OpenStreetMap в помощь велосипедистам. Велосипедные маршруты

Маршруты – дело очень важное. От того, куда и как мы поедем, зависит всё удовольствие от катания на велосипеде. Раньше маршруты планировались на бумажной карте карандашом, с курвиметром и офицерской линейкой. Сейчас нам на помощь приходят десятки приложений, сервисов и мобильных решений, от которых некуда деваться.

Велосипедный мир достаточно небольшой, поэтому специализированных сервисов и программ мало. Большинство серьёзных наработок универсальные – как продукция мировых гигантов Google, Yandex и Baidu или карты Navitel для автомобилистов.

Тем не менее, разные предложения удобны по-разному, для этого мы сделаем обзор нескольких сервисов, выявим их плюсы и минусы и отметим, стоит ли велосипедисту ими пользоваться. Сначала рассмотрим, что же такое веломаршрут и как его используют, а далее пойдём по разным типам сервисов.

Веломаршруты

Для начала – зачем мы прокладываем маршрут? Несколько направлений:

  • Велотуризм – когда путь и есть самоцель, его следует преодолеть и насладиться и нагрузкой, и красотами. Здесь в первую очередь помогает опыт, а не приложения. Очень важно участие человека в планировании.
  • Прогулки – здесь, наоборот, маршрут следует планировать автоматически, указав точки, которые хочется посетить. Сервис автоматически построит оптимальный путь с минимальными затратами сил.
  • Передвижение – требования двояки, с одной стороны, велосипедист, скорее всего, знает местность лучше любого сервиса, а с другой, возможно, место назначения новое и понадобится автоматическая прокладка.

Кроме планирования веломаршрута, существует и часть накопления опыта. Раньше, опять же, любители велотуризма обменивались атласами с отмеченными интересными картами, теперь этим проще всего заниматься с помощью онлайн-сервисов.

Вторая интереснейшая задача – это запись GPS-треков для последующего анализа своего передвижения. Речь, скорее, о спортсменах и туристах, ведь им важно знать, какие элементы пути оказались простыми, а на каких возникли проблемы. Никто не отменял и соревновательной части. Многие отрезки измеряются, и по ним проходят настоящие самоорганизованные соревнования в том, кто быстрее преодолеет участок.

Онлайн-карты

Самый популярный и доступный, пожалуй, большинству тип сервиса – это онлайн-карты. Раньше существовала программа «Google Планета земля» и несколько более старых альтернатив, которые не получили широкого распространения. В настоящее время карты от мировых гигантов стали частью нашей жизни, и вот почему:

  • всегда доступная карта любой местности;
  • актуальная информация об инфраструктуре и возможностях передвижения;
  • быстрые измерения и изменения в собственных картах;
  • обсуждение и отправка нарисованного маршрута.

Да, в онлайн картах главное – это «рисование». Т.е. сервисы становятся заменой бумажной карты, по которой мы чертим свой маршрут, используя собственную голову. Стоит отметить, что многие сервисы развиваются в сторону социальности и навигации, но отстают от своих специализированных конкурентов. Однако большинство из «конкурентов» в итоге используют OSM, Google или Yandex как основу для отрисовки карт.

http://www.openstreetmap.org/

Первый сервис, о котором стоит рассказать, – это OpenStreetMap. Немного перегруженные карты – квинтэссенция свободы в современном мире. Все карты этого ресурса составляются и проверяются пользователями. Тысячи людей по всему миру отмечают объекты, их изменения и свойства, следят за актуальностью информации.

Для велосипедистов OSM будет полезен в том плане, что на этих картах отражаются не только дороги и жилые массивы, но и многие достопримечательности, и, что самое главное, велодорожки и инфраструктура для велосипедистов. Среди активистов их достаточно много, потому карты так полезны для нас.

https://www.google.ru/maps

Популярность «Google Планета Земля» понемногу падает, а вот карты от Гугл становятся всё популярнее. Спутниковые снимки, базы заведений, быстрая работа и широкие социальные возможности – всё привлекает велосипедистов к всемирной корпорации. На картах Google рисовать свой путь удобно, а хранить его и делиться им – ещё проще.

Дополнительным, и очень весомым, плюсом становится возможность прокладки маршрута, как пешеходного, так и дорожного, между любыми точками. Не так давно была обнародована новая функция. Теперь Гугл.Карты могут прокладывать маршрут для велосипедистов с учётом неудобных поворотов и велодорожек.

Однако навигация от Google всё равно уступает специализированным сервисам и даже своему русскому конкуренту – Яндексу.

http://maps.yandex.ru/

«Наш ответ Гуглу» – Яндекс.Карты на деле даже немного превосходят глобальную корпорацию. И хороши карты от Яндекса по двум причинам:

  1. Полнота данных о России и СНГ – любые другие сервисы, включая Ovi и китайцев, не говоря о Google, плохо знают российские деревни и просёлки. Они просто отсутствуют на картах. Яндекс же скрупулёзно демонстрирует все грунтовки и даже тропинки, уступая лишь OSM по полносте.
  2. Действительно, хорошая навигация. Хоть и автомобильная, не учитывающая перепады высот, но строящая навигационные маршруты логика в Яндексе разработана великолепно.

Кроме того, карты Яндекса могут использоваться в качестве источника для Яндекс.Навигатора с голосовыми подсказками по ходу движения. В Google для этого придётся использовать дополнительные приложения от сторонних разработчиков.

GPS треки

Большой привет от профессиональных спортсменов и автолюбителей – это GPS треки и сервисы для их хранения. Навигация, используемая в автомобилях, – достаточно старый продукт, и уже двадцать лет назад в ходу были записи поездок – так называемые GPS треки.

Сейчас сервисы ушли далеко вперёд от простого хранения информации с GPS-навигатора. Они предлагают целый набор услуг:

  • построение статистики по записи поездки;
  • планирование поездки (т.е. проложение маршрута, что нам и нужно);
  • обмен и катологизацию различных маршрутов.

Как видим, кроме картографической функции, сервисы треков предлагают нам много интересного, потому особенно интересны. Так как мы рассматриваем построение путей для велосипедистов, рассмотрим соответствующие сервисы.

http://www.bikemap.net

Пожалуй, крупнейший сайт для хранения и обсуждения различных треков велосипедистов. Огромное количество загрузок в Европе и Америке, хорошее покрытие по России и большое число русскоязычных пользователей. Часть ассоциации из нескольких трек-сайтов, включающих любителей велосипедов, бега, мопедов и даже роликовых коньков.

Прокладывание маршрута очень удобно для велосипедиста. Автоматически строится график высот, по которому можно определить грядущую нагрузку.

С социальной составляющей тоже нет проблем – все маршруты могут быть публичными, обсуждаемыми. Сам каталог удобен и позволяет подобрать себе трек по нужным параметрам – стиль катания, общая продолжительность пути.

Для записи и следования по маршруту существует одноимённое приложение – практически полноценный навигатор. Пожалуй, из раздела хранилищ треков Bikemap.Net – лидер на сегодняшний день.

http://www.opencyclemap.org

«Дочернее» предприятие от OpenStreetMap использует карту OSM, дополняя слоями реальных GPS-треков велосипедистов. Красивая карта Европы даёт нам понять, где этот сервис особенно популярен. К сожалению, в России его поклонников практически нет, несмотря на очень насыщенный функционал и возможность прокладывать маршруты с учётом карты высот и велосипедных дорожек.

Следует отметить, что в системе огромное количество междугородних треков, т.е. используется он с вполне практическими целями – узнать, как наиболее эффективно путешествовать между городами на велосипеде. Собственно, для интересного путешествия на двух колёсах по Европе лучшего сервиса не сыскать.

http://www.gpsies.com

Очень старый и надёжный сервис хранения треков из Германии. Огромная база треков с покрытием по всей России может понравиться многим велотуристам «старой школы», но в наши дни слабое собственное приложение, устаревший дизайн и не очень понятная логика работы отпугивают больше пользователей, чем привлекают.

MyTracks

Если GPSies – это сервис без приложения, то MyTracks – отличное приложение без навязчивого сервиса. Записываем, анализируем маршруты. Понятное дело, ни о каком построении маршрута речь не идёт.

Спортивные трекеры

Для спортивных трекеров карты – далеко не самое главное. Но, понимая, что большинство заботящихся о своём здоровье пользователей будут ездить на велосипеде, бегать или совершать прогулки по горам – производители приложений включают в их состав маршрутную составляющую. Обычно это контракт с Google или OSM, и дальнейшее использование функционала, аналогичного хранилищам GPS-треков.

К сожалению, выделенного трекера с прокладкой маршрутов для велосипедистов пока сделано не было, и треки прокладываются по автомобильным или пешеходным правилам, изредка – с приоритетом велодорожек, но не более.
Спортивных приложений огромное количество. Разберём лишь те из них, которыми довелось пользоваться автору данной статьи.

https://www.endomondo.com/

Один из наиболее серьёзных и комплексных сервисов для спорта. Огромное количество вводимых данных, интересные расчёты и подведение статистики. Универсальное приложение и универсальный веб-сервис позволяет удобно использовать одно приложение для всех типов активностей, а сильная социальная составляющая позволяет привлечь и друзей.

К минусам можно отнести тяжеловесность приложения – с каждым обновлением требования к «железу» растут (особенно к доступной оперативной памяти), и быстрое поглощение батарейки.

Маршруты приложение прокладывает быстро и хорошо, навигация с голосовым помощником работает на отлично, но маршрут прокладывает автомобильный.

http://www.mapmyride.com/

Аналог Endomondo, но с раздельными приложениями для каждой активности. Особо они не отличаются, но на смартфонах использовать немного удобнее. Приложение так же, как и конкурент, очень любит дорогое «железо» и работает, полностью используя его возможности. Навигационные функции вполне стандартные.

Радует же сервис. Он не только показывает максимально подробную аналитику, но и позволяет планировать маршрут с учётом высот, других маршрутов, результатов велосипедиста и других велосипедистов на разных отрезках. Данный сервис – отличный менеджер записей и маршрутов с неплохими социальными возможностями.

Пожалуй, для требовательного велосипедиста MapMyRide – лучший выбор.

https://www.strava.com/

Strava не выглядят лидерами рынка, но приложение очень и очень неплохое. Обычная Google-навигация, простой интерфейс и безотказная работа даже на слабых смартфонах – вот фишка Strava. Достойный трекер без ненужных функций, который популярен у сотен тысяч пользователей.

Последние релизы Strava добавляют социальной составляющей для обсуждения маршрутов и конкурирования по отрезкам, что не может не радовать.

Заключение

Современные приложения для прокладки маршрутов вышли из автомобильного мира и всё ещё максимально сильно связаны с ним. В велосипедной же части самые интересные наработки – в части спортивных трекеров. По сути обзора можно сказать, что, если вы велосипедист «старой школы» и вам нужна хорошая карта без лишней интерактивности, OpenStreetMap, Bikemap и Google будут лучшими помощниками. Современным профессионалам поможет Bikemap и OpenCycleMap, а простым любителям лучше всего остановиться на одном из спортивных приложений.

Возможности прокладывания маршрутов во всех этих программах очень схожи и достаточно стары. Это прокладка по карте с учётом дорог. Появляющиеся доработки в связи с высотами и велодорожками – пока скорее НИОКР, чем эффективно используемые функции. Тренд последних лет – социальность, соревнования и обсуждения маршрутов. Этими новинками стоит пользоваться, хотя к эффективному планированию они имеют весьма косвенное отношение.

На карте московских велодорожек отмечены 56 маршрутов, которые проходят по центральным улицам и паркам, вдоль трасс и рек. Их количество растет с каждым годом, и в планах проложить новые в парке «Терлецкая дубрава», возле усадьбы Грачевка, в паре «ЗИЛ», зоне отдыха «Мещерское», в Братеевской пойме.

Протяженность велодорожек в Москве превысила 200 километров. Маршруты проложены в парках и природных зонах, велодорожки с транспортной функцией — вдоль автомобильных дорог. Карта велоинфраструктуры Москвы опубликована на .

Самая большая протяженность велодорожек в центре города. Так, можно проехать через парк искусств «Музеон», далее по набережной в Парке Горького и добраться до Воробьевых гор, а после перейти по мосту на другую сторону Москвы-реки и полюбоваться на обновленные «Лужники».

Дорожки также есть в парках «Сокольники», Измайловском, «Лосином Острове», Бабушкинском, Братеевском и многих других.

Велоинфраструктура «Моей улицы»

Система велопроката

Все большую популярность в столице приобретает система городского проката велосипедов «Велобайк» . Несмотря на дождливое лето, за 2,5 месяца этого сезона пользователи велопроката совершили более миллиона поездок. А к концу сезона эта цифра может превысить два миллиона.

С учетом востребованности сервиса весной было открыто 50 новых пунктов проката — около станций метро «Полежаевская», «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Беговая», а также около трех станций МЦК — Хорошёво, Зорге и Панфиловской.

Сейчас для москвичей доступны 380 станций проката с 3600 велосипедами. А чтобы создать в столице единую и удобную велосипедную сеть, каждый год планируется открывать еще по 50 пунктов велопроката.

Как и где взять велосипед в прокат?

Для того чтобы стать участником программы, необходимо зарегистрироваться. Сделать это можно на официальном сайте, в терминале станции велопроката или при помощи мобильных приложений, которые необходимо скачать в App Store или Google Play .

Взять велосипед можно на любой из 380 точек проката. Достаточно выбрать понравившийся, ввести логин и пароль на электронном замке на руле велосипеда и дождаться сообщения о начале проката. На один логин можно взять только одно транспортное средство.

Помимо обычного велосипеда, есть возможность прокатиться на электробайке. Электропрокат доступен всем пользователям московского велопроката, никакой дополнительной регистрации не требуется. Стоимость доступа и условия такие же. Велосипед с двигателем разгоняется до 25 километров в час, заряда хватает на 10-20 километров, на нем меньше устаешь и практически не крутишь педали. Перед тем как взять такое транспортное средство, необходимо проверить уровень заряда батареи — это легко сделать при помощи индикаторов зеленого, желтого и красного цветов. Если в процессе проката велосипед разрядится, то продолжить движение можно при помощи педалей. Электровелосипед можно взять и вернуть только на соответствующей электростанции. На обычном пункте проката батарея устройства не сможет зарядиться, а вам грозит штраф в размере одной тысячи рублей. Карту станций проката можно посмотреть .

Плати и катайся

После регистрации доступны несколько тарифов — на день, месяц или сезон. Необходимо выбрать подходящий и оплатить его банковской картой Visa Mastercard или «Мир». Доступ к прокату на сутки стоит 150 рублей, на месяц — 600 рублей, сезон до 31 октября обойдется в 1200 рублей. В стоимость включены поездки до 30 минут. Поездки более 30 минут оплачиваются дополнительно. Кроме того, в этом году появился новый тариф «Сезон 45 минут», в который включены поездки до 45 минут. Его стоимость 1500 рублей.

Правила для велосипедистов

Велосипедисты старше 14 лет, если на улице нет велосипедной полосы или велодорожки, должны ездить по правому краю проезжей части, по тротуару или пешеходной дорожке, соблюдая все дорожного движения.

Нельзя управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой. Детей младше семи лет можно перевозить только в специальных колясках или сиденьях.

Запрещено перевозить грузы, которые мешают управлению, говорить по телефону во время езды, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с многополосным и трамвайным движением. Нельзя ехать по дорогам со знаками «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Пешеходная зона», «Движение на велосипеде запрещено».

За нарушение ПДД велосипедисту грозит 800 рублей штрафа, за создание помехи другому транспорту придется заплатить тысячу рублей, за нарушение в состоянии алкогольного опьянения — 1-1,5 тысячи рублей. На такую же сумму оштрафуют за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Велосипед можно провозить бесплатно на наземном городском транспорте, а также в МЦК и пригородных электричках с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00. В метро велосипеды провозят только в разобранном и упакованном виде (кроме детских и складных).

Представьте, что сейчас лето, солнце светит, у вас отпуск, и вы с друзьями - заядлые велосипедисты. Возникает мысль о велосипедном походе куда-нибудь далеко. В этой статье я расскажу о том, как OpenStreetMap-технологии и некоторые другие сервисы упрощают жизнь в такой ситуации, решают проблемы планирования и позволяют быстро и просто поделиться впечатлениями. Упор делается на online, я упоминаю ресурсы:

Планирование поездки

Итак, на каком-нибудь велофоруме или от знакомых вы узнаете, что место X - просто супер, каждый уважающий себя велосипедист обязан там побывать и вообще непонятно, почему вы там до сих пор не были. Если X вам абсолютно незнакомо, то возникают вопросы:
Где находится X?
Официальный сайт OpenStreetMap , не смотря на спартанскую аскетичность, позволяет «из коробки» искать населенные пункты, места и т.д. Также будет полезен Nominatim , который «заточен» специально под поиск.
Как лучше всего туда добраться?
Первое место, куда стоит заглянуть, в случае, если вы проживаете не в России - OpenCycleMap . Это специальная карта для велосипедистов с велосипедными маршрутами. Маршруты, я бы сказал, глобальные и не рассчитаны на местные легкие 8-часовые прогулки.
В остальных случаях, маршрут таки придется прокладывать самим. Как правило, автоматически проложенный маршрут не идеален и требует ручного «допиливания». Поэтому я рекомендую связку из OpenRouteService и ShowYourJourney , они оба используют данные OpenStreetMap.
OpenRouteService
Отличный немецкий сайт, по умолчанию открывается на немецком, однако справа сверху у него есть заветный английский флаг. Кликаем на строку Start, потом на пункт отправления на карте, потом на строку End, потом на пункт назначения на карте, и, наконец, по кнопке Calculate. Довольно быстро появится результат, в т.ч. суммарное расстояние и указания типа «через 200 метров поверните направо». Можно находить маршруты для машины, пешеходов и велосипедистов. Для первого и последнего вариантов доступны уникальные опции, смысл которых понятен из названия, но на всякий случай многократно проверен эмпирически. Для машины возможен выбор между самым быстрым и самым коротким путем, ведь самый короткий может быть извилистым или с кучей светофоров и прочими неприятностями. Для пешеходов ищется кратчайший путь, при этом используются дорожки, тропинки, тротуары и т.п., заботливо нанесенные картографами OpenStreetMap.

Для велосипедистов настройки особенно богатые: кратчайший путь/shortest track , самый безопасный путь/safest track (избегать большие дороги), для шоссейного велосипеда/racer (наоборот, стараться прокладывать маршрут по автомобильным дорогам), для горного велосипеда/mountain bike (режим похож на самый безопасный, видимо, добавляется извилистость). Помимо перечисленных опций, алгоритм можно дополнительно настраивать (more options), в частности, вручную включать опцию избегания автомобильных дорог и трамвайных путей, а также выделять полигоны на карте, через которые нельзя проезжать/проходить. Результат можно экспортировать в ссылку с параметрами внутри или в стандартный GPX. В общем, немецкие разработчики заслуживают уважения, тем более что по OpenRouteService доступен внушительный список научных публикаций (в разделе INFO&CONTACT).

ShowYourJourney
Чем длиннее маршрут от OpenRouteService, тем больше вероятность, что где-то он проложен не очень хорошо, и человек это сделал бы лучше. ShowYourJourney позволяет загрузить к себе GPX маршрут и поправить его руками. Впрочем, можно и создать маршрут с нуля. Удачно реализована работа с треком - каждое звено всегда можно посередине поделить пополам. Для того, чтобы начать, нажмите на «start a route» справа снизу. Разумеется, результат можно вновь экспортировать в GPX.
На ShowYourJourney похож сервис GPS Visualizer Freehand Drawing Utility , но там нельзя импортировать данные.


Интерфейс Show your journey.
Где взять карты для навигатора?
Теперь хочется сохранить карту с маршрутом в навигаторе (если он у вас есть). Скачать карты OpenStreetMap можно на вики проекта Карты России , а с загрузкой GPX в навигатор, думаю, проблем не возникнет.
Как подготовить печатный вариант карты?
Навигаторы бывают ненадежные (например, батарейка быстро садится), да и экран у них маленький из-за портативности. Хорошая практика брать с собой карту, напечатанную на бумаге. Официальный сайт OpenStreetMap хоть и позволяет печатать, выйдет у вас, мягко говоря, мелковато. Для целей высококачественной печати существует MapOSMatic . Просто задаем прямоугольник мышью, зажимая Control, и вперед. Сервис поддерживает экспорт в SVG и растр, удобно разбивает карту на квадраты и создает индекс. Как автоматизировать печать карты с нашим маршрутом с помощью OpenStreetMap - вопрос открытый. Думаю, в оффлайне с этим справится Maperitive . Также ничего не мешает использовать GPSVisualizer.


Веб-интерфейс к GPSBabel от GPS Visualizer
Чем оптимизировать трек?
Не секрет, что функция записи трека у навигаторов реализована одинаково - бездумная машина просто запоминает ваше положение с заданным временным интервалом. Как следствие, треки через 12 часов записи занимают мегабайты, и сервисы, работающие с ними, не по-детски напрягаются. Информация в «сырых» треках избыточна: если вы ехали все время по прямой, внутренние точки можно с чистой совестью выкинуть. Также, на стоянках, GPS «колбасит» и происходит «броуновское движение» вокруг истинного положения.
Для решения этой проблемы существует CourseMapper . К сожалению, он построен на основе Google Maps и подложку OpenStreetMap сделать в нем нельзя, зато способен загружать трек напрямую из устройств Garmin, ну и, разумеется, дружит с GPX. В его настройках можно выбрать минимальную точность в метрах и версию алгоритма (скорость против качества). Сервис бывает задумчивым на больших объемах данных. Если ваш трек очень большой, то остается либо резать на куски и потом склеивать оптимизированные, либо использовать offline-решения. Оптимизация очень сильно уменьшает размер трека, в зависимости от настроек и данных до 1000 раз.


Commander-оподобный CourseMapper.
Как круче и красивее всего показать трек?
Речь идет о «чистовой» визуализации, качественнее, чем у ShowYourJourney. Если вам лень самому изобретать велосипед, мой вам совет - используйте GPS Visualizer . Это просто ну очень навороченный и бесплатный сервис визуализации, мощный и гибкий, со своим сообществом и вики. Я только перечислю особенно «вкусные» функции:
  • Одновременное отображение сразу нескольких треков. Удобно, если ваш попутчик встречается с вами на полпути, и ваши треки разные.
  • Импорт из GPX.
  • Экспорт в растр и вектор. Экспорт интерактивной карты в HTML (с помощью Google Maps).
  • В интерактивной карте можно настраивать подложку по умолчанию, будь то OpenStreetMap или спутниковые снимки Google.

Велосипедные маршруты прокладывают преследуя разные цели
— прогулка – где главная задача насладиться прогулкой, посетив определенные места с минимальными затратами сил
— велотуризм – где путь и есть самоцель
— передвижение – из А в точку Б, приоритет пункт назначения.

Если в былые времена велосипедные маршруты планировались на бумажной карте карандашом, с офицерской линейкой и курвиметром, то сегодня доступны десятки сервисов, приложений и мобильных решений. И каждое приложение имеет свои плюсы и минусы.

Пожалуй, самый популярный и доступный на сегодняшний день тип сервиса – онлайн-карты:

OpenStreetMap

— это некоммерческий веб-картографический проект по созданию подробной свободной и бесплатной географической карты мира. Все карты этого ресурса составляются и проверяются силами пользователей Интернета. Так люди со всего мира отмечают объекты и следят за актуальностью информации.
На картах отображаются достопримечательности, что бывает очень важно для велопрогулок.
Из минусов следует отметить перегруженность карт и отсутствие дополнительных функций.

Google Maps

— Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки планеты Земля.
Имеет возможность проложить маршрут и широкие социальные возможности. Но для территории России Google всё же уступает специализированным сервисам и даже российскому Яндексу.

Яндекс.Карты

— поисково-информационная картографическая служба Яндекса. Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана используются только собственные карты компании, которые обновляются ежемесячно.
Итак Яндекс по сравнению с другими сервисами скрупулёзно демонстрирует все грунтовки и даже тропинки России и СНГ. Юзабилити и строящая навигационные маршруты логика в Яндексе разработана великолепно.

Bikemap

— самый известный сайт среди велосипедистов.
Он содержит информацию о более чем 2 миллионах веломаршрутов по всему миру. Популярные и малоизвестные велодорожки, их подробные описания, любительские маршруты и пр. – всё это отмечено на картах и доступно онлайн. Можно не только просматривать готовые маршруты, но и создавать свои и делиться ими с другими пользователями сервиса!

На главной странице Bikemap в поисковом окошке необходимо ввести название города.

На интерактивной карте значками отмечаются все имеющиеся маршруты (официальные и любительские), а слева от неё самые интересные поблизости на основе рейтинга пользователей.

Карту можно двигать, масштабировать, менять режим просмотра.


При клике на иконку откроется страничка детального описания маршрута, где можно:

  • Детально ознакомиться с маршрутом.
  • Посмотреть график высот, по которому можно определить грядущую нагрузку.
  • Узнать какой пользователь составил маршрут
  • Сохранить маршрут себе в закладки либо отметить его как пройденный
  • Добавить комментарий
  • Отправить ссылку в социальные сети
  • Скачать маршрут в формате KML либо GPX

график высот:

Пример маршрута на Bikemap:

Из раздела хранилищ треков Bikemap – лидер на сегодняшний день.

Open Cycle Map

Это дочерний проект Open Street Map. Служит для обозначения велодорожек, стоянок велосипедов, разных удобств и прочего, что связано с поездками на двухколёсном железном коне.

Пестрая карта Европы дает понять, где этот сервис действительно популярен. Увы в России и СНГ ситуация строго обратная.
Делаем вывод: для увлекательного и интересного путешествия по Европе на велосипеде – это лучший сервис.

GPSies

С GPSies можно просматривать и загружать треки, записанные с помощью устройства GPS. Треки можно скачать на личное GPS устройство.

Очень старый и надёжный сервис хранения треков из Германии. Огромная база треков с покрытием по всей России может понравиться многим велотуристам «старой школы», но в наши дни слабое собственное приложение, устаревший дизайн и не очень понятная логика работы отпугивают больше пользователей, чем привлекают.

— запись GPS-маршрутов и не только.

MyTracks – отличное приложение для Android — MyTracks, доступное бесплатно на Android Market. Однако ни о каком построении маршрута речь не идёт.

Спортивные трекеры

Endomondo это бесплатное приложение и веб-сайт. Один из старых трекеров. На сегодняшний день насчитывается около 20 млн. пользователей программы на всех основных платформах.

Огромное количество вводимых данных, интересные расчёты и подведение статистики (однако детальная статистика доступна только в платной версии).
запишет не только время занятия, «пройденный» путь (трек), количество калорий, шагов или среднюю скорость, также оно введет социальную соревновательную составляющую.
Маршруты приложение прокладывает быстро и хорошо, навигация с голосовым помощником работает на отлично.

официальный сайт

Еще один из старожилов рынка. Появилась программа довольно давно и ориентировалась сразу же на велосипедистов, позже появились функции для тренировок по другим видам спорта.
Это единственное приложение, которое позволяет анализировать участки с учетом рельефа.
Обычная Google-навигация, простой интерфейс и безотказная работа даже на слабых смартфонах. Достойный трекер без ненужных функций, который популярен у сотен тысяч пользователей.

Приложения Strava имеет для iPhone и для Android.

официальный сайт

В жизни любого велосипедиста наступает тот момент, когда «просто покататься» становится попросту скучно. Любые «маршруты» образуются почти сразу. «Вот за этим углом будет приятный парк», думает райдер, «а вот здесь будет удобно проехать по велодорожке до набережной». Быстро или нет, в итоге образуется набор маршрутов – несколько удобных колец, которые подходят для той или иной погоды, или для того или иного самочувствия.

Современные городские власти, особенно в крупных городах, по аналогии с западными мегаполисами, развивают сквозную сеть велодорожек – собственные готовые маршруты для тех велосипедистов, которые не хотят тратить своё время на планирование и оценку различных вариантов. Однако обычно велодорожки – это лишь небольшая часть проторенных путей, на которые стоит обращать внимание тем, кто, действительно, любит велосипедные прогулки.

Особенности маршрутов

Начнём с того, действительно ли маршруты важны? Ведь велосипед – не машина, и проедет практически где угодно, а возможность в любой момент сделаться пешеходом и вернуться домой на общественном транспорте делает радиус поездок огромным даже для неподготовленных райдеров.

Тем не менее, карты, схемы, записи в блокнотах и обсуждение различных линий занимают огромное время у настоящих ценителей. Почему? Ровно по той же причине велосипед – это не автомобиль. Намного приятнее завершить свою поездку не посреди поля с одышкой, а в бодрой форме и точно в срок. Приятно знать, где поворачивать на скоростной трассе, а где приятно проехаться по тенистой аллее вместо загруженной восьмиполосной улицы. Всё это возможно, если правильно проложить маршрут.

Действительно, следование заранее спланированному пути для велосипедиста может оказаться намного важнее, чем для автомобилиста или мотоциклиста, ведь сравнительно хрупкая техника, а главное, очень зависимый от собственного здоровья «движок» нуждаются в очень аккуратном использовании!

Маршрут на «классической» карте

Важные элементы плана

Итак, велосипедные маршруты полезны и даже необходимы при велосипедных прогулках, не говоря уже про велотуризм. Что необходимо учитывать при составлении маршрута?

  1. Интересы – прогулка планируется для отдыха и лёгкого общения, или это часть кардио тренировок?
  2. Покрытие – очень важно, чтобы покрытие (асфальт, грунт, гравий, пересечённая местность) соответствовали покрышкам, модели велосипеда и уровню подготовки райдера.
  3. Ландшафт – важнейшая вещь, о которой очень легко забыть, глядя на карту с экрана компьютера. Прямая и кажущаяся очень лёгкой вполне может оказаться продолжительным и выматывающим подъёмом (тягуном).
  4. Общая длина – многие оценивают маршрут исключительно по этому признаку, но он лишь третий по важности. Количество километров – обманчивый показатель, ведь по энергозатратам 10-15 километров по Владивостоку сравнимы с сотней в равнинных городах подобных Москве или Санкт-Петербургу.

Методика составления

После определения четырёх составляющих – где и как мы хотим ехать, по какому покрытию, по какому ландшафту и на какое расстояние – приходит время карты.

Ещё недавно для составления понадобился бы атлас с различными масштабами, записная книжка или тонкая бумага для дублирования главных ориентиров и долгие часы размышлений и вычислений с курвиметром. Сейчас большинство проблем берут на себя сервисы онлайн-карт, интерактивные атласы и навигационные приложения, рассчитать свой путь стало намного легче.

Проще всего построить маршрут по некоторым опорным точкам. Отмечайте на карте те места, которые хотите последить и связывайте их по проезжим дорогам и тротуарам. В одних сервисах это придётся сделать руками, большинство же позволит построить линии автоматически. Если какой-либо участок вам знаком и не очень удобен, добавляйте несколько промежуточных точек.

По отрезкам работать несколько сложнее, но ехать намного проще. Суть метода заключается в том, чтобы наметить удобные короткие подъёмы, после которых можно будет отдыхать, и длительные скоростные спуски (или наоборот, если задача, к примеру, тренировка выносливости). Имея набор отрезков, очень легко составлять из них, как из пазла, готовый маршрут.


Велодорожки Санкт-Петербурга составляют практически замкнутую систему

Велодорожки и скверы даже в небольших городах стараются организовать в определённую сеть. Этот вариант прокладки идеален, если вы хотите познакомиться с новым городом. Например, отлично организована сеть и пешеходных зон в центре Москвы, где на арендованном на день велосипеде можно познакомиться со всей столицей, испытав минимум проблем с планированием и организацией. Все участки изначально снабжены указателями и небольшими планами.

Условный метод круга – для тех, кто не ищет лёгких путей. В той или иной степени любой маршрут будет кольцом. Велосипедная прогулка, если это не утилитарная поездка на работу или специализированный туристический заезд, заканчивается там же, где и начиналась. Поэтому открываем карту и на удачу рисуем окружность длиной в 2/3 планируемой дальности заезда. Оставшуюся 1/3 организуют углы, объезды и различные препятствия на дороге.

Онлайн-возможности

Кроме удобной работы с картой, современные приложения и сервисы идут дальше. Особенно в этом отличились различные американские социальные стартапы и фитнес-трекеры. С целью привлечь как можно больше пользователей эти сервисы предоставляют возможность организованного коллективного катания, когда маршрут велопробега прокладывается заранее несколькими участниками, а сервис берёт на себя его публикацию и приглашение к заезду других людей.

Другая важная особенность современных сервисов – это не совместные прогулки, а обмен и обсуждение различных маршрутов, которые запланировали для себя или уже преодолели другие пользователи. Приезжая в новый город, на таких сервисах можно найти сразу несколько достойных велосипедных маршрутов, а можно в своём городе заочно соревноваться в преодолении тех или иных отрезков на скорость.


Маршруты велопробегов в Екатеринбурге

Заключение

Прокладка маршрута для велосипеда – несложная задача. Современные технологии позволяют делать практически всё в автоматическом режиме. От любителя прогулок достаточно лишь узнать, каковы цели поездки: быстро доехать из пункта А в пункт Б или же посмотреть интересные места, а на последних 10 километрах хорошенько потренировать свою выносливость на длинном подъёме. Карта маршрута всегда может быть с собой в фитнес-трекере или навигационном приложении, а голосовой помощник позволит не отвлекаться от дороги и оставаться на заранее проложенном пути.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка