Учебно-методический материал на тему: Формирование инициативности. Управление инициативой сотрудников

Инициативность как качество личности – способность добровольно, самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Один работник зашел к барину и говорит: - Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей? Барин смотрит в окно и говорит: - Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри. Вышел работник. Зашел снова и говорит: - Правда, барин. Вроде сено. - А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов? - Не знаю. - Сходи и узнай. Пошел работник. Снова входит. - Барин! Точно, с Семеновских. - А не знаешь, сено первого или второго укоса? - Не знаю. - Так сходи, узнай! Вышел работник. Возвращается снова. - Барин! Первого укоса! - А не знаешь, по чем? - Не знаю. - Так сходи, узнай. Сходил. Вернулся и говорит: - Барин! По пять рублей. - А дешевле не отдают? - Не знаю. В этот момент входит Иван и говорит: - Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают. Барин обращается к первому работнику и говорит: - Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?

Слово «инициативность» образовано от слова «инициатива». Словари дают следующее толкование слова «инициатива».

1. ИНИЦИАТИВА [фр. initiative < лат. initiāre начинать]. Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. 2. ИНИЦИАТИВА (франц. initiative, от лат. initium - начало). Почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность – это когда человек конкретно не обязан что-то делать, и его никто прямо либо косвенно не просит это что-то сделать, но если он все-таки делает, — это его внутреннее побуждение, свобода выбора найти применение своему энтузиазму. Что происходит? Возникает личная либо общественная проблема, и инициативность делает первый шаг к ней навстречу. В инициативности всегда заложено творческое начало, ибо она всегда стоит, как витязь на распутье, перед выбором – оставить всё, как есть, или преобразовать старое, создать новое качество. Для добровольного решения пойти на перемены и преобразования требуется существенное волевое усилие, смелость, находчивость и ответственность за последствия своих начинаний.

Тем не менее, иногда инициативность бывает безответственной. В основном ею грешат романтики и носители качества непостоянства – кинуть идею, заразить ею других или начать дело, не задумываясь, кто и как будет доводить его до логического конца, существуют ли необходимые условия и ресурсы для организации рентабельного, эффективного производства, каковы ближайшие или отдаленные последствия от внедрения начинания в жизнь.

В ответственной инициативности продумано всё до мелочей и деталей. Дети инициативны, но безответственны. На подлинную инициативность способны, как правило, зрелые личности, которым не страшно взять ответственность на себя, тем более, что инициативный человек слышит со стороны предупреждающие возгласы: «Инициатива наказуема», «За базар нужно отвечать». Когда человек находит в себе смелость для проявления инициативности – это свидетельствует о силе, высоком потенциале и целеустремленности личности, о высокой жизненной планке и наличии своего пути. Если ты сам не знаешь свой путь, как и куда ты поведешь людей? Без цели инициативность безответственна.

Инициативность приносит плоды, если она наполнена энергией процветания. В любом начинании изначально должна быть мысль, как служить людям. Настоящий большой бизнес – это не способ грести под себя, это способ служения людям. Когда создается новая фирма, в ее миссии должна быть заложена мысль, как лучше удовлетворить людские потребности. У Генри Форда была мысль сделать доступный для каждого американца автомобиль, у Билла Гейтса была идея подарить людям всемирную сеть – интернет, у Кеммонса Уилсона появилась инициатива создать сеть удобных и доступных семейных отелей по всему миру под фирменной маркой Holiday Inn. Если инициативность корыстна, если она настроена «впарить» клиенту некачественный товар, разово обобрать до нитки, лишь бы сорвать прибыль, обманутые покупатели будут мысленно посылать негативную энергию в форме негодования, осуждения и проклятий в адрес псевдо бизнесменов. Энергия процветания покинет их бизнес, и вся инициативность по его организации пойдет прахом.

У Дейла Карнеги приводится история, которая пришлась ему по вкусу и красноречиво свидетельствовала: стоит даже в самой неблагоприятной среде подумать о людских потребностях, о том, как служить людям и сразу в проявленную инициативность придет энергия процветания. Однажды Дейлу Карнеги довелось некоторое время погостить у одного фермера. Дела его шли более чем хорошо. Когда он только приобрел ферму, выяснилось, что земля не годится для выращивания каких-либо полезных растений. Местность была неподходящей не только для земледелия, но и для скотоводства. Бедняга едва не впал в отчаяние. На земле, которая теперь стала его собственностью, росли только дубы и водились ядовитые змеи. Наверное, землю можно было бы попытаться продать, пусть и достаточно дешево. Ведь маленькие деньги лучше, чем ничего. Однако фермер был инициативным человеком и знал, как действует энергия процветания. Он подумал: «Нужно проявить инициативность в связке с мыслями о служении людям и всё будет нормально». Он открыл ферму гремучих змей. Из мяса змей делались консервы, яд отправлялся в лаборатории, где из него делали ценные лекарственные средства. Кожа змей также шла на продажу, ведь из нее делались прекрасные туфли и сумочки. Дела пошли самым великолепным образом.

В истинной инициативности отсутствует идея выслужиться перед начальством, чтобы показать, какой я хороший, ответственный и инициативный. Чем больше такие люди проявляют ложную инициативность, тем больше на них сваливают работы. От этого они нервничают, возмущаются и негодуют. Окружающие только посмеиваются над дутым инициатором. Поддельная инициативность обычно заканчивается крахом. Инициатора наказывают за допущенные ошибки, что вызывает у него бурю отрицательных эмоций.

Во всём должна быть мера. Это в полной степени относится и к инициативности. Нужно знать где, когда и как можно проявлять инициативность, иначе можно превратить это качество в ужасный порок и настоящее бедствие для своего обладателя. Воин по своей инициативе поднимает людей в атаку. Бойцы тоже испытывают стадное чувство. Все побежали, и я побежал. Командир кричит: «Отставить», но его в пылу атаки никто не слышит. За такую инициативность расстреливали, как предателей. У Владимира Тарасова замечательно раскрыт пагубный характер такой инициативности: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбе­жал к вражеским позициям, отрубил две головы и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд - символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисцип­лину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся, не дожидаясь приказа. За ним другой, третий, вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Оценить ли поведение труса как дисциплинированность и награ­дить?! Или как трусость - и наказать? А если год прошел, а он все сидит и ждет приказа?! Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать, - это порядок. Если порядок нарушается, но можно сказать, кто нарушитель и кто нарушил, это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил, - это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстра­шие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он вносит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он порождает дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в нем. И восстановить картину мира, где страшно нару­шать порядок и нестрашно не нарушать. Войско панически мечется в окружении. Никто не слушает командиров. Влетает генерал на лошади и кричит: – Вот он - провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно восстановилась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперед, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе вас ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных для долж­ностей, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума».

Петр Ковалев 2013 год

Способность проявлять инициативу — это качество, которое свойственно лидерам, менеджерам, предпринимателям, руководителям. Психологи считают, что инициативность также указывает на зрелость личности человека. Быть инициативным — значит быть самостоятельным, проявлять волю к достижению личных и общественных целей, предпринимать проактивные действия к желаемой цели. Речь идет как об интеллектуальной, так и о физической работе. Антиподом инициативности является полное , пассивность, ведомость, подавленной и/или аморфное состояние, а также .

Инициативный человек обладает следующими характерными особенностями:

  • он полон сил и энергии;
  • ум его гибок и способен находить неожиданные решения;
  • высокая предприимчивость;
  • способность отвечать за свои решения, ответственность;
  • самостоятельность, способность вести за собой;

Именно благодаря способности предпринимать инициативу, терпеть неудачи и предпринимать все новые и новые попытки — предприниматели в конце концов запускают бизнес, воплощают самые смелые идеи в жизнь.

Хотя в странах бывшего СССР и есть пословицы, которые говорят, что инициатива наказуема, но для любой личности инициативность — это очень важное качество, которое сопутствует успеху в карьере.

Чтобы проявлять инициативу, нужно обладать смелостью, быть готовым сделать рискованный шаг . При этом инициативность — это важное качество и предвестник .

Как развить инициативность?

Инициативность наряду с силой волей и другими положительными качествами возможно тренировать. Начать можно со своих текущих обязанностей. К примеру, делать работу не от обеда и до звонка, а предприниматель дополнительные усилия для повышения качества обслуживания клиентов. Возможно, вам за это не доплатит начальство, но это уже будет первым шагом к тому, чтобы стать более инициативным.

Следующим шагом можно взять на себя ответственность за какой-нибудь проект в работе или учебе. Это может быть какая-то небольшая зона ответственности, но вы должны постараться сделать все максимально хорошо.

Со временем и по мере первых успехов, можно замахиваться на все новые и новые задачи. И со временем вы оглянуться не успеешь, как ты станешь уже новой версией себя. Более активным и инициативным человеком.

Еще я мог бы посоветовать изучить и применить некоторые идеи из деловой литературы. Например, семь навыков высокоэффективных людей от Стивена Кови. Там Стивен советует быть проактивным и дает множество других полезных советов для развития личности и карьеры.

Когда и как лучше проявлять инициативу?

Разумеется, в таких строгих компаниях как банки или налоговая инициатива не всегда может оказаться уместной. Многое также зависит и от вашего коллектива. В молодых и динамичных командах инициатива привествтвуется. В более закостенелых организациях вы можете столкнуться с пассивно-агрессивным противодействием. Исходить нужно из конкретной ситуации. В некоторых случаях от инициатив стоит воздержаться. А есть рабочие ситуации, такие как , где инициатива не только уместна, но и весьма желательна.

Не стоит думать, что если вы безинициативен, то это нельзя изменить. Благодаря свойству нейропластичности мозга мы можем прокачивать любые свойства нашей психики. И действует это подобно тренажерному залу. Чтобы становиться все более и более инициативным — нужно проявлять инициативу, предпринимать действия, нести ответственность за решения. Но это нужно делать постоянно — при любой удобной возможности. Действуй на опережение — и у тебя все получится!

Одним из значимых показателей степени развитости человека является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность - это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативный человек - это энергичный, обладающий достаточной долей находчивости и предприимчивости индивидуум, свободно самовыражающийся и всегда готовый лично отвечать за последствия принимаемых им решений. Инициативность - это устойчивое свойство личности, которое проявляется не под влиянием чьих-то указаний, напротив, это осознанное и решительное желание что-то начать или преобразовать.

Инициативность и энтузиазм движут миром: благодаря этим качествам, интересные новаторские идеи реализуются в различных областях жизнедеятельности.

Инициативность свойственна смелым людям, не боящимся сделать первый шаг и самостоятельно принять решение. При этом данное качество является очень важным не только в сферах деятельности, связанных с риском и огромной ответственностью. Оно прекрасно дополняет другие базовые таланты и помогает проявить себя в общественной и политической деятельности (пожалуй, самый наглядный пример инициативного человека – это вдохновитель общественной организации или лицо, представляющее ее, активист движения или политик, чья идея об улучшении жизни населения и смелое отстаивание гражданской позиции вдохновляет многих), в бизнесе и предпринимательстве (крупные предприниматели или владельцы небольшой фирмы – по своей сути должны быть инициаторами, способными к смелым и решительным действиям), в науке и творчестве (новаторство, креативность и творчество – весьма благоприятная среда для проявления инициативности, мир был бы беднее, если бы многие идеи и замыслы не были воплощены).

Что дает инициативность человеку

Отличающее инициативных людей умение разглядеть возможность и своевременно ею воспользоваться, открывает для них новые горизонты и перспективы. В условиях бизнеса, где найти свободную нишу с каждым днем все труднее, самостоятельность и инициативность, а также напористость в реализации замыслов дает существенные преимущества и гарантирует успех. Также инициативность не остается без вознаграждения и щедро поощряется на предприятиях, где ценят энергичных, самостоятельных и деятельных сотрудников. Некоторыми фирмами инициативность в работе коллективов стимулируется даже специально.

Преимущества инициативности очевидны. Любому, кто ей может похвастаться, она помогает реализовать амбиции, воплотить в жизнь все свои идеи, мечты и желания. Инициативность демонстрирует активную жизненную позицию человека, что никогда не остается незамеченным работодателем, партнером по бизнесу, да и всеми окружающими. Она помогает человеку занять высокое социальное положение, и приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение.

Большинство людей, отличающихся инициативностью интересны в общении, и являются душой компании. К ним прислушиваются, за ними следуют (кстати говоря, инициативность – это одно из основных лидерских качеств личности ). Инициативный человек – это специалист по созданию интересных идей и организации досуга, в компании такие личности незаменимы.

Как вы могли понять, инициативность – качество, развитие которого дает конкретные преимущества и «обещает» успех. Поэтому людям, желающим реализовать себя в полной мере, важно знать, как развить инициативность. Но, прежде чем перейти к советам и способам воспитания в себе этого свойства, необходимо отметить, что инициатива может быть как ответственная, так и безответственная. Безответственная инициативность свойственна легкомысленным людям с романтическим складом характера. Такой «деятель» может легко вкинуть предложение или начать что-то делать, даже не продумав основные нюансы: цену вопроса, наличие ресурсов, рентабельность, необходимость начинания и его последствия. В ответственной же инициативе продумано все до мелочей. Это надо понимать! А теперь давайте рассмотрим способы развития инициативности.

Как развить инициативность

Начинается в раннем возрасте. Но что делать, если как личность вы уже сформировались, а данное качество так в вас и не проснулось? Для начала хорошо было бы провести сеанс визуализации , в котором со стороны увидеть себя человеком инициативным, полным энтузиазма и решительности. Но все-таки в первую очередь следует для себя твердо решить, надо ли вам это вообще. Живут же люди и без этого качества, и хорошо живут.

Сразу стоит отметить, что для проявления и развития инициативности необходимо научиться понимать и правильно оценивать складывающуюся обстановку, в которой предстоит действовать и проявлять энтузиазм, четко осознавая все нюансы, прогнозируя успех мероприятия и выбрав подходящее для этого время. Ведь известно, что инициатива наказуема лишь тогда, когда она проявлена в неправильной форме и не вовремя.

Понятно, что на 100% просчитать и учесть все подводные течения и камни нельзя, как нельзя быть уверенным и в правильности собственных суждений по, казалось бы, явным моментам. Однако помните, что для достижения поставленной цели и решения задачи, при проявлении инициативы, важно основательно проработать план действий, иначе она имеет шанс оказаться безответственной, и, следовательно, провальной и плохо воспринятой!

Также помимо расчетов и планирования важно иметь решимость к действию и смелость нести ответственность за каждый свой шаг. В мире множество людей, способных придумывать свежие и порой даже гениальные идеи, однако воплощенными в жизнь они бывают совершенно не теми, кто их придумал, а людьми, в первую очередь смелыми и решительными.

Инициативность, как качество характера, не возникает просто так, его надо планомерно и постепенно развивать, учась продвигать и отстаивать свои интересы. Не рассчитывайте, что кто-то за вас сделает всю работу, надейтесь только на себя, и всю ответственность за собственную жизнь, за личный успех и благополучие возлагайте исключительно на себя. Конечно, можно делегировать полномочия, давать поручения , инициируя новый проект, просить о помощи и т.д., но речь не об этом, а о том, что постановщиком спектакля под названием «Жизнь», со всеми целями, планами и достижениями должны быть вы! Не стоит бездействовать, ожидая перемены обстоятельств и пассивно выжидая, надеясь на какие либо благоприятные изменения. Действуйте, а заметив недостатки и упущения, стремитесь их незамедлительно исправить, не ожидая указания сверху.

Нельзя научиться проявлять инициативу, не избавившись от привычки постоянного затягивания дел. Лень и прокрастинация , пассивность и безразличие - смертельные враги инициативности. Перестаньте откладывать на потом то, что можно сделать сегодня, сейчас. В этом вам помогут следующие рекомендации:

  • Каждый день, не дожидаясь дополнительных команд, указаний и напоминаний совершайте те действия, которые должны быть предприняты;
  • Ежедневно делайте дела, которые вам непривычны, дела, которые принесут пользу другим людям (бескорыстно);
  • Изо дня в день объясняйте, хотя бы кому-нибудь одному, важность и необходимость привычки делать то, что должно быть сделано, без вспомогательных усилий. Человек лучше усваивает то, чему учит других – это факт;
  • Проявляйте инициативу в небольших, повседневных делах, которые, так или иначе, связаны с вашей обычной работой.

Для развития инициативности и для того, чтобы она не угасала, важно не зацикливаться на отрицательных оценках, звучащих в ваш адрес. Не критикуют только тех, кто ничего не делает, но именно к критике и стоит прислушиваться (только конструктивной), а вот пересуды, сплетни и оговоры пропускайте мимо ушей. Чаще всего они звучат из-за зависти и являются верным признаком того, что вы на что-то способны, в отличие от тех, у кого не хватает решительности и ума.

Для того чтобы стать инициативным человеком, надо не только иметь «гибкий ум », но и обладать хорошей физической формой или, по крайней мере, быть всегда в тонусе. Ведь инициативность – это огромный поток свободной энергии, находящей свой выход в эффективной деятельности, который может существовать только в здоровом теле.

Правила проявления инициативы

Первым аспектом проявления инициативы является ее уместность. Если говорить о данном роде активности применительно к работе и своим должностным обязанностям, то следует понимать, что инициатива уместна не везде. Инициативные сотрудники воспринимаются в разных компаниях по-разному, причем это зависит от многих факторов, например, таких как: личность начальника, корпоративная этика, специфика коллектива и даже форма собственности предприятия. Известно, что на госслужбе инициатива приветствуется редко. Также она не в почете в компаниях с конкретно прописанным регламентом, со строгими внутренними правилами или устоявшимися традициями и наистрожайшей субординацией. Так что, находясь в подобных условиях и решившись проявить инициативу в работе , будьте готовы к скрытому или явному противодействию.

Если для вас важно иметь возможность выплескивать весь свой энтузиазм и проявлять в работе самостоятельность и инициативность , ищите работу в молодой и современной команде, где агрессивно осваиваются новые направления рынка (например, такие как – продажи, интернет, связь и другие информационные технологии). В таких коллективах, особенно на startup этапе, инициативность, предприимчивость и энергичность чаще всего поощряется.

Уместность инициативы также обусловлена той должностью, которую занимает инициатор. Понятно, что активности и проявления себя креативной личностью от обычного служащего банка никто не ждет. Зато эти проявления весьма ожидаемы, например, от работающего в этом же банке pr-менеджера. Инициатива – это часть работы, свойственная многим профессиям (в основном творческим), но не всем!

При проявлении инициативы необходимо заранее ставить в известность всех заинтересованных лиц, иначе могут возникнуть проблемы. Инициатива бизнесмена без уведомления своих партнеров или инициатива сотрудника без согласования с коллегами и начальством, может стать проблемной и привести к потерям или каким-нибудь другим неблагоприятным последствиям. Это же касается личных и семейных отношений, близкие люди должны знать о ваших серьезных и судьбоносных решениях.

Чтобы ваша инициатива отличалась успешностью необходимо подходить к инициированию новой деятельности, озвучиванию и реализации новых замыслов со всей ответственностью (в начале статьи уже было сказано о том, что такое инициатива безответственная). Желаете быть услышанным? Хотите, чтобы ваши предложения были восприняты на «ура» и получили «добро» на воплощение их в жизнь? Тщательно обдумайте аргументы, подготовьте весомые доказательства целесообразности преобразований (не приукрашивайте), если надо, то обязательно предоставьте соответствующие расчеты, оцените, каким образом и за счет каких ресурсов выгоднее данную инициативу претворить в жизнь. Все это касается не только работы по найму, но и инициатив в бизнесе, в личных и общественных делах - презентуйте свои идеи правильно, тогда поддержка вам будет обеспечена.

Хорошая возможность высказать свои мысли и идеи – устраиваемые в рабочем коллективе мероприятия типа мозгового штурма . Инициативному человеку – грех не воспользоваться этой ситуацией. Обычно о них предупреждают заранее, так что можно подготовиться.

Есть инициативные и сверхинициативные люди. У последних энергия бьет через край, а количество генерируемых идей просто зашкаливает. Недостатком сверхинициативности является неумение вовремя остановиться и сконцентрироваться на чем-то одном. Такие люди быстро остывают к собственным идеям (мысль, озвученная, буквально несколько минут назад, кажется им уже устаревшей и неактуальной) и берутся то за одно, то за другое. Поэтому, если вы относите себя к чрезмерно деятельным – не забывайте про тормоза. Если то и дело в вашей голове рождается новая идея , притормаживайте, выбирайте самую лучшую и обязательно добивайтесь ее реализации.

В процессе реализации инициатив всегда появляются преграды и сложности. Одной из таких проблем может быть пассивность людей, с которыми вы решили (или вам пришлось) начать что-то новое. От этого не уйти, инертных людей очень много, и чтобы вовлечь их в работу, придется постараться. Самое главное, мотивировать - внятно объяснить им какие выгоды они получат, воплотив вашу инициативу (коллеги или подчиненные получат новый опыт, партнеры прибыль и т.д.). Также важно как можно четче очертить круг их обязанностей.

Желаю, чтобы большинство ваших инициатив оказалось успешным! Создавайте, творите, находите единомышленников! Не огорчайтесь, если сразу не получается увидеть результат, некоторые проекты требуют раскачки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

5 4 538

Посеешь заботу – пожнешь инициативу.

Ключевский В.О.

Что такое «инициативность» и предприимчивость»?

Инициативность — это самостоятельное стремление к изменению, совершенствованию или созданию чего-либо.

В основе подлинной инициативности лежит внутренняя мотивация. Это когда я инициирую не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, а потому что я сам хочу это сделать.

Для меня инициативность — это синоним слова «предприимчивость».

Хочется? — Сделай!

Не нравится? — Измени!

Не хватает? — Создай!

Считаешь нужным? — Организуй!

Инициативность неразрывна связано с понятием забота: забота о своем настоящем и будущем, забота о близких, забота о предприятии, где ты работаешь, забота обо всем, что вокруг тебя.

Ведь, если мне что-то или кто-то дорог, я хочу об этом заботиться. А, если я хочу заботиться — я инициирую и предпринимаю конкретные шаги для воплощения своей заботы в реальность.

Тот, кто инициативен и предприимчив, как правило, имеет преимущество в управлении любой ситуацией.

Что значит «быть инициативным и предприимчивым?

  • Это значит всегда начинать с себя: что я могу сделать в данной ситуации?
  • Это значит искать возможности для того, чтобы сделать, а не причины для того, чтобы не делать.
  • Это значит не ждать наиболее подходящего момента, а искать лучшие варианты из тех, что возможны уже сейчас.
  • Это значит целенаправленно реализовывать свое видение жизни и создавать для этого все необходимые условия.
  • Это значит своей инициативой опережать инициативу других.
  • Это значит держать руль управления ситуацией в своих руках.
  • Это значит относиться к жизни с интересом, азартом и здоровыми амбициями.

Зачем мужчине развивать инициативность и предприимчивость?

Мужчине нужно развивать инициативность и предприимчивость для того, чтобы:

  • быть подлинным хозяином своей жизни
  • владеть жизненными ситуациями
  • управлять обстоятельствами
  • осваивать новые жизненные территории
  • вести за собой женщину и детей
  • создавать предпосылки для финансовой успешности
  • эффективно достигать цели
  • быть по жизни творцом, а не рабом или потребителем

Почему я считаю себя в праве быть Life-наставником в теме развития инициативности и предприимчивости?

В моей жизни тема инициативы и предприимчивости занимает весьма забавное место. Дело в том, что по натуре я скромный человек и мне никак не нравится быть лидером. При этом всю свою сознательную жизнь я только и делал, что инициировал, предпринимал, управлял, возглавлял…

Я привык рассчитывать только на себя. Поэтому если я вижу проблему в окружающей меня реальности — я предпочитаю ее решать а не ждать, что это сделает для меня добрый дядя. Плюс, благодаря хорошо развитому стратегическому и творческому мышлению, я, как правило, действительно вижу интересные и перспективные решения.

Лозунг «если не я — то кто?» для меня абсолютно естественный. Даже когда я работал в найме, я все равно мыслил как предприниматель и относился к предприятию, на котором работал, как к своему собственному.

Я не умею быть равнодушным и поэтому, где бы я ни был и чем бы ни занимался, мне всегда хотелось это изменить к лучшему. Я инициировал решения и предпринимал соответствующие действия потому, что это мой способ жизни, для меня это означает «быть собой».

В общем, можно сказать, что одна из моих основных профессий — это предприниматель во всех смыслах этого слова.

С другой стороны, честно говоря, есть у меня такая особенность: как только я вижу, что есть кто-то, кроме меня, кто может решить данную задачу, я, как правило, ухожу в тень, и расслабляюсь.Это одновременно мое достоинство и недостаток. Достоинство в том, что я легко делегирую полномочия и вообще не зацикливаюсь на том, чтобы было обязательно по-моему. Недостаток в том, что такой мой уход в сторону на практике не всегда оправдан.

Особенно явно это проявляется в семейной жизни. Если я вижу, что что-то может быть сделано без меня, я не вмешиваюсь. И наоборот — я включаюсь только в тех сферах и ситуациях, где очевидно, что кроме меня некому. Жене, конечно, хотелось бы, чтобы я включался чаще и шире. Я разделяю с ней эти представления. Поэтому сейчас для меня это зона актуального развития. Надеюсь, нам с вами по пути:)

Рекомендации:
как мужчине развить инициативность и предприимчивость

1. Инициативность и предприимчивость предполагают активную жизненную позицию. Ты сам себе водитель, бензин и мотор. Именно ты наполняешь свою жизнь энергией, приводишь все в движение и управляешь всеми процессами.

2. Ты — директор ситуаций, обстоятельств и отношений. Учись быть эффективным управляющим жизни: определять стратегические направления развития, распределять обязанности всех участников, использовать имеющиеся ресурсы, находить ресурсы недостающие, получать и вкладывать прибыль. Инициативность и предприимчивость без применения головы — это скорее авантюрная суета, чем результативный процесс.

3. Инициативность и предприимчивость предполагают хорошо развитые навыки творческого мышления. Нужно уметь находить оригинальные, интересные решения. Это в разы повышает цену твоим инициативам.

4. Жалость к себе, самообвинения и самооправдания — это пустые занятия, которые никуда не ведут. Быть инициативным и предприимчивым — значит концентрироваться на своих целях и действиях, а не на своих страхах и переживаниях. Упражняйся в концентрации.

5. Для того, кто умеет управлять парусом, любой ветер — попутный. Учись использовать любые обстоятельства жизни себе на пользу. Тот, кто умеет использовать обстоятельства, — управляет ситуацией.

6. Постоянно проверяй соотношение между «хочу» и «что я делаю сейчас для этого». Это ключевой алгоритм управления своей жизнью.

7. В отношениях с женщиной не нужно говорить: «я сделаю, как ты хочешь», «я сделаю, как тебе удобно», «где ты хочешь провести время?» и т.п. Предлагай! Инициируй! Прислушивайся к ее желаниям ДО своих предложений, а не ВМЕСТО. Безинициативный мужчина навязывает женщине мужскую роль и лишает ее женственности.

8. Определись, что и кто входит в круг твоей заботы: личные отношения, работа, территория проживания… Подумай, что ты можешь привнести нового в круг своей заботы? Как улучшить? ….Забота, неравнодушное отношение — это ключевая мотивация для развития инициативности и предприимчивости.

9. В ситуации конкуренции или противостояния важно уметь владеть инициативой. Владение инициативой — это следующий уровень в развитии предприимчивости. Тут уже мало просто быть инициативным. Тут нужно успевать быть первым или уметь перехватывать инициативу. Для этого нужны скорость в принятии решений, умения убеждать и влиять.

10. Для того, чтобы в полной мере управлять ситуацией нужно уметь быть НАД СИТУАЦИЕЙ, то есть мыслить объективно, а не эмоционально; уметь отделять факты от эмоций.

11. Управлять ситуацией — это не значит обязательно держать ее под своим жестким контролем и бояться его потерять. Управлять — значит владеть ситуацией, то есть видеть и понимать ее в целом, включая свой контроль там, где нужно, и отпуская его там, где это возможно. Учись доверять воплощение твоих планов другим людям. Иначе у тебя не останется ни сил, ни времени для новых инициатив.

Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Формирование гармонически развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи занимаются исследованиями личности и разработкой путей ее формирования. Исследованиями личности в разных аспектах занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Г.Г. Кравцов, М.С. Коган и др. Исследования взаимосвязи личности и мышления ведутся Д.Б. Богоявленской, Т.Н. Овчинниковой (2,21). Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г.Н. Година, З.В. Елисеева (9,10). Одним из важных критериев личности, является инициатива и проявляемая ею творческая и интеллектуальная активность.

В определении Л.И. Божович " Личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития" (3). Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами: он способен так же сознательно управлять и самим собой.

Из этого определения мы можем сделать вывод о том, что человек, развиваясь как личность, не подчиняется непосредственно влиянию окружающей среды.

Существуя в ней, он сознательно преобразовывает эту среду и себя. В процессе общения и деятельности он часто стоит перед выбором, необходимостью отстаивать свою позицию, проявляя при этом волю. Личностное поведение и формируется в поступках. Поступок - это "сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу в целом". (Е.Ф. Терентьева) (36)

Утверждая себя как личность, человек находится в постоянном саморазвитии. Подчеркивая момент самодвижения в развитии личности, А.Н. Леонтьев (18) обращал внимание, что личность - это не результат прямого влияния внешних обстоятельств, человеческого сообщества "… она выступает как-то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь".

Таким образом, главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности. Содержание понятия "личность" в отечественной психологии основано на принципе целостности личности, сформированном Л.С. Выготским (7), как принципе единства аффекта и интеллекта. Дальнейшая конкретизация этого принципа потребовала введения третьего, опосредствующего звена, а именно - волевой сферы личности. "Воля, как высшая психическая функция, выступает в роли основания, обеспечивающего взаимосвязи и органическое единство эмоциональной и интеллектуальной сферы психики. Отличительной характеристикой самой воли выступает то, что она носит характер осмысленной инициативы, то есть волевому акту присущи функции осмысления и побуждения действия" (Г.Г. Кравцов) (36).

О развитии личности ребенка мы судим по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентированной (классификация М.С. Когана) (36).

О развитии личности ребенка мы судим по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение), по классификации А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина.

О развитии личности ребенка говорит изменение его активности в социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), изменение его поведенческого репертуара (Э. Пиклер), появление противоречий и кризисных состояний, появлений новых качеств и свойств личности (Л.И. Божович).

Э. Эриксон в периодизации жизненного пути личности основными базисными новообразованиями при полноценном развитии детей первых семи лет жизни считал доверие, автономность, инициативность. В отечественной литературе развитие базового доверие младенца к миру и людям проработано в теории общения (М.И. Лисиной). По Э. Эриксону автономность - это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить, то есть она связана с утверждением своего нового автономного "Я".

В своей работе Т.И. Чиркова (36) считает, что в структуре основных новообразований психического развития ребенка первых семи лет жизни автономности должно быть отведено особое место, так как именно она обеспечивает ребенку социальную и физическую самостоятельность. Она избавляет его от постоянной зависимости от взрослого в реализации жизненно важных функций не только физического тела, но и психических возможностей.

Как уже подчеркивалось ранее, инициатива является одним из характеристик личности.

По определению в "Советском энциклопедическом словаре" (32), инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков" (33) инициативность определяется, как "характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития (С. Мещерякова).

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Мы считаем, что развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

Очень часто родители и педагоги оказывают отрицательное воздействие на формирование инициативы. Так известный педагог Лесгафт в своей классификации школьных типов за основу принял "свободу в проявлении чувств и желаний или отсутствие ее" (14). И выделил следующие типы личности: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злобно-забитый, угнетенный.

Из шести зарисованных Лесгафтом портретов четыре (лицемерный, мягко - и злобно-забитый, угнетенный) относятся к детям, не знающим свободы в раскрытии своей личности. Этот высокий процент детей, ущемляемых в своей эмоциональной жизни, к сожалению, не может быть назван преувеличением и в настоящее время. Но из всех этих типов Лесгафт, как наиболее губительный, выделяет тот семейный уклад, который вырабатывает "мягко-забитый" тип ребенка. Он говорит о том, что если злобно-забитый тип развивается в условиях грубого и резкого подавления чувств и желаний ребенка, где злоба является последней защитой ребенка от полного подавления личности, то мягко-забитый тип развивается, наоборот, в нежной, сентиментальной атмосфере той родительской любви, которая со всех сторон охватывает дитя, не давая никакого простора для его личной инициативы. Родители никогда не принуждают, а только упрашивают, - поэтому ребенок не может реагировать грубо или озлобленно на то, что ему не дают свободы. Ребенку не нужно думать, не нужно решать никаких вопросов - все готово, все обдуманно заранее - и ребенку остается только слушать родителей и выполнять их советы. Для чувств ребенка, для его желаний нет простора и инициативе не на чем проявиться.

Анализируя работу Лесгафта, В.В. Зеньковский пишет: "Все это красноречиво говорит о громадном значении социально-психического простора для здравого развития эмоциональной жизни в ребенке. Всякое давление - принимает ли оно грубые формы или облекается в формы мягкие и нежные - губительно действует на душу ребенка; невыраженные, неоформленные чувства падают в глубину души, накопляя там запас болезненных ущемлений" (14). Все вышесказанное еще раз подтверждает актуальность выбранной нами проблемы и подчеркивает важность выбора правильных форм и методов общения с ребенком.

По определению М.И. Лисиной: "Общение - взаимодействие двух людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата" (19).

Ориентируясь на требования общества, зная закономерности развития личности, педагоги и родители в определении задач, выборе способов взаимодействия с детьми должны идти от ребенка, замечая, раскрывая возможности его личностного роста и содействуя развитию личности. В процессе совместного общения с ребенком важно понимать, признавать и принимать его таким, каков он есть. По мере развития ребенка общение строить на принципах сотрудничества, партнерства.

О важности такого отношения к ребенку говорит и М.И. Лисина: "Отношение взрослых к ребенку как к личности - решающее условие становления коммуникативной деятельности. Отсутствие такого отношения или его недостаточность препятствует возникновению коммуникативных потребностей и оставляют ребенка на положении "личинки", не реализовавшей свою природную возможность стать человеком". (19)

Так по классификации форм общения, разработанной М.И. Лисиной мы определяем, что у детей третьего года жизни преобладает ситуативно-деловая форма общения, а в конце этого периода начинает формироваться внеситуативно-познавательная форма общения.

Поддерживание данных форм общения у детей третьего года жизни напрямую сказывается на развитии их инициативы. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы обслуживает его "деловые интересы".

Достать, выдвинуть, вложить - все это ребенок не может или затрудняется выполнить сам - становится поводом для обращения к старшим. Сердцевина устремлений - практическое сотрудничество со взрослыми. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включились в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах. Коммуникативной потребностью этой формы общения становится потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Чем больше ситуаций, предметов подталкивающих ребенка к общению со взрослым, тем активней развивается ребенок. Анализируя эту форму общения, А.Г. Рузская в своей статье "Формы общения" (28) пишет: "Оптимизм и уверенность в себе при действиях с предметами свойственны детям в это время. Они смелы и их надо оберегать, но разумно. Это время оформления инициативности и самостоятельности, которому могут помешать избыточные ограничения. Но вместе с тем ребенок становится и сосредоточенным наблюдателем: он внимательно слушает наставления старших, пытается подчинить свое поведение разумным целям и советам".

Овладение специфическими, условными действиями с предметами, основанными на выработанных обществом правилах, следование образцу взрослого, общение с ним, как показали исследования, обеспечивают формирования у детей начало умения действовать в уме, или, как говорят ученые, становление основ внутреннего плана действия, способствуют углублению любознательности.

Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы: о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи в природе и т.п., что подводит нас к новой форме общения внеситуативно-познавательному.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

По определению Т.И. Чирковой (36), самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. В базисной программе развития "Истоки" говорится о том, что самостоятельный ребенок - это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное к ней отношение взрослого; не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто является показателем чрезмерности этой помощи и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.

Ранний и дошкольный возраст - сенситивный период для развития самостоятельности, и чрезвычайно важно не допустить перехода естественной привязанности маленького ребенка к взрослым и определенным средовым условиям в аномальную личную зависимость. В беспомощности младенца, писал Л.С. Выготский (7), таится великая благовозможность "присвоения" общественно выработанного опыта, развитие общечеловеческих способностей, культурно-историческое развитие. Задача воспитания ребенка первых лет жизни не утратить позитивной сущности его зависимости от нас, взрослых, и в то же время не допустить опасного превращения этого зависимого состояния в препятствие развития его самостоятельности.

В диссертационной работе З.В. Елисеевой (10) рассматриваются педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье. Она пишет о том, что на втором году жизни можно говорить уже о становлении основ самостоятельности, проявляющихся в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении. Говоря о самостоятельности А.А. Люблинская, З.В. Елисеева, подчеркивают важность детской активности: "самостоятельными являются лишь те действия ребенка, в основе которых лежат элементарные формы детской активности, проявляющиеся в поведении ребенка без дополнительных указаний взрослого в привычной для него обстановке, что возможно при условии специального показа, обучения".

Целью такого обучения она видит в том, чтобы ребенок не только научился тем или иным способом действия и поведения в определенных жизненных ситуациях, но и научился переносить эти способы действия на другие предметы, в новые ситуации без подсказки взрослого.

Также вопросами формирования самостоятельности у младших дошкольников занималась Г.Н. Година (9). Она проявляется в инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал, необходимый ему для этой деятельности.

Мы считаем, что инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. В программе "Истоки" творчество определяется, как "способность ребенка к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни и деятельности ребенка. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка". Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Так в работе Т.Н. Овчинниковой (21) рассматривается взаимосвязь особенностей мышления с разными сторонами личности ребенка. В этом исследовании было показано, что "особенности мышления ребенка тесно связаны с развитием различных сторон личности. Было выявлено, что характер мышления существенно зависит от специфики побудительного мотива, от комплекса эмоционально-волевых свойств личности, от самооценки ребенка, а также от предпочитаемого типа общения".

Проблеме изучения личностных аспектов творческого мышления посвящены работы Д.Б. Богоявленской (2). Специфика подхода автора к исследованию данной проблемы заключается в непосредственном изучении личностных факторов в самом процессе интеллектуальной деятельности. Согласно данной концепции один из конкретных путей, позволяющих реализовать этот подход, - выделение такой единицы анализа, которая изначально представляет собой неразрывное единство личностных и интеллектуальных характеристик. Такой единицей анализа является "интеллектуальная активность". В качестве же наиболее специфического проявления интеллектуальной активности автор выделяет "интеллектуальную инициативу", формой проявления которой является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого. Как отмечает автор, - "изучение и оценка уровня интеллектуальной активности требует специфического методического подхода, который предполагает определение в эксперименте не уровня умственных способностей, а уровня потребности применить их к окружающей действительности, в частности, находить в ней новые проблемы, видеть новые стороны".

В дальнейших исследованиях И.А. Петуховой (23) было выявлено, что проявлению интеллектуальной инициативы всегда соответствует достаточно высокий уровень умственных способностей.

Итак, мы считаем, что для инициативной личности характерно:

произвольность поведения;

самостоятельность;

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

творческий подход к деятельности;

высокий уровень умственных способностей;

познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности, для которой характерен высокий уровень познавательной активности.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка