Парусный спорт. Описание, история развития
Существуют такие направления в спорте, в которых человек является рулевым и использует при этом свои знания и навыки. В этой статье расскажем о таком спортивном направлении как парусный спорт что это, как образовался и как им заниматься. По информации, которую мы нашли в википедии, можно сказать, что это активный спорт на воде.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Для того, чтобы им заниматься, необходимы следующие атрибуты:
- Яхта;
- Парусное снаряжение.
Яхтинг берет свое начало в Нидерландах примерно в шестнадцатом столетии нашей эры.
Характеристика
Что это за вид спорта такой? Парусный спорт – это состязание спортсменов, использующих в виде снарядов различные суда, которые приводятся в движение, используя силу воздушных потоков. В последнее время популярность имеет не только яхтинг на воде, но и соревнования в зимнее время года на льду.
Происходит это благодаря переоборудованию водных транспортных средств, а именно поставив их на полозья или . А так же существуют пляжные виды соревнований, где соревнуются парусники на колесах.
Благодаря особым конструкциям оборудования, судном можно управлять не только в направлении ветра, но и под различными углами к нему.
Как проводят соревнования
Соревнования по парусному спорту ориентированы на скорость преодоления дистанции. Стартуют одновременно все участники соревнования, однако до сигнала «Старт» они могут совершать маневры, главное при этом не пересекать линию отсчета.
Финишная прямая состоит из определенного количества буев, которые необходимо пройти в запланированном порядке и совершить обход их с тех сторон, с которых предусмотрят организаторы состязаний.
Победителем становится тот, кто выполнит все условия и раньше всех доберется до финиша и пересечет заветную черту. К сожалению пока данный вид спорта не внесен в список Олимпийских дисциплин.
Тренировки для детей
Парусный спорт – это достаточно тяжелый труд, требующий применение силы, ловкости и выносливости. Именно поэтому, здесь имеются возрастные ограничения. Начинать тренироваться можно с 9 лет. Но для начала нужна теория.
Будущим юным спортсменам рассказывают:
- О разновидностях яхт;
- О конструкции яхт;
- Основы навигации;
- Комплекс знаний по сигнальным системам и метеорологии;
- Как определить неисправность.
Как видно из перечня, здесь нужны не только физические усилия, но и образ мышления, применение изученных тактик на практике.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Польза
Парусный имеет множество плюсов для развития личности и оздоровления организма человека. Например:
- Развиваются смелость и выносливость;
- Увеличивается скорость реакции;
- Вырабатываются навыки в самостоятельном принятии решений.
Средства защиты
Каждый родитель, отдавая своего ребенка в яхтинг, переживает о его безопасности, так как спорт связан с рисками на воде. Здесь, стоит убедиться, что в школе, где проходят тренировки, соблюдены все нормы безопасности. А именно:
- Спасательные жилеты на каждом тренирующемся;
- Дежурство тренеров и постоянное присутствие рядом.
Но по утверждению бывалых спортсменов, главное – это побороть панику. Именно она является виной многих неудач.
Противопоказания
Для занятий яхтингом, необходимо иметь медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний.
Препятствием для тренировок могут быть следующие причины:
- Близорукость;
- Аллергия на холод;
- Травмы конечностей или позвоночника;
- Дальтонизм.
Что нужно для тренировок
Для комфортных занятий на парусниках, необходимо приобрести непромокаемую одежду, которую можно найти в крупных магазинах, по продаже спортивных товаров. В летнее время, когда светит солнце и стоит жаркая погода, надо позаботиться о защите от ультрафиолета.
Для этих целей созданы следующие предметы:
- Шорты и футболки;
- Солнцезащитные очки;
- Солнцезащитный крем.
Сразу лучше приобретать несколько комплектов формы. Что бы она успевала высыхать в перерывах. Всю экипировку лучше приобретать от проверенных производителей.
Теперь вызнаете парусный спорт что это и что необходимо для занятий этим, можно сказать, экстремальным видом спорта
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Парусным спортом называется род спортивной деятельности на кораблях или плавающих корпусах, которые приводятся в движение воздействием ветра на один или несколько парусов. Управление парусами, как вид спортивной деятельности, подразделяется:
а) по роду используемых водоемов: 1) управление яхтой во внутренних водах на стоячих водоемах и реках, 2) на внутренних озерах, 3) у берегов и в открытом море;
б) по роду и форме корпуса спортивных средств: 1) управление гоночными и крейсерскими швертботами, 2) килевыми яхтами и морскими крейсерами, 3) катамаранами и тримаранами, 4) виндсерферами;
в) по роду спортивной деятельности: 1) управление яхтой на узкоограниченных акваториях, 2) туристские походы (прогулки, путешествия), 3) гонки на яхтах;
г) по интенсивности: 1) спорт свободного времени и для отдыха, 2) спорт высших достижений.
Все виды управления яхтой дают отличные возможности для активного отдыха. Овладение этим видом спорта, особенно для участия в соревнованиях, предъявляет высокие требования к физическому и умственному состоянию спортсменов. Мужество, ловкость и скорость реакции развиваются при занятиях парусным спортом, так же как и сила, выносливость, владение своим телом. Парусным спортом можно заниматься с детства до глубокой старости.
Историческое развитие. Парусный спорт возник из парусного флота. В течение многих тысяч лет парусные суда применялись в мирных и военных целях на внутренних водоемах и на всех морях. Необходимость достигнуть цели быстрее, чем противники и конкуренты, преследовать другой парусный корабль или избежать преследования с помощью лучшего управления парусами привела к проведению соревнований. Примерно в середине XVII в. управление парусами как спорт развилось в Нидерландах. Нидерландское слово «яхта»-самое старое европейское обозначение для спортивного парусного судна. Первая парусная регата была проведена в Великобритании в 1661 г, В составе экипажей были профессиональные моряки. Победители награждались денежными призами. В 1775 г. был основан первый яхт-клуб. Он разработал положения о соревнованиях и учредил призы. Владельцы яхт должны были учиться самостоятельно управлять своими судами. Количество вспомогательной рабочей силы на борту ограничивалось.
Первые спортивные парусные суда возникли из маленьких судов парусного флота, это были килевые яхты, которые применялись только в открытом море. Нидерландцы построили в XVII в. швертбот, который вследствие его незначительной осадки можно было использовать на внутренних водах, преимущественно мелких. Одновременно с упадком парусного флота примерно в середине XIX в. возник организованный парусный спорт. При управлении не только крейсерскими яхтами, но и швертботами использовались еще многие знания и опыт парусного флота.
Современное развитие парусного спорта-это в первую очередь промышленное изготовление недорогих серийных судов из современного сырья и материалов по эффективной технологии.
Международный Союз парусного спорта (МСПС) основан впервые в 1907 г., а затем снова в 1919 г. В настоящее время в него входят около 80 национальных парусных организаций (национальных федераций). С 1922 г. организуются чемпионаты мира и Европы (теперь ежегодно). Парусный спорт является олимпийским видом спорта с 1900 г. Помимо этого, имеется 30 ассоциаций классов судов, например, для «Солинга», «Летучего голландца», «Финна» и т. д.
Материальное обеспечение. Парусным судам придают такую форму, чтобы они возможно лучше соответствовали своему назначению на соответствующих акваториях.
Основные требования. Конструкции парусных судов всегда должны были соответствовать 2 основным требованиям: при боковом ветре в воде должно создаваться сопротивление, которое препятствует боковому дрейфу. При сильном ветре должна действовать сила, предотвращающая опрокидывание и обеспечивающая выпрямление судна из положения крена. Первое требование выполняется за счет возможно большей площади бокового сопротивления. Это площадь, которую видят, когда смотрят сбоку на подводную часть судна. Под вторым требованием понимают способность судна выпрямляться из положения крена. Имеются два рода остойчивости: остойчивость формы и весовая остойчивость. На очень плоских широких судах при возрастании крена центр величины (ЦВ) перемещается из диаметральной плоскости судна на подветренную сторону, вследствие чего возникает выпрямляющий момент. На судах с большой осадкой, на которых центр тяжести находится благодаря балластному килю значительно ниже ватерлинии, при крене возникает выпрямляющий момент, который возрастает при увеличении крена. Следовательно, на широких плоских судах преобладает остойчивость формы, на узких судах с большой осадкой — весовая остойчивость. Район плавания и область применения судна определяют форму корпуса, с помощью которой достигают требуемой остойчивости и необходимой площади бокового сопротивления. Кроме того, имеются некоторые другие факторы, например число членов экипажа, когда надо учесть конструктивные возможности, даваемые строительными материалами, а также опыт соответствующих поколений конструкторов. Подразделение по категориям. Современные парусные суда можно подразделить на три категории по форме корпуса: килевые яхты, швертботы и их комбинации. Килевые яхты имеют под килем (который является продольной связью судна, проходящей под всем корпусом) плавник, в котором возможно ниже располагается балласт (около 50% всего веса судна). Этот килевой плавник создает необходимую площадь бокового сопротивления и должен также обеспечивать расположение балласта возможно ниже под ватерлинией судна. Швертботы являются парусными судами, предназначенными для неглубоких внутренних озер, рек и прибрежных районов. Остойчивость достигается с помощью большой доски, называемой швертом, расположенной вдоль корпуса, выдвигающейся под корпус и создающей необходимое боковое сопротивление. Имеются мореходные яхты с боковыми швертами. Передвигаться на них в узких водоемах затруднительно, так как шверт, находящийся с наветренной стороны, должен быть при ла- вировке полностью выбран. Промежуточной формой между судами со швертами, расположенными в диаметральной плоскости судна и судами с боковыми швертами являются суда-двухшвертовики со швертами на скулах, когда оба шверта расположены в боковых воздушных емкостях и выступают на скуле (место на поперечном сечении корпуса, где имеется наибольший изгиб). Современные швертботы могут опрокидываться и поэтому не годятся для открытых морей. Разумеется, с соблюдением соответствующих мер предосторожности регаты проводятся также и в открытом море. Компромиссы представляют собой нечто среднее между швертботами и килевыми яхтами. Это мореходные суда, которые пригодны также для плавания в относительно мелких прибрежных водах и на внутренних водоемах. Шверт здесь служит также для увеличения площади бокового сопротивления. На компромиссах имеется килевой плавник, через который проходит шверт, имеющий такую форму, что судно с выбранным швертом имеет осадку примерно от 60 до 80 см. Выгодно, чтобы можно было выбрать шверт в тех случаях, когда не нужна большая площадь бокового сопротивления. Подразделение по радиусу действия. Имеются полностью или в большой части открытые суда, типичными представителями которых являются швертботы и крейсеры. На крейсерах можно совершать дальние (крейсерские) плавания. Бывают крейсерские швертботы, крейсерские килевые яхты и крейсерские компромиссы. В то время как на крейсерских швертботах нельзя ходить в открытом море, килевые крейсерские яхты и крейсеры-компромиссы конструируют специально для плавания по морям. Поэтому их называют также морскими крейсерами. Крейсеры имеют закрытую палубу с каютной надстройкой. Морские крейсеры обычно полностью запалублены, а место рулевого находится в рулевой рубке (рулевой надстройке).
Форма шпангоута. Шпангоуты бывают округлой и угловатой формы, которая называется также «шарпи». Обе формы шпангоутов бывают и на швертботах, и на килевых яхтах, и на компромиссах. Выбором формы шпангоута определяются, в частности, затраты на изготовление корпуса.
Строительные материалы. Примерно до 1965 г. в качестве строительного материала для постройки судов преобладало дерево, для судов длиной более 7 м, особенно для морских крейсеров, в течение примерно последних 30 лет увеличивалось применение металла. Переход от ручного единичного изготовления к индустриальному серийному изготовлению удался в судостроении прежде всего с введением стеклопластика. Прочность этого строительного материала определялась при его изготовлении долей в нем стекла и могла достигнуть прочности стали. Стеклопластиковые суда изготавливаются с помощью формовки.
Такелаж. Сила ветра используется с помощью оснащения яхты. К нему относятся мачта или мачты, реи, стоячий такелаж (для расчалки мачты или мачт), бегучий такелаж (тросы для установки подъема и спуска парусов). Оснащение парусного судна зависит от его размеров и назначения.
Швертботы и крейсерские швертботы имеют только одну мачту. Суда-одиночки имеют также только 1 парус, в то время как суда для 2 и более членов экипажа в большинстве случаев имеют 2 паруса: грот и стаксель. На гоночных судах на определенных курсах относительно ветра применяют шарообразный спинакер. Морские крейсеры во время дальних плаваний оснащаются иногда одной мачтой нормальной длины и расположенной позади короткой мачтой или двумя мачтами. Они называются шхуной, если задняя мачта несколько длиннее передней. В последнее время получили распространение прокатанные и сваренные алюминиевые мачты и реи, они значительно легче, чем их деревянные предшественники. Применявшиеся для стоячего, а также, частично, для бегучего такелажа оцинкованные стальные тросы все чаще заменяются металлическими тросами из высококачественной стали. Общепринятые раньше хлопчатобумажные снасти из конопли на современных спортивных парусных судах встречаются редко. Они почти полностью заменены тросами из синтетических волокон. Оковки, которые ранее изготавливались из оцинкованной стали или латуни, в последние годы почти полностью вытеснены оковками из высококачественной стали или стойкого к морской воде алюминия. Паруса из хлопчатобумажных тканей заменены парусами из синтетических тканей: они мало тянутся, почти не впитывают воды, и уход за ними, по сравнению с хлопчатобумажными, значительно легче.
Классы судов . Для участия в соревнованиях суда разделяют на монотипы и свободные классы. У монотипов все цифровые данные, которым должен соответствовать корпус и вооружение судна, зафиксированы в правилах постройки и обмера. В свободных классах конструктор может варьировать в пределах определенных ограничений. Среди крейсерских яхт также применяется понятие класса, несмотря на то что здесь суда в соответствии с формулой обмера получают определенный гоночный балл и поправку во времени к фактическому времени прохождения дистанции. Суда с близким гоночным баллом соревнуются в группах друг с другом. В последнее время усиливается тенденция соревноваться в свободных классах без поправки по времени.
Общепринятое ранее разделение классов судов на национальные и международные устарело. Сейчас различают олимпийские классы судов, на которых национальные федерации проводят свои чемпионаты по парусному спорту.
Эмблемы классов и национальные буквы. Парусные суда несут на парусе эмблему класса. Под эмблемой класса стоит порядковый номер, под которым судно занесено в спортсудорегистр соответствующей национальной федерации. Олимпийские классы судов (кроме судов класса «Звездный») несут, кроме того, на парусе букву или буквы, указывающие их национальную принадлежность. Для крейсерских яхт введены обозначения групп.
Одежда и снабжение. Одежда яхтсменов зависит от типа судна, района плавания и погодных условий. При плохой погоде надевают непромокаемую одежду.
На современных швертботах из-за систематических брызг воды и опасности опрокинуться во время гонок надевают непромокаемый комбинезон. В таких костюмах нуждаются также яхтсмены, занимающиеся виндсерфингом, если вода и воздух недостаточно теплые. К непромокаемому костюму надевают высокие сапоги из мягкого пластичного материала с нескользящей подметкой. Во всех остальных случаях яхтсмены носят обувь из ткани или кожи с нескользящей подметкой. При сильном ветре на швертботах или на килевых яхтах (при работе на палубе) надевают спасательные жилеты. В дальних морских плаваниях к этому добавляют еще пояс безопасности, концом которого крепят себя при сильном ветре.
Для снабжения судов имеются обширные правила снабжения. Они обычно являются составной частью правил класса. В них, в частности, установлены специальные средства безопасности и спасательные средства.
Каждое парусное гоночное мероприятие называется регатой. Отдельное состязание называется гонкой. Регата может состоять из одной отдельной гонки или из серии гонок-до 7 гонок для каждого класса судов,-которые проводятся в 2 или более дней. Окончательные результаты складываются из мест, соответствующих последовательности пересечения яхтами линии финиша, при условии, что нет нарушения правил парусных соревнований. На всех регатах применяются правила парусных соревнований международного парусного союза. Они в большинстве случаев снабжены дополнениями национальных парусных союзов.
На отдельных регатах добавляется еще гоночная инструкция главного судьи, которая опубликовывается вместе с программой соревнований.
Регаты и дистанции гонок. Олимпийская дистанция. Для гонок устанавливается по возможности олимпийская дистанция. Она состоит из трех знаков дистанции, старта и финиша. 3 знака образуют прямоугольный равнобедренный треугольник, длинная сторона которого (длиной 2 морские мили) располагается параллельно направлению ветра. Стартовая линия находится в той стороне, которую позже ограничивает знак № 3. Старт происходит таким образом, чтобы к знаку № 1 надо было лавировать против ветра. Проходимая при этом дистанция из- за лавировки значительно длиннее, чем 2 м. м. (1 м. м. равна 1852 м).
После огибания знака № 1 идут к знаку № 2, затем к знаку № 3 (прежде ограничивавшему стартовую линию). При сокращенной дистанции после огибания знака № 3 лавируют на финиш, который находится в стороне, ограниченной знаком № 1 (длина дистанции по прямой линии 6,8 м. м.). При полной дистанции после второго огибания знака № 1 идут курсом фордевинд на знак № 3 и потом лавируют к знаку № 1, ограничивающему финиш (длина дистанции по прямой линии 10,8 м. м.). Для установки дистанции имеются две возможности. Или выставляют 8 буев по окружности круга диаметром 2 м. м. и потом выбирают 3 из них в зависимости от направления ветра перед стартом, или после старта первого класса против ветра идет катер, для того чтобы выставить знак № 1 на расстоянии 2 м. м. от старта, затем он возвращается таким образом, чтобы установить знак № 2 под углом 45° и на расстоянии 1,4 м. м. от знаков № 1 и № 3.
Проведение гонок. Для каждого стартующего класса за 5 мин. до его старта дается подготовительный сигнал. С этого момента для расхождения судов данного класса действуют правила парусных соревнований. Теперь необходимо занять выгодное место на стартовой линии, чтобы по возможности с сигналом «Старт открыт» пересечь линию старта. Суда, стартовавшие слишком рано, должны стартовать еще раз. При возвращении на стартовую линию они не должны мешать судам, стартующим правильно. Все знаки дистанции следует огибать в правильной последовательности и с предписанной стороны. Если произойдет столкновение с судном соперника, надо подавать протест. При касании знака дистанции его следует обогнуть еще раз. Нарушения правил и штрафы. Участники гонок, которые нарушили определенное правило и признали нарушение, могут оправдать себя, сделав два полных оборота на 360°. Другая возможность штрафа: начисление яхте места примерно на 20% от числа стартовавших яхт хуже (минимум на три места), чем ее фактическое место на финише. Судно может подать протест против другого судна, нарушившего правила. Протест должен быть рассмотрен судейской коллегией. Дисквалификация судна на одну гонку (не на всю регату) может последовать вследствие протеста, а при грубом нарушении правил также и без протеста.
Подсчет очков. Каждому судну, которое правильно оканчивает гонку, начисляются следующие очки: 1-е место 0 очков; 2-е-3 очка; 3-е-5,7 очка; 4-е-8 очков; 5-е-10 очков; 6-е-11,7 очка; 7-е и следующие места-число очков, равное занятому месту, плюс 6 очков. При дисквалификации очки за последнее место от числа заявленных судов плюс 4 очка, при сходе с дистанции (на финише) очки за последнее место от числа стартовавших судов. В серии гонок, состоящей из пяти или более гонок, результаты одной худшей гонки обычно исключаются из подсчета. Победителем является судно, набравшее наименьшее количество суммарных очков в зачетных гонках.
Крейсерские гонки проводятся на значительно большие дистанции. Бывают гонки по треугольной дистанции длиной от 20 до 50 м. м. и дистанции, превышающие несколько сотен или даже 1000 м. м. Например, крейсерская гонка международной Вар- немюндской регаты проводится от г. ВарнеМюнде вокруг острова Борнхольм и составляет около 350 м. м., дистанция трансатлантической гонки из Европы в Америку превышает 3000 м. м. Во время таких длинных гонок соперники не видят друг друга днями или даже неделями и потому борются в одиночку с морем, погодой и временем. Иногда финишировавший первым до прихода последней яхты не знает, кто является победителем.
Техника. Установка парусов. Парус развивает наибольшую тягу, если несущая поверхность или крыло обтекается ветром под определенным углом. Если применяют два или больше парусов одновременно, имеет значение также характер потока между этими парусами. При одинаковых корпусах судов и форме парусов яхтсмен будет идти быстрее других, если поставит паруса под наивыгоднейшим углом к ветру.
Курс относительно ветра. Курс парусного судна определяется углом между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. При лавировке этот угол наименьший (в зависимости от типа судна и волнения моря примерно от 42° до 50°), при к!урсе фордевинд угол около 180°. Все остальные курсы называются полными. Судно, которое лавирует против ветра курсом бейдевинд, находится на лавировочном отрезке дистанции.
При повороте оверштаг судно с курса бейдевинд переходит носом линию ветра и затем уваливается до курса бейдевинд. При этом грот переходит на другую сторону судна, при повороте фордевинд судно уваливается с полного курса, проходит кормой линию ветра и переходит на курс фордевинд или на полный курс. В обоих случаях грот переходит на другой борт судна. Уменьшение площади парусов при тяжелой погоде называют рифлением. Летучая трапеция. На современных швертботах применяется так называемая летучая трапеция для того, чтобы при сильном ветре вести судно на ровном киле (без крена). Устройство состоит из надеваемого на бедра спортсмена пояса трапеции, который с помощью стального троса крепится к мачте таким образом, чтобы спортсмен, стоящий на наружном крае палубы судна (на буртике), мог почти горизонтально висеть над водой. Работа на трапеции, особенно при резко меняющихся ветровых условиях, предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсмена. Опрокидывание на современных швертботах уже не является аварией. Швертботы снабжены большими воздушными емкостями по бортам и частично также в носовой и кормовой частях, которые позволяют экипажу быстро поставить швертбот на ровный киль. Водоотсосы или открытый транец способствуют тому, чтобы то небольшое количество воды, которое находится в судне после постановки на ровный киль, было быстро удалено.
Многократные опрокидывания во время гонки в тяжелых условиях отнюдь не редки. Поэтому опрокидывание и быстрая постановка судна на ровный киль входят в программу тренировок.
Обучение и тренировка. Каждый командир парусного судна должен знать правила, которые служат обеспечению порядка и безопасности на воде. Для управления парусным судном спортсмен должен сдать определенные экзамены.
Виндсерфинг является комбинацией из езды по волнам и управления парусным судном.
Материальное обеспечение. В качестве водоемов используются внутренние воды: реки, озера, а также прибрежные районы морей. Глубина и ширина водоемов может быть незначительной. Корпус виндсерфера представляет собой «доску», изготовленную из жесткого пенистого полиуретана длиной 3,65 м, шириной 0,65 м и толщиной не более 0,15 м. Мачта длиной 4,8 м, вильчатый гик 2,8 м, площадь парусов составляет 5,2 м 2 . Мачта посредством шарнира у шпора свободно вращается и наклоняется во все стороны. Кинжальный шверт препятствует дрейфу, а стабилизирующий плавник на корме помогает сохранению курса. Мачта и гик должны быть плавающими.
Техника. При старте спортсмен стоит на виндсерфере спиной к ветру. С помощью веревки он подтягивает к себе лежащее на воде вооружение (мачту, гик и парус) и сначала оставляет парус развеваться по ветру. Затем он берет гик одной рукой близко от мачты, а другой рукой примерно посередине гика, чтобы, подтягивая парус, установить его под нужным углом к ветру. Виндсерфер управляется парусом.
При наклоне вооружения назад серфер приводится, при крене вооружения вперед-уваливается. Управление виндсерфером требует большого владения своим телом и удается лишь после длительной тренировки. Поэтому виндсерфисты должны сдавать определенные нормативы.
Парусный спорт или Яхтинг (англ. Sailing ) - олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения, в частности яхты.
История парусного спорта
История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами - яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.
Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.
В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.
До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.
Даты создания других старейших яхт-клубов:
1830 год - Шведский Королевский парусный клуб;
1838 год - Гоночное общество в Гавре;
1844 год - Нью-Йоркский яхт-клуб;
1846 год - Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;
1858 год - Парижский парусный клуб;
1858 год - «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).
С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:
- "Финн" (мужчины),
- "Лазер" (смешанные),
- "470" (швербот-двойка, мужчины и женщины),
- "Европа" (женщины),
- килевые яхты "Звёздный" (мужчины),
- "Инглинг" (женщины),
- парусная доска-одиночка — класс "Мистраль" (мужчины и женщины),
- катамаран-двойка — класс "Торнадо" (мужчины).
В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.
Виды парусного спорта
Парусные соревнования классифицируются:
- По району плавания:
- кругосветные;
- океанские;
- морские;
- локальные.
- По типам или классам яхт:
- монотипы;
- макси-яхты;
- яхты, соответствующие обмерной формуле;
- крейсерские килевые яхты и швертботы;
- однокорпусные;
- катамараны;
- тримараны.
- По профессиональному цензу:
- профессиональные;
- любительские;
- смешанные;
- по составу экипажа;
- одиночные;
- командные;
- возрастные;
- по половому признаку.
- По виду дистанции:
- этапные;
- рейсовые.
- По длине дистанции:
- короткие;
- длинные.
- По правилам проведения соревнований:
- матчевые;
- командные;
- с пересадкой;
- гандикапные;
- по приходу.
Правила парусного спорта
Обычно, регата состоит из 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место - 3 очка, за 3 место - 5,7 очков, за 4 место - 8 очков, за 5 место - 10 очков, за 6 место - 11,7 очков, а дальше плюс 6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.
Экипировка для парусного спорта
Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.
- Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из "дышащей" ткани. Во избежание "парникового эффекта" под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из "дышаших" такней (polartec или fleece).
- Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины ("deck shoes") — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
- Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с "короткими" пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
- Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).
Международные парусные регаты (соревнования по парусному спорту)
Олимпийские игры - самые престижные соревнования по парусному спорту.
Кубок Америки (англ. America"s Cup) - старейшее международное соревнование по парусному спорту. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом.
Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race) - командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65.
Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) - одиночная кругосветная регата, в которой запрещены остановки судна где-либо и получения посторонней помощи.
Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) - кругосветная гонка одиночных яхт.
Регата The Tall Ships Races Baltic - одна из самых больших регат в мире. К участию допускаются суда, длина которых превышает 9,14 м. Членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.
2016-07-01Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Парусный спорт".
Не все люди в наше время встречались с этим словом. На первый взгляд, кажется, что такого слова вообще нет в русском языке. Что же подразумевает собой этот самый «яхтинг» и с чем его едят? На самом деле все достаточно просто.
Стоит достать на поверхность все свои познания английского языка и вспомнить, что в английском языке есть слово «yachting». Прямое значение этого слова – хождение под парусами, яхтенный или парусный спорт . По слову сразу можно сообразить, что именно оно означает. Но все ли люди, слыша слово «яхтинг» думают об элитном и достаточно экстремальном виде спорта? В статье мы уже раскрывали эту тему.
Об этом мы сегодня с вами и узнаем, раскроем все секреты яхтенного спорта и углубимся в эту тему. Скоро ли приживется это слово в русском языке? Ведь звучит оно достаточно ярко и ясно.
Говорящее само о себе слово, вызывает ассоциации с морем и подобной яхтенной и парусной культурой, отчасти туризмом и развлечениями, ну и, конечно же, популярным видом спорта. Именно эту тему мы сегодня и раскроем. Ведь, слово «яхтинг» еще и говорит о большом и прибыльном деле. Яхтенный бизнес хорошо развит в теплых, солнечных странах. Среди туристов находится много желающих прокатиться на яхте семьей, или в одиночку. Неважно для чего именно вы приобретаете яхту, или какие ассоциации сначала у вас вызывает это слово. Главное, что совсем скоро оно станет более популярным и разойдется по всему миру. Каждый человек, в свой отпуск, хочет попасть в солнечное место, посетить разные достопримечательности и море. Тут – то все и начинается. Какой вид открывается с яхты на море…
Словами не передать, как приятно, то ощущение скольжения по водной глади на морских просторах. Окунемся в это подробнее.
Первое, что приходит на ум – парусные яхты. Сезонные прогулки под парусами – путешествия по морским краям, правда, не уходя далеко от пляжа. Чаще всего эти прогулки прибрежные. Самый распространенный вид парусного яхтинга – туристический. Приобрести хотя бы минимальную характеристику не такая уж и проблема, существует много яхтенных школ, где обучают всему необходимому. Среди туристов находятся не только желающие пройтись под парусами, но и сами «яхтенные гиды». Учитывая то, что в России есть тоже яхтенные школы, пройдя обучение можно заняться заработком на лето, а именно: приобрести яхту, отправится в теплое, солнечное место в сезон (примерно с середины мая, по сентябрь) и предлагать туристам отличный отдых, в виде морской прогулки на яхте. Да кто ж откажется-то?
В любом случае, овладев техникой управления яхтой, проштудировав необходимую терминологию на английском языке и соблюдая все правила и предостережения техники безопасности можно вполне спокойно дарить людям радость и наслаждение. Все в ваших руках.
Существуют некоторые школы, которые занимаются подготовкой именно таких людей, для того вида туризма. Но не стоит забывать о приятном моменте, а именно: соревнования или дружеские гонки на яхтах, конкурсы большого масштаба. Яхтенный спорт очень популярен среди русских, многие выходцы яхтенных школ занимали хорошие призовые места на Олимпийских играх. Не говоря о том, что один из самых известных тренеров в мире, имеющий много титулов – выходец русской школы парусного спорта.
Пляжный туризм, конечно же, осуществляется только в сезонное время, достаточно большое количество стран может позволить себе смело говорить о том, что именно на их побережьях отличный вид и лучшие яхты. По сути, это не будет ложью. Ведь достоверно неизвестно, какая же страна лидирует в этом деле. Список самых популярных мест яхтенного туризма и спорта: Хорватия, Греция и Турция, Испания и Италия, Франция, Мальдивы, Малайзия и Карибские острова, Таиланд и многие другие страны.
Не стоит забывать, что наличие паруса не является необходимым для того, чтобы поучаствовать в прогулке на яхте. Существует определенный вид катеров, которые не имеют паруса, но при этом комфорт и максимальное удовольствие вам обеспечены. «Катерный яхтинг» — не нужно иметь особой квалификации и знать столько всего, что необходимо знать при яхтенной прогулке. Достаточно просто получать удовольствие от такого вида «яхтенного туризма».
У вас есть друзья, которые тоже увлекаются яхтенным спортом? Отлично, самое время узнать о «яхтенных любительских соревнованиях» Да, да, именно соревнования. Это сфера спортивного яхтинга, которая подразумевает собой участие в разнообразных регатах аматорского уровня. Набирая команду, подумайте о том, что вам потом работать с этими людьми сообща. Должно быть взаимопонимание и поддержка.
Дисциплинированность должна стоять на первом месте. Для того чтобы принять участие в таких соревнованиях не обязательно нужно быть профессионалом. Достаточно хорошо разбираться в устройстве яхты, особенностях управления, знать пару хитростей и быть в хорошей физической форме. Это немаловажный аспект. Яхтсмены-гонщики – именно так называют ходоков под парусами, принимающих в участие в регатах.
Конечно же, яхтинг на профессиональном уровне – очень популярное и дорогое занятие. Радует то, что нет строгих ограничений по возрасту. Вряд ли вы встретите 54-летнего футболиста, бегающего по полю и занимающего первые места. Зато, в яхтенном спорте один из лучших ходоков под парусом является 54-летний датчанин.
Яхтингом могут заниматься абсолютно все, начиная от детей (сознательного возраста, начиная от 7 лет), заканчивая 70-ти летними мужчинами (и такое бывало). Считается, что яхтинг – больше мужской спорт. Но и девушки тоже им занимаются. Не важно, на каком уровне вы занимаетесь этим делом. На любительском или профессиональном, главное получать удовольствие.
Как и любым другим видом спорта, яхтингом лучше заниматься с самого детства, если речь идет о профессиональном яхтинге.
Попробовав один раз – получите незабываемые ощущения и воспоминания. Может быть, от прогулки под парусом вы останетесь настолько под впечатлением, что захотите сделать это вашим хобби.
Развеиваем сомнения
Многие люди ошибочно считают, что яхтинг это роскошь и удовольствие, что только люди «высшего» круга могут позволить себе такое развлечение. На самом деле это далеко не так. Во-первых, мест, где можно осуществить такую морскую (в крайне случае речную) вылазку предостаточно по всему миру. Во-вторых, все это можно осуществить за достаточно адекватную цену. Все зависит от того, какое время года, в какой именно части планеты вы находитесь и, конечно же, какую прогулку вы предпочтете. Напоминаем вам, что существуют еще и прогулки на «катерных яхтах» без парусов, выходит немного дешевле, но и ощущения другие.
Чувство того, как катер скользит по поверхности воды, как вы сами управляете этим судном – непередаваемо. Такие морские путешествия хорошо помогают расслабиться и забыть городскую суету, пыльные улицы и т.д.
Для тех, кто решил, что яхтенные прогулки - это как раз для него – подробнее опишем нюансы и детали этого дела.
Я – яхтсмен. Или как им стать.
Все же это дело не простое, но его можно достаточно быстро постичь. Традиции управления яхтой и развития этого спорта уходят корнями далеко в прошлые века на территорию Великобритании и Нидерландов. Именно школы в этих странах выпускают лучших из лучших. Не говоря уже о том, что получение сертификата об окончании одной из их яхтенных школ будет давать вам возможность принимать участие в регатах на правах профессионала. Людям, которые окончили яхтенную школу на территории России, такое счастье не светит.
К сожалению, сертификаты, полученные на территории РФ, не котируются в других странах. Поэтому, пересекая водную границу, у вас могут отобрать яхту и запретить дальнейший путь по причине отсутствия прав на вождение таким плавательным средством. Получение сертификата в таком случае можно осуществить только посещением Королевской Яхтенной Ассоциации, главный офис которой располагается в Гемпшире (английское графство).
Другой вариант получить сертификат не в Российской школе – а таком случае самый доступный вариант – Турция. Ближайший вариант.
Выбираем место для яхтинга .
Главное на что стоит обратить внимание – безопасность. Не стоит геройствовать, это не всегда успешно заканчивается. Выбирайте спокойный район, убедитесь, что в городе есть в наличии чартерные компании. Судно, собственно, можно взять там. К выбору района отнеситесь серьезно, неважно сезонное это время или нет. Главное, чтобы все были в безопасности. Ориентируются чаще всего в таких ситуациях на самом слабом члене экипажа (на ребенка обычно). Продумывайте все наперед, просмотрите прогноз погоды, закажите яхту (в сезонное время приходится заказывать за 3 месяца заранее), подготовьте провизию и отправляйтесь в путь.
Мировой яхтинг.
Начнем с того, что лучшей странной для хождения под парусами признана Греция. Три моря, наличие нескольких тысяч островов. Имея такой обширный диапазон действия, можно отправиться в настоящее приключенческое путешествие на несколько дней, ночуя в открытом море. Посетить исторические места, побывать на нескольких маршрутах за время поездки.
Хорватия не далеко ушла от Греции, учитывая то, что расположение ее марин падает на старые города, которые являются центрами искусства современности. Наличие древнеримских построек и огромного количества других достопримечательностей делает поездку более впечатляющей и запоминающейся. Так как в осенний и зимний период наблюдаются сильные ветра – морские прогулки не самая лучшая идея, даже для рисковых парней.
Если вы в этом деле новичок, то ваш вариант - это Турция. Отличное место для начинающих. Море наполнено разнообразными заливами и бухтами, убежищами и прочим. Остановку можно делать фактически через каждые два часа. Отсутствие экстрима еще не показатель, это компенсируется отличным сервисом и множеством достопримечательностей. Начало сезонного времени в Турции выпадает на начало апреля, а конец только в ноябре. Там часто проходят любительские соревнования, конечно же, море положительных эмоций и безопасность присутствуют.
Не отстает и Таиланд со своим изобилием интересных предложений. Так как акватория этого места оставляет желать лучшего (в плане простора) – гонок не выйдет. Но зато сезон длиться круглый год, вы можете совершенно в любое время подарить себе отличное настроение. Температура там, в течение всего года, держится на одном уровне, в районе трех градусов (+/-).
Увидеть Париж и умереть! Сегодня это не для вас. На данный момент Франция это современный, освоенный и продвинутый район для яхтинга. Побережья Франции, будто именно для этого и были созданы, готовиться нужно заранее. В разгар сезона – просто невозможно добыть яхту и прокатиться. Желающих всегда очень много. Помимо того, что это морская прогулка – это еще и, вдумайтесь, межгородская экскурсия. С каждым годом эти места приобретают больше красок и особенностей. Не забываем про .
Не только пиццы можно поесть в Италии, здесь можно еще и с ветерком прокатиться на яхте. Говоря без шуток, Италия имеет невообразимое количество плавательных средств, яхт больше чем людей. Побережье, омываемое пятью морями, говорит само за себя. Огромное количество островов, скалистые берега и достопримечательности (культурного и природного вида) – все это стоит вашего внимания. Самые лучшие пляжи расположены в Венеции.
Пришло время ознакомится с последним и немаловажным аспектом нашей статьи – российский яхтинг. Всем известно, что с таким климатом и расположением, продвинутым центром яхтинга России не стать. Не все так плохо, все же некоторые места для развития этой отрасли спорта у России все же есть. В , которые могут предложить свои услуги всем желающим. Приобретая здесь яхту (или арендуя ее) можно так же заказать содержание яхты в пригодных ей условиях и техническое обслуживание. Помимо этого, на территории Волги есть несколько неплохих яхт-клубов. Сочи, Новороссийск и Владивосток – имеют благоприятные зоны и условия для развития и поддержания этого вида спорта. Балтийское море открываем перед вами свои возможности: красивая местность, наличие достопримечательностей, берега – это хорошо. Но все же условий, для того чтобы развить этот вид спорта, там нет.
Обслуживающие станции, клубы и прочее – отсутствует. Некоторые печатные издания утверждали, что при желании можно было бы , но пока это только разговоры. Именно на территории РФ яхтинный спорт остается занятием для избранных.
Саша Сколков
Я думаю, нужно сразу рассказать о двух важных причинах, по которым я решил так резко сменить род деятельности. Первая причина - это всё-таки усталость от профессии. Кажется, я сполна наигрался в медиа: торговля просмотрами, бесконечная оптимизация - в какой-то момент всё это начинает утомлять. Тем более последний период жизни FURFUR сложно назвать особо успешным. Мы вели переговоры с Vice о создании российского отделения культового журнала на платформе нашего издания, но после того как в Турции редакцию Vice арестовали, переговоры стали затягиваться и в итоге ни к чему не привели. Тогда мы начали готовить перезапуск и даже были готовы к старту, но после моего ухода от этой идеи руководство тоже решило отказаться (чтобы лишний раз не рисковать). И FURFUR закрылся.
Вторая и, конечно, главная причина - живой интерес к парусам. Мне видится безумно интересной задача показать максимально широкой аудитории, что яхтинг и парусный спорт - это не про богачей, катающих моделей на катере, и не про мужиков в тельняшках, которые вечно копаются в сломавшемся редукторе. Нет. Яхтинг - это крутой способ иначе посмотреть на мир, оказаться в каких-то невероятных местах и познакомиться с невероятными людьми.
Когда меня просят рассказать, как я сам стал заниматься яхтингом, я обычно говорю, что вырос в Ейске на Азовском море - там все катаются на виндсёрфе, я тоже катался - и в какой-то момент подумал: а почему бы не попробовать парусное судно покрупнее? Но на самом деле история куда более длинная. Началось всё с того, что мне вдруг стал сниться один и тот же сон - сон о том, как я путешествую на каком-то судне, работаю биологом и занимаюсь подсчётом популяции марлинов. Судно рассекает водную гладь, видны огромные рыбины, обгоняющие друг друга, и всё это выглядит как такая идеальная открытка, которую можно отправить маме, если окажешься где-то в южном полушарии. Но вообще-то сны мне совсем не снятся, а повторяющихся сюжетов, наверное, не было никогда в жизни. И тогда я немного загрустил и стал постоянно об этом думать. Через два месяца мы с друзьями отправились в Одессу, где, наверное, на пятый или шестой день бесконечной пьянки я вдруг увидел в порту, как ребята обходят на небольшой лодочке мол, ставят грот и через полчаса превращаются в точку. Вот примерно так всё и началось - сон этот мне с тех пор больше не снился, потому что уже был куплен билет в родной Ейск, где меня ждал мой первый тренер по парусному спорту.
Наверное, это такая особенность профессии - пытаться любое своё увлечение превратить в форму, напоминающую медиа. Так вышло и с яхтингом. С первых дней тренировок я завёл какой-то простенький паблик во «ВКонтакте», где стал рассказывать, как это всё происходит. Вернувшись в Москву, свою затею я не забросил - мне так хотелось снова отправиться в море, что я постоянно об этом читал, покупал какие-то книжки и за год превратился в настоящего яхтсмена-теоретика с кучей разрозненных знаний в голове и с 1 500 подписчиками в паблике.
Их я тоже решил отправить на море: договорился со своим инструктором, сам разработал недельный курс занятий, составил расписание, придумал цену - такую, чтобы нигде в России не было ниже, - и дело пошло. В первый год отучились 15 человек, а во второй - больше ста. Довольно быстро мне стало понятно: главная задача во всём этом деле - нормальным человеческим языком рассказывать, что это вообще такое (разных предубеждений по поводу яхтинга у людей безумное количество).
Примерно тогда же я познакомился с Максимом Пинигиным, который хоть и был чуть старше меня, но уже давно занимался яхтингом, успел стать опытным капитаном и даже создать своё дело - «Силу ветра». Макс с друзьями проводил большие регаты в Средиземке, экспедиции в Норвегию, в Шотландию, на Фареры и много чего ещё. Мы с ним довольно быстро поняли, что практически одинаково смотрим на то, как всё надо делать, и решили работать вместе. Сначала мы провели учебную регату на Мальте, запустили тренировки в Москве, а потом и вовсе решили объединить накопленные активы и всё делать под одним названием - « ».
Основная трудность - наверное, эти самые предубеждения и связанные с яхтингом стереотипы. То есть парусный спорт может легко выступать в качестве нового бега, которым болела вся Москва, может объединять людей, может быть отличным способом путешествовать. Для этого не нужно быть богачом, не нужно что-то знать и уметь, не нужно постоянно тягать какие-то верёвки - при ближайшем рассмотрении порог входа оказывается минимальным. Не нужно почти ничего: запишись, возьми с собой ветровку, купи билет на самолёт - и погнали. Но так как не всем удаётся объяснить это при помощи одного поста в фейсбуке, мы видим свою миссию в том числе и в диалоге с новой аудиторией.
Максим Пинигин
«Сила ветра» - это уже давно не только школа капитанов. «Сила ветра» - это большущее комьюнити людей, которые в каком-то смысле сделали путешествия под парусом частью своей жизни. Силами энтузиастов мы выпускаем крутой печатный журнал, проводим сезон тренировок и гонок на водохранилище, собираем большущие регаты на 20 с лишним яхт в Средиземке, ходим на Фареры, Канары, в Италию, Шотландию, Норвегию, Таиланд, строим яхты на радиоуправлении, издаём книги - приятно, что список можно продолжать почти бесконечно.
Надо сразу сказать, что внутри этого комьюнити у каждого свой путь. Кто-то хочет пить апероль и кататься на яхте, кто-то хочет мастерски тягать верёвки и придумывать тактические решения, чтобы обгонять другие лодки, кто-то хочет стать капитаном и отправиться через океан, а кому-то интересно всё сразу. И мы в «Силе ветра» стараемся организовать процесс таким образом, чтобы человек мог пойти по любому пути легко и ему было предельно понятно, что для этого нужно.
По сути, чтобы отправиться в регату или экспедицию, не нужно совсем ничего. После того как вы один раз куда-то сходили и побывали на лодке, можно, например, пойти в школу капитанов на теорию, потом на практику и стать шкипером с международной лицензией. Чтобы попасть на тренировки в Москве, тоже ничего не нужно, занятий за пять вы уже будете понимать, как управлять лодкой, а ещё через десять дней начнёте кого-то обгонять. Ну а дальше - как и в любом спорте: кто больше тренируется, тот первым и приходит к финишу.