Нарушение осанки. Формирование и значение правильной осанки

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта !

Тема сегодняшней статьи посвящена детям , точнее формированию правильной осанки у наших детей . Не всегда мы –родители уделяем внимание физическому развитию ребенка , стремясь в первую очередь развить умственные способности . А ведь правильная осанка залог здорового организма и отсутствие проблем в будущем . Ведь округлый позвоночник , сутулая спина приведет к заболеваниям во взрослой жизни .

Остеохондроз , пяточные шпоры , варикозное расширение - вен —вот не полный перечень будущих заболеваний . Для правильной работы органов дыхания , нормализации неровной системы и кровообращения необходимо нам в дошкольном возрасте ребенка обязательно уделить должное внимание по формированию правильной осанки у детей . Согласитесь , приятно смотреть на идущего по улице мужчину или женщину , которые уверенно держат свое тело , не сутулятся и не горбятся .

Как самим установить правильная осанка у ребенка или нет

Осанка – привычное положение тела стоящего человека без лишних мышечных напряжений . Правильная осанка залог телесной красоты и здоровья . Если вы хотите проверить осанку своего ребенка , то проведите несколько манипуляций . Для этого разденьте ребенка до пояса , возьмите измерительную ленту портного измерьте длину от седьмого шейного позвонка (выступает со стороны спины ) до нижнего угла левой и правой лопатки поочередно . Если измерения совпадают , то осанка у ребенка правильная .
Установление правильной осанки по плечевому индексу . Для этого измерительной лентой установите ширину плеч впереди и со спины (плечевая дуга ). Затем по формуле (ширина плеч /плечевая дуга ) умножаем на 100 %= плечевой индекс . Результат в пределах 100 —90 % у ребенка правильная осанка , если меньше , это нарушение осанки .

Формирование правильной осанки у детей зависит от физического воспитания особенно дошкольного возраста . В школе наши дети проводят значительное время , поэтому лучше предупредить возникновения неправильного положения тела , чем проводить занятия по исправлению . Главное дайте возможность ребенку больше двигаться , выберите вместе с ним . Дома обязательно проветривайте комнату где живет малыш , при подготовке к школе правильно подберите стол и стул для выполнений уроков . Я не говорю о садиках , где обязательно должны проводиться физкультурно —оздоровительные мероприятия , если вы считаете , что таких занятий недостаточно . Приобретите мяч , гимнастическую палку , и вместе с ребенком выполняйте физические упражнения . Обязательно исключите варианты приема пищи ребенком , лежа , сидя перед телевизором , разукрашивание или рисование и чтение лежа на диване . Отсюда может сформироваться сутулая спина и осанка будет неправильная .

Причины способствующие формированию неправильной осанки детей

  • недостаточно физически развиты мышц спины , живота , шеи , груди . Такое ослабленное физическое состояние мышц способствует выработке ходьбы с опущенной головой . При положении сидя . у ребенка опущены плечи вперед , согнута спина .
  • несоответствующая росту ребенка мебель .
  • неудобная и тяжелая одежда и обувь . Тело ребенка только начинает формироваться , поэтому неправильно подобранная одежда и обувь усугубить положение осанки .
  • однообразные движения . Ношение в одной и той же руке предметов , при езде на малыш отталкивается одной и той —же ногой .
  • нерациональный режим питания
  • недостаточный сон
  • частые болезни , особенно острыми респираторными заболеваниями , ухудшающие физическое развитие организма и тела ребенка .

Рекомендации для формирования правильной осанки детей

# постель самое любимое место для ребенка . Кровать должна быть больше роста на 20 —25 см . Приучите спать мальчика или девочку не на мягкой большой подушке , а жестком матрасе и небольшой подушке . Постарайтесь исключить во время сна положение ребенка , если он спит калачиком . В таком положении сдавливается грудная клетка затрудняется дыхание и может привести к искривлению позвоночника , лучшее положение сон на спине .
# для сформирования правильной осанки у детей необходимо выполнять физические упражнения . Сюда можно отнести и занятия плаванием . Это позволит укрепить мышцы тела и равномерно распределит нагрузку на конечности .
# возьмите за практику менять руки , когда водите ребенка за руку . При движении малыш держится одной рукой за вашу , это может развить боковое искривление позвоночника , что приведет к асимметрии плечевого пояса .
# положение тела за столом . Смотрите как сидит ваш мальчик или девочка . Локти находиться на столе плечи на одном уровне , расстояние между краем стола и грудью ребенка составляет 10см , ноги расположены таким образом , ложилась на обе ягодицы равномерно . Для правильного формирования осанки у детей не допускайте изменения положения ног за столом (нога под ногой , заводили ногу за ножки стула )
# следите за походкой ребенка . Взгляд направлен вперед , ноги не шаркают по тротуару , плечи расправлены , спина ровная . Не позволяйте детям стоять опершись на одну ногу , лучшее положение немного расставив ноги , ложиться на обе конечности .

И самое любимое для меня это выполнение физических упражнений . Это укрепит здоровье малыша , приучит его к спорту и отлично и правильно сформирует его осанку .

Какие упражнения нужно выполнять для формирования правильной осанки у детей

В домашних условиях достаточно будет присутствие ребенка и стены вашей квартиры .
1.) Поставьте ребенка у стены , чтобы он касался затылком , спиной ягодицами , пятками и попросите поднять руки через стороны вверх и за голову , затем поднимая руки вверх подняться на носочки . Сделайте вместе 5 повторений в медленном темпе .
2.) Ноги на ширине плеч , руки в боки начинаем прогибаться вперед при этом руки отводим назад . Это как птичка готовиться к полету , вернулись повторили 5 —6 раз .
3.) Стоя у стены начинаем попеременно опускать тело вправо , влево . При этом одной рукой тянемся вниз , а вторую ставим на поясницу . Также 5 повторений .
4.) Встаем посередине комнаты , руки в стороны и начинаем поворачиваться в вправо —влево , вправо —влево .
5.) Теперь в подмогу подойдет небольшой коврик . Вместе с ребенком встаём на четвереньки , и начинаем поднимать противоположные руку и ногу вверх . при этом взгляд направлен вперед . Выполняя вместе такие упражнения у вашего чадо не возникнет усталости и не пропадет интерес выполнять физические упражнения . Проделайте 5 повторений на каждую ногу .
6.) Для выполнения следующим упражнением для формирования правильной осанки нам понадобиться гимнастическая палка . Необходимо принять положение лежа на спину и завести палку за спину , удерживая ее руками попросите малыша прогнуться . Если ему тяжело , то можно применить следующее упражнение для осанки .
7.) Положение на коленях , опершись на руки начинаем прогибать спину вверх и вниз , напоминая малышу движение волн в океане . Проделайте 5 повторений .
8.) Попросите малыша лечь на спину взявшись руками за палку . Начинаете медленно поднимать тело и каждую ногу вверх , насколько возможно . Не получается ничего страшного , главное движение .
9.) Вновь на спине , ножки подняты и согнуты в коленях . Попеременно начинаем поворачивать таз вправо , влево постараться коснуться коленями коврика .
10.) Попросите ребенка встать на палку и пусть он начнет движение ногами двигая ее вперед —назад . Отличное упражнение для профилактики плоскостопия .

Теперь вы знаете от чего зависит осанка и как сформировать ее правильно , на что нужно обратить внимание дабы избежать затруднений для ваших детей в будущем . Формирование правильной осанке у детей очень важная задача в первую очередь для вас , уважаемые родители . Поделитесь этими новостями с друзьями в соц . сетях и присылайте свои

Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.

Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.

Методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

Питание

В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.

Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами - очень важный момент . В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого - молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.


Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду . Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.

Физические упражнения

Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины - это плавание и купание . Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.

Другой важный момент - полноценный отдых . Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании

У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше . В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем - занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры. Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.

Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения :

  • Отличным профилактическим средством является ходьба : обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
  • Ползание также помогает предупредить нарушения осанки . Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
  • Полезно использовать шведскую стенку - лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
  • Полезен бег , который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
  • Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
  • Также полезны упражнения, при которых исходное положение - стоя с правильной осанкой у стены , затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
  • Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом . Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
  • Также использовать можно простой резиновый жгут . Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.

Методы формирования правильной осанки у детей школьного возраста

Питание

А знаете ли вы, что…

Следующий факт

Детям школьного возраста особенно важно следить за осанкой, поскольку на них возлагаются большие нагрузки при сидении на уроках в школе и выполнении домашних заданий.

В периоды активного роста ребенку в особенности необходимо правильно питаться . В рационе должно быть достаточно продуктов, обогащенных кальцием и другими полезными веществами. В рационе должны быть молочные продукты, мясо, морепродукты, орехи, яйца, фрукты и овощи. В ряде случаев могут быть показаны витаминно-минеральные комплексы, содержащие кальций.

Именно в периоды активного роста наиболее часто отмечаются нарушения осанки. Также возможны так называемые боли роста, в особенности в костях нижних конечностей.

В подростковый период накапливается пиковая костная масса, потому полноценнее питание важно также и для предупреждения в будущем остеопороза .

Правила работы за столом


Особенно важно придерживаться всех правил при сидении за столом и за школьной партой . Они сводятся к следующему:

  • Вся мебель ребенка должна соответствовать его росту. По мере того, как он растет, нужно выбирать новые столы и стулья.
  • При сидении за школьной партой ноги должны твердо стоять на полу. Колени нужно сгибать под прямым углом.
  • Спина должна располагаться ровно и полностью опираться на спинку стула.
  • Локти должны быть расположены на столе.
  • Грудной клеткой ребенок не должен опираться на край стола.
  • При работе за столом дома нужно периодически делать перерывы, посвящая их несложным упражнениям и двигательной активности.

Видео: "Формирование осанки у школьников"

Упражнения для осанки

  • Перед зеркалом ребенку рекомендуется то нарушать, то искривлять осанку, разрабатывая при этом мышцы.
  • Возле стены нужно прислониться к ней пятью точками: пятки и икры, ягодицы, лопатки и затылок. Затем в таком положении делаются разные движения: приседания, отведения в стороны рук и ног. При каждом движении нужно напрягать мышцы по 3-6 секунд.
  • Полезны упражнения с предметами на голове (подушечки, книжки). Можно ходить, приседать, ходить на коленях и носках, разводить в сторону руки, постоянно при этом удерживая предмет на голове. Это позволяет отлично выработать рефлекс правильной осанки, напрягая и расслабляя при этом разные группы мышц.
  • Выполняйте упражнения на равновесие: ходьба по бревну, стойка на одной ноге.


Упражнения помогают развить мышцы шеи и спины, выработать правильное положение тела.

Другие методы

Также родители должны уделить достаточно внимания кровати школьника . Она должна быть твердой и ровной. Оптимальный вариант - ортопедический матрас. Мягкий матрас и пуховая перина не допускаются. Подушка должна быть достаточно плоской, и находиться под головой, а не под плечами.

Также для школьников усугубляет положение то, что им нужно носить тяжести в виде школьного ранца . В идеале его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка, поскольку в этом возрасте позвоночник не рассчитан на большие нагрузки. Ранец должен иметь ровную и твердую спинку, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Тяжелые сумки не должны носиться на одном плече.

Видео: "Упражнения для формирования осанки у детей"

Профилактика искривления осанки у детей

Занятия спортом являются одним из лучших способов профилактики нарушений осанки . Регулярные разумные нагрузки благотворно влияют на мышечный тонус, снижая риски искривления позвоночника и других проблем со здоровьем. При этом сам ребенок должен контролировать свою осанку, а родители должны следить за правильным положением тела малыша при любой сидячей работы.

Для профилактики осанки полезны следующие рекомендации :

  • Занятия спортом помогут укрепить мышцы и поддерживать тонус организма.
  • Важно правильно сидеть на столом и партой, не сутулиться.
  • Портфель ребенок должен носить на двух лямках. При ношении тяжестей нагрузка должна распределяться на обе руки одновременно.
  • Спать нужно на достаточно жестком матрасе и невысокой подушке.

Заключение

Работа над формированием правильной осанки должна быть комплексной.

Выделим несколько ключевых моментов :

  • В детском возрасте искривления осанки лучше поддаются исправлению, чем во взрослом, поэтому начать заботиться об этом лучше как можно раньше.
  • Для школьников и дошкольников важно правильное питание и двигательная активность.
  • Дети школьного возраста должны придерживаться ряда правил при сидении за столом или партой.

Терапевт, Артролог, Ортопед-травматолог

Занимается диагностикой и лечением ревматического артрита, болезни Бехтерева, ревматической лихорадки, подагрического артрита, ревматизма. А также занимается проблемами беременности у пациенток с анкилозирующим спондилитом.


Любой позвоночный столб состоит из позвонков разных видов, среди которых 4-5 копчиковых, по 5 крестцовых и поясничных позвонков, а также 12 грудных и 7 шейных позвонков. Стоит отметить, что после рождения ребенка форма и, естественно, размеры позвоночного столба достаточно сильно изменяются, при этом наиболее быстрый рост позвонков наблюдается на протяжении первых двух лет жизни.

Для позвоночника характерно наличие изгибов, обусловленных физиологией. Так, на первом этапе, примерно в 3-4 месяца, т. е. тогда, когда ребенок только начинает пробовать держать головку самостоятельно формируется так называемый шейный лордоз. Затем, примерно к полугоду, наблюдается появление грудного кифоза, как правило, в это время ребенок уже уверенно сидит. Крестцовый кифоз и поясничный лордоз формируются у ребенка тогда, когда он начинает ходить, а к 6 годам жизни формируется типичная форма позвоночника. Заканчивается формирование характерных изгибов примерно к 18-20 годам.

Нормальная осанка – какая она?

Нормальная осанка предусматривает, что:

  • перпендикулярное, по отношению к площади всей опоры, положение головы и туловища,
  • очертания надплечий и шеи должны быть симметричными,
  • плечи должны находиться на одном уровне,
  • лопатки должны находится на одном уровне,
  • гребни подвздошных костей должны располагаться на одном уровне,
  • боковые поверхности тела должны иметь одинаковую форму,
  • длина ног должна быть одинаковой,
  • скелетная мускулатура должна быть симметричной,
  • симметричными должны быть и обводы стоп.

Все характерные, предусмотренные физиологией изгибы позвоночника в поясничном, грудном и шейных отделах должны находиться в пределах нормы.

При нормальной осанке вертикальная ось должна проходить через середину темени, затем пересекать мочку уха, пересекаться с поперечной осью тазобедренного сустава и пересекать бугорок пятой по счету плюсневой кости. Имеющий такую осанку человек выглядит подтянуто и, как правило, именно такую фигуру называют красивой.

Стоит отметить, что именно правильная осанка способна обеспечить необходимые амортизационные свойства позвоночника, что будет предохранять мозг от всевозможных сотрясений во время движения. Так, при движении происходит толчок по направлению снизу-вверх и в верхней точке сила этого толчка за счет изгибов позвоночника гасится примерно в 25 раз. Кроме этого, правильная осанка существенно улучшает условия работы всего двигательного аппарата и всех внутренних органов, при этом мышцы, которые сохраняют правильное положение осанки, в таком случае наименее напряжены и всегда готовы к длительным нагрузкам.

Причины формирования неправильной осанки

В детском возрасте позвоночник любого человека отличается своей гибкостью и пластичностью, при этом скелет развивается немного быстрее мышечной ткани . Так, на уровне грудного кифоза располагается передняя продольная связка, развитие которой несколько отстает от развития скелета и потому она не в состоянии обеспечить стабильное положение позвоночника. Только после завершения роста позвоночника она достигает необходимых показателей и включается в процесс удержания грудного кифоза. Подобные особенности в сочетании с недостаточной двигательной активностью и неправильными позами приводят к формированию неправильной осанки.

В частности, круглая спина это следствие достаточно частого пребывания в позе лежа или сидя калачиком. В такой позе мышцы передней поверхности бедер укорачиваются , а ягодичные мышцы и мышцы задней поверхности бедер, наоборот, растягиваются , а это увеличивает наклон таза, что, в свою очередь, приводит к поясничной кривизне, которая будет наблюдаться в положении стоя.

Предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника вызвана его уплощением, что является следствием недостаточно наклона таза. Зачастую причиной таких изменений является ранее усаживание младенца, из-за чего поясничный отдел слишком сильно вытягивается и в дальнейшем скорректировать такую фигуру достаточно сложно.

Стоит отметить, что зачастую первые и достаточно незначительные отклонения в формировании осанки остается просто незамеченными и к специалисту ребенок попадает, уже имея серьезные отклонения (), а это существенно затрудняет процесс коррекции осанки.

В тоже время на формирование осанки влияет множество факторов, среди которых такие как степень развитости и характер:

  • строения костной системы,
  • нервно-мышечной сиситемы,
  • связочно-суставного аппарата.

Влияют на формирование осанки и особенности быта и, естественно, всевозможные нарушения деятельности организма, особенно перенесенные в детстве заболевания. При этом нужно отметить, что в любом возрасте осанка достаточно нестабильна и возможны изменения как в лучшую, так и худшую сторону. Как правило, у детей наиболее частое нарушение осанки наблюдается в 5-7 летнем возрасте и в период полового созревания. В школьное время осанка нестабильна и зачастую зависит от психики ребенка, развития мускулатуры спины, живота, ног, состояния нервной системы.

Отклонения осанки от правильного положения называют дефектами или нарушениями и заболеванием это не считается. Однако все эти нарушения осанки — это промежуточное состояние между патологией и нормой, и по сути являются предболезнь, так как нарушение осанки серьезно ухудшает условия функционирования внутренних органов, что может стать условием для развития различных заболеваний.

Перечисленные отклонения в осанки обычно возникают вследствие гиподинамии, из-за использования неправильной позы во время отдыха или работы, из-за длительного стрессового состояния. При этом подобные изменения в первую очередь влияют на деятельность опорно-двигательного аппарата, в частности, появляются так называемые «ошибочные» рефлекторные связи, которые приводят к мышечному дисбалансу, который обусловлен слабостью связок и мышц. Серьезное изменение в позвоночнике вызывает развивающееся . Этот недуг, при отсутствии серьезного лечения, дает самую прямую связь

Естественно, болезнь гораздо проще предупредить, чем потом пытаться ее лечить и по наблюдениям специалистов ничто не способствует формированию правильной осанки так, как систематические физические упражнения и воспитание.

Как предотвратить изминение осанки у ребенка

Наиболее легко необходимые положительные навыки вырабатываются в раннем возрасте, потому заняться формированием осанки у ребенка можно еще до школы.

Так, вся мебель ребенка , должна соответствовать его росту. Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, необходимо обратить внимание на:

  • освещение рабочего места ребенка, при этом во время чтения или письма глаза ребенка должны находиться на расстоянии 30-35 см от книги (тетради);
  • позу ребенка во время письма (чтения). Правильная поза требует некоторого напряжения мышц, и дети достаточно быстро устают и начинают, например, опираться грудью на стол, что вызывает затруднение дыхания и препятствует нормальному кровообращению, естественно, возможно появление дефектов осанки.

После начала обучения обратить внимание необходимо на создание необходимых условий для выполнения домашнего задания, игр и любых других занятий. Особенно важно, чтобы ребенок имел удобный, подходящий его возрасту стол и стул. Так, сиденье стула должно располагаться в районе колена стоящего ребенка, а крышка стола должна быть выше на 2-3 см локтевого состава сидящего малыша.

Еще одно важное и коротко — правильно подобранный ранец !!!

Примерно с 4-х лет ребенка необходимо приучать правильно стоять и сидеть , не сутулиться и т. п.

Особенно важно научить ребенка правильно сидеть во время использования планшета или другого компьютерного устройства. НО научить ребенка нельзя! А что же тогда делать? Тогда нужно научить ребенка использовать подручные средства, чтобы правильно сидеть. Это может быть обычная небольшая жесткая подушка.

На пользу пойдут и холодные обтирания, которые помогут держать в тонусе мышцы.

Уделить внимание необходимо и питанию, ведь ребенок должен получить нужное ему количество минералов, белков и витаминов.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки является систематическое занятие спортом . Самым первым и самым результативным среди видов спорта для позвоночника будет конечно – плавание . Но плавание за здоровьем, а не за спортивными достижениями!

Если же не спорт, то элементарный набор упражнений, сможет стать хорошим фундаментом. Это:

  1. общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры. Отрывайте детей от компьютеров!);
  2. упражнения с ношением легких предметов на голове (или другие упражнения на равновесие);
  3. упражнения с использованием элементов жонглирования.

Такие упражнения могут быть паузой в прерывании сидения или длительной умственной деятельности. Такие перерывчики хорошее делать каждые 45-60 минут, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения и упражнения для глаз.

В тоже время формирование правильной осанки это своего рода выработка определенного рефлекса и потому с этой точки понимания, нет смысла постоянно делать замечания и ругать его если он что-то делает неправильно. Ведь «зажатость» мышц – это результат внутренней зажатости ребенка , его реакция на стресс. Посмотрите на позу ребенка, когда он что-то нашкодничал и вы его ругаете: голова опущена, плечи опущены и как-бы поданы вперед и вниз, мышцы достаточно напряжены….. Это и есть начало искривления позвоночника.

Поэтому – хорошая атмосфера в доме – это залог хорошей и правильной осанки у ребенка.

«Как я уже писал в статьях ранее стресс выражается в симптомах. К симптомам относится курение, халатное отношение к делу, рвота, тошнота, озлобленность, агрессия…»

Elena

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двига­тельного аппарата и всего организма».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

У РЕБЕНКА»

Что такое осанка?

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

К нарушению осанки приводят некоторые заболевания, например: рахит, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, врожденная слабость опорно-двигательного аппарата, а также неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки (неправильно подобранная мебель, неудобная одежда, обувь, длительное катание на велосипеде, прыжки на одной ноге, неправильная поза при рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах).

Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменяют рессорную функцию позвоночника, что в свою очередь отражается на деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки относится к предпатологическим состояниям, некоторые при своевременно начатых реабилитационных мероприятиях проходят бесследно.

При незначительном нарушении осанки назначают лечебную гимнастику.

Воспитание правильной осанки можно рассматривать как важное условие общего укрепления организма между тем не во всех семьях уделяется этому внимание. За положением спины многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает из-под контроля. Нельзя сидеть скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позы ребенка. Со слабостью мышц надо бороться с помощью утренней гимнастики, подвижных игр, катания на санках, лыжах, коньках, игр с мячами, скакалками.

После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы научить ребенка не наклонять голову, надо предложить ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г).

При прыжках в длину, с высоты, со скакалкой надо следить за мягкостью приземления. При этом надо упражнять правую и левую руки, чтобы развивать мышцы симметрично.

Для контроля за осанкой применяется такой прием: ребенка ставят спиной к стене, чтобы он касался затылком, спиной, ягодицами и пятками. Отойдя от стены, ребенок должен сохранять эту позу. Хорошо подвести ребенка к зеркалу в этой позе, поставить боком, чтобы он сам посмотрел, какая у него прямая спина, как это красиво смотрится.

Во время сна ребенок должен лежать вытянувшись на спине, на животе, на боку, но не «колокольчиком». Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка - высокой.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом,

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; - расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно

соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола - ладонь прижать во внутрь большим пальцем.

Дома можно использовать любой стол, подложив на стул деревянные дощечки, а под ноги ребенка - скамеечку.

Освещение должно находиться слева от ребенка. Кроме настольной лампы должен быть включен и общий свет.

Укреплению осанки способствуют занятия любым видом спорта, особенно плаванием.

Хорошо дома иметь спортивные снаряды в виде качелей, каната, веревочной лестницы, колец. Если условия в квартире не позволяют разместить домашний стадион, то всегда можно укрепить хотя бы перекладину в коридоре или дверном проеме. Укрепляйте осанку у детей и Вы сохраните им здоровье.

ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

1. Проверка осанки у шведской стенки или у стены без плинтуса - прижаться затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.

2. Сделать шаг от стены и закрепить спинку, точно также, как у стены: - подняли руки вверх и отвели ногу назад на носок, посмотрели на руки, приняли исходное положение (повторить 5 -7 раз).

3. И.о.: руки на пояс, пятки вместе, носки врозь, - приседания с прямой спиной, руки вперед.

4. Ходьба по залу, следить за осанкой.

5. Правую руку вверх, левую вниз, рывки руками.

6. «Цапля» руки на пояс, высокое поднимание колена.

7. Ходьба по залу на носочках, руки в замок, поднять вверх и вывернуть. Ходьба на пятках, руки на пояс.

8. И.п.: лежа на полу, на животе, руки под подбородком, пятки вместе, поднять правую ногу, затем левую.

9. То же, только поднять обе ноги вместе, руки вытянуть вперед.

10. И.п.: то же, но руки вытянуть вперед, - поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот.

11. И .п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

12. «Пистолетик» - руки вдоль туловища, лодыжки вниз, правая нога вверх, левая нога согнута к колену правой ноги, затем наоборот.

13. «Полумостик» - руки вдоль туловища, ноги согнуть и поставить на стопы (повторить 5 - 7 раз).

14. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, сесть по-турецки, затем опять лечь.

15. Лечь на живот, руки под подбородок, ноги работают как в воде, дыхание произвольное («кролем»).

16. Поплыли брассом, работают руки и ноги.

17. Проверка осанки, руки под подбородком, пятки вместе, дыхание произвольное.

18. Взяли палочку и положили на лопатки, приподняли плечевой пояс, голову повыше (повторить 5 - 7 раз).

19. Лежа на спине, руки за голову, «Велосипед» (медленно).

20. Диафрагмальное дыхание, ноги согнуть и поставить на стопы, одна рука лежит на животе, другая - на груди. При вдохе надувается живот и при этом же сдувается.

21. Горизонтальные ножницы - приподнять ноги невысоко и скрестные движения ногами.

22. Лежа на спине, руки вверх - вдох, вниз руки - выдох.

23. Повернулись на живот, руки под подбородок - проверка осанки.

24. Проверка осанки у шведской стенки.

25. Ходьба по залу, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

26. Махи рук в правую и левую сторону, с закручиванием корпуса.

Для детей с нарушением осанки не реже 2 раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского и педагогического персонала. Для эффективности работы в выходные дни мы рекомендуем Вам проводить вышеуказанные мероприятия.


Правильная осанка важна для здоровья и самоуважения. По осанке во все времена можно было отличить аристократа от простолюдина.
Под осанкой подразумевается правильное положение тела. Позвоночник состоит из шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. После рождения позвоночник ребенка меняет свою форму и размеры, а в первые два года жизни стремительно растет.
У позвоночника есть физиологические изгибы. Шейный лордоз (физиологический изгиб, обращенный выпуклостью вперед) заканчивает формирование к трем-четырем месяцам ребенка. Это можно заметить, когда ребенок самостоятельно начинает держать головку.
Ближе к шести месяцам жизни ребенок начинает уверенно сидеть, что говорит о формировании грудного кифоза. Когда младенец учится ходить, его позвоночник образует крестцовый кифоз и поясничный лордоз. «Взрослая» форма позвоночника полностью формируется у детей только по достижении шести - семилетнего возраста. Естественные изгибы позвоночника заканчивают формирование к восемнадцати-двадцати годам.

Правильная осанка – основные признаки

Формирование правильной осанки невозможно без знания физиологических особенностей своего позвоночника. Хорошая осанка держит все туловище и голову перпендикулярно по отношению к опорной площади. Очертания шеи должны смотреться симметрично (одинаково). Надплечья, плечи и лопатки визуально должны находиться на одном уровне. Естественные изгибы шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника не должны превышать показателей нормы.
У человека с правильной осанкой одинаково выглядят боковые поверхности тела и опущенные руки. Обязателен строго горизонтальный уровень гребневых выступов у подвздошных костей, одинаковая длина ног. Своды стоп и скелетная мускулатура абсолютно симметричны.
Если представить, что осанка представляет собой вертикальную прямую ось, то такая ось должна проходить через теменную середину к мочке уха, затем спускаться сквозь поперечную ось тазобедренного сустава к бугорку пятой плюсневой кости. Такая осанка во все времена считалась эталоном красоты и привлекательной фигуры.
Хорошая осанка напрямую связана со здоровьем человека. Благодаря правильному положению позвоночник имеет высокую амортизацию, в результате которой при движении головной мозг не подвергается значительному сотрясению. При ходьбе ударная сила направляется снизу вверх, по пути, смягчаясь за счет «рессор» - естественных позвоночных изгибов, в двадцать пять – тридцать раз. Формирование правильной осанки улучшит работу многих внутренних органов и заставит двигательный аппарат лучше функционировать. При хорошей осанке, мышцы, обеспечивающие правильное положение позвоночника, находятся в слегка расслабленном состоянии и всегда готовы к движению.

Причины нарушений осанки:

Сосредоточивание тяжестей в одной руке;
Отсутствие контроля со стороны взрослых, в случае плохой осанки у ребенка или плохой самоконтроль;
Привычка ребенка подражать взрослым в походке и поведении;
Недостаточное развитие мышечного корсета – мышц брюшного пресса, спины и таза;
Непродуманность или недостаточность освещения рабочего места;
Болезни, из-за которых человеку приходится долгое время находиться в горизонтальном положении – лежать в постели;
Перегрузки позвоночника во время тяжелой работы;
Нарушение гигиенических условий дневного распорядка, выбора одежды, гигиены обуви, режима питания.
Нарушение осанки часто характеризуется излишней выраженностью или, напротив, уменьшением естественных изгибов позвоночника. Часто встречаются ассиметричная осанка, круглая спина, кругло-вогнутая спина и плоская спина. Диагнозы ставятся врачом – ортопедом после проведения ряда исследований.
Как добиться правильной осанки
Для начала нужно узнать все о хорошей осанке. Формирование правильной осанки начинается с четкого представления об идеальной фигуре. Сравнить идеал и свои показатели можно, выполнив статическое упражнение у ровной вертикальной поверхности.

Упражнения для хорошей осанки:

1. Упражнения, при которых во время движения на голове удерживается предмет;
2. Статические упражнения (у стены);
3. Строевые и вольные разнообразные упражнения на общее развитие;
4. Упражнения с жонглированием любыми предметами;
5. Корригирующие упражнения, направленные на исправление уже имеющихся недостатков позвоночника;
6. Упражнения на сохранение равновесия на умеренной опоре.
Коррекция осанки включает в себя два этапа. Подготовительный этап помогает увеличить гибкость позвоночника и восстановить нормальный вид кривизне осанки с помощью специально разработанных упражнений.
Основной этап воспитывает и впоследствии закрепляет навыки прямой осанки. Формирование правильной осанки длится, по сути, всю жизнь. Пациент совершенствует свое умение произвольно напрягать и расслаблять группы мышц, несущих прямую ответственность за удерживание позвоночника в нормальном положении.
Каждый человек должен, если хочет сохранять отличную осанку, включить в свой ежедневный распорядок специальные упражнения. Очень полезны регулярные занятия спортом, особенно гимнастикой, подвижными играми и плаванием.
Находясь в положении сидя, человек должен расправить плечи и втянуть живот, а ступни поставить ровно на полу. Неподвижное сидение неблагоприятно влияет на осанку. Специалисты советуют каждые полчаса изменять положение тела, а лучше пройтись или встряхнуться.
При ходьбе нужно следить за положением плеч – должны быть расслаблены, живот втянут, а голова гордо приподнята.
Чтобы иметь правильную осанку, нужно иметь хорошо организованное место для отдыха. Спать лучше на жестком матрасе, подложив под голову ортопедическую подушку. Такое положение тела и головы позволит позвоночнику снять напряжение и отдохнуть.
Женщинам советуется обращать особое внимание на свою обувь. Слишком высокий каблук нарушит равновесие и заставит позвоночник напрягаться еще больше. Правильный выбор бюстгальтера поможет женщине избежать слишком сильной нагрузки на грудной отдел позвоночника. Молодые мамы поощряются не носить ребенка все время на руках, и больше использовать коляски и слинги.
Врачи советуют заниматься танцами, чтобы сохранить красивую и правильную осанку.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка