Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов. Иппотерапия для детей с дцп

Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади (hippos по-гречески «лошадь») - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями, в том числе для детей с ДЦП.

Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения па лошади для реабилитации детей были предприняты в начале 50-х гг. XX в. в Германии, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.

Иппотерапия успешна при различных заболеваниях и в любом возрасте, так как она решает лечебно-профилактические, психолого-педагогические и медико-социальные проблемы реабилитации.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения.

Еще Гиппократ отмечал общеукрепляющий эффект занятий верховой ездой. В 1751 г. Дели Дидро в трактате «О верховой езде и ее значении для сохранения здоровья» писал: «В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях». Французский врач Перрон в конце XIX столетия одним из первых дал научное объяснение воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. В 1953 г. в Норвегии был открыт первый специальный центр верховой езды для детей-инвалидов. В 1991 г. па VII Международном конгрессе в Дании была учреждена Международная федерация верховой езды для инвалидов (FRDY).

Число реабилитационных центров с лечебной верховой ездой увеличивается с каждым годом (например, в США их более 1000, в Великобритании около 700, во Франции более 300, в Польше более 60).

В нашей стране иппотерапия стала применяться в конце 80-х гг. XX в. в Грузии, где готовят кадры но лечебной верховой езде в Тбилисской медицинской академии последипломного образования (профессор Д.М, Цверава). В 1991 г. в Москве па базе цент-

рального Московского ипподрома открыт первый и стране центр иппотерапии для детей-инвалидов. В 1999 г. в Москве была учреждена Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Первые российские конноспортивные соревнования для инвалидов по программе Специальной олимпиады были проведены в Москве в 1996 г.

О влиянии лечебной верховой езды на организм ребенка с ДЦП говорится в работах Д.М. Цверавы, А.И. Денисенкова ссоавт. (2002).

Основные преимущества иппотерапии

  1. При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса. При правильной посадке на лошади расслабляются наиболее спастичные мышцы бедер и голени.
  2. Сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, ребенок старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы.
  3. Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц, расслаблению мышц бедер и ягодиц способствует также тепловой эффект от спины лошади, температура ее тела 37,5°С.
  4. Верховая езда уменьшает амплитуду и количество гиперки-незов, улучшает координацию движений.
  5. Движение спины лошади происходит во всех трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. Трехмерное Движение спины лошади, идущей шагом, соответствует движению человека при ходьбе, что формирует нормальные сенсомоторные стереотипы, т.е. у всадника возникает ощущение нормального прямохождения.
  6. Верховая езда развивает ориентацию и ощущение своего тела в пространстве.
  7. Верховая езда самым естественным образом влияет на оба полушария, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
  8. Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, у ребенка появляется уверенность, самоутверждение, а занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.
  9. Верховая езда помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухомоторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
  10. Лечебная верховая езда расширяет представления ребенка о животных, окружающей природе и его месте в окружающем мире, повышает специальную адаптацию ребенка.
  11. Верховая езда дает эмоциональный подъем, радость от общения с лошадью, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка.

Задачи иппотерапии при детском церебральном параличе

  • коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
  • увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей;
  • нормализация мышечного тонуса и иозотонических реакций;
  • нормализация силы мышц;
  • развитие мышеч но-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации;
  • формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесия и ориентировки в пространстве;
  • формирование опороспособности нижних конечностей;
  • развитие манипулятивной функции рук;
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • нормализация вегетативных функций;
  • повышение адаптации организма к физическим нагрузкам;
  • абилитация организма ребенка, формирование необходимых двигательных навыков;
  • развитие речи, мышления, памяти, внимания;
  • снижение реактивности и тревожности;
  • стабилизация эмоциональной сферы;
  • воспитание самостоятельности, независимости, социальная и бытовая реабилитация.

Противопоказания к занятиям иппотерапией

  • врожденная ломкость костей;
  • гемофилия;
  • острые инфекционные заболевания;
  • эписиндром органического генеза;
  • хронические заболевания почек, мочекаменная болезнь, цистит, геморрой;
  • острые травмы шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • соматические заболевания в остром периоде, при тяжелой степени заболевания или в стадии декомпенсации;
  • туберкулез;
  • психические нарушения тяжелой степени;
  • менструации у девочек;
  • паховые грыжи.

При занятиях верховой ездой необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания лечебной верховой езды с другими методами комплексной реабилитации.

Взаимодействие и взаимовлияние всадника и лошади вносит в процесс реабилитации свои сложности и особенности, поэтому важен оптимальный подбор пары «пациент - лошадь». Кроме того, необходимы четко согласованные и экономные действия лошади и всадника. Каждый момент их взаимодействия - это балансирование в движении, так как баланс возможен только в движении.

Двигательное поведение ребенка на лошади

Двигательное поведение ребенка на лошади необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии ребенка первого года жизни также вначале происходят подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти. И только овладев перечисленными навыками ребенок начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале его движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация.

Красивое экономное движение на лошади всегда происходит в трех плоскостях, так как если бы оно происходило только в одной плоскости, мы передвигались бы как роботы.

Мышцы рук и ног состоят преимущественно из динамических волокон, а мышцы туловища - из статических, обеспечивающих стабильное положение всего тела при движении. Не сокращение, а медленное, контролируемое расслабление является самым сложным и наиболее оптимальным способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. Если мышцы работают ритмично, четко взаимодействуя со своими мышцами-партнерами (синерги-стами), они постоянно получают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. Мышцы функционируют продолжительно, если не подвергаются длительному напряжению. При этом движение происходит не в одном суставе, а образуются мышечные цепочки во всем теле. При посадке на лошади большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом.

Несбалансированный всадник похож на плохо упакованный и плохо зашнурованный рюкзак, поэтому чем спокойнее и увереннее посадка, тем быстрее лошадь отреагирует на изменение положения тела всадника. При правильной посадке даже высокий и грузный ребенок покажется лошади более легким, чем неправильно сидящий худой. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной частью туловища, голова -наиболее подвижной, а таз контролирует движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме.

Плечевой пояс, как коромысло, должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса относительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. Если не работают нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс как бы повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого еще больше сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки всадника должны быть «мягкими» и двигаться независимо от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику.

Кроме того, ребенок должен так распределить свой вес, чтобы рационально согласовывать движения своего тела с движениями лошади, не отставая и не опережая.

Верховая езда - это «игра в равновесие», поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника, чтобы найти общее с ним равновесие. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде является не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия. Все это очень важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП.

Потеря баланса может происходить во всех направлениях -вперед, назад, в сторону. Потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь - это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности.

В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади подобен человеческому шагу, поэтому ребенку через лошадь передается стереотип человеческой ходьбы. Рысь - более быстрое непрерывное движение лошади, а галоп - это прыжок, подскок.

Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия четырех участников лечебного процесса: всадника, инструктора, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, т.е. страхует пациента, дает задания, следит за их выполнением, руководит действиями коновода. Коновод отвечает за поведение лошади. Степень участия всадника в верховой езде зависит от тяжести патологии, от аллюра лошади, ее характера и выездки.

Лечебная верховая езда несомненно оказывает огромное психофизическое влияние на организм ребенка, страдающего ДЦП.

Три группы детей с ДЦП

По степени выраженности двигательных расстройств при ДЦП пациенты распределяются на три группы:

  1. К первой группе относятся дети с незначительно выраженными двигательными нарушениями в верхних конечностях, передвигающиеся самостоятельно без помощи специальных приспособлений;
  2. Ко второй группе относятся дети с преобладанием двигательных расстройств в нижних конечностях, передвигающиеся самостоятельно при помощи специальных приспособлений;
  3. К третьей группе относятся дети, практически не способные передвигаться самостоятельно.

В зависимости от тяжести двигательных нарушений выделяют следующие особенности проведения занятий но иппотерапии (Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И., 2005).

Для детей первой группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади, применение элементов манежной езды шагом;
  • при легкой степени двигательных расстройств возможно включение в занятие более быстрого аллюра движения лошади -рыси.

Для детей второй группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • упражнения на стоящей лошади;
  • езда шагом, упражнения на идущей лошади: остановка, повороты, перемены направления, езда с седлом и без седла.

Для детей третьей группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • езда на лошади без седла, с помощью специального седла при постоянной помощи методиста;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади.

Четыре этапа иппотерапии при ДЦП

А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, И.Л. Шпицберг (2002) выделяют четыре этапа ишютерапии при ДЦГТ.

  • На первом, адаптационном, этапе происходит знакомство ребенка с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Идет подготовка к решению основных кор-рекционных задач.
  • На втором этапе происходит создание общего функционального базиса занятия. У пациента формируется равновесие и посадка, выполняются дыхательные упражнения.
  • Третий этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными задачами которых являются снижение спастичности, увеличение силы паретичных мышц, объема пассивных и активных движений, формирование двигательных навыков.
  • На четвертом, заключительном, этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.

При организации занятий иппотерапией используются: упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, так и на животе; движения в различных суставах верхних и нижних конечностей; наклоны и повороты туловища; дыхательные упражнения; посадка спиной вперед; упражнения с закрытыми глазами; езда с применением средств управления лошадью; освоение элементов манежной езды шагом; задания для тренировки легкой моторики: элементы подвижных игр - кольцеброс, метание мяча на точность.

Курс иппотерапии состоит из 10 занятий 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут в зависимости от тяжести двигательных нарушений, возраста, правильности выполнения упражнений и пр.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5. Методы физической реабилитации больных ДЦП. - С. 271-278.

Многие животные благотворн6о воздействуют на физическое и психическое здоровье человека. Так, «собачники» и «кошатники» прекрасно знают, что общение с пушистыми любимцами может избавить и от плохого настроения, и от .

Иппотерапия – это особенный вид реабилитации и лечения многих заболеваний, который заключается в общении с лошадьми. Официальная медицина часто называет иппотерапию лечебной верховой ездой. Данный метод одобрен далеко не во всех государствах, но в РФ признан как действенная терапия множества болезней.

В чем сила коней и лошадей?

Лечебный эффект общения с лошадью замечателен своим двойным действием: на психоэмоциональную сферу и на костно-мышечную систему.

Поэтому иппотерапия как метод лечения используется и неврологами, и психологами, и специалистами, которые лечат самые разные патологии органов и систем (от воспалительных заболеваний мочеполовой сферы до ).

Во время езды верхом тело наездника испытывает необычайную физическую нагрузку: в работу включаются мышцы, бездействующие в обычном состоянии. Также иппотерапия способствует укреплению чувства равновесия пациентов.

И, кроме того, необходимость каждую секунду во время езды верхом контролировать все движения и положение тела требует серьезной активной работы множества мозговых центров.

Поэтому у проходящего курс реабилитации человека нормализуется работа нервной системы, проходят симптомы невротических расстройств. Все вышеперечисленные эффекты делают иппотерапию разновидностью лечебной физкультуры.

Следует отметить еще один положительный «физический» эффект иппотерапии: в процессе верховой езды движения лошади массируют ноги и таз сидящего на ней человека. Эффект усиливается тепловым воздействием, потому как температура тела лошади – около 38 градусов.

Иппотерапия – это не только езда на лошади, но и уход за ней, общение с этим величественным животным. Эта часть курса помогает снять присутствующий в жизни каждого из нас стресс, привести в норму психические процессы, снизить возможные последствия перенапряжения и хронической усталости.

А еще общаться с лошадью очень приятно, ведь даже в целом равнодушные к братьям нашим меньшим люди не могут не восхититься красотой, силой и грацией лошади.

Что особенно важно для детей инвалидов – так это воспитательный эффект иппотерапии. Ухаживая за лошадью, человек учится быть внимательным, чутким, заботливым, вырабатывает желание и способность прислушиваться к мнению и потребностям близких.

Еще один замечательный эффект от таких занятий – укрепление уверенности в себе. Обычно не только неуверенные, стеснительные, но и достаточно открытые люди впервые садятся на лошадь с опаской. Она ведь такая большая и сильная… А вдруг не станет слушаться?

Поэтому неумелые наездники так испуганны и растерянны. Но через несколько занятий лошадь привыкает к новому седоку – и начинает его слушать, понимать… Это поистине невероятное ощущение!

Работая вместе с таким сильным и красивым зверем, как лошадь, управляя им, человек чувствует себя сильнее, ощущает себя воином, покорителем природы – и в то же время неотъемлемой ее частью.

Все это вместе способно кого угодно излечить от неуверенности и растерянности. Выработанная уверенность в своих силах начинает автоматически проявляться в обычной жизни: человеку становится проще принимать решения, не боясь неудач и смотря с надеждой в будущее.

Для больных, которым чрезвычайно тяжело общаться с людьми, иппотерапия – практически единственная возможность социального самовыражения. Для таких людей лошадь может стать настоящим другом, который всегда выслушает, и – кажется – все понимает. Они могут делиться с лошадьми своими проблемами, планами, идеями.

Лечебный эффект иппотерапии:

  • преодоление вынужденной гиподинамии;
  • развитие силы мышц;
  • восстановление либо улучшение функционирования самых разных систем и органов;
  • социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями.

Формы проведения занятий лечебной верховой ездой

Иппотерапию можно проводить и в группах, и индивидуально. Для инструктора по лечебной верховой езде обязательно наличие высшего медицинского, психологического либо педагогического образований, прохождение специальных курсов по подготовке инструкторов иппотерапии и, конечно, умение ездить верхом.

Первые пробные занятия длятся совсем недолго – минут десять – пятнадцать. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до одного часа.

Периодичность занятий – два – три раза в неделю; курс занимает от полутора месяцев и дольше (все зависит от эффекта терапии и желаний самого пациента). Исцеление от тяжелых форм хронических заболеваний иногда требует не месяцев, а лет регулярной реабилитации.

Чем же иппотерапия отличается от обычных занятий верховой ездой? Езду верхом лечебной делает соблюдение ряда требований:

Иногда пациенты либо их родные боятся, что лошадь, зверь априори свободолюбивый и непредсказуемый, может намеренно либо случайно нанести больному вред.

Это практически невозможно, потому как лошади, работающие с больными людьми проходят строжайший отбор и даже курс обучения.

Поэтому лошадь на занятиях иппотерапией – это, можно сказать, второй инструктор, так же сильно, как и первый, заинтересованный в выздоровлении пациента.

Первый критерий отбора лошадей для реабилитации – по характеру. Животные должны быть спокойными, непугливыми и очень дружелюбными к человеку.

Кроме того, копытные должны быть физически сильными, чтобы для них не составляло труда нести сразу двоих – пациента и инструктора.

Отобранные по этим критериям лошади проходят обучение от года до трех лет – и только после этого допускаются к работе с больными. И, что совершенно естественно, все лошади, занятые в курсах иппотерапии, проходят регулярный осмотр у квалифицированного ветеринара.

Иппотерапия для детей инвалидов с ДЦП:

Кому помогут величественные животные

Показания для назначения иппотерапии:

Существующие противопоказания:

  • тяжелые стадии остеопороза;
  • острая и хроническая формы остеомиелита;
  • гемофилия;
  • тяжелые патологии почек;
  • аллергия на шерсть лошадей.

Слово маме детей с синдромом Дауна

Мы очень хотели детей, но все никак не получалось… бились-боролись-старались четырнадцать лет… И вот у нас родились близняшки Саша и Лиза! Обе – с синдромом Дауна. Долгожданное счастье родительства резко превратилось в кромешный пахнущий лекарствами ад…

Доченьки родились совсем слабенькими… Доктора, больницы, лекарства, массажи, лечебная физкультура, занятия с разными специалистами отодвинули не то, чтобы на второй, а на десятый план всю остальную жизнь. Мы очень горевали, но не прекращали надеяться. И вот начали появляться результаты: дети научились держать головки, смеяться, целоваться! Но девочки никак не «хотели» становиться на ножки…

Лизочка пошла в два с половиной года, а вот Саша перешагнула трехлетие, так и не встав на ножки. И тогда мы записались на занятия иппотерапией. Сначала малышки очень боялись больших фыркающих, машущих гривами и хвостами зверей. Но понемногу привыкли. Сначала Саша ездила на лошади вместе с мамой, а потом согласилась проехаться сама. Это было невероятное счастье! Ребенок был в восторге, а родители не могли сдержать слез! Саша начала ходить примерно через месяц занятий с лошадками.

Алина, 34

Иппотерапия – не просто действенный, а уникально эффективный метод исцеления от целого ряда тяжелых хворей. Занятия с лошадью – это и единение с природой, от которой современные люди так безжалостно оторваны урбанистической действительностью, и оздоровление тела, восстановление его силы и естественной гибкости, и исцеление, пробуждение души.

Понятно, что лошади – это не панацея, занятия иппотерапией обязательно нужно совмещать с выполнением других рекомендаций лечащего врача. И, тем не менее, этот метод лечения помог уже многим людям: как серьезно больным, так и практически здоровым – улучшить свою жизнь, обрести исцеление и душевный покой.

Ни одна процедура не может дать такого удивительного эффекта, как лечебная верховая езда для детей - иппотерапия .

В одном из казахских преданий говорится: неожиданно заболел могущественный хан, и никто из лекарей не мог вылечить его. Почувствовав приближение смерти, хан велел слугам привести своего любимого скакуна: «Хочу с ним попрощаться». Обессиленного хана слуги с трудом посадили в седло. Конь унёс его в степь и не вернулся. Шесть дней оплакивали хана его подданные, а на седьмой день раздался топот копыт и появился их повелитель, живой и здоровый. Как в прежние годы, он крепко сидел в седле и уверенно держал поводья. Шесть дней носил его конь, и все недуги отступили!

…Сказки сказками, но в Республиканской детской клинической больнице уже шестой год лечебную верховую езду назначают маленьким пациентам наравне с лекарствами и процедурами. За это время более 600 детей прошли необыкновенный курс лечения. Никакое лекарство не сравнится с тем удивительным эффектом, который даёт общение детей с прекрасными и умными животными. Как же действует на ребёнка езда на лошади?

Рассказывает врач по лечебной физкультуре: - Иппотерапия для детей, или лечебная верховая езда, - один из методов лечебной физкультуры. Живая лошадь - это самый удивительный тренажёр. При некоторых заболеваниях, особенно неврологических, езда на лошади буквально ставит ребёнка на ноги . Действие иппотерапии комплексное. При ходьбе круп лошади совершает такое движение, которое мягко и постепенно расслабляет мышцы ребёнка, уравновешивает и растягивает их, снимает те блоки, которые мы не можем убрать другими процедурами. При этом исчезают контрактуры, парезы. Получасовое катание на лошади заменяет ребёнку 4-5 сеансов массажа . Умение держать равновесие в седле укрепляет мускулатуру торса, ритмичное движение рук и ног помогает развивать ходьбу. Эмоциональный толчок, который дети получают от верховой езды, заставляет нервные импульсы правильно идти от нервных центров к мышцам. Радостное возбуждение от катания на лошади сменяется после занятия эмоциональным расслаблением, что позволяет гармонизировать работу нервной системы. Создание образов помогает в дальнейшей работе с детьми: например, вместо того чтобы требовать от малыша расслабить кисть руки, мы просто ему скажем: «Представь, что ты отпустил поводья своей лошадки», - и все получится естественно. Кроме того, от такого большого и сильного животного идёт мощная энергетическая подпитка, лошадь выступает как донор для человека. И, сами понимаете, для ребёнка, который болеет, который ограничен в движении или измучен процедурами, покататься на лошади на природе - большое счастье. У него появляется настрой на выздоровление.

Иппотерапия для детей — методика занятий

Наверняка многие мамы и папы, прочитав об этом, немедленно бросятся с детьми на ипподромы. Но лечебная верховая езда отличается от обычного катания на лошади или от занятий конным спортом (хотя и то и другое пойдёт на пользу здоровым детям). На занятиях иппотерапией от ребёнка не требуется скакать во весь опор: здесь другие цели и методы.

Проводить занятия по иппотерапии должны специально обученные инструкторы-коневоды с участием врача по лечебной физкультуре . Инструкторы должны обеспечить высокий уровень безопасности.

Особые требования к подбору лошадей для «лечебных целей». Горячие скакуны тут не годятся. Коневоды говорят: нужно, чтобы лошадка была очень спокойная, без вредных привычек - чтобы не козлила, не свечила, не волнила, не кусалась и не лягалась. В переводе с конноспортивного сленга это означает, что лошадь не должна взбрыкивать ногами в стороны, вставать на задние ноги, задирая передние, резко припадать вперёд-назад.

Страх перед животным и нежелание ребёнка - это практически единственное противопоказание для иппотерапии. Обычно эта проблема возникает лишь на первом-втором занятии. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка , не сажайте на лошадь насильно, не укоряйте за трусость. Впрочем, те, кто боится лошадку, с удовольствием садятся на пони или маленького ослика - это запасное средство. «Ишакотерапия» тоже действует отлично!

Занятия лечебной верховой ездой проводятся без седла. С гигиенической целью на круп лошади кладут только пелёнку. Инструктор ведёт лошадь, придерживая ребёнка.

Продолжительность занятия не более 30-40 минут. Врач определяет «дозировку» и может сократить занятия, если ребёнок устал. По европейским стандартам иппотерапия для детей проводится дважды в неделю.

Первые два-три занятия ребёнок только привыкает к лошади. Нужно следить за положением стоп, рук, осанкой, научить малыша самостоятельно спускаться с лошади. Затем переходим к выполнению упражнений: ребёнок ложится на круп лошади, наклоняясь вперёд, наклоняясь назад, делает повороты туловища влево-вправо, ложится поперёк лошади. Все упражнения выполняются во время движения.

Очень важно эмоционально насытить занятия: запомнить кличку лошади, перед началом занятия поздороваться с ней, погладить, угостить, в конце поблагодарить и попрощаться, дома выучить стихи про лошадку, нарисовать её, приготовить ей подарок - кусочек хлеба или сахара.

В заключение

Инструкторов по иппотерапии становится всё больше; такой метод лечебного воздействия на детей набирает популярность.

Специалист по лечебной верховой езде в Германии и считает:

В Европе иппотерапия - безумно дорогое лечение, используемое только в самых лучших реабилитационных центрах. У нас же занятие на лошади обходится дешевле, чем десятиминутный сеанс аппаратного физиолечения. Разве можно упускать такую возможность?

В гости к лошадкам

…Вместе с юными наездниками мы побывали на занятиях иппотерапией. Прибыв к месту назначения, первым делом все спешат на конюшню поздороваться с лошадками.

Иго-го! Ого! У-у! - лопочут малыши, которые ещё и говорить-то толком не умеют, знаками показывая, как нравятся им большие лошади.

Золотой, здравствуй! Покатаешь меня сегодня? - торопится к своему любимцу четырёхлетний мальчик.

Его мама Елена рассказывает:

Мы уже второй раз проходим курс иппотерапии. Изменения поразительные! Сын стоит на учёте у невропатолога, у него детский церебральный паралич, он колени не разгибал, ходил на полусогнутых ногах, ручки были слабые, а сейчас - смотрите, как крепко он держит поводья! И ходит уже хорошо.

Дома мальчик всем говорит: «У меня есть конь. Он очень большой и сильный. Я на нём скачу, куда захочу». Малыш представляет себя настоящим джигитом, батыром - и если он так захотел, значит, так оно и будет.

А тебе нравится Золотой? - спрашиваем малыша, прильнувшего к шее коня.

Нет, не нравится, - тихо шепчет мальчик. - Я его обожаю!

А Ваш ребенок катается на лошади? А вы сами?) Где найти такие занятия в России? обсудим в комментариях.

Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительная часть. Цель - сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
  2. Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
  3. Индивидуальный подбор упражнений.
  4. Спешивание и выражение благодарности лошади.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается ;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.


Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Иппотерапия – упражнения

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь - Иппотерапия » Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда » Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике » Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом » Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде » Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. Согласно данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов, что составляет около 10% населения Земли. В развитых странах этот показатель выше среднемирового значения: в США около 20% населения являются инвалидами. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения количество людей имеющих инвалидность имеет тенденцию к росту.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

В переводе с греческого «иппо» (hippos) означает лошадь. С давних времен люди знали, что верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию. Иппотерапия, или, иначе, верховая езда, — это современный, достаточно распространенный ныне метод лечения детей с ограниченными возможностями, страдающих нарушениями мозговых функций, опорно-двигательного аппарата или регуляторными нарушениями системных функций организма.

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха «Зеленый огонек» под г. Луга.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

Иппотерапия — это лечебная гимнастика на лошади.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма — функции движения, которая имеет два человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными возможностями двигательного аппарата, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвалидов с ДЦП заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовывать и систематизировать свои движения.

Среди факторов воздействия иппотерапии на инвалида одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. Всадник удерживается, прежде всего, напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующих таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играют система координации и активность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании) при сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой — выше.

Само по себе опора на стремена в фиксации тела здорового человека играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, ее значение возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стоны, фиксированные в стременах, которые сохраняют подвижность, как минимум, в сагиттальной плоскости и ограничивают ее во фронтальной. В таком случае создается возможность перемены нагрузки на мышцы не только задней, но и передней части голеней при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком в физиологическому. И наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручни специального иппотерапевтического гурта или вспомогательный ремень на шее животного.

Поступательные движение лошади периодически изменяющую нагрузку на мышцы туловища и конечностей всадника, участвующие в удержании его на лошади, что несет в себе естественный элемент тренинга. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асимметричными двигательные расстройства.

Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущейся лошади, приводящих у него к снижению повышенного тонуса и возрастанию объема движений в конечностях.

Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несущие элементы тренинга, стимулирую нормализацию его функции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики способствуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных самостоятельным передвижением.

Нейрофизиологическое воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Следствием этого является стимуляции глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становиться возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы.

Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействуют изменениям и в социально-психическом статусе инвалида, приводит к повышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

Таким образом, лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детски., церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно двигательного аппарата.

Специфика иппотерапии с учетом возрастных, социальных и медицинских особенностей детей с ограниченными возможностями

Процесс социализации личности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями значительно затруднен и отличается от подобного процесса у «обычных» детей. Связано это, с одной стороны, с недостатками физического, интеллектуального или психического развития самого ребенка, с другой стороны, с различными ограниченными в социальной среде (например, с архитектурными барьерами или стереотипами в отношении инвалидов).

Иппотерапия — лечебная верховая езда (далее ЛВЕ) — один из методов коррекции личностного развития детей-инвалидов с ограниченными двигательными возможностями, в частности, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Опыт проведения иппотерапии показывает, что ее роль велика в становлении движений и поз, в осуществлении произвольного контроля над своим телом, развитии произвольного внимания, снижении тонуса мышц, тренировке вестибулярного аппарата, развитии удержания вертикализации тела, а также балансировке тела. Верховая езда способствует укреплению и формированию всех групп мышц, при этом не нагружая сердце. Еще одним положительным моментом является возможность организации занятий по иппотерапии как в условиях города (в конно-спортивных комплексах), так и в сельской местности. Главным требованием проведения иппотерапии является точное соблюдение техники безопасности.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого.

Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, занимающегося. [Джосвик Ф., М.Киттередж, Л.Макковен, К.Макпарлэнд, С.Вудз «Вопросы и ответы». Пособие по терапевтической верховой езде. — МККИ, Москва, 2000] А.Атмаджан отмечает, что лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное состояние и дает возможность совершать правильные поступки. При психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога «язык жестов», с соблюдением тишины, дистанции. А. Атмаджан подчеркивает, что лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается «выигрышным» по сравнению с положением терапевтов: «Я наверху, они внизу».

Верховая езда требует от ребенка концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является:

  • истинным посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника;
  • получателем информации, (команда всадника подаваемая лошади стоять, двигаться, поворот и т.д.);
  • усилителем послания (реакция лошади на команду всадника);
  • немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение ею команд всадника).

А. Атмаджан отмечает, что использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. Облегчает снятие заторможенности.

2. Уменьшает чувство тревоги

3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.

4. Способствует достижению самостоятельности.

Иппотерапия, как показывает опыт, есть особая форма психотерапии, и является эффективным методом реабилитации лиц с нарушением умственного развития.

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза «при детском церебральном параличе», что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма — физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса.

Иппотерапия способствует активности познавательной сферы психики занимающихся. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным активизирует психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся.

Сходство иппотерапии с другими видами ЛФК состоит в том, что иппотерапия — лечение движением лошади. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов реабилитации является комплексность воздействия ипотерапии на физическую и психическую сферу занимающихся. Под комплексностью воздействия иппотерапии следует понимать одновременное реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние здоровье клиентов. Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапиеи он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды.

Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные.

К медицинским критериям относятся:

а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;

б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент;

в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа;

г) улучшается психо-эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды;

д) в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей.

Положительное значение имеет показания: нет возрастного ограничения, почти нет противопоказаний. Согласно данным исследования А. Атмаджан, проведенным на базе Университета «Париж — Север», лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

Таким образом, социальная реабилитация, как и реабилитация в целом — это еще и процесс, реализующийся на основании принципов и положений, по заведомо определенной программе и подразумевающий деятельность по активному приспособлению личности к окружающей среде и окружающий среды к личности.

Принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением метода оздоровительная верховая езда:

— во-первых, комплексность, т.е. включение в процесс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий;

— во-вторых, адресность, или индивидуальный подход в занятиях;

— в-третьих, регулярность, занятия проводятся еженедельно, в одно и то же время;

— в-четвертых, общедоступность, занятия ЛВЕ ограничиваются незначительным списком противопоказаний и достпуны для большинства детей.

Основные положения социальной реабилитации с применением метода лечебной верховой езды:

1. считаем, что ребенок с ограниченным возможнстями (как и в прочем и любой ребенок) — это индивид с чертами личности, формирующийся в процессе социализации. Дети, называемые нами инвалидами, в силу той или иной причины постоянно не могут обходиться без помощи посторонних людей. Тогда как дети с ограниченными возможностями — это дети, которые частично самостоятельно осуществляют самообслуживание, передвигаются, общаются, обучаются и т.п., и только в некоторых случаях прибегают к помощи окружающих. Следствие инвалидности — всегда ограничение жизнедеятельности, но ограничение жизнедеятельности не всегда приводит к инвалидности.

2. ребенок становится личностью тогда, когда самостоятельно начнет совершать деятельность (сначала с помощью взрослого, затем без него). Поэтому в социально-реабилитационные мероприятия должны быть включены занятия, позволяющие развивать у детей статико-моторную, психологическую, познавательную функции организма.

3. семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи, затем на социальное окружение и общество в целом. Поэтому в процессе социальной реабилитации необходимо присутствие родителей.

4. социализация — это двухсторонний процесс, при котором происходит социализирующее воздействие как родителей на ребкнка, так и наоборот. Поэтому важно не только присутствие членов семьи, но и совместная деятельность детей и родителей (художественное творчество, игры, верховая езда, консультации).

5. специалист в области социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями (в нашем случае специалист социальной работы) становится существенными агентом социализации, посредством которого ребенок приобретает необходимый ему опыт, овладевает элементарными знаниями, способами поведения. Он организует работу других специалистов (психолога, педагога, врача, инструктора) в достижении единой цели, координирует деятельность по реабилитации ребенка, становится для его семьи советчиком и помощником.

К социальным критериям относятся:

а) Улучшения коммуникативных функций занимающихся.Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

д) С помощью занятий иппотерапии происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству — качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

А.А. Сухова, М.А. Шкурко

ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан», г. Казань, ФГУ «ФБ МСЭ»

Литература:

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984г.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд.- СПб.:С-П э 2002г.

3. Грачев Л. Социальная защита детей — инвалидов в Российской

4. Федерации // Социальное обеспечение. 1994. № 8

5. Жмуров В.А. Психопатология, Москва, 2002г.

6. Закон Российской Федерации № 181 — «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 4.01.99 № 5 — ФЗ.

7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков; Санкт-Петербург, 2003г.

8. Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов // Человек и труд. 1999 №8

9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебн. Пособие. М., 1997.

10. Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями. Деятельность московского клуба инвалидов «Контакты- Г.М., 1997

11. Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой. — М: Юрист, 2004г.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка