Гимнастические соревнования. Мужская спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика - это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.

Международная федерация гимнастики (англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта.

История возникновения и развития спортивной гимнастики

Гимнастика появилась в Древней Греции в 8 веке до нашей эры и представляла собой комплекс физических упражнений направленных на всестороннее развитие. Гимнастические упражнения служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх.

Когда появилась спортивная гимнастика?

В VIII веке до нашей эры.

После падения Римской империи гимнастика была забыта, но с утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма, общественная мысль взяла вектор на всестороннее развитие личности, особое внимание при этом уделялось физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону - гимнастику.

В конце XVIII — начале XIX веков в Германии появилось течение филантропистов. В созданных ими школах, важное место заняла гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян. Параллельно с немецкой были созданы системы гимнастики во Франции, Швеции и Чехии.

Гимнастику официально признали видом спорта в 1896 г. после того, как включили её в программу первых современных Олимпийских игр. Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. впервые были проведены соревнования женщин.

Где появилась спортивная гимнастика?

В Древней Греции.

Правила спортивной гимнастики (кратко)

Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток.

Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:

Упражнения на брусьях . Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.

Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев — разновысокие.

Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.

Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?

Акробатика - это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.

Как называются снаряды в спортивной гимнастике?

Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.

Правила судейства в спортивной гимнастике

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Двое из судей оценивают сложность упражнений, а другие шесть оценивают технику. Судьи, оценивающие сложность программы и судьи, наблюдающие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Для быстрой фиксации технических элементов судьи используют более 1000 специальных письменных знаков.

Во время командных соревнований или при розыгрыше абсолютного первенства оценки суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

Соревнования по спортивной гимнастике

  • Олимпийские игры - самый престижный чемпионат по спортивной гимнастике.
  • Чемпионат мира по спортивной гимнастике - ежегодный международный чемпионат, который проводится с 1903 года.
  • Чемпионаты Европы по спортивной гимнастике — крупнейшие соревнования между представителями европейских стран по спортивной гимнастике.

Чем отличается спортивная гимнастика от художественной?

Спортивная гимнастика — включает соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках, а художественная гимнастика — вид спорта, который подразумевает выполнение различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) под музыку.

2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Спортивная гимнастика".

Гимнастика - система специальных физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей человека, гармоническое физическое развитие.

Гимнастические упражнения воспитывают различные двигательные качества, особенно ловкость и координацию.

Гимнастика занимает важное место в системе физического воспитания. У людей, занимающихся гимнастикой, равномерно развита мускулатура, красивая осанка, хорошая выправка; улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервная система.

Гимнастикой могут заниматься дети и взрослые, мужчины и женщины, люди здоровые и больные. Многообразие гимнастических упражнений, избирательный характер воздействия на развитие определенных качеств, на деятельность систем организма, точная дозировка упражнений - все это делает гимнастику незаменимым средством физического воспитания человека в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, в лечебно-профилактических учреждениях, на производстве.

Гимнастические упражнения имеют древнюю историю. Еше 3000 лет до н. э. гимнастические упражнения использовались в Индии и Китае в лечебных целях. Впервые слово «гимнастика» появилось у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в VIII в. до н. э. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая включала в себя различные виды физических упражнений: бег, прыжки, метания, плавание, кулачный бой, борьбу и др.

Занятия физическими упражнениями проводились в специальных заведениях - гимнасиях (слово «гимнастика» в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю»).

Преемниками эллинской культуры стали древние римляне, которые внесли изменения в гимнастику. Римляне ввели упражнения на деревянном коне (для обучения искусству верховой езды), на стенке, заборе, лестнице, опорные прыжки через деревянный стол. В занятиях гимнастикой широко использовали акробатические упражнения и упражнения в равновесии.

Со временем появились новые снаряды: перекладина, брусья, мачты (шесты) для лазанья. Гимнастические упражнения стали выполнять с предметами: палками, булавами и др. Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическими упражнениями ввел Петр I в армии в конце XVII в.

В отечественной системе физического воспитания различают следующие виды гимнастики: общеразвивающие виды - гигиеническая и атлетическая; спортивные виды - спортивная и художественная гимнастика, акробатика; прикладные виды - лечебная гимнастика, гимнастика на производстве, профессионально-прикладная гимнастика, военно-прикладная и спортивно-прикладная гимнастика.

Общеразвивающие виды гимнастики направлены на общее развитие и укрепление здоровья занимающихся, на овладение основными двигательными навыками, на всестороннее развитие физических качеств. Занимающиеся должны научиться пользоваться приобретенными навыками в своей повседневной практической деятельности.

Этот вид гимнастики наиболее доступен и эффективен для общего физического развития и укрепления здоровья.

Прикладные виды гимнастики помогают овладеть различными профессиями, спортсменам - совершенствоваться в своем виде спорта, помогают быстрее овладеть необходимыми военными навыками. Лечебная гимнастика призвана восстанавливать трудоспособность и здоровье после перенесенных заболеваний или травм.

Спортивная гимнастика - один из наиболее популярных видов спорта. Соревнования по спортивной гимнастике входят в программу Олимпийских игр.

Программа соревнований по спортивной гимнастике состоит у мужчин из шести видов (шестиборье), у женщин - из четырех (четырехборье). В мужское многоборье входят: вольные упражнения, упражнения, выполняемые на кольцах, перекладине, брусьях, на коне с ручками, а также опорный прыжок через гимнастического коня в длину. Женщины выполняют вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, упражнения в равновесии на гимнастическом бревне и опорный прыжок через гимнастического коня в ширину.

Гимнасты соревнуются по двум программам: обязательной (все участники выполняют одинаковые упражнения) и произвольной (каждый гимнаст составляет и выполняет свое упражнение в соответствии со специальными требованиями к трудности и композиции). Все упражнения спортивной гимнастики в каждом виде многоборья разделены по степени трудности на разряды. В Единой всесоюзной классификации гимнастика спортивная имеет следующие разряды: юношеские разряды - III, II и I; взрослые разряды - III, II, I; кандидат в мастера спорта; мастер спорта; мастер спорта международного класса.

Спортивная гимнастика постоянно развивается и изменяется. Те упражнения, которые когда‑то казались невыполнимыми, например двойное сальто с перекладины, сейчас доступны гимнастам I разряда. Чем же вызваны такие изменения? Совершенствуется методика учебно-тренировочного процесса, появилось более совершенное гимнастическое оборудование. Широко применяются мягкие поролоновые маты, которые сводят к минимуму возможность получения травм. Изучение сложных и рискованных элементов значительно облегчается и ускоряется.

Советские гимнасты добились больших успехов на международной спортивной арене. Впервые советские спортсмены участвовали в Олимпийских играх (1952) в Хельсинки. На Олимпийских играх советские гимнасты завоевали 52 золотые, 54 серебряные и 34 бронзовые медали. Имена прославленных гимнастов В. Чукарина, Л. Латыниной, Б. Шахлина, Ю. Титова, М. Воронина, Л. Турищевой, Н. Андрианова и многих других широко известны во всем мире.

На чемпионате мира в 1978 г. весь пьедестал почета впервые заняли советские гимнастки: Е. Мухина стала абсолютной чемпионкой мира, Н. Ким, трехкратная олимпийская чемпионка, завоевала серебряную медаль, Н. Шапошникова - бронзовую. За выдающиеся успехи в спорте многие гимнасты имеют высокие правительственные награды.

Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.

Вольные упражнения

Вольные упражнения проходят на «ковре» — квадратном помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен обладать определённой эластичностью для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.

Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по вольным упражнениям, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.

Вольные упражнения длятся, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастики, выполняющийся под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связки.

Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла до другого. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями изхудожественной гимнастики. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.

У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскоком на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).

Структурные группы элементов (мужчины)
I. Элементы гимнастики (без использования акробатики)

  • Статические и динамические силовые элементы: высокий угол, горизонтальные упоры, стойки на руках силой и т. д.
  • Элементы гибкости: шпагаты, равновесия, перекидки, медленные перевороты.
  • Повороты на ногах и прыжки с поворотами.
  • Круги двумя ногами, а также эффектные круги ноги врозь (круги Деласала-Томаса), а также круги прогнувшись (русские круги).

II. Акробатические элементы с вращением вперёд
В данную структурную группу входят перевороты вперёд, а также самые различные сальто.

Сальто выполняются в разных положениях тела — группировка, согнувшись, прогнувшись/выпрямившись. Также исполняются сальто с поворотами — пируэты, и сложные двойные сальто.

Сальто могут выполняться как с приходом на ноги, так и в упор лёжа, или в кувырок (полуторные сальто).

III. Акробатические элементы с вращением назад
Подобно акробатическим элементам вперёд, сюда входят перевороты и различные сальто назад.

IV. Акробатические элементы с вращением в боковой плоскости и прыжки назад с поворотом на 180 градусов и более с последующим выполнением сальто вперёд. Прыжки вперёд с поворотом на 180 и сальто назад Данная структурная группа включает в себя различные боковые сальто (арабские сальто), а также твисты — прыжки назад с поворотом на 180 и сальто вперёд.

Помимо этих элементов, сюда входят элементы типа «Томас» — полуторные сальто назад в кувырок с поворотом на 540 градусов. Также к данной группе элементов относятся редкие и сложные сальто, прыжком вперёд с поворотом на 180 и последующим сальто(или двойным сальто) назад.

Надбавки за соединения элементов

    За отдельные сложные соединения элементов, гимнаст получает надбавку к сложности. Правила от 2009-го года устанавливают следующие надбавки за соединения:
  • . за соединение элемента группы D(и выше) с элементами групп А, В, С даётся надбавка +0,1;
  • . за соединение элементов группы D(и выше) с элементами группы D(и выше) даётся надбавка +0,2.

Один элемент может участвовать в связке лишь единожды, то есть если выполнена связка из трёх акробатических элементов, то гимнаст получит надбавку только за связку первого сальто со вторым, или второго с третьим, а именно, наибольшая из них. Две связки учтены не будут.

Группы сложности

    Элементы на вольных упражнениях имеют различные группы сложности — от А до G. К элементам группы «А» относятся простые прыжки, типа переворотов вперёд или назад, сальто в группировке и т. д., элементы группы «G» исполняются единицами гимнастов мира, к ним относятся (у мужчин):
  • тройное сальто назад в группировке;
  • двойное сальто назад в группировке с тремя пируэтами;

Опорный прыжок

Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.

При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.

По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.

В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.

Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.

То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.

Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.

Структурные группы Опорных прыжков (мужчины)

I. Прыжки лётом
В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.

Также интересен прыжок лётом с добавление контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков

II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта
Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.

III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита
Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.

Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя. Все прыжки этой группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и интересный тип прыжков «Куэрво».

Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.

IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)
Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.

Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.

Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.

V. Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)
Этот тип прыжков отличается от всех предыдущих тем, что гимнаст наскакивает на мостик не обычным прыжком, а предварительно выполнив рондат, соответственно на снаряд выполняется фляк и далее во второй фазе полёта какое-нибудь сальто.

Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180 и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.

Третья разновидность прыжков Юрченко — это «прыжки Щербо». Во фляке совершается поворот на 360. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360 первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Но тем не менее, не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.

Конь (конь-махи)

Конь — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на коне входят в программу мужских соревнований, кроме того, конь может использоваться в качестве снаряда для опорного прыжка.

Конь состоит из металлической подставки и вытянутой деревянной или пластиковой основы, обшитой специальным эластичным материалом, предотвращающим скольжение. Для упражнений на коне на снаряд дополнительно устанавливают сверху две ручки. Конструкция коня предусматривает возможность изменять его высоту. Для мужских упражнений на коне снаряд фиксируется на высоте 1,15 м; в том случае если конь используется для исполнения опорного прыжка его высота составляет 1,35 м для мужчин и 1,25 м для женщин. Согласно правилам ФИС — Федерации гимнастики — длина коня должна составлять 160 см, ширина — 35 см, высота ручек — 12 см, расстояние между ними — от 40 до 45 см.

Соревнования на коне входят в программу мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на коне среди мужчин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на коне входят в программу командного и абсолютного первенства среди мужчин.

Упражнения на коне состоят из комбинации маховых движений ногами, а также кругов ноги вместе и ноги врозь, проходок по коню, соскока.

Для оценки программы гимнаста на коне весь снаряд поделён на зоны. В зависимости от того, с какой зоны в какую выполнен элемент, сколько зон задействовано при исполнении элемента, сложность его отличается.

Все элементы могут выполняться как в упоре поперёк, так и в упоре продольно. На теле, в упоре на ручках, в упоре на одной ручке, между ручек и т. д.

Структурные группы элементов

I. Маховые элементы
Включает в себя различные вариации прямых и обратных скрещений — простые, с поворотами, с прыжками, в стойку на руках. Сами же скрещения — это комбинация двух перемахов ногами (перемахи не имеют группы сложности, но являются базисным элементом, как и махи). Перемахи бывают одноимёнными и разноимёнными, в зависимости от исполнения. Наиболее простые элементы, но тем не менее, часто приводящие к ошибкам, так как требуется определённый уровень профессионализма, для перехода от кругов к скрещениям и наоборот.

II. Круги с поворотами в противотемп вращению и без
Круги двумя — основные элементы на коне. Представляют собой два последовательных перемаха двумя ногами через боковую плоскость.

Также различают круги ноги врозь, с использованием техники скрещений, — круги Деласала-Томаса. Это наиболее сложные, амплитудные и эффектные элементы на коне.

Круги выполняются на всех частях коня. Особенно сложны круги, выполняемые на одной ручке. Они требует высокого уровня мастерства исполнителя. В кругах возможны повороты против хода вращения — так называемые «шпиндели» или «винты». Наиболее популярен и сложен винт Мадьяра — то есть круг с поворотом на 360 против темпа вращения.

III. Переходы
Включает в себя переходы кругами — то есть движения, при которых меняется зона коня. Гимнаст, выполняя круги, переходит от одной части коня к другой. Сложность переходов варьируется в зависимости, сколько зон коня было пройдено. Переходы усложняются, если в переходе есть поворот или прыжок.

Переходы можно выполнять как лицом вперёд, так и спиной вперёд. Наиболее интересны переходы кругами Деласала.

IV. Круги с поворотами по ходу вращения. Флопы
Сюда входят различные круги, в которых обязательно присутствует поворот по ходу вращения. Круги выполняются на разных частях коня с переходами и без.

Отдельно выделяется подгруппа кругов прогнувшись или «русские круги».

Также отдельного внимания заслуживает такое понятие как «флоп». Флопы — это сложные соединения из нескольких кругов, выполняемых на одной ручке. В него входят как обычные круги, так и круги с поворотами, и русские круги. В комбинации разрешается использовать не более двух различных флопов.

V. Соскоки
Соскоки — концовка комбинации. Бывают разных видов. Как кругами без выхода в стойку, так и с выходом в стойку, поворотами, переходами по телу коня.

Кольца

Кольца — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на кольцах входят в программу мужских соревнований.

Кольца — подвижный снаряд, представляющий собой два кольца из недеформируемого материала, подвешенные на высоте на специальных тросах.

В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на кольцах среди мужчин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на кольцах входят в программу командного и абсолютного первенства среди мужчин.

Согласно правилам ФИС — Федерации гимнастики — точка подвеса колец должна располагаться на высоте 5,75 метров над уровнем пола, сами кольца — на высоте 2,75 метров. В спокойном состоянии расстояние между кольцами — 50 см, их внутренний диаметр 18 см.

Упражнения на кольцах состоят из статических элементов и динамических — подъёмы, обороты и выкруты. Завершаются упражнения акробатическим соскоком. Для начала упражнения спортсмен пользуется помощью ассистента, подсаживающего его на снаряд. Упражнения на кольцах требуют от спортсмена большой физической силы, причём статические элементы в силовом плане зачастую более сложны, чем динамические. Любой статический элемент считается засчитанным, если он удержан не менее чем 2 секунды.

    Самые известные и наиболее сложные статические элементы при выступлениях на кольцах:
  • «Крест» — элемент, в ходе которого гимнаст неподвижно повисает на горизонтально вытянутых прямых руках.
  • «Самолёт» — горизонтальный упор, при котором руки разведены в стороны и тело находится в одной плоскости с кольцами.
  • «Обратный самолёт» — равновесие, при котором тело находится в одной плоскости (горизонтальной) с кольцами, руки разведены в стороны, спина обращена к полу, живот к потолку.

Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.

Структурные группы элементов на кольцах

I. Маховые элементы в висе, подъёмы в упор или упор углом.
К элементам первой структурной группы относятся различные маховые элементы: выкруты вперёд и назад, большие обороты без удержания положения стойки на руках, сложные двойные обороты назад и вперёд.

Также сюда входят подъёмы разгибом, махом назад, махом вперёд, переворотом назад, переворотом вперёд (Хонма) и др. Подъёмы позволяют гимнаст из положений висов перейти к положению упора или упора углом.

II. Маховые элементы в стойку на руках (стойка на руках удерживается не менее 2 секунд)
Во вторую группу входят подъёмы махом назад и переворотом в стойку на руках, а также движения большим махом — большие обороты назад и вперёд.

III. Маховые элементы, заканчивающиеся статическим элементом (не угол, не стойка на руках)
В третью группу входят очень сложные маховые элементы, конечным положением которых является сложный статический элемент, так как: высокий угол, крест, горизонтальные упоры.

IV. Статические и динамические силовые элементы
К данной структурной группе относятся все статические элементы: углы, горизонтальные висы, кресты, горизонтальные упоры.

Также сюда входят силовые подъёмы и опускания (в стойку на руках и из стойки, в упор и из упора, из одного статического элемента в другой).

Параллельные брусья

Паралле́льные бру́сья — спортивный снаряд, применяющийся в спортивной гимнастике у мужчин. У женщин используются разновысокие брусья. Заниматься можно с 4 лет.

FIG регламентирует высоту брусьев от пола 200 см, от матов 180 см. Брусья — это снаряд, который сочетает в себе как силовые элементы, так и маховые. Брусья — снаряд, который позволяет спортсмену использовать максимальное количество элементов из самых разных структурных групп. В комбинацию гимнаста могут входить как различные статические положения — угол, стойка на руках, горизонтальные упоры, элементы над и под жердями, элементы большим махом, элементы в упоре и упоре на руках, элементы с вращением по сальто и без.

Концовка комбинации — это соскок.

Структурные группы элементов


  • круги двумя;

IV. Элементы из под жердей

  • подъёмы дугой вперёд и назад;
  • обороты назад под жердями;
  • обороты вперёд в упоре;

V. Соскоки

  • соскоки сальто назад;
  • соскоки сальто вперёд;

FIG регламентирует высоту брусьев от пола 200 см, от матов 180 см. Брусья — это снаряд, который сочетает в себе как силовые элементы, так и маховые. Брусья — снаряд, который позволяет спортсмену использовать максимальное количество элементов из самых разных структурных групп. В комбинацию гимнаста могут входить как различные статические положения — угол, стойка на руках, горизонтальные упоры, элементы над и под жердями, элементы большим махом, элементы в упоре и упоре на руках, элементы с вращением по сальто и без. Концовка комбинации — это соскок.

Упор — это обычное рабочее положение на брусьях, с ним знаком каждый, кто выполнял обычные отжимания. Упор на руках — положение, при котором плечи лежат на жердях.

Все элементы на брусьях могут выполняться как в положении поперёк — классическое положение, так и в положении продольно на одной жерди.

Структурные группы элементов

I. Элементы, выполняемые через упор
Сюда входят самые различные элементы, с прохождением упора или подобные им:

  • статические элементы — угол, высокий угол, горизонтальный упор, стойка на руках;
  • махи и повороты через стойку на руках, в стойку на руках, со стойки на руках.
  • включают в себя как различные повороты в стойке на руках;
  • так и вертушки типа «Диомидов» (из упора махом вперёд выполняется поворот плечом назад на 360 градусов в стойку на руках) и «Хейли» (со стойки на руках выполняется поворот на 360 градусов плечом вперёд в упор);
  • «оберучные» элементы, так называют подлёты махом вперёд с поворотом на 180 в стойку на руках, и аналогичный элемент махом назад, где поворот делается под стойку, после чего выполняется мах назад в упор;
  • сальтовые элементы над жердями в упор или в упор на руки;
  • круги двумя;

II. Элементы, выполняемые через упор на руках

  • подъёмы махом вперёд и кувырки назад с различными усложнениями (перемахами, поворотами и даже полуторным сальто назад);
  • подъёмы махом назад с различными усложнениями (перемахами, поворотами, сальто вперёд).

III. Элементы из упора стоя или из виса

  • подъёмы разгибом и различные подъёмы на одной жерди продольно;
  • элементы большим махом из виса — подлёты из виса в упор, элементы на основе больших оборотов;

IV. Элементы из под жердей

  • оригинальные и редкие элементы на одной жерди продольно (обороты не касаясь в стойку на руках, обороты из угла вне в стойку на руках);
  • подъёмы дугой вперёд и назад;
  • обороты назад под жердями;
  • обороты вперёд в упоре;

V. Соскоки

  • соскоки уровня начальной подготовки — махом назад и вперёд из упора, перемахом со стойки на руках, заножка (со стойки на руках поворот вокруг руки на 180 в соскок);
  • соскоки сальто назад;
  • соскоки сальто вперёд;

Отметим, что сальтовые соскоки могут выполняться как из упора, так и из виса на обеих жердях. Некоторые соскоки получили статус «запрещённых» — это оригинальные соскоки из висов и упоров на одной жерди продольно.

Перекладина

Перекладина или турник — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на перекладине входят в состав мужских соревнований. Перекладина — стержень из стали, размещённый на вертикальных стойках и закреплённый при помощи стальных растяжек.

Простейшие упражнения на перекладине (подтягивания, подъём переворотом) входят в программу общей физической подготовки. Поэтому перекладину (в том или ином виде) можно увидеть в любом спортзале и на любой спортплощадке.

Согласно правилам Международной федерации гимнастики (FIG) перекладина должна находиться на высоте 278 см и иметь длину 240 см. Толщина перекладины — 2,8 см.

В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на перекладине среди мужчин, в которых разыгрывается набор медалей; также соревнования на перекладине входят в расписание командного и абсолютного первенства среди мужчин.

Упражнение на перекладине состоит из вращений вокруг снаряда и перелётов, элементов, когда гимнаст прерывает хват снаряда. В ходе выступления спортсмен должен показать различные виды хватов (хват сверху, снизу и обратный хват) и висов (спереди, сзади, ноги врозь, согнувшись), умение чисто и чётко переходить от одного их вида к другому. Во время вращений спортсмен не имеет права касаться перекладины телом. Вращения могут выполняться как на двух руках, так и на одной. Завершаются упражнения акробатическим соскоком. Для начала упражнения спортсмен пользуется помощью ассистента, подсаживающего его на снаряд.

Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.

Структурные группы элементов

I. Элементы, выполняемые большим махом в висе
Сюда входят:

  • подъёмы махом назад в стойку на руках с поворотами и без;
  • большие обороты на двух или одной руке, с поворотами и без, также с прыжком и поворотом на 180,360,540 и даже 720 градусов;

II. Элементы с фазой полёта
Включает в себя различные перелёты — элементы, которые предполагают отпускание рук от грифа, перелёт через плоскость грифа и приход в вис, а также подлёты — элементы с отпусканием рук от грифа выполнением сальто без перехода через плоскость грифа и приход в вис. Также сюда отнесены продевы с перемахом ноги врозь в вис или в стойку на руках (элементы типа «Карбалло» или «Квинтейро»). Перелёты бывают следующих видов:

  • махом назад без сальто (перелёт углом, «Воронин», «Маркелов» и др.);
  • махом назад (с большого оборота вперёд) с 1.5 сальто вперёд (типа «Гейлорд»);
  • махом назад с контр-сальто назад (ещё не исполнены);
  • махом вперёд контр-движением назад без сальто (типа «Ткачёв», «Люкин» и т. д.);
  • махом вперёд 1,5 сальто назад (типа «Ковач», «Гейлорд 2» и т. д.);
  • махом вперёд контр-сальто вперёд (ещё не исполнены);

Подлёты бывают следующих типов:

  • махом назад сальто вперёд (типа «Егер», «Погорелов» и т. д.);
  • махом назад контр-сальто назад (малоизучены);
  • махом вперёд сальто назад с поворотами (типа «Делчев», «Гингер» и др.);
  • махом вперёд контр-сальто вперёд (типа «Маринич»);

Между двумя типами лётовых движений на перекладине (разновысоких брусьях) имеется разница, хотя движения похожи. В основном «путаются» друг с другом такие перелёты, как Маркелов и Воронин, а также подлёты или сальто в вис — Делчев и Гингер

III. Элементы, близкие к перекладине
Включают в себя:

  • многочисленные подъёмы разгибом, двумя, назад, дугой и т. д.;
  • обороты назад в стойку на руках;
  • большие обороты с перемахами вида «Штальдер» и «Эндо»;
  • большие обороты вперёд со спадом вперёд и подъёмом разгибом в стойку на руках («Вейлер»);

IV. Элементы в обратном хвате и в висах сзади
В основном сюда входят особые элементы вида:

  • элементов в висе сзади хватом сверху и снизу — подъёмы махом вперёд, русские обороты и т. д.;
  • элементы с «продевом» ног и движением в стойку на руках (выкрутом, прыжком или поворотом) типа «Адлер»;
  • элементы в обратном хвате вида итальянских оборотов;

V. Соскоки
Соскоки может поделить на следующие виды:

  • махом вперёд сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) назад с поворотами и без;
  • махом назад сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) назад с поворотами и без;
  • махом назад сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) вперёд с поворотами и без;
  • махом вперёд сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) вперёд с поворотами и без;
  • лёты с поворотами и без, также с добавлением контр-сальто назад;
  • соскоки 1,5 и более сальто назад через перекладину и 1,5 и более сальто вперёд через перекладину.

Это молодое направление только делает первые и весьма уверенные шаги в мировом спорте. Правда, оно уже вызвало и целую бурю негодования и критики со стороны экспертов и простых зрителей. Где и когда появилась мужская художественная гимнастика? И есть ли у нее будущее?

Возникновение

В 1985 году Кубок мира проходил в Токио (Япония). Именно тогда мужчины впервые вышли на ковер, демонстрируя свое искусство. Молодые люди были одеты в обтягивающие костюмы и всячески изгибались в ритм музыки, чем весьма удивили зрителей из Европы. Ими слишком жестко тогда была воспринята подмена женской пластики мужскими танцами с палками.

Японская же публика с восторгом приняла мужчин в художественной гимнастике. И это неудивительно! Ведь еще задолго до появления современных спортивных направлений Страна восходящего солнца активно практиковала упражнения с разными предметами для совершенствования тела и духа мужчины.

Национальная традиция сформировала специальные школы, куда в раннем возрасте отдавали детей. Там им помогали развить гибкость, обоняние, осязание и другие физические возможности. Одним из ярких примеров таких школ является Синоби (или школа ниндзя).

Становление

Увы, в далекие 1980-е мужская художественная гимнастика не была оценена по достоинству. И спортивной общественности вообще не верилось, что из этого направления может получиться что-то достойное. Во многом этому способствовала акробатическая доминанта в гимнастических этюдах.

Новоиспеченным гимнастам заметно не хватало пластики и эмоциональности, которые признаны визитной карточкой данного вида спорта. Было понятно, что им предстоит еще серьезная работа над техникой и развитием физических возможностей. Но готовы ли к такому эксперименту мужчины? Время показало, что готовы. За 30 лет была совершена настоящая революция в сознании и спортивной подготовке. Помимо Японии, в списке пионеров оказались Китай и Корея.

Особенности

Сегодня мужская художественная гимнастика имеет два направления: испанское и японское. Первое напоминает привычную для нас женскую гимнастику. Здесь все те же лосины, блестки, мячи, обручи, ленты, булавы и та же система выставления оценок. По технике исполнения это направление максимально приближено к женскому формату. К слову, оно развилось в середине нулевых годов. Тогда парни получили официальное разрешение участвовать наравне с девушками в национальных чемпионатах.

Японский стиль намного старше и соединяет в себе гимнастику и акробатику. Уровень сложности здесь высок. Вытянуть его под силу только мужчинам. Другими являются и костюмы (более брутальные образы, вместо лосин - брюки), правила судейства и реквизит для выступлений.

Обычно используют три предмета: кольцо, булаву и трость. В их выборе можно рассмотреть японскую традицию. Трость - это палка, а кольцо и булава - щит и меч, соответственно. Единственным атрибутом, соединяющим женское и мужское направление, выступает скакалка. Ее также используют для выступлений. Однако подход к постановке хореографии разный. Женские номера отличаются легкостью и пластичностью. Мужские, напротив, воинственны и атлетичны.

Распространение

Вслед за азиатскими странами заинтересовались мужской художественной гимнастикой и в России. Развитие и высокую оценку здесь получило японское направление. Продвижением его сегодня активно занимается Ирина Винер - заслуженный тренер и педагог РФ. Сами спортсмены в отношении нового вида спорта настоятельно просят вместо определения «художественная» употреблять «ритмическая гимнастика».

В выступлениях встречаются акробатические (прыжковые) элементы. С 2005 года российские парни-гимнасты начали участвовать в международных соревнованиях и уже добились немалых успехов.

Критика и стереотипы

Мужская художественная гимнастика не сразу была принята спортивной общественностью и публикой. Парни в лосинах далеки от представлений о брутальности и мужественности. Да и сегодня это направление еще балансирует на стыке критики и одобрения, так как официально не признано Международной Федерацией гимнастики.

В России на защиту сильной половины в художественной гимнастике встала Ирина Винер. По ее мнению, женщины успешно реализуют себя в футболе, боксе, тяжелой атлетике. Так почему же мужчинам нельзя в художественную гимнастику?!

Стереотип о мужской художественной гимнастике - что это ненормально и противоестественно - совместными усилиями тренеров и спортсменов постепенно стирается. Весомым аргументом здесь выступает отношение к брутальному японскому направлению, действительно рассчитанному на мужчин.

Известные чемпионы

Несмотря на долгое противостояние общественности, новое спортивное направление все же нашло своих героев-революционеров. В испанском стиле первым чемпионом и «отцом» данного вида спорта стал Рубен Ориуэла. По его инициативе, при непосредственном содействии и участии, в 2009 году состоялся первый чемпионат по гимнастике среди мужчин.

Сегодня спортсмена нередко называют испанским Билли Элиотом за то, что он пошел против законсервированного и закомплексованного мышления общества. И доказал, что мужчинам тоже подвластна гибкость и романтическая легкость.

В России в японском направлении высокой оценки и наград удостоены Александр Буклов и Юрий Денисов. На ЧМ в Токио в 2005 году ими завоеваны пять медалей: три золотых, серебряная и бронзовая.

  • Сегодня мужская ритмическая гимнастика развивается в восьми странах: Японии, Корее, Малайзии, Канаде, США, Мексике, Австралии и России. Все соревнования проводятся под эгидой Международной Федерации гимнастики. В 2009 году парней-гимнастов допустили участвовать в Олимпийском молодежном фестивале в Хельсинки.
  • Вопрос, есть ли мужской художественной гимнастике место в Олимпийской программе, пока остается без ответа. Время, как говорится, покажет. Но в 2009 году Ирине Винер удалось добиться утверждения в Уставе Всероссийской Федерации пункта о развитии мужской художественной гимнастики в России. Следующим шагом стало внедрение этого вида спорта в школьные уроки физкультуры. А в будущем планируется открытие специальных спортивных школ.
  • Внуки Ирины Винер в раннем возрасте были отданы на мужскую художественную гимнастику. Правда, один из них ушел в каратэ, зато другой продолжает развиваться в данном направлении.

Несколько слов напоследок

Быть или не быть мужской художественной гимнастике? Вот главный вопрос для экспертов, спортсменов и простых зрителей. В середине нулевых годов вышло несколько видеороликов в знак протеста утверждения нового направления в спорте. Такая реакция была вызвана конкретно испанским стилем исполнения.

В качестве компромисса сегодня есть вариант создать смешанные пары гимнастов (как в фигурном катании или синхронном плавании) в обход создания направления только мужской гимнастики. Но все это пока остается на экспериментальном уровне. Тем временем, Ирина Винер и ее подопечные продолжают оттачивать мастерство в японской ритмической гимнастике и приобщать к ней молодое поколение.

Гимнастику для мужчин мы обычно представляем в виде спорта, где хорошо подготовленные спортсмены занимаются на кольцах, брусьях, коне, перепрыгивают опорным прыжком через козла. Конечно, это так, но спорт должен присутствовать в жизни каждого мужчины, в виде утренней зарядки, силовой гимнастики и упражнений на турниках, которые являются частью спортивной гимнастики.

Как вид спорта

Гимнастика бывает лечебной, оздоровительной, производственной, гигиенической, ритмической, а также спортивной. Спортивная гимнастика делится на художественную и спортивную. Художественная гимнастикаженский вид спорта, тогда как спортивной гимнастикой занимаются и женщины и мужчины. На соревнованиях мужчин спортсмены выступают на таких снарядах, как перекладина (турник), кольца, конь, а также делают вольные упражнения на ковре и опорные прыжки с гимнастического мостика через козла.

Спортивная гимнастика давно ушла от любительского занятия, сегодня это тяжелый вид спорта с сильной конкуренцией, где мужчины должны делать умопомрачительные по сложности трюки, а также владеть точной техникой исполнения упражнений, где каждое движение должно быть выполнено безупречно.

Гимнастика хорошо развивает силу, выносливость, гибкость, а также сильный характер, умение преодолевать трудности. Вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на брусьях — это упражнения в основном на динамику. А занятия на кольцах имеют множество статических элементов, которые делают мышцы по-настоящему стальными, а телосложение атлетическим. Поэтому это занятие может быть своеобразным лечением для худых и слабых мальчиков, которые хотят стать по-настоящему сильными и волевыми мужчинами.

Но эта физическая дисциплина считается одним из самых сложных видов спорта, здесь также присутствуют и серьезные сложности в подготовке гимнастов, а также есть возможность серьезно травмироваться. Но гимнасты могут сделать себе отличную карьеру — силовые упражнения подойдут воинам, в органах милиции и других силовых структурах. Также гимнасты, когда у них нет желания стать профессиональными спортсменами, могут переключится на другой вид спорта, а также заниматься акробатическими танцами и даже выступать в цирковых номерах.

Но вся серьезность спортивной гимнастики — не повод для того, чтобы не заниматься гимнасткой тем, кто не имеет желания заниматься ежедневными кропотливыми тренировками. Гимнастические элементы можно использовать в упражнениях на турниках, в силовой гимнастике для улучшения физических характеристик организма, а также просто в ежедневной утренней гимнастике, которую могут делать все мужчины независимости от возраста и подготовки для поддержания жизненного тонуса.

Утренняя разминка

Следующие упражнения можно делать как утреннюю гимнастику, а также перед силовыми упражнениями:

Силовые упражнения

Спорт не только улучшает самочувствие, но в долговременной перспективе способен предотвратить будущие проблемы с позвоночником, сосудами, артериальным давлением, сердцем и другими органами. Нужно не только делать простейшие упражнения для улучшения кровообращения, но и давать организму большую нагрузку, выполняя силовые упражнения. Причем не обязательно посещать спортивный или тренажерный зал, простую силовую нагрузку можно давать организму дома.

Если заниматься регулярно, можно не только получить запас здоровья, но и накачать мышцы, ведь основа результата — это систематические, регулярные ежедневные занятия. Занятия должны длиться не более 20 минут, лучше делать короче, но с большей интенсивностью. Если вы хотите приложить большие усилия, возьмите в руки гантели, которые можно заменить тяжелыми предметами, например пластиковыми бутылками от минеральной воды, наполненными песком. Начинать все упражнения с десяти раз.

Упражнения стоя:

  1. Работа гантелями на сгибание вытянутых к плечам рук.
  2. Повороты туловища, руки с гантелями поднимаются от бедер на уровень груди в стороны.
  3. Полностью приседать.
  4. Отжиматься от пола с ровной спиной.
  5. Лежа на спине, качать пресс, ладони должны быть на затылке.

Упражнения на турниках:

  1. Подтягивание.
  2. Отжимание на брусьях.
  3. Качать пресс на брусьях, сразу после отжимания, делая угол ногами в 90 градусов.

Учтите, что отжимания от пола, упражнения с гантелями на вытянутых руках дают серьезную нагрузку сердцу. В то же время подтягивание на турнике немного поднимают артериальное давление, но в целом оно безвредно даже для сердечников и гипертоников (не в острой фазе болезни, конечно). Нагрузку увеличивайте следующим образом — если вам стало слишком просто делать упражнения, нужно увеличить их количество в полтора раза или добавить второй подход. Второй подход даст больше результата, но увеличенная нагрузка в одном подходе дает меньшую нагрузку на сердечно-сосудистую систему, смотрите сами, что больше подходит организму.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка