Тайцзицюань: упрощенный комплекс «24 формы» стиля ян. Волгоградская региональная федерация ушу

Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3-4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов.

В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощённый тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля, Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

Выполнение «Упрощенного тай-цзи цюань из 24 форм» занимает не более 5-6 минут. Данный комплекс широко распространен не только в Китае, но и в странах Запада.

Голова держится прямо, подбородок при этом чуть поджат. Должно быть такое ощущение, будто волосы на макушке тянут вверх. При этом создается впечатление, что голова находится в “подвешенном” состоянии.

Плечи естественно опущены и расслаблены. Руки округлые. Локти провисшие и немного согнуты. Пальцы рук естественно распрямлены. При формировании кисти в кулак или “крюк” пальцы также не напрягаются.

Тело естественно вытянуто и расслаблено, отдавая приоритет гибкости.

Талия расслаблена. Нужно запомнить, что все движения “выходят” из талии:

Ноги округлые. Бедра естественно напряжены. В позиции “лук-стрела” задняя нога полностью не выпрямляется. Колено передней ноги не выходит за вертикальную линию носка.

Динамика перемещений

Выполнять движения следует легко и непринужденно, сохраняя устойчивость тела на всем протяжении упражнений. Движения подобны плывущим облакам: спокойны и текучие. Мышцы расслаблены. В Китае говорят: “Когда выносите вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона”. Во время занятий тайцзицюань необходимы гибкость и естественность. Это не означает, что исполнение должно быть неточным и безжизненным. Передвигаться нужно легко и мягко. Некоторые классические учителя описывали перемещения так: “Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка”.

Необходимо осознать, что все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях. Поэтому очень важно координировать работу ног, талии и рук, так как в тайцзицюань они представляются единым целым.

Каждая часть тела наводится в постоянном движении. Выполняющий не должен вести себя подобно марионетке. Нельзя фокусировать внимание только на руках, пренебрегая талией и ногами, которые являются главными несущими частями.

Дышать необходимо животом, то есть диафрагмой. Дыхание ритмичное, ровное, глубокое и координируется с “открытыми” и “закрытыми” движениями. “Открытые” движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. “Закрытые” основываются на отходах или сведении конечностей. Выдох выполняется на “открытом”, вдох - на “закрытом” движении.

Первоначально следует темп выполнения упражнений сочетать с естественным дыханием. Со временем, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений замедляется. Необходимо комбинировать “полноту” и “пустоту” и правильно чередовать их. “Полнота” и “пустота” связана с сознательной концентрацией мысли и контроле того или иного действия. При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль “определяет движение”. При выполнении движений взгляд следует за руками или направлен вперед. Так как концентрации мысли в тайцзицюань придается особое значение, возникает возможность регулирования физиологических процессов организма, поэтому некоторые специалисты сравнивают тайцзицюань с “физическими упражнениями сознания” или “терапевтическими упражнениями пустой головы”. Изучать комплекс “24 формы” необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм. Комплекс “24 формы” выполняется в течение 4-6 минут. Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья и количеству располагаемого времени. Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности. Лучшее время для занятий - утро, однако вечерние тренировки также пойдут на пользу.

В пояснениях к тексту используются направления по часам циферблата. Таким образом, направление в исходном положении начала комплекса (рис. 1) будет: лицо - на 12 часов, спина - на 6 часов, слева - на 9 часов, справа - на 3 часа.

Особенности постановки тела в тайцзицюань

Описание комплекса

“Начальная форма 1”

На иллюстрациях сплошными линиями обозначены движения правой кисти и левой стопы, прерывистыми - левой кисти и правой стопы.

1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Пальцы ног направлены вперед, руки - в свободном состоянии. Смотреть перед собой.

Обратить внимание: голову и шею держать прямо, подбородок слегка опущен вниз. Грудь не выпячивать, живот не поджимать.

2. Медленно поднять руки перед собой до уровня плеч, ладонями вниз (рис. 2,3).

3. Одновременно с плавным движением кистей вниз чуть присесть. При этом движении рук локти свободно опускаются вниз. Смотреть перед собой (рис. 4).

Обратить внимание: тело должно быть в вертикальном положении, плечи и локти опущены. Пальцы рук чуть согнуты. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. При сгибании ног талия расслаблена, ягодицы слегка втянуты. Опускание рук должно координироваться со сгибанием ног.

Форма 2: “Поглаживание гривы дикой лошади”

1. Медленно повернуть корпус вправо (на 1 час) и переместить вес на правую ногу, подняв правую кисть и предплечье к верхней правой части грудной клетки. Одновременно левая кисть подводится по дуге под правую кисть. Ладони обращены друг к другу, как будто удерживая мяч. (В дальнейшем это движение будет называться “держать мяч”). Поднести левую стопу к правой опорной ноге, носок касается пола. Смотреть на правую кисть (рис. 5, 6).

2. Согнуть колено опорной ноги и повернуть корпус налево (10 часов), а левой ногой сделать шаг на 8-9 часов, переместив основной вес на левую ногу. При этом правая нога выпрямляется и ноги формируются в левую позицию “лук-стрела”. При повороте корпуса поднять левую кисть до уровня глаз. Ладонь обращена наклонно вверх, рука в локте слегка согнута. Одновременно опустить правую кисть в сторону от правого бока ладонью вниз пальцами вперед. Смотреть на левую кисть (Рис.7-9).

3. Медленно смещаясь назад, переместить вес на правую ногу. Носок левой стопы при этом отрывается от пола. Перед выполнением следующего движения развернуть левую стопу наружу. Затем, согнуть левую ногу, поворачиваясь корпусом налево. Вес тела перенести на левую ногу, делая слева от грудной клетки движение “держать мяч”, левая кисть сверху. Далее поднести правую стопу к левой опорной ноге (рис. 12). В промежуточном положении пальцы ноги касаются пола. Смотреть на левую кисть (рис. 10-12).

4. Выполнить правую позицию “лук-стрела”, сделав правой ногой шаг вперед в направлении 9 часов и выпрямив левую ногу. Одновременно корпус слегка поворачивается направо и кисть медленно поднимается до уровня глаз ладонью наклонно вверх. Рука в локте согнута. В то же время левая ладонь двигается вниз, в сторону от левого бока. Смотреть на правую кисть (рис.13, 14).

5. Повторить движения пункта 3, но в правую сторону (рис. 15-17).

6. Повторить движения пункта 4, но в левую сторону (рис. 18, 19).Обратить внимание: корпус должен быть все время в вертикальном положении, грудная клетка расслаблена. Движения, рук округлые. Не вытягивать расходящееся руки. Использовать талию как “ось” при вращении корпуса.Движения при выполнении позиции “лук-стрела” и разведении рук - плавные и хорошо координированы между собой. Принимая позицию “лук-стрела”, следует вначале ставить стопу на пятку. Находясь в позиции, необходимо следить, чтобы колено передней ноги не заходило за пальцы стопы. Задняя нога выпрямлена, образуя по отношению к земле угол в 45°. Внутреннее расстояние между линиями пяток составляет 10-30 сантиметров. В конечном положении направление на 9 часов.

Разворот кистей и удерживание рук впереди

  • Разверните кисти рук наружу, сами руки удерживайте впереди, локти должны свободно провисать, плечи свободно опущены.
  • Взгляд направлен вперед.

Второе движение 24 формы Тайцзицюань

Разведение рук и опускание их вниз

  • Медленно разверните руки в стороны и опустите в положение возле бедер, тело расслаблено, туловище удерживайте прямо, голова слегка приподнята.
  • Взгляд направлен вперед.

Третье движение 24 формы Тайцзицюань

Возвращение стопы в первоначальное положение

  • Медленно перенесите центр тяжести на правую ногу. Сначала над поверхностью поднимите пятку левой ноги, затем слегка приподнимите всю стопу и верните к правой стопе. Сначала на поверхность опустите переднюю часть левой стопы, затем поставьте всю стопу. Стопы должны располагаться друг возле друга и быть направлены вперед (строго на юг).
  • Взгляд направлен вперед.

Таково конечное положение в форме «Возвращение в исходное положение».

Принципы 24 форм Тайцзицюань

Промежуточный шаг гимнастики Тайцзицюань

В знаменитых 24 формах гимнастики тайцзицюань промежуточный шаг как конечное положение встречается 5 раз. Поэтому имеет смысл подробно остановиться на его описании.

При выполнении промежуточного шага на правую ногу, согнутую в колене, приходится большая часть веса, тогда как левая нога выполняет лишь вспомогательную функцию. Соотношение в распределении веса между ними составляет 1:9.

Стопа правой ноги плотно прижата к поверхности, носок направлен наружу, угол между направлением стопы и средней линией равен 45°-60°. Стопа левой ноги передней частью слегка касается поверхности и направлена строго вперед (в 24 форме Тайцзицюань, так как промежуточный шаг может выполняться и вправо, мы описываем левосторонний шаг, при котором поверхности касается передняя часть стопы левой ноги).

Как легче отрабатывать промежуточный шаг? Правильней всего – не используя рук (можете свободно опустить их или положить на поясницу) и следуя вышеизложенным требованиям, направив взгляд вперед. В ходе отработки следите за расслабленностью поясничного пояса и бедер, четкостью промежуточного и конечного положения ног, за тем, чтобы колено ноги в промежуточном положении было слегка согнуто. Это позволит понять влияние, оказываемое согнутым или прямым коленом на расслабленность поясничного отдела позвоночника и бедер и амплитуды движений.

Переход от дугообразного к промежуточному шагу в гимнастике Тайцзицюань

Переход от дугообразного к промежуточному типу, посредством перемещения сзадистоящей ноги на полшага вперед. В гимнастике тайцзицюань этот прием довольно распространен. При выполнении полушага вперед правой ногой сначала приподнимите пятку, а затем и всю стопу правой ноги. Медленно выполните полшага вперед (не приближайтесь слишком близко к левой ноге).

Затем опустите на поверхность переднюю часть правой стопы, удерживая вес тела по-прежнему на левой ноге. В ходе выполнения данного движения избегайте наклонов туловища вперед при переносе центра тяжести вперед, резких подъемов и резких опусканий правой ноги, подъема туловища из-за неправильного контроля степени сгибания впередистоящей левой ноги.

3 тип шага в гимнастике Тайцзицюань

При выполнении третьего движения, последнего, слегка переместите левую ногу вперед и поставьте передней частью стопы на поверхность.

При выполнении вышеописанного шага в двадцать четвертой форме Тайцзицюань обратите особое внимание на то, чтобы выполнение всей формы было скоординировано вокруг вращательного движения поясничного отдела, что обеспечит целостное напряжение во всем теле. При перемещении вперед поясничный отдел поворачиваем влево, во время приседания – немного вправо. А при выполнении конечного положения поясничный отдел поворачивается еще немного влево до положения, когда лицо будет направлено строго вперед.

Дугообразные движения руками «Удерживание шара» и разведение рук, вместе с разворотом предплечий, аналогичны движениям, описанным в форме «Поглаживание гривы дикой лошади». Помимо этих объяснений какие-либо подробности не нужны.

При выполнении движений руками следите за тем, чтобы подбородок был подобран, голова приподнята, а при координации вдоха возникло образное представление в виде легкого подъема. Когда две руки достигнут конечного положения, выполните глубокий выдох, расслабив поясницу и бедра. Сосредоточьтесь, у вас должно возникнуть ощущение прочности и стабильности.

В 1956 году Национальная комитет по физкультуре и спорту Китайской Народной Республики разработал сокращенную и упрощенную версию комплекса Тайцзи цюань, основанную на семейном стиле Ян. Новая короткая форма, состоящая из 24 движений, была рассчитана на 4–8 минутное исполнение. Из нее были исключены некоторые элементы, которые можно увидеть в длинной форме стиля Ян, такие, например, как сбить Лотос ногой (качающийся Лотос), удар носком ноги, Змея выпускает свое жало или Нести Тигра на гору. Также, по сравнению с традиционным комплексом стиля Ян, состоящим из 108 форм, было сокращено количество повторений некоторых движений (отражение, поймать воробья за хвост, руки движуться как облака, одиночный хлыст).

Краткость Пекинской формы Тайцзи цюань и возможность ее быстрого освоения делают комплекс доступным для занимающихся любого возраста. Меньшая физическая нагрузка позволяет начинать заниматься и в старшем возрасте. Кроме того, комплекс дает хорошее начальное представление об основных элементах, присущих традиционому стилю Ян. Исполненная должным образом, короткая форма может служить примером изящности, красоты и многих основ мастерства. По этим причинам короткая Пекинская версия комплекса Тайцзи цюань стиля Ян стала достаточно популярна и теперь практикуется по всему миру.

При исполнении 24 форм должны соблюдаться все традиционные принципы тайцзи цюань. Двигаться следует медленно, непрерывно, округлять движения, не прикладывать чрезмерных усилий, расслабиться, держать голову ровно, направлять движения разумом, не подпрыгивать, сохранять вертикальное положение тела.
Дыхание должно быть глубоким и ровным, вдох осуществляется через нос, выдох - через рот. При движении рук к себе или вверх желательно делать вдох, при движении вперед или вниз - выдох.

24 формы Тайцзи цюань

1. 起 势 (Qĭ shì) Открывающее движение

2. 左 石 野 马 分 鬃 (Zuŏ yòu yĕ mă fĕn zōng) Дикая лошадь встряхивает гривой (направо и налево)

3. 白 鹤 亮 翅 (Bái hè liàng chì) Белый журавль расправляет крылья

4. 左 石 搂 膝 拗 歩 (Zuŏ yòu lóu xī ào bù) Почистить колено и «упрямый» шаг (направо и налево)

5. 手 挥 琵 琶 (Shŏu huī pí-pa) Игра на лютне

6. 左 石 倒 卷 肱 (Zuŏ yòu dăo juăn gōng) Отведение плеча (направо и налево)

7. 左 揽 雀 尾 (Zuŏ lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост слева

8. 石 揽 雀 尾 (Yòu lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост справа

9. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

10. 云 手 (Yún shŏu) Руки плывут как облака

11. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

12. 高 探 马 (Gāo tàn mă) Погладить спину лошади

13. 石 蹬 脚 (Yòu dēng jiăo) Удар правой пяткой

14. 双 峰 贯 耳 (Shuāng fēng guàn ĕr) Удар двумя кулаками по ушам

15. 转 身 左 蹬 脚 (Zhuăn shēn zuŏ dēng jiăo) Поворот тела и удар левой пяткой

16. 左 下 势 独 立 (Zuŏ xià shì dú lì) Выпад влево и стойка на левой ноге

17. 石 下 势 独 立 (Yòu xià shì dú lì) Выпад вправо и стойка на правой ноге

18. 左 石 穿 梭 (Zuŏ yòu chuān suō) Прокалывающий челнок (налево и направо)

19. 海底针 (Hăi dĭ zhēn) Игла на дне моря

20. 闪 通 臂 (Shăn tōng bì) Уклониться-промелькнуть пробивать рука

21. 转 身 搬 拦 捶 (Zhuăn shēn bān lán chuí) Поворот тела, перемещение, отведение и удар

22. 如 封 似 闭 (Rú fēng sì bì) Обманный уход

23. 十 字 手 (Shí zì shŏu) Скрещенные руки

24. 收 势 (Shōu shì) Закрывающее двжение

Русские обозначения форм не претендуют на звание перевода с китайского.

  • Схему движений можно посмотреть на сайте Удивительный Китай (http://china.kulichki.com/wushu/styles/taijiquan/24/)
  • Написано при попытке перевода статьи Michael P. Garofalo, Taijiquan Simplified 24 Movement Short Form in Yang Style

Начальная форма

Ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Спина прямая, макушка как бы подвешена за ниточку. Грудь и живот расслаблены, подбородок немного втягивается внутрь. Кончик языка прижат к верхнему нёбу. Взгляд вперед.

1 ЦИ ШИ
Начальная стойка

1.1 Вес тела перемещается на правую ногу. Левая нога перемещается влево на ширину плеч. Вес тела проецируется между ступней.

1.2 Руки медленно поднимаются до уровня плеч (ладони к земле).

Руки опускаются до уровня живота. Одновременно сгибаются колени.

2 ЦЗО Ю Е МА ФЭНЬ ЦЗУН
Поглаживание гривы дикой лошади слева и справа

2.1 Вес тела перемещается на правую ногу. Руки раскрываются. Корпус плавно поворачивается влево. Левая нога подтягивается к правой ноге и ставится на носок. Одновременно правая рука поднимается вверх к груди ладонью вниз. Левая рука опускается вниз, на уровне живота ладонью вверх. Руки как бы подхватывают шар.

2.2 Корпус еще вращается влево, и левая нога делает шаг вперед по диагонали влево. Вес тела переносится на левую ногу. При этом пятка правой ноги разворачивается. Одновременно левая рука поднимается до высоты кончика носа пальцами по диагонали вверх. Ладонь как открытая книга. Правая рука опускается до бедра ладонью вниз.

2.3 Вес тела перемещается на правую ногу. Носок левой ноги поднимается вверх и вместе с корпусом поворачивается влево. Вес переносится на левую ногу. Правая нога подтягивается к левой ноге и ставится на носок. Обе ноги согнуты в колене. Руки подхватывают шар, при этом левая рука сверху (ладонью вниз), правая рука снизу ладонью вверх. Ось «шара» немного смещена.

2.4 Шаг правой ногой. Движение симметрично вправо как п. 2.2.

2.5 Симметрично вправо как п. 2.3

2.6 как п. 2.2

3 БАЙ ХЭ ЛЯН ЧИ
Белый журавль раскрывает крылья

3.1 Подшаг (полшага). Руки подхватывают шар слева.

3.2 Вес тела переносится на правую ногу, корпус поворачивается направо, правая рука поднимается вверх до уровня головы. Левая рука касается предплечья правой руки.

3.3 Корпус вращается влево, Левая нога перемещается чуть-чуть вперед и ставится на носок, левая рука опускается.

4 ЦЗО Ю ЛОУ ЩИ АО БУ
Обмах колена и «упрямый шаг» слева и справа

4.1 Корпус вращается влево. Одновременно правая рука выходит вперед и опускается.

4.2 Корпус вращается направо, и левая рука поднимается ладонью вверх. Правая рука поднимается вбок ладонью вверх на уровне плеча. Одновременно левая рука опускается к локтю правой руки ладонью вниз. И левая нога подтягивается к правой на носок.

4.3 Левая нога делает шаг вперед. Левая рука опускается на уровень живота ладонью вперед. Правая рука перемещается к уху пальцами вверх и вперед.

4.4 Корпус перемещается вперед с весом на левую ногу. Левая рука делает полукруг над левым коленом. Правая рука ладонью толкает вперед на уровне груди.

4.5 Вес тела переносится на правую ногу. Носок левой ноги поднимается. Левая рука разворачивается ладонью вверх.

4.6 Корпус поворачивается налево. Левая рука по дуге поднимается вбок ладонью вверх. Правая рука опускается ладонью вниз около локтя левой руки. И правая нога подтягивается к левой на носок.

4.11 – 4.12 Как 4.3- 4.4

5 ШОУ ХУ ПИ ПА
Игра на китайской лютне

5.1 Правая нога делает под шаг.

5.2 Вес тела переносится на правую ногу. Корпус вращается вправо. Одновременно левая рука по дуге поднимается вверх до высоты кончика носа.

5.3 Левая нога делает шаг вперед на пятку. Одновременно оба локтя опускаются. Правая рука по дуге опускается к локтю левой руки (Как играть на китайской лютне ).

6 цзо ю дао цзюань гун
Назад и отведение плеча слева и справа

6.1 Корпус вращается вправо. Одновременно правая рука по дуге опускается в область живота и затем поднимается вбок и немного назад ладонью вверх на уровне плеча. Левая рука разворачивается ладонью вверх.

6.2 Корпус вращается налево. Одновременно левая нога делает шаг назад, правая рука перемещается к уху.

6.3 Вес тела перемещается на левую ногу, правая нога на носке. Левая рука опускается к животу ладонью вверх. Правая рука толкает вперед над левой рукой.

6.4 Левая рука по дуге поднимается вбок и немного назад ладонью вверх. Одновременно правая рука разворачивается ладонью вверх.

6.5 Корпус вращается вправо. Одновременно правая нога делает шаг назад, левая рука перемещается к уху.

6.6 Вес тела перемещается на правую ногу, левая нога на носке. Правая рука опускается к животу ладонью вверх. Левая рука толкает вперед над правой рукой.

6.7 Правая рука по дуге поднимается вбок и немного назад ладонью вверх. Одновременно левая рука разворачивается ладонью вверх.

6.8 – 6.12 как 6.2-6.6

Конечное положение:

Вес на правой ноге. Левая нога на носке. Левая рука толкает вперед над правой рукой. Правая рука у живота ладонью вверх.

7 цзо лань цюе вей
Схватить воробья за хвост слева

7.1 Правая рука поднимается вбок. Левая рука опускается вниз и подхватывает шар. Левая нога подтягивается к правой ноге на носок.

7.2 Левая нога делает шаг вперед. Вес переносится на левую ногу. Левая рука поднимается ладонью к себе на уровне груди. Одновременно правая рука нажимает вниз ладонью к земле.

7.3 Корпус вращается налево. Одновременно обе руки поднимаются по диагонали влево, левая рука ладонью вниз, правая ладонью вверх.

7.4 Вес тела переносится на правую ногу. Правая ногасгибается в колене. Левая нога почти прямая. Одновременно обе руки по дуге опускаются и поднимаются вправо и немного назад. Кисть левой руки около правого плеча. Правая рука почти прямая на уровне плеча.

7.5 Корпус разворачивается вперед. Одновременно правая рука опускается на кисть левой руки. При этом ладонь левой руки повернута к себе, а ладонь правой от себя.

7.6 Корпус подается вперед. Одновременно руки толкают вперед на уровне груди.

7.7 Кисти рук разворачиваются ладонями к земле. Руки раскрываются на ширину плеч. Вес тела переносится на правую ногу. Левая нога почти прямая. Носок левой ноги поднимается. Одновременно руки опускаются по дуге в область живота ладонями вниз.

7.8 Вес тела переносится на левую ногу. Руки через дугу толкают вперед на уровне плеч.

8 ю лань цюе вей
Схватить воробья за хвост справа

8.1 Вес тела переносится на правую ногу. Корпус поворачивается вправо. Носок левой ноги закрывается (поворачивается внутрь). Правая рука по дуге направо.

8.2 Вес тела переносится на левую ногу. Корпус еще немного поворачивается вправо. Правая нога подтягивается к левой на носок. Одновременно руки по дуге «подхватывают» шар слева.

8.3–8.9 Шаг правой ногой. Движение симметрично п. 7.2-7.8 вправо, направление в другую сторону.

9 дань бянь
Одиночная плеть

9.1 Вес тела переносится на левую ногу. Корпус вращается налево. Правая нога закрывается. Правая рука опускается вниз область живота ладонью к себе. Левая рука перемещается по дуге налево на уровне лица.

9.2 Вес тела переносится на правую ногу. Правая рука поднимается вверх ладонью себе на уровне лица. Левая рука опускается вниз. Ладонь повернута к корпусу.
Корпус вращается вправо.

9.3 Левая нога на носок подтягивается к правой ноге. Правая рука формирует крюк. Левая рука прикрывает локоть.

9.4 Корпус вращается налево. Левая нога делает шаг налево. Вес тела переносится на левую ногу. Одновременно левая рука раскрывается по дуге налево ладонью к себе и затем толкает вперед перед корпусом на уровне груди.

10 цзо юнь шоу
Облакоподобное движение рук

10.1 Вес тела переносится на правую ногу. Корпус вращается направо. Левая нога закрывается. Левая рука опускается в область живота ладонью к корпусу. Правый крюк раскрывается в ладонь,ладонью от себя.

10.2 Вес переносится на левую ногу. Правая нога подтягивается к левой. Расстояние между ногами ширина одной ступни. Одновременно левая рука поднимается на уровень лица и продолжает движение по дуге налево. Правая рука опускается через низ живота и продолжает движение по дуге налево.

10.3 Вес переносится на правую ногу. Левая нога делает шаг влево. Одновременно

10.4 Как п. 10.2

10.5 Как п. 10.3.

10.6 Как п. 10.2.

10.7 Левая нога остается на месте. Левая рука опускается через низ живота и продолжает движение по дуге направо. Правая рука поднимается на уровень лица и продолжает движение по дуге вправо.

11 дань бянь
Одиночная плеть

Как п. 9.3-9.4

12 гао тань ма
Поглаживание лошади сверху

12.1 Короткий под шаг правой ногой. Одновременно руки разворачиваются ладонями к небу. Левая рука впереди, правая сзади. Взгляд направо.

12.2 Вес переносится на правую ногу. Левая нога делает полшага вперед на носок. Одновременно правая рука проходит мимо уха и толкает вперед.
Левая рука опускается к животу ладонью вверх.

13 Ю ДЕН ЦЗЯО
Нажатие ногой справа

13.1 Левая нога по диагонали делает шаг влево. Руки скрещиваются. Левая рука накладывается поверх правой, при этом правая рука развернута ладонью от себя, ладонь левой руки смотрит на себя.

13.2 Вес тела переносится на левую ногу. Ладонь левой руки вращается от себя. Руки через дугу открываются. Корпус разворачивается вправо. Руки продолжают движение по бокам вниз.

13.3 Правая нога подтягивается к левой. Руки опускаются к животу и перекрещиваются. Левая сверху, правая снизу. Ладони обоих рук смотрят вверх.

13.4 Руки поднимаются, дойдя до уровня груди, ладони разворачиваются и по дуге открываются до уровня плеч. Одновременно колено правой ноги плавно поднимается и, разгибаясь, толкает вправо по диагонали.

14 шуан фэн гуань эр
Две вершины, достигающие ушей

14.1 Корпус вращается вправо. Левая рука перемещается вправо, до уровня груди. Руки разворачиваются ладонями к небу. Одновременно правая нога сгибается в колене.

14.2 Правая нога делает шаг вперед, и вес тела переносится на правую ногу.
Руки опускаются по дуге вниз и опять поднимаются вверх по дуге. Кисти формируют кулаки на уровне ушей противника (как бы прижимают уши противника).

15 чжуань шень цзодэн цзяо
Поворот туловища и нажатие ногой слева

15.1 Корпус вращается налево. Вес тела переносится на левую ногу. Одновременно руки раскрываются.

15.2 Вес переносится на правую ногу. Левая нога ставится на носок возле правой ноги. Ладони по бокам корпуса опускаются к животу. Правая ладонь поверх левой (ладони вверх).

15.3 Левая нога плавно сгибается в колене, поднимается и, выпрямляясь, толкает налево по диагонали. Одновременно руки поднимаются, и на уровне груди разворачиваться и открываются по дуге. Взгляд налево.

16 цзо ся ШИ ДУ ЛИ
Выпад влево и стойка на одной ноге

16.1 Левая нога сгибается в колене и поворачивается направо. Одновременно правая рука формирует «крюк». Левая рука прикрывает локоть правой руки.

16.2 Левая нога делает длинный шаг влево в бок, присаживаемся на правую ногу. Левая рука нажимает ладонью вниз и продолжает движение вдоль внутренней стороны левой ноги.

16.3 Корпус вращается налево. Одновременно левая нога открывается. Левая рука поднимается ребром ладони вперед. Правая рука вращается и уходит за спину, при этом, продолжая держать «крюк», разворачивая его пальцами в небо. Правая нога закрывается.

16.4 Левая нога поворачивается на пятке немного влево, одновременно ладонь левой руки разворачивается вперед.

16.5 Правая нога подтягивается вперед и сгибается в колене. Одновременно правая рука раскрывается, поднимается до уровня лица, ребром ладони вперед. Левая рука опускается ладонью вниз на уровне бедра. Локоть правой руки на одном уровне с коленом правой ноги.

17 ю ся ШИ ДУ ЛИ
Выпад вправо и стойка на одной ноге

17.1 Правая нога опускается на носок. Левая нога вращается на носке. При этом вес тела остается на левой ноге. Одновременно левая рука поднимается вверх и формирует «крюк». Правая рука перемещается к локтю левой.

17.2 Как п. 16.2,3,4,5 в правую сторону.

18 ЦЗО ю чуань со
Снующий челнок слева и справа

18.1 Левая нога делает шаг налево. Вес тела переносится на левую ногу. Правая нога подтягивается на носок к левой. Одновременно руки подхватывают шар. Левая рука сверху, правая снизу.

18.2 Правая нога делает шаг вперед и вправо. Правая рука поднимается вверх и ладонь разворачивается от себя, поднимается на уровень лба (прикрывая голову). Левая рука толкает ладонью вперед перед корпусом на уровне груди.

18.3 Вес тела переносится на левую ногу. Правая нога приподнимает носок, обе руки выходят вперед, на уровне плеч, ладонями к земле. Правая рука опускается. Вес переносится на правую ногу. Левая нога подтягивается на носок к правой. Руки подхватывают шар справа.

18.4 Как п. 18.2 (влево).

19 Хай ди чжень
Вонзить иглу в морское дно

19.1 Правая нога делает короткий шаг.

19.2 Весь вес тела на правой ноге. Одновременно правая рука по дуге движется через область живота вверх к уху. Левая рука опускается до пояса и нажимает ладонью вниз.

19.3 Левая нога ставится вперед на носок. Корпус наклоняется вперед. Одновременно правая рука опускается пальцами вниз.

20 шань тун бэй
Проходящая мимо рука

20.1 Левая рука накладывается на запястье правой, и обе руки поднимаются справа от корпуса на уровень груди.

20.2 Левая нога делает полшага вперед. Вес тела переносится на левую ногу. Корпус вращается вправо. Одновременно руки раскрываются, левая рука толкает вперед, правая рука разворачивается ладонью от себя и прикрывает голову.

21 чжуань шень бань лань чуй
Поворот туловища, перемещение, задержка, удар

21.1 Корпус вращается направо (на 180 0). Вес тела переносится на правую ногу. Левая ступня закрывается внутрь. Руки следуют за корпусом, перемещаясь по верхней дуге направо.

21.2 Вес тела перемещается на левую ногу. Правая нога подтягивается к левой. Правая рука формирует кулак, и собираются возле талии.

21.3 Правая нога выносится вперед на пятку. Левая рука опускается около пояса ладонь вниз. Кулаком наносится удар вперед сверху вниз тыльной стороной кулака.

21.4 Корпус вращается направо. Правая нога открывается. Вес переносится на правую ногу. Левая нога делает шаг вперед на пятку. Одновременно правый кулак вращается и по дуге переносится к поясу. Левая рука по дуге перемещается вперед на уровне носа.

21.5 Вес тела переносится на левую ногу. Правая рука наносит удар вперед. Левая рука переносится к локтю правой руки.

22 жу фэн сы би
Отгораживание

22.1 Левая рука из под правой руки переносится ребром ладони вперед. Кисти рук скрещиваются. Правый кулак раскрывается в ладонь.

22.2 Вес тела переносится на правую ногу. Присаживаемся на правую ногу. Носок левой ноги поднимается. Одновременно руки разводятся на ширину плеч и по дуге нажимают ладонями вниз на уровне живота.

22.3 Вес тела переносится на левую ногу. Одновременно обе руки толкают по дуге ладонями вперед на уровне груди.

23 ши цзы шоу
Скрещивание рук

23.1 Вес тела переносится на правую ногу. Левая нога закрывается. Корпус поворачивается направо. Правая нога открывается.
Одновременно правая рука через дугу, на уровне плеча, перемещается вправо.

23.2 Вес тела перемещается на левую ногу. Правая нога закрывается. Обе руки опускаются до живота и перекрещиваются ладонями вверх.

23.3 Правая нога делает подшаг к левой ноге, теперь ступни обоих ног смотрят вперед. Ноги на ширине плеч. Обе руки поднимаются. Правая ладонь под левой.

24 шоу ши
Возвращение в исходное положение

24.1 Кисти рук вращаются ладонями к земле. Руки открываются до ширины плеч.

24.2 Ноги выпрямляются в коленях. Руки плавно опускаются вдоль корпуса.

24.3 Левая нога переносится к правой ноге. Корпус прямо. Взгляд вперед.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка