Основные правила гольфа. Что такое гольф

Гольф - увлекательная игра, в которой не последнее место занимают стратегическое мышление, целеустремленность и усердие, сочетающиеся с толерантностью и размеренностью. В гольфе неприемлема спешка и спесь. Поэтому считается, что данная игра не подходит для широких масс. На первый взгляд кажется, что в гольфе нет ничего сложного. В действительности же о правилах этой игры пишутся целые книги. Мы с вами рассмотрим правила гольфа кратко. Их осознание позволяет, по крайней мере, не вызывать недоумение у профессиональных игроков.

Исторический экскурс

Принято считать, что гольф зародился в Шотландии и был придуман пастухами. Чтобы не скучать при выпасе скота, они с помощью посохов загоняли овечьи шарики в мышиные норы. Со временем некоторые из пастухов стали крупными землевладельцами, а игра обрела уже иное значение. Гольф стал надежным прикрытием для деловых разговоров, ведь на площадке было меньше всего риска быть подслушанным. Предполагается, что зарождение игры произошло в XIV веке, но в современном виде она появилась лишь в XIV веке, в той самой Шотландии. Приблизительно тогда же появились правила игры в гольф.

Терминология

Прежде чем рассмотреть правила гольфа, разберемся с основной терминологией игры. Зона, с которой начинается игра, называется «ти». Этим же словом называют подставку под мяч, по форме напоминающую шуруп. Основную часть поля занимает зона под названием «фервей». Это относительно ровный участок с травой средней высоты. «Паттинг-грин» (или просто «грин») - участок с самой низкой травой, на котором находится лунка. Между «ти» и «грином», кроме «фервея», всегда есть зона под названием «раф». На ней растет высокая трава и кустарники, имеются и прочие препятствия. Из этой зоны мяч гораздо сложнее выбить, чем из других. Кроме травы и высокой растительности, площадка для гольфа может включать в себя водные, песчаные и другие препятствия.

В гольфе существуют разные удары, отличающиеся друг от друга по силе, направлению и подкрутке. Самый распространенный удар называется «драйв». Его осуществляют в самом начале игры, чтобы отправить мяч как можно дальше от «ти». «Паттом» называется легкий катящийся удар, который делают на «грине», чтобы прицельно закатить мяч в лунку. «Свинг» - замах клюшкой при выполнении какого-либо удара. «Пар» - количество ударов, которого игроку должно хватить для прохождения лунки. Ну и, наконец, ассистента игрока, который переносит инвентарь, и может помочь советом, называют кедди. Конечно, это далеко не все термины, которые используются в игре, однако чтобы освоить правила гольфа для начинающих, их вполне достаточно.

Как проходит игра?

Гольф настолько же прост, насколько и сложен. Главная задача игры - максимально быстро (за меньшее количество ударов) забить мяч в лунку. Раунд состоит из 18 лунок. Игра может быть двух видов: матчевая и на счет ударов. В первом случае подсчитывается, сколько лунок игрок прошел быстрее, чем противник. Во втором считается общее количество ударов, потраченных на прохождение всех лунок.

Главные принципы гольфа:

  1. «Играй на поле, как оно есть».
  2. «Играй мяч, как он лег».
  3. «Если перечисленное выше невозможно, действуй справедливо».

Этикет

К этикету относятся и порядка на поле игры, а также забота об этом самом поле. Они не регламентируются официальными правилами, но считаются не менее важными. Рассмотрим главные из них.

  • Не отставайте . Это вовсе не значит, что стоит суетиться, бегать за мячом и торопливо бить по нему, не прицелившись. Просто не нужно чересчур долго настраиваться на удар. А вот что нужно, так это проследить за тем, чтобы, когда придет ваша очередь бить, вы были около мяча. При этом у игроков вполне достаточно времени на разговор. Однако говорить, когда другой игрок бьет, не принято. Игра должна идти так, чтобы между вашей группой и группой, идущей перед вами, было около половины лунки.
  • Ждите своей очереди . Вы всегда должны знать, когда приходит время для вашего удара. Первым с «ти» обычно бьет тот, кто быстрее всех прошел предыдущую лунку. Быть можно или по установленному внутри группы порядку, или по договоренности «редди гольф». Ее суть состоит в том, что если игрок готов - он бьет. Когда все мячи попали на «грин», не стоит забывать о флаге. Флаг из стакана вытаскивает тот игрок, мяч которого находится ближе всего к лунке. Если не все игроки группы видят лунку, указанный выше игрок «обслуживает» ее - следит за тем, чтобы флаг был вынут по мере приближения к луне катящегося мяча. Игрок, который первым забил мяч в лунку, обычно возвращает флаг на место, после того как группа ее проходит.
  • Кричите «Фор!», если мяч летит в человека . Игроки часто это делают, особенно при с «ти». Как только вы поняли, что существует хотя бы малейший риск травмировать другого игрока, кричите во весь голос! Не стоит этого стесняться. Гораздо хуже будет, если мяч таки попадет в кого-то.
  • Относитесь к полю с заботой . Чтобы поле для игры в гольф оставалось в надлежащем состоянии, над ним трудится масса людей. Поэтому у игроков принято заботиться о нем. Если вы передвигаетесь по незнакомому полю на гольф-каре, узнайте, можно ли на нем ездить по траве. Если нет, то гольф-кар придется оставлять на дорожке. Как бы там ни было, ездить около «паттинг-грина» не принято.

Если при сильном ударе вы выбили кусок травяного покрова («дивот»), то нужно или уложить его на место и придавить ногой, или засыпать в появившееся углубление специальную смесь песка с семенами. Ее, как правило, можно найти на гольф-каре или попросить у кедди. При ударе в «паттинг-грине» на траве часто остаются вмятины. Их ремонтируют специальными вилками. После удара с песка его стоит разровнять специальными граблями.

  • Не стойте «под рукой» . Гольф - настолько же травмоопасный вид спорта, насколько и изящный. Поэтому не стоит находиться слишком близко к игроку, осуществляющему удар. Тем более что так вы можете помешать ему. Идеальное положение - сзади и немного в стороне. Никогда не стойте на линии «патта».

Начало игры

Пришло время рассмотреть непосредственно правила гольфа. Перед началом раунда нужно:

  1. Прочитать местные правила, которые вам выдадут на соответствующей карточке.
  2. Поставить на мяч свою метку. Многие гольфисты играют одинаковыми мячами. Если в процессе игры вы не смогли идентифицировать свой мяч, его признают потерянным.
  3. Посчитать свои клюшки. Иметь более 14 клюшек нельзя.

В процессе игры можно спрашивать совета только у своего партнера или кедди. Давать советы можно только партнеру. Тренировочные удары во время игры запрещены.

Удар с «ти»

Устанавливать мяч для ввода его в игру нужно между соответствующими маркерами. Ставить мяч позади маркеров разрешается (расстояние не должно превышать двух клюшек), а спереди - запрещается. В матчевой игре удар за пределами оговоренной зоны не повлечет штрафа, но противник имеет право попросить перебить его. В игре на счет за данное нарушение налагается штраф в виде двух ударов.

Игра мячом

Правила гольфа гласят, что бить мяч нужно с того положения, в котором он остановился. Запрещается перемещать мяч и нарушать внешний вид растительности с целью улучшения своего положения. Задевать растения можно лишь в процессе принятия стойки для удара и непосредственно при ударе.

Если мяч оказался в «бункере» (участок с песком) или попал в водную преграду, дотрагиваться до поверхности этих элементов разрешается лишь при движении к мячу с целью удара. Если вы сыграли чужим мячом, в матчевой игре это будет означать проигрыш лунки, а в игре на счет - штраф в виде двух ударов.

На «паттинг -грине»

Если на линии «патта» есть следы от старых лунок или мячей, их можно поправить. Другие повреждения, в том числе следы от обуви, трогать нельзя. Мяч для гольфа на этом участке можно поднять и очистить, при условии, что он будет возвращен на то же самое место. Проверять поверхность «грина» на ощупь или катанием мяча запрещено. Если мяч при ударе попадает в древко флага, то это означает проигрыш лунки в матчевой игре и штраф в виде двух ударов в игре на счет.

Мяч сдвинулся

Если мяч для гольфа был сдвинут вами, вашим партнером или помощником, каким-либо способом, не предусмотренным правилами, нужно вернуть его на прежнее место и добавить 1 штрафной удар. То же самое нужно сделать, если мяч изменил положение при изготовке к удару. Если мяч сдвинут противником или другим мячом, просто верните его на место.

Мяч изменил направление в движении

Если во время движения мяч остановился или изменил свою траекторию по вашей личной вине либо по вине вашего партнера или помощника, то вы проигрываете лунку в матчевой игре и получаете два штрафных удара в игре на счет. Во втором случае мяч бьется с того места, на котором он оказался.

Если мяч поменял траекторию или остановился по вине посторонних лиц, то можно продолжать им играть без каких-либо санкций с того места, в котором он оказался. Но здесь есть некоторые исключения. Во-первых, в матчевой игре вы имеете право повторить удар с предыдущего положения, если в изменении направления мяча виноват соперник или его помощник. Во-вторых, в игре на счет ударов, если мяч поменял направление на «паттинг-грине», вы обязаны его повторить.

Если ударенный мяч столкнулся с другим мячом, который находился в состоянии покоя, можно продолжать игру без наложения санкций. Однако в игре на счет, если оба мяча находились в «паттинг-грине», за столкновения налагается штраф в виде двух ударов.

Поднятие и вбрасывание мяча

Если мяч поднимается, чтобы быть установленным на прежнее место, его положение обязательно нужно зафиксировать маркером. Если мяч попал в ремонтируемую зону, случайную воду, в нору или отбросы, сделанные животными (например, кроликами), разрешается вбросить его на поле, на расстояние, не большее длины одной клюшки от ближней свободной точки. Вбрасывать мяч в сторону лунки запрещено.

Если положение мяча может ухудшить игру любого из игроков, мяч разрешается поднять. И наоборот - если вам мешает какой-либо мяч, вы можете потребовать, чтобы его подняли.

Препятствия и свободные помехи

В начале игры стоит уточнить по местным правилам расположение неподвижных препятствий (дороги, тропинки и прочее). При этом подвижные препятствия (грабли, банки и т. д.) можно сдвинуть в любую часть поля. Если, попав в них, мяч изменил траекторию, разрешается повторить удар.

В случае когда неподвижное препятствие мешает вашей стойке или удару, разрешается вбросить мяч по указанным выше правилам. Если преграда стоит на линии удара, это не является основанием для облегчения вашего положения. Исключение возможно лишь в случае, если и мяч, и преграда находятся на «паттинг-грине»

Водные преграды

На счетной карточке должны указываться местные правила касательно водных преград. Уточните с ее помощью, являются ли близлежащие водоемы (если они есть) водной преградой, или же их классифицируют как боковую преграду.

В первом случае мяч, попавший в воду, играется с того положения, в котором он оказался, или со штрафом в один удар по двум вариантам:

  1. Мяч вбрасывается на землю позади водной преграды. При этом он должен находиться на линии между лункой и местом, в которое упал.
  2. Мяч бьется с того положения, с которого он был отправлен в воду.

В случае, если водоем считается боковой преградой, то вдобавок к указанным правилам с одним ударом штрафа его можно вбросить на расстояние не более 2 клюшек от места, в котором он пересек водную преграду. Сделать это можно или спереди преграды, или позади ее. Во втором случае расстояние считается от точки, равносильной точке пересечения, относительно лунки.

Мяч оказался за пределами поля или был утерян

В счетной карточке, кроме всего прочего, должны указываться пределы гольф-поля. Если мяч был выбит за пределы поля или ограждающей водной преграды, его владелец получает 1 удар штрафа и бьет новый мяч с того же места. Утерянным считается мяч, который не нашли в течение 5 минут. Если игрок примерно знает, где искать мяч, но не хочет задерживать команду, он может использовать «временный мяч». Ударив его, игрок должен отправиться на поиски потерянного мяча, пока остальные также сделают свои удары.

Неиграемый мяч

Если мяч находится на суше, но вы уверены, что его нельзя сыграть из-за неудачного положения, то со штрафом в один удар разрешается:

  1. Вбросить мяч на расстояние, не превышающее длину двух клюшек, в любом направлении, кроме направления лунки.
  2. Вбросить мяч на любое расстояние в сторону, противоположную лунке, при условии, что мяч останется на одной линии с лункой и местом несостоявшегося удара.
  3. Переиграть мяч.

Познакомившись с основными правилами, рассмотрим некоторые атрибуты, без которых была бы неполноценной эта игра. Гольф - не просто спорт, а целое действо, в котором не бывает мелочей.

Одежда и обувь

Правильно подобранная одежда для гольфа свидетельствует об уважении к человеку, который пригласил вас на игру, и к самой игре. В этой игре представительский вид является не излишеством, а правилом хорошего тона. Чтобы выглядеть подобающе на гольф-поле, обратите внимания на такие моменты:

  1. Рубашка (футболка) с воротником - обязательный атрибут.
  2. Вместо брюк можно надеть шорты, но они должны доходить как минимум до колен.
  3. Одежда из джинсовой ткани недопустима!
  4. На брюках или шортах в обязательном порядке должны быть лямки под ремень.
  5. Самый подходящий ремень - кожаный.
  6. Одежда для гольфа может быть цветной, но не стоит использовать одновременно много цветов. Хорошо смотрится, когда один яркий цвет сочетается с нейтральным. Узорчатых и клетчатых элементов должно быть не более одного.
  7. Обувь для гольфа также отличается от простой спортивной обуви. Раньше она была с металлическими шипами. Сейчас их заменили мягкими шипами или просто особым рисунком подошвы. На случай, если вы собираетесь остаться в клубном доме на обед, стоит взять с собой пару простой спортивной обуви. Если вы носите брюки, цвет носков должен с ними гармонировать. А если шорты - носки подбираются под обувь.
  8. Головной убор надевается по усмотрению. Главное, чтобы он соответствовал стилю.
  9. В холодную погоду дополнительно надевают свитера, жилеты или куртки для гольфа.

Клюшки и мячи

Как уже говорилось, правила гольфа разрешают использовать не более 14 клюшек. При этом, если вы начали игру с меньшим количеством, в процессе игры можно пополнить свой арсенал. «Сколько раз можно менять клюшку в гольфе?» - актуальный вопрос среди новичков. Брать новую клюшку можно для каждого удара, главное, чтобы она входила в те 14. Еще один важный момент: во время игры запрещается изменять характеристики выбранных клюшек посредством их настройки или утяжеления/облегчения.

Для новичка вполне будут достаточно 3-4 клюшек с разными характеристиками. Сыграв пару игр с таким количеством, можно определиться касательно своих личных предпочтений и приобрести дополнительные снаряды. Покупать мячи стоит с учетом того, сколько вы их готовы потерять. Чем больше у вас теряется мячей за игру, тем дешевле стоит выбирать модели. Пожалуй, это все, что нужно для гольфа на первых порах.

Заключение

Гольф - недешевое удовольствие. Но это ли является главной причиной его принадлежности к элитным способам времяпровождения? Узнав поближе правила игры в гольф и его этикет, можно понять, что дело не в деньгах, а в поведении, которое для многих даже в теории непостижимо и бессмысленно. Гольф пропитан уважением как к партнерам и соперникам, так и к полю и историческому прошлому игры. Все это, наряду с игровой стратегией, создает неповторимую атмосферу, которая влюбляет в себя окончательно и бесповоротно.

Ответ от Особенность [гуру]


Гольф - это древняя игра, при которой мяч, загонялся деревянной клюшкой или палкой в лунку. В прообраз гольфа играли наверное во всех странах, где было нечто напоминающее газон (пастухи на пастбищах) , а потому многие страны приписывают себе факт рождения игры в гольф.
Первое же письменное упоминание о гольфе, которое принято считать началом официальной истории игры, относится к 1457 году. Именно тогда король Джеймс запретил игру в гольф, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью – тренировками в стрельбе из лука. Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.
Суть игры заключается в следующем. Используя различные клюшки (вуд, айрон и паттер) , не менее двух и не более 14 необходимо загнать мяч в 18 лунок. Лункой называется как непосредственно само отверстие в земле куда закатывается мяч, так и специально подготовленная площадка длиной в несколько сот метров, и состоящая из стартовой зоны (ти) основной зоны (фервея) и специальной площадки (грин) где вырезана лунка. Все эти зоны различаются высотой травы и наличием препятствий. Среди препятствий могут быть песчаные ловушки - бункеры, водные преграды, кустарник, цветы, высокая трава и т. п.
Если гольфист совершает правильные, точные удары, то с ти он попадает мячом на фервей, несколькими (в зависимости от уровня игры) ударами проводит мяч по фервею и выбивает его на грин. Грин - это площадка с идеальной травой, напоминающей ковер или даже скорее ковролин. По ней мяч может без помех катиться и после удара паттером, должен попасть в лунку. Важным компонентом игры в гольф является гольф этикет. Гольф – игра истинных джентльменов, а его этикет – тщательно оберегаемая традиция, не претерпевшая практически никаких изменений за всю историю существования игры. Прежде всего это хорошие манеры, уважительное отношение к партнерам и соперникам, поддержание порядка на полях. При игре в гольф необходимо запомнить 3 главных принципа: - Играй на поле, как оно есть. - Играй мяч, как он лег. - И если ни то, ни другое невозможно, поступай по справедливости.
Другие ответы

Гольф – это игра, цель которой – выполняя удары разными клюшками, «провести» мяч по специально подготовленному участку поля – «лунке» – длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, и загнать его в вырезанное в траве отверстие, которое также называется «лункой», затратив на это как можно меньше ударов. Партия, которую в гольфе называют «раундом», обычно состоит из 18-ти лунок (реже – из 9-ти).

Гольфисты могут передвигаться по полю пешком, везя или толкая перед собой специальную тележку, в которой лежит бэг с клюшками, или неся бэг на спине, либо ездить на специальном электромобиле – гольф-каре. Однако стоит иметь в виду, что на некоторых гольф-полях пользоваться карами запрещено (или их использование ограничено), а на каких-то в целях сокращения времени игры, напротив, нельзя ходить пешком. В большинстве клубов во время раунда гольфист может воспользоваться услугами кедди – человека, который помогает игроку во время раунда. Вопреки бытующему мнению, кедди – не просто «носильщик», на самом деле, это единственный человек, которому правила дозволяют давать игроку советы по ходу игры, и его помощь может оказаться совершенно неоценимой, особенно на незнакомом поле.

Гольф – одна из немногих спортивных игр, для которых не используется стандартная площадка со строго определенной длиной, шириной и другими параметрами. Каждое гольф-поле имеет собственный, уникальный дизайн, хотя общие черты у них, разумеется, есть.

Любое гольф-поле – это совокупность «лунок» (в большинстве случаев их количество кратно девяти, чаще всего – 18), каждая из которых состоит из:

Стартовой площадки «ти» на которой обязательно есть два маркера, ограничивающие зону, где игрок может установить свой мяч. На одной лунке может быть несколько площадок-ти, расположенных на разном расстоянии от цели. Самые дальние часто называют «чемпионскими», обычно их выбирают игроки высокого уровня; самые ближние ти чаще всего используют новички, дети или пожилые гольфисты. Ти, с которых должны стартовать гольфисты во время состязаний, всегда указаны в «положении о турнире»; игроки, которые выходят на поле, чтобы поиграть в свое удовольствие, сами решают, с каких ти им по силам играть; «фервея» участка занимающего большую часть лунки, засеянного травой средней длины, с которой удобно выполнять удар. Фервеи бывают как прямыми, так и довольно сильно изогнутыми вправо или влево – их называют «доглегами» (в переводе с английского – «собачья нога»); «рафа» участков с высокой травой, обычно расположенных по бокам от фервея; «бункеров» заполненных песком ям разных форм и размеров; «водных преград» естественных или искусственных водоемов; «паттинг-грина» (или просто «грина») площадки с очень коротко постриженной травой, по которой мяч может катиться как по гладкому ковру, в которой вырезано отверстие размером 4 ¼ дюйма (108мм) – «лунка». Для того чтобы лунку было видно издалека, в нее помещают флаг, который игроки убирают, добравшись до грина. Грин обычно окружает «воротник» – полоса травы, постриженной короче, чем на фервее, но длиннее, чем на самом грине.

Изначально «родители» гольфа – шотландцы – играли в основном на поросших травой песчаных дюнах на побережье. Поля подобного типа называют «линксами». Правда, сегодня арены по образу и подобию классических – очень холмистые, открытые всем ветрам, практически не имеющие высоких деревьев и водных преград – строят и на значительном удаленни от моря, создавая дюны из привозного песка и высаживая для пущего сходства традиционный для Шотландии вереск. Очень распространены в мире поля типа «паркленд» – с большим количеством деревьев, среди которых проложены фервеи, так чтосоздается ощущение, что играешь в прекрасном лесу или тропическом саду – в зависимости от местности. Существуют также «пустынные» поля, где много участков, засыпанных песком, но не являющихся преградами (такие участки называют «вейст-бункерами»); «горные» – отличающиеся огромными перепадами высот; «ледовые» и множество других.

Говорят, что гольф – это игра, в которой на 95 процентов задействован мозг, и только на 5 процентов – тело. Прежде чем нанести первый удар на лунке, гольфист должен разработать стратегию ее прохождения, которая зависит от расстояния от ти до грина, ширины и степени «изогнутости» фервея, расположения бункеров, водных преград, деревьев и других объектов, которые могут повлиять на полет мяча, направления и скорости ветра и множества других факторов.

Игра на каждой лунке начинается с удара с ти; в зависимости от длины и сложности лунки гольфист может либо бить с ти сразу на грин, либо целиться на какую-либо точку на фервее. Обычно для первого удара используют самые «дальнобойные» клюшки с объемной полой головкой – «вуды» (самый длинный и «большеголовый» из которых называют «драйвером» ). Второй и последующие удары (до тех пор, пока мяч не окажется на грине) чаще всего выполняют клюшками с тяжелыми плоскими головками – «айронами» – их существует множество видов, и различаются они длиной ручки (ее также называют«шафтом» ) и углом наклона головки. Добравшись до грина, игрок берет в руки «паттер» – специальную клюшку, после удара которой мяч не поднимается в воздух, а катится по грину. Максимальное количество клюшек, которые игрок может взять с собой на поле – четырнадцать.

Для удобства ведения счета каждая лунка имеет так называемый «пар» – «нормативное» количество ударов, за которое может пройти эту лунку опытный игрок. Например, на лунке с паром 3 хороший игрок сделает удар с ти сразу на грин, а затем выполнит два патта, а на 4-паровой лунке он сделает удар с ти на фервей, затем – на грин, и два патта. Главным образом пар лунки зависит от ее длины. Типичная 3-паровая лунка короче 250 ярдов (225 м); длина 4-паровой – от 251 до 475 ярдов (225–434 м), 5-паровая – длиннее 475 ярдов (435 м). Крайне редко на поле можно встретить 6-паровые лунки – их протяженность обычно превышает 650 ярдов (595 м). На пар также влияют сложность лунки, расположение преград, форма грина и т.п. Общий пар 18-луночного поля чаще всего равняется 72 (обычно это 4 трехпаровых, 10 четырехпаровых и 4 пятипаровых лунки), хотя нередко встречаются и поля с паром 70, 71 и 73, а также 72-паровые с иной компоновкой лунок.

Если гольфист попал в цель, сделав один удар с ти, это называют «хоул-ин-ван» (hole in one) или «эйс». У других результатов относительно пара также есть свои названия.

КОЛИЧЕСТВО УДАРОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАРУ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ
-3 Альбатрос На три удара меньше пара
-2 Игл На два удара меньше пара
-1 Берди На один удар меньше пара
E (ровно) Пар Счет равен пару
+1 Богги На удар больше пара
+2 Двойной богги На два удара больше пара
+3 Тройной богги На три удара больше пара
  • Игл – красная цифра на желтом фоне.
  • Берди – красная цифра на белом фоне.
  • Пар – черная цифра на белом фоне.
  • Богги – зеленая цифра на белом фоне.
  • Двойной богги и выше – зеленая цифра на желтом фоне.
  • Общий счет – синяя цифра на белом фоне.

Два основных формата, в которых проводятся состязания по гольфу:

«строук-плей» (игра на счет) считается общее количество ударов, выполненных игроком во время раунда, а победителем становится тот, кто сделал наименьшее количество ударов; это индивидуальный формат, который чаще всего используют профессиональныегольфисты. В случае если игроки закончили состязание с равным счетом, для определения победителя устраивается переигровка (или «плей-офф») – либо по принципу «внезапной смерти», то есть до первой лунки, в которой один из участников сделает меньше ударов, чем остальные; либо на определенном количестве лунок (от трех до полноценного 18-луночного раунда). «матч-плей» (матчевая игра) борьба ведется за победу на каждой лунке. В случае если соперники показали на лунке одинаковый результат, счет на ней считается «равным» или «ничейным». Победителем матча становится игрок или команда, выигравшая за раунд большее количество лунок. Если игрок или команда опережает соперника на большее количество лунок, чем осталось до конца раунда (например, за две лунки до конца преимущество составляет три лунки), игра прерывается, поскольку дальнейшая борьба уже не имеет смысла. Матч может завершиться вничью (если соперники выиграли одинаковое количество лунок) или продолжаться до тех пор, пока на стороне одного из них не окажется перевес в одну лунку.

Для того чтобы уровнять шансы новичков и опытных спортсменов, в гольфе существует система гандикапов, благодаря которой более слабый игрок получает определенное количество ударов «форы». Гандикап – это показатель мастерства гольфиста, чем он ниже, тем более сильный игрок перед вами. Гандикапы могут применяться в любых форматах игры, но только среди любителей, в профессиональном гольфе системы гандикапов не существует.

"СЭ Интернет" начинает серию публикаций, посвященных основам и истории нового олимпийского вида спорта - гольфа.

Гольф - популярный во всем мире вид спорта, в котором игрок с помощью различных типов клюшек должен забить мяч в лунку, используя наименьшее количество ударов. И так 18 раз.

Гольф - один из немногих видов спорта, в котором главным противником любого игрока является не соперник, а он сам и то, что его окружает.

Гольф - одна из немногих игр с мячом, которая не требует стандартной площадки. Напротив, в гольф играют на полях, каждое из которых имеет оригинальный дизайн. Единственное обязательное требование - наличие 9 или 18 лунок. Лункой называется как непосредственно само отверстие в земле куда закатывается мяч, так и специально подготовленная площадка длиной в несколько сот метров, и состоящая из стартовой зоны - ти (tee), основной зоны - фарвэя (fairway) и площадки "грин" (green) с вырезанной на ней лункой. Эти зоны отличает друг от друга наличие препятствий - высокой травы (rough), цветов, кустов, деревьев, песчаных бункеров и водных преград.

В начале игры мяч с идентификационной меткой игрока устанавливается на стартовую площадку ("ти"). Часто для удобства гольфисты используют деревянную или металлическую опору. С ти игрок должен попасть на фарвэй, несколькими ударами (в зависимости от типа площадки) провести по нему мяч и оказаться на грине - площадке с идеальной травой, по которой мяч катится без помех. Для того, чтобы забить мяч в лунку с грина используется специальный вид клюшки - паттер.

Большинство полей для гольфа имеют длину около 5,5 километров. Для того, чтобы сыграть 18 лунок обычно требуется от трех до четырех часов. По полю игроки перемещаются пешком или на электрокарах. Гольфисты соревнуются по одиночке, парами или группами. Иногда их сопровождают кедди - помощники, которые переносят инвентарь и могут давать игрокам советы.

Правила игры в гольф

Главный принцип игры в гольф гласит: "Играй мяч, как он лег, играй на поле, как оно есть, если ни то, ни другое невозможно, поступай по справедливости".

Игра в гольф регламентируется довольно большим количеством правил, но, опять же, в отличие от большинства других видов спорта, не требует присутствия судьи или рефери (если это, конечно, не официальный турнир). Игроки должны сами знать правила, быть честными относительно количества ударов и "играть мяч так, как он ляжет".

Важным компонентом игры в гольф является этикет - тщательно оберегаемая традиция, не претерпевшая практически никаких изменений за всю историю существования игры. Прежде всего, это хорошие манеры, уважительное отношение к партнерам и соперникам, поддержание порядка на полях.

Счет в игре в гольф

В основных видах игры в гольф счет составляется из количества совершенных игроком ударов плюс штраф, который может быть на него наложен. Если вы прошли 18 лунок за 90 ударов, а ваш соперник - за 92, вы победили.

Система подсчета результатов и оценки уровня игроков в гольфе основывается на паре. Пар - это заранее предопределенное количество ударов, за которое гольфист высокого уровня должен проходить одну лунку или все поле при удачной игре.

Пар каждой лунки определяется в зависимости от ее длины и сложности. Стандартная лунка с пар-3 меньше 250 ярдов (225 метров) длинной, пар-4 - лунка от 251 до 475 ярдов (225 - 434 метра), пар-5 - выше 475 ярдов. Лунки с пар-6 и пар-7 редко, но встречаются, преимущественно в США. Их длина может превышать 650 ярдов (595 метров). На уровень пара лунки также может повлиять степень уклона. Если путь от ти к грину идет вниз, пар может быть ниже, чем предполагает длина лунки, если вверх, то, соответственно, наоборот. На пар также могут повлиять расположение препятствий и форма грина.

Пар поля для гольфа - это сумма паров для каждой лунки. Обычно пар поля составляет от 70 до 72 ударов, но большинство гольфистов редко удается достичь этого показателя. Наиболее распространенным на полях для гольфа является сочетание четырех лунок с пар-3, десяти с пар-4 и четырех с пар-5. Другие комбинации тоже существуют, но они менее распространены.

Если вы проходите лунку с пар-4 за пять ударов, ваш счет будет "+1". В гольфе это называется "боги". Если же вам удастся, к примеру, преодолеть лунку с пар-5 за четыре удара получите "-1" или "берди". Если игрок загоняет мяч в лунку первым ударом с ти - это называется "лунка одним ударом" (хоул-ин-уан) или "эйс".

Терминология счета в гольфе:

Основные виды игры в гольф

Существует два основных вида игры в гольф - игра на счет, в которой считается количество ударов на всем поле в исполнении каждого игрока, и матчевая игра, когда противостояние на отдельно взятой лунке игроков или команд рассматривается как самостоятельный матч, а счет ведется в зависимости от выигранных лунок.

При игре на счет ударов счет ведется для каждого игрока на каждой лунке. Результаты на каждой лунке суммируются, и получается общий счет турнира или раунда (счет раундов также суммируется и составляет общий счет турнира). Игрок, затративший наименьшее количество ударов, становится победителем. Именно по этой схеме проводится большинство профессиональных турниров.

При матчевой игре гольфисты или команды проводят мини-матч на каждой лунке. Игрок или команда, использовавшие наименьшее количество ударов на лунке, выигрывает (ют) эту лунку. При этом счет относительно пара не имеет значения. В этом случае вы играете не против поля, как в игре на счет, а непосредственно против соперника. Если вы проходите лунку за четыре удара, а ваш соперник - за пять, вы выигрываете лунку и ведете в матче со счетом 1:0.Если следующую лунку выигрывает ваш соперник, счет сравнивается - all-square. Если оба игрока проходят лунку за одинаковое количество ударов, лунка "делится" и общий счет остается прежним. Если игрок выигрывает больше лунок, чем осталось на поле, он признается победителем, и матч заканчивается.

Существуют также такие виды игры как стэйблфорд, призванный ускорить игру (очки начисляются игроку в зависимости от количества ударов на каждой лунке), скинс (игроки соревнуются на каждой отдельно взятой лунке на деньги или на спор), форсам (командная игра, в которой пара на пару играют одним мячом и партнеры сами решают, кому совершать следующий удар), форболс (играют также пара на пару, но у каждого гольфиста свой мяч, и все четверо одновременно проходят лунку, в счет матча идет результат того участника, который использует меньшее количество ударов).

Альбатрос (albatross) - количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар этой лунки (на лунках пар-5). То есть это пятипаровая лунка, пройденная за два удара. Это относится больше к везению, чем к мастерству.

Берди (birdie) - количество ударов на одной лунке на один меньше, чем пар (если лунка с паром 3, то берди - это прохождение луники за 2 удара вместо 3-х, то есть одним ударом вы должны придти на грин и еще одним ударом на грине закатить мяч в лунку).

Богги (bogey) - количество ударов на одной лунке на один больше, чем пар. Двойной богги - на 2 больше пара, тройной богги - на 3 и т.п. (то есть, если лунка пар 3, то, пройдя её за 4 удара, вы получаете богги, за 5 ударов - двойной богги, за 6 ударов - тройной богги).

Брейк (break) - специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону.

Бункер (bunker, sand trap) - песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами, быть глубокими и нет. Здесь все - на усмотрение того, кто это поле заказывал и того, кто проектировал.

Бэг (bag) - сумка для клюшек. Имеет несколько отделений для разных видов клюшек, снабжена многими карманами, креплением для зонта, ремнями для переноски, дождевиком и некоторыми другими специфичными функциями.

Воротник, "коллар" (collar) - участок поля вокруг грина, постриженный короче фэрвея, но выше грина.

Вуд (wood) - клюшка с большой головкой. Чем больше номер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока два вуда - № 1 (драйвер) и № 3. Однако некоторые гольфисты, которым игра вудами дается легче, чем айронами, носят с собой и № 5.

Гандикап (handicap) - уровень подготовки игрока. Гандикап - разница между количеством ударов выполненных гольфистом для прохождения лунки/поля и его (лунки/поля) паром (нормативом). Например, если поле из 18 лунок имеет пар 72 (это самое распространенное значение пара полей), то пройдя это поле за 90 ударов, ваш уровень будет соответствовать гандикапу +18 (90-72=18), а пройдя его за 68 ударов, вы получите гандикап -4 (68-72=-4), а это очень крутой показатель - примерно, как мастер спорта международного класса.

Гринкипер (greenkeeper) - специалист, сотрудник клуба, обслуживающий поле и следящий за его состоянием. На мой взгляд, очень сложная профессия из-за специфики требований к гольф-полям, в отличие, например, от футбольных.

Грип (grip) - резиновое или кожаное покрытие рукоятки клюшки. Я не пробовал клюшки с кожаным грипом, но у тех, которые я использую (Dunlop), резина очень хорошо держится в руке.

Дро (draw) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Это один из тех ударов, которые являются целью тренировок.

Игл (eagle) - количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки. Простыми словами, если проходишь лунку, имеющую пар, равный 5, за 3 удара. Опять же это больше из области везения, чем мастерства.

Короткая игра - приближающие удары к грину с минимальным риском промаха. Например, на лунке длиной 250 ярдов можно рискнуть и сыграть драйвером, чтобы сразу попасть на грин, но в случае неточного удара вы рискуете оказаться далеко от грина и в очень неудобном положении, вернуться на грин из которого одним ударом окажется невозможным. Чтобы не оказаться в такой ситуации, вы играете 2 удара айронами (например 150 и 100 ярдов) и гарантированно оказываетесь на грине. Это и называется короткой игрой.

Кэдди (caddy) - помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры.

Лунка (hole) - этот термин имеет два значения. 1) Первое, очевидное - это сам "стакан", врытый в землю, имеющий внутренний диаметр 4,25 дюйма (108 мм), глубину не менее 100 мм и крепление для установки флага. 2) Второе значение термина "лунка" - участок поля, включающий в себя площадку ти, фейрвей, и грин с несколькими бункерами. Длина лунки может колебаться от 80 м (для миниполей) до 660 м (для суперполей). Гольф-поле включает в себя 18 лунок разной длины с разным рельефом и расположением бункеров, с деревьями и небольшими водоемами и без них.

Маркер (marker) - 1) Кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2) Счетчик, судья, считающий удары игрока.

Маршал (marshal) - официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета.

Матч (match play) - матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в гольфе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок.

Пар (par) - условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар - это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров - двумя ударами, а если больше - то тремя ударами. Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов паттером. Таким образом, первый тип лунок будет называться "пар 3", второй - "пар 4", а третий - "пар 5". Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 70 - 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше, и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак "+" или "-". Например, если игрок на лунке длиной 150 метров ("пар 3") сделал 5 ударов, то его результат можно назвать "плюс 2", а если сделал 2 удара, то результат "минус 1".

Патт (putt) - катящийся удар, выполняемый на грине. При всей его кажущейся простоте требует большого времени на освоение и последующую тренировку. Можно научиться хорошо бить на грин и потом долго не попадать в цель (лунку).

ПГА (PGA) - Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкторов (клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре (турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих гольф, в том числе в России.

Питчинг-ведж (pitching wedge, PW) - клюшка, следующая в наборе после айрона номер 9.

Питчинг грин (pitching green) - тренировочное поле для отработки недалеких ударов с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.

Преграда (hazard) - элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру.

Препятствие (obstruction) - предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. В соответствии с правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или перенести мяч в другую точку.

Прошоп (proshop) - гольф магазин, в котором можно приобрести гольф инвентарь, одежду, сувениры. Обычно такое определение применяется к магазину, расположенному в самом гольф-клубе.

Пул (pull) - удар, при котором мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).

Пуш (push) - удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).

Раф (rough) - зона дикорастущей травы и растительности (заросли, говоря простыми словами), начинающаяся сразу за фервеем. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить. Еще труднее придать ему нужное направление полета и рассчитать дальность.

Свинг (swing) - основное движение удара всеми "длинными" клюшками. Это самый мощный удар. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завершения.

Сэт (set) - набор клюшек, максимально разрешено иметь 14, обычно в этот комплект входят: драйвер, 2 вуда, гибрид, 9 айронов и 1 паттер.

Слайс (slice) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).

Сэнд-ведж (sand wedge, SW) - клюшка-айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Эта "песочная" клюшка используется для выбивания мяча из бункеров.

Ти (tee) - 1) Специально отмеченная площадка поля, откуда начинается игра на каждой лунке. 2) Деревянная или пластиковая подставка (по форме напоминает шуруп) для установки мяча для удара.

Фейд (fade) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Это тоже один из тех ударов, к овладению которыми нужно стремиться.

Фейрвей (fairway) - участок поля (с короткой травой до 50 мм) от ти-площадки до грина. Фейрвеи бывают очень разной ширины и формы, имеют определенные наклоны и т.п.

Фо (fore) - это слово выкрикивают гольфисты, когда хотят предупредить других людей на поле, что те находятся в зоне возможного поражения мячом. Слышишь "Фо" - закрывай голову на всякий случай.

Xоул-ин-уан (hole-in-one) - "лунка за раз", т. е. попадание в лунку с площадки ти одним ударом. Случается очень редко, вероятность попадания у "среднего" игрока 1 к 46 000. Иногда на соревнованиях за это устанавливают специальные призы. Это самая высшая ступень из серии "не мастерство, а везение".

Хук (hook) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).

Шафт (shaft) - металлический или углепластиковый (в прошлом деревянный) стержень переменного сечения, к концу которого крепится головка с одной стороны и одевается грип с другой стороны.

Шенк (shank) - удар "пяткой" клюшки, после которого мяч летит в сторону.

Чип (chip) - невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка