Осанка - это наиболее привычная поза, в которой человек находится в движении и в покое. Описание функциональных признаков

Специалисты, составляющие психологический портрет личности по ее внешним признакам, в один голос утверждают, что труднее всего анализировать позы и походку человека. Действительно, эти элементы дают мало информации о характере личности, к примеру, рассматривая занимаемую позу можно судить о том, насколько она естественна, а также об отношении человека к окружающим людям. Чуть меньше в плане понимания характера личности дает походка, по которой все же можно распознать некоторые характеристики и составить портрет изучаемого человека. Давайте же вместе разберемся, что может сказать нам о человеке определенная поза и походка.

Позы

К позам относятся определенные положения частей тела (туловища и головы, верхних и нижних конечностей), а также движения, влияющие на положение тела. У каждого из нас есть набор излюбленных поз, а потому незнакомому человеку сходу трудно определить, выражает ли поза конкретное состояние личности или это просто привычка. Тем не менее, предпочтение определенных поз дает представление о том, каким состояниям чаще подвергается человек.

Наиболее типичные позы

Изучим особенности, по которым специалисты «читают» позы человека, рассмотрев наиболее типичные из них:

  • если человек стоит, широко расставив ноги, можно сделать вывод о том, что ему не хватает самоутверждения, он нуждается в повышении самооценки и жаждет компенсировать чувство собственной неполноценности.
  • максимально удобная поза, которую занимает человек, присаживаясь на стул или кресло, намекает на то, что он хочет насладиться покоем, его тянет «расположиться поудобнее».
  • человек, который сидит на краю стула, в напряженной позе и с прямой спиной, как правило, сконцентрирован и готов к действию. Если при этом лицом он обращен к собеседнику, это говорит о том, что он крайне заинтересован в правильном исходе переговоров.
  • если у сидящего человека ноги скрещены или прижаты одна к одной, этот факт свидетельствуют о его педантичном характере, либо о том, что он находится в беспомощной ситуации.
  • человек, держащий во время беседы руки под столом – классический пример нервозной и сомневающейся в себе личности, которая попросту не готова вести переговоры.

Обратите внимание на мелкие детали

Чтобы точнее понять, о чем говорит та или иная поза, необходимо обратить внимание на мелкие детали, такие как поднятая или опущенная голова, сутулость или расправленные плечи. К примеру:

  • если человек сидит, откинувшись в кресле, при этом высоко держит голову, его нога заброшена на ногу или же ноги вальяжно расставлены, с высокой вероятностью можно говорить о том, что перед вами самоуверенная, высокомерная натура, с пренебрежением относящаяся к другому участнику беседы.
  • когда во время общения у человека приподняты плечи, а руки разведены в стороны или же чуть согнуты в локтях, такая поза может говорить о растерянности, а также о непонимании происходящего, удивлении и недоумении.


Общая классификация поз

  • по моменту общения (позы с которых начинается контакт или позы завершающие разговор);
  • по отношению к оппоненту (позы, которые выражают пренебрежение или уважение, симпатию или антипатию, управление или же подчинение, а также интерес к общению или его отсутствие);
  • по психологическому состоянию (поза активная или же поза пассивная, раскрепощенная или напряженная);
  • по направленности позы (лица, обращенные друг к другу, или же лицо, обращенное к спине слушателя);
  • по соответствию поз общающихся лиц (одновременно занимаемые или не совпадающие позы).

Выстраивание коммуникации и оценка позы собеседника

Для выстраивания эффективной коммуникации, которая должна помочь найти взаимопонимание с партнером, необходимо учитывать одинаковые с собеседником позы. Причем, они могут быть согласованными и несогласованными, а также идентичными либо зеркальными.

Наличие одинаковых поз у собеседников говорит о том, что их взгляды на конкретный вопрос во многом схожи, а несогласованные жесты тела намекают на серьезные расхождения во взглядах. Здесь следует учитывать время, которое партнеры проводят в согласованных позах, ведь чем больше это время, тем лучше люди понимают друг друга и доброжелательнее относятся к друг другу.

Отдельно следует сказать о том, какая поза называется открытой, а какая закрытой. При открытой позе человек повернут лицом и корпусом тела к собеседнику, он смело смотрит в глаза партнеру, не скрещивает ноги, не сжимает кулаки и не прячет руки за спину. Как правило, такая поза говорит о проявлении симпатии к партнеру, а значит, располагает к установлению искреннего контакта. А вот в закрытой позе человек отводит корпус тела немного назад, держит руки и ноги скрещенными, его мышцы напряжены, а голова часто поворачивается из стороны в сторону.

Заметить неприязнь в позах человека не так уж сложно. Такое отношение личности выдает поза «руки в боки» или положение со скрещенными на груди руками. К тому же приветствуя приятную и симпатичную личность, человек склоняет корпус тела с меньшей амплитудой, чем во время приветствия неприятного ему человека. Здесь нужно отметить, что проявления антипатии в позах у лиц разного пола значительно отличаются. К примеру, если неприязнь к мужчине проявляет такой же представитель сильного пола, его тело замирает на месте, в то время как неприязнь к женщине сопровождается невозможностью стоять на одном месте и частыми поворотами корпуса тела. В то же время представительница слабого пола часто поворачивает корпус тела вне зависимости от пола человека, к которому она испытывает антипатию.

Есть и еще одна характерная особенность. Если в минуты наивысшего накала страстей мужчина напряжен до предела и сидит в кресле «словно на пружинах», то женщина в такой ситуации старается принять вальяжную позу «отбрасывая» корпус тела в кресло.

Еще одним важным фактором определения характера человека является частота, с которой человек принимает определенные позы. Данный фактор может говорить о статусе человека, а также о его склонности к подчинению или управлению. Например, люди, обладающие высоким статусом в обществе, в сравнении со своими низкостатусными оппонентами производят намного больше движений различным частями тела, т.е. более раскрепощены и свободны в выборе невербальных проявлений своего характера. При общении, лица с разным статусом несколько отклоняют корпуса тела, тогда как во время общения личностей с равными статусами они держат тела прямо.

Многим хорошо знакома поза человек подчиненного, который в попытке оградить себя от агрессии руководителя застывает на месте, вжимает голову в плечи, чуть подгибает колени и, потупившись, смотрит в пол.

Таким образом, желая найти взаимопонимание и поддержку, человек принимает открытые позы, немного наклоняясь вперед и пытаясь копировать жесты собеседника. Напротив, не желая поддерживать общение и вникать суть проблемы, человек принимает позы, блокирующие контакт, то есть отворачивается от собеседника, часто поворачивает голову в сторону или сидя скрещивает ноги.

Походка

По походке также можно немало узнать о человеке, ведь сознание ее практически не контролирует. Для начала определимся с тем, что может дать походка в плане знаний о личности. Прежде всего, она может немало сказать о характере человека и дать развернутую информацию о его состоянии в данный момент. При этом человеку, пытающемуся определить характер личности по такому индивидуальному признаку, особое внимание следует уделять скорости и ритму походки, размашистости шага, характеру движения руками или даже положению головы при ходьбе.

Классификации особенностей существующих походок

Обратите внимание на рисунок походки. Например, она может быть легкой или грузной, энергичной или волочащейся, бесшумной либо звенящей.

Не последнюю роль в определении походки играют ее различия по половому признаку. Классически мужчинам свойственна мужская походка, а представительницам прекрасного пола – женская. Хотя, возможны варианты, когда у представителя мужского пола походка будет женская, и наоборот.

Нельзя не учитывать и особенности возраста. Например, у человека в соответствии с возрастом бывает детская или младенческая, юношеская или старческая походка. Однако и они не всегда соответствуют возрасту, что также немало говорит об обладателе такой походки.

Некоторых личностей выдают так называемые «профессиональные» походки, т.е. походка военного, моряка или же походка топ-модели.

Но лучше всего о характере личности говорят характерологические особенности той или иной походки. Различают, к примеру, трусливую или подхалимскую походку, уверенную либо крадущуюся, ленивую или же бодрую.

Не последнюю роль в оценке личности играет и статусность походки. Так встречается царская походка или же походка командира, которая выдает личностей властных, облеченных саном или относящихся к привилегированному обществу.

Элементы походки, на которые надо обратить внимание

Отдельные элементы походки совершенно нельзя задать самостоятельно, а потому именно на них должны обратить внимание те, кто дает характеристику по походке. Взглянем на примеры:

  • Активная пружинистая походка свидетельствует о хорошем настроении, воодушевлении и позитивных мыслях в голове у человека.
  • Ели невысокий человек идет размашистой походкой, это намек на его активность и целеустремленность, общительность и желание помогать другим.
  • Мелким шагом передвигаются расчетливые и осторожные личности, которые держат эмоции в себе и не слишком общительны.
  • Спотыкающейся, прерывистой походкой ходят неуверенные в себе, робкие люди, которые не умеют принимать решения и редко берут на себя ответственность за что-либо.
  • Волочащейся походкой передвигается уставший человек, а также человек, которого трудно чем-нибудь удивить и заинтересовать. У таких личностей отсутствует интерес ко всему окружающему.
  • Медленной походкой (с опущенной головой) идет человек, который прокручивает в голове решение серьезного вопроса.
  • Походка, сопровождающаяся сильными махами руками свойственна сильным натурам, целеустремленным и энергичным личностям. Такие лица склонны к доминированию и скрытности.

Как видите, принимаемые человеком позы и его походка могут немало сказать о личности и дать много полезной информации относительно его характера, а также настроя в данный момент. Возможно, эта ценная информация пригодится вам на деловых переговорах или во время приема на работу новых сотрудников. Успехов вам и наблюдательности!

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Рис. 2а. Элементы и признаки лица в профиль. На. 1, 2, 3 - лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 - положение (наклон) лба, 5, б - измерение высоты и глубины переносицы, 7 - выступание спинки носа, 8 - выступание носа, 9 - линия основания носа, 10 - ширина ушной раковины, 11 - высота ушной раковины, 12 - вертикальная (фронтальная) линия. 116. 1 - контур лба, 2 - контур спинки носа, 3 - контур нижнего края крыла носа, 4 - контур подбородка, 5 - положение верхней губы, 6 -- положение нижней губы, 7 - наружный угол глаза, 8 - линия основания ушной раковины, 9 - завиток, 10 - козелок, 11 - противозавиток, 12 - противокозелок, 13 - мочка уха.

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).



Правильная осанка её нарушения

  • Осанка-это привычная поза непринужденно стоящего человека.

  • С морфологической точки зрения осанка определяется, во-первых, положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, во-вторых, качеством работы мышц, участвующих в сохранении равновесия тела.

  • С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания.

  • Правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью, при этом голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги разогнуты в тазобедренных и коленных суставах, пятки вместе. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты.


  • Нормальная осанка - умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

  • Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.


  • Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

  • Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.



    Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник - это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

  • Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.


Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

  • В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

  • слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

  • неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

  • сидения за столом, сгорбившись;

  • передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

  • различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

  • односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.


Встречаются четыре типа осанки

  • нормальная осанка

  • гиперлордоз

  • кифоз

  • плоская спина.

  • к деформациям позвоночника относят кифоз, лордоз и сколиоз


Измените положение своего тела - изменится и расположение духа. Возможно, ваша мама не думала об этом, когда говорила «сядь прямо и не сутулься», но в целом она была права. Многочисленные исследования показывают, что поза сильно влияет на наше настроение, память и даже способности к обучению. К примеру, уверенная поза и ровная осанка делают более уверенным в себе - также как улыбка может сделать более счастливым.

Люди всегда ощущали, что тело и сознание сильно связаны друг с другом. Античные мыслители философствовали, прохаживаясь по галереям, а Фридхих Ницше часто сравнивал свою философию с танцем. Лучшие идеи большинству людей приходят не за рабочим столом, а во сне, во время прогулки или поездки на машине.

Язык тела тесно связан с нашим внутренним состоянием.

В лабораторных экспериментах психологи пытаются раскрыть эти взаимосвязи. За этими исследованиями стоит концепция «воплощённого познания» (embodied cognition ), согласно которой разум можно адекватно понять только в связке с телом и окружающей средой. Каким же образом поза, осанка и жестикуляция связаны с настроением, креативностью и познавательными способностями?

Прямая осанка помогает бороться со стрессом

В недавнем исследовании Оклендского университета учёные попросили испытуемых выполнить задание, которое гарантированно вызывает у людей стрессовые эмоции. Им нужно было подготовить речь и выступить с ней перед взыскательным жюри, причём каждое слово и жест записывались на видеокамеру. Такая методика используется нередко и даже носит специальное название - «социальный стресс-тест Трира».

Все испытуемые проходили тест сидя. Участники из первой группы сохраняли прямую осанку, а участники из второй сутулились и слегка нагибались вперёд (в обоих группах поза специально поддерживалась с помощью физиотерапевтической ленты). В конце теста участников попросили заполнить опросники, измеряющие их уровень стресса, возбудимости, самооценку и настроение.

Выяснилось, что люди с прямой спиной были более довольны собой, лучше настроены и менее боязливы, чем участники из второй группы.

Кроме того, в своих выступлениях они чаще употребляли слова, связанные с позитивными эмоциями и меньше концентрировались на себе. Исследователи делают вывод: прямая осанка помогает лучше справляться со стрессом и чувствовать себя сильнее. Возможно, дело в том, что она повышает уровень возбудимости, делает более активным, в то время как «согнутая» позиция вызывает чувство пассивности и беспомощности. Сидите ровно - и ваше тело будет думать, что ситуация под контролем, какой бы сложной она ни была.

Исследования социального психолога Эми Кадди, о которых она рассказала в популярном диалоге на TED , говорят, что язык тела в прямом смысле слова формирует нашу личность.

Принятие «сильных» поз, связанных с чувством уверенности, заставляет чувствовать эту уверенность - причём изменения происходят уже спустя две минуты и отражаются на гормональной активности: «сильные» позы повышают уровень тестостерона, а «слабые» его понижают, в то время как уровень кортизола (гормон стресса) во втором случае возрастает.

Некоторые жесты и позы могут усилить творческие способности

В исследовании 2012 года, результаты которого опубликованы в журнале Psychological Science, учёные просили некоторых участников жестикулировать двумя руками (как бы воплощая собой выражение «с одной стороны - с другой стороны»), а других участников - только одной рукой. Конечно, участники эксперимента не просто жестикулировали, но и отвечали на вопросы: им нужно было предложить решение какой-либо проблемы.

В результате те, кто пользовался обеими руками, высказали значительно больше идей, чем люди из второй группы.

В следующем эксперименте некоторые участники просто бродили вокруг, а некоторые ходили строго по периметру квадрата или сидели на месте. Оказалось, что испытуемые из первой группы были наиболее креативными. В другом исследовании выяснилось, что лежачая поза позволяет лучше запоминать и решать анаграммы. Некоторые исследователи полагают, что горизонтальное положение стимулирует креативность и пространственное мышление. Возможно, дело в том, что в лежачем положении мы более расслаблены, и сила тяжести распределяется по всему телу почти равномерно.

Исследование 2010 года, опубликованное в Social Psychological and Personality Science, построено на конфликте между телом и сознанием. Участники из первой группы вспоминали приятные события из своей жизни, делая при этом расстроенное лицо, и наоборот - улыбались, вспоминая о чём-то грустном. Участники из второй группы координировали эмоции и выражение лица более привычным образом.

Выяснилось, что участники из первой группы называли более необычные ассоциации и легче принимали странные идеи. Творчество часто возникает там, где сочетается несочетаемое - теперь у этой мысли есть ещё одно подтверждение.

Прямая осанка повышает уверенность в своей позиции и помогает меньше концентрироваться на негативном

В исследовании 2009 года, результаты которого опубликованы в European Journal of Social Psychology, одну группу участников просили сидеть ровно с поднятой головой, а вторую - согнувшись, направив лицо в сторону коленей. В такой позе участники должны были письменно перечислить три позитивных или негативных личных черты, которые в будущем могут повлиять на их удовлетворённость работой и уровень профессионализма.

Участники из первой группы в итоге были более уверены в тех характеристиках, которые они перечислили - неважно, были они позитивными или негативными.

Участники из второй группы гораздо меньше верили тому, что написали.

В сходном исследовании 2014 года принимали участие люди с депрессивным расстройством. Добровольцам показывали на экране позитивно и негативно окрашенные слова (например, «красота» и «утомление»). В первой группе участники поддерживали ровную осанку, во второй - сидели, нагнувшись вперёд.

Через несколько минут участников просили вспомнить как можно больше показанных слов. Как правило, депрессия подталкивает человека к тому, чтобы не обращать внимания на всё, что может вызвать у него позитивные эмоции, и заставляет целиком концентрироваться на негативном. Выяснилось, что люди с прямой осанкой, в отличие от участников из второй группы, запомнили приблизительно равное количество позитивных и негативных слов.

Прямая осанка не только помогает справляться со стрессом, но и ослабляет предрасположенность к тому, чтобы видеть всё в тёмных тонах.

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Согласно классификации типов нарушения осанки (1962 г.) различают:


  • Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

  • Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

  • плоская спина;

  • плосковогнутая спина;

  • сутулая спина;

  • круглая спина;

  • кругловогнутая спина.
У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:


  • увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;

  • голова слегка опущена;

  • плечи опущены и двинуты вперед;

  • лопатки отстают от спины («крыловидные» лопатки);

  • живот отвисает;

  • ноги слегка согнуты в коленях.
Для детей дошкольного возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым формам деформаций костно-мышечного аппарата.

Советы воспитателям ДОУ и родителям при нарушениях опорно-двигательного аппарата


  • Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

  • Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

  • Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

  • Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

  • Объясняйте и показывайте, как нужно:

  • стоять – прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

  • ходить – ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

  • -сидеть – прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула.

  • Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.
Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна : спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

2 .И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

3. И. п. – сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

4 .И. п. – лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

5 .И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»

И. п. – лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. – лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. – лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

И. п. – лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч.

Физические нагрузки во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 простых упражнений, темп их выполнения может различаться – от медленного до интенсивного, в программу занятия включаются дыхательные упражнения. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, комплекс упражнений следует периодически менять. Методисту ЛФК необходимо требовать от детей выполнение «домашнего задания»

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно походить на носках и попрыгать через скакалку.


  • Упражнение «каток»: поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

  • Упражнение «разбойник»: ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

  • Упражнение «маляр»: сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

  • Упражнение «сборщик»: сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

  • Упражнение «художник»: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

  • Упражнение «гусеница»: сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

  • Упражнение «кораблик»: сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

  • Упражнение «мельница»: сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

  • Упражнение «окно»: сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

  • Упражнение «барабанщик»: сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

  • Упражнение «хождение на пятках»: ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Советы родителям при подборе обуви для ребенка

При нагрузке размер стопы увеличивается, поэтому измерение проводится только у стоящего ребенка . Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ставляло примерно один сантиметр . Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким , чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок .

Игры для детей с нарушений опорно-двигательного аппарата

Игра "Сделай правильно" 3 - 7 лет.

Дети свободно располагаются на площадке. По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением стоп или на четвереньках и др., обязательно под музыкальное сопровождение. Выключается музыка и воспитатель называет детям положение, которое они должны принять. Воспитатель отмечает детей, которые допустили ошибки, и поправляет их.

Название положений, которые дети принимают по команде воспитателя: "Оловянный солдатик" (основная стойка); "Осанка" (правильная осанка); "Фигуристка" (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); "Лечь" (лежа на спине, руки за головой, туловище должно лежать ровно); "Чипполино" (присед, спина прямая, руки вверх); "Носочки" (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); "Загораем" (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях). Положения эти используются по мере запоминания. Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

Игра "Собери камушки" 3 - 7 лет.

Дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде "Марш!" дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.

Игра "Найди правильно след" 5 - 7 лет.

По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка