Кентавры и кентавриды. Кентавр: описание легенды о лошади и картинки

25.08.2014

Кентавры - самые известные существа мифической зоологии. Голова, руки, и грудь человека, а остальные части тела, в том числе четыре ноги, и хвост, как у лошади. Самые древние из известных изображений кентавров встречаются на античных вазах датируемых 6-м в. до н.э.

Первые рисунки кентавра изображали его с человеческими ногами, только задняя часть была лошадиной. Наиболее распространена теория, о том что идея кентавров возникла из первой реакции цивилизованных народов, не знакомых с верховой ездой, на всадников-кочевников скифских или тюркских племен. Именно этим можно объяснить буйный, и свирепый нрав кентавров в легендах и мифах.

Кентавры в мифологии

В греческой мифологии, отцом кентавров, был один из внуков Ареса, Иксион. А матерью богиня облака-Нефела. Результатом их случайного союза и стали чудовищные детей, которых мы называем кентавры.

«Не стояли Хариты вокруг, когда рожден был ему сын - не сын. Единственный от единственной, не в чести меж людей, ни в уставах богов. И вскормившая назвала его Кентавром.Он смешался с магнесийскими кобылицами у круч Пелиона, и от них рождено чудное полчище, схожее с обоими, -снизу как мать, сверху как отец.» Так описывает рождение кентавров в Пифийских песнях греческий поет Пиндар. Многие греческие писатели и историки, такие как Гомер, Плутарх, Сократ, Птоломей, упоминают кентавров в своих трудах. И относились к ним как к пороговым существам, попавшим между двумя мирами, воплощаемых в контрастных мифах, как выражение дикой природы, в их борьбе с Лапифами. (родственниками), или наоборот, как образ учителя и наставника (Хирон).

Кентавры имели довольно плохую репутацию в греческих мифах и мифологии. В основном они были знамениты пьянством, войнами и чрезвычайным насилием по отношению к людям в целом, и к женщинам в частности. Самый известный греческий миф, показывающий агрессивный и невоздержанный нрав кентавров, битва кентавров на свадьбе Гипподамии и Пирифоя, царя Лапифов.

Кентавры на церемонии вели себя очень буйно, и были настолько пьяны: «А познав волну медвяного вина, укрощающего людей, Кентавры белое молоко сошвырнули со своих столов -Безотчетно рванулись они пить из серебряных рогов, и помутился их ум…» (греческий поет Пиндар) , что пытались похитить невесту и других женщин. В большой и кровавой схватке, несмотря на их размер и силу, кентавры потерпели поражение и были изгнаны. Рознь, между этими родственными кланами, интерпретируется как поражение титанов от олимпийских богов. Борьба с кентаврами олицетворяет борьбу между цивилизацией и варварством.

Другие мифы рассказывают историю Аталанты, девушки воспитанной животными, в дикой природе. Благодаря ее отличными навыкам стрельбы из лука она убила двух преследовавших ее кентавров, Река и Гилея.

Самый легендарный кентавр, Хирон, старый и мудрый, изначально наделенный бессмертием. Сын титана Кроноса и богини, дочери Океана, он показан во многих историях и легендах, как опытный советник, учитель охоты, медицины и музыки.

Его пещера, на горе Пелион, стала для молодых воинов настоящей академией хорошего образования. Хирону доверяют богов и героев Древней Греции: Аполлона, Ясона, Диоскура, Орфея. Он был приемным отцом Ахилла, учил охоте Актеона. Но, возможно, его самым успешным учеником был Асклепий, сын Аполлона, который стал величайшим из всех целителей.

После случайной смерти от стрелы Геракла, Хирон был помещен среди звезд южного неба, в виде созвездия Центавра или Стрельца.

Женщины кентавры или кентавриды

Женщины кентавры (или девушки кентавры), называемые кентавриды, не упоминаются в ранней греческой литературе и искусстве, они появляются в поздней античности. Одним из самых ранних примеров является Македонская мозаика 4 века н.э. Овидий также упоминает кентавриду по имени Хилонома, совершившую самоубийство, когда ее муж был убит в войне с Лапифами. Чаще это эпизодические персонажи, и их зачастую путали с нимфами.

Вот как описывает их греческий ритор Филострат Старший: «женщины-кентавриды; если забудем об их лошадином теле, они подобны наядам; если же будем их представлять с лошадиной фигурой, то их мы можем сравнить с амазонками: нежность, присущая женскому облику, получает здесь силу и крепость, так как в них уже ясно проглядывает мощный облик коня.»

Кентавры в древнем искусстве

Философы находят много символизма в идее человек-кентавр. Злой кентавр антитеза всадника оседлавшего свое эго. Вместо освоения или укрощения своих инстинктов, кентавры позволяют им править собой. Кентавры символизируют прелюбодеяние, жестокость, мстительность, еретиков, и представляют собой борьбу внутри каждого сердца между добром и злом, умеренностью и избытком, страстями и приличиями, прощением и местью, верой и неверием, человеком и зверем.

Мифический образ нашел отражение не только в литературе. Древние художники и скульпторы, вдохновленные этой необузданной, грубой силой, создали немало произведений искусства. В Национальном археологическом музей в Неаполе, хранятся древне-римские фрески с изображением Ахиллеса и Хирона. Битва кентавров, эпохи Возрождения, создана Микеланджело в 1492 году и была его последней работой. Мраморная скульптура изображает легендарное сражение между кентаврами и лапифами. Эта сцена воспроизводится многими художниками, например Себастьяно Риччи, Пьеро ди Козимо, Арнольд Беклин. Картины с сюжетами о кентаврах хранятся во многих художественных галереях. Широко известен рисунок кентавра Уильяма Блейка, как иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. Скульптуры и барельефы освещающие истории кентавров можно увидеть в аббатствах, церквях, музеях и парках городов всего мира.

Кентавры в современном мире

Кентавры появились и в современной фантастике. Они главные героиразличных историй многих фантастических фильмов, Диснеевских мультфильмов, компьютерных игр. Например в «Хрониках Нарнии», они храбры, верны и благородны. А у Джоан Роулинг в «Гарри Поттере» кентавры агрессивные существа, которые живут в Запретном лесу.

Есть даже серии французских комиксов повествующих о приключениях пары кентавров, мальчика Улисса и девушки кентавра Авроры, которые были изгнаны с Олимпа. Это благодатная почва для создания «Кентавр арт-проектов» кофеен, выставок, мероприятий, студий или антикварных галерей.

Кентавр-необычный и притягивающий символ. Он нашел свое отражение даже в геральдике и довольно часто встречается на различных родовых или городских гербах.

Найдена наскальная живопись каменного века с изображениями странных существ. Археологи назвали их териантропами - гибридами людей и животных. И считают, что древние художники рисовали с натуры.

Соседи по разуму

«На заре цивилизации гибриды, в том числе и кентавры, вполне могли жить рядом с первобытными людьми. И даже быть своего рода «соседями по разуму», - так считают специалисты по наскальной живописи Пол Такон из австралийского музея в Сиднее и антрополог из Кембриджского университета Кристофер Чиппиндейл. В Австралии и Южной Африке они не только обнаружили десятки изображений людей с головами животных и, наоборот, животных с головами людей, которым более 32 000 лет, но и провели первое в мире детальное исследование странных рисунков. Изучив почти 5000 произведений каменного искусства наших предков, ученые систематизировали частоту появления и типы изображенных териантропов, а также определили их возраст. И пришли к выводу: в далеком прошлом зверолюди действительно существовали. Ведь первобытный человек не мог изобразить то, что сам не видел.

Они любили выпить

Более современные сюжеты из мифов Древней Греции и Рима тоже изобилуют зверолюдьми. И чаще всего упоминаются кентавры. Это существа с человеческим торсом, переходящим в нижнюю часть лошади или другого животного, например, быка, осла, барана и даже козла. Само слово «кентавр» - тоже составное: KEN (от «kenw») - «убиваю» и TAUROS - «быка», это связано с астрономическими знаниями древних. Когда созвездие Стрельца (Стреляющего кентавра) восходит на ночном небосклоне, Телец (один из символов Солнца) перестает быть видимым.

По античным легендам, кентавры пришли с гор Греции, где их отношения с местными жителями были довольно непростыми. Так как некоторые кентавры были неравнодушны к вину, то быстро впадали в ярость и не раз воевали с людьми.

Во всем виноваты пастухи

Откуда же могли взяться зверолюди? - спрашиваю я у специалиста по мифологии, кандидата исторических наук Александра ГУРЬЕВА.

В древние времена содомия - интимная связь людей с животными - считалась делом обычным, - рассказывает Александр Николаевич. - Многие народы даже верили, что произошли от животных. Например, тибетцы своим предком считали обезьяну, индусы - лошадь, жители Таиланда - пса.

Есть и совсем уж странные легенды. Так, один древний греческий миф рассказывает, что будущий великий завоеватель Александр Македонский был зачат... от ужа, в которого превратился бог Зевс, владыка всех богов и людей. Так он решил соблазнить дочь короля Македонии Олимпию.

Вообще древние греки и римляне, если верить историческим источникам, без содомии жить не могли. Греческий ученый Талес, как утверждает предание, советовал своему господину Периандру не доверять овец неженатым пастухам, если он хочет избежать рождения кентавров. Римский поэт-сатирик Ювенал писал, что «римские женщины нередко обнажали ягодицы перед ослами, завлекая их на половую связь». В Египте такие связи являлись частью церемонии культа плодовитости.

Воины и овцы

Оказывается, даже ни одно сражение в те времена не обходилось без стада мелкого рогатого скота - овец или коз. Эти безропотные животные служили воинам не только пищей, но и объектами любви. Сохранились не столь уж давние письменные свидетельства того, как итальянские солдаты в 1562 году, во время осады Лиона католиками, толпами дезертировали по причине недостатка овец для удовлетворения своей страсти! Поэтому военачальники испанского короля Филиппа II, воевавшего с Голландией, заботились о достаточном количестве коз и овец для войска. Удовлетворение солдат при помощи животных признавалось меньшим злом, чем пользование услугами проституток. Серьезные ученые - Парацельс, Кардано, знаменитый итальянский акушер XVI века Лицети - несколько раз фиксировали случаи рождения животными человеческих детей и женщинами - зверей или гибридов. В этом перечне встречаются лошади, слоны, собаки и даже львы.

Дьявольское скрещивание

Но разве реально скрестить человека и животного? - удивляюсь я.

Прежде наука напрочь отрицала такую возможность, - объясняет Александр Николаевич. - Но недавно в серьезных специализированных изданиях стали появляться сообщения об экспериментах генетиков. В пробирках им удавалось получать так называемые химеры - зародыши, у которых часть клеток были человеческими, а часть звериными - мышиными, овечьими, обезьяньими... С точки зрения генетики, кстати, мы не сильно отличаемся от этих животных - на какие-то несколько процентов. И я готов поверить в то, что в редких случаях возможны спонтанные мутации, в результате которых не исключено и непосредственное скрещивание - естественным половым путем. И кто знает, может быть, люди с такими мутациями жили во все времена? Ученые же не проводили и не проводят поголовный генетический анализ.

Известный датский анатом Томас Бартолин писал, будто сам видел женщину, которая после полового акта с котом родила ребенка с кошачьей головой. Примеры рождения людей-зверей можно найти в некоторых медицинских книгах XIX - XX веков. Например, известный теолог Сетлер в 1940 году утверждал, что уроды могут быть результатом сексуального союза человека и зверя. В конце прошлого века некоторые британские исследователи описывали случаи сожительства негритянок с гориллами. Их дети выполняли несложную домашнюю работу и даже могли говорить. Вот только увидеть этих полулюдей-полугорилл ученым так и не удалось, поскольку гибриды, почувствовав себя обиженными, навсегда ушли в джунгли.

Есть ли у археологов хоть один скелет кентавра? - интересуюсь я напоследок.

Целых скелетов нет, - признается ученый. - Но по частям - полно: отдельно нижние, отдельно верхние.

СПРАВКА «КП»

В астрологической символике девятый знак зодиака Стрелец изображается как стреляющий из лука кентавр. Это «знак огня», который придает рожденным под его эгидой такие качества, как целеустремленность, энергичность и стремление к свету, силе и власти.



Ваше мнение очень важно для меня в плане дальнейшего развития сайта! Поэтому, голосуйте, пожалуйста, за статью если она вам понравилась. а если не понравилась.. тоже голосуйте. :) См. "Рейтинг" ниже.

Миф о кентавре относится к категории древнейших и представляет собой один из наиболее устойчивых образов в мировой истории – всадника верхом на лошади.

Кентавр неотрывно следует за героем в , встречается среди преданий Микен и скифов.

Идею существа, наполовину состоящего из лошади и человека, также можно отнести к , тем самым она становится самой устойчивой и долгоживущей среди всего «пантеона» преданий и легенд.

Первые упоминания

Статуэтка «Кентавр и человек». Бронза. VIII в. до н.э.

В основе этого предположения лежит находка в виде двух бронзовых статуэток, предположительно, культуры Микен, найденных при раскопках.

Однако с таким же успехом мифы о кентавре, в несколько другом амплуа, могут встречаться и ранее, поскольку, как уже было сказано, идея слияния двух живых существ в одно, не нова.

Впрочем, даже эта гипотеза показывает, насколько такой миф живуч.

Некоторые историки полагают, что в основу мифа о кентавре легли лихие скифские наездники.

Лихие наездники

Будучи, фактически, одними из первых кочевых народов, использующих лошадей не только в быту, но и на войне, они наводили ужас на условно цивилизованный, но все еще далекий от «одомашнивания» животных Запад.

Также сюда можно отнести предания о жестоких таврах и касситах, также почитавших идею боя верхом.

Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, всадники получали новые возможности, а их связь с лошадьми, со слов свидетелей и очевидцев, превращалась в подобие физиологической.

Так, к примеру, в эпоху нашествия гуннов, римляне полагали, что этот кочевой народ растет вместе со своими лошадьми, а воины зачинают потомков с кобылицами.

В любом случае, мифы о кентавре появились именно как попытка объяснить не просто тягу, а умение отдельных народов обращаться с лошадьми и приручать их.

Традиционное объяснение происхождения

Классический миф о кентаврах предполагает, что этот кочевой народ появился в качестве потомков Иксиона и Нефелы.

Иксион, будучи королем Лариссы, был приглашен на пиршество на вершине Олимпа, однако там посмел приставать к Гере.

По одной из версий, богиня сама создала свой образ из облаков, названный Нефелой.

По другой — это сделал Зевс.

В любом случае, Иксион соблазнил Нефелу, после чего от их союза и произошли кентавры.

Несмотря на то, что для любовников все закончилось не слишком благополучно, потомство Зевс сохранил, после чего кентавры заселили леса Греции.

В мифах Эллады

Эллины полагали кентавров дикарями, кочевым народом, неспособным на земледелие, науки, в том числе философию.

Однако среди этого племени есть те, что заслужили особое положение, а именно Хирон и Фол.

Первый кентавр – это умудренный старец, его часто изображают с человеческими передними ногами и ушами, отличительный признак высокого положения.

Он учил Ясона и Ахилла, даже Геракла, пока не пал от его руки, когда герой впал в безумие.

Другой кентавр, отмеченный особым образом в мифологии Древней Греции – это Фол, друг Геракла, погибший случайно от отравленной стрелы героя.

Оба этих героя опровергают традиционное представление о кентаврах в мифах.

Они сдержанны и мудры, классический кентавр, напротив, является диким, олицетворяя буйные ручьи и горные реки.

Довольно часто кентавры в преданиях сопровождают Диониса, греческого бога виноделия, таким образом, возможно, подчеркивается их ветреный и праздный образ жизни.

Физиология

Классический кентавр выглядит как туловище лошади с человеческим торсом и головой. Он разумен, вместе с тем быстр и ловок.

Кентавры сбиваются в табуны, однако кентавриды, самки этого племени, практически не представлены в живописи и литературе.

Более старшие и мудрые кентавры выглядят так: человеческий торс с нормальными ушами и передними ногами, продолжение же туловища лошадиное.

Доподлинно известно, что кентавры дают потомство естественным путем, но как происходит вскармливание жеребенка, грудью или выменем, а также как он выглядит, неизвестно.

Среда обитания

Кентавры не приучены к земледелию, поэтому им ближе степи и леса.

Часто они появляются в качестве традиционного народа греческих предгорий и гор. Там они занимаются выпасом скота и охотой.

Ремесел, как и собственной культуры у кентавров нет, из мифов следует, что они являются промежуточным звеном между непосредственно человеком и зверем, то есть лошадью.

Примечательно, взаимоотношение большого рогатого скота, в том числе быков, и кентавров описаны даже в названии этого вида.

Так, согласно одной версии, с латинского кентавр (centauros) означает буквально «охотник за быками».

Это же говорит в пользу теории о том, что кентавры являются олицетворением всадников, поскольку кочевые народы в основном занимались выпасом лошадей и коров.

Нрав и поведение кентавров

Геракл и кентавр Несс

Часто кентавра ассоциируют с дикой необузданной мощью горной реки.

Это сравнение наиболее точно олицетворяет сущность кочевого народа.

Кентавры вспыльчивы, агрессивны и жестоки.

Гераклу пришлось перебить большую часть этого племени, поскольку напористость кентавров не позволяла им отступить.

Примерно те же черты кентавр представляет в геральдике.

Однако там он имеет также яркий антихристианский подтекст, показывая ленность, праздность и легкомыслие.

Место в русском фольклоре

В русских преданиях образ кентавра олицетворяет кентаврос, создание, позднее ставшее своеобразным воплощением Асмодея.

Он выступает противников царя Соломона и также падает от его руки во время противостояния за супругу владетеля, совращенную дикарем.

Кентавроса также изображают с оружием в руке, показывая агрессию и злобный нрав.

Непосредственно сам образ кентавра остается востребованным как в литературе, так и других жанрах искусства.

Несмотря на то, что первичная ассоциация с дикарями ослабела, первоначальное предание об этом народе осталось неизменным.

Классический кентавр - существо с туловищем и ногами лошади и человеческими головой и руками. Однако существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. Давайте узнаем его историю...

В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек-буйвол) и леонтокентавр (человек-лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды».

Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них - кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами - человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках - лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент - изваяние классического кентавра без крыльев, с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касси-тов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.

Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека. Древнейшее упоминание о лошади - «осле с запада» или «горном осле» - мы находим на глиняной вавилонской табличке, датируемой 2100 годом до н. э. Однако прежде чем лошадь стала на Ближнем Востоке привычным спутником человека, прошли века. Очень вероятно, что кочевники-касситы внесли свою лепту в распространение лошади и колесниц. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади.

Итак, существо, известное как кентавр, появилось на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до н. э. и служило духом-хранителем, главным оружием которого были лук и стрелы. Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н. э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н. э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

Кентаврами в греческой мифологии называются существа с головой и торсом человека и телом лошади. Кентавры имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком. На самых ранних изображениях кентавры были наделены одновременно человеческими и конскими гениталиями
Согласно «Пифиане» Пиндара (ок. 518-442 или 438 до н.э.), кентавры считались потомками – прямыми или через их общего предка Кентавра - фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (по другой интерпретации, потомками Иксиона и титаниды облаков Нефелы, др.-греч. «туча», «облако»)

«И зажег Иксион огнем титана властное сердце богини Геры. Не укрылся тот огонь от миродержца, покарать решил он Иксиона. И, по коварному умыслу Кронида, призрак облачный в образе Геры спустился с неба к Иксиону остудить жар огня в вожде лапитов. И не призрак это был обманный, а богиня облаков Нефела: обманула Нефела лукавца Зевса. И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он - конь, и людина, и дерево - кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен.» Я.Э.Голосовкер «Сказания о Титанах»

По фессалийским сказаниям в изложении Лукана (39-65 гг. н.э.), Нефела родила кентавров в Пелефронийской пещере. По другому мифу, они были детьми Кентавра - сына Аполлона и океаниды (дочери Океана и Тефиды) или дочери речного бога Пенея и нимфы Креузы, Стилбы. По еще одной легенде, кентавры были сыновьями самого Аполлона. Диодор Сицилийский (прим. 90 - 30 гг. до н. э.) приводит в «Исторической библиотеке» существовавшие в его время взгляды, что кентавры были воспитаны на п-ове Пелион нимфами и, возмужав, вступили в связь с магнессийскими кобылицами, от чего родились двуприродные кентавры или гиппокентавры . По другому мифу, с магнессийским кобылицами вступил в связь потомок Аполлона, Кентавр.

Исидор Севильский (ок. 560 – 636 гг.). в «Этимологии» писал«Гиппокентавры имеют смешанную природу – человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они похожи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова. Они называются гиппокентаврами, ибо считается, что в них соединилась человеческая и конская природа

Плиний (ок. 23–79 н.э.) в «Естественной истории» писал, что видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.
«Цезарь Клавдий, брат Калигулы, пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта»

В «Одиссее» описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр - практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона в Лапите. Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед в доме Пейритоона… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами. И он был первым, кто ощутил на себе зло пьянства».
Кентавр был популярным героем росписи ваз. Его художественное воплощение зависело от того, какой кентавр был изображен на вазе. Два самых «цивилизованных» кентавра - Хейрон и Фолос - обычно изображались с ногами человека, в то время как вся задняя часть их тел оставалась лошадиной. Хейрон почти всегда одет, у него могли быть человеческие уши. Фолос, напротив, чаще всего предстает обнаженным и непременно с лошадиными ушами.

Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши - почти всегда лошадиные, а лицо - грубое и бородатое. Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно. Образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Этрурии - с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук - чаще бревно или булыжник. Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапите: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.

На вазе работы Клития (560 до н. э.) изображены оба вида кентавров: с одной стороны - Хейрон, одетый в хитон и возглавляющий процессию богов в честь новобрачной пары (Пелея и Фетии), дружески приветствует жениха; на обратной стороне - сцена битвы при Лапите. Роспись символизирует двойственность природы кентавров, противопоставляя Хейрона, подчинившегося порядку, который установлен людьми, и других кентавров, которые угрожают этому порядку своим диким нравом.

Эти два типа - не единственные, а лишь наиболее распространенные в Греции. Кроме них изображались крылатые кентавры, указывающие на то, что кассит-ская традиция не умерла окончательно. Несколько кипрских терракотовых фигур VII века до н. э. можно с полным основанием назвать «кентавроидами». В отличие от Минотавра с туловищем человека и головой буйвола у этих существ имеются человеческие головы (иногда - с рогами) и тела буйволов, что, вероятно, связано с культом бога плодородия - быка.

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия - битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
«В «Одиссее» Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя,напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) в «Метаморфозах».

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла


Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола

Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются какнимфы. Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды

Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды ». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык),керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Большое количество разнообразных существ - химер, близких к описанным выше кентавроидам, наблюдалось мной в таиландском храме Ват По в Бангкоке.

Полкан и Китоврас

К кентаврам также относились славянские полубоги Полкан и Китоврас (демон Асмодей у евреев) и их сородичи (вероятно Полкан и Китоврас были одним и тем же существом). Полкан был необычайно сильным и прытким. Он имел до пояса тело и сложение человека, а ниже пояса представлял собой коня. Когда древние славяне воевали, Полкан и его сородичи старались выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что их слава пережила века. Китоврас имел такой же облик, что и Полкан, и славился своим умом. Изловленный царем Соломоном, он удивлял его своей мудростью

Не меньшую загадку, чем сам образ кентавра, представляет его имя. Ни Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах, не описывают их наружность, если таковой, разумеется, не считать характеристику «волосатые люди-звери». Хотя изображения лошадей с человеческими головами встречаются начиная уже с VIII века до н. э., нет никаких оснований полагать, что во времена Гомера представление о «полузвериных» существах было настолько распространенным, что не нуждалось в комментариях. Современный английский писатель Роберт Грейвс, много обращавшийся в своем творчестве к эпохе античности, считал, что кентаврами Гомер именует представителей воинственного племени, которые поклонялись лошади. Под предводительством своего царя Хейрона кентавры выступили против своих врагов лапитов совместно с ахейцами.

Споры о происхождении слова «кентавр» никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского «центурия» - «сотня» или греческих «центрон» - «козел», «кентео» - «охотиться, преследовать» и «таврос» - «бык».

Первым древнегреческим поэтом, упомянувшим о лошадиной природе кентавров, был Пиндар (ок. 518- 442 или 438 до н. э.). В «Пифиане» он говорит о возникновении кентавров. Лапит по имени Иксион влюбляется в Геру, и Зевс в отместку посылает к нему облако, напоминающее по виду богиню, Иксион совокупляется с облаком, и оно рождает ему ребенка: «Мать эта принесла ему чудовищное потомство. Не было никогда ни такой матери, ни такого ребенка, которого не приняли ни люди, ни боги. Она вырастила его и нарекла Кентавром. От его союза с магнезийской кобылицей произошло небывалое племя, нижнюю часть унаследовавшее от матери, а верхнюю - от отца». С другой стороны, согласно Пиндару, происхождение Хейрона было совершенно иным. Он - «сын Филира, потомка Крона, который некогда правил огромным царством и был сыном Небес». Хейрон женился на девушке по имени Харико, и у них родились вполне человеческого вида дочери. Он, видимо, был единственным «домашним» кентавром. Именно Хейрон являлся воспитателем Ахилла и Геркулеса.

История другого кентавра - Нессоса - дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н. э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. Дейанейра садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Нессос советует Дейанейре собрать его кровь и использовать ее в качестве приворотного зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл надевает тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь. Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал, безусловно, Овидий (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) в «Метаморфозах». Поэт вносит множество деталей в историю женитьбы Пейритоона и последовавшего затем сражения. В битве участвуют не только Фолос и Нессос, но и другие кентавры, являющиеся плодом воображения Овидия. Среди них наибольший интерес представляют Циллар и Гилонома.

Циллар - юный, белокурый кентавр, Гилонома - его возлюбленная, девушка-кентавр с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история прекрасного кентавра, его женственной возлюбленной, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра.

Древнейший из дошедших до нас гороскопов был составлен около 410 года до н. э. в Вавилоне. Не вызывает сомнений то, что зодиакальный Стрелец (Кентавр), так же как Скорпион и Козерог («антилопа подземного океана» Эя), - образы, навеянные касситскими пограничными монументами. Наряду с созвездием Кентавра-Стрельца существует и Южный Кентавр. Под именем зодиакального Козерога кентавр перешел и в искусство исламского мира.

Закрепление кентавра в качестве одного из зодиакальных символов сыграло свою роль в том, что память о нем сохранилась и в средневековье. В бестиариях образ онокентавра, человека-осла, однозначно связывали с дьяволом. Средневековый кентавр всегда изображался облаченным в тунику или плащ и непременно держащим боевой лук в руках. Таким его можно увидеть на гербе английского короля Стефана I. Существуют и изображения кентавра с человеческими руками, неуклюже стоящего на единственных задних лошадиных ногах.

На байонском гобелене, запечатлевшем сцены нормандского завоевания Англии (XI век н. э.) в эпизоде, изображающем Гарольда на пути к Вильгельму Завоевателю, присутствуют пять длинноволосых одетых кентавров, двое из них - крылатые. А в эпизоде «Гарольд спасает двоих солдат» изображен кентавроид с львиными лапами. Каменное изваяние еще одного леонтокентавра можно увидеть в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

В «Божественной комедии» Данте встречаем Хейрона, Нессоса и Фолоса в седьмом круге ада, где они сбрасывают в реку из кипящей крови души «насильников». Данте удается в небольшом отрывке перечислить большинство мифологических черт кентавров. Когда Хейрон замечает Данте и Вергилия, он достает стрелу из колчана, висящего у его бедер, и расправляет бороду, чтобы она не мешала ему разговаривать. Хейрон не лишен интеллекта: он видит, что нога «того, кто позади, передвигает то, чего касается», и понимает, что Данте жив. Нессос вспоминает свое прижизненное ремесло и перевозит Данте и Вергилия через кровавую реку Флегетон. Кентавры седьмого круга - «хранители и распорядители вечной справедливости».

Единственное, что упустил Данте в описании «быстроногих зверей», - не указал их лошадиную природу. Образованный итальянец, вне всякого сомнения, не только читал Овидия, но и видел бронзовых римских кентавров, полагая, что его читатели не хуже знакомы с ними. Однако иллюстраторы комедии, похоже, имели на этот счет значительный пробел. Один из них изобразил кентавра с человеческой головой, растущей прямо из груди лошади, разумеется, без рук и торса. Стоя перед задачей изобразить кентавров-лучников, художник совершенно растерялся и нарисовал их просто как обнаженных мужчин.

В «Истории Трои» Лефевра кентавр по непонятной причине становится союзником троянцев. Кентавр «с гривой, как у лошади, глазами красными, как угли, метко стрелял из своего лука; зверь этот вселял ужас в греков и многих из них поразил своими стрелами». Видимо, именно эта история была известна Шекспиру. В «Троиле и Крессиде» герой Троянской войны Менелай говорит: «Ужасный кентавр вселил страх в наших воинов». В кентавре Шекспира возрождается греческий образ этого существа - угроза общественному порядку.

В XIX веке образ кентавра привлек к себе еще больший интерес в литературе и искусстве. Гете сделал Хейрона одной из центральных фигур в описании Вальпургиевой ночи в «Фаусте». Здесь Хейрон снова становится мудрым и добрым существом. Именно он отвозит Фауста на встречу с Еленой. Для Гете Хейрон - олицетворение мужской красоты - «он получеловек и безупречен в беге».

Кентавра изображали на своих полотнах и в оккультурах Боттичелли, Пизанелло, Микеланджело, Рубенс, Беклинг, Роден, Пикассо и многие другие. Ему посвящено множество литературных произведений и научных трудов. В XIX веке кентавр также не остался забытым.

Вот даже такую спорную информацию можно найти в интернете:

Однако было бы странно, если бы абсолютно вымышленное существо так

часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто
изображалось скульпторами и живописцами. Ведь широко известно, что
прототипом морских сирен послужили реальные животные с этим же
названием, а на острове Комодо сохранилась вараны воистину драконских
размеров.

Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили
неопровержимые доказательсва своей правоты. Археологические раскопки
близ Эль-Аюма (Сахара Западная) рассеяли все тайны и домыслы - там
было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых
довольно хорошо сохранились. Проффесор Калифорнийского института
естествознания Дж.Р.Р.Эпштейн по методу профессора Герасимова
восстановил внешний вид кентавра (см. рис. N1).

Размеры кентавра отнюдь не гигантские: в холке - около метра, от
передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга
несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы.
Большой интерес у исследователей вызвал вопрос, как располагались
внутренние органы в двух полостях. Оказалось, что вся верхне-передняя
(человекоподобная) часть была заполнена органами дыхания. Мощные
легкие с большими бронхами делали кентавров необычайно выносливыми,
кроме того, очевидно, кентавры были весьма громкогласны, а
следовательно, и тугоухи. В нижне-задней части сразу за средним поясом
конечностей, оберегаемое ключицами и лопатками, находилось огромное
сердце. За сердцем - объемный желудок и длинный кишечник, что
указывает на то, что кентавры питались преимущественно травой. По
бокам, возле ребер, кентавры имели воздушные пузыри, подобные тем, что
есть у птиц. Во время вдоха они заполнялись воздухом, чтобы потом, во
время выдоха, наполнить этим воздухом легкие. Таким образом, кентавры
были единственными млекопитающими с двойным дыханием.

Классифицировать кентавра оказалось чрезвычайно сложно. Скорее
всего, это особый класс шестиногих позвоночных типа хордовых -
тупиковая ветвь. Доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в
лесах, передвигались на всех шести конечностях и были куда более
медлительными. Выглядели протокентавры (Protocentaurus vulgaris)
иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть совсем не
напоминала человеческую. Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, с
изменением климата протокентавры сделались степными животными, что
потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом
передняя часть тела оторвалась от земли и облегчилась, а задняя -
наоборот, сделалась более массивной, средние и задние конечности
заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции задняя часть тела все
более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни
кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же
часть, облегчившись и став вертикальной, высвободилась для полезного
труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие
руки. Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что труд
сделал из протокентавра - кентавра настоящего (Centaurus centaurus).

Остается загадкой, были ли кентавры разумными. Мифология говорит
«Да» (см. мифы о Язоне, о Лапифе и т.д.), но наука не обладает
достоверными данными на этот счет. К сожалению загадка это
неразрешима, так как все кентавры уже вымерли. Можно предположить, что
повинны в этом люди. Многие литературные источники - например, миф о
Лапифе - повествуют о вражде людей и кентавров. Очевидно, громоздкие и
неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и
мобильными людьми. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей
эры кентавры были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из
Европы вообще. Загнанные в пески Сахары, уменьшающиеся группы
кентавров могли просуществовать до первых веков нашей эры. Последнее
упоминание о встрече с кентаврами можно найти в трактате Капалья «Мои
путешествия на далекие берега».

Кентавр — это диморфическое существо, представляющее собой гибрид человека и лошади. Наиболее ярко оно представлено в древнегреческой мифологии, которая дает большую часть сведений о полулюдях-полуконях. Именно из этих сказаний кентавр перешел на экраны фильмов и страницы художественных книг, превратившись в знаменитого персонажа современного фэнтези. Тем не менее изначально кентавр был придуман вовсе не греками.

Общее описание

Обычно кентавры — это могучие создания с крепким мускулистым телом, обитающие в горах или лесных чащах. Традиционным оружием полулюдей-полуконей считается лук, однако в древнегреческой художественной культуре гораздо чаще попадались изображения с булыжником или бревном.

Эти создания символизируют дикость и буйство, но в целом являются положительными персонажами. Черты характера кентавров так же персонализированы, как и у людей. Некоторые герои наделялись особыми качествами и благородным происхождением. Таким был, например, знаменитый Хирон — учитель Геракла. В мифической литературе немало и отрицательных персонажей-кентавров (Хомад, Деянир, Несс и др.).

Происхождение кентавра

Когда впервые возник образ кентавра, достоверно не установлено. Однако известно, что в мифическую культуру Древней Греции это существо было привнесено жителями Крита. Последние же узнали о кентаврах от касситов, которые общались с микенами в торговых целях.

Древнейшие исторические свидетельства о полулюдях-полуконях восходят ко II тысячелетию до н. э. Предполагается, что образ кентавра сформировался в период между 1750 и 1250 годами до н. э. на территории Ближнего Востока.

У касситов (кочевого племени, чей образ жизни был сильно связан с лошадьми) это создание символизировало языческое божество-хранителя, оружием которого служили лук и стрелы. Полулюди-полукони высекались на каменных скульптурах. Однако это не доказывает, что касситы впервые придумали кентавра, а не переняли идею у другого народа. Но каково бы ни было происхождение полулюдей-полуконей, настоящее литературное развитие они получили именно в древнегреческой культуре.

Кентавры в древнегреческой мифологии

Как и другие существа древнегреческой мифологии, кентавры имеют свою историю появления. Их происхождение связывают с двумя легендами. Согласно первой кентавры — это смертные существа, рожденные от царя племени лапифов Иксиона и Нефелы (тучи, явившейся правителю в образе богини Геры). По другой версии их потомок был только предком кентавров. Он дал начало новому племени, ожеребятив магнессийских кобылиц.

Некоторые кентавры имели иное, уникальное происхождение. Так, знаменитый Хирон родился от союза титана Кроноса и океаниды Филиры, а Фол был сыном Селена (спутника Диониса) и неизвестной нимфы. Эти кентавры сильно выделялись из своего племени цивилизованностью и образованностью.

Согласно древнегреческим мифам, полулюди-полукони жили в горах Фессалии и входили в свиту Диониса. После битвы с лапифами кентавры были изгнаны из дома и распространились по всей Греции. Позже это буйное племя практически полностью уничтожил Геракл, а выжившая часть попала в плен пения сирен и погибла от голода.

Единственный бессмертный представитель племени — Хирон — был случайно ранен ядовитой стрелой. Жестоко страдая, он добровольно пожелал закончить свой жизненный путь и попросил богов о помощи. В итоге бессмертие Хирона было передано Прометею, а самого кентавра Зевс поместил на небо в виде созвездия.

Внешний вид

Суть кентавра заключается в том, что нижняя часть тела существа полностью аналогична туловищу лошади, а на месте шеи находится человеческий торс. Такой образ соответствует сформировавшемуся в Древней Греции классическому представлению об этих созданиях.

Некоторые более ранние изображения кентавра представляли собой полноценное человеческое тело с задом лошади. Затем передние ноги также стали конскими.

Человеческое тело кентавра на фото различных художественных изображений имеет множество вариаций. Как правило, он лишен какой-либо одежды. Мужчины-кентавры чаще имели грубое лицо, бороду и растрепанные длинные волосы, а на месте человеческих ушей были конские. Благородные представители племени изображались несколько иначе. Так, Хирон имел одежду (тунику) и человеческие уши. Часто этого кентавра изображали с лаврами. Фол также символизировал цивилизованность, но никогда не носил одежду и имел лошадиные уши. В мифологии также известен по-настоящему прекрасный кентавр — белокурый юноша по имени Циллар. У него была не менее красивая жена — Гилонома.

Таким образом, у греков параллельно существовали 2 типа кентавров, которые противопоставлялись друг другу. Большинство этих созданий олицетворяли животную природу, и лишь малая часть была покровителями людей. Эти различия были отражены как в литературном описании героев, так и в их художественных изображениях.

В современном фэнтези существует множество вариантов образа кентавров, которые зависят исключительно от фантазии авторов.

Характер и качества

С одной стороны, кентавр представлял собой существо, застрявшее между человеческим и животным мирами, а потому склонное к дикости, буйству, плотским страстям и насилию. Такой образ, вероятно, сложился на основе близкого знакомства греков с лошадиным нравом. Особо сильное впечатление на кентавров оказывал алкоголь, пробуждавший неистовство их природы. Показательным примером этого служит знаменитая битва людей-полуконей с лапифами.

Однако в греческой мифологии существовал и благородный образ кентавра. Это были образованные, наделенные мудростью создания. Такие кентавры были больше исключением из своего племени, нежели правилом. Самым знаменитым из них был Хирон, которому даже приписали иное происхождение и наделили бессмертием.

Двойственность природы кентавра вероятно уходит корнями еще в представления касситов. Последние иногда изображали это создание с двумя головами, одна из которых была человеческой, а другая — драконьей.

Кентавриды

Кентавридами называли кентавров-женщин. В мифологической литературе они упоминались очень редко и по большей части были второстепенными эпизодическими персонажами.

Кентавриды являли собой гармоничный образ внешней красоты и прекрасных душевных качеств. Самой известной представительницей этих созданий является Гилонома, которая присутствовала при самом эпичном событии, связанном с кентаврами — битве против лапифов. В этом сражении погиб возлюбленный муж кентавриды — Циллар. Он умер прямо на руках у своей супруги. Не выдержав горя, Гилонома покончила с собой, проткнув себя тем же копьем, которое убило ее возлюбленного.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка