Президенты МОК. Международный олимпийский комитет

Новая структура МОК выглядит следующим образом: 15 человек должны предсталять международные спортивные федерации или их объединения, 15 — национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 — действующие атлеты и 70 — так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.

Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК — Олимпийская хартия (в 1972—1978 называлась "Олимпийские правила"). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.

Высшей организацией в решении проблем Олимпийского движения является МОК. Штаб-квартира МОК расположена в Лозанне (Швейцария). Постоянно действующим органом МОК является Исполком, решающий текущие проблемы. Важнейшие вопросы решаются на конгрессах и сессиях МОК. Задачами МОК является проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование, координа-ция действий НОКов, принятие решения о их признании, опре-деление программ Олимпийских игр, взаимодействие с междуна-родными спортивными Федерациями. Во время Игр он передает международным спортивным Федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. Важную роль сегодня играет спортивный арбитражный суд (САС), который разрешает все спорные вопросы во время Игр. Спортивный арбитражный суд с 1994 года юридически полностью не зависит от МОК. Он действует под эгидой Международного арбитражного совета. В пропаганде идей Олимпизма, Олимпийского движения все большую роль играет Международная Олимпийская Академия, функционирующая под патронажем МОК, и Олимпийские Академии стран, входящих в Олимпийское движение. В пропаганде идей Олимпизма участвуют и новые его организационные формы — Олимпийские музеи. 23 июня 1993 года в Лозанне, где расположена штаб-квартира МОК, был открыт Олимпийский музей, который в 1995 году по итогам конкурса занял первое место на Европейском континенте. Ему был вручен приз "Лучший музей года в Европе". Олимпийский музей в Лозанне — не только "храм истории", но и действующий информационно-пропагандистский центр, объединяющий прошлое и настоящее Олимпийских игр. В этом музее созданы прекрасные условия для посетителей всех возрастов. Большое внимание уделяется искусству, особенно организации художественных выставок, уровень которых всегда достаточно высок и которые органично вписываются в общую концепцию музея. В нем рационально использованы самые последние достижения научно-технического прогресса.

В укреплении Олимпийского движения с каждым годом усиливается роль признанной МОК в 1968 году Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (АНОК) , которая регулярно проводит Генеральные ассамблеи, направленные на укрепление дружбы между спортсменами различных стран. Одной из её функций является защита интересов малых стран. Таких стран, входящих в Олимпийское движение, 45. Самая маленькая из них — Мауру, остров в Тихом океане с населением 10000 человек, самая большая — Свазиленд, с населением 860000 человек. На генеральной Ассамблее АНОК в Атланте (1994 г.) за ними закреплено право посылать на Олимпийские игры по 6 спортсменов, не взирая на квалификационные стандарты, устанавливаемые отдельными международными спортивными Федерациями. Квалификационные стандарты необходимы, чтобы удержать число участников Олимпиад в пределах около 10000 человек.

Третьей важной организационной формой Олимпийского движения является Генеральная Ассамблея международных спортивных Федераций (ГАИСФ) , которая функционирует с 1967 г. Основные цели этой организации: содействие укреплению между-народного авторитета и независимости международных спортивных объединений по видам спорта, установление более тесных кон-тактов между спортивными Федерациями и МОК, внесение в МОК и другие международные спортивные объединения предложений по улучшению проведения и организации международных спортивных форумов. Сегодня Олимпийское движение в целом, НОКи — в частности, не могут существовать и эффективно функционировать без спонсорства — взаимовыгодного сотрудничества с крупными фирмами, основанного на контрактах. Вхождение МОК в рыночные отношения кроме спонсорства включает также продажу телевизионных прав и проведение маркетинговых программ. Первые Олимпийские старты, которые были показаны по телевизору, были Игры в Берлине (1936 г.), их зрительская аудитория была ограниченной. Первая коммерческая сделка по продаже прав на телетрансляцию Игр была заключена на зимней Олимпиаде в Скво - Велли (США) в 1960 году и расценивалась в 5 тыс. долларов. Заключена она была с телекомпанией Си-Би-Эс. В этом же году эта телекомпания купила права на показ летних Игр в Риме за 394 тыс. долларов. В 1995 году был подписан контракт на показ Игр в Сиднее и Солт-Лейк-Сити с суммарной стоимостью в 1 миллиард 270 миллионов долларов США. В итоге выигрывают все. Половина полученной суммы за показ Олимпиады в Сиднее получили организаторы Игр. Остальные средства будут затрачены на развитие Международного Олимпийского движения, помощь национальным олимпийским комитетам и международным спортивным Федерациям. Выиграли и болельщики спорта — 3,7 миллиарда зрителей из 220 стран смог-ли на экранах телевизоров следить за ходом спортивных баталий. Коммерческая деятельность МОК и других организаций, входящих в Олимпийское движение, направлена не на обогащение отдельных лиц, а на развитие спорта, помощь НОКам, Международным Федерациям, отдельным спортсменам.

Комиссии МОК

В существуют постоянные и на время создаваемые комиссии и рабочие группы, которые изучают порученные им вопросы и выносят их на рассмотрение Исполкома с последующим утверждением сессией МОК. Комиссии назначаются Президентом МОК. Некоторые комиссии существуют много лет, другие формируются для решения какого-либо локального вопроса, комиссии иногда сливают друг с другом или разделяют на две-три, некоторые упраздняют совсем, появляются новые и т. д. По состоянию на 18.03.2005 в МОК работают следующие комиссии:

Комиссия по культуре и олимпийскому образованию (Commission for Culture and Olumpic Education). Образована в результате слияния Комиссии по культуре, созданной в 1969, и Комиссии по Международной олимпийской академии, созданной в 1967. В составе комиссии 27 человек. Председатель — Хе Женьлян (He Zhenliang), вице-председатель — Никос Филаретос (Nicos Filaretos).

Комиссия спортсменов (Athletes Commission). Образована 27.10.1981. В состав комиссии входит 17 человек. Председатель — Сергей Бубка, вице-председатель — князь Альберт (Монако). Почетный член комиссии Петер Тальберг.

Комиссия по этике (Ethic Commission). Образована в 1999. В ее составе 7 человек. Председатель — Кеба Мбае (Keba Mbaye). Специальный представитель — Пакуэре Жирар Цаппелли (Paquerette Girard Zappelli).

Комиссия по номинациям (выдвижению кандидатов) (Nominations Commission). Образована в 1999. В ее составе 6 человек. Председатель — Франсиско Элизальде (Francisco J. Elizalde).

Комиссия "Женщины и спорт" (Women and Sport Commission). Преобразована из рабочей группы в 2003. В ее составе 19 человек. Председатель — Анита Дефрантц (Anita L. Defrantz).

Финансовая комиссия (Finance Commission). Образована в 1967. В ее составе 7 человек. Председатель — Ричард Л. Кэррион (Richard L.Carrion).

Рабочая группа по награждению (Remuneration Working Group). Преобразована в 2004 из Совета по награждению Олимпийским орденом. Состоит из вице-президентов МОК, председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge). Юридическая комиссия (Juridical Commission). Образована в 1975. Несколько раз прерывала свою деятельность, с 1985 по 1988 была объединена с Комиссией по ревизии Олимпийской хартии, в 1999 была упразднена, вновь сформирована в 1993. В ее состав входит 6 человек. Председатель — Томас Бах (Thomas Bach).

Комиссия по маркетингу (Marketing Commission). Образована в 1998 в результате трансформации Комиссии по новым источникам финансирования, существовавшей с 1984 (в 1982—1983 — Рабочая группа). В ее составе 20 человек. Председатель — Герхардт Хайберг (Gerhard Heiberg).

Медицинская комиссия (Medical Commission). Образована в 1966. В ее составе 13 человек. Председатель — Арне Люнгквист (Arne Ljungqvist).

Комиссия по прессе (Press Commission). Образована в 1967. В ее составе 19 человек. Председатель — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Комиссия по олимпийской программе (Olympic Programme Commission). Преобразована в 1998 из рабочей группы. В ее составе 13 человек. Председатель — Франко Карраро (Franco Carraro).

Комиссия по радио и телевидению (Radio and Television Commission). Образована в 1986. В ее составе 18 человек. Председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge).

Комиссия по олимпийской солидарности (Olympic Solidarity Commission). Образована в 1973 в результате слияния Комиссии МОК по международной олимпийской помощи, созданной в 1961 (до 1968 — подкомиссия), и Комиссии по олимпийской солидарности, сформированной под эгидой ГА НОК. В ее составе 12 человек. Председатель — Марио Васкес Ранья (Mario Vazquez Rana), заместитель председателя — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Комиссия "Спорт и право " (Sport and Law Commission). В ее составе 7 человек. Председатель — Томас Бах (Thomas Bach).

Комиссия "Спорт и окружающая среда" (Sport and Environment Commission). В ее составе 15 человек. Председатель Пал Шмитт (Pal Schmitt).

Комиссия "Спорт для всех" (Sport for All Commission). Образована в 1986 в результате преобразования Комиссии по массовому спорту, созданной в 1985 (с 1984 — Рабочая группа). В ее составе 24 человека. Председатель Ї Вальтер Трёгер (Walther Troger).

Координационная комиссия XX зимних Олимпийских игр 2006 в Турине (Coordination Commission for the XX Olympic Winter Games — Turin 2006). В ее составе 12 человек. Председатель — Жан-Клод Килли (Jean-Claude Killy).

Координационная комиссия Игр XXiX Олимпиады 2008 в Пекине (Coordination Commission for the Games of the XXIX Olympiad — Beijing 2008). В ее составе 15 человек. Председатель — Хейн Вербрюгген (Hein Verbruggen). Заместитель председателя — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Координационная комиссия XXI зимних Олимпийских игр 2010 в Ванкувере (Coordination Commission for the XXI Olympic Winter Games — Vancouver 2010). В ее составе 9 человек. Председатель — Рене Фазель (Rene Fasel).

Оценочная комиссия по выборам столицы Игр XXX Олимпиады 2012 (Evaluation Commission for the Games of the XXX Olympiad-2012). В ее составе 11 человек. Председатель — Наваль Эль Мутавакель (Nawal El Moutawakel). Впервые подобная комиссия была создана в 1992 для оценки городов-кандидатов на Игры XXVII Олимпиады 2000.

Комиссия по олимпийской филателии, нумизматике и предметам коллекционирования (Olympic Philately, Numismatic and Memorabilia Commission). Преобразована из комиссии олимпийских коллекционеров, включавшей Международную федерацию олимпийской филателии, Международную федерацию олимпийской нумизматики и Ассоциацию коллекционеров олимпийской меморабилии. В ее составе 7 человек. Председатель — Хуан Антонио Самаранч (Juan Antonio Samaranch). Заместитель председателя — Герхард Хайберг (Gerhard Heiberg).

Комиссия по международным связям (International Relations Commission). В ее составе 14 человек. Председатель Ги Дрю (Guy Drut).

Комиссия по телевизионным и интернет правам (TV Rights and New Media Commission). В ее составе 6 человек. Председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge). Некоторые комиссии, выполнив свою миссию, закрывались или преобразовывались в другие. Например, с 1971 по 1987 существовала Комиссия по техническому телевидению. Комиссия по ревизии Олимпийской хартии существовала в 1984—1990 (в 1982—1993 и 1989—1990 это была Рабочая группа). Комиссия по Греции работала в 1981—1982. В 1981 существовала Комиссия по изучению вопросов, связанных со штаб-квартирой МОК и Олимпийским музеем. В 1989—1992 успешно работала Комиссия "Апартеид и олимпизм". В 1983—1987 работала Комиссия по радио, а в 1983—1988 Комиссия по СМИ. В разные годы существовали различные рабочие группы и подкомиссии. Например, Подкомиссия по защите Олимпийских игр (1982—1983), рабочая группа "Защита и независимость спорта" (1982—1983), рабочая группа "Арбитражная комиссия" (1982—1983), рабочая группа "Помощь НОК для участия в Играх" (1982—1983), Комитет по изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм (1985—1988).

Количество членов МОК (по периодам, континентам и странам)

Первый период - 1894-1924 годы

Всего представители 45 стран, из них:

    2 страны с Австралии и Океании - Австралия, Новая Зеландия;

    3 страны с Африки - Египет, Эквадор, Южная Африка;

    5 стран с Азии - Индия, Китай, Персия (Иран), Япония;

    9 стран с Америки - Аргентина, Бразилия, Канада, Куба, Мексика, Перу, США, Уругвай, Чили;

    26 стран с Европы - Австрия, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия/Югославия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия.

Всего избранных членов МОК - 132 человека, из них в первом составе - 15 человек из 12 стран (Аргентина, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Новая Зеландия, Россия, США, Франция, Швеция).

Второй период - 1925-1951 годы

Всего представители 9 стран, из них:

    1 страна с Австралии и Океании - Филиппины;

    1 страна с Азия - Пакистан;

    1 страна с Америки - Гватемала;

    6 стран с Европы - Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, СССР, Эстония.

Всего избранных членов МОК 94 человека.

Третий период - 1952-1993 годы

Всего представители 39, из них:

  • 3 страны с Австралии и Океании - Индонезия, Малайзия, Самоа;
  • 18 стран с Африки - Алжир, Камерун, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигерия, Свазиленд, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Уганда, Эфиопия;
  • 9 стран с Азии - Иран, Китайский Тайпей, Корея, КНДР, Кувейт, Ливан, Монголия, Саудовская Аравия, Таиланд;
  • 6 стран с Америки - Венесуэла, Доминиканская Республика, Колумбия, Панама, Пуэрто-Рико, Ямайка;
  • 3 страны с Европы - ГДР, Ирландия, Словакия.

Всего избранных членов МОК 165 человек.

Четвертый период с 1994 года (по состоянию на 2005 год)

Всего представители 10, из них:

  • 1 страна с Австралии и Океании - Фиджи;
  • 3 страны с Африки - Гвинея, Зимбабве, ЮАР;
  • 1 страна с Азии - Израиль;
  • 1 страна с Америки - Барбадос;
  • 4 страны с Европы - Россия, Украина, Чехия, Хорватия. Всего избранных членов МОК 96 человек.

Всего, за все время существования МОК (по состоянию на 2005 год) членами МОК было 487 человек из 103 стран мира, из них:

  • Австралия и Океания - 7 стран;
  • Азия - 16 стран;
  • Америка - 17 стран;
  • Африка - 24 страны;
  • Европа - 39 страны.

МОК на своем официальном сайте опубликовал заявление касательно доклада независимой комиссии ВАДА под руководством Ричарда Макларена о допинг-махинациях России до, во время и после Олимпиады-2014 в Сочи. Сегодня состоялась телефонная конференция исполкома МОК.

МОК поддерживает Макларена в необходимости продолжить и завершить свою работу. В комитете подчеркнули, что международные спортивные организации должны изучить доклад и принять соответствующие меры.

При этом сам МОК принимает следующие меры:

1. МОК начал дисциплинарное расследование относительно причастности официальных лиц из министерства спорта России и других лиц к фактам нарушения Олимпийской хартии и Антидопингового кодекса. С этой целью была создана специальная комиссия, в которую вошли Ги Каниве (вице-президент комитета по этике МОК и бывший член Конституционного суда Франции), Робин Митчелл (вице-президент комитета по медицине и науке МОК, президент комитета по этике МОК), Ян Ян (представитель спортсменов в комитете по этике МОК), Эндрю Райан (исполнительный директор Ассоциации летних олимпийских видов спорта), Вольфганг Шоберсбергер (представитель Федераций зимних видов спорта, член медицинской комиссии Международной федерации лыжных видов спорта).

2. Международный олимпийский комитет отложил решение по поводу допуска российских спортсменов к участию в Олимпийских играх-2016. Оно будет принято после оглашения решения Спортивного арбитражного суда (CAS) по российским легкоатлетам.

3. МОК не будет организовывать и патронировать организацию в России международных соревнований, в том числе Европейских олимпийских игр 2019 года.

Сотрудники Министерства спорта РФ, упомянутые в докладе независимой комиссии ВАДА, не получат аккредитации на Олимпиаду в Рио.

МОК проведет перепроверку, в том числе судебно-медицинскую экспертизу и полное расследование касательно всех российских спортсменов, принимавших участие в Зимних олимпийских играх в Сочи и их тренеров, официальных лиц и обслуживающего персонала. Для этих целей будет создана специальная дисциплинарная комиссия под руководством Дениса Освальда. Исходя из доклада этой комиссии, исполком МОК примет соответствующие меры.

МОК просит Международные федерации по всем зимним видам спорта заморозить подготовку ко всем крупным турнирам в России - чемпионатам мира, этапам Кубка мира и другим и активно поискать других организаторов.

МОК просит все международные федерации провести полные расследования и в случае выявления нарушений наложить соответствующие санкции на национальные федерации России по видам спорта.

4. Исполком МОК поддержал предложение об отмене презумпции невиновности российских спортсменов в отношении допинга. Таким образом, вопрос участия каждого российского спортсмена в международных турнирах будет решаться международными федерациями на основании анализа его антидопинговой истории.

5. Международный олимпийский комитет (МОК) обратился с просьбой к ВАДА продлить мандат независимой комиссии под руководством Ричарда Макларена. Организация требует сообщить имена российских спортсменов, которые были участниками "методологии исчезнувших положительных проб", применявшейся на Играх-2014 в Сочи, соответствующим федерациям, чтобы они смогли принять меры.

6. МОК сообщил, что направит результаты своих расследований в ЮНЕСКО И ВАДА. Это связано с тем, что МОК не имеет прямого влияния на Министерство спорта России и подчиненные ему ведомства. ЮНЕСКО И ВАДА, в свою очередь, примут соответствующие меры согласно Конвенции против допинга в спорте и Международному антидопинговому кодексу.

7. Исполком МОК выразил обеспокоенность фактами упущений в борьбе с допингом, которую выявил доклад независимой комиссии ВАДА под руководством Ричарда Макларена. Поэтому МОК снова созывает саммит организации с целью пересмотра антидопинговой системы и просит ВАДА организовать внеочередную международную конференцию по допингу в 2017 году. Олимпийский саммит 8 октября 2016 года предложит последующие меры в отношении этого вопроса. Предложения будут направлены на то, чтобы ответственность в борьбе с допингом была ясной и прозрачной; будут регламентировать процедуру аккредитации и надзор за антидопинговыми лабораториями, а также уточнят международные требования ВАДА к лабораториям. МОК повторяет требование саммита 17 октября 2015 года сделать всю антидопинговую систему независимой от спортивных организаций.

КТО РЕШАЛ СУДЬБУ РОССИИ
Приводим полный состав исполкома Международного олимпийского комитета.
Президент

Томас БАХ (Германия). Олимпийский чемпион-76 в фехтовании.
Вице-президенты
Наваль ЭЛЬ-МУТАВАКЕЛЬ (Марокко). Олимпийская чемпионка-84 в беге на 400 м с барьерами. Вице-председатель комиссии спортсменов ИААФ
Крэг РИДИ (Великобритания). Президент Всемирного антидопингового агентства (ВАДА)
Джон КОАТС (Австралия). Глава Олимпийского комитета Австралии. Президент Спортивного арбитражного суда в Лозанне (CAS)
ЗАЙЦИНЬ Ю (Китай). Глава китайской федерации баскетбола и вице-президент Олимпийского комитета Китая.
Члены исполкома
ЧИН КУО ВУ (Тайвань). Президент международной федерации бокса
Рене ФАЗЕЛЬ (Швейцария). Президент международной федерации хоккея
Патрик ХИККИ (Ирландия). Президент Европейского олимпийского комитета
Клаудиа БОКЕЛЬ (Германия). Серебряный призер Олимпийских игр-2004 в фехтовании. Председатель комиссии спортсменов МОК
Хуан Антонио САМАРАНЧ-мл. (Испания). Первый вице-президент международной федерации современного пятиборья
Сергей БУБКА (Украина). Олимпийский чемпион-88 и рекордсмен мира в прыжках с шестом. Президент Олимпийского комитета Украины, член Совета международной федерации легкой атлетики (ИААФ)
Вилли КАЛЬТШМИТТ ЛУХАН (Гватемала). Почетный президент Олимпийской ассоциации Центральной Америки.
Анита ДЕФРАНЦ (США). Бронзовый призер Игр-76 в академической гребле.
Угур ЭРДЕНЕР (Турция). Президент Олимпийского комитета Турции, член Совета учредителей ВАДА
Гунилла ЛИНДБЕРГ (Швеция). Генеральный секретарь Ассоциации национальных олимпийских комитетов (ANOC).

Ноябрь 4, 2011

Стержнем международной спортивной жизни в современном мире является Олимпийское движение, которое по праву занимает ведущее место в плеяде разнообразных социальных и культурных феноменов человеческой цивилизации. По своей массовости, традициям, масштабам, Олимпийское движение не имеет себе равных среди всех других неправительственных движений и общественных организаций. Влияние идей олимпизма в настоящее время необычайно велико, а Международный Олимпийский комитет является ныне одной из наиболее авторитетных и уважаемых спортивных организаций.

Олимпийское движение зародилось на самых ранних этапах античной цивилизации – первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. в Древней Греции. С тех пор Игры на протяжении многих столетий выполняли важнейшую роль, были главным спортивным и культурным событием в жизни различных народов.

Концепция современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. был образован Международный Олимпийский комитет (МОК), который стал центральной управленческой и организационной структурой мирового Олимпийского движения.

Возрожденное Олимпийское движение, по замыслу П. Кубертена, должно было стать той позитивной силой, которая противостояла агрессивности, воинственности, расовой и религиозной ненависти. Олимпийские игры призваны были стать инструментом мира и сотрудничества между народами, где победители определялись не на полях сражений, а на стадионах и спортивных трассах. В то же время П. Кубертен и его соратники предлагали не просто возродить Олимпиады в их неизменном виде, но и модернизировать Игры и Олимпийское движение в духе нового времени. Из античных Олимпиад заимствовались все позитивные принципы (честной игры, прекращения на период Игр военных действий и проч.) и аннулировались элементы дискриминации (неучастие женщин, лиц негреческого происхождения). Таким образом, Олимпийское движение изначально задумывалось его организаторами как международное общественное движение с высокими целями и идеалами – для гармонического развития человека, для соединения спорта с культурой и образованием, для создания нового образа жизни, достижения мира и культурного процветания.

Для практического воплощения в жизнь высоких целей олимпизма Кубертеном и его сподвижниками была создана специальная управленческая и организационная структура – МОК, который изначально сосредоточил в себе всю полноту верховной власти Олимпийского движения.

Необходимость создания МОК как организационной и управленческой структуры очевидна – без нее все международное Олимпийское движение становится образованием неэффективным и нежизнеспособным. Только постоянно действующий управленческий орган с соответствующими финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами способен решать сложные задачи международного масштаба.

Но совершенно недостаточно образовать управленческий орган и наделить его соответствующими полномочиями. Необходимо, чтобы созданный комитет был органом представительным и авторитетным. А это, в свою очередь, невозможно без выборности и сменяемости его членов на демократической основе.

Для эффективной работы управленческой структуры необходимым условием является четкое определение круга ее задач и полномочий, прав и обязанностей, которые излагаются в специальном правовом документе. Для Олимпийского движения такой документ носит название Олимпийская хартия. Этот правовой акт является документом публично-правового характера, то есть предназначается он не только для внутреннего пользования Олимпийским комитетом, но доступен всем лицам, желающим ознакомиться с его содержанием.

Еще одним важнейшим принципом деятельности управленческой структуры Олимпийского движения является его независимость от политического влияния каких-либо государств и политических блоков. Очевидно, что если Олимпийское движение попадет под чье-либо политическое влияние или будет придерживаться ангажированных позиций, то оно быстро утратит свой международный авторитет и общемировое значение. То же самое можно сказать и о финансовой зависимости от каких-либо коммерческих или государственных организаций. Понимание этого факта нашло свое воплощение в Олимпийской хартии, в которой записано, что МОК «является неправительственной организацией, созданной не для привлечения прибыли». Этот пункт позволяет МОК сохранять свою политическую и коммерческую независимость.

Перечисленные выше принципы легли в основу практической деятельности МОК, который уже более столетия успешно выполняет отведенную ему роль. В частности, МОК должен следить за регулярным проведением Олимпийских игр; определять их программу и состав участников (во взаимодействии с международными спортивными федерациями и страной-организатором Игр); регистрировать олимпийские рекорды; способствовать развитию спорта во всем мире; содействовать развитию и укреплению дружбы между спортсменами всех стран и континентов, не допуская расовой, религиозной и политической дискриминации в отношении стран и отдельных лиц.

В организационном плане МОК формируется следующим образом. Общая численность комитета не должна превышать 115 членов, которыми могут быть только физические лица. Состав МОК избирается на общем собрании, именуемый Сессией. Сессии проводятся с периодичностью не менее одного раза в год. В случае необходимости Сессия МОК созывается также по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК (см. рис.1).

На Сессии МОК избирается Президент на срок в 8 лет с подтверждением его полномочий после четырех лет. Кроме того, Сессия избирает членов Исполкома МОК на 4-летний срок. Исполком состоит из Президента, четырех вице-президентов и десяти членов. Все члены Исполкома избираются на Сессии тайным голосованием большинством поданных за них голосов.

Членом МОК может стать любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше при условии, что его кандидатура представлена в соответствии с требованиями МОК и рассмотрена Комиссией по номинациям.

Предлагать кандидатуры для избрания в состав МОК имеют право:

  • Члены МОК : каждый член МОК правомочен предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК;
  • Комиссия спортсменов МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур;
  • Национальные олимпийские комитеты: Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Европейские олимпийские комитеты (ЕОК), Олимпийский совет Азии (ОСА), Панамериканская спортивная организация (ПАСО), Национальные олимпийские комитеты Океании (ОНОК), совместно с любым НОК, признанным МОК, имеет право представить одну или более кандидатур на выборы в члены МОК;
  • Международные федерации олимпийских видов спорта: Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (АСОИФ), Ассоциация международных федераций зимних олимпийских видов спорта (АИОВФ) и все международные федерации – члены АСОИФ и АИОВФ – имеют право представить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК.

Повседневные управленческие функции по обеспечению эффективного функционирования Олимпийского комитета осуществляет Исполком МОК во главе с Президентом. Полномочия и обязанности Исполкома по управлению делами МОК заключаются в том, что он:

— следит за соблюдением Олимпийской хартии;
— несет ответственность за административную работу МОК;
— утверждает внутреннюю структуру МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;
— отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;
— представляет Сессии доклад по любым предлагаемым изменениям Правил и Официальных разъяснений;
— представляет Сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания МОК;
— следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских Игр;
— определяет и назначает знаки отличия МОК;
— готовит повестки дня Сессий МОК;
— выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему Сессией.

Президент руководит деятельностью Исполкома МОК, создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, формирует рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и персональный состав. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия Президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.

Очевидно, что эффективная работа МОК как управленческой структуры невозможна без привлечения необходимых финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения деятельности как самого МОК, так и для поддержки Олимпийского движения в целом.

Учитывая важность создания надежной финансовой базы для надлежащего развития Олимпийского движения, МОК разрабатывает специальные маркетинговые программы с целью привлечения денежных средств. Приоритетное значение имеют программы реализации прав трансляции Олимпийских Игр телекоммуникационным компаниям, программы работы с корпоративными спонсорами, чеканки памятных монет и медалей.

Полученные в результате реализации маркетинговых программ средства МОК перераспределяет между Национальными олимпийскими комитетами, Международными спортивными федерациями и Организационными комитетами по проведению Олимпийских Игр. На поддержание собственной деятельности МОК направляет, как правило, около 7% полученных средств.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ (МОК), высший, постоянно действующий орган современного олимпийского движения. Неправительственная, некоммерческая организация. Штаб-квартира – в Лозанне (Швейцария). Уставной документ МОК – Хартия Олимпийских игр (нынешняя ее редакция действует с 14 июля 2001), официальные языки – французский и английский.

Создан 23 июня 1894 в Париже на международном учредительном конгрессе сторонников олимпизма – по инициативе известного французского общественного деятеля и педагога, основоположника современного олимпийского движения Пьера де Кубертена (1863–1937). Тогда же было принято решение о возрождении Олимпийских игр, задача по организации которых возложена на МОК.

Олимпийские игры (зимние и летние) проводятся раз в 4 года, решение о месте и сроках проведения очередных Игр, а также их программе принимает Комитет. МОК принадлежит исключительное право на Олимпийские игры, а также на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн. Непосредственно на время Игр МОК передает право технического контроля за проведением соревнований в том или ином виде программы соответствующим международным спортивным федерациям (МСФ).

В момент создания МОК в 1894 в его состав вошли представители 12 государств (включая Россию: генерал А.Д.Бутовский), которые начали работу по организации Национальных олимпийских комитетов (НОК) в своих странах. Согласно ныне действующему регламенту, член МОК избирается на 8 лет, после чего он может вновь переизбираться на восьмилетний срок. Член МОК не может быть старше 70 лет (если он был (пере)избран до открытия 110-й сессии МОК 11 декабря 1999, то не старше 80). По регламенту, члены МОК являются его представителями в своих странах, а не наоборот.

На начало 2005 в Комитете состояли 120 человек, в том числе россияне Виталий Смирнов (в МОК – с 1971), Шамиль Тарпищев (с 1994) и Александр Попов (с 1999). В состав МОК входят также 25 почетных (из числа лиц, являвшихся ранее членами МОК) и заслуженных («лиц за пределами МОК», которые оказали ему «исключительные услуги») членов, а также имеющий статус почетного пожизненного президента МОК Х.А.Самаранч.

Члены Комитета избирают тайным голосованием президента МОК – сроком на 8 лет. Полномочия президента могут затем продлеваться каждые 4 года. Избранный на этот пост 16 июля 2001 Жак Рогге стал восьмым по счету президентом МОК. В разные годы Комитет возглавляли:

  1. Деметриус Викелас (Греция, 1894–1896)
  2. Пьер де Кубертен (Франция, 1896–1925)
  3. Анри де Боле-Латур (Бельгия, 1925–1942)
  4. Зигфрид Эдстрем (Швеция, 1946–1952)
  5. Эвери Брендэйдж (США, 1952–1972)
  6. Майкл Моррис Килланин (Ирландия, 1972–1980)
  7. Хуан Антонио Самаранч (Испания, 1980–2001)
  8. Жак Рогге (Бельгия, 2001– 2013)
  9. Томас Бах (Германия, 2013– наст. вр.)

В состав исполкома МОК (действует с 1921), помимо президента, входят 4 вице-президента и 10 «рядовых» членов, избираемых тайным голосованием на четырехлетний срок. Раз в год проходит сессия МОК. При Комитете действуют также 22 различных комиссии: финансовая, медицинская, атлетическая, прессы, международных связей и пр. Комиссии изучают конкретные вопросы и готовят соответствующие рекомендации для исполкома МОК.

К олимпийскому движению, помимо МОК и его комиссий, относят Оргкомитеты Олимпийских игр, НОК, Международные спортивные федерации, а также партнеров движения. В настоящее время в мире действуют 202 НОК, в том числе НОК России (президент – Леонид Тягачев), созданный в 1989 и официально признанный МОК в 1993. К числу партнеров олимпийского движения относятся различные организации, получившие официальное признание МОК: Арбитражный спортивный суд, Международный комитет справедливой игры, Всемирная ассоциация олимпийцев, представляющая около 100 000 атлетов, в разные годы участвовавших в Олимпийских играх, Международный Паралимпийский комитет (см . ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), образовательные структуры соответствующего профиля, крупные информационные агентства, многопрофильные объединения (например, ФИСУ – Международная федерация студенческого спорта) и пр. Особое место среди них занимает Всемирное антидопинговое агентство, сформированное в 1999 и занимающееся одной из самых серьезных проблем современного спорта.

В последнее время МОК упрекают в том, что его деятельность способствует чрезмерной коммерциализации Олимпийских играх – и «спорта высших достижений» в целом. Началось это в ту пору, когда МОК возглавлял Х.А.Самаранч. Ежегодный оборот денежных средств Комитета уже превысил 1 млрд. долл. Огромные доходы приносит ему реализация билетов на Олимпийские игры и продажа прав на ТВ-трансляцию, – а также лицензий на издательскую деятельность, тематических кинофильмов и видеопрограмм, сувенирной и прочей продукции с олимпийской символикой. Не секрет также, что в своих решениях по различным техническим и организационным вопросам МОК не всегда свободен от политической и иной конъюнктуры, а некоторые члены Комитета при голосовании о месте проведения очередных Олимпийских игр действуют отнюдь небескорыстно.

Константин Петров

Основная функция МОК – организация и проведение Олимпийских игр, однако этим задачи комитета не ограничиваются. Особая его цель – пропаганда олимпийского движения и идеологии, основанной на взаимопонимании между гражданами разных стран и любви к спорту. Для утверждения этих идей МОК использует самые разные методы и, в частности, обращается за помощью к правительствам разных стран и частным спортивным организациям. Согласно идее Пьера де Кубертена, ставшего инициатором возрождения Олимпийских игр, функцией МОК должно стать обучение спортивной этике, уничтожение насилия на Играх, убеждение людей, что спорт должен служить во благо , а честное состязание – заменить войны.

МОК, помимо всего прочего, обязан уделять особое внимание спортсменам, заботиться о них и в то же время следить за четким соблюдением правил Олимпиады. В его функции входит уничтожение дискриминации по половому, национальному и возрастному признаку. С этой задачей члены комитета справляются успешно: все более популярными становятся женские состязания, проводимые в рамках Игр, в Олимпиаде участвуют представители самых разных государств, а в 2010 году были учреждены особые Юношеские игры, в которых могут участвовать спортсмены-юниоры. Что касается соблюдения правил, то МОК также организует антидопинговый контроль, стараясь не допустить мошенничества на Олимпиадах.

В задачи МОК входит обеспечение наилучших условий для проведения состязаний. Это особенно касается вопроса безопасности спортсменов. Также МОК обязан противостоять политизированию Олимпиад и предотвращать попытки проведения террористических актов на таких мероприятиях. Кроме того, он занимается поддержкой Международной олимпийской академии, а также многих других учреждений, которые так или иначе связаны с Олимпийским и способствуют его развитию и пропаганде.

Войны всегда были ужасным бедствием. В это время погибают и становятся инвалидами люди, разрушаются города и села, исчезают памятники искусства, культуры. Лучшие умы человечества ломали головы над вопросом: как же научиться решать все проблемы и споры мирным путем, как предотвратить войну? И чем более мощным и разрушительным становилось оружие, тем актуальнее звучал этот вопрос. Особенно в нашу эпоху, когда полномасштабный конфликт с применением оружия массового поражения может уничтожить все живое на Земле.

Инструкция

Предположим, речь идет о государствах, не обладающих ядерным или термоядерным оружием. Каким образом можно войну с недружественно настроенными соседями? Необходимо действовать в духе : «Si vis pacem, para bellum», то есть «Хочешь мира – готовься к войне». Государству нужно укреплять свою обороноспособность. Парадокс этого завета только кажущийся. Ведь если государство имеет достаточно сильную , оснащенную всем необходимым, развитую промышленность, которую можно быстро перенаправить на выпуск военной продукции, и если его настроен патриотично, готов защищать с оружием в руках, тогда потенциальный агрессор не три, а тридцать три раза подумает, стоит ли затевать с ним войну.

«Если большое государство захочет захватить маленькое государство, оно это сделает. Но если другое большое государство захочет захватить это же маленькое государство, тогда у маленького государства появляется шанс» - так говорил один политический в «Стакан воды». Иными словами, в сложной ситуации такому государству следует играть на противоречиях в геополитических интересах больших соседей, попеременно прося покровительства то у одного, то у другого. Тут уж дипломатам, как говорится, и карты в руки.

Даже в эпоху между двумя противоборствующими блоками, когда мир не раз стоял на краю пропасти, ни СССР, ни США не пустили в ход свои гигантские ядерные арсеналы. Почему? Потому что при неминуемом ответном ударе та сторона, которая ударила первой, тоже погибла бы. Следовательно, несмотря на политику разрядки и на осознании недопустимости такой войны, необходимо поддерживать тот уровень обороноспособности, который гарантирует нанесение ответного удара возмездия, причем в любой ситуации. Осознание этого всегда остужало и продолжает остужать «горячие головы».

Чтобы не допустить вооруженного конфликта, государству необходимо подключить к разрешению спорных вопросов все международные дипломатические структуры, прежде всего, Организацию объединенных наций. Хотя, увы, печальная практика показывает, что роль ООН в предотвращении войн более чем скромная.

Видео по теме

От того, кто будет возглавлять международный Олимпийский комитет, зависит развитие мирового спорта. Ведь глава Олимпийского комитета - это не просто чиновник, а человек, на которого возлагается огромное количество надежд, перед ним стоят сложные задачи. Поэтому случайный человек оказаться на таком месте не может.

Руководитель международного Олимпийского комитета является его президентом. Должность эта выборная. Главу комитета выбирают на специально организованной сессии при помощи тайного голосования. Срок полномочий руководителя МОК рассчитан на 8 лет, однако через каждые четыре года они могут продлеваться еще на 8 лет. Президентом комитета может стать общественный деятель, достаточно хорошо известный и прославившийся своими выступлениями, благотворительностью и прочими делами, которые совершаются на благо его родины и для развития всего мира в целом.

Первый президент был выбран в 1894 году вместе с возникновением Олимпийского комитета. Был он греческим поэтом и общественным деятелем по имени Деметриус Викелас. Его заместителем был назначен идейный вдохновитель первых Олимпийских игр современности барон Пьер де Кубертен. Однако уже через два года после того, как прошли с триумфом Первые Игры, Викеласа на посту Президента МОК сменил тот самый барон де Кубертен. Оставался на этом посту он до 1925 года.

В связи с тем, что полномочия можно продлевать, на посту руководителя Международного спортивного комитета побывало за 100 лет всего 8 президентов.

На смену де Кубертену пришел Анри де Боле-Латур, который продержался в кресле руководителя 17 лет. Следующим был Зигфрид Эдстрем - он был президентом с 1946 по 1952 год. Его сменил Эвери Брендэйдж из США. Руководил он МОК в течение 20 лет до 1972 года. Его преемник Майкл Моррис Килланин - ирландец, провел на посту руководителя Комитета один срок. После чего на 21 год в руководители пришел Хуан Антонио Самаранч. С 2001 года по сегодняшний день президентом международного Олимпийского комитета является бельгиец Жак Рогге.

Однако управлять комитетом один президент вряд ли бы смог. Поэтому существую еще и такие помощники руководителя, как 4 вице-президента и 10 рядовых членов комитета, которые также избираются при помощи тайного голосования. Срок действия их полномочий 4 года. Кроме этого, в руководящую комиссию входят 25 лиц, которых здесь называют «почетными» - это те, кто ранее являлся членами комитета. Также в составе МОК находятся заслуженные члены, которые не являлись участниками Олимпийского комитета, но оказали движению неоценимые услуги.

Состав комитета включает в себя 110 членов из 70 стран мира. Принцип работы такой: те, кто состоят в Международном Олимпийском комитете, не являются представителями своих стран в нем, а, наоборот, представляют регулирующий орган у себя на родине.

Международный олимпийский комитет (МОК) - международная неправительственная организация, которая была учреждена 23 июня 1894 по инициативе Пьера де Кубертена. Задачей МОК является руководство международным олимпийским движением и развитие спорта во всем мире. Регламентирует деятельность МОК олимпийская хартия, в которой декларируется и область ответственности этой организации.

Олимпийская хартия оговаривает главные задачи, которые призван решать МОК и устанавливает принципы олимпийского движения. МОК отвечает за само олимпийское движение, он обеспечивает регулярность проведения Олимпиад, поощряет и поддерживает развитие спорта, координирует проведение спортивных соревнований. В его зону ответственности входят и вопросы этики в спорте, воспитание молодых спортсменов в духе честной и открытой борьбы, запрета принуждения и насилия.

Президент МОК Жак Рогге, возглавляющий его с 2001 года, и сотрудники Комитета контактируют с общественными и частными организациями разных стран, деятельность которых направлена на то, чтобы спорт служил развитию дружеских связей между представителями разных стран, укреплению единства и независимости олимпийского движения.

Комитет должен пресекать проявление любых видов дискриминации в спорте – от дискриминации по расовому или религиозному признаку до дискриминации полов. МОК борется против использования нечестных методов соперничества и применения искусственных стимуляторов - допинга. Он принимает все возможные меры и усилия, направленные на сохранение здоровья спортсменов, а также на обеспечение их социального и профессионального будущего.

МОК отвечает за выбор городов, в которых будут проводиться Олимпийские игры. Поэтому, наряду с их устроителями, он несет ответственность за сохранность памятников истории, культуры и природы на тех территориях, где будут проходить соревнования и воздвигаться олимпийские объекты. Он должен поощрять и поддерживать заботу и ответственность за сохранность окружающей среды, обеспечивать соблюдение принципов экологической безопасности при развитии спорта, контролировать соблюдение этих принципов при проведении Олимпийских игр.

Международный олимпийский комитет содействует получению положительного результата от проведения Олимпийских игр в разных странах и городах. Объекты Олимпиад должны служить дальнейшему развитию спорта и использоваться для проведения тренировок национальных команд, работы различных спортивных клубов.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка