Всероссийская олимпиада школьников физика задания заключительный. Всероссийская олимпиада по физике

О сновными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Время выполнения:

60 мин -7, 8 классы - 4 задания;

1 час 30 мин - 9 классы - 4 задания

2 часа - 10,11 классы - 5 заданий.

Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.

Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.

Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.

В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.

Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 - 9 классов- 5 баллов.

Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Найдено решение одного из двух возможных случаев.

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов - 20, для 10, 11 классов -25 баллов.

7 класс

На рисунке

1 футу соответствует расстояние в 304,8 мм

v L =100 м, его скорость u =1.5 м/с.

Всероссийская олимпиада школьников по физике.

Школьный этап. 2015-2016 учебный год.

7 класс

В Древней Греции единицей массы был «талант». В одном таланте содержалось 60 мин, а одна мина делилась на 100 драхм. Масса найденной археологами золотой чаши, согласно древнегреческим источникам, составляла 1 талант и 15 мин. Выразите это значение в килограммах, если известно, что 1 драхма соответствует 4,4 грамма.

На рисунке дана характеристика писчей бумаги «Снегурочка», которую можно обнаружить на ее упаковке. Определите массу не распакованной пачки этой бумаги. Массой упаковки можно пренебречь.

В морском флоте используется внесистемная единица длины, называемая футом. Зная, что 1 футу соответствует расстояние в 304,8 мм , оцените расстояние между килем судна и морским дном, упоминаемое в выражении «7 футов под килем». Ответ дайте в метрах и округлите до целых.

Два человека одновременно вступают на эскалатор с противоположных сторон и движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями относительно эскалатора v = 2 м/с. На каком расстоянии от конца эскалатора они встретятся? Длина эскалатора L =100 м, его скорость u =1.5 м/с.

Всероссийская олимпиада школьников по физике.

Школьный этап.

2015-2016 учебный год

Ответы и краткие решения

7 класс

1. Решение. Один талант составляет 60*100=6000 драхм, 15 мин состоит из 15*100=1500 драхм. Таким образом, масса чаши - 7500 драхм или 7500*4,4=33000 г = 33 кг. Ответ: 33 кг.

2. Решение. Из характеристики бумаги следует, что 1 м 2 такой бумаги имеет

массу 80 г. Тогда один лист площадью S = 0,21 * 0,297= 0,06237 м 2 имеет массу m = 80 * 0,06237 = 4,9896 г.

Следовательно, пачка бумаги из 500 листов имеет массу M = 500 * m= 500 * 4,9896 = 2494,8 г = 2,4948 кг = 2,5 кг. Ответ: 2, 5 кг.

3. Решение.

7∙ 304,8 мм = 2133,6 мм

2133,6 мм = 21, 336 м

21, 336 м = 21 м Ответ: 21 м.

4. Решение. Человек, движущийся «по» эскалатору, перемещается относительно земли со скоростью 2+1.5=3.5 м/с, движущийся «против» эскалатора со скоростью 2-1.5=0.5 м/с. Скорость их сближения (которая от скорости эскалатора не зависит) равна 3.5+0.5=4 м/с. Относительно земли они пройдут путь 100 м, затратив на него время . Таким образом, человек, движущийся «по» эскалатору проедет относительно земли 3.5 м/с*25 с=87.5 м. Ответ: 87.5 м от конца, из которого «выходит» эскалатор.

1. Семиклассник

Семиклассник ходит в школу из дома с постоянной скоростью V ═ 2м/с. Расстояние от дома до школы L ═ 103м, и мальчик успевает как раз к началу урока. Однажды семиклассник решает вернуться с полпути домой, потому что забыл выключить электроприбор. Успеет ли он в школу к началу урока, если с этого момента будет бежать со скоростью v 14,4км/ч?

2.Снег

Туристы набили котелок до краев снегом и вытопили из этого снега V ═ 0,75 л воды. Найдите объем котелка, если известно, что вода в четыре раза плотнее снега, собранного в котелок туристами.

3.Бумага

Как найти плотность бумаги, если имеется толстая тетрадь в клетку, монета массой m ═ 1г, ножницы и рычажные весы без гирь? Сторона клетки в тетради имеет длину a ═0,5см.

4. Амфора

Во время археологических раскопок была найдена старинная прозрачная бутылка, нижняя часть которой имеет форму параллелепипеда и по объѐму составляет более половины от всей бутылки. Верхняя часть бутылки имеет неправильную форму (см. рисунок). Как, имея в распоряжении линейку, пробку к этой бутылке и неограниченные запасы воды, определить объѐм бутылки?

5. Спринтер

Спортсмен, пробежав стометровку, начал останавливаться в момент пересечения линии финиша и полностью остановился на расстоянии 5 метров за ней. Определите, за какое время спортсмен пробежал дистанцию, если его наибольшая скорость была Vmax = 10м/с. Считать что при разгоне, и при торможении скорость спортсмена менялась равномерно, время разгона и время торможения одинаковы.

Всероссийская олимпиада школьников 2016-2017 учебный год

Школьный тур олимпиады по физике

7 класс

1. Семиклассник

Семиклассник ходит в школу из дома с постоянной скоростью V ═ 2м/с. Расстояние от дома до школы L ═ 103м, и мальчик успевает как раз к началу урока. Однажды семиклассник решает вернуться с полпути домой, потому что забыл выключить электроприбор. Успеет ли он в школу к началу урока, если с этого момента будет бежать со скоростью v ═ 14,4км/ч?

Решение :

Изменение единиц измерения скорости бега

Vбега = 14,4км/ч = 14,4х1000м/3600с = 4 м/с

Весь запас времени ученика:

Δt = L/v = 103м/2м/с = 51,5с

Затратил время на ходьбу от дома до места вынужденной остановки:
Время, которое затратил ученик, чтобы добежать до дома и от дома до школы:t = (L/2 + L) / Vбега = 1,5L/4м/с = 1,5х103м/(4м/с)= 38,625с ≈38,6с
Сравнение t и Δt/2 показывает, что ученик к началу урока не успеет.

2. Снег

Туристы набили котелок до краёв снегом и вытопили из этого снега V ═ 0,75 л воды.

Найдите объём котелка, если известно, что вода в четыре раза плотнее снега, собранного в котелок туристами.

Решение :

3. Бумага

Как найти плотность бумаги, если имеется толстая тетрадь в клетку, монета массой m ═ 1г, ножницы и рычажные весы без гирь? Сторона клетки в тетради имеет длину a ═0,5см.

Решение :

Для нахождения плотности бумаги осуществим мысленный эксперимент, используя предоставленный по условию задачи инвентарь.

2Пересчитаем число клеток на левой чашке весов N л 1Находим толщину одного листа бумаги, уравняв известную по условию сторону

клетки a = 0,5см с приложенным к ней торцом тетрадных листов. Пересчитав число полученных таким уравниванием листов N l , находим искомую толщину d:

d = a /N l

3Находим объём бумаги, уравновесившей монету Vб:

V б = a a d N л =a² (a/N l) N л = a³ (N л /N l)

Получаем искомую плотность бумаги: ρ = m/V б = 1г/(0,125см³ (N л /N l) =

8 (N л /N l) г/см³2

4. Амфора

Во время археологических раскопок была найдена старинная прозрачная бутылка, нижняя часть которой имеет форму параллелепипеда и по объёму составляет более половины от всей бутылки. Верхняя часть бутылки имеет неправильную форму (см. рисунок).

Как, имея в распоряжении линейку, пробку к этой бутылке и неограниченные запасы воды, определить объём бутылки?

Решение:

форме параллелепипеда.

Измерив длину (а ),ширину (b) и высоту (h) параллелепипеда, получаем объём

части бутылки, заполненной водой: V п = а b h

Закрываем бутылку пробкой

Переворачиваем бутылку

Измеряем высоту воздушного слоя h и находим объём воздуха над водой:

V в b h

Получаем искомый объём бутылки: V= V п + V в = а b (h + h‘)

5. Спринтер

Спортсмен, пробежав стометровку, начал останавливаться в момент пересечения линии финиша и полностью остановился на расстоянии 5 метров за ней. Определите, за какое время спортсмен пробежал дистанцию, если его наибольшая скорость была V max = 10м/с.

Решение:

Для облегчения решения задачи имеет смысл построить график зависимости скорости бегуна от времени. При наличии графика можно столкнуться с двумя способами решения.

Способ 1 («в лоб»)

Очевидно,что искомое время τ, за которое спортсмен пробежал дистанцию, скла —

дывается из времени разгона τ р и времени, когда его скорость была максимальной

τ max: τ = τ р +τ max

τр можно найти, если воспользоваться тем, что скорость при разгоне менялась

равномерно: τ р = S p /v ср . Здесь S p =5м (длина разгона, равная по условию длине

торможения), v ср -средняя скорость при разгоне, равная V max /2= 5м/c: τ р =5м/5(м/с) = 1с.

τ max находится по формуле равномерного движения, когда спортсмен двигался с

постоянной максимальной скоростью: τ max = (100м - 5м) / 10м/с= 9,5с

В итоге находим ответ на вопрос задачи: τ = τ р max = 1с+9,5с = 10,5с

Способ 2

Если учесть, что согласно условию треугольники разгона и торможения на чертеже скорости равны, ответ получается сразу, принимая во внимание, что пройденный путь равен площади под графиком скорости: τ = 105м/10м/с = 10,5с. За такое решение, если его сравнивать с первым, уместно добавить два бонусных балла.

Вконтакте

Второй (муниципальный) этап

Всероссийской олимпиады школьников по физике

10.1. На гладком горизонтальном столе лежит плашмя тонкий обруч массой М . По периметру обруча намотана легкая нерастяжимая нить, за свободный конец нити мы тянем с силой F , направленной по касательной к обручу. С каким ускорением движется конец нити, за который мы тянем?

Решение

Обруч будет скользить по столу, и при этом нить будет с него сматываться. В результате обруч будет совершать сложное движение, которое можно представить в виде суммы поступательного движения обруча как единого целого (при отсутствии вращения) и вращательного движения обруча вокруг своей оси (при неподвижном центре обруча). Так как нить нерастяжима, то искомое ускорение ее конца равно касательному (тангенциальному) ускорению точки обруча, в котором он касается нити. В соответствии с правилом сложения ускорений, это ускорение равно сумме ускорения, связанного с поступательным движением обруча, и касательной составляющей ускорения точек обруча, связанной с его вращательным движением: a = a пост + a вращ.

Так как обруч совершает поступательное движение под действием постоянной силы F , то a пост = F /M . Вследствие того, что обруч тонкий и все его элементы находятся на одинаковом расстоянии от оси вращения, касательная составляющая ускорения точек обруча также равна a вращ = F /M . Следовательно, искомое ускорение конца нити равно a нити = a = 2F /M .

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Полное верное решение

Правильно найдены a пост и a вращ, но далее они неправильно сложены или не сложены вовсе.

Правильно найдены a пост или a вращ (какая-либо одна из величин).

10.2. В Вашем распоряжении 6 резисторов сопротивлением по 100 Ом. Как их нужно соединить, чтобы получить резистор сопротивлением как можно ближе к 60 Ом? Не обязательно использовать все резисторы!

Решение

Рассмотрим три схемы электрических цепей:

Рассчитаем сопротивления этих схем:

100 Ом/2 = 50 Ом

≈ 66,7 Ом

= 60 Ом

Соединение резисторов по схеме 3 дает наилучший результат, ровно 60 Ом.

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Приведена схема нужной цепи и сделан расчет, доказывающий, что ее сопротивление равно 60 Ом.

Рассмотрено 3 и более схем различных цепей и сделаны расчеты их сопротивлений, но схемы искомой цепи (с сопротивлением ровно 60 Ом) среди них нет.

Рассмотрены 1 или 2 схемы различных цепей и сделаны расчеты их сопротивлений, но схемы искомой цепи (с сопротивлением ровно 60 Ом) среди них нет.

Рассмотрена 1 схема цепи и сделан расчет ее сопротивлений, но эта схема не является искомой (с сопротивлением ровно 60 Ом).

Есть отдельные уравнения или чертежи, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

10.3. По двум трубкам в сосуд подают два потока жидкостей с разными температурами. После смешивания и установления температуры в сосуде избыток жидкости вытекает наружу. В первом опыте температуры жидкостей были +50 °С и +80 °С, а результирующая температура в сосуде оказалась равной +60 °С. Во втором опыте расход первой жидкости увеличили в 1,2 раза, а ее температуру довели до +60 °С. Расход второй жидкости и ее температура не изменились. Найти установившуюся температуру.

Решение

Запишем уравнения теплового баланса для обоих опытов. Обозначим расходы жидкостей по массе через M и а M, соответственно, их удельную теплоемкость – через c , температуры – через t 1 = +50 °С, t 2 = +80 °С, t 3 = +60 °С, а искомую температуру – через t .

Решим получившуюся систему уравнений:

=> =>

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Полное верное решение

Верное решение, в котором имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение (описки, ошибки в вычислениях и т. п.).

Верно записаны уравнения теплового баланса для обоих опытов, но решение не получено.

Верно записано уравнение теплового баланса только для одного из опытов.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

10.4. На гладком горизонтальном столе находится легкий стержень, к концам которого привязаны короткие нерастяжимые куски легкой нити. К свободным концам кусков нити прикреплены грузы М и 3М , лежащие на столе (см. рисунок). Нити вначале не провисают. К середине стержня приложена сила F , параллельная кускам нити и перпендикулярная стержню. Найти ускорение середины стержня. Считайте побыстрее, пока стержень не повернулся!

Решение

Так как стержень легкий, то сумма моментов сил натяжения нитей T 1 и T 2 и силы F , вычисленных относительно оси, проходящей через любую точку, должна быть равна нулю. Следовательно, T 1 = T 2 = F /2.

Поскольку нити нерастяжимы и не провисают, то ускорения концов стержня равны ускорениям привязанных к ним грузов: для левого конца стержня и https://pandia.ru/text/78/452/images/image014_43.gif" width="123" height="42 src=">.

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Полное верное решение

Верное решение, в котором имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение (например, описки).

Правильно найдены ускорения концов стержня (или грузов), но ускорение середины стержня не определено.

Правильно найдены силы натяжения нитей.

Есть отдельные уравнения или чертежи с пояснениями, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Всероссийская олимпиада школьников по физике. 2014–2015 г.

Муниципальный этап. 7 класс
Задача 1. Спортивная парусная яхта вышла в плавание с попутным ветром. Ей предстояло пройти расстояние 250 км . В первые 10 часов пути яхта двигалась со скоростью 15 км/ч , затем ветер переменился, и остаток пути яхта
прошла со скоростью 10 км/ч . Сколько часов занял весь путь?

Подсказка Ответ

Весь путь занял 20 ч.

Задача 2. Школьник Вася решил измерить среднюю плотность кубика льда. Он взвесил кубик, измерил длину его ребра, вычислил объём кубика и разделил его массу на объём. Результат очень удивил Васю: средняя плотность ледяного кубика оказалась равна 0,5 г/см 3 , хотя в справочнике было написано, что плотность льда 0,9 г/см 3 . Тогда Вася предположил, что в ледяном кубике находится полость, наполненная воздухом. Найдите объём полости, если длина ребра кубика составляет 3 см .

Подсказка Ответ

Объём полости 12 см 3 .

Задача 3. Школьник Ярослав и пёс Барбос идут по дороге, двигаясь по ней к вершине холма. Ярослав идёт со скоростью 2 км/ч . С самого начала подъёма на холм Барбос начал бегать от Ярослава до вершины, затем назад до школьника и так далее, пока тот не взобрался на холм. Какой путь пробежит Барбос до того момента, как Ярослав взберётся на самую вершину? Скорость Барбоса 9 км/ч , а длина пути до вершины холма 400 м .

Подсказка Ответ

Барбос пробежит 1,8 км.

Задача 4. Школьница Алиса проводит опыты с подвешенной к потолку пружиной, кубиком, большим числом одинаковых шариков и гирями. Алиса обнаружила, что подвешенный к пружине кубик растягивает её сильнее, чем шарик и гиря массой 300 г , но слабее, чем шарик и гиря массой 500 г . Также Алиса обнаружила, что подвешенный к пружине кубик растягивает пружину сильнее, чем три шарика, но слабее, чем четыре шарика. Какой может быть масса шарика? А масса кубика? Известно, что величина растяжения пружины прямо
пропорциональна массе подвешенного к ней груза.

Подсказка Ответ



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка