Яхтинг что это такое? Парусный спорт. Парусный спорт в России
В Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию . С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
- Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон .
- Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
- В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
- В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке . Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки» .
- В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
- В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) - старейший яхт-клуб Испании.
- Первый международный союз парусного спорта был основан в 1907 году : с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта . Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
- Разработанная в 1911 году яхта «Star» стала первой яхтой олимпийского класса (участие в Олимпиадах с 1932 г.).
- В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
- В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4-3.
Характеристика парусного спорта
Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг , катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.
Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.
Яхтинг возможен на всех видах яхт : парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах .
По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:
Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами . В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский . Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами - или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах . Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе .
Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга - проведение досуга или туризм .
В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.
В олимпийскую программу 2016 года включена дисциплина «катамаран» со смешанным (женщина и мужчина) экипажем.
По форматам парусных гонок различают: матчевые гонки, гонки флота и командные гонки.
См. также
Напишите отзыв о статье "Парусный спорт"
Примечания
Литература
- Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова . - М .: Физкультура и спорт , 1962. - 136 с. - 25 000 экз. (обл.)
Ссылки
- [парусный-спорт.org/klassy-yacht-olimpic Перечень классов яхт в Российской Федерации]
- (недоступная ссылка - история ) Проверено 11 октября 2016.
|
Олимпийские классы яхт (Игры 2016 года) | |
---|---|
49-й 49-й FX Лазер Лазер Радиал RS:X Накра 17 Финн | |
Бывшие олимпийские классы яхт | |
12 foot 18 foot 30m 2 40m 2 5.5mR 6mR 6.5mR 7mR 8mR 10mR 12mR Дракон Звёздный Инглинг Европа Летучий голландец Олимпик Парусная доска Своллоу Солинг Темпест Торнадо Файрфлай Фанберд Шарпи Эллиотт 6 м |
Отрывок, характеризующий Парусный спорт
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.
Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
Существуют такие направления в спорте, в которых человек является рулевым и использует при этом свои знания и навыки. В этой статье расскажем о таком спортивном направлении как парусный спорт что это, как образовался и как им заниматься. По информации, которую мы нашли в википедии, можно сказать, что это активный спорт на воде.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Для того, чтобы им заниматься, необходимы следующие атрибуты:
- Яхта;
- Парусное снаряжение.
Яхтинг берет свое начало в Нидерландах примерно в шестнадцатом столетии нашей эры.
Характеристика
Что это за вид спорта такой? Парусный спорт – это состязание спортсменов, использующих в виде снарядов различные суда, которые приводятся в движение, используя силу воздушных потоков. В последнее время популярность имеет не только яхтинг на воде, но и соревнования в зимнее время года на льду.
Происходит это благодаря переоборудованию водных транспортных средств, а именно поставив их на полозья или . А так же существуют пляжные виды соревнований, где соревнуются парусники на колесах.
Благодаря особым конструкциям оборудования, судном можно управлять не только в направлении ветра, но и под различными углами к нему.
Как проводят соревнования
Соревнования по парусному спорту ориентированы на скорость преодоления дистанции. Стартуют одновременно все участники соревнования, однако до сигнала «Старт» они могут совершать маневры, главное при этом не пересекать линию отсчета.
Финишная прямая состоит из определенного количества буев, которые необходимо пройти в запланированном порядке и совершить обход их с тех сторон, с которых предусмотрят организаторы состязаний.
Победителем становится тот, кто выполнит все условия и раньше всех доберется до финиша и пересечет заветную черту. К сожалению пока данный вид спорта не внесен в список Олимпийских дисциплин.
Тренировки для детей
Парусный спорт – это достаточно тяжелый труд, требующий применение силы, ловкости и выносливости. Именно поэтому, здесь имеются возрастные ограничения. Начинать тренироваться можно с 9 лет. Но для начала нужна теория.
Будущим юным спортсменам рассказывают:
- О разновидностях яхт;
- О конструкции яхт;
- Основы навигации;
- Комплекс знаний по сигнальным системам и метеорологии;
- Как определить неисправность.
Как видно из перечня, здесь нужны не только физические усилия, но и образ мышления, применение изученных тактик на практике.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Польза
Парусный имеет множество плюсов для развития личности и оздоровления организма человека. Например:
- Развиваются смелость и выносливость;
- Увеличивается скорость реакции;
- Вырабатываются навыки в самостоятельном принятии решений.
Средства защиты
Каждый родитель, отдавая своего ребенка в яхтинг, переживает о его безопасности, так как спорт связан с рисками на воде. Здесь, стоит убедиться, что в школе, где проходят тренировки, соблюдены все нормы безопасности. А именно:
- Спасательные жилеты на каждом тренирующемся;
- Дежурство тренеров и постоянное присутствие рядом.
Но по утверждению бывалых спортсменов, главное – это побороть панику. Именно она является виной многих неудач.
Противопоказания
Для занятий яхтингом, необходимо иметь медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний.
Препятствием для тренировок могут быть следующие причины:
- Близорукость;
- Аллергия на холод;
- Травмы конечностей или позвоночника;
- Дальтонизм.
Что нужно для тренировок
Для комфортных занятий на парусниках, необходимо приобрести непромокаемую одежду, которую можно найти в крупных магазинах, по продаже спортивных товаров. В летнее время, когда светит солнце и стоит жаркая погода, надо позаботиться о защите от ультрафиолета.
Для этих целей созданы следующие предметы:
- Шорты и футболки;
- Солнцезащитные очки;
- Солнцезащитный крем.
Сразу лучше приобретать несколько комплектов формы. Что бы она успевала высыхать в перерывах. Всю экипировку лучше приобретать от проверенных производителей.
Теперь вызнаете парусный спорт что это и что необходимо для занятий этим, можно сказать, экстремальным видом спорта
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Саша Сколков
Я думаю, нужно сразу рассказать о двух важных причинах, по которым я решил так резко сменить род деятельности. Первая причина - это всё-таки усталость от профессии. Кажется, я сполна наигрался в медиа: торговля просмотрами, бесконечная оптимизация - в какой-то момент всё это начинает утомлять. Тем более последний период жизни FURFUR сложно назвать особо успешным. Мы вели переговоры с Vice о создании российского отделения культового журнала на платформе нашего издания, но после того как в Турции редакцию Vice арестовали, переговоры стали затягиваться и в итоге ни к чему не привели. Тогда мы начали готовить перезапуск и даже были готовы к старту, но после моего ухода от этой идеи руководство тоже решило отказаться (чтобы лишний раз не рисковать). И FURFUR закрылся.
Вторая и, конечно, главная причина - живой интерес к парусам. Мне видится безумно интересной задача показать максимально широкой аудитории, что яхтинг и парусный спорт - это не про богачей, катающих моделей на катере, и не про мужиков в тельняшках, которые вечно копаются в сломавшемся редукторе. Нет. Яхтинг - это крутой способ иначе посмотреть на мир, оказаться в каких-то невероятных местах и познакомиться с невероятными людьми.
Когда меня просят рассказать, как я сам стал заниматься яхтингом, я обычно говорю, что вырос в Ейске на Азовском море - там все катаются на виндсёрфе, я тоже катался - и в какой-то момент подумал: а почему бы не попробовать парусное судно покрупнее? Но на самом деле история куда более длинная. Началось всё с того, что мне вдруг стал сниться один и тот же сон - сон о том, как я путешествую на каком-то судне, работаю биологом и занимаюсь подсчётом популяции марлинов. Судно рассекает водную гладь, видны огромные рыбины, обгоняющие друг друга, и всё это выглядит как такая идеальная открытка, которую можно отправить маме, если окажешься где-то в южном полушарии. Но вообще-то сны мне совсем не снятся, а повторяющихся сюжетов, наверное, не было никогда в жизни. И тогда я немного загрустил и стал постоянно об этом думать. Через два месяца мы с друзьями отправились в Одессу, где, наверное, на пятый или шестой день бесконечной пьянки я вдруг увидел в порту, как ребята обходят на небольшой лодочке мол, ставят грот и через полчаса превращаются в точку. Вот примерно так всё и началось - сон этот мне с тех пор больше не снился, потому что уже был куплен билет в родной Ейск, где меня ждал мой первый тренер по парусному спорту.
Наверное, это такая особенность профессии - пытаться любое своё увлечение превратить в форму, напоминающую медиа. Так вышло и с яхтингом. С первых дней тренировок я завёл какой-то простенький паблик во «ВКонтакте», где стал рассказывать, как это всё происходит. Вернувшись в Москву, свою затею я не забросил - мне так хотелось снова отправиться в море, что я постоянно об этом читал, покупал какие-то книжки и за год превратился в настоящего яхтсмена-теоретика с кучей разрозненных знаний в голове и с 1 500 подписчиками в паблике.
Их я тоже решил отправить на море: договорился со своим инструктором, сам разработал недельный курс занятий, составил расписание, придумал цену - такую, чтобы нигде в России не было ниже, - и дело пошло. В первый год отучились 15 человек, а во второй - больше ста. Довольно быстро мне стало понятно: главная задача во всём этом деле - нормальным человеческим языком рассказывать, что это вообще такое (разных предубеждений по поводу яхтинга у людей безумное количество).
Примерно тогда же я познакомился с Максимом Пинигиным, который хоть и был чуть старше меня, но уже давно занимался яхтингом, успел стать опытным капитаном и даже создать своё дело - «Силу ветра». Макс с друзьями проводил большие регаты в Средиземке, экспедиции в Норвегию, в Шотландию, на Фареры и много чего ещё. Мы с ним довольно быстро поняли, что практически одинаково смотрим на то, как всё надо делать, и решили работать вместе. Сначала мы провели учебную регату на Мальте, запустили тренировки в Москве, а потом и вовсе решили объединить накопленные активы и всё делать под одним названием - « ».
Основная трудность - наверное, эти самые предубеждения и связанные с яхтингом стереотипы. То есть парусный спорт может легко выступать в качестве нового бега, которым болела вся Москва, может объединять людей, может быть отличным способом путешествовать. Для этого не нужно быть богачом, не нужно что-то знать и уметь, не нужно постоянно тягать какие-то верёвки - при ближайшем рассмотрении порог входа оказывается минимальным. Не нужно почти ничего: запишись, возьми с собой ветровку, купи билет на самолёт - и погнали. Но так как не всем удаётся объяснить это при помощи одного поста в фейсбуке, мы видим свою миссию в том числе и в диалоге с новой аудиторией.
Максим Пинигин
«Сила ветра» - это уже давно не только школа капитанов. «Сила ветра» - это большущее комьюнити людей, которые в каком-то смысле сделали путешествия под парусом частью своей жизни. Силами энтузиастов мы выпускаем крутой печатный журнал, проводим сезон тренировок и гонок на водохранилище, собираем большущие регаты на 20 с лишним яхт в Средиземке, ходим на Фареры, Канары, в Италию, Шотландию, Норвегию, Таиланд, строим яхты на радиоуправлении, издаём книги - приятно, что список можно продолжать почти бесконечно.
Надо сразу сказать, что внутри этого комьюнити у каждого свой путь. Кто-то хочет пить апероль и кататься на яхте, кто-то хочет мастерски тягать верёвки и придумывать тактические решения, чтобы обгонять другие лодки, кто-то хочет стать капитаном и отправиться через океан, а кому-то интересно всё сразу. И мы в «Силе ветра» стараемся организовать процесс таким образом, чтобы человек мог пойти по любому пути легко и ему было предельно понятно, что для этого нужно.
По сути, чтобы отправиться в регату или экспедицию, не нужно совсем ничего. После того как вы один раз куда-то сходили и побывали на лодке, можно, например, пойти в школу капитанов на теорию, потом на практику и стать шкипером с международной лицензией. Чтобы попасть на тренировки в Москве, тоже ничего не нужно, занятий за пять вы уже будете понимать, как управлять лодкой, а ещё через десять дней начнёте кого-то обгонять. Ну а дальше - как и в любом спорте: кто больше тренируется, тот первым и приходит к финишу.
Благодаря огромной территории, на которой расположена Российская Федерация, население страны имеет отличную возможность развивать все возможные виды спорта. Альпинисты совершенствуют свои навыки благодаря Урала, Якутии, Астрахани и другим грозным возвышенностям. Наличие большого количества рек и морей позволяет осваивать различные виды гребли, серфинг, парусный спорт и прочие. О последней категории и пойдет речь в данной статье.
Голландские истоки
Парусный спорт насчитывает долгую историю своего существования. Его развитие началось с момента зарождения судоходства и судостроительства. Еще шесть тысяч лет назад, когда наилучшим способом передвижения являлись морские и речные пути, роль паруса уже была велика. С выходом кораблей в открытый океан его значение лишь усилилось.
Изначально парусный спорт начал развиваться в тех странах, население которых, благодаря географическому расположению местности, передвигалось из одного населенного пункта в другой преимущественно по воде. Первым государством, на территории которого зародился яхтинг, стала Голландия. Через некоторое время англичане переняли данный вид спорта. В семнадцатом веке впервые в истории были проведены парусные гонки. Через некоторое время на территории Европы появились и первые яхт-клубы. Спустя несколько столетий парусный вид спорта обрел популярность в Америке. А затем он перекочевал и в Россию. Происхождение слова «яхта» имеет голландские корни. В переводе с национального языка страны и тюльпанов оно означает «моторное, парусно-моторное или просто парусное средство для передвижения по воде». Это слово отлично прижилось и во многих других государствах.
Нововведения Петра I
Парусный спорт в России насчитывает трехсотлетнюю историю развития. Инициатором продвижения этого вида деятельности является реформатор и новатор Петр I. Как известно, царь всея Руси любил всяческие новшества и нововведения. Так, в восемнадцатом веке, путешествуя по территории Голландии, Петр I заметил, что в выходные и праздничные дни огромное количество людей развлекается, выходя в море на небольших судах с парусом. По возвращении в возводит Санкт-Петербург. Там же он формирует флот и кладет начало морскому судостроению. 1718 год по праву считается годом появления на первого парусного клуба. Он находился под началом «Невского флота», состоящего из ста сорока яхт. Дети дворян принудительно отправлялись на обучение яхтенному мастерству. Они изучали морское дело, ходили под парусом, участвовали в различных соревнованиях и т. д.
Забытый и возрожденный
После смерти императора созданный из-под палки «Невский флот» был распущен. С того времени и вплоть до середины девятнадцатого века парусный спорт в России находился в состоянии зародыша и никак не развивался. В 1846 году решил возродить яхтинг и издал указ о создании санкт-петербургского яхт-клуба. Первые соревнования были проведены через год. Местом организации мероприятия был Финский залив. На трассу протяженностью в двенадцать километров вышли 7 яхт различного вида и водоизмещения. Экипаж каждого судна составляли военнослужащие Балтийского флота. Вес самой маленькой яхты составлял 51 тонну, а самой большой - 257. Победу в данном состязании одержал «Варяг».
Растущая популярность
С тех самых пор подобные соревнования стали проводиться несколько раз в год. В конце девятнадцатого века на территории страны было официально зарегистрировано множество яхт-клубов. На тот момент их количество превышало сотню. Москва, Варшава, Санкт-Петербург, Киев и многие другие населенные центры с упоением развивали парусный спорт. Фото проходивших соревнований и тренировок, а также разнообразные статьи на данную тематику выпускались многими яхт-клубами. Периодические издания печатались ежемесячно и пользовались бешеной популярностью среди поклонников данного виды спорта.
Участие в международных соревнованиях
Весной 1912 года произошло знаменательное событие. Именно тогда был создан Российский парусный гоночный союз. Первыми его членами были избранные яхт-клубы Санкт-Петербурга. Спустя несколько недель эта организация была принята в состав Международного союза парусных соревнований. Данное членство позволило российским яхтсменам принять участие в пятой Олимпиаде, проходившей в Стокгольме. Одна из пяти российских команд завоевала на соревнованиях бронзовую медаль.
Неспокойное время
Произошедшие следом Первая мировая война и Октябрьская революция стали своеобразным стопором развития яхтенного мастерства. Многие члены клубов уехали за границу, оставив народу свои лодки. Те были национализированы и использовались для патрулирования прибрежных территорий. Появился специальный Морской отряд. Там добровольцы изучали навигацию, морскую практику, сигнальное дело и прочее. Стоит отметить, что Морской отряд - первая школа парусного спорта на территории Советского Союза. В неспокойное военное время для усиления военной мощи яхт на их палубах устанавливались пулеметы, экипаж был вооружен винтовками и ружьями. Благодаря слаженным действиям членов Морского отряда, было отражено много английских атак. Экипажи некоторых судов составляли юнги Балтийского и других флотов. Благодаря отличной методике обучения, Морской экипаж Петроградского округа, созданный в 1921 году, успешно «ковал» кадры для Красной армии. Кроме этого, отряды учреждения проводили различные соревнования, водные праздники и прочие мероприятия.
«Железный занавес»
Яхтсмены оказали громадную помощь во время Великой Отечественной войны. После ее окончания спортсмены СССР не имели возможности участвовать в соревнованиях международного класса. Из-за «железного занавеса» присутствие на Европейских состязаниях яхтенных команд Советского Союза также было нежелательно. Однако это никоим образом не мешало спортсменам оттачивать мастерство на водных просторах родной страны. Онежское, Ладожское, Белое и другие озера, а также моря России позволяли не только тренироваться, но и проводить разнообразные соревнования.
С изменением политического строя в стране менялось и отношение к ней других государств. Постепенно представители парусного спорта из России стали известны и за рубежом. В настоящее время практически на каждых соревнованиях международного класса можно встретить нашу сборную, тренером которой является мастер спорта Ванин Сергей Николаевич.
Современное положение дел
Начало двадцатого века ознаменовалось появлением первого международного союза парусного спорта. Под таким названием организация просуществовала вплоть до 1996 года. Тогда она стала известна как Международная федерация парусного спорта. За два года напряженной деятельности данное учреждение объединило под своим крылом более ста мелких аналогичных ведомств, расположенных в различных странах.
На данный момент парусный спорт представляет собой вид спортивной деятельности, в которой участники соревнуются друг с другом, применяя различное снаряжение. Сюда относят суда и лодки, специальные сани, передвигающиеся по снегу и льду, тележки, способные перемещаться по твердой поверхности. Все эти средства имеют единую общую черту - парус. Сегодня рассматриваемый вид деятельности распространен по всему миру. Огромное количество соревнований то и дело проходят в различных уголках планеты.
Зимний кайтинг
Существует несколько видов парусного спорта. Гонки на ялах (яхтах-одиночках), регаты, кайтинг, зимний виндсерфинг и т. д. проводятся более чем в пятидесяти странах мира. Мнение, что наилучшей порой года для парусного вида спорта являются теплые сезоны, ошибочно. Время морозов и снегопадов также способствует занятиям кайтингом и виндсерфингом. Первая категория - наиболее прогрессивный сегодня зимний парусный спорт. Для кайтинга необходим воздушный змей. Второе его название - «кайт». Он имеет различные размеры, что позволяет «ловить» ветер различной силы. Стоит отметить, что кайтинг всесезонен. В зависимости от погоды меняется только оборудование. На снегу это лыжи, сноуборд. Коньки станут лучшим подспорьем на льду, на воде используются доски для серфинга или твинтип, а на земле - ролики, багги и маунтэнборды.
Сноукайтинг очень популярен на территории России. Попробовать свои силы в данном виде спорта может любой желающий. Не имеет значения ни вес, ни комплекция, ни возраст человека. По сравнению с другими направлениями парусного спорта, оборудование для кайтинга не характеризуется высокой стоимостью.
Парусным спортом называется род спортивной деятельности на кораблях или плавающих корпусах, которые приводятся в движение воздействием ветра на один или несколько парусов. Управление парусами, как вид спортивной деятельности, подразделяется:
а) по роду используемых водоемов: 1) управление яхтой во внутренних водах на стоячих водоемах и реках, 2) на внутренних озерах, 3) у берегов и в открытом море;
б) по роду и форме корпуса спортивных средств: 1) управление гоночными и крейсерскими швертботами, 2) килевыми яхтами и морскими крейсерами, 3) катамаранами и тримаранами, 4) виндсерферами;
в) по роду спортивной деятельности: 1) управление яхтой на узкоограниченных акваториях, 2) туристские походы (прогулки, путешествия), 3) гонки на яхтах;
г) по интенсивности: 1) спорт свободного времени и для отдыха, 2) спорт высших достижений.
Все виды управления яхтой дают отличные возможности для активного отдыха. Овладение этим видом спорта, особенно для участия в соревнованиях, предъявляет высокие требования к физическому и умственному состоянию спортсменов. Мужество, ловкость и скорость реакции развиваются при занятиях парусным спортом, так же как и сила, выносливость, владение своим телом. Парусным спортом можно заниматься с детства до глубокой старости.
Историческое развитие. Парусный спорт возник из парусного флота. В течение многих тысяч лет парусные суда применялись в мирных и военных целях на внутренних водоемах и на всех морях. Необходимость достигнуть цели быстрее, чем противники и конкуренты, преследовать другой парусный корабль или избежать преследования с помощью лучшего управления парусами привела к проведению соревнований. Примерно в середине XVII в. управление парусами как спорт развилось в Нидерландах. Нидерландское слово «яхта»-самое старое европейское обозначение для спортивного парусного судна. Первая парусная регата была проведена в Великобритании в 1661 г, В составе экипажей были профессиональные моряки. Победители награждались денежными призами. В 1775 г. был основан первый яхт-клуб. Он разработал положения о соревнованиях и учредил призы. Владельцы яхт должны были учиться самостоятельно управлять своими судами. Количество вспомогательной рабочей силы на борту ограничивалось.
Первые спортивные парусные суда возникли из маленьких судов парусного флота, это были килевые яхты, которые применялись только в открытом море. Нидерландцы построили в XVII в. швертбот, который вследствие его незначительной осадки можно было использовать на внутренних водах, преимущественно мелких. Одновременно с упадком парусного флота примерно в середине XIX в. возник организованный парусный спорт. При управлении не только крейсерскими яхтами, но и швертботами использовались еще многие знания и опыт парусного флота.
Современное развитие парусного спорта-это в первую очередь промышленное изготовление недорогих серийных судов из современного сырья и материалов по эффективной технологии.
Международный Союз парусного спорта (МСПС) основан впервые в 1907 г., а затем снова в 1919 г. В настоящее время в него входят около 80 национальных парусных организаций (национальных федераций). С 1922 г. организуются чемпионаты мира и Европы (теперь ежегодно). Парусный спорт является олимпийским видом спорта с 1900 г. Помимо этого, имеется 30 ассоциаций классов судов, например, для «Солинга», «Летучего голландца», «Финна» и т. д.
Материальное обеспечение. Парусным судам придают такую форму, чтобы они возможно лучше соответствовали своему назначению на соответствующих акваториях.
Основные требования. Конструкции парусных судов всегда должны были соответствовать 2 основным требованиям: при боковом ветре в воде должно создаваться сопротивление, которое препятствует боковому дрейфу. При сильном ветре должна действовать сила, предотвращающая опрокидывание и обеспечивающая выпрямление судна из положения крена. Первое требование выполняется за счет возможно большей площади бокового сопротивления. Это площадь, которую видят, когда смотрят сбоку на подводную часть судна. Под вторым требованием понимают способность судна выпрямляться из положения крена. Имеются два рода остойчивости: остойчивость формы и весовая остойчивость. На очень плоских широких судах при возрастании крена центр величины (ЦВ) перемещается из диаметральной плоскости судна на подветренную сторону, вследствие чего возникает выпрямляющий момент. На судах с большой осадкой, на которых центр тяжести находится благодаря балластному килю значительно ниже ватерлинии, при крене возникает выпрямляющий момент, который возрастает при увеличении крена. Следовательно, на широких плоских судах преобладает остойчивость формы, на узких судах с большой осадкой — весовая остойчивость. Район плавания и область применения судна определяют форму корпуса, с помощью которой достигают требуемой остойчивости и необходимой площади бокового сопротивления. Кроме того, имеются некоторые другие факторы, например число членов экипажа, когда надо учесть конструктивные возможности, даваемые строительными материалами, а также опыт соответствующих поколений конструкторов. Подразделение по категориям. Современные парусные суда можно подразделить на три категории по форме корпуса: килевые яхты, швертботы и их комбинации. Килевые яхты имеют под килем (который является продольной связью судна, проходящей под всем корпусом) плавник, в котором возможно ниже располагается балласт (около 50% всего веса судна). Этот килевой плавник создает необходимую площадь бокового сопротивления и должен также обеспечивать расположение балласта возможно ниже под ватерлинией судна. Швертботы являются парусными судами, предназначенными для неглубоких внутренних озер, рек и прибрежных районов. Остойчивость достигается с помощью большой доски, называемой швертом, расположенной вдоль корпуса, выдвигающейся под корпус и создающей необходимое боковое сопротивление. Имеются мореходные яхты с боковыми швертами. Передвигаться на них в узких водоемах затруднительно, так как шверт, находящийся с наветренной стороны, должен быть при ла- вировке полностью выбран. Промежуточной формой между судами со швертами, расположенными в диаметральной плоскости судна и судами с боковыми швертами являются суда-двухшвертовики со швертами на скулах, когда оба шверта расположены в боковых воздушных емкостях и выступают на скуле (место на поперечном сечении корпуса, где имеется наибольший изгиб). Современные швертботы могут опрокидываться и поэтому не годятся для открытых морей. Разумеется, с соблюдением соответствующих мер предосторожности регаты проводятся также и в открытом море. Компромиссы представляют собой нечто среднее между швертботами и килевыми яхтами. Это мореходные суда, которые пригодны также для плавания в относительно мелких прибрежных водах и на внутренних водоемах. Шверт здесь служит также для увеличения площади бокового сопротивления. На компромиссах имеется килевой плавник, через который проходит шверт, имеющий такую форму, что судно с выбранным швертом имеет осадку примерно от 60 до 80 см. Выгодно, чтобы можно было выбрать шверт в тех случаях, когда не нужна большая площадь бокового сопротивления. Подразделение по радиусу действия. Имеются полностью или в большой части открытые суда, типичными представителями которых являются швертботы и крейсеры. На крейсерах можно совершать дальние (крейсерские) плавания. Бывают крейсерские швертботы, крейсерские килевые яхты и крейсерские компромиссы. В то время как на крейсерских швертботах нельзя ходить в открытом море, килевые крейсерские яхты и крейсеры-компромиссы конструируют специально для плавания по морям. Поэтому их называют также морскими крейсерами. Крейсеры имеют закрытую палубу с каютной надстройкой. Морские крейсеры обычно полностью запалублены, а место рулевого находится в рулевой рубке (рулевой надстройке).
Форма шпангоута. Шпангоуты бывают округлой и угловатой формы, которая называется также «шарпи». Обе формы шпангоутов бывают и на швертботах, и на килевых яхтах, и на компромиссах. Выбором формы шпангоута определяются, в частности, затраты на изготовление корпуса.
Строительные материалы. Примерно до 1965 г. в качестве строительного материала для постройки судов преобладало дерево, для судов длиной более 7 м, особенно для морских крейсеров, в течение примерно последних 30 лет увеличивалось применение металла. Переход от ручного единичного изготовления к индустриальному серийному изготовлению удался в судостроении прежде всего с введением стеклопластика. Прочность этого строительного материала определялась при его изготовлении долей в нем стекла и могла достигнуть прочности стали. Стеклопластиковые суда изготавливаются с помощью формовки.
Такелаж. Сила ветра используется с помощью оснащения яхты. К нему относятся мачта или мачты, реи, стоячий такелаж (для расчалки мачты или мачт), бегучий такелаж (тросы для установки подъема и спуска парусов). Оснащение парусного судна зависит от его размеров и назначения.
Швертботы и крейсерские швертботы имеют только одну мачту. Суда-одиночки имеют также только 1 парус, в то время как суда для 2 и более членов экипажа в большинстве случаев имеют 2 паруса: грот и стаксель. На гоночных судах на определенных курсах относительно ветра применяют шарообразный спинакер. Морские крейсеры во время дальних плаваний оснащаются иногда одной мачтой нормальной длины и расположенной позади короткой мачтой или двумя мачтами. Они называются шхуной, если задняя мачта несколько длиннее передней. В последнее время получили распространение прокатанные и сваренные алюминиевые мачты и реи, они значительно легче, чем их деревянные предшественники. Применявшиеся для стоячего, а также, частично, для бегучего такелажа оцинкованные стальные тросы все чаще заменяются металлическими тросами из высококачественной стали. Общепринятые раньше хлопчатобумажные снасти из конопли на современных спортивных парусных судах встречаются редко. Они почти полностью заменены тросами из синтетических волокон. Оковки, которые ранее изготавливались из оцинкованной стали или латуни, в последние годы почти полностью вытеснены оковками из высококачественной стали или стойкого к морской воде алюминия. Паруса из хлопчатобумажных тканей заменены парусами из синтетических тканей: они мало тянутся, почти не впитывают воды, и уход за ними, по сравнению с хлопчатобумажными, значительно легче.
Классы судов . Для участия в соревнованиях суда разделяют на монотипы и свободные классы. У монотипов все цифровые данные, которым должен соответствовать корпус и вооружение судна, зафиксированы в правилах постройки и обмера. В свободных классах конструктор может варьировать в пределах определенных ограничений. Среди крейсерских яхт также применяется понятие класса, несмотря на то что здесь суда в соответствии с формулой обмера получают определенный гоночный балл и поправку во времени к фактическому времени прохождения дистанции. Суда с близким гоночным баллом соревнуются в группах друг с другом. В последнее время усиливается тенденция соревноваться в свободных классах без поправки по времени.
Общепринятое ранее разделение классов судов на национальные и международные устарело. Сейчас различают олимпийские классы судов, на которых национальные федерации проводят свои чемпионаты по парусному спорту.
Эмблемы классов и национальные буквы. Парусные суда несут на парусе эмблему класса. Под эмблемой класса стоит порядковый номер, под которым судно занесено в спортсудорегистр соответствующей национальной федерации. Олимпийские классы судов (кроме судов класса «Звездный») несут, кроме того, на парусе букву или буквы, указывающие их национальную принадлежность. Для крейсерских яхт введены обозначения групп.
Одежда и снабжение. Одежда яхтсменов зависит от типа судна, района плавания и погодных условий. При плохой погоде надевают непромокаемую одежду.
На современных швертботах из-за систематических брызг воды и опасности опрокинуться во время гонок надевают непромокаемый комбинезон. В таких костюмах нуждаются также яхтсмены, занимающиеся виндсерфингом, если вода и воздух недостаточно теплые. К непромокаемому костюму надевают высокие сапоги из мягкого пластичного материала с нескользящей подметкой. Во всех остальных случаях яхтсмены носят обувь из ткани или кожи с нескользящей подметкой. При сильном ветре на швертботах или на килевых яхтах (при работе на палубе) надевают спасательные жилеты. В дальних морских плаваниях к этому добавляют еще пояс безопасности, концом которого крепят себя при сильном ветре.
Для снабжения судов имеются обширные правила снабжения. Они обычно являются составной частью правил класса. В них, в частности, установлены специальные средства безопасности и спасательные средства.
Каждое парусное гоночное мероприятие называется регатой. Отдельное состязание называется гонкой. Регата может состоять из одной отдельной гонки или из серии гонок-до 7 гонок для каждого класса судов,-которые проводятся в 2 или более дней. Окончательные результаты складываются из мест, соответствующих последовательности пересечения яхтами линии финиша, при условии, что нет нарушения правил парусных соревнований. На всех регатах применяются правила парусных соревнований международного парусного союза. Они в большинстве случаев снабжены дополнениями национальных парусных союзов.
На отдельных регатах добавляется еще гоночная инструкция главного судьи, которая опубликовывается вместе с программой соревнований.
Регаты и дистанции гонок. Олимпийская дистанция. Для гонок устанавливается по возможности олимпийская дистанция. Она состоит из трех знаков дистанции, старта и финиша. 3 знака образуют прямоугольный равнобедренный треугольник, длинная сторона которого (длиной 2 морские мили) располагается параллельно направлению ветра. Стартовая линия находится в той стороне, которую позже ограничивает знак № 3. Старт происходит таким образом, чтобы к знаку № 1 надо было лавировать против ветра. Проходимая при этом дистанция из- за лавировки значительно длиннее, чем 2 м. м. (1 м. м. равна 1852 м).
После огибания знака № 1 идут к знаку № 2, затем к знаку № 3 (прежде ограничивавшему стартовую линию). При сокращенной дистанции после огибания знака № 3 лавируют на финиш, который находится в стороне, ограниченной знаком № 1 (длина дистанции по прямой линии 6,8 м. м.). При полной дистанции после второго огибания знака № 1 идут курсом фордевинд на знак № 3 и потом лавируют к знаку № 1, ограничивающему финиш (длина дистанции по прямой линии 10,8 м. м.). Для установки дистанции имеются две возможности. Или выставляют 8 буев по окружности круга диаметром 2 м. м. и потом выбирают 3 из них в зависимости от направления ветра перед стартом, или после старта первого класса против ветра идет катер, для того чтобы выставить знак № 1 на расстоянии 2 м. м. от старта, затем он возвращается таким образом, чтобы установить знак № 2 под углом 45° и на расстоянии 1,4 м. м. от знаков № 1 и № 3.
Проведение гонок. Для каждого стартующего класса за 5 мин. до его старта дается подготовительный сигнал. С этого момента для расхождения судов данного класса действуют правила парусных соревнований. Теперь необходимо занять выгодное место на стартовой линии, чтобы по возможности с сигналом «Старт открыт» пересечь линию старта. Суда, стартовавшие слишком рано, должны стартовать еще раз. При возвращении на стартовую линию они не должны мешать судам, стартующим правильно. Все знаки дистанции следует огибать в правильной последовательности и с предписанной стороны. Если произойдет столкновение с судном соперника, надо подавать протест. При касании знака дистанции его следует обогнуть еще раз. Нарушения правил и штрафы. Участники гонок, которые нарушили определенное правило и признали нарушение, могут оправдать себя, сделав два полных оборота на 360°. Другая возможность штрафа: начисление яхте места примерно на 20% от числа стартовавших яхт хуже (минимум на три места), чем ее фактическое место на финише. Судно может подать протест против другого судна, нарушившего правила. Протест должен быть рассмотрен судейской коллегией. Дисквалификация судна на одну гонку (не на всю регату) может последовать вследствие протеста, а при грубом нарушении правил также и без протеста.
Подсчет очков. Каждому судну, которое правильно оканчивает гонку, начисляются следующие очки: 1-е место 0 очков; 2-е-3 очка; 3-е-5,7 очка; 4-е-8 очков; 5-е-10 очков; 6-е-11,7 очка; 7-е и следующие места-число очков, равное занятому месту, плюс 6 очков. При дисквалификации очки за последнее место от числа заявленных судов плюс 4 очка, при сходе с дистанции (на финише) очки за последнее место от числа стартовавших судов. В серии гонок, состоящей из пяти или более гонок, результаты одной худшей гонки обычно исключаются из подсчета. Победителем является судно, набравшее наименьшее количество суммарных очков в зачетных гонках.
Крейсерские гонки проводятся на значительно большие дистанции. Бывают гонки по треугольной дистанции длиной от 20 до 50 м. м. и дистанции, превышающие несколько сотен или даже 1000 м. м. Например, крейсерская гонка международной Вар- немюндской регаты проводится от г. ВарнеМюнде вокруг острова Борнхольм и составляет около 350 м. м., дистанция трансатлантической гонки из Европы в Америку превышает 3000 м. м. Во время таких длинных гонок соперники не видят друг друга днями или даже неделями и потому борются в одиночку с морем, погодой и временем. Иногда финишировавший первым до прихода последней яхты не знает, кто является победителем.
Техника. Установка парусов. Парус развивает наибольшую тягу, если несущая поверхность или крыло обтекается ветром под определенным углом. Если применяют два или больше парусов одновременно, имеет значение также характер потока между этими парусами. При одинаковых корпусах судов и форме парусов яхтсмен будет идти быстрее других, если поставит паруса под наивыгоднейшим углом к ветру.
Курс относительно ветра. Курс парусного судна определяется углом между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. При лавировке этот угол наименьший (в зависимости от типа судна и волнения моря примерно от 42° до 50°), при к!урсе фордевинд угол около 180°. Все остальные курсы называются полными. Судно, которое лавирует против ветра курсом бейдевинд, находится на лавировочном отрезке дистанции.
При повороте оверштаг судно с курса бейдевинд переходит носом линию ветра и затем уваливается до курса бейдевинд. При этом грот переходит на другую сторону судна, при повороте фордевинд судно уваливается с полного курса, проходит кормой линию ветра и переходит на курс фордевинд или на полный курс. В обоих случаях грот переходит на другой борт судна. Уменьшение площади парусов при тяжелой погоде называют рифлением. Летучая трапеция. На современных швертботах применяется так называемая летучая трапеция для того, чтобы при сильном ветре вести судно на ровном киле (без крена). Устройство состоит из надеваемого на бедра спортсмена пояса трапеции, который с помощью стального троса крепится к мачте таким образом, чтобы спортсмен, стоящий на наружном крае палубы судна (на буртике), мог почти горизонтально висеть над водой. Работа на трапеции, особенно при резко меняющихся ветровых условиях, предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсмена. Опрокидывание на современных швертботах уже не является аварией. Швертботы снабжены большими воздушными емкостями по бортам и частично также в носовой и кормовой частях, которые позволяют экипажу быстро поставить швертбот на ровный киль. Водоотсосы или открытый транец способствуют тому, чтобы то небольшое количество воды, которое находится в судне после постановки на ровный киль, было быстро удалено.
Многократные опрокидывания во время гонки в тяжелых условиях отнюдь не редки. Поэтому опрокидывание и быстрая постановка судна на ровный киль входят в программу тренировок.
Обучение и тренировка. Каждый командир парусного судна должен знать правила, которые служат обеспечению порядка и безопасности на воде. Для управления парусным судном спортсмен должен сдать определенные экзамены.
Виндсерфинг является комбинацией из езды по волнам и управления парусным судном.
Материальное обеспечение. В качестве водоемов используются внутренние воды: реки, озера, а также прибрежные районы морей. Глубина и ширина водоемов может быть незначительной. Корпус виндсерфера представляет собой «доску», изготовленную из жесткого пенистого полиуретана длиной 3,65 м, шириной 0,65 м и толщиной не более 0,15 м. Мачта длиной 4,8 м, вильчатый гик 2,8 м, площадь парусов составляет 5,2 м 2 . Мачта посредством шарнира у шпора свободно вращается и наклоняется во все стороны. Кинжальный шверт препятствует дрейфу, а стабилизирующий плавник на корме помогает сохранению курса. Мачта и гик должны быть плавающими.
Техника. При старте спортсмен стоит на виндсерфере спиной к ветру. С помощью веревки он подтягивает к себе лежащее на воде вооружение (мачту, гик и парус) и сначала оставляет парус развеваться по ветру. Затем он берет гик одной рукой близко от мачты, а другой рукой примерно посередине гика, чтобы, подтягивая парус, установить его под нужным углом к ветру. Виндсерфер управляется парусом.
При наклоне вооружения назад серфер приводится, при крене вооружения вперед-уваливается. Управление виндсерфером требует большого владения своим телом и удается лишь после длительной тренировки. Поэтому виндсерфисты должны сдавать определенные нормативы.