Самое сложное движение в балете. Прыжок в балете - одна из сложных фигур танца

балет это совершенство!

Рассмотрим основные понятия балета

Plie (от фран. "сгибать", плие)- приседание на двух или одной ноге. Существует два вида плие :

  • demi plie - полуприседание не отрывая пяток от пола,
  • grand plie - полное сгибание коленей до тех пор, пока бёдра не будут параллельны полу, grand plie всегда проходит через demi plie.
Attitude (аттитюд, "поза, положение") - это поза при которой нога согнута в колене.
Существует 2 вида аттитюда :
  • attitude derriere(нога согнута сзади) и
  • attitude devant(нога согнута впереди)- это pas я знаю также под названием тербульшон. Корпус может находиться в epaulement croise, в epaulement efface, en face и др. позициях.
Эту позицию изобрёл Блейсис, вдохновлённый статуей Меркурия Джованни де Болонья. Балетмейстер К.Блазис писал об Attitude: "Танцовщик, движущийся против ветра, в каком бы то ни было направлении, должен тщательно сохранять центр тяжести на линии, которая его поддерживает. Это особое положение, называемое аттитюдом, самое изящное, но и самое трудное из всех положений танца; на мой взгляд, это нечто из позы "Меркурия" Болоньи".

Arabesque (арабеск) - позиция, в которой танцовщик балансирует на одной ноге, в то время как вторая вытянута назад. Arabesque - один из самых известных и распространённых элементов балета.
В русской школе классического танца существует 4 вида арабесков , но эту позу можна бесконечно варьировать.

  • 1-ый арабеск - поза efface, задняя нога поднята, рука, противоположная ей, вытянута вперёд, вгляд устремлён на кончики пальцев этой руки, другая рука отведена во 2-ую позицию. Обе ладони обращены вниз.
  • 2-ой арабеск - поза efface, задняя нога поднята, рука, противоположная опорной ноге, вытянута вперёд, другая - отведена всторону, немного назад. Вгляд устремлён в сторону, на зрителей.
  • 3-ий арабеск - существует 2 вида этого арабеска.
  • а) Поза efface, задняя нога поднята, рука, соответствующая ей потянута вперёд, другая также протянута вперёд, но чуть-чуть выше.
  • б) Поза croise, рука, соответствующая поднятой ноге устремлена вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.
  • 4-ый арабеск - поза croise, рука, противоположная поднятой ноге устремлена вперёд, другая - протянута назад. Корпус немного развёрнут в талии назад.
Arabesque penche - в этом арабеске корпус наклонен вперёд, но спина вогнута.

Battements developpes
Developpe означает "развёрнутый", это движение представляет собой медленное развёртывание одной ноги.
Battements developpes исполняется:

  • вперёд(devant),
  • назад(derriere),
  • в сторону(a la second, en ecarte devant и derriere) - батман девлопе, подъём ноги через ретире.
Passe, retire
Passe - пересечённый. Passe может браться с воздуха , т.е. нога, отведённая в сторону (a la second) или другое положение, сгибается в колене в выворотном состояние и располагается рядом с углублением в колене. Passe также берётся с приёма retire .

Retire - отведённый, извлечённый. Движение в котором бедро разворачивается во вторую позицию, согнув колено в позиции cou-de-pied, после чего носок скользит по опорной ноге, пока не достигнет углубления колена. Это движение служит началом для экзерсиса - developpe.

Sur-le-cou-de-pied
Положение ноги sur-le-cou-de-pied вперёд, назад, обхватное (сюр-ля-ку-де-пье, от франц. на щиколотке) - положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги.

Battement означает "удар" или "взмах", а tendu - "вытянутый". Этот экзерсис позволяет растягивать мышци ног и укреплять подъём стопы.
Во время battements tendus нога отводится вперёд(devant), назад(derriere) или всторону(a la second), а потом возвращается в исходную позицию.

Основные позы
En Ecarte (отделённая или выброшенная на растояние) - поза классического танца, в которой тело танцовщика развёрнуто по диагонали.
Существует 2 вида экарте :

  • devant и derrier (или просто 1-ое и 2-ое).
  • En Ecarte devant - это поза основанная на apaulement croise(одна сторона развёрнута от фронта, ближайшая к аудитории нога отведена в сторону, рука соответствующая поднятой ноге находится в 3-й позиции, другая - во 2-ой, взгляд устремлён на кисть, поднятой вверх руки).
  • En Ecarte derrier - эта поза основанна на apaulement efface (одна сторона тела обращена от фронта, дальняя от аудитории нога отведена в сторону, рука соответствующая поднятой ноге находится в 3-й позиции, другая - во 2-ой, взгляд устремлён на кисть руки, находящейся во 2-ой позиции).
A la second (во вторую позицию, а ля згонд) - поза в которой нога через 2-ую позицию поднята в сторону на 60, 90, 180 градусов, положение корпуса - en face.

Основные положения корпуса

Корпус может быть обращён к аудитории различным образом, каждый из способов имеет своё название.

  • En Face (лицом). Стопы могут занимать любую позицию на земле или в воздухе всё то время, когда корпус обращён к фронту.
  • Apaulement croise et efface (эпальман круазе (скрещенный) и эфасе (открытый)) - позы при которых ноги и плечи развёрнуты: в apaulement croise одна сторона развёрнута от фронта, ближайшая к аудитории нога скрещена с другой в 5-ой позиции(нога может быть отведена вперёд, в сторону, назад, поднята, согнута в колене и т.д; сохраняя положение en croise), в apaulement efface одна сторона тела обращена от фронта, дальняя от аудитории нога расположена к фронту в 5-ой позиции(также как в apaulement croise нога может находиться в разных положениях и позициях, сохраняя позу apaulement efface).
Позициции ног
  • 1-я позиция - пятки сдвинуты, носки развёрнуты в противоположные от друг друга стороны, образуя на полу прямую линию.
  • 2-я позиция - сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни.
  • 3-я позиция - пятка одной стопы расположена перед подъёмом другой и соприкосается с ней.
  • 4-я позиция - выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстояние одной стопы. Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом вес распределяется равномерно.
  • 5-я позиция - сходна с четвёртой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.
  • 6-я позиция - ступни находятся в невыворотном состояние, соприкосаясь друг с другом.
Все па классического танца являются производными от этих позиций. Изначально позиции выполняются, стоя обеими ногами на полу и с прямыми коленями.
Далее возникают различные варианты: можно сгибать одно или оба колена (plies), отрывать одну или обе пятки (при вставании на пальцы), поднимать одну ногу в воздух (колено может быть прямым или согнутым), отрывать от земли, принимая одну из позиций в воздухе.
Разворот стоп в любой позиции зависит от того, насколько возможно развернуть бедро в сторону в тазобедренном суставе.

Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения - основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик - балетмейстер и исполнитель - артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия - Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

АССАМБЛЕ . Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

Адажио - Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.

Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

Глиссад - специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.

Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.

Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.

Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.

ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета - арабеске, аттитюде, алясгоне.

КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

Баллон (от фр. ballon, от balle - шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.

Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).

Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды - коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией

ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.

СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами - элемент мужского танца.

Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

Ронд дэ Жамб - если переводить дословно с французского - круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.

Шажман дэ Пье - специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.

Фуэте - самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.

А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.

Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.

ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете - танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая - экзерсис (упражнение) у станка и большая - экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.

Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).

Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.


МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»

Словарь французских терминов

классического танца

Подготовила: Глухова С.Ю.,

педагог высшей квалификационной

г. Орск, 2013

В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio - (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge - (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb - (апломб) устойчивость.

Arabesque - (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi - (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble - (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude - (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance - (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne - (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце - характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte - (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire - (балансуар) качели. Применяется в grand battement jete.

Batterie - (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus - (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de - (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de - (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement - (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu - (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu - (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe - (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe - (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe - (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu - (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole - (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Chain - (шен) цепочка.

Changement de pieds - (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse - (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de - (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas - (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe - (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru - (па курю) пробежка.

Croisee - (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee - (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie - (деми плие) полуприседание.

Developpee - (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous - (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee - (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee - (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite - (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors - (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase - (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant - (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat - (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis - (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre - (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement - (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice - (экзерсис) упражнение.

Flic-flac - (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette - (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer - (фермэ) закрывать.

Faille, pas - (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper - (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade - (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand - (гранд) большой.

Jete - (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace - (жетэ антрэлясэ) entrelacee - переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme - (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé - (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever - (левэ) поднимать.

Pas - (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions - (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux - (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios - (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre - (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe - (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit - (пти) маленький.

Petit battement - (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette - (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Plie - (плие) приседание.

Pointe - (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras - (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Preparation - (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve - (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent - (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse - (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre - (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air - (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal - (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute - (сотэ) прыжок на месте.

Simple - (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne - (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee - (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte - (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple - (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee - (сисон томбэ) прыжок с падением.

Soubresaut - (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque - (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu - (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi - (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous - (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie - (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.

Краткий словарь основных понятий хореографии

Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

Классическая школа танца - система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы - научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.

Устойчивость - умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость - основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.

Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.

Повтор - метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле-нию получаемых знании, навыков, умений.

Координация - сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).

Элевация (от франц. elevation - подъем, возвышение) - «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про-странстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

Ballon - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».

Держать крест - удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

Корпус - включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо ря-дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).

Опорная нога - так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.

Работающая нога - так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».

En dehors - (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.

Preparation - подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма подни-мается и сохраняет это положение на выдохе.

Затакт - (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».

Список литературы

1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. - 416 с.

4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. -Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. - 184 с.

8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энцикл., 1981. - 623 с.

9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. - Москва: ГИТИС, 2007. - 248 с.

12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. - 352 с.

13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. - Москва: Искусство, 1989. - 160 с.

14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и

15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. - Москва: Новое слово, 2004. - 111 с.

16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.

17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.

18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 78 с.

19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. - 128 с.

20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. - Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. - 256 с.

23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2004. - 400 с.

24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. - Москва: Медицина,1972.

25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.-метод.пособие / Т. Б. Нарская. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. - 384 с.

27. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 632 с.

28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. - Новосибирск, 1998. - 160 с.

30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.

31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. - Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 190 с.

32. Серебренников,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. - Новосибирск: Сова, 2006. - 300 с.

34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.

36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Т. 1. Балет. - Москва: ООО «Кордис - Медиа», 2003.

Давно была идея создать что-то наподобие словаря балетных терминов. Но, как говорится руки не доходили, и каждый раз приходилось откладывать этот, на мой взгляд, весьма полезный для юных танцоров сборник основных балетных терминов.


И, так основные балетные термины , которые я расположу в алфавитном порядке.

Адажио (от французского — adagio).
Адажио это часть классического урока, состоящая в основном из плавных движений и различных поз, которые связно перетекают из одной в другую. В адажио используются такие элементы как: d?veloppes, releves, grands ronds de jambe. В балетном спектакле adagio часто представляет собой танцевальный дуэт.

Аллонже (от французского allonge — означает: удлинённый, вытянутый).
Аллонже это поза классического танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque), соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закруглённых позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повёрнуты наружу, что придаёт позе «летящий» характер.

Амбуате (от французского emboiter le pas — означает: идти следом).
Амбуате это такая последовательность переходов с ноги на ногу на полупальцах или же на пальцах. Это прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45 или 90 градусов.

Ан деор (от французского en dehors — означает: наружу).
Ан деор это направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.

Ан дедан (от французского en dedans - означает: во внутрь).
Ан дедан это направление движения к опорной ноге, получается как бы во внутрь, «от зрителя». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.

Антраша (от итальянского intrecciato - означает: плетённый, скрещенный).
Антраша это прыжок с заноской. Во время прыжка ноги скрещиваются между собой в воздухе в V позиции.

Ан турнан (от французского en tournant - означает: в повороте).
Ан турнан это указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.

Ан лер (от французского en l’air - означает: на воздухе).
Ан лер это термин, который указывающий на то, что движение исполняется по воздуху.

Ан фас (от французского en face - означает: прямо).
Ан фас тут вроде всё и так понятно, это прямое положение корпуса, головы и ног.

Апломб (от французского aplomb).
Апломб это с одной стороны умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. С другой стороны уверенная, свободная манера исполнения.

Арабеск (от французского arabesque).
Арабеск это так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30, 45, 90 или 120 градусов.

Аттитюд (от французского attitudes).
Аттитюд это опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине.

Балансе (от французского balancer - раскачивать, качаться).
Балансе это движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся с demi-pli? и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.

(от французского battements tendus).
Батман тендю это тянуть, вытягивать. Пример: battement tendu.

Батман тендю жете (от французского battements tendus jet?).
Батман тендю жете это выброс ноги на 45°. Пример: battement tendu jet?.

Бризе (от французского briser - разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер).
Бризе это маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) - dessous (назад).

Буду каждый день дополнять этот список балетных терминов.

Глиссад (отglisser - скользить) - скользящий прыжок с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперёд или назад. Служит подготовкой (preparation) для больших прыжков.

Гранд батман (от фр.grands battements ) - бросок ноги на максимальную высоту

Гранд плие (от фр.grand plie ) - глубокое приседание по позициям с отрыванием пяток от пола.

Батман тендю жете (от фр.battements tendus jeté ) - выброс ноги на 45°.

Батман тендю (от фр.battements tendus ) - тянуть, вытягивать.

Ан фас (от фр.en face - прямо) - прямое положение корпуса, головы и ног.

Дегаже (от фр.degage - извлечённый, высвобождённый) - отведение ноги на нужную высоту (по принципу battements tendus) и последующий переход на неё с переносом корпуса

Деми плие релеве (отdemi-plie - полусогнутый +releve - подниматься) - два движения, составляющих неразрывное целое; полуприседание c последующим подъёмом на полупальцах или пальцах.

Жете (от фр.jete ) - бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги

Партер (от фр.parter ) - на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу

Плие (pliér - складывать, мягко сгибать) - demi plié - небольшое приседание.Grandplier.

Пор де бра (от фр.por de bra ) - движения рук, с участием поворота или наклона головы и корпуса

Релеве (от фр.releve ) - подъём на полупальцы, пальцы.

Сотэ (от фр.saute - скачки) - прыжок с двух ног на две с сохранением позиции в воздухе и приземлении. В начальных классах разучивается в медленном темпе, проверяя позиции и момент возвращения после прыжка. В старших классах исполняется в быстром темпе.

Флик-фляк (от фр.flic-flac ) - одна нога опорная, а вторая рабочая. Подушечками стопы рабочая нога скользящим движением по полу проходит от опорной ноги и возвращается к ней. Движение может исполняться в сторону, вперёд и назад.

Фрапе (от фр.frappe ) - ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение

Фуэте (от фр.fouetter - хлестать) - стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте

Шажман де пье (от фр.changement de pied - перемена ног) - прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на небольшом прыжке, а также и вGrand changement de pied.

Эшапе (фр.Échappé ) - прыжок с двух ног на две. Начинается с demi plie V позиция в ногах, в прыжке ноги вытягиваются плотно прижимаясь друг к другу, затем в воздухе открываются во вторую позицию. Приземление происходит во II или IV позицию в demi plie.

Баллоне(Ballonne) . Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой. Работающая нога, вытягиваясь во время прыжка или скока, возвращается в поло-жение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги в момент полуприседания (демиплие) на опорной ноге.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка