Психотехники спецназа: как это работает. Психологическая подготовка спецназа фсб - решающая в выполнении задач

Prisoner пишет:

Распиши, пожалуйста.


Название упражнения происходит от греческого слова idea - «образ» и латинского motor - «приводящий в движение». Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было известно еще И. П. Павлову, который в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных» писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, это не замечая, производите».
Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%).
Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах - микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, а в спорте - П. Ф. Лесгафтом, А. Ц. Пуни, Р. С. Абельской, А, А. Белкиным, Г. Д. Горбуновым, П. В. Бувдзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» предстоящего соревнования.
Мысленная репетиция (МР). Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками, «оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности». Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей соревнований).

Первые исследования и теоретическое обоснование идеомоторных реакций сделали видные ученые: М.Фарадей, М.Шеврель, Дж.Брэд, Д.Менделеев, В.Карпентер и др.
В простом опыте с удержанием в руке шнура, к концу которого подвешен груз, М.Шеврель обнаружил, что при напряженном "думании" о движении маятника по часовой стрелке груз начинает двигаться именно в этом направлении, описывая круг. Испытуемый совершает рукой едва заметные движения, не замечая их сам. М.Фарадей в опытах с помощью физической регистрации доказал, что руки участников спиритических сеансов сообщают столу ряд бессознательных идеомоторных толчков. Это подтвердил и Дж.Брэд, который отмечал, что стол приходит в движение только тогда, когда этого ждут участники сеанса: если же их внимание отвлечено, то движения не происходит. Д.И.Менделеев на манометрическом столе точно зарегистрировал каждое, даже самое слабое давление на него рук и тем самым доказал существование идеомоторного акта. Американский врач Г.Бирд выпустил небольшую брошюру "О психологических основах чтения мыслей". Затем В.Карпентер в Англии и В.Прейер в Германии независимо друг от друга и не зная о брошюре Г.Бирда дали одинаковые объяснения этому феномену.
Исследуя вопросы связи между выражением лица и деятельностью мимических мышц, П.Ф.Лесгафт также описал идеомоторные реакции. В 90-х годах прошлого века комиссия Российского общества экспериментальной психологии пришла к выводу, что так называемое чтение мыслей есть не что иное,
как "чтение мускулов", т.е. расшифровка минимальных мышечных движений. Позднее А.Леманн, используя кимограф, записал кривые идеомоторного акта, а И.М.Сеченов, наблюдая себя, установил связь между внутренней и внешней речью и наличие идеомоторных речевых движений.
В научных трудах И.М.Сеченова (1863), Л.Левенфельда (1903), И.Р.Тарханова (1904), В.М.Бехтерева (1925), И.П.Павлова (1951) есть ряд примеров тому, как яркое представление и самовнушение влияют на сосудо-двигательную систему, различные телесные и многие вегетативные процессы и вызывают галлюцинации, истероидные конвульсии, нередко со смертельным исходом. Так, при воображении мороза даже в тепле появлялась "гусиная кожа", при воспоминании об отвратительном - тошнота и гримасы, при мысли об ужасном - дрожь в теле, стигмы, припадки. Описан случай, когда у впавщей в религиозный экстаз девушки появились на руках и ногах кровоточащие язвы именно на тех местах, которые соответствовали ранам распятого Христа.
В 30-е годы Е.Джекобсон опытами с применением электрокардиографической регистрации импульсов возбуждения описал гальванографические изменения в мышцах, наступающие при воображаемых действиях. Гальванометрическая картина мышечных потенциалов оказалась почти полностью тождественна при воображаемом и реальном действии (в первом случае обнаруживается лишь более низкий вольтаж). Особенно детально этот вопрос изучал Е.Джекобсон в связи с проблемой упражнения мышечного чувства. Была доказана необходимость двигательных представлений для появления идеомоторного акта. При этом отмечалось, что импульсы посылаются в мышцы по пирамидным нервным путям теми корковыми нейронами, с деятельностью которых связано переживаемое двигательное представление.
Исследуя нервно-мышечные реакции на воображаемую работу у хорошо тренированных в расслаблении мышц испытуемых, Е.Джекобсон отмечал, что представление вызывает реальное, хотя и слабое, сокращение работающих мышц. Напряжение мышц ощущается, движения же не замечается. Микродвижения руки соответствуют характеру представляемого действия: при представлении одиночного броска мяча на механограмме отмечается одиночное сокращение мышц, при представлении ритмических движений регистрируются ритмические мышечные сокращения. Во время " работы" одной руки мышцы другой остаются пассивными.
Идеомоторные акты прекрасно иллюстрируют идею И.М.Сеченова о том, что мысль есть рефлекс, более или менее заторможенный в своей последней, двигательной части, рефлекс с ослабленным концом, причем дуга такого рефлекса проходит через нейроны "органа психики" - коры больших полушарий мозга. И.М.Сеченов показал, что раздражение афферентных клеток непременно вызывает соответствующие движения.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных физиологов и клиницистов показывают, что в период непосредственной подготовки к предстоящей деятельности под влиянием только двигательных представлений изменяется функциональное состояние многих систем организма, которые участвуют в реальном осуществлении двигательного акта. Так, при представлении о действии увеличивается кровообращение (И.Р.Тарханов, 1904, Е.Вебер, 1810). Если загипнотизированному при легкой работе внушают, что она тяжелая, то утомление и сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем развиваются соответственно внушенной, а не реальной работе (Д.Н.Шатенштейн, 1936). "Мнимое питье" влияет не только на функционирование центрального и рефлекторного аппаратов, регулирующих явление "жажда", но и на все распределения воды в организме (К.М.Быков, АД.Слоним, 1958). Было выявлено, что двухминутная воображаемая работа изменила моторную хронаксию испытуемых (т.е. возбудимость и лабильность периферической нервной системы в сторону повышения (В.В.Ефимов, А.Д.Жучкова, 1937). Сопоставление частотных и амплитудных соотношений в полученных одновременно при мышечной работе электроэнцефалограммах и электромиограммах показывает изменение мозговых потенциалов в связи с одним только представлением о работе и в состоянии готовности к ней (П.И.Шпильберг, 1941).
Теоретическое объяснение физиологических механизмам идеомоторных реакций было дано И.П.Павловым. Он писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестезические представления), вы его невольно, этого не замечая, производится".
Кинестерические клетки больших полушарий, возбуждаемые движением с периферии, могут раздражаться, центрально и посылать через соответствующую клетку импульса к периферическому органу. При раздражении слабым электрическим током определенных пунктом поверхности двигательной области коры больших полушарий возникают строго определенные скелетные движения. Следовательно, "кинестезическая клетка, раздражаемая определенными пассивными движениями, производит то же движение, когда раздражается не с периферии, а центрально."
И.П.Павлов отмечал, что кинестезические клетки могут связываться с любыми другими клетками (слуховыми, вкусовыми и т.п.) и процесс между ними может "двигаться туда и обратно". В силу такой связанности кинестезических клеток двигательного анализатора с клетками многих других анализаторов зрительное восприятие предметов и восприятие речи вызывают оживления следов целой системы временных связей в области двигательного анализатора, соответствующей системе ранее выполнявшихся движений. В результате по механизму центрального возбуждения кинестезических клеток коры возникает и представление об этих движениях.
Возникшее возбуждение кинестезических клеток распространяется на клетки двигательного, речедвигательного и других анализаторов. Отсюда импульсы передаются к "рабочим органам" - мышцам, внутренним органам и вызывают соответствующие внешние реакции.
Таким образом, основу идеомоторного акта составляют двигательные представления. При этом в минимальные движения переходят не только бессознательно возникшие, но и сознательно вызванные представления. Это повторное сознательное возбуждение определенных кинестетических клеток как при выполнении реальной работы, так и при мысленном ее воспроизведении подкрепляет и усиливает межцентральные взаимосвязи, что способствует более быстрому образованию двигательного стереотипа.
В свете учения И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах обнаруживаются механизмы и особенности следовых явлений в двигательном анализаторе, выступающие, в частности, в форме идеомоторного акта.
Опираясь на учение А.А.Ухтомского о доминанте, возбуждение кинестезических клеток в коре, связанное с двигательными представлениями, можно охарактеризовать как доминантный очаг, который усиливается и подкрепляется добавочными импульсами мышц в результате тех минимальных мышечных сокращений, которые возникают при идеомоторном акте.
Условнорефлекторная природа идеомоторных реакций подтверждается результатами ряда электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований. При этом идеомоторный акт можно представить как замыкающийся в кольцо цепь изоритмических реакций. Центральное возбуждение моторной области коры больших полушарий головного мозга вызывает микросокращения мышц, возникающее же при этом возбуждение проприорецепторов становится источником периферических импульсов в кору головного мозга. Таким образом, можно выделить четыре основных элемента механизма идеомоторного акта:
1) предварительное восприятие движения и связанное с ним возбуждение кинестезических клеток;
2) возникновение образа двигательного представления и связанного с ним возбуждения, аналогичного тому, которое имело место при восприятии;
3) возбуждение в моторных клетках, возникающее на основе временных связей их с кинестезическими клетками;
4) передача возбуждения к мышце и ответная рабочая реакция.
С точки зрения нейрофизиологии тренирующий эффект представления является следствием закрепления определенных связей в функциональной динамической системе при многократном мысленном выполнении конкретных действий точно так же, как это происходит при их многократном практическом повторении.
Следовательно, тренирующий эффект представлений связан с подкреплением двигательной доминанты в нервных центрах и с дополнительным воздействием обратной афферентации, возникающей при реальном исполнении движения.
На производстве идеомоторные акты часто бывает причиной многих ошибочных действии и даже несчастных случаев. К.К.Платонов (1962) приводит интересные примеры, когда у ученика шофера мысль: "Сейчас наскочу на столб" - иногда реализуется в ошибочных движениях вместо поправочных. Есть основания считать, что некоторые случаи столкновения самолетов в воздухе, а также произвольного преждевременного выдергивания кольца при парашютных прыжках вызваны подобным же проявлением идеомоторики. В то же время многочисленные эксперименты указывают на существенное влияние кинестезических представлений и ощущений на правильную регуляцию рабочих движений.
Ряд исследований показывает возможность использования идеомоторных реакций для создания биоэлектрических систем управления. Так, для целей управления были использованы биотоки скелетных мышц, а также сердечной мышцы и мышц, управляющих дыхательными движениями.
В 1956 г. был сконструирован протез металлической руки человека, управляемый биотоками мышц, сгибающих и разгибающих пальцы.
В Политехническом музее имеется модель электропоезда, которым может "мысленно" управлять любой: хитроумный механизм и руку человека связывает тонкий провод, по которому передаются биотоки.
Основоположник кибернетики Норберт Винер писал о возможности совершенно нового, непосредственного контакта человека с машиной, о создании систем, в которой невиданные механические конструкции будут подчиняться мозгу, как мышцы живой руки.
В авиации большое значение придается развитию "летного чувства". Исследователи указывают на важность предварительного "розыгрыша полета" у летчиков и отмечают, что воображаемые полеты способствуют автоматизации последовательности действий и порядка воспитания летных навыков у курсантов.
Первые экспериментальные работы по идеомоторной практике в учебно-тренировочном процессе спортсменов были выполнены в СССР. А.Ц.Пуни, начиная с 1940 г., на протяжении многих лет проводил исследования на спортсменах различной специальности. Он отмечал, что выполнение спортивных упражнений как в процессе тренировки, так и на соревнованиях проходит значительно эффективнее, когда практическому выполнению упражнения предшествует "мысленное" выполнение. По его исследованиям, в результате тренировки путем представления движения у испытуемых спортсменов повышались: скорость движения на 34%, точность в пределах от 6,4 до 16,8% и мышечная сила кисти на 34%. В 1967 г. А.Ц.Пуни выдвинул положение о полифункциональном характере представления движения.
Л-Халверсон (1949), проведя исследования на баскетболистах, изучающих бросок одной рукой мяча в корзину, сделал вывод, что приблизительно 500-разовое идеомоторное воспроизведение этого действия повысило результат на 13,4%. В.Твиннинг в 1947 г. провел аналогичные исследования на спортсменах, бросающих кольцо в цель. В контрольной группе, где не проводился специальный тренинг, улучшения результата не было отмечено. В этом же исследовании группа испытуемых, использовавшая лишь идеомоторную тренировку, повысила свои результаты на 36%, а группа, тренировавшаяся практически - на 37%. В 1952 г. По данным Е.Трассела (1953 г.) сочетание одной недели идеомоторной тренировки с двумя неделями физической при жонглировании теннисным мячом дало такой же результат, что и физическая тренировка в течение трех недель. Аналогичные результаты у теннисистов получили Р.С.Абельская (1955) - после мысленного проигрывания ими действий в процессе решений тактических задач - и Р.Уилсон (1960) - при обучении удара слева и справа.
Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д.Джонс, 1963; А.А.Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.
Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.
Для того чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.
Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.
Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.
Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.
Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю.З.Захарьянц и В.И.Силина, Е.Н.Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.
Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.
Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.
Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.
Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.
Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".
Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.
Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.
Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.
Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.
Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.
Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается суть "идеомоторного принципа построения движений".
Подведем основные итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:
во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;
во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;
в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.
К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.
Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".
А теперь несколько слов об идеомоторных тестах.
Экран-мишени, ростометры, сантиметровые рулетки регистрируют данные (до 1 мм), по которым можно судить о тренирующем эффекте различных идеомоторных заданий. Например, на специальном стенде, с учетом роста испытуемого, крепится лист бумаги с начерченной в середине окружностью диаметром 15 мм).
Испытуемый, стоя на расстоянии 0,5 м от мишени, после пробных попыток и предварительной идеомоторной тренировки, выполняет без зрительного контроля пять уколов в мишень. Аналогично проводится и тест на выполнение из основной стойки шага вперед по начерченной на полу линии (расстояние 50 см от исходной позиции) и поднимание ноги на высоту 50 см из положения стоя у опоры боком к ростометру. Ошибки фиксируются по данным, полученным после вычисления отклонений точек-"уколов" от центра круга и носка ступни от контрольной отметки на полу или на ростометре (в мм).
Тренирующий эффект представления движения определяется по улучшению результата в сравнении с выполнением контрольных действий с помощью зрения и без него.
А теперь еще несколько слов об обучении идеомоторным феноменам.
Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов, а также учитывая ряд специфических принципов:
1. Принцип мотивированной заинтересованности. Он предполагает привитие серьезного отношения к методу. Если не удается создать глубокого и устойчивого интереса к методу, он не даст ожидаемого эффекта.
2. Принцип универсальной эффективности. Актуализация двигательных представлений - действенное средство саморегуляции неблагоприятных эмоций. Идеомоторная подготовка воспитывает ряд необходимых нтеллектуально-волевых качеств (способность к сосредоточению, интенсивность и устойчивость внимания, склонность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке), развивает познавательный интерес и творческое отношение.
3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и, в определенной, степени силовыми. При этом чем сложнее двигательное действие по своей кинематической структуре и координации, тем более необходимым становится применять идеомоторную подготовку.
4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия на начальной стадии обучения не всегда сопровождаются тренирующим эффектом. Это происходит из-за отсутствия достаточно полной пpoграммы представления движения. Начинающие использовать идеомоторный метод на первых этапах могут отставать в темпах научения. Однако вскоре, когда двигательно-мышечные представления приобретают отчетливость и устойчивость, они значительно обгоняют учеников, тренирующихся по обычной методике, без использования идеомоторики.
5. Принцип содержательной эффективности. Содержанием идеомоторного воспроизведения может явиться все движение или действие от начала до конца со всеми деталями и двигательными компонентами (пространственными, временными и силовыми); все движение (но обобщенно и свернуто); наиболее трудные, узловые моменты действия; только его начало и конец. При этом на фоне индивидуального своеобразия вариантов выявляется устойчивая закономерность: наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в двигательно-мышечных образах узловых моментов действия, его результативной сути.
6. Принцип моделирования. Эффективность идеомоторного воспроизведения усиливается в условиях реального моделирования действий. Манипулируя моделью (проволочной, пластмассовой, графической, макетом) человек стремится техническую модель (образ движений) воплотить в реальном движении, фиксирует в нем основные результативные моменты или позы. Тренер при этом всегда может получить необходимую информацию, какой образ складывается или уже сложился в сознании ученика, соответствует ли желаемое действительному. Результатом таких действий является создание и закрепление у ученика и тренера оптимальной модели.
7. Принцип базирования. Многократное и длительное идеомоторное воспроизведение движения или действия утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют свою яркость и четкость, становятся беспорядочными, расплывчатыми, что значительно снижает результативность идеомоторной тренировки. Поэтому целесообразно мысленно повторять идеомоторное задание 4-5 раз, а задание, содержащее сложные и длительные упражнения - однократно.

Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15-30 см и небольшого предмета, например ключа, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу. Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое Движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении. Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.
У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют желательное движение маятника с закрытыми глазами.
Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта - мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы.

Это нарыто отовсюду, в том числе из конспектов времен учебы в ТФК.
Можно и по другому - исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Полностью расслабиться. Представить что у тебя в к затылку прикреплена веревка за которую тебя тянут с постоянно нарастающей силой или представь, что ты падаеш назад. Если весе правильно
сделал то эффект будет полный:).

По простому можно сказать так:
когда человек засыпает или спит у него вдруг начинают двигаться конечности (особенно в фазе "быстрого сна"когда картинки особенно яркие) в темп сновидения (бежит дерется и т.д.). Это проявление нервных импульсов от головного мозга к мышцам. Факт из газет - один боец из "Иностранного легиона" Франции по возвращении из зоны боевых действий задушил свою жену. Ему приснилось что он врукопашную схлестнулся с противником, после непродолжительной борьбы он его задушил. Очнулся паря когда жена уже затихла.

Я применял идеоматорку часто, самое простое это снаряжение магазина АК. Представляеш как ты должен выполнять снаряжение в мелких деталях (начиная от взятия патрона, его положение перед тем как он войдет в магазин, как он туда входит, как занимает крайнее положение, подработка пальцами рук короче все до полных пустячных мелочей). Потом начинаеш выполнять в реале, сначало медленно потом на скорости. У меня свободно получалось перекрывать нормотив когда патроны разложены по порядку, россыпью, в кепке, в открытой пачке без разницы.

Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа Кашин Сергей Павлович

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка

Упражнения по укреплению психики необходимы каждому человеку, поскольку они способствуют улучшению психического здоровья и тем самым позволяют подготовиться к любой экстремальной ситуации.

«Трудно победить того, кто хорошо знает свои силы и силы неприятеля. Храбрость солдат важнее их численности, но выгодная позиция бывает иногда полезнее храбрости. Всякая неожиданность устрашает войско, ко всему привычному и постепенному оно равнодушно…»

Никколо Макиавелли

Такие упражнения, как правило, представляют собой сложный комплекс действий, выполнение которых связано с наличием сильных психологических и физических нагрузок. Однако в последнее время все большую популярность начинает завоевывать методика укрепления психического здоровья с помощью универсального средства взаимодействия человека с окружающей действительностью – игры.

Главная особенность игры в том, что она позволяет проводить обучение с помощью всего лишь имитации совершаемого насилия. В этом случае участники игры получают возможность решить свои проблемы в ходе дружеской схватки. Надо ли говорить, что в других обстоятельствах подобное столкновение не может не сопровождаться какими-либо негативными эмоциями соперников. Яркий пример этому – спортивные состязания, во время которых спортсмены испытывают страх, зависть, а иногда и злобу.

Нельзя не признать, что игра является, пожалуй, самым лучшим и древнейшим способом самоотстранения. Играя какую-либо роль, человек, фигурально выражаясь, надевает маску, которая дает возможность спрятать от посторонних свой страх, неуверенность, радость или горе, примерить на себя чужую личность и тем самым ввести в заблуждение окружающих.

Страх – очень сильная негативная эмоция. Избавиться от нее нельзя, а вот научиться преодолевать вполне возможно. Попав в опасную ситуацию человек нередко теряется и впадает в панику. Его поведение становится неадекватным, а присутствие в крови адреналина мешает трезво оценить обстановку и найти наиболее приемлемый выход из затруднительного положения.

Страх является не чем иным, как гипертрофированным чувством самосохранения.

Он подавляет человека, делает его слабым и безрассудным. Научиться контролировать свои эмоции и при необходимости «отключать» в себе это чувство можно методом долгих и упорных тренировок.

В Древней Руси детей с раннего возраста учили преодолевать страх, рассказывая им страшные сказки на ночь или заставляя совершать какой-либо серьезный поступок, например в одиночку ходить в лес по грибы и ягоды, пасти гусей или участвовать в групповых играх, которые позволяли детям закалять не только мышцы, но и характер.

Сохранять самообладание во время боя на улице или любого другого конфликта очень важно. Полное душевное равновесие в критической ситуации достижимо лишь для немногих людей, в частности профессиональных солдат, которые прошли хорошую военную подготовку и боевое крещение.

Упражнения психологического тренинга, разработанные в последнее время западными специалистами, включают в себя рекомендации, согласно которым во время игры или физических упражнений человеку рекомендуется прослушивать или напевать какую-либо приятную и быструю мелодию. Можно раскачиваться на брусьях, бегать по бревну или заниматься фехтованием, постоянно напевая незамысловатые слова. Целительная сила музыки в том, что она позволяет снять стресс и обрести душевное равновесие.

Атмосфера реального боя будет менее напряженной, если на нее наложить отпечаток привычной игры. Знакомая песня или ритмичный напев, являясь своего рода матрицей, на которую записано психологическое состояние человека во время хорошо знакомой игры, быстро улучшат эмоциональное состояние и повысят работоспособность в экстремальной ситуации. Именно поэтому во время тренинга необходимо проявлять себя с лучшей стороны: шутить и смеяться.

Паника является, пожалуй, худшим из всех возможных проявлений страха. Если чувство жажды, голода или даже боли можно как-то подавить силой воли, то панику предотвратить гораздо сложнее, поскольку непрерывно поступающий в кровь адреналин мешает человеку контролировать свои эмоции.

Чтобы преодолеть панику, необходимо прежде всего успокоиться и расслабиться. Сделать это можно с помощью несложных дыхательных упражнений, рекомендованных психологами Японии. Данные упражнения можно использовать в любой ситуации, которая сопровождается стрессом и вызывает страх.

«…Никогда не вести в бой войско, которое боится врага или сколько-нибудь сомневается в успехе, ибо первый залог поражения – это неуверенность в победе».

Никколо Макиавелли

Перед началом упражнений нужно сесть на стул, выпрямить спину и глубоко вдохнуть через рот. Затем закрыть глаза, представить, что перед лицом в воздухе висит пушинка. Медленно выдохнуть воздух через нос, стараясь делать это так, чтобы пушинка не шелохнулась.

Психологический тренинг включает в себя также упражнения, которые помогают улучшить координацию и ориентироваться на местности. В условиях уличного боя человеку нередко приходится обороняться не от одного, а сразу от нескольких противников. В этом случае все использованные приемы должны быть максимально эффективными без показной элегантности и слишком сложных движений, являющихся непременными атрибутами техники восточных школ боевых искусств.

Чтобы одержать победу в уличной драке, необходимо видеть сразу всех своих противников, а при скудном освещении – чувствовать и слышать движения окружающих, ориентируясь только на звук рассекаемого их телами воздуха. Поэтому, если во время игры-тренинга предполагается окружение сразу несколькими партнерами, не следует концентрировать свое внимание лишь на том из них, который покажется наиболее опасным, а нужно наблюдать хотя бы краем глаза сразу за всеми.

Игра, как и бой, берет свое начало из тех времен, когда Землю населяли древние люди, мало чем отличающиеся от животных. Внимательный анализ поведения животных может показать, что даже такие примитивные детские игры, как «жмурки» и «салочки», нашли свое отражение в жизни волков и приматов.

Организовать игру-тренинг несложно. Сделать это можно в любом месте в любое время, однако организатор ни в коем случае не должен в нее вмешиваться или пытаться руководить игроками. Завязкой игры должна быть такая ситуация, которая провоцирует несильный физический или психологический стресс. С течением игры эмоциональное напряжение участников будет увеличиваться, поскольку появятся новые раздражающие факторы, на которые придется соответственно реагировать. Одним из таких факторов и является страх. Чтобы понять, какое воздействие он оказывает на человека, достаточно рассмотреть следующую ситуацию.

Все люди в той или иной степени боятся высоты. Если нормальному и здоровому участнику игры предложить не торопясь пройти по лежащей на земле доске шириной 20 см, он сделает это без особых затруднений. Однако, если эту же доску установить на опорах в 2–3 м от поверхности почвы и попросить испытуемого повторить предыдущее упражнение, то есть пройти по доске, человек испытает определенный психологический дискомфорт, и даже осознание того, что в первый раз ему это удалось, не поможет ему спокойно выполнить задание.

Не менее показателен опыт английского ученого, который в ходе изучения особенностей человеческой психики бросал в лицо испытуемого небольшой, набитый опилками мячик. Данный снаряд был прикреплен к руке исследователя узкой резиновой ниткой длиной 1 м. Во время исследований подопытный человек каждый раз закрывал лицо руками, испуганно моргал или приседал, опасаясь удара, хотя прекрасно знал, что длина резиновой ленты не позволит мячу войти в соприкосновение с его головой.

Полученные англичанином результаты позволяют провести параллель с известным опытом Чарльза Дарвина, который доказал, что инстинкты занимают в жизни человека больше места, чем полагают многие специалисты. В доказательство своей теории он провел показательный эксперимент, во время которого несколько раз прижимался лицом к стеклу наполненного змеями террариума и непроизвольно отскакивал от него во время нападения пресмыкающегося.

Рис. 4. Психологический тренинг. Упражнение на доске

Чувство страха, влияющее на поведение человека, практически непреодолимо, однако во время игры оно может быть видоизменено и понижено до приемлемого уровня. Определенный душевный дискомфорт, сопровождающий обычно участника игры в шутливом сражении и ставший уже привычным, часто сопряжен с некими положительными эмоциями. В обстановке реального боя именно эти эмоции окажут значительное влияние на человека, позволив ему избежать эмоционального шока и оказать нападающему сопротивление.

«Цезарь рассказывает, что во время одной из битв Галльского похода враги бросились на него с таким бешенством, что его воины не успели бросить свои дротики, как это полагается у римлян».

Никколо Макиавелли

С другой стороны, выработка правильной реакции на опасность в ходе длительных и порой жестоких тренировочных схваток часто приводит к озлоблению спарринг-партнеров. Гипертрофированное чувство страха может проявить себя в качестве немотивированной жестокости.

Рукопашный бой, как и всякое насилие, сопровождается страхом ожидаемых боли и травм, который, в свою очередь, провоцирует стресс, являющийся типичным явлением XXI века. Сложная работа, длинные очереди, растущие цены, пробки на дорогах, конфликты с соседями и служителями правопорядка, экзамены и тестирование, воспитание детей, прогулки по темным улицам, встреча с хулиганами – все это провоцирует нервное потрясение. Тем не менее психологи уверены, что в некоторых случаях стрессовое состояние действует на организм позитивно: например, любимое дело придает жизни какой-то смысл, а наличие угрозы стимулирует мозговую деятельность. Таким образом, стресс может оказаться полезным для здоровья, но только в ограниченном количестве.

Помимо негативного влияния, оказываемого стрессом на нервную систему человека, стресс также представляет собой опасность другого рода. Большинство среднестатистических людей, проживающих в комфортабельных квартирах и перемещающихся из одного удаленного места в другое посредством какого-либо транспортного средства, чувствуют себя неуютно на городских улицах.

Привычка во всем полагаться на бытовые механизмы, обслуживающий персонал и служителей закона, которые значительно облегчают жизнь, делая ее удобной и иллюзорно безопасной, часто приводит к тому, что, оказавшись предоставленным самому себе, современный человек теряет самообладание и полезные навыки, становясь легкой добычей преступников.

Справиться с ежедневным стрессом не так сложно, как кажется на первый взгляд, достаточно проявить немного выдержки и изобретательности: пораньше выходить на работу, чтобы избежать утренних пробок на улицах; постараться не нападать с упреками на пассажиров автобуса, если они случайно наступили на ногу или испачкали одежду; находясь за рулем автомобиля, включать энергичную музыку и воздерживаться от критических замечаний в адрес других водителей, пешеходов или работников ГИБДД, выписывающих штраф.

Следует помнить, что всегда и во всем можно найти светлую сторону, главное – не терять оптимизма.

Наибольший стресс в час пик, как правило, испытывают пассажиры городского транспорта. Физическое и моральное давление со стороны окружающих, духота и частые остановки способны вывести из терпения даже самого спокойного человека. В таких условиях избежать стресса практически невозможно, однако снизить его уровень достаточно просто. Нужно занять место у окна или в центре салона, затем глубоко вдохнуть, расслабиться, прижать локти к бокам, а ладони к груди. Затем медленно развести локти в стороны и постараться двигаться как можно реже, чтобы не толкать входящих и выходящих пассажиров.

«Какими средствами могу я пристыдить людей, родившихся и выросших без понятия о чести? Почему они должны меня уважать, когда они меня не знают? Какими богами и святыми заставлю я их клясться – теми, которых они чтут, или теми, над которыми кощунствуют? Не знаю, кого они чтут, но кощунствуют они над всеми. Как могут они, глумясь над богом, уважать людей? Мыслимо ли вообще отлить в какую-нибудь форму подобный материал?»

Никколо Макиавелли

Конечно, в данном случае человек не сможете оказать какого-либо активного сопротивления промышляющим в городском транспорте криминальным элементам, однако значительно осложнит им работу своим спокойствием.

Карманные воры обычно «работают» в то время, как их потенциальная жертва растеряна, а следовательно, не может адекватно оценить происходящие вокруг события. Сохранив самообладание, можно вовремя заметить надвигающуюся опасность и предупредить о ней окружающих.

Разумеется, обнаружив у себя в кармане чужую руку, кричать не следует, так как это может вызвать панику у окружающих людей, что даст возможность злоумышленнику ускользнуть. Если вор понял, что его заметили, но не торопится изменить свои намерения, нужно действовать как можно жестче. Можно ударить его кулаком в живот или каблуком в голень. Наличие острой дамской шпильки и длинных ногтей позволит нанести преступнику значительный вред. Для самозащиты можно также воспользоваться подручными средствами, например ключами от машины или квартиры, острой гранью браслета или кольца, а также зонтиком.

Отстаивая свое имущество в транспорте, необходимо помнить о том, что не только физическое противодействие может отпугнуть представителя преступного мира. Жесткое и непреклонное выражение лица жертвы, готовой при необходимости зубами вцепиться в оппонента, напугают его больше любых угроз.

Стрессовое состояние при отсутствии внезапного шока настигает людей, как правило, незаметно. Оно может нарастать в течение довольно-таки длительного времени, но как только это происходит, человеческий организм подает немедленный сигнал мозгу. К основным симптомам стресса относятся следующие признаки:

Депрессия;

Ухудшение аппетита;

Покусывание шариковой ручки, карандаша, пряди волос, ногтей;

Тошнота и рвота;

Головокружение;

Сильная потливость;

Бессонница;

Головная боль;

Зубовный скрежет;

Беспричинная паника или слезы;

Бледность;

Повышенная эмоциональность;

Ослабление памяти;

Постоянный страх;

Одержимость.

Лучшее средство терапии, с помощью которого можно избавиться от стресса, – это спокойная беседа с другом или длительный отдых вдали от людей. Ни в коем случае нельзя снимать нервное напряжение с помощью транквилизаторов, снотворного, наркотиков или алкоголя, поскольку эти вещества лишь усугубляют его.

Человек, испытавший сильный стресс, теряет способность адекватно воспринимать действительность. У него может развиться одна из разновидностей фобий, например агро– или клаустрофобия. Удивительно то, что человек в стрессовом состоянии, в отличие от окружающих, довольно долго не может самостоятельно определить причину собственного дискомфорта, однако его поведение будет весьма характерно. Резкие перепады настроения и странные поступки вызовут у его близких в лучшем случае недоумение и растерянность, а в худшем – страх и настороженность.

Чтобы избавиться от стресса, в домашних условиях рекомендуется выполнить следующее упражнение. Снять обувь и встать на мягкий коврик. Выпрямиться и раздвинуть ступни на ширину плеч. Вытянуть руки вперед на уровне груди и повернуть их ладонями вверх. Затем закрыть глаза, напрячь мышцы, сжать руки в кулаки и сделать глубокий вдох. Досчитать до пяти и выдохнуть воздух. После этого расслабиться и повторить упражнение.

Итак, если обретено нужное душевное равновесие, есть силы преодолеть страх, возникающий при мысли о том, что придется покинуть свое безопасное и уютное жилище, выйти на улицу и, возможно, встретиться там лицом к лицу с криминальным элементом; если выработана способность избавляться от стрессового состояния и имеется уверенность в своих силах, можно заняться формированием нового имиджа, соответствующего обновленному мировоззрению.

Окружающие люди обычно воспринимают нас, исходя из оценки внешнего вида и поведения. Стиль одежды позволяет судить о настроении, характере, образе жизни, религиозных воззрениях, социальном статусе, возрасте и поле ее носителя. Манера одеваться может варьироваться в зависимости от каждой конкретной ситуации: например, строгий деловой костюм уместен на запланированной встрече с бизнес-партнером, элегантный смокинг или вечернее платье придутся кстати на званом вечере в особняке.

Джинсы и спортивный костюм хорошо сочетаются с работой на свежем воздухе и гимнастическими упражнениями. Бесформенная одежда темных цветов говорит о слабом характере и большом количестве комплексов. Светлая одежда простого покроя, наоборот, подчеркивает индивидуальность человека и его амбициозность. Однако ночные улицы предъявляют к одежде свои требования. Светлая красивая одежда очень быстро привлечет внимание хулиганов и грабителей; спортивный костюм в совокупности с прочной удобной обувью, наоборот, позволит избежать ненужного внимания, а при необходимости быстро удалиться с места конфликта.

Не менее красноречиво о свойствах личности человека говорит и его походка. Твердый широкий шаг, развернутые плечи и слегка приподнятый подбородок – признаки сильного и решительного характера. Сгорбленная спина, приподнятые плечи, низко опущенная голова и неуверенный шаг обычно присущи слабохарактерным, испуганным людям. Легкие упругие шаги, непринужденное движение рук и постоянная улыбка свидетельствуют о легком и жизнерадостном характере, а хищная грация мастеров рукопашного боя говорит сама за себя. Тем не менее походка далеко не всегда соответствует внутреннему содержанию Homo sapiens, поскольку может быть сознательно изменена и, соответственно, создать у наблюдателей ошибочное впечатление.

Если на теле человека присутствует татуировка, все значительно упрощается. Такого рода накожное изображение позволяет многое узнать о его владельце.

По мнению психологов, люди украшают свое тело татуировкой с целью выделиться.

Чаще всего наличие татуировки свидетельствует о принадлежности человека к определенному слою общества. Например, существуют татуировки в виде якорей, пробитых сердец и обнаженных натур, которым отдают предпочтение моряки и военные. Молодые люди, так называемые «неформалы», предпочитают накалывать на предплечья, лопатки и щиколотки цветные изображения побегов дикой розы, силуэты и морды хищных зверей или птиц. Но и в том и в другом случае размер татуировки, как правило, невелик, обычно он не превышает в диаметре 10–15 см и пестрит черными, синими и зелеными цветами.

Преступные элементы обычно отдают предпочтение татуировкам в виде имен, иероглифов, крестов, обнаженных женщин и сцен насилия. Выполнены они преимущественно в красных тонах с примесью черного цвета.

Одежда, походка, движения и манера разговора могут сказать о многом. Преступникам, чья жизнь зависит от того, смогут ли они правильно рассчитать свои силы и оценить противника, очень важно уметь разбираться в языке телодвижений. Опытные грабители могут точно предсказать, как поведет себя потенциальная жертва в случае инцидента. Именно поэтому неуверенные в себе люди с нерешительными движениями, робкой походкой и выделяющейся одеждой чаще всего становятся жертвами преступных элементов.

Выработать уверенную походку при ее явном несоответствии с внутренним миром человека довольно сложно. Прежде всего необходимо обрести уверенность в своих силах, чтобы затем она отразилась на поведении. Уверенность не должна быть нарочитой, поскольку преступники, имеющие немалый опыт общения с людьми, легко замечают обман. Его не смогут скрыть ни впечатляющая одежда, ни наличие оружия, ни показная агрессивность.

Из книги Психологическая подготовка к рукопашному бою автора

Глава 4. Психологическая подготовка рукопашника Психологическая подготовка рукопашника – это постоянный целенаправленный процесс реализации максимальных психических возможностей человека эффективно действовать против любого противника в условиях современного

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К БОЮ Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

6.2. Психологическая подготовка Педагогический процесс воспитания личности тяжелоатлета базируется на правильном индивидуальном подходе и предполагает знание индивидуальных психологических особенностей спортсмена. С этой целью составляется психологическая

Из книги Один на один с врагом [Русская школа рукопашного боя] автора Кадочников Алексей Алексеевич

Психологическая подготовка Уже давно в сознании выдающихся полководцев твердо установилась мысль о том, что на войне и в бою духовное начало имеет большее значение, чем материальное, а носитель этого духа – человек – является главным орудием боя.Еще задолго до

Из книги Русский рукопашный бой в 10 уроках автора Кадочников Алексей Алексеевич

ГЛАВА 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Психологическая подготовленность – это формирование у личного состава психологической устойчивости, т. е. таких психических качеств, которые усиливают его способность выполнять боевые задачи, действовать в напряженных и опасных

Из книги Введение в школу боевого карате автора Кочергин Андрей

Cпецприемы и психологическая подготовка Под специальным и приемами подразумеваются действия, свойственные в тактическом плане именно этой группе обучаемых. Проигрываются вводные, обучаемые самостоятельно (при контроле инструктора) реализуют свои навыки для

Из книги Бокс. Секреты профессионала автора Ковтик Александр Николаевич

Глава 4 Психологическая подготовка Проблемы психологической подготовки Что толку от острого меча, если он в руках труса. Восточная мудрость Настоящий спортсмен ищет страх, чтобы его подавить, усталость – чтобы ее побороть, препятствие – чтобы его преодолеть. Пьер де

Из книги Легкая атлетика. Этап спортивно-оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет автора Головихин Евгений Васильевич

Психологическая подготовка к бою новичка Для начинающих боксеров рано или поздно наступает момент, когда нужно выйти на ринг и попробовать свои силы в открытом полноконтактном бою. И конечно же, большинство новичков накануне этого события испытывают множество эмоций и

Из книги Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно автора Воюшин Константин Владимирович

Психологическая подготовка Достижение высокого уровня мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов - технической, тактической, физической, теоретической и психологической.

Из книги Историческое фехтование автора Кондратьев Вадим Вадимович

Психологическая подготовка Любая психологическая подготовка неразрывно связана с физическим состоянием человека. Отличие только в подходе к преподаванию этого важного и нужного раздела – здесь и разница между школами и стилями.Некоторые считают, что можно просто

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Реальные соревновательные бои выявили несколько психологических проблем, знакомых многим бойцам по личному опыту. Иной раз именно они мешают ратоборцу одержать достойную победу или победить, прежде всего самого себя. Остановимся на наиболее

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Боевая психологическая подготовка Подведем предварительные итоги. Без правильной психологической подготовки ты вряд ли сможешь рассчитывать на успех в драке. Как я уже не раз говорил - все начинается с головы. И если ты не будешь пользоваться ею по прямому назначению,

Из книги Рукопашный бой для начинающих автора Кадочников Алексей Алексеевич

1.4. Психологическая подготовка Психологическая подготовка в рамках основного определения работы тренера - это прежде всего создание условий для поддержания и повышения необходимого уровня морального и психологического состояния спортсмена. Создание необходимых

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

ГЛАВА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Психологическая подготовленность это формирование у личного состава психологической устойчивости, т. е. таких психических качеств, которые усиливают его способность выполнять боевые задачи, действовать в напряженных и опасных

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Психологическая подготовка Упражнения по укреплению психики необходимы каждому человеку, поскольку они способствуют улучшению психического здоровья и тем самым позволяют подготовиться к любой экстремальной ситуации. «Трудно победить того, кто хорошо знает свои силы

Из книги автора

25.3. Психологическая подготовка Для достижения мастерства в каратэ, в одном из наиболее жестких видов единоборств, особо важную роль играет психологическая подготовка. Под психологической подготовкой понимается воздействие на психику учеников со стороны Учителя и

Спецназ ГРУ создан в 1950 г. Задачи подразделений: ведение разведки в глубоком тылу противника, контрразведка, диверсионная деятельность, уничтожение террористов. Подразделения спецназа ГРУ сыграли огромную роль в афганской войне и в операциях на территории Чеченской Республики. На данный момент - это самая закрытая и, возможно, сама боеспособная единица Вооруженных сил России. В спецназ попадают призывники с пометкой: «Годен к ВДВ». Это физические кондиции чуть выше среднего (рост не имеет значения) и (желательно) хотя бы первый разряд по военно-прикладному спорту: бегу, парашютному спорту, стрельбе или рукопашному бою. Ну а так как главная задача ГРУ - это разведка, а основная «мышца» разведчика - голова, то приветствуется, если прокачал ее в школе, колледже или институте. Кроме того, спецназовец должен обладать пятью основными качествами.

ОСТОРОЖНОСТЬ

У разведки есть право отбора солдата из любой части. При наборе солдат в спецназ обязательно задаем бойцу вопрос: что ему нужно в спецназе? Если хочет стать Героем России - посылают к такой-то матери. Нет, он точно станет героем, но посмертно. И похоронит вместе с собой всю группу. Безбашенность нужна только, когда прижали к стенке. Тогда, с криком «Ура!», взял автомат и побежал умирать. Победа - это когда боец тихо выполнил задачу и вернулся живым. Попавшему в спецназ солдату с первого дня начинают вбивать в голову (словами, руками, ногами) главную заповедь: ты круче всех. Это важный момент психологической подготовки. И ты в это поверишь. Если нет - отправят служить в пехоту. Боец круглые сутки стреляет, бегает, как лошадь, его постоянно бьют. Бьют не в смысле дедовщины и беспредела, который творится в армии. Просто он по казарме передвигается, как по вражеской территории. Либо затрещину отвесить могут, либо кровать заминируют - поставят растяжку, либо удавку на шею прикинут. Такие там шутки. Это нормально. Это заставляет солдата думать, слушать, смотреть, быть в состоянии боеготовности. Трогать незнакомые или в принципе яркие вещи отучают быстро: вот лежит на столе брелок с ключами, а под ним самодельное взрывное устройство, схватил ключи - можешь остаться без руки. Через полгода службы у бойца не то что глаза на затылке вырастают, он даже спит так чутко, что от одного взгляда на него просыпается.

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Хлеб десантника - это его ноги. Потому что, с того момента как группу разведки засекли, по статистике, через 6 часов ее догонят и уничтожат. Выдохся - остаешься прикрывать всю группу. Знаю случай, когда в боевой обстановке парень сказал, что больше не может бежать. Ему оставили почти все боеприпасы и побежали дальше. Вот так и становятся героями. Он не обязан быть мастером рукопашного боя, но бегать должен, как скаковая лошадь. Первый месяц в спецназе боец спит 4 часа - меньше нельзя по уставу. Остальные 20 часов он вкалывает. В 6 утра подъем. Спокойно дают встать, умыться, сделать растяжку. Не надо верить фильмам, нет никакой спешки в духе «привести себя в порядок, пока горит спичка». Потом надели ранцы и побежали: лениво, главное - не переходить на спортивный шаг. Лениво - не значит спокойно. Командир постоянно дает вводные задания. То засады, то стрельба, поэтому бег всегда в рваном ритме: с кувырками, переползанием, ходьбой гусиным шагом. После пробежки - физподготовка, тактико-специальные занятия, рукопашный бой. И так каждый день. Выносливость и устойчивость психики у бойца, который соизволил служить в спецназе ГРУ, проверяют «на скачках». Скачки выглядят так: группу солдат загоняют в лес на 7-8 дней без провизии; командиры, которые меняются каждые 12 часов, гонят солдат по лесу и не дают им спать вообще - до потери сознания, рвоты и прочих радостей. Кто не выдержал - отправляется «за забор», то есть в строевые войска. Таким образом, отсеивается много народу. Скачки проводятся каждые полгода, это что-то вроде экзамена.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Когда во время выхода в лес группу новобранцев начинают расстреливать из кустов холостыми патронами, среди бойцов начинается паника. Это излечимо. Лучшее лекарство от паники - занятия по рукопашному бою. Бойца одевают в защиту, ставят против на порядок более сильного и опытного бойца - и бьют. Так формируется бойцовский характер и решимость идти до конца. Не путать это с неуставными отношениями - солдату всегда дают возможность отбиваться. Даже так: солдат, который не отбивается, - отправляется «за забор». Особенность рукопашного боя спецназа в том, что любой поединок сводится к одному - уничтожить противника. В спецназе не операции по задержанию опасных преступников, а война. Отсюда девиз спецназовца: «Голыми руками дерутся только идиоты». Первым делом солдат учат использовать подручные средства: автомат, нож, палки, камни, обломки бутылок, куски стекла, плотно свернутой газеты. Вот, например, мы сидим в кафе, разговариваем. Передо мной два смертельных оружия - моя пивная кружка и чайник с чаем собеседника. Я сначала обварю ему лицо чаем, потом ударом в висок пробью ему этим чайником голову. С кружкой еще проще: разбиваешь ее об стол и отбитым краем перерезаешь шею. У спецназа одна задача - нанести смертельные ранения, а это как раз область головы и шея. И уже потом, когда освоили все предметыпервой необходимости, тренируется очень компактный набор ударной техники. Помимо рукопашного боя, в спецназе есть целый ряд «упражнений на дерзость». Иногда, например, применяли упражнения с крысой. В умывальник запускали большую крысу и закрывали вместе с ней голого бойца. Задача такого свидания - придушить крысу. Когда крысе некуда деваться, она начинает атаковать. Поэтому, если солдат сможет ее прибить голыми руками, уже никакой человек ему не страшен.

АГРЕССИЯ

Главное в солдате - агрессия. Спецназовец боится сержанта сильнее, чем врага. И к врагу бежит с четким желанием сожрать его. Во время занятий по рукопашному бою без крови не обходится. Сержанты осознанно наносят бойцу травмы. Боец должен привыкать к крови, скажем так, сатанеть. Солдат, наверное, привык заниматься а спортзале под энергичную музыку? Для бойца лучший саундтрек - трехэтажный мат его командира. В состоянии такого жесточайшего прессинга чувства обостряются так, что все вложенное в солдата за полгода остается с ним на всю жизнь. Десантника погружают в состояние войны и дают чувствовать реальную угрозу жизни - и в этом его преимущество. Вот в чем ответ на вопрос: почему, чтобы угомонить трех пьяных десантников, вызывают роту омоновцев. Секрет - в психологической готовности убить человека. Тут, конечно, есть важная социальная проблема: в нашей стране нет центров реабилитации после армии. Свою задачу спецназ выполняет - подготавливает бойца; он проходит службу, но, вернувшись домой, не может адаптироваться к мирной жизни.

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ

В спецназе «паранойя» по поводу гигиены. Поскольку разведка постоянно вне пункта дислокации, бойцы обязаны держать себя в чистоте в любых условиях. Любой боец, прибыв в расположение, первым делом должен постирать форму и переодеться в чистое. В какой бы грязи ни ползал - будь добр по выполнении задачи привести себя в порядок. Я не помню, чтобы кто-нибудь из наших бойцов когда-нибудь болел. Видимо, это тоже из-за психологического настроя.Принципы тренировок Основную массу времени воин-спецназовец находится вне пунктов постоянной дислокации. Соответственно, вся физподготовка основана на том, чтобы использовать при тренировках подручные средства. Главное в тренировке - развитие выносливости и сохранение силовых качеств как можно дольше. Итак, тренировки ежедневные; курс не рассчитан, как обычно, на шесть или восемь недель - работать надо будет минимум год. Диета у спецназовца одна - есть побольше.

МОСКВА, 22 апр - РИА Новости. Психологическая подготовка сотрудников Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России играет решающую роль при выполнении боевых задач, заявил в интервью РИА Новости начальник ЦСН, Герой России, генерал-полковник Александр Тихонов.

"Вопросы психологии стоят на первом месте, даже по сравнению с вопросами вооружения и экипировки. Психологическая готовность офицера спецназа эффективно действовать в обстановке, которая постоянно развивается и не предсказуема, является решающим фактором для успешного выполнении поставленной задачи", - сказал Тихонов, который является одним из основателей ЦСН.

Тихонов наблюдал за выступлениями на открытом чемпионате ФСБ России по рукопашному бою, посвященном десятилетию ЦСН.

По его словам, за 10 лет с момента создания центра, значительно возрос уровень профессионализма его сотрудников.

"Во многом это связанно с теми реальными делами, которыми занимался центр. За эти годы было проведено большое количество специальных операций, в том числе и по освобождению заложников. Среди них известные и малоизвестные операции, в которых происходила закалка офицеров, и где центр набирал свою мощь", - сказал генерал.

"Самое главное, что все эти годы мы совершенствовали тактику проведения спецопераций, повышали уровень профессионализма, в том числе психологическую подготовку сотрудников", - отметил Тихонов.

Говоря об итогах прошедшего в Москве открытого чемпионата ФСБ России по рукопашному бою, Тихонов отметил, что чемпионат поднимет на новый, более высокий уровень подготовку сотрудников.

"Эти соревнования показывают высшие достижения сотрудников в этом виде спорта", - сказал собеседник агентства.

По его словам, рукопашным боем занимается большинство сотрудников ЦСН. "Все они берут пример с лучших бойцов, и мастерство, которое было продемонстрировано в ходе чемпионата, будет перениматься молодыми сотрудниками", - сказал генерал.

Тихонов также рассказал, что рукопашный бой является одним из важных элементов психологической подготовки личного состава ЦСН.

"На чемпионате мы увидели, что на ковер выходили психологически устойчивые, смелые и уверенные в себе люди. Эта уверенность поможет им и в работе при решении острых вопросов, часто связанных с риском для жизни", - отметил Тихонов.

[-video:105714035-]

В свою очередь начальник управления "А" ЦСН генерал майор Владимир Винокуров оценил на "пятерку" выступление сотрудников центра на чемпионате. В финал соревнований вышли сотрудники центра, ряда региональных управлений ФСБ и ГУВД Москвы.

"Наши ребята заняли три первых, три вторых и четыре третьих призовых места. Хочу пожелать им побед не только на борцовском ковре, но при выполнении специальных заданий", - сказал генерал РИА Новости.

При этом он выразил уверенность в том, что большинство офицеров центра, если их выставить на подобные соревнования, займут призовые места.

ЦСН ФСБ России был создан в октябре 1998 года для противодействия международному терроризму. Он объединил в себе наиболее боеспособные спецподразделения, являющиеся гордостью органов безопасности России.

В ЦСН вошли группа "Альфа" (А), "Вымпел" (В) и вновь созданная Служба специальных операций.

Первое боевое крещение сотрудники "Альфы" получили 28 августа 1978 года во время спецоперации на территории посольства США в Москве, когда был обезврежен террорист, угрожавший взрывом.

"Вымпел" был создан 19 августа 1981 года, по решению закрытого заседания КГБ СССР. Это спецподразделение предназначено для выполнения задач за пределами страны в особый период.

За годы существования ЦСН его сотрудники участвовали в сотнях специальных операций в различных регионах РФ, в том числе на Северном Кавказе. Офицеры центра участвовали в операциях по освобождению заложников, которые не имеют аналогов в мировой практике, - в театральном центре на Дубровке в Москве и в Беслане.

Психотехники спецназа - тема, которая освещается крайне редко. В первую очередь - из-за секретности. Тем интереснее узнать, какие методики используют в специальных войсках, а также проследить историю их появления.

29 мая 1946 года легендарный советский спецназовец полковник Яков Серебрянский завершил свою военную карьеру. Он считал своей важнейшей задачей психологическую подготовку своих сотрудников, которые выполняли особо сложные задачи за рубежом.

В частности, его внимание привлекали труды психиатра В.С. Дерябина «Задачи и возможности психотехники в военном деле». О том, что это такое и как влияет на деятельность специальных подразделений, мы и расскажем.

Всё началось с вагоновожатых

Основы психотехники были заложены в начале ХХ века в Германии психотерапевтом А. Шаквитцем, который описал методику психологической устойчивости вагоновожатых, включающую в себя, в частности, отсортировку тех, кто априори был не способен к этой профессии.

В 1919 году в Берлине эту разработку опробовал инженер К. Трамм, что принесло казне доход в сумме 1 350 000 марок по сравнению с годом предшествующем. Эти успехи были незамедлительно замечены военными. Вскоре методика А. Шаквитца была внедрена в Баварскую школу летчиков.

В итоге число аварий и несчастных случаев во время полетов снизилось на 53%. Базой для психотехнической школы Шаквитца стали тесты справедливой оценки способностей соискателей, применительно к конкретной профессии.

Здоровый – не значит, воин

Опытом немцев заинтересовались и в России. Первым из наших ученых, кто, опираясь на учение Шаквитца, занялся вопросами военной психотехники, был физиолог и психиатр В.С. Дерябин. Он доказал, что физические способности не всегда отражают потенциал солдат. «Во время войны (первой Мировой) на моих глазах два солдата, служившие нестроевыми, попали в команду разведчиков, - писал Дерябин. – Один оказался очень дельным на новом месте, а другой – выдающимся, до дерзости предприимчивым». И это сразу же изменило обстановку на данном участке фронта. Ученый-психиатр сделал вывод, что в будущих войнах роль психотехники может стать решающей, особенно, когда речь идет о бойцах, выполняющих особо важные боевые задачи.

Родом из Ahnenerbe

В конце Второй мировой войны американцам досталась значительная часть архива фашистской организации Ahnenerbe, известной, в том числе, и чудовищными опытами над узниками концлагерей.

На основании этих материалов в секретных лабораториях ЦРУ в 60-х годах прошлого века начались работы по контролю и коррекции психики людей. Вначале речь шла о влиянии эмоционального состояния человека на железы внутренней и внешней секреции. Имеющаяся взаимосвязь позволила создать детекторы лжи.

Параллельно с этим осуществлялась и другая работа над тем, как использовать обратную связь, и уже через эти железы медикаментозно воздействовать на страх, тревогу, наблюдательность и внимательность военнослужащих.

Так, ведущий эксперт Пентагона по безопасности Джон Уоттс утверждает, что медицина США располагает лекарством, резко увеличивающим IQ солдат. Впрочем, по его словам, эти препараты имеют побочное действие – риск в виде болезни Альцгеймера. Массово, конечно, такие препараты не используются, но при подготовке спецагентов все средства хороши.

По закону Джемса-Ланге

Юлиан Семенов, который был дружен с сотрудниками КГБ, в романе «Противостояние» описал следующий случай: «До войны Николай Кротов страдал заиканием, однако в Германии был направлен на принудительное лечение электротоком, и от недуга избавился».

Эта история и в самом деле могла случиться, так как имеет под собой научное обоснование в виде теории Джемса-Ланге. Суть её сводится к тому, что всё в человеческом организме взаимосвязано: эмоции, нервные раздражители и физиология.

Например, после десятикилометрового марш-броска физиология сигнализирует нервной системе о нехватке кислорода и питательных веществ в мускулах, так как имеющийся ресурс уже исчерпан. Нервная система в свою очередь формирует эмоции «я устал, я не могу идти». На основании их человек принимает решение сделать привал. Между тем, понимание того, что физиология имеет скрытую возможность активизировать подачу кислорода и питательных веществ в мускулы, может подсказать солдату иное решение – «идти вперед».

Программа «устойчивости потенциала»

Профессор психологии Мартин Селигман из Университета Пенсильвании разработал и апробировал программу «устойчивости потенциала» солдат специальных подразделений. Цель – стать жестоким, не поддаваться искушениям, усиливать внимание и концентрировать физическую силу в критических ситуациях.

«Мы укрепляем умственные мускулы морпехов так, чтобы после тяжелейших невзгод они становились крепче, - поясняет Мартин Селигман. – Испытания для солдат начинаются еще на пункте сбора новобранцев корпуса Морской Пехоты на Пэррис-Айленд (Южная Каролина)».

Главная роль отводится сержантам, которые непосредственно командуют морпехами. Все они проходят специальные курсы по психотехнике, чтобы иметь ранжированное представление о способностях каждого своего бойца. Да и сержанты тоже могут быть подвергнуты серьезным жизненным тестам, например, когда получают информацию о том, что «ушла жена». Офицеру важно знать, как поведет человек в этой ситуации, чтобы сделать вывод о его дальнейшей карьере.

Психотехника «Альфа»

Большинство психотехнических приемов, к примеру, спецгруппы «А» являют собой ноу-хау и засекречены, так как позволяют манипулировать как поведением агрессивной толпы, так и сознанием отдельных личностей.

18 декабря 1976 года четырем альфовцам из управления «Антитеррор» удалось стабилизировать крайне нервную обстановку во время обмена в Цюрихе Владимира Буковского на генерального секретаря коммунистической партии Чили Корвалана. Известно, что диссидента встречала группа вооруженных швейцарских полицейских, по некоторым данным – переодетых американцев.

После того, как Корвалан поднялся на самолет, Буковский категорически отказался спуститься вниз. Он заподозрил, что его депортируют в Америку, а не оставят в Швейцарии, как было заранее договорено. Ситуация могла закончиться штурмом самолета, настолько агрессивно вели себя так называемые «швейцарские полицейские».
Сотрудники «А» смогли успокоить вооруженную команду и внушить Буковскому, чтобы тот покинул самолет. На Западе было отмечено, что наши сотрудники проявили себя как профессиональные психологи.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка