История борьбы самбо. Формирование спортивного единоборства

Разработкой самбо начали заниматься в 30-х годах в СССР. Данная разновидность борьбы включает огромное количество приемов, взятых из национальных единоборств. Самбо можно разделить на спортивное и боевое. Они обладают отличиями. Надо различать между собой данные вариации, прежде чем будет выбрана определенная секция самбо. В данном обзоре речь пойдет об этом единоборстве.

Создание сотрудников НКВД

Разработкой самбо начал заниматься Спиридонов В. А. Именно он стал первым создателем этого боевого искусства. В период с 1922 по 1933 год им была разработана и описана в нескольких книгах техника самообороны. В качестве основы для ее создания были взяты английский и французский бокс, «бытовая драка», а также японское боевое искусство дзю-дзюцу.

Вся техника боя Спиридоновым разделена на несколько разделов. Это дожимы, рычаги, удары, комбинированные приемы, нажатия и сжатия, выводы из равновесия и выкручивания. На базе данной техники им предложены приемы защиты от разнообразных захватов и от нападения со стороны вооруженного противника. Курс самозащиты без оружия (самбо) Спиридонов проводил для сотрудников НКВД. Сначала борьба носила название «сам», потом ее переименовали в «самоз». И только со временем единоборство получило свое конечное название - самбо.

В технический арсенал боевого искусства входили удары руками, ногами, болевые приемы на суставы, а также удушения. Приемы должны были проводиться в стойке. Борьбы в партере тогда еще не существовало. Кимоно для самбо в те времена выглядело в виде куртки с пришитым к ней поясом. Также бойцы надевали В качестве обуви использовались ботинки военного образца.

Формирование спортивного единоборства

Второй создатель самбо - это С. Им в 1911 году был пройден курс обучения дзюдо, по окончании которого он получил 2-й дан. В период с 1922 по 1925 г. Ощепков сотрудничал с военной разведкой и находился на территории Китая. Там он познакомился со стилями ушу. В период с 1929 по 1939 г. он жил в Москве, часто ездил в Ленинград. Везде он пропагандировал дзюдо. И делал это не только среди командного состава армии, но и среди студентов. По сравнению со Спиридоновым, который не допускал обучения системе людей, не состоявших на службе, Ощепков стремился к противоположным целям. Он хотел, чтобы дзюдо было знакомо всем.

Им проводились семинары по самбо. Это происходило в разных городах. Программа подобных семинаров делилась на несколько разделов. Первый подразумевал демонстрацию бросков, рычагов, удушения и ударов (базовая техника). Второй раздел направлялся на показ приемов защиты от нападения со стороны противника, который был вооружен ножом, палкой или револьвером. На третьем этапе семинара демонстрировались приемы рукопашного боя между двумя безоружными противниками. Ощепков пытался научить стиля. Именно так он называл это единоборство.

Не остались без внимания показательные выступления Ощепкова по самбо. Это всегда производило большой фурор среди людей. В результате борьба была включена в программу обучения студентов физкультурных образовательных учреждений. Отдельные приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 году был выпущен сборник. В нем кратко излагались принципы системы вольной борьбы, в основе которой лежало единоборство дзюдо. Речь в книге шла о подготовительных упражнениях, страховке, правилах соревнований и т. п.

Отличия от дзюдо

Если сравнивать борьбу с классическим дзюдо, то она имела некоторые отличия. Ощепковым было изменено кимоно для самбо. Кроме того, он устранил ритуалы. Жесткое татами им было заменено на толстый мягкий ковер. Ко всему прочему, была дополнена техника некоторыми приемами, характерными для других единоборств. Борьба, которой обучал своих учеников тренер по самбо Ощепков, была более спортивной и доступной для массового распространения по сравнению с боевым искусством, которое разрабатывал Спиридонов.

Соединение двух единоборств в одно

В конце 30-х годов приемы единоборств Спиридонова и Ощепкова были соединены. Это сделал П., который обучался у обоих тренеров. Свою попытку он описал в пособии для школ НКВД. Его работа была продолжена Харлампиевым. Он также издал книгу под названием «Борьба самбо». Это пособие вышло в 1949 году. Однако им были исключены удары, удушения, опасные виды бросков и защитные приемы от вооруженных противников. Тем самым именно он разделил борьбу на спортивную и боевую. Обе разновидности были описаны в книгах.

Спортивная борьба

Итак, самбо - это спортивный вид единоборства. Боевое искусство пользуется большой популярностью во многих странах мира. На современном этапе оно включает в себя несколько тысяч самых разных приемов. И используют их не для нападения. Спортсмены России смогли выиграть много турниров за всю историю существования борьбы. Спортивная разновидность единоборства разделяется на весовые категории. За выполнение приемов разной сложности присуждаются очки. Спортсмен может победить досрочно. Ему для этого потребуется выполнить болевой прием, уложить соперника на спину, при этом оставшись в стойке, или получить на 12 очков больше.

Боевая разновидность искусства

Занятия самбо боевого вида подразумевают обучение нанесению ударов как по рукам, так и по ногам. Также есть возможность выполнять броски, болевые приемы, удержания и т. п. Многими считается, что такое единоборство нарушает философию спортивной борьбы, так как внимание акцентируется в большей степени на атаке. Однако ведущие эксперты не согласны с этим мнением, считая, что борьба используется для самообороны. Боевое самбо России стало развиваться в 30-х годах Спиридоновым. Но об этом уже было более подробно описано выше. Борьба включает в себя огромное множество ударов, приемов. Именно по этой причине она похожа на многие восточные единоборства. Но имеется одно большое отличием. Это наше национальное боевое искусство.

Важные элементы боевого искусства

Есть одно условие, которое учитывается вне зависимости от того, какая была выбрана секция самбо: занятия проводятся на борцовском ковре. Его собирают из плотно сложенных матов. Они могут обладать брезентовым, фланелевым либо другим видом покрытия. Ковер для борьбы включает в себя рабочее пространство, зону безопасности, которая выполнена из обкладных матов. Вся система должна быть прикреплена к полу с помощью реек, заведенных под маты, расположенные по краям.

Если матов нет, то можно воспользоваться стружкой и опилками. Первый слой должен быть не менее 20 см в толщину. Для его создания стоит использовать стружку. Толщина второго слоя не должна быть менее 15 см. Для его создания следует применить опилки. Оба слоя должны быть тщательно утрамбованы и выровнены. Надо подготовить рабочую поверхность. Для этого на полученную конструкцию потребуется натянуть брезент. Зафиксировать его потребуется по всему периметру с помощью реек. Их надо тщательно друг к другу подогнать. Это поможет предотвратить высыпание содержимого после ударов.

Если вы решили заняться борьбой, то следует понимать, что каждая секция самбо подразумевает наличие у спортсмена специальной одежды. Это боевая куртка без ворота, матерчатый пояс, спортивные трусы и специальная обувь - борцовки.

Также в борьбе активно используются спортивные снаряды. Речь идет о гантелях, гирях, штангах и других предметах, за счет которых можно развить силу. В системе подготовки используются как вес спортсмена, так и вес его противника.

Философия боевого искусства

Самбо России является не только разновидностью спортивного единоборства. Борьба подразумевает целую систему, с помощью которой можно воспитывать и развивать морально-волевые качества, патриотизм и гражданственность. Самбо является наукой обороны, но никак не нападения. Единоборство не только научит самозащите. Оно также предоставит богатый жизненный опыт, поспособствует формированию твердого характера, стойкости и выносливости. Именно эти качества потребуются не только в работе, но и в общественной деятельности.

Самбо для взрослых и детей является занятием, которое помогает вырабатывать самодисциплину. С помощью единоборства формируется внутренняя нравственная опора, сильная личная позиция, которая сказывается в достижении поставленных перед собой целей. С помощью борьбы будет сформирована социальная опора общества: люди, которые смогут постоять как за себя, так и за свою семью.

Традиции единоборства

Традиции берут свое начало из культуры народностей России, из В эту боевую систему входят лучшие приемы из национальных единоборств. В момент ее формирования в качестве основы были взяты кулачные бои, борьба (русская, грузинская, татарская, армянская, казахская, узбекская). Также учитывались приемы, характерные для бокса (французского и английского). Не осталась без внимания вольно-американская, английская борьба, дзюдо, сумо и другие виды единоборств.

Соревнования по самбо основываются на поиске всего передового и целесообразного, на постоянном совершенствовании, обновлении. Боевая система открыта всему самому лучшему. Совместно с многочисленными приемами борьбы национальное единоборство впитало нравственные принципы, характерные для разных народов. В самбо воплотилась часть культур, присущих разным странам. И на современном этапе люди, которые занимаются самбо, не только обучаются приемам самозащиты. Они получают огромный опыт, помогающий им сформировать достойное поведение, основанное на ценностях патриотизма и гражданственности.

Чего нельзя делать

История самбо связана с историей России, с победами. Борьба является живым символом преемственности разных поколений.

Для самбо, как и для других видов состязаний, характерно наличие запрещенных действий. За них судьи карают достаточно строго. Запрещено:

  1. Бросать визави на голову или с захватом на болевой прием. Запрещено падать на противника всем телом во время броска.
  2. Выполнять удушения, зажимать рот или нос.
  3. Выполнять удары, кусаться либо царапаться.
  4. Делать болевые приемы на позвоночник, выполнять скручивание шеи, сжимание головы руками и ногами.
  5. Придавливать голову к ковру и скрещивать ноги на теле визави.
  6. Упираться с помощью рук, ног и головы в лицо.
  7. Давить локтями или коленями сверху.
  8. Захватывать пальцы рук или ног.
  9. Загибать руки за спину, выполнять болевые приемы на кисти.
  10. Выкручивать ноги за пятку, выполнять «узлы» на стопы.
  11. Выполнять болевые приемы рывком или при борьбе стоя

Это основные запреты, которые прививают тренеры, проводя занятия самбо.

Заключение

В данном обзоре было рассмотрено такое боевое искусство, как самбо. Оно возникло сравнительно недавно. Но за все время своего существования сумело привлечь к себе внимание со стороны многих стран мира. И возможно, в скором времени борьба будет включена в программу Олимпиады. Чего мы искренне и пожелаем этому национальному боевому искусству России!

Понятие «самозащита без оружия» появилось в 1927 году в книге Виктора Афанасьевича Спиридонова, кадрового военного, который в 1921-м создал основу новой системы, составленной из лучших элементов разных боевых искусств того времени.

Это были приемы боевого раздела борьбы в одежде, которыми вооружили бойцов Красной Армии и правоохранительные органы. В. Спиридонов с учениками совершенствовали систему самозащиты без оружия - разработали одежду для борьбы, стали проводить соревнования.


Энтузиастами становления и развития данного вида спорта являлись В.А. Спиридонов, В.С. Ощепков и А.А. Харлампиев, обратившие внимание на характерные особенности национальных видов борьбы


Виктор Спиридонов
Спиридонов возглавляет первую секцию борьбы, открывшуюся в 1923 году на базе общества «Динамо». Обучает боевым приёмам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск.


Намечает два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное, боевое. Открывает секции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске и ряде других городов. Предлагает правила соревнований. Одно из первых – категорическое запрещение «горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не проходила».
Василий Ощепков
Василий Ощепков, закончил в 1913 году в Японии институт дзюдо «Кодокан», с 1918 по 1926 год был резидентом Главного разведовательного управления Красной Армии в Японии. До переезда в Москву работал инструктором по самозащите в новосибирском отделении «Динамо», обучая курсантов местной школы милиции. Там уже внедрялась закрытая система В. Спиридонова «САМ».


В Москве Ощепков организовывает в ЦДКА группы по изучению рукопашного боя среди военнослужащих, проводит занятия для высшего командного состава Красной Армии. Работает в Московском институте физкультуры и преподает борьбу дзюдо. Идея Ощепкова - разработать систему приемов, доступных не для ограниченного числа «посвященных», а для всех желающих. Для этого он подготовил курс лекций и в 1932 году набрал первую группу слушателей для подготовки из их числа тренеров и пропагандистов спорта. Уже в те годы Ощепков отошел от правил дзюдо, активно дополнял японскую борьбу приемами, взятыми из богатого арсенала национальных видов борьбы народов Советского Союза. Он стал добавлять в дзюдо самые эффектные приемы из национальных видов борьбы, менять покрой куртки, правила проведения соревнований, ввел защитную обувь - борцовки. Так возник новый вид спорта, который назывался в то время «борьба свободного стиля».
Анатолий Харлампиев
Анатолий Харлампиев, Автор первого учебника «Борьба самбо».


Еще студентом, в 1936 году он защищает дипломную работу, в которой собраны и описаны приёмы, изученные им под руководством Ощепкова.


На протяжении многих лет систематизировал приемы и методы борьбы народов СССР. Харлампиев - автор многих книг по теории и практики обучения самбо, организатор многочисленных судейских семинаров и учебных сборов для спортсменов. Он основал школы воспитания спортсменов в таких спортивных обществах как «Крылья Советов», «Динамо» и Московском энергетическом институте, подготовив более ста мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и тысячи разрядников.
Самбо - один из молодых и популярных видов спорта, рожденный в нашей стране и широко культивируемый теперь на международной спортивной арене. Можно сказать, что ни один другой вид родственных спортивных состязаний не сыскал к себе большей популярности, чем самбо.
Первые пособия и руководства по самбо
20-30-е годы ХХ века.
Авторы – В. Спиридонов, И. Солоневич, А. Буценко, Н. Ознобишин
Первый Всесоюзный тренерский сбор
1938 год, июль. Старший тренер сбора Анатолий Харлампиев предлагает культивировать свой, самобытный вид борьбы и выступает с докладом «Основы борьбы вольного стиля»: «…В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных борьб: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской… Наша борьба должна быть самой обширной по средствам победы, поэтому мы не ограничиваемся борьбами, которые культивируются в Советском Союзе, мы заимствуем технику борьбы из других стран…» Харлампиев предлагает систематизировать накопленный временами и народами опыт. Говорит, что за основу победы надо взять бросок из стойки на всю спину – «этим броском противника можно оглушить настолько, что он не встанет». Основным преимуществом зарождающейся борьбы называет её «прикладность».
Первое официальное признание в СССР
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издаёт Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день принято считать днём рождения самбо.
Первый Всесосюзный зачет
1938 год. В комплекс норм ГТО II cтепени, как зачётные дисциплины, включаются спортивная борьба (для мужчин) и самозащита (для женщин).
Первые соревнования и первые чемпионы
1938 год, Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля – матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда.
1939 год, Ленинград. Личное первенство СССР по борьбе вольного стиля. Участвуют 56 человек в восьми весовых категориях. Чемпионы – Н. Куликов, В. Питкевич, Е. Чумаков, А. Будзинский, К. Никельский, И. Пономаренко, К.
Коберидзе, Г. Иванов
1940 год. Первые 16 человек получают звание «Мастер спорта СССР».
Первые герои
1941-1945 годы. Многие спортсмены уходят на фронт, самые опытные остаются в тылу: ленинградец Иван Васильев преподаёт навыки самозащиты десантникам, москвич Николай Гладков обучает бойцов воздушно-десантных войск.



Призёры первых первенств СССР Е. Баев, Н. Сазонов, В. Шейнин, В. Салмин погибают во время сражений. Первый чемпион СССР Евгений Чумаков и ленинградец Иван Васильев проходят всю войну. Основывают школы самбо, прогремевшие на всю страну. Пермяк Леонид Голев возвращается с фронта Героем Советского Союза.
Первая популярная книга о самбо
1949 год. «Борьба самбо». Автор – Анатолий Харлампиев. Книга несколько раз переиздаётся. Единственный учебник того времени.

В главе «Советы начинающим самбистам» Харлампиев пишет: «Занятия по борьбе самбо должны служить в первую очередь воспитанию и подготовке молодёжи – здоровой, политически грамотной, преданной партии Ленина-Сталина и готовой к труду и обороне нашей великой Родины. Поэтому важно, чтобы занимающихся было больше. Поставьте себе задачей: привлечь в секцию самбо не менее трёх своих товарищей».
Первая статистика
1952 год. По статистическим отчётам борьбой самбо в СССР занимается 4 тысячи 437 человек, работает 47 тренеров.


1965 год. Популярность самбо растет. Борьбой занимается более восьмидесяти тысяч человек.
Первые международные старты
1957 год. В Москве проводится товарищеская встреча между советскими самбистами («Динамо», «Буревестник») и венгерскими дзюдоистами («Дожа»). Наши борцы одерживают убедительную победу со счётом 47:1.
1967 год. В Риге стартует I Международный турнир по борьбе самбо. В соревнованиях принимают участие представители пяти стран: Болгарии, Югославии, Монголии, Японии, СССР.


Первое официальное мировое признание
1966 год. Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) официально признала самбо международным видом спорта.
Первое выступление самбистов на Олимпиаде
1961 год. В программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включается дзюдо. Федерация борьбы самбо получает задание – подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов.
1964 год. Олимпиада в Токио. Выступление советских борцов становится сенсацией. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе.
Первые чемпионаты Европы и мира
1972 год. В Риге стартует первый Чемпионат Европы. Выходит постановление о раздельном культивировании в СССР борьбы самбо и дзюдо. Первые чемпионы Европы – В. Кюлленен, А. Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Саито, С. Новиков, В. Кузнецов.
1973 год. Первый чемпионат мира в Тегеране. Команда СССР завоёвывает девять золотых медалей из десяти. Первые чемпионы мира – Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Д. Рудман, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.
Первые женские соревнования
1981 год. В Мадриде проходит первый чемпионат мира среди женщин. Советские спортсменки в соревнованиях участия не принимают.
1987 год. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту издается приказ «О развитии самбо среди женщин». Нижний Тагил принимает первый женский Всероссийский турнир.
Первый фильм о самбо
1983 год. Юрий Борецкий снимает фильм «Непобедимый» об Анатолии Харлампиеве. После выхода фильм в прокат, количество желающих записаться в самбо увеличивается в разы.

Если ты зашел на наш сайт и открыл раздел «О САМБО», значит, тебе это интересно или как минимум любопытно. В любом случае, прочитанное не оставит тебя равнодушным. САМБО - мощное средство самозащиты, физического и духовного воспитания - было изобретено в Советском Союзе и быстро распространилось по всему миру. Самбисты СССР завоевали много медалей высшей пробы не только в САМБО, но и в дзюдо, вольной и классической борьбе, боях без правил. Закончив спортивные выступления и выковав характер, многие самбисты стали крупными учеными, военными и политическими деятелями. Это смелые и самоотверженные люди, которых знает сегодня весь мир.

ИТАК:

САМБО (аббревиатура, образованная от словосочетания «САМооборона Без Оружия») – вид спортивного единоборства и комплексная система самообороны, разработанная в СССР. В САМБО авторы (Анатолий Харлампиев, Василий Ощепков, Виктор Спиридонов) соединили приемы многих национальных видов единоборств, в том числе грузинской чидаобы, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской, финско-французской, вольно-американской, английской, швейцарской борьбы, японских дзюдо и сумо.

История спортивных единоборств

Борьба на заре человечества помогала сохранить людям жизнь и обеспечить себя питанием. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение, и со временем борьба была осознана как средство физического развития и воспитания ценных прикладных навыков.

Первобытные бои стали спортом после возникновения правил их проведения. Первым сведениям о спортивных боях около пяти тысяч лет: они упоминаются в вавилонском и индийском эпосах, китайских летописях, их изображения есть на древнеегипетских барельефах.

В Древней Греции борьба входила в программу древних Олимпийских Игр. Кроме того, она была частью системы физического воспитания детей и юношества, включающей бег на короткие дистанции, прыжки в длину, метание копья и диска. Первые правила соревнований по борьбе были разработаны и описаны основателем Афин - Тезеем.

Традиции древнегреческой спортивной борьбы были оживлены в середине девятнадцатого века во Франции. Этот вид спорта называли сначала французской, затем классической борьбой, сейчас она носит название греко-римской борьбы.

Практически сразу французская борьба попадает в Америку. Здесь ее развитие приобретает новое направление, которое в современном спорте называется вольной борьбой.

Греко-римская борьба с самого начала была включена в программу современных Олимпийских игр, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1886 году. А уже в 1904-м в программу Игр включена вольная борьба.

У каждого народа есть свои национальные виды борьбы. И на территории бывшего СССР их практически столько, сколько народов – в том числе грузинская чидаоба, татарская куреш, карачаевская тутуш, русская борьба в схватку. Все они, а также опыт европейской и азиатской культуры, стали основой для САМБО.

Летопись самбо

1936 год. В Московском институте физкультуры Анатолий Харлампиев защищает дипломную работу, в которой собрал и описал все приёмы, изученные им под руководством Василия Ощепкова и собранные самостоятельно.

1938 год. В Москве проходит 1-й Всесоюзный тренерский сбор, «на который съехались тренеры различных видов национальной борьбы - киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др.» («Красный спорт» 27 июня 1938 г.), и научно-методическая конференция. Старшим тренером сбора назначен ученик Ощепкова Харлампиев.

«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза, - сказал на конференции Харлампиев, - послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля. В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.»

Он добавляет, что в систему привлечены наиболее оригинальные приемы финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо.

Синтезируемая система с первых моментов закладки своего фундамента предполагала ее открытость для всего лучшего и целесообразного, не отдавая приоритета чему-либо одному, а универсальные правила, по мысли Харлампиева, должны были дать возможность борцу любой национальности, применяя свои излюбленные приемы из народной борьбы, а также и другие, наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Именно тогда и был сделан главный вывод: до тех пор, пока будут продолжаться поиски только в области сугубо прикладных, ограниченных по количеству приемов систем самозащиты, никакой реальной самозащиты быть не может. Для этого нужен фундамент, и этим фундаментом должна стать спортивная борьба. (Харлампиев А. А., «Система САМБО»)

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ 633 «О развитии борьбы вольного стиля». «Эта борьба, - сказано в приказе, - сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Этот день и принято считать днем рождения САМБО.

25-26 ноября 1939 года в Ленинграде проводится первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля». «Борьба вольного стиля» - так называлась в то время борьба САМБО.

1940 год. Выходят первые пособия по «борьбе вольного стиля» Н. Галковского и Р. Школьникова. Издаётся учебное пособие для школ НКВД под авторством Виктора Волкова (ученик Ощепкова и Спиридонова) «Курс самозащиты без оружия "САМБО"». Автор попытался объединить наследие учителей и изложил свою концепцию обучения системе защиты и нападения. Благодаря Волкову появилось слово САМБО.

1941-1945 год. Великая Отечественная война прервала проведение соревнований по «борьбе вольного стиля» (борьбе САМБО). Но она же явилась проверкой жизнеспособности САМБО в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные на советской системе самозащиты, с честью защищали свою Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии.

1946 год. «Борьба вольного стиля» получила современное название - САМБО. Формируется понятие о системе САМБО как системе объединяющей борьбу САМБО (спортивный раздел) и самозащиту без оружия «САМБО» (боевой раздел, предназначенный для решения боевых задач).

Создается Всесоюзная секция, возобновляется проведение соревнований и тренерских сборов.

1947 год. Выходят Правила соревнований по борьбе САМБО. (Борьба самбо: Правила соревнований. - M.: «Физкультура и спорт», тип. «Кр. знамя» - 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947). Возобновляется проведение чемпионатов СССР по САМБО, которые проходят регулярно, вплоть до распада СССР в 1991 году.

1948 год. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР впервые утверждает Программу по борьбе САМБО для спортивных секций коллективов физической культуры.

1949 год. Выходит первое издание книги Анатолия Харлампиева «Борьба САМБО». Книга начинается следующими словами: «Приёмы, применяемые в борьбе самбо, в своей технике обоснованы данными науки. В одном случае - целесообразное использование рычагов тела; в другом - применение законов движения цепи звеньев человеческого тела; в третьем - достижение молниеносных движений посредством сложения скоростей и т.д. - во всех случаях в борьбе самбо успех зависит не от случайной находки удачного приёма, а от правильного анализа движений человеческого тела».

Далее в главе, посвящённой тактике, Харлампиев пишет: «В таком сложном виде спорта, как борьба самбо, одной техники, физических и волевых качеств ещё недостаточно для достижения полного успеха в соревнованиях. Тактика во всём её многообразии играет и в отдельной схватке и во всём комплексе соревнований огромную роль. Поэтому в самбо изучению наиболее рациональных способов победы над противником должно быть уделено важное место».

50-е годы XX века для САМБО ознаменовались выходом на международную арену. Всё началось с иностранных студентов, обучавшихся в Советском Союзе.

1953 год. «Воениздат» выпускает для служебного пользования две книги Харлампиева - «Боевые приёмы САМБО» и «Специальные приемы САМБО».

1957 год. Первая официальная встреча самбистов СССР с дзюдоистами Венгрии. На стадионе «Динамо» в Москве борцы Советского Союза одержали убедительную победу со счётом 47:1 над последователями японской борьбы. Наши самбисты в этой встрече боролись по правилам дзюдо. Образована первая зарубежная федерация самбо - Федерация борьбы самбо Народной Республики Болгарии.

1958 год. Проходит первый чемпионат Народной Республики Болгарии по борьбе самбо - это первый турнир такого уровня за рубежом. В Бельгии на брюссельской всемирной выставке «Экспо-58» проходит демонстрация приёмов САМБО.

1962 год. В Федерации САМБО СССР организована секция дзюдо. Самбисты продолжают активно готовиться к Олимпийским играм 1964 года в Токио, где дебютирует дзюдо.

1965 год. В Японии создаётся Федерация САМБО.

1966 год. На Конгрессе ФИЛА, который проходил в американском городе Толидо, борьба САМБО признаётся международным видом спорта. В Советский Союз впервые приезжает команда японских самбистов. Гости не смогли выиграть ни одну из четырех матчевых встреч.

1967 год. В Риге прошел первый международный турнир дружбы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Югославии, Монголии, Японии и СССР. С этого года международные соревнования регулярно проходят в разных странах мира.

1970 год. Давид Львович Рудман основывает в Москве школу «САМБО-70».

1971 год. САМБО включено в Спартакиаду народов СССР.

1972 год. В СССР, в Риге, проводится первый открытый чемпионат Европы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, СССР, Югославии, Ирана, Монголии, Японии.

1973 год. Первый чемпионат мира по самбо проходит на стадионе Фарах в Тегеране. В этих соревнованиях участвовали спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, Италии, Югославии, СССР, США, Ирана, Монголии, Южной Кореи и Японии.

1976 год. Выходит в свет книга легендарного мастера самбо Евгения Михайловича Чумакова «Тактика борца-самбиста», где автор отмечает: «Чтобы успешно составлять план действий, борцу нужны знания и опыт. Он должен уметь оценивать возможности свои и своих противников, иначе не сможет выбрать правильную тактику и реализовать её. Тактика - это и искусство, и одновременно наука. В борьбе самбо накоплен значительный опыт применения тактических действий, который в последние годы интенсивно суммируется и систематизируется».

1977 год. Первый Кубок мира разыгрывается в Испании в г. Овьедо. Проходит первый пан-американский чемпионат по САМБО (Puerto Rico).

1979 год. Выходит первая книга по самбо для детей. Автор Давид Рудман начинает ее словами:«Дорогой друг! Я не знаю сколько тебе лет и знаком ли ты с борьбой самбо. Но ты взял в руки эту книгу и начал её читать». И чуть ниже: «Не жди от меня сверхъестественных рецептов и таинственных секретов. Самый сверхтаинственный рецепт давно раскрыт. Спорт - это труд! Ты хочешь стать самбистом. Прекрасное желание. Но одного желания мало. Можно, лежа на диване, читать книги по самбо и мечтать стать чемпионом. Можно много и умно говорить о борьбе и знать названия всех приёмов. Но так и не уметь ничего делать. Поэтому надо работать много, самоотверженно, разумно. Искать, ошибаться, проигрывать и побеждать. И верить, сильно верить в себя, в свой характер, в свою волю».

1981 год. САМБО включено в Боливарские игры (Южная Америка).

1982 год. В Москве проходит первый международный турнир по борьбе самбо «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева». Этот турнир уже стал традиционным. САМБО включено в программу Cruz del Sur Games (Южная Америка, Аргентина).

1983 год. В Мадриде прошел первый чемпионат мира по борьбе самбо среди женщин. САМБО включено в программу Пан-американских игр.

1984 год. Подписан указ о развитии САМБО среди женщин в СССР. На учредительном Конгрессе в Бильбао (Испания) создана Международная любительская Федерация самбо, International Amateur Sambo Federation (FIAS / ФИАС), которая в 2001 году на очередном Конгрессе была переименована во Всемирную Федерацию САМБО, World Sambo Federation (WSF). Первым президентом FIAS избран испанец Фернандо Компте (Fernando Compte). Первым вице-президентом был избран Джон Хенсон (J. Henson) из Соединённых Штатов Америки.

1985 год. FIAS была включена в GAISF (AGFIS). GAISF - Всемирная ассоциация международных спортивных федераций / General Association of International Sports Federations)

1986 год. В Токио (Япония) проводится первый Кубок Азии по САМБО.

1987 год. Впервые Кубок мира по САМБО проходит на территории Африки, Касабланка (Марокко).

1989 год. Первый чемпионат мира среди юношей Нью-Джерси (США).

1997 год. В России в Международной Академии САМБО (г. Кстово) проходит XXI чемпионат мира по САМБО. Впервые за историю существования Международной любительской Федерации САМБО её возглавляет россиянин Михаил Тихомиров.

2001 год. На очередном Конгрессе Международной любительской Федерации самбо (FIAS/ФИАС), который проходил в России в городе Красноярске, было принято решение переименовать Международную любительскую федерацию САМБО, International Amateur Sambo Federation (FIAS/ФИАС) во Всемирную Федерацию самбо, World SAMBO Federation (WSF/ВСФ).

Виды самбо

Хотя изначально самбо развивалась как единая система, в настоящее время можно выделить три версии самбо:

– Спортивное самбо – это спортивное единоборство, близкое дзюдо. Однако самбисты носят куртку с «крылышками» и с прорезями для пояса, вместо штанов – шорты, а на ногах – «самбовки».

Для поединка выбирают круглый ковер вместо квадратного в дзюдо. В самбо можно делать болевые приемы на ноги, но нельзя проводить удушающие приемы, а в дзюдо – наоборот. Кроме того, в дзюдо и самбо совершенно разные системы подсчета очков.

– Искусство самообороны. Эта форма аналогична айкидзюцу, джиу-джитсу и айкидо. Приемы рассчитаны на отражение атаки как вооруженного, так и невооруженного противника.

– Боевое самбо – система, разработанная и приспособленная для нужд армии и полиции. Боевое самбо включает в себя приемы с применением оружия и без него.

Соревнования по боевому самбо напоминают современные поединки по смешанным боевым искусствам («бои без правил») и включают в себя широкое использование ударов, захватов и бросков.

80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.

Уроки русских пластунов

Раз в постановлении шла речь о создании секций, значит, к этому времени уже было что и кому преподавать. Действительно, сама «борьба вольного стиля» возникла раньше, а в 1938 году лишь была «узаконена», правда, термин «самбо», то есть самозащита без оружия, тогда еще не употреблялся, он официально появится только в 1947 году. Хотя еще в 1920-е годы возникло сокращение «самоз» - так называлась система приемов, разработанная Виктором Спиридоновым. Это был один из выдающихся русских «рукопашников», создателей нескольких систем самообороны, которые легли в основу того боевого искусства, которое впоследствии станет именоваться самбо. С него и начнем.

О юности Виктора Афанасьевича известно немного. Начинал службу в императорской армии вольноопределяющимся в 17 лет, окончил Казанское военное училище, уже офицером сражался в японскую, имел несколько боевых орденов. Видимо, тогда понял прикладное значение боевых искусств, всерьез увлекся джиу-джитсу и боксом. В мировую войну был на фронте, демобилизован после тяжелой контузии. После революции Спиридонов стал начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции и одним из основателей общества «Динамо», возглавив созданную по его инициативе секцию нападения и защиты без оружия. Проводил семинары, читал лекции, устраивал показательные выступления в цирке. По слухам, трибуны всегда были переполнены, а успех - огромен. Написал несколько методических пособий по рукопашному бою под грифом «секретно», самое полное из них, вышедшее в 1933 году, называлось «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения».

В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.

Спиридонов - совершенно отдельная веха в развитии самбо. Он шел своей дорогой, опираясь на опыт русских бойцов-пластунов, японские боевые искусства, бокс, сават, классическую или французскую борьбу. Его система была исключительно прикладной, в ней в основном были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа. Это далеко от спорта, но и в современном самбо есть боевой раздел. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.

Ветер с востока

Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, - это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, - Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано - человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.

В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.

Третий, заключительный бой в противостоянии Мохаммеда Али и Джо Фрейзера состоялся в 1975 году в Маниле, Филиппины, и завершился победой Али. В историю бокса поединок вошел как один из самых жестоких в истории супертяжелого веса

Фото: Getty Images/ Bettmann/Contributor


Бой Майка Тайсона против Леннокса Льюиса в 2002 году завершился победой Льюиса нокаутом в 8-м раунде в 12-раундовом бою. Этот бой был признан одним из самых дорогих и в тоже время скучных боев в истории бокса


Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера

Фото: Global Look Press/Marcel Thomas

Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег - не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии - предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.

В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств - армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.

Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.

С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе - для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.

К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье - враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался - то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.

Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).

Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.

Рождение самбо

Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова - В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова - Анатолия Харлампиева.

Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима - Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.

Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы - книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» - учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.

Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.

Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта - «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).

В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев - 16 ноября - обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать - утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова - ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.

Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название - «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.

Мифы и реальность

В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.

Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.

На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог - четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.

Главное, что отличало всегда русский поединок, – это гуманность по отношению к противнику. В системе русского рукопашного боя никогда не было приемов, специально придуманных для того, чтобы убить или покалечить противника. Русское боевое искусство, таким образом, – это отражение гуманного русского духа, облагороженного Православной верой и свойственного нашему народу. В добром намерении и направлении силы – мощь и непобедимость русского народа.

«Мы русские, и с нами Бог!» – говорил непобедимый Суворов. Это спокойное мужество и благородство русской силы и стремятся уничтожить антироссийские идеологи, внедряющие восточные единоборства, основанные на жестокости, проповедующие чуждый нам западный индивидуализм, где ради сохранения собственной жизни надо убить ближнего или отобрать у него последнее.

Мы должны гордиться тем уникальным явлением, имя которому Русский рукопашный бой. И одной из начальных его систем является борьба САМБО.

Предыстория развития САМБО

Для тех, кто поверхностно знаком с самбо, характерны высказывания: «Самбо – это то же, что и дзюдо!», «Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)». Так могут говорить те, кто видит только «верхушку айсберга». Основание борьбы самбо связано с именем знаменитого исследователя и практика борьбы XX века Анатолия Харлампиева. Он был родом из знаменитой династии борцов, атлетов и кулачных бойцов.

Для Харлампиевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Георгий Яковлевич (1861-1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетической гимнастикой. Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы – кулачных боев, проводившихся на берегу или льду Днепра.

Его сын, Аркадий Георгиевич Харлампиев вырос в такой семье, однако стал… художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. В свободное время Аркадий Георгиевич подрабатывал в цирке в качестве акробата и борца, чтобы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогала ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев.

Иван Васильевич Лебедев, более известный как «профессор атлетики» или просто «дядя Ваня», первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915). В книге изложены приемы только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской борьбы «джиу-джитсу».

Учась в Парижской академии, после занятий Аркадий Харлампиев направлялся в «Бокс-клуб». В совершенстве владея приемами кулачного боя, он легко освоил английский бокс и уже через несколько месяцев выступал на ринге под именем Шарль Лампье. Победы русского Шарля следовали одна за другой. По окончании Академии он вернулся в Москву, где выступил как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер. Кроме борьбы Аркадий Харлампиев увлекался альпинизмом и даже участвовал в восхождении на пик Сталина (впоследствии пик Коммунизма, ныне – пик Исмаила Сомони).

С начала Первой Мировой войны Аркадий Харлампиев ушел на фронт, где, как писали газеты, считался пропавшим без вести. Однако через несколько лет, после побега из плена и госпиталя, спортсмен снова появляется во Франции и выступает на ринге под уже известным нам именем. Снова победные бои, шумный успех, поездка в буржуазную Эстонию и тренерская деятельность в ней. В 1922 году при помощи бывшего председателя Военно-революционного комитета Н.И. Подвойского Харлампиев снова возвращается, в уже Советскую, Россию.

В семье Харлампиевых бережно хранится архив, начало которого было положено Аркадием Георгиевичем, собиравшим книги по различным видам единоборств и боевых искусств. В середине 20-х годов Аркадий Георгиевич разрабатывает более десятка программ по физическому воспитанию для техникумов и институтов; в этих программах значительное место занимает обучение самообороне.

Вскоре после этого, по состоянию здоровья, Аркадий Харлампиев заканчивает свои выступления на ринге и начинает тренерскую и научную деятельность. Сыновья Аркадия Георгиевича, окончив курсы инструкторов физической культуры, начинают работать под руководством отца в ОСМКС (Общество строителей Международного Красного стадиона). Сыну Анатолию отец поручает для организации и проведения массовых действий поиск и обработку игр, как известных, так и позабытых.

В его конспектах (1922-1925) наряду с лаптой и городками появляются описания русской, татарской, цыганской и других видов народной борьбы. Именно с этого момента начинается разработка новой системы самозащиты.

В 1929 году Аркадий Георгиевич приводит Анатолия в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии), где работал в то время, и знакомит его со своим другом, тренером по дзюдо Василием Сергеевичем Ощепковым, широко эрудированным педагогом и знатоком, на практике изучившим секреты японской борьбы в Институте Кодокан. Подлинный профессионал, Ощепков был прекрасно знаком с различными видами единоборств и системами боевых искусств и преподавал то, что знал лучше всего. В сборнике материалов по учебным дисциплинам, изданном в 1934 году, он дает методику и тактику боевого искусства джиуджитсу, а также приводит правила по спортивному дзюдо.

Известен интересный факт: Василий Ощепков был одним из первых выпускников Токийской духовной семинарии, основанной архиепископом Николаем Японским при Японской духовной миссии. Рано оставшись без родителей, волей судьбы Вася Ощепков еще мальчиком попал в Японию, где и остался при Токийской миссии. На занятия единоборствами Василия Ощепкова благословил сам святитель Николай.

Ощепков ученик токийской духовной семинарии

Огорченный вестями о сокрушительных поражениях русских в войне с Японией, Владыка Николай видел одну из главных причин неудач Русской армии в неподготовленности солдат к рукопашному бою.

Со временем, по состоянию здоровья, Василий Сергеевич ограничивает свою тренерскую деятельность и передает организованную им секцию дзюдо во Дворце физической культуры «Крылья Советов» своему ученику Анатолию Харлампиеву, в то время еще студенту. В 1935 году Анатолий Харлампиев возглавил Московскую городскую секцию, а в 1937 году его избрали членом Президиума Всесоюзной секции дзюдо.
В эти годы Анатолия ждали суровые испытания. Отец его, страдавший тяжелой болезнью – пиелонефритом, которую он получил еще во время участия в Памирской экспедиции, летом 1936 года скончался. Год спустя, 2 октября 1937 года, арестовали по обвинению в шпионаже тренера и учителя Харлампиева В.С. Ощепкова. 10 декабря, находясь в предварительном заключении в застенках НКВД, он умер от сердечного приступа.

Борьба вольного стиля

Пережив смерть отца и наставника, Харлампиев с еще большей ревностью взялся за дело, начатое ими. Поначалу об исследовательской деятельности Анатолия Аркадьевича не знали даже его ученики, принимавшие предлагаемый им на тренировках учебный материал за «чистое дзюу-до».

1938 год является значимой вехой не только в деятельности Анатолия Харлампиева, но и в истории самозащиты и спортивной борьбы. Подготовив проведение первенства Москвы и успешно участвуя в нем, Харлампиев получает предложение со стороны ВКФКиС при СНК СССР (Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров) возглавить 1-й Всесоюзный сбор по дзюдо.

Харлампиев с обычным для него энтузиазмом приступил к организации тренерского сбора, но не по дзюдо… «Борьба вольного стиля» – так была названа новая система самозащиты в советской печати и официальных документах. Анатолий Харлампиев познакомил участников конференции с багажом знаний, которые он успел собрать и систематизировать к этому времени.

В предлагаемой СИСТЕМЕ использовалось все самое лучшее и целесообразное из национальных видов борьбы и различных систем самозащиты, а универсальные правила давали возможность борцу любой национальности наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Василий Сергеевич Ощепков c учениками

16 ноября 1938 года ВКФКиС издал Приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день стал днем рождения борьбы САМБО. В 1939 году проходит первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля».
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война приостановила развитие самбо, но она же явилась проверкой новой борьбы на жизнеспособность в экстремальных условиях. Спортсмены и тренеры с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии, с успехом применяя полученные знания и навыки, которые нередко спасали им и их товарищам жизнь. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград.

Анатолий Харлампиев почти с самого начала войны пошел добровольцем на фронт, дошел до Кенигсберга (Калининграда) и закончил войну на Дальнем Востоке. На каком бы участке фронта он ни был, везде с успехом применял на практике полученные знания и накопленный боевой опыт. Анатолий Аркадьевич был награжден правительственными наградами – орденом Красной звезды и многими медалями. Заканчивал он войну в звании старшего лейтенанта.

Развитие САМБО в послевоенное время

После войны А.А. Харлампиев работает в Спортивном обществе «Динамо», где в 20-30-е годы культивировалась на основе джиуджитсу система самозащиты Спиридонова, которая носила названия «САМ», «САМОЗ», «Самозащита без оружия». Последнее название перешло и на систему, созданную Харлампиевым. Более правильной является расшифровка аббревиатуры САМБО как система САМозащиты и БОрьбы. Таким образом, спортивная борьба самбо является составной и неделимой частью всей системы САМБО.

В послевоенный период популярность спортивной борьбы самбо росла, число приверженцев ее увеличивалось, так как самбисты легко побеждали борцов, которые владели только каким-нибудь одним видом национальной борьбы.

В начале 50-х годов руководство «Динамо» решило сделать спортивную борьбу самбо ведомственным видом спорта. Анатолий Харлампиев на это пойти не мог, так как видел дальнейшее развитие системы самбо исключительно в его массовости. В марте 1953 года Харлампиев подает рапорт об увольнении в запас и поступает на работу в качестве преподавателя кафедры физического воспитания Московского энергетического института. В очень короткий срок он становится доцентом кафедры, а его ученики завоевывают призовые места на соревнованиях всех уровней.

В 1969 году А.А. Харлампиев принял непосредственное участие в организации деятельности клуба «Десантник» в Хамовническом районе Москвы. В дальнейшем этот клуб преобразовался в клуб самбо имени А.А. Харлампиева, который продолжает до настоящего времени традиции первого тренера и создателя системы самбо.

За четверть века работы в МЭИ Анатолием Харлампиевым было воспитано, что называется, «с нуля» более 70 мастеров спорта, что само по себе уникально. Половина из них стали впоследствии кандидатами и докторами технических наук.

Популярность САМБО в мире

Признание приоритета отечественной системы борьбы привело к прекращению на время культивирования дзюдо в СССР. К тому же дзюдо стало считаться запрещенной системой, пропагандируемой «японскими милитаристами».

Здесь нужно отметить, что, происшедшее от дзюдо, самбо со временем, накапливая и вбирая в себя опыт разных единоборств, стало значительно превосходить своего предшественника. Несмотря на это, в начале 60-х годов, из-за преобладания в советском спорте финансовой стороны над профессиональной, в печати стали появляться публикации типа: «От джиу-джитсу к самбо», «Самбо – переименованное дзюдо». Основателями самбо объявлены Спиридонов и Ощепков, а имя Харлампиева отодвинуто на второй план. Соревнования проводились не по самбо, а по дзюдо, на развитие которого стали выделяться значительные суммы.

Показательно то, что первая самостоятельная федерация самбо появилась не в России, а в Болгарии (1957), потом в Японии (1965) и в Испании (1972). В 1972 году в Риге был проведен Первый чемпионат Европы по спортивной борьбе самбо, в 1973 году состоялся Первый чемпионат мира в Тегеране, а Кубок мира прошел в Овьедо в 1977 году. Несмотря на сопротивление со стороны чиновников от Спорткомитета, ученики Харлампиева из МЭИ при поддержке Правительства города Москвы организовали в 1981 году проведение в Москве Всесоюзных мемориалов.

В 1996 году борьба самбо вышла на мировую арену и была признана на конгрессе Международной федерации спортивной борьбы (ФИЛА) оригинальным и самостоятельным международным видом спорта, наряду с вольной и греко-римской борьбой. Генеральный секретарь ФИЛА Фернандо Компте, комментируя свою горячую симпатию к этому виду борьбы, сказал:

«САМБО – самый демократичный, самый доступный, самый динамичный и потому самый современный вид борьбы. Именно этим объясняется такой быстрый рост его популярности».

В марте 2001 года проведен очередной XXII Международный турнир по самбо «Мемориал Харлампиева». Спортивная борьба самбо в ближайшее время станет по праву олимпийским видом спорта и войдет в программу игр.

Непобедимое оружие

Приверженцы различных видов спортивной борьбы и боевых искусств часто заявляют, что только их вид единоборства универсален и обладает существенными преимуществами перед другими. Сам Харлампиев дает такую характеристику своей системы:

«Что лучше, САМБО или дзюдо, САМБО или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. Система САМБО впитала в себя все лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты».

Борьба самбо является одним из культурных символов нашей Родины, который мы можем и должны использовать. Она родилась в России и, являясь достоянием нашего многонационального народа, открыта для дальнейшего развития и совершенствования. Ее возрождение должно послужить объединению и сплочению Российского государства, вернуть бывшей великой империи ее непобедимое оружие – русский рукопашный бой. Уместно здесь вспомнить слова известного практика и теоретика «Русского стиля» А.А. Кадочникова:

«Рукопашный бой – это невидимое оружие, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать до тех пор, пока человек жив».

И овладеть им по мере сил может и должен всякий, кто считает себя гражданином, ответственным за свою жизнь и благополучие своих ближних. Нужно также помнить о непременном условии успешности использования этого оружия: доброе направление воли человека, использующего приемы рукопашного боя. Иначе оно может обернуться против него:

«Все, взявшие меч (со злым намерением), мечом погибнут», – говорит Господь (Матф. 26:52).



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка