Тесты для измерения силовых способностей. Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»

Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся гимназии.

Елохина Галина Петровна

Ивченко Игорь Владимирович

МАОУ «Гимназия имени А. С. Пушкина»

Учителя физической культуры

г. Сыктывкар

Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся, а так же поиска путей оптимизации учебного процесса и сохранения здоровья каждого.

Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. Оценивание результатов физической подготовки учащихся является важным инструментом диагностирование уровня физического развития и физической подготовленности. Применение тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:

1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить каждого ученика;

2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаний учащихся;

3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;

4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.

При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

На основе результатов тестирования можно:

– сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах страны;

– проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

– осуществлять достаточно объективный контроль в процессе обучения (тренировки) школьников и юных спортсменов;

– выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

– обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей школьного возраста.

Использование в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Наряду с научно-педагогическими задачами в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Научить самих школьников определять уровень физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

Стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (физической формы);

Знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенный период времени;

Стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленности, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.

Тестирование физической подготовленности учащихся.

Тестирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесы, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.

На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:

Бег 30м., 60 м., 100 м.,

Бег 1000 м.,

Прыжки в длину с места,

- «Челночный» бег 3*10 м.,

Подъём туловища за 30 сек.,

Подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).

Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.

Определение уровня физического развития детей.

Физическое развитие– это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.

По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:

    Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

    Физиометрических - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти рук, становая сила;

    Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..

Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.

Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:

1 балл - очень плохо (низкий уровень),

2 балла - плохо (ниже среднего уровня),

3 балла - среднее (средний уровень),

4 балла - хорошо (выше среднего),

5 баллов - отлично (высокий уровень).

Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции.

Мониторинг физического здоровья учащихся.

В настоящее время в учебно-воспитательном процесс выделена группа факторов риска, оказывающая наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

    недостаточная двигательная активность;

    нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

    нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

    нарушение организации питания;

    отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

    неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведение различного рода профилактических мероприятий.

В практике физического воспитания существует множество методов и различных тестов, позволяющих объективно оценить состояние физического здоровья каждого школьника. При этом используются как медицинские, физиологические, психолого-педагогические, так и антропометрические подходы. Диагностика физического здоровья включает следующие показатели: антропометрические, физического развития, физической и функциональной подготовленности школьника.

Один из методов «Экспресс-оценка физического здоровья школьника».

На основе интегрированной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьников.

Характеристика кондиционные и координационные способности.

По существующей классификации физические качества подразделяются на кондиционные и координационные качества или способности.

Кондиционные (энергетические) способности обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная деятельность. К ним относятся такие качества, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость.

Координационные (информационные) способности обусловливаются не морфофункциональными возможностями организма, а, в первую очередь, свойствами центральной нервной системы, особенностями сенсомоторных процессов человека. Немаловажное значение при проявлении координационных способностей имеет и интеллект. Таким образом, очевидно, что не все физические качества являются показателями физического развития человека. К специфическим координационным способностям относятся: способности к равновесию, к ориентированию, к реагированию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к перестроению двигательных действий, к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц, к согласованию (связи)

Следует заметить, что между кондиционными и координационными способностями существует определенная связь. Так, успешность овладения двигательными действиями, совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков зависят, в первую очередь, от координационных способностей человека. В то же время, чем больше освоенных человеком двигательных действий, чем они разнообразнее, тем выше возможности совершенствования физических качеств. Таким образом,

с одной стороны, морфофункциональное состояние организма человека – основа для проявления кондиционных способностей, с другой, – высокий уровень развития этих качеств является предпосылкой для улучшения морфофункциональных показателей.

Характеристика физических качеств.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий. Собственно силовые способности проявляются в движении (динамическая сила) и в напряжении изометрического типа (статическая сила). Статическая сила характеризуется двумя его особенностями: активная статическая сила и пассивная статическая сила. Соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

К скоростно-силовым способностям относятся быстрая сила и взрывная, которая проявляется как стартовая сила и ускоряющая сила.

Силовая ловкость проявляется в циклической работе и ациклической работе.

Силовая выносливость -способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. И они проявляются в быстроте простой и сложной реакции, в скорости одиночного движения, в максимальной частоте движений в различных суставах и в скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (бег на короткие дистанции).

Выносливость способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Гибкость способность выполнять движения с большей амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную . По способу проявления гибкости подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая - в позах.

Двигательно-координационные способности в физическом воспитании связывают с понятием ловкости – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи, в изменяющихся условиях.

Контрольные тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств.

Развитие выносливости

В практике физического воспитания для определения уровня выносливости применяется косвенный способ, когда выносливость у занимающихся определят по времени преодоления дистанций: 600,800,1000, 1500, 2000 и 3000 метров.

Используется также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 и 12 мин. Определяется расстояние, которое пробежал учащийся за определённое время.

К неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, педалирование на велоэргометре, степ-тест.

Специфическими считаются тесты, которые приближены по структуре к соревновательным (плавание, лыжные гонки, гимнастика, единоборства и т.д.).

Развитие силовых способностей

Для измерения статической максимальной силы применяются динамометры (кистевой и становой), для измерения силы кисти и спины. Для определения динамической максимальной силы используют отдельные упражнения с предельным отягощением (жим штанги лежа, приседание). Применение данных тестов требует особой осторожности и обязательной страховки учителем. Косвенными показателями взрывной силы ног являются результаты максимальных прыжков с места (в длину и вверх). Для оценки силовой динамической выносливости используют многократное (до отказа или за определенное время) выполнение тестовых упражнений:

Подтягивание на перекладине;

Сгибание - разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа;

Приседание типа «пистолет»;

Поднимание опускание туловища, в положении лежа;

Сгибание ног до определенного угла в висе на гимнастической стенке или перекладине и др.

Развитие быстроты

Для оценки быстроты двигательной реакции испытуемому предлагают в ответ на определенный световой или звуковой сигнал как можно быстрее выполнить простое движение, например нажать на кнопку, размыкающую электрическую цепь хронорефлексометра Время, прошедшее от начала сигнала до моторной реакции (латентный период). В силу разной чувствительности зрительного и слухового анализаторов, время реакции на световой раздражитель меньше, чем на звуковой.

Более простой метод измерения быстроты одиночного движения выполнение 5 выпрыгивания или 5 приседаний с заданной амплитудой с максимально возможной скоростью. С помощью секундомера регистрируется время, с последующим расчетом времени одиночного движения.

Для определения частоты движений кисти применяют теппинг - тест. Проставление карандашом на бумаге размером 10 см. на 10 см. максимально возможного количества точек за 10 с. Затем число точек подсчитывают и делают перерасчет движений за 1 мин.

При определении частоты движении ног испытуемый выполняет бег на месте с высоким подниманием бедра (параллельно опоре) в максимальном темпе в течение 10 с. Число шагов подсчитывается, и затем рассчитывают количество шагов за 1 мин.

Оценка скоростных возможностей человека определяется по времени про бегания коротких дистанций (бега 30, 60 и 100 м.). В таких тестах учитывается вариант старта (низкий, высокий) и правила соревнований по легкой атлетике.

Развитие гибкости

Гибкость измеряют в линейных (см) или угловых (градус) единицах. Подвижность в плечевом суставе с гимнастической палкой, выполняется вы крут прямых рук назад. Степень подвижности оценивается по расстоянию между кистями рук.

Подвижность в коленных суставах выполнение полного приседания, руки вперёд или за голову.

Подвижность в голеностопном суставе измеряются параметры сгибания и разгибания в суставе.

Гибкость позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед, назад и в стороны. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Зафиксировав крайнее положение на 1-2 сек., измеряется расстояние с помощью линейки или ленты от нулевой отметки до кончиков средних пальцев рук (в см). Если пальцы не достают до нулевой отметки, то результат с минусом, а если дальше, то со знаком плюс.

Гибкость в тазобедренном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика) в положении стоя ноги врозь в сторону и вперёд-назад с опорой на руки. Чем меньше расстояние, тем выше результат.

Развитие ловкости

Ловкость – сложное, комплексное качество, во многом связанное с координационными способностями, точностью движений и функцией равновесия.

При оценке точности движений предлагается выполнить движение, строго регламентированное в пространстве, во времени и степени мышечного усилия. Регистрируются ошибки при воспроизведении заданного параметра движения. Чем меньше величина ошибок, тем совершеннее точность движений. В качестве контрольных упражнений могут быть:

Отведение или сгибание конечностей до заданного угла без контроля зрения;

Ходьба по периметру размеченного квадрата с завязанными глазами;

Выполнение движений (приседаний, махов руками, ходьбы, бега) в течение точно заданного интервала времени по собственному «ощущению» времени;

Не глядя воспроизвести на динамометре усилие в половину максимальной силы кисти;

Выполнение без разметки прыжка в длину с места на расстояние, равное половине личного максимального результата.

Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела (статическое – удержание принятой позы, динамическое – в движении). Для оценки статического равновесия , рассматривают время сохранения позы – стойка на одной ноге, другая согнута и подошвой упирается в колено опорной ноги, руки вытянуты.

Развитие координация движений

Наиболее часто применяется «Челночный» бег 3 * 10 м., бег «змейкой», «Челночный» бег 4 * 10 м. с переноской двух кубиков за линию старта, метание в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Вывод:

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Объективное оценивание по предмету «физическая культура» должна осуществляться с учётом индивидуального темпам прироста в развитии физических качеств, качеству и объему приобретенных знаний, прочности освоения двигательных умений и навыков, уровню выполнения учебных нормативов.

Исходя из реальных возможностей и минимально необходимой объективной информации в условиях школы представляется целесообразным использовать простейшие методы оценки, не требующие сложной аппаратуры и расчетов, а также больших затрат сил и времени.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности каждого учащегося, что поможет составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие - по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы, по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам : скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования :

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2) . В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка, подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов :

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
  2. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
  3. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
  4. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
  5. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
  6. Журналы “Спорт в школе”, 1996.

Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования для всех видов спорта включает:

    Бег 30 м с высокого старта;

    Непрерывный бег в течение 5 мин.;

    Челночный бег 3 х 10 м;

    10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;

    Прыжок в длину с места;

    Прыжок вверх с места;

    Прыжки с «прибавками»;

    Подтягивания из виса на руках;

    Бросок набивного мяча;

    Выкрут с палкой;

    Наклон вперёд.

Дня велосипедного спорта предлагаются 5 видов тестирования, наиболее раскрывающих уровень показателей развития физических качеств и двигательных способностей.

Организация и проведение тестирования

При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всем учащимся СДЮСШОР. Тестирование проводят в соответствии с внутренним календарём СДЮСШОР 2 раза в год (октябрь, май ежегодно). Результаты тестирования заносят в личную карту спортсмена. При переходе в другую спортивную школу она служит основанием для включение спортсмена в списки тренировочных групп.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
Бег 30 метров с высокого старта. Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Прыжок в длину с места, см - выполняется толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка производится стальной рулеткой.
Подтягиваниеизвисанаперекладине,количествораз. Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Темп выполнения -
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см . Выполняют из положения, сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках за головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой.
Наклон вперёд, см . Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамье, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально скамье линеек, т.о., чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая -вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком +, если выше - со знаком -. Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

Оценка результатов тестирования.

В таблицах приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений (Наклон вниз), характеризующих главным образом подвижность суставов или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных групп. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах велосипедистов должна составлять 15 баллов за выполнение 5 тестов.

Нормативы оценки развития гибкости

упражнение

Оценка,
баллы

мальчики

девочки

Наклон вперёд, см

11 и больше

16 и больше

От 0,5 до 10,5

От 5,5 до 15,5

От 0 до -10

От -5 до + 5

От-10,5 до-20,5

От -5,5 до-15,5

От-21 и больше

От -16 и больше

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей

Упражнения

баллы

Возрастные группы, лет (Юноши)

9-10

15 и ст.

Бег 30 м, с

5,6 и мен.

5,3 и мен.

5,0 и мен.

4,7 и мен.

4,4 и мен.

4,2 и мен.

5,7-6,1

5,4-5,8

5,1-5,5

4,8-5,2

4,5-4,9

4,3-4,7

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6.0

5,3-5,7

5,0-5,4

4,8-5,2

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,8-6,2

5,5-5,9

5,3 - 5,7

7,2 и бол.

6,9 и бол.

6,6 и бол.

6,3 и бол.

6,0 и бол.

5,8 и бол.

Прыжокв
длину с места,
см

186 и бол.

196 и бол.

211 и бол.

226 и бол.

236 и бол.

251 и бол.

171-185

181 -195

196-210

211-225

221-235

236 - 250

156-170

166-180

181 - 195

196-210

206 - 220

221 - 235

141 - 155

151-165

166-180

181 - 195

191-205

206 - 220

140 и мен.

150 и мен.

165 и мен.

180 и мен.

190 и мен.

205 и мен.

Бросок набивного мяча

366 и бол.

396 и бол.

436 и бол.

486 и бол.

536 и бол.

586 и бол.

316-365

351-395

391-435

436 - 485

486 - 535

536 - 585

261-315

306-350

346 - 390

386-435

436-485

486-535

211 -260

261 - 305

301-346

336-385

386 - 435

436 - 485

210 и мен.

260 и мен.

300 и мен.

335 и мен.

385 и мен.

435 и мен.

Подтяги вание из виса,
кол-во

11 и бол.

13 и бол.

15 и бол.

18 и бол.

21 и бол.

25 и бол.

8-10

9-12

11-14

13-17

15-20

18-24

7-10

8- 12

9- 14

11-17

1 -4

4-10

Девушки

9-10

15 и ст.

Бег 30 м, с

5,8 и мен.

5,6 и бол.

5,3 и мен.

5,0 и мен.

4,8 и мен.

4,5 и мен.

5,9-6,3

5.7-6,1

5,4 - 5,8

5,1-5,5

4,9-5,3

4,6 - 5,0

6,4-6,8

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6,0

5,4-5,8

5Л -5,5

6,9-7,3

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,9-6,3

5,6-6,0

7,4 и бол.

7,2 и бол.

6,9 и бол.

6,6 и бол.

6,4 и бол.

6,1 и боя

Прыжок в длину с места,
см

171 и бол.

181 и бол.

191 и бол.

206 и бол.

221 и бол.

231 и бол.

161 - 170

171 - 180

181 - 190

196-205

211-220

221-230

151 - 160

161 - 170

171 - 180

186- 195

201-210

211-220

141 - 150

151-160

161 - 170

176-186

191 - 200

201 - 210

140 и мен.

150 и мен.

160 и мен.

175 и мен.

190 и мен.

200 и мен.

Бросок набивного мяча
массой 2 кг, см

271 и бол.

301 и бол.

361 и бол.

391 и бол.

43 I и бол.

501 и бол.

241-270

271 - 300

321 - 360

351-390

401-430

461 - 500

2П-240

241-270

281 - 320

311-350

371-400

421-460

181-210

211-240

241-280

271 -310

341 - 370

381-420

180 и мен.

210 и мен.

240 и мен.

270 и мен.

340 и мен.

380 и мен.

Подтягивание
из виса на
руках, кол-во

8 и бол.

9 и бол.

10 и бол.

14 и бол.

15 и бол.

16 и бол.

10-13

10-14

12-15

8-11

3 и мен.

Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей

1. Организация и проведение тестирования .

При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создания одних условий для выполнения упражнений для всех учащихся ОУ. Тестирование проводят в установленные сроки (сентябрь, май - ежегодно). Результаты тестирования заносят в индивидуальную карту спортсмена.

Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
1. Бег 30м с высокого старта . Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу.
2.
Непрерывный бег 5 минут . Условия поведения те же. Учитывают расстояние, которое преодолевает спортсмен в течении бега за 5 минут.
3.
Челночный бег 3х10 м . Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которой отмечают линией (cтартовая и финишная черта). за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик (5 куб. см). Спортсмен становится за ближней чертой на линии старта и по команде "марш" начинает бег в сторону финишной черты, обегает полукруг, берёт кубик и возвращается к линии старта. затем кладёт кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишной - черте, пробегая её. Учитывают время выполнения задания от команды "марш" и до пересечения линии финиша.
4.
Бег на месте в максимальном темпе . Учитывают количество беговых шагов в течении 10 секунд. Тестирование проводят в помещении с использованием простейшего приспособления (между двумя стойками на расстоянии 1 м натягивают эластичный резиновый бинт на высоте колена спортсмена, согнутого под прямым углом ноги). По команде "марш" спортсмен начинает с максимальной частотой движений быстрый бег на месте, каждый раз касаясь бедром ноги натянутой резины. Подсчёт шагов ведётся по касанию правым бедром ноги натянутой резины (и умножается на 2).
5.
Прыжок в длину с места . Выполняют толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление.
6.
Прыжок вверх . Выполняется толчком двух ног со взмахом рук от поверхности пола, измерение высоты прыжка проводят рулеткой или лентой по методике Абалакова.
7.
Прыжки с "прибавками" . Количество минимальных прибавлений в прыжках в длину с места. Процедура тестирования следующая: по максимальному результату прыжка в длину с места определяют границы, в пределах которых спортсмену предстоит производить "прибавки". На расстоянии 1/4 величины максимального результата спортсмена отмечают мелом (или другим ориентиром, не мешающим выполнению упражнения) первую границу. Линию второй границы отмечают на расстоянии 3/4 максимального результата. В диапазоне отмеченных границ, каждый раз от линии старта спортсмен совершает прыжки, последовательно увеличивая их дальность. Подсчёт прибавок прекращают, как только спортсмен достиг второй границы (дальнего от старта ориентира) или если в двух прыжках подряд он не "прибавил" длину прыжка. Засчитывают прыжки с "прибавками", которые по своей длине превышают предыдущие. Испытуемый имеет право на пробную попытку.
8.
Подтягивание в висе на перекладине . Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитывается попытка при вспомогательных движениях ног и туловища.
9.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы . Выполняют из положения сидя, ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряют рулеткой.
10.
Выкрут рук с палкой . На палке нанесены деления с точностью до 1 см (или наклеена сантиметровая лента). Из положения стоя руки внизу хватом палки сверху. Поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в исходное положение. Определяют расстояние между внутренними точками хвата.
11.
Наклон вперёд . Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью 2-х укреплённых вертикально к скамейке линеек таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая - вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки результат записывают со знаком +, если выше cо знаком - . Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

2. Оценка результатов тестирования .

В таблице 1 дан перечень видов спорта с указанием комплекса обязательных (++) и дополнительных (+) упражнений для тестирования. В зачёт спортсмену идут результаты выполнения 5 обязательных и 3 дополнительных тестов. В качестве последних могут быть использованы любые другие из числа приведённых в программе упражнений. В таблице 2 и 3 приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений, характеризующих главным образом подвижность в суставах или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных категорий. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка