Рождение новых технологий в спорте: интересные факты. Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорту Инновационные методики в организации тренировочного про

Современные технологии в тренировочном процессе.

Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения следующую: «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки» . Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат . Это базовое основание любой технологии образования. Педагогическая технология - это систематичное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

В своей работе в тренировочном процессе я применяю следующие технологии:

Технологию проблемного обучения , когда перед учащимися ставится определённая проблема, например в какой стойке правильнее принимать волейбольный мяч при приёме снизу. Учащиеся пробуют выполнить приём в низкой, средней и высокой стойках и определяют оптимальный вариант приёма мяча снизу. Технология обучения в содружестве .

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условии для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха, только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми навыками, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам: «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу. в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения тренировочного материала.

Дифференциация по способностям осуществляется на основе учета уровня обученности, развития учащихся. Задача педагога - Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и наработка техники..
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в: делении учащихся на группы (по уровню возможностей, способностям) разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями возможностей учащихся. Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к виду спорта путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и навыках. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к виду спорта. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся навыки для успешного изучения нового материала. 4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.. Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к виду спорта. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать умения учащихся.

В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Использование различных личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в практической деятельности на тренировке., осмысливать новые навыки с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала; универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
Ребята могут посмотреть видеофрагменты тренировок своих ровесников, выполнение каких то технических приёмов, а затем попробовать выполнить на тренировке.

Применение компьютерных технологий в тренировочном процессе способствует реализации следующих педагогических целей: развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности.

Игровые технологии имеют различную направленность: 1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности; 3) развивающие – развитие внимания, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие тренера с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, снижение конфликтных ситуаций на тренировках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в группе.

Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть нынешней жизни. Для современных людей многие новые технологии в спорте становятся привычными. Часто не замечаешь, насколько жизнь и спортсменов, и обычных граждан, немыслима без спортивных инноваций.

Для многих описываемые технологии выражаются в телевидении, постоянно совершенствующем спортивные трансляции. Тем не менее это далеко не все, ведь идёт активное развитие инновационных компьютерных программ и систем. Они помогают организовывать тренировки с большей эффективностью, корректировать игры и даже оказывать необходимую психологическую разгрузку.

Инновационные технологии в физической культуре для подрастающего поколения

Для учащихся школ и иных учебных заведений важный раздел – занятия по физическому образованию. Сегодня инновации в физической культуре выражаются в использовании нетрадиционных упражнений и родов деятельности при обучении. К последним, например, относится йога.

На сегодняшний день, в связи с резким увеличением объема тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта, восстановление функциональных возможностей организма спортсменов является одной из ведущих и актуальных проблем, которая представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение в учебно-тренировочном процессе спортсменов различной квалификации.

Кроме того, восстановления спортивной работоспособности и нормализация функционального состояния организма после тренировочных и соревновательных нагрузок является неотъемлемой составной частью системы подготовки спортсменов. Поэтому, поиск новых средств восстановления, их научное обоснование и внедрение в учебно-тренировочный процесс спортсменов является одним из важнейших условий оптимизации и интенсификации тренировочного процесса, а также дальнейшего повышения спортивной работоспособности.

Целью этой статьи, что составляет одну из составляющих нашего исследования, обосновать важность средств восстановления в учебно-тренировочном процессе спортсменов.

Восстановление организма - это возвращение физических параметров организма в норму, а также повышение адаптационных возможностей после выполнения физической работы.

Восстановительные средства в физическом воспитании и спорте - это комплекс педагогических, медико-биологических, психологических и других средств, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, повышение работоспособности до первоначального или близкого к нему уровню, а также возвращение спортсмена к учебно-тренировочному процессу.

Весь комплекс средств восстановления должен быть направлен на устранение функциональных изменений в организме и восстановление гомеостаза. Основные усилия по восстановлению функций спортсмена должны быть направлены, главным образом, на содействие естественному ходу восстановления, направления восстановительных, биосинтезирующих процессов в наиболее благоприятное, эволюционно-закрепленной русло с устранением причин, которые их замедляют, а не на ускорение процесса. Однако, это не исключает применение средств, стимулирующих естественный процесс протекания восстановительных и адаптационных реакций.

Для повышения эффективности восстановительных мероприятий многие специалисты рекомендуют комплексное применение различных восстановительных средств во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также в течение тренировочного дня. Для рационального планирования тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий важное значение имеет постоянно поступающая информация об особенностях развертывания процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после отдельных различных по направленности, характеру и величине тренировочных нагрузок в недельном тренировочном микроцикле (кумулятивный эффект). Все это позволяет более эффективно применять различные средства

восстановления. При разработке восстановительных мероприятий необходимо учитывать основные функциональные звенья, обеспечивающие работоспособность в данном виде спорта, и конкретные, лимитирующие работу данного спортсмена. Вместе с тем выбор и методика применения средств восстановления зависят от способности спортсмена выполнить запланированный объем физических нагрузок на данном этапе тренировочного цикла.

Мы соглашаемся с мнением В.Н. Платонова, что выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок.

В спортивной практике чаще всего предполагается использование восстановительных средств в период соревнований для направленного воздействия на процессы восстановления не только после выступления спортсмена, но и в процессе его проведения, перед началом следующего круга соревнований, а также в повседневном учебно-тренировочном процессе. Кроме того, использование восстановительных средств в физическом воспитании и спорте также имеет большое значение в профилактике различных болезней.

Регулярные, правильно построенные тренировки, рациональное сочетание нагрузки и отдыха, рациональное сбалансированное питание с дополнительным применением меда, цветочной пыльцы, кураги, прополиса, здоровый образ жизни, обоснованное заполнение энергетических, пластических, нервно-психических запасов и создания необходимых ресурсов в организме, антиоксиданты и адаптогены, витамины, коферменты, гепатопротекторы, иммуномодуляторы - это достаточный арсенал современных восстановительных средств, направленный на устранение функциональных изменений в организме, естественное протекание восстановительных и адаптационных процессов, укрепление здоровья и профилактику перенапряжения даже в условиях самой напряженной тренировки.

Таким образом, правильно организованное восстановление с использованием средств восстановления способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок и в конечном итоге оздоровительному эффекту занятий в целом.

Литература

  1. Кузин В.В., Лаптев А.П. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности / В.В. Кузин, А.П. Лаптев. - М.: РГАФК, 1999. - 31 с.
  2. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев. -М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 202 с.
  3. Платонов В.Н. Адаптация в спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье, 1988. - 216 с.
  4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 186 с.

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дутов В.С.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Предполагается, что внушение - это такая подача словесной информации, которая воспринимается без критической оценки сознанием, т. е. корой головного мозга (КГМ), и оказывает влияние на течение всех психо-нервно-гормональных и психо-телесных процессов. Внушение содержится в любом общении людей, даже в любом не словесном общении. Любая речь - это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего и готовности слушающего поверить, от активности его ума. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.

Сопутствующее внушению понятие - «внушаемость». Человек обладает врожденным механизмом податливости к внушению, который находится в определенной связи с присущими людям способностями к научению и развитию. И это очень важно! Иными словами, способность к самонаучению и саморазвитию зависит от уровня самовнушения. Каждому для успеха в своей жизнедеятельности и саморазвитии педагогически оправданным будет принять на веру правило, что нет гипнотического внушения, а есть только самовнушение. И нужно всячески развивать в себе самовнушение. В связи с этим, нас интересует прежде всего самовнушаемость, которую прогрессивный умный человек должен в себе всячески развивать. Если человек хочет добиться успеха в жизни, то способности к научению и развитию он может развивать только с помощью самовнушения. Известно, что если человек не будет сам себе внушать нужные для достижения целей жизни стереотипы думанья, стереотипы чувствования, стереотипы поведения, стереотипы действования, то эту пустоту заполнит влияние внешнего окружения, которое сформирует у вас стереотипы нужные окружению.

Например, стереотипы защитных функций обыденной жизни (боязнь критики, привязанность к общепринятому, неуверенность в себе и др.). Ясно, что с такими стереотипами ни в спорте, ни в жизни успеха не достигнешь. Если вы не будете развивать ваши творческие способности путем целенаправленного самовнушения, что вы свободны от действия защитных функций обыденной жизни и отпустите эту жизненную функцию на самотек, то за вас это будет делать ваше окружение, которое будет манипулировать вашим сознанием в своих личных целях.

Внушение происходит в состояние КГМ, когда один участок мозга более активизирован, чем другие. Причем этот участок находится в состоянии повышенной возбудимости, как бы подчиняя и используя другие участки КГМ для сверхфункции, когда привычные связи между клетками используются для целей сверхфункции. Когда на настроенную таким образом кору как раздражитель поступает внушение специалиста, оно не встречает критически-оборонительного сопротивления и распространяется на нужные участки коры. Фактически под действием внушения в коре образуются новые

очаги возбуждения для сверхфункциональной деятельности различных участков коры. Благодаря этому внушаемость усиливается в зависимости от глубины транса, но следует заметить, что при переходе в обычное сознательное состояние гипновнушаемость исчезнет, т. к. уже нет сторожевого участка, который поддерживал гипноконтакт со специалистом и принимал, и проводил в нужный участок коры вербальные раздражители.

Подобно сторожевому участку начинают функционировать и очаги головного мозга, возбужденные внушениями специалиста, а также очаги проблем, которые растормаживаются при вхождении пациента в транс. За счет погружения в транс сознание передает свои обычные контролирующие функции подсознанию, переходя в состояние сверхсознания. Таким образом, мозг функционирует по-другому, как бы улучшено.

Фактически гипновнушение представляет собой избирательное внимание, при котором специалист может фактически направлять мысли спортсмена. В данном случае в мозге начинает функционировать механизм научения. Если однажды спортсмен научился контролировать эмоции, значит, это реально для него и в перспективе возможно не только под воздействием слов гипнотерапевта, но и по собственному желанию и даже автоматически. В состоянии гипновнушения происходят реальные изменения гормональной сферы спортсмена, уровня биологически активных веществ и т. д. Это говорит о том, что воздействие гипновнушения не ограничивается только областью коры и подкорки. Возбуждение из различных отделов коры в железы внутренней секреции, иммунную систему организма передается по гипоталамо-гипофизной системе. При этом гипоталамус представляет в ней центральную нервную систему (ЦНС), а гипофиз - эндокринную и иммунную системы. Гипоталамус воспринимает нервные возбуждения от различных отделов КГМ и передает их гипофизной системе. По этой же схеме распространяются воздействия стресса, что приводило к стрессовому функционированию гипофиза и соответствующим изменениям в эндокринной и иммунной системах.

В состоянии гипновнушения в гипоталамо-гипофизную систему начинают поступать совершенно иные раздражители, что сказывается на ее функционировании. Возбуждение, возникающее в КГМ запускает функционирование гуморальной системы, и гипновнушение продолжает функционировать, и положительные эффекты наблюдаются через несколько часов и даже дней после гипновнушения. Это связано с деятельностью гипофизной системы. Гормоны гипофиза контролируют деятельность всех желез внутренней секреции, и действие гипновнушения доводится практически до клеточного уровня. Соответственно, слово, услышанное спортсменом в состоянии транса, реально может дойти до уровня ДНК каждой клетки организма.

В настоящее время известны не все механизмы, приводящие к эффекту гипновнушения. Однако чем больше мы исследуем, тем менее идеалистически представляется нам гипновнушение и тем более предсказуемым и прогнозируемым становится наше воздействие.

Следует понимать, что гипновнушение - это, в первую очередь, воздействие на головной мозг и всегда следует помнить об уникальной индивидуальности мозговой деятельности каждого спортсмена. Понимание нейрофизиологических особенностей гипновнушения дает ясное представление тренеру, как тренировать спортсмена для достижения им спортивного и жизненного результата.

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

Гипновнушение должно применяться в спортивной тренировке как учебнотренировочная система, создающая у борца внутреннее ощущение свободы и раскрывающая его потенциальные сверхвозможности.

С помощью гипновнушений можно сменить традиционную установку на тренировку как тяжкий труд, обеспечивая возрастающую уверенность атлета в собственных силах и облегчая ему переход от обучения и тренировки к самообучению и саморазвитию.

Тренер при использовании гипновнушений в учебно-тренировочном процессе должен соблюдать следующие принципы: принцип гармоничного единства

«сверхсознания - сознания - подсознания» в тренировке сверхфункций мозга; принцип радостной раскрепощенности (не напряженности); принцип гипнотической взаимосвязи «тренер - спортсмен».

Гипновнушения помогают избавиться от ложной активности, которая утомляет и не улучшает результативность учебно-тренировочного процесса, и создать внутреннюю резервную активность, которая происходит от мотивированного положительного отношения к тренировке результата соревновательного. С помощью внушенного сна-отдыха быстрее происходит восстановление работоспособности. Гипновнушения зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых и стартовых состояний и как действенное средство психопрофилактики, психогигиены и психотерапии нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Установлено, что гипнотический транс легче достигается и внушаемость намного выше во время напряженной спортивной деятельности. Транс - это также естественное состояние и спортсменам надо учиться вхождению в транс. В трансовом состоянии спортсмен способен к «бессознательному обучению». При напряженной мышечной деятельностиборцы легко научаютсявходитьвтрансовоесостояние, котороепредставляет собой вид сверхсознательного трансового состояния (СТС). Соответственно, 5-минутную схватку удобнее тренировать как 30-секундные отрезки методом «скороговорки», когда через 30 секунд начинается дефицит энергии креатинфосфата в мозге и спортсмен легко входит в СТС, оптимальное для гипновнушения. В таком состоянии тренируется как бы «управляемая спонтанность» в движениях в ответ на движения соперника. Петля коррекции движений по спиральному кругу «ЦНС - мышцы - ЦНС» электрически коротко замыкается через нижележащие отделы подкорки, а не через КГМ. Для методики тренировки это так важно и просто!!! Потому что время проведения броска на много короче, чем время мысли, как этот бросок сделать.

Транс является тем состоянием, которое облегчает обучение и спортсмен начинает создавать новые образы достижения, менять установки, что позволяет ему достичь успехов в спорте и жизни. Когда тренер чувствует, что межличностная связь (гипнотическая связь «тренер - спортсмен») уже сложились, он начинает привлекать внимание атлета к фрагментам его внутреннего опыта, который находится вне его сознания,- таким образом ведет его к тем ресурсам, которые он имеет в подкорке, но не осознает, не замечает, т. к. они находятся в подсознании, в подкорке головного мозга. Нужно расширить «систему проблем» спортсмена и превратить ее в «систему решения проблем». А для этого необходимо сначала присоединиться к замкнутой системе проблем атлета и присоединиться так, чтобы не ощущалось никакого различия между борцом и тренером. Присоединение является необходимым резонансным настраиванием для образования гипнотического контакта (раппорта) между тренером

и атлетом. Нужно помочь борцу перерасти свои «сознательно» приобретенные на протяжении жизни ограничения так, чтобы внутренние, «бессознательные», возможности были полностью реализованы в спортивные и жизненные результаты. Современный человек обременен, к несчастью, гордыней «сознательного» и убежден, что вся его психическая деятельность может проходить только на сознательноконтролируемом и волевом уровне.

В СТС сознание освобождается от мелочного контроля и выполняет функции сверхсознания, а весь мелочный контроль передается подсознанию. Мелочный контроль сознания не всегда нужен для того, чтобы учиться и научаться, потому что в нем (в сознании) много предубеждений. Современный человек потихоньку теряет раппорт с бессознательным (становится пациентом) и сворачивает с бесконечного пути внутреннего самообучения.

Чеснокова Е.Н., Пенза

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. Образование всегда должно представлять новизну. Введение инноваций в процесс обучения, по общему мнению, должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Требование времени таково, что необходимо формирование личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей в жизни. Учитывается, что успешным, самодостаточным, востребованным становится тот, кто со школьных лет ставит перед собой задачи и выстраивает линии собственной жизни, используя целенаправленно свои силы, знания, умения, навыки и возможности.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач. Одной из таковых является формирование ответственной личности, способной успешно организовать свою деятельность. Все это невозможно без осознанного самостоятельного творческого подхода к решению любой поставленной задачи. Поэтому в содержание инновационного образования включено обучение навыкам самостоятельной работы, исследовательской активности, мотивации на саморазвитие, и самосовершенствование. Самостоятельная работа является важным фактором теоретической и практической подготовки учащихся. В современных условиях возросло значение ответственности самого учащегося, как за свою учебную деятельность, так и за развитие своего кругозора, знаний. Именно стремление к самостоятельному приобретению знаний должно всемерно поощряться во всех системах образования.

Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, что, в свою очередь, создает потребность подбора индивидуальных методов и средств активации развития личностного потенциала каждого ребенка. Необходимо использовать активные методы, которые побуждают к мыслительной и практической деятельности, что будет способствовать развитию в дальнейшем желания и потребности в постоянном овладении знаниями и применении их в жизни. Такие методы и средства носят инновационный характер и способствуют формированию у детей социальных и поведенческих навыков, позволяющих успешно решать задачи интеграции в общество, преодоления жизненных трудностей.

Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера. Рассмотрим применение новых технологий на примере занятий спортивным ориентированием.

Как известно, можно выделить три основные формы организации обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения является наиболее распространенной в современном мире и в то же время наименее эффективной для развития характеристик самостоятельности. В условиях фронтальной работы блокируется самостоятельность большинства группы, трудно диагностируется качество самоконтроля и уровень усвоения нового материала. Анализировать допущенные ошибки сложно, нужен индивидуальный подход и личностное ориентирование. Поэтому очень хорошо на начальном этапе обучения ориентированию применять различные компьютерные модели и симуляторы спортивной деятельности. Это поможет тренеру и спортсмену совместно проанализировать уровень понимания и восприятия материала на каждом этапе обучения ориентировании. На настоящий момент компьютерные программы в этом направлении достигли высокого уровня. На экране монитора отображается спортивная карта местности с дистанцией. Используя предложенную карту и свои знания в спортивном ориентировании, учащийся проходит данную дистанцию по виртуальной местности. Причем у тренера есть возможность смоделировать дистанцию любой сложности для любого уровня занимающегося. Педагог в данном случае может сразу увидеть логику действий спортсмена, провести анализ его работы и, опираясь на него, вовремя скорректировать план дальнейших занятий с ребенком.

Групповая форма организации занятий представляет собой распределение обучающихся по подгруппам и выдачу им общей инструкции определённого задания. Каждому учащемуся предлагается задача, решение которой в дальнейшем станет частью общего задания. Активное включение школьников в образовательный процесс может быть достигнуто посредством применения индивидуальных заданий, представляющих собой своеобразные микроперспективы в образовательном процессе. Например, можно предложить группе обучающихся составить самостоятельно спортивную карту и провести на данной карте силами учебной группы соревнования (первенство ДЮСШ или образовательной школы). Этот процесс потребует от учащихся применения профессиональных знаний и умений для достижения конкретной задачи, а также навыков коллективного творчества.

Индивидуальная форма обучения имеет максимально развивающий эффект. Самостоятельность как качество развивается наиболее успешно именно при такой форме обучения. Поэтапно доля участия преподавателя в учебной деятельности спортсмена уменьшается, а роль школьника возрастает. Преподаватель сам определяет уровень индивидуальных требований к знаниям, умениям и навыкам каждого ребёнка. Отслеживание и последующий анализ прохождения дистанции в спортивном ориентировании, является очень важным аспектом работы с учащимся. Современное развитие компьютерных и CPS технологий позволяет произвести этот анализ на более высоком уровне.CPS приемники, применяемые для этих целей весьма удобны и просты в использовании. Кроме отслеживания прохождения спортсменом дистанции в спортивном ориентировании, они позволяют контролировать ЧСС (частоту сердечных сокращений у занимающегося). После прохождения учащимся соревновательной или тренировочной дистанции в спортивном ориентировании, данные с CPS приемника загружаются в компьютер и совмещаются со спортивной картой, на которой выполнялось задание. Полученные данные позволяют не только проследить и проанализировать все действия занимающегося, но проконтролировать с помощью ЧСС (частоты сердечных сокращений), функциональное состояние учащегося.

Итак, мы видим, что при всех трех формах организации при применении инновационных методов возможен индивидуальный подход к каждому обучающимся. Преподаватель может работать с детьми, имеющими разный уровень подготовки. Побудить учащихся к познавательному поиску, заинтересовать их ходом выполнения заданий, применением соответствующих знаний, умений и навыков. Именно виды индивидуально-дифференцированных заданий способствуют стремлению проявлять инициативу, готовность взять на себя ответственность за выполнение учебного поручения, пониманию необходимости контролировать процесс, стремление справиться с заданием на предельном уровне сложности. Таким образом, использование инновационных методов и средств обучения позволяет подходить к процессу образования как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; позволяет перейти от внешней мотивации учения к внутренней нравственно- волевой регуляции, от ориентации на усредненного обучающегося к дифференцированному и индивидуальному подходу. Побуждает обучающихся к познавательному самостоятельному поиску средств и методов для решения конкретной проблемы. Способствует формированию у детей социальных и поведенческих навыков, позволяющих успешно решать задачи интеграции в общество, преодоления жизненных трудностей.

Основы учебно-тренировочного процесса и обеспечение безопасности в спортивно-оздоровительном туризме

Тестирование основных сторон подготовленности спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные»

Белякова И.В., Павлов Е.А., г. Москва

Спортивный туризм - это вид туризма, специфика которого заключается в преодолении спортсменами участков естественного и (или) искусственного рельефа с реальными препятствиями и выполнением специальных заданий с использованием специального снаряжения.

В последнее время широко развивается проведение соревнований по спортивному туризму в закрытых помещениях. С 2005г. проходят Кубки России в закрытых помещениях по спортивному туризму (залинг) на технических дистанциях на искусственном рельефе

Результат соревновательной деятельности во многом зависит от подготовленности спортсменов.

Подготовленность - это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая, тактическая и психическая подготовленность).

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.

Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях.

Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, с умением составлять рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.

В результате анализа подготовки спортсменов и проведения экспертного опроса ведущих тренеров по спортивному туризму была установлена оценка значимости физических качеств для спортсмена.

Диаграмма 4. Степень значимости физических качеств для спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные».

Где ОВ- общая выносливость, ССВ- скоростно-силовая выносливость.

По мнению тренеров, наибольшую значимость имеет общая и скоростно-силовая выносливость и практически не значима меткость.

Также, было проведено тестирование основных сторон подготовленности туристов. В исследовании принимали участие 10 спортсменов, представляющие сборную Москвы по спортивному туризму, из них 6 юношей и 4 девушки. На момент тестирования четверо спортсменов имели звания «Мастер спорта России», шестеро спортсменов являлись «Кандидатами в мастера спорта». В данный момент 9 из 10 спортсменов имеют звания «Мастер спорта России».

Проведя анализ программ и результатов экспертного опроса тренеров по спортивному туризму, были определены тесты и контрольные упражнения для диагностики всесторонней подготовленности:

1. Контрольные упражнения, определяющие физическую подготовку спортсмена:

1.1. общая физическая подготовка спортсмена:

· Бег, 3000 метров (мин, сек). Тест предназначен для определения выносливости;

· Подтягивание в висе на перекладине (количество повторений). Контрольное упражнение позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плече­вого пояса;

· Приседание на одной ноге (количество повторений). Контрольное упражнение позволяет оценить силу мышц разгибателей бедра и голени.

Таким образом, перечисленные упражнения охватывают широкий спектр механизмов и двигательных возможностей человека, уровень функционирования которых в значительной степени определяет общую физическую подготовленность спортсменов по спортивному туризму

1.2. специальная физическая подготовка спортсмена:

· Контест (30 метров.)

· Крутонаклонная навесная переправа (10 метров, угол наклона 55 градусов);

· Наклонная навесная переправа (30 метров, угол наклона 30 градусов)

Данные контрольные упражнения показывают уровень развития тех групп мышц, которые принимают участие непосредственно в соревновательной практике и отражают специфику вида спорта - спортивный туризм, группа дисциплин «дистанции – пешеходные».

2. Тесты и контрольные упражнения, определяющие техническую подготовку спортсмена

Прохождение технической трассы

Контрольное упражнение позволяет определить тактико-техническое мастерство.

Средние показатели тестовых испытаний спортсменов

3. Тесты и контрольные упражнения, определяющие тактическую подготовку

Решение ситуационных тактических задач. При решении задачи оцениваются визуально-пространственные и наглядно-действенные компоненты мышления. На основании данных этого теста, зная оптимальный вариант решения, можно оценить комбинаторику мышления каждого спортсмена. Спортсмены – новички сборной наиболее долго искали путь решения.

4.Тесты и контрольные упражнения, определяющие психологическую подготовленность спортсмена

Тест Люшера. Тест предназначен для определения ведущих потребностей, стремлений и поведения обследуемого, связанного с ними, показывает ситуативные эмоциональное состояние и психологическую направленность обследуемого.

В результате проведения теста «Люшера» было определено предсоревновательное эмоциональное состояние спортсменов. Для спортсменов, претендующих на высокое место характерна тревожность по поводу результата и потребность в успешной соревновательной деятельности.

· Психофизиологические реакции:

Реакция на движущийся объект (РДО).

Тест предназначен для оценки степени уравновешенности процессов возбуждения и торможения у обследуемого при реагировании на движущийся объект. Тест РДО может быть использован также для оценки функционального состояния обследуемого.

В результате тестирования спортсменов на скорость реакции было выявлено преобладание процессов нервной системы каждого из тестируемых. Особой закономерности в типе нервной системы и результатами на соревнованиях выявлено не было.

· Переключение внимание (ПВ)

Тест имеет прогностическое значение для оценки способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой и обратно, удерживая информацию о состоянии предыдущего объекта внимания.

В результате тестирования переключении внимания для спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные», характерно быстрое переключение внимания с одной деятельности на другую, что обусловлено спецификой вида спорта.

· Сложная зрительно-моторная реакция - М (СДР- М)

Тест-1 имеет прогностическое значение для оценки адекватности реагирования обследуемого в ситуации, требующей быстрых и точных действий в меняющейся обстановке.

Тестирование спортсменов на сложную зрительно-моторную реакцию позволило выявить время выбора и точность реагирования в условиях необходимости. У некоторых спортсменов в условиях реакции выбора появляются ошибки в действиях

· Стрессоустойчивость (СТР-М)

Тест СТР-М имеет прогностическое значение для оценки способности обследуемого мобилизоваться и сохранять точность и скорость реагирования в условиях неблагоприятно складывающейся ситуации.

Анализ теста на стрессоустойчивость позволил сделать вывод о том, что у одних спортсменов в условиях стресса замедляется реакция и появляются ошибки, другие же наоборот начинают реагировать быстрее на стрессовую ситуацию.

На основании выявленных тестов и контрольных упражнений была проведена диагностика готовности спортсмена к соревновательной деятельности в спортивном туризме. Прогноз занятого места спортсменом на соревнованиях оправдался на 80%.

При анализе полученного материала выявляется выраженная зависимость в тестах и контрольных упражнениях на СФП и Техническую подготовленность и результатом на соревнованиях.

Литература:

1. Байковский Ю.С. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта / Ю.С. Байковский.–М. : методическое пособие, 2010. – 215 с.

2. Бубе Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе- М:. «ФиС», 1968 – 240с.

3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн.пособие для ин-тов физич.культ./Матвеев Л.П.- М.: Физкультура и спорт, 2002. – 340 с.

4. Павлов Е.А, Гониянц С.А., Содержание и методика базовой подготовки спортсменов-спелеологов: методические рекомендации для студентов ИФК / Е.А. Павлов, С.А. Гониянц.– М.: Принт-центр, 2003. – 212 с.

5. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие. / В.Ф. Сопов – М:. Академический Проект; Трикста, 2005. – 128с



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка