Слаломные трюки на роликах. Обучение слалому и фристайл на роликахв спб

Является любительским и профессиональным направлением в роллер спорте, то к данной статье по выбору роликов скорее всего обратится тот, кто точно не знает, на что обратить внимание при примерке, а значит, мало или совсем не катает слалом. Какие именно характеристики удовлетворят роллера известно только самому роллеру, который катает или только собирается учить определённые трюки-элементы, ведь для каждого класса элементов нужны разные характеристики. Но все же есть некоторые особенности, которые должны присутствовать в каждой хорошей модели роликов для слалома:

Мы опустим общее строение роликов и будем рассматривать только особенности слаломных роликов.

Ботинок . Он должен быть жестким, включая "бут " и "каф ", так как фиксация — самый главный параметр в роликах. Внутренник не должен елозить внутри шуза, иначе не будут получаться "вилинги " (элементы "на одном колесе"), также внутренник должен плотно облегать всю стопу, особенно пятку, иначе о сложных элементах слалома можно забыть. Застёжек — множество вариантов, но предпочтительнее клипса на каффе, клипса вместо пяточного ремня, шнуровка. На некоторых моделях также встречаются липучка в самой широкой части стопы — около пальцев, в основном в слаломных роликах с полумягким шузом.

Рама : на вкус и цвет товарищей нет. Во-первых, рама должна быть обязательно фрезерованной, то есть выточенной фрезой из цельного бруска металла. Любые составные рамы не дают достаточной торсионной жесткости, а, значит, не прочны и не позволят выполнять нужные элементы. В последние 2-3 года появились корейские модели из карбона, но особой распространенности не получили из-за невысокой прочности. А, во-вторых, рама должна иметь "пяточку", аналогично фигурным конькам. На самой раме "пяточка " 1-2 см, плюс 2 см — встроенные в ботинки пяточные амортизаторы.

Колеса на большинстве слаломных роликов — 80 мм, редко — 76 мм (на детских или женских моделях). Рамы с максимальным размеров колеса 80 мм в любом случае предпочтительней, так как, когда поставите "роккеринг" на 4 мм, у Вас будет 76-80-80-76 мм, а ведь чем меньше диаметр колеса, тем хуже накат, и тем, опять же, сложнее делать "вилинги " и вращения. Брать рамы под слалом под 84 колесо тоже не целесообразно, ведь в таком случае теряется маневренность, рама начинает мешаться при выполнении элементов. Жесткость, форму среза, ступицу и липучесть колеса выбирать нужно сугубо индивидуально. В зависимости от веса роллера, покрытия площадки, где катается роллер, а также нужных характеристик и наката. Более подробно про колеса Вы можете прочитать в статье "все о колесах для роликовых коньков".

Подшипники тут все просто: выбирайте обязательно подшипники для роликов с двумя пыльниками, как-никак, они придают существенную жесткость и долговечность подшипнику. Не покупайте беговые подшипники и тем более керамику — они не рассчитаны на кручение и прочие нагрузки в слаломе. Присмотритесь к подшипникам с жидкими смазками типа серии ILQ, они накатистые и прочные. Совет: не покупайте подшипники старых годов — в них смазка ссохлась! А, значит, не будет нужного наката.

Легендой, самой популярной, а также первой моделью роликов для слалома была, есть и будет — Rollerblade Twister 80. Большинство ныне производимых моделей роликов для слалома скопированы на 90 и более % именно с "Твистеров". Для этого не нужно быть профи — просто присмотритесь и подумайте, зачем кататься на аналогах, когда есть Оригинал.

Подробнее о всех терминах, встречающихся в данной статье (в кавычках и курсивом), читайте в "словаре роллера".

Настало время переходить на новый уровень катания и начинать удивлять прохожих красивыми трюками и пластичными движениями вокруг конусов. То, чему мы начнем учиться, именуется фристайл-слаломом.

Фристайл-слалом (стайл-слалом, артистик-слалом, фигурный слалом) - это вид спорта, в котором роллер под музыку выполняет последовательность различных технико-артистических элементов на ровной горизонтальной площадке, уставленной линиями специальных небольших конусов. Внешне это похоже на танец на роликах - фигурное катание и слалом одновременно. Красиво, зрелищно и очень актуально сейчас.

Давайте разберемся с движениями monoline и criss-cross - это базовые элементы, на которых строится дальше очень большое количество трюков.

1. Элемент m onoline

Mono означает «один», line означает «линия». Легко догадаться, что нужно будет выстроить свои ноги и ролики в одну линию и таким образом красиво объезжать конусы. Для того чтобы приступить к освоению этого элемента, необходимо отработать подводящие упражнения и понять технику выполнения его частей.

Подводящие упражнения

На первых этапах можно ставить конусы подальше друг от друга, а потом постепенно уменьшать расстояние между ними и приближаться к совершенству исполнения слалом-элементов. На соревнованиях и показательных выступлениях конусы в линии находятся на определенных расстояниях: 0,5 м, 0,8 м, 1,2 м - друг от друга.

  • Привыкаем к конусам

Нужно понять и почувствовать то, что вам предстоит ехать не произвольно, а объезжать небольшие препятствия и не сбивать их. Для начала попробуйте делать это одной ногой, а затем двумя.

Опорная нога едет параллельно линии выстроенных конусов, а вторая нога змейкой объезжает их.

Сделайте это упражнение сначала одной ногой, а затем второй.

Попробуйте объехать конусы змейкой двумя ногами в основной стойке с одной и с другой стороны.

  • Ступенчатая стойка

В такой стойке одна нога катится чуть-чуть впереди, а вторая позади и расположены они параллельно. Чтобы было нагляднее, советуем нарисовать мелом на асфальте линии, по которым вы будете отрабатывать это упражнение.

Выставьте ролики параллельно друг другу, при этом вес распределите равномерно на две ноги.

Делайте движения, как будто вы идете на лыжах по нарисованным линиям.

Продолжите движение ведущей ноги по линиям, при этом вторую ногу немного уводите назад и вбок.

Выполняем элемент m onoline

Выставьте ролики в одну линию, при этом вес распределите равномерно на две ноги. Ведущей ставьте ту ногу, которую вам удобнее.

Попробуйте объехать конусы в такой стойке.

Важно! Вес и давление постарайтесь сосредоточить на задней паре колес: тогда ролики становятся более маневренными и вам легче выстроить нужную траекторию.

2. Сriss-cross

«Крисс-кросс» (criss-cross) переводится как «крест-накрест». Он состоит из двух элементов: это уже известный вам « » и скрещивание роликов с заваливанием их на внешнее ребро. Для того чтобы приступить к освоению этого элемента, необходимо отработать подводящие упражнения и понять технику выполнения его частей.

Подводящие упражнения

Для того чтобы у вас получилось сделать criss-cross, нужно хорошенько отработать элемент monoline и повторить упражнение . Чтобы было нагляднее, советуем нарисовать мелом на асфальте линии, по которым вы будете отрабатывать это упражнение.

  • «Фонарик-монолайн»

Затем выставляйте ноги в одну линию и двигайтесь прямо.

Снова сделайте «фонарик».

Помните! Чем сильнее вы делаете толчок ногами при выполнении «фонарика», тем быстрее вы двигаетесь. На первом этапе освоения артистического слалома скорость вам не нужна, поэтому толчок ногами нужно делать слабым.

  • Скрещивание ног на траве

Это упражнение поможет понять, как поставить коньки на внешние ребра. Для его отработки выставьте конусы в линию на траве и делайте шаги крест-накрест между ними.

  • Упражнение «гараж»

Это упражнение позволит понять, как выйти из положения, когда ноги стоят крест-накрест, и продолжить движение. Тут потребуется ваша фантазия. Нужно представить гараж и машину в нем.

Поставьте ноги крест-накрест - это и есть «гараж».

Откройте «гараж», т. е. ногу, которая стоит впереди, прокатите вперед и вбок.

- «Машина» выезжает из «гаража», т. е. вторую ногу прокатите вперед.

Повторите упражнение в обратном порядке.

  • Criss-cross без конусов в произвольном ритме

Из основной стойки на роликах сделайте «фонарик».

Сделайте движение вперед со скрещиванием ног, при этом вес распределяйте равномерно на обе ноги.

Чередуйте движения.

Выполняем элемент cr iss-cross

Из основной стойки на роликах сделайте «фонарик», описывая конусы.

Сделайте движение вперед со скрещиванием ног, при этом вес распределяйте равномерно на обе ноги и немного заваливайте ролики на внешнее ребро.

Продолжайте в том же духе.

Распространенные ошибки

  • При отработке элемента «монолайн» полный перенос веса на переднюю ногу. Из-за этого вторая - ведомая - нога выглядит как хвостик, болтающийся сзади, а не как одна целая композиция с ведущей ногой.

Необходимо равномерно загружать обе ноги.

  • Роллер не попадает в пределы фишек при выполнении элементов «монолайн» и «крис-кросс». Это может происходить оттого, что ученик берет неправильную траекторию объезда - слишком крутой заворот в монолайне или слишком широкий «фонарик» в крис-кроссе.

Бесконечная практика вам поможет.

  • При освоении крис-кросса самым трудным моментом является выезд из скрещенных ног. Если он не получается, то, скорее всего, дело в распределении веса.

В момент, когда нога выводится из креста, необходимо, чтобы основной вес находился на противоположной ноге. Разгруженную ногу намного проще развернуть.

  • Ученик сильно нагибается вниз, как бы очень внимательно вглядываясь в конусы. Это некрасиво.

Помните об основной стойке! Спина должна быть прямой, а на конусы нужно смотреть только глазами, а не всем корпусом.

На шестом уроке школы роликов Slenergy мы познакомились с двумя базовыми элементами артистического слалома: monoline и criss-cross. Больше практикуйтесь, постепенно увеличивая скорость, и вы добьетесь большей уверенности и пластичности в движениях.

Пошаговая инструкция урока

Привыкните к тому, что предстоит объезжать препятствия таким образом: опорная нога едет параллельно линии выстроенных конусов, а вторая нога змейкой объезжает их.

Отработайте ступенчатую стойку - это когда одна нога катится чуть-чуть впереди, а вторая позади и расположены они параллельно.

Выставьте ролики в одну линию, при этом вес распределите равномерно на две ноги и попробуйте объехать конусы в такой стойке. У вас получится элемент monoline.

Для того чтобы у вас получилось сделать criss-cross, отработайте элемент monoline и повторите упражнение «фонарик». Скомбинируйте их.

Чтобы понять, как поставить коньки на внешние ребра, выставьте конусы в линию на траве и делайте шаги крест-накрест между ними.

Представьте, что ваши ноги - это машина и гараж. Поставьте ноги крест-накрест, ногу, которая стоит впереди, прокатите вперед и вбок, затем вторую ногу прокатите вперед, как будто машина выезжает из гаража.

Отрабатывайте criss-cross. Из основной стойки на роликах сделайте «фонарик», описывая конусы, сделайте движение вперед со скрещиванием ног, при этом вес распределяйте равномерно на обе ноги и немного заваливайте ролики на внешнее ребро.

Помните об основной стойке! Спина должна быть прямой, а на конусы нужно смотреть только глазами, а не всем корпусом.

Вес и давление постарайтесь сосредотачивать на задней паре колес: тогда ролики становятся более маневренными и вам легче выстроить нужную траекторию.

До встречи в следующем сезоне проекта «Купить ролики»!

В видео использована музыка: Rebecca Ferguson – "Glitter & Gold".

Яша Романенко - чемпион РБ в 2006 и 2008 в соревнованиях по слалому. В 2008 занял на чемпионате мира 6 место. Сейчас занимается для себя и помогает людям научиться: как слалому, так и вообще кататься на роликах.

Начал катать в 9 лет и не смог остановиться

Впервые я встал на ролики в 9 лет и, конечно, это были неудобные пластмассовые китайские «погремушки». Хоть и не самые худшие представители своего вида, они помучали меня мозолями. Но потом то ли ноги подстроились под них, то ли китайский пластик проявил не свойственные ему термоформовочные свойства.

Как освоился с ощущениями, начал учиться: спрашивал, подсматривал, к чему-то приходил сам. Было интересно, ведь ролики дают необычные ощущения движения в пространстве. И вот это очень понравилось.

Когда мне купили более качественные ролики, я стал пробовать кататься в направлении Vert. В Парке Дружбы народов до сих пор стоит маленький железный халф-пайп, на котором катались тогда. Много лет я просто катался просто в свое удовольствие. Но в 2005 году мне повезло увидеть замечательные видеоролики ISSUES, которые создал московский роллер Рязанцев Кирилл. Я впервые увидел такой уровень владения роликами. Так я и открыл для себя новое направление: стайл-слалом.

Первые соревнования по слалому в Беларуси - и победа моя

Тогда слалом катали немногие, а постоянно тренировались всего три человека, включая меня. Но уже этого нам хватало, чтобы вместе расти и развиваться. Учиться мы могли только друг у друга и по видео, которые вместе находили в интернете.

В 2006 году были проведены первые в нашей стране соревнования по слалому. Я занял тогда первое место! В следующем году на этапе кубка мира в Москве я занял 10 место, а на соревнованиях в Минске выступал уже в роли судьи. Самым успешным годом для меня был 2008: я тогда занял 6-е место на чемпионате мира и 1-е место в Беларуси. К счастью, слалом в спортивном плане стал развиваться очень стремительно.

После 2008 года я успокоился в спортивном плане и начать тренироваться исключительно в своё удовольствие. Сегодня я продолжаю кататься, но теперь меня больше привлекает музыкально-танцевальная сторона слалома, хотя раньше я её игнорировал. Иногда участвую в соревнованиях как судья, и, конечно, помогаю многим встать на ролики и знакомлю их со слаломом.

Что дает слалом и за что его можно полюбить

Люди должны знать, что слалом на роликах - это уникальное направление, сочетающее в себе невероятно сложную технику и большие возможности для музыкальности и артистизма. Каждый может сосредоточиться на своем направлении. Кроме того, слалом на роликах - это серьезная физуха: можно сильно укрепить ноги и пресс, стать более гибким, развить импровизацию и чувство баланса.

Мой пример показывает, что научиться можно самостоятельно. Но это сложно. Многие элементы, которые сейчас ученики берут за 2-3 занятия на релаксе, мы осваивали неделями, катаясь каждый день. Как слалому, так и фитнес-катанию на роликах лучше учиться под руководством опытного роллера. Это будет эффективнее и безопаснее.

Где катать? Для слалома на роликах подходит относительно ровный и относительно гладкий асфальт. В основном, слаломисты тренируются на площадке массового старта лыже-роллерной трассы в Веснянке. Это рядом с футбольным манежем, вдоль проспекта Победителей.

В катании на роликах самое главное - это получать удовольствие


Мне кажется, что слалом подходит для тех, кто ценит эстетику движений, обладает дисциплиной и терпением, потому что работать придется много. В слаломе, как и в любом деле, самое главное - это получать удовольствие и транслировать его вовне.

Что касается баланса между техникой и стилем, то это вопрос, возникший задолго до слалома, но очень актуальный! Конечно, приятно когда роллер гармонично развит: имеет уникальный стиль и по технике круто валит, но это достаточно редкое явление. Как правило, человек выбирает то, что ему ближе, и уже концентрируется на этом.

Например, для постороннего зрителя какие-нибудь сложные комбинации из элементов, выполненных на одном колесе, кажутся не очень красивыми и гораздо менее сложными, чем это есть на самом деле. А для того, кто это исполнил - тяжелейшая борьба за равновесие, требующая высокого уровня владения телом. В то же время, простой элемент можно выполнить так, что люди ахают, но в среде роллеров признание за это не получишь, потому что это легко.

Новичкам - максимум энтузиазма, дисциплины и импровизации

Я бы посоветовал всем начинающим роллерам не забывать, что главное - это катать с удовольствием! В начале обучения максимально используйте свой энтузиазм, а когда энтузиазм закончивается - делайте упор на силу воли и дисциплину. Это необходимые условия, если вы хотите дорасти до самого главного и крутого в слаломе - импровизации. Это когда ты заезжаешь на дорожку, не зная, что ты будешь делать дальше, твои творческие силы раскрываются, и катание становится уже больше чем спорт - оно становится танцем. Иногда это бывает очень медитативно и тотально. Поэтому мой главный совет: раз понравилось, то давайте доходить до уровня импровизации, как на этих видеороликах.

Фристайл-слалом - катание на дорожке между конусов с выполнением различных трюков и элементов.

Из всех видов времяпровождения на фристайл-слалом является наиболее сложным по объему требуемых навыков. Но одновременно это интереснейшее как технически, так и художественно средство самовыражения, способное удивить стороннего наблюдателя даже простыми качественно и красиво исполненными элементами.


Занятия проводят победители и призеры российских и международных соревнований по фристайл-слалому: Милёхин Дмитрий , Рычков Алексей и Седова Мария .


Длительность курса
8 занятий по 1,5 часа. Максимальный размер группы – 10 человек.


Программа курса

Все виды монолайнов и крис-кросов лицом вперёд и спиной вперёд

Все виды грейпвайнов, включая развороты

Мабрук

Все виды иксов и манёвры на них

Ван-футы

Все виды обычных шоппинг-картов, включая двойные и манёвры на них

Кикбэк и катбэк

а также многие другие интересные элементы.



Более подробное описание слаломных элементов, а также советы по выбору роликов для слалома и много другой полезной информации вы можете найти в разделе Самоучитель .


Цель курса
На курсе базового слалома ставятся и закрепляются самые основные и поэтому важные элементы, являющиеся основой для более сложных комбинаций. Правильная стойка, распределение веса, работа рук и корпуса - всё это тщательным образом излагается о каждом из элементов, выстроенных в чёткую последовательность по возрастанию их сложности.

Несколько раз в сезон в Школе проводятся любительские Соревнования по фристай-слалому, где даже новички могут попробовать себя в роли спортсменов на слаломной дорожке.


Требования курса
Наличие любых роликов, специализированные ролики для слалома или фрискейта - по желанию.

Для успешного освоения курса требуется уверенно держаться на роликах, ездить спиной вперед и легко менять направление движения.


Возможное расписание занятий
ПН, СР 20-00
ВТ, ЧТ 20-00


Места проведения занятий : Парк Победы , ВДНХ , Лужники , Парк Горького . В зимнее время занятия проводятся в крытом роллердроме «РоллХолл» . Вы всегда можете познакомиться с нашими инструкторами, методикой преподавания и задать все интересующие вас вопросы на Бесплатной Школе Роллера . Набор в группы идет регулярно и присоединиться никогда не поздно!


Наши ученики о курсе
«Этот курс дал мне очень много. Улучшилось равновесие, координация... управление ногами. Компания была дружная, тренер объяснял все доступно и понятно. Немного напрягала теснота роллердромма. Но плюсом было то, что в одном месте были и плюсовики (курс Слалом+) и прочие, у кого можно подсмотреть что-то.. поспрашивать. А вообще, зима прошла хорошо, базовые навыки слалома, я считаю, были преподаны нам в полном объеме. Осталось только закрепить и, возможно, в будущем, пойти на Слалом+...». Прохор, март 2009

«Началось все с того, что "слалом - это точно не мое, но...". Все заключается в этом самом "но" и конечно в усердии, попробовала, что-то получилось, понравилось. Теперь можно не просто с завистью смотреть на заплетающиеся в невероятных элементах ноги, но и понимать как это сделать самому и....пробовать делать!...». Svetik, январь 2010

Соревнования по фристайлу включают в себя следующие дисциплины: скоростной слалом, классический фристайл, парный классический фристайл, фристайл батл.

1.Скоростной слалом (от англ. "speed slalom") - скоростное прохождение дорожки из 20 конусов на одной ноге.

2.Классический фристайл - дисциплина, в которой, за отведённое время, на дорожках из конусов, исполняется технически сложная и в то же время стилистически красивая программа, соответствующая музыкальному сопровождению.

3.Парный классический фристайл (синхронный слалом) - парное выступление на дорожках из конусов, с акцентом на слаженность и синхронистичность движений, соответсвующих музыкальной композиции.

4.Фристайл батл - (от англ. "battle" - битва, сражение) сравнительное выступление спортсменов, которые поочерёдно, в произвольной форме, исполняют технико-артистические элементы и трюки.

Как и для любого профессионального вида спорта, слалом требует наличия специализированных роликовых коньков.

Первым и важным самостоятельным действием каждого начинающего слаломиста является установка рокеринга – имитации изгиба хоккейного лезвия при помощи колёс разного диаметра. Если быть точным, рокеринг - это общий термин для конфигурации колёс, которая бывает нескольких видов:

  • флэт (flat) - все колёса одного диаметра, как на большинстве новых роликов;
  • хай-лоу (hi-lo) - передние два колеса меньшего диаметра, задние два большего - обычен для хоккейных рам;
  • банан (banana) - собственно слаломный рокеринг, при котором два средних колеса больше, а два крайних меньше.

Итак, что такое фристайл-слалом, мы выяснили. Сразу возникает вопрос, а проводятся ли какие-нибудь соревнования по слалому? И вообще, какие они бывают? Официальных слаломных дисциплин, по которым проводятся соревнования, на настоящий момент существует три...

Мы уже рассказали вам в статье о рокеринге, какое значение они имеют для исполнения современных одноколёсных элементов, и почему у слаломиста может возникнуть желание поменять рамы на новые. Для того чтобы упростить выбор, предлагаем вам обзор современных рам в разной степени доступных для покупки.

rollerschool.ru - доступный самоучитель по фристайл слалому. Занимаясь не менее четырёх раз в неделю по 2-3 часа, курс можно успешно освоить за 2 месяца, плюс 2-3 месяца на "верхнюю базу" и понравившиеся элементы на растяжку.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка