Правильное дыхание – основа жизни и долголетия. Развитие правильного дыхания

Ч еловек может прожить без еды и воды в течение нескольких дней, а вот если ему перекрыть доступ к воздуху, то вряд ли он продержится больше нескольких минут. Из чего вывод напрашивается сам собой: дыхание - это основа жизни. От того, насколько правильно мы дышим, зависит продолжительность и качество нашей жизни.

Значение правильного дыхания

Человек не осознаёт, что он дышит, пока не вспомнит об этом специально

Стивен Кинг

Значение правильного дыхания часто недооценивают. Мы воспринимаем дыхание как нечто само собой разумеющееся, перестали уделять внимание этому важному в жизнедеятельности организма процессу, не говоря о том, чтобы осознавать его или пытаться аналитически осмыслить. Оно настолько привычно для нас, что никто не будет осознанно наблюдать за процессом вдоха и выдоха, за исключением тех случаев, когда речь идет о духовных практиках.

Вот где процессу дыхания отводят действительно подобающее место. Поэтому для желающих узнать полную информацию о том, что такое дыхание, как им можно сознательно управлять, есть два пути - разобраться во всём самостоятельно, изучая опыт людей, описанный в книгах, статьях и видео, либо изучать духовную практику, к примеру йогу, очным или заочным способом.

Правильное дыхание для здоровья всего организма

Правильное дыхание для здоровья способствует не только укреплению органов дыхания с помощью выполнения дыхательных упражнений, но оказывает общеукрепляющий и оздоровительный эффект на весь организм. Дыхательные техники, практики медитации и випассана полезны для физического, психоэмоционального и ментального развития.

Для физиологии человека дыхание играет ключевую роль, так как благодаря этому процессу в организм поступает кислород и выводится углекислота как отработанный продукт. От того, насколько правильно и осознанно вы дышите, зависит процесс транспортировки молекул кислорода к клеткам, равномерное распределение и концентрация его в организме.

Значение кислорода в дыхательном процессе

О том, что кислород необходим для тела, рассказывать не нужно. В то же время о нехватке углекислого газа, которая может негативно отразиться на работе организма в целом, люди обычно не задумываются, так как принято считать, что только кислород всемогущ и считается чуть ли синонимом самой жизни.

Это не совсем верно. Кислород необходим, но тогда, когда он уравновешен с углекислотой. Недостаточное количество углекислого газа приводит к тому, что полученный кислород не может быть усвоен организмом. Правильное дыхание отвечает за равномерное распределение О2. Часто случается так, что в результате слишком короткого, поверхностного дыхания грудью большой процент полученного при вдохе кислорода растрачивается впустую. Он не дошёл до клеточных структур, остался неабсорбированным и на выдохе сам покинет организм. Система при этом работает неэффективно.

Польза углекислоты

  • Углекислый газ регулирует кровоток.
  • С увеличением содержания CO2 расширяются сосуды, что способствует быстрой доставке нужного О2 к клеткам.
  • Уровень содержания О2 в крови определяет, будет ли гемоглобин отдавать тканям и принимать из них кислород, а углекислый газ выполняет функции индикатора, в какую часть организма добавить нужный элемент.
  • СО2 необходим для регуляции pH крови. Он помогает следить за составом крови, чтобы она не была слишком закислена, что приводит к ацидозу.
  • Достаточное содержание СО2 в крови стимулирует сам процесс дыхания. Если уровень кислорода упал, организм не воспринимает это как сигнал к наполнению новой порцией О2. Только при повышении уровня СО2 тело понимает, что нужно добавить О2, и процесс дыхания продолжается.
  • СО2 отвечает за метаболизм, работу эндокринной системы, состав крови, синтез белков и построение новых клеток.

Замечено, что при достаточных физических нагрузках - беге, плавании, гимнастике - уровень углекислоты в организме повышается. Нормальным считается содержание СО2 в крови на уровне 7 %, не ниже. У пожилых людей отмечено пониженное содержание СО2, вплоть до 3,5-4 %, при этом страдает весь организм в целом. С повышением содержания СО2 в составе крови до уровня нормы удаётся повернуть вспять многие заболевания и омолодить тело на клеточном уровне.

Система йоговского дыхания построена на верном распределении и регулировке соотношения обоих газов в организме. Каким образом это происходит, мы расскажем чуть ниже.

Правильное дыхание характеризуется умением распределять прану

Правильное дыхание - это, в первую очередь, умение распределить по организму прану, которая пришла из окружающей среды вместе со вдохом. Уместным будет напомнить о самом понятии праны. Прана отнюдь не тождественна элементу О2, хотя её и легко с ним спутать. Содержание обеих субстанций в организме человека напрямую зависит от правильности дыхания и регулируется дыхательным процессом.

Прана - это та невидимая глазу энергия, которая поступает из Космоса. Ею наполнены все живые организмы. По сути, сама жизнь на Земле была бы невозможной, если бы не было Праны. Она источник жизни.

Хотя прана это не механическая энергия, но за неимением более подходящих терминов в словаре нашего материалистически обусловленного сознания приходится оперировать привычными словами из области физических наук, такими как энергия, ток, каналы. Сама Прана - это глубоко духовное понятие, и благодаря ей наше существование в физическом теле становится возможным. От её уровня, тока по каналам нади в организме зависит функционирование всех систем.

Основы правильного дыхания

От того как мы распределяем прану, пришедшую в организм через вдох, зависят основы правильного дыхания. Понятие праны хорошо известно из текстов йоги. Благодаря им мы имеем те знания, которые применяем на практике. Управлению и распределению праны в организме посвящена четвертая ступень йогической практики - пранаяма. Она непосредственно следует за практикой асан (третья ступень из системы аштанга йоги).

Йоги понимали важность функции дыхания как раз с позиций поступления и распределения по организму чистой энергии праны. Для них процесс дыхания не ограничивался потреблением кислорода и выведением углекислоты из тела. В первую очередь, поток праны, входящий в тело, - вот что является самой важной составляющей процесса дыхания.

Техника правильного дыхания. Упражнения для правильного дыхания

В мире существует много систем, обучающих правильному дыханию, но ещё ни одна из них не смогла соперничать с практикой пранаямы. Большинство современных методов, пропагандирующих техники правильного дыхания, так или иначе за основу берут наработки йоги.

Пранаяма - это задержка дыхания после вдоха или выдоха

Патанджали, «Йога-сутры»

Пранаяма

То, что только недавно начали постигать учёные, открывая эфир и другие субстанции, подтверждающие нематериальную основу мироздания, было давно известно в йогической традиции.

Прана и управление ею лежит в основе практики пранямы. Техника пранаямы всегда включает в себя четыре составляющих:

  • Речака - выдох;
  • Кумбхака - задержка дыхания на выдохе;
  • Пурака - вдох;
  • Кумбхака - задержка дыхания на вдохе.

Причем именно кумбхака отличает пранаяму от обычных дыхательных упражнений. Если не используется кумбхака, как это принято делать на начальных стадиях освоения пранаямы, то, по сути, это ещё только подготовка к ней. Сама пранаяма всегда включает в себя задержку дыхания. На курсах преподавателей йоги эта тема, также как и связанная с ней медитационная практика, рассматриваются более глубоко и всегда подкрепляются практическим освоением материала.

Тут-то мы и вернемся к нашему разговору о СО2. Какой газ аккумулируется во время задержек дыхания? Углекислый. Таким образом, в практике пранаям этот элемент играет важную роль.

Виды пранаям

Уже было сказано, что не стоит посвящать всё время развитию объёма своих легких и увеличению временной задержки дыхания. Начинать нужно постепенно, с простых техник наблюдения за дыханием, и через некоторое время можно включать в практику пранаямы такие техники, как:

  • Анулома Вилома - попеременное дыхание правой и левой ноздрями;
  • Вилома - менее известная, но хорошо подготавливающая к выполнению других пранаям и к полному йоговскому дыханию;
  • Бхастрика, или кузнечные меха - мощное дыхание вентилирует лёгкие;
  • Капалабхати - акцент сделан на энергичном выдохе, способствует выводу СО2;
  • Апанасати Хинаяна - растягивает дыхание, особенно хороша для практики медитации;
  • Самавритти пранаяма, или «квадратное дыхание» - базовая пранаяма с огромным количеством вариантов.

Правильное дыхание при медитации включает в себя правильное йоговское дыхание

Начиная практиковать медитацию, вы, в первую очередь, проходите курс випассаны. Правильное дыхание при медитации является залогом успешного погружения в состояние разотождествления со стимулами внешнего мира. Начинать любую йогическую практику лучше всего с освоения правильного йоговского дыхания и «квадратного» дыхания, когда вдох, задержка на вдохе, выдох и задержка на выдохе равны по времени. В качестве ритма и определения времени всех четырех стадий пранаямы можно и нужно использовать пульс собственного сердца.

Можно начать с соотношения 1:1:1:1, где за единицу вы берете энное количество ударов сердца. Обычно начинают с четырех. Постепенно можно увеличивать количество ударов, взятых за единицу.

Часто после выдоха задержка не выполняется, поэтому «квадрат» может состоять только из трех составных - вдоха, задержки, выдоха. Они могут варьироваться, например, 1:4:2. Если вы представите, что это соотношение пульса, где за единицу взято четыре удара, то получаем следующее: вдох - 4 удара, задержка - 16 ударов и выдох - 8 ударов. Опытные практикующие могут использовать такой счёт: вдох - 8, задержка - 32, выдох - 16.

Осуществляя контроль над дыханием, вам гораздо легче перейти в медитационное состояние. Мысли перестанут прыгать, и вы сосредоточитесь на дыхательном процессе. Это поможет концентрации. Таким образом, вы одновременно начнёте практиковать шестую ступень йоги - дхарану.

Правильное дыхание животом

Правильное дыхание в йоге называют полным йоговским дыханием, и в работе участвуют:

  • брюшной отдел (здесь говорят о диафрагмальном дыхании);
  • грудной;
  • ключичный.

Преимущество этого дыхания в том, что воздух наполняет организм максимально. Дыхание перестает быть поверхностным, как если бы вы использовали только грудной отдел или грудной с ключичным.

Вдох начинается с постепенного наполнения воздухом брюшного отдела, плавно переходит в грудной и заканчивается подвздохом в ключичном отделе. Процесс выдоха такой же постепенный, но в обратную сторону. Воздух покидает ключичный отдел, затем грудной и брюшной. Для того чтобы максимально вытолкнуть воздух, рекомендуется выполнять Мула Бандху.

Полное правильное дыхание в йоге

Исключительно важный момент, определяющий правильность и глубину дыхания в полном йоговском дыхании, - это работа мышц живота. Они не должны быть расслаблены. Хотя, быть может, и легче выполнять полное дыхание с расслабленным животом на начальных стадиях, но регулярные практики полного дыхания с расслабленными мышцами живота могут привести к хронической деформации брюшной стенки. При этом отсутствует массаж внутренних органов, который естественно происходит, если на вдохе и выдохе мышцы живота находятся в работе.

Полное йоговское дыхание стимулирует циркуляцию крови в брюшной полости, снова пуская застоявшуюся кровь в обращение. Когда диафрагма опускается, как во время правильного выполнения полного йоговского дыхания, это приводит в движение венозное кровообращение, что благоприятно сказывается на работе сердца, разгружая его.

Вместо заключения

Польза правильного дыхания, включая практику пранаям, слишком очевидна, чтобы её игнорировать. Постигая искусство дыхания, мы не только оздоравливаем организм, но и работаем с праной, открывая новые возможности для духовного роста. При регулярном выполнении пранаямы ваша йогическая практика выйдет на новый уровень, и вы не сможете мыслить своей жизни без ежедневных дыхательных упражнений.

Мы начинаем дышать ещё в утробе матери и покидаем этот мир, как только испускаем последний вздох. Но что мы можем сказать о дыхании, что мы знаем о дыхании, кроме того, что дыхание — это жизненный процесс, дарованный нам матушкой природой?

Кто-то скажет, что не стоит выделять дыхание от других не менее важных для человека жизненных потребностей, например, таких как еда и питьё, но я считаю, что это именно так.

Дыхание превалирует над всеми жизненно-важными потребностями человека уже только потому, что человек может прожить без воды — несколько суток, без еды — несколько месяцев, а без воздуха — всего лишь несколько минут.

Поэтому я ставлю дыхание НАД всеми составляющими здорового образа жизни, которые будут рассматриваться в этом разделе. Я считаю: дыхание это — ОСНОВА ЖИЗНИ!

ВИТАМИН О 2

Кислород — это нечто такое, что мы принимаем как должное. Мы не можем его увидеть, он бесплатный, он доступен каждому вне зависимости от вероисповедания, культуры, профессии или социального положения в обществе. Он везде — он вокруг нас. Мы пользуемся им не задумываясь.

Наверное в силу того, человек устроен таким образом, что всё что достаётся ему легко, и за что не нужно платить и бороться, теряет для него ценность. Наверное поэтому, он потерял для нас значимость и актуальность. Но кислород является настолько жизненно важным элементом для нашего здоровья, что многие из нас об этом даже не догадываются.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ — КЛЮЧ К ЗДОРОВЬЮ!

Мы все не раз слышали фразу: «Все болезни от нервов», я бы перефразировала это высказывание следующим образом: «ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ НЕХВАТКИ КИСЛОРОДА» (и нервные в том числе).

Под словами «нехватка кислорода» я не имею в виду, что для того, чтобы получить кислород нужно обязательно езжать в сосновый лес или на море. Вовсе нет. Я имею в виду, что современный человек в силу различных причин разучился правильно дышать, в результате чего все ткани, органы и системы нашего организма начинают испытывать кислородное голодание, которое приводит к различным болезням.

Ежедневно наше тело сжигает около семисот миллиардов старых клеток. Эти отработанные клетки токсичны и должны быть выведены из организма. Это естественный процесс нашего тела, и он не может вызывать никакого беспокойства, до тех пор пока по той или иной причине этот отработанный токсичный материал не перестанет выводиться из организма с той же скоростью, с какой он перерабатывается.

Пока мы дышим правильно и вследствие этого получаем много кислорода, в нашем теле достаточно энергии и отработанный материал удаляется легко. Проблема возникает, когда мы не получаем достаточного количества кислорода.

Если вы попытаетесь разжечь костёр таким образом, что сложите поленья близко друг к другу не оставив между ними воздушной прослойки — вы никогда не разожжёте костра.Так же и ваши клетки не могут функционировать без кислорода. Они попросту не будут работать должным образом.

Вы можете съедать брюссельскую капусту на завтрак, зелёные морские водоросли на обед и соевый творог на полдник, но, если вы не обеспечите свои клетки достаточным количеством кислорода, они никогда не будут полностью здоровыми.

Кислород очень значим для человека. Видите ли, тело может накапливать продукты питания и жидкость, но оно не может накапливать кислород. Поэтому, каждый миг мы должны обеспечивать свои клетки потоком живительного кислорода. Что же делать? Учитесь дышать правильно!

УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО!

Существует множество оздоравливающих дыхательных техник, но в данной статье мы не будем их рассматривать. (О них вы можете прочитать в других разделах моего сайта). Здесь я хочу вам дать так сказать основу, самое основное, самое лёгкое дыхательное упражнение, которое не потребует от вас сильных духовных и физических усилий, но которое является основополагающим всего дыхательного процесса. Это та основа, на которой строятся все дыхательные упражнения.

Уже одно это упражнение не только избавит вас от уже существующих болезней, но поможет вам всегда оставаться здоровым и пребывать в хорошем расположении духа. Итак, приступим…

Вы замечали как дышат младенцы? — они дышат животом. Люди, которые дышат неправильно — дышат поверхностно — диафрагмой… Поэтому, кто разучился правильно дышать — учитесь заново.

Глубокое дыхание животом. Лучше всего если вы начнёте осваивать это дыхание в положение лёжа. Лягте на коврик или на диван и начинайте медленно, плавно вдыхать через нос, так, чтобы ваш живот наполнился воздухом. Когда ваш живот наполнится до отказа воздухом, начните так же плавно его выдыхать (тоже через нос). Выдыхайте до отказа, чтобы в вас не осталось воздуха. Вдохнули — выдохнули, вдохнули — выдохнули. Вот собственно говоря и всё… Продолжительность 30-50 минут. Упражнение делается в спокойном, умеренном темпе, неограниченное количество раз.

Не пугайтесь, если дыхание вызовет у вас на первых порах лёгкий дискомфорт. Все эти «неприятные» ощущения пройдут. Это упражнение не имеет противопоказаний. Поэтому им могут заниматься — все. Лучше всего заниматься дыханием на пустой желудок или через 1,5-2 часа после еды.

Старайтесь использовать любую возможность, чтобы применить данное упражнение. Например, идя на работу, или возвращаясь с работы пройдите 2-3 остановки пешком, и этот отрезок пути попробуйте подышать животом. Лежите ли вы перед телевизором, идёте ли вы в магазин за покупками, к ребёнку на собрание — дышите животом! Всё что от вас потребуется — это просто переместить своё дыхание в область живота.

Я не призываю вас дышать животом постоянно, да наш «цивилизованный мир» не позволит делать это постоянно, но уделять этому несколько минут в день вы ведь можете? Поэтому, не просто дышите, а дышите правильно и ваш организм скажет вам спасибо.

Помните всегда! Ваше дыхание — ваш лучший доктор и друг, не отказывайтесь от его помощи и поддержки!


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская СОШ

Проект по работе с родителями

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья, долголетия

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

Т. В. Магомедова

п. Мулымья

2016г.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять :

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проект «Правильное дыхание основа жизни, здоровья и долголетия»

Актуальность: В настоящее время большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовым и к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья: увеличилось количество врождённых аномалий, растёт число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т.д

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что состояние здоровья детей требует особого внимания родителей и специалистов ДОУ. Семья и ДОУ – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение и у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и в ДОУ. Педагоги – носители педагогической культуры. В совместной деятельности с педагогами родители могут приобрести ценный практический опыт, необходимый для развития и оздоровления ребенка в условиях семьи.

Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей с раннего возраста, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности к здоровому образу жизни и как следствие снижение заболеваемости детей.

Цель проекта: развитие сотрудничества между родителями и педагогами по вопросам оздоровления и профилактики заболеваемости детей, расширение и углубление знаний родителей, воспитателей, воспитанников о здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей.

Задачи: установление между родителями и воспитателями доверительных, партнерских отношений.

Участники проекта: родители, дети, воспитатели и другие специалисты

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Планируемый результат: Родители станут больше интересоваться о мероприятиях, проходящих в детском саду, начнут активнее участвовать в жизни группы, чаще предлагать свою помощь в проведении праздников и т.д. У детей уменьшатся заболевания ОРВИ, ОРЗ. Будет наблюдаться положительная динамика в настроении, эмоциональной активности детей, в успешном овладении основными видами двигательной активности, в освоении программы детского сада

Между родителями и педагогами установятся доверительные отношения, педагогам станет легче работать, т.к родители станут большими помощниками в проведении многих мероприятий и спортивных досугов.

План проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Планируемый результат

1.Устный опрос и индивидуальные беседы на темы « «Зачем гулять с детьми? и т.п.

2. Письменный опрос (анкеты)

(См. приложение № 1)

3. Консультация для родителей «Научите ребенка правильно дышать»

(См. приложение №2)

4. Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»

(См. приложение №3)

5. Игровой комплекс дыхательной гимнастики

(См. приложение №4)

6. Сообщение для родителей «Лечебная гимнастика»

1-я неделя

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Анализ полученной информации с целью выделения актуальных задач, определения тем, форм и методов для решения этих задач.

У родителей повысится ответственность за физическое здоровье и развитие своих детей

У семей воспитанников сформируются потребности в освоении технологий оздоровления детей

Родители приобретут практические знания, умения, навыки по осуществлению оздоровительной работы

Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
4. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Приложение №1

Анкета для родителей

\ Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Данная информация поможет нам организовать более эффективную совместную деятельность по оздоровлению детей.

    Каково состояние здоровья вашего ребенка?

    очень хорошее
  1. хорошее

    нормальное

    плохое

    Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?

    в этом месяце
  2. в этом полугодии

    в этом году

    Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

постоянно

часто

очень редко

не занимается

    Считаете ли вы питание своей семьи рациональным?

да

нет

затрудняюсь ответить

    Как Ваш ребёнок проводит досуг?

    у бабушки
  1. гуляет во дворе

    смотрит телевизор

    свой вариант ответа

    ___________________________________________________________________________________________________________________

    Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

    да
  2. нет

    затрудняюсь ответить

    Ваша семья ведет здоровый образ жизни?

    да
  3. нет

    затрудняюсь ответить

    Вы приобщаете своих детей к здоровому образу жизни? Если да, то каким образом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение№2

Консультация для родителей

«Научите ребенка правильно дышать»

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком . Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру : заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания...

Можно дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.

Еще одна очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.

Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Приложение№3

Дыхательная гимнастика для детей

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.

Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти.

Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Приложение №4

Игровой комплекс дыхательной гимнастики

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОС.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Вот пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Часики
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки…

Приложение №5
Лечебная гимнастика

Следующий комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ.

Общая продолжительность занятия 10-15 минут

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.

1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.

3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.

4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.

8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью!

Поверхностное дыхание:

Самый распространенный тип дыхания. Слишком частые и неглубокие вдохи и выдохи, с небольшой задержкой – все это говорит о том, что вы дышите поверхностно.

В результате, легкие не проветриваются! Свежий воздух поступает лишь в наружные отделы, не давая проветриваться большему объему легких. Словом, идеальная среда для распространения вирусов и бактерий.

Проверьте ваше дыхание:

Возьмите секундомер. Сядьте максимально удобно и расправьте плечи. Засеките минуту и сосчитайте количество вдохов и выдохов.

Обратите внимание на ритм. Для этого соотнесите вдохи и выдохи, а также паузы между ними.

Определите тип дыхания, их три:

  1. Брюшной – активное расслабление живота.
  2. Грудной – поднятие и опускание грудной клетки.
  3. Смешанный – поочередное сочетание предыдущих типов.

А теперь результаты:

Менее 14 вдохов – прекрасно! Это повод для гордости! Так дышат натренированные и очень выносливые люди. Когда вы вбираете воздух всей грудью, легкие полностью вентилируются и становятся неуязвимыми для различных заболеваний.

От 14 до 18 вдохов – тоже хорошо. Так дышит большинство людей, которые не подвергаются простудным заболеваниям более 2 раз за сезон.

Более 18 вдохов – пора побеспокоиться! Вы явно дышите поверхностно и уже знаете, чем это грозит!

В чем же причина? Подумайте, чем вы занимаетесь в свободное время. Быть может, вы слишком много сидите за компьютером или телевизором? Много ли вы едите? Вы страдаете лишним весом? Любой фактор может пагубно сказаться на вашем дыхании, следовательно, и на здоровье! Срочно приводите себя в порядок!

Теперь вспоминаем свой ритм дыхания и читаем дальше:

Длинный вдох, пауза, короткий выдох. Так дышат бодрые и энергичные люди!

Наш организм очень интересно устроен. При вдохе вы возбуждаетесь, при выдохе успокаиваетесь. И если вы чувствуете себя очень напряженно или просто устали, попробуйте дышать следующим образом:

Короткий энергичный вдох, длинный выдох, пауза. Этот ритм работает лучше любой таблетки. Мышцы и нервная система расслабляются, внутреннее напряжение уходит.

Частые вздохи сигнализируют о переутомлении организма, а значит, ему требуется перерыв. Не стоит шутить со здоровьем, переутомление в несколько раз повышает шансы заболеть гриппом или ОРВИ!

Запомните! Неправильное дыхание нарушает движения диафрагмы, которая влияет на деятельность сердца и кровообращение в грудной и брюшной полости!

Типы дыхания

Брюшной тип:

Брюшное или диафрагмальное дыхание типично для мужчин и маленьких детей. И независимо от пола и возраста, для спящих людей.

Не заставляйте детей втягивать живот, мышца брюшного пресса просто выбьется из дыхательного цикла и вентиляция в легких ухудшится.

Упражнения для выработки брюшного дыхания:

Грудной тип:

Грудью дышат, как правило, женщины. Однако мужчины, ведущие сидячий образ жизни (телевизор, машина, офис) тоже дышат «по-женски».

Упражнения для выработки грудного дыхания:

  1. Примите позу отдыхающего льва: лягте на живот и выпрямите ноги. Немного приподнимите грудную клетку, делая упор на ладони и предплечья. Руки согнуты в локтях.
  2. Сделайте глубокий вдох грудью, набрав максимум воздуха в легкие.
  3. Задержитесь в таком положении на несколько секунд и резко выдохните, расслабив грудную клетку.
  4. После небольшой паузы, когда появится потребность во вдохе, снова повторите цикл.

После того как вы освоите оба дыхательных типа и почувствуете как ваш организм стал крепче, можно переходит к последнему типу, объединяющему предыдущие в одно целое.

Полный тип:

Полное или смешанное дыхание является самым здоровым! В нем участвуют мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы и диафрагма одновременно.

У правильно дышащих людей, помимо легких, отлажена работа сердца, кишечника и печени! Увеличивается сопротивляемость носоглотки и бронхов к воздействиям окружающей среды.

Из книги в книгу мелькает информация: «Человек должен и может жить до 120-150 лет. Этот возраст заложен природой». Но лишь единицам удается дожить до преклонной старости и при этом сохранить силы и здоровье. Большинство людей достигает 60-70 лет и приходит к этому рубежу с целым букетом различных заболеваний.

Что мешает нам быть здоровыми хотя до 50-60 лет?

С первых минут появления на свет человек подвергается воздействию различных раздражителей. Организм готов к ним, он обладает удивительными способностями приспосабливаться к очень разным условиям: жара или холод, полный покой или активные действия. Но лишь при условии, что мы ему не мешаем, доверяем. Иначе организм перестает справляется с проблемами и подает сигнал бедствия — болеет. И мы его лечим. Не важно чем — таблетками травами или голоданием. Иногда проблема отступает, но вскоре возникает новая. Почему? Потому что прежде чем лечить, надо задуматься о сути болезни, о том, зачем она нам дана. Ответ на этот вопрос вы можете дать уже сейчас, прочитав всего один абзац этой главы: болезнь — это показатель того, что мы что-то делаем неправильно — мешаем организму. И чаще всего мы мешаем ему правильно дышать.

С дыхания начинается жизнь. Первое действие ребенка, появившегося на свет — это глубокий глоток воздуха. От дыхания зависит функционирование наших органов и систем. Красота, молодость и долголетие напрямую связаны с нашими дыхательными процессами. Они регулируют нашу физическую и умственную активность. От дыхания зависят также наши мысли и эмоции, настроение и даже проявление творческих способностей. Дыхание является отражением нашего внутреннего состояния и взаимодействия с окружающим миром. Каждый вдох и выдох формирует человека. Но в то же время это настолько естественный механизм, что мы не обращаем на него никакого внимания.

Как правило, мы не задумываемся, как дышим и чем дышим. И напрасно. С одной стороны, дыхание — это физиологический процесс, во время которого происходит естественный газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание — это такой же важный источник получения энергии, как и питание. Во время вдоха вместе с кислородом поступают жизненные силы. На выдохе организм освобождается не только от углекислого газа, но и от негативной энергии и напряжения.

Дыхание — это полуавтономная функция. То есть мы вроде как не задумываемся над тем как вдохнуть или выдохнуть, но при желании можем сознательно контролировать дыхание, в отличие от сердцебиения.

Вернемся к началу главы и постараемся ответить — как же, нарушая естественный процесс дыхания, человек мешает организму пополнять запас энергии и очищаться — вспомним, что представляет собой дыхательная система и как она работает.

Дыхание — это результат сложной работы целой системы органов.

Центральным органом дыхательной системы являются легкие . Они состоят из мельчайших пузырьков (альвеол), окружающих бронхиолы. Их насчитывается около 700 млн. К альвеолам через легочные артерии поступает венозная кровь, а через дыхательные пути — атмосферный воздух.

Главная функция легких — газообмен . Газообмен — это перемещение газов и изменение их состава внутри организма. В ходе газообмена из потребляемых газовых смесей забирается кислород и выделяется углекислый газ, различные газовые примеси, инертный азот и пары воды.

В дыхательную систему также входят полости носа и рта, глотка, гортань, трахея и бронхи.

Сначала воздух попадает в полость носа и носоглотку. Они неподвижны. Их форма не случайна: носоглотка создана так, чтобы усиливать звук нашего голоса, придавать ему тембр и звучность.

Далее воздух проходит в глотку, где пересекаются дыхательные и пищеварительные пути, а затем в трахею, где оседает пыль и чужеродные частицы, которые могут попасть в организм. Кроме того, функция трахеи состоит в увлажнении воздуха. Из нее воздушный поток проходит в бронхи.

Бронхи представляют собой трубки, образующиеся при раздвоении трахеи. Они оканчиваются бронхиолами, находящимися в легких. Задача бронхиол заключается в распределении кислорода. До легких воздух доходит уже нагретым, очищенным от основного количества механических примесей и увлажненным.

Дыхательные движения осуществляются диафрагмой (она отделяет легкие от брюшной полости) и межреберной мускулатурой. При вдохе мышцы поднимает грудную клетку, диафрагма сокращается и уплотняется. Вследствие этого процесса объем легких увеличивается, и воздух проникает в легкие. Процесс напоминает работу обычного насоса. При выдохе межреберные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается вверх и воздух выталкивается из организма.

В процессе газообмена первостепенное значение имеют кислород и углекислый газ.

Кислород поступает в организм вместе с воздухом, через бронхи, затем попадает в легкие, оттуда — в кровь, а из крови — в ткани.

Углекислый газ проходит эту цепочку в обратном направлении: образуется в тканях, затем поступает в кровь и оттуда через дыхательные пути выводится из организма.

У здорового человека эти два процесса находятся в состоянии постоянного равновесия: соотношение углекислого газа и кислорода составляет пропорцию 3:1.


Углекислый газ, вопреки широко распространенному мнению, необходим организму не меньше, чем кислород:

Давление углекислого газа влияет на кору головного мозга, дыхательный и сосудо-двигательный центры;

Углекислый газ обеспечивает тонус и определенную степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы;

Отвечает за тонус сосудов, бронхов, обмен веществ, секрецию гормонов, электролитный состав крови и тканей;

Опосредованно влияет на активность ферментов и скорость почти всех биохимических реакций организма.

Кислород же служит только энергетическим материалом, и его регулирующие функции ограниченны.

Виды дыхания

В спокойном состоянии человек обычно вдыхает и выдыхает по 400-500 мл газовой смеси. Хотя максимальный объем выдоха после самого глубоко вдоха достигает в среднем 3500 мл. Этот показатель называется жизненной емкостью легких.

У здорового человека газообмен происходит с одинаковой частотой вдоха и выдоха (16-20 дыханий в минуту). У детей частота дыхания выше. Она составляет 20-30 дыхательных движений в минуту; у грудных детей — 30-40; у новорождённых — 40-60. Частота дыхания может колебаться в зависимости от физической активности, эмоционального настроя, состояния здоровья. При этом каждый человек способен произвольно менять ритм, глубину, структуру и уровень дыхания, использовать в различных ситуациях и разные виды дыхания. В зависимости от того, какие мышцы работают, дыхание может быть брюшным или диафрагмальным, грудным или межреберным (оно в свою очередь делится на верхнее и нижнее) и смешанным или полным.


Брюшное дыхание осуществляется при помощи сокращения диафрагмы и мышц брюшной полости при относительном покое стенок грудной клетки. При вдохе плечи опускаются, грудные мышцы ослабевают, диафрагма сокращается и опускается. Это увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и заполняется воздухом нижняя часть легких. При этом повышается внутрибрюшное давление и выпячивается живот. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение.

Зачем нужно

Во время диафрагмального дыхания осуществляется массаж внутренних органов. Чаще всего такое дыхание встречается у мужчин. Оно также возникает, когда человек отдыхает, как правило, во время сна.


Нижнее грудное дыхание задействует межреберные мускулы. В результате сокращения мышц, грудная клетка расширяется наружу и вверх, в легкие поступает воздух, и происходит вдох. Во время нижнего дыхания заполняется лишь часть легких, и задействуются только ребра, но остальные части тела остаются неподвижными. В результате не происходит полноценного процесса газообмена.

Зачем нужно

Нижнее грудное дыхание, как правило, используют женщины. К нему также прибегают люди, которые часто находятся в сидячем положении, т. к. им все время приходится наклоняться вперед для чтения или письма.


Верхнее грудное дыхание происходит за счет работы мускулатуры ключиц. При вдохе ключицы и плечи поднимаются, и в легкие поступает воздух. При этом приходится прилагать много усилий, т. к. частота вдохов и выдохов увеличивается, а поступление кислорода оказывается незначительным. Такое дыхание можно преднамеренно вызвать, если втянуть живот. В верхнем грудном дыхании участвует только незначительная часть легких и газообмен происходит неполноценно. В результате воздух как следует не очищается и не согревается.

Зачем нужно

К этому типу дыхания прибегают женщины во время родов.


Смешанное или полное дыхание приводит в движение весь дыхательный аппарат. При этом человека работают все виды мускулатуры, и диафрагма, и полностью вентилируются легкие.

Зачем нужно

Такое дыхание удаляет шлаки, стимулирует обмен веществ, обновляет организм.

При этом дыхание может быть как глубоким, так и поверхностным. Поверхностное дыхание является легким и ускоренным. Частота дыхательных движений составляет до 60 движений в минуту. При этом делается беззвучный вдох и шумный интенсивный выдох. Это позволяет сбросить напряжение со всех мышц тела. При поверхностном типе дыхания легкие лишь частично наполняются воздухом.

Поверхностно дышат только маленькие дети. Чем старше становится ребенок, тем меньше вдохов за минуту он совершает. Дыхание взрослого человека приобретает глубокий характер. Во время глубокого дыхания частота замедляется, легкие максимально наполняются воздухом. Объем вдоха при этом превышает допустимую норму.

Но является ли такое дыхание благотворным для нашего здоровья? И какой вообще тип дыхания является наилучшим?

С детства нас учат глубоко дышать во время физических и психологических нагрузок. Считается, что чем больше кислорода попадет в наш организм, тем лучше «напитаются» наши внутренние органы и тем дольше они останутся здоровыми.

Но, оказывается, глубокое дыхание может возникать у нас и непроизвольно по следующим причинам:

Переедание, особенно злоупотребление белковой и жирной пищей;

Принятие лекарств, особенно антибиотиков, эфедрина, адреналина, кардиамина;

Гиподинамия (низкая физическая активность);

Постельный режим, особенно сон на спине и правом боку;

Перегревание;

Запахи химического происхождения: линолеума, резины, бытовых красок и пр.;

Нервно-психическое напряжение;

Азартные игры;

Курение;

Алкоголь.

Как ни парадоксально, но еще в 1871 г. голландский врач Де Коста доказал, что глубокое дыхание вредно для нашего здоровья!

Русский физиолог Б. Ф. Вериго и датский ученый Н. Бор одновременно открыли явление, ставшее известным как «эффект Вериго — Бора». Они пришли к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что переизбыток кислорода и недостаток углекислого газа ведут к кислородному голоданию.


Дело в том, что глубокое дыхание насыщает легкие кислородом, а значит, вытесняет углекислый газ. Чтобы компенсировать потерю углекислого газа, сосуды сжимаются. Соответственно, уменьшается и поступление кислорода, поскольку он проникает в ткани организма по тем же сосудам, по которым оттуда выводится углекислый газ.

Поэтому представление о том, что глубокое дыхание максимально полно обогащает организм кислородом, является ошибочным.

Для нормального функционирования организма необходимо поддерживать установленный природой баланс углекислого газа и кислорода. Стремление увеличить содержание кислорода за счет глубокого дыхания приводит к кислородному голоданию.

От глубокого дыхания через 1-3 минуты:

Происходит снижение давления или гипотония;

Появляются отеки, мешки под глазами;

Нарушается работа щитовидной железы;

Увеличивается концентрация холестерина вне зависимости от питания.


Кроме того, наукой установлена тесная взаимосвязь между дыханием и тонусом нервной системы. Очевидно, что глубокое дыхание максимально полно выводит углекислый газ. Но приносит ли это пользу для организма? Наблюдения показали, что углекислота является снотворным, успокаивающим и, даже, наркотическим веществом. Поэтому ее уменьшение в нервных клетках приводит к их возбуждению. В результате появляются такие симптомы как бессонница, раздражительность, ухудшение памяти, и как следствие, астма, гипертония, инфаркты, инсульты и т. д. Кроме того, уменьшение углекислого газа в крови приводит к понижению уровня pH. В итоге среда в организме сдвигается в щелочную сторону, что нарушает активность ферментов и витаминов и неизбежно ведет к неправильному обмену веществ, ослаблению иммунитета, аллергическим реакциям.

Как же поддержать оптимальный баланс глубины дыхания, баланс между кислородом и углекислым газом, чтобы не навредить организму?

Что такое правильное дыхание

Большинство людей уверены, что они дышат правильно. Ну а что, казалось бы, здесь сложного. Но в большинстве случаев мы ограничиваемся поверхностным дыханием, или наоборот, делаем упор на глубоком. И то и другое отклоняется от природной нормы. Только когда начинаются проблемы со здоровьем, мы вспоминаем о своем дыхании.

Правильное дыхание предполагает использовать весь объем своих легких и предоставлять в распоряжение организма достаточное количество кислорода и углекислого газа.


Правильное, оздоровляющее дыхание человека состоит из трех фаз:

1) непроизвольного беззвучного вдоха (обязательно через нос);

2) выдоха;

3) краткой паузы — передышки.

Все три фазы всегда присутствуют в акте дыхания. Выдох составляет около одной секунды, затем следует пауза — около полутора секунд, и возврат дыхания (вдох) — около секунды. Временное соотношение может изменяться в зависимости от вида и интенсивности нагрузок. Трехфазное дыхание предусмотрено законами природы. И могу вас уверить оно является наиболее оптимальным и эффективным. Кстати говоря, именно во сне здоровый человек дышит максимально правильно, т. к. дыхание сознательно не контролируется, потому что во сне управление этим процессом целиком передается дыхательному центру.

Трехфазное дыхание представляет собой цикл, который у нетренированного человека повторяется в среднем 16 раз в минуту, а у тренированного — примерно 8-10 раз в минуту.

Правильное дыхание облегчает работу сердца, усиливает дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы и стимулируют внесердечный механизм кровообращения. Оно укрепляет сразу все органы человеческого тела, связанные с дыханием (голосовой аппарат, легкие и диафрагму). Благодаря правильному дыханию восстанавливается нормальная деятельность нервной системы, увеличивается жизненная емкость легких, кровь и ткани активно насыщаются кислородом, что влияет на значительное улучшение общего состояния и работоспособности.

Для того чтобы определить ритм правильного дыхания, необходимо сесть на стул в свободной, расслабленной позе. Одежда не должна стеснять тело.

Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Проследите за ним, но не пытайтесь сознательно вмешиваться в процесс. Вашей задачей является проследить за последовательностью заполнения и освобождения легких:

Сначала плавно наполните воздухом нижнюю часть легких так, чтобы живот выдвинулся вперед, диафрагма опустилась вниз, затем среднюю (при этом поднимутся ребра и грудь), и наконец верхнюю (при этом должны подняться ключицы, а живот подтянуться к позвоночнику);

Во время выдоха у вас должен втянуться живот, подняться диафрагма, а затем опуститься грудь и плечи;

Движения при вдохе и выдохе должны быть мягкими, плавными, без резких толчков и напряжения;

Повторите 3 раза;

На четвертом вдохе задержите дыхание и засеките время в секундах;

Сделайте выдох и снова зафиксируйте время, в течение которого вы можете обходиться без поступления воздуха в легкие;

Сравните полученные результаты.

В большинстве случаев продолжительность вдоха и выдоха будет различной. У кого-то слишком короткий вдох, а у кого-то — выдох. При правильном дыхании продолжительность вдоха и выдоха должны совпадать. Если у вас есть разница между вдохом и выдохом, настало время серьезно взяться за свое здоровье. Как только вы овладеете техникой правильного дыхания, оно станет для вас первоочередной потребностью и привычкой.

Техники правильного дыхания

О том, что такое правильное дыхание люди задумывались издавна. Первые сведения по этому вопросу датируются VI веком до нашей эры. Старейшие изречения о методе правильного дыхания высечены на камне: «При дыхании нужно поступать следующим образом: задержать дыхание, оно накапливается, если накопилось, распространяется дальше, если распространяется дальше, то спускается вниз, становится спокойным, если становится спокойным, то укрепляется. Если выпустить, то оно растет, когда выросло, нужно снова сжать. Если его сжать, оно достигнет макушки головы. Там оно давит на голову, давит вниз».

Народы Востока придавали дыхательным упражнениям философский смысл. Дыхание должно было управлять энергией человека, существовать в гармонии с чувствами и мыслями.

В европейской философии и медицине утверждалась связь дыхания души, здоровья и жизни. Научно-техническая революция позволила осознать, что дыхание оказывает существенное влияние на все основные функции и процессы организма. Благодаря ему можно заниматься профилактикой заболеваний.

Исследования XX в. в области дыхания привели к созданию ряда методик правильного дыхания. Первоначально эти методики использовались при заболеваниях органов дыхания, а также в профессиональной подготовке певцов, дикторов, учителей и спортсменов.

И лишь во второй половине XX в. разработка дыхательной гимнастики нашла широкое применение как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине.


Существует множество техник, которые нормализуют дыхание, делают его правильным. Среди них:

Восточная дыхательная гимнастика тайцзи цигун;

Техника дыхательной гимнастики бодифлекс;

Гипервентиляционная техника дыхания;

Метод трехфазного дыхания Л. Кофлера — Лобановой-Лукьяновой;

Парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко.

Какой же выбрать, подумаете вы? И насколько он будет безопасным? Скажу откровенно, все эти методики чудесно сочетаются друг с другом и каждый может найти оптимальную только для него дыхательную гимнастику. В таблице ниже вы сможете подобрать дыхательные техники исходя из состояния здоровья. Описания всех упомянутых техник вы найдете в этой книге. Некоторые из них я испробовала на собственном опыте и добилась существенных сдвигов в состоянии здоровья. Но, конечно, самое большое открытие я сделала для себя пять лет назад, когда нашла описание метода рыдающего дыхания Юрия Вилунаса. Ничего проще и естественнее придумать нельзя!

Любая из дыхательных техник требует усилий и времени на освоение и выполнение упражнений. Вы не сможете дышать по-йоговски, идя на работу или с работы, моя полы или готовя обед. Может быть, поэтому и результаты от применения всех перечисленных дыхательных гимнастик не столь впечатляющи. Пока болит — занимаюсь, чуть отпустила — начал ленится. Так уж устроен человек. Но метод Вилунаса смог победить даже человеческую лень.






    Комплексное лечение и профилактика заболеваний дыхательными техниками



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка