Традиционное японское оружие. Как японский меч стал одним из ярчайших национальных брендов Японии

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин - такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината - копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало - традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони - это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера - такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал - эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений - например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых - он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ - двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости - с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто - тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса - дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима - кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины - большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии - всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми - так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения - рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири - быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо - по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку - процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти - фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.
Виды японского холодного оружия
В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.
Период Лука

Лук (юми) - старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри - из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала - вдвое дальше.

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов. В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок. Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.
Эра Копья
В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.


Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча
С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом. Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Дайсё - большой и маленький меч

Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из Дайто ("большего меча"), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето ("меньшего меча"), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу - кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) - 95-120 см, короткий - Сето (Вакадзаси) - 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба".

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них - Ко-катана (кокатана) - вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана - это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:


    Тати - меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.


    Танто - малый самурайский меч.


    Козука - японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.


    Та-чи - однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.


Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати - "полевой меч" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было - поражение конных войск.

Нодати

Метательные звёзды

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения. Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами

Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя

Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу. В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи в умелых руках были грозным оружием

У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце. Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка

Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии

В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи. В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком

Такие трости использовались не только огнеборцами

Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все — от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся. Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью

Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие

Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага. Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка — то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка. В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват

С таким оружием можно было держать врага на расстоянии

Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него. Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным. Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Только настоящим воинам разрешалось их носить

Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи. Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо — последний век самураев — меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук. Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

Георгий Введенский

Когда говорят о Японии, слово «самурай» употребляют как имя нарицательное для обозначения воина. Действительно – это военно-феодальное сословие, служилое сословие, как сказали бы на Руси, на протяжении столетий являлось лицом страны.

Культура самураев составляла огромную часть общенациональной культуры Японии, а для тех немногих европейцев, которые посетили это закрытое государство, именно она была единственной заслуживающей внимания и описания. Квинтэссенцией духовной жизни самурая на протяжении всей истории японского дворянства был МЕЧ. Он же был единственным средством существования. Не даром 35–й закон Токугава Йэясу гласил: «Меч это душа самурая. Тот, кто потеряет меч, тот потеряет честь и подлежит строжайшему штрафу». Не даром именно в японских монастырях столь богатые собрания мечей. Особенно много рассказывают о храме Ицуку–Шима, как о всемирно известном кладе мечей. Это было первое, с чем расставался самурай, отрекаясь от светской жизни. Ни в одной стране мира культ меча не был возведен на такую высоту как в Японии, где он стал, в полном смысле слова, предметом религиозного поклонения.

Даже появление меча легенды связывают с божествами синтоистского пантеона. Согласно традиции Синто, Сусано убил восьмиглавого дракона. Когда он отрубил хвост, из него выпал клинок меча, который он поднес в знак своей победы богине солнца Аматерасу. После божественных героев ни один смертный не мог смотреть на сияние клинка и десятый тенно (император) приказал изготовить его копию, а настоящий меч спрятал в ларь, освященный самой Аматерасу. Вынимали его для похода на северные острова. Там он спас жизнь принцу и, благодаря необычности способа спасения, заслужил необычное для меча название. Когда принц попал в засаду, он скосил траву вокруг себя и, оставаясь в скошенном кругу, поджег высокую сухую траву. В огне погибли враги, которые уже ликовали уверенные в победе, а меч назвали кусанаги – косящий траву. Только в Японии существует периодизация истории мечей.

1. Древний период – до 900 года нашей эры.

Это период, когда мечи появились в стране. Вероятнее всего, что они пришли из Китая. Некоторые мечи были прямые и обоюдоострые, некоторые имели долы и расширение боевого конца на манер елмани. Даже термины кэн и цуруги обозначающие эти типы мечей происходят, по утверждению филологов, от китайских слов. Особенно прославился в этот период мастер Амакуни из Ямато, живший в VIII веке.

2. Период «старых мечей» кто – с 900 г по 1530 г. (некоторые исследователи верхней границей считают 1573 год – до конца асикага – героического периода).

В боевых порядках войск в этот период меч не употреблялся, армия была вооружена копьями, луками и стрелами. Меч был личным оборонительным оружием.

Именно в этот период, с приходом к власти семьи Фудзивара, развивается новый класс – самураи. Распространение искусства изготовления мечей связано и с появлением служилого сословия в обществе и с раздробленностью страны, и с постоянными войнами, которые были результатом межклановой борьбы за власть. Этот период знаменуется появлением ряда школ ковки мечей. Самый древний центр находился в провинции Бицен, где и произошло становление этой самой ранней школы (ныне южная часть префектуры Окаяма). Ответвлениями этой школы считаются: ветвь Фукиона – недалеко от столицы сёгуна в Камакуре, ветвь Осафуни – там же, ветвь Юдзи – там же, ветвь Омия – там же.

Мастера этой школы создали новую традицию ковки мечей СОСЮ. Для их работ характерна тщательность отделки клинков. Клинкам мастера Мурамаца приписывалась особая кровожадность, считалось, что нанесенные ими раны не заживают. Его клинками можно было разрубить лист бумаги, плавающий на поверхности воды. Йэясу Токугава запретил изготовление клинков такой остроты.

Школа Ямасира тоже имела семь ветвей, пять ветвей имела школа Ямато, три ветви – школа Сагами, две – школа Мино. Такие мастера как Цинсоку из Бицен (мастер императора Гейцей – IХ в.), Огара Санемори (середина IX в.), Мунесика из Киото (Х в.), Иосимицу, Куниюки, Кунитоси (XIII в.), Масамуне, Каниюдзи Оканемицу (XIV в.) составили славу этого периода. Император Го–Тоба (1183–1189 гг.) был столь большим любителем мечей, что держал при дворе двенадцать самых знаменитых мастеров для того, чтобы каждый месяц те создавали для него новый меч.

3. Период «новых мечей». 1530 (1573) – 1867 гг.

В этот период завершилась долгая гражданская война. Одо Набунаги и Тойотоми Хидаёси привели страну к миру. Мечи утратили своё боевое значение и превратились в элемент костюма, но элемент одухотворенный и весьма почитаемый. Это время характеризуется высочайшим художественным уровнем декорирования оружия. Господствующими мотивами являются драконы, цветы, пейзажи. По праву его называют периодом кузнецов Эдо (Токио) – столицы сёгунов Токугава. В эти же годы прославились кузнецы Фудзивара–Удзифуса (рубеж XV–XVI веков) и Уметада Миодзу, вызванный в 1546 году в Киото. Достигли известности мастера Канесада и Канисене. В XVI веке центром производства стал город Оссафуна провинции Бицен, где работали такие знаменитости как Гарумицу, Сукезада, Киомицу и другие.

4. Период «новейших мечей» от 1868 года до наших дней.

Этот период был весьма неблагоприятен для сохранения искусства их изготовления. В настоящее время, под руководством общества по сохранению искусства ковки мечей при национальном музее в Токио, продолжается изучение традиций ковки и даже происходит техническое усовершенствование процесса их изготовления. В 1968 году мы узнали имя, тогда 24–летнего, мастера школы Сосю Такедзи Ямамуро. В 1977 году Икешвальбе и Карпинский сообщили имя еще одного здравствующего мастера – Миягути Цунетоси. Сейчас, как рассказывают очевидцы, мастеров уже много, но, увы, в России мы имеем пока еще очень незначительные возможности для контактов с ними.


Прямые мечи периода «старых мечей»

Изготовление меча в Японии никогда не было ремеслом. Клинки не выковывались впрок на продажу. Только заказ самурая мог быть импульсом для создания меча. Кузнецы были знаменитые и весьма уважаемые люди. Император Го–Тоба (1183–1189) заявил, что создание мечей – ремесло достойное того, чтобы им занимались принцы. Из источников VIII века известно, что один синтоистский священник работал чистильщиком мечей. Все этапы изготовления мечей происходят в необыкновенной чистоте. Это было высшим повелением и относилось и к рабочему месту и к мастеру. Прежде чем приступить к началу работ, кузнец – КАДЗИ – проводил ритуальное омовение тела, одевался в белые одежды, прятал волосы под шапочку в виде кораблика.

В каждой кузнице определенное место занимал молитвенный ларец, перед которым кадзи концентрировал все свое внимание на предстоящей работе. После этого готовилась руда и песок, содержащий кварц. Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая затем соединялась с мягким сварочным железом. Пласт мягкого железа обкладывали кусками сырой стали. Раскалялось всё на сосновых углях, сваривалось, выковывалось и охлаждалось. Получившиеся куски проковывали вдоль и поперек.

Чтобы оградить заготовку от нежелательных воздействий в период между сварками и ковкой мастер окутывал будущий меч сырой глиной, перемешанной с соломенным пеплом. Ни один волосок не должен попасть на металл – мастер постоянно чистит и молот и наковальню. При каждой проковке изменяется количество углерода в стали, уменьшается количество шлаков и прочих загрязнений содержащихся в ней. Поэтому процесс ковки повторяли 15–20 раз и, в конце концов, получали стержень, состоящий из многих слоёв стали. Часто мастера сваривали от двух до четырех стержней и проковка продолжалась.

При многослойной проковке металла на поверхности появлялся различный узор. Ввиду того, что этот узор напоминает древесные годичные кольца, существует еще одна классификация клинков по различным видам древесины. Эта классификация именуется МОКУ–МЭ – текстура древесины.

Прежде чем придать клинку окончательную форму, кузнец перед последней проковкой вкладывал во внутрь стержень более мягкого железа, чем достигал сочетания твердости и пластичности. Современные исследования показали, что эти качества достигались еще и благодаря тому, что руда содержала окись молибдена.

Далее скоблением и шлифованием создавалась форма клинка. Одновременно намечалась форма черена для эфеса мекуча–ана и начиналась особая часть работы закаливание клинка. Снова совершались обряды, выбеливались стены кузницы, после чего приступали к работе. Клинок обмазывался глиной, смешанной с речным песком и древесной угольной пудрой. Тонкой бамбуковой палочкой мастер снимал слой обмазки с лезвия. После того, как оставшаяся смесь засыхала, начиналось закаливание. Мастер держал клинок очищенным лезвием вниз к огню, а мехами огонь сосновых дров доводили до необходимой температуры. Свежевыбеленные стены кузницы позволяли мастеру чётко видеть степень нагрева по цвету раскаленного металла.

В те времена опыт мастера был единственным залогом успеха. Даже в трактатах об изготовлении мечей описание процесса закалки можно назвать скорее лирическим произведением, нежели техническим пособием: «Надо согревать сталь до тех пор, пока она не станет цвета луны, когда она готовится в июньские или июльские вечера совершить свое путешествие по небу».

Раскалённый клинок быстро охлаждался в воде, температура которой должна соответствовать февральской или августовской. По краю глиняной обмазки появляется линия закала. Мастер придирчиво осматривает свое творение и лишь после набивает на черене свое имя, имя заказчика, название местности или храма где меч был освящен. Только тогда клинок передается точильщику – катана–тоги. С помощью различных точильных камней меч не только точили, но и полировали, придавая клинкам изумительной красоты матовость. Эта работа продолжалась от 15 до 20 дней. Точильщик держал клинок куском ткани и водил им по закрепленному над чаном с водой камню. После этого, клинок натирался мельчайшим каменным песком, отчего получал лучистый блеск.

Совершенно особенным у японского меча был эфес. Рукоять обтягивалась галюшой – кожей акулы или ската, выделанной по особой технологии, а ножны делались из ценных пород дерева, например, магнолии и покрывались цветным или черным лаком. И рукоять, и ножны украшались бронзовыми накладками о которых речь пойдет чуть позже.

Меч сопровождал самурая в течение всей его сознательной жизни. Он являлся неотъемлемой частью культуры воинского сословия Японии. Первая часть статьи была посвящена истории возникновения японского меча и особенностях изготовления клинка. Сегодня — продолжение рассказа…

Мечи не были одинаковы. Форма, декор, размеры и способы ношения варьировались в зависимости от назначения меча. Немаловажным было и положение, которое занимал владелец оружия. Сословие воинов – БУКЕ – в XVII в. вместе с семьями насчитывало около двух миллионов человек. Сюда входят все – от сёгуна, до простого война – асигару. В самурайстве, существовала сложная иерархическая градация, основу которой составляли степень близости к дому Токугава и материальное положение.

Высшую группу составляли даймё (большое имя) – самые крупные землевладельцы. Они делились на несколько категорий. Первыми в этом ряду стояли три ветви рода Токугава именуемые по их княжествам: Кии, Овари, Мито. За ними три более отдаленные родственные ветви Токугава – Таясу, Хитоцубаси и Симидзу, которые не имели замков в своих владениях, жили в Эдо и занимали высшие посты в государственном аппарате. Далее располагались семьи наиболее преданные дому Токугава – их было 176 и замыкали эту высшую группу еще 86 семей.

Ниже по иерархической лестнице располагались мелкопоместные самураи – сёмё (малое имя), которые являлись вассалами сёгуна и именовались хатамото и гокэнины. Это был средний слой самурайства, составлявший в некотором смысле его становой хребет. На ступень ниже стояли байсин – вассалы вассалов и замыкали сословие рядовые войны. Одинокие самураи – ронины – лишившиеся своего господина не имели право на место в феодальной организации и становились, по сути, изгоями, оставаясь при этом самураями.

«Меж цветов красуется сакура, меж людей самураи» – так гласит японская пословица. Для простолюдина самурай был символом духовного и физического совершенства. На протяжении тринадцати веков существования этого воинского сословия самурай должен был быть воплощением конфуцианских добродетелей, наделенный, тем не менее, свирепостью Нио – стражей ворот буддийских храмов. Жизнь самурая подчинена была лишь закону гири – закону чести. Душой его был меч, а постоянными занятиями – война, изящная словесность и живопись. О таких самураях слагали легенды и песни.

Виды декора клинка самурайского меча

Фуси – нижнее кольцо рукояти возле цубы. Фуси были одними из наиболее украшаемых элементов меча

Катанакакэ. Подставка для мечей

Менуки. Менуки – это маленькие декоративные головки клинышков, закрепляющих рукоять. Они располагаясь под оплеткой рукояти с обеих сторон

Козуки. Ножи, носившиеся вместе с мечом

Необходимо напомнить о том, что крестьяне и купцы имели право, особенно во время различных церемоний (свадьба, похороны, и т. п.), носить один малый меч. Нищие, ростовщики, лавочники и представители других непрестижных профессий не имели права осквернять меч своим прикосновением.

Самураи кроме малого меча – вакидзаси – в паре с ним должны были носить средний меч, именуемый катана. Вместе они так и назывались дзайсё (пара) и носились за поясом. Приходя в гости и, тем более, при дворе Императора все эти мечи необходимо снимать. Исключение составляет большой боевой меч – тати, носимый у бедра на кожаных тесёмках, прикреплённых к поясу. Уважение к боевому мечу давало право не снимать его даже в присутствии Тэнно, что позволило называть его придворным мечом и обусловило его роскошное убранство. Длина клинка такого боевого оружия доходила до 120 см. Позже появляются различия даже среди тати: меч для собраний во время отдыха при дворе – ходзе-но-тати, меч для празднеств – гидзе-но-тати и другие.

Вместе с тати на поясе носился кинжал – танто, который раньше прятали в складках одежды, а после окончания гражданской войны стали носить открыто. Кинжал кайкэ – чуть короче танто. Его носили женщины из самурайских семей. Каждая девочка получала кинжал по достижении совершеннолетия.

Ножи изготавливались по особой технологии. Полоса металла для клинка свёртывалась вдоль и проковывалась. Если разрезать клинок, то виден свёрнутый в виде рулета металл, на который отдельно наварено лезвие из более твёрдого сплава. Согнуть такой нож практически невозможно.

Нож хранился в деревянном футляре. Перед тем как надеть нож его вынимали из футляра, присоединяли рукоять и помещали в деревянные ножны. Прежде чем соединять рукоять с клинком, на хвостовик надевали овальную металлическую пластину, которая служила крестовиной. Для фиксирования рукояти в хвостовике клинка делалось два отверстия, сквозь которые продевались костяные заглушки.

Длина ножа не превышает 210 мм. Особенно много говорят в Европе о ножах для харакири – ритуального самоубийства самурая. От обычных он отличается особо тщательной отделкой. Рукоять и ножны делаются из вишнёвого дерева, и он чуть длиннее прочих ножей – около 300 мм.

Но вернёмся к мечам. Существовал ещё один тип меча – тидзакатана – чуть длиннее вакидзаси и чуть короче катана. Им самурай должен был заменять дзайсё, когда приближался к даймё или сёгуну. Любопытно отметить, что дети носили деревянные мечи в соответствии с мечами положенными их родителям. Настоящую пару они получали по достижении совершеннолетия.

Вакидзаси по длине составляет нечто среднее между одним и двумя сяку, танто – меньше одного сяку, более двух сяку – катана и тати (сяку=30,3 см).

В доме каждого самурая напротив входа есть ниша, чуть приподнятая над уровнем пола. Это токонота – место для хранения мечей, что-то вроде красного угла в русском доме. В этой нише располагается какэ – подставка для хранения дзайсё или тати. При посещении дома гостем мечи убирали. Оставлять их на месте считалось весьма недружественным жестом. Гость тоже снимал свои мечи, но вакидзаси мог положить рядом с собой.

Восхищаться красотой меча гостя было обязательной частью ритуала гостеприимства. Хороший хозяин должен был расхваливать эфес, ножны и лезвие у эфеса чуть-чуть вытащив его из ножен. Выдергивать меч из ножен целиком – признак невоспитанности и даже открытой враждебности. Лишь после долгих уговоров хозяина клинка его друг имеет право, рассыпаясь в тысячах извинений, осмотреть весь клинок.

Положение меча тоже было весьма красноречиво. Положить его перед собой и толкнуть так, чтобы меч развернулся рукоятью к собеседнику, означало начало вражды. Ударить ножнами своего меча по ножнам другого являлось серьезным нарушением правил этикета, поворот ножен удобный для выхватывания меча был равносилен вызову. Войти в дом друга с мечом – означало разрыв всяческих отношений и т. д. и т. п.

Эти неписаные традиции ещё раз подчеркивают, насколько культ меча пронизывал весь жизненный уклад самурайского сословия. Даже в таком чисто лирическом произведении, каким является Ямато-моноготари (в 22 эпизоде) герой Рё-сёсё готов порвать со своей возлюбленной лишь потому, что она долго не присылала обещанную кожу для тесёмок, крепящих меч:

«От ненадёжной возлюбленной,
Которой я доверял,
Кожи крашеной
Глубины цвета
Не видя, порву с ней»

Его пассия «поражённая этим стихотворением» сразу прислала кожу. Разумеется, омонимы придают этой танке и другой смысл, но то, что даже любовные сюжеты не обходятся без меча и связанных с ним аксессуаров, говорит само за себя.

Изумителен декор японских мечей. Здесь мастера в большинстве случаев обходились без драгоценных металлов, достигая при этом фантастического эффекта. Наиболее часто использовали три сплава: меди с золотом – сакуду, меди с серебром (30-50%) – сибуити и меди с оловом и графитом – сэнтоку. Различная окраска медным сплавам придавалась травлением. Количество технических находок и разных маленьких хитростей, к которым прибегали мастера для украшения мечей, невообразимо.

Наряду с этим использовались и техники традиционно применявшиеся европейскими кузнецами. Это оброн – резьба по металлу, таушировка – вковывание узора из одного металла в другой, чернение, воронение и т. п. Фантазия мастера особенно разыгрывалась при создании менук, цуб, кадзир и фуси.

Менуки – это маленькие декоративные головки клинышков, закрепляющих рукоять. Располагаясь под оплеткой рукояти с обеих сторон, они предназначались для обеспечения надёжного хвата меча и препятствовали его выбиванию из рук самурая. Менуки – это маленькое чудо, на котором оттачивалась фантазия мастера.

Цуба – фигурный щиток – гарда, защищающий руку бойца. Особо украшаемыми были кадзира – головка рукояти и фуси – нижнее кольцо рукояти возле цубы. Естественно, что все детали одного меча выполнялись в одном стиле. В той же манере выполнялся и козуки – небольшой кинжал носимый на самом мече. Именно прекрасное оформление привлекло поначалу европейских собирателей, которые, не интересуясь качеством клинка, приобретали цубы и менуки, разрушая целостное произведение – МЕЧ.

О цубах нужно сказать несколько слов особо. Единственное в своем роде искусство украшения цубы оттачивалось веками. Поэтому именно она и стала предметом коллекционирования в первую очередь. В наши дни коллекции цуб хранятся во многих музеях мира и, конечно же, в нашей стране. Такими собраниями располагает Государственный Эрмитаж, Исторический музей, Музей искусства народов востока в Москве и ряд других.

Дзайсё (пара). В XVI веке мечи катана и вакидзаси стали носить заткнутыми за пояс, клинками вниз. С XVII века эти два меча стали называться единым понятием дайто-сёто или дзайсё (большой и малый мечи)
Тати. Тати — большой меч, длина которого приближается к 1,5-2 м. Имеет характерного вида крепления
Цуба – фигурный щиток – гарда, защищающий руку бойца. Искусство украшения цубы оттачивалось веками

В XV в. возникают целые династии мастеров цубако и множество школ, которые отличаются использованием различных приемов изготовления и декора цуб. Наверно самым известным мастером является Умэтадза Миёдзю (1558-1573). Он создал новую технику – нуномэдзоган – когда металлическая поверхность цубы покрывалась мельчайшей штриховкой и в неё втиралось золото или серебро, что придавало металлу сходство с фактурой ткани.

Уже в XVI столетии происходит полное отделение цубако от оружейников, что даёт огромный толчок развитию изготовления цуб, как самостоятельному виду искусства. Однако в 1877 году императорским эдиктом, запрещавшим ношение мечей, оно было практически уничтожено.

Начавшееся еще в XVIII веке и получившее дальнейшее развитие в XX в. коллекционирование цуб, как уже было замечено, уничтожало целостность произведения – меча. Именно целостность и стремление к совершенству характерно для произведений японского искусства. А меч – это именно произведение искусства, доказывающий не только физическое, но и духовное совершенство своего владельца.

Японских самураев был меч. Но только ли мечами они дрались? Наверное, будет интересно познакомиться с их арсеналом в деталях, чтобы лучше представлять себе традиции древнего японского военного искусства.

Начнем со сравнения арсенала японского самурая с арсеналом средневекового рыцаря из Западной Европы. Разница и в количестве, и качестве их образцов сразу же бросится в глаза. Арсенал самурая прежде всего окажется намного богаче. Кроме того, многие образцы оружия окажутся практически несопоставимыми с европейскими. Кроме того, то, что мы считаем истиной, на самом деле очень часто всего лишь очередной миф. Например, о том, что меч это «душа самурая», наслышаны все, поскольку писали об этом не один раз. Однако был ли он у них главным оружием и если «да», то всегда ли так было? Вот меч у рыцаря - да, действительно, символом рыцарства являлся всегда, но с мечом самурая все далеко не так однозначно.


Во-первых, это не меч, а сабля. Мы просто по традиции называем самурайский клинок мечом. А во-вторых, главным его оружием он был далеко не всегда! И вот тут лучше всего будет вспомнить… легендарных мушкетеров Александра Дюма! Называли их так потому, что главным их оружием являлся тяжелый фитильный мушкет. Однако герои романа пользуются им разве что во время обороны бастиона Сен-Жерве. В остальных главах романа они обходятся шпагами. Это и понятно. Ведь именно меч, а затем и его облегченная версия - шпага являлись в Европе символами рыцарства и принадлежности к дворянскому сословию. Причем собственно шпагу в Европе мог носить даже крестьянин. Купил - и носи! Но вот чтобы ей владеть, нужно было долго учиться! А позволить себе это могли только дворяне, но никак не крестьяне. Зато воевали мушкетеры отнюдь не шпагами, и точно также обстояло дело и с японскими самураями. Меч среди них стал особенно популярен в годы… мира, то есть в эпоху Эдо, после 1600 года, когда из боевого оружия он превратился в символ самурайского сословия. Воевать самураям стало не с кем, работать было ниже их достоинства, вот они и занялись тем, что начали оттачивать своё фехтовальное искусство, открывать фехтовальные школы - одним словом культивировать искусство древности и всячески его пропагандировать. В реальном же бою самураи мечами, конечно, тоже пользовались, но вначале делали это только в крайнем случае, а до того использовали лук!

Подобно французским дворянам самураи и в дни мира и в дни войны не расставались со своими мечами и даже косо брошенный взгляд рассматривали как оскорбление! Ксилография Утагава Кунисада (1786 - 1865).

В древних японских стихах говорилось: «Лук и стрелы! Лишь они счастья всей страны оплот!» И эти строки наглядно показывают, насколько важно для японцев было именно кюдо - искусство стрельбы из лука. Лишь знатный воин в древней Японии мог стать лучником. Его так и звали юми-тори - «держатель лука». Лук - юми и стрела я - были у японцев священными оружием, а выражение «юмия-но мити» («путь лука и стрел») было синонимом слова «бусидо» и означало то же самое - «путь самурая». Даже сугубо мирное выражение «семья самурая» и то в буквальном смысле при переводе его с японского языка означает «семья лука и стрел», а китайцы в своих хрониках называли японцев «Большой лук».


Фрагмент свитка "Хэйдзи-но Ран" изображает всадника в белом о-ёрой, вооруженного луком и мечом. Свиток создан в начале XIV в.

В «Хэйкэ моногатари» («Сказание о Хэйкэ»), известных японских военных хрониках XIV в., например, сообщается как в 1185 году, во время битвы у Ясима, полководец Минамото-но Куро Ёсицунэ (1159 - 1189) отчаянно сражался, чтобы вернуть лук, который он случакйно уронил в воду. Воины противника пытались вышибить его из седла, его собственные воины молили забыть о такой мелочи, но он бесстрашно бился с первыми, а на вторых не обращал внимания. Лук он достал, но его ветераны начали открыто возмущаться подобным безрассудством: «Это было ужасно, господин. Ваш лук может стоить тысячу, десять тысяч золотых, но разве он стоит того, чтобы подвергать риску вашу жизнь?»

На что Ёсицунэ ответил так: «Дело не в том, что я не хотел расставаться со своим луком. Если бы у меня был лук, подобный луку моего дяди Тамэтомо, который могли натянуть только два, а то и три человека, я, быть может, даже намеренно оставил бы его врагу. Но мой лук плохой. Если бы враги узнали, что это я владел им, они бы смеялись надо мной: «Посмотрите, и это лук полководца Минамото Куро Ёсицунэ!» Я не хотел бы этого. Поэтому я рисковал жизнью, чтобы вернуть его».

В «Хоган моногатари» («Сказание об эпохе Хоган»), где рассказывается о военных действиях 1156 года, о Тамэтомо (1149 - 1170), дяде Ёсицунэ, сказано как о лучнике настолько сильном, что враги, взяв его в плен, выбили ему долотом руки из суставов, чтобы лишить возможности стрелять из лука в будущем. Звание «лучника» было почетным титулом для любого отличившегося самурая даже тогда, когда на смену луку пришли меч и копье. Например, военачальник Имагава Ёсимото (1519 - 1560) удостоился прозвища «Первого лучника Восточного моря».

Свои луки японцы выделывали из бамбука, при этом отличие от луков у других народов, тоже применявших для этого бамбук, они были очень большого размера и при этом еще и асимметричными, так как считалось, что с таким воину будет более удобно прицеливаться и стрелять. Причем особенно удобен такой лук был для стрельбы с коня. Длиной юми обычно превосходит английские «длинные луки», так как достигает нередко 2,5 метра длины. Известны случаи, что были луки и еще длиннее. Так, у легендарного лучника Минамото (1139 - 1170) лук имел длину 280 см. Иногда луки делали настолько сильными, что одним человеку не мог их натянуть. Например, юми, предназначающиеся для морских сражений, должны были натягивать сразу семь человек. Современный японский лук, как и в древние времена, делают, из бамбука, древесины разных и волокон ротанговой пальмы. Обычная дистанция прицельного выстрела составляет 60 метров, ну в руках мастера такое оружие способно послать стрелу и на 120 метров. На некоторых луках (на одном из концов) японцы укрепляли наконечники, словно у копий, что позволяло этому виду оружия, которое называлось юми-яри («лук-копье») совмещать в себе функции лука и копья.


Родовая стрела и футляр для нее.

Древки стрел выделывались из полированного бамбука или ивы, а оперение - из перьев. Наконечник ядзири нередко представлял собой настоящее произведение искусства. Делали их специальные кузнецы, причем нередко свои наконечники они подписывали. Формы их могли быть различными, например, очень популярными были раздвоенные луновидные наконечники. У каждого самурая в колчане была особая «родовую стрелу», на которой было написано его имя. По ней узнавали убитого на поле боя так же, как в Европе это делали по гербу на щите, а победитель забирал её в качестве трофея. Цуру - тетива лука - делалась из растительных волокон и натиралась воском. Каждый лучник имел при себе еще и запасную тетиву - гэн, которую клали в колчан или наматывали на специальное кольцо-катушку цурумаки, висевшую на поясе.


Катакура Кадэтуне - самурай в черном доспехе о-ёрой и с таким же черным луком с характерной оплеткой. На поясе катушка для запасной тетивы. Заспинный флаг сасимоно изображает буддийский колокол. Городской музей Сэндай.

Многое кюдо, по европейским понятиям, лежит за рамками разумного понимания действительности и недоступно для человека с западной ментальности. Так, например, до сих считается, что стрелок в этом наполовину мистическом искусстве играет лишь только роль посредника, а сам выстрел осуществляется как бы и без его прямого участия. При этом сам выстрел разделяли на четыре стадии: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы (причем последний мог быть произведен стоя, сидя, с колена). Самурай мог стрелять, даже сидя верхом на коне, причем не из стационарного положения, а на всем скаку, как и древние скифы, монголы и североамериканские индейцы!


Родовая стрела (слева) и две гарды цуба справа.

По правилам воин буси получал стрелу и лук от своего оруженосца, вставал с места и, принимал соответствующую позу, демонстрирующую его достоинство и полный самоконтроль. Дышать при этом требовалось определенным образом, чем достигалось «спокойствия духа и тела» (додзикури) и готовность к выстрелу (югумаэ). Затем стрелок становился к цели левым плечом, с луком в левой руке. Ноги полагалось расставить на длину стрелы, после чего стрелу клали на тетиву и удерживали ее пальцами. Тем временем, расслабив мускулы на руках и на груди, самурай поднимал лук над головой, и натягивал тетиву. Дышать в этот момент нужно было животом, что позволяло мускулатуре расслабиться. Затем производился сам выстрел - ханарэ. Все свои физические и душевные силы самурай должен был сконцентрировать на «великой цели», стремлении к одной цели - соединиться с божеством, но отнюдь не на желании попасть в цель и не на самой мишени. Произведя выстрел, стрелок затем опускал лук и спокойно шел на свое место.


Перчатки для стрельбы из лука.

Со временем юми превратился из оружия благородного всадника в оружие простого пехотинца, но и тогда он не потерял уважения к себе. Даже появление огнестрельного оружия не умалило его значения, так как лук был более скорострельным и надежным, чем примитивные, заряжающиеся с дула аркебузы. Японцы знали арбалеты, в том числе и китайские, многозарядные докю, но большого распространения они в их стране не получили.

Кстати, лошадей и всадников специально обучали умению переплывать реки с бурным течением, причем они при этом должны были стрелять из лука! Поэтому лук покрывали лаком (обычно черным) и к тому же окрашивали. Короткие луки, аналогичные монгольским, японцам также были хорошо известны, и они их использовали, но затруднялось это тем, что буддисты в Японии испытывали отвращение к таким вещам, как копыта, жилы и рога убитых животных и не могли их касаться, а без этого изготовить короткий, но достаточно мощный лук просто невозможно.

А вот в Западной Европе феодалы лук за боевое оружие не признавали. Уже древние греки считали лук оружием труса, а римляне называли его «коварным и ребячливым». Карл Великий требовал от своих воинов носить лук, издавал соответствующие капитулярии (указы), однако мало в этом преуспел! Спортивный снаряд для тренировки мышц - да, охотничье оружие - добывать себе пропитание в лесу, сочетая приятное времяпрепровождение с полезным делом - да, но воевать с луком в руках против других таких же рыцарей, как и он сам - да Боже упаси! Причем луки и арбалеты в европейских армиях использовали, но… набирали для этого простолюдинов: в Англии - йоменов-крестьян, во Франции - генуэзских арбалетчиков, а в Византии и государствах крестоносцев в Палестине - мусульман-туркопулов. То есть в Европе главным оружием рыцаря изначально был обоюдоострый меч, а лук считался оружием недостойным благородного воина. Более того, лучникам-всадникам в европейских армиях запрещалось стрелять с коня. С благородного животного, каким считался конь, нужно было сначала сойти, а уж после этого браться за лук! В Японии же было наоборот - именно лук с самого начала оружием являлся благородных воинов, а меч служил для самозащиты в ближнем бою. И только когда войны в Японии прекратились, а стрельба из лука по большому счету потеряла всякий смысл, на первое место в арсенале самурая как раз и вышел меч, по сути дела, ставший к этому времени аналогом европейской шпаги. Конечно не по своим боевым характеристикам, а по той роли, которую он играл в тогдашнем японском обществе.

И с копьями дело обстояло примерно также! Ну зачем воину копье, когда к его услугам мощный и дальнобойный лук?! Зато когда копья в Японии стали популярным оружием их типов стало так много, что просто поражает. Хотя в отличие от западноевропейских рыцарей, использовавших копья с самого начала своей истории, в Японии они получили только в середине XIV века, когда пехотинцы начали применять их против всадников-самураев.


Сэндзаки Ягоро Нориясу - один из 47 верных ронинов, бегущий с копьем в руке. Ксилография Утагава Куниёси (1798 - 1861)

Длина копья японского пехотинца яри могла быть от 1,5 до 6,5 м. Обычно это было копье с обоюдоострым наконечником хо, однако известны копья и сразу с несколькими остриями, с крючьями и лунообразными клинками, прикрепленными к наконечнику и отведенными от него в стороны.


Редчайшее копье курадаси яри кузнеца Мумэи. Эпоха Эдо, примерно 1670 г. Рядом с ним футляр соответствующей формы.

Пользуясь копьем яри, самурай наносил удар правой рукой, стараясь проткнуть доспехи противника, а левой просто удерживал его древко. Поэтому оно всегда покрывали лаком, и гладкая поверхность позволяла его легко вращать в ладонях. Затем, когда появились длинные яри, ставшие оружием против конницы, их стали использовать скорее уже как ударное оружие. Такими копьями обычно были вооружены пешие воины асигару, напоминавшие древнюю македонскую фалангу с длинными пиками, уставленными одна к одной.


Наконечник копья яри и футляр к нему.


Ну а если наконечник копья ломался, то его не выбрасывали, а превращали вот в такой изящный кинжал танто-яри.

Формы наконечников различались, как и их длина, из которых самые длинные достигали 1 м. В середине периода Сэнгоку древко яри удлинилось до 4 м, но всадникам было удобнее управляться копьями с короткими древками, а самые длинные яри так и остались оружием пехотинцев асигару. Другим интересным видом древкового оружия типа боевых вил была сасумата содзе гарама или футомата-яри с металлическим наконечником наподобие рогатки, заточенной изнутри. Она часто использовалась самураями-полицейскими для того, чтобы задерживать злоумышленников, вооруженных мечом.


Сасумата содзе гарама

Придумали в Японии и нечто, напоминающее садовый трезубый рыхлитель и называвшийся кумадэ («медвежья лапа»). На его изображениях можно часто увидеть цепь, обмотанную вокруг древка, которая должно быть прикреплялась к запястью или к доспехам, чтобы оно не потерялось в бою. Использовалась эта оружейная диковинка при штурме замков, во время абордажа, а вот в полевом бою с ее помощью можно было зацепить вражеского воина за рога-кувагата на шлеме или за шнуры на доспехах и стащить с коня или со стены. Другой вариант «медвежьей лапы» и вовсе представлял собой палицу с растопыренными пальцами руки, причем целиком и полностью изготовленной из металла!


Булава кумадэ представляет собой яркое слияние двух стилей китайского и японского островного оружия.

Полицейские применяли также и содэ-гарами («запутанный рукав»), оружие с расходящимися в стороны от древка крюками, которым они зацеплялись за рукава преступника, чтобы тот не мог воспользоваться своим оружием. Способ работы с ним прост до гениальности. Достаточно приблизиться к противнику и с силой ткнуть него наконечником содэ-гарами (при этом будут ли причинены ему увечья или нет, значения не имеет!), чтобы его крючья с загнутыми, словно рыболовные крючки концами, впились ему тело.


Наконечник содэ-гарами.

Именно таким вот образом и пленили убийц, грабителей и буйных гуляк во времена Эдо. Ну, а в бою содэ-гарами старались зацепить противника за шнуровку на доспехах и стянуть с коня на землю. Так что наличие на японских доспехах большого количества шнуров представляло «палку о двух концах». В определенных случаях для их обладателя оно было просто смертельно опасно! На флоте тоже применяли нечто, ему подобное, - абордажный крюк ути-каги.

Географическое положение Японии делает ее конечным пунктом, «накопителем» культурных импульсов материкового Востока. Культурные явления, идущие из Индии, Китая, Кореи, достигая Японии, утрачивают экспансивность и начинают совершенствоваться, обретая завершенность. Япония склонна не столько продуцировать новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Это относится даже к таким культурным феноменам, как чайная церемония, дзен, «сады камней», этикетность поведения и ритуализация всех сторон жизни (восходящая к конфуцианским добродетелям).

Естественно, предельная ритуализация не могла миновать меч – символ правящего сословия.

Для многих любителей Востока словосочетание «японский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие связывают именно с этим оружием. Между тем это и неполно, и неверно. Оружие кэндо – синай, прямая бамбуковая имитация меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами, диктует жесткую прямолинейную технику, построенную на рубящих ударах. Изогнутая и достаточно массивная катана лучше приспособлена для более пластичных (хотя и не менее мощных) рубяще-режущих движений. И дело не только в том, что бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. Сам иероглиф, читающийся в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самостоятельного слова имеет чтение «цуруги», а вовсе не «катана». А ведь цуруги – тоже «японский меч», причем исконный.

Первые достоверные упоминания об изогнутом мече не старше 8-9 веков, а старейший известный меч датирован 1159 годом. До того японские воины использовали цуруги – прямой меч с двусторонней заточкой. Подобные мечи обнаруживаются в гробницах древнеяпонских родовых вождей и напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они и произошли. Цуруги имел клинок длиной около 70 см. Судя по относительно короткой рукояти, это одноручный меч. Цуруги действительно ближайший родственник цзяня – классического оружия китайских аристократов. Цзянь также являлся символом императорской власти и священной особы императора.

Безусловно, это обстоятельство повлияло и на отношение к мечу японцев. В 7 веке там «по государственному заказу» записывался и унифицировался свод синтоистских мифов «Кодзики» («Записки о деяниях древности»). В основу ее положена мифология земель Ямато – центра японской государственности, откуда происходил императорский род. Стремясь не уступать великому китайскому государству, правители Японии китаизировали характер, отношения и статус божеств. По аналогии с китайским культом предков, в котором особое значение для всей страны играл культ божественных предков императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине Аматэрасу и ее потомкам, основателям японской императорской фамилии. Отправляя своего внука Ниниги на землю, богиня вручила ему 3 священных предмета: зеркало, яшмовую подвеску и меч – будущие императорские регалии. Так и в Японии меч стал сакральным предметом, связанным с императорской властью.

В 7-8 веках применялись и мечи корейского образца корай-цуруги: прямые, но более длинные и тяжелые, двуручные, с односторонней заточкой.

Примерно тогда же появился и изогнутый меч. Это могло диктоваться развитием технологии и потребностями военного дела. Воинскому сословию нужно было оружие не для утонченного фехтования, а для массового боя в доспехах. Гораздо более мощный изогнутый меч равно позволял и колоть, и рубить, был гораздо удобнее в конном бою. В оппозицию заимствованному из Китая прямому мечу, он был назван «нихон-то» – «японский меч».

Но насколько японским был в действительности этот прообраз катаны? В ранних хрониках такой меч называется «корейским». Изогнутые мечи действительно были распространены в Корее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим для того времени уровнем. Кстати, изогнутый меч за века своего существования заметно эволюционировал, менялось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д.

Конечно, к мечу относились с высочайшим почтением. Но подобное отношение к «благородному» оружию вообще свойственно средневековому обществу, где война – обязанность и право высших слоев. Поэтому вызывает сомнения, например, что каждый клинок изготавливался в течение долгих лет, причем весь процесс его создания был опутан возвышенными ритуалами. Да, ритуальная сторона сопровождала эту деятельность, как и любую другую (так, гадания и ритуалы сопровождали выбор дня начала путешествия, важных мероприятий и даже мытья волос). Изготовление меча сопровождалось ритуалами очищения, но едва ли каждый клинок изготовлялся в течение многих лет, как нередко пишут популярные статьи и издания.

Часто читаешь о многолетнем выдерживании заготовок в земле; о едва ли не многомесячном процессе полировки. Что изготовлением клинков занимались сами самураи, потому, якобы, что этого священного предмета не должны были касаться руки простолюдина. Но вспомним, что в эпоху феодальных войн, десятилетиями длящихся военных конфликтов, меч – это прежде всего оружие. Оно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось и ломалось. По-настоящему сакральный предмет нельзя подставлять под удары другого меча (столь же сакрального), рубить им по стальному доспеху...

Основную часть своей истории японский меч – продукт массового производства. Статус священных могли приобретать избранные экземпляры клинков, обладающие теми или иными выдающимися свойствами или биографией. И такой меч вряд ли активно использовался в военных действиях, служа скорее статусным оружием. Подавляющее же большинство мечей отличались хотя и высокими, но заурядными качествами. Попадались и откровенно скверные.

Мечи требовались в большом количестве, и на изготовление клинка никак нельзя было тратить несколько месяцев. Делали их обычные ремесленники, хотя и выделяемые из общей массы мастеровых в силу особой сложности и престижности их работы. Да, встречались и великие мастера – как и в любой профессии, их были единицы. Возможно, самураям и не возбранялось заниматься этим не низким ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занимался этим «для души».

Собственно, долгое время «символом» самурая был не меч, а лук. С конца периода Ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением конницы лук становится неотъемлемой принадлежностью родовитого воина, и даже величина армии исчисляется по числу луков. Искусство стрельбы из лука – одна из важнейших воинских дисциплин, обязательная часть «образования» благородного юноши, а соревнования в стрельбе – излюбленное развлечение и воинского сословия, и придворной аристократии. Даже в 17 веке среди более чем двух десятков воинских искусств первое место отводилось стрельбе из лука.

А как же культ меча? В том или ином виде он действительно существовал, проявляясь почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Но ведь для средневекового сознания вообще характерна этикетность и ритуализация действительности, тем более в столь важной ее части, составляющей основу существования верхушки общества. Многочисленные тексты, посвященные средневековой Японии, пестрят описаниями ритуалов, окружавших обращение с мечом.

Войти в чужой дом с оружием мог только «старший по званию», все остальные передавали меч слуге, бережно возлагавшему его на особую подставку. Взять чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно – смертельное оскорбление. Частично обнажить оружие – вызов, и т.д. Существовало множество детально разработанных правил. Но едва ли стоит усматривать в этом проявление загадочной японской души. Подобный «культ» оружия существовал у многих народов – например, в средневековой Европе. Едва ли можно представить немца или француза, без разрешения хватающего, а тем более пинающего чужой меч. А жест руки, опускающейся на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно, воспринимался как угроза.

Культ меча в том виде, как мы привыкли о нем слышать, возник гораздо позже наступления расцвета самурайской культуры – в 17 веке. С установлением твердой власти и прекращением междоусобиц меч почти перестает использоваться в военных действиях и превращается в поединочное оружие, символ и предмет сословной гордости. Здесь развиваются и окончательно оформляются многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самурая» – его меч. Самураи того времени стали уделять значительно большее внимание отделке меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный вид. Начиная с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а прикладное кэн-дзюцу (искусство меча) начинает постепенно превращаться в кэн-до – путь меча.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка