Специальная физическая подготовка лыжников гонщиков. Евгений Горячев: Тренировка для начинающих лыжников

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петров Роман Евгеньевич. Физическая подготовка лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Петров Роман Евгеньевич;[Место защиты: ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма"].- Набережные, 2014.- 175 с.

Введение

ГЛАВА I. Состояние проблемы исследования тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12

1.1. Особенности общей и специальной физической подготовленности в тренировочном процессе лыжников-гонщиков 12

1.2. Учет функциональных возможностей организма спортсменов в совершенствовании тренировочного процесса 23

1.3. Особенности психофизиологических показателей нервно-мышечной системы в тренировочном процессе спортсменов.33

1.4. Резюме 43

ГЛАВА II. Методы и организация исследования 45

2.1. Методы исследования 45

2.2. Организация исследования 53

ГЛАВА III. Обоснование методики физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов 55

3.1. Влияние тренировочных нагрузок на психофизиологические показатели лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов 55

3.2. Особенности корреляционной взаимосвязи спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и психофизиологических показателей лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов 78

3.3. Факторы, определяющие спортивный результат лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов.87

ГЛАВА IV. Результаты экспериментального исследования лыжников-гонщиков 14-16 лет .106

4.1. Результаты тестирования общей физической подготовленности лыжников- гонщиков 106

4.2. Результаты тестирования специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков.110

4.3. Результаты тестирования функциональных и резервных возможностей организма лыжников-гонщиков 113

4.4. Результаты тестирования психофизиологических показателей лыжников-гонщиков 116

Заключение.122

Список сокращенных слов.128

Список литературы

Введение к работе

Актуальность. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Стратегия развития спорта говорит о повышении конкурентоспособности наших спортсменов на мировой арене, особенно на Олимпийских играх. Высокие спортивные результаты – это во многом отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая и науку. Исходя из этого рост высоких спортивных результатов наших спортсменов требует поиска новых и более эффективных методик и программ подготовки спортсменов, в том числе и в лыжных гонках.

Лыжные гонки за последнее десятилетие претерпели очень много изменений. В связи со снижением популярности данного вида спорта в программу Кубков мира, чемпионатов мира и Олимпийских игр стали вводиться новые дистанции. Наряду с новыми дистанциями в лыжных гонках появилась специализация на спринтерские и стайерские дистанции, как в легкой атлетике, плавании, конькобежном спорте, велоспорте и т.д. Специализация в данных видах спорта во многом предопределяет выбор средств физической подготовки, однако при этом недостаточно учитывается биоэнергетический потенциал энергообеспечения мышечной деятельности (А.А. Авдеев; М.Е. Бурдина; Е.В. Вяльбе; С. Гаскил; А.И. Головачев; Поварещенкова; С. Франке; А. Хеммерсбах; П. Янсен).

С появлением спринтерских дистанций повысилась потребность в новых, более эффективных методиках подготовки лыжников-гонщиков. Однако основным условием эффективности тренировочного процесса в лыжных гонках, как известно, является планирование основных средств общей и специальной физической подготовки (Н.П. Грачев; Н.А. Гусева; И.В. Гущина; В.М. Ковязин; Л.Н. Корчевой, Т.И. Раменская).

В функциональной подготовке лыжников-гонщиков одной из основных задач является тренировка механизмов энергообеспечения мышечной деятельности, что обусловлено такими внутренними функциональными показателями, как мощность, емкость, восстанавливаемость, эффективность, мобилизуемость, реализуемость метаболических процессов. Но все же функциональные возможности организма индивидуальны, что связано с генотипической обусловленностью аэробных и анаэробных возможностей (И.Г. Гибадуллин; С.А. Душанин; В.П. Карленко; В.С. Кожевников; С.А. Кугаевский).

Одни спортсмены предрасположены к развитию выносливости, другие – к развитию скорости, третьи – к развитию силы, что обусловлено генотипом спортсменов (И.И. Ахметов; А.А. Богатов; А.А. Кочергина; А.К. Москатова).

И.И. Ахметов и А.А. Кочергина в исследовании юных спортсменов на выявление генетического потенциала физических качеств отмечают, что спортсмены, имеющие гены с выраженной предрасположенностью к развитию скорости и силы, не способны выполнять длительные физические нагрузки, и наоборот, что должно учитываться при планировании основных средств в физической подготовке лыжников-гонщиков.

Но если учитывать у лыжников-гонщиков генетическую предрасположенность к той или иной нагрузке по биоэнергетическому типу, то возникает вопрос: какие средства, методы, в каком объеме, интенсивности и на каком этапе подготовки следует применять в тренировочном процессе?

В методике планирования физической подготовки лыжников-гонщиков одни авторы немаловажную роль отводят скоростным нагрузкам, другие – силовым (В.Н. Бухтияров; Ю.В. Верхошанский; В.В. Кузнецов; Н.М. Тарбеева), третьи – объемным нагрузкам (В.К. Кузнецов), но большинство из них не учитывают генетическую предрасположенность энергообеспечения мышечной деятельности к той или иной нагрузке. Поэтому в большинстве научных трудов по методике планирования спортивной тренировки недостаточно исследований, где бы учитывалось соотношение различных средств физической подготовки лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетического типа.

В тренировочном процессе в лыжных гонках самым продолжительным в годовом цикле является подготовительный период, который считается основой или фундаментом для соревновательного периода. Большинство авторов предлагают уделять данному периоду предельное внимание. В связи с этим наиболее целесообразным является исследование методики физической подготовки лыжников-гонщиков в подготовительный период (А.А. Авдеев; И.М. Бутин; И.Г. Гибадуллин; С.В. Левин; В.Н. Манжосов; И.Б. Масленников; М.Я. Набатникова; О.А. Немова; В.Т. Николаев; Н.Г. Озолин; А.В. Пермяков; В.М Сенченко; М.Ю. Тимофеев).

Анализ научно-методической литературы по теме диссертационного исследования указывает на существование объективного противоречия : между необходимостью повышения эффективности физической подготовки лыжников-гонщиков и недостаточной научной разработанностью проблемы учета существующих межиндивидуальных различий по биоэнергетическому типу.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетического типа.

Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков 14-16 лет в ДЮСШ.

Предмет исследования: структура и содержание физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетического типа.

Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительном периоде окажется более эффективным, если:

учитывать характер влияния различных видов тренировочных нагрузок на нервно-мышечную систему с учетом биоэнергетического типа;

рассмотреть ведущие факторы, влияющие на спортивный результат;

осуществлять распределение общего объёма и основных средств ОФП и СФП по принадлежности испытуемых к какому-либо из трех биоэнергетических типов: анаэробному, смешанному или аэробному.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности подготовки лыжников-гонщиков и определить степень разработанности проблемы физической подготовки с учётом биоэнергетических типов.

2. Определить и провести корреляционную зависимость спортивного результата от ОФП, СФП, функциональных, психофизиологических показателей лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учётом биоэнергетических типов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: организационно-методические основы управления тренировочным процессом юных спортсменов (И.Г. Гибадуллин, М.Я. Набатникова, В.П. Филин); методические основы спортивной тренировки (П. Астранд, Ю.В. Верхошанский, В.В. Кузнецов, Е.Б. Мякинченко, Н.Г. Озолин, В.Н. Селуянов и др.); методологические основы определения функциональных и резервных возможностей организма спортсменов (С.А. Душанин, В.П. Карленко); методологическая основа психофизиологии (Л.Ф. Бурлачук, Е.П. Ильин, А.Н. Кисилев, Л.Е. Любомирский, В.Л. Марищук, Т.М. Марютина и др.); методические основы теории и методики лыжного спорта (Р. Браунинг, И.М. Бутин, С. Гаскил, А.П. Кизько, В.Н. Манжосов, А. Хеммерсбах и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что получены новые данные в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков:

выявлены факторы, отражающие и обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов;

установлена зависимость спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и резервных возможностей, психофизиологических показателей нервно-мышечной системы лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов;

определен характер влияния длительной, скоростной и силовой тренировочных нагрузок на нервно-мышечную систему лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов;

разработана и обоснована методика физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов, повлекшая за собой рост общей и специальной физической подготовленности;

доказано, что распределение основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов позволяет наиболее эффективно реализовывать тренировочный процесс.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, диагностика психофизиологических состояний, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K–Test», педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в дополнении апробированной теории и методики организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков данными и выводами диссертации, где дается объяснение использования планирования объема основных средств физической подготовки, исходя из предрасположенности спортсменов к определенному биоэнергетическому типу.

Практическая значимость заключается в том, что использование разработанной методики физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов способствует повышению общей и специальной физической подготовленности, функциональных и резервных возможностей, а также показателей нервно-мышечной системы. Результаты экспериментальной методики могут быть использованы для совершенствования тренировочного процесса спортивных школ, а также сборных команд по лыжным гонкам.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждаются использованием средств, адекватных задачам и цели исследования; результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемых; применением валидных и надежных диагностических средств; корректным использованием методов математико-статистической обработки экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Распределение общего объема основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы в подготовительный период осуществлялось исходя из предрасположенности спортсменов к определенному биоэнергетическому типу организма. Лыжников-гонщиков анаэробного типа отнесли к лыжникам-спринтерам, аэробного типа – к лыжникам-стайерам, или дистанционщикам, и лыжников смешанного типа отнесли как к спринтерам, так и к стайерам.

2. Планирование объема основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период выполнялось следующим образом: для лыжников-гонщиков анаэробного типа предлагалось увеличение времени на скоростную и скоростно-силовую подготовку, а также уменьшение времени на развитие общей выносливости и силовой подготовки; для лыжников-гонщиков аэробного типа предлагалось увеличение времени на развитие общей выносливости и силовой подготовки, а также уменьшение времени на скоростную и скоростно-силовую подготовку; лыжникам-гонщикам смешанного типа отводилось равное количество времени между общей выносливостью, силовой подготовкой, а также скоростной и скоростно-силовой подготовкой.

3. Факторами, влияющими на спортивный результат лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов, являются: для анаэробного типа – специальная скоростная и скоростно-силовая выносливость с высокой возбудимостью нервной системы; для смешанного типа – специальная скоростная выносливость, скоростно-силовые способности, частично общая выносливость, а также высокая подвижность, работоспособность нервно-мышечной системы; для аэробного типа – общая выносливость, силовая выносливость, высокая работоспособность нервно-мышечной системы.

4. Методика физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов позволила наиболее эффективно повысить уровень общей и специальной физической подготовленности и результативности соревновательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования были представлены на международных (г. Красноярск, 2013; г. Одесса, 2013); всероссийских (г. Санкт-Петербург, 2013; г. Казань, 2013, г. Москва, 2014, г. Набережные Челны, 2014); межвузовских (г. Набережные Челны, 2012) научно-практических конференциях.

Основные положения, результаты и выводы проведенного исследования отражены в 12 публикациях автора, в том числе в 4 статьях в журналах, рекомендованных ВАК.

Результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебно-тренировочный процесс МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» Елабужского Муниципального района, в учебный процесс Елабужского института (филиал) ФГАОУ ВПО КФУ и НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ».

Личный вклад автора заключается в получении данных, послуживших основой для использования концептуальных положений исследования, общего замысла и методики эксперимента по данной проблеме, в обработке экспериментального материала, его интерпретации и оценке.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 150 странице компьютерного текста и состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения. Список литературы включает 209 источников, в том числе на иностранном языке – 12. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 18 рисунками.

Учет функциональных возможностей организма спортсменов в совершенствовании тренировочного процесса

Во всех циклических видах спорта, как и в лыжных гонках, в основе тренировочного процесса лежит физическая подготовка спортсмена. В свою очередь, физическая подготовка лыжника-гонщика неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья .

На физическую подготовку лыжника-гонщика в целом распространяются общие закономерности воспитания физических способностей. Однако общие закономерности преломляются в соответствии с особенностями спортивной тренировки, что выражается, в частности, в тесном соединении общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка в лыжных гонках подразумевает фундамент, на котором строится специальная подготовка, что содействует разностороннему развитию основных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов.

Специальная физическая подготовка в лыжных гонках подразумевает развитие специфических качеств, повышающих функциональные возможности спортсмена, путем применения специальных упражнений и тренажеров .

В лыжных гонках общая и специальная физическая подготовка является основой тренировочного процесса . Цель лыжника-гонщика – показать высокие секунды на дистанции. Поэтому к общей и специальной физической подготовке уделяется основное количество времени при планировании тренировочного процесса. В свою очередь, средства и методы тренировок, интенсивность, частота и продолжительность нагрузок в определенный период подготовки – это вопросы, которые остаются постоянно открытыми.

По мнению И.М. Бутина , при построении годичного периода тренировок в начале цикла большая часть времени отводится на ОФП, с приближением соревновательного периода соотношение средств меняется в пользу СФП.

Большинство авторов сходятся во мнении, что в ОФП основное время отводится развитию физических качеств: выносливости, быстроты, силы, ловкости и гибкости . Именно в группе начальной подготовки юных лыжников-гонщиков закладывается развитие всех физических качеств и уделяется основное количество времени для ОФП, по данным некоторых авторов – до 90% ОФП и 10% СФП. С ростом квалификации спортсмена объм ОФП уменьшается, а СФП увеличивается .

Так, для прохождения дистанции лыжнику-гонщику требуется мобилизовать все свои физические качества и способности. Развитие всех качеств положительно влияет на рост спортивного результата, отсюда следует, что лыжник-гонщик должен развивать гармонично все физические качества и способности . Однако, по мнению некоторых авторов, в подготовке юных лыжников-гонщиков следует обращать внимание на сенситивные периоды развития физических качеств . Большинство авторов считают, что определяющим фактором в достижении высокого спортивного результата в лыжных гонках является развитие выносливости .

В свою очередь, выносливость зависит от целого ряда лимитирующих его физиологических показателей: максимального потребления кислорода, порога анаэробного обмена, лгочной вентиляции, объма и состава крови, уровня капиллярной разветвленности мышц, работы сердечно-сосудистой системы, буферной системы и композиции мышц .

В связи с этим, многие отечественные и зарубежные специалисты предлагают в физической подготовке отталкиваться от порога анаэробного обмена, а точнее – от частоты сердечных сокращений на уровне анаэробного порога. Мощность порога анаэробного обмена может составлять от 80 до 90% от максимального потребления кислорода, что тем самым указывает на состояние тренированности организма. Высокие показатели порога анаэробного обмена говорят о хорошей работоспособности организма в целом. Концентрация лактата в крови при анаэробном пороге не превышает 4 ммоль/л и при этом молочная кислота утилизируется .

Исходя из этого, в циклических видах спорта большинство современных авторов предлагают использовать тренировки на уровне порога анаэробного обмена. В представленных источниках указано, что данные тренировки повышают аэробные возможности организма спортсменов и тем самым увеличивают уровень общей и специальной выносливости .

При подготовке юных лыжников-гонщиков многие авторы, прежде всего, рекомендуют уделять немалое количество времени развитию общей выносливости, так как она является базовой составляющей всех видов выносливости в физической подготовке лыжников-гонщиков. Большинство из них ссылаются на то, что общая выносливость определяется работоспособностью лыжников-гонщиков в специфических или неспецифических упражнениях, характеризующих способностью выполнять физические нагрузки слабой или средней интенсивности продолжительное время со скоростью 75-85% от соревновательной и ниже .

Организация исследования

Современная система тренировочного процесса характеризуется большими нагрузками, которые предъявляют значительные требования не только к функциональным и резервным возможностям организма, но и к нервной системе .

Нервная система регулирует все процессы, происходящие в организме, обеспечивая индивидуальное приспособление его к изменяющимся условиям, воспринимает действие на организм всевозможных раздражителей, выполняет анализ и синтез раздражений, а затем образует поток центробежных нервных импульсов, под воздействием которых изменяется работа тех или иных органов.

Все, что происходит в нервной системе, неизменно отражается балансированием двух важнейших процессов - возбуждения и торможения .

Возникающий в каком-либо участке нерва процесс возбуждения, вызванный определенным раздражителем, проводится в центральную нервную систему или соответствующий периферический орган. Скорость проведения возбуждения в двигательных нервах у человека достигает 120 м/сек. При этом скорость прохождения возбуждения в нервных волокнах рук выше, чем таковая в нервных волокнах ног. Исходя из этого, нервные волокна, обладающие большей скоростью проведения возбуждения, имеют более низкий порог, чем волокна с малой скоростью проведения. Отсюда, чем выше порог, тем ниже возбудимость, и наоборот .

Г.Л. Берчанский и В.Б. Рубанович в своих исследованиях выявили, что со временем в наиболее нагруженных мышцах увеличивается скорость распространения волны возбуждения и реполяризации, в связи с частой стимуляцией нервных волокон при активности данных мышц.

Также большое значение перехода возбуждения с одной нервной клетки на другую имеет так называемый синапс нервной клетки. Большое количество синапсов на нервной клетке дает восприятию больше различных раздражений и тем самым расширяет участие в разнообразных реакциях организма. Особенно множество синапсов насчитываются в высших отделах нервной системы. Многими учеными доказано, что возбуждение нейрона возникает лишь тогда, когда сумма возбуждающих постсинаптических потенциалов будет больше суммы тормозящих. И поэтому чем меньше клетка, тем выше ее возбудимость .

Существует тесная взаимосвязь между размером двигательного нейрона и его возбудимостью. У самых больших двигательных нейронов морфологические характеристики максимальны. Поэтому двигательные нейроны, «обслуживающие» быстросокращающиеся мышечные волокна, больше, чем те, которые иннервируют медленносокращающиеся волокна. Отсюда, скорость распространения потенциалов действия напрямую зависит от размеров аксона. У больших двигательных нейронов более высокая скорость проведения возбуждения по аксону .

Нарушение баланса между возбуждением и торможением влечт за собой затруднение в формировании динамического стереотипа. Поэтому закрепление в нервных центрах раздражений, исходящих от работающих мышц, от работающих органов, для создания динамического стереотипа двигательного навыка необходима определенная степень возбудимости нервных центров .

Возбудительные и тормозные процессы во многом зависят и от характера силы нервной системы организма, которая во многом определяется пределом работоспособности нервной системы. Силу нервной системы Е.П. Ильин характеризует как выносливость нервных клеток, то есть их способность выдерживать длительное или очень сильное возбуждение. Чем раньше возникает запредельное торможение, тем слабее нервная система .

В.С. Горожанин в исследовании высококвалифицированных легкоатлетов отмечает, что уровень выносливости спортсменов тесно связан с сильной нервной системой относительно торможения, высокой динамичностью тормозного процесса и низкой эмоциональной реактивностью.

А.С. Назаренко и А.С. Чинкин установили, что менее выраженные вегетативные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы на вестибулярное раздражение указывают на более высокий коэффициент силы нервной системы спортсменов.

Но ряд ученых установили, что тормозящему влиянию слабых монотонных раздражителей легче подвергаются люди с сильной нервной системой. Хотя сказано, что слабая нервная система истощается быстрее при длительных монотонных нагрузках. Исходя из этого, авторами было доказано, что сильная нервная система должна выдерживать длительно действующий раздражитель достаточно большой интенсивности и частоты .

Большинство авторов слабую нервную систему характеризуют быстротой возбудимости в сравнении с сильной нервной системой . И.Г. Карасва в исследовании юных пловцов отмечает, что высокая связь просматривается между степенью прироста спортивного результата и силой нервной системы.

При определении протекания в нервной системе возбудительных и тормозных процессов, большое количество авторов немаловажную роль отводят и уровню подвижности нервной системы. Подвижность нервной системы характеризуется как скорость перехода возбуждения в торможение и обратно . Особенности протекания данных процессов лежат в основе скоростных возможностей спортсменов и зависят от следующих особенностей нервной системы, таких как скорость возникновения нервного процесса; скорость движения нервного процесса; скорость прекращения нервного процесса и скорость смены возбуждения торможением и обратно .

Особенности корреляционной взаимосвязи спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и психофизиологических показателей лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов

По полученным результатам теста «Скрестные степ-круги» просматривается следующая динамика. В группе лыжников разряда после длительной тренировочной нагрузки видно снижение средних показателей у спортсменов анаэробного типа – на 3,3 уд. и аэробного – на 0,8 уд., а в группе смешанного типа средний показатель повысился на 2,9 уд. Количество сделанных ошибок повысилось у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 6,7 уд., смешанного – на 3 уд. и аэробного – на 2,6 уд. В группе разряда просматривается снижение средних показателей у всех спортсменов: у анаэробного типа на – 4,8 уд., у смешанного – на 8,8 уд. и аэробного – на 4,2 уд. Количество сделанных ошибок повысилось в группе анаэробного типа на 9,1 уд. (р 0,01), а в группах смешанного и аэробного типа количество ошибок снизилось на 3,7 уд. и 5,2 уд. В группе разряда результаты снизились после длительной тренировки у всех исследуемых лыжников: у анаэробного – на 3,4 уд., у смешанного – на 1,6 уд. и аэробного – на 2 уд. Количество сделанных ошибок увеличилось у спортсменов всех типов: анаэробного – на 6,6 уд. (р 0,05), смешанного – на 6,8 уд. (р 0,05) и аэробного – на 2,3 уд. (р 0,01). После данной тренировочной нагрузки наиболее достоверно увеличилось количество сделанных ошибок у лыжников анаэробного типа.

После скоростной тренировочной нагрузки в группе лыжников разряда просматривается динамика роста средних показателей у спортсменов всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 2,2 уд., смешанного – на 12,9 уд. (р 0,01) и аэробного – на 11,2 уд. (р 0,05). Также в данном тесте повысилось количество сделанных ошибок: у анаэробного типа – на 12,5 уд. (р 0,05) и аэробного – на 7,8 уд., а у смешанного типа количество ошибок снизилось на 2 уд. В группе разряда просматривается рост средних показателей в группе смешанного типа – на 1,8 уд., а у анаэробного и аэробного типа результаты снизились на 0,2 уд. и 1 уд. Количество сделанных ошибок выросло у лыжников анаэробного типа на 12,1 уд. (р 0,05) и у смешанного – на 1,2 уд., а у лыжников аэробного типа ошибки снизились на 1,2 уд. В группе разряда результаты повысились после скоростной тренировки: у анаэробного типа – на 1,1 уд., а у спортсменов смешанного и аэробного типа показатели снизились – на 0,2 уд. и 1 уд. Количество сделанных ошибок увеличилось у всех исследуемых лыжников: у анаэробного – на 2,5 уд., у смешанного – на 1,4 уд. и аэробного – на 7,2 уд. (р 0,05). Наиболее высокий и достоверный рост показателей после скоростной нагрузки отмечен у лыжников I разряда смешанного и аэробного типа, рост количества сделанных ошибок – у лыжников I разряда анаэробного типа и III разряда аэробного типа.

Данные теста «Скрестные степ-круги» после силовой тренировочной нагрузки в группе лыжников разряда демонстрирует рост средних показателей у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 5,7 уд., смешанного – на 10,2 уд. (р 0,01) и аэробного – на 8,4 уд. (р 0,05). В данном тесте повысилось количество сделанных ошибок у всех спортсменов: у анаэробного – на 2,4 уд., смешанного – на 11,3 уд. и аэробного – на 5,2 уд. (р 0,05). В группе разряда наблюдается рост средних показателей в группе анаэробного типа на 8,5 уд., а в группе смешанного и аэробного типа результаты снизились на 1,2 уд. и 0,2 уд. Количество сделанных ошибок выросло у анаэробного типа спортсменов на 6,8 уд., аэробного – на 0,8 уд., а у смешанного типа ошибки снизились на 2,8 уд. В группе разряда результаты теста повысились после силовой тренировочной нагрузки: у смешанного типа – на 2,7 уд. и аэробного – на 0,9 уд., а в группе анаэробного типа показатели снизились на 1 уд. Количество сделанных ошибок увеличилось во всех группах лыжников: у анаэробного типа – на 6,9 уд., у смешанного – на 9,7 уд. (р 0,01) и аэробного – на 7,7 уд. (р 0,01). Достоверный рост показателей после силовой нагрузки просматривается у лыжников I разряда смешанного и аэробного типа, рост ошибок – у лыжников I разряда аэробного типа, III разряда смешанного и аэробного типа (Рисунок 10, 11).

В тесте «светофор» динамика показателей времени сложной зрительно-двигательной реакции на левую руку просматривается следующим образом. В группе лыжников разряда после длительной нагрузки показатели времени увеличились у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 100,3 мсек., смешанного – на 206,8 мсек. и аэробного – на 58,4 мсек. В группе разряда результаты времени реакции также выросли у всех спортсменов: у анаэробного – на 125,2 мсек. (р 0,01), у смешанного – на 113,5 мсек. и аэробного – на 74,2 мсек. В группе разряда время реакции также увеличилось у всех исследуемых лыжников: у анаэробного – на 185,7 мсек., смешанного – на 197,6 мсек. (р 0,01) и аэробного – на 84 мсек. Достоверный рост времени реакции отмечается у лыжников II разряда анаэробного типа и III разряда смешанного типа.

После скоростной нагрузки в группе лыжников разряда показатели времени реакции на левую руку увеличились у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 9,7 мсек., смешанного – на 68,8 мсек. и аэробного – на 58,4 мсек. В группе разряда результаты времени реакции снизились у лыжников анаэробного типа на 10,7 мсек., а у смешанного и аэробного типа время реакции увеличилось на 84,2 мсек. (р 0,01) и 100,6 мсек. В группе разряда время реакции также снизилось у спортсменов анаэробного типа на 4 мсек., а у смешанного и аэробного типа повысилось на 170,6 мсек. (р 0,01) и 56,6 мсек. Достоверный рост времени реакции просматривается у лыжников II и III разряда смешанного типа (Рисунок 12).

Рисунок 12. Показатели теста «светофор» сложной зрительно-двигательной реакции левой руки после различных тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов

После силовой тренировочной нагрузки в группе лыжников разряда показатели времени реакции на левую руку увеличились у лыжников анаэробного типа на 56,7 мсек. и у смешанного – на 125,8 мсек. (р 0,05), а у аэробного типа время реакции снизилось на 20 мсек. В группе разряда результаты времени реакции снизились у представителей анаэробного типа – на 40,3 мсек., а у смешанного и аэробного типа время реакции увеличилось на 72,7 мсек. и 13,4 мсек. В группе разряда время реакции снизилось у испытуемых анаэробного типа на 33 мсек., а у смешанного и аэробного типа повысилось на 45,3 мсек. и 2,5 мсек. Достоверный рост времени реакции просматривается у лыжников I разряда смешанного типа.

В тесте «светофор» динамика показателей времени сложной зрительно-двигательной реакции на обе руки одновременно прослеживается следующим образом. В группе лыжников-гонщиков разряда после длительной нагрузки средние показатели времени увеличились у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 115,3 мсек. (р 0,05), смешанного – на 71,3 мсек. и аэробного – на 61,8 мсек. В группе разряда результаты времени реакции выросли у анаэробного типа на 112 мсек. (р 0,01) и у аэробного – на 74,4 мсек., а у смешанного типа время снизилось на 14,5 мсек. В группе лыжников разряда время реакции увеличилось у всех спортсменов: у анаэробного – на 159,5 мсек. (р 0,01), смешанного – на 94,9 мсек. и аэробного – на 107,4 мсек. Достоверный рост времени реакции увеличилось у всех лыжников анаэробного типа.

После скоростной тренировочной нагрузки, в группе лыжников разряда, показатели времени реакции на обе руки одновременно снизилось у анаэробного типа на 38,6 мсек., а у смешанного и аэробного типа время реакции увеличилось на 71,3 мсек. и 100,4 мсек. В группе разряда результаты времени реакции снизились у анаэробного и смешанного типа на 34,2 мсек. и 19,3 мсек., а у аэробного типа время реакции увеличилось на 21,8 мсек. В группе лыжников разряда время реакции снизилось у смешанного типа на 10,1 мсек., а у анаэробного и аэробного типа повысилось на 56,3 мсек. и 67,9 мсек. В данных тестах достоверной динамики не наблюдается

Результаты тестирования специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков

В тесте «десятерной прыжок в длину с места» у всех ЭГ видна положительная динамика: у анаэробного типа – на 1,4 м (5,8%), (t = 8,02); 109 смешанного – на 0,8 м (3,5%), (t = 3,55) и аэробного – на 0,7 м (3,4%), (t = 3,66). У спортсменов КГ просматривается спад результатов – на 0,1 м (0,4%), (t = 0,37). В тесте «сгибание-разгибание рук в висе на перекладине» у всех ЭГ прослеживаются рост средних данных: у анаэробного типа – на 2,4 (18,8%), (t = 2,35); смешанного – на 3,5 (22,6%), (t = 3,95) и аэробного – 7,2 (60%), (t = 4,53). В КГ также виден рост средних результатов – на 1,1 (7,7%), (t = 4,3). В тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» наблюдается положительная динамика результатов у всех ЭГ: у анаэробного типа – на 10,2 (27,9%), (t = 5,38); смешанного – на 14,5 (33,1%), (t = 7,65) и аэробного – на 23 (70,8%), (t = 9,38). В КГ также прослеживается положительный рост данных – на 3,4 (8,4%), (t = 5,73).

По результатам тестирования ОФП лыжников-гонщиков 14-16 лет просматривается достоверный рост средних показателей практически у всех спортсменов биоэнергетических типов, входящих в экспериментальные группы. Достоверный рост результатов говорит об эффективности использованной методики для экспериментальных групп лыжников-гонщиков. Высокий и достоверный рост результатов у лыжников анаэробного типа в скоростных и скоростно-силовых видах ОФП, свидетельствует о предрасположенности механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у лыжников данного типа к развитию скоростных и скоростно-силовых способностей.

Более низкий прирост результатов контрольной группы говорит о том, что при выборе средств в тренировочном процессе лыжников-гонщиков не учитывалась генотипическая обусловленность спортсменов по биоэнергетическому типу организма. Данные результаты говорят о том, что лыжникам-гонщикам анаэробного типа необходимы тренировочные нагрузки спринтерского характера. Это использование таких средств и методов физической подготовки, которые в основном воздействуют на быстрые мышечные волокна. Лыжникам-гонщикам аэробного типа энергообеспечения мышечной деятельности более свойственны длительные нагрузки аэробного характера, а также использование тех средств и методов физической подготовки, которые воздействуют на рост медленных мышечных волокон, особенно в силовой 110 подготовке. Лыжники-гонщики смешанного типа энергообеспечения мышечной деятельности находятся по своим биоэнергетическим возможностям на границе между спортсменами анаэробного и аэробного типов. Поэтому для лыжников-гонщиков данного типа необходимо использовать тренировочные нагрузки как спринтерского, так и стайерского характера. Низкий прирост результатов у лыжников-гонщиков контрольной группы после эксперимента говорит о том, что в совершенствовании физической подготовки спортсменов необходимо учитывать биоэнергетические типы

По показателям специальной физической подготовленности видна следующая динамика. В тесте «бег на лыжероллерах 100 м попеременно бесшажным ходом» просматривается положительная динамика во всех ЭГ: у анаэробного типа – на 1,4 сек (7,5%), (t = 6,21); смешанного типа – на 0,8 сек (4,1%), (t = 5,39) и аэробного – на 1,3 сек (6,5%), (t = 6,86). У КГ также виден рост среднего результата – на 0,2 сек (1%), (t = 4,91). В тесте «бег на лыжероллерах на 100 м коньковым ходом без отталкивания рук» просматривается рост средних показателей во всех ЭГ: у анаэробного – на 1 сек (5,9%), (t = 7,59); смешанного – на 0,8 сек (4,5%), (t = 5,26) и аэробного – на 0,7 сек (3,9%), (t = 3,17). У КГ также прослеживается рост данного показателя – на 0,2 сек (1,1%), (t = 3,11). В тесте «бег на лыжероллерах 100 м одновременным бесшажным ходом» у всех ЭГ виден рост средних данных: у анаэробного типа – на 1,2 сек (7,6%), (t = 8,75); смешанного – на 0,7 сек (4,3%), (t = 4,90); аэробного – на 0,9 сек (5,6%), (t = 4,29). В КГ также виден рост результатов – на 0,2 сек (1,2%), (t = 4).

Результаты тестов СФП после педагогического эксперимента показали достоверный рост данных у всех лыжников-гонщиков экспериментальных групп. Наиболее высокий рост показателей в тестах СФП просматривается у лыжников-гонщиков ЭГ анаэробного типа. Данные результаты СФП указывают на эффективность скоростной и скоростно-силовой подготовки, выполненной в подготовительном периоде тренировочного процесса лыжниками-гонщиками анаэробного типа. Высокий прирост в некоторых тестах СФП у лыжников-гонщиков аэробного типа говорит также об эффективности высокого объема силовой подготовки, выполненного в подготовительный период.

Низкий прирост результатов СФП у исследуемых контрольной группы также указывает на необходимость использования основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов организма.

По полученным показателям функциональных и резервных возможностей организма лыжников-гонщиков просматриваются следующие изменения. В тесте «АНАМЕ» видна положительная динамика роста данных у всех ЭГ: у анаэробного типа – на 16,2% (t = 8,75); смешанного – на 16,3% (t = 7,85); аэробного – на 17,9% (t = 5,68). В контрольной группе лыжников так же видна положительная динамика – на 1,3% (t = 1,72). В тесте «АМЕ» отмечен рост средних результатов во всех ЭГ: у анаэробного – на 15,9% (t = 10,26); смешанного – на 17,3% (t = 6,24); аэробного – на 17,9% (t = 12,99). У КГ также виден рост показателей – на 2,2% (t = 3,66). В тесте «ОМЕ» прослеживается рост данных у всех лыжников ЭГ: у анаэробного типа – на 16% (t = 10,65); смешанного – на 17,1% (t = 6,66); аэробного – на 18% (t = 14,33). У лыжников КГ также прослеживается положительная динамика – на 2% (t = 3,18). В тесте «МКФ» у всех лыжников-гонщиков ЭГ просматривается рост данных показателей после исследования: у анаэробного типа – на 23,9% (t = 13,65); смешанного типа – на 21,3% (t = 10,09); аэробного типа – на 18,2% (t = 6,97), в КГ также виден положительный рост на 2,3% (t = 3,63). В тесте «МГЛ» виден положительный рост средних данных у всех лыжников ЭГ: у анаэробного типа – на 24,3% (t = 16,68); смешанного – на 16,6% (t = 15,09); аэробного – на 7,8% (t = 12,41), что также видно и в КГ – на 3,5% (t = 7,40). В тесте «МАИЭО» просматривается повышение средних результатов после исследования у всех ЭГ: у анаэробного типа – на 3,6% (t = 3,53); смешанного типа – на 8,3% (t = 16,44); аэробного типа – на 12,3% (t = 8,67) и в КГ – на 1,8% (t = 2,65).

В процессе подготовки лыжника для развития волевых и физических качеств, обучения технике и тактике применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений.

ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки (Н.П. Аникин, 1971).

Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц: с предметами и без отягощений, для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению.

Основными средствами СФП являются: передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника, и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта (Ю.В. Верхошанский, 1977). К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах).

При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного хода. Ввиду того, что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.

В настоящее время основным средством специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах (Н.Н. Кузнецов, 1999). Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку, наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц.

В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальной психической.


В лыжных гонках при подборе упражнений необходимо учитывать больший или меньший перенос навыков и качеств с различных применяемых упражнений на способы передвижения на лыжах. Точный выбор упражнений

при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех её этапах.

Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы:

1. Упражнения основного вида лыжного спорта - лыжных гонок, избранных как предмет специализации. В эту группу входят все способы передвижения на лыжах (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты и т.д.). Все эти упражнения выполняются в различных вариантах и разнообразными методами.

2. Обще - развивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы:

а) обще - развивающие подготовительные;

б) упражнения из других видов спорта. (Близневская, 2001) В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко обще - развивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов.

Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался положительный перенос физических нагрузок, с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т.д.

3. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы:

специально подготовительные;

специально подводящие.

Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств, применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.

В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений.

Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения (Н.Н. Кузнецов, 1999).

В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью, объём и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств.

Общеразвивающие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - лыжных гонок. В подготовке лыжников сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств.

Это разделение несколько условно, так как при выполнении упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в частности сила мышц (И.Б. Масленников, Г.А. Смирнов, 1999). Длительное выполнение разнообразных упражнений в какой-то мере способствует повышению и общего уровня выносливости.

Упражнения для развития выносливости:

бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс);

смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъемы);

гребля (байдарочная, народная, академическая);

плавание на средние и длинные дистанции;

езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др.

Все упражнения на развитие выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода, возраста и подготовленности (М.Я. Набатникова, 1972).

Упражнение для развития силы:

1. Упражнения с отягощением собственным весом:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях;

подтягивание на высокой перекладине и кольцах;

переход из виса в упор на перекладине и кольцах (силой);

лазание по канату без помощи ног;

приседание на одной и двух ногах;

поднимание ног в положении лежа или в висе на гимнастической стенке - в угол и, наоборот, поднимание туловища, в положении лежа, ноги закреплены.

2. С внешними отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи, камни и другие подсобные предметы):

броски, рывки, толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях;

вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны (с предметами).

3. Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п.

4. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц.

5. Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.

Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от пола, возраста, подготовленности и квалификации лыжников и уровня развития силы отдельных групп мышц (для ликвидации недостатков в развитии у каждого лыжника индивидуально).

Упражнения для развития быстроты:

бег на короткие дистанции (30-100 м);

прыжки в высоту, в длину с места и многоскоки (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега;

беговые упражнения спринтера;

спортивные игры.

Все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений до начала ее снижения, а также в зависимости от возраста и подготовленности спортсменов.

Упражнения для развития ловкости:

спортивные игры;

элементы акробатики;

прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями;

специальные упражнения для развития координации движений.

При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы упражнений, так как они оказывают необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации движений.

Упражнения для развития гибкости:

маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища);

маховые и пружинистые движения выполняются с помощью партнера (для увеличения амплитуды).

Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями, по несколько повторений в каждой. Особое внимание развитию гибкости следует уделять в подростковом возрасте, примерно с 11 - до 14-летнего возраста, она в это время развивается легче всего. Упражнения для развития равновесия:

маховые и вращательные движения (для рук, ног и туловища), а также приседания на уменьшенной опоре;

то же на повышенной опоре.

то же на неустойчивой (качающейся) опоре.

ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор.

специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.

В большом объеме применяются также специальные упражнения на развитие этого качества и совершенствование функций вестибулярного аппарата:

наклоны головы вперед, назад, вправо, влево;

вращение и повороты головы (2 движения в 1 с), быстрые движения головой в различных положениях (2-3 движения в 1 с);

повороты на 180 и 360° на месте и в движении;

наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке и другие упражнения вращательного характера.

Кроме этого, применяются разного ряда тренажеры (на неустойчивой, вращательной, качающейся, катящейся опоре) как развивающие равновесие, так и укрепляющие суставы (М.Я. Набатникова, 1972).

Для развития скоростно-силовых качеств, применяются различные прыжки и прыжковые упражнения: многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений (из глубокого приседа на всей ступне или на носках), и в различных направлениях (вверх, вперед, вверх по склону, впрыгивание на препятствие и т.п.). Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиваться максимально высокой скорости отталкивания (В.Б. Коренберг, 2001).

Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см и т.п. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса применяются разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, ядрами, гантелями), а также с отягощением собственным весом. Величина отягощений в различных упражнениях и для различных групп мышц меняется от малых (25 и более повторений) до средних (13-15 повторений), но никогда не бывает большой и предельной.

Все упражнения выполняются в динамическом характере - с высокой (доступной для величины отягощения) скоростью. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Но величина усилий и скорость движений при развитии и скоростно-силовых качеств в этих упражнениях должна превышать привычную для передвижения на лыжах. Скоростно-силовым упражнением можно считать и имитацию в подъем с палками и без палок, но выполняемую в высоком темпе.

Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнении могут изменить его направленность и конечный эффект от применения. Так, бег с высокой скоростью по ровному участку (по дорожке) развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц.

В тренировке лыжников - гонщиков на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости и скоростно-силовым качествам. Специальные упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта. В лыжных гонках для совершенствования элементов техники способов передвижения на лыжах используются имитационные упражнения и передвижение на лыжероллерах. Передвижение на лыжах в летнее время по заменителям снега широкого распространения не получило.

В подготовке юных лыжников-гонщиков для обучения и совершенствования техники способов передвижения и при развитии физических качеств в основном применяются те же средства (упражнения), что и в подготовке взрослых лыжников (К.Л. Чернов, 1962).

Основное различие заключается в объеме применения тех или иных упражнений. Например, у новичков-подростков применяется широкий круг обще - развивающих упражнений и меньше упражнений на развитие специальных качеств; постепенно (с возрастом и ростом уровня подготовленности) это соотношение меняется. Дозировка применяемых упражнений зависит от возраста, уровня развития тех или иных качеств общей подготовленности и этапа многолетней подготовки (задач).

При планировании применяемых упражнений в юношеском возрасте должны учитываться принципы доступности, систематичности и постепенности (В.Д. Шапошников, 1968).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на: общую и специальную.

3 слайд

Описание слайда:

Общая физическая подготовка (ОФП) Независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений.. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры

4 слайд

Описание слайда:

Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.

5 слайд

Описание слайда:

Специальная физическая подготовка (СФП) Направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта. Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного хода.

6 слайд

Описание слайда:

В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальной психической. Лыжероллеры

Общая физическая подготовка (ОФП) спортсмена направлена на развитие функциональных систем организма и укрепление здоровья при постоянном развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. Физическая подготовка является фундаментом для развития и совершенствования физических качеств, направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Сила - способность преодолевать или противодействовать сопротивлению за счет напряжения мышц. Выделяют три основных вида силовых способностей:

1) Максимальная или абсолютная сила определяет предельные возможности, которые спортсмен может проявить при мышечном сокращении. Уровень развития максимальной силы является определяющим в таких видах спорта, как тяжелая атлетика, борьба, армрестлинг, метание молота, диска, толкание ядра.

Относительная сила - это максимальная сила на 1 кг веса спортсмена. Высокий уровень относительной силы имеет место в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в высоту, длину и т. д.

2) Взрывная или скоростная сила - это способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью. Особенно характерна в таких видах спорта, как борьба, бег на короткие дистанции, спринт в лыжных гонках, гребля и т. д.

3) Силовая выносливость - способность спортсмена длительное время удерживать оптимальные силовые характеристики движений.

Выносливость - это способность противостоять утомлению при преодолении соревновательных дистанций.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического потенциала организма спортсмена, уровня технико-тактического мастерства, психических возможностей, которые обеспечивают определенный уровень тренировочной и соревновательной деятельности и противодействует процессу утомления.

Уровень выносливости зависит от множества факторов. На основании конкретных признаков выносливость подразделяют на общую и специальную, тренировочную и соревновательную, локальную, анаэробную, мышечную и вегетативную, эмоциональную, статическую и динамическую, скоростную и силовую.

Специфика лыжных гонок позволяет подразделить выносливость на общую и специальную.

Общая выносливость (аэробная) - способность спортсмена выполнять длительное время неспецифическую работу умеренной и большой интенсивности.

В лыжных гонках соревновательная программа включает спринтерские, средние и марафонские дистанции. Поэтому общая выносливость должна быть обеспечена в различных зонах энергообеспечения. Основной механизм энергообеспечения - аэробный, кислородный.

В лыжных гонках средствами развития общей выносливости являются ходьба, бег, гребля, плавание, велоспорт, передвижение на лыжах и лыжероллерах, круговые тренировки, трудовые процессы и другие циклические локомоции умеренной и переменной интенсивности. Продолжительность нагрузки в одном тренировочном занятии от нескольких минут до 2-3 часов на пульсе до 140-150 уд./мин.

В связи с появлением спринтерских дистанций (спринт, спринтерская эстафета) процесс развития общей выносливости значительно усложняется, поскольку общепринятая методика ее развития может препятствовать развитию скоростных качеств и скоростной техники. Поэтому при развитии общей выносливости необходимо использовать средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, аэробно-анаэробных возможностей, гибкости и координационных способностей.

Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств организма, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени.

Возраст, благоприятный для развития быстроты двигательных реакций - от 7-8 до 11-12 лет; скорости одиночного движения - 11-12 лет; частота движений - 12-13 лет.

Для лыжника-гонщика очень важен максимально возможный темп передвижения, при котором сохраняется техника движений. Для воспитания высокого темпа используются короткие отрезки дистанции на равнине и подъемах различной крутизны. Отрезки можно преодолевать с максимально возможной частотой передвигаясь только за счет работы рук (попеременной или одновременной) или конкретным ходом. Как правило, длина отрезков используется от 50 до 500 метров на равнине и от 20 до 50 метров на подъемах. Количество повторений от 3-х до 5-ти с восстановлением ЧСС до 120 уд./мин. и от двух до пяти серий. Длина дистанции (отрезка) зависит от возраста, квалификации, условий передвижения. Скорость ее прохождения и темп не должны снижаться к концу отрезка. В зависимости от длины отрезка определяется интенсивность прохождения. Во время отдыха между отрезками и сериями следует использовать активный отдых. Пассивный интервал с нормализацией вегетативных функций снижает уровень нервно-мышечного возбуждения, необходимого для мобилизации скоростных возможностей.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Различают следующие виды гибкости: активную и пассивную.

В основе гибкости лежит режим работы мышц: 1) динамический; 2) статический; 3) смешанный; 4) статодинамический.

Активная гибкость - способность достичь больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп.

Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил.

Динамическая гибкость - гибкость, проявленная в упражнениях динамического характера.

Статическая гибкость - гибкость, проявленная в упражнениях статического характера.

Общая гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации.

Для воспитания гибкости широко используются:

Общеразвивающие упражнения с предметами, с собственным весом, с весом партнера, на гимнастических снарядах;

Упражнения на растягивание (медленные движения, ритмичные вращения, покачивания рук, туловища, ног, головы);

Пружинистое выполнение упражнений (наклоны в стороны, вперед, назад, махи руками, ногами);

С противодействием партнера, весом предмета;

Систематические силовые упражнения в виде максимальных напряжений (удержание конечности в отведенном до предела положении);

Пассивные движения на снарядах (за счет веса тела).

Координационные способности - интегральное понятие, которое объединяет ловкость, равновесие, способность дифференцировать движения в пространстве, меткость (точность) движений, способность дифференцировать мышечные усилия, движения по времени, напряжение и расслабление, чувство ритма.

Значительное место в системе подготовки лыжника-гонщика отводится воспитанию равновесия, дифференцированию движения в пространстве и времени, меткости и точности движений, способности чередования напряжения и расслабления.

Равновесие - способность обеспечивать устойчивость позы в статическом и динамическом режиме.

При выполнении значительного количества упражнений присутствует равновесие. В подготовке лыжников-гонщиков равновесие является одним из определяющих факторов при обучении технике передвижения на лыжах. Для воспитания равновесия применяются, как правило, упражнения и позы, затрудняющие сохранения равновесия.

Дифференцирование движений в пространстве - это способность к сохранению четких представлений об изменениях в пространственных отношениях в конкретных условиях деятельности.

В лыжных гонках особое место отводится выработке чувства снега, времени, пространства, темпа и ритма.

Меткость - это степень согласования деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

Средствами воспитания меткости являются различные упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания, обще-развивающие упражнения) со строгой регламентацией.

Способность дифференцировать мышечные усилия - это наличие четких представлений об изменениях в силовых отношениях в конкретных условиях деятельности.

Основным методическим приемом воспитания способности дифференцировать усилия является срочность точной информации о величине развиваемого усилия.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена не только на развитие специфических двигательных качеств и повышение функциональных возможностей организма применительно к условиям соревновательной деятельности, но и овладение всеми способами передвижения на лыжах.

Основными средствами СФП являются:

Передвижение на лыжах;

Передвижение на лыжероллерах;

Передвижение по искусственным трассам;

Специализированные тренажерные устройства, позволяющие моделировать тренировочную нагрузку;

Специально подготовительные упражнения;

Смешанное передвижение (бег с имитацией в подъем).

В тренировочном процессе лыжника-гонщика необходимо оптимальное сочетание средств для развития специальной подготовки. Доля использования средств СФП в годичном цикле постепенно возрастает по мере приближения зимнего сезона и достигает максимальных величин на осенне-зимнем этапе подготовительного периода. На соотношение ОФП и СФП и динамику их изменения в годичном цикле тренировки влияют: квалификация, возраст, индивидуальные особенности, функциональные возможности органов и систем. С возрастом и ростом квалификации объем ОФП постепенно снижается, увеличивается объем СФП и достигает следующих пропорций у лыжников высокого класса: 70-80 % - СФП; 30-20 % - ОФП. На этапе начальной подготовки эти пропорции составляют: ОФП - 70-80 %; СФП - 20-30 %.

Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств (с использованием средств СФП), необходимых для их реализации в условиях соревновательной деятельности. Для этого используют следующие методы тренировки:

Повторный;

Интервальный;

Переменный;

Равномерный (на развивающем режиме);

Контрольный;

Соревновательный.

Повторный метод направлен на воспитание быстроты, силы, скоростно-силовой подготовки.

Интервальный метод направлен на воспитание скоростной и силовой выносливости.

Переменный и равномерный методы используются при воспитании специальной выносливости.

Использование контрольного и соревновательного методов позволяет выявить недостатки в системе подготовки и определить в полном объеме уровень специальной подготовленности лыжника-гонщика.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка