Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых. Артикуляционная (речевая) гимнастика (методика)

(составлен с использованием материалов из работы С. Т. Никольской «Техника речи», М. , 1978).

8.1.Тренировка речевого дыхания.

1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.

3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.

4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».

5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».

6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.

7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.

8) «Лесенка». Поднимаемся по лесенке и считаем ступеньки: «раз – ступенька, два – ступенька, три – ступенька и т.д., пока хватит дыхания. Соревнуемся, кто больше и дольше.

9) «На одном дыхании» читаем отрывок из «Полтавы» – дыхания не добираем, интонируем выразительно:

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон

1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

На красный царский двор!

С красного двора в новы сени,

На частые ступени,

В дубовые двери,

В государевы палаты,

Суд судить, ряд рядить.

5) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.

6) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

7) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

8)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».

8.3. Артикуляционные упражнения.

1) Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

И, Э, А, О, У, Ы;

Е, Я, Й, Ю;

Иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

Еа, яа, йа, юа;

Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

Ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

Ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

С - З - З -...; ТР - Р..., ДР - Р...;

ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король - орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

8.4) Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:

Реплика – стимул

Реплика - реакция

1. Вопрос – сомнение

Яблоко от яблони недалеко падает?

Шила в мешке не утаишь?!

До поры остры топоры?!

Топоры остры до поры?!

Около кола - колокола?!

1. Утверждение

Яблоко от яблони недалеко падает .

Шила в мешке не утаишь !

Топоры остры до поры!

До поры остры топоры!

Около кола - колокола!

Около кола колокола !

2. Вопрос – удивление

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

2. Восхищение

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

3. Восхищение.

Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком!

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

3. Сомнение (недоверие).

Стоит поп на копне !

Колпак на попе?

Копна под попом ?

Сам - под колпаком ?

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка ?

8.5. Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

8.6. Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.

8.7. Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:

корреспонденция, предшествовавший,

неистовствовать, обусловливаемый,

транспортируемая, катастрофический,

взгромоздившееся, искренность, изданный,

обыкновенно, усовершенствование,

присутствие, делопроизводство, артиллерия,

забаррикадироваться, спектрограф.

8.8. С разными интонациями (удивления, возмущения, восторга, испуга и т.д.) произносим «трудненькие» скороговорочки:

Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать, перевыколпаковать.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб.

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал – не мелел Байкал.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой теории и истории государства и права.

Заведующий кафедрой __________________ В.М. Шадрин

Начальник управления

образовательной политики

С.П. Еремеева

«___» ________20__г.

 ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Невнятному лепету малыша удивляться не принято - временами это даже умилительно. Но вот "фефекты фикции" в старшем возрасте вызывают уже недоумение. А взрослый человек с речевыми проблемами - и вовсе грустное зрелище. Тут-то сразу начинаешь понимать, что логопед - очень нужная и востребованная профессия.

При тотальном масштабе речевых проблем ситуация "сам себе логопед" не редкость. Для родителей маленьких детей особенно актуально овладеть навыками исправления речи собственного малыша. Ведь не у всех и не всегда есть возможность прибегнуть к помощи специалиста. Главным вашим подспорьем и инструментом станет логопедическая гимнастика для развития речи ребенка. Сейчас мы объясним, что же это такое.

Играем не просто так, а со смыслом

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка 2-3 лет невозможна без заинтересованности "клиента". Эта задача не из легких, ведь малышу трудно концентрировать внимание, да и непонятно, к чему все эти скороговорки или движения язычком. Поэтому взрослому нужно проявить изобретательность и сделать так, чтобы малыш даже не догадался, что ему предстоит проделать серьезную работу.

Если вам удастся проводить занятия незаметно, за игрой, все обойдется без капризов и истерик. Материал будет усвоен ненавязчиво и вполне качественно. Если же малыш категорически отказывается от выполнения упражнений, настаивать не следует, иначе окончательно отобьете охоту, и вернуться к полезному делу будет ещё труднее.

Логопедическая гимнастика - вовсе не нудная обязанность. Сеансы ее могут и должны быть спонтанными, веселыми. Хорошо, когда дети на них много радуются и хохочут. Положительные эмоции автоматически улучшают усвоение материала и стимулируют ребенка вновь возвращаться к столь интересным стишкам и скороговоркам.

Если что-то не выходит, не спешите огорчаться или, не дай Бог, ругать малыша. Лучше заинтересоваться, отчего это язычок никак не слушается, как же нам это исправить? Откажитесь от роли серьезного педагога и попробуйте общаться с малышом на равных.

Пусть родителей не пугает необходимость занятий с собственным ребенком. Логопедическая гимнастика для детей - звучит очень серьезно, но на самом деле в этом нет ничего страшного. Классические методы здесь сводятся к пальчиковым упражнениям, улучшающим моторику пальцев и рук, артикуляционной гимнастике (то есть упражнениям для губ и языка), развитию слуха путем стихотворных повторов (логоритмике) и запоминанию специальных стишков-скороговорок, улучшающих речь и пополняющих словарный запас. Кроме того, пользу принесет дыхательная гимнастика (логопедическая) и специальный массаж.

Для тех, кто настроен самостоятельно заниматься с сыном или дочкой, дадим несколько основных рекомендаций.

Начинать заниматься надо всего лишь с двух минут. Затем в течение ряда месяцев продолжительность сеансов возрастает до 20 минут. Если вы сумеете заинтересовать ребенка развивающими упражнениями, заставлять и принуждать его уже никогда не придется. Помните, что ни один навык в одночасье не формируется. Успех - в частых и кратковременных повторах. Такую форму обучения легче выдержать как малышу, так и вам. Любую неудачу переводите в шутку, а за успех не забывайте хвалить. Насколько интересной может быть логопедическая гимнастика для развития речи ребенка, фото, приведенные в статье, иллюстрируют вполне достоверно.

Игры с пальчиками

Логопедическая гимнастика обязательно включает в себя такие вот игры-упражнения. Они - прекрасное средство для развития так называемой мелкой моторики, ведущей к улучшению качества речи, стимулирующей внимание и хорошую реакцию. Благодаря им улучшается координация движений, пространственная память и возрастает точность выражений. Как можно играть:

1. Ладошки изображают цветок. Пальчики (полусогнутые) соединяются в форме бутончика. По команде "поднимается солнце" ручки тянутся вверх, словно цветочек.

2. Распускается бутон. Кисти рук разводятся.

3. Закат солнышка. Ладошки следует опустить.

4. Цветочек ложится спать. Пальчики вновь соединяются в бутончик.

Другая пальчиковая игра называется "Гроза". Смысл ее - учиться согласовывать текст и движения руками при разных ритмах звучания. Взрослый зачитывает условия, задача детей - выполнить соответствующие движения: капают капли (легкий стук по крышке стола поочередно каждым из указательных пальчиков), пошел дождик (негромкое постукивание четырьмя пальчиками на обеих руках), дождь полил, как из ведра (то же самое как можно громче), град идет (костяшками пальцев сильно ударить), гром гремит (кулачками дети барабанят по столу), сверкнула молния (рисунок в воздухе следует изобразить указательным пальчиком с одновременным проговариванием звука "ш-ш-ш"), все домой побежали (хлопаем в ладоши и прячем за спину руки), утром солнышко взошло (двумя руками описываем большой круг).

Логопедическая артикуляционная гимнастика

Главным из органов речи является, конечно же, язык. Его гибкость и подвижность нуждаются в обязательных тренировках, иначе он не сможет качественно служить своему назначению. Хорошее звукопроизношение - одно из важнейших свойств нормально развитой речи, поэтому и язык, и губы обязаны быть сильными и достаточно гибкими.

Цели артикуляционной гимнастики - развитие языка и губ - достигаются тренировкой определённых мышц. Заниматься упражнениями следует напротив зеркала. Глядя в него, малыш наглядно видит работу собственных губ и язычка. К автоматизму в выполнении приведет лишь постоянный повтор. Внимательное отслеживание того, что делают губы и язычок, очень важно для ребенка.

В результате артикуляционной гимнастики должно улучшиться произношение необходимых звуков и слов.

Что именно делать?

Вот примерный перечень, составляющий упражнения логопедической гимнастики для органов речи:

1. Предложите ребенку покачать на качелях собственный язычок. По команде малыш широко открывает рот, улыбается, высовывает язык изо рта, поочередно касается им верхних зубов, неба и нижних зубов.

2. Чистим зубки. Улыбнувшись своему отражению в зеркале, ребёнок язычком проводит по внутренней стороне верхнего и нижнего ряда зубов, имитируя их чистку, затем "полоскает" рот. Движение стоит повторить около 10 раз, взрослый в это время может сопровождать действия подходящими по смыслу детскими стишками или скороговорками.

3. Под скороговорки либо стихи о вкусных лакомствах (например, блинах с вареньем), декламируемые взрослым, малыш улыбается, открывает рот и круговыми движениями язычка облизывает верхнюю, после чего нижнюю губу - якобы убирает остатки варенья.

Развиваем слух

Фонематическим (речевым) слухом называется способность к правильному распознаванию звуков. Как развивать слух? Спрятавшись за ширму, попробуйте постучать поочередно предметами из металла, стекла или дерева. Ребёнок должен угадать, чем именно вы стучите - стаканом, деревянной либо металлической ложкой и т. п.

Попробуйте сымитировать звуки, которые издают птицы или животные, или найдите соответствующие аудиозаписи. Пусть малыш угадывает, кто именно из зверюшек его "приветствует".

Попробуйте такое упражнение: малыш закрывает глаза (ещё интереснее, если использовать настоящую повязку), а вы с небольшим колокольчиком перемещаетесь в разные углы комнаты. Задача ребенка - не глядя угадать по звуку, где именно вы находитесь.

Ещё вариант - рычание мотора. Детям следует определить, мотоцикл это, трактор или автомобиль. Можно поиграть в игру "Светофор", для этого следует заранее подготовить аудиозапись с шумами, характерными для оживленного уличного движения. Слыша гудки различных видов транспорта, шум толпы и т. п., ребёнок называет то, что происходит на улице. Это способствует развитию его слухового внимания.

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка: подражаем всему, что слышим

Звукоподражание сводится к повторению ребенком за взрослым различных гласных. Например, как человек вздыхает "О-о-ох!", как кричит ослик "И-и-и!", как звучит гудок парохода "У-у-у!". После гласных переходим к согласным - лес шумит "Ш-ш-ш", комар пищит "З-з-з", ежик фырчит "Ф-ф-ф". Кроме того, пусть малыш звуками изобразит "голоса" бытовых предметов - водичка капает "кап-кап", часы идут "тик-так", молоток забивает гвозди "тук-тук".

Подражать голосам птиц и животных можно, используя игрушечные фигурки или картинки с изображениями лесных обитателей (как взрослых, так и детенышей). Попросите малыша показать, как громко квакает мама-лягушка, и как тихо - маленький лягушонок. Откройте ему иллюстрацию к сказке "Три медведя", и пусть он перечисляет, как рычит папа-медведь, мама-медведица, как пищит малыш-медвежонок.

К логоритмике относятся упражнения по повторению действий и стишков за обучающим под музыкальное сопровождение. Можно, например, поиграть в прогулку, имитируя движения. Ходим на месте, высоко поднимаем ноги и колени, размахиваем руками, "падаем в ямку" (садимся на пол) и так далее.

О стишках и скороговорках

Скороговорки - очень эффективный вид упражнений. Подбирать их следует к таким буквам и звукам, в произношении которых у малыша самые серьёзные пробелы. Пользы от них много - она и в улучшении дикции, и в развитии речевого слуха, и в расширении словарного запаса. К тому же коротенькие веселые рифмованные строчки малышу произносить интересно и весело.

Логопедическая гимнастика находит свое продолжение в стихах, задача которых - увеличивать количество понимаемого и произносимого. Активный словарь, как известно, это то, что ребёнок говорит, пассивный - то, что понимает. Второй - всегда на порядок обширнее. Для общего развития и перехода от пассивного к активному словарю следует много общаться с малышом в любых обстоятельствах - на прогулке, по дороге в садик, за столом и т. п.

Если не лениться и использовать малейшую возможность для такого общения, творчески вплетая в повседневный быт скороговорки, игры для рук и пальчиков, упражнения на артикуляцию, то результат будет обязательно.

Домашнему логопеду на заметку

На чистоте произношения зацикливаться совершенно не стоит. Незначительные имеют тенденцию со временем проходить сами собой. Порой они связаны с анатомическими особенностями устройства гортани, носоглотки и языка, и логопедическая гимнастика помогает не всегда. С ростом ребенка большая часть таких проблем ликвидируется автоматически.

Не следует приступать к занятиям с ребенком, если вы почему-либо не в духе и не в состоянии обеспечить легкую веселую атмосферу игры, лучше отложите это до более удачных времен. Всегда верьте в своего малыша и показывайте, как вы рады малейшему успеху. Кроме непосредственного логопедического эффекта, такие занятия способны еще больше сблизить вас и вашего кроху и подарить множество интереснейших мгновений.

Каждой любящей маме хочется, чтобы ее кроха поскорее смогла правильно произносить звуки и связно говорить. Для формирования речи малыша очень важно постоянно вести с ним беседы и произносить слова без искривлений. Однако этого недостаточно для развития артикуляционного аппарата ребенка.

Гимнастикой языка родители помогут малышу поскорее научиться правильно произносить звуки и слова. Регулярные и кратковременные занятия дадут ребенку преимущество перед сверстниками, а взрослым – еще один повод для радости и гордости.

Логопедическая гимнастика позволяет:

  • избавиться от вялости речи (так называемой «каши во рту»);
  • улучшить кровоснабжение языка;
  • развить речевой аппарат малыша не по месяцам, а по дням;
  • определить физиологические нарушения на ранней стадии;
  • избавить ребенка от насмешек сверстников из-за дефектов речи.

Гимнастикой языка можно добиться правильного произношения и отдельных звуков, и их групп. Для начала сеансов вовсе не обязательно требовать от ребенка несвойственной ему усидчивости и отводить его к специалисту насильно. Даже пара минут правильных «кривляний» в день может принести плоды. Во время переодеваний фыркайте, цокайте и складывайте губы трубочкой вместе с малышом. С одной стороны, ему будет весело заниматься рутинными делами. А с другой – такие невинные шалости помогут развить его речевой аппарат.

Базовые правила гимнастики языка

Как и любой комплекс упражнений, речевая гимнастика приносит результат только в случае ее правильности и регулярности.

Для развития артикуляционной способности детей стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Занятия должны длиться не более 10 минут, так как малыш быстро утомляется. Ему сложно подолгу концентрироваться на чем-то, поэтому родителям нужно быть терпеливыми и нетребовательными.
  • Позвольте ребенку следить за положением языка с помощью зеркала.
  • Превратите занятия в очередную увлекательную игровую активность. Не акцентируйте внимание на важности речевой гимнастики, не утомляйте ребенка скучными объяснениями и не вынуждайте его держать язык в одном положении дольше 10 секунд.
  • Выберите для занятий спокойный темп. Не стоит торопить кроху, но, в то же время, не позволяйте ребенку лениться.
  • Следите за точностью выполнения гимнастики для языка, чтобы занятия не превращались в бессмысленные кривляния перед зеркалом.

Если зарядка для развития речевого аппарата дается малышу с большими усилиями, то не усердствуйте, а обращайтесь к логопеду.

Виды артикуляционной гимнастики

С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими. Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата. Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.

Статические упражнения:

  • «Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
  • «Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии. Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
  • «Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
  • «Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
  • «Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
  • «Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд. Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.

  • «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  • «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  • «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  • «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  • «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.

Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.

Гимнастика языка: интересно и весело

Родителям стоит превратить тренировки для развития речи в увлекательную игру. Не стесняйтесь проявлять творческий подход. Например, пообещайте, что угостите малыша леденцом, если он покажет, как его можно спрятать за щекой. Намажьте носик крохи шоколадом или вареньем и попросите его облизать угощение языком. Пообещайте поиграть с ребенком в любимую игру после «кривляний».

Помогайте малышу шпателем занять нужное положение языка. При первом выполнении задания возможна напряженность, но после нескольких повторений действия ребенка будут осмысленными и легкими. Не забывайте делать и статические, и динамические упражнения. Они дают должный эффект только в комплексе.

Если после регулярного выполнения заданий вы все еще замечаете слабые места в речи ребенка, то проконсультируйтесь с логопедом.

Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ

Для развития речи нужно не только тренировать язык. Чтобы увеличить буквенный охват , важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:

  • Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
  • «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
  • «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
  • «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.

Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком. Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения. На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее. Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи. Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.

Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи. Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно. Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.

С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи. При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного.

формирование речевой навык речевая гимнастика

Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М., 2004).

  • 1. Тренировка речевого дыхания
  • 1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.
  • 2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.
  • 3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.
  • 4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».
  • 5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».
  • 6) «Старт». Возьмите в руки часы с с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.
  • 7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
  • 1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».
  • 2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м! , бам - м - м!» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
  • 3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

  • 5) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.
  • 6) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой.
  • 7) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе.
  • 8) Прочитайте строки К.С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

III. Артикуляционные упражнения.

  • 1) Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:
    • -И, Э, А, О, У, Ы;
    • -Е, Я, Й, Ю;
    • -иа, эа, аа, оа, уа, ыа;
    • -еа, яа, йа, юа;

Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

  • -АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;
  • -БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

Ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

Ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

  • -С - З - З -...; ТР - Р..., ДР - Р...;
  • -ПТК, ПКТ, КТП
  • 2) Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

4) Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:

Реплика - стимул

Реплика - реакция

1. Вопрос - сомнение

Яблоко от яблони недалеко падает?

Шила в мешке не утаишь?!

До поры остры топоры?!

Топоры остры до поры?!

Около кола - колокола?!

Утверждение

Яблоко от яблони недалеко падает.

Шила в мешке не утаишь!

Топоры остры до поры!

До поры остры топоры!

Около кола - колокола!

Около кола колокола!

2. Вопрос - удивление

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

Восхищение

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

3. Восхищение.

Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком!

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

Сомнение (недоверие).

Стоит поп на копне!

Колпак на попе?

Копна под попом?

Сам - под колпаком?

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

  • 6) Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.
  • 7) Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас: корреспонденция, предшествовавший.

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка