Лыжная подготовка в школе. Исследование методических особенностей проведения уроков по лыжной подготовке в школе Все о лыжных секциях в школе

Наверняка нет в нашей стране человека, который не знал бы, что такое лыжи. Каждый из нас так или иначе сталкивался с этим видом спорта: может быть, в школе, или на зимних прогулках с друзьями, или же хотя бы по телевизору. Тем более что в России, с её снежными зимами, лыжи являются очень популярным времяпрепровождением.

Тем более что в России, с её снежными зимами, лыжи являются очень популярным времяпрепровождением.

Но как же зародился лыжный спорт? Давайте окунёмся в историю и узнаем краткую «биографию» лыж.

Где появились и как развивались лыжи?

У этого спортивного инвентаря, как и многих других предметов, есть свои «предки». Так, родоначальниками нынешних лыж были специальные приспособления, которые помогали древним людям передвигаться по снегу. Как вы понимаете, вначале лыжи служили далеко не спортивным целям – они просто помогали людям эффективнее и быстрее двигаться, охотиться, и так далее.

По некоторым данным, самые первые лыжи были найдены именно в России около 4000 (!) лет назад.

Примерно с VI века нашей эры стали появляться первые письменные свидетельства использования лыж, всё так же в целях более быстрого передвижения на снегу. Поскольку конструкция лыж являлась очень простой, а сам инвентарь давал большие возможности, вскоре он завоевал популярность во многих странах по всему миру.

Ну а первое использование лыж в спортивных целях относится уже к XVIII веку, когда в Норвегии стала проводиться лыжная спортивная подготовка, и вслед за этим – первые соревнования на лыжах.

С тех пор лыжный спорт стал интенсивно развиваться, и теперь практически в каждой стране, особенно в тех, где зимы похожи на наши, есть лыжные клубы, базы, и регулярно проводятся соревнования по этому виду спорта, который также давно включён в список «школьных» спортивных дисциплин.

Зачем нужны лыжи в школе?

Уроки физкультуры состоят из набора элементов, взятых из различных видов спорта, например, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, и так далее. Программа оставляется так, чтобы учащиеся могли развиваться физически разными путями, и попробовали себя в большом количестве спортивных направлений.

Включение лыж в школьную программу помогло расширить список школьных спортивных дисциплин, и разнообразить занятия спортом для детей.

Поэтому теперь с наступлением зимнего сезона дети под руководством учителя выходят на улицу, и начинают постигать азы лыжной подготовки. Кому-то это нравится, кому-то – не очень, однако при грамотном подходе учителя, а также при наличии удобного и безопасного инвентаря привить любовь к лыжам можно абсолютно каждому ребёнку.

Чем полезен лыжный спорт для детей?

Как для детей, так и для взрослых тренировки на лыжах являются очень полезным во всех отношениях времяпровождением. Среди положительных сторон лыж можно отметить следующие:

    Физическое развитие. Ходьба на лыжах укрепляет мышцы и скелет, помогает разработать равновесие, координацию и ловкость. Отлично влияет на суставы и связки. Несмотря на кажущуюся простоту занятий, при лыжных тренировках задействуется большое количество мышц, весь организм учится работать слаженно и точно.

    Польза для здоровья. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Кроме того, такие тренировки заставляют активно работать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что является первоклассной профилактикой от болезней. Также занятия на лыжах – это отличное «лекарство» от лишнего веса, и люди, с детства практикующие этот вид спорта, будут с большой вероятностью избавлены от проблем с весом в дальнейшем.

    Польза для психики. Даже недолгие прогулки на лыжах способны поднять настроение и зарядить энергией надолго! Это происходит из-за того, что во время ходьбы на лыжах на свежем морозном воздухе организм активно вырабатывает эндорфины (гормоны счастья), нормализуя психическое состояние, и даря огромное количество сил. Для школьников, проводящих много времени в душных классах, сидя за партами или дома за домашним заданием, это особенно необходимо.












































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В “ПРЕЗЕНТАЦИИ” на главном меню (слайд №2) расположены шесть кнопок в виде солнышка и облачков, а также, девушки с обручем (гиф-анимация). Каждая кнопка имеет свой раздел, с которым нужно ознакомиться, за исключением кнопки – девушки с обручем – это кнопка для проведения физминутки (это ссылка на видеоролик в интернете – “Утренняя зарядка с Екатериной Серебрянской”). Физминутку можно провести тогда, когда учитель посчитает нужным это сделать, но, не позже, чем в середине урока. Каждый раздел имеет текстовую информацию, картинки и фото, в разделе “Олимпийцы России” – видеоролик “Финиш Олимпийского чемпиона – Александра Легкова” (оригинал видео – с сайта You Tube, монтаж – мой). Когда вы просматриваете тот или иной раздел и, в конце раздела, появляется красная кнопка, нужно нажать на неё, и вы вернётесь на Главное меню (слайд №2), чтобы продолжить знакомство с другими разделами. Помимо красной кнопки, есть ещё кнопки перехода или возврата к тому или иному слайду. В конспекте я буду акцентировать внимание на, появляющихся в определённых разделах, различных кнопках.

Порядок просмотра слайдов.

(порядок нажатия кнопок “Главного меню” - слайда №2)

  1. Правила безопасности.
  2. Передвижения на лыжах.
  3. Физминутка.
  4. Олимпийцы России.
  5. Тест.

ВНИМАНИЕ! Картинки и фото анимируются в слайде самостоятельно, поэтому, не торопитесь нажимать кнопку “далее”. Текстовую же информацию нужно, напротив, менять щелчком мышки, после прочтения текста.

(Видеоролик сжат, в связи с лимитом объёма презентации, поэтому качество видео - среднее)

Цель урока: Привитие навыков здорового образа жизни посредством более детального знакомства с лыжным спортом.

Задачи урока:

  • Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой.
  • Ознакомление (теоретическое и визуальное) с видами передвижений на беговых лыжах.
  • Активизация двигательной активности посредством проведения физкультминутки.
  • Активизация познавательной деятельности посредством просмотра слайдов об одном из российских лыжников – чемпионе зимних Олимпийских игр, Александре Легкове.
  • Активизация познавательной деятельности и контроль полученных знаний, а также оценка уровня внимания и запоминания (по информации из презентации) посредством игры – теста.

Оборудование: Ноутбук, сабвуфер, мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска).

Дополнительные материалы: Протокол игры-тестирования (Приложение №1 ), смайлик, показывающий “Класс!” – 15 штук (Приложение №2 ), смайлик с указательным пальцем – 15 штук (Приложение №3) , 2 корзинки (обе подписанные – “Корзинка успеха” и “Корзинка пожеланий”).

Ход урока

I. Организационный момент.

Построение. Сдача рапорта. Приветствие.

II. Определение цели урока. Целеполагание.

Ребята, назовите одно из природных явлений, которое в нашей местности проявляется каждый год в определённый сезон. (Если затрудняются ответить, то задать наводящие вопросы или подсказки: - Это явление происходит зимой.) - Правильно, снег.

Назовите зимний спортивный инвентарь, с помощью которого можно передвигаться по зимнему покрову (снег, лёд) .

Молодцы! Правильно! Это - лыжи, коньки, санки, сноуборд.

Какие зимние виды спорта включены в школьную программу? (Лыжная подготовка, конькобежная подготовка).

Ребята, а вы знаете, какой зимний вид спорта лучше других влияет на организм человека – на двигательные качества, на внутренние органы и системы, на морально-волевые качества и эмоционально состояние человека, его настроение?

Правильно, это – лыжный спорт!

Демонстрация слайдов (слайд №1)

Думаю, сегодня вы узнаете о лыжном спорте много нового!

III. Основная часть урока

Слайд №2. Выходим на “Главное меню”.

Обратите внимание на то, с чем мы сегодня познакомимся ближе…

Вспомните, с чего мы начинаем новый раздел программы? (Дети: “- С техники безопасности”).

И сегодня – не исключение! Я первая выбираю облачко – это “ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ”.

Хочу вас предупредить, ребята, что по окончании просмотра презентации будет проведён тест по информации из презентации, поэтому, будьте внимательны и запоминайте полученную информацию.

Нажимаем на кнопку – облачко “ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ”.

(Текстовую информацию из слайда прочитывает учитель или заранее выбранный обучающийся (с хорошей дикцией и выразительным чтением)).

В разделе 12 пунктов. На последнем слайде раздела появляется красная кнопка, нужно нажать её и вы вернётесь на “Главное меню”.

Теперь, ребята, ваш выбор облачка.

Например, дети выбрали “Передвижения на лыжах”.

Нажимаем кнопку “Передвижения на лыжах”.

С Главного меню (слайд №2) мы попадаем на второстепенное меню “Передвижения на лыжах”

(слайд №17) - на этом слайде шесть видов передвижений на лыжах. Каждый вид передвижений – кнопка, на которую нужно нажать и ознакомится. Двигайтесь по стрелке, т.е., сначала нажимаете на “Стили передвижения”, затем на “Повороты”, “Спуск с горы”, “Подъём в гору”,

11“Торможение” и “Преодоление препятствий”. На всех слайдах различных видов передвижений появляется кнопка в виде золотой монеты с нарисованным лыжником – при её появлении, нужно нажать на эту кнопку и вы вернётесь на второстепенное меню “Передвижения на лыжах” (слайд №17).

Слайд №17

Ещё одно второстепенное меню выходит при нажатии кнопки “Стили передвижения” (слайд №18). Кнопка возврата на это меню – лыжная перчатка.

Итак, продолжим урок.

В разделе “Передвижения на лыжах” начинаем знакомство со стилями передвижений на лыжах – нажимаем одноимённую кнопку, предварительно поинтересовавшись у обучающихся о том, знают ли они основные стили передвижений на беговых лыжах.

Появляется слайд с двумя стилями – классическим и свободным.

Нажимаем на кнопку “Классический стиль”.

Классическим стилем люди передвигались с момента зарождения лыж.

Знакомимся с классическим стилем передвижения.

К “классическому стилю” относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей.

- “Классические” лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные.

При появлении в слайде кнопки - лыжной перчатки, нажать на неё и мы вернёмся на слайд “Основные стили передвижения на беговых лыжах” (слайд №18).

Нажимаем кнопку “Свободный стиль”.

Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях-в гонке на 55 км и выиграл. Сейчас этот стиль передвижения наиболее популярен, чем классический, в связи с высокой скоростью передвижения.

Знакомимся со свободным (коньковым) стилем передвижения.

- “Свободный стиль” подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции. Но, поскольку, “классический” ход уступает в скорости “коньковому”, “свободный стиль” является, по сути, синонимом “конькового хода”.

Движения лыжника похожи на движения конькобежца, отсюда и название стиля – коньковый.

При появлении в слайде кнопки - лыжной перчатки, нажать на неё и мы вернёмся на слайд “Основные стили передвижения на беговых лыжах” (слайд №18). А там нас уже ждёт кнопка – монетка с нарисованным лыжником и мы, нажав на неё, возвращаемся на “Передвижения на лыжах” (слайд №17). Дальше – всё быстрее.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Повороты”.

Поворот “упором” используется для изменения направления движения (или торможения) при движении по гористой местности.

Поворот “переступанием в движении” используется для изменения направления движения при движении по пересечённой местности.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Спуск с горы”.

Спуск с горы требует от спортсмена сохранения равновесия и устойчивого положения в определённой стойке. Бывают стойки: основная, высокая и низкая. Из основной стойки удобно производить повороты и торможения. Высокая стойка служит для снижения скорости, а низкая – для увеличения.

Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Подъём в гору”.

Подъём в гору осуществляется многими способами. С подъёмом “лесенкой” вы ознакомились в младших классах. Ещё существуют подъём “ёлочкой” и “полуёлочкой” - применяются для подъёма в крутую горку.

Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Торможение”.

Мы знакомимся сегодня с двумя видами торможения: “”плугом” и “упором”. С “упором”, или его ещё называют “полуплугом” мы познакомились в разделе “Повороты”, следовательно, “упором” можно и поворачивать и тормозить. Торможение “плугом” применяют при прямом спуске вниз.

Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Преодоление препятствий”.

Для сохранения устойчивости на спусках, при встречающихся впадинах, ямах и буграх, важным условием является контакт со снегом. Для этого лыжник использует пружинящие движения ногами и уравновешивающие движения туловищем и руками. Вам вопрос, ребята: как называется Олимпийский лыжный вид спорта, связанный с преодолением ям, бугров и впадин? (могул )

Затем, нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.

Выходим из “Передвижений на лыжах” на “Главное меню” с помощью красной кнопки (в правом верхнем углу слайда).

Я предлагаю вам, ребята, немного размяться! Вы не против?!

Нажимаем на девочку с обручем и проводим физкультминутку.

И снова мой выбор – я выбираю солнышко! Это раздел расскажет нам о влиянии занятий лыжным спортом на организм занимающихся.

Нажимаем на кнопку “ЗОЖ”.

В России лыжный спорт очень популярен.

Ежегодно, по всей стране, проводятся фестивали лыжного спорта с огромным количеством участников этого замечательного зимнего праздника. Ребята, скажите, как называется этот фестиваль? (Лыжня России)

Занятия лыжным спортом способствуют оздоровлению и закаливанию организма.

Ребята, какие вы знаете внутренние органы и системы внутренних органов человека?

(Лёгкие и дыхательная система, сердце и кровеносная система, нервная система, скелетно-мышечная система)

А кто знает, как воздействуют ходьба и бег на лыжах на органы и системы органов человека?

(улучшается работа внутренних органов, развивается скелетно-мышечная система)

Доходим до слайда с информацией:

На занятиях лыжной подготовкой развиваются все физические качества.

Скажите, а какие физические качества человека вы знаете?

(координационные способности (ловкость), выносливость, быстрота (скоростные качества), гибкость, сила))

Просматриваем слайды “физические качества” и далее переходим на “морально-волевые качества”, и раздел “ЗОЖ” заканчивается слайдами об “эмоциональном и эстетическом влиянии на человека занятий лыжным спортом”. Появляется красная кнопка в правом верхнем углу – жмём на неё и возвращаемся на “Главное меню” (слайд №2)

Выбирать уже ничего не приходится и поэтому, прежде чем начать игру-тест, нам осталось познакомится с последним “облачком” - “Олимпийцы России”.

Скажите, ребята, а кто-нибудь знает имена лыжников современной России, завоевывавших медали золотых достоинств на зимних Олимпийских играх, начиная с 1993 года?

(Михаил Иванов, Юлия Чепалова, Евгения Медведева-Арбузова, Никита Крюков, Алексей Петухов, Евгений Дементьев, Александр Легков)

Нажимаем кнопку “Олимпийцы”.

Сегодня мы познакомимся с одним из Олимпийских чемпионов – российским лыжником Александром Легковым. На зимней Олимпиаде, проходившей в Сочи в 2014 году, Александр выиграл гонку на 50 км свободным стилем.

Знакомимся с Олимпийским чемпионом, российским лыжником – Александром Легковым.

Александр родился 7 мая 1983 года в городе Красноармейске Московской области в спортивной семье. Мать, Ирина Николаевна Легкова - преподаватель физкультуры в школе. Отец, Геннадий Викторович Легков, занимался футболом и русским хоккеем. Старший брат, Виктор Легков, был биатлонистом.

5 марта 2010 года Легков получил благодарность Президента Российской Федерации - за заслуги в развитии физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXI Олимпиады 2010 года в Ванкувере.

24 февраля был награждён Орденом Дружбы - за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи.

Имеет спортивное звание - Заслуженный мастер спорта России, которое присвоили ему после успешных выступлений на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи (17 февраля 2014 года).

Ежегодно, в составе российской сборной, Александр участвует в Кубках Мира, где занимает лидирующие позиции.

Участвовал в пяти Чемпионатах мира. В 2007 году, на Чемпионате мира в Саппоро (Япония), в эстафетной гонке 4 по 10 км, в составе команды, занял 2 место.

Так же, выступал на трёх зимних Олимпиадах. На Олимпиаде в Ванкувере (Канада) в скиатлоне (лыжная гонка двумя стилями поочерёдно – сначала 15 км классическим стилем, затем, поменяв лыжи и палки в специально отведённом месте, спортсмены бегут ещё 15 км) остановился в шаге от пьедестала, заняв 4 место…

И вот – долгожданная ПОБЕДА на зимней Олимпиаде в Сочи! Только воля к победе, стремление преодолевать трудности и быть успешным, многолетние тренировки и упорство помогли выиграть Александру! И, несомненно, гордость за Россию и любовь к отечеству! Зная, что за него болеют и переживают не только его родные и близкие, но и вся страна – он не мог проиграть!

На последнем слайде вставлен видеоролик “Финиш Олимпийского чемпиона – Александра Легкова”.

Информация об Александре Легкове исчерпана, и мы выходим из этого раздела с помощью красной кнопки в левом нижнем углу слайда и возвращаемся на “Главное меню” (слайд №2).

А теперь мы с вами сыграем! Давайте разделимся на две команды (выбираем двух капитанов и они выбирают себе команды).

Внимание! Каждой команде я буду задавать вопросы по очереди. За правильный ответ – 1 балл. Какая команда ответит на большее количество вопросов и наберёт, тем самым, большее количество очков – та команда и выиграла! Мне нужен помощник – секретарь (выбрать желающего ученика) – он будет вести счёт игры. Самые активные игроки команды будут награждены отличной оценкой!

IV. Заключительная часть урока.

Нажимаем на кнопку – облачко с вопросительным знаком.

В тесте всего 12 вопросов, в каждом вопросе 4 варианта ответа. Команды отвечают поочерёдно. Даём право отвечать команде одни раз, если ответ – неправильный, то право на ответ переходит другой команде.

Пользуясь протоколом игры-тестирования, выставляем баллы за правильные ответы.

На слайде появляется сначала вопрос, нажимаем “далее” - появляются 4 варианта ответа.

При ответе, нажимаем на красную кнопку напротив варианта ответа. Результат – моментальный. Если правильный ответ – то выходит слайд с аплодисментами, вы нажимаете на красную кнопку в левом нижнем углу и переходите к следующему вопросу. Если ответ неправильный – то выходите на другой слайд, и тоже жмёте на красную кнопку в левом нижнем углу, и возвращаетесь снова к этому вопросу для того, чтобы вторая команда дала вам свой вариант ответа. Если же и вторая команда ответила неправильно – то вы, в третий раз, вернувшись к этому вопросу, уже сами нажимаете на правильный ответ (правильные ответы написаны ниже) и только потом переходите к следующему вопросу.

Кнопка перехода следующему вопросу кнопка возврата к слайду с вопросом

Правильные ответы к тесту:

1. C 2. С 3. В 4. D 5. D 6. B 7. C 8. A 9. D 10. D 11. D 12. B

Если результаты команд одинаковые – ничья! Победила ДРУЖБА!

(“Две звезды, одно пожелание”)

Ребята, у вас два смайлика. На смайлике, показывающем “Класс!”, на обратной стороне, напишите то, что вам понравилось на уроке, а на другом смайлике – то, что не понравилось. Кто написал положите смайлики в корзинки: в “Корзинку успеха” - смайлики с тем, что вам понравилось, а в “Корзинку пожеланий” - смайлики с тем, что не понравилось или с тем, что хотите пожелать.

Домашнее задание: Узнать, кто из российских лыжников становился Олимпийским чемпионом в лыжных гонках, начиная с 1993 года? Информация об Олимпийских чемпионах – имя, фамилия, где, когда и в какой дисциплине (в какой гонке) завоевал звание Олимпийского чемпиона?

Спасибо за урок. До свидания.

Обзор московских спортивных детских школ, которые готовят лыжников-гонщиков, биатлонистов и даже ачери-биатлонистов, подготовленный корреспондентом газеты "КоммерсантЪ-Спорт" Евгением Денисовым.
Места, где можно по-настоящему встать на лыжи и взять палки в руки.

Занятия лыжным спортом – незаменимое средство для физического совершенствования подрастающего поколения. Поэтому ничего удивительного, что многие родители желают поставить своих чад на беговые лыжи. Спортивные школы Москвы, в которых они могут это сделать, обошел корреспондент "Ъ-Спорта" Евгений Денисов.

Школы для всех

Судьба лыжного спорта в России непроста. Он не входит в число так называемых элитных видов спорта, как, например, футбол, хоккей или теннис, а значит, вынужден довольствоваться крайне скудной государственной подпиткой. В борьбе за сердца подрастающего поколения ему приходится выдерживать острую конкуренцию со стороны различного рода экзотики, как то: тайский бокс, сквош, хитбол, керлинг и т. д. (занятия которыми, кстати, стоят немалых денег, в то время как лыжные секции все еще остаются бесплатными). Наконец, череда допинговых скандалов, в последние годы изрядно подсбившая отечественную лыжню, также вроде бы не должна способствовать его популяризации в России. Однако... Как говорят директора многих московских лыжных школ, поток желающих записаться в секции из года в год не только не ослабевает – что было бы вполне логично, учитывая сложившуюся ситуацию,– а возрастает, хотя и невысокими темпами. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) готовы принять в свои ряды всех, кто хочет заниматься лыжами, и, что важно, без предварительного отбора. Это в советские времена попасть в СДЮШОР было довольно сложно: в лучшие секции страны попадали только самые способные ученики обычных ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ). Сейчас эта система комплектования уже не действует – очевидно, по причине скромных возможностей школьных бюджетов, больше не тянущих расходы на поиски талантов по всей стране. Даже самые сильные на сегодняшний момент лыжные СДЮШОР России – "Планерная", "Бабушкино" и СДЮШОР #111 (Зеленоград) – берут детей, что называется, с улицы, в том числе и ни разу не стоявших на лыжах. Впрочем, конечно, это не исключает возможность приглашения одаренных учеников из других школ.

Через тернии – на лыжах

9-10 лет – идеальный возраст для начала занятий в лыжной секции. Впрочем, при должной предварительной физической подготовке в школу можно прийти и позже, однако, как показывает практика, московским детям в силу неблаготворной для здоровья обстановки столичного мегаполиса занятия лучше начинать пораньше. Запоздалое поступление в СДЮШОР не будет также иметь большого значения, если приоритетной задачей является не профессиональная карьера, а, скажем, хорошее физическое состояние. Ведь, как известно, лыжи благотворно влияют на работу сердца, укрепляют мышечную ткань, дыхательную и нервную системы, а также развивают координацию движений. Родителям, готовящимся отдать свое чадо в лыжную школу, прежде всего необходимо знать, что это возможно только при отсутствии у него соответствующих медицинских противопоказаний. Для этого необходимо сводить его к врачу, который и должен дать ответ на вопрос, можно ли ребенку попробовать себя на лыжах или нет. Если здоровье никак этому не препятствует, то с зачислением в секцию трудностей не возникнет. Однако успешное начало вовсе не означает, что и в дальнейшем хлопоты, связанные с пребыванием начинающего лыжника в секции, будут обходить заботливых родителей стороной. Одной из важнейших проблем, сопровождающих обучение, является обеспечение юниоров необходимым инвентарем. Недостаточное финансирование позволяет СДЮШОР покупать снаряжение только для наиболее талантливых учеников, уже добившихся определенных успехов в своих возрастных категориях. Новичкам же на казенные две пары лыж и палок (для классического и свободного стиля), ботинки, крепления, специальный костюм, шапочку и т. д. обычно рассчитывать не приходится. Правда, в некоторых школах, как, например, в СДЮШОР "Бабушкино", новобранцы получают всю необходимую экипировку, однако, вполне подходящая для тренировок, уровню даже внутришкольных соревнований она уже не соответствует. Все расходы на качественный инвентарь (за редкими исключениями) покрываются из семейного бюджета. Стоимость полного комплекта снаряжения в столичных магазинах может колебаться от $500 до $1500, причем раз в один-два года его необходимо частично обновлять. К слову, инвентарь не единственное, за что придется платить родителям. Периодически СДЮШОР может проводить длительные сборы на удаленных базах, и далеко не всех учеников она везет туда за свой счет. Тем, чьи отпрыски в число счастливчиков не попадут, придется выделить еще $350 – столько составляет цена обычного трехнедельного сбора.

Путь юниора

Уже в первый год обучения ученику СДЮШОР предстоит заниматься два-три раза в неделю, во второй – три-четыре, в третий – четыре-пять и т. д. К последнему году обучения, когда молодому спортсмену уже 16-17 лет, возможен вариант и с шестью занятиями в неделю, особенно если он подает большие надежды. Кстати, закончить обучение позволяют всем ученикам независимо от степени их одаренности – разумеется, при условии соблюдения режима. Однако личные показатели играют большую роль, когда после окончания школы встает вопрос о продолжении карьеры. В училища олимпийского резерва – следующий после СДЮШОР этап подготовки – берут только самых талантливых выпускников, по большей части кандидатов в мастера спорта и выше. Немаловажную роль при поступлении играет и общее образование – помимо физнормативов абитуриенты должны сдать биологию и русский язык. В рейтинге российских школ, готовящих наибольшее количество перворазрядников и обладателей различных званий, не имеет себе равных СДЮШОР "Бабушкино", ежегодно выпускающая 10-15 кандидатов в мастера спорта и одного-двух мастеров спорта. 27 воспитанников этой школы в течение последних 10 лет стали мастерами спорта и мастерами спорта международного класса. Среди них член олимпийской сборной России на Играх в Альбервиле Татьяна Подмазо. Практически все лучшие бабушкинцы работали в группе заслуженного тренера России Андрея Бояринова. Говоря о тренировочных базах, где готовятся спортсмены, приходится признать, что Москва в этом отношении – не самый лучший город. Поэтому многие школы хотя и базируются в столице, но предпочитают готовить лыжников на ее окраинах или в Подмосковье – в Тушине, Митине, Красногорске, Зеленограде, Химках и т. д. Иногда подготовка спортсменов может переместиться и за пределы Московской области – например, на базы Мурманска или Пскова, куда, скажем, выезжает "Планерная". Летом в школе практикуются выезды в Воронеж, Остров, Калугу и другие города, где есть подходящие лыжероллерные трассы. Ученикам, показывающим на тренировках хорошие результаты, СДЮШОР предоставляет возможность попробовать свои силы в различных турнирах. Прежде всего это юниорское первенство Москвы, на котором соревнуются лучшие воспитанники столичных лыжных школ. В свою очередь, лучшие из них попадают в сборную Москвы – команду, которая через турниры "Юта-Москва", проводящиеся два раза в год, имеет выход на международную арену. Кроме того, проявить себя на межнациональном уровне юниоры могут на ежегодных Европейских играх, на которые со всей России отбираются всего шесть человек – трое юношей и три девушки. Вершиной спортивной карьеры ученика СДЮШОР может стать участие в чемпионате мира среди юниоров. Последний такой чемпионат проводился в феврале нынешнего года в Норвегии. Сборная России, за которую выступала воспитанница зеленоградской школы Анна Слепова, смогла завоевать на нем золотую и серебряную медали в индивидуальной гонке на 5 км. А четыре года назад верхней ступени пьедестала на юниорском первенстве добилась еще одна москвичка – Екатерина Счастливая, тренировавшаяся в СДЮШОР "Бабушкино".

На лыжню – с луками и винтовками

Некоторые московские СДЮШОР помимо лыжников готовят и биатлонистов. Самая большая московская школа биатлона "Тушино" набирает учеников в основном девятилетнего возраста. Медицинские требования к юношам и девушкам, готовящимся записаться в школу, такие же, как и в лыжных СДЮШОР. Что касается мест тренировок, то, как говорят в школе "Тушино", полноценные занятия ни в Москве, ни в области проводить невозможно: нет профессиональных стрельбищ. Поэтому в школе практикуются частые сборы на базе в Тверской области, располагающей подходящими полигонами. В последние годы ученики этой школы не раз становились призерами различных российских и международных турниров. Самого большого успеха добился Алексей Прокунин, который помимо званий чемпиона и обладателя Кубка России в 1998 году завоевал золото чемпионата мира – все в юниорской категории. Для любителей экзотики в столице имеются секции ачери-биатлона, в котором вместо винтовок используются луки. Один из центров подготовки лыжников-лучников есть в СДЮШОР "Бабушкино", воспитанник которой Петр Салов является чемпионом мира опять-таки среди юниоров.

Эффективность учебной работы по лыжной подготовке в школе во многом зависит от правильной организации уроков и предварительной подготовки к ним. Предварительная подготовка к урокам начинается задолго до начала их проведения (обычно с первых дней учебного года) и включает в себя следующие мероприятия: подготовка материальной базы, разъяснительная работа с родителями и учащимися, разработка и оформление учебной документации, выбор и подготовка мост занятий, индивидуальная подготовка учителя. Подготовка материальной базы включает в себя: оборудование лыжехранилища (кладовой) и ремонт старого и приобретение нового лыжного инвентаря. Качество лыжного инвентаря, правильное его хранение, быстрая выдача на урок и прием после урока во многом определяют четкую организацию и эффективность уроков лыжной подготовки в целом, В каждой школе должно быть выделено помещение (лыжехранилища, лыжная база, кладовая) для хранения лыжного инвентаря. Такое помещение должно быть оборудовано стеллажами для установки лыж. Можно использовать различные типы стеллажей и способы закрепления в них лыж. Главное - чтобы они занимали мало места, были вместительными и удобными для быстрой выдачи и постановки (закрепления) обратно после уроков. Стеллажи должны соответствовать размерам лыж и быть пронумерованы. Кроме этого, до начала уроков лыжной подготовки необходимо пополнить школьный инвентарь новыми лыжами, ботинками и палками. Для продуктивного учебного процесса средняя школа должна иметь 100- 150 пар лыж различного размера от 105 до 165 см, а старшеклассники уже пользуются лыжами больших размеров (180-210 см). Очень важное значение для изучения техники передвижения на лыжах имеет соответствие лыж и палок росту учащихся, особенно освоении спусков, торможений и поворотов. Передвижение на лыжах с палками, не соответствующими росту школьника, весьма затрудняет обучение лыжным ходам: нарушается посадка, сталкивание и даже вся структура хода. Каждый школьник подбирает лыжи простейшим способом: вытянув руку вверх, он должен доставать до носков лыж. Места занятий должны быть максимально приближены к школе и защищены от ветра, что резко сократит время на переходы и позволит более продуктивно использовать его для учебной работы. Это особенно важно в младших классах.

В сельской школе этот вопрос решается просто: занятия обычно проходят рядом со школой. Уроки в городской школе проводятся в парках, скверах, на близлежащих стадионах и спортивных площадках, в младших классах - обычно на пришкольном участке. С выпадением снега учебные лыжни и склоны постоянно укатываются, прокладываются необходимые лыжни для работы школьной секции, а в январе, после каникул, на этих кругах проходят и уроки лыжной подготовки. Подготовка учебной документации осуществляется учителем поэтапно.

До начала учебного года составляются документы тематического планирования, график распределения учебного материала на год по четвертям, в том числе и по лыжной подготовке. До начала подготовки составляется учебная документация на третью четверть. Учитель на основании программы составляет рабочий план по лыжной подготовке. При распределении материала по урокам необходимо обеспечить 63преемственность между отдельными занятиями так, чтобы создать единую систему уроков по изучению отдельных способов передвижения на лыжах. В каждом уроке предусматривается изучение или совершенствование ходов, а также горнолыжной техники и развитие физических качеств. Здесь же планируется и сообщение теоретических сведений. Затем определяются конкретные задачи на каждый урок; на основании четвертного плана составляются планы-конспекты уроков.

Сложность поставленных задач определяется уровнем подготовленности учащихся: при сознательном и активном отношении к обучению они должны решить поставленные на уроке задачи. Доступность и в то же время достаточная сложность в овладении материалом стимулируют желание школьников к дальнейшему овладению техникой способов передвижения на лыжах.

В конспекте урока необходимо определить наиболее рациональную последовательность в решении поставленных задач. После этого подбираются средства и методы обучения и развития физических качеств. Планирование всегда должно быть конкретным, с учетом данного контингента учащихся, их подготовленности и состояния здоровья, а также наличия и отдаленности мест занятий, оборудования, инвентаря и климатических условий. Подготовка конспекта начинается с разработки основной части урока, где, помимо средств и методов обучения и тренировки, необходимо указать примерную дозировку упражнений (во времени передвижения или количества повторений). Планируя нагрузку, учитель должен ориентироваться на учащихся средней подготовленности: в случае необходимости в ходе урока можно внести соответствующие изменения с учетом индивидуальной переносимости нагрузки и нарастания утомления. В конспекте предусматриваются методы организации учащихся при выполнении различных упражнений при обучении, повторении материала и развитии физических качеств, при передвижений по учебным или учебно- тренировочным лыжням, при занятиях на склонах и т.д. Вслед за основной разрабатываются вводно-подготовительная и заключительная части урока. После этого планируются домашние задания. При проведении урока могут выявляться различные ошибки, которые допускают ученики при освоении техники ходов; это необходимо учесть и внести соответствующие коррективы и дополнения в домашние задания. Домашние задания могут включать упражнения на развитие физических качеств и на совершенствование техники способов передвижения. Индивидуальная подготовка учителя состоит из нескольким разделов: повышение уровня теоретических знаний и совершенствование методических навыков, а также повышение физической работоспособности. Учитель должен систематически пополнят свои знания, знакомясь с новой литературой по лыжному спорту. Это позволит ему вносить изменения в планирование урока по лыжной подготовке, в методику обучения и развития физических качеств с учетом новых рекомендаций. Постоянное пополнение знаний будет способствовать повышению эффективности обучения и тренировки как во время уроков, так и во внеклассной работе. Творческий подход учителя к урокам на основе новых знаний, введение новых упражнений и методических приемов в обучение будут положительно влиять на повышение интереса школьников к урокам лыжной подготовки и к занятиям лыжным спортом, повысят их активность и сознательность.

^ормы работы по лыжной подготовке со школьниками

В общеобразовательных школах и профессионально-техничес­ких училищах У спользуются учебная , внеклассная и внешкольная формы работы ]по лыжному спорту. Основой всей работы по лы­жам со школьниками и учащимися профессионально-технических училищ является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.

Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно- массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристских походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме про­дленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или родителями.

Важнейшими задачами внеклассной работы являются: оздо­ровление учащихся, улучшение физического развития, вовлечение в систематические занятия на лыжах, в секции лыжного спорта и в различные физкультурно-массовые мероприятия возможно*6оль- шего количества учащихся школы и ПТУ Учебная работа по лыжной подготовке и внеклассная работа по лыжам и лыжному спорту тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга в системе физического воспитания учащихся. Лыжная под­готовка является ведущей, а внеклассные занятия на лыжах до­полняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроке по лыжной подготовке. В то же время внеклассная работа и имеет большое прикладное значение, и способствует приви­тию интереса к занятиям лыжным спортом, пополнению рядов юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ. Внеклассные меро­приятия организуются и проводятся учителем физической куль­туры с обязательным привлечением классных руководителей, спортивно-физкультурного актива, родителей и шефствующих над школой организаций. Вместе с тем внеклассная работа - это

дело всего коллектива учителей школы. В старших классах в эту работу должны широко включаться преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в связи с тем, что лыжи имеют большое прикладное значение.

Внешкольная работа по лыжному спорту организуется в ос­новном в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Такие школы создаются при органах народного образования (гороно, облоно), в системе комитетов по физической культуре и спорту, и при клубах ДЮСШ ставят своей задачей прежде всего привлече­ние к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее дви- гательно одаренных школьников и подготовку их к участию в со­ревнованиях по лыжному спорту. Кроме этого, внешкольная ра­бота по лыжам проводится в спортивно-оздоровительных лагерях во время зимних каникул, на стадионах и лыжных базах незави­симо от их принадлежности, при детских туристских и экскурси­онных станциях, в парках культуры и отдыха, а также по месту жительства школьников. Во всех этих учреждениях и организаци­ях проводятся и физкультурно-массовые мероприятия на лыжах, и спортивная работа по лыжному спорту.

Часть занятий носит эпизодический характер и проводится в форме физкультурно-массовых мероприятий с привлечением возможно большего числа учащихся школ и ПТУ, проживаю­щих в микрорайоне или городе. Другие занятия носят регуляр­ный организованный характер с постоянным контингентом школьников - это прежде всего секционные занятия по лыжному спорту, туристские походы.

Основное требование к любым занятиям в системе внешколь­ной работы: обеспечить всесторо."- нее физическое развитие, оздо­ровление и воспитание подрастающего поколения всеми средст­вами и методами лыжного спорта; подготовить школьников к ак­тивной работе на благо нашего общества и к защите Родины.

Частными задачами внешкольной работы являются: выявление и привлечение к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее способных юных лыжников из числа занимающихся в школьных секциях; подготовка квалифицированных спортсменов, инструкторов-общественников и судей; оказание методической и практической помощи общеобразовательным школам в органи­зации внеклассной работы по лыжам и в подготовке физкультур- г ного актива.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка