Травмы художественных гимнасток. Профессиональные болезни пловцов, гимнасток, фигуристов

Травматизм в художественной гимнастике и методы реабилитации Травма плюснефалангового сустава большого пальца Симптомы травмы плюснефалангового сустава большого пальца Механизм повреждения: чрезмерное тыльное (или подошвенное) сгибание большого пальца. Боль при движении в I плюснефаланговом суставе. Припухлость I плюснефалангового сустава. Боль при опоре на больную ногу (при стоянии, ходьбе и беге). Патогенез и профилактика Было отмечено, что частота травмы плюснефалангового сустава большого пальца возросла с распространением искусственных покрытий на стадионах. С наибольшей частотой повреждение возникает у игроков в футбол, в том числе американский, но встречается и в других видах спорта, где неизбежно сильное тыльное или подошвенное сгибание в I плюснефаланговом суставе. Эта травма, несмотря на традиционное причисление ее к разряду легких, всегда влечет за собой ближайшие и отдаленные последствия, а суммарное время, на которое спортсмены выбывают из игры по причине травмы I плюснефалангового сустава, сопоставимо с таковым при растяжении связок голеностопного сустава. Правда, растяжение связок встречается намного чаше. Повреждение возникает в результате переразгибания плюснефалангового сустава большого пальца стопы при опоре на ногу. Проксимальная фаланга смещается к подошве и заходит под головку плюсневой кости, связки и капсула сустава максимально натягиваются, и дальнейшее переразгибание приводит к разрыву подошвенных и коллатеральных связок плюснефалангового сустава или перелому основания проксимальной фаланги или головки плюсневой кости. Обычно подобная травма возникает в американском футболе, когда на опорную ногу нападающего форварда в момент толчка сзади падает другой игрок. То же происходит при ударе сзади по стопе в момент ее максимального подошвенного сгибания с опорой на большой палец. Повреждение можно предотвратить путем ограничения подошвенного или тыльного сгибания в I плюснефаланговом суставе. Нормальный объем движений в этом суставе сильно различается: от 3 до 43° для тыльного сгибания и от 40 до 100° для подошвенного. У людей, от природы наделенных малоподвижными суставами, риск травмы повышен и необходимо бинтование. В профилактике могут помочь ортопедические стельки, например мортоновские или со стальной пластиной. Клиническая картина Итак, переразгибание плюснефалангового сустава большого пальца влечет за собой разные повреждения: от растяжений связок до отрывов подошвенных или тыльных связок с переломами головки плюсневой кости или основания фаланги или без них. При повреждении сухожилий сгибателей страдают сесамовидные кости. Анамнез и жалобы Тренер или врач у боковой линии должны очень внимательно отнестись к спортсменам, которые прихрамывая покидают поле. Сами игроки расценивают повреждение большого пальца как легкую травму, что удлиняет период выздоровления и приводит к поздним осложнениям. Характерны жалобы на боль в суставе и невозможность опираться на поврежденную стопу. Физикальное исследование Оценивают объем и болезненность активных и пассивных движений в поврежденном суставе и сравнивают результаты с характером движений на противоположной стороне. В норме движения в суставе безболезненны. Появление боли в положении крайнего сгибания или разгибания позволяет определить локализацию повреждения - на тыльной или подошвенной поверхности. Определяют силу длинных сгибателя и разгибателя большого пальца, чтобы исключить их отрыв. Для оценки целости коллатеральных связок исследуют стабильность сустава с помощью абдукционной и аддукционной проб. Классификация травм Разработана классификация, позволяющая определить тяжесть повреждения. Степень 1 -- растяжение связок. Локальная боль. Незначительные припухлость и синяк. Объем движений слегка ограничен и болезнен, Легкая боль при опоре на ногу. Степень 2 - частичный разрыв капсульно-связочного аппарата, Разлитая боль и сильная болезненность. Заметные припухлость и синяк, Объем движений умеренно снижен, Легкая или умеренная боль при опоре на ногу, Отчетливая хромота. Степень 3 - полный разрыв капсульно-связочного аппарата с отрывными и остеохондральными переломами или без них. Очень сильная разлитая болезненность в области поврежденного сустава. Выраженные припухлость и синяк. Движения очень болезненны, и их объем значительно снижен. Больной не может нормально ходить. После клинического обследования могут потребоваться дополнительные методы для уточнения тяжести повреждения. На наш взгляд, боль при движении в суставе - показание к рентгенографии. При подозрении на более тяжелое повреждение следует использовать более точные методы. Лучевая диагностика Рентгенография позволяет выявить отрывные переломы, остеохондральные переломы головки плюсневой кости или основания проксимальной фаланги, смешение сесамовидных костей, увеличение промежутка между частями расщепленных сесамовидных костей, разрушение субхондральной кости при повреждении хряша. При подозрении на повреждение коллатеральных либо тыльных или подошвенных связок выполняют рентгенограммы в положении крайнего сгибания, разгибания и отведения большого пальца. При подозрении на усталостный перелом сесамовидных костей проводят сцинтиграфию. Для диагностики отрывных переломов, особенно подошвенной пластинки, можно использовать МРТ. Лечение Лечение главным образом консервативное. В начальный период (первые 48 ч после травмы) придерживаются общих принципов при повреждениях мягких тканей: покой, холод, тугая повязка, приподнятое положение ноги - и используют криотерапию. Важнейшее условие восстановления после таких повреждений - полный покой до восстановления безболезненных движений. При повреждениях 1-й степени спортсмен, как правило, сразу может приступить к реабилитации и легким растягивающим упражнениям, если они безболезненны. Для защиты большого пальца можно использовать бинтование и фиксаторы (буферы). При повреждениях 2-й степени может потребоваться освобождение от тренировок и соревнований на 5--14 дней. Принципы лечения те же, что и при повреждениях 1-й степени. При повреждениях 3-й степени лечение зависит от характера травмы. Начальное лечение такое же, как при повреждениях 1 -й или 2-й степени. В течение нескольких дней спортсмену часто необходимы костыли, чтобы дать пальцу покой. При повреждениях 3-й степени может потребоваться операция. Отрывы капсулы и повреждения коллатеральных связок обычно излечиваются консервативно, но переломы, в том числе отрывные остеохондральные, невправляемые вывихи требуют хирургического вмешательства. Поздние осложнения, такие как несрастание остеохондральных переломов, переломов сесамовидных костей, суставные мыши поздние приобретенные деформации, например варусная деформация большого пальца или тугоподвижность I плюснефалангового сустава, при неудачном консервативном лечении тоже требуют хирургического вмешательства. Возвращение к спорт При повреждениях 1-й степени спортсмен может выйти на поле после исчезновения боли. При повреждениях 2-й степени крайне важно дождаться исчезновения боли, прежде чем выпустить спортсмена на поле. При повреждениях 3-й степени для восстановления может потребоваться от 4 до 8 нед. Эти повреждения могут привести и к завершению спортивной карьеры, поэтому крайне нежелательно возобновлять тренировки, пока специальные упражнения не даются без боли. Повязки на большой палец ноги Сначала необходимо определить, какое движение: пассивное сгибание или разгибание большого пальца причиняет боль спортсмену (рис. 2.19). Наложение повязки начинают с якорных полосок вокруг середины стопы и большого пальца. Затем, в зависимости от того, какое движение вызывало боль, накладывают продольные полоски лейкопластыря либо вдоль тыльной поверхности стопы для предотвращения чрезмерного сгибания большого пальца, либо вдоль подошвенной поверхности стопы для предотвращения его переразгибания (рис. 2.20). Иногда продольные полоски накладывают как на тыльную, так и на подошвенную поверхности стопы. По желанию спортсмена можно делать повязку эластичным лейкопластырем. Рисунок 2.19. Сгибание и разгибание большого пальца стопы перед наложением повязки. Рисунок 2.20. Повязка при повреждении связок большого пальца стопы. А-Б. Наложите якорные полоски на стопу и на палец. В-Г. Для предотвращения пере-разгибания пальца наложите продольные полоски лейкопластыря на подошву. Д. Для предотвращения чрезмерного сгибания и разгибания пальца наложите продольные полоски лейкопластыря на подошву и на тыл стопы. Е. Наложите дополнительные полоски лейкопластыря для укрепления повязки. Ж-3. В завершение наложите фиксирующие полоски вокруг пальца и стопы. Вместе с повязкой можно использовать стальные стельки (рис. 2.21). Рисунок 2.21. Стальная стелька помогает ограничить сгибание и разгибание большого пальца стопы. Упражнения для большого пальца ноги[Править] Показаны те же упражнения, которые проводятся для укрепления и растяжки продольного свода стопы (см. Растяжение мышц и связок стопы) с особым вниманием к большому пальцу.

Художественная гимнастика - вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, возникший в СССР в 1940-е годы и обязанный своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на растяжку, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Правила художественной гимнастики

Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например - обручи и мячи) или один вид (например - пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.

Снаряды

Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г.

Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

Булавы - два снаряда бутылочной формы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка, и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).

Требования, предъявляемые к гимнасткам Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординированный вид спорта. Упражнения программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т.п.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях - пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике (рис.1). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Статистика травматизма в художественной гимнастике

В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).

В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата.

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. В новозеландском исследовании 50% всех травм художественных гимнасток были классифицированы, как острые, остальные 50% - как хронические или усталостные. Локализация травм у гимнасток

Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72% - рис. 2). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

В исследовании Zetaruka и коллег также показано, что в художественной гимнастике на нижние конечности приходилось больше всего травм (53%), однако большинство из них имели легкий характер и не приводили к пропуску тренировок. По количеству значимых травм, то есть тех, которые привели к пропуску тренировок, травмы нижних конечностей делят первое место с травмами спины и туловища (табл.1). Также примечательно, что 16 (80%) из 20 гимнасток жаловались на боль в пояснице, по этой причине 8 из них пришлось пропустить несколько тренировок. Только одна гимнастка была вынуждена пропустить тренировки из-за травмы колена, однако 9 (45%) гимнасток жаловались на боль в колене в течении года.

В другом исследовании показано, что из всех повреждений, требующих лечения 39% приходятся на поясничную и грудно-поясничную области позвоночника, из которых 24% являются острыми, а 56% хроническими. По данным Hutchinson в проспективном исследовании 86% художественных гимнасток жаловались на хроническую боль в пояснице, и 25% при ретроспективном анализе медицинских карточек.

Типы и тяжесть повреждений в художественной гимнастике

В исследовании Cupisti наибольшее количество определенных повреждений заняли растяжения мышц и связок. Однако больше всего художественные гимнастки сообщали о боли неопределенной типологии (рис. 3). Большинство травм в этом исследовании классифицировалась как нетяжелые, лишь 22 травмы из 47 потребовали медицинской обработки, в отличие от контрольной группы, где это соотношение составило 22 из 34. В среднем травмы вынуждали гимнасток пропускать 4,1 дня тренировок, а в контрольной группе восстановление после травм занимало в 4,6 раз больше времени.

В работе Zetaruka и коллег растяжение мышц/сухожилий было самой общей травмой - 85% спортсменок сталкивались с этой проблемой. Растяжение мышечно-сухожильных единиц происходило на нижних и верхних конечностях, среди последних большинство имело легкий характер. Однако 25% гимнасток были вынуждены пропустить несколько тренировок по причине растяжений, среди которых большинство локализовалось на задней поверхности бедра, в паху и лодыжке. У пяти гимнасток (25%) случались переломы, большинство из которых локализовались в области голени (перелом малоберцовой кости) и стопы. Один усталостный перелом

был в области поясницы. Большая часть жалоб на боль в колене была диагностирована, как тендинит . Также в этом исследовании было зафиксировано одно сотрясение мозга, потребовавшее от спортсмена недельного отдыха.

В исследовании Hutchinson также показано, что большинство травм (80%) в художественной гимнастике носят легкий характер (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале) и никак не влияют на тренировочный процесс. Лишь одна травма в проспективной части этой работы заставила гимнастку пропустить 2 дня тренировок. В ретроспективном анализе 10 травм из 46 заставили временно прервать тренировки в среднем на 11 дней (от 2 до 14). Одна спортсменка была вынуждена закончить спортивную карьеру из-за хронической боли в пояснице.

Таблица 1 - Количество, локализация и тяжесть травм в художественной гимнастике национального уровня.
Легкие1 Средние2 Серьезные3 Всего Всего значимых
Голова и шея 3 2 0 5 2
Верхние конечности 16 3 0 19 3
Нижние конечности 42 13 2 57 15
Туловище/спина 13 7 7 27 14
Всего 74 25 9 108 34
1 - травмы, не послужившие причиной пропуска тренировок
2 - травмы, заставившие пропустить до 7 дней тренировок
3 - травмы, вынудившие пропустить более, чем 7 дней тренировок
Факторы риска в художественной гимнастике Одной из целей исследования Zetaruka и коллег заключалась в выявлении факторов риска травм в художественной гимнастике. Полученные результаты позволили с уверенностью утверждать, что такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 4 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий. Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

В сиднейском исследовании показано, что у 14-летних танцоров балета существенно увеличивается риск хронических травм, если продолжительность тренировок превышает 8 часов в неделю. Однако большинство гимнасток тренируются намного больше - подэлитные художественные гимнастки Канады тренируются по 9-12 часов в неделю, национальная сборная Канады тренируется по 25-30 часов в неделю. Спортсменки сборной США по художественной гимнастике занимаются по 34 часа в неделю. Подэлитные гимнастки Италии занимаются по 12-14 часов в неделю.

Среди других факторов риска в художественной гимнастике многие авторы выделяют так называемую женскую триаду - беспорядочное (неправильное) питание, нарушение менструального цикла и остеопороз

. Эти три взаимосвязанных компонента триады являются достаточно серьезным синдромом, часто встречающимся у физически активных девушек и женщин, который может привести к снижению работоспособности и результативности спортсменки, осложнению течения острых и хронических заболеваний, и даже к смерти.

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела (рис.6). Kate Roberts утверждает в своем обзоре, что массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16% . В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м² . В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла. Нарушение менструального цикла может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет. В другом исследовании возраст менархе был еще более поздним - 15±0.9 лет (12±1 лет в контрольной группе). О нарушении менструального цикла сообщили 78% гимнасток (61% олигоменорея и 17% вторичная аменорея). В исследовании Zetaruka и коллег показано, что у 50% гимнасток национального уровня присутствуют нарушения менструального цикла. Нарушение менструального цикла приводит к преждевременному остеопорозу , что в свою очередь увеличивает риск переломов из-за ослабления костной ткани . Munoz с коллегами исследовали минеральную плотность костной ткани у художественных гимнасток и обнаружили, что в зоне нагрузки (шейка бедра) плотность кости увеличена, однако в зоне, не подвергающейся нагрузке (предплечье) плотность костной ткани была значимо ниже, чем в контрольной группе, что может быть связано с частичной резорбцией

костной ткани у гимнасток.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков

, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят диуретики , а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм.

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей .

Боли в пояснице у художественных гимнасток
Рис. 7 - В художественной гимнастике требуется чрезвычайно высокая гибкость и большой диапазон движений позвоночника.
Рис. 8 - Спондилолиз с последующим спондилолистезом .
Считается, что боли в поясничном отделе позвоночника - одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике . В нескольких исследованиях показано, что 80-86% художественных гимнасток жалуются на боль в пояснице . Однако Cupisti с коллегами сообщают в своем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность появления болей в области поясницы, и более того, укрепления мышц спины и брюшного пресса при занятиях гимнастикой помогут избавиться от таких болей. Также Piazza, Cupisti с другими коллегами показали в более позднем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность возникновения поясничных болей с возрастом, однако вероятность их возникновения у бывших гимнасток, уже имевших поясничные боли в спортивной карьере, увеличивается. Данная статья - интелектуальная собственность

Среди причин, проводящих к болям в области поясницы называются чрезмерные разгибания позвоночника в области поясницы (рис. 7). Достижение максимальных амплитуд в движении может привести к острой травме. Повторяющиеся чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в поясничном отделе позвоночника могут стать причиной микро- и макротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее распространенные проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнастов включают спондилолиз , спондилолистез , компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тела позвонка и межпозвоночных дисков .

позвонков. Спондилолиз - следствие кумуляции силовых воздействий на межсуставную дужку позвонка, превышающей модуль упругости костной ткани. Вначале развития патологического процесса спондилолиз представляет собой зону костной перестройки (зону Лозера), затем происходит усталостный перелом , обычно межсуставной зоны дужки, которую называют "критической зоной". Спондилолиз - обратимый процесс. При условии устранения чрезмерных силовых воздействия возможно сращение зоны перелома. Спондилолиз - самостоятельное заболевание. У части больных (приблизительно у половины) спондилолиз осложняется спондилолистезом (рис. 8). .

Лечение: симптоматическое, НПВС, боль ослабевает максимум через неделю. Дифференциальный диагноз проводится с растяжением мышцы. Для правильной постановки диагноза необходимо тщательное изучение механизма возникновения болей.

Контрактура

Мышечный спазм - это острые обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани вследствие нарушения биохимических процессов – повышение миостатического тонуса.

Клиника: внезапное появление, спортсмен ощущает укорочение мышцы, боль проявляется и без пальпации , боль не локализуется.

Лечение: нет необходимости в специфическом лечении, но подобная травма всегда должна настораживать – возможно, это сигнал о более серьезной травме, обычно вызывается мышечной усталостью (чем вызвана мышечная усталость?). Следует скорректировать возможные факторы риска получения травмы, делать растяжку, массаж, при отсутствии рецидивов можно продолжить тренировку.

Растяжение - степень I

При растяжении происходят необратимые изменения некоторых мышечных волокон до состояния некроза

, но соединительнотканные элементы не повреждены. При УЗИ определяются микроразрывы волокон.

Клиника: возникает внезапно, проявляется на пике нагрузки, боль при растяжке, боль локализуется при пальпации

Лечение: покой, НПВС, миорелаксанты, расслабляющий массаж, постепенное возобновление физических нагрузок через 4–5 дней(интенсивность нагрузки ограничивается появлением боли).Судить о полном восстановлении можно при отсутствии боли при растяжке.

Разрыв мышечных волокон - степень II

Представляют собой необратимые изменения ограниченного числа мышечных волокон, минимальное повреждение соединительнотканных элементов.

Клиника: внезапное появление, ощущение резкой колющей боли, спазм, боль при растяжке, при уменьшении спазма – боль при пальпации

Лечение: покой, УЗИ–контроль дважды в течение лечения, использование факторов роста, физиотерапия (первые 48 часов – холод, магнитотерапия, затем – УЗТ, массаж со льдом, ТЕNS), эксцентрическая работа с учетом правила безболезненности. Тренировочные нагрузки начинаются в бассейне. Тренировки начинаются при достижении максимального уровня нагрузки в бассейне. Переход к тренировкам в общей группе осуществляется при безболезненном выполнении скоростных упражнений.

Разрыв мышцы - степень III

При разрыве мышцы происходят множественные повреждения мышечных волокон и соединительной ткани, образуется внутримышечная гематома .

Клиника: внезапное появление, выраженные болевые ощущения, утеря мышечной подвижности, незначительная мышечная слабость, спазм несколько часов спустя после травмы, боль локальная, но не точечная (до 4 кв.см)

Лечение : в связи с тяжестью травмы и продолжительностью периода восстановления, мы выделяем три этапа лечения

Этап 1 (24–48 часов)

  • Первичное лечение: холод, компрессия
  • Анальгетики
  • Миорелаксанты
  • Общая программа восстановления: диета, психологический тренинг, поддержание общей физической формы
  • Противовоспалительные препараты не применяются
Этап 2 (завершение – безболезненный стретчинг)
  • Поддержание общей физической формы
  • Выносливость – 35–40 мин
  • Электротерапия
  • TENS, ультразвук
  • Миорелаксанты
  • Эксцентрическая работа (с учетом правила безболезненности)
  • Обеспечение покоя для поврежденной мышцы
  • На завершающей стадии - ступенчато возрастающая нагрузка для других мышц
Этап 3 (возобновление тренировочной активности)
  • Постепенное увеличение нагрузки
  • Велотренажер
  • Бассейн
  • Возобновление тренировочной деятельности(учитывая критерии, приведенные в разделе «Разрыв мышечных волокон»
Травмы коленных суставов у гимнастов В исследовании Zetaruka и коллег упоминается, что большинство травм колена художественных гимнасток были диагностированы, как тендинит . Наиболее частым тендинитом в области колена является тендинит связки надколенника, который также называют "колено прыгуна ", возникающий вследствие продолжительных тренировок, многочисленных прыжков и приземлений, которые приводят к микротравмам структуры связки надколенника (рис.10). Так как тренировки происходят слишком часто, микротравмы не успевают зажить и накапливаются. Все это в итоге приводит к воспалению и дегенерации тканей связки. Симптомы тендинита связки надколенника включают боль в нижней части надколенника, особенно при нагрузке (прыжках, приземлениях) и сгибании колена. Боль, однако, может быть достаточно терпимой, что зачастую приводит к откладыванию похода к врачу. Это может привести к усугублению заболевания, прогрессированию дегенеративных процессов в ткани связки и, как наихудший вариант, привести к ее разрыву. Лечение рекомендуется начать с консервативных методов (покой, холод, противовоспалительные препараты, специальные наколенники) и лишь когда они окажутся безуспешными применить хирургическое лечение, заключающееся в вырезании больной части связки.

В литературе не удалось найти описания коленных травм в художественной гимнастике, поэтому мы воспользовались методом, предложенным Kate Roberts - экстраполировали данные, полученные на танцорах балета. В работе Meuffels и Verhaar описываются разрывы передней крестообразной связки (ПКС) у танцоров балета. Из 253 танцоров с такой травмой было зарегистрировано 6 (4 мужчин и 2 женщин). Авторы отмечают, что все без исключения травмы произошли при приземлении после прыжков - батман у мужчин и грант жете у женщин (рис.11). В момент приземления нога находилась в супинированном положении (развернута наружу), что создавало вальгусную

нагрузку на колено - классическая ситуация травмы ПКС. Все травмированные танцоры были прооперированы. Также следует отметить, что повреждение ПКС - достаточно серьезная травма и 3 из 6 танцоров впоследствии прекратили занятия балетом из-за этой травмы. Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки на выполняемых движениях, тренировка координации движения, в том числе в фазе прыжка, предотвращение чрезмерного отведения ноги в момент приземления и сведение к минимуму прыжков, требующие вращения наружу сразу после приземления. Данная статья - интелектуальная собственность Травмы голеностопных суставов у гимнастов передней малоберцово-таранной связок 1-й степени;
б - дисторзия малоберцово-таранной и пяточно-таранной связок 2-й степени;
в - полный разрыв пяточной-таранной, передней и задней малоберцово-таранной связок. Рис. 13 - Внутренняя (медиальная) сторона правой стопы, пучки дельтовидной связки голеностопного сустава. Среди острых травм в художественной гимнастике повреждения голеностопного сустава и стопы занимают первое место. Чаще всего это растяжения связок при инверсии стопы внутрь, однако, возможны повреждения заднего большеберцового сухожилия, разрывы ахиллова сухожилия, повреждение малоберцового сухожилия и синовиальных влагалищ , а также переломы в области лодыжки. Растяжения связок голеностопного сустава Инверсия стопы приводит к растяжению передней таранно-малоберцовой и пяточной малоберцовой связок (рис.12). В более тяжелых случаях повреждается и межберцовый синдесмоз . Значительно реже встречаются повреждения дельтовидной связки. Все эти повреждения, исключая повреждения межберцового синдесмоза и дельтовидной связки, можно лечить консервативным путем. Что касается повреждения межберцового синдесмоза , то оно требует открытой репозиции и внутреннего фиксирования, в случае разрыва дельтовидной связки может потребоваться открытая реконструкция.Авторские права на статью принадлежат

Лечение предусматривает покой, прикладывание льда, противовоспалительные препараты, наложение тугой повязки для снятия отечности и болевых ощущений. Иммобилизация гипсовой повязкой не требуется. Обычно применяют бинтование или различные фиксирующие приспособления (бандажи и ортезы). Для восстановления полного диапазона движений следует как можно раньше приступить с восстанавливающим упражнениям. Во время этой фазы нужно быть внимательным и помнить об повышенной опасности повторной травмы из-за слабости мышц и сниженной проприорецепции

.

Осложнением при этом является рецидивирующий подвывих малоберцовых сухожилий. Это нарушение, как правило, само по себе не проходит, обычно требуется хирургическое восстановление удерживателя малоберцовых мышц, а также углубление малоберцовой борозды позади латеральной части лодыжки. Это повреждение может возникать при приземлении, когда медиальная передняя часть стопы оказывается на краю мата, а пятка утрачивает равновесие. Это приводит к супинации

и изгибу назад, что обусловливает нагрузку вдоль удерживателя малоберцового сухожилия. При остром вывихе может потребоваться наложение гипсовой повязки. Последующие эпизоды смещения малоберцового сухожилия указывают на необходимость реконструкции удерживателя. Медиальный импиджмент-синдром голеностопного сустава

Также у гимнастов встречается медиальный синдром ущемления (импиджмент-синдром) голеностопного сустава. Этот синдром может развиться после инверсионных растяжений связок и переломов шейки и тела таранной кости голеностопного сустава, после которых развивается неправильная биомеханика сгибания, при которой происходит ущемление переднего большеберцово-таранного пучка дельтовидной связки при тыльном сгибании стопы, которая находится с медиальной стороны голеностопного сустава (рис.13). Часто данный синдром сопровождают такие нарушения, как остеофит

таранной кости или повреждение суставного хряща. Vann и Manoli провели ретроспективное исследование пациентов с медиальным импиджмент-синдромом голеностопного сустава. Всего было рассмотрено 789 историй болезни, собранных с 2001 по 2007 год, среди которых 115 пациентов (14.5%) были профессиональными гимнастами. Все пациенты лечились хирургическим методом, путем артротомии. 64% прооперированных гимнастов вернулись к занятиям.

Нередко встречаются переломы ноги и стопы. Чаще всего это касается гимнасток. Обычно переломы происходят в дистальной

части малоберцовой кости, средней трети большеберцовой кости и в плюсневых костях. Для точного диагноза при переломе плюсневых костей целесообразно применять МРТ, т.к. на рентгенограммах обычно такие переломы не видны. Лучшим методом лечения является покой и изменение уровня активности. Повреждения стопы в гимнастике Острые повреждения стоп довольно часто встречаются у гимнастов из-за постоянных приземлений и включают подтаранный вывих стопы, переломо-вывих Лисфранка, а также другие переломы и повреждения связок плюсневых костей и пальцев. Нередко возникают дерматологические проблемы. Чаще всего травмы стопы происходят при приземлении или падении со снаряда. Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы

Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы может произойти как в результате чрезмерного сгибания (рис.14), так и чрезмерного разгибания (рис.15), которые могут произойти при неудачном падении, а также при беге или прыжках. При такой травме повреждается капсула сустава и связки, которые ее укрепляют. При чрезмерном сгибании также может повредиться сухожилие мышцы, разгибающий большой палец, что приведет к появлению так называемого "молоткообразного пальца". Симптомы травмы - боль в области первого плюснефалангового сустава стопы, отек, опухоль, ограничение движения в суставе. Травма может носить как острый, так и хронический характер. В последнем случае боль незначительная и будет развиваться постепенно. При острой травме может произойти отрывной перелом, когда связка отрывается с частью плюсневой кости.

Первая помощь при травме включает покой, лед, тугая повязка, и возвышение, а также использование для передвижения несгибаемую в этом участке обувь. При отрывном переломе или полном разрыве связок или сухожилия потребуется хирургическое лечение.

Профилактика травм в художественной гимнастике

В соответствии с полученными результатами Zetaruka и коллеги в своей работе предлагают следующие меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы. Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы. Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу .

Использованная литература
  • Cupisti A, D"alessandro C, Evangelisti I, Umbri C, Rossi M, Galetta F, Panicucci E, Pegna SL, Piazza M . Injury survey in competitive sub-elite rhythmic gymnasts: results from a prospective controlled study . J Sports Med Phys Fitness . 2007 , vol.47, №2, pp.203-207 .
  • Roberts K . Spine injuries in rhythmic gymnastics . Sport Health . 2009 , vol.27, №3, pp.27-29 .
  • Zetaruka MN, Violanb M, Zurakowskic D, Mitchell WA, Micheli LJ .
  • Georgopoulos N, Markou K, Theodoropoulou A, Paraskevopoulou P, Varaki L, Kazantzi Z, Leglise M, Vagenakis AG . Growth and pubertal development in elite female rhythmic gymnasts . J Clin Endocrinol Metab . 1999 , vol.84, №12, pp.4525-4530 .
  • Georgopoulos NA, Markou KB, Theodoropoulou A, Benardot D, Leglise M, Vagenakis AG . Growth retardation in artistic compared with rhythmic elite female gymnasts . J Clin Endocrinol Metab . 2002 , vol.87, №7, pp.3169–3173 .
  • Georgopoulos NA, Markou KB, Theodoropoulou A, Vagenakis GA, Benardot D, Leglise M, Dimopoulos JC, Vagenakis AG . Height velocity and skeletal maturation in elite female rhythmic gymnasts . J Clin Endocrinol Metab . 2001 , vol.86, №11, pp.5159–5164 .
  • World Health Organization . Body Mass Index (BMI) classification . http://apps.who.int/bmi/index.jsp?introPage=intro_3.html .
  • Kruse D, Lemmen B. Spine injuries in the sport of gymnastics . Curr Sports Med Rep . 2009 , vol.8, №1, pp.20-28 .
  • Sports injuries: Mechanisms, prevention, treatment. Chapter 26 - Gymnastics. / Freddie H. Fu, David A, Stone M.D. 2nd edition - «Lippincott, Williams & Wilkins» , 1994 .
  • Cupisti A, D"Alessandro C, Evangelisti I, Piazza M, Galetta F, Morelli E. . Low back pain in competitive rhythmic gymnasts . J Sports Med Phys Fitness . 2004 , vol.44, №1, pp.49-53 .
  • Piazza M, Di Cagno A, Cupisti A, Panicucci E, Santoro G . Prevalence of low back pain in former rhythmic gymnasts . J Sports Med Phys Fitness . 2009 , vol.49, №3, pp.297-300 .
  • Tanchev PI, Dzherov AD, Parushev AD, Dikov DM, Todorov MB . Scoliosis in rhythmic gymnasts . Spine . 2000 ,
  • Авторские права на статью принадлежат Данная статья - интелектуальная собственность

    Данная оригинальная статья является интелектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


    Согласно нашим исследованиям абсолютное большинство родителей при походе на художественную гимнастику волнует риск получения травмы. Да, как и в любом другом виде спорта, танцах, балете в гимнастике случаются травмы.

    Наиболее распространенные виды травм: растяжения, вывихи, ушибы. Чаще всего эти травмы происходят по следующим причинам: несоблюдение техники безопасности, некачественная разминка, чрезмерное усердие при выполнении каких-либо упражнений,баловство, непослушание.

    В нашей школе работают опытные, внимательные и ответственные тренера. Они всегда качественно, не жалея времени и сил проводят разминку. Разминка необходима для того, чтобы “разогреть” мышцы перед тем как их тянуть. Так как если растягиваться на “холодные” мышцы велика вероятность получить травму. Поэтому очень плохо опаздывать на занятия, так как вы пропускаете разминку.

    При работе над какими-либо гимнастическими элементами, тренера внимательно следят за юными гимнасткам, страхуют их (например при выполнении мостика),соблюдают правила техники безопасности, контролируют поведение девочек.Также наши тренера аккуратно, индивидуально подходят в плане растяжки к каждому ребенку. Стараются растягивать мышцы медленно, плавно, без излишнего усердия, давления и боли.

    В школе Balance начальная гимнастическая подготовка, в нашей программе нет рисковых, травмоопасных упражнений. То есть, при работе в зале, под чутким руководством тренера, вероятность получения травмы сведена к минимуму, практически не возможна, в отличии от того, когда ребенок занимается дома.

    После каждого занятия наши воспитанницы получают домашнее задание, которое выполняют самостоятельно под контролем родителей.

    Перед выполнением заданий необходимо в обязательном порядке провести разминку. Родителям надо всегда напоминать ребенку о ее необходимости. Гимнастические элементы девочки должны выполнять в присутствии взрослых, для того чтобы они могли в нужный момент подстраховать начинающую гимнастку.

    Но все же если по какой-то причине, скорее всего по незнанию, случилась травма, то вот некоторые рекомендации:

    • Если гимнастка вывихнул какой-либо сустав, то его ни в коем случае нельзя самостоятельно вправлять! Конечность необходимо зафиксировать бинтовой повязкой, а затем доставить ребенка в травму.
    • При ушибе приложить что-то холодное (например что-нибудь из морозильной камеры обмотанное в махровое полотенце) на пострадавшее место, для уменьшения отека и боли. При необходимости обратиться к врачу.
    • При растяжении обездвижить конечность, наложить эластичный бинт, периодически прикладывать холод для уменьшения отека и боли. Холодное долго держать нельзя, чтобы не получить обморожение. При необходимости и сомнениях доставить ребенка в травму. К врачу лучше в данной ситуации показаться, он может назначить согревающие компрессы, ЛФК, массаж.

    Наверное, каждому знакомы случаи, когда родители, в погоне за спортивным успехом своего ребенка, отдают свое чадо в профессиональный спорт в 4 года, а иногда и раньше. На моей судьбе была девочка, которая занималась гимнастикой с 2-х лет.

    Спорт - дело хорошее, но любой профессиональный вид будет нести за собой последствия. В каждом виде спорта есть свои «болячки». Именно об этом я и хочу рассказать. Но «раскроем тайны» мы сегодня только трех видов спорта.

    1. Плавание. Да, плавание безусловно полезно и я не отрицаю этого. Оно помогает закалить здоровье, укрепить мышцы, развить осанку, наладить кровообращение, улучшить работу легких и положительно сказывается на нервной системе. Но это любительское плавание!

    Профессиональные пловцы часто жалуются на боли в плечах, даже при малейших нагрузках, а иногда и в спокойном состоянии. Это связано с травмами плечевого сустава, ведь нагрузки немыслимы. Реже встречаются аномалии развития позвоночника и нижних конечностей.

    2. Гимнастика. Очень красивый и популярный вид спорта. Именно в него детей приводят раньше всего. И именно в нем получают больше всего травм.

    Любительская гимнастика принесет вашей дочке грациозность движений, умение двигаться в такт музыке и владеть своим телом. Гимнастические упражнения прекрасно развивают вестибулярный аппарат, укрепляют все группы мышц.

    Но теперь вернемся к неприятной части. У гимнасток очень сильно страдает спина из-за чрезмерного прогиба в пояснице, которого требуют от детей. Также встречаются искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков.

    Растяжения - привычная для гимнасток проблема, а вы сами должны понимать, это очень неприятно!

    Часто выявляются заболевания костей и суставов. (С этим столкнулась и я сама, хотя занималась недолго). Наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

    Сильно страдает и нервная система. Из-за перегруженности графика детям некогда отдыхать, учиться приходиться на ходу, недосыпание - привычное для таких детей дело!

    3. Фигурное катание. Этот любимый многими спорт отлично влияет на формирование опорно-двигательного аппарата, достаточно сильно повышает выносливость детей и прекрасно влияет на работоспособность их организма. Занятия в этой секции помогут справиться с проблемами дыхательной и сердечно – сосудистых систем.

    На первом месте, конечно же, заболевания опорно-двигательной системы. Очень сильная нагрузка идет на кости и суставы. У многих фигуристов артрозы и почти у всех остеохондроз, нередки и сколеозы.

    Очень мало фигуристов у которых нет проблем с почками, которые начинаются из-за постоянного переохлаждения. Особенно много проблем у девочек, т.к у них из-за переохлаждения начинаются проблемы и с гинекологией.

    А о ушибах, синяках и прочем мы не будем говорить, это надо видеть.

    Спасибо за внимание. Надеюсь, кто-то хорошенько задумается перед тем, как отдать ребенка в большой спорт.

    В художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. Чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72%). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей связан с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться. Острые повреждения стоп довольно часто встречаются у гимнастов из-за постоянных приземлений и включают подтаранный вывих стопы, переломо-вывих Лисфранка, а также другие переломы и повреждения связок плюсневых костей и пальцев. Нередко возникают дерматологические проблемы. Считается, что боли в поясничном отделе позвоночника - одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике. Среди причин, проводящих к болям в области поясницы называются чрезмерные разгибания позвоночника в области поясницы. Достижение максимальных амплитуд в движении может привести к острой травме. Повторяющиеся чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в поясничном отделе позвоночника могут стать причиной микро- и макротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее распространенные проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнастов включают спондилолиз, спондилолистез, компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тела позвонка и межпозвоночных дисков. Гибкость, являющаяся одним из главных качеств гимнасток разрабатывается за счет растягивающих упражнений на соответствующие мышцы, связки и сухожилия. Поэтому травмы, вызванные чрезмерным растяжением неизбежны в художественной гимнастике. Чаще всего в художественной гимнастике травмируются задние мышцы бедра и мышцы паховой области. Паховые мышцы - это несколько мышц с медиальной (внутренней) стороны бедра, расположенных в несколько слоев. Основная задача этих мышц - приведение бедра (сведение ног). Группу мышц задней поверхности бедра образуют полусухожильная мышца, крепящаяся к медиальной стороне коленного сустава, двуглавая мышца бедра, крепящаяся к латеральной стороне коленного сустава и полуперепончатая мышца. Основные функции этих мышц - сгибание голени и разгибание бедра. Большинство травм колена художественных гимнасток были диагностированы, как тендинит. Наиболее частым тендинитом в области колена является тендинит связки надколенника, который также называют "колено прыгуна ", возникающий вследствие продолжительных тренировок, многочисленных прыжков и приземлений, которые приводят к микротравмам структуры связки надколенника. Так как тренировки происходят слишком часто, микротравмы не успевают зажить и накапливаются. Все это в итоге приводит к воспалению и дегенерации тканей связки. Симптомы тендинита связки надколенника включают боль в нижней части надколенника, особенно при нагрузке (прыжках, приземлениях) и сгибании колена. Среди острых травм в художественной гимнастике повреждения голеностопного сустава и стопы занимают первое место. Чаще всего это растяжения связок при инверсии стопы внутрь, однако, возможны повреждения заднего большеберцового сухожилия, разрывы ахиллова сухожилия, повреждение малоберцового сухожилия и синовиальных влагалищ, а также переломы в области лодыжки.

    Профилактика травм в художественной гимнастике

    Предлагаются следующие меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

    • 1. Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю;
    • 2. Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день;
    • 3. ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю.

    В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы. Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы. Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять дисменорею, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.



    effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка