Военно спортивная игра в школе сценарий. "зарница" - сценарий военно-спортивной игры для уч-ся начальной школы

Цель: Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.
Задачи:

  • Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях. (навыки гражданской обороны)
  • Обучение школьников оказанию первой медицинской помощи в экстремальной ситуации.
  • Развитие и укрепление физической подготовки школь­ников.

Условия проведения и требования к участникам

Военно-спортивная игра «Зарница» проводится для учащихся МБОУ «Густомойская средняя общеобразовательная школа» на территории школы с. Густомой.

Для участия в школе сформированы 2 команды по 16 человек в каждой. В игре принимают участие дети 2 – 8 класса + классные руководители. Требования по форме одежды - закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки).

Основные этапы игры и их содержание

Игра построена в форме военно-спортивной эстафеты, где команды, продвигаясь по трассе, маршрут которой указан на карте. На маршруте находятся контрольные пункты — КП. На КП находится ведущий этапа, который сообщает содержание этапа и фиксирует правильность его выполнения. Отметку о выполнении этапа посредник заносит в маршрутный лист.

Построение

Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу под звуки торжественного марша. Поздравительные слова директора школы, приглашенных на «Зарницу.

Из истории : Во время холодной войны в СССР в школах шло военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ежегодно организовывались смотры песни и строя, военизированные игры, уроки военного дела, военно-спортивные лагеря.

Этап 1. «Поиск карты» (Ветчинов Н.В.)

3 разведчика от каждой команды ведут поиск спрятанных пакетов по азимуту. Их цель — найти пакет с шифровкой и вернувшись в расположение команды разгадать ее согласно шифру по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я). Если все выполнено правильно, то команда получает карту маршрута.

Алфавит русский нумерованный (пронумерованный) по порядку.
А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е 6 Ё 7
Ж 8 З 9 И 10 Й 11 К 12 Л 13 М 14
Н 15 О 16 П 17 Р 18 С 19 Т 20 У 21
Ф 22 Х 23 Ц 24 Ч 25 Ш 26 Щ 27 Ъ 28
Ы 29 Ь 30 Э 31 Ю 32 Я 33

Этап 2. Туристическое многоборье «Один за всех, все за одного» (Восков А.А.)

(время и правильность выполнения этапа)

  • переправа по бревну;
  • преодоление рва;
  • преодоление «болота» по кочкам;
  • паутина — каждый участник по очереди проползает по участку 6 метров по-пластунски под натянутыми веревками.
  • бег 60 метров с туристическими рюкзаками
  • завязывание туристических узлов (прямой, встречный, восьмерка, схватывающий)
  • перетягивание каната
  • установка туристической палатки

Этап 3. «Меткий стрелок» (Латкина Л.В.)

Стрельба из пневматической винтовки, стоя по мишеням №6, /расстояние 8 -10м. Оценивается среднеарифметическим из набранных очков.

Этап 4. «Топография»

Принимают участие вся команда. Участникам дают карту с топографическими знаками. За определенное время надо написать их название.

Этап 5. «Подносчики боеприпасов» (Воскова Л.М.)

На поле отмечается флажками стартовая линия и в 45 м от нее флажки. Для данного этапа заблаговременно подготовлены 2 «патронных» ящика весом 8 кг каждый. С каждого отделения соревнуются группа по 4 человека. 1 гр. тащит «патронный» ящик 15 м, затем их сменяет 2 гр. /15м/, затем третья. Выигрывает команда, первая доставшая «боеприпасы» на линию финиша. За нарушение правил участники штрафуются очками.

Этап 6. «Химическая атака» (Несинова М.В.)

Соревнование начинается с надевания противогазов. Каждый участник имеет противогаз с собой. Далее дается команда «Внимание, газы» и, надев противогазы, участники команд по очереди бегут до флажка, расположенного на расстоянии 15 метров и возвращаются передать эстафету следующему участнику команды.

Этап 7. «Санитарные посты» (Горченко И.В.)

В конкурсе участвуют все члены команды. Конкурс проходит в 3 этапа. Команда выходит на старт с оснащением, необходимым для оказания ПМП.
1 этап. Санитары. Рассказать, какую первую помощь нужно оказать, если у вашего товарища:

  • Разбитый нос.
  • Ссадина на колене.
  • Синяк или «шишка» на лбу.
  • Легкий обморок.

2 этап. Оказание ПМП при переломе бедра. Транспортировка больных в пункт сбора.
3 этап. Оказание ПМП при венозном кровотечении .

Этап 8. «Метание гранаты на дальность» (Восков А.А.)

Этот пост проходят бойцы обеих команд (3 парня, 3 девушки). Учитывается лучший результат (юноши — 500гр., девушки-500гр.)

Этап 9. «Гранатой в цель» (Восков А.А.)

Для игры используются гранаты 200 г.. Метание проводят по двум квадратам, вычерченным на земле один в другом, размером — внутренний -1 * 1 м и внешний 3*3 м. расстояние для метания гранаты 15 м. Каждый участник бросает одну гранату в цель с положения «стоя».

Этап 10. «Кто быстрее и вкуснее» (Сычева А.В.)

Правильно организовать место для кострища. Разжигание костра и вскипячение воды в котелке.В соревновании участвуют по 4 повара из каждой команды.

Оцениваются:

  • быстрота разжигания костра;
  • время закипания воды.

Этап 11. «Боевой листок» и «Символы России» (Рязанцева В.Н.)

1. Команды создают«Боевой листок».

2. Участникам команд необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.

  • Государственный гимн Российской Федерации
  • Государственный герб Российской Федерации
  • Государственный флаг Российской Федерации

3. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 5 — 6 минут.

Этап 12. «Войсковые звания» (Холмакова А.В.)

Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Лучший балл — за правильность последовательности званий и большее количество званий.

Этап 1 3 . «Военный эрудит» (Турчанинова Е.Н.)

Принимают участие вся команда. Участником за определенное время нужно ответить на вопросы связанные с военной службой.

Этап 1 4 . Музыкальный — «Инсценировка военной песни» (Бормотова С.И.)

Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.

Жюри судит конкурс по следующим критериям:

  • оригинальность оформления;
  • массовка;
  • аранжировка;
  • качество выступления
  • выбор песни.

Подведение итогов конкурса

Судьи в составе трех преподавателей оценивают результат каждого конкурса и подводят итог. Победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками. Также награждаются команды-победители каждого этапа конкурса.

Зарница – «Ликвидации объекта»

(военизированная игра зимой на улице)

В назначенное время в школу подходят участники игры. Они разделены на две армии. У каждого пришиты погоны, у одних красного цвета - красная армия, у других синего - синяя армия. В каждой армии назначены командиры. Перед началом игры армии строятся во дворе школы в две шеренги друг против друга. С каждым взводом (классом) классные руководители. Каждую армию ведет инструктор из числа подготовленных старших ребят.

Главнокомандующий дает пояснения:

    Марш-бросок 1 км по незнакомой местности по снегу.

    На пути следования встретятся различные препятствия: минное поле (10 шт. мин); река, через которую нужно переправиться по бревну, объект «Государственная граница», санитарный пост, поляна сражений, круг состязаний, полевая кухня.

    Конечная цель марша - военный объект. Это поляна сражений и круг состязаний.

5. В войне могут быть и потери. Если кому-то из бойцов удастся сорвать погоны с противника, такой игрок считается убитым и выбывает из игры.

6. Каждая армия движется к объекту своим маршрутом.

Армии вытягиваются в колонну по одному. Впереди командиры.

    Станция «государственная граница»

Учащимся предлагается нарисовать на снегу флаг России краской, разведенной в бутылках-брызгалках. Оценивается правильность выполнения задания и скорость.

    Станция «Минное поле»

Ведущий поясняет, что вместо мин в снег закопаны 20 воздушных шариков, двух цветов. Идти дальше игроки не могут, пока не разминируют дорогу. Ребята берут сучки и, пользуясь ими как щупами, ищут мины. Надо найти 10 шариков, чтобы цвет соответствовал цвету погон, если находят шарик не своего цвета, закапывает обратно. Кто наступил на шарик, считается убитым.

    Станция «Переправа».

Огромное дерево на берегу условной реки, обозначенной флажками. Длина 3 метра. Команда должна перейти по бревну, держась за руки. Кто упал, тот считается убитым.

    Станция «Санитары»

В каждой команде выбираются санитары 2 человека и один раненый, на старте санитары должны оказать ПМП при ранении в голову и доставить пострадавшего в госпиталь, который находится на расстоянии 10м. (Применяются подручные средства или санки)

    Станция «Поляна сражений»

    Перед началом сражения участники заготавливают дрова.

    Организаторы подготавливают место проведения игры: определяют границы территории (форма: вытянутый прямоугольник); находят или делают 2 костровых места (в противоположных концах поля), вокруг которых ветками и брёвнышками выкладывают границу. Размеры территории зависят от количества играющих, диаметр границы вокруг костра – от возраста (чем старше дети, тем больше расстояние от границы до костра).

    Участники собираются в центре поля сражений. Главнокомандующий даёт вводную: разжечь костер, сделать укрепление из снега.

    Чтобы победить соперников, нужно потушить вражеский огонь снежками из своего укрепления, не пересекая центральной линии, защищая при этом свой костер. Для начала атаки подается сигнал и включается секундомер. На снежную атаку дается 20 минут.

    Станция «Круг состязаний»

Как только костер потушен, объявляется «рукопашный бой» за флаг армии. Армии выстраиваются на противоположных сторонах «Круга сражений», по сигналу участники могут начать нападение. Отрывая погоны у противников. Участник с одним погоном считается раненым, без погонов – убитым, выбывая из игры. Главная задача – защитить свой флаг. Применять грубую силу – запрещено! Победителем считается та команда, которая сумела отвоевать флаг противника, но сохранить своё знамя.

Общий итог сражений подводится по всем испытаниям вокруг «Костра дружбы», на «Полевой кухне» готовятся «печенки».

Кирсаненко Андрей Николаевич

учитель физической культуры

МОБУ СОШ №21

г. Таганрог

Сценарий спортивно-патриотический игры «Зарница»

ЦЕЛЬ:

    Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.

ЗАДАЧИ:

    Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях. (навыки гражданской обороны)

    Обучение школьников оказанию первой медицинской помощи в экстремальной ситуации.

    Развитие и укрепление физической подготовки школь­ников.

2. Условия проведения и требования к участникам

Военно-спортивная игра «Зарница» проводится для учащихся МБОУ СОШ №21 г. Таганрога на территории школы.

Для участия в школе сформированы 4 команды. В игре принимают участие дети 10-11 классов + классные руководители. Требования по форме одежды - закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки).

3. Основные этапы игры и их содержание

Игра построена в форме военно-спортивной эстафеты, где команды, продвигаясь по трассе, маршрут которой указан на карте. На маршруте находятся контрольные пункты - КП. На КП находится ведущий этапа, который сообщает содержание этапа и фиксирует правильность его выполнения. Отметку о выполнении этапа посредник заносит в маршрутный лист.

Ход игры:

Звучит маршевая музыка, дети подготовительных групп под руководством командира отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру.

Затем под торжественную музыку выходит генерал.

«Генерал»: Здравие желаю, товарищи, бойцы!

Дети: Здравствуйте!

Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети: Готовы!

«Генерал»: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов,

доложить о готовности. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!

Командир отряда “Снайперы”: Отряд равняйсь, смирно!

Командир

Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Петров Саша. Рапорт сдан!

«Генерал»: Рапорт принят!

Командир отряда “Снайперы” становится в строй.

«Генерал»: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!

Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!

Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Лавриненко Валера. Рапорт сдан!

«Генерал»: Рапорт принят!

Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.

«Генерал»: Командиру отряда “Юнармейцы” сдать рапорт!

Командир отряда “Юнармейцы”: Отряд равняйсь, смирно!

Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

Товарищ генерал! Отряд “Юнармейцы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Смола Андрей. Рапорт сдан!

«Генерал»: Рапорт принят!

Командир отряда “Юнармейцы” становится в строй.

«Генерал»: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться планом, где синим цветом, обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение, красным цветом обозначено место, где вы найдёте пакет с документами, стрелками показан путь, по которому вам нужно передвигаться. Когда вы найдёте документ, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута.

Командиры подходят к генералу и берут планы.

«Генерал»: Отрядам приступить к выполнению задания.

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

I .Основные этапы игры.

Этап 1. «Поиск карты заданий»

Этап 3. «Меткий стрелок»

Этап 4. «Топография».

Этап 5. «Подносчики боеприпасов»

Этап 6. «Химическая атака».

Этап 7. «Санитарные посты».

Этап 8. «Метание гранаты на дальность».

Этап 9. «Гранатой метко в цель".

Этап 10. «Кто быстрее и вкуснее».

Этап 12. «Войсковые звания».

Этап 13. «Военный эрудит».

Этап 14. «Инсценировка военной песни».

Подведение итогов конкурса и награждение

Ход мероприятия.

Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу под звуки торжественного марша. Поздравительные слова директора школы, приглашенных на «Зарницу. Во время холодной войны в СССР в школах шло военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ежегодно организовывались смотры песни и строя, военизированные игры, уроки военного дела, военно-спортивные лагеря. Игра «Зарница» – это соревнования команд с элементами военных учений и спортивной подготовки. Игра имела массу вариантов, но направлена была на начальную военную подготовку школьников.

I. Основные этапы игры.

Этап 1. «Поиск карты»
3 разведчика от каждой команды ведут поиск спрятанных пакетов по карте. Их цель - найти пакет с шифровкой и вернувшись в расположение команды разгадать ее согласно шифру по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я). Если все выполнено правильно, то команда получает карту маршрута.

Алфавит русский нумерованный (пронумерованный) по порядку.

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13

М 14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х 23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

Ы 29

Ь 30

Э 31

Ю 32

Я 33

Этап 2. Туристическое многоборье «Один за всех, все за одного»

(время и правильность выполнения этапа)

    переправа по бревну;

    преодоление рва;

    преодоление «болота» по кочкам;

    паутина - каждый участник по очереди проползает по участку 6 метров по-пластунски под натянутыми веревками.

    бег 60 метров с туристическими рюкзаками

    завязывание туристических узлов (прямой, встречный, восьмерка, схватывающий)

    перетягивание каната

    установка туристической палатки

Этап 3. «Подбить танк»


Броски теннисного мяча по танкам, расстояние 8 -10м. По два броска каждый. Оценивается среднеарифметическим из набранных очков.

Этап 4. «Топография».

Принимают участие вся команда. Участникам дают карту с топографическими знаками. За определенное время надо написать их название.

Этап 5. «Переправа» (4 юн. 4 дев)
На поле отмечается флажками стартовая линия и в 20 м от нее флажки. С каждого класса соревнуются группа по 4 юноши и 4 девушки. Необходимо перенести девушек на другую сторону поля. Выигрывает команда, которая первая перенесла девушек на линию финиша. За нарушение правил, участники штрафуются очками.

Этап 6. «Химическая атака». Участвуют 10 человек.
Соревнование начинается с надевания противогазов. Каждый участник имеет противогаз с собой. Далее дается команда «Внимание, газы» и, надев противогазы, участники команд по очереди бегут до флажка, расположенного на расстоянии 15 метров и возвращаются передать эстафету следующему участнику команды.

Этап 7. «Санитарные посты». (вся команда)
В конкурсе участвуют все члены команды. Конкурс проходит в 2 этапа. Команда выходит на старт с оснащением, необходимым для оказания ПМП.


1 этап. Санитары. Рассказать, какую первую помощь нужно оказать, если у вашего товарища: ………

2 этап. Оказание ПМП при переломе бедра. Транспортировка больных в пункт сбора.

Этап 8. «Метание гранаты на дальность».

Этот пост проходят бойцы обеих команд (3 парня, 3 девушки). Учитывается лучший результат (юноши - 500гр., девушки-500гр.)

Этап 9. «».

Правильно организовать место для кострища. Разжигание костра и вскипячение воды в котелке. В соревновании участвуют вся команда.

Оцениваются:

    быстрота разжигания костра;

    время закипания воды.

Этап 11. «Боевой листок» и «Символы России».

1. Команды создают«Боевой листок».

2. Участникам команд необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.

    Государственный гимн Российской Федерации

    Государственный герб Российской Федерации

    Государственный флаг Российской Федерации

3. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 5 - 6 минут.

Этап 12. «Войсковые звания».

Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Лучший балл - за правильность последовательности званий и большее количество званий.

Этап 13 . «Военный эрудит».

Принимают участие вся команда. Участником за определенное время нужно ответить на вопросы связанные с военной службой.

Этап 14. Музыкальный - «Инсценировка военной песни».

Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.

Жюри судит конкурс по следующим критериям:

    оригинальность оформления;

    массовка;

    аранжировка;

    качество выступления

    выбор песни.

Подведение итогов конкурса: Судьи в составе трех преподавателей оценивают результат каждого конкурса и подводят итог. Победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками. Также награждаются команды-победители каждого этапа конкурса.

Этап 5. «Санитарные посты».

Правила иммобилизации при переломе конечности:

    шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра – все суставы нижней конечности;

    подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;

    накладывать шину поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;

    для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;

    шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Оказание ПМП при венозном кровотечении.

Как же оказать ПМП при венозном кровотечение?

    Необходимо на кожу около раны нанести раствор йода или настойку бриллиантовой зелени.

    Наложить давящую повязку на место ранения.

    Выше раны вдоль костей наложить уплотняющий валик.

    После этого туго забинтуйте место ранения и придайте конечности возвышенное положение.

Воинские звания

«Прямой» узел

1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не­правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

«Встречный» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя­жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто­роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Узел «восьмерка»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя­зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас­правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

«Схватывающий» узел

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (ди­аметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносит­ся веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается кон­трольный узел (рис. 69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Военно-спортивная игра "Зарница" не только дает детям море эмоций, но и позволяет привить школьникам навыки гражданской обороны, быструю реакцию в нестандартных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь. Также игра призвана укрепить традицию патриотического воспитания детей. В рамках данной публикации расскажем о правилах игры "Зарница", требованиях, а также предложим интересный сценарий проведения мероприятия.

Что это такое?

"Зарница" - это спортивная игра, построенная на основе военной подготовки. Целью игры "Зарница" является патриотическое воспитание школьников.

Задачи мероприятия:

  • формирование у школьников быстрой реакции при нахождении в нестандартной для них ситуации;
  • умение в экстренной ситуации оказывать первую помощь пострадавшим;
  • укрепление спортивной подготовки детей.

Подготовка к игре

Для проведения мероприятия необходимо подготовиться заранее. Нужно создать две команды, которые будут противниками. В каждой из команд принципом голосования необходимо выбрать командира.

Эмблема игры "Зарница" выбирается участниками, она должна быть в каждой команде. Например, на листе бумаги можно нарисовать для одной команды танк, а для другой - самолет и прикрепить такие рисунки на форму каждого игрока. Эмблема нужна для того, чтобы дети не путались и с легкостью определяли "своих" и "врагов". Желательно сделать эмблемы яркими, для каждой команды разного цвета, чтобы она видна была издалека.

Заведомо необходимо подготовить и форму. Если игра "Зарница" проводится в летнее время, то даже при жаре не допускаются тапочки и сланцы на ногах участников. Обувь должна быть закрытой и удобной - кроссовки, ботинки. Также нельзя играть в шортах, должен быть спортивный костюм. Проще всего в этом плане учащимся в кадетских классах, у них имеется форменный камуфляж, который является самой удобной и подходящей одеждой для мероприятия данного типа.

Одежда должна быть закрытой для того, чтобы уберечь кожу детей от травм, возможных при продвижении через кусты, овраги и так далее. Также одежда защищает от укусов насекомых.

Если игра проводится в зимнее время, то дети должны быть одеты тепло, но легко и удобно: никаких тулупов, ватников и валенок! Только легкий болоньевый костюм (зимний), зимние кроссовки или удобные ботинки (с хорошей, устойчивой подошвой). Дети не должны пропотеть, ведь после игры они могут простыть!

Непосредственно перед игрой организаторы должны детально объяснить правила игры "Зарница".

Правила игры


У игроков не должно быть никаких колющих и режущих предметов! Не допускается применение палок при захвате "вражеского" лагеря и взятии в плен игрока другой команды.

Для того чтобы дети чувствовали себя, как на войне, нужно выдать им оружие (деревянные или пластиковые автоматы). Ребята должны учиться сохранять оружие в любой ситуации.

В игре "Зарница" не бывает "убитых", допускаются только "раненые" и "пленные". Раненый может вернуться в игру после оказания ему медицинской помощи и только через 30 минут после "получения ранения".

"Пленные" в свою команду вернуться не могут, если в течение часа не смогли совершить побег. Если через час "пленный" так и сидит на территории "врага", то автоматически становится участником их команды.

Выбор сценария игры


И летом, и зимой сценарий игры "Зарница" должен быть таким, чтобы дети получили от мероприятия максимальное количество навыков и знаний. Игра призвана научить ориентироваться на любой местности, командной работе, наблюдательности, маскировке. В сценариях должны присутствовать такие моменты:

  • "Поиск" (карты, флага, кода и так далее);
  • "Нападение на лагерь противника";
  • "Оборона лагеря от противника";
  • "Наступление и прорыв";
  • "Разведка";
  • "Меткий стрелок";
  • "Газы!";
  • "Оказание первой медицинской помощи";
  • "Побег из плена";
  • "Организация спасения";
  • "Маскировка";
  • "Общение паролями, жестами";
  • "Построение";
  • "Строевая подготовка";
  • "Отдача приказов и их выполнение";
  • "Взятие в плен";
  • "Саперы";
  • "Метание гранаты";
  • "Строевая песня";
  • "Ориентирование на местности";
  • "Марш-бросок";
  • "Бесшумное передвижение";
  • "Снятие часового";
  • "Размещение своего флага в лагере противника".

Проводить игру "Зарница" в лагере (детском оздоровительном) перспективнее всего. Территория таких лагерей обширная, имеется лесная местность, поляны. Детям местность незнакома, поэтому на ней лучше всего обучаться навыкам ориентирования и поиска.

Игра "Зарница" в школе тоже довольно неплохая идея. Детей можно научить выбираться из закрытого пространства, искать безопасные пути отступления в многоэтажном большом здании.

Первый этап - построение


Командиры команд должны построить участников, вывести на главную площадь строевым шагом и опять построить.

Организаторы произносят слова приветствия и приглашают команды к участию.

Каждая команда представляет свой девиз, эмблему.

Второй этап - "Поиск карты"

Каждая команда предоставляет по 3 разведчика. Задача игроков за определенное время по азимуту найти спрятанные пакеты, в которых хранится бумага с шифром. Шифр можно представить в виде цифр, каждая из которых будет означать букву (1 - А, 2 - Б, 33 - Я и так далее).

Балл начисляется той команде, которая быстрее разгадала шифр.

Третий этап - "Марш-бросок"


Необходимо заранее проложить маршруты для каждой из команд - от главной площади по местности и обратно. Здесь потребуются ловкость, скорость и упорство участников. Предлагается по маршруту преодолевать следующие препятствия:

  1. Переправа по бревну через ров.
  2. Переправа по кочкам болота (болото можно создать - просто на поляне расположить листы бумаги - это будут кочки, игроки должны передвигаться только по этим кочкам, кто наступит мимо - "ранен" и возвращается в игру через 30 минут).
  3. "Паутина" - все участники по-пластунски должны преодолеть некое расстояние. Для усложнения задачи натягиваются веревки, которые нельзя задевать головой и другими частями тела.
  4. Бег 100 метров с грузом (наполненные рюкзаки).
  5. Установка лагеря на месте прибытия - на главной площади. Предложите игрокам разбить палатку - это будет штаб команды.

Начисление балла той команде, которая не только быстрее справилась, но и у которой меньше "раненых" и нарушений правил.

Четвертый этап - "Снайперы", или "Меткий стрелок"


Командам предлагается посоревноваться в меткости. Для этого этапа необходимы пневматические винтовки, из которых игроки будут по очереди стрелять по мишеням. Расстояние от 8 до 10 метров до цели.

Балл начисляется за каждое попадание.

Пятый этап - "Поднеси патроны"

Команда делится на группы по 2 человека, группы распределяются от старта до финиша - это будет линия фронта.

Деревянный ящик нужно наполнить предметами (например, камнями), вес груза должен составить 8 кг.

Группа из 2 человек должна донести "патроны" гуськом до следующей группы, вторая группа до следующей, и так до финиша.

Победит команда, которая быстрее справится с задачей. За нарушение правил снимаются баллы.

Шестой этап - "Установка флага в лагере противника"


Здесь отрабатывается прорыв, наступление, защита лагеря, взятие пленного. Команда должна проникнуть на территорию противника и установить там свой флаг. Засекается время. Сначала нападает одна команда на другую, потом наоборот. Задачи - прорваться в лагерь, захватить пленного, установить флаг, потерять минимум людей. Участники должны прикрывать друг друга, защищать. Ранение - прикосновение "врага" дважды.

"Раненого" с поля боя уносят на носилках, перевязывают бинтами "место ранения". В каждой из команд должно быть два санитара.

Балл начисляется команде, которая быстрее установила флаг. Отдельные баллы начисляются за "пленного", снимается бал за "раненого".

На протяжении последующей игры пленный должен попытаться совершить побег.

Седьмой этап - "Метание гранаты"

Нужно установить цель, в которую участники будут метать учебные гранаты. Балл начисляется за каждое попадание.

Восьмой этап - "Химическая атака"


Всем участникам выдаются противогазы. Игроки выстраиваются в шеренгу, через 15 метров нужно установить по флагу.

По команде "Газы!" участники игры "Зарница" надевают противогазы. Далее первый участник бежит до флага, обегает его, возвращается в строй, бежит следующий участник, и так вся команда. Побеждает команда, участники которой быстрее закончили.

Девятый этап - "Оказание первой медицинской помощи"


На данном этапе игры "Зарница" отрабатываются такие навыки: перевязка руки, головы, ноги, наложение жгута для остановки кровотечения и так далее. Побеждает команда, которая допустила минимум ошибок.

Десятый этап - "Строевая песня"

Каждая команда должна исполнить подготовленную песню на военную тему. Оценивается качество исполнения, постановка.

Последний этап военно-спортивной игры "Зарница" - построение всех участников для подведения итогов и награждения.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка