Четвертый месяц жизни малыша. Детский спорт: занятия на дому

Как-то мы гуляли с сестрой и моим маленьким сыном. Малыш держался за наши руки и периодически повисал на них, чтобы покачаться или через что-нибудь перепрыгнуть. Мы обошли все встретившиеся на пути детские площадки, побегали по горкам, полазили за сыночком по лестницам и поднимали его несчетное число раз – к перекладине, кольцам, качелям.

Как-то мы гуляли с сестрой и моим маленьким сыном. Малыш держался за наши руки и периодически повисал на них, чтобы покачаться или через что-нибудь перепрыгнуть. Мы обошли все встретившиеся на пути детские площадки, побегали по горкам, полазили за сыночком по лестницам и поднимали его несчетное число раз — к перекладине, кольцам, качелям. Под конец прогулки моя сестра выдохлась и произнесла: «C таким ребенком, как твой сын, никакого спортзала не надо. Его можно сдавать желающим в аренду в качестве универсального тренажера!»

Мы, конечно, посмеялись, но если задуматься — а почему бы и нет? Игру и досуг с ребенком можно прекрасно совместить с физическими упражнениями для родителей, так что вместо того, чтобы вздыхать о тренажерном зале, в который сложно попасть, потому что не с кем оставить кроху, стоит внимательнее присмотреться к занятиям с вашим «универсальным тренажером».

Многие мамы шутят: после рождения ребенка надо подкачать пресс и ноги, а качаешь руки и спину. Действительно, длительное ношение на руках крохи и, периодически, еще и коляски, дает просто замечательную нагрузку на бицепсы, так что, поднимая своего пятнадцатикилограммового карапуза, мы умиляемся годовалым малышам, весящим килограмм по десять — пушинки!

А если проявить немного фантазии, можно придумать такие игры и упражнения, которые помогут маме укрепить и другие группы мышц.

Занимаемся дома

  1. Как известно, в начале любой тренировки для разогрева мышц нужна разминка. Включите веселые детские песенки и поиграйте:
    «Повторюшки». Вы делаете несложные движения под музыку — ребенок пытается их повторять.
    «Выступления». Вы с малышом вместе или по очереди танцуете под музыку.
    «Зоопарк». Изображайте разных животных — вы можете попрыгать, как зайчики, походить как медведь, лисичка, поползать на четвереньках как котенок или щенок, полетать, как птички.
    «Попрыгушки». Просто попрыгайте вместе с ребенком.
    По времени разминка занимает обычно 5-10 минут.
  2. Основная часть. Упражнения из основной части выполняются 40-45 минут, примерно по 2-3 минуты на каждое упражнение. Однако вашему малышу может надоесть выполнять роль тренажера гораздо раньше, поэтому совсем необязательно выполнять «всю программу» целиком. Вы можете возвращаться к спортивным занятиям несколько раз в течение дня, меняя упражнения и включая их в ваши игры с ребенком, придумывая собственные упражнения. Продолжительность выполнения упражнений, количество повторений, регулируйте в зависимости от вашей подготовки, возраста и веса ребенка.
    Упражнения:
  • «Качалка». Сядьте на краешек стула или дивана, посадите малыша к себе на голень и возьмите его за руки. Тяните носок на себя и покачайте малыша поочередно на правой и левой ноге. Другой вариант — ваша нога согнута под прямым углом, вы качаете малыша, сидящего на вашем бедре (такой вариант больше подходит для совсем маленьких детей, конечно, если они уже умеют сидеть). Эти упражнения помогают укрепить переднюю поверхность бедра.
  • «Качалка 2». Выполняется, если ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы хорошо сидеть и уверенно держаться за вас. Встаньте на четвереньки, одна нога согнута под прямым углом, другая нога прямая. Посадите ребенка на вытянутую ногу, он должен крепко держаться. Осторожно поднимайте ногу, на которой сидит малыш. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой. Оно укрепляет заднюю поверхность бедра и ягодицы.
  • «Качалка 3». Исходное положение — лежа на боку, нога снизу слегка согнута, вторая вытянута прямо. Сажаем малыша на вытянутую ногу, придерживая его рукой, носок ноги тянем на себя. Осторожно поднимаем ногу. Выполняется поочередно правой и левой ногой. Укрепляем боковую поверхность бедра.
  • «Окошко». Исходное положение — лежа на спине. Поднимите прямые ноги вверх под углом 90 градусов. Ребенок сидит спиной к вам у вас на животе. Разводим и сводим ноги — окошко открывается, окошко закрывается. Укрепляем внутреннюю поверхность бедра. Как вариант — прямые ноги подняты под углом 90 градусов — опускаем и поднимаем поочередно то правую, то левую ногу.
  • «Самолетик». Исходное положение — лежа на спине. Ноги подняты и согнуты под углом 90 градусов. Ребенок животом опирается на ваши ноги и держит вас за руки. Сгибаем и разгибаем ноги. Когда малыш поднимается вверх, можно кричать — «Полетели!» Когда опускается — «Приземляемся!». Укрепляем переднюю и заднюю поверхность бедра.
  • Приседания с отягощением. Посадите ребенка на спину, крепко держите его за руки и выполняйте приседания. Ноги не отрываются от пола. Укрепляем ягодицы и бедра.
  • Подъем на носочках с отягощением. Малыш сидит у вас на спине, вы крепко держите его за руки. Поднимайтесь и опускайтесь на носочки. Это упражнение укрепляет голень.
  • «Поехали-поехали». Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Посадите ребенка на себя, держите его за руки. Поднимаем верхнюю часть туловища, приговаривая «поехали, поехали!» Это упражнение укрепляет ягодицы.
  • «Мама-неваляшка». Исходное положение — лежа на полу. Посадите ребенка себе на ноги, возьмите его за руки. Поднимайте и опускайте верхнюю часть туловища. Когда вы поднимаетесь к ребенку, можете целовать его или говорить что-нибудь, например: «привет» или «ку-ку». Это упражнение на укрепление пресса.
  • «В ямку бух!» Исходное положение — как в упражнении выше. Невысоко приподнимаем ноги. Можно приговаривать: «поехали-поехали» и время от времени разводить ноги, чтобы малыш проваливался «в ямку» — «в ямку бух!». Это упражнение также укрепляет пресс.
  • «Полетели». Исходное положение — стоя. Крепко держите ребенка за руки и поднимайте и опускайте его на вытянутых руках — вверх и вниз, поднимая вверх можно говорить «Полетели!». Если ребенку не нравится, когда его поднимают за ручки — можете держать его за туловище (но не за подмышки!). Тренируем вестибулярный аппарат ребенка и мамины руки.
  • «Вправо-влево». Исходное положение — то же, что и в предыдущем упражнении. Водим малыша вправо-влево и укрепляем заднюю поверхность плеча. Если поворачивать не руки, а туловище — укрепляются косые мышцы живота (делаем талию!)
  • «Маятник». Посадите ребенка себе на плечи, крепко держа его за руки. С небольшой амплитудой делаем наклоны и повороты вправо-влево. Это упражнение также укрепляет косые мышцы живота.
  • «Полетели 2». Держим малыша за туловище, руки вытянуты над головой. Опускаем и поднимаем его, сгибая и разгибая руки над головой. Укрепляется передняя поверхность плеча, верхняя часть спины.
  • Наклоны с отягощением. Держа ребенка на руках, осторожно делаем наклоны. Это также очень полезно для вестибулярного аппарата ребенка, а мама при этом укрепляет спину!
  • «Резвая лошадка». Исходное положение — стоя на четвереньках. Сажаем ребенка себе на спину, он должен крепко держать вас руками за шею. Выгибаем спину дугой вверх и вниз, как будто лошадка, которая пытается сбросить «седока». Укрепляем мышцы спины.
  • Заключительная часть или заминка.
    По времени занимает около 5 минут. Обычно в заминку входят упражнения на расслабление и растяжку. Сядьте на пол, раздвинув ноги, посадите малыша перед собой. Держа его за руки, делайте наклоны вперед и вбок. Чтобы растяжка была эффективнее, можете посадить малыша себе на спину. Чтобы восстановить дыхание, представьте, что вы горный орел, который плавно парит над землей. Делайте медленные плавные взмахи руками — на вдох руки поднимаются, на выдох — опускаются.
  • Играем на улице

    Активная прогулка с ребенком — прекрасный способ держать себя в тонусе.

    • На доске-качелях, которые взлетают вверх-вниз можно покачаться вместе с ребенком, только он будет качаться — а вы делать приседания!
    • Можно качать ребенка на таких качелях попеременно правой и левой рукой, укрепляя заднюю поверхность плеча.
    • Можно висеть вместе с ним на кольцах или турнике.
    • Если ребенок еще мал — посадить его в слинге или рюкзачке себе на спину и устроить пробежку.
    • Кататься с ребенком на велосипеде (для этого существуют специальные детские сиденья).
    • Мамы подросших детей могут кататься с ними на роликах и велосипеде, а зимой на коньках и лыжах.
    • Можно поиграть в догонялки (ребенок едет на велосипеде или роликах).

    Это так здорово — делать все вместе с ребенком!

    Комментировать статью "Шейпинг вместе с ребенком"

    Ну для начала фитнес и занятия детей совмещаются и находятся в шаговой доступности. Дети посещают самостоятельно или с нянями свои доп занятия. Фитнес - 2 раза в неделю, на ланч, ну и раз в неделю еще что-то для красоты. или поездка в магазин. Два часа времени на "ланч"...

    Обсуждение

    А все хотят заниматься собой в том объеме, в котором считаете нужным вы? Ну для начала фитнес и занятия детей совмещаются и находятся в шаговой доступности. Дети посещают самостоятельно или с нянями свои доп занятия. Няня полностью решает все вопросы по ребенку в стиле - на ужин у Мити суп (в кастрюлке). Никто не заводит троих детей и не думает, что это легко. Ну и ребенку до 5 лет однозначно лучше не в саду, а а с няней, которая готова полностью его устать, пока родители занимаются своими делами.
    Не три, а два ребенка, работала часов 6-8 в офисе, правда он в 10 минутах от дома. Все остальные варианты с развозками и т.п. - Пустая трата ресурса семьи на передвижение.

    У меня трое детей и я работаю. Правда я сама ген. директор. Так что ко времени не привязан. Детей развожу сама. Так как не понимаю как водитель может сделать пучок на занятия, покормить ребенка в машине хоть яблоком с йогуртом и т.п. Потом я хочу будь в курсе дел детей, поговорить с тренером если надо и т.п. Утром - младшая в школу отвожу, старшие сами. Возвращаюсь и закладываю в машину все на день, рюкзаки для занятий. еда и т.п. Днем забираю из школы отвожу на занятия - сама на работу если долгие, если нет работаю там. Так же попутно развожу старшую на занятия(ибо не успеет своим ходом) и т.д. Если все рано заканчивается отвожу младшую домой - еду опять на работу. У меня все близко. Ногти дома. В парикмахерскую к отпуску и праздникам только хожу -в выходной или от работы время отрываю. Вечером мне некогда собой заниматься. Если младшая уснула. Я мою посуду, готовлю на завтра, стирку закладываю и т.п. В Выходные тоже занятия, тренировки. выступлени, летом дача - так что особо некогда собой заниматься. Но красится успеваю утром и то хорошо. Для себя читаю в постели когда уже ничего делать не могу, и когда чай, кофе пью. Но так как у меня 2 уже больших детей (13 и 15) - я понимаю, что еще немного и ты так плотно детям не нужна будешь. поэтому наслаждаюсь общением!

    01.11.2018 10:46:15, Сусаня

    Гуляйте, потанцуйте, сделайте фитнес, маску, в общем сами найдете, что Вам надо. 2. Экспериментируйте с ребенком, что ее может переключить, дети все разные, тяжело на руках носить, попробуйте слинг, рюкзак, мне со старшей очень режим помог, каждый день все делала...

    Обсуждение

    1. Добавляйте себе положительных эмоций: музыку включайте, фильм позитивный посмотрите, я даже новости фильтрую, после олимпиады поняла, как это важно, ловлю только позитив. Гуляйте, потанцуйте, сделайте фитнес, маску, в общем сами найдете, что Вам надо.
    2. Экспериментируйте с ребенком, что ее может переключить, дети все разные, тяжело на руках носить, попробуйте слинг, рюкзак, мне со старшей очень режим помог, каждый день все делала в одно и тоже время, купание, сон, как сейчас думаю, мне самой было так легче больше, чем ребенку.
    3. И да, это все проходит, не зацикливайтесь на ситуации, поплакали, ус покоились, и завтра все будет только лучше!

    А еще поищите какие-нибудь клубы для мам с младенцами
    Если в Финляндии, то может в соцслужды обратиться. Я в Канаде, у нас есть служба для поддержки мам в депрессии.
    А еще у нас педиатры лекции устраивают, я как раз в 6 месяцев ребенка в такой ходила - людей видишь, общаешься, совет получить можно. На других детей посмотришь, сразу понимаешь, как тебе повезло и твой все равно самый лучший, хоть и кричит.

    28.02.2014 10:52:10, плавали

    Раздел: Фитнес (Пришла мне в голову мне мысль, не походить ли нам вместе с дочкой (9 лет) в фитнес -клуб. На всякие групповые занятия. Или ее надо все-таки отдельно водить? Кто-то вместе с ребенком занимается?

    Обсуждение

    Ходим в Зебру. Раньше ходила я, а ее отдавала в детскую комнату. Когда нам исполнилось 5 купила карту и ей. 3 раза в неделю для маких малышастиков есть программа - развивалка в комнате (рисование, лепка) потом занятие в зале 30 минут(Здоровая спинка, гимнастика и еще что то) Потом занятие в бассейне. Ну это как досуг на самом деле.
    Для деток постарше программа скуднее. Танцы, раз в неделю гимнастика и 2 раза в неделю бассейн. Причем для малышастиков очень удобное время с 17 до 19, а для деотк старше 16 часов

    ходим с дочкой тоже 9 лет вместе на танцы и стрейч, на остальных взрослых занятиях нагрузки слишком жесткие

    05.08.2013 13:43:36, элен____+

    Муж меня на время занятий стал подстраховывать, сидя с ребенком. Я успевала вернуться до того, как ему уходить на работу. Так что, девочки, мамы маленьких детей, если вы оказались в такой же ситуации, что и я, то ищите выход в утренних занятиях.

    Мы брали детей в бассейн фитнес клуба, и мы не России - т.е. тут про справку от врача никто никогда не слышал даже) Соблюдение минимальных Раннее плавание. Я находилась с ребенком в бассейне. Малыша во взрослый бассейн нежелательно? С августа дети пошли в...

    Обсуждение

    ну что сказать, справки многие сейчас покупают, поэтому рассчитывать на стирильность не приходится...

    в детском бассейне может воду меняют чаще, народ ответственней, возможно, и будет чище....

    я бы ходила и не парилась, если нет явной склонности к кожным заболеваниям, которые можно в бассейне подхватить....

    Мы ходим с нескольких месяцев, никаких проблем. Но: бассейн очень чистый, в очень уважающем себя месте. А бывают такие бассейны, что я и сама туда не полезла бы.

    Продолжаем снова наш пятничный пост по теме “Игры с рождения до года ”. На прошлой неделе мы с вами читали про .

    Сегодня у нас – второй месяц жизни ребенка . Ваш любимый малыш немного подрос и благодаря упражнениям, уже многому для себя научился.

    В 2 месяца ребенок начинает ловить взгляд мамы, следить за ней, сосредотачиваясь в течение 25 секунд на ней. С развитием зрения он все больше интересуется окружающими предметами, понемногу задерживаясь взглядом на них, в результате чего даже может отвлекаться во время еды. Обостряется слух – малыш может пытаться повернуть голову на источник звука или отыскать его глазами.

    Кулачки постепенно разжимаются, сами руки приобретают большую амплитуду движений – малыш активнее размахивает ими, пробует держать предмет, не выпуская. Разжимать кулачок с игрушкой будет немного позже (через пару недель). Начинает удерживать голову , лежа на спине (это умение появляется с 2 до 4 месяцев жизни). Лежа на животе, пытается сам приподнимать голову , поворачивать ее набок, чтобы не ткнуться носом вниз. Одновременно он учится опираться на предплечья .

    В этот период возникает характерный “комплекс оживления ”: при виде мамы или едва заслышав ее, двухмесячный малыш проявляет радость: он улыбается (!), пытается гулить (растягивая гласные в ответ на обращение к нему и самостоятельно – как бы пробуя свой речевой аппарат), изменять мимику лица, активно размахивать ручками и ножками. Тонко улавливает настроение окружающих, может проявить недовольство, если его не понимают, протестовать с помощью характерной гримасы. Он отлично распознает ласковый или строгий тон в голосе.

    2-месячный малыш нуждается в физических упражнениях так же, как и в развивающих играх. Начнем с упражнений.

    Учимся умываться

    Ребенок лежит на спинке. Улыбнитесь и наклонитесь к нему, возьмите его ручки в свои, а если кулачки сжаты, потрясите их, чтобы расслабить, и сделайте умывательное движение личика сначала его правой ладошкой, затем левой, приговаривая ласково:

    Рано утром, на рассвете

    Умываются мышата,

    И котята, и утята,

    И жучки, и паучки!

    Потом сложите ладошки друг с другом и потрите их.

    Упражнение помогает получить заряд бодрости утром, приучает к гигиеническим процедурам и устанавливает теплые эмоциональные связи с малышом.

    Сорока-белобока…

    Начните с малышом играть в игру. Возьмите его кулачок, разогните осторожно пальчики, слегка поглаживая ладошку. Своим указательным пальцем сделайте круговое движение, приговаривая:

    Сорока-белобока, где была? Далеко…

    Что делала? – Кашу варила, деток кормила.

    Этому дала (повторяйте и по очереди загибайте пальчики, кроме одного большого).

    А этому не дала (потрясите его большой палец, шутливо сдвинув брови):

    Ты печку не топил, ты кашу не варил

    А он полетел-полетел… (поднимаем большой палец, потряхивая), и на головку сел! (прижимаем к его головке).

    Упражнение помогает расслабить ладошки и способствует раскрытию кулачка .

    Потряхивания

    Положите малыша на спинку, проведите легкими поглаживающими движениями вдоль его ручек, туловища и ножек, добиваясь приятного расслабления. Возьмитесь за его локотки, и чуть-чуть потрясите для расслабления предплечий. Аналогично проделайте с запястьями рук малыша, чтобы расслабились ладошки и пальчики. Приложите его ладошки друг к другу, похлопайте ими, потом потрите слегка его пальчики.

    Упражнение приводит в норму тонус ручек и помогает лучше их развивать .

    “Ездим на велосипеде”

    Ребенок лежит на спине с полусогнутыми ножками, ступни упираются в поверхность стола, где он находится. Возьмитесь за его голени своими руками, осторожно обхватив их вместе со стопой и начинайте ритмично двигать их, имитируя езду на велосипеде. Затем можно “потопать”, по очереди ставя то одну стопу полностью на поверхность стола, то другую.

    Как вариант, можно соединить стопы его ножек друг к дружке, также дотронуться большим пальцем стопы до животика, до подбородка и, напоследок, до лобика. По очереди так делайте с правой и левой ножкой.

    Упражнение нужно выполнять аккуратно и если вы встречаете сопротивление или недовольство со стороны малыша, повремените с данным упражнением (через недельку-другую попробуйте еще раз).

    Данное занятие помогает укрепить мышцы и развить чувство опоры ножек .

    Мама и папа-качели

    Положите малыша к себе на живот поперек, чтобы голова его была рядом с вашим левым боком, а ножки – у правого и обхватите его ножки одной рукой. Придерживайте ручки малыша другой рукой и начните ритмичное покачивание, имитируя качели. Следите, чтобы кроха не свалился, и избегайте сильных раскачиваний.

    Упражнение тренирует мышцы живота, шеи и ног ребенка, учит его пользоваться для опоры ручками, что в дальнейшем поможет малышу выставлять руки вперед при падении.

    Проводите занятия физкультурой в то время, когда кроха бодр и спокоен, примерно за час до кормления или 1,5 часа спустя. Перед уроком хорошенько проветрите комнату и подготовьте твердую ровную поверхность – например, расположитесь на полу на коврике. С детьми в возрасте до 3–4 месяцев удобно заниматься на покрытом одеялом столе – но будьте бдительны и в прямом смысле слова не выпускайте малыша из рук. Чтобы не перегружать ребенка, начните с 10-минутного занятия. Разучивайте по 1–2 новых упражнения в день; постепенно увеличивайте и количество повторов. Если малышу трудно выполнить всю вашу программу сразу, устраивайте несколько физкультурных пятиминуток в течение дня.

    Прежде чем приступать к урокам, посоветуйтесь со своим педиатром: есть ситуации, когда физические упражнения противопоказаны (например, рахит, анемия, грыжи, заболевания костей, сердечно-сосудистой системы и др.). В некоторых ситуациях врач может посоветовать ограничить комплекс несколькими «лечебными» упражнениями или, наоборот, исключить те, которые могут навредить крохе!

    Что вам понадобится для занятий? Простое спортивное оборудование не займет много места в квартире и не ударит по семейному бюджету, но поможет сделать «тренировки» с крохой эффективнее и интереснее. Выбирайте снаряды ярких цветов или в виде забавных зверушек – такие предметы лучше мотивируют малыша. Какие из них можно использовать с рождения?

    • Фитбол . Развивает баланс, прыжковые навыки, гибкость, обеспечивает массажный эффект и бережное растяжение мышц. В зависимости от возраста ребенка может быть разного диаметра, с надувными рукоятками или без них.
    • Противоударный мат . Позволяет маме и малышу комфортно располагаться на коленях, животе и спине, смягчать удары при падении (а кроме того, легко моется водой с мылом). Практичный вариант – коврик, который собирается как паззл из отдельных блоков.
    • Мячи (разного диаметра, из разных материалов). Поощряют малыша к разнообразным движениям (повернуться, дотянуться, доползти, дойти, поймать), развивают координацию движений, глазомер, ловкость.

    Комплекс упражнений для грудничка (можно выполнять, начиная с первого месяца жизни):

    1. «Лодочка»

    Исходное положение – лежа на животе. Положите малыша на живот на 15–20 секунд. В этом положении кроха рефлекторно попытается повернуть и приподнять голову. Упражнение укрепляет мышцы спины, шеи, живота, улучшает пищеварение. Его можно выполнять перед каждым кормлением уже со второй недели жизни. С 3 месяцев – более сложный вариант: положите малыша грудью на свою руку, а второй обхватите его за лодыжки. Приподнимите ребенка и немного покачайте из стороны в сторону – он станет тянуться вверх головой и плечами, что поможет укрепить мышцы шеи и спины. После 6 месяцев – классическая «лодочка»: уложите малыша на пол, сами встаньте рядом с ним на колени так, чтобы кроха упирался в вас стопами. Возьмите малыша за кисти и подтягивайте вверх, побуждая поднимать верхнюю часть туловища и постепенно выпрямлять руки.

    2. «По-пластунски»

    Исходное положение – лежа на животе. Согните ноги малыша в коленях и слегка разведите в стороны «лягушкой». Прижмите его стопы к своей ладони, создавая упор, и слегка надавите пальцами на его подошвы. Малыш рефлекторно оттолкнется и попытается продвинуться вперед. Повторите 2–3 раза.

    3. «Полетели!»

    Исходное положение – лежа на спине. Возьмите ребенка за руки так, чтобы он сжал ладонями ваши большие пальцы. Медленно разведите его ручки в стороны, слегка встряхните их, а затем скрестите на груди. Повторите 3–4 раза. Упражнение укрепляет мышцы рук и груди, расширяет грудную клетку и увеличивает объем легких. После 3 месяцев совершайте руками малыша движения не только в стороны, но и вперед- назад, сгибая и разгибая руки, как будто боксируете ими. С 8 месяцев выполняйте упражнение сидя. С 9 месяцев добавьте круговые вращения от плеча.

    4. «Велосипед»

    Исходное положение – лежа на спине. Держа малыша за голени, поочередно прижимайте его согнутые в коленях ноги к груди и выпрямляйте их. Выполните по 4–5 раз каждой ногой, а затем столько же – обеими одновременно. Упражнение улучшает работу кишечника и укрепляет мышцы ног. С 6 месяцев добавьте к «велосипеду» 5–6 движений с выпрямленными ногами: поднимайте ноги ребенка (поочередно и обе одновременно) до вертикального положения так, чтобы угол между поднятой ногой и туловищем приближался к 90°.

    5. «Уголок»

    Исходное положение – лежа на спине. Положите малыша спиной на свои руки так, чтобы его голова находилась у вас на ладонях, а стопы упирались в вашу грудь. Опираясь локтями о поверхность пола или стола, медленно приподнимайте кроху на своих руках на 30° вверх и опускайте вниз. Упражнение укрепляет мышцы живота. С 5–6 месяцев выполняйте то же движение, поместив свои ладони не под голову, а под среднюю часть спины ребенка. Он постарается самостоятельно удержать голову, напрягая мышцы шеи и брюшной пресс; не удается – повремените с нововведением. Любой из вариантов повторяется 2–3 раза.

    6. «Хорошо сидим!»

    Упражнение можно выполнять, начиная с трехмесячного возраста. Исходное положение – лежа на спине. Возьмите ребенка за руки и медленно подтягивайте к себе до уровня 30°. Малыш постарается приподнять голову и верхнюю часть туловища. Выполняя то же движение, с 4–5 месяцев побуждайте кроху полностью сесть (чтобы при этом он выпрямил спину, держите его за кисти одной рукой, а пальцем другой проведите вдоль позвоночника снизу вверх). С 7–8 месяцев поощряйте его садиться, подтягивая к себе только за одну руку и фиксируя ноги. Повторяйте 3–4 раза.

    7. «Топ-топ»

    Исходное положение – вертикальное. Держа малыша под мышки, поставьте его ножками на твердую поверхность – кроха рефлекторно «зашагает». Проделайте вместе с ним несколько шагов; следите, чтобы малыш наступал на всю стопу, а не на цыпочки. С 4 месяцев шаговый рефлекс угасает, но кроха сможет пританцовывать, а затем и подпрыгивать на месте, отталкиваясь ногами. Примерно с 9 месяцев, так же держа малыша под мышками, поощряйте его делать 2–3 шага.

    Елена Федорова

    Педагог-психолог, преподаватель

    кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ

    С началом четвертого месяца завершается адаптационный период, в котором кроха приспосабливался к новой среде. Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног - движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

    Маленький непоседа

    К четырем месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов. C начала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратнос живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

    Упражнение «Кручусь - верчусь»

    Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно - с живота на спину.

    Упражнение «Качели»

    Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по-новому увидеть окружающий мир.

    Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

    Упражнение «Потанцуем?»

    Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!» В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

    Упражнение «Такие разные игрушки»

    Для занятия понадобится 4-5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

    Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый - легкий) и величине (больше - меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

    Упражнение «Дотянись и возьми»

    Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию - пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

    Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся - он не упадет и не ударится.

    К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, он пробует ощупать ее.

    Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

    Упражнение «Две игрушки»

    Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки - пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

    К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки - важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

    Пробуем на вкус

    Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки - буквально все, что попадется под руку. Следует помнить - это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

    Упражнение «Сожми - разожми»

    Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою. Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

    В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ - брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом, малыш познает новые способы действий с предметами.

    Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

    Развиваем восприятие

    Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений. Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

    Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

    На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

    Упражнение «Мир звуков»

    Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ - действие - объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием. Можно познакомить кроху с новыми для него звуками.

    Четырехмесячный малыш любит разглядывать свои ручки и ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. На этом этапе начинается изучение тела.

    Упражнение «Чей это носик?»

    Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки - можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

    Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

    Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов - теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик - пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

    В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

    Упражнение «Гляделки»

    Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык - кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

    Учимся понимать друг друга.

    Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

    Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

    Упражнение «Угадай, что звенит?»

    Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

    Упражнение «Как зверята разговаривают?»

    Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

    Упражнение «Передразнивание»

    Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

    Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

    Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

    Смейтесь на здоровье!

    Важной особенностью данного периода" является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой - родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

    Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

    Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

    Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений.

    Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

    Важные достижения четвертого месяца:

    Ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;

    Уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;

    Фокусирует взгляд на предметах;

    Захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;

    Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;

    Проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;

    По звуку определяет местоположение предмета;

    Произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);

    Звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;

    С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;

    Усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).

    Мышечную энергию своей волей мы можем направить как на пользу здоровья, так и во вред. Работа или тренировка до изнеможения, подъем чрезмерных тяжестей, деструктивные очень резкие движения или неамортизированные прыжки. В результате вместо пользы происходит истощение ресурсов организма, накопление дистрофических изменений в суставах и позвоночнике.

    Приводим несколько упражнений, которые при минимальных расходах мышечных ресурсов дают максимальный оздоровительный эффект.

    Упражнения для активного долголетия

    Упражнение для компенсации прямохождения и гиподинамии

    Называется «качели на локтях». В основе упражнения лежит имитация бега четвероного животного, поскольку анатомическое строение туловища человека сохраняет приспособленность к такому положению и движению. Упражнение, при регулярном его выполнении позволяет компенсировать недостатки прямохождения, быстро снять застойные явления во всех органах, улучшить кровоснабжение головы и ликвородинамику. Упражнение «качели на локтях» физиологичнее и эффективнее на единицу затраченного времени, чем бег, стояние на голове и многие другие упражнения, причем выполняется легко.

    Примите исходное положение:

    1. Встаньте на колени посредине и вдоль на спальном матрасе таким образом, чтобы колени и пальцы ступни ног одновременно опирались на матрас.

    2. Отмерьте 3 ширины ладони от коленей ног вперед и как-нибудь отметьте или просто запомните это место. Положите на него локти рук на расстоянии ширины плеч и обопритесь на них. Одновременно голову положите на ладони таким образом, чтобы кончики пальцев кистей рук касались темечка, а другой край ладоней закрыл глаза.

    3. Поморгайте не открывая глаз и почувствуйте касание век мышц большого пальца.

    Выполнение упражнения:

    Внимание! При выполнении упражнения локти рук и колени ног ни на секунду не отрываются от матраса, а кончики пальцев кистей рук не отрываются от темечка. Дыхание - свободное.

    1. Двигая тело вперед, положите голову вместе с ладонями на матрас, причем ладони от глаз надо оторвать, а кончики (примерно две фаланги) пальцев рук должны с умеренным усилием придерживать голову за темечко. Задержаться в этой позе на 1- 2 секунды

    2. Двигая тело назад (не отрывая локтей рук и коленей ног от матраса)попытайтесь бедрами коснуться икроножных мышц, при этом снова закройте ладонями глаза не отрывая кончики пальцев от темечка. Задержитесь в этом положении на 2-3 секунды.

    3. Повторяйте движение вперед и назад (качайтесь) несколько раз. Начните с такого количества качаний, которое выполняется легко, но не более 10.

    4. Прибавляйте количество качаний по 1-3 в неделю. Увеличивайте постепенно, чтобы упражнение всегда выполнялось легко. По мере освоения упражнения постепенно увеличивайте темп качания. Оптимальный темп каждый выбирает для себя таким, чтобы упражнение выполнялось легко, но не быстрее чем на счет раз-два-и – движение вперед, раз-два-и – движение назад.

    Упражнение может выполняться 2 - 6 раз в сутки. Оптимальное количество качаний 20-50 – и зависит от возраста.

    Примечание 1: В зависимости соотношения длины бедер и предплечий, возможно, потребуется под локти подложить сложенное в несколько раз одеяло или еще что-нибудь, чтобы при движении назад в крайнем положении плечи были немного выше бедер.

    Примечание 2: Через 1 - 3 месяца по мере освоения упражнения и приобретения большей гибкости упражнение усложняют:

    • при движении вперед спину стараются выгнуть вверх, а живот стараются втянуть в грудную клетку.
    • при движении назад спину стараются выгнуть вниз, а живот стараются выпучить наружу.

    Упражнение для снятия застойных явлений

    Упражнение выполняется утром сразу после пробуждения, не вставая с постели и ночью при необходимости снять застойные явления. Упражнение препятствует застою лимфы. Можно 2-3 раза за ночь, не вставая с постели сделать несколько движений. Рекомендуется тем, у кого есть утренние отеки, слабость, аритмия, утреннее повышенное давление.

    Исходное положение:

    • Лягте на бок на спальном матрасе и подложите под голову подушку, согнув при этом руки в локтях.

    Выполнение упражнения:

    • Верхнее плечо вместе с согнутой рукой пытаемся положить то вперед, то назад (сколько получается), при этом стараясь то сжать (без усилия) грудную клетку рукой, то расправить, одновременно при сжатии делаем комфортный выдох, а при расправлении - комфортный вдох. Сделать 3- 5 качаний.
    • Повторить упражнение на другом боку.
    • Если упражнение выполняется легко, то количество качаний можно постепенно увеличить до 10 на каждом боку.

    Путь к активному долголетию – это ежедневное выполнение упражнений для компенсации прямохождения, упражнений для снятия застойных явлений и компенсация дефицита биологических микровибраций с помощью процедур формирования.

    Бег – вред или польза?

    Бег традиционно считается оздоровительным упражнением, но неправильный бег может нанести большой вред здоровью суставов и позвоночника.

    Оздоровительный или разрушительный результат бега зависит от имеющихся в данный момент у организма ресурсов, здоровья позвоночника, от техники бега, от обуви. Бег не увеличивает ресурсы организма, а наоборот их активно расходует.

    Спрашивается тогда, какова цель бега? Основная цель бега – тренировка мышц, участвующих в амортизации суставов и позвоночника. Конечно во время бега происходит встряска внутренних органов, улучшается лимфодренаж, но всего этого можно добиться с меньшими энергетическими затратами и без риска получить ударную перегрузку суставов и позвоночника. Поэтому изнурительный бег в неподходящей обуви, с приземлением на пятки лишен всякого смысла и вреден для здоровья.

    На пользу можно рассчитывать только при таких условиях:

    • если бег осознанно выполняется нами как упражнение;
    • если мы освоили технику бега – хорошо амортизируем приземление мышцами голени и ступни;
    • если тщательно дозируются нагрузки: продолжительность и темп, они могут увеличиваться не более чем на 5–10% в неделю;
    • если фазы активного бега чередуются с фазами достаточного отдыха.

    Бег противопоказан: при заболеваниях позвоночника и суставов, физическом утомлении, хронической усталости, пожилым людям.

    Ходьба как упражнение

    Восточные мудрецы говорили: «Ступай, как ходит кошка».

    Пожилым людям бег противопоказан - им советуют ходить. Но и ходьба принесет пользу только тогда, если к ней относится как к упражнению.

    За свою жизнь человек совершает более 100 миллионов шагов – больших, маленьких, ловких и неловких. Каждый неудачный шаг может приносить ударную перегрузку.

    Количество неудачных шагов определяет скорость накопления повреждений в суставах и позвоночнике – капля камень точит.

    Почему так получается? Дело в том, что мягкая походка, обеспечивающая защиту клеток суставов и позвоночника от повреждений, требует много мышечных ресурсов. Когда их не хватает, человек начинает топать, волочить ноги, оступаться. В таком состоянии даже ходьба не принесет пользы.

    Для того чтобы вернуть мягкость походке, необходимо увеличить накопленные в клетках ресурсы организма и придавать значение каждому шагу.опубликовано



    effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка