Сп спортивные сооружения нормы проектирования действующий. Гигиенические требования к физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных учреждений и спортивным залам

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ

К МЕСТАМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

И СПОРТИВНОМУ ИНВЕНТАРЮ

6.1. Требования к крытым спортивным сооружениям

6.1.1. Устройство спортивных залов должно соответствовать действующим «Санитарным правилам содержания мест занятий по физической культуре и спорту», СНиПУ «Общественные здания и сооружения» с учетом возрастных особенностей детей и требований учебно-воспитательного процесса.

6.1.2. В составе физкультурно-оздоровительного блока, кроме спортивного зала (спортивных залов), рекомендуется предусматривать: учебно-тренировочный бассейн, тренажерный зал, хранилище для лыж, медицинские помещения, медико-восстановительный центр психологической разгрузки. Присутствие той или другой группы определяется местными условиями, в соответствии с профилем общеобразовательного учреждения, заданием на проектирование.

6.1.3. При проектировании и реконструкции общеобразовательных учреждений, размещенных на территории районов радиоактивного загрязнения в соответствии с классификацией Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС», необходимо обеспечить наличие помещений для организации физкультурно-оздоровительной (плавательный бассейн) и лечебно-оздоровительной работы (кабинеты массажа, водолечения, физиотерапевтические кабинеты и т.д.).

6.1.4. Полы спортивных залов должны быть упругими и без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую и окрашенную поверхность.

6.1.5. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий обязательно быть сухими и чистыми.

6.1.6. Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м 2 .

6.1.7. Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать места приземления после прыжков и соскоков.

6.1.8. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска стен и потолков должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен.

6.1.9. Стены спортивного зала на высоту 1,8м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией, включающие в себя различные многокомплектные снаряды, приспособления или тренажеры должны убираться, чтобы не создавать травмоопасных выступов. Там, где есть возможность, желательно иметь закрывающиеся ниши для хранения различного мелкого и среднего раздаточного инвентаря. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать за разметку спортивного зала.

6.1.10. Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.

6.1.11. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам. Остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, а также устройство для открытия фрамуг с целью проветривания спортивного зала.

6.1.12. В зданиях учебного заведения перекрытия над спортивным залом должны быть трудно сгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75ч. Не допускается создавать утепление перекрытий спортивного зала торфом, древесными опилками и другими легковоспламеняющимися материалами.

6.1.13. Чердачные помещения спортивного зала должны содержаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устраивать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

6.1.14. Источники искусственного освещения спортивного зала (оптимальными являются люминесцентные лампы, имеющие цветовую температуру 3500 0 К) должны обеспечивать достаточное освещение (таблица № 1).

Таблица № 1

Наименьшая искусственная освещенность в помещениях общеобразовательного учреждения (СанПиН № 14-46-96)

п/п

Наименование помещений рабочей поверхности

Плоскость Г – горизонтальная, В – вертикальная, высота над полом

Наименование искусственной освещенности в люксах (лк)

Удельная мощность (ватт на 1м 2) лампы накаливания

Удельная мощность при люминес-центных лампах

При освещении лампами накалива-ния

При освещении люминес-центными лампами

Спортзал

Пол, В – 2м от пола с обеих сторон на

продольной оси помещения

Снарядные, инвентарные,

Хоз.кладовые

Г – 0,8м

Крытый плавательный бассейн

Г – на

поверхности воды

Комнаты пре-подавателей

Г – 0,8м

Санузлы

Пол

6.1.15. Основные помещения зданий общеобразовательных учреждений должны иметь естественное и искусственное освещение.

Допускается верхнее (или верхнее и боковое) естественное освещение для рекреаций, холлов, залов спортивных, ритмики, бассейнов; освещение вторым светом проходных коридоров, не являющихся рекреационными, раздевальных в спортивных залах и бассейнах, залах ритмики; не предусматривать естественное освещение в снарядных, душевых и туалетных при спортивных залах, тирах, помещениях для хранения лыж.

6.1.16. При люминесцентном освещении применяются лампы типа ЛБ, ЛЕ и другие по согласованию с территориальными органами госсаннадзора, либо светильники с лампами накаливания полностью отражающего или преимущественно отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30 0 не допускается.

6.1.17. Не допускается применение открытых (незащищенных) люминесцентных ламп.

6.1.18. Светильники с люминесцентными лампами, укомплектованные пускорегулирующими аппаратами с пониженным уровнем шума.

6.1.19. Расстояние между рядами светильников и внутренней (наружной) стеной должно быть 1,5м; между двумя рядами светильников – 2м.

6.1.20. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.

Запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арматуры.

6.1.21. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая спортивный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями. Рубильники должны устанавливаться у входа или вне помещения – в коридоре, на лестничной площадке и др.

6.1.22. Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

6.1.23. В крытых спортсооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5лк на полу по линии основных проходов и ступеней лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.

6.1.24. Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств. При этом они должны быть исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию.

6.1.25. Температура воздуха в помещениях учебных заведений должна быть:

– в спортивных залах – +15 +18 0 С

– в раздевальных при спортивных залах – +19 +23 0 С

– в душевых – не ниже +25 0 С

6.1.26. Кратность воздухообмена должна быть в соответствии со СНиП «Общественные здания и сооружения»:

– в спортивных залах – 80куб.м/час на 1 чел.(приток, вытяжка).

6.1.27. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): спортивных залов, плавательного бассейна, тира, санитарных узлов.

6.1.28. Уроки физической культуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах путем открытия окон с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 0 С и скорости движения наружного воздуха не более 2 м/сек или фрамуг при более низкой температуре воздуха и большей скорости движения воздуха. Сквозное проветривание спортивного зала при температуре наружного воздуха ниже –10 0 С и скорости движения воздуха более 7м/сек, проводится в отсутствие учащихся.

6.1.29. Раздевальные для учащихся должны иметь не менее 0,18м 2 площади на место.

6.1.30. В раздевальных для девочек и мальчиков при спортивных залах необходимо предусматривать кроме душевых и туалетов, помещение с установкой 3-4 умывальников.

6.1.31. Шкафы в раздевальных устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,0м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем.

6.1.32. Душевые кабины должны быть оборудованы индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с арматурой управления, расположенной у входа в кабину, деревянными решетками для пола, а также полочками для принадлежностей.

6.1.33. Размеры открытых душевых кабин в осях перегородок должны быть не менее 0,9х0,9м.

6.1.34. Между фронтоном душевых кабин и противоположных рядов душевых кабин – не менее 1,5м.

6.1.35. Кратность обмена воздуха в раздевальных – 1,5, а в душевых – 5,0м 3 /час.

6.1.36. В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение учащихся с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.

6.1.37. Расстояние до дверей, ведущих к эвакуационному выходу от самой дальней точки в спортзале не должно превышать 27м. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей.

6.1.38. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.

6.1.39. Оснащение крытых спортивных сооружений общеобразовательных учебных заведений специальным противопожарным оборудованием производится на основании действующих правил противопожарной безопасности. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных нужд, не связанных с пожаротушением категорически запрещается.

Физкультурный зал преимущественно размещается в отдельно стоящем корпусе, на первом этаже, с организованным отдельным выходом на открытую спортивную площадку. Общепринятая конструкция школьного спортзала имеет следующую планировку: кабинет преподавателя, комната для оборудования, 2 раздевалки, 2 душевые зоны, 2 туалета, сам спортивный зал. Все помещения должны быть расположены так, чтобы занимающиеся и тренера не мешали друг другу и другим пространствам школы. Обычно зал в школе один, но этот момент может быть скорректирован в зависимости от количества учащихся в образовательном учреждении. Также могут выбираться и размеры спортзала, исходя из расчёта пропускной способности, принимаемой как 11 кв.м. (и не менее 4 м2) на 1 школьника. При этом площадь физкультурного зала должна быть не менее 140 м2, даже если существующие помещения находятся на реконструкции. Площадь физкультурного зала для групповых занятий по общей физической подготовке и игр с мячом должна насчитывать:

162 кв.м. / 216 м2 (9x18 / 12x18 метров) при наличии в школе 8 – 20 классов;
- 288 кв.м. (12x24 метра) при наличии в школе 20 – 30 классов;
- 2 зала: 144 + 288 кв.м. при наличии в школе 40 классов;
- 2 зала: 144 + 450 м2 при наличии в школе 50 классов.

Спортзал площадью 144 кв.м. может использоваться только для проведения физкультуры в начальных классах. Требования к необходимым размерам пространств для спорта в школах обусловлены не просто нормами для организации спортивных занятий, но и оптимальным объёмом воздуха для занимающихся и правилами безопасности. Высота от пола до потолка зависит от общих размеров пространства и должна быть не менее 4,8 – 6 метров.


Окна желательно располагать по обеим длинным сторонам спортобъекта. Это создаёт все условия для достаточного уровня освещения и помогает в проветривании, так как можно открыть форточки и обеспечить сквозную вытяжку между уроками. Освещение комбинируется из естественного и искусственных источников. Второй вариант представлен разными видами ламп, наименьшая освещенность находится в диапазоне 100 – 400 лк, в зависимости от вида спорта, под который предназначается зал. Свет важно, чтобы распространялся равномерно по всему периметру помещения и оставался приятным зрению независимо от времени суток. Проектирование физкультурных залов должно осуществляться согласно требованиям СНиП 23-05, СП 31-110 и СНиП 3.05.06. Оконные стекла следует оснастить решетками и сетками для улучшения условий безопасности.

Цветовое решение зала играет немаловажную роль для учащихся, поэтому необходимо применять только чистые контрастные цвета, например: пол – желтый, а стены – голубые; пол – красно-коричневый, а стены – зеленые и т.д. Выбранные оттенки должны совпадать по характеру с функциональным назначением спортивного объекта. Правильное сочетание цветов может одновременно активизировать человека, не раздражая его, и выдерживать в состоянии эмоционального покоя. Поэтому красный или оранжевый цвета не рекомендуется использовать при оформлении спортзала для длительных тренировок, игр или соревнований.


Температура воздуха в физкультурно-оздоровительном крытом сооружении, в холодный сезон года, удерживается в районе 18°C при степени влажности в 30 – 60 %. Системы отопления и вентиляции предусматриваются в обязательном порядке заранее и устанавливаются с учётом норм СНиП 41-01.

Полы спортивных залов могут быть выполнены из или дерева. Выбор покрытия следует осуществлять точно понимая назначение спортсооружения по видам спорта. Физкультурные школьные спортзалы рекомендуется обустраивать с толщиной системы от 37 до 39 мм. Покупая напольное покрытие из дерева важно оценить амортизационные качества, компенсирующие нагрузку на мышцы связок и голеностопа занимающихся.


Оборудование залов должно учитывать половые и возрастные особенности школьников. Оно должно поддерживаться в исправном состоянии и постоянно обслуживаться. Ни в коем случае нельзя допускать захламленность помещения инвентарём или оборудованием, так как это может в разы повысить риск учащения травмоопасных ситуаций. Конструкция элементов должна соответствовать нормам экологичности и безопасности. В арсенале преподавателя необходимо наличие как универсальных, общих, так и узкоспециализированных предметов: шведские стенки, мячи, брусья, скакалки, маты, гимнастические козел и/или конь, скамьи, теннисные столы и т.д. Разнообразие элементов позволит сделать занятия по физкультуре более интересными, учащимся предоставит возможность проявить себя в разных видах спорта, а преподавателю обеспечит полноценный подход к разностороннему спортивному воспитанию. Для хранения неиспользуемого оборудования обязательно должно быть подготовлено отдельное помещение. Полный свод правил и норм по проектированию и строительству физкультурно-спортивных залов изложен в СП 31-112-2004.

Часть вторая включает физкультурно-спортивные залы и манежи размером 42 x 24 м и более, а также залы 36 х 18 м и более для универсального использования.

В последние годы в нашей стране развиваются новые виды и формы спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий, поэтому физкультурно-спортивные сооружения (рисунок 1*) стали использоваться всеми возрастными и социальными группами населения - от абсолютно здоровых людей до инвалидов, от профессиональных спортсменов до лиц, использующих эти сооружения для досуга. Появилось множество новых форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у определенной группы населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.). В соответствии с современными требованиями следует учитывать новые особенности физкультурно-спортивных сооружений:

Обеспечение доступности для инвалидов массовых физкультурно-спортивных сооружений, включая специальную разметку залов и оборудование санитарно-бытовых помещений;

Свод правил разработан в соответствии с Государственным контрактом с Росспортом N 209 от 10 декабря 2002 г. в рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 годы)", п. 17 "Разработка архитектурно-планировочных стандартов для их применения при строительстве физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с учетом обеспечения возможности их пользования детьми-инвалидами".

Цель разработки - внедрение в проектирование и строительство прогрессивных функциональных и технических решений, а также совершенствование процесса проектирования в связи с отсутствием типового проектирования.

Настоящий Свод правил выполнен в развитие * "Общественные здания и сооружения" и является документом федерального уровня. Положения Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач, возникающих в процессе организации массовой спортивной подготовки населения, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для людей различных возрастов, инвалидов и в том числе детей-инвалидов.

В настоящем документе рассматриваются только вопросы, относящиеся к основным функциональным характеристикам и свойствам мест для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий и первостепенно необходимых вспомогательных помещений при них:

Удельные площади, показатели единовременной вместимости игровых площадок и мест занятий, минимально необходимые расстояния между ними и внутренними поверхностями ограждающих конструкций;

Физико-механические свойства и фактура внутренних отделочных материалов и также устройств, защищающих от ударных воздействий поверхности стен, потолков, световые проемы и осветительные приборы;

В требованиях и рекомендациях по объемно-планировочным и инженерно-конструктивным решениям содержатся также основные необходимые сведения по размерным параметрам, инженерному и санитарно-техническому оборудованию, фактуре, цвету и акустическим свойствам внутренних поверхностей помещений, учитывающие возможности использования мест для занятий и вспомогательных помещений инвалидами (включая детей и подростков) различных категорий (имеющих поражения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

В нормативном документе рассматриваются залы для массовых видов спорта, не требующих планировочных изменений для занятий инвалидов или требующих лишь дополнения специальным оборудованием.

Графическая часть документа разработана на основе опыта проектирования, практики эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, а также международного опыта.

Спортивный зал — это оборудованное определенным образом здание или часть здания, назначение которого — учебно-спортивная работа и соревнования. Проектирование спортзала должно учитывать множество факторов.

Виды спортивных залов

От назначения зала зависит его размер, форма, конструктивные особенности. Обычно выделяют два вида спортивных залов: специализированный и универсальный. Предназначение специализированного спортивного зала — конкретный вид деятельности. Наиболее распространенным типом спортивного зала является зал с оборудованием, предназначенный для занятий спортивной гимнастикой, и игровой зал с площадками для баскетбола и волейбола. Универсальные спортивные залы позволяют одновременно или попеременно заниматься несколькими видами спорта. Универсальные залы обычно бывают трех типов: большой, средний и малый. Площадь спортивного зала прямоугольной формы рассчитывается исходя из конкретных значений длины и ширины зала. Величина длины большого спортивного зала 42 м, среднего — 36 м, малого — 30 м, соответственно, значение ширины большого спортивного зала 24 м, среднего и малого — 18 м.

Площадь обычного тренажерного зала рассчитывается следующим образом: на одного человека выделяется от 5-6 м², для аэробного зала — 2 м² на каждого занимающегося. Учитываются туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, помещение для персонала. Обычно минимальные габариты спортивного клуба лежат в диапазоне от 140 до 250 м², все зависит от числа потенциальных посетителей и количества тренажеров. Оптимальной площадью считается около 200 м² — на такой площади можно спокойно разместить самые популярные тренажеры. Слишком маленький размер потребует исключения некоторых тренажеров, поэтому придется более тщательно продумывать комплектацию зала. Можно продумать специализацию зала — определиться с контингентом посетителей. Обычно на один силовой тренажер расходуется от 5 м² (а лучше 7 м²), для кардиотренажера — от 9 м² (эллипсоид, беговая дорожка). Для компактного кардиотренажера — около 4 м² (велотренажер, степпер). Площадь любых фитнес-зон может быть больше, если имеется свободное пространство.

Хорошая вентиляция играет огромное значение при любой величине спортивного зала . Важно избегать застаивания воздуха для создания комфортных условий для занимающихся. Спертый воздух, сквозняк, душное помещение могут вызвать неприятные ощущения и ухудшение самочувствия. Отработанный воздух, насыщенный углекислым газом, должен удаляться, в помещение должен подаваться чистый воздух, необходимо избегать сквозняков.

Школьные спортивные залы

Школьные уроки физкультуры имеют не меньшее значение, чем любые другие предметы. Подавляющее большинство школьных предметов развивает умственные способности. Физкультура же позволяет развивать тело и дух. Ребенку требуется движение — это биологическая особенность растущего организма, которая позволяет ему нормально формироваться и развиваться. Школьные спортивные залы относятся к универсальным вследствие разнообразия форм и содержания практических занятий на уроках. Помимо физкультурно-оздоровительных занятий и тренировок универсальный спортивный зал может вмещать локальные соревнования, массовые мероприятия, танцы.

Существуют регламенты, которые прописаны в специальном документе о санитарно-гигиенических требованиях, — их необходимо учитывать во время оборудования спортивного зала. К сожалению, в России многие учебные заведения не соблюдают данные регламенты, что ставит под угрозу здоровье и безопасность учащихся.

Лучшее расположение для спортивного зала — первый этаж, где также должен быть отдельный блок с выходом на открытую спортзону. Принята следующая структура спортивного зала: по две душевые и раздевалки, два туалета, комната для оборудования, для учителя. После переодевания учащиеся должны сразу попадать на занятие, не пересекаясь с посторонними людьми.

Аренда спортивных залов в СПБ

Все залы

Размеры спортивных залов определенным образом нормируются для обеспечения наиболее эффективного учебно-тренировочного процесса и поддержания определенного физико-химического состояния воздуха. Размеры спортивного зала и их число зависят от количества обучающихся. Если число классов в школе варьируется от 8 до 20, площадь спортивного зала должна составлять 162 м². При наличии 20-30 классов — 288 м², от 40 классов — два зала (144 и 288 м²). Если в школе 50 классов, площадь большого спортивного зала должна быть 450 м², маленького спортивного зала — 144 м². Как правило, назначения маленьких спортивных залов — занятия с учащимися начальных классов.

Спортивные залы достаточных размеров обеспечивают оптимальную площадь для занятий, необходимый объем воздуха и безопасность занятий. Поэтому важно учитывать и количество занимающихся в зале: цифра рассчитывается следующим образом: от 4 м² площади помещения и от 18-20 м³ объема зала на каждого ученика. Рассчитать оптимальную высоту для спортивного зала можно исходя из общих размеров пространства, ее значение должно быть от 4,8-6 м.

В зале обязательно должна быть хорошая вентиляция. Если ее недостаточно, а размеры зала малы, то содержание углекислоты в воздухе сильно превысит норму, возрастет содержание пыли и микробов. Для воздухообмена необходимо в перерывах между уроками проветривать помещение.

В идеале окна в спортзале располагаются с двух сторон для хорошего освещения и возможности сквозного проветривания. Может совмещаться искусственное и естественное освещение. Оконные стекла обычно ограждаются сетками или решетками для того, чтобы обеспечить безопасность учащихся.

Оптимальный воздушно-тепловой режим: влажность 30-50%, движение воздуха 0,06-0,25 м/с, температура 15-17 °С. Создание оптимального микроклимата за счет грамотно подобранных габаритов спортивного зала — очень важная задача. Подбираются системы отопления и вентиляции, за счет чего можно соблюсти основные гигиенические требования.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка