Методика обследования общей моторики. Коррекция моторной сферы как основа успешности преодоления нарушений звукопроизношения


Методика проведения диагностики развития моторной сферы

Обследование произвольной мимической моторики.

Материал : зеркало.

Ход : тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

Задания повторяются подряд 3 раза.


  1. Поднять брови («Удивление»).
2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза ("Яркое солнце").

4. Плотно сомкнуть веки ("Стало темно").

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы, как для произнесения звука "о".

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы ("Забор").

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Оценка результатов:

5 –

4 – чёткое выполнение 8 и более заданий, незначительное изменение точности движений;

3 – чёткое выполнение 6 – 7 заданий, частичное нечёткое выполнение, либо правильное выполнение после большего количества допустимых повторений;

^ 2 – чёткое выполнение 4 - 5 заданий, выраженные изменения точности движений, неловкость движений;

1 - невыполнение более 8 заданий, либо, ребёнок демонстрирует непонимание задания.

Плохая координация движений, гримасничанье, недифференцированная мими­ка.

^ Обследование общей произвольной моторики.

Материал : мяч диаметром 8 см, цель – квадратная доска 25 х 25 см на стене, на уровне груди обсле­дуемого, веревка, протяну­тая на высоте 20 см от пола, катушка с ниткой, перкуссионный молоток, стол.

Ход: тесты мотометрической шкалы Озерецкого - Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым уг­лом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Ребенок кидает мяч с "развернутого плеча" сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний пра­вой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой ру­ки задание не выполнено. Можно повторить задание.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку. При прыжке необходимо сги­бать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть верев­ку, не задев ее. Задание считается невыполненным при ка­сании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен взять катушку в левую руку, сматы­вать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва (5-10 с) предла­гают взять катушку в правую руку. Задание считается не­выполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разно­временно (отмечается, для какой руки выполнение не уда­лось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

^ Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

4 –

3 –

^ 2 –

1 -

Обследование тонких движений пальцев рук.

Ход: проводится в игровой форме.

1. Сжать пальцы в кулак;

2. Большой палец обеих рук отогнут и направлен в сторону. Согнуть четыре плотно прижатые друг к другу пальца на каждой руке до начала ладони – разогнуть, Повторить 2 – 3 раза.

3. Ладони раскрыты. Согнуть – разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2 – 3 раза.

4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке ("Пальчики прячутся");

5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой ("Пальчики здороваются"),

^ Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

3 – чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

^ 2 – чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

1 - невыполнение 4-х и более заданий.

Обследование действий с предметами.

Материал : мозаика, пуговицы, карандаш, разлинованная тетрадь, нитка, бусинки, коробок со спичками.

Ход: проводится в игровой форме.

1. Выложить узор из мозаики;

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы;

3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

4. Нанизывать на нитку бусинки;

5. Укладывать в коробок 5 спичек (правой и левой руками по - одной).

Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

^ 4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

3 – чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

^ 2 – чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

1 - невыполнение 4-х и более заданий, плохая координация, неловкость движений.

^ Развитие чувства ритма

Ход: проводится в игровой форме. Детям предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:

1. "Андрей-воробей" I I III I II I II I II I I I II I I I

2. "Петушок" II I II I II I II I

3. "Мы идем с флажками" IIII I I IIII I I

4. "Журавель" IIIIII I IIII I I

5. "Зайчик" III * III * I * I * I

Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий, правильное воспроизведение ритма;

^ 4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение темпа движений;

3 – невыполнение 2-х последних заданий, частичное нечёткое выполнение, либо правильное выполнение после большего количества допустимых повторений;

^ 2 – невыполнение 3-х – 4-х заданий, наличие патоло­гических и сопутствующих речи движений,

1 - неумение воспроизвести ритмический рисунок.

Оценка выполнения всех заданий, подсчёт общего количества баллов:

5 баллов - высокий уровень

4 балла - выше среднего

3 балла - средний уровень

2 балла - ниже среднего

1 балл - низкий уровень

По общему числу баллов определяется уровень моторного развития каждого ребенка:

от 30 до 28 - высокий

от 27 до 22 - выше среднего

от 21 до 16 - средний

от 15 до 10 - ниже среднего

от 9 и ниже – низкий уровень

Обследование общей моторики проводится по схеме:

  • 1. Исследование двигательной памяти. Логопед показывает движения для рук и предлагает их повторить:
    • а) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
    • б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.
  • 2. Исследование статической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
    • а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;
    • б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.
  • 3. Исследование динамической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
    • а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;
    • б) выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках.
  • 4. Исследование пространственной организации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
    • а) ходьба по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
    • б) то же выполнять слева.

Максимальное количество баллов:

за первое задание - 2 балла;

за второе задание - 2 балла;

за третье задание - 2 балла;

за четвертое задание- 1 балл;

за пятое задание - 2 балла.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. Статическая и динамическая координация не сформирована. Наблюдаются парезы, параличи, расстройство координации, наличие непроизвольных движений.

Второй уровень (ниже среднего, 4-3 балла). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Движения отличаются недостаточной точностью, несоответствием двигательной реакции сигналу, нарушением последовательности выполнения движений и переключением с одного движения на другое.

Третий уровень (средний, 5-4 балла). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в выполнении движений. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения рук, ног, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Не знает сторон тела, ведущей руки.

Четвертый уровень (7-6 баллов). Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Хорошо марширует, достаточно точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

Пятый уровень (высокий, 9-8 баллов). Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Ребенок, стоя с закрытыми глазами, свободно удерживает предлагаемые позы. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

1. Стояние в течение 15 ее закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).

2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

4. Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.)

5. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет

1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.)

2. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном еуставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)

3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)

4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

В статье «Коррекция моторной сферы как основа успешности преодоления нарушений звукопроизношения» дано обоснование взаимосвязи речевой и моторной деятельности. Описываются методы и приемы, используемые для обследования моторной сферы. Даны конкретные рекомендации по коррекции звукопроизносительных расстройств у детей.

Правильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ре​бенка. В настоящее время одним из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является дизартрия , которая имеет тенденцию к значительному росту.

По сведениям Е.Ф.Собатович и А.Ф.Чернопольской распространенность стертых форм дизартрий составляет около 50% среди детей в специализированных группах.

У детей частота дизартрии связана с частотой перинатальной патологии ЦНС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, во время родов и после рождения. Возникает на фоне ММД, или при диффузных органических нарушениях головного мозга.

При нормальном речевом развитии ребенок ов​ладевает звуковой системой языка одновременно с раз​витием общей моторики и дифференцированных движений рук. Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с дизартрией тесно взаимосвязаны с недостаточностью их двигательной систе​мы в целом.

Так, нарушения развития функций сидения, прямостояния ограничивают возможность формирова​ния и совершенствования функции дыхания, голосообразования. Ограниченная подвижность органов артику​ляции задерживает постнатальное анатомическое разви​тие периферического речевого аппарата. Недостаточ​ность функций рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы.

Эти положения обосновываются данными исследователей В.М.Бехтерева, М.М.Кольцовой и др. Авторы экспериментально доказали тесную связь меж​ду развитием речи и моторной сферы. Указанная взаи​мосвязь особенно ярко проявляется при дизартрии.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и вза​имозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на развитие его моторной сферы сле​дует обратить внимание.

Таким образом, в результате определенной общности речевых и двигательных нарушений у детей с дизартрией коррекция моторной сферы является основой успешности преодоления нарушений звукопроизношения, что является необходимым усло​вием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Цель работы с детьми с дизартрией

Целью работы с детьми с дизартрией является:

  • определение механизма звукопроизносительных расстройств,
  • отбор методов и приемов, используемых для диагностики,
  • выявление степени за​держки или отставания в моторном развитии,
  • отбор методов и приемов, используемых в коррекционной ра​боте с детьми.

Работа по преодолению нарушений звукопроиз​ношения начинается с обследования состояния моторной сферы ребенка. Результаты обследования способствуют определению механизма звукопроизносительных расстройств, диагностике дизартрии и составлению индивидуального плана работы с ребенком.

Обследование состояния произвольной моторики

Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:

  1. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений. С этой целью использую тесты манометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца;
  2. Обследования тонкой моторики пальцев рук: качество и степень дифференцированных движений, возможность действия с предметами. Обследование осуществляю приемами, рекомендуемыми Л.В.Лопатиной, А.Н.Корневым.
  3. Обследование речевой моторики: сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек;
  4. Обследование произвольной мимической моторики: качество и объем движений мышц лба, глаз, щек. Для обследования использую тесты Квинта в модификации Гельнитца.

Обследование состояния моторной сферы осу​ществляется следующими методами: проведение бесед с родителями, сбор и анализ анамнестических данных и обследование моторики и речи детей.

В результате проведенного обследования 12 де​тей имеющих общее недоразвитие речи, (III уровень речевого развития), обусловленное дизартрией сделаны следующие выводы :

  1. Моторика детей данной группы значительно ниже возрастной нормы, 91% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников;
  2. Группа детей в моторном плане неоднородна;
  3. По уровню моторного развития можно выделить 3 подгруппы: дети с нормальным моторным развитием (8%), со сниженной моторикой (64%), с несформированной моторикой (27%);
  4. Существование определенной общности речевых и двигательных нарушений:
  • нарушение регуляции тонуса скелетной и речевой мускулатуры. Это проявляется в виде гипотонии, гипертонии, дистонии;
  • наличие парезов и параличей, ограничение подвижности, объема движений, снижение мышечной силы;
  • наличие синкинезий;
  • несформированность реакций равновесия и координации как в статике, так и в динамике;
  • наличие насильственных движений, проявляющихся в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы наблюдаются в мышцах плечевого пояса, артикуляционной и мимической мускулатуре. Наличие гиперкинезов и тремора мешают развитию произвольных движений;
  • наличие диспраксий: кинетические – не формируется динамический стереотип и кинестетические – затруднено формирование и удержание определенной артикуляционной позы;
  • сохранность позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма, препятствующих развитию произвольных движений.

Анализ анамнестических сведений, получен​ных в результате опроса родителей, а также содержа​щихся в медицинских картах позволил судить о значи​тельном отставании в раннем моторном и речевом раз​витии обследованных детей от возрастной нормы. Сте​пень задержки колеблется от отдельных ошибок до по​лной невозможности их выполнения или отказа от вы​полнения.

Моторика развивалась с задержкой у 72.3% обследованных детей, а речь у 75% этих детей. Эти фа​кты позволяют говорить о тесном взаимодействии этих функций в онтогенезе.

Все вышеизложенное доказывает определенную клиническую, патогенетическую общность речевых и двигательных нарушений у детей с дизартрией.

Таким образом, состояние развития моторики и речи у дошколь​ников позволяет сделать вывод о необходимости коррекции моторной сферы для более эффективного преодоления нарушений звукопроизношения.

Задачи коррекции моторной сферы у детей с дизартрией

Основными задачами при коррекции моторной сферы у детей с дизартрией при преодолении речевых нарушений считаются следующие:

  1. Достаточное развитие общей моторики: статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений, развитие ловкости;
  2. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений;
  3. Работа над развитием мимической мускулатуры;
  4. Формирование кинестетической, кинетической основ движений рук, статической и динамической координации движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.

В работе по развитию общей моторики у детей с речевыми нарушениями большая роль отводится воспи​тателям, инструктору по физической культуре, инстру​ктору ЛФК, музыкальному руководителю. Данным специалистам даются рекомендации по коррекции отдельных компонентов общей произвольной моторики в связи с особенностями ребенка.

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики осуществляется на утренней гимнастике, в подвижных играх, на физкуль​турных занятиях, на занятиях ЛФК, в самостоятельной двигательной деятельности, где отрабатываются упраж​нения на развитие координации движений, ориентиров​ку в пространстве, прыжки, лазание и т.д.

Постоянно используются коррекционные физкультминутки на индивидуальных и фронтальных и подгрупповых занятиях для того, чтобы снять усталость и напряжение, внести эмоциона​льный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимос​вязи с речью.

При планировании физминуток учитывается, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей мо​торики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий.

Используются различные формы проведения физкультминуток. Это может быть подвиж​ная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающиеся действиями (цо-цо-цо — ремонтируем крыльцо). Физкультминутки прово​дятся и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами, движениями изображают сос​тояние разных животных (зайка испугался, тигр рассер​дился и др.).

Коррекция речевой моторики

При коррекции речевой моторики используется следующая последовательность методов логопедического воздействия:

  1. Дифференцированный логопедический массаж;
  2. Точечный массаж;
  3. Зондовый массаж;
  4. Искусственная локальная контрастотермия;
  5. Пассивная артикуляционная гимнастика;
  6. Активная артикуляционная гимнастика.

В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии).

Суть массажа заключается в нанесении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, пощипывания. При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед мас​сажем рекомендуется держать во рту теплый настой трав: крапивы, зверобоя, ромашки.

Используя проведение массажа добиваемся:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • включения в речевую деятельность новых групп мышц;
  • увеличение интенсивности ранее включенных мышц;
  • увеличения объема и амплитуды артикуляционных упражнений;
  • уменьшения слюнотечения;
  • афферентации в речевые зоны коры головного мозга.

Массаж языка осуществляется различными способами:

  • зондовый;
  • пальцевый массаж через салфетку;
  • массаж металлическим или деревянным шпателем.

Так как движения мимической и лицевой мус​кулатуры у детей с дизартрией характеризуются быст​рой истощаемостью, низким качеством, не имеют дос​таточной точности, плавности, выполняются вяло, с не​достаточной мышечной силой, не в полном объеме, то одновременно с элементами массажа проводится с детьми мимическая гимнастика для развития движений мышц лица и губ.

Начинается мимическая гимнастика с выполнения легких, доступ​ных движений с постоянным усложнением (закрывание, открывание глаз, нахмуривание бровей и т.д.). Эти уп​ражнения проводятся перед артикуляционной гимнас​тикой.

Занятия по формированию произвольных дифференцированных мимических движений проводятся в игровой форме, добиваясь формирования полноты объема движений, плавности, симметричности движе​ний, скорости включения и переключения.

При артикуляционной апраксии, наличии гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, для уменьшения спастичности мышц артикуляционного ап​парата рекомендуется использовать искусственную локальную контрастотермию . Контрастотермальное воздействие применяют как на язычную, так и на артикуля​ционную мускулатуру.

С целью включения в процесс артикулирова​ния новых групп мышц, до этого бездействующих, про​водится пассивная артикуляционная гимнастика . При ее проведении у детей воспитываю способность зритель​но контролировать и оценивать каждое движение, ощу​щать и запоминать его.

Неотъемлемой частью работы по развитию ар​тикуляционной моторики является проведение актив​ной артикуляционной гимнастики .

Работа по развитию артикуляционной моторики осуществляется по двум на​правлениям:

  1. Формирование кинестетической основы движения. Основной задачей этого направления является развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций.
  2. Формирование кинетической основы движения. Основными задачами второго направления является объединение последовательных импульсов в плавные двигательные навыки, развитие статической и динамической координации движения.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений прово​дится параллельно.

В коррекционной работе используется проведение статических и динамических артикуляционных упражнений.

В артикуляционный комплекс включается 3 – 6 упражнений. Для разучивания берется одно новое упражнение. Дозировка 6 – 8 раз.

Статические упражнения на расслабление удерживаются до 15 раз.

Упражнения на напряжение – до 5.

Упражнения с выдыханием чередуются с упражнениями со спокойным дыханием, чтобы избежать гипоксии.

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации на первых этапах работы, используется максимальное подключение сохранных анализаторов:

  • зрительный (все упражнения выполняют дети перед зеркалом по подражанию и по инструкции логопеда);
  • тактильный (ощущение выдыхаемой струи воздуха на ладошке);
  • кинестетический (запоминание определенных кинестетических поз).

Далее для развития четких артикуляционных кинестезий постепенно исключается участие тактильного анализатора, зрения. Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, акцентируется внимание детей на проприоцептивных ощущениях.

В работе необходимо придерживаться принципа соблюдения постепенного перехода от простого к сложному . Переходить к новому упражнению следует лишь после усвоения предыдущего. Только при таком подходе у ребенка появится уверенность в исправлении дефекта. Элементы психотерапии имеют большое значение. Каждое верно выполненное упражнение должно поощряться.

Вид, длительность поведения артикуляцион​ных упражнений, их разовая дозировка зависят от ха​рактера и тяжести речевого нарушения.

Так как морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под вли​янием кинестетических импульсов от рук, то при нали​чии у ребенка речевого дефекта необходимо обратить особое внимание на тренировку его пальцев.

Работа по развитию кинестетической и кинетической основ движений проводится поэтапно. Этапность заключается в том, что обучение упражнениям кинестетической и кинетической основ движений рук проходит от простейших движений рук до более сложных тонких движений.

Для более мягкого вхождения в систему работы по развитию ручной моторики на начальном этапе работы в качестве предмета для манипуляции используем утяжеленные мешочки. Это упражнения в перекладывании, подбрасывании, перебрасывании и ловле, жонглировании.

Параллельно с применением вышеописанного приема начинается обучение детей элементам самомассажа , так как это один из видов пассивной гимнастики. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые оказывают тонизирующее действие на ЦНС, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и суставами.

Детей обучаем следующим приемам самомассажа:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • выжимание тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.

Но основным направлением в работе является:

  1. Формирование кинестетической основы движения рук – организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц; развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных движений.
  2. Формирование кинетической основы движения – объединение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных движений проводится поэтапно: от простейших движений к более сложным.

Последним, завершающим этапом по формированию кинестетической и кинетической основ ручных движений является научение детей рассказыванию логосказок с помощью ручных движений, то есть согласование движений с художественным словом, литературным текстом.

Практикуем новый вид работы – развитие моторики пальцев ног , так как на ступне находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое состояние человека.

Моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики пальцев ног проводится в следующей последовательности:

  1. Самомассаж ступней. Выполняется во второй половине дня после сна в кровати. Дети массируют ступни, растирают подушечками пальцев;
  2. Гимнастика для пальцев ног;
  3. Рисование при помощи ног – это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга. «Ножное» письмо – это игра, в которой никто не будет ругать за неточные линии.

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика занимает особое ме​сто в системе коррекционной работы с детьми, имею​щими речевые нарушения и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Каждое занятие является сюжетным, с элементами психогимнастики, пантомимы, импровизации, игровой мотивацией.

При дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного систематического логопедического возде​йствия, в котором большое место занимает работа над коррекцией моторной сферы. Поэтому коррекция мото​рной сферы положительно влияет на процесс преодоле​ния нарушений звукопроизношения и дает заметный положительный эффект.

Сычева Тамара Семеновна,
учитель-логопед,
МКДОУ Детский сад №14 «Аленка»,
г. Новосибирск

Рассмотрим методы обследования психомоторных функций, представленные в методических рекомендациях разных авторов.

Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой).

Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб. Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.

Исследование статической координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы.

4. Исследование динамичной координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со

2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.

5. Исследование внимания. Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.

Исследование координации движений.

Исследование переключаемости движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим.

8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения.

9. Исследование пространственной организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.

10. Исследование произвольной моторики пальцев рук. Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.

11. Исследование орального праксиса. Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.

12. Исследование объема и качества движений мышц щек. Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки.

13. Исследование объема и качества движений языка. Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.

Исследование объема и качества движений мышц глаз.

16. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.

17. Исследование слухового внимания. Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.

18. Исследование музыкального слуха. Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).

19. Исследование восприятия музыки. Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.

20. Исследование звуковысотного слуха. Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.

21. Исследование тембрового слуха. Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.

22. Исследование динамического слуха. Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.

23. Исследование ритмического чувства. Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.

Исследование продолжительности и силы выдоха. Отмечается продолжительность выдоха.

Исследование темпа речи. Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.

Обследование состояния моторных функций у детей с заиканием по методике Н.А.Рычковой.

Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма.

I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики.

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого. Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений.

Ребенку предлагают стать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз.

Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.

Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения -- не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.

Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.

Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т. д.), при наличии которых тест считается невыполненным.

II. Обследование произвольной мимической моторики.

Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме).

Поднять брови («Удивление»).

Слегка сомкнуть веки.

Прищурить глаза («Яркое солнце»).

Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

Вытянуть губы, как для произнесения звука о.

Надуть щеки.

Оскалить зубы («Забор»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).

III. Обследование речевой моторики.

Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Открыть и закрыть рот.

Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

Имитировать жевательные движения.

Попеременно надувать щеки.

Втянуть щеки внутрь.

Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми -- о; вытянуть губы -- у.

Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5.

8. Покусывать кончик языка.

9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).

10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»).

12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»).

Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности).

Предлагаются следующие задания.

Сжать пальцы в кулаки.

Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).

Переплести руки «в замок».

Выполнить пробу «корова-- коза».

Обследование действий с предметами включает такие задания.

Выложить узор из мозаики.

Самостоятельно застегнуть пуговицы.

Нанизать на нитку бусинки.

Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.

Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

V. Обследование чувства ритма.

Детям 5 -- 6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.

Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).

Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.

I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:

1. Движения и серии движений для рук:

бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

правая рука на поясе, левая -- к плечу, левая рука вверх, правая -- к плечу и т. д.;

держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;

поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

прыгать на двух ногах и на каждой;

впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;

катить обруч, двигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

Остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна -- остановка движения).

4. Статическая координация:

стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

выполнять подряд 3 -- 5 приседаний, стоя на пальцах;

проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений:

ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

последовательно выполнить пробы: кулак--ребро--ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

7. Темп выполнения движений:

удерживать заданный темп в движениях рук;

изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).

1. Статическая координация движения:

распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10 -- 15;

распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10 -- 15;

выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5--8;

Положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 -- 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 -- 8.

2. Динамическая координация движений:

пальцы сжать в кулак, разжать (5 -- 8 раз);

выполнить пробу: кулак--ребро--ладонь (5 -- 8 раз);

положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 -- 8 раз);

одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5--8 раз);

по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5--8 раз);

по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

по очереди касаться каждым пальцем стола;

по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

поднять брови, нахмурить брови;

наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

закрыть правый глаз, затем левый;

подмигнуть.

3. Мышцы щек:

надуть левую, затем правую щеку;

надуть обе щеки одновременно;

перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

Изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

Символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

сомкнуть губы;

округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

упереть язык в правую, затем в левую щеку;

закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

Доступность для ребенка предлагаемого задания;

Качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);

особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;

количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;

темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;

ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);

соответствие двигательной реакции сигналу;

наличие сопутствующих, насильственных движений;

наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.

Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович).

Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.

1. Кинестетический праксис.

А. Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Г. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растягивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, поднимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторичный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточности понимания смысла слов.

2. Кинетический (динамический) праксис.

A. «Кулак -- ребро -- ладонь».

Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.

Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком медленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем -- сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро -- ладонь -- кулак».

Б. Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ребенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А.

B. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотрагивается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.

Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

3. Пространственный праксис. Проба Хэда.

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».

Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка