Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки. Почему мужчины предпочитают те или иные виды спорта

Фото Владимира Юрченко

1. Если в семье приняли решение о том, что сын или дочь должны серьёзно заняться спортом, то ориентироваться нужно прежде всего на интересы и возможности ребёнка. Неправильный выбор, занятия в секции под давлением родителей, «из-под палки» ни к чему хорошему не приведут.

2. У малышей очень сложно выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Лучше всего она видна в возрасте 5 - 7 лет, когда уже можно разглядеть их природные данные. Если пока не определились с выбором, попробуйте плавание, айкидо, ушу. Эти виды спорта не навредят растущему организму.

3. К серьёзным тренировкам в спортивных секциях могут приступать дети, которые достигли возраста, рекомендованного Федеральными стандартами по спортивной подготовке по тому или иному виду спорта . Например, для многих видов единоборств минимальный возраст, с которого допускаются тренировки, это 10 лет , для гимнастики и акробатики - 5-6 лет , для футбола - 8 лет , для лёгкой атлетики - 9 лет и так далее. Но что делать, если ребёнок не достиг рекомендованного возраста для выбранного вида спорта, а есть желание и способности? Отчаиваться не надо: начать спортивную карьеру нужно с группы общей физической подготовки с элементами выбранного вида спорта . Так малыш и к спорту будет приобщаться, и здоровье своё сохранит.

4. Что ещё нужно учесть при выборе спортивной секции? Во-первых, изучить медицинские противопоказания . Например, с плохим зрением нельзя заниматься единоборствами , особенно боксом, с бронхиальной астмой - бегом, с больной спиной - гимнастикой и т. д. Поэтому при зачислении в спортивную школу у вас обязательно попросят справку от врача о том, что у ребёнка нет противопоказаний к занятию тем или иным видом спорта. Если потом ребёнка отстранят от занятия в секции по медицинским показаниям, а он уже успел привыкнуть к залу и тренеру, завёл себе друзей, - для него это может стать тяжёлой психологической травмой.

5. Важны индивидуальные параметры каждого ребёнка - темперамент, рост, вес и даже свойства характера. Не надо отдавать пухленького мальчика в футбол , чтобы он сбросил вес - хороших результатов он не достигнет, да к тому же над ним будут посмеиваться другие дети. Пышную девочку не стоит вести в секцию художественной гимнастики - она станет объектом насмешек и просто физически не сможет выполнять многие гимнастические упражнения. Эмоциональные и импульсивные дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта , где требуются терпение, размеренность, монотонность - теннису, гимнастике, фигурному катанию. Их лучше отдать в командные игры , где они с радостью и на пользу организму будут выплескивать энергию.

6. Очень важный момент - территориальное расположение секции или спортзала. Долгая дорога на тренировку и с тренировки утомляет и отнимает время, а ведь ребёнку ещё нужно выполнить домашние задания, пообщаться с друзьями, отдохнуть. Обычно первыми устают от долгих поездок сами родители, сопровождающие детей. Ребята начинают пропускать тренировки, у них подсознательно формируется установка, что спорт ­ это не главное и без него можно прожить, а дисциплину можно нарушать. Со временем у ребёнка пропадает охота заниматься чем-либо и свой выбор он делает в пользу компьютера и улицы. Поэтому мы рекомендуем выбирать секцию так, чтобы дорога на тренировку занимала максимум 40-60 минут.

7. Не бойтесь пробовать! Пока ваш малыш не побывает на тренировке, не пообщается с тренером и другими ребятами в секции, трудно делать какие-то выводы. Отдали в одну секцию, а ему не понравилось? Смело отправляйтесь в другую. Но очень важно понять, что именно ребёнку не понравилось : сам вид спорта или отношение тренера, а может, у него конфликт с другими детьми? Обязательно прислушайтесь к мнению ребёнка, ведь это для него очень важно!

Елена Мельникова

Как и раньше, лучшим способом обеспечения правильного развития ребенка считается занятия спортом. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармоничной личностью, самым лучшим решением для вас будет спортивная секция. Там ребенка не только обучат тому или иному виду спорта. В спортивной секции ребенок научится работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми. Во время занятий спортом развиваются не только физические, но и умственные качества ребенка. Однако такие позитивные изменения могут иметь место только в случае, если родители правильно выбрали спортивную секцию для ребенка.

Для того чтобы подобрать именно тот вид спорта, с которым справится ваш ребенок, вы можете воспользоваться специальными психологическими методиками . Эти методики легко выявляют предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности и, следовательно, наиболее подходящую для него спортивную секцию. Также с помощью психологических тестов, вы сможете определить, в каком возрасте ваш ребенок будет готов для занятий спортом. Ведь если слишком рано отвести малыша в спортивную секцию, это может обернуться абсолютным отвращением к спортивной деятельности или в страх перед командной работой.

Главное - перед первым занятием в спортивной секции правильно проанализировать состояние здоровья ребенка. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с педиатром и со спортивным врачом. Именно спортивный врач даст вам наиболее точные рекомендации по поводу занятий тем или иным видом спорта.

Теперь рассмотрим различные виды спорта и их плюсы и минусы для ребенка.

Большой теннис

Большой теннис приобрел большую популярность в последнее время. Именно его наиболее часто родители выбирают как хобби для своих детей. Так как это вид спорта очень распространен, то можно сделать вывод и об эффективности большого тенниса.

К основным плюсам занятий большим теннисом можно отнести:

  • занятия направлены на развития ловкости и скорость реакции
  • во время занятий большим теннисом у ребенка развивается дыхательная система, улучшается координация движений
  • данный вид спорта является отличным средством профилактики остеохондроза и нарушений метаболизма

Противопоказания:

  • нарушения подвижности шейных позвонков
  • плоскостопие
  • близорукость
  • язвенная болезнь

Футбол, баскетбол, волейбол и хоккей

Если ваш ребенок общительный и любит компании, стоит выбрать ему подобные командные виды спорта. Тогда ребенок будет получать удовольствие от сотрудничества со сверстниками, и будет стремиться достичь общей цели.

Положительные стороны командных игр:

  • развитие ножных мышц и мышц таза во время игры
  • работа над зрительным и двигательным аппаратом, а также профилактика заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем во время занятий баскетболом
  • развитие координации движений, высокой точности и быстроты реакции, улучшение осанки
  • занятия хоккеем также улучшает работу дыхательной и сердечнососудистой системы, укрепляют нервную систему
  • в случае если ребенок страдает диабетом или сердечнососудистыми заболеваниями, занятия данными видами спорта могут улучшить состояние здоровья при условии правильного распределения нагрузки

Противопоказания:

  • неустойчивость шейных позвонков
  • плоскостопие
  • астма, язвенные болезни

Плавание

Плавание - один из самых любимых видов спорта для малышей. Кроме явной пользы от занятий спортом, ребенок получает удовольствие от того, что плавание - это веселое развлечение, ведь любой малыш получает удовольствие от плавания. Кроме плавания в бассейне полезными занятиями являются обливания и обтирания водой. Все эти процедуры повышает иммунитет, закаляет организм.

Польза от занятий плаванием:

  • улучшение кровообращения благодаря постоянному гидромассажу в бассейне
  • укрепление нервной системы
  • при условии систематических занятий у ребенка правильно формируется мышечная и костная система
  • улучшение работы легких
  • помогает бороться с такими заболеваниями, как сахарный диабет, сколиоз, ожирение и близорукость
  • повышение иммунитета, общее укрепление организма

Противопоказания:

  • не рекомендуется вести ребенка в бассейн, если на его теле имеются открытые раны
  • кожные заболевания
  • болезни слизистой оболочки глаз

Фигурное катание, катание на лыжах

Еще одним популярным среди детей видом спорта является фигурное катание и лыжный спорт. Зимние виды спорта укрепляют организм, помогает ему более эффективно бороться с болезнями.

Позитивные стороны зимних видов спорта:

  • развитие опорно-двигательного аппарата
  • повышение работоспособности дыхательной и сердечнососудистой системы
  • систематические занятия в целом повышают выносливость и работоспособность маленьких спортсменов
  • являются прекрасной профилактикой сколиоза, остеохондроза и нарушений метаболизма

Противопоказания:

  • если малыш страдает заболеваниями легких, лучше не слишком интенсивно заниматься зимними видами спорта
  • при астме и близорукости занятия спортом так же не рекомендуются

Восточные единоборства

Единоборства, как и любые виды борьбы сейчас становятся достаточно популярными. Однако при выборе секции восточных единоборств немаловажным будет ваше знакомство с тренером. Настоящий профессионал сможет подробно объяснить вам его методику преподавания, историю вида единоборств. Если же вместо особенностей выбранного вами вида единоборств, тренер пытается навязать вам свои верования и религиозные убеждения, то лучше не отдавать ребенка в эту секцию.

Плюсы занятий единоборствами:

  • такие занятия успешно укрепят общее состояние здоровье организма
  • во время занятий восточными единоборствами ребенок обучается самоконтролю. Это крайне полезно для тех детей, у которых имеются проблемы с нервной системой

Художественная гимнастика, аэробика, спортивные танцы

Зачастую эти виды спорта пользуются популярностью у девочек. Однако, вне зависимости от пола, данные виды спорта являются полезными.

Плюсы:

  • развития гибкости и пластичности
  • улучшение координации движений
  • систематические занятия танцами и аэробикой способствуют формированию красивой пропорциональной фигуры

Противопоказания:

  • сколиоз
  • тяжелая форма близорукости
  • нарушения работы сердечнососудистой системы

Дополнительно к сказанному

Очень хорошим видом спорта для детей может стать верховая езда . При отсутствии особой физической нагрузки, во время езды на лошади развиваются и укрепляются мышцы ног, бедер и спины. Кроме того контакт с животным будет неплохой психологической поддержкой для ребенка, склонного к депрессиям или психическим расстройствам. Да и для абсолютно здорового ребенка общение с таким большим и сильным животным будет в удовольствие.

В каком же возрасте лучше всего начинать посещение спортивной секции? Действительно, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, ведь каждый развивается как психологически, так и физически со своей скоростью. Однако существуют определенные возрастные нормы, установленные педиатрами. Зная эти нормы, родителям будет намного легче сориентироваться, когда лучше приводить ребенка в секцию для профессионального занятия спорта или для занятий в качестве хобби.

6-7 лет

Прекрасный возраст для того чтобы отвести девочку в секцию гимнастики или спортивных танцев. Фигурное катание и спортивная акробатика - также прекрасные виды спорта для этого возраста. Ближе к восьми годам ребенка можно готовить к походу в секцию плавания или настольного тенниса и хоккеем.

8-9 лет

Подождите, пока ребенок не достигнет этого возраста, и только тогда можете смело отдавать его на занятия футболом, баскетболом и горнолыжным спортом. К девяти годам спектр возможностей ребенка расширится, и он смело сможет заниматься водным поло, конькобежным спортом, легкой атлетикой или регби.

10-11 лет

В этом возрасте детям уже можно разрешать выбирать более тяжелые виды спорта, например бокс, греблю, скалолазание или фехтование. Однако это касается только парней. Девочкам же желательно подождать до 13 лет, прежде чем выбирать тяжелую атлетику.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора

тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.

Отбор и спортивная специализация

Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нуж­ны, само собой разумеется, определенные предпо­сылки. К числу важнейших из них относятся, кро­ме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интере­сы. Несомненно также, что их выявление, форми­рование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Веро­ятность того, что процесс спортивного совершен­ствования будет развертываться в оптимальном ва­рианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития вы­является предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спор­тивной деятельности и целесообразный выбор пер­спективных путей ее развертывания, согласующихся с индиви­дуальной предрасположенностью.

Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре­менного спорта и сильное обострение конкуренции на между­народной спортивной арене обусловили актуальность проблема­тики спортивного отбора в ее исследовательских и организаци­онно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследова­ний и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном от­ношении, сложилась и разветвленная практика спортивного от­бора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задат­ки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо ви­де спорта, определением в зависимости от этого направленнос­ти спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относи­тельно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортив­ного совершенствования.

Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти­воречивой. С одной стороны, она содействовала активизации по­иска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой - в своих утвердившихся фор­мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения - фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельнос­ти тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как "мало­перспективные" или вовсе "бесперспективные" и на этом основа­нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро­шо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де­лается в процессе приобщения к спорту для определения спор­тивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото­рые возможно полно соответствовали бы индивидуальным за­даткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуаль­ные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспек­тивы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортив­ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, что­бы с возможно большей эффективностью содействовать разви­тию их индивидуальных способностей, формированию и удов­летворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятель­ности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) - каждому в нормальных социальных условиях дол­жны быть предоставлены равные возможности для удовлетво­рения спортивных интересов.

Спорт, как и какой-либо другой вид деятельности, способен формировать мужчину, его характер. Спорт воспитывает молодого человека, дает ему возможность доказать окружающим, на что он на самом деле способен. Выбирая тот или иной вид спорта, мужчина всегда опирается на свой стиль жизни. Когда мужчина по жизни ведет борьбу, наверняка он остановит свой выбор на боксе, борьбе, кикбоксинге. Если мужчина по характеру мягкий и нежный, скорее всего, он будет отдавать предпочтение таким видам спорта как лыжи, теннис, плавание. Эти виды спорта намного спокойнее, мужчина в них чувствует себя уверенно.

Каким мужчинам подходят рисковые виды спорта

Подвижному типу мужчин, которые предпочитают вести активный образ жизни, связанный с активностью и риском, более всего подходят гонки, футбол, хоккей, волейбол. Здесь нужна быстрота реакции, умение работать в команде, принимать обдуманное решение. Правильная расстановка сил и коммуникативность в таких играх позволяют добиться успеха, это обеспечивает результат, необходимый для победы.

Тяжелые виды спорта не для слабых

Вольной борьбой, карате, боксом, кикбоксингом и подобными видами спорта способны заниматься только мужчины. Риск для жизни, жестокость делают эти виды спорта в чем-то опасным для здоровья. В случае осечки или поражения они способны принести вред спортмену, но это обычно не останавливает мужчин, доказывая, что данный вид спорта не для слабаков. У мужчины появляется возможность заявлять о себе в полной мере, бросать вызов судьбе, получать необходимые гормоны всплеском - чтобы осознать, что он мужчина, и он - лучший. При этом мужчины готовы многим рисковать для самореализации. Такой спорт для мужчин - не для хнычущих и слабых.

Парни выбирают этот тяжелый вид спорта, так как он помогает мужчине проявить стремление к победе, твердость в характере, закаливает волю и характер. Этот вид спорта хорошо «ложится» на психологию мужчин, для которых характерно стремление преодолевать препятствия. Чем больше препятствий, тем уверенней игрок себя чувствует. Страх за свое здоровье, риск для жизни, всплеск адреналина, позволяют получать удовольствие от пройденного и пережитого. Чем тяжелей вид спорта, тем сильней становиться мужчина, тем прочней его характер, сильней воля к победе.

Как определить характер мужчины по его увлечению спортом

Если мужчина увлекается спортом, это говорит о том, что он самодостаточен, целеустремлен, способен добиваться успехов, ставить цели в жизни. Когда мужчина предпочитает одиночные виды спорта (различные виды единоборств, фигурное катание, гимнастику, тяжелую атлетику и т.д.), это говорит о том, что ему по душе одиночество, уединение. Если мужчина фанат бодибилдинга, это характеризует его, как очень высокомерную самолюбивую личность. Мужчины, увлекающиеся командными видами спорта (эстафетами в лыжных гонках, биатлоном, футболом, баскетболом, хоккеем), отлично работают в команде, склонны к соперничеству, обладают развитым чувством локтя.

Спортивная гимнастика, легкая атлетика, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед, борьба, бокс, поднятие тяжестей – являются основными видами спорта . Каждый из них имеет свои особенности, заключающиеся главным образом во влиянии оказывающим на организм. При выборе следует руководствоваться этими особенностями и учитывать индивидуальные склонности приступающего к занятиям спортом. Однако всегда следует помнить о том, что оздоровительный эффект в основном зависит от методики занятий, то есть от того, сколько и как занимаются тем или иным видом спорта.

Характеристика основных видов спорта

Охарактеризуем вкратце основные виды спорта :

– основа всех физических упражнений . Так называемая основная гимнастика, которая включает в себя как утреннюю гигиеническую , так и обще развивающие гимнастические упражнения, используемые спортсменами различных спортивных специальностей, преследует цели сохранения здоровья и общего физического развития. Спортивная, или снарядовая, гимнастика на перекладине, брусьях, кольцах и других снарядах доводит двигательные способности человека до высокого совершенства . Движения становятся точными, плавными, мускулатура прекрасно развитой. Однако наличие большого количества упражнений с задержкой дыхания может оказать неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы в тех случаях, если гимнаст не будет сочетать занятия спортивной гимнастикой с легкоатлетическими упражнениями в беге, ходьбе, с лыжными прогулками, катанием на коньках, плаванием.

– это ходьба, бег, прыжки и метание диска, копья и ядра . Эти естественные виды движения особенно хорошо дозируются и могут быть широко использованы начинающими заниматься спортом.

В подростковом и юношеском возрасте рекомендуется бег на короткие дистанции (от 60 до 100 метров). В возрасте свыше 40 лет, когда скоростные качества ухудшаются, рекомендуются преимущественно упражнения в беге на выносливость. Занятия легкой атлетикой, проводимые круглый год на свежем воздухе, исключительно благотворно влияют на организм: нервную систему, сердце , легкие, кровь . Это позволяет рекомендовать занятия легкой атлетикой даже лицам, имеющим некоторые отклонения в своем здоровье.

Является одним из самых популярных и доступных видов физических упражнений. При ходьбе на лыжах в работу вовлекаются большие группы мышц , активизируется дыхание, кровообращение . Зимний пейзаж благотворно действует на нервную систему. Обучиться ходьбе на лыжах сравнительно несложно. Уже после того, как усвоены движения, можно постепенно увеличивать дозировку ходьбы, главным образом за счет расстояния. Возрастной диапазон для занятий лыжным спортом очень велик. Лыжи могут быть рекомендованы детям с 5–6-летнего возраста. Спортивные же занятия практикуются с 12 лет.

Конькобежный спорт

Занятия конькобежным спортом также благотворно действуют на организм, как и лыжный. Катание на коньках – увлекательная форма активного отдыха и для школьников и для людей старшего поколения. Скольжение по льду уменьшает усилия, затрачиваемые на передвижение при обычном беге , и это позволяет использовать конькобежный спорт, даже при выраженных отклонениях в состоянии здоровья. Конькобежный спорт может быть рекомендован в среднем и даже пожилом возрасте при особо постепенном повышении нагрузки.

Гигиеническое значение плавания очень велико. Человек испытывает здесь целый комплекс воздействий:

  1. воздействует вода на кожу,
  2. воздушные процедуры,
  3. солнечные ванны.

Разница температуры при входе и выходе из воды закаливает организм, приучает его к правильной терморегуляции. Преодоление сопротивления воды активными движениями является дыхательной гимнастикой . Грудная клетка при этом становится выпуклой, что создает максимально благоприятные условия для работы легких. Работа сердца при плавании в связи с затруднением вдоха усилена больше, чем при других видах спорта. Поэтому во избежание отрицательного влияния на сердечно сосудистую систему необходимо, прежде всего, отработать правильное дыхание , а уж потом переходить к скоростному плаванию. Детям можно заниматься плаванием с 6–7-летнего возраста. В 12 лет они могут заниматься спортивным плаванием и участвовать в соревнованиях.

– один из наиболее утомительных видов физической нагрузки. В работу вовлекаются все мышцы тела – рук, ног, спины, брюшного пресса . Поэтому занятия гребным спортом требуют хорошей предварительной общей физической подготовки. Людям с отклонениями в состоянии сердечнососудистой системы гребля, как вид спорта, не может быть рекомендована. Обучаться гребле можно с 10-летнего возраста, а заниматься гребным спортом – с 14 лет, причем очень постепенно увеличивая нагрузку и под руководством опытных педагогов. При гребле, как и плавании, важным оздоровительным элементом является естественная дыхательная гимнастика . Нельзя не отметить греблю, как наиболее действенное средство укрепления мышц живота . Несмотря на очень интенсивную нагрузку, при систематической тренировке и греблей можно заниматься до преклонных лет.

Имеет некоторые особенности, заставляющие очень осторожно относиться к этому виду физической деятельности. Длительное согнутое положение велосипедиста, работа ног при неподвижном туловище создают не совсем благоприятные условия для кровообращения и дыхания. Поэтому велосипедист должен особенно помнить о необходимости разносторонней физической нагрузки: систематических занятиях общеразвивающей гимнастикой, бегом и так далее. Только в этом случае занятия велосипедным спортом принесут должный оздоровительный эффект. Используя велосипед для прогулок, нужно исключительно постепенно увеличивать расстояние, не доводя себя в первые недели до отчетливых признаков утомления. Езде на двухколесном велосипеде можно обучить детей 8–9-летнего возраста. В 11–12 лет можно разрешать им 30–40-минутные велосипедные прогулки, а в 13–14 лет – занятия велосипедным спортом.

Поднятие тяжестей, или гиревой спорт , пользуется большой популярностью среди населения благодаря наглядному и быстрому эффекту от занятий им. Действительно, тяжелоатлетические упражнения со штангой, гирями прекрасно развивают мышцы тела, мускулатуру рук, туловища, груди . Однако воздействие на нервную систему, органы дыхания и кровообращение при одностороннем увлечении поднятием тяжестей может оказаться отрицательным , так как сопряжено с задержкой дыхания . Успех в этом виде спорта может быть достигнут лишь длительной общей физической подготовкой: гимнастическими упражнениями в сочетании с другими видами физических упражнений и спорта. И даже приступив к занятиям штангой, нужно систематически включать в тренировку бег, ходьбу на лыжах, катание на коньках и так далее. Этот вид спорта разрешается людям, не имеющим значительных отклонений в состоянии здоровья, начиная с 16-летнего возраста.

– один из древнейших видов спорта. Различают много видов национальной борьбы. Наибольшим распространением пользуется классическая или греко-римская борьба, вольная борьба. Воздействие на организм всех видов борьбы очень велико. Упражнения в сопротивлении хорошо развивают мышцы и интенсивно воздействуют на внутренние органы . Однако односторонняя тренировка в борьбе, насыщенной элементами напряжения может так же, как и поднятие тяжестей, повлечь за собой перенапряжение нервной и сердечно-сосудистой систем . Здесь требуется тщательная подготовительная работа и сочетание с другими видами физической тренировки легкоатлетического типа (бег, прогулки лыжные и пешие). Заниматься борьбой можно с 14-летнего возраста, но первые 2–3 года занятия должны носить подготовительный характер общеразвивающих упражнений и изучения технических и тактических приемов. В среднем и пожилом возрасте можно лишь продолжать занятия борьбой, начатые в молодости. Приступать к занятиям борьбой после 40 лет не рекомендуется, так как это может отрицательно оказаться на сердечнососудистой системе.

Относится к так называемым скоростно-силовым видам спорта . Сочетание попеременного движения рук, туловища с работой ног способствует хорошему развитию мускулатуры . В процессе подготовки к борьбе на ринге боксеры обязательно используют легкоатлетические упражнениябег, метание, прыжки, общеразвивающую гимнастику . Сам боксерский поединок изобилует различными ситуационными моментами, воспитывающими быстроту реакции, ловкость, решительность, выносливость и другие морально-волевые качества. При правильном руководстве тренировкой занятия боксом не вызывают отрицательных изменений в состоянии здоровья и прекрасно укрепляют организм. Занятия в секции бокса разрешаются с 13 лет. Из краткого обзора оздоровительной ценности основных видов спорта видно, что все они по-своему хороши и результат занятий ими, главным образом, зависит от правильной организации тренировочного процесса в соответствии возрасту, состоянию здоровья, физической подготовленности и от регулярности занятий. Только систематические занятия спортом дают стойкий оздоровительный эффект, обеспечивают спортивный успех, значительно продлевают работоспособность .



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка