Культуре и спорте в российской. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ч.2)

Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст.3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции РФ, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

Помимо констатации общих прав и гарантий гражданам в области физкультуры и спорта, в принципе №9 мы замечаем упоминание о допинге , хотя в ст.2, дающей расшифровку понятий, такой категории мы не встречаем. Думается, что такой непрофессиональный подход отечественных законодателей еще создаст российскому спорту большие проблемы.

Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивало:

  1. ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
  2. создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
  3. содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
  4. создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
  5. создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
  6. создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
  7. организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
  8. организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
  9. поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

То теперь, в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 2 раскрывает принципы организации деятельности в области ФиС. Ст.10 пп.1-3 содержит общие фразы, в которых констатируется, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. На наш взгляд, данную статью совершенно безболезненно можно изъять из закона без какого-либо ущерба для его смысла и содержания.

Ст.11 и 12 дают общие сведения по Олимпийскому комитету России и его функциям. Честно говоря, не вполне понятно, зачем отечественные законодатели расписывают функции ОКР в Законе о ФиС, так как это общественная неправительственная организация, действующая на основании собственного устава, Олимпийской хартии и решений МОК. Видимо, данная статья перекочевала в новый закон из действовавшего ранее правового акта (в частности, ст.7) с добавлением новелл из сферы о паралимпийском и сурдлимпийском движении в нашей стране.

Достаточно много места закон уделяет регламентации деятельности спортивных федераций, разъясняя различные нюансы их деятельности. В этом мы видим достаточно существенное отличие от действовавшего ранее закона. Что же касается деятельности спортивных клубов, то здесь, в ст.19, как и в ст.10 мы наблюдаем общие фразы, без конкретики в области их моральной, информационной, правовой и материально-финансовой поддержки. Здесь нет подразделения, например, на профессиональные футбольные клубы, ДЮСШ или фитнес-клубы для широких слоев населения. А раз так, то какой смысл вообще вписывать данную статью в закон?

Существенной новацией Закона от 2007 г. является включение в него (ст.22) спортивных званий и разрядов. Известно, что во многих странах мира вообще нет никаких официально признанных разрядов и званий. Каждая спортивная федерация сама вправе вводить собственную градацию по своему усмотрению. На наш взгляд, введение подобных классификаций может производиться и пересматриваться на основании подзаконных актов Минспорттуризма РФ. То же самое можно сказать и о едином календарном плане всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий. Вводить же в Закон о ФиС подобные статьи вряд ли уместно.

Статья 24 «Права и обязанности спортсменов» вызывают улыбку. Возникает закономерный вопрос, а что будет, если, например, спортсмен не будет соблюдать «этические нормы в области спорта»? Кстати, не ясно, что под этим термином понимается. Ну и конечно, остаются такие закономерные вопросы, которые касаются более широкого круга физкультурно-спортивных отношений – тренеров, менеджеров, медицинского и вспомогательного персонала, владельцев спортсооружений и организаторов спортивного бизнеса. Как быть с их правами и обязанностями? Ведь данный закон не носит названия Закона о спортсменах, он более широк в своих пределах.

Ранее соответствующая глава прошлого закона (Гл.5) именно так трактовала права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентировала их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имел право:

  • бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
  • получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  • пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Теперь все эти положения канули в Лету. Их сменили куцые и ни к чему не обязывающие формулировки.

Положения о допинге и допинг-контроле касаются исключительно профессионального спорта, а финансируются такие организации, как WADA, из федерального бюджета России (первый многомиллионный взнос был переведен этой организации еще за подписью премьера М.Касьянова). Если профессиональный спорт – дело спортивных федераций, то они и должны осуществлять платежи «допинговой полиции» в лице офицеров и чиновников WADA. Не вполне понятно, при чем здесь российский налогоплательщик?

Ст.27 «Спортивный паспорт» перекочевала в закон из подзаконных актов даже не второй, а третьей степени важности. Вообще, чувствуется, что Закон о ФиС составляли и формулировали эмпирики, которые стремились уйти от декларативности и отсылочности закона к прочим правовым актам. По нашему мнению, сделано это неудачно. Скорее всего, Закон о ФиС от 2007 г. просуществует недолго – также как и его предшественники.

Глава 5. «Спорт высших достижений» содержит лишь две статьи, посвященных формированию сборных команд страны по видам спорта. А в главу 6 о финансировании спорта, добавилась пустая по существу статья о медицинском обеспечении. Интересна формулировка термина «расходные обязательства» соответствующих бюджетов – федерального, областного, муниципального. Разграничение по финансированию – дело хорошее, но без конкретных норм по выделению средств, без установлению пропорций по финансированию профессионального и массового спорта, без какой бы то ни было меры ответственности за недофинансирования отрасли ФиС – все это пустышки, делающие закон все той же декларацией о намерениях.

Общее мнение о Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 г. – негативное. Данный закон даже менее качественный, чем его предшественник. В нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии. Вместо этого мы видим явный перекос в сторону профессионального спорта.

  • 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
  • 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
  • 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
  • 2.2.3. Адаптационные изменения
  • 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
  • 2.4. Аппарат внешнего дыхания
  • 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
  • 2.6. Сердечно-сосудистая система
  • Нейро-эндокринная регуляция
  • Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
  • 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
  • 3.2. Спорт – явление культурной жизни
  • 3.3. Компоненты физической культуры
  • 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
  • Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
  • 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
  • Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
  • 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
  • Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
  • Тема № 5. Физическая культура личности
  • 5.1. Понятие о физической культуре личности
  • 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
  • 5.3. Формирование физической культуры личности студента
  • Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
  • 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
  • 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
  • Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
  • Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
  • 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
  • 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
  • Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
  • 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
  • 3. Классификация физических упражнений по признаку их пре­имущественной направленности на воспитание отдельных физичес­ких качеств.
  • 4. Классификация физических упражнений по признаку биомехани­ческой структуры движения.
  • 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологи­ческих зон мощности.
  • 6. Классификация физических упражнений по признаку спортив­ной специализации.
  • 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
  • 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
  • Тема № 9. Спорт
  • 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
  • 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
  • 9.3. Спорт высших достижений
  • Спортивная классификация. Её структура
  • Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
  • 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
  • 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
  • 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
  • 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
  • Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
  • 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
  • 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
  • Химико-металлургический факультет
  • Кибернетический факультет
  • Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
  • 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
  • 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
  • 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
  • 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
  • 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
  • 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
  • Примерная схема самоконтроля в дневнике
  • Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
  • 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
  • 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
  • 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
  • Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
  • 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
  • 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Организация деятельности в области
  • Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
  • Глава 4. Спортивный резерв
  • Глава 5. Спорт высших достижений
  • Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
  • Глава 7. Международная спортивная деятельность
  • Глава 8. Заключительные положения
  • Литература:
  • Интернет-ресурсы
  • Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны. Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гаранти ­рует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – республик, краев и областей (п. "е" ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов: между государственными и муниципальными органами власти и гражданами, реализующими конститу­ционное право на занятия физической культурой и спортом, а также отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с удовлетворением потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов Государственной Думы и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли. Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФКиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности. Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой - создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений. Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Р Ф и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рис.2.

    Рис.2. Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. (по В.В.Галкину, 2011)

    В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст. 3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции страны, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

    Рис. 13 . Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    Основными элементами законодательства о физической культуре и спор­те, модифицируемыми в новой редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года о физической культуре и спорте в РФ являются: субъ­екты физической культуры и спорта, институты государственного регулиро­вания физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при: 1) создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;

    2) подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменениясинхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст. 4, государство обеспечивало:

    1. Ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;

    2. Создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

    4. Создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

    5. Создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

    6. Создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

    7. Организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;

    8. Организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;

    9. Поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. То в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.

    В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

    Общий объем финансирования, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Преимущества новой редакции закона о ФК и С.

    а). В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впе­рвые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения.

    б). Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Струк­тура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой националь­но-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную феде­рацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию.

    Таким образом, иск­лючается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим ликвидируется малоэффективная, установленная законодательством РФ, процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).

    в). В законе закрепляются такие институты государственного регулирова­ния в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спор­тивных дисциплин: Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и между­народных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе обра­зуют стройную систему.

    г). Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, иск­лючает возможность дублирования функций федеральных органов исполни­тельной власти в области ФК и С.

    Особое внимание в законе уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.

    д). Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта .

    В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие :

    1) деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

    2) взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организа­ции (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противо­действие применению допинга и т.п.);

    3) организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и орга­нах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;

    4) развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

    5) деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обес­печения физической культуры и спорта;

    ж) в законе систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции РФ и иных федеральных законов.

    "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2

    Старый Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" был принят восемь лет назад. За это время были внесены существенные изменения в бюджетное законодательство, законодательство об образовании и в другие отрасли российского законодательства. Поэтому все, кто так или иначе связан со спортом, понимали необходимость создания нового Закона и ждали его принятия, ведь до его подписания Президентом России проект этого закона был рассмотрен Государственной Думой дважды. Вот что сказал руководитель Росспорта В.А. Фетисов о новом Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": "Сам факт принятия нового Закона является для российского спорта знаковым. Он совершенно по-другому позиционирует спортивную отрасль в рамках государственных приоритетов, делает спорт одной из составляющих государственной политики".

    Рассмотрим, что изменилось в законодательстве о физической культуре и спорте.

    Новый Закон начнет действовать 30.03.2008 за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Со дня его действия прежний Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ утрачивает силу.

    В таблице для сравнения представлены положения старого и нового нормативных актов:

    Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ

    "О физической культуре и спорте в

    Российской Федерации"

    Федеральный закон от 04.12.2007

    N 329-ФЗ "О физической культуре

    и спорте в Российской Федерации"

    Глава 1. Общие положения

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели и задачи настоящего

    Федерального закона

    Статья 1. Предмет регулирования

    Статья 2. Основные понятия,

    используемые в настоящем Федеральном

    Статья 2. Основные понятия,

    используемые в настоящем

    Федеральном законе

    Статья 3. Принципы государственной

    политики в области физической культуры

    Статья 3. Основные принципы

    законодательства о физической

    культуре и спорте

    Статья 4. Меры государственной

    поддержки развития физической культуры

    Статья 4. Законодательство о

    физической культуре и спорте

    Статья 5. Субъекты физической

    культуры и спорта в Российской

    Федерации

    Статья 6. Полномочия Российской

    культуры и спорта

    Статья 7. Полномочия Российской

    Федерации в области физической

    культуры и спорта, переданные для

    осуществления органам

    государственной власти субъектов

    Российской Федерации

    Статья 8. Полномочия субъектов

    физической культуры и спорта

    Статья 9. Полномочия органов

    местного самоуправления в области

    физической культуры и спорта

    Глава 2. Система физической культуры и

    спорта в Российской Федерации

    Глава 2. Организация деятельности

    в области физической культуры и

    Статья 5. Субъекты физкультурного

    (физкультурно-спортивного) движения в

    Российской Федерации

    Статья 10. Физкультурно-

    спортивные организации

    Статья 6. Компетенция органов

    государственной власти Российской

    Федерации в области физической культуры

    Статья 11. Олимпийское движение

    России. Олимпийский комитет

    Статья 7. Олимпийский комитет России

    Статья 12. Параолимпийское

    движение России, Сурдоолимпийское

    движение России, Специальная

    олимпиада России. Параолимпийский

    комитет России, Сурдоолимпийский

    комитет России, Специальная

    олимпиада России

    Статья 8. Физкультурно-спортивные

    объединения и физкультурно-спортивные

    организации

    Статья 13. Местные и региональные

    спортивные федерации

    Статья 8.1. Спортивные звания,

    спортивные разряды и квалификационные

    всероссийская спортивная классификация

    Статья 14. Общероссийские

    спортивные федерации

    Статья 9. Спортивные школы и училища

    олимпийского резерва

    Статья 15. Устав общероссийской

    спортивной федерации

    Статья 10. Сборные команды Российской

    Федерации по различным видам спорта

    Статья 16. Права и обязанности

    общероссийских спортивных

    федераций

    Статья 11. Взаимодействие федерального

    органа исполнительной власти в области

    исполнительной власти субъектов

    Российской Федерации в области

    физической культуры и спорта, органов

    местного самоуправления и физкультурно-

    спортивных объединений

    Статья 17. Реестр общероссийских

    и аккредитованных региональных

    спортивных федераций

    Статья 12. Научно-методическое и

    техническое обеспечение развития

    физической культуры и спорта

    Статья 18. Особенности

    реорганизации общероссийских

    спортивных федераций

    Статья 19. Спортивные клубы

    Статья 20. Организация и

    проведение физкультурных

    мероприятий, спортивных

    мероприятий

    Статья 21. Признание видов спорта

    и спортивных дисциплин.

    Всероссийский реестр видов спорта

    Статья 22. Спортивные звания,

    спортивные разряды. Почетные

    спортивные звания.

    спортивных судей. Единая

    всероссийская спортивная

    классификация

    Статья 23. Единый календарный

    план межрегиональных,

    всероссийских и международных

    физкультурных мероприятий и

    спортивных мероприятий

    Статья 24. Права и обязанности

    спортсменов

    Статья 25. Правила видов спорта

    Статья 26. Противодействие

    использованию допинговых средств

    и (или) методов в спорте

    Статья 27. Спортивный паспорт

    Глава 3. Физкультурно-оздоровительная

    работа и развитие спорта высших

    достижений

    Глава 3. Физическая культура и

    спорт в системе образования, в

    системе федеральных органов

    исполнительной власти, по месту

    работы и месту жительства

    граждан. Адаптивная физическая

    культура

    Статья 13. Участие органов

    государственной власти, образовательных

    учреждений и иных организаций в

    физическом воспитании граждан

    Статья 28. Физическая культура и

    спорт в системе образования

    Статья 14. Развитие физической культуры

    и спорта в образовательных учреждениях

    Статья 29. Развитие военно-

    прикладных и служебно-прикладных

    видов спорта. Подготовка граждан

    к защите Отечества

    Статья 15. Участие федерального органа

    исполнительной власти по делам молодежи

    и органов исполнительной власти

    субъектов Российской Федерации по делам

    молодежи в организации физкультурно-

    оздоровительной и спортивной работы с

    детьми и молодежью

    Статья 30. Физическая культура и

    спорт по месту работы, месту

    жительства и месту отдыха граждан

    Статья 16. Физическое воспитание в

    организациях, по месту жительства, в

    в том числе в сельских муниципальных

    образованиях

    Статья 31. Адаптивная физическая

    культура, физическая реабилитация

    инвалидов и лиц с ограниченными

    возможностями здоровья. Спорт

    инвалидов

    Статья 17. Физическая подготовка и

    спорт в Вооруженных Силах Российской

    Федерации и правоохранительных органах

    Статья 18. Организация физкультурно-

    оздоровительных и спортивных

    мероприятий с инвалидами

    Статья 19. Участие федерального органа

    исполнительной власти в области

    здравоохранения, органов исполнительной

    власти субъектов Российской Федерации в

    области здравоохранения и организаций

    государственной системы здравоохранения

    в развитии физической культуры и спорта

    Статья 20. Охрана здоровья граждан при

    занятиях физической культурой и спортом

    Глава 4. Пропаганда физической культуры

    Глава 4. Спортивный резерв

    Статья 21. Участие федеральных органов

    исполнительной власти, физкультурно-

    спортивных объединений и средств

    массовой информации в пропаганде

    физической культуры и спорта

    Статья 32. Подготовка спортивного

    Статья 22. Пропаганда физической

    культуры и спорта по каналам теле- и

    радиовещания

    Статья 33. Физкультурно-

    спортивные организации и

    образовательные учреждения,

    осуществляющие подготовку

    спортсменов

    Статья 34. Учебно-тренировочные

    программы подготовки спортсменов

    по различным видам спорта

    Глава 5. Права и обязанности

    спортсменов, работников физкультурно-

    спортивных организаций, общественных

    физкультурных организаторов, их

    социальная защита

    Глава 5. Спорт высших достижений

    Статья 23. Права и обязанности

    спортсмена-любителя (физкультурника)

    Статья 35. Спортивные сборные

    команды Российской Федерации

    Статья 23.1. Спортивный паспорт

    Статья 36. Формирование

    спортивных сборных команд

    Российской Федерации

    Статья 24. Профессиональный спорт

    Статья 25. Контракт о спортивной

    деятельности

    Статья 26. Переход спортсменов в другие

    физкультурно-спортивные организации

    Статья 27. Работники физкультурно-

    спортивных организаций

    Статья 28. Профессиональная

    педагогическая деятельность в области

    физической культуры и спорта и

    профессиональная деятельность в области

    лечебной физической культуры

    Статья 29. Подготовка специалистов в

    Статья 30. Повышение квалификации

    работников физкультурно-спортивных

    организаций, а также работников

    государственных научных организаций и

    государственных образовательных

    учреждений в области физической

    культуры и спорта

    Статья 31. Организаторы, ведущие на

    добровольной основе работу в области

    физической культуры и спорта

    Статья 32. Социальная защита

    спортсменов и работников физкультурно-

    спортивных организаций

    Глава 6. Ресурсное обеспечение в

    области физической культуры и спорта

    Глава 6. Финансовое, медицинское

    и иное обеспечение физической

    культуры и спорта

    Статья 33. Строительство и содержание

    физкультурно-оздоровительных,

    спортивных и спортивно-технических

    сооружений

    Статья 37. Объекты спорта

    Статья 34. Соблюдение правил

    безопасности, охрана здоровья, чести и

    достоинства граждан при проведении

    занятий физической культурой и спортом,

    спортивных соревнований и физкультурно-

    спортивных зрелищных мероприятий

    Статья 38. Финансирование

    физической культуры и спорта

    Статья 35. Спортивная промышленность

    Статья 39. Медицинское

    обеспечение физической культуры и

    Статья 36. Налогообложение в области

    физической культуры и спорта

    Статья 37. Обязательная сертификация

    продукции и услуг в области физической

    культуры и спорта

    Статья 38. Поддержка

    внешнеэкономической деятельности

    физкультурно-спортивных организаций

    Статья 39. Права иностранных граждан и

    лиц без гражданства, проживающих на

    территории Российской Федерации, в

    области физической культуры и спорта

    Статья 40. Участие в международных

    физкультурно-спортивных организациях

    Глава 7. Заключительные положения

    Глава 7. Международная спортивная

    деятельность

    Статья 41. Ответственность должностных

    лиц за соблюдение настоящего

    Федерального закона

    Статья 40. Международное

    сотрудничество Российской

    Федерации в области физической

    культуры и спорта

    Статья 42. Приведение нормативных актов

    в соответствие с настоящим Федеральным

    Статья 43. О признании утратившими силу

    некоторых нормативных актов в связи с

    принятием настоящего Федерального

    Статья 44. Вступление в силу настоящего

    Федерального закона

    Глава 8. Заключительные положения

    Статья 41. Заключительные

    положения

    Статья 42. О признании

    утратившими силу отдельных

    законодательных актов (положений

    законодательных актов) Российской

    Федерации

    Статья 43. Вступление в силу

    настоящего Федерального закона

    В новом документе впервые говорится о реестре видов спорта, спортивных клубах, Параолимпийском и Сурдоолимпийском комитетах, всероссийской спортивной классификации, договоре перехода спортсменов-профессионалов. Кроме того, в Законе более подробно урегулированы вопросы организации международного сотрудничества в области физической культуры и спорта. Четко сформулированы такие понятия, как спортсмен, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, тренер.

    В отличие от прежнего новый Закон не регулирует вопросы налогообложения в области физической культуры и спорта.

    Особый порядок регулирования труда спортсменов и тренеров перенесен в отдельный проект федерального закона, предполагающий дополнение Трудового кодекса РФ гл. 54.1, в настоящее время он находится на рассмотрении в Государственной Думе <1>.

    <1> Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" принят на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 29.06.2007 в первом чтении.

    Принципы законодательства о физической культуре и спорте

    Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ и состоит из комментируемого Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

    В связи с принятием нового Закона значительно расширились принципы законодательства о физической культуре и спорте (ст. 3 Федерального закона N 329-ФЗ). Перечислим некоторые из них:

    • единство нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ;
    • установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
    • запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
    • обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;
    • содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп населения.

    Субъекты физической культуры и спорта

    К субъектам физической культуры и спорта добавлены:

    • физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
    • Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты и Специальная олимпиада России;
    • профсоюзы в области физической культуры и спорта;
    • граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

    Таким образом, перечисленные субъекты получили законодательную базу для своей деятельности.

    Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления

    С 01.01.2009 в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 329-ФЗ Российской Федерацией будет передан ряд полномочий в области физической культуры и спорта органам государственной власти субъектов РФ. Органам государственной власти субъектов РФ передаются полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов. Финансирование на осуществление данных полномочий будет выделяться в виде субвенций из федерального бюджета. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Обязанность контролировать полноту и качество выполнения переданных полномочий будет возложена на федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Кроме того, в этой статье прописаны и должностные обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, к выполнению которых оно должно будет приступить с 01.01.2009.

    Полномочия субъектов РФ согласно ст. 8 Федерального закона N 329-ФЗ с 01.01.2008 заключаются в следующем:

    • определение основных задач и направлений развития физкультуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государственных региональных и межмуниципальных программ в этой области;
    • учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения;
    • утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, в частности материально-техническое обеспечение, подготовка спортивного резерва;
    • организация развития национальных видов спорта;
    • присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей;
    • развитие физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ;
    • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
    • осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ полномочий. Таким образом, исходя из положений этого пункта, перечень полномочий субъектов РФ не является закрытым. В него могут быть внесены новые положения в соответствии с законодательством РФ.

    Впервые в новом Законе содержатся полномочия органов местного самоуправления - они прописаны в ст. 9 Федерального закона N 329-ФЗ. К ним относятся:

    • определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей;
    • популяризация физической культуры и спорта среди населения;
    • проведение муниципальных официальных и неофициальных спортивных, физкультурных мероприятий, а также их медицинское обеспечение;
    • утверждение и реализация календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований;
    • содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных и неофициальных физкультурных, спортивных мероприятий;
    • утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
    • участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
    • оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
    • осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами этих городов.

    Организация деятельности в области физической культуры и спорта

    Положения данной главы затронули ряд важных вопросов, которые в Федеральном законе N 80-ФЗ либо не отражены, либо отражены, но не в должном объеме. А именно: создание, регистрация и реорганизация местных, региональных, общероссийских спортивных федераций. Статья 19 Федерального закона N 329-ФЗ полностью посвящена деятельности спортивных клубов. Кроме того, согласно ст. 17 нового Закона федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта с 01.01.2008 должен осуществлять ведение реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Рассмотрим статьи, которые могут представлять наибольший интерес для бюджетных учреждений.

    Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий определяет перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, международных спортивных мероприятий, проводимых на территории РФ. Данным документом также устанавливается перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд РФ к международным спортивным мероприятиям и обеспечения их участия в международных спортивных мероприятиях. Порядок финансирования спортивных и физкультурных мероприятий, включенных в Единый календарный план, и нормы расходов на их проведение утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 23 Федерального закона N 329-ФЗ).

    Единая всероссийская спортивная классификация определяет требования к присвоению и нормы присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в РФ и включенным во Всероссийский реестр видов спорта. Положение о Единой всероссийской классификации устанавливает содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливает порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта. Данное положение утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 329-ФЗ).

    Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий (ст. 20 Федерального закона N 329-ФЗ). В этой статье указаны права и обязанности организаторов спортивных и физкультурных мероприятий. Например , организаторы таких мероприятий:

    • определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостановить мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги;
    • утверждают регламент (порядок) организации и проведения физкультурного мероприятия или спортивного соревнования;
    • обязаны обеспечить условия для проведения обязательного допингового контроля с соблюдением требований международного стандарта для тестирований. Такой стандарт определяется международной организацией, осуществляющей борьбу с допингом и признанной Международным олимпийским комитетом.

    Спортивный паспорт

    Статьей 23.1 прежнего Закона с 01.01.2007 было введено понятие "спортивный паспорт". Новый Закон приостановил введение спортивного паспорта до 01.01.2009. Порядок ведения, выдачи, замены спортивных паспортов, а также порядок функционирования единой системы их учета устанавливаются положением о спортивном паспорте, утвержденным в порядке, предусмотренном Правительством РФ (ст. 27 Федерального закона N 329-ФЗ). В настоящее время это положение не разработано. Обязанность финансирования оформления и ведения спортивных паспортов возложена на федеральный орган исполнительной власти (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ).

    Физическая культура и спорт в системе образования

    За образовательными учреждениями сохранено право самостоятельно определять программы занятий физической культурой, основываясь на государственных образовательных стандартах и нормативах физической подготовки.

    В п. 2 ст. 28 Федерального закона N 329-ФЗ перечислены обязательные условия, которые должны соблюдать образовательные учреждения при организации физического воспитания.

    Адаптивная физическая культура, спорт инвалидов

    Исходя из положений ст. 31 Федерального закона N 329-ФЗ адаптивная физическая культура (спорт инвалидов) - вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, представляющий собой комплекс эффективных средств их физической реабилитации. Физическая реабилитация и социальная адаптация реализуются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, спортивно-адаптивных школах, организованных федеральным органом, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Кроме того, образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

    Спортивный резерв

    В принятом Законе он регламентирован отдельной главой. Рассмотрим его подробнее. Статьей 32 Федерального закона N 329-ФЗ определен перечень этапов многолетней подготовки спортсменов:

    1. спортивно-оздоровительный этап;
    2. этап начальной подготовки;
    3. учебно-тренировочный этап;
    4. этап совершенствования спортивного мастерства;
    5. этап высшего спортивного мастерства.

    Перечисленные этапы должны определяться федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

    В целях подготовки спортсменов создаются и ведут свою деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса.

    Организация учебно-тренировочного процесса включает:

    • проведение учебно-тренировочных и других спортивных мероприятий;
    • обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием;
    • организацию питания на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и спортивные соревнования.

    Согласно ст. 33 Федерального закона N 329-ФЗ к указанным физкультурно-спортивным организациям относятся центры спортивной подготовки и иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

    Образовательными учреждениями, осуществляющими вышеназванные задачи, являются:

    В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, которые будут осуществлять такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. Например , при средней общеобразовательной школе может быть организован специализированный спортивный класс по волейболу. В настоящее время организация деятельности таких классов по видам спорта и углубленным учебно-тренировочным процесса регламентирована Письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 N СК-02-10/3685.

    Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта

    Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также собственности юридических и физических лиц. Собственники или владельцы объектов спорта обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью занимающихся физической культурой и спортом на этих объектах спорта.

    Обратите внимание: спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат. Разрешается использовать спортивные сооружения только для проведения и обслуживания физкультурных, спортивных и культурных мероприятий.

    Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает:

    • систематический контроль за состоянием их здоровья;
    • оценку адекватности физических нагрузок;
    • медицинскую профилактику, реабилитацию и лечение заболеваний и травм;
    • восстановление здоровья средствами и методами физической культуры и спорта.

    Финансирование физической культуры и спорта распределено по органам власти.

    1. Федеральный орган исполнительной власти:
    • обеспечение сборных команд РФ спортсменов-инвалидов, в том числе организация их подготовки и участия в соревнованиях;
    • проведение межрегиональных и всероссийских соревнований;
    • материально-техническое, медико-биологическое, медицинское, научно-методическое и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов сборных команд РФ;
    • реализация мер, направленных на противодействие применению запрещенных допинговых средств;
    • обеспечение деятельности федерального центра спортивной подготовки, научных организаций и учреждений в области физической культуры и спорта;
    • обеспечение проведения научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий;
    • строительство и реконструкция объектов спорта;
    • осуществление иных мероприятий и программ.
    1. Органы исполнительной власти субъектов РФ:
    • организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
    • организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
    • обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
    • материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
    • обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    • обеспечение иных мероприятий и программ.
    1. Органы исполнительной власти муниципальных образований:
    • обеспечение условий для развития на их территориях физической культуры и массового спорта;
    • организация и проведение официальных муниципальных физкультурных и спортивных мероприятий;
    • обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов;
    • обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта.

    Больше внимания уделено в новом Законе международной спортивной деятельности. Согласно ст. 40 Федерального закона N 329-ФЗ международное сотрудничество РФ в области физической культуры и спорта регулируется международными договорами РФ и законодательством РФ. Российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями должны соблюдать регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, а также международные договоры РФ.

    О.Заболонкова

    Зам. главного редактора журнала

    "Учреждения физической культуры и спорта:

    бухгалтерский учет и налогообложение"

    Для контроля и регулирования при проведении мероприятий, обучении, развитии и проверке лиц, занимающихся физической культурой и спортом, государством был принят Федеральный закон 329. Положения акта регулируют не только процессы, но и социальные и экономические нормы данной сферы деятельности.

    Что представляет собой закон?

    Закон о ФК и спорте был принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, а одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года. Последние изменения в нем произошли 5 декабря 2017 года. ФЗ 329 содержит 8 глав и 43 статьи. Этот закон регулирует и контролирует возникающие отношения при деятельности в сфере физ. культуры и спорта, регламентирует процессы, основы и нюансы организационной, социальной и экономической деятельности в этой области.

    Краткое содержание Федерального закона номер 329 «О физической культуре и спорте»:

    • Первая глава описывает общие положения закона. Описан предмет регулирования и сфера, на которую влияет закон. Дан список терминов и понятий и их определения. Перечислены основы и нюансы законов, регулирующих описываемую сферу. Перечислены другие законы, акты и нормативы, контролирующие описываемую область. Дан полный список субъектов, относящихся к физической культуре и спорту в РФ. Перечислены полномочия гос. органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, Правительства РФ и т. д. в области проведения действий, мероприятий, мер и процессов в сфере физ. культуры и спорта;
    • Во второй главе описаны процессы, способы и нюансы организации любой деятельности в сфере физ. культуры и спорта. В этой главе дан список организаций, занимающихся этой деятельностью. Оформлены нюансы и процессы Олимпийского движения и Олимпийского комитета. Описана деятельность и комитеты Паралимпийского движения, специальной олимпиады и сурдлимпийского движения. Описаны местные, региональные и общероссийские спортивные федерации, их уставы, права и обязанности. Оформлен реестр таких федераций, их реорганизация. Описаны спорт. клубы и их деятельность. Описаны процессы проведения различных мероприятий и их организация. Оформлен особый реестр всех российских видов спорта и способы и причины внесения и признания какой-либо деятельности таким видом и дисциплиной. Описаны разряды и звания. Оформлены права и обязанности каждого спортсмена во время мероприятий и вне их, а также правила для каждого вида спорта. Особое внимание уделяется статье про допинг, про проверке на наличие допинга и предотвращение его использования;
    • В главе номер три описаны положения и особенности развития физической культуры в сфере образования, на работе или в государственных органах. Описана подготовка граждан к военной службе. Оформлена реабилитационная физическая культура для инвалидов, адаптивный спорт;
    • В главе четвертой описана подготовка спортсменов к мероприятиям. Перечислены процессы и этапы подготовки. Описаны определенные государством федеральные стандарты подготовки. Оформлена информация о том, кто и как определяет эти стандарты;
    • В г. пять перечислены спортивные официально собранные команды Российской Федерации, зарегистрированные в реестре. Оформлены способы и нюансы сбора таких команд и их регистрация;
    • В шестой г. оформлена экономическая сторона сферы спорта. Описано медицинское, социальное и другое обеспечение команд. Описаны объекты спорта;
    • В седьмой оформлена деятельность и участие России в международных конкурсах и соревнованиях во всех видах спорта;
    • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.

    Описываемая сфера регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, принятыми муниципальными правовыми актами и международными договорами.

    Общие положения 329 ФЗ

    В общих положениях ФЗ 329 в новой редакции написано, что закон регулирует отношения, процессы и мероприятия, возникающие в области экономической, социальной, организационной и правовой деятельности для развития физ. культуры и спорта в РФ.

    Согласно первой главе, законодательство регулирует описываемую область по следующим принятым положениям:

    • Закон обеспечивает и гарантирует каждому лицу право на занятия спортом и физической культурой в рамках развития и поддержания здоровья;
    • Закон содействует развитию школьного, детско-юношеского и студенческого спорта, учитывая их особенности;
    • Единая система прав и нормативов по всей территории России;
    • Для граждан разных возрастов физическая культура непрерывна и преемственна;
    • Область физ. культуры и спорта регулируется не только государством, но и субъектами РФ;
    • Совместная деятельность органов гос. власти, субъектов РФ, учреждений местного самоуправления со спортивными федерациями;
    • Гарантии на соблюдение прав граждан в области физической культуры;
    • Помощь и поддержка в осуществлении мер и развитии культуры спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
    • Ограничения и запреты в дискриминации лиц или неправомерных действиях во время соревнований или при подведении итогов;
    • Закон соблюдает все принятые Российской Федерацией международные договоры;
    • Закон обеспечивает сохранность жизни, здоровья и безопасность всем участникам соревнований, спортсменам и зрителям.

    К субъектам физ. культуры и спорта относятся:

    • Спортивные организации, общества, клубы, объединения, центры, лиги и т. д.;
    • Спортивные агенты;
    • Учреждения, проводящие деятельность по образованию детей, школьников, студентов и взрослых в области физической подготовки и спорта;
    • Спортсмены, команды, зрители, тренеры, судья на мероприятиях;
    • Спортивные и технические организации обороны;
    • Профсоюзы в описываемой области;
    • Научные и исследовательские учреждения, исследующие способы и меры развития физ. культуры и спорта;
    • Органы исполнительной власти, контролирующие развитие военных и служебных видов спорта;
    • Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлимпийский и специальный комитеты РФ;
    • Органы исполнительной власти, субъекты, органы местного самоуправления и другие государственные органы.

    Последние изменения

    Последние изменения в Федеральный закон 329 были внесены 5 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 373.

    Согласно этим изменениям, во вторую статью был добавлен пункт 20.3. Был добавлен новый термин, используемый в законе, спортивные сборные команды субъектов РФ. Эти команды формируются региональными федерациями, с участием тренеров, для подготовки к соревнованиям от имени субъектов РФ.

    В шестой статье, в пункте 10 и в статье 38, в пункте 1 была добавлена фраза «(за исключением медицинского обеспечения)». В 1 части восьмой статьи слово «медицинское» было исключено. В 26 статье, в частях 10 и 12, в статье 35, части 3, а также в статье 38, в части 2, пункте 4, были исключены слова «медицинское».

    Изменения в статье 26 произошли и в части 9, был добавлен пункт 4.1. Согласно этим изменениям федеральные и государственные органы в сфере контроля за допингом информируют другие гос. учреждения, контролирующие медицинское обеспечение спортсменов, органы гос. власти субъектов РФ в сфере физ. культуры и здравоохранения о появлении новых запрещенных методов или субстанций.

    В названии статьи номер 39 была добавлена фраза «и медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации». Также в статью 39 была добавлена часть 6. В 6 части написано, что медицинское и биологическое обеспечение спортсменов осуществляется по положениям законодательства России в сферах охраны здоровья, физ. культуры и спорта.

    Скачать закон о физической культуре и спорте в РФ

    Федеральный закон 329 регулирует и регламентирует все мероприятия, процедуры и меры развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Гражданам, желающим заняться спортом или участвовать в соревнованиях от имени государства, рекомендуется изучить описываемый закон.



    effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка