Парусный спорт. Что такое парусный спорт

Парусный спорт представляет собой соревнования, основанные на гонках спортивных парусных судов. Основными типами судов, на которых принято участвовать в данном виде спорта являются килевые яхты и швертботы.

Международный союз парусного спорта (ИЯРУ) основан в 1907 и объединяет 122 национальных федераций (2002); с 1996 - Международная федерация парусного спорта.

В программе ОИ с 1900 (кроме 1904; в 1896 гонки не состоялись из-за плохой погоды). Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин (4 мужских, 4 женских и 3 смешанные) в девяти классах судов: "Финн" (мужчины), "Лазер" (смешанные), "470" (швербот-двойка, мужчины и женщины), "Европа" (женщины), килевые яхты "Звёздный" (мужчины), "Инглинг" (женщины), парусная доска-одиночка - класс "Мистраль" (мужчины и женщины), катамаран-двойка - класс "Торнадо" (мужчины).

В каждом классе судов страна может быть представлена одной яхтой, общее количество спортсменов - не более 18, включая 4 запасных. Олимпийская регата включает от 7 до 15 гонок в разных классах.

Считается, что первый яхт-клуб появился на территории Англии ещё в 1720 году. Затем, подобные организации начали образовываться в других городах и странах Европы, и всего мира. В Нью-Йорке яхт-клуб появился в 1811 году, в Стокгольме - в 1832 году, в Берлине - в 1835 году. Уже в 19 веке на территории всей Европы можно было насчитать более 200 яхт-клубов. Первоначально, как многие, наверное, знают, парусный спорт считался занятием чисто аристократическим. Однако после его возникновения постепенно становился массовым. В Олимпийскую программу парусный спорт вошёл в 1900 году. В 1907 году образовался Международный союз парусных соревнований, который и занялся разработкой системы общих правил проведения состязаний.

Существует огромное разнообразие дистанций, на которых соревнуются яхтсмены. Вот, к примеру, Бермудская гонка (от Ньюпорта до Бермудов), от Торбея до Лиссабона, из Англии в США и т.д. Начиная с 1968 года, приобрели огромную популярность одиночные заезды вокруг света. Основная суть данного состязания заключается в том, что нужно проплыть на яхте вокруг света без единого захода в порт. Победитель данного состязания является англичанин, зовут которого Р. Нокс-Джонсон. Он преодолел всю дистанцию ровно за 310 суток.

Что касается правил парусного спорта, то они, как и в любом другом спорте, имеют свои нюансы. Как правило, регата включает в себя 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Очки яхтсменам начисляются за места, которые они заняли в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место - 3 очка, за 3 место - 5.7 очков, за 4 место - 8 очков, за 5 место - 10 очков, за 6 место - 11.7 очков, а дальше +6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.

Как уже упоминалось, суда в парусном спорте имеют различную квалификацию:

1. Группа А. Сюда входят современные яхты, оснащённые новейшим оборудованием, и обладающие высокими техническими характеристиками. Имеются следующие подгруппы: А(R) - формульные или свободные классы и А(О) - монолиты;

2. Группа В. Сюда входят классы, которые были спроектированы более 20 лет назад. Яхты, принадлежащие данным классам не совсем соответствуют требованиям группы А, поэтому они и определены в другое место. Сюда также входят классы, которые в связи со своей популярностью получили международный статус. Группа В, как и группа А, включает в себя 2 подгруппы: В(R) и В(О).

Характер соревнований парусного спорта столь же многогранен, насколько разнообразны сами яхты. Существуют открытые соревнования, личные, командные, лично-командные. Если подробнее, то:

Открытые - это такие соревнования, в которых спортсмены могут принимать участие абсолютно на любых средствах, которые удовлетворяют всем требованиям проводимых соревнований. Данный тип состязаний не вводит ограничений на количество яхт и на территориальную принадлежность членов экипажей;

Личные - это такие состязания, в которых в зачёт идут результаты только определённых яхт;

Командные соревнования подразумевают следующее: есть результаты яхт, так вот по их среднему показателю и определяется место всей команды в таблице;

Лично-командные. В данном типе соревнований результаты определяют отдельно у определённых яхт и у определённых команд.

Парусный спорт - это великое занятие, которое под силу настоящим “повелителям” водной стихии.

Парусный спорт – соревнования, где участники противостоят друг другу в гонке на специально оснащенных лодках. Еще такого вида соревнования называют «яхтинг».

Первый официальный международный союз, объединяющий профессионалов парусного спорта, был основан в 1907 году. На данный момент организация насчитывает 115 национальных федераций, куда входят спортсмены со всего мира. Самый популярный вид соревнований, известный людям, далеким от мореплавания, это регата.

Так именуют гонку, обычно традиционную, которая состоит из нескольких состязаний для лодок разных классов. Проведение регат имеет свои традиции. Это связано с тем, что многие гонки насчитывают уже не один десяток лет.

Самые популярные регаты мира:

  1. Балтийская. Проводится с 1946 года. Первый старт был дан в Ленинграде.
  2. Vendee Globe – единственная кругосветная регата, проведение которой не предусматривает промежуточных остановок.
  3. Volvo Ocean Race – кругосветная гонка. К участию допускаются только яхты класса Volvo Ocean. Проводится с 1973 года. До 2006 гонку организовывали раз в 4 года. Но из-за возросшего зрительского, а впоследствии и спонсорского, интереса срок между соревнованиями сократился до 3 лет.
  4. Fastnet – международные соревнования. Периодичность проведения – раз в 2 года. Маршрут остается неизменным: Остров Уайт – Плимут, с заходами в порты Лендс-Энда, Южной Ирландии, острова Силли. Состязания проводятся с 1925 года. Первая гонка насчитывала всего семь участников, из которых только четверо добрались до финиша. В последней регате соревновались 347 экипажей – абсолютный рекорд.
  5. Кубок Америки. Это старейшее соревнование в мире, дошедшее до сегодняшних дней. Стартовый заплыв датируется 1857 годом. Свое название гонка получила в честь самого первого победителя – яхты «America». Всего регата насчитывает 35 розыгрышей (крайний запланирован на 2017 год). Малое количество соревнований связано с двадцатилетним перерывом, который случился после окончания Второй мировой войны.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

Состав экипажа

Логично, что скорость – главный залог победы в гонках. Поэтому важно, чтобы во время соревнований на лодке не находилось чего-либо постороннего – прагматизм, возведенный в абсолют. На борт берут только то, что может реально пригодиться при заплыве. Тоже касается и людей. Все спортсмены должны заниматься своим делом. Каждая ситуация доведена до автоматизма.

У любой регаты есть правила. Разделяют следующие виды гонок по составу участников:

  • Одиночные. Парусной лодкой управляет один человек.
  • Командные. Яхтой управляют несколько спортсменов – от 2-х до 40 (количество зависит от типа судна).
  • Возрастные – к гонкам допускаются спортсмены, достигшие определенного возраста.
  • По половому признаку. Некоторые состязания допускают смешанные команды (где есть мужчины и женщины), другие практикуют гендерное разделение.

Факты парусного спорта

Парусный спорт мало популярен. Это привело к тому, что вокруг этого состязания образовалось несколько ложных мифов, которые к реальному состоянию дел не имеют отношения. Так, думают, что для занятия парусным спортомнужен высокий рост и крепкое телосложение. Это ошибка. Природные данные играют незначительную роль. Существует множество типов и видов яхт, которые подойдут людям с малым ростом. А вот относительно хорошей физической подготовки – правда. Она никогда не повредит, а иногда будет подспорьем при управлении парусной лодкой.

Обычно, технологии приводят к тому, что современные модели априори эффективнее, чем предшественники. Парусный спорт этим отличается. Ведь некоторые яхты конца 19 века были быстроходнее современных аналогов.

Кораблестроение – это искусство, которое не заменить компьютеризированными процессами. Но конструкция современных яхт способствует продолжению движения при встречном ветре, чего нельзя сказать про старые модели лодок.

Еще одна забавная легенда гласит, что спортсмены, во время регаты, питаются только сырой рыбой. Нет. Продукты запасают заранее, еще на суше. Единственное, что ограничивает яхтсменов – вес. Для того чтобы судно передвигалось как можно быстрее его нельзя перегружать. Поэтому многие продукты грузят на лодку в сублимированном виде.

И последнее, яхтинг – стезя профессионалов. Но это если речь идет про соревнования. На любительском уровне, для крейсерских заплывов из порта в порт, освоить азы мореходства доступно за 17 дней.

Саша Сколков

Я думаю, нужно сразу рассказать о двух важных причинах, по которым я решил так резко сменить род деятельности. Первая причина - это всё-таки усталость от профессии. Кажется, я сполна наигрался в медиа: торговля просмотрами, бесконечная оптимизация - в какой-то момент всё это начинает утомлять. Тем более последний период жизни FURFUR сложно назвать особо успешным. Мы вели переговоры с Vice о создании российского отделения культового журнала на платформе нашего издания, но после того как в Турции редакцию Vice арестовали, переговоры стали затягиваться и в итоге ни к чему не привели. Тогда мы начали готовить перезапуск и даже были готовы к старту, но после моего ухода от этой идеи руководство тоже решило отказаться (чтобы лишний раз не рисковать). И FURFUR закрылся.

Вторая и, конечно, главная причина - живой интерес к парусам. Мне видится безумно интересной задача показать максимально широкой аудитории, что яхтинг и парусный спорт - это не про богачей, катающих моделей на катере, и не про мужиков в тельняшках, которые вечно копаются в сломавшемся редукторе. Нет. Яхтинг - это крутой способ иначе посмотреть на мир, оказаться в каких-то невероятных местах и познакомиться с невероятными людьми.

Когда меня просят рассказать, как я сам стал заниматься яхтингом, я обычно говорю, что вырос в Ейске на Азовском море - там все катаются на виндсёрфе, я тоже катался - и в какой-то момент подумал: а почему бы не попробовать парусное судно покрупнее? Но на самом деле история куда более длинная. Началось всё с того, что мне вдруг стал сниться один и тот же сон - сон о том, как я путешествую на каком-то судне, работаю биологом и занимаюсь подсчётом популяции марлинов. Судно рассекает водную гладь, видны огромные рыбины, обгоняющие друг друга, и всё это выглядит как такая идеальная открытка, которую можно отправить маме, если окажешься где-то в южном полушарии. Но вообще-то сны мне совсем не снятся, а повторяющихся сюжетов, наверное, не было никогда в жизни. И тогда я немного загрустил и стал постоянно об этом думать. Через два месяца мы с друзьями отправились в Одессу, где, наверное, на пятый или шестой день бесконечной пьянки я вдруг увидел в порту, как ребята обходят на небольшой лодочке мол, ставят грот и через полчаса превращаются в точку. Вот примерно так всё и началось - сон этот мне с тех пор больше не снился, потому что уже был куплен билет в родной Ейск, где меня ждал мой первый тренер по парусному спорту.

Наверное, это такая особенность профессии - пытаться любое своё увлечение превратить в форму, напоминающую медиа. Так вышло и с яхтингом. С первых дней тренировок я завёл какой-то простенький паблик во «ВКонтакте», где стал рассказывать, как это всё происходит. Вернувшись в Москву, свою затею я не забросил - мне так хотелось снова отправиться в море, что я постоянно об этом читал, покупал какие-то книжки и за год превратился в настоящего яхтсмена-теоретика с кучей разрозненных знаний в голове и с 1 500 подписчиками в паблике.

Их я тоже решил отправить на море: договорился со своим инструктором, сам разработал недельный курс занятий, составил расписание, придумал цену - такую, чтобы нигде в России не было ниже, - и дело пошло. В первый год отучились 15 человек, а во второй - больше ста. Довольно быстро мне стало понятно: главная задача во всём этом деле - нормальным человеческим языком рассказывать, что это вообще такое (разных предубеждений по поводу яхтинга у людей безумное количество).

Примерно тогда же я познакомился с Максимом Пинигиным, который хоть и был чуть старше меня, но уже давно занимался яхтингом, успел стать опытным капитаном и даже создать своё дело - «Силу ветра». Макс с друзьями проводил большие регаты в Средиземке, экспедиции в Норвегию, в Шотландию, на Фареры и много чего ещё. Мы с ним довольно быстро поняли, что практически одинаково смотрим на то, как всё надо делать, и решили работать вместе. Сначала мы провели учебную регату на Мальте, запустили тренировки в Москве, а потом и вовсе решили объединить накопленные активы и всё делать под одним названием - « ».

Основная трудность - наверное, эти самые предубеждения и связанные с яхтингом стереотипы. То есть парусный спорт может легко выступать в качестве нового бега, которым болела вся Москва, может объединять людей, может быть отличным способом путешествовать. Для этого не нужно быть богачом, не нужно что-то знать и уметь, не нужно постоянно тягать какие-то верёвки - при ближайшем рассмотрении порог входа оказывается минимальным. Не нужно почти ничего: запишись, возьми с собой ветровку, купи билет на самолёт - и погнали. Но так как не всем удаётся объяснить это при помощи одного поста в фейсбуке, мы видим свою миссию в том числе и в диалоге с новой аудиторией.

Максим Пинигин

«Сила ветра» - это уже давно не только школа капитанов. «Сила ветра» - это большущее комьюнити людей, которые в каком-то смысле сделали путешествия под парусом частью своей жизни. Силами энтузиастов мы выпускаем крутой печатный журнал, проводим сезон тренировок и гонок на водохранилище, собираем большущие регаты на 20 с лишним яхт в Средиземке, ходим на Фареры, Канары, в Италию, Шотландию, Норвегию, Таиланд, строим яхты на радиоуправлении, издаём книги - приятно, что список можно продолжать почти бесконечно.

Надо сразу сказать, что внутри этого комьюнити у каждого свой путь. Кто-то хочет пить апероль и кататься на яхте, кто-то хочет мастерски тягать верёвки и придумывать тактические решения, чтобы обгонять другие лодки, кто-то хочет стать капитаном и отправиться через океан, а кому-то интересно всё сразу. И мы в «Силе ветра» стараемся организовать процесс таким образом, чтобы человек мог пойти по любому пути легко и ему было предельно понятно, что для этого нужно.

По сути, чтобы отправиться в регату или экспедицию, не нужно совсем ничего. После того как вы один раз куда-то сходили и побывали на лодке, можно, например, пойти в школу капитанов на теорию, потом на практику и стать шкипером с международной лицензией. Чтобы попасть на тренировки в Москве, тоже ничего не нужно, занятий за пять вы уже будете понимать, как управлять лодкой, а ещё через десять дней начнёте кого-то обгонять. Ну а дальше - как и в любом спорте: кто больше тренируется, тот первым и приходит к финишу.

В Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию . С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.

  • Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон .
  • Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
  • В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
  • В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке . Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки» .
  • В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
  • В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) - старейший яхт-клуб Испании.
  • Первый международный союз парусного спорта был основан в 1907 году : с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта . Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
  • Разработанная в 1911 году яхта «Star» стала первой яхтой олимпийского класса (участие в Олимпиадах с 1932 г.).
  • В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
  • В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4-3.

Характеристика парусного спорта

Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг , катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.

Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.

Яхтинг возможен на всех видах яхт : парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах .

По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:

Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами . В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский . Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами - или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах . Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе .

Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга - проведение досуга или туризм .

В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.

В олимпийскую программу 2016 года включена дисциплина «катамаран» со смешанным (женщина и мужчина) экипажем.

По форматам парусных гонок различают: матчевые гонки, гонки флота и командные гонки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Парусный спорт"

Примечания

Литература

  • Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова . - М .: Физкультура и спорт , 1962. - 136 с. - 25 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • [парусный-спорт.org/klassy-yacht-olimpic Перечень классов яхт в Российской Федерации]
  • (недоступная ссылка - история ) Проверено 11 октября 2016.


Олимпийские классы яхт (Игры 2016 года)
49-й 49-й FX Лазер Лазер Радиал RS:X Накра 17 Финн
Бывшие олимпийские классы яхт
12 foot 18 foot 30m 2 40m 2 5.5mR 6mR 6.5mR 7mR 8mR 10mR 12mR Дракон Звёздный Инглинг Европа Летучий голландец Олимпик Парусная доска Своллоу Солинг Темпест Торнадо Файрфлай Фанберд Шарпи Эллиотт 6 м

Отрывок, характеризующий Парусный спорт

– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.

Парусным спортом называется род спортивной деятельности на кораблях или плавающих кор­пусах, которые приводятся в движение воздействием ветра на один или несколько парусов. Управление парусами, как вид спортивной деятельности, под­разделяется:

а) по роду используемых водоемов: 1) управле­ние яхтой во внутренних водах на стоячих водое­мах и реках, 2) на внутренних озерах, 3) у берегов и в открытом море;

б) по роду и форме корпуса спортивных средств: 1) управление гоночными и крейсерскими швертбо­тами, 2) килевыми яхтами и морскими крейсерами, 3) катамаранами и тримаранами, 4) виндсерфера­ми;

в) по роду спортивной деятельности: 1) управле­ние яхтой на узкоограниченных акваториях, 2) ту­ристские походы (прогулки, путешествия), 3) гонки на яхтах;

г) по интенсивности: 1) спорт свободного вре­мени и для отдыха, 2) спорт высших достижений.

Все виды управления яхтой дают отличные воз­можности для активного отдыха. Овладение этим видом спорта, особенно для участия в соревнова­ниях, предъявляет высокие требования к физическому и умственному состоянию спортсменов. Муже­ство, ловкость и скорость реакции развиваются при занятиях парусным спортом, так же как и сила, вы­носливость, владение своим телом. Парусным спортом можно заниматься с детства до глубокой старости.

Историческое развитие. Парусный спорт возник из парусного флота. В течение многих тысяч лет па­русные суда применялись в мирных и военных це­лях на внутренних водоемах и на всех морях. Необ­ходимость достигнуть цели быстрее, чем противни­ки и конкуренты, преследовать другой парусный корабль или избежать преследования с помощью лучшего управления парусами привела к проведе­нию соревнований. Примерно в середине XVII в. управление парусами как спорт развилось в Нидер­ландах. Нидерландское слово «яхта»-самое старое европейское обозначение для спортивного парусно­го судна. Первая парусная регата была проведена в Великобритании в 1661 г, В составе экипажей бы­ли профессиональные моряки. Победители награ­ждались денежными призами. В 1775 г. был осно­ван первый яхт-клуб. Он разработал положения о соревнованиях и учредил призы. Владельцы яхт должны были учиться самостоятельно управлять своими судами. Количество вспомогательной рабо­чей силы на борту ограничивалось.

Первые спортивные парусные суда возникли из маленьких судов парусного флота, это были ки­левые яхты, которые применялись только в откры­том море. Нидерландцы построили в XVII в. швертбот, который вследствие его незначительной осадки можно было использовать на внутренних водах, преимущественно мелких. Одновременно с упадком парусного флота примерно в середине XIX в. возник организованный парусный спорт. При управлении не только крейсерскими яхтами, но и швертботами использовались еще многие зна­ния и опыт парусного флота.

Современное развитие парусного спорта-это в первую очередь промышленное изготовление не­дорогих серийных судов из современного сырья и материалов по эффективной технологии.

Международный Союз парусного спорта (МСПС) основан впервые в 1907 г., а затем снова в 1919 г. В настоящее время в него входят около 80 национальных парусных организаций (нацио­нальных федераций). С 1922 г. организуются чем­пионаты мира и Европы (теперь ежегодно). Па­русный спорт является олимпийским видом спорта с 1900 г. Помимо этого, имеется 30 ассоциаций классов судов, например, для «Солинга», «Летучего голландца», «Финна» и т. д.

Материальное обеспечение. Парусным судам при­дают такую форму, чтобы они возможно лучше со­ответствовали своему назначению на соответствую­щих акваториях.

Основные требования. Конструкции парусных судов всегда должны были соответствовать 2 основным требованиям: при боковом ветре в воде должно создаваться сопротивление, которое препятствует боковому дрейфу. При сильном ветре должна дей­ствовать сила, предотвращающая опрокидывание и обеспечивающая выпрямление судна из положе­ния крена. Первое требование выполняется за счет возможно большей площади бокового сопротивле­ния. Это площадь, которую видят, когда смотрят сбоку на подводную часть судна. Под вторым тре­бованием понимают способность судна выпрям­ляться из положения крена. Имеются два рода остойчивости: остойчивость формы и весовая остойчивость. На очень плоских широких судах при возрастании крена центр величины (ЦВ) переме­щается из диаметральной плоскости судна на под­ветренную сторону, вследствие чего возникает вы­прямляющий момент. На судах с большой осадкой, на которых центр тяжести находится благодаря балластному килю значительно ниже ватерлинии, при крене возникает выпрямляющий момент, ко­торый возрастает при увеличении крена. Следова­тельно, на широких плоских судах преобладает остойчивость формы, на узких судах с большой осадкой — весовая остойчивость. Район плавания и область применения судна определяют форму корпуса, с помощью которой достигают требуемой остойчивости и необходимой площади бокового со­противления. Кроме того, имеются некоторые дру­гие факторы, например число членов экипажа, ког­да надо учесть конструктивные возможности, да­ваемые строительными материалами, а также опыт соответствующих поколений конструкторов. Подразделение по категориям. Современные па­русные суда можно подразделить на три категории по форме корпуса: килевые яхты, швертботы и их комбинации. Килевые яхты имеют под килем (ко­торый является продольной связью судна, проходя­щей под всем корпусом) плавник, в котором воз­можно ниже располагается балласт (около 50% всего веса судна). Этот килевой плавник создает не­обходимую площадь бокового сопротивления и должен также обеспечивать расположение балла­ста возможно ниже под ватерлинией судна. Шверт­боты являются парусными судами, предназна­ченными для неглубоких внутренних озер, рек и прибрежных районов. Остойчивость достигается с помощью большой доски, называемой швертом, расположенной вдоль корпуса, выдвигающейся под корпус и создающей необходимое боковое сопротивление. Имеются мореходные яхты с бо­ковыми швертами. Передвигаться на них в узких водоемах затруднительно, так как шверт, находя­щийся с наветренной стороны, должен быть при ла- вировке полностью выбран. Промежуточной фор­мой между судами со швертами, расположенными в диаметральной плоскости судна и судами с бо­ковыми швертами являются суда-двухшвертовики со швертами на скулах, когда оба шверта располо­жены в боковых воздушных емкостях и выступают на скуле (место на поперечном сечении корпуса, где имеется наибольший изгиб). Современные шверт­боты могут опрокидываться и поэтому не годятся для открытых морей. Разумеется, с соблюдением соответствующих мер предосторожности регаты проводятся также и в открытом море. Компро­миссы представляют собой нечто среднее между швертботами и килевыми яхтами. Это мореходные суда, которые пригодны также для плавания в от­носительно мелких прибрежных водах и на вну­тренних водоемах. Шверт здесь служит также для увеличения площади бокового сопротивления. На компромиссах имеется килевой плавник, через ко­торый проходит шверт, имеющий такую форму, что судно с выбранным швертом имеет осадку при­мерно от 60 до 80 см. Выгодно, чтобы можно было выбрать шверт в тех случаях, когда не нужна боль­шая площадь бокового сопротивления. Подразделение по радиусу действия. Имеются пол­ностью или в большой части открытые суда, ти­пичными представителями которых являются швертботы и крейсеры. На крейсерах можно совер­шать дальние (крейсерские) плавания. Бывают крейсерские швертботы, крейсерские килевые яхты и крейсерские компромиссы. В то время как на крейсерских швертботах нельзя ходить в открытом море, килевые крейсерские яхты и крейсеры-ком­промиссы конструируют специально для плавания по морям. Поэтому их называют также морскими крейсерами. Крейсеры имеют закрытую палубу с каютной надстройкой. Морские крейсеры обычно полностью запалублены, а место рулевого находит­ся в рулевой рубке (рулевой надстройке).

Форма шпангоута. Шпангоуты бывают округлой и угловатой формы, которая называется также «шарпи». Обе формы шпангоутов бывают и на швертботах, и на килевых яхтах, и на компромис­сах. Выбором формы шпангоута определяются, в частности, затраты на изготовление корпуса.

Строительные материалы. Примерно до 1965 г. в качестве строительного материала для постройки судов преобладало дерево, для судов длиной более 7 м, особенно для морских крейсеров, в течение примерно последних 30 лет увеличивалось примене­ние металла. Переход от ручного единичного изго­товления к индустриальному серийному изготовле­нию удался в судостроении прежде всего с введе­нием стеклопластика. Прочность этого строитель­ного материала определялась при его изготовлении долей в нем стекла и могла достигнуть прочности стали. Стеклопластиковые суда изготавливаются с помощью формовки.

Такелаж. Сила ветра используется с помощью ос­нащения яхты. К нему относятся мачта или мачты, реи, стоячий такелаж (для расчалки мачты или мачт), бегучий такелаж (тросы для установки подъема и спуска парусов). Оснащение парусного судна зависит от его размеров и назначения.

Швертботы и крейсерские швертботы имеют только одну мачту. Суда-одиночки имеют также только 1 парус, в то время как суда для 2 и более членов экипажа в большинстве случаев имеют 2 па­руса: грот и стаксель. На гоночных судах на опре­деленных курсах относительно ветра применяют шарообразный спинакер. Морские крейсеры во вре­мя дальних плаваний оснащаются иногда одной мачтой нормальной длины и расположенной поза­ди короткой мачтой или двумя мачтами. Они назы­ваются шхуной, если задняя мачта несколько длин­нее передней. В последнее время получили распро­странение прокатанные и сваренные алюминиевые мачты и реи, они значительно легче, чем их дере­вянные предшественники. Применявшиеся для стоя­чего, а также, частично, для бегучего такелажа оцинкованные стальные тросы все чаще заменяют­ся металлическими тросами из высококачественной стали. Общепринятые раньше хлопчатобумажные снасти из конопли на современных спортивных па­русных судах встречаются редко. Они почти пол­ностью заменены тросами из синтетических воло­кон. Оковки, которые ранее изготавливались из оцинкованной стали или латуни, в последние годы почти полностью вытеснены оковками из высокока­чественной стали или стойкого к морской воде алюминия. Паруса из хлопчатобумажных тканей заменены парусами из синтетических тканей: они мало тянутся, почти не впитывают воды, и уход за ними, по сравнению с хлопчатобумажными, значи­тельно легче.

Классы судов . Для участия в соревнованиях суда разделяют на монотипы и свободные классы. У мо­нотипов все цифровые данные, которым должен со­ответствовать корпус и вооружение судна, зафикси­рованы в правилах постройки и обмера. В сво­бодных классах конструктор может варьировать в пределах определенных ограничений. Среди крей­серских яхт также применяется понятие класса, не­смотря на то что здесь суда в соответствии с фор­мулой обмера получают определенный гоночный балл и поправку во времени к фактическому вре­мени прохождения дистанции. Суда с близким го­ночным баллом соревнуются в группах друг с дру­гом. В последнее время усиливается тенденция соревноваться в свободных классах без поправки по времени.

Общепринятое ранее разделение классов судов на национальные и международные устарело. Сейчас различают олимпийские классы судов, на которых национальные федерации проводят свои чемпио­наты по парусному спорту.

Эмблемы классов и национальные буквы. Парусные суда несут на парусе эмблему класса. Под эмбле­мой класса стоит порядковый номер, под которым судно занесено в спортсудорегистр соответствую­щей национальной федерации. Олимпийские классы судов (кроме судов класса «Звездный») несут, кроме того, на парусе букву или буквы, указывающие их национальную принадлежность. Для крейсерских яхт введены обозначения групп.

Одежда и снабжение. Одежда яхтсменов зависит от типа судна, района плавания и погодных условий. При плохой погоде надевают непромокаемую одежду.

На современных швертботах из-за систематиче­ских брызг воды и опасности опрокинуться во вре­мя гонок надевают непромокаемый комбинезон. В таких костюмах нуждаются также яхтсмены, за­нимающиеся виндсерфингом, если вода и воздух недостаточно теплые. К непромокаемому костюму надевают высокие сапоги из мягкого пластичного материала с нескользящей подметкой. Во всех остальных случаях яхтсмены носят обувь из ткани или кожи с нескользящей подметкой. При сильном ветре на швертботах или на килевых яхтах (при ра­боте на палубе) надевают спасательные жилеты. В дальних морских плаваниях к этому добавляют еще пояс безопасности, концом которого крепят се­бя при сильном ветре.

Для снабжения судов имеются обширные прави­ла снабжения. Они обычно являются составной частью правил класса. В них, в частности, устано­влены специальные средства безопасности и спаса­тельные средства.

Каждое парусное гоночное мероприятие назы­вается регатой. Отдельное состязание называется гонкой. Регата может состоять из одной отдельной гонки или из серии гонок-до 7 гонок для каждого класса судов,-которые проводятся в 2 или более дней. Окончательные результаты складываются из мест, соответствующих последовательности пересе­чения яхтами линии финиша, при условии, что нет нарушения правил парусных соревнований. На всех регатах применяются правила парусных соревнова­ний международного парусного союза. Они в боль­шинстве случаев снабжены дополнениями нацио­нальных парусных союзов.

На отдельных регатах добавляется еще гоночная инструкция главного судьи, которая опубликовы­вается вместе с программой соревнований.

Регаты и дистанции гонок. Олимпийская дистанция. Для гонок устанавливается по возможности олим­пийская дистанция. Она состоит из трех знаков ди­станции, старта и финиша. 3 знака образуют пря­моугольный равнобедренный треугольник, длинная сторона которого (длиной 2 морские мили) распо­лагается параллельно направлению ветра. Старто­вая линия находится в той стороне, которую позже ограничивает знак № 3. Старт происходит таким образом, чтобы к знаку № 1 надо было лавировать против ветра. Проходимая при этом дистанция из- за лавировки значительно длиннее, чем 2 м. м. (1 м. м. равна 1852 м).

После огибания знака № 1 идут к знаку № 2, за­тем к знаку № 3 (прежде ограничивавшему старто­вую линию). При сокращенной дистанции после огибания знака № 3 лавируют на финиш, который находится в стороне, ограниченной знаком № 1 (длина дистанции по прямой линии 6,8 м. м.). При полной дистанции после второго огибания знака № 1 идут курсом фордевинд на знак № 3 и потом лавируют к знаку № 1, ограничивающему финиш (длина дистанции по прямой линии 10,8 м. м.). Для установки дистанции имеются две возможности. Или выставляют 8 буев по окружности круга диа­метром 2 м. м. и потом выбирают 3 из них в зави­симости от направления ветра перед стартом, или после старта первого класса против ветра идет ка­тер, для того чтобы выставить знак № 1 на рас­стоянии 2 м. м. от старта, затем он возвращается таким образом, чтобы установить знак № 2 под углом 45° и на расстоянии 1,4 м. м. от знаков № 1 и № 3.

Проведение гонок. Для каждого стартующего клас­са за 5 мин. до его старта дается подготови­тельный сигнал. С этого момента для расхождения судов данного класса действуют правила парусных соревнований. Теперь необходимо занять выгодное место на стартовой линии, чтобы по возможности с сигналом «Старт открыт» пересечь линию старта. Суда, стартовавшие слишком рано, должны старто­вать еще раз. При возвращении на стартовую ли­нию они не должны мешать судам, стартующим правильно. Все знаки дистанции следует огибать в правильной последовательности и с предписанной стороны. Если произойдет столкновение с судном соперника, надо подавать протест. При касании знака дистанции его следует обогнуть еще раз. Нарушения правил и штрафы. Участники гонок, ко­торые нарушили определенное правило и признали нарушение, могут оправдать себя, сделав два пол­ных оборота на 360°. Другая возможность штрафа: начисление яхте места примерно на 20% от числа стартовавших яхт хуже (минимум на три места), чем ее фактическое место на финише. Судно может подать протест против другого судна, нарушивше­го правила. Протест должен быть рассмотрен су­дейской коллегией. Дисквалификация судна на одну гонку (не на всю регату) может последовать вслед­ствие протеста, а при грубом нарушении правил также и без протеста.

Подсчет очков. Каждому судну, которое правильно оканчивает гонку, начисляются следующие очки: 1-е место 0 очков; 2-е-3 очка; 3-е-5,7 очка; 4-е-8 очков; 5-е-10 очков; 6-е-11,7 очка; 7-е и следую­щие места-число очков, равное занятому месту, плюс 6 очков. При дисквалификации очки за по­следнее место от числа заявленных судов плюс 4 очка, при сходе с дистанции (на финише) очки за последнее место от числа стартовавших судов. В серии гонок, состоящей из пяти или более гонок, результаты одной худшей гонки обычно исклю­чаются из подсчета. Победителем является судно, набравшее наименьшее количество суммарных оч­ков в зачетных гонках.

Крейсерские гонки проводятся на значительно боль­шие дистанции. Бывают гонки по треугольной ди­станции длиной от 20 до 50 м. м. и дистанции, пре­вышающие несколько сотен или даже 1000 м. м. Например, крейсерская гонка международной Вар- немюндской регаты проводится от г. ВарнеМюнде вокруг острова Борнхольм и составляет около 350 м. м., дистанция трансатлантической гонки из Европы в Америку превышает 3000 м. м. Во время таких длинных гонок соперники не видят друг дру­га днями или даже неделями и потому борются в одиночку с морем, погодой и временем. Иногда финишировавший первым до прихода последней яхты не знает, кто является победителем.

Техника. Установка парусов. Парус развивает наи­большую тягу, если несущая поверхность или кры­ло обтекается ветром под определенным углом. Ес­ли применяют два или больше парусов одновре­менно, имеет значение также характер потока между этими парусами. При одинаковых корпусах судов и форме парусов яхтсмен будет идти быстрее других, если поставит паруса под наивыгоднейшим углом к ветру.

Курс относительно ветра. Курс парусного судна определяется углом между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. При лавировке этот угол наименьший (в зависимости от типа суд­на и волнения моря примерно от 42° до 50°), при к!урсе фордевинд угол около 180°. Все остальные курсы называются полными. Судно, которое лави­рует против ветра курсом бейдевинд, находится на лавировочном отрезке дистанции.

При повороте оверштаг судно с курса бейдевинд переходит носом линию ветра и затем уваливается до курса бейдевинд. При этом грот переходит на другую сторону судна, при повороте фордевинд судно уваливается с полного курса, проходит кор­мой линию ветра и переходит на курс фордевинд или на полный курс. В обоих случаях грот перехо­дит на другой борт судна. Уменьшение площади парусов при тяжелой погоде называют рифлением. Летучая трапеция. На современных швертботах применяется так называемая летучая трапеция для того, чтобы при сильном ветре вести судно на ров­ном киле (без крена). Устройство состоит из на­деваемого на бедра спортсмена пояса трапеции, ко­торый с помощью стального троса крепится к мачте таким образом, чтобы спортсмен, стоящий на наружном крае палубы судна (на буртике), мог почти горизонтально висеть над водой. Работа на трапеции, особенно при резко меняющихся ве­тровых условиях, предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсмена. Опрокидывание на современных швертботах уже не является аварией. Швертботы снабжены большими воздушными емкостями по бортам и частично так­же в носовой и кормовой частях, которые позво­ляют экипажу быстро поставить швертбот на ровный киль. Водоотсосы или открытый транец способствуют тому, чтобы то небольшое количе­ство воды, которое находится в судне после поста­новки на ровный киль, было быстро удалено.

Многократные опрокидывания во время гонки в тя­желых условиях отнюдь не редки. Поэтому опро­кидывание и быстрая постановка судна на ровный киль входят в программу тренировок.

Обучение и тренировка. Каждый командир парусно­го судна должен знать правила, которые служат обеспечению порядка и безопасности на воде. Для управления парусным судном спортсмен должен сдать определенные экзамены.

Виндсерфинг является комбинацией из езды по вол­нам и управления парусным судном.

Материальное обеспечение. В качестве водоемов ис­пользуются внутренние воды: реки, озера, а также прибрежные районы морей. Глубина и ширина во­доемов может быть незначительной. Корпус винд­серфера представляет собой «доску», изготовлен­ную из жесткого пенистого полиуретана длиной 3,65 м, шириной 0,65 м и толщиной не более 0,15 м. Мачта длиной 4,8 м, вильчатый гик 2,8 м, площадь парусов составляет 5,2 м 2 . Мачта посред­ством шарнира у шпора свободно вращается и на­клоняется во все стороны. Кинжальный шверт пре­пятствует дрейфу, а стабилизирующий плавник на корме помогает сохранению курса. Мачта и гик должны быть плавающими.

Техника. При старте спортсмен стоит на виндсерфере спиной к ветру. С помощью веревки он подтя­гивает к себе лежащее на воде вооружение (мачту, гик и парус) и сначала оставляет парус развеваться по ветру. Затем он берет гик одной рукой близко от мачты, а другой рукой примерно посередине ги­ка, чтобы, подтягивая парус, установить его под нужным углом к ветру. Виндсерфер управляется парусом.

При наклоне вооружения назад серфер приводится, при крене вооружения вперед-уваливается. Упра­вление виндсерфером требует большого владения своим телом и удается лишь после длительной тре­нировки. Поэтому виндсерфисты должны сдавать определенные нормативы.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка