Гибель хоккейной команды по вине василия сталина. Упавшие с неба

Эта катастрофа случилась в 1950-м году. 5 января при заходе на высадку в Свердловске (сейчас Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибло 13 человек (хоккеисты, доктор, массажист) из команды ВВС – Иван Новиков, Евгений Воронин, Василий Володин, Зденек Зигмунд, Юрий Тарасов, Гарри Мелупс, Роберт Шульманис, Юрий Жибуртович, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Гальперин, Галкин, Борис Бочарников.

Погибли также 6 членов экипажа (командир майор Зотов). «Хозяином» разбившейся команды был командующий ВВС Столичного округа генерал-лейтенант, всевластный Василий Сталин. Василий страстно и деспотично обожал спорт. Он организовал команды «летчиков» фактически во всех игровых видах спорта и требовал от игроков лишь побед. Если б не это, доходящее до бреда, сталинское желание побеждать, команда не погибла бы, она поехала бы на выезд в Челябинск, как традиционно в те времена, поездом. Перед новейшей, толком не обкатанной, командой стояла сложнейшая задачка – стать фаворитом СССР, потому новейший играющий тренер, великолепный защитник тех времен Борис Бочарников желал потренироваться несколько излишних дней в Челябинске (а не трястись это время в поезде) и попросил у «шефа» самолет. Летать самолетом на соревнования в те годы было запрещено – слишком недешево, но кто мог запретить Василию Сталину, он самолет отдал. Самолет вылетел ранешным днем в нехорошую для полетов погоду, которая около Урала стала нелетной, диспетчер приказал лететь на Свердловск, да и тут оказалась нехорошая видимость да к тому же метель. Самолет 6 раз входил на высадку, но в итоге Ли-2 упал на землю.

Василий, опасаясь гнева отца, решил трагедию скрыть. Сталин с отпрыском был строг, и за гибель самолета из авиаполка особенного назначения, по головке бы точно не погладил. Фактически за день Василию удалось собрать новейшую команду, при этом, некие хоккеисты были с фамилиями погибших игроков. Игра свершилась! Великий вождь о данной катастрофе так никогда не вызнал. Газеты в комментариях об игре упоминали фамилии только трёх игроков, сохранившихся от старенького состава, которые по различным причинам не полетели тем злополучным рейсом – это Всеволод Бобров (он опоздал), Александр Виноградов (был дисквалифицирован за драку в прошлом туре), Виктор Шувалов (лишь что перебежал в ВВС из Челябинска и потому не желали травмировать челябинских болельщиков). Виктора Шувалова поначалу тоже посчитали погибшим. Как и до этого, вышел играться Жибуртович, но при всем этом не указывались его имя и инициалы, так как за ВВС сейчас играл брат погибшего, Павел. Заместо нападающего Александра Моисеева стал играться его однофамилец Анатолий Моисеев. В команду ВВС в течение суток возвратились, ранее из нее ушедшие, Эрик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и неких новичков. Совместно с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и выслали в Челябинск(Бобров выехал ранее) .

Игра была незабываемой. В Челябинске ходили слухи о катастрофе. Переполненные трибуны жарко болели не за владельцев поля, а за гостей – команду ВВС. Все соображали, что летчики играют не только лишь за себя, да и за погибших товарищей. Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС одолела со счетом 8:3.

Наш известный хоккеист Всеволод Бобров, за некоторое количество дней до катастрофы перешедший в команду ВВС, не умер чудом.Версии, что он загулял в ресторане либо, что самовольно поехал поездом, т.к. боялся летать, не соответствуют реальности. Боброва выручил его Ангел Хранитель. По другому не разъяснить, почему не захотел звонить надежный и проверенный будильник? Бобров прибежал на летное поле, когда самолет уже взлетал. Перед взлетом Бочарников долго ожидал Боброва, не дождался, и выслал на его поиски админа Н.А. Кольчугина с приказом хоть какой ценой разыскать его и высадить в поезд. Так будильник Боброва выручил жизнь к тому же админа команды.

Сезон 1949-1950 года команда ВВС окончила на 4-м месте, а потом три сезона попорядку была первой.

Юрий Чашин http://chash24.blogspot.com

ВВС: песня о прерванном полёте

"Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел - не узнал". Строки Владимира Высоцкого будто специально писались о гибели легендарной команды ВВС.

В наших рассказах об истории отечественных хоккейных чемпионатов придется сделать отступление от темы. Слишком уж тяжела была та трагедия, случившаяся более 60 лет назад...

ВВС - Ватага Василия Сталина

Трагедии в спорте – явление нередкое. Часто приходится слышать о тяжёлых травмах, болезнях, слишком ранней гибели спортсменов. Но отдельной строкой в этом чёрном списке стоят авиакатастрофы, жестокие и непоправимые удары судьбы, уносящие жизни не просто спортсменов, но и целых команд. В 1979 году при столкновении самолетов над Днепродзержинском разбился футбольный «Пахтакор», за 18 лет до этого при посадке в Брюсселе погибли более 30 фигуристов и тренеров сборной США. Весь мир помнит трагедию 1958 года с «Манчестер Юнайтед». Ну а в истории хоккея самой печальной и трагической датой остаётся 7 января 1950 года, когда в свердловском аэропорту «Кольцово» потерпел крушение самолёт «Ли-2» («Дуглас»), пассажирами которого были 11 хоккеистов знаменитой команды ВВС - цвет и гордость советского хоккея.

Эту команду собирал по крупицам не кто-нибудь, а сам генерал Василий Сталин , сын вождя и отца всех народов, страстный любитель командных видов спорта. В 50-е годы Василий, сам военный лётчик, командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. Его идеей-фикс было создание мощнейшего в стране спортивного общества, объединявшего в себе лучших игроков страны в самых разных видах спорта. Обладая огромными возможностями, генерал не скупился на обещания для спортсменов, которые по большому счёту получали немногим больше среднего рабочего. И, к чести Василия Иосифовича, слово своё он держал – попавшие под его опеку таланты получали квартиры, льготы, хорошие условия для тренировок, уверенность в завтрашнем дне. Любимцем Сталина-младшего был великий Всеволод Бобров, одинаково прославившийся как футболист и хоккеист. В первую команду военных лётчиков он так и не успел влиться полностью, но для второй стал основой и стержнем.

В те годы аббревиатуру «ВВС» любители хоккея и журналисты расшифровывали по-разному от уважительного «Великая Верность Спорту» или «Выдающиеся Великие Спортсмены» до ироничного «Взяли Весь „Спартак“ или „Ватага Василия Сталина“. К моменту страшного происшествия „лётчики“ носили титул вице-чемпионов страны.

Чёрный январь

7 января, в первой половине дня, 11 хоккеистов ВВС, их врач, массажист, а также шесть членов экипажа вылетели специальным рейсов в направлении Челябинска, где у москвичей была запланирована встреча с местной командой „Дзержинец“ (нынешний „Трактор“). Погода с самого начала предостерегала от полёта на Урал. Атмосферный фронт не позволил воздушному судну с первой попытки долететь до Челябинска, и спортсменам пришлось экстренно садиться в Казани. Здесь перед новым капитаном команды Борисом Бочарниковым , который в то время был одним из лучших защитников страны, встал выбор – продолжать полёт или пересесть на поезд. До пункта назначения оставалось совсем немного, и на свою беду Бочарников выбрал первый вариант. В 90-е годы ходили слухи, что Василий Сталин был виновен в гибели хоккеистов, так как дал свой самолёт и приказал лететь. Но впоследствии выяснилось, что Борис Михайлович, хоть и посоветовался с начальником, решение всё же принимал сам. До игры оставалось ещё четыре дня, но капитан был трудоголиком и любил хоккей всем сердцем, а потому надеялся провести ещё пару-тройку тренировок.

Лететь, впрочем, решили не в Челябинск, а в свердловский аэропорт „Кольцово“, который считался пригодным для приёма самолётов даже в сложных погодных условиях. А условия эти тем временем действительно превосходили все самые страшные прогнозы. Ли-2 в сумерках и снежной пурге начал заходить на посадку в аэропорту, но не сумел сделать это, несмотря на пять попыток. Шестой (по другой версии – третий) заход опытнейшего военного пилота Ивана Зотова оказался фатальным – самолёт врезался в землю, не долетев до полосы несколько сотен метров. Из 19 человек, находившихся на борту, не выжил никто. Команда ВВС погибла в одно мгновение.

Подобные трагедии традиционно для СССР замалчивались в прессе, но закрытое расследование Минобороны позволило выяснить причину катастрофы. Оказалось, что к гибели целого хоккейного коллектива привели сразу несколько факторов. Тяжёлых метеоусловий не выдержал и надёжный аэропорт „Кольцово“. Он принимал все борта, летевшие на Урал, и здесь негативно сказался ведомственный подход. Свердловские диспетчеры в первую очередь сажали свои, пассажирские самолёты, а военному Ли-2 пришлось долго кружить в так называемой „зоне ожидания“. К тому времени, как ему разрешили приземлиться, уже окончательно стемнело, а пассажиры и члены экипажа стали откровенно нервничать. По основной версии, хоккеисты зачем-то забежали в хвост судна, и для пилотов это создало дополнительные проблемы.

Но главной причиной крушения воздушного транспорта стала безалаберность и халатность наземных служб, решивших в тот день настроить приводные радиостанции на расположенных рядом аэродромах „Кольцово“ и „Арамиль“ на одну частоту. Штурман Пономарёв по ошибке стал принимать сигналы радиостанции „Арамиля“, хотя самолёт летел в Кольцово. Естественно, аэродром давал не те координаты, и пилот Зотов несколько раз подряд не сумел найти посадочную полосу. Последним шагом в пропасть стало включение прожекторов на самолёте, что в условиях снегопада создало эффект „световой стены“, которая закрыла видимость пилотам. Согласно формулировке Минобороны, к гибели 19 человек привела НОРП - неудовлетворительная организация руководства полётами.

Погибшие

В этом полёте без преувеличения погибли лучшие хоккеисты своего времени, потенциальные чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Именно они одними из первых в нашей стране освоили „канадский“ хоккей с шайбой. Именно они в составе сборной Москвы, а по сути – национальной команды Советского Союза в 1948 году приняли участие в исторических матчах с чемпионом Чехословакии командой ЛТЦ. Пражская дружина имела в своём составе целый ряд серебряных призёров Олимпиады в Санкт-Морице: форвардов Заброцкого и Конопасека, вратаря Модры, но в серии с советскими спортсменами они сумели взять лишь одну игру из трёх - 5:3 . Ещё одна завершилась вничью 2:2 , а третья ознаменовалась триумфом сборной Москвы - 6:3 .

Жертвами авиакатастрофы стали лучший вратарь страны Харий Меллупс и великолепная тройка нападения Юрий Тарасов (брат великого Анатолия Тарасова) – Зденек Зикмунд Иван Новиков . Последние двое, кстати, были ещё и знаменитыми теннисистами: Иван становился пятой ракеткой страны, а Зденек в паре с Николаем Озеровым шесть раз выигрывал чемпионат СССР. Также при крушении погибли прекрасные игроки Борис Бочарников, Николай Исаев , Роберт Шульманис , Юрий Жибуртович , Евгений Воронин , Александр Моисеев и Василий Володин . На протяжении 20 лет их имена замалчивались, а впоследствии публиковались с ошибками и неточностями. Мы позволим себе почтить память не только погибших хоккеистов, но и всех остальных жертв этого полёта.

1. И. Зотов - командир корабля, майор.
2. В. Тараненко - второй лётчик.
3. А. Пономарёв - штурман, капитан.
4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан.
5. М. Демченко - радист, лейтенант.
6. Д. Лукьянов - механик, старший сержант.

7. Иван Новиков - нападающий.
8. Зденек Зигмунд - нападающий.
9. Юрий Тарасов - нападающий.
10. Гарри (Харий) Меллупс - вратарь.
11. Роберт Шульманис - защитник.
12. Евгений Воронин - защитник.
13. Юрий Жибуртович - нападающий.
14. Николай Исаев - вратарь.
15. Александр Моисеев - нападающий.
16. Василий Володин - нападающий.
17. Михаил Альперин - врач.
18. Алексей Галкин - массажист.
19. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер.

Их похоронили всех вместе на одном кладбище неподалёку от аэропорта. Захоронение из 19 небольших холмиков занимает значительную площадь, вокруг которой сооружено монументальное чугунное ограждение. В центре мемориала возвышается высокий обелиск с плитой из белого мрамора.

Выжившие

Однако не вся команда ВВС погибла в тот злосчастный день. Три хоккеиста волей судьбы остались жить, чтобы играть не за одного „того парня“, а сразу за 11 погибших товарищей. Все они не попали на этот рейс по разным причинам. Александра Виноградова спасла дисквалификация, полученная за то, что он разрезал Михаилу Гащенкову щёку коньком. Новичка команды Виктора Шувалова в Челябинск не пустил Василий Сталин, опасавшийся, что его могут не слишком приветливо встретить в родном городе. А с Всеволодом Бобровым и вовсе получилась почти голливудская история. Каких только слухов не ходило о чудесном спасении спортивного гения. Рассказывали, что будильник, исправно звонивший долгие годы, в этот раз неожиданно подвёл, что сам Бобров загулял предыдущей ночью и просто проспал. Да что там, фантазия людей дошла даже до предсказаний Вольфа Мессинга , лично знакомого с Иосифом Сталиным.

Но всё объяснялось гораздо проще. Дадим слово партнёру Боброва по клубу и сборной Виктору Шувалову: „Про то, что Всеволод Бобров опоздал из-за загула или не прозвеневшего вовремя будильника, - всё это сказки. Ему только-только разрешили переход в команду ВВС, и на следующий после отлёта день он должен был с администратором команды Кольчугиным лично присутствовать при оформлении этого перехода в спорткомитете. Это было непременным условием “. Именно поэтому в Челябинск Всеволод отправился позже всех и поездом.

»Трагедия с командой ВВС под Свердловском наложила отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь , - продолжает Шувалов. - О той страшной авиакатастрофе долго мало что было известно - по целому ряду соображений её просто-напросто постарались поскорее забыть. Но было горе близких, были реальные 19 гробов, была растерянность оставшихся в живых. Тех троих, которых не оказалось в спецрейсе военного самолета, вылетавшего по маршруту Москва - Казань - Свердловск.

Я тогда совсем недавно уехал из Челябинска. Чем бы этот шаг ни был вызван, болельщиками такое воспринимается однозначно: «Предатель!». Я не без труда приспосабливался к новой жизни. И, конечно, был рад, когда узнал, что первая поездка будет в Свердловск и Челябинск - появилась возможность навестить родителей, повидаться с друзьями. Причём новый играющий тренер Борис Бочарников настоял, чтобы команда отправлялась на матч самолётом - мы очень серьёзно готовились к сезону, а трое суток пути поездом могли растренировать команду.

Я, как и все, готовился к поездке. Но Василий Сталин сказал, как отрезал: «Виктора не берите!». На следующий день мы лично от Василия узнали, что вся команда и экипаж погибли. Бобров в это время ехал в поезде, и тормознули его на полпути - в Куйбышеве. Так от команды ВВС осталось три человека. Нас как будто оглушило".

Воскрешение команды

Генерал Василий Сталин не стал откладывать дело формирования новой команды в долгий ящик. Уже к семи вечера в штаб ВВС московского округа были вызваны оставшиеся в живых хоккеисты, которым сообщили о катастрофе и необходимости доиграть сезон.

На следующий день в столицу Южного Урала поездом отправилась новая дружина, в состав которой помимо Виноградова (его дисквалификацию оперативно аннулировали), Шувалова и Боброва вошли вратарь Борис Тропин , защитники Андрей Чаплинский , Александр Афонькин и Евгений Рогов , а также форварды Анатолий Архипов и Александр Стриганов .

В Челябинске на стадион пришлось бежать чуть ли не с поезда. Знавшие о трагедии болельщики приняли Шувалова с распростёртыми объятьями, забыв о том, что он переехал в Москву. Ту игру новая команда ВВС выиграла всухую со счётом 6:0 , причём хет-триком (по другим данным – покером) отметился Всеволод Бобров. После матча команда сразу поехала в Свердловск – на похороны погибших друзей.

В дальнейшем возрождённые «военные лётчики» стали флагманом советского хоккея. В том печальном сезоне они не смогли взойти на пьедестал, заняв лишь четвёртое место, но затем три года подряд никто не мог отнять у них золотые медали. В команду пришли легендарные Николай Пучков , Виктор Тихонов , Павел Жибуртович , (брат погибшего Юрия), Евгений Бабич , а Бобров стал играющим тренером и главной ударной силой коллектива. Помимо медалей чемпионата страны команда ВВС выиграла Кубок СССР, была финалистом этого турнира. А тройка нападающих Бобров – Шувалов – Бабич многократно признавалась лучшей в стране.

P. S. Напоследок - маленький штришок, вроде бы не имеющий отношения к той трагедии, и всё же. На вторую часть Суперсерии 1972 года сборная Канады летела в Советский Союз… двумя самолетами. По половине команды в каждом. Помятуя, между прочим, и ту, советскую катастрофу. Сделано это было по той причине, что это была первая сборная в истории Канады, в которой собрались все лучшие профессионалы. Чтобы в случае чего враз не потерять весь цвет канадского хоккея и было принято такое решение.

Во время захода на посадку

Причина Сложные метеоусловия Место Кольцово , Свердловск , СССР Погибшие 19 (все) Воздушное судно Модель Ли-2 Принадлежность ВВС СССР Пункт вылета Остановки в пути Казань , СССР Пункт назначения Челябинск , СССР Бортовой номер 42 красный Пассажиры 13 Экипаж 6 Погибшие 19 Выживших 0

Авиакатастрофа в Свердловске 7 января 1950 года - авиационное происшествие с самолётом Ли-2 , произошедшее 7 января 1950 года вблизи аэропорта Кольцово в окрестностях Свердловска .

Катастрофа

В 6 часов утра самолёт вылетел с аэродрома на Ленинградском проспекте из Москвы (с промежуточной остановкой в Казани) в Челябинск . На борту, помимо 6 членов экипажа, находились 13 человек хоккейная команда ВВС МВО , направлявшиеся на матч с местным «Дзержинцем ». На момент катастрофы ВВС была одна из сильнейших команд страны - вице-чемпион СССР 1948/1949 по хоккею с шайбой.

Находясь в воздухе и имея данные о невозможности приземления из-за нелётной погоды в Челябинске, командир воздушного судна Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме в Свердловске. В сложных метеоусловиях (метель , сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу - столкнулся с землёй во время захода на посадку.

Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Помимо нелётной погоды, к гибели самолёта привели негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.

Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль , имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством . Всего было выполнено три захода на посадку. Самолёт упал в районе, где позднее была построена ныне существующая новая взлётно-посадочная полоса аэропорта Кольцово.

После падения возгорания не было, однако удар был такой силы, что выжить никому не удалось. Как отмечают очевидцы, тела были страшно изуродованы и не подлежали опознанию. Все погибшие были похоронены на кладбище поселка Кольцово в братской могиле .

Спустя некоторое время в память о погибших на братской могиле был установлен памятник.

Экипаж

  1. Иван Зотов - командир корабля, майор
  2. В. Тараненко - второй лётчик
  3. А. Пономарёв - штурман, капитан
  4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан
  5. М. Демченко - радист, лейтенант
  6. И. Лукьянов - механик, старший сержант

Погибшие члены хоккейной команды ВВС

  1. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер; игрок «сборной Москвы» (1948)
  2. Василий Володин - нападающий
  3. Евгений Воронин - защитник
  4. Николай Исаев - второй вратарь команды ВВС
  5. Юрий Жибуртович - нападающий
  6. Зденек Зикмунд
  7. Харий Меллупс - вратарь; игрок «сборной Москвы» (1948)
  8. Александр Моисеев - нападающий
  9. Иван Новиков - нападающий; игрок «сборной Москвы» (1948)
  10. Юрий Тарасов - нападающий; игрок «сборной Москвы» (1948), брат Анатолия Тарасова
  11. Роберт Шульманис - защитник
  12. Михаил Альперин - врач команды ВВС
  13. Алексей Галкин - массажист команды ВВС

Спасшиеся члены ХК ВВС МВО и последствия трагедии для команды

В последующие после катастрофы дни был объявлен срочный набор в команду ВВС. Вернулись Андрей Чаплинский, Александр Стриганов , Александр Афонькин, пришли ряд новичков - вратарь Борис Тропин, защитник Евгений Рогов , форвард Анатолий Архипов . Вместе с Виноградовым (которому оперативно аннулировали дисквалификацию) и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где предстояло провести первую игру. В итоге, команда на матч вышла, тренером был объявлен Всеволод Бобров. При этом, главные лидеры команды попали в список спасшихся. Игра завершилась со счетом 8:3 в пользу москвичей. После игры члены команды прибыли в Свердловск на похороны погибших товарищей.

Информации об авиакатастрофе не распространялась - впервые о ней упомянул журналист Владимир Пахомов на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей» в № 4 от 26 января 1969 года.

В отчётах о матчах ВВС МВО в центральной прессе не упоминалось, кто забивал голы, если это были не Всеволод Бобров или Виктор Шувалов. Также упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя и инициалы, поскольку за ВВС МВО теперь играл брат погибшего Павел.

В сезоне 1949/1950 команда доиграла сезон в усечённом составе. Тем не менее, до последней игры ХК ВВС МВО сохранял шансы занять призовое место. Лишь поражение в проходившем под сильный снегопад последнем матче с рижским «Динамо» со счетом 3:4 лишило их бронзовых медалей - от третьего места команду отделило всего одно очко.

В межсезонье команда стараниями Василия Сталина усилилась и в последующие три сезона была чемпионом СССР. В 1953 после смерти Иосифа Сталина команду расформировали, объединив состав с ЦДСА ..

  • Пахомов В. Вины Сталина в гибели команды ВВС нет // Советский спорт . - 19 апреля 2001. - С. 11 .
  • ВВС: песня о прерванном полёте

    "Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел - не узнал". Строки Владимира Высоцкого будто специально писались о гибели легендарной команды ВВС.

    В наших рассказах об истории отечественных хоккейных чемпионатов придется сделать отступление от темы. Слишком уж тяжела была та трагедия, случившаяся более 60 лет назад...

    ВВС - Ватага Василия Сталина

    Трагедии в спорте – явление нередкое. Часто приходится слышать о тяжёлых травмах, болезнях, слишком ранней гибели спортсменов. Но отдельной строкой в этом чёрном списке стоят авиакатастрофы, жестокие и непоправимые удары судьбы, уносящие жизни не просто спортсменов, но и целых команд. В 1979 году при столкновении самолетов над Днепродзержинском разбился футбольный «Пахтакор», за 18 лет до этого при посадке в Брюсселе погибли более 30 фигуристов и тренеров сборной США. Весь мир помнит трагедию 1958 года с «Манчестер Юнайтед». Ну а в истории хоккея самой печальной и трагической датой остаётся 7 января 1950 года, когда в свердловском аэропорту «Кольцово» потерпел крушение самолёт «Ли-2» («Дуглас»), пассажирами которого были 11 хоккеистов знаменитой команды ВВС - цвет и гордость советского хоккея.

    Эту команду собирал по крупицам не кто-нибудь, а сам генерал Василий Сталин , сын вождя и отца всех народов, страстный любитель командных видов спорта. В 50-е годы Василий, сам военный лётчик, командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. Его идеей-фикс было создание мощнейшего в стране спортивного общества, объединявшего в себе лучших игроков страны в самых разных видах спорта. Обладая огромными возможностями, генерал не скупился на обещания для спортсменов, которые по большому счёту получали немногим больше среднего рабочего. И, к чести Василия Иосифовича, слово своё он держал – попавшие под его опеку таланты получали квартиры, льготы, хорошие условия для тренировок, уверенность в завтрашнем дне. Любимцем Сталина-младшего был великий Всеволод Бобров, одинаково прославившийся как футболист и хоккеист. В первую команду военных лётчиков он так и не успел влиться полностью, но для второй стал основой и стержнем.

    В те годы аббревиатуру «ВВС» любители хоккея и журналисты расшифровывали по-разному от уважительного «Великая Верность Спорту» или «Выдающиеся Великие Спортсмены» до ироничного «Взяли Весь „Спартак“ или „Ватага Василия Сталина“. К моменту страшного происшествия „лётчики“ носили титул вице-чемпионов страны.

    Чёрный январь

    7 января, в первой половине дня, 11 хоккеистов ВВС, их врач, массажист, а также шесть членов экипажа вылетели специальным рейсов в направлении Челябинска, где у москвичей была запланирована встреча с местной командой „Дзержинец“ (нынешний „Трактор“). Погода с самого начала предостерегала от полёта на Урал. Атмосферный фронт не позволил воздушному судну с первой попытки долететь до Челябинска, и спортсменам пришлось экстренно садиться в Казани. Здесь перед новым капитаном команды Борисом Бочарниковым , который в то время был одним из лучших защитников страны, встал выбор – продолжать полёт или пересесть на поезд. До пункта назначения оставалось совсем немного, и на свою беду Бочарников выбрал первый вариант. В 90-е годы ходили слухи, что Василий Сталин был виновен в гибели хоккеистов, так как дал свой самолёт и приказал лететь. Но впоследствии выяснилось, что Борис Михайлович, хоть и посоветовался с начальником, решение всё же принимал сам. До игры оставалось ещё четыре дня, но капитан был трудоголиком и любил хоккей всем сердцем, а потому надеялся провести ещё пару-тройку тренировок.

    Лететь, впрочем, решили не в Челябинск, а в свердловский аэропорт „Кольцово“, который считался пригодным для приёма самолётов даже в сложных погодных условиях. А условия эти тем временем действительно превосходили все самые страшные прогнозы. Ли-2 в сумерках и снежной пурге начал заходить на посадку в аэропорту, но не сумел сделать это, несмотря на пять попыток. Шестой (по другой версии – третий) заход опытнейшего военного пилота Ивана Зотова оказался фатальным – самолёт врезался в землю, не долетев до полосы несколько сотен метров. Из 19 человек, находившихся на борту, не выжил никто. Команда ВВС погибла в одно мгновение.

    Подобные трагедии традиционно для СССР замалчивались в прессе, но закрытое расследование Минобороны позволило выяснить причину катастрофы. Оказалось, что к гибели целого хоккейного коллектива привели сразу несколько факторов. Тяжёлых метеоусловий не выдержал и надёжный аэропорт „Кольцово“. Он принимал все борта, летевшие на Урал, и здесь негативно сказался ведомственный подход. Свердловские диспетчеры в первую очередь сажали свои, пассажирские самолёты, а военному Ли-2 пришлось долго кружить в так называемой „зоне ожидания“. К тому времени, как ему разрешили приземлиться, уже окончательно стемнело, а пассажиры и члены экипажа стали откровенно нервничать. По основной версии, хоккеисты зачем-то забежали в хвост судна, и для пилотов это создало дополнительные проблемы.

    Но главной причиной крушения воздушного транспорта стала безалаберность и халатность наземных служб, решивших в тот день настроить приводные радиостанции на расположенных рядом аэродромах „Кольцово“ и „Арамиль“ на одну частоту. Штурман Пономарёв по ошибке стал принимать сигналы радиостанции „Арамиля“, хотя самолёт летел в Кольцово. Естественно, аэродром давал не те координаты, и пилот Зотов несколько раз подряд не сумел найти посадочную полосу. Последним шагом в пропасть стало включение прожекторов на самолёте, что в условиях снегопада создало эффект „световой стены“, которая закрыла видимость пилотам. Согласно формулировке Минобороны, к гибели 19 человек привела НОРП - неудовлетворительная организация руководства полётами.

    Погибшие

    В этом полёте без преувеличения погибли лучшие хоккеисты своего времени, потенциальные чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Именно они одними из первых в нашей стране освоили „канадский“ хоккей с шайбой. Именно они в составе сборной Москвы, а по сути – национальной команды Советского Союза в 1948 году приняли участие в исторических матчах с чемпионом Чехословакии командой ЛТЦ. Пражская дружина имела в своём составе целый ряд серебряных призёров Олимпиады в Санкт-Морице: форвардов Заброцкого и Конопасека, вратаря Модры, но в серии с советскими спортсменами они сумели взять лишь одну игру из трёх - 5:3 . Ещё одна завершилась вничью 2:2 , а третья ознаменовалась триумфом сборной Москвы - 6:3 .

    Жертвами авиакатастрофы стали лучший вратарь страны Харий Меллупс и великолепная тройка нападения Юрий Тарасов (брат великого Анатолия Тарасова) – Зденек Зикмунд Иван Новиков . Последние двое, кстати, были ещё и знаменитыми теннисистами: Иван становился пятой ракеткой страны, а Зденек в паре с Николаем Озеровым шесть раз выигрывал чемпионат СССР. Также при крушении погибли прекрасные игроки Борис Бочарников, Николай Исаев , Роберт Шульманис , Юрий Жибуртович , Евгений Воронин , Александр Моисеев и Василий Володин . На протяжении 20 лет их имена замалчивались, а впоследствии публиковались с ошибками и неточностями. Мы позволим себе почтить память не только погибших хоккеистов, но и всех остальных жертв этого полёта.

    1. И. Зотов - командир корабля, майор.
    2. В. Тараненко - второй лётчик.
    3. А. Пономарёв - штурман, капитан.
    4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан.
    5. М. Демченко - радист, лейтенант.
    6. Д. Лукьянов - механик, старший сержант.

    7. Иван Новиков - нападающий.
    8. Зденек Зигмунд - нападающий.
    9. Юрий Тарасов - нападающий.
    10. Гарри (Харий) Меллупс - вратарь.
    11. Роберт Шульманис - защитник.
    12. Евгений Воронин - защитник.
    13. Юрий Жибуртович - нападающий.
    14. Николай Исаев - вратарь.
    15. Александр Моисеев - нападающий.
    16. Василий Володин - нападающий.
    17. Михаил Альперин - врач.
    18. Алексей Галкин - массажист.
    19. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер.

    Их похоронили всех вместе на одном кладбище неподалёку от аэропорта. Захоронение из 19 небольших холмиков занимает значительную площадь, вокруг которой сооружено монументальное чугунное ограждение. В центре мемориала возвышается высокий обелиск с плитой из белого мрамора.

    Выжившие

    Однако не вся команда ВВС погибла в тот злосчастный день. Три хоккеиста волей судьбы остались жить, чтобы играть не за одного „того парня“, а сразу за 11 погибших товарищей. Все они не попали на этот рейс по разным причинам. Александра Виноградова спасла дисквалификация, полученная за то, что он разрезал Михаилу Гащенкову щёку коньком. Новичка команды Виктора Шувалова в Челябинск не пустил Василий Сталин, опасавшийся, что его могут не слишком приветливо встретить в родном городе. А с Всеволодом Бобровым и вовсе получилась почти голливудская история. Каких только слухов не ходило о чудесном спасении спортивного гения. Рассказывали, что будильник, исправно звонивший долгие годы, в этот раз неожиданно подвёл, что сам Бобров загулял предыдущей ночью и просто проспал. Да что там, фантазия людей дошла даже до предсказаний Вольфа Мессинга , лично знакомого с Иосифом Сталиным.

    Но всё объяснялось гораздо проще. Дадим слово партнёру Боброва по клубу и сборной Виктору Шувалову: „Про то, что Всеволод Бобров опоздал из-за загула или не прозвеневшего вовремя будильника, - всё это сказки. Ему только-только разрешили переход в команду ВВС, и на следующий после отлёта день он должен был с администратором команды Кольчугиным лично присутствовать при оформлении этого перехода в спорткомитете. Это было непременным условием “. Именно поэтому в Челябинск Всеволод отправился позже всех и поездом.

    »Трагедия с командой ВВС под Свердловском наложила отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь , - продолжает Шувалов. - О той страшной авиакатастрофе долго мало что было известно - по целому ряду соображений её просто-напросто постарались поскорее забыть. Но было горе близких, были реальные 19 гробов, была растерянность оставшихся в живых. Тех троих, которых не оказалось в спецрейсе военного самолета, вылетавшего по маршруту Москва - Казань - Свердловск.

    Я тогда совсем недавно уехал из Челябинска. Чем бы этот шаг ни был вызван, болельщиками такое воспринимается однозначно: «Предатель!». Я не без труда приспосабливался к новой жизни. И, конечно, был рад, когда узнал, что первая поездка будет в Свердловск и Челябинск - появилась возможность навестить родителей, повидаться с друзьями. Причём новый играющий тренер Борис Бочарников настоял, чтобы команда отправлялась на матч самолётом - мы очень серьёзно готовились к сезону, а трое суток пути поездом могли растренировать команду.

    Я, как и все, готовился к поездке. Но Василий Сталин сказал, как отрезал: «Виктора не берите!». На следующий день мы лично от Василия узнали, что вся команда и экипаж погибли. Бобров в это время ехал в поезде, и тормознули его на полпути - в Куйбышеве. Так от команды ВВС осталось три человека. Нас как будто оглушило".

    Воскрешение команды

    Генерал Василий Сталин не стал откладывать дело формирования новой команды в долгий ящик. Уже к семи вечера в штаб ВВС московского округа были вызваны оставшиеся в живых хоккеисты, которым сообщили о катастрофе и необходимости доиграть сезон.

    На следующий день в столицу Южного Урала поездом отправилась новая дружина, в состав которой помимо Виноградова (его дисквалификацию оперативно аннулировали), Шувалова и Боброва вошли вратарь Борис Тропин , защитники Андрей Чаплинский , Александр Афонькин и Евгений Рогов , а также форварды Анатолий Архипов и Александр Стриганов .

    В Челябинске на стадион пришлось бежать чуть ли не с поезда. Знавшие о трагедии болельщики приняли Шувалова с распростёртыми объятьями, забыв о том, что он переехал в Москву. Ту игру новая команда ВВС выиграла всухую со счётом 6:0 , причём хет-триком (по другим данным – покером) отметился Всеволод Бобров. После матча команда сразу поехала в Свердловск – на похороны погибших друзей.

    В дальнейшем возрождённые «военные лётчики» стали флагманом советского хоккея. В том печальном сезоне они не смогли взойти на пьедестал, заняв лишь четвёртое место, но затем три года подряд никто не мог отнять у них золотые медали. В команду пришли легендарные Николай Пучков , Виктор Тихонов , Павел Жибуртович , (брат погибшего Юрия), Евгений Бабич , а Бобров стал играющим тренером и главной ударной силой коллектива. Помимо медалей чемпионата страны команда ВВС выиграла Кубок СССР, была финалистом этого турнира. А тройка нападающих Бобров – Шувалов – Бабич многократно признавалась лучшей в стране.

    P. S. Напоследок - маленький штришок, вроде бы не имеющий отношения к той трагедии, и всё же. На вторую часть Суперсерии 1972 года сборная Канады летела в Советский Союз… двумя самолетами. По половине команды в каждом. Помятуя, между прочим, и ту, советскую катастрофу. Сделано это было по той причине, что это была первая сборная в истории Канады, в которой собрались все лучшие профессионалы. Чтобы в случае чего враз не потерять весь цвет канадского хоккея и было принято такое решение.

    Рассказывает Игорь Маринов:

    Когда в декабре 1992 года страна отмечала 70-летие со дня рождения Всеволода Боброва, мы по печальному обыкновению сокрушались о том, как безвременно ушел от нас этот неповторимый спортсмен. И вдруг вспомнилось: а ведь его смерть могла оказаться куда более ранней, не смилостивись в какое-то таинственное мгновение судьба над Всеволодом Михайловичем и не выдерни его из цепочки товарищей, которые морозным утром 5 января 1950 года поднимались по трапу «Дугласа» на Центральном аэродроме Москвы…

    Это были почти все хоккеисты команды ВВС. И все они погибли, когда «Дуглас Си-47», шесть раз заходивший на посадку в аэропорту Кольцово близ Свердловска, при последней попытке сесть рухнул на краю летного поля.

    Начальник полетов полковник Василенко, докладывая о причинах катастрофы, сразу же подчеркнул, что мысль о недостаточной квалификации экипажа следует отмести напрочь. Командир, майор Зубов, опытнейший летчик, руководил столь же умудренными и умелыми профессионалами. Его экипаж входил в дивизию Грачева, которая обслуживала членов правительства. Незадолго до трагических событий «Дуглас» Зубова вернулся из Тегерана, куда возил, кажется, Вышинского.

    Полковник Василенко сообщил, что в результате расследования у комиссии возникло шесть версий гибели машины. Вот две из них, которые считают наиболее вероятными.

    Было темно, мела поземка… Экипаж держал курс на два радиомаяка, расположенных один за другим. Но получилось так, что, попав на первый радиомаяк, выйти на второй они никак не могли. «Выходите на ангары!» - повторяли им с земли диспетчеры. В шестой раз - вновь на ангары. Оказалось, что сброшены обороты. Командир включил форсаж, машина полезла вверх, но было поздно - тяги не хватило: «Дуглас» лег на крыло, перевернулся и врезался в землю…

    Есть и другая версия происшедшего. Уже упоминалось о том, что в тот день мела поземка. Белым-бело было вокруг. Заходя на посадку, экипаж врубил мощные прожекторы, чтобы осветить полосу приземления. Внезапно ярко освещенная, струящаяся пелена метели могла показаться вспыхнувшими языками пламени. Ребятам, вероятно, почудилось, что самолет загорелся, и они бросились в хвост все сразу, гуртом. Самолет потерял управление и рухнул.

    Эти версии записаны мною со слов Николая Григорьевича Пучкова, одного из лучших вратарей в истории отечественного хоккея, который после катастрофы занял место основного голкипера команды ВВС. Вместе с другим прославленным хоккеистом, Виктором Григорьевичем Шуваловым, он помог автору рассказать о коллективе сухопутных «летчиков», которых настигла смерть воздухоплавателей.

    Кто же находился на борту «Дугласа» в тот трагический день? Прежде чем вспомнить всех поименно и более подробно рассказать о некоторых, вернемся к началу 1950-х годов…

    Просторная в те поры Арбатская площадь, возле которой мы, в зависимости от сезона, гоняли мяч или шайбу, не прорытая туннелями, открывалась взору вплоть до Воздвиженки. Оттуда или поближе, со Знаменки, где Министерство обороны, а в конце улицы - Кремль, вырывалась на большой скорости иномарка - может, «паккард», а может, «хорьх» - и мчалась, косо срезая пространство площади. Шарахались прохожие, вытягивались, салютуя, постовые; мелькали рядом с водителем генеральский погон, фуражка с высокой тульей, и шелестело вслед, пенилось восхищенными восклицаниями: «Вася, Василий Сталин чешет! Во дает, пацаны!» Автомобиль нырял под липы бульвара и рвал прямо к хитрому такому особняку за зеленым забором, что по правую руку, если ехать от центра. Эдак забавлялось и напоминало о себе непутевое чадо «отца народов» Василий Сталин.

    ВВС - это был он, Василий Сталин, страстно, безудержно и деспотично любивший спорт, на управление которым переносил немало черт, унаследованных или усвоенных им от папаши. Василий Сталин был строптив, капризен, вполне ощущал свою принадлежность в всесильному отцу и, вероятно, некоторым образом чувствовал свое избранничество как призыв к разнообразной деятельности, остановив выбор на спорте. Он учредил команды «летчиков» едва ли не по всем видам спорта, применяя один, но надежный способ укомплектования: сулил блага и давал их, благо своя рука владыка; он был командующим ВВС Московского округа сначала в звании генерал-майора, потом генерал-лейтенанта. А блага тогда, после войны, были редки, очень редки. Большинство уступало увещеваниям. Вот почему ВВС в те времена расшифровывали так: «взяли весь “Спартак”», «взяли всех спортсменов», «ватага Василия Сталина»… Все его команды либо становились чемпионами, либо прочно оседали в призерах - ватерполисты, баскетболисты, волейболисты, конники и кто там еще… Прилично выглядели и хоккеисты. Не давался только своенравный, как всегда, футбол, который крепко «оседлали» тогда команды двух недружественных Василию Сталину ведомств - ЦСКА (Министерство обороны) и динамовцы (МВД-МГБ).

    …Вместе с шестью членами экипажа «Дугласа» погибли 13 членов команды ВВС: вратари Харий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Гальперин и массажист Алексей Галкин.

    Основным голкипером ВВС в сборной страны был тогда Харий Меллупс, прежде выступавший за рижское «Динамо» - чрезвычайно колоритная фигура. Вратари тогда играли кто в кепке, кто в шапочке, а Харий - в чем-то вроде кепи с длинным козырьком, как у бейсболистов. От него неуловимо веяло чем-то заграничным. Нравилась его игра клюшкой, резкие выпады ею, стремительные выходы из ворот. На трибунах его любили и за спокойную броскость. Несмотря на молодость (ему едва исполнилось 22 года), Меллупс успел обрести яркую спортивную биографию. Он активно занимался боксом, в 1945 году на ринге, установленном на сцене Рижского театра оперы и балета, выиграл финальный бой у довоенного чемпиона Латвии в легчайшем весе Яака Кейстерсиса. Меллупс отличился и в футболе, где выступал в роли нападающего. Он играл в рижском «Динамо», потом в ВВС. Подвижность и быстроту реакции дополнял терпением и невозмутимостью, крепкой нервной системой - после пропущенной шайбы действовал даже лучше, чем до неудачи.

    Были в том самолете и бывшие спартаковцы, перешедшие в ВВС всей тройкой - Новиков, Зикмунд, Юрий Тарасов. Радио Би-би-си сообщило в те дни: «…погибли известные советские теннисисты Новиков и Зикмунд». Иван Новиков, которому еще не исполнилось тогда 25 лет, действительно, начинал свою спортивную карьеру как теннисист. В 1949 году он считался пятой ракеткой страны. В хоккее Новиков славился широтой маневра, обладал высокой скоростью, сильным кистевым броском.

    Зденеку Зикмунду шел 32-й год. Сын обрусевшего чеха (в 1920-е годы его отец был в числе руководителей Московского института физической культуры), Зденек имел солидную теннисную репутацию, особенно успешно выступал с многократным чемпионом страны Николаем Озеровым: первенствовал в парном разряде вместе с будущим спортивным комментатором с 1944 по 1949 год.

    27-летний Юрий Тарасов до 1944 года воевал на фронтах Великой Отечественной. Младший брат Анатолия Тарасова, знаменитого в будущем хоккейного наставника, он слыл смелым, энергичным и быстрым левым крайним. Вместе с Зикмундом и Новиковым они составляли слаженную тройку. Добрый, покладистый, «свой парень», Юрий особенно успешно и энергично действовал, когда приходилось выступать против старшего брата…

    Николай Пучков: «За мной прислали машину, привезли на “Сокол”, там был штаб Василия Сталина. В комнате увидел Шувалова, Чаплинского, Стриганова, Афонькина, еще кого-то, собрали всех, кто оставался в Москве, даже тех, кто кончил или собирался заканчивать играть. Нам всем было приказано тут же выехать в Челябинск.

    Календарные игры чемпионата продолжались. В Свердловске пошли в ангар, где они лежали. Были все: родители, жены. Приехали из Москвы Анатолий Тарасов, Владимир Никаноров, Михаил Орехов - цээсковцы. Земля, все перемешано, тела просеяны металлом. Блеснул новенький погон, майорский, Бориса Бочарникова, звание только-только присвоили…»

    …Бочарникову шел 31-й год, в этом турне предполагалось, что он выступит и капитаном, и играющим тренером. Бочарников считался одним из самых опытных защитников нашего хоккея, к тому времени он уже полтора года играл за ВВС, сменив бело-голубую динамовскую форму на желто-полосатую команды летчиков. Это был лихой хоккеист, крепко сбитый, твердо стоявший на ногах. Он, пожалуй, обладал всеми качествами классного защитника.

    Виктор Шувалов: «Погибших было 19 человек, но останки положили в 20 гробах, наглухо закрытых, потом поставили их на 10 “студебеккеров”, захоронили. Теперь там, близ аэродрома Кольцово, обелиск. Когда приходилось бывать в Свердловске, всегда приносили туда цветы. Вспоминаю, какой ужас пережили мои родители. Ведь они думали, что я разбился вместе с командой, не верили телеграммам, которые слал из Москвы. Пока не увидели меня на перроне вокзала в Челябинске, пока не пощупали руками - цел, жив, невредим! - все не верили. И немудрено: никаких официальных сообщений ведь так и не последовало, имена не были названы. Я же не попал тогда в самолет потому, что Василий Сталин, наш начальник и шеф, счел неудобным, чтобы я выступал в Челябинске перед болельщиками местного “Дзержинца”, откуда перешел в ВВС. Вот я и остался в Москве. Выходит, и в жизни остался».

    Те времена нынешнему молодому человеку, вероятно, трудно даже вообразить. Московские дворы полнились слухами: самолет обледенел и врезался в землю… Бобров опоздал и остался жив… Не исключена диверсия!.. И ни звука со стороны официальных, военных, гражданских или спортивных властей. Ни звука! Покров тайны, государственного секрета, который усердно напяливали в те годы не то что на катастрофы, на любой ничтожный пустяк в вящей бдительности перед происками мирового империализма, граничил с идиотизмом.

    По поводу необъявленной гибели команды ВВС люди терялись в разнообразных догадках. А тут еще, когда на «Динамо» выкатилась команда в знакомых желто-полосатых рубашках и диктор объявил все сплошь знакомые фамилии: Бобров, Виноградов, Шувалов, Жибуртович, Моисеев… - тут вовсе многие пришли в смятение. Вскоре, конечно, выяснилось, что Павел Жибуртович - брат погибшего Юрия, Анатолий Моисеев - однофамилец Александра, а Бобров… До сих пор старожилы трибун пересказывают большие и маленькие легенды о его чудесном спасении. Одна из наиболее популярных - Всеволод Бобров загулял с приятелями в ресторане.

    Предоставлю слово его тогдашнему одноклубнику. Николай Пучков: «Бобров никогда не вел аскетический образ жизни. Но я отвергаю предположение о том, будто застолье помогло ему опоздать на самолет и остаться в живых. Всеволод, надо заметить, как и другие, не любил летать. Когда можно, предпочитал поезд. А в тот раз тем более: у него еще не были выправлены по всей форме переходные документы в ВВС. Вот поэтому-то он и оказался не в самолете, а в поезде».

    Тот сезон 1950 года новая «эскадрилья ледовых летчиков», заменившая канувшую в небытие, закончила на 4-м месте. Зато потом… Преображенная, заново родившаяся команда ВВС во главе с Бобровым, капитаном и играющим тренером, показывала искрометный хоккей, тактически остроумный, уже тогда выявивший тренерский талант Боброва. Она неизменно побивала всех соперников. Три сезона подряд - с 1951 по 1953-й - летчики завершали чемпионат страны на первом месте. Слава Боброва, его команды, тройки Бабич-Шувалов-Бобров гремела необычайно…



    effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка