В Юрьеве-Польском спасают элиту знаменитой породы лошадей “Владимирские тяжеловозы”. Владимирские тяжеловозы

Бывшему Юрьев-Польскому конному заводу (много лет назад перешедшему в частные руки) сегодня - 55. Юбилейные годы, как правило, выдаются непростыми, говорят сотрудники. Как встречают здесь очередную круглую дату? - выясняла Дарья Давыдова.

У этой крохи даже имени еще нет. Жеребенку - неделя, и это – ее первый выход в свет. Лошадка явно старается произвести впечатление на маму, хотя с трудом держится на неокрепших ногах. Сейчас трудно представить, что, повзрослев, этот неуклюжий жеребенок вымахает в статную кобылу весом под тонну и ростом - в 170 сантиметров в холке. Стандартам породы на конезаводе отвечает каждая взрослая лошадь. Это элита владимирского тяжеловоза.

ОЛЬГА ЕВСЕЕВА, УПРАВЛЯЮЩАЯ ООО «ПЛЕМЕННОЙ КОННЫЙ ЗАВОД «МОНАСТЫРСКОЕ ПОДВОРЬЕ»
: "Как вы видите, табун достаточно большой у нас. Есть, что продать. Нам главное, чтобы цена, которая уже сформировалась два года назад, дошла где-то до 170-200 тысяч, опять вернулась к нам эта цена, потому что из-за проблем в Гаврилово-Посадском заводе, она опустилась буквально до 100-120 тысяч".

Перебирая в голове цифры, Ольга Евсеева о юбилее не думает точно. «Монастырское подворье» (наследник Юрьев-Польского конезавода), крупнейший в стране племенной рассадник владимирского тяжеловоза переживает не лучшие времена. И хотя ближайший его конкурент – завод в ивановском Гаврилове-Посаде - год назад приказал долго жить, уходя с рынка, ивановцы крепко насолили соседям.

Здесь, говорят, никогда такого не было, чтобы в загоне одновременно стояли сразу 20 жеребцов. Продажи резко упали осенью прошлого года, когда обанкротившийся Гаврилово-Посадский конезавод объявил неслыханную распродажу. Цены обрушились чуть ли не вдвое, жеребят-отъемышей там отдавали почти по себестоимости.Покупателей уводили прямо из-под носа, вздыхает Ольга. В отсутствие прибыли стало нечем платить зарплаты и кормить поголовье. С людьми проще, говорит управляющая. Вот так, «за идею», многие работают здесь десятки лет. А лошади зиму в холодных конюшнях простояли, считай, на одном сене. Сейчас жеребята нагоняют вес на пастбищах, которых в округе много. Инфраструктура, конечно, требует вложений (и немалых), но вообще, условия отличные, считает советник губернатора по развитию коневодства Ольга Фомина. По ее словам, именно на базе Юрьев-Польского конезавода мог бы развернуться центр племенного разведения владимирского тяжеловоза.

ОЛЬГА ФОМИНА, СОВЕТНИК ГУБЕРНАТОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОНЕВОДСТВА И КОННОГО СПОРТА: "Ну, и потом здесь генофонд весь. Ведь, чтобы их в новую конюшню, надо же покупать. Никто не отдаст, это надо покупать, а у них прослеживаются все линии, по которым было развитие владимирского тяжеловоза, т.е. они поддерживаются, они есть".

Владимирский тяжеловоз – порода малочисленная, если не сказать - исчезающая. Тем сложнее поддерживать ее генетическое разнообразие. В Юрьев-Польском районе занимаются разведением 8 из 10 известных линий владимирской породы. И, если верить племенным паспортам (а их ведут со дня основания конезавода), в каждой лошади, так или иначе, течет кровь чемпиона.

Дарья Давыдова. Андрей Синягин

КОННОЗАВОДСТВО ВЛАДИМИРСКОГО ОПОЛЬЯ

Сорокин С.И., аспирант ВНИИ коневодства

Аннотация:

В статье рассмотрено развитие владимирской породы в основных конных заводах, Гаврилово-Посадском и Юрьев-Польском. Описаны продолжатели ведущих линий, внесшие существенный вклад в эволюцию породы.

Ключевые слова:

Владимирская порода, конные заводы, ведущие линии, выставки, соревнования.

Horse breeding at Vladimir Hills

Summary:

It is reported the evolution of Vladimir horse breed at main studs of Gavrilovo-Posadsky and Yuriev-Polsky. The continuers of the leading lines that brought the essential contribution to evolution of the breed are described.

Key words:

Vladimir horse, stud, leading lines, show, competitions.

Владимирское ополье - самый северный черноземный регион России, является исторической родиной лошадей владимирской породы и одним из центров культурного коневодства.

В современном политико-административном делении в него входят Юрьев-Польский и Суздальский районы Владимирской области и Гаврилово-Посадский район Ивановской области. Именно здесь расположены два конных завода, сыгравшие значительную роль в совершенствовании лошадей владимирской породы - Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский (ныне «Монастырское подворье»).

Официальное признание владимирская порода получила в 1946 году. Она была создана в колхозах и совхозах Владимирской и Ивановской областей. Основным селекционным центром по созданию новой породы являлся Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник.

Для более эффективного развития и совершенствования породы в 1959 году были сформированы два элитных хозяйства - конные заводы Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский.

Фасад Гаврилово-Посадского конного завода

Гаврилово-Посадский конный завод стал приемником племенного рассадника и получил «богатое наследство»: отличное поголовье лошадей и великолепный комплекс конюшенных построек, возведенных в конце XVIII века по проекту известного архитектора Петра Еропкина.

Гаврилово-Посадский завод выделяется и своей многовековой историей. Первое коневодческое хозяйство в Гавриловой Слободе было основано ещё до царствования Ивана Грозного, а записи о «Гавриловой Новой Слободе», где существовал «Двор государев конюшенный», встречаются в писцовых книгах 1632-1633 годов.

За время своего существования это коневодческое хозяйство претерпело множество реорганизаций. Так, в царствование Александра 1, сразу после войны 1812 года, Гаврилово-Посадский конный завод стал придворным (дворцовым) заводом. А в 1829 году он был закрыт. И только в 1886 году в Гавриловом-Посаде была организована Владимирская государственная заводская конюшня.

Поначалу в ней содержалось чуть более 30 жеребцов-производителей разных пород, но преобладали жеребцы так называемого «рабочего сорта». Постепенно количество таких жеребцов увеличивалось, и наибольшее распространение стали получать представители клейдесдальской, суффолькской и шайрской пород. К концу гражданской войны поголовье лошадей в стране значительно сократилось, и советское правительство приняло ряд мер для улучшения положения в отрасли. В 1936 году при госконюшне был организован Гаврилово-Посадский племенной рассадник тяжеловозных лошадей, который впоследствии был преобразован в конный завод.

В отличие от Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польский завод был создан почти на пустом месте - от ликвидированного учебно-опытного хозяйства Ивановского сельскохозяйственного института остались только простые деревянные конюшни. Поголовье лошадей в заводе было собрано из различных хозяйств и основной массив составляли лошади племенных коневодческих ферм Владимирской области.

Панорама Юрьев-Польского конного завода

В IV томе ГПК лошадей владимирской породы, изданном в 1969 году, записано 70 кобыл Юрьев-Польского завода и 65 кобыл Гаврилово-Посадского.

В Гаврилово-Посадском заводе большая часть кобыл была рождена в племрассаднике и представлена чистопородными матками. В Юрьев-Польском заводе наоборот, большинство кобыл получено в колхозах и значительная часть маточного поголовья была представлена помесями разных поколений.

Таким образом, изначально, Гаврилово-Посадский завод имел более ценное поголовье и был ведущим заводом в породе.

Во владимирской породе было создано десять линий: Литого, Холода, Глен Албина, Сибарита, Стандарта, Шерифа, Аргуса, Сильвер Гоблета, Крэйджи Хайгейта, Кабестана.

Лидирующей стала линия Литого, также к основным линиям породы относились линии Холода, Глен Албина и Стандарта, за ними следовали линии Шерифа, Сибарита и другие. Линия Аргуса, получившая свое развитие через Грозного, перешла в категорию второстепенных линий породы.

Большая часть кобыл Гаврилово-Посадского завода начального периода была представлена дочерьми и внучками лучших жеребцов породы из основных линий Литого, Холода, Стандарта. Особо выдающейся среди них была кобыла Тавричанка, гн., 1950 г., дочь одного из лучших продолжателей линии Литого - Ландыша.

Сам Ландыш значительно выделялся среди потомков Литого. Он был более сухой конституции, с энергичным темпераментом, несколько облегчённым костяком, мягковатой спиной и менее массивным. Его детям были присущи та же породность, сухость, правильный экстерьер и облегчённый костяк конечностей.

678 Твричанка

Тавричанка стала чемпионкой породы на ВДНХ СССР и родоначальницей самого многочисленного семейства, давшего породе девять заводских производителей.

В дальнейшем Гаврилово-Посадский завод стал уделять меньше внимания работе с основными линиями породы, в которых сосредоточен её наиболее ценный генетический потенциал, и увлекся использованием малоценного в племенном отношении жеребца 0139 Грозного, гн., 1958 г., линии Аргуса.

0139 Грозный

Грозный был рождён от вороного жеребца II поколения 31 Василька, 1938 г.р., и кобылы II поколения 0533 Гордой. Он существенно уклонился от желательного типа породы и имел излишне возбудимый темперамент. Вместе с тем Грозный мог отлично бежать рысью, что позволило ему стать абсолютным рекордистом по срочной доставке груза рысью на Всесоюзных соревнованиях в 1968 году. Дистанцию 2000 метров с силой тяги 50 кг (условный вес груза 1,5 тонны) он преодолел за 4 мин. 34,0 сек. Этот рекорд продержался в течение 21 года. В связи с выдающимся результатом в испытаниях, Грозного, а затем и его сыновей, стали широко использовать в племенной работе в конном заводе.

В связи с этим селекционные успехи завода становились скромнее и завод постепенно терял свою лидирующую позицию.

Юрьев-Польский завод, наоборот, постоянно работал с ведущими линиями породы - Литого, Холода и Глен Албина.

Анализ изменения основных селекционных признаков - типичности и экстерьера за период эволюции породы показал в Юрьев-Польском заводе более высокие темпы селекционного прогресса, что позволило ему занять лидирующее положение в породе (таблица).

Оценки типичности и экстерьера лошадей владимирской породы и доля кобыл высокого заводского класса по периодам

Годы

Типичность

Экстерьер

Гаврилово-Посадский - Юрьев-Польский

Средний балл

% кобыл с оценкой 8 баллов и выше

С момента основания Юрьев-Польского завода в нём велась направленная селекционная работа по консолидации генофонда лучших родоначальников владимирской породы. И результат не заставил себя долго ждать. Многие лошади, полученные в заводе, были призёрами Всесоюзных соревнований, Всесоюзных и Всероссийских выставок.

Его питомцы: 347 Гомон, 834 Гордость, 272 Гранит, 267 Гордый, 379 Легант, 389 Магнит, 01537 Весна, 1102 Громкая - удостаивались звания «Чемпион владимирской породы» на ВДНХ СССР.

272 Гранит

И как показатель высшего достижения селекции - титул «Абсолютного чемпиона» среди всех тяжеловозных пород, которым были удостоены четыре лошади, рождённые в заводе.

Под управлением легендарного мастера-тренера Владимирской ГЗК Владимира Ивановича Фомина, питомцы завода - жеребцы Гомон, Магнит и Курган, четырежды приносили владимирской породе титул «абсолютный чемпион тяжеловозов Всесоюзных соревнований».

347 Гомон, тёмно-гнедой, 1964 г.р., от 258 Ветерка и 570 Гранатки, дважды в 1969 и 1970 годах был абсолютным чемпионом среди лошадей всех тяжеловозных пород СССР. Его промеры: 171-180-214-27 (см). Показатели работоспособности: срочная доставка груза на рыси - 5 мин. 15,8 сек.; доставка груза шагом - 13 мин. 04,2 сек.; тяговая выносливость - 611 метров 10 см.

389 Магнит

389 Магнит, гнедой, 1969 г.р., от 347 Гомона и Мечты, в 1974 году повторил успех своего отца и также стал абсолютным чемпионом. Промеры: 170-180-218-25. Работоспособность: рысь - 4 мин. 56 сек.; шаг - 13 мин. 13 сек.; тяговая выносливость - 532 метра 85 см.

373 Курган, караковый, 1970 г.р., от 347 Гомона и Клязьмы, в 1975 году также повторил успех отца и полубрата, взяв титул абсолютного чемпиона Всесоюзных соревнований. Его промеры: 172-180-218-25. Показатели работоспособности: рысь - 5 мин. 10 сек.; шаг - 12 мин. 34,2 сек.; тяговая выносливость 751 метр 10 см.

834 Гордость, светло-гнедая, 1964 г.р., от 258 Ветерка и 558 Гитары, под управлением тренера К.М. Гусева, стала абсолютным чемпионом в 1972 году. Её промеры: 162-167-199-24. Показатели работоспособности: рысь - 5 мин. 20,8 сек.; шаг 15 мин. 26,0 сек.; тяговая выносливость 787 метров 80 см.

Когда в Юрьев-Польском заводе главным зоотехником по коневодству стал Михаил Васильевич Малков, проработавший в хозяйстве с 1976 по 1987 годы, особенно большое внимание стало уделяться работе с линией Литого. В этот период увеличилось количество лошадей ведущей линии и значительно повысился качественный уровень поголовья.

379 Легант

К числу селекционных успехов завода можно отнести получение одного из выдающихся производителей, продолжателя линии 84 Литого, гнедого жеребца 379 Леганта, 1973 года, рождённого от тёмно-гнедого жеребца 349 Гончара, 1967 года, сына 235 Чародея и гнедой кобылы 894 Литвинки, 1962 года, также принадлежащей линии Литого через ветвь 70 Катера.

Легант был очень породным, гармонично сложенным жеребцом сухой конституции, с правильным экстерьером, хорошо развитым в длину и по обхвату корпусом (162-173-215-24). На Всесоюзных соревнованиях, под управлением Малкова М.В., он показал разностороннюю работоспособность. - Его результат в испытаниях на рыси - 6 мин. 38 сек.; на шагу - 14 мин. 27,2 сек.; тяговая выносливость - 226 метров 70 см.

К сожалению, Легант рано пал, в 1981 году, но от него успели получить целую серию заводских производителей и очень ценное маточное поголовье. Его лучшим сыном был тёмно-гнедой жеребец 466 Голос, 1980 года. А в 80-х годах через сына Леганта - 454 Галстука, ветвь линии Литого через 138 Хлебного получила своё распространение и в Гаврилово-Посадском заводе.

Несмотря на более скромные успехи, лошади Гаврилово-Посадского завода также становились победителями Всесоюзных соревнований по отдельным видам испытаний и призерами выставок.

Питомцы Гаврилово-Посадского конного завода: 387 Люкс, 394 Пуртон, 400 Тагор, 405 Терек, 407 Тугой, 922 Планка, 351 Горнист, 678 Тавричанка, 1161 Лазейка, 1263 Хорда - в разные годы удостаивались на ВДНХ СССР звания «Чемпион владимирской породы».

В результате использования разнокачественных жеребцов-производителей, продолжателей тех или иных линий, в каждом из заводов сформировался свой характерный заводской тип.

В Юрьев-Польском заводе, под влиянием целеустремленного и систематического использования производителей лучших линий, и преимущественно лидирующей линии Литого, сформировался тип массивной, костистой лошади с выдающейся шириной и глубиной груди, крепкой конституцией, хорошей выносливостью и силой. Лошади этого типа обладают спокойным темпераментом, весьма энергичны и очень добронравны.

Существенное влияние на формирование Гаврилово-Посадского типа оказали потомки 0139 Грозного, линии Аргуса и 81Ландыша, линии Литого.

Лошади Гаврилово-Посадского типа отличаются сухостью, подвижностью, высоким ростом, облегченным костяком, длинноногостью и более возбудимым темпераментом.

Но не только от селекционных успехов зависит позитивное развитие заводов. Нельзя не учитывать и такие факторы, как количество поголовья, показатели воспроизводства и общие тенденции развития отрасли в целом.

В лучшие для коневодства 80-е годы в Гаврилово-Посадском заводе содержалось около 250 голов лошадей, выход жеребят часто превышал 80 %, перевыполнялся план реализации молодняка, а уровень рентабельности превышал 40 %.

К концу 90-х годов под влиянием экономических факторов и государственной политики в отношении аграрного сектора, снизились практически все показатели работы хозяйства. Поголовье племенных лошадей сократилось более чем в два раза и на первое января 2001 года составляло 110 голов, в том числе 59 кобыл. Выход приплода в 2000 году упал до 40%. Не хватало кормов и плохо выращенный молодняк продавался за бесценок.

Ситуация в конном заводе изменилась с приходом нового директора - Андрея Александровича Жукова, руководящего заводом и в настоящее время. Полноценный рацион кормления, порядок на конюшнях, упитанные, лоснящиеся лошади и развёрнутая работа по наращиванию маточного поголовья свидетельствуют о положительной динамике развития хозяйства. По состоянию на июнь 2010 года общая численность поголовья конного завода возросла до 190 голов, племенных маток - до 70.

591 Хинган

Неоднократно питомцы завода брали титул «Чемпион породы» на ежегодной конской выставке «Эквирос» в Москве, а гнедой жеребец 591 Хинган, 1993 года, от 458 Гербария и 1433 Хрупкой, в 2001 году был удостоен титула «Абсолютный чемпион выставки «Эквирос».

Показатели воспроизводства в Юрьев-Польском конном заводе всегда выглядели скромнее Гаврилово-Посадских. Долгие годы выход жеребят держался на уровне 50%, рентабельность отрасли была невысокой или даже отрицательной. Положение удалось поправить только к концу 80-х и в 1990 году - выход приплода жеребят поднялся до 79%, а рентабельность составила 45%.

Негативный экономический климат конца 90-х не обошёл стороной и Юрьев-Польский завод. С 1996 по 2000 год численность племенных лошадей сократилась со 174 до 77 голов, племенных маток с 65 до 56, а показатель выхода жеребят снизился до 24%.

В 2005 году завод перешёл во владение агропромышленному холдингу «Монастырское подворье» и положение стало понемногу улучшаться. В настоящее время племенной конный завод располагает достаточным количеством маток, принадлежащих лучшим линиям владимирской породы, имеющим хорошие промеры, тип, экстерьер и работоспособность. По состоянию на июнь 2010 года общая численность поголовья конного завода составила 133 головы, из которых 55 племенных маток.

В двухтысячных годах питомцы завода неоднократно становились чемпионами породы и призёрами ежегодных конских выставок. В 2001 году гнедой жеребец 553 Шипучий, 1992 г.р., от 466 Голоса и 1270 Штанги, и караковая кобыла 1056 Гарба, 1985 г.р., от 458 Гербария и 810 Георгинки - получили титул чемпионов породы на выставке «Ленэкспо». В том же году гнедая кобыла 1355 Гайфи, 1994 г.р., от 474 Графика и 1054 Гаммы, взяла титул чемпиона породы на Выставке «Эквирос». А в 2002 году гнедой жеребец 557 Верный, 1994 г.р., от 471 Горошка и 1036 Веги получил золотую медаль и титул чемпиона породы на выставках и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

577 Верный

Сегодня, когда до 65-летнего юбилея владимирской породы осталось чуть больше года, назвать её состояние стабильным трудно. В конных заводах, подвластным стихии экономических волнений в стране, постоянно возникают ситуации, угрожающие нормальному существованию породы. Кризисные явления вносят свои негативные коррективы в планы по реализации молодняка, испытаниям, заготовке кормов и развитию хозяйств. Остро ощущается недостаток высококвалифицированных кадров от специалистов высшего звена до конюхов. Тяжёлая физически и при этом мало оплачиваемая работа не привлекает молодёжь, и даже страстные лошадники не всегда могут себе позволить работать с лошадьми по финансовым причинам. В результате в хозяйствах не хватает персонала, конюхи успевают только кормить и отбивать денники на вверенном им поголовье, а заниматься оповаживанием жеребят, моционом и тренингом, так необходимым для выращивания добрых, здоровых, крепких, хорошо развитых лошадей, стало некому.

Кроме того, нуждается в реставрации старинный комплекс конюшен Гаврилово-Посадского конного завода. Несмотря на добротность старой постройки и почти метровую толщину стен, время берёт своё и необходимость капитального ремонта уже очевидна.

Немаловажные задачи встали и перед селекционерами. Резкое снижение численности племенного ядра в конце 90-х годов, серьёзно обострило проблему сохранения генетического разнообразия во владимирской породе. Недостаточное внимание к данному фактору могло привести к ослаблению жизнеспособности породы и невозможности её дальнейшего эффективного развития.

В настоящее время проводится ряд исследований, посвящённых этому вопросу, и разрабатывается централизованная селекционная программа. Одним из вариантов решения проблемы является использование потенциала, накопленного во внутрипородных типах двух конных заводов за последние 50 лет.

Несмотря на интенсификацию нашей жизни в век бурно развивающихся технологий, лошади владимирского ополья продолжают пользоваться большой популярностью среди коннозаводчиков и частных коневладельцев. Они покоряют своей эффектной внешностью - нарядной тёмной мастью с яркими белыми отметинами на голове и ногах и универсальностью использования. Кроме того, владимирцы зарекомендовали себя хорошими рабочими качествами, спокойным уравновешенным темпераментом и добронравием.

Их всё чаще можно увидеть в богатой запряжке в прогулочном фаэтоне или под седлом всадника богатырского сложения. Проявляя способности к спорту, они с удовольствием прыгают небольшие высоты в школах верховой езды, а одарённые природой красивыми свободными движениями просто неотразимы в выездке и цирковых представлениях.

Постоянно расширяется ареал владимирских лошадей, разводимых вдали от исторической родины. Хакасия, Бурятия, Челябинская область и Казахстан - вот далеко не полный список регионов, где прекрасно акклиматизировавшиеся питомцы конных заводов владимирского ополья используются как улучшатели рабочих и продуктивных качеств местных лошадей. Уже в первом поколении помеси наследуют от них крупный рост, силу и скороспелость. Отдельные лошади владимирской породы есть в Москве, Московской, Тверской, Ленинградской и других областях. В основном это частные хозяйства с небольшим поголовьем, но многие из них имеют серьёзные намерения заниматься племенным разведением.

Спрос на представителей владимирской породы с каждым годом растёт… И как знать? Возможно уже завтра лошадь, объединившая в себе красоту, силу, добрый нрав и всю широту души владимирского ополья, может стать и Вашим верным другом и помощником на долгие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котомин, Н.А. Конные заводы России / Н.А. Котомин, В.В. Калашников, В.Ф. Пустовой. - Изд. ВНИИ конеовдства, Дивово. - 2007. - С. 345-348, 371-375.

2. Сорокина, И.И. О владимирской породе лошадей / И.И. Сорокина, О.С. Милько, С.И. Сорокин. - Коневодство и конный спорт, №1.- 2010. - С. 15-18.

3. Антонов, И.П. Гордость России / И.П. Антонов. - Иваново: обл. кн. Изд. «Талка», 1993. - 256 с.

4.Сорокина, И.И. Богатыри ополья / И.С. Сорокина, О.С. Милько. - Конный мир, №9. - 2007. - С. 40-46.

При перепечатке статьи и использовании информации необходимо указать автора и первоисточник публикации:

Сорокин С.И. Коннозаводство владимирского ополья / С.И. Сорокин // Коневодство и конный спорт. - 2010. - № 4. - С. 7-10.

Основанный Иваном Грозным в 1564 году, при Екатерине Великой он получил современное его здание – замкнутый периметр конюшен с крытым манежем, башенкой над въездными воротами и фигурой лошади на шпиле.

Современный Гаврилово-Посадский племенной конный завод был организован в 1959 году на базе подсобного хозяйства Гаврилово-Посадской госконюшни по разведению Владимирской тяжеловозной породы лошадей.

Сайт “Племенной конный завод “Гаврилово-Посадский”

История коневодства в здешних местах восходит к очень давним временам, когда земли эти были заселены мерянскими племенами, для которых конь был тотемным животным. Пришедшие на эти земли славяне умножили коневодческие традиции, используя лошадь как основную тягловую силу в своем оседлом сельскохозяйственном бытие.

История Гавриловского Посада и окружающих селений была тесно связана с дворцовым конным заводом, возникновение которого предания соотносят с именем Ивана Грозного. Первое письменное упоминание о заводе имеется в писцовых книгах Гавриловской слободы за 1632-1633 гг., но первое косвенное упоминание о государевой конюшне в Гавриловской слободе относится к 1587 году. Стены конюшенного здания, конного манежа на протяжении длинной истории конезавода были немыми свидетелями пребывания в них гусар, «пушкарей», они слышали кандальный звон царских «ненадежных» людей, следовавших в Сибирь на каторгу.

“История конного завода и коннозаводской Дворцовой волости”

Украшающие и поныне Гаврилов Посад конюшни этого конезавода являются выдающимся памятником архитектуры екатерининского времени. Предполагаемым автором проекта был сподвижник Петра I, первый Гофф-бау-интендант Санкт-Петербурга П. М. Еропкин.

В середине XX века на Государственном племенном конном заводе «Гаврилово-Посадский» была выведена новая порода лошадей -прославленный владимирский тяжеловоз.

“История выведения породы Владимирский тяжеловоз”

“Ансамбль конного завода расположен на окраине города и хорошо просматривается на значительном расстоянии. Распределение пластических масс и пространственных акцентов в ансамбле всецело подчинено двум осям, одна из которых зафиксирована башней конного двора, а другая – объёмом манежа. Образец ансамбля конного завода характерный для гражданского провинциального зодчества конца 18 века. ” – Левичев Ф.В. Госинспекция по охране памятников исторической культуры, 12.05.1974г.

Первое упоминание о заводе имеется в писцовских книгах Гавриловской слободы за 1632 – 1633г.г. “Да в селе Гавриловой новой слободе двор государев Конюшенных, двор приказчиков, двор стремянного конюха, 2 двора задворных конюха, 11 дворов станых конюхов и людей в них 17 человек”. Для обеспечения завода и служащих при нём лиц хлебным продовольствием были приписаны к заводу несколько селений – Старопашенная слобода, Володятино, Городищи, Воймига, Ярышево, Муравкино, Закомелье, Шекшово и Бексерево – 1819 душ мужского пола. Для сбора сена на корм лошадям отведены пойменные луга по берегам рек Ирмес и Воймиги. Всего заводу, а затем удельному ведомству принадлежало до 1000 десятин земли.

Другого такого здания в России не осталось. Кирпичные стены в метр толщиной, глинобитные полы, чтобы не портить копыта лошадей, естественное отопление и вентиляция.

В настоящее время при конном заводе имеется 1960 га сельхозугодий, из них 1412 га пашни, 154 головы лошадей Владимирской тяжеловозной породы. Племенной молодняк конного завода реализуется по территории всей Российской Федерации и за ее пределы.

Лошади конного завода были постоянными участниками Ваставки Достижений Народного Хозяйства в г. Москве и награждались дипломами и медалями чемпионов породы. На Всесоюзных и Всеросийских соревнованиях конников на лошадях тяжелоупряжных пород, лошади конного завода устанавливали рекорды, становились чемпионами и занимали 1-е места.

Рекордистами породы были следующие жеребцы нашего завода:

Грозный, 1958 г.р. В 1968 году установил рекорд на срочную доставку груза рысью, расстояние 2000 метров с грузом 1,5 тонны пробежал за 4 минуты 21 секунду.

Певец, 1983 г.р. В 1988 году установил рекорд на срочную доставку груза шагом, расстояние 2000 метров с грузом 4,5 тонны прошагал за 12 минут 24 секунды.

На базе конного завода с 1992 года проводятся Всероссийские испытания всех пород тяжеловозов. За это время лоашади нашего конного завода неоднократно завоевывали первые места и были абсолютными чемпионами соревнований. Так жеребец Глухарь 1992 г.р. был двухкратным абсолютным чемпионом соревнований, а кобылы Коринка 1989 г.р., Голубка 1987 г.р., Венгерка 1990 г.р. и т.д. завоевывали первые места.

Ежегодно лошади конного завода представлялись на Всероссийский смотр-конкурс племенного животноводства и признавались чемпионами породы.

Жеребец Хинган 1993 г.р. участвовал в Международной конной выставке “Эквирос-2001″, где был признан чемпионом и награжден медалью и кубком Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Юрьев-Польский конный завод не может похвастаться древностью: его создали на базе колхоза в начале 1960-х. Сюда стоит ехать не за историей и архитектурой, а ради знакомства с главными обитателями завода, владимирскими тяжеловозами. «Владимирцы», вопреки кажущейся известности породы, — лошади редкие, в мире их всего несколько тысяч, и все они — уроженцы одного из трех конных заводов в Ополье: Юрьев-Польского, Гаврилово-Посадского и Владимирских госконюшен.

Конезавод расположен не в городе — лошадям, понятное дело, нужен простор. Но и ехать недалеко: на машине от Юрьева-Польского минут пять, дорога прямая. Сориентироваться на местности тоже просто — во-первых, уже с дороги видны характерные здания конюшен, во-вторых, с советских времен здесь стоит опознавательный знак с конем. Тут и нужно повернуть налево с основной дороги. Село Косинское, к которому конезавод официально привязан почтовым адресом, будет чуть дальше по трассе.

Первое, что видит любопытствующий путник — просторный загон. Днем сюда выпускают побегать молодняк, так что посмотреть на тяжеловозов можно и не договариваясь об экскурсии по конюшням. Конечно, молодые лошади не такие внушительные, как их мамы и папы, но дают представление о породе.

Вообще, владимирского тяжеловоза очень легко опознать. Именно с него рисуют богатырских коней — владимирские жеребцы в холке иной раз выше крупного мужчины, а весят чуть меньше тонны. У «владимирцев» мускулистая шея, широченная грудь, нарядная волнистая грива и длинные очесы — «перья» — на ногах. Часто ноги, как и стрелка на морде, бывают белыми, что делает лошадь очень нарядной и — издали — почти игрушечной. Но такая «игрушка» может посоревноваться в силе с грузовиком и даже победить его. Хорошо, что характер у тяжеловозов спокойный и покладистый: под седлом это совершенно невозмутимая и управляемая лошадь. Недаром они популярны среди частных владельцев, которые покупают и содержат лошадей не для спорта, а для души, доверяя этим великанам даже своих детей.

Тяжеловозы Юрьев-Польского конезавода считаются более широкими и сбитыми, чем гаврилово-посадские. Иными словами, они пониже и потолще. Считается, что эта коренастость делает их еще более надежными и спокойными по характеру.

При этом Юрьев-Польский конезавод, где таких красавцев разводят, выглядит очень и очень скромно. Конюшни строились в 1960-70-е, с тех пор их не раз ремонтировали, но, по большому счету, советские постройки следовало бы снести и построить что-то более современное. Пока обеспечение комфорта XXI века для лошадей и работников конезавода — мечта неосуществимая. Принимая реальность, работники стараются поддерживать порядок всеми силами: в конюшнях относительно тепло, чисто и светло.

Зато вокруг конезавода красота. Простор, поля (Ополье же!), перелески… В чистом виде «выйду ночью в поле с конем». Ольга Евсеева , управляющая конезаводом и по совместительству главный зоотехник, говорит, что именно это сочетание больших, почти былинных коней и бескрайних русских просторов производит неизгладимое впечатление на гостей конезавода.

В конце 2012 года поголовье ЮПКЗ насчитывало 112 голов. В 2005-м, когда лошадей выкупили в частную собственность, было всего 46 маток (кобыл). Собственник — хозяин холдинга «Монастырское подворье» Владимир Березовец. С его стороны покупка лошадей была актом благотворительности: в трудные времена он поддержал породу, которая оказалась на грани исчезновения. И осталась бы Владимирская область без владимирских тяжеловозов. Теперь все лошади принадлежат холдингу, а помещения конезавода — государству, холдинг их только арендует.

В наши дни на Юрьев-Польском конезаводе разводят только тяжеловозов. Гордость конезавода — чемпионы, победители различных выставок. Владимирских тяжеловозов из Юрьева-Польского возят на все крупные выставки — в Москву , Петербург , ... Среди таких чемпионов — кобылы Верба и Госпожа. Верба — суперчемпионка среди тяжеловозов. На испытании по тягловой выносливости, когда лошадь должна провезти груз весом 9 тонн (эквивалент двух КАМАЗов) на максимальное расстояние, смогла протащить его на 1203 метра.

На конезаводах дам всегда намного больше, чем джентльменов — всем понятна специфика деторождения. Кобылы и жеребцы всегда стоят в разных конюшнях, дабы избежать соблазнов. Романтические свидания строго контролируются зоотехниками и селекционерами. Происходят они в период с февраля по июнь, так что в это время на конезавод лучше не приезжать — работа кипит. В это же время начинают приносить приплод кобылы, которые забеременели в прошлом году.

Так что самое лучшее время для посещения конезавода — лето и начало осени. Можно и в декабре приехать, но на санях вряд ли прокатят — долго запрягать. Интересно, что тяжелые сани, которые обычно тянут два-три рысака, тяжеловоз без особого напряга тащит один.


В 1935 году широко развертывалась работа по созданию владимирской тяжеловозной породы лошадей . И вряд ли в то время люди даже с самым богатым воображением могли представить, что через 50 лет после утверждения породы существование владимирских тяжеловозов будет поставлено под угрозу.

Сильная рабочая лошадь в России была нужна всегда. Но особенно остро такая необходимость возникла в конце XIX века, когда на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны. С ними уже не могла справиться обычная крестьянская лошадка, хоть и выносливая, но слабосильная, тем более на тяжелых суглинках так называемого Владимирского ополья - нынешних Владимирской и Ивановской областей.

В начале XX века состав Гаврилово-Посадской государственной конюшни пополнился жеребцами клейдесдальской и шайрской пород, от которых получали улучшенных крупных помесей тяжеловозного типа. Многолетнее разведение высококровных помесей (преимущественно от клейдесдальских жеребцов) вокруг Гаврилово-Посада, Юрьев-Польского, Суздаля завершилось в 1946 году официальным утверждением новой породы - владимирской тяжеловозной.

Лошади этой породы действительно хороши: высокий рост (около 166 см в холке у жеребцов и 162 - у кобыл), массивный корпус с богатой мускулатурой, выразительная слегка горбоносая голова на шее с высокими выходом и поставом, прочные сухие конечности. Добавьте к этому разнообразие оттенков гнедой масти - от золотистого до темно-вишневого, эффектные отметины на голове и ногах и обильную оброслость гривы, хвоста и щеток. Ни дать ни взять - сошли эти лошади с васнецовских полотен.

Но основная ценность владимирцев - их работоспособность. Сильные, выносливые, резвые, они способны пробежать 2 км рысью с возом в 1,5 тонны за 5 минут. А шагом преодолеют это же расстояние, но с грузом в 4,5 тонны за 13-15 минут. Шаг у владимирского тяжеловоза уникальный - широкий, с хорошим выносом, большим захватом.

Эти лошади неприхотливы к условиям содержания. Как улучшателей их широко использовали на всей территории России, вплоть до Забайкалья. Несколько лет назад на двух владимирских тяжеловозных кобылах был благополучно завершен переход от Москвы до Владивостока.

Владимирские тяжеловозы Гаврилово-Посадского конного завода не раз были признаны чемпионами породы (жеребец Курган, кобыла Криница), становились победителями ежегодных соревнований на лошадях тяжелоупряжных пород (жеребцы Певец, Курган, кобылы Коринка, Венгерка). В прошлом году кобыла Венгерка стала лучшей среди всех тяжеловозов России в испытаниях на тяговую выносливость, преодолев 420 метров с грузом в 9 тонн!

В период создания и утверждения породы владимирский тяжеловоз никто не сомневался в ее необходимости. В послевоенные годы нужно было поднимать народное хозяйство. Когда приходилось на себе пахать, о технике разве что мечтали, а думали о лошади. Без преувеличения можно сказать, что она, родимая, стала незаменимым помощником и в поле, и на ферме, да и на лесозаготовках, стройках, перевозила на первых порах грузы на фабриках и заводах... Но стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал вытеснять лошадь. Причем так быстро и незаметно, что мы до сих пор не можем этого до конца осознать. Желание поддержать поголовье лошадей на прежнем уровне заводит коневодов в безвыходную ситуацию. Сейчас вряд ли стоит рассчитывать на то, что на лошадях будут пахать. В личном хозяйстве для этой цели, мягко говоря, не каждый захочет держать коня. А фермерам, если они действительно работают и что-то производят, не обойтись и одним трактором. Надо признать, что спрос на рабочую лошадь резко упал. Значит, уже не требуется и прежнее поголовье пород-улучшателей: русской и орловской рысистых, владимирской, советской, русской тяжеловозных и некоторых других. Поэтому на грань банкротства поставлены конные заводы, разводящие этих лошадей. Хорошо, если там есть дополнительные отрасли животноводства (в основном молочное скотоводство), которые спасают экономику хозяйств. А если нет?


И еще. За годы Советской власти, стремясь, как всегда, быть "впереди планеты всей", мы создали 87 пород сельскохозяйственных животных. За это время во всем мире не создано ни одной - там просто совершенствовали старые. Зачем изобретать что-то новое, если можно значительно улучшить то, что имеешь? Ведь если разобраться по сути, то многие наши вновь созданные породы представлены высококровными помесями, которых разводят "в себе".

Но вернемся к владимирским тяжеловозам ...

Себестоимость племенного жеребенка, родившегося в Гаврилово-Посадском конном заводе, 4200 рублей, а средняя реализационная цена лошади 2600 рублей. В прошлом году выручка от реализации лошадей составила 190 тысяч рублей, а затраты на их содержание - 680 тысяч, то есть на каждый полученный рубль вложили почти три.

Директор конного завода Владимир Васильевич Журавлев хорошо помнит те времена (до 90-х годов), когда хозяйство реализовывало по 50 голов в год, а его экономика была высокорентабельной. Раньше вызывали "на ковер" за то, что не успевал осваивать все выделенные бюджетные средства. И Журавлев спешил: за пять лет рабочие получили около 70 квартир, были построены производственные и складские помещения, подъездные пути, перекрыта крыша конюшни. Следующей очереди ждали животноводческие помещения... Не успел. Лишь возвышается сейчас железобетонная коробка комплекса для крупного рогатого скота. А в нетиповых помещениях, как и много лет назад, корм раздают вручную, потому что кормораздатчик или другая техника туда просто не могут заехать.

Подбили, как птицу на взлете, - говорит Владимир Васильевич. - Именно этих семи перестроечных лет мне не хватило. Сейчас приходится решать совсем другие вопросы, о которых раньше просто не думали: как бы отремонтировать технику, получить солярку, как бы не отключили электроэнергию... Раньше строго соблюдали технологию, следили за качеством и сроками посева, сейчас - лишь бы выехать. Перед энергетиками в долгах как в шелках. Они отключают электроэнергию - коровы стоят недоеные, воды нет, навоз не убирается. Я вынужден изыскивать где-то деньги - ей- Богу, под что угодно. Ведь это не станок - отключить никак нельзя, как говорят, таскай дрова, топи печь. Спасибо, поддерживает областное управление сельского хозяйства с администрацией. От них мы получили товарный кредит под будущий урожай - топливо, горюче-смазочные материалы, деньги на запчасти. Если бы не этот аванс, то ничего мы не посеяли бы...

Корма - зерно, сено, силос - в хозяйстве заготавливают сами. Выращивают на реализацию капусту и картофель. Казалось бы, эта статья дохода должна поправить финансовое положение. Однако и здесь густым частоколом встают сплошные "но"... Истощенные, неухоженные земли с каждым годом дают все меньший урожай: с 30-35 ц/га (в лучшие времена до 42 ц/га) "съехали" до 18-20 ц/га. А чтобы заниматься растениеводством не в убыток себе, здесь надо получать не менее 25 ц/га.

Если мало уродится капусты или картофеля - плохо. Но вот парадокс: плохо и тогда, когда собирают большой урожай овощей. Рыночные цены на них падают, а затраты на удобрения, горючее, амортизацию не снижаются.

Хотели продать одной из ближайших птицефабрик излишки зерна. А за него дают по 50 копеек за килограмм, да еще надо самим отвезти и ждать, когда поступят деньги. Выходит, что и зерном заниматься не выгодно.

Государство выделяет дотацию - 1400 рублей на племенную кобылу в год. Но спасет ли хозяйство эта помощь, когда у него вместо счета - картотека? "Живых" денег нет. Убыток в прошлом году достиг 400 тысяч рублей. Рентабельность коневодства, в доперестроечные времена достигавшая 40-70 % и более, в 1996 году составила минус 32 %, в 1997 году - минус 11 %. Задолженность по зарплате, которую работники не получают пятый месяц, приближается к 200 тысячам рублей.

Но люди держатся и продолжают работать. Почему? Потому что верят: положение должно измениться к лучшему. Потому что преданы своему делу и хотят во что бы то ни стало сохранить породу. Потому что конники - категория особая. Они приросли к лошадям и ходят на работу только потому, что те есть, а зарплата отодвигается на второй план.

Среди работников кончасти немало людей молодых, семейных. Как же они живут? Молчат в ответ, смущенно переглядываются - кто как. Но особого секрета нет: только своя земля еще и кормит селян. Пройдитесь вечером поймой местной речки, где соседствуют друг с другом частные огороды, - на каждом из них обязательно кто-то трудится. То там, то здесь пасутся козы. А к сараям спешат хозяйки с ведрами - надо накормить скотину... Все начинается с земли, землей и держится. Жаль, что эту простую истину забыли власть придержащие.

К нам часто приезжают всевозможные комиссии, руководители, представители различных организаций, банкиры, корреспонденты, - продолжает разговор Владимир Васильевич. - Несколько раз репортажи о конном заводе показывали на канале НТВ. Приезжают, снимают, восхищаются: "О, красавцы! Цены таким нет!" Действительно, устраивая выводку по всем правилам, мы показываем самых лучших лошадей. Мощные, лощеные жеребцы под 700-800 килограммов, конечно, впечатляют. Но если "цены нет", значит - бесценный, поэтому о покупке речь и не идет. Они уезжают, а мы остаемся - один на один со своими проблемами.

Покупатели заглядывают сюда все реже. Вот уже полгода прошло, а реализовано всего 12 голов. Захочет кто-то приобрести хорошую племенную рабочую лошадь - придет в кончасть. Но, узнав, что стоит она тысяч пять, разворачивается и уходит - не по карману. Иногда покупают лошадей сельскохозяйственные и промышленные предприятия (в Ивановской области в основном текстильные) для внутрихозяйственных частых перевозок, на которых не выгодно использовать автомобиль. Посещают завод и так называемые новые русские, чтобы пополнить свою коллекцию: арабы есть, тракены есть, ахалтекинцы есть, орловцы есть, вот еще владимирцев не хватает...

Последние лет пять в Гаврилово-Посадском конном заводе ежегодно проходят Всероссийские соревнования конников на лошадях тяжелоупряжных пород. Государство выделяет деньги на их проведение. Да вот незадача - поступают они слишком поздно, осенью, когда завершается сезон конно- спортивных соревнований. Поэтому приходится искать спонсоров, кто мог бы одолжить определенную сумму на небольшой срок. Один раз нашли, другой раз нашли, а на третий - уже никто не соглашается, не хочет давать беспроцентный кредит. И XII Всероссийские соревнования, что должны состояться в этом году, оказались под угрозой срыва. Банкиры не хотят выделить даже 250-500 рублей на призовые подарки, объясняя отказ неустойчивостью положения банков. Но при этом желают остаться друзьями. Возможно ли такое?

Капитан последним покидает тонущий корабль. Директор Государственного племенного конного завода "Гаврилово-Посадский" Владимир Васильевич Журавлев покидать хозяйство не хочет:

Я стою у руля государственного предприятия. Конный завод поручен мне государством. И надо спросить у правительства: нужен ли России конь? С такой политикой по отношению к племенным хозяйствам скоро и в Красную книгу некого будет заносить.

Сейчас в конзаводе 66 племенных маток, примерно столько же во Владимирской ГЗК, да еще сохранились отделения в других конных заводах. Всего же в России от силы 200 племенных кобыл владимирской тяжеловозной породы - это тот уровень, ниже которого существование породы становится проблематичным. Пришло время, когда породу надо охранять, как носорогов или тигров. Но тех стреляют браконьеры. Здесь же никто не стреляет - виновных нет. Просто с нашего молчаливого согласия и на наших глазах порода исчезает "сама по себе".

И все-таки не хочет верить Владимир Васильевич, что через несколько лет состоится примерно такой диалог с нашими внуками:

Вот эту лошадку твой дед видел своими глазами.

А почему ее не сохранили?

Да денег у государства не было...

Тьфу, ну и дураки вы...

Стоит только войти во двор Гаврилово-Посадского конного завода, как забываешь обо всем. Кажется, что время остановилось. Чарующая аура этого обширного замкнутого пространства охватывает тебя со всех сторон. Вот призывно тоненько заржал жеребенок, всхрапывает могучий жеребец, мерно пережевывают душистое сено кобылы... Все, как было много-много лет назад, когда в Гаврилово-Посаде держали царских лошадей еще при Иване Грозном. Стены заводских конюшен помнят екатерининские времена.

Но, увы, не могут многовековые стены спасти лошадей от разрушительных потрясений экономического кризиса. Тогда кто их спасет?



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка