Президенты МОК. Международный олимпийский комитет

]

Длительное время Международный олимпийский комитет (МОК) и руководящие деятели международного олимпийского движения, опираясь на теорию «аполитичности спорта», изолировались от активной деятельности в защиту мира. Так, МОК не поддержал Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Сами рамки олимпийского движения в течение длительного времени препятствовали участию спортсменов-олимпийцев в активных выступлениях за мир, поскольку условия проведения Олимпийских игр в соответствии с их правилами запрещали любого рода политические акации. В 1967 г. Международный олимпийский комитет (МОК) впервые за всю историю принял Обращение к спортсменам всех стран с призывом выступить в защиту и во имя укрепления мира как единственного условия существования международного и национального спорта . Олимпийский конгресс, состоявшийся в Варне в 1973 г., проводился под девизом «Спорт на службе мира».

В последние годы в олимпийском движении предприняты новые шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации других гуманистических ценностей. Так, 25 октября 1993 г. на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования, т.е. единогласно, была принята резолюция об олимпийском перемирии, инициаторами которой выступило 121 государство. Тем самым впервые в истории олимпийского движения была объявлена широкомасштабная кампания в поддержку мира. 5 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла резолюцию «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту», инициаторами которой выступило 141 государство. 6 ноября 1995 г. впервые в истории президент МОК Х.А. Самаранч выступил с трибуны ООН, праздновавшей свой полувековой юбилей. Это произошло во время дискуссии по теме «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту и олимпийским идеалам», состоявшейся в ходе 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В итоговой резолюции, проект которой зачитал двукратный олимпийский чемпион по гимнастике Барт Коннер, Генеральная Ассамблея ООН отметила вклад МОК в установление взаимопонимания между народами и укрепление мира на планете, а также призвала мировое сообщество соблюдать «олимпийское перемирие» во время Олимпийских игр. 25 ноября 1997 г. 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе МОК и при поддержке рекордного в истории ООН числа государств - 178 - приняла резолюцию, призывающую всех членов мирового сообщества соблюдать «олимпийское перемирие» во время XVIII зимних Олимпийских игр 1998 г. в Нагано. Начал функционировать международный центр «За олимпийское перемирие», создателями которого являются МОК и министерство иностранных дел Греции.

Активизирована деятельность в рамках программы «Олимпийская солидарность». В рамках этой программы МОК оказывает техническую и финансовую поддержку 200 национальным олимпийским комитетам, в том числе наименее обеспеченным, для дальнейшего развития олимпийского образования, спорта и культуры . Создан Международный олимпийский форум развития с целью выработки механизма консультаций и сотрудничества между развитыми странами, рассматривающими спорт как элемент программы технической помощи развивающимся странам, с одной стороны, и олимпийским движением, меж- и неправительственными организациями, с другой стороны. Вместе с верховным комиссаром ООН по делам беженцев МОК оказывал продовольственную помощь детям в Анголе, Боснии и Герцеговине и Руанде, а также спортивным оборудованием в лагерях беженцев из Косово, в Албании, республике Македония и других странах. МОК сотрудничает с программой развития ООН в борьбе с бедностью. В Камбодже, Эквадоре и Танзании совместно с организацией по обеспечению продовольствием и развитию сельского хозяйства ООН начата реализация спортивных и рекреационных проектов для бедных изолированных сообществ с большой долей молодежи среди населения. Наличие связи между развитием спорта и человеческим благополучием обусловило действия Генеральной Ассамблеи ООН, которая провозгласила 1994 г. - год столетней годовщины со дня создания Международного олимпийского комитета в «Международным годом спорта и олимпийского идеала».

В течение более полувека в олимпийском движении дискутировался вопрос о создании равных условий спортсменам разных стран в их подготовке к Олимпийским играм. В последние годы эта идея стала воплощаться в жизнь благодаря средствам «Олимпийской солидарности». Так, с 1989 г. МОК стал выплачивать стипендии спортсменам достаточно высокого класса из развивающихся стран, чтобы они могли планомерно готовиться за границей к Олимпийским играм. 158 стипендиатов «Олимпийской солидарности» выступали на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, и четверо из них стали олимпийскими чемпионами, еще 14 завоевали медали. Не менее впечатляющими выглядят данные об оказании помощи спортсменам, готовившимся к XVIII зимним Олимпийским играм 1998 г. в Нагано. Стипендии «Олимпийской солидарности» выплачивались 346 атлетам. 220 из них прошли предолимпийский отбор и выступили в Нагано. Четверо завоевали медали, еще 37 получили Олимпийские дипломы, заняв места с четвертого по восьмое. Тем самым МОК, допустивший к участию в Олимпийских играх профессионалов, вместе с тем делает все возможное, чтобы Олимпийские игры были по-настоящему универсальными и чтобы максимальное число атлетов могло бороться за олимпийские награды.

Международный олимпийский комитет (МОК) сделал важные шаги, направленные на запрещение политической и расовой дискриминации. В частности, он вынес решение о поручении организации Олимпийских игр только тем странам, где гарантируется свободное участие всех олимпийских комитетов. К числу достижений МОК за последние годы можно отнести также организованную в соответствии с базовыми принципами Олимпийской хартии кампанию против политики апартеида в Южной Африке и ту роль, которую она сыграла в прекращении апартеида. В тот момент, когда только возникшая демократия в Южной Африке еще не вступила в межправительственные организации, спортсмены всех стран приветствовали возвращение ее атлетов на 25-е Олимпийские игры в Барселоне (1992 г.).

В последние годы предприняты определенные меры для устранения дискриминации в отношении женщин в сфере спорта. Принято решение МОК о том, что каждый новый вид спорта, включаемый в программу Олимпийских игр, должен предусматривать возможность участия женщин в этом виде. Международный олимпийский комитет (МОК) призвал членов олимпийской семьи способствовать тому, чтобы к 2000 г. женщины занимали по меньшей мере 10% постов в структурах законодательной и исполнительной власти, а к 2005 г. - как минимум 20%.

Активизировались усилия МОК по установлению тесных контактов с межгосударственными международными организациями, прежде всего с ООН и различными организациями, входящими в ее систему. Целый ряд проектов осуществлен вместе с ЮНЕСКО, например, Всемирный форум по физической деятельности и спорту в Канаде и семинар «Обучение в духе олимпизма» в Мозамбике. Еще в 1984 г. МОК и ЮНЕСКО договорились о сотрудничестве.

21 октября 1998 г. президент МОК Х.А. Са-маранч и генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор скрепили своими подписями в Париже новый договор, предусматривающий более тесное сотрудничество между двумя организациями «в физическом и спортивном образовании для физического, умственного и социального развития молодежи». В 1997 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между МОК и Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, согласно которому обе стороны взяли на себя ответственность за проведение специфических акций международной солидарности в поддержку сельского населения.

Активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств, наносящих вред здоровью спортсменов. Усилилась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов, а также их всемирной организации (АНОК) и континентальных объединений НОКов. В 1994 г. МОК совместно со Всемирной организацией здравоохранениия провел в Уругвае Всемирный конгресс «Спорт для всех - здоровье для всех». В 1995 г. совместно с Программой ООН по международному контролю за оборотом наркотиков проведена Международная конференция «Спорт против наркотиков» в Италии, а совместно с Программой ООН по защите окружающей среды - Всемирная конференция «Спорт и окружающая среда».

Произошли организационные изменения и в самом МОК. Значительно обновился и увеличился его состав. Впервые в МОК появились женщины. Увеличилось число постоянных комиссий МОК, причем появились такие, как комиссия атлетов, комиссия по «спорту для всех», комиссия «Апартеид и олимпизм» и др. Ряд акций свидетельствует об усилении внимания МОК к вопросам культуры, укреплению связи спорта с искусством. Это, например, культурные акции во время Олимпийских игр, проведение Олимпийского конкурса «Искусство и спорт - 2000», образование международного института «Культурная Олимпиада», который призван нести ответственность за проведение Культурных Олимпиад во время летних Олимпийских игр, и др. Значительный вклад в усиление гуманистической направленности олимпийского движения вносят Международная олимпийская академия и Национальные Олимпийские академии, международная организация Специальных Олимпийских игр (для лиц с нарушением интеллекта), Международный Олимпийский центр за мир и культуру (Греция), Олимпийский музей в Лозанне и т.д.

Отмечая эти шаги гуманистической ориентации в олимпийском движении, содействующие более активной его роли в формировании и реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира, необходимо отметить и другое - в нем все более прочные позиции завоевывает такой прагматический подход, согласно которому главная ценность этого движения - сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям служат. Основное внимание все более направляется на всемерное развитие спортивных соревнований , поощрение высоких спортивных достижений, рекордов и победителей.

Вот лишь некоторые факты, дающие основание для такого вывода. МОК отказывался и отказывается от всех предложений заменить на девиз с более выраженной гуманистической ориентацией официально принятый девиз олимпийского движения «Citius. Altius. Fortius» («Быстрее, выше, сильнее»). Такое предложение вносили многие ученые и общественные деятели. А ведь этот девиз ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения. По крайней мере, как отмечает профессор физического воспитания из Франции И. Хайнрих, он может быть интерпретирован двояко: во-первых, в смысле такого равновесия в состоянии человека, которое предполагает гармонию, эйритмию и личный идеал в социальной интеграции; во-вторых, в смысле такой сверхзадачи, когда все подчинено цели добиться успеха любой ценой в любой сфере деятельности, будь то спорт, политика, социальная сфера или экономическая область.

Из новой редакции Олимпийской хартии (1996 г.) исключено важное гуманистическое положение предыдущего варианта хартии (1979): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Хотя кардинальные изменения, которые произошли в мире за последние годы, в значительной мере сняли остроту политического противостояния ведущих мировых держав и, соответственно, степень политической заинтересованности в результатах, показанных на спортивной арене, но и в настоящее время продолжается использование спорта в корыстных политических и пропагандистских целях. Практически все страны продолжают подсчитывать медали и места, завоеванные своими спортсменами, и использовать достигнутые успехи для повышения престижа, усиления влияния страны на мировой арене, для доказательства «превосходства данного образа жизни или большей жизненной силы, присущей данному народу».

Не произошло существенных изменений в олимпийском движении и в плане предотвращения того негативного явления в этой сфере, которое, как правило, обозначается термином культурная гегемония, - большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в олимпийскую программу, имеет западное происхождение и, значит, Олимпийские игры, хотя они являются международными, включают в свою орбиту огромное множество стран, но многие нации, которые хотели бы внести свой культурный вклад в «международное взаимопонимание», используя эти Игры, имеют мало шансов в этом плане, поскольку вынуждены принять чисто западный взгляд на мир спорта.

Особенно сильное негативное влияние на реализацию гуманистических идеалов и ценностей олимпизма, как отмечено на 36-й сессии МОА (1993), оказала коммерциализация спорта и олимпийского движения. Одно из ярких проявлений ее негативной роли - кризис, который разразился в МОК в конце 1998-начале 1999 г. в связи с так называемым делом о коррупции. Бывший министр спорта Австралии Эндрю Томсон заявил, что он потрясен известиями о коррупции в МОК и считает, что после такого скандала эта организация просто не должна существовать. Томсон предложил отказаться от проведения Олимпиад в наступающем веке и создать крупные соревнования мирового масштаба, объединенные какой-либо другой идеей.

Таким образом, существует определенная непоследовательность олимпийского движения в реализации гуманистических идеалов и ценностей, противоречие между провозглашаемыми им идеалами и курсом на коммерциализацию и профессионализацию.

МОК - высший руководящий орган олимпийского движения и высшая инстанция при решении всех вопросов современных Олимпийских игр.

В Хартии записано: «Международный олимпийский комитет был создан на Парижском конгрессе 23 июня 1894 года; ему доверены контроль и развитие современных Олимпийских игр. МОК является организацией, имеющей статус юридического лица в соответствии с международным правом. Срок его деятельности не ограничен. Его штаб-квартира находится в Швейцарии».

В первый состав МОК входили 14 человек, представляющих 12 стран.

Международный олимпийский комитет сам выбирает своих членов, которых считает наиболее подходящими, из тех стран, где имеются Национальные олимпийские комитеты, признанные МОК. В стране может быть только один член МОК, за исключением крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также стран, где состоялись Олимпийские игры. В этих странах могут быть, как максимум по два члена МОК.

Ранее членом МОК избирались на пожизненное пребывание в этом органе. Однако в 1966 году введено дополнение о том, что член МОК при достижении 72 лет (в 1985 г. МОК этот возрастной ценз увеличил на 3 года) должен подать в отставку. Это правило относится только к тем, кто избран после введения этого дополнения.

Члены МОК тайным голосованием избирают президента на восемь лет, который может быть переизбран на следующие четыре года. Избираются также три вице-президента - из них, по крайней мере, один из Европы - на четырехлетний период. Они могут быть переизбраны лишь после интервала минимум в четыре года. Президент и вице-президенты являются номинально членами всех комиссий и подкомитетов МОК.

В высший орган МОК избираются еще семь членов исполнительного комитета на четырехлетний срок, которые могут быть переизбраны не ранее чем через год, и административный делегат.

Исполком МОК проводит совещания с представителями международных федераций по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, а также с представителями Национальных олимпийских комитетов для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой и проведением Игр. Периодически проводятся сессии Международного олимпийского комитета. За время своей деятельности МОК провел их 95. Две сессии - в 1962 и 1980 годах - состоялись в Москве.

Во время проведения Игр МОК выполняет роль верховного жюри, решая все спорные вопросы нетехнического характера, касающиеся Игр. Вопросы эти на решение исполкома МОК выносят только Национальные олимпийские комитеты, международные федерации по видам спорта или Организационный комитет Игр. Права технического контроля за проведением соревнований по отдельным видам спорта возлагаются на международные федерации по данным видам спорта, которые назначают для этого своих технических делегатов и специальные жюри. Официальными языками МОК являются французский и английский. На сессии МОК должен быть обеспечен синхронный перевод на испанский, русский и немецкий языки.

На конгрессе 1894 года первым президентом МОК был избран представитель Греции Д. Викелас. Но уже через два года президентский пост был доверен Пьеру де Кубертену. Основатель Олимпийских игр оставался на этом посту в течение 29 лет. С 1925-го по 1942 год президентом МОК являлся граф А. де Байе-Латура (Бельгия). Следующие десять лет МОК возглавлял швед 3. Эдстрем. В 1952 году президентом стал Э. Брендедж (США), а на сессии МОК в 1972 году президентом избран лорд М. Килланин (Ирландия).

В июле 1980 года в Москве, за три дня до открытия XXII Олимпийских игр, президентом МОК был избран Хуан Антонио Самаранч, который являлся в то время послом Испании в СССР. X. А. Самаранч 1920 года рождения, на протяжении многих лет активно участвует в международном олимпийском движении. Член МОК с 1966 года, член исполкома с 1970 года. В течение четырех лет (1974-1978 гг.) являлся вице-президентом МОК. В 1989 году на 95-й сессии МОК он вновь избран президентом.

Членами МОК от Советского Союза являлись К. А. Андрианов - с 1951-го по 1988 год, А. О. Романов- с 1952-го по 1971 год. В настоящее время нашу страну представляют В. Г. Смирнов, председатель Спорткомитета РСФСР (с 1971 г.) и М. В. Грамов (с 1988 г.), председатель Олимпийского комитета СССР.

В состав МОК входят 93 члена из 75 стран, а всего международное олимпийское движение объединяет 167 стран. Таким образом, не имеют своих представителей в МОК 92 страны Африки, Азии и Латинской Америки, в числе которых и такие, что играют важную роль в международном спортивном движении.

В отличие от других международных объединений, формирующихся на демократических принципах равного представительства от каждой страны, МОК, как уже говорилось, сам избирает своих членов, ограничивая их число и упорно не желая включать в состав своей организации представителей всех признанных им Национальных олимпийских комитетов. Более того, согласно Олимпийской хартии члены этой организации не являются представителями стран в МОК, а считаются послами МОК в других странах. Такой антидемократический принцип формирования МОК находится в противоречии с демократическим характером самого олимпийского движения. Настойчивая и активная деятельность представителей спортивных организаций социалистических стран, да и сама жизнь требуют дальнейшей демократизации деятельности Международного олимпийского комитета.

В настоящее время в 130 странах мира созданы национальные олимпийские комитеты, официально признанные МОК (в Европе - 31, Америке - 33, Азии - 28, Африке - 35, Австралии и Океании - 3).

В состав МОК избрано 75 членов из 60 стран. Таким образом, более половины из участвующих в олимпийском движении стран не имеют своих представителей в руководящем органе. Президентами МОК были: Д. Викелас (Греция) - 1894-1896 гг., П. де Кубертэн (Франция) - 1896-1925 гг., А. де Бале-Латур (Бельгия) - 1925-1942 гг., 3. Эдстрём (Швеция) -1942-1952 гг., Э. Брендэдж (США) - 1952-1972 гг., лорд Килланин (Ирландия) - с 1972 года по настоящее время.

Штаб-квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария).

От Советского Союза в состав МОК входят К. А. Андрианов - председатель олимпийского комитета СССР и В. Г. Смирнов - первый заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Основная функция МОК – организация и проведение Олимпийских игр, однако этим задачи комитета не ограничиваются. Особая его цель – пропаганда олимпийского движения и идеологии, основанной на взаимопонимании между гражданами разных стран и любви к спорту. Для утверждения этих идей МОК использует самые разные методы и, в частности, обращается за помощью к правительствам разных стран и частным спортивным организациям. Согласно идее Пьера де Кубертена, ставшего инициатором возрождения Олимпийских игр, функцией МОК должно стать обучение спортивной этике, уничтожение насилия на Играх, убеждение людей, что спорт должен служить во благо , а честное состязание – заменить войны.

МОК, помимо всего прочего, обязан уделять особое внимание спортсменам, заботиться о них и в то же время следить за четким соблюдением правил Олимпиады. В его функции входит уничтожение дискриминации по половому, национальному и возрастному признаку. С этой задачей члены комитета справляются успешно: все более популярными становятся женские состязания, проводимые в рамках Игр, в Олимпиаде участвуют представители самых разных государств, а в 2010 году были учреждены особые Юношеские игры, в которых могут участвовать спортсмены-юниоры. Что касается соблюдения правил, то МОК также организует антидопинговый контроль, стараясь не допустить мошенничества на Олимпиадах.

В задачи МОК входит обеспечение наилучших условий для проведения состязаний. Это особенно касается вопроса безопасности спортсменов. Также МОК обязан противостоять политизированию Олимпиад и предотвращать попытки проведения террористических актов на таких мероприятиях. Кроме того, он занимается поддержкой Международной олимпийской академии, а также многих других учреждений, которые так или иначе связаны с Олимпийским и способствуют его развитию и пропаганде.

Войны всегда были ужасным бедствием. В это время погибают и становятся инвалидами люди, разрушаются города и села, исчезают памятники искусства, культуры. Лучшие умы человечества ломали головы над вопросом: как же научиться решать все проблемы и споры мирным путем, как предотвратить войну? И чем более мощным и разрушительным становилось оружие, тем актуальнее звучал этот вопрос. Особенно в нашу эпоху, когда полномасштабный конфликт с применением оружия массового поражения может уничтожить все живое на Земле.

Инструкция

Предположим, речь идет о государствах, не обладающих ядерным или термоядерным оружием. Каким образом можно войну с недружественно настроенными соседями? Необходимо действовать в духе : «Si vis pacem, para bellum», то есть «Хочешь мира – готовься к войне». Государству нужно укреплять свою обороноспособность. Парадокс этого завета только кажущийся. Ведь если государство имеет достаточно сильную , оснащенную всем необходимым, развитую промышленность, которую можно быстро перенаправить на выпуск военной продукции, и если его настроен патриотично, готов защищать с оружием в руках, тогда потенциальный агрессор не три, а тридцать три раза подумает, стоит ли затевать с ним войну.

«Если большое государство захочет захватить маленькое государство, оно это сделает. Но если другое большое государство захочет захватить это же маленькое государство, тогда у маленького государства появляется шанс» - так говорил один политический в «Стакан воды». Иными словами, в сложной ситуации такому государству следует играть на противоречиях в геополитических интересах больших соседей, попеременно прося покровительства то у одного, то у другого. Тут уж дипломатам, как говорится, и карты в руки.

Даже в эпоху между двумя противоборствующими блоками, когда мир не раз стоял на краю пропасти, ни СССР, ни США не пустили в ход свои гигантские ядерные арсеналы. Почему? Потому что при неминуемом ответном ударе та сторона, которая ударила первой, тоже погибла бы. Следовательно, несмотря на политику разрядки и на осознании недопустимости такой войны, необходимо поддерживать тот уровень обороноспособности, который гарантирует нанесение ответного удара возмездия, причем в любой ситуации. Осознание этого всегда остужало и продолжает остужать «горячие головы».

Чтобы не допустить вооруженного конфликта, государству необходимо подключить к разрешению спорных вопросов все международные дипломатические структуры, прежде всего, Организацию объединенных наций. Хотя, увы, печальная практика показывает, что роль ООН в предотвращении войн более чем скромная.

Видео по теме

От того, кто будет возглавлять международный Олимпийский комитет, зависит развитие мирового спорта. Ведь глава Олимпийского комитета - это не просто чиновник, а человек, на которого возлагается огромное количество надежд, перед ним стоят сложные задачи. Поэтому случайный человек оказаться на таком месте не может.

Руководитель международного Олимпийского комитета является его президентом. Должность эта выборная. Главу комитета выбирают на специально организованной сессии при помощи тайного голосования. Срок полномочий руководителя МОК рассчитан на 8 лет, однако через каждые четыре года они могут продлеваться еще на 8 лет. Президентом комитета может стать общественный деятель, достаточно хорошо известный и прославившийся своими выступлениями, благотворительностью и прочими делами, которые совершаются на благо его родины и для развития всего мира в целом.

Первый президент был выбран в 1894 году вместе с возникновением Олимпийского комитета. Был он греческим поэтом и общественным деятелем по имени Деметриус Викелас. Его заместителем был назначен идейный вдохновитель первых Олимпийских игр современности барон Пьер де Кубертен. Однако уже через два года после того, как прошли с триумфом Первые Игры, Викеласа на посту Президента МОК сменил тот самый барон де Кубертен. Оставался на этом посту он до 1925 года.

В связи с тем, что полномочия можно продлевать, на посту руководителя Международного спортивного комитета побывало за 100 лет всего 8 президентов.

На смену де Кубертену пришел Анри де Боле-Латур, который продержался в кресле руководителя 17 лет. Следующим был Зигфрид Эдстрем - он был президентом с 1946 по 1952 год. Его сменил Эвери Брендэйдж из США. Руководил он МОК в течение 20 лет до 1972 года. Его преемник Майкл Моррис Килланин - ирландец, провел на посту руководителя Комитета один срок. После чего на 21 год в руководители пришел Хуан Антонио Самаранч. С 2001 года по сегодняшний день президентом международного Олимпийского комитета является бельгиец Жак Рогге.

Однако управлять комитетом один президент вряд ли бы смог. Поэтому существую еще и такие помощники руководителя, как 4 вице-президента и 10 рядовых членов комитета, которые также избираются при помощи тайного голосования. Срок действия их полномочий 4 года. Кроме этого, в руководящую комиссию входят 25 лиц, которых здесь называют «почетными» - это те, кто ранее являлся членами комитета. Также в составе МОК находятся заслуженные члены, которые не являлись участниками Олимпийского комитета, но оказали движению неоценимые услуги.

Состав комитета включает в себя 110 членов из 70 стран мира. Принцип работы такой: те, кто состоят в Международном Олимпийском комитете, не являются представителями своих стран в нем, а, наоборот, представляют регулирующий орган у себя на родине.

Международный олимпийский комитет (МОК) - международная неправительственная организация, которая была учреждена 23 июня 1894 по инициативе Пьера де Кубертена. Задачей МОК является руководство международным олимпийским движением и развитие спорта во всем мире. Регламентирует деятельность МОК олимпийская хартия, в которой декларируется и область ответственности этой организации.

Олимпийская хартия оговаривает главные задачи, которые призван решать МОК и устанавливает принципы олимпийского движения. МОК отвечает за само олимпийское движение, он обеспечивает регулярность проведения Олимпиад, поощряет и поддерживает развитие спорта, координирует проведение спортивных соревнований. В его зону ответственности входят и вопросы этики в спорте, воспитание молодых спортсменов в духе честной и открытой борьбы, запрета принуждения и насилия.

Президент МОК Жак Рогге, возглавляющий его с 2001 года, и сотрудники Комитета контактируют с общественными и частными организациями разных стран, деятельность которых направлена на то, чтобы спорт служил развитию дружеских связей между представителями разных стран, укреплению единства и независимости олимпийского движения.

Комитет должен пресекать проявление любых видов дискриминации в спорте – от дискриминации по расовому или религиозному признаку до дискриминации полов. МОК борется против использования нечестных методов соперничества и применения искусственных стимуляторов - допинга. Он принимает все возможные меры и усилия, направленные на сохранение здоровья спортсменов, а также на обеспечение их социального и профессионального будущего.

МОК отвечает за выбор городов, в которых будут проводиться Олимпийские игры. Поэтому, наряду с их устроителями, он несет ответственность за сохранность памятников истории, культуры и природы на тех территориях, где будут проходить соревнования и воздвигаться олимпийские объекты. Он должен поощрять и поддерживать заботу и ответственность за сохранность окружающей среды, обеспечивать соблюдение принципов экологической безопасности при развитии спорта, контролировать соблюдение этих принципов при проведении Олимпийских игр.

Международный олимпийский комитет содействует получению положительного результата от проведения Олимпийских игр в разных странах и городах. Объекты Олимпиад должны служить дальнейшему развитию спорта и использоваться для проведения тренировок национальных команд, работы различных спортивных клубов.

Международный олимпийский комитет (сокр. МОК) , высший, постоянно действующий орган современного Олимпийского движения. Неправительственная, некоммерческая организация. Штаб-квартира - в Лозанне (Швейцария). Уставной документ МОК - Хартия Олимпийских игр (нынешняя ее редакция действует с 14 июля 2001), официальные языки - французский и английский.

Создан 23 июня 1894 в Париже на международном учредительном конгрессе сторонников олимпизма - по инициативе известного французского общественного деятеля и педагога, основоположника современного олимпийского движения Пьера де Кубертена (1863-1937). Тогда же было принято решение о возрождении Олимпийских игр, задача по организации которых возложена на МОК.

Олимпийские игры (зимние и летние) проводятся раз в 4 года, решение о месте и сроках проведения очередных Игр, а также их программе принимает Комитет. МОК принадлежит исключительное право на Олимпийские игры, а также на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн. Непосредственно на время Игр МОК передает право технического контроля за проведением соревнований в том или ином виде программы соответствующим международным спортивным федерациям (МСФ).

В момент создания МОК в 1894 в его состав вошли представители 12 государств (включая Россию: генерал А.Д.Бутовский), которые начали работу по организации Национальных олимпийских комитетов (НОК) в своих странах. Согласно ныне действующему регламенту, член МОК избирается на 8 лет, после чего он может вновь переизбираться на восьмилетний срок. Член МОК не может быть старше 70 лет (если он был (пере)избран до открытия 110-й сессии МОК 11 декабря 1999, то не старше 80). По регламенту, члены МОК являются его представителями в своих странах, а не наоборот.

На начало 2005 в Комитете состояли 120 человек, в том числе россияне Виталий Смирнов (в МОК - с 1971), Шамиль Тарпищев (с 1994) и Александр Попов (с 1999). В состав МОК входят также 25 почетных (из числа лиц, являвшихся ранее членами МОК) и заслуженных («лиц за пределами МОК», которые оказали ему «исключительные услуги») членов, а также имеющий статус почетного пожизненного президента МОК Х.А.Самаранч.

Члены Комитета избирают тайным голосованием президента МОК - сроком на 8 лет. Полномочия президента могут затем продлеваться каждые 4 года. Избранный на этот пост 16 июля 2001 Жак Рогге стал восьмым по счету президентом МОК. В разные годы Комитет возглавляли:

  1. Деметриус Викелас (Греция, 1894-1896)
  2. Пьер де Кубертен (Франция, 1896-1925)
  3. Анри де Боле-Латур (Бельгия, 1925-1942)
  4. Зигфрид Эдстрем (Швеция, 1946-1952)
  5. Эвери Брендэйдж (США, 1952-1972)
  6. Майкл Моррис Килланин (Ирландия, 1972-1980)
  7. Хуан Антонио Самаранч (Испания, 1980-2001)
  8. Жак Рогге (Бельгия, 2001- наст. вр.)

В состав исполкома МОК (действует с 1921), помимо президента, входят 4 вице-президента и 10 «рядовых» членов, избираемых тайным голосованием на четырехлетний срок. Раз в год проходит сессия МОК. При Комитете действуют также 22 различных комиссии: финансовая, медицинская, атлетическая, прессы, международных связей и пр. Комиссии изучают конкретные вопросы и готовят соответствующие рекомендации для исполкома МОК.

К олимпийскому движению, помимо МОК и его комиссий, относят Оргкомитеты Олимпийских игр, НОК, Международные спортивные федерации, а также партнеров движения. В настоящее время в мире действуют 202 НОК, в том числе НОК России (президент - Леонид Тягачев), созданный в 1989 и официально признанный МОК в 1993. К числу партнеров олимпийского движения относятся различные организации, получившие официальное признание МОК: Арбитражный спортивный суд, Международный комитет справедливой игры, Всемирная ассоциация олимпийцев, представляющая около 100 000 атлетов, в разные годы участвовавших в Олимпийских играх, Международный Паралимпийский комитет, образовательные структуры соответствующего профиля, крупные информационные агентства, многопрофильные объединения (например, ФИСУ - Международная федерация студенческого спорта) и пр. Особое место среди них занимает Всемирное антидопинговое агентство, сформированное в 1999 и занимающееся одной из самых серьезных проблем современного спорта.

В последнее время Международный олимпийский комитет упрекают в том, что его деятельность способствует чрезмерной коммерциализации Олимпийских играх - и «спорта высших достижений» в целом. Началось это в ту пору, когда МОК возглавлял Х.А.Самаранч. Ежегодный оборот денежных средств Комитета уже превысил 1 млрд. долл. Огромные доходы приносит ему реализация билетов на Олимпийские игры и продажа прав на ТВ-трансляцию, - а также лицензий на издательскую деятельность, тематических кинофильмов и видеопрограмм, сувенирной и прочей продукции с олимпийской символикой. Не секрет также, что в своих решениях по различным техническим и организационным вопросам МОК не всегда свободен от политической и иной конъюнктуры, а некоторые члены Комитета при голосовании о месте проведения очередных Олимпийских игр действуют отнюдь небескорыстно.

Новая структура МОК выглядит следующим образом: 15 человек должны предсталять международные спортивные федерации или их объединения, 15 — национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 — действующие атлеты и 70 — так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.

Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК — Олимпийская хартия (в 1972—1978 называлась "Олимпийские правила"). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.

Высшей организацией в решении проблем Олимпийского движения является МОК. Штаб-квартира МОК расположена в Лозанне (Швейцария). Постоянно действующим органом МОК является Исполком, решающий текущие проблемы. Важнейшие вопросы решаются на конгрессах и сессиях МОК. Задачами МОК является проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование, координа-ция действий НОКов, принятие решения о их признании, опре-деление программ Олимпийских игр, взаимодействие с междуна-родными спортивными Федерациями. Во время Игр он передает международным спортивным Федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. Важную роль сегодня играет спортивный арбитражный суд (САС), который разрешает все спорные вопросы во время Игр. Спортивный арбитражный суд с 1994 года юридически полностью не зависит от МОК. Он действует под эгидой Международного арбитражного совета. В пропаганде идей Олимпизма, Олимпийского движения все большую роль играет Международная Олимпийская Академия, функционирующая под патронажем МОК, и Олимпийские Академии стран, входящих в Олимпийское движение. В пропаганде идей Олимпизма участвуют и новые его организационные формы — Олимпийские музеи. 23 июня 1993 года в Лозанне, где расположена штаб-квартира МОК, был открыт Олимпийский музей, который в 1995 году по итогам конкурса занял первое место на Европейском континенте. Ему был вручен приз "Лучший музей года в Европе". Олимпийский музей в Лозанне — не только "храм истории", но и действующий информационно-пропагандистский центр, объединяющий прошлое и настоящее Олимпийских игр. В этом музее созданы прекрасные условия для посетителей всех возрастов. Большое внимание уделяется искусству, особенно организации художественных выставок, уровень которых всегда достаточно высок и которые органично вписываются в общую концепцию музея. В нем рационально использованы самые последние достижения научно-технического прогресса.

В укреплении Олимпийского движения с каждым годом усиливается роль признанной МОК в 1968 году Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (АНОК) , которая регулярно проводит Генеральные ассамблеи, направленные на укрепление дружбы между спортсменами различных стран. Одной из её функций является защита интересов малых стран. Таких стран, входящих в Олимпийское движение, 45. Самая маленькая из них — Мауру, остров в Тихом океане с населением 10000 человек, самая большая — Свазиленд, с населением 860000 человек. На генеральной Ассамблее АНОК в Атланте (1994 г.) за ними закреплено право посылать на Олимпийские игры по 6 спортсменов, не взирая на квалификационные стандарты, устанавливаемые отдельными международными спортивными Федерациями. Квалификационные стандарты необходимы, чтобы удержать число участников Олимпиад в пределах около 10000 человек.

Третьей важной организационной формой Олимпийского движения является Генеральная Ассамблея международных спортивных Федераций (ГАИСФ) , которая функционирует с 1967 г. Основные цели этой организации: содействие укреплению между-народного авторитета и независимости международных спортивных объединений по видам спорта, установление более тесных кон-тактов между спортивными Федерациями и МОК, внесение в МОК и другие международные спортивные объединения предложений по улучшению проведения и организации международных спортивных форумов. Сегодня Олимпийское движение в целом, НОКи — в частности, не могут существовать и эффективно функционировать без спонсорства — взаимовыгодного сотрудничества с крупными фирмами, основанного на контрактах. Вхождение МОК в рыночные отношения кроме спонсорства включает также продажу телевизионных прав и проведение маркетинговых программ. Первые Олимпийские старты, которые были показаны по телевизору, были Игры в Берлине (1936 г.), их зрительская аудитория была ограниченной. Первая коммерческая сделка по продаже прав на телетрансляцию Игр была заключена на зимней Олимпиаде в Скво - Велли (США) в 1960 году и расценивалась в 5 тыс. долларов. Заключена она была с телекомпанией Си-Би-Эс. В этом же году эта телекомпания купила права на показ летних Игр в Риме за 394 тыс. долларов. В 1995 году был подписан контракт на показ Игр в Сиднее и Солт-Лейк-Сити с суммарной стоимостью в 1 миллиард 270 миллионов долларов США. В итоге выигрывают все. Половина полученной суммы за показ Олимпиады в Сиднее получили организаторы Игр. Остальные средства будут затрачены на развитие Международного Олимпийского движения, помощь национальным олимпийским комитетам и международным спортивным Федерациям. Выиграли и болельщики спорта — 3,7 миллиарда зрителей из 220 стран смог-ли на экранах телевизоров следить за ходом спортивных баталий. Коммерческая деятельность МОК и других организаций, входящих в Олимпийское движение, направлена не на обогащение отдельных лиц, а на развитие спорта, помощь НОКам, Международным Федерациям, отдельным спортсменам.

Комиссии МОК

В существуют постоянные и на время создаваемые комиссии и рабочие группы, которые изучают порученные им вопросы и выносят их на рассмотрение Исполкома с последующим утверждением сессией МОК. Комиссии назначаются Президентом МОК. Некоторые комиссии существуют много лет, другие формируются для решения какого-либо локального вопроса, комиссии иногда сливают друг с другом или разделяют на две-три, некоторые упраздняют совсем, появляются новые и т. д. По состоянию на 18.03.2005 в МОК работают следующие комиссии:

Комиссия по культуре и олимпийскому образованию (Commission for Culture and Olumpic Education). Образована в результате слияния Комиссии по культуре, созданной в 1969, и Комиссии по Международной олимпийской академии, созданной в 1967. В составе комиссии 27 человек. Председатель — Хе Женьлян (He Zhenliang), вице-председатель — Никос Филаретос (Nicos Filaretos).

Комиссия спортсменов (Athletes Commission). Образована 27.10.1981. В состав комиссии входит 17 человек. Председатель — Сергей Бубка, вице-председатель — князь Альберт (Монако). Почетный член комиссии Петер Тальберг.

Комиссия по этике (Ethic Commission). Образована в 1999. В ее составе 7 человек. Председатель — Кеба Мбае (Keba Mbaye). Специальный представитель — Пакуэре Жирар Цаппелли (Paquerette Girard Zappelli).

Комиссия по номинациям (выдвижению кандидатов) (Nominations Commission). Образована в 1999. В ее составе 6 человек. Председатель — Франсиско Элизальде (Francisco J. Elizalde).

Комиссия "Женщины и спорт" (Women and Sport Commission). Преобразована из рабочей группы в 2003. В ее составе 19 человек. Председатель — Анита Дефрантц (Anita L. Defrantz).

Финансовая комиссия (Finance Commission). Образована в 1967. В ее составе 7 человек. Председатель — Ричард Л. Кэррион (Richard L.Carrion).

Рабочая группа по награждению (Remuneration Working Group). Преобразована в 2004 из Совета по награждению Олимпийским орденом. Состоит из вице-президентов МОК, председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge). Юридическая комиссия (Juridical Commission). Образована в 1975. Несколько раз прерывала свою деятельность, с 1985 по 1988 была объединена с Комиссией по ревизии Олимпийской хартии, в 1999 была упразднена, вновь сформирована в 1993. В ее состав входит 6 человек. Председатель — Томас Бах (Thomas Bach).

Комиссия по маркетингу (Marketing Commission). Образована в 1998 в результате трансформации Комиссии по новым источникам финансирования, существовавшей с 1984 (в 1982—1983 — Рабочая группа). В ее составе 20 человек. Председатель — Герхардт Хайберг (Gerhard Heiberg).

Медицинская комиссия (Medical Commission). Образована в 1966. В ее составе 13 человек. Председатель — Арне Люнгквист (Arne Ljungqvist).

Комиссия по прессе (Press Commission). Образована в 1967. В ее составе 19 человек. Председатель — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Комиссия по олимпийской программе (Olympic Programme Commission). Преобразована в 1998 из рабочей группы. В ее составе 13 человек. Председатель — Франко Карраро (Franco Carraro).

Комиссия по радио и телевидению (Radio and Television Commission). Образована в 1986. В ее составе 18 человек. Председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge).

Комиссия по олимпийской солидарности (Olympic Solidarity Commission). Образована в 1973 в результате слияния Комиссии МОК по международной олимпийской помощи, созданной в 1961 (до 1968 — подкомиссия), и Комиссии по олимпийской солидарности, сформированной под эгидой ГА НОК. В ее составе 12 человек. Председатель — Марио Васкес Ранья (Mario Vazquez Rana), заместитель председателя — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Комиссия "Спорт и право " (Sport and Law Commission). В ее составе 7 человек. Председатель — Томас Бах (Thomas Bach).

Комиссия "Спорт и окружающая среда" (Sport and Environment Commission). В ее составе 15 человек. Председатель Пал Шмитт (Pal Schmitt).

Комиссия "Спорт для всех" (Sport for All Commission). Образована в 1986 в результате преобразования Комиссии по массовому спорту, созданной в 1985 (с 1984 — Рабочая группа). В ее составе 24 человека. Председатель Ї Вальтер Трёгер (Walther Troger).

Координационная комиссия XX зимних Олимпийских игр 2006 в Турине (Coordination Commission for the XX Olympic Winter Games — Turin 2006). В ее составе 12 человек. Председатель — Жан-Клод Килли (Jean-Claude Killy).

Координационная комиссия Игр XXiX Олимпиады 2008 в Пекине (Coordination Commission for the Games of the XXIX Olympiad — Beijing 2008). В ее составе 15 человек. Председатель — Хейн Вербрюгген (Hein Verbruggen). Заместитель председателя — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Координационная комиссия XXI зимних Олимпийских игр 2010 в Ванкувере (Coordination Commission for the XXI Olympic Winter Games — Vancouver 2010). В ее составе 9 человек. Председатель — Рене Фазель (Rene Fasel).

Оценочная комиссия по выборам столицы Игр XXX Олимпиады 2012 (Evaluation Commission for the Games of the XXX Olympiad-2012). В ее составе 11 человек. Председатель — Наваль Эль Мутавакель (Nawal El Moutawakel). Впервые подобная комиссия была создана в 1992 для оценки городов-кандидатов на Игры XXVII Олимпиады 2000.

Комиссия по олимпийской филателии, нумизматике и предметам коллекционирования (Olympic Philately, Numismatic and Memorabilia Commission). Преобразована из комиссии олимпийских коллекционеров, включавшей Международную федерацию олимпийской филателии, Международную федерацию олимпийской нумизматики и Ассоциацию коллекционеров олимпийской меморабилии. В ее составе 7 человек. Председатель — Хуан Антонио Самаранч (Juan Antonio Samaranch). Заместитель председателя — Герхард Хайберг (Gerhard Heiberg).

Комиссия по международным связям (International Relations Commission). В ее составе 14 человек. Председатель Ги Дрю (Guy Drut).

Комиссия по телевизионным и интернет правам (TV Rights and New Media Commission). В ее составе 6 человек. Председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge). Некоторые комиссии, выполнив свою миссию, закрывались или преобразовывались в другие. Например, с 1971 по 1987 существовала Комиссия по техническому телевидению. Комиссия по ревизии Олимпийской хартии существовала в 1984—1990 (в 1982—1993 и 1989—1990 это была Рабочая группа). Комиссия по Греции работала в 1981—1982. В 1981 существовала Комиссия по изучению вопросов, связанных со штаб-квартирой МОК и Олимпийским музеем. В 1989—1992 успешно работала Комиссия "Апартеид и олимпизм". В 1983—1987 работала Комиссия по радио, а в 1983—1988 Комиссия по СМИ. В разные годы существовали различные рабочие группы и подкомиссии. Например, Подкомиссия по защите Олимпийских игр (1982—1983), рабочая группа "Защита и независимость спорта" (1982—1983), рабочая группа "Арбитражная комиссия" (1982—1983), рабочая группа "Помощь НОК для участия в Играх" (1982—1983), Комитет по изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм (1985—1988).

Количество членов МОК (по периодам, континентам и странам)

Первый период - 1894-1924 годы

Всего представители 45 стран, из них:

    2 страны с Австралии и Океании - Австралия, Новая Зеландия;

    3 страны с Африки - Египет, Эквадор, Южная Африка;

    5 стран с Азии - Индия, Китай, Персия (Иран), Япония;

    9 стран с Америки - Аргентина, Бразилия, Канада, Куба, Мексика, Перу, США, Уругвай, Чили;

    26 стран с Европы - Австрия, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия/Югославия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия.

Всего избранных членов МОК - 132 человека, из них в первом составе - 15 человек из 12 стран (Аргентина, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Новая Зеландия, Россия, США, Франция, Швеция).

Второй период - 1925-1951 годы

Всего представители 9 стран, из них:

    1 страна с Австралии и Океании - Филиппины;

    1 страна с Азия - Пакистан;

    1 страна с Америки - Гватемала;

    6 стран с Европы - Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, СССР, Эстония.

Всего избранных членов МОК 94 человека.

Третий период - 1952-1993 годы

Всего представители 39, из них:

  • 3 страны с Австралии и Океании - Индонезия, Малайзия, Самоа;
  • 18 стран с Африки - Алжир, Камерун, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигерия, Свазиленд, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Уганда, Эфиопия;
  • 9 стран с Азии - Иран, Китайский Тайпей, Корея, КНДР, Кувейт, Ливан, Монголия, Саудовская Аравия, Таиланд;
  • 6 стран с Америки - Венесуэла, Доминиканская Республика, Колумбия, Панама, Пуэрто-Рико, Ямайка;
  • 3 страны с Европы - ГДР, Ирландия, Словакия.

Всего избранных членов МОК 165 человек.

Четвертый период с 1994 года (по состоянию на 2005 год)

Всего представители 10, из них:

  • 1 страна с Австралии и Океании - Фиджи;
  • 3 страны с Африки - Гвинея, Зимбабве, ЮАР;
  • 1 страна с Азии - Израиль;
  • 1 страна с Америки - Барбадос;
  • 4 страны с Европы - Россия, Украина, Чехия, Хорватия. Всего избранных членов МОК 96 человек.

Всего, за все время существования МОК (по состоянию на 2005 год) членами МОК было 487 человек из 103 стран мира, из них:

  • Австралия и Океания - 7 стран;
  • Азия - 16 стран;
  • Америка - 17 стран;
  • Африка - 24 страны;
  • Европа - 39 страны.


effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка