, которые достигли возраста, рекомендованного Федеральными стандартами по спортивной подготовке по тому или иному виду спорта . Например, для многих видов единоборств минимальный возраст, с которого допускаются тренировки, это 10 лет , для гимнастики и акробатики - 5-6 лет , для футбола - 8 лет , для лёгкой атлетики - 9 лет и так далее. Но что делать, если ребёнок не достиг рекомендованного возраста для выбранного вида спорта, а есть желание и способности? Отчаиваться не надо: начать спортивную карьеру нужно с группы общей физической подготовки с элементами выбранного вида спорта . Так малыш и к спорту будет приобщаться, и здоровье своё сохранит.

4. Что ещё нужно учесть при выборе спортивной секции? Во-первых, изучить медицинские противопоказания . Например, с плохим зрением нельзя заниматься единоборствами , особенно боксом, с бронхиальной астмой - бегом, с больной спиной - гимнастикой и т. д. Поэтому при зачислении в спортивную школу у вас обязательно попросят справку от врача о том, что у ребёнка нет противопоказаний к занятию тем или иным видом спорта. Если потом ребёнка отстранят от занятия в секции по медицинским показаниям, а он уже успел привыкнуть к залу и тренеру, завёл себе друзей, - для него это может стать тяжёлой психологической травмой.

5. Важны индивидуальные параметры каждого ребёнка - темперамент, рост, вес и даже свойства характера. Не надо отдавать пухленького мальчика в футбол , чтобы он сбросил вес - хороших результатов он не достигнет, да к тому же над ним будут посмеиваться другие дети. Пышную девочку не стоит вести в секцию художественной гимнастики - она станет объектом насмешек и просто физически не сможет выполнять многие гимнастические упражнения. Эмоциональные и импульсивные дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта , где требуются терпение, размеренность, монотонность - теннису, гимнастике, фигурному катанию. Их лучше отдать в командные игры , где они с радостью и на пользу организму будут выплескивать энергию.

6. Очень важный момент - территориальное расположение секции или спортзала. Долгая дорога на тренировку и с тренировки утомляет и отнимает время, а ведь ребёнку ещё нужно выполнить домашние задания, пообщаться с друзьями, отдохнуть. Обычно первыми устают от долгих поездок сами родители, сопровождающие детей. Ребята начинают пропускать тренировки, у них подсознательно формируется установка, что спорт ­ это не главное и без него можно прожить, а дисциплину можно нарушать. Со временем у ребёнка пропадает охота заниматься чем-либо и свой выбор он делает в пользу компьютера и улицы. Поэтому мы рекомендуем выбирать секцию так, чтобы дорога на тренировку занимала максимум 40-60 минут.

7. Не бойтесь пробовать! Пока ваш малыш не побывает на тренировке, не пообщается с тренером и другими ребятами в секции, трудно делать какие-то выводы. Отдали в одну секцию, а ему не понравилось? Смело отправляйтесь в другую. Но очень важно понять, что именно ребёнку не понравилось : сам вид спорта или отношение тренера, а может, у него конфликт с другими детьми? Обязательно прислушайтесь к мнению ребёнка, ведь это для него очень важно!

Елена Мельникова

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора

тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.

Отбор и спортивная специализация

Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нуж­ны, само собой разумеется, определенные предпо­сылки. К числу важнейших из них относятся, кро­ме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интере­сы. Несомненно также, что их выявление, форми­рование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Веро­ятность того, что процесс спортивного совершен­ствования будет развертываться в оптимальном ва­рианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития вы­является предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спор­тивной деятельности и целесообразный выбор пер­спективных путей ее развертывания, согласующихся с индиви­дуальной предрасположенностью.

Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре­менного спорта и сильное обострение конкуренции на между­народной спортивной арене обусловили актуальность проблема­тики спортивного отбора в ее исследовательских и организаци­онно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследова­ний и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном от­ношении, сложилась и разветвленная практика спортивного от­бора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задат­ки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо ви­де спорта, определением в зависимости от этого направленнос­ти спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относи­тельно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортив­ного совершенствования.

Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти­воречивой. С одной стороны, она содействовала активизации по­иска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой - в своих утвердившихся фор­мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения - фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельнос­ти тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как "мало­перспективные" или вовсе "бесперспективные" и на этом основа­нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро­шо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де­лается в процессе приобщения к спорту для определения спор­тивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото­рые возможно полно соответствовали бы индивидуальным за­даткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуаль­ные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспек­тивы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортив­ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, что­бы с возможно большей эффективностью содействовать разви­тию их индивидуальных способностей, формированию и удов­летворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятель­ности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) - каждому в нормальных социальных условиях дол­жны быть предоставлены равные возможности для удовлетво­рения спортивных интересов.

Спорт, как и какой-либо другой вид деятельности, способен формировать мужчину, его характер. Спорт воспитывает молодого человека, дает ему возможность доказать окружающим, на что он на самом деле способен. Выбирая тот или иной вид спорта, мужчина всегда опирается на свой стиль жизни. Когда мужчина по жизни ведет борьбу, наверняка он остановит свой выбор на боксе, борьбе, кикбоксинге. Если мужчина по характеру мягкий и нежный, скорее всего, он будет отдавать предпочтение таким видам спорта как лыжи, теннис, плавание. Эти виды спорта намного спокойнее, мужчина в них чувствует себя уверенно.

Каким мужчинам подходят рисковые виды спорта

Подвижному типу мужчин, которые предпочитают вести активный образ жизни, связанный с активностью и риском, более всего подходят гонки, футбол, хоккей, волейбол. Здесь нужна быстрота реакции, умение работать в команде, принимать обдуманное решение. Правильная расстановка сил и коммуникативность в таких играх позволяют добиться успеха, это обеспечивает результат, необходимый для победы.

Тяжелые виды спорта не для слабых

Вольной борьбой, карате, боксом, кикбоксингом и подобными видами спорта способны заниматься только мужчины. Риск для жизни, жестокость делают эти виды спорта в чем-то опасным для здоровья. В случае осечки или поражения они способны принести вред спортмену, но это обычно не останавливает мужчин, доказывая, что данный вид спорта не для слабаков. У мужчины появляется возможность заявлять о себе в полной мере, бросать вызов судьбе, получать необходимые гормоны всплеском - чтобы осознать, что он мужчина, и он - лучший. При этом мужчины готовы многим рисковать для самореализации. Такой спорт для мужчин - не для хнычущих и слабых.

Парни выбирают этот тяжелый вид спорта, так как он помогает мужчине проявить стремление к победе, твердость в характере, закаливает волю и характер. Этот вид спорта хорошо «ложится» на психологию мужчин, для которых характерно стремление преодолевать препятствия. Чем больше препятствий, тем уверенней игрок себя чувствует. Страх за свое здоровье, риск для жизни, всплеск адреналина, позволяют получать удовольствие от пройденного и пережитого. Чем тяжелей вид спорта, тем сильней становиться мужчина, тем прочней его характер, сильней воля к победе.

Как определить характер мужчины по его увлечению спортом

Если мужчина увлекается спортом, это говорит о том, что он самодостаточен, целеустремлен, способен добиваться успехов, ставить цели в жизни. Когда мужчина предпочитает одиночные виды спорта (различные виды единоборств, фигурное катание, гимнастику, тяжелую атлетику и т.д.), это говорит о том, что ему по душе одиночество, уединение. Если мужчина фанат бодибилдинга, это характеризует его, как очень высокомерную самолюбивую личность. Мужчины, увлекающиеся командными видами спорта (эстафетами в лыжных гонках, биатлоном, футболом, баскетболом, хоккеем), отлично работают в команде, склонны к соперничеству, обладают развитым чувством локтя.

Тестирование работоспособности и общего физического состояния сердечно сосудистой системы

Тестирование физической работоспособности лиц , занимающихся физкультурой и спортом в покое не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны. К сожалению, функция сердца , играющего ведущую роль в жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивается на основе обследования в состоянии покоя. Хотя очевидно, что любое нарушение насосной функции сердца с большой вероятностью проявится при минутном объеме 12-15 л/мин, чем при 5-6 л/мин. Кроме того, недостаточные резервные возможности сердца могут проявиться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки. Это относится и к скрытой коронарной недостаточности, которая нередко не диагностируется по ЭКГ в состоянии покоя. Поэтому оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.

Задачи нагрузочных тестов :


  • определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;

  • оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;

  • прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;

  • определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;

  • оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов.
Тесты на восстановление предусматривает учет изменений и определение сроков восстановления после стандартной физической нагрузки таких показателей кардиореспираторной системы, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), показания электрокардиограммы (ЭКГ), частота дыхания (ЧД) и многие другие. В спортивной медицине используются пробы В.В. Гориневсксго (60 поскоков в течение 30 с), проба Дешина и Котова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), проба Мартине (20 приседаний) и другие функциональные пробы. При проведении каждого из этих тестов учитывают ЧСС и АД до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах. К тестам на восстановление относятся и различные варианты теста со ступеньками (step-test).

В 1925 г. A. Master ввел двухступенчатый тест, где регистрируется также ЧСС, АД после определенного количества подъемов на стандартную ступеньку. В дальнейшем этот тест начал применяться для регистрации ЭКГ после нагрузки (A. Master а. Н. Jafte, 1941). В современном виде двухступенчатый тест предусматривает определенное, зависящее от возраста, пола и массы тела обследуемого количество подъемов на стантартную двойную ступеньку в течение 1,5 мин (табл. 1 ), или удвоенное количество подъемов за 3 мин при двойной пробе (высота каждой ступеньки 23 см). ЭКГ фиксируется до и после нагрузки.

Таблица 1. Минимальное количество подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы, возраста и пола при пробе Мастера


Масса тела, кг

Возраст, лет

20-29

30-39

40-49

50-59

60-69

Число подъёмов на ступеньку

40-44

29 (28)

28 (27)

27 (24)

25 (22)

24 (21)

45-49

28 (27)

27 (25)

26 (23)

25 (22)

23 (20)

50-54

28 (26)

27 (25)

25 (23)

24 (21)

22 (19)

55-59

27 (25)

26 (24)

25 (22)

23 (20)

22 (18)

60-64

26 (24)

26 (23)

24 (21)

23 (19)

21 (18)

65-69

25 (23)

25 (21)

23 (20)

22 (19)

20 (17)

70-74

24 (22)

24 (21)

23 (19)

21 (18)

20 (16)

75-79

24 (21)

24 (20)

22 (19)

20 (17)

19 (16)

80-84

23 (20)

23 (19)

22 (18)

20 (16)

18 (15)

85-89

22 (19)

23 (18)

21 (17)

19 (16)

18 (14)

90-94

21 (18)

22 (17)

20 (16)

19 (15)

17 (14)

95-99

24 (17)

21 (15)

20 (15)

18 (14)

16 (13)

100-104

20(16)

21 (15)

19 (14)

17 (13)

16 (12)

105-109

19 (15)

20 (14)

18 (13)

17 (13)

15 (11)

110-114

18(14)

20 (13)

18 (13)

16 (12)

14 (11)

^ Гарвардский степ тест Оценка функции сердечно сосудистой системы

Гарвардский степ-тест (L. broucha, 1943) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с. на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается. О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (табл. 2 ).

Таблица 2. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте


Обследуемые

Возраст, лет

Высота ступеньки, см

Время восхождения, мин

Примечание*

Мужчины

Взрослые

50

5

-

Женщины

Взрослые

43

5

-

Юноши и подростки

12-18

50

4

Поверхность тела 1,85 м 2

Девушки и подростки

12-18

40

4

-

Мальчики и девочки

8-11

35

3

-

Мальчики и девочки

до 8

35

2

-

Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

ИГСТ =Т x 100 / (f 1 +f 2 + f 3) х 2

Где Т - время восхождения в секундах, f 1 , f 2 , f 3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно. При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

ИГСТ= Т x 100 / f x 5,5

Где Т - время восхождения в секундах, f- частота сердечных сокращений (ЧСС).

Подсчет облегчается при использовании табл. 3; 4; 5. Табл. 3 предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин).

Таблица 3. Таблица нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)


0

1

2

3

4

5

80

188

185

183

181

179

176

90

167

165

163

161

160

158

100

150

148

147

146

144

143

110

136

135

134

133

132

130

120

125

124

123

122

121

120

130

115

114

114

113

112

111

140

107

106

106

105

104

103

150

100

99

99

98

97

97

160

94

93

93

92

92

91

170

88

88

87

87

86

86

180

83

82

82

82

82

81

190

79

78

78

78

77

77

200

75

75

74

74

74

73

210

71

71

71

70

70

70

220

68

67

67

67

67

67

230

65

65

65

64

64

64

240

62

62

62

62

61

61

250

60

60

60

59

59

59

260

58

57

57

57

57

57

270

56

55

55

55

55

55

280

54

53

53

53

53

53

290

52

52

51

51

51

51

Сначала суммируют три подсчета пульса (f 1 + f 2 + f 3 + f 4 = ∑f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению этого подсчета аналогичным образом в табл. 4 .

Таблица 4. Таблица для нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращённой форме у взрослых людей (t=5 мин)


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

30

182

176

171

165

160

156

152

147

144

140

40

136

133

130

127

124

121

119

116

114

111

50

109

107

105

103

101

99

97

96

94

92

60

91

89

88

87

85

84

83

81

80

79

70

78

77

76

75

74

73

72

71

70

69

80

68

67

67

66

65

64

63

63

62

61

90

61

60

59

59

58

57

57

56

56

55

100

55

54

53

53

52

52

51

50

50

50

110

50

49

49

48

48

47

47

46

46

46

Табл. 5. облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма). В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.

Таблица 5 . Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)


Пульс за первве 30 с со 2-й минуты восстановления

Время, мин

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-69

70-74

75-79

0-1 1/2

6

6

5

5

4

4

4

4

1/2-1

19

17

16

14

13

12

11

11

1-1 1/2

32

29

26

24

22

20

19

18

1 1/2-2

45

41

28

24

21

29

27

25

2-1-1/2

58

52

47

43

40

36

34

32

2-1/2-3

71

64

58

53

48

45

42

39

3-3 1/2

84

75

68

62

57

53

49

46

3-1/2-4

97

87

79

72

66

61

57

53

4-4 1/2

110

98

89

82

75

70

65

61

4 1/2-5

123

1110

100

91

84

77

72

68

5

129

116

105

96

88

82

77

71

Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов. Критерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл. 6 . Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).

Таблица 6 . Оценка результатов гарвадского степ-теста

Это важно!


  1. Все испытуемые должны иметь письменное разрешение от родителей на проведение исследований.

  2. У школьника не должно быть хронических заболеваний (медицинская карточка).
Куратор темы: Вайкшнорайте Марина Альвирасовна [email protected]

effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка