Названия приёмов в Айкидо. Простые и эффективные приемы айкидо - описание техники и рекомендации

Глава 7. Единая учебная программа МЕАФА по айкидо Глава 8. Словарь некоторых терминов Список использованной литературы

Айкидо - это современная и одновременно изначальная форма Будо, основанная на убеждении Уесиба О Сенсея в том, что «с помощью постоянной, неослабевающей тренировки ума и тела может быть реализован путь человечества» . Однако, несмотря на то, что исходная форма была представлена с определенными необходимыми и оправданными поправками для понимания Айкидо широкой публикой, ее главный смысл остался неизменным. Эта предпосылка заключается в том, что истинное Будо не лелеет иррациональную или агрессивную позицию. Оно никого не вовлекает в соревнование или конкуренцию. Это путь совершенствования собственного характера.

К. Уесиба

Глава 1. Путь к человеческой гармонии

Воинское искусство первоначально попросту выглядело как методика обороны и атаки, и только потом трансформировалось в психофизиологические комплексы с определенными философскими концепциями.
Сегодняшнее айкидо имеет свои истоки в Дайто-рю Айкидзюдзюцу (daito-ryu aikijujutsu) , которое было основано Ксиссия Тейжун, шестым сыном царя Сейва (период правления 858-876 гг. н.э.) - семья Минамото. Основы техники оформились позже, как секретное искусство дома Такеда, принявшее вид боевой практики самураев, известное только членам этой семьи. Приблизительно в конце шестнадцатого века семья, возглавляемая в то время Куницугу Такеда, перенесла свою основную резиденцию в район Айдзу (сегодня префектура Фукусима). Там техника получила дальнейшее совершенствование.

После 1868 года сенсей Сокаку Такеда, как глава рода (в поисках средств к существованию), решил научить этому искусству и других, и с этого момента Дайто-рю Айкидзюдзюцу перестало быть тайной.
Одним из лучших учеников Сокаку Такеда был Морихей Уесиба (1883-1969). Морихей Уесиба систематизировал и несколько видоизменил технику Дайто-рю Айкидзюдзюцу, создав искусство воспитания духа, которое впоследствии, в 1942 году, получило название - Айкидо. Айкидо - искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности. Цель айкидо не лежит только в обучении людей самообороне, в большей степени это процесс самосовершенствования. Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.
Практика айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.
Прекрасной иллюстрацией основного принципа айкидо может служить следующий пример - вам на голову падает камень весом 3 кг, вы можете поймать его или отойти в сторону, дав ему упасть на землю. Если же на вас будет падать камень весом 300 кг, то ловить его уже нет смысла, если вы дорожите собственным здоровьем. И единственный выход, чтобы уцелеть - отойти в сторону и не препятствовать его падению. В обоих случаях, при отходе, ваши физические затраты идентичны и плюс ко всему совершенно не утомительны. Существует определенный предел того, что можно выполнить с помощью одной лишь физической силы. Но этого предела не существует при отказе от применения насилия. Айкидо и учит, как, используя силу противника, подчинить его себе. Причем форма проявления агрессии, будь то удар или захват, не имеют значения. Важна только фиксация направления действия нападающего.
Айкидо - школа морали и воспитания человека, наука жизни, которая служит человеку, и хоть не учит, как надо жить, являясь философией духа, дает возможность для духовной самореализации человека. Это самое молодое из искусств БУДО. Смысл айкидо можно понять из прямого перевода этого названия:

Ай (Ai ) - гармония,
Ки (Ki ) - дух, внутренняя энергия,
До (Do ) - дорога, путь.

«путь гармонизации внутренней энергии», «путь в гармонии с КИ».

Причем этот путь, эта дорога идущая в никуда, имея, казалось бы, четкую цель - самозащиты и оздоровления, путь постоянно отодвигает горизонт нашего самосовершенства, ведя нас к моменту самореализации, самораскрытия, внутреннего откровения, к тому, что в Японии принято называть САТОРИ.
В основе тренировки должен лежать постулат - «твой партнер - хороший приятель, а не враг». Партнеры работают над совершенствованием друг друга. Тот, кто ищет совершенства только для себя и пренебрегает другим, никогда не станет мастером айкидо. Лишь тот, кто старательно совершенствует партнера, тот оттачивает и самого себя.
Айкидо - не только боевая техника, это образ жизни, путь познания и совершенствования самого себя. Айкидо можно представить и как шесть видов массажа:

  1. айки-тайсо (aiki-taiso ) - разминка, массаж суставов, мышц и сухожилий, путем выполнения разогревающих их движений;
  2. сокушиндо (sokushindo ) - массаж стопы («дорога от стопы к сердцу»);
  3. тайджитцу (tai jutsu ) - непосредственно боевая техника, выполняемая мягко, плавно до полного хода сустава (внутрисуставной массаж);
  4. до ин (do in ) - точечный массаж, стимулирующий работу внутренних органов, выполняется путем постукивания;
  5. шиатсу (shiatsu ) - точечный массаж всего тела («палец и давление»/нажим);
  6. киатсу (kiatsu ) - бесконтактный массаж.

Массаж воздействует на все внутренние органы, побуждая организм к нормальной работе. Айкидо, как аутотренинг, снимает нервные нагрузки, стрессы, приводит нервную систему в состояние покоя.
Мастера айкидо обладают способностями, которые, порой, не вписываются в существующие понятия и стереотипы. Но необходимо помнить, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат лишь нашим ограниченным знаниям этих законов.
В результате регулярной практики айкидо, происходит заметное улучшение вашего общего здоровья с особым акцентом на дыхании и кровообращении. Практика брюшного дыхания оказывает очевидное влияние на улучшение здоровья, в то время как регулярная тренировка суставов и тела стимулирует кровообращение, что позволяет крови доставлять питательные вещества, причем более быстро и регулярно, ко всем органам тела, и в то же время позволяет содержать вены и артерии свободными от закупоривающих веществ и жировых осадков, которые могут возникать в нетренированном теле.
Айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств, на сегодняшний день оно не является законченной действенной системой приемов самозащиты, как против безоружных, так и против вооруженных нападающих, так как постоянно развивается и совершенствуется. Но это лишь одна сторона медали, люди, практикующие это боевое искусство, понимают, что за отработкой технических аспектов айкидо стоит стройная система моральных и философских основ, позволяющих эффективно развивать и восстанавливать физические и духовные силы. Кроме своей доказанной эффективности, как универсального искусства самообороны - айкидо привлекает атлетов всех направлений, которые находят в нем метод улучшения своей координации, расслабления, расчета времени и общего физического состояния.

Глава 2. Философско-технические аспекты айкидо

1. Ки (Ki)

Айкидо - это не искусство сражения друг с другом, основанное на использовании физической, мускульной силы. Техническая работа в айкидо рационально сочетает умственные возможности и физическую силу. При использовании такой методики, возможно развитие более мощной силы по отношению к той, которой Вы хотите обладать. Когда мы говорим, что пожилые люди, женщины, дети тоже могут заниматься, это значит, что они могут не только тренироваться, но и следовать в жизни по этому пути, хорошо освоив эту методику. Тот, кто начинает изучать айкидо, прежде всего, должен понять, что осваивать все приемы этого искусства без знания принципов Ки - это создание внешней формы без должного наполнения.

Трехдневная работа - лишь работа в течение трех дней; работа в течение года - лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет.

В странах Востока само значение слова Ки считается вполне доступным для понимания, но в нашем языке очень трудно подобрать для слова Ки подходящий эквивалент.
Каждый из нас знает, что ничто не может появиться из ничего. Сделав такое предположение, мы можем заключить, что до появления Вселенной, Солнца, Земли и прочего, что-то уже существовало. Вот это нечто на Востоке и называют Ки . Многие называют это Богом, другие - Будой, существуют и иные названия у каждого народа свое. Как окружающий нас Мир, так и человек является частицей всеобщего Ки . То есть, Ки выступает, как и материальная основа Мира, так и как его духовное начало. В процессе всей своей жизни человек должен пользоваться этим универсальным Ки , вызывая его плавное и равномерное истечение. Когда прилив Ки происходит в плавном и спокойном ритме, вы всегда будете чувствовать себя жизнерадостным и сильным. Если этот процесс в значительной мере замедлить, то вы почувствуете себя утомленным и даже больным. Все мы пытаемся понять, что же такое Ки , причем требуем ответа с первых же дней занятий, и удивляемся, почему же нам не могут объяснить природу этого феномена. По мере приобретения опыта в практике айкидо, мы все меньше и меньше спрашиваем об этом и все больше начинаем задумываться и ощущать. Освоение техники подобно изготовлению кувшина из камня. Вначале мы готовим грубую форму, за тем оттачиваем ее, устраняя все неточности и отрабатывая правильность формы. За тем шлифуем. И только потом заполняем форму содержанием. Но и этому содержанию, как и хорошему вину, еще надо достаточно длительное время постоять, что бы был получен ожидаемый результат. Состояние, о котором мы можем говорить, как об осознании Ки , можно достичь только в результате длительной и правильной практики айкидо.
Эта «сила» аккумулируется в сейкатанден (seikatanden) , чтобы заполнить все части тела и разум спокойствием, уверенностью, определенностью, чтобы быть использованной в любое время и в желаемом направлении. Эта «сила» не может проявляться, если ваш затылок, плечи, руки зажаты, если вы воображаете, что вы сильны или, напротив, бессильны, если вы не верите в существование этой «силы», все это как замок на пути прохождения Ки . Техника айкидо, выполняемая без Ки не есть техника айкидо. Это как свадьба без невесты, как концерт без зрителей, как тост без вина. Ки , понятое умом, бесполезно. Его надо понять сердцем, почувствовать всем телом в каждодневных упражнениях. Оно становиться доступным лишь после огромной работы. О Сенсей говорил: «Трехдневная работа - лишь работа в течение трех дней; работа в течение года - лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет».
Без Ки может существовать лишь пустая оболочка техники.

В айкидо в любом упражнении Ки всегда следует «выливать» как бы принудительно, под нажимом, но не затягивая его истечение и не прекращая его вовсе. Проиллюстрировать существование «энергии» Ки можно на ряде примеров. Услышав крики: «Пожар! Горим!» - вы бросаетесь в горящий дом и вытаскиваете из него, потерявшего сознание хозяина, которого до этого не смогли бы даже поднять. И когда опасность минует, врятли вы внесете его обратно в дом. В момент, когда вас преследует какое-нибудь разъяренное животное, вы в состоянии перепрыгнуть ров такой ширины, что в любое другое время вы и не подумали бы это сделать. И таких примеров можно привести очень много. Откуда же появляется эта «сила»? Ответ может быть только один: она постоянно находится внутри нас. В самых опасных критических ситуациях наш разум мгновенно срабатывает и, как бы дополняет нашу физическую силу этой «сверхсилой». Таким образом, мы используем силу, которая получается в результате полной координации нашего разума и тела. Другими словами Ки можно охарактеризовать как единство тела, разума и духа. И это единство достигается в ходе продолжительных тренировок.
Следует помнить, что Ки не противопоставляется физической силе, как грубому началу, а наоборот, активно использует силу мышц. Распространенной ошибкой стало утверждение, что будто бы в айкидо, как и во «внутренних» стилях ушу и карате, не следует или почти не следует использовать физическую силу. Гармоническое развитие не допускает исключения каких-либо элементов из системы подготовки.
Не надо пытаться найти объяснения феномена Ки в таких категориях, как сила или энергия, это значительно сузит само понятие. Ки - это образ, который помогает вам свести вместе, гармонизировать ваш ум, тело и дух. Стать единым целым, тем целым, которое и может стать частью Вселенной.
Если говорить о Ки , как о чем-то целом, то следовало бы говорить и о совокупности дыхания и скорости мысли, то есть о расширении. Ки - это то, что движет нами, естественные движения это плавные, перетекающие из одного в другое, без закрепощения, без преодоления. Это возможно при полной внутренней свободе. Ки - это состояние свободы позволяющей вашему внутреннему Я выходить из вас и творить. И понять, что же такое Ки можно только с помощью упорных, усиленных тренировок, когда вы, наконец, поймете, что ваше тело подчиняется каким-то законам, и вы поймете эти законы, и будете двигаться в соответствии с ними.

Изучение Айкидо Ёсинкан традиционно начинается с базовых перемещений — кихон доса. Эти упражнения позволяют приобрести необходимые двигательные навыки, которые будут использоваться в дальнейшем при выполнении всех приёмов айкидо. Для начинающего эти упражнения являются основными, и от того, насколько быстро он их освоит, зависит скорость дальнейшего прогресса. В этом подразделе представлены видео уроки, посвященные всем основным базовым перемещениям Айкидо Ёсинкан . Эти упражнения настойчиво рекомендуется выполнять не только в зале, но и дома.

Видео основных страховок в айкидо

Одной из основных задач уке, того на ком делают приём, является своевременное выполнение необходимой страховки. Страховки в айкидо — это, в большинстве случаев, специально выполняемые падения, которые позволяют избежать массы неприятных травм. Количество вариаций их исполнения огромно, и, разумеется, многие из них нарабатываются на тренировках. В этом подразделе можно ознакомиться с видео уроками основных страховок в Айкидо Ёсинкан . Отрабатывать укеми рекомендуется только под наблюдением опытного инструктора.

Видео техник Айкидо на 8-6 кю

Количество приёмов, которые необходимо выполнить, сдавая экзамены на 8-6 кю, совсем невелико. Гораздо важнее продемонстрировать своё понимание основ Айкидо Ёсинкан: правильную стойку, четкость базовых перемещений, настрой на дальнейшую работу. Тем не менее, даже на младшие кю сдаётся несколько техник, с которых традиционно начинается изучение айкидо. В этом подразделе представлено видео уроки техник Айкидо Ёсинкан , которые сдаются на младшие кю.


Видео экзаменационных приёмов на 5 кю Айкидо Ёсинкан

В данном подразделе можно ознакомиться с видео уроками техник Айкидо Ёсинкан , которые необходимо знать для сдачи на 5-й кю. Разумеется, это не означает, что те приёмы, которые сдавались на предыдущих экзаменах можно смело забыть. Необходимо быть готовым к тому, что в качестве бонуса вас могут попросить выполнить и их тоже. Кроме того, разумеется, как и на любом другом экзамене, потребуется продемонстрировать свои навыки в выполнении базовых перемещений.


Видео техник Айкидо Ёсинкан на 4 кю

На 4-й кю, помимо традиционного кихон доса, сдаётся уже значительное число разнообразных техник. Некоторые из них являются обязательными. В этом подразделе нашего виртуального додзё можно ознакомиться с видео уроки всех этих обязательных техник Айкидо Ёсинкан . Кроме того, претендента ожидает выполнение любых приёмов на выбор экзаменатора из программы предыдущих экзаменов. Это так называемая ситей вадза (смотрите предыдущие разделы виртуального додзё).


Видео приёмов Айкидо Ёсинкан на 3-1 кю

Экзаменационная программа Хомбу додзё по какой-то необъяснимой причине не делает различий между 3-м и 1-м кю. Тем не менее, претендент на эти степени должен знать и уметь выполнить большое количество техник Айкидо Ёсинкан как в стойке, так и на коленях. В этом подразделе можно ознакомиться с видео приёмов Айкидо Ёсинкан, в исполнении мастеров Хомбу додзё . Техник очень много, поэтому видео ролики будут пополняться.


Ое вадза. Видео бросков айкидо для подготовки к свободной работе

Аттестация на чёрный пояс Айкидо Ёсинкан подразумевает выполнение свободной работы (дю вадза) от различных атак. Тем не менее, прежде чем более или менее прилично выполнять дю вадза, айкидока должен отработать ряд техник в режиме ое вадза. Ое вадза — это непрерывное, динамичное выполнение приёмов айкидо. В этом разделе продемонстрированы видео ролики некоторых таких техник , выполняемых от наиболее распространённых атак.


Видео свободных техник Айкидо Ёсинкан (дю вадза)

Дю вадза — это очень важный компонент тренировок, который позволяет айкидоке приобрести мягкость движений, умение вписаться в атаку противника, а также контролировать положение своего тела при быстрых перемещениях. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что это не прикладная работа, а всего лишь упражнение. В этой подборке можно посмотреть видео исполнения свободных техник (дю вадза) Айкидо Ёсинкан от наиболее распространённых атак.

Пояснение некоторых техник сенсеем Жаком Пайе

Во время крайнего своего семинара в Санкт-Петербурге сенсей Жак Пайе продемонстрировал множество интересных упражнений и нюансов различных техник. В этом разделе представлены лишь некоторые видео ролики приёмов Айкидо Ёсинкан , которые мастер рассмотрел за время проведённых тренировок. Наиболее интересно слушать пояснения сенсея на английском языке, поскольку, к сожалению, после перевода утрачиваются многие любопытные детали.


Парные упражнения с боккеном в Айкидо Ёсинкан

Во многих школах айкидо практика работы с традиционным японским оружием является неотъемлемой частью учебной программы. При этом принципы работы с боккеном во многом отличаются от того фехтования, которому обучают на занятиях, например, кендо или катори-рю. По этой причине та совокупность приёмов и упражнений с боккеном, которые отрабатываются на тренировках айкидо имеет собственное название «айкикен». Размещённые в этом разделе видео уроки Айкидо Ёсинкан посвящены различным аспектам парной работы с деревянным мечом.

Наш путеводитель не ставит целью детального разбора Айкидо. Мы хотим лишь внести некоторую ясность и помочь, особенно начинающим, сориентироваться в самых общих и самых распространенных вопросах. В этой связи мы не проводим глубокого анализа и развернутой справки по понятиям и терминам.

В силу значительных фонетических отличий японского и русского языков привести и воспроизвести правильное и однозначное произношение того или иного понятия, слова, звука весьма не просто. Не углубляясь в лингвистические глубины, отметим, что мы не претендуем на абсолютную истинность перевода и транскрипции. Вполне допустимы и имеют право на существование отличные от нашего варианты интерпретации терминологии Айкидо. Однако, мы также имеем право предложить нижеследующее толкование.

Айкидо - современное боевое искусство

В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто рю айки джитсу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю - базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня.

Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо. Его сын Уэсиба Кисёмару развил и систематизировал Айкидо. В настоящее время главой Айки-союза является внук основателя - Уэсиба Моритеру.

Что такое Айкидо? Айкидо - путь гармонизации жизненной энергии.

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность.
Уэсиба Морихей

(14.12.1883 - 26.04.1969)
Основатель Айкидо.

Ки - Жизненная энергия.
Уэсиба Кисёмару

(27.06.1921 - 04.01.1999)
Второй Дошу.

До - Путь.
Уэсиба Моритеру

(род. 02.04.1951)
Третий Дошу.

Чтобы не запутаться

Будем различать:

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание

Сложилось несколько стилей Айкидо

Наибольшее распространение получили:

Айкикай - направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба

Син Син Тоицу (Ки-Айкидо) - направление, которое начал развивать мастер Тохея Коичи

Ёшинкан - направление, которое начал развивать мастер Шиода Годзо

Кто есть кто?

В Айкидо существует определенная иерархия:

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю
Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Ку-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Где?

Обучение Айкидо происходит в додзё:

Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана


В чем?

На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:

Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Оби - Пояс
Хакама - Широкие штаны (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)

Что мы говорим?

Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:

Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон

Что мы делаем?

Команды, применяемые на занятиях:

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Как мы падаем?

Страховки:

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Куда и как?

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри


Как мы стоим?

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками

Как мы двигаемся?

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях

Как на нас нападают?

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади



Как нас бьют?

Удары:

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку

Как мы защищаемся?

Техники Айкидо:

Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»


Что происходит?

Разновидности техник:

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый

Как мы контролируем ситуацию?

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя


Что нам поможет?

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

А по-японски?

При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:

1 - Ичи
2 - Ни
3 - Сан
4 – Ши (ён)
5 – Го
6 - Року
7 – Шичи (нана)
8 – Хачи
9 – Ку (кю)
10 - Джю
20 – Нинджю
30 – Санджю
40 – Ёнджю
50 - Годжю
60 – Рокуджю
70 – Шичиджю
80 – Хачиджю
90 – Кюджю
100- Хяку

Рецензент: С.В. Киселёв
Составители: И.А. Новиков, Д.С. Сапожников
Составители выражают особую благодарность Елене Сосновской за помощь в работе над словарем.

Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.

Описание

Айкидо - это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо - это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя - в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.

История

Точная дата зарождения айкидо - это 1920 год, а место - городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним - двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу - Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.

Философия

Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя - дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие - убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.

По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.

Техника айкидо

С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое - дух единения Айки, второе - дистанция безопасности Ма-ай, третье - уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое - вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо - дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо - это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.

Подрастающему поколению

В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное - это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль - это не то, что сделает их лучше.

Оборона в реальном мире

Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб - Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо - это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.

Оружие и его значение

В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:

  • Боккен - меч из дерева для тренировок.
  • Танто - нож длиной в 30 сантиметров.
  • Дзе - шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
  • Вакидзаси - укороченный меч.
  • Нагината - длинный меч.
  • Бо - посох из дерева или металла. Его длина - дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.

Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба - пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.

Кэйкоги

Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам - кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» - тренировка, «ги» - одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас - кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.

Особенности куртки-кейкоги

Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава - средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия - до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.

Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина - до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.

Что представляет собой такое восточное единоборство, как айкидо? Кто разработал главные принципы боевого искусства? Какие существуют схемы приемов в айкидо? Обо всем этом будем говорить в нашей статье.

Историческая справка

Основателем школы айкидо выступает японский мастер боевых искусств Морихэй Уесиба. Прежде чем сформировать принципы нового единоборства, этот человек долгие годы постигал отдельные стили дзюдо. Такая практика позволила мастеру достичь значительных успехов в отработке техник не только ведения рукопашного боя, но и владения холодным оружием.

Будучи в зрелом возрасте, Морихэй Уесиба стал приверженцем философско-религиозного течения под названием омото-ке, которое говорило, что достижение гармонии в жизни возможно лишь благодаря проявлению терпимости по отношению к окружающим. Мастер стал посвящать основную массу времени медитациям, не забывая о совершенствовании боевых навыков. С течением времени Уесиба решил объединить принципы духовной практики с техниками единоборств. Так на свет появилось боевое искусство, известное как айкидо.

Принципы защиты

Согласно принципам айкидо, защита состоит из нескольких стадий:

  • Восприятие.
  • Оценка.
  • Решение.
  • Реагирование.

На стадии восприятия определяющее значение имеет концентрация на внешнем виде противника, что готовится к выполнению атакующих действий. Здесь включается подсознание и интуиция, что должно подсказать, в какой момент и каким образом будет осуществляться нападение со стороны оппонента.

Оценка и решение в айкидо выступают взаимосвязанными понятиями. На данной стадии человек, что готовится к защите, должен анализировать целый ряд факторов. В частности, концентрировать внимание на предполагаемой силе атаки, ее направлении и скорости. Исходя из этого принимается решение, какую технику лучше применить в целях отражения нападения.

Заключительной стадией выступает реагирование. Заранее принятое решение реализуется благодаря определенным телодвижениям, что входят в комплекс технико-тактических действий.

Принципы атаки

Основополагающим принципом атаки в айкидо выступает обезвреживание агрессора без нанесения ему физического урона. Значение здесь имеет эффективное объединение широкого ряда техник и элементов. В первую очередь в действие вступают психологические, сознательные факторы. Лишь после определения стратегии атаки воплощаются в реальность физические, функциональные моменты.

Понятие центральной полосы

Разучивание приемов айкидо для начинающих становится возможным лишь после постижения принципа поддержания центральной линии тела. Даже когда человек изначально стоит ровно, при начале движений ему далеко не всегда по силам сохранять условную полосу, которая проходит через все тело. В айкидо считается, что тот, кому удается поддерживать центральную линию в любых ситуациях, получает сильную стойку, лучше фокусируется на действиях противника и получает очевидное преимущество перед оппонентом.

Фокусировка силы

Когда человек применяет физическую силу по отношению к агрессору, зачастую он полагается на собственную мышечную силу. В айкидо вместо этого главный упор идет на объединение энергии всей частей тела. Таким образом формируется импульс в одной точке, будь то рука, локоть или плечо. Применение отдельных техник в айкидо оказывается малоэффективным без фокусировки силы.

Принцип заключается в следующем. Изначально энергия концентрируется в области большого пальца ноги. Когда происходит его прижатие к поверхности пола, сила переходит в ноги. К этому добавляется импульс «пружинного» ускорения коленей. Затем концентрированная энергия перетекает в корпус. В эпицентре противодействия оппоненту развивается чрезвычайно мощная сила.

Владение равновесием

Когда в айкидо принимается правильная стойка, соблюдается принцип центральной линии, фокусируется сила - тело приобретает совершенное равновесие. В таком случае повышается восприимчивость к действиям оппонента. Можно сказать, что владение равновесием выступает способностью к созиданию и ощущению энергии противника. Выработка навыка выступает одной из основ айкидо.

Вращение

Айкидо относится к категории боевых искусств, где применяются так называемые круговые техники. Здесь не выполняются никакие прямолинейные движения. Даже простые приемы айкидо для детей основываются на перенаправлении силы оппонента в нужное русло благодаря поворотам вокруг корпуса тела. Радиальные движения здесь далеко не всегда формируют круг. Существуют приемы, при реализации которых тело перемещается по спирали.

Бросок на четыре стороны

В айкидо название приема звучит как шихо-наге. Представленная техника выступает защитной. Ее суть заключается в выполнении круговых движений по отношению к телу соперника. Этот прием айкидо предполагает захват и поворот кисти руки оппонента к его плечу. Затем выполняется движение, которое напоминает взмах мечом, после чего осуществляется бросок противника на пол.

С использованием данной техники айкидо можно направить тело соперника в любом из четырех направлений.Шихо-наге выступает крайне действенным приемом, поскольку захват кисти руки оппонента в замок сопровождается возникновением болевых ощущений, противостоять которым довольно сложно.

Удар спереди

Применение техники предполагает использование энергии соперника в собственных целях для выполнения болевого приема с захватом плеча. Для начала выполняется обманный который не несет в себе силы. Действие заставляет оппонента прибегнуть к блокировке атаки. Когда это происходит, выполняется захват локтя противника снизу. Затем осуществляется движение правой ноги по диагонали вправо и вперед. Правая рука при этом удерживает запястье соперника и выполняет рубящее движение, направленное вниз. Левая конечность концентрируется на повороте локтя противника.

Ведение по спирали

Данный прием айкидо основан на блоке с одновременным захватом локтя противника. После получения контроля над рукой оппонента осуществляется разворот на левой стопе. Далее резко понижается изначальная стойка. Такое движение заставляет атакующего потерять равновесие, получить ускорение тела и оказаться на полу.

Разворот запястья

Такой прием айкидо называется никадзе. Техника заключается в захвате запястья соперника, его развороте к внешней стороне локтя и выполнении рубящего движения. При этом тело должно осесть вниз, что не заставляет прилагать силу к выкручиванию руки оппонента.

При выполнении приема правая ладонь прижимается к тыльной стороне конечности соперника. Левая рука защищающегося захватывает запястье атакующего. Сцепка должна быть максимально прочной. Иначе не получится согнуть запястье противника при выполнении рубящего движения.

Боковой удар в голову

Эффективным выглядит данный прием айкидо в уличных драках. Когда соперник наносит удар рукой, осуществляется смещение корпуса тела влево с одновременным выполнением блокирующего движения. Параллельно наносится удар свободной конечностью в лицо оппонента.

В заключение

Как видно, в айкидо существует немало эффективных приемов, которые позволяют предотвращать атаки противника и в то же время наносить ответный урон. Стоит заметить, что достижение успехов в таком единоборстве невозможно без постижения базовых принципов, которые выступают здесь своеобразной грамматикой. Только после их изучения спортсмен получает возможность с успехом применять на практике те или иные техники ведения боя.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка