Инициативность инициативный. Инициативность как проявление общей активности личности рассматривается в Ф

Инициативность как качество личности – способность добровольно, самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Один работник зашел к барину и говорит: - Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей? Барин смотрит в окно и говорит: - Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри. Вышел работник. Зашел снова и говорит: - Правда, барин. Вроде сено. - А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов? - Не знаю. - Сходи и узнай. Пошел работник. Снова входит. - Барин! Точно, с Семеновских. - А не знаешь, сено первого или второго укоса? - Не знаю. - Так сходи, узнай! Вышел работник. Возвращается снова. - Барин! Первого укоса! - А не знаешь, по чем? - Не знаю. - Так сходи, узнай. Сходил. Вернулся и говорит: - Барин! По пять рублей. - А дешевле не отдают? - Не знаю. В этот момент входит Иван и говорит: - Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают. Барин обращается к первому работнику и говорит: - Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?

Слово «инициативность» образовано от слова «инициатива». Словари дают следующее толкование слова «инициатива».

1. ИНИЦИАТИВА [фр. initiative < лат. initiāre начинать]. Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. 2. ИНИЦИАТИВА (франц. initiative, от лат. initium - начало). Почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность – это когда человек конкретно не обязан что-то делать, и его никто прямо либо косвенно не просит это что-то сделать, но если он все-таки делает, — это его внутреннее побуждение, свобода выбора найти применение своему энтузиазму. Что происходит? Возникает личная либо общественная проблема, и инициативность делает первый шаг к ней навстречу. В инициативности всегда заложено творческое начало, ибо она всегда стоит, как витязь на распутье, перед выбором – оставить всё, как есть, или преобразовать старое, создать новое качество. Для добровольного решения пойти на перемены и преобразования требуется существенное волевое усилие, смелость, находчивость и ответственность за последствия своих начинаний.

Тем не менее, иногда инициативность бывает безответственной. В основном ею грешат романтики и носители качества непостоянства – кинуть идею, заразить ею других или начать дело, не задумываясь, кто и как будет доводить его до логического конца, существуют ли необходимые условия и ресурсы для организации рентабельного, эффективного производства, каковы ближайшие или отдаленные последствия от внедрения начинания в жизнь.

В ответственной инициативности продумано всё до мелочей и деталей. Дети инициативны, но безответственны. На подлинную инициативность способны, как правило, зрелые личности, которым не страшно взять ответственность на себя, тем более, что инициативный человек слышит со стороны предупреждающие возгласы: «Инициатива наказуема», «За базар нужно отвечать». Когда человек находит в себе смелость для проявления инициативности – это свидетельствует о силе, высоком потенциале и целеустремленности личности, о высокой жизненной планке и наличии своего пути. Если ты сам не знаешь свой путь, как и куда ты поведешь людей? Без цели инициативность безответственна.

Инициативность приносит плоды, если она наполнена энергией процветания. В любом начинании изначально должна быть мысль, как служить людям. Настоящий большой бизнес – это не способ грести под себя, это способ служения людям. Когда создается новая фирма, в ее миссии должна быть заложена мысль, как лучше удовлетворить людские потребности. У Генри Форда была мысль сделать доступный для каждого американца автомобиль, у Билла Гейтса была идея подарить людям всемирную сеть – интернет, у Кеммонса Уилсона появилась инициатива создать сеть удобных и доступных семейных отелей по всему миру под фирменной маркой Holiday Inn. Если инициативность корыстна, если она настроена «впарить» клиенту некачественный товар, разово обобрать до нитки, лишь бы сорвать прибыль, обманутые покупатели будут мысленно посылать негативную энергию в форме негодования, осуждения и проклятий в адрес псевдо бизнесменов. Энергия процветания покинет их бизнес, и вся инициативность по его организации пойдет прахом.

У Дейла Карнеги приводится история, которая пришлась ему по вкусу и красноречиво свидетельствовала: стоит даже в самой неблагоприятной среде подумать о людских потребностях, о том, как служить людям и сразу в проявленную инициативность придет энергия процветания. Однажды Дейлу Карнеги довелось некоторое время погостить у одного фермера. Дела его шли более чем хорошо. Когда он только приобрел ферму, выяснилось, что земля не годится для выращивания каких-либо полезных растений. Местность была неподходящей не только для земледелия, но и для скотоводства. Бедняга едва не впал в отчаяние. На земле, которая теперь стала его собственностью, росли только дубы и водились ядовитые змеи. Наверное, землю можно было бы попытаться продать, пусть и достаточно дешево. Ведь маленькие деньги лучше, чем ничего. Однако фермер был инициативным человеком и знал, как действует энергия процветания. Он подумал: «Нужно проявить инициативность в связке с мыслями о служении людям и всё будет нормально». Он открыл ферму гремучих змей. Из мяса змей делались консервы, яд отправлялся в лаборатории, где из него делали ценные лекарственные средства. Кожа змей также шла на продажу, ведь из нее делались прекрасные туфли и сумочки. Дела пошли самым великолепным образом.

В истинной инициативности отсутствует идея выслужиться перед начальством, чтобы показать, какой я хороший, ответственный и инициативный. Чем больше такие люди проявляют ложную инициативность, тем больше на них сваливают работы. От этого они нервничают, возмущаются и негодуют. Окружающие только посмеиваются над дутым инициатором. Поддельная инициативность обычно заканчивается крахом. Инициатора наказывают за допущенные ошибки, что вызывает у него бурю отрицательных эмоций.

Во всём должна быть мера. Это в полной степени относится и к инициативности. Нужно знать где, когда и как можно проявлять инициативность, иначе можно превратить это качество в ужасный порок и настоящее бедствие для своего обладателя. Воин по своей инициативе поднимает людей в атаку. Бойцы тоже испытывают стадное чувство. Все побежали, и я побежал. Командир кричит: «Отставить», но его в пылу атаки никто не слышит. За такую инициативность расстреливали, как предателей. У Владимира Тарасова замечательно раскрыт пагубный характер такой инициативности: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбе­жал к вражеским позициям, отрубил две головы и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд - символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисцип­лину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся, не дожидаясь приказа. За ним другой, третий, вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Оценить ли поведение труса как дисциплинированность и награ­дить?! Или как трусость - и наказать? А если год прошел, а он все сидит и ждет приказа?! Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать, - это порядок. Если порядок нарушается, но можно сказать, кто нарушитель и кто нарушил, это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил, - это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстра­шие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он вносит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он порождает дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в нем. И восстановить картину мира, где страшно нару­шать порядок и нестрашно не нарушать. Войско панически мечется в окружении. Никто не слушает командиров. Влетает генерал на лошади и кричит: – Вот он - провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно восстановилась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперед, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе вас ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных для долж­ностей, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума».

Петр Ковалев 2013 год


Успешность и инициатива зачастую идут рядом, и первая является следствием второй, особенно в области бизнеса и предпринимательства. и инициативным, читайте далее.

Как стать успешным человеком в жизни: инициативность

Инициативность – это способность к активным самостоятельным действиям и привлечение к ним других людей.

Инициативные люди имеют больше преимуществ, чем пассивные:

  • они чаще достигают желаемых результатов , занимают ведущее положение в обществе;
  • они могут полностью самостоятельно дать жизнь своим идеям ;
  • их жизненная позиция привлекает партнеров по бизнесу или работодателей;
  • правильный подход к внедрению идеи приносит хорошую материальную и моральную прибыль .

Инициативность и бизнес


Достаточно со стороны посмотреть на людей, проявляющих инициативу – это энергичный, творческий, находчивый, легкий на подъем и в то же время очень ответственный народ, всегда готовый к реализации своих и чужих идей.

Как раз все вышеперечисленные качества очень ценятся в сфере предпринимательства, особенно если учесть, что в наше время найти незанятую и приносящую доход область бизнеса становится труднее с каждым днем.

Тем не менее, смелые идеи и энергичность отдельных людей позволяет им воплотить в жизнь совершенно новые, интересные замыслы, обладающие высокой конкурентоспособностью и потенциалом. К сожалению, таких людей гораздо меньше, чем обычных мечтателей,

Как стать успешным и развить инициативность?


При определенном желании и стремлении стать успешным человеком можно развить в себе ту или иную степень инициативности. Существует несколько рекомендаций, которые должны существенно помочь в ее развитии:

Анализируйте

Оценивая ситуацию, учитесь учитывать мельчайшие детали. Не считайте инициативных людей эдакими Александрами Матросовыми, готовыми броситься на пулемет с голыми руками.

Воплощение любой идеи требует не только энтузиазма, но и тщательного анализа деталей, обстоятельств, последствий в случае провала. Ведь иногда даже маленькая неудача может остановить величайший проект и заставить забыть о следующем.

Просчитывайте риски

Помните: «инициатива наказуема». Но только тогда, когда она заведомо кровельная, то есть у нее не просчитаны риски и их последствия, варианты и алгоритмы действий, неправильно выбрано время внедрения.

При правильном и логичном подходе и удачном внедрении идеи в жизнь, инициатора ожидает вознаграждение.

Не забывайте об ответственности

При правильной оценке ситуации будет уместно предусмотреть возможности полной неудачи проекта и варианты уменьшения предполагаемых потерь. Большую значимость это будет иметь в случае совместного с другими людьми инвестирования в бизнес. Уверенность в том, что просчитаны все альтернативные пути развития и варианты отхода, дает возможность проявить инициативу без особо неприятных последствий.

Надейтесь исключительно на свои силы

Старайтесь не привлекать к воплощению своих целей людей со стороны. Кстати, это правило относится не только к области предпринимательства, но и к другим жизненным сферам. В этом случае появляется привычка опираться только на себя и проявлять инициативу становится легче.

Естественно, вы вряд ли физически успеете сделать все самостоятельно, и придется некоторые шаги доверять коллегам. Старайтесь, чтобы это были второстепенные вопросы, для облегчения поисков «крайнего» в случае провала или частичной неудачи. Так все в жизни будет зависеть только от вас, и только вы будете ее хозяином.

Не ленитесь

Будьте активными, не ленитесь. Пассивность и нежелание браться за дело могут свести на нет даже самую лучшую инициативу.

Учитесь избавляться от лени, начиная с бытовых вопросов. Не откладывайте на «потом» мелкие, неспешные дела только потому, что есть более интересные занятия. Например, выносите мусор не «по пути», а ради избавления от мусора; мойте посуду сразу после еды; гуляйте с собакой во время, даже если по телевизору идет интересный фильм. Так постепенно придет организованность, а привычка лениться уйдет на второй план.

Критика и критиканство

Спокойно относитесь к критиканству. Помните, критиканство - это не аргументированная критика ваших действий, а обычные негативные комментарии завистливых людей.

«Это нереально», «Что ты в этом понимаешь», «Дело обречено на провал, и даже начинать не стоит», «У тебя не получится» - вот примерный список критиканских выражений, знакомый любому, даже неинициативному человеку. Игнорируйте их, ведь вы уже просчитали все шаги развития ситуации и детально оценили каждый из них. Недаром говорят «Кто не ходит, тот и не падает» и «Тот ничего не сделал, кто ничего не начал». Придумывайте, анализируйте, просчитывайте и воплощайте в жизнь свои инициативы.

Одним из значимых показателей степени развитости человека является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность - это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативный человек - это энергичный, обладающий достаточной долей находчивости и предприимчивости индивидуум, свободно самовыражающийся и всегда готовый лично отвечать за последствия принимаемых им решений. Инициативность - это устойчивое свойство личности, которое проявляется не под влиянием чьих-то указаний, напротив, это осознанное и решительное желание что-то начать или преобразовать.

Инициативность и энтузиазм движут миром: благодаря этим качествам, интересные новаторские идеи реализуются в различных областях жизнедеятельности.

Инициативность свойственна смелым людям, не боящимся сделать первый шаг и самостоятельно принять решение. При этом данное качество является очень важным не только в сферах деятельности, связанных с риском и огромной ответственностью. Оно прекрасно дополняет другие базовые таланты и помогает проявить себя в общественной и политической деятельности (пожалуй, самый наглядный пример инициативного человека – это вдохновитель общественной организации или лицо, представляющее ее, активист движения или политик, чья идея об улучшении жизни населения и смелое отстаивание гражданской позиции вдохновляет многих), в бизнесе и предпринимательстве (крупные предприниматели или владельцы небольшой фирмы – по своей сути должны быть инициаторами, способными к смелым и решительным действиям), в науке и творчестве (новаторство, креативность и творчество – весьма благоприятная среда для проявления инициативности, мир был бы беднее, если бы многие идеи и замыслы не были воплощены).

Что дает инициативность человеку

Отличающее инициативных людей умение разглядеть возможность и своевременно ею воспользоваться, открывает для них новые горизонты и перспективы. В условиях бизнеса, где найти свободную нишу с каждым днем все труднее, самостоятельность и инициативность, а также напористость в реализации замыслов дает существенные преимущества и гарантирует успех. Также инициативность не остается без вознаграждения и щедро поощряется на предприятиях, где ценят энергичных, самостоятельных и деятельных сотрудников. Некоторыми фирмами инициативность в работе коллективов стимулируется даже специально.

Преимущества инициативности очевидны. Любому, кто ей может похвастаться, она помогает реализовать амбиции, воплотить в жизнь все свои идеи, мечты и желания. Инициативность демонстрирует активную жизненную позицию человека, что никогда не остается незамеченным работодателем, партнером по бизнесу, да и всеми окружающими. Она помогает человеку занять высокое социальное положение, и приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение.

Большинство людей, отличающихся инициативностью интересны в общении, и являются душой компании. К ним прислушиваются, за ними следуют (кстати говоря, инициативность – это одно из основных лидерских качеств личности ). Инициативный человек – это специалист по созданию интересных идей и организации досуга, в компании такие личности незаменимы.

Как вы могли понять, инициативность – качество, развитие которого дает конкретные преимущества и «обещает» успех. Поэтому людям, желающим реализовать себя в полной мере, важно знать, как развить инициативность. Но, прежде чем перейти к советам и способам воспитания в себе этого свойства, необходимо отметить, что инициатива может быть как ответственная, так и безответственная. Безответственная инициативность свойственна легкомысленным людям с романтическим складом характера. Такой «деятель» может легко вкинуть предложение или начать что-то делать, даже не продумав основные нюансы: цену вопроса, наличие ресурсов, рентабельность, необходимость начинания и его последствия. В ответственной же инициативе продумано все до мелочей. Это надо понимать! А теперь давайте рассмотрим способы развития инициативности.

Как развить инициативность

Начинается в раннем возрасте. Но что делать, если как личность вы уже сформировались, а данное качество так в вас и не проснулось? Для начала хорошо было бы провести сеанс визуализации , в котором со стороны увидеть себя человеком инициативным, полным энтузиазма и решительности. Но все-таки в первую очередь следует для себя твердо решить, надо ли вам это вообще. Живут же люди и без этого качества, и хорошо живут.

Сразу стоит отметить, что для проявления и развития инициативности необходимо научиться понимать и правильно оценивать складывающуюся обстановку, в которой предстоит действовать и проявлять энтузиазм, четко осознавая все нюансы, прогнозируя успех мероприятия и выбрав подходящее для этого время. Ведь известно, что инициатива наказуема лишь тогда, когда она проявлена в неправильной форме и не вовремя.

Понятно, что на 100% просчитать и учесть все подводные течения и камни нельзя, как нельзя быть уверенным и в правильности собственных суждений по, казалось бы, явным моментам. Однако помните, что для достижения поставленной цели и решения задачи, при проявлении инициативы, важно основательно проработать план действий, иначе она имеет шанс оказаться безответственной, и, следовательно, провальной и плохо воспринятой!

Также помимо расчетов и планирования важно иметь решимость к действию и смелость нести ответственность за каждый свой шаг. В мире множество людей, способных придумывать свежие и порой даже гениальные идеи, однако воплощенными в жизнь они бывают совершенно не теми, кто их придумал, а людьми, в первую очередь смелыми и решительными.

Инициативность, как качество характера, не возникает просто так, его надо планомерно и постепенно развивать, учась продвигать и отстаивать свои интересы. Не рассчитывайте, что кто-то за вас сделает всю работу, надейтесь только на себя, и всю ответственность за собственную жизнь, за личный успех и благополучие возлагайте исключительно на себя. Конечно, можно делегировать полномочия, давать поручения , инициируя новый проект, просить о помощи и т.д., но речь не об этом, а о том, что постановщиком спектакля под названием «Жизнь», со всеми целями, планами и достижениями должны быть вы! Не стоит бездействовать, ожидая перемены обстоятельств и пассивно выжидая, надеясь на какие либо благоприятные изменения. Действуйте, а заметив недостатки и упущения, стремитесь их незамедлительно исправить, не ожидая указания сверху.

Нельзя научиться проявлять инициативу, не избавившись от привычки постоянного затягивания дел. Лень и прокрастинация , пассивность и безразличие - смертельные враги инициативности. Перестаньте откладывать на потом то, что можно сделать сегодня, сейчас. В этом вам помогут следующие рекомендации:

  • Каждый день, не дожидаясь дополнительных команд, указаний и напоминаний совершайте те действия, которые должны быть предприняты;
  • Ежедневно делайте дела, которые вам непривычны, дела, которые принесут пользу другим людям (бескорыстно);
  • Изо дня в день объясняйте, хотя бы кому-нибудь одному, важность и необходимость привычки делать то, что должно быть сделано, без вспомогательных усилий. Человек лучше усваивает то, чему учит других – это факт;
  • Проявляйте инициативу в небольших, повседневных делах, которые, так или иначе, связаны с вашей обычной работой.

Для развития инициативности и для того, чтобы она не угасала, важно не зацикливаться на отрицательных оценках, звучащих в ваш адрес. Не критикуют только тех, кто ничего не делает, но именно к критике и стоит прислушиваться (только конструктивной), а вот пересуды, сплетни и оговоры пропускайте мимо ушей. Чаще всего они звучат из-за зависти и являются верным признаком того, что вы на что-то способны, в отличие от тех, у кого не хватает решительности и ума.

Для того чтобы стать инициативным человеком, надо не только иметь «гибкий ум », но и обладать хорошей физической формой или, по крайней мере, быть всегда в тонусе. Ведь инициативность – это огромный поток свободной энергии, находящей свой выход в эффективной деятельности, который может существовать только в здоровом теле.

Правила проявления инициативы

Первым аспектом проявления инициативы является ее уместность. Если говорить о данном роде активности применительно к работе и своим должностным обязанностям, то следует понимать, что инициатива уместна не везде. Инициативные сотрудники воспринимаются в разных компаниях по-разному, причем это зависит от многих факторов, например, таких как: личность начальника, корпоративная этика, специфика коллектива и даже форма собственности предприятия. Известно, что на госслужбе инициатива приветствуется редко. Также она не в почете в компаниях с конкретно прописанным регламентом, со строгими внутренними правилами или устоявшимися традициями и наистрожайшей субординацией. Так что, находясь в подобных условиях и решившись проявить инициативу в работе , будьте готовы к скрытому или явному противодействию.

Если для вас важно иметь возможность выплескивать весь свой энтузиазм и проявлять в работе самостоятельность и инициативность , ищите работу в молодой и современной команде, где агрессивно осваиваются новые направления рынка (например, такие как – продажи, интернет, связь и другие информационные технологии). В таких коллективах, особенно на startup этапе, инициативность, предприимчивость и энергичность чаще всего поощряется.

Уместность инициативы также обусловлена той должностью, которую занимает инициатор. Понятно, что активности и проявления себя креативной личностью от обычного служащего банка никто не ждет. Зато эти проявления весьма ожидаемы, например, от работающего в этом же банке pr-менеджера. Инициатива – это часть работы, свойственная многим профессиям (в основном творческим), но не всем!

При проявлении инициативы необходимо заранее ставить в известность всех заинтересованных лиц, иначе могут возникнуть проблемы. Инициатива бизнесмена без уведомления своих партнеров или инициатива сотрудника без согласования с коллегами и начальством, может стать проблемной и привести к потерям или каким-нибудь другим неблагоприятным последствиям. Это же касается личных и семейных отношений, близкие люди должны знать о ваших серьезных и судьбоносных решениях.

Чтобы ваша инициатива отличалась успешностью необходимо подходить к инициированию новой деятельности, озвучиванию и реализации новых замыслов со всей ответственностью (в начале статьи уже было сказано о том, что такое инициатива безответственная). Желаете быть услышанным? Хотите, чтобы ваши предложения были восприняты на «ура» и получили «добро» на воплощение их в жизнь? Тщательно обдумайте аргументы, подготовьте весомые доказательства целесообразности преобразований (не приукрашивайте), если надо, то обязательно предоставьте соответствующие расчеты, оцените, каким образом и за счет каких ресурсов выгоднее данную инициативу претворить в жизнь. Все это касается не только работы по найму, но и инициатив в бизнесе, в личных и общественных делах - презентуйте свои идеи правильно, тогда поддержка вам будет обеспечена.

Хорошая возможность высказать свои мысли и идеи – устраиваемые в рабочем коллективе мероприятия типа мозгового штурма . Инициативному человеку – грех не воспользоваться этой ситуацией. Обычно о них предупреждают заранее, так что можно подготовиться.

Есть инициативные и сверхинициативные люди. У последних энергия бьет через край, а количество генерируемых идей просто зашкаливает. Недостатком сверхинициативности является неумение вовремя остановиться и сконцентрироваться на чем-то одном. Такие люди быстро остывают к собственным идеям (мысль, озвученная, буквально несколько минут назад, кажется им уже устаревшей и неактуальной) и берутся то за одно, то за другое. Поэтому, если вы относите себя к чрезмерно деятельным – не забывайте про тормоза. Если то и дело в вашей голове рождается новая идея , притормаживайте, выбирайте самую лучшую и обязательно добивайтесь ее реализации.

В процессе реализации инициатив всегда появляются преграды и сложности. Одной из таких проблем может быть пассивность людей, с которыми вы решили (или вам пришлось) начать что-то новое. От этого не уйти, инертных людей очень много, и чтобы вовлечь их в работу, придется постараться. Самое главное, мотивировать - внятно объяснить им какие выгоды они получат, воплотив вашу инициативу (коллеги или подчиненные получат новый опыт, партнеры прибыль и т.д.). Также важно как можно четче очертить круг их обязанностей.

Желаю, чтобы большинство ваших инициатив оказалось успешным! Создавайте, творите, находите единомышленников! Не огорчайтесь, если сразу не получается увидеть результат, некоторые проекты требуют раскачки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В древней Индии говорили : «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности , не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено , что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности ».

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия : самостоятельность и инициативность дошкольников .

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности , критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Идеология современного дошкольного образования , заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , - поддержка разнообразия детства .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей .

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести :

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями , которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании . Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности .

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

САМООРГАНИЗАЦИЯ - деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения : это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте , в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов» .

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу : умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков :

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели : воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребёнка , уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности .

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :

1. Требуя от ребенка самостоятельности , руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой , сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!» .

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно , не дожидаясь помощи : посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности . Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания , самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность ” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности . Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность , инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит :

«Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»

Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках инициативной личности, показателях инициативности ребенка. Представлены педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями. Для каждой возрастной группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная) приведены примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств. Для детей подготовительной группы предлагается игра,представляющая авторскую разработку музыкального руководителя. Предлагается дизайн оформления памятки в виде буклета.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности.

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»
(Элберт Грин Хаббард)

Инициативный ребенок дошкольного возраста - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
В ФГОС ДО (общие положения п.3) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения.Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность (проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности);
- содержательность интересов.

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы
является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность. Необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

«Сороконожка» (автор Е.Железнова)
для детей младшей группы (3-4 года)

Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой».
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут –
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний,
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.

«Змея»
для детей средней группы (4-5 лет)

Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом???

«Фото-сессия»
для детей старшей группы (5-6 лет)

Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру.
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму:
Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка