Лфк для исправления осанки у детей. Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки

Позаботиться о формировании нормальной осанки у ребенка - задача, стоящая перед всеми родителями. Искривление позвоночника чревато деформацией органов, сбоями в их функционировании, что неблагоприятно сказывается на здоровье и общем развитии. Всегда проще не допустить что-то, чем исправлять последствия. Правильно подобранный комплекс упражнений при нарушении осанки поможет избежать проблем в будущем, а начинать его делать стоит с юного возраста.

Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.

Среди основных причин нарушения осанки:

  • Гиподинамия - малоподвижный образ жизни, он влечет за собой ослабление мышц, в том числе, отвечающих за поддержку позвоночника.
  • Несбалансированная пища. Недостаток минералов и органических кислот негативно влияет на развитие скелета.
  • Неправильная организация рабочего места: неподходящая высота стула, стола, недостаточное освещение, маленькая рабочая область - заставляют ребенка выгибать спину, когда он делает уроки, читает.
  • Слишком частые физические нагрузки, постоянное сидение за компьютером, чтение лежа нередко провоцируют устойчивое нарушение осанки.

Типы нарушения осанки

Нарушение осанки подразделяют на два типа:

  1. По сагиттальной плоскости (симметричная вертикальная). Наблюдаются такие внешние признаки, как сутулость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина.
  2. Во фронтальной плоскости (горизонтальная). Наблюдается сколиоз - заметная асимметрия правой и левой части корпуса. Позвоночник имеет форму дуги с обращенной в одну сторону вершиной. Может встречаться смещение нижних отделов позвоночника или опущение одного плеча и лопатки.

Дети с неправильной осанкой быстро утомляются, мало двигаются, практически не проводят время на свежем воздухе, наблюдается снижение аппетита. Детский организм становится уязвимым для целого ряда недугов: заболеваний органов дыхания, сердца, пищеварения, нервной системы, снижается иммунитет и общий тонус, ухудшается зрение.

ЛФК или здоровая спина с детства

ЛФК (лечебная физкультура) - специальная гимнастика, разработанная ортопедами для детей с нарушением осанки. При выполнении комплекса упражнений:

  • Корректируется неправильный изгиб позвоночника.
  • Укрепляются спинные и брюшные мышцы, нормализуется их тонус.
  • Ребенок привыкает правильно держать спину независимо от ситуации.

ЛФК для детей с нарушением осанки, включая длительность занятий, назначает врач. Курс длится 2 месяца, после чего обязательно нужно сделать месячный перерыв.

Противопоказания для проведения гимнастики

Упражнения ЛФК для формирования правильной осанки у детей подходят не всем. В частности, нельзя проводить тренировки подросткам, имеющим следующие проблемы со здоровьем:

  • Мышечные зажимы, появившиеся из-за искривления позвоночника.
  • Компрессионный синдром.
  • Скопление позвоночных и мозговых сосудов в вертебробазилярном бассейне, что может нарушить кровообращение.
  • Низкий болевой порог.

При наличии хотя бы одной из указанных проблем, ЛФК следует заменить специальным массажем или гидропроцедурами.

Исправление осанки

При появлении первых признаков нарушения осанки рекомендуется обратиться за помощью к врачу-ортопеду. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Неправильная тренировка только усугубит ситуацию, а ребенок может повредить спинные мышцы.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки эффективна, но только при выборе программы, соответствующей индивидуальным физическим особенностям ребенка. После обследования врач анализирует все биометрические параметры, включая степень искривления позвоночника, угол его отклонения, подбирает оптимальную программу тренировок.

ЛФК для младшей возрастной группы

Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:

  1. Ходьба в течение 15 секунд.
  2. Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе — 15 секунд.
  3. Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
  4. Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
  5. Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
  6. Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
  7. В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
  8. Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.

При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.

Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.

ЛФК для школьников

Детям старше 6 лет нарушение осанки нужно корректировать, выполняя следующие упражнения:

  1. Держа в руках мяч, встать, расставив ноги по ширине плеч. Вытянуть руки над головой, глядя на мяч, опустить его к уровню груди, разведя локти, опустить руки. Повторять не менее 5 раз.
  2. При той же начальной позиции вытянуть руки с мячом вверх, прогнуться, кинуть мяч за спину. Опустить руки, отводя их в стороны. Выполнить 4 повтора.
  3. В положении лежа поднять ноги на 30°. Держа их прямо, поочередно разводить в стороны и скрещивать. Корпус с руками не должны отрываться от пола. Сделать не менее 8 раз.
  4. При том же исходном положении положить руки на корпус (одну на живот, вторую на грудь). Глубоко вдохнуть, обе руки должны одновременно подниматься. Выдохнуть, руки также должны опуститься. Сделать 4 повтора.
  5. Перевернуться на живот. Соединить на затылке руки, разведя локти, соединив лопатки. Поднять верх корпуса, удерживая положение 5 или более секунд. Повторять 4 раза.
  6. Лежа на спине по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях, как при велосипедной езде. Для каждой ноги сделать по 15 повторов, после чего отдохнуть 30 секунд, следя за дыханием. Сделать еще 1–2 подхода.
  7. Лечь на живот, развести руки, повернув их вниз ладонями. Верхнюю часть тела и ноги поднять, прогибаясь в пояснице. Задержаться в такой позе на несколько секунд, после чего опуститься, расслабиться. Повторить 3 раза.
  8. Лежа на спине вытянуть руки вдоль тела, держа ладони вверх. Плотно прижимая тело к полу, развести руки, после вытянуть над головой, потянуться, выполнить действия с руками в обратном порядке. Повторить 4 раза.
  9. Встать на четвереньки, одновременно поднять левую ногу и правую руку, задержаться на 5 секунд. Повторить для другой руки и ноги. В пояснице не прогибаться. Делать упражнение 4 раза для каждой пары рука-нога, двигаясь медленно.
  10. В той же позе, держа гимнастическую палку, вытянуть руки перед собой. Поднять палку над головой, опустить к лопаткам, после чего присесть. Далее в обратном порядке. Повторять медленно не менее 6 раз.

Упражнения при нарушении осанки у детей следует совмещать с правильным дыханием. Последнее ни в коем случае нельзя задерживать. По окончании комплекса ребенок должен походить простым шагом, держа спину прямо, примерно 3 минуты.

Универсальная гимнастика

Существует базовая гимнастика при нарушении осанки, основанная на простых упражнениях. Делать ее можно в любом возрасте, а также стоит прибегать к ней в качестве профилактики нарушения осанки. В комплекс входят такие упражнения, как:

  • Ходьба на одном месте до 10 минут, спина при этом держится прямо.
  • Приседания с ровной спиной и вытянутыми перед собой руками. Рекомендуемое количество — 10 раз.
  • Напряжение и расслабление всех мышц тела в положении стоя. Поочередно расслабляются все мышцы, затем напрягаются.

Для детей эффективны упражнения при нарушении осанки в сидячем и лежачем положениях:

  • Сидя с прямой спиной постараться приблизить лопатки друг к другу на максимально возможное расстояние, после чего расслабиться. Рекомендуется сделать не менее 10 повторов.
  • Сидя вытянуть руки перед собой, держа в них небольшие гантели. Удерживая ровную осанку, задержаться на 5 секунд. Повторить 10 раз.
  • Лежа на спине поднять голову, тело плотно прижать к полу. Повторять не менее 10 раз.
  • При том же расположении тела сгибать - разгибать ноги в коленях не менее 8 раз.
  • Лежа на животе выполнить поочередный подъем ног, удерживая каждую по 5 секунд. Выполнить 10 подходов для обеих ног.

Правильно подобранный и своевременно выполняемый комплекс упражнений для исправления осанки способен избавить от такого неприятного недуга и предупредить его появление. А заниматься гимнастикой можно как в зале со специалистом, так и дома.

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека . Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы ; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы . Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз , сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

Неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина , или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина , или кифолордотическая осанка , характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная , или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки . Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

Укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

Осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК . Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК . Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК . Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения . Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия . Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением . На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК . Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.

Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.

Удержание туловища на весу в положении лежа на животе . Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.

ЛФК для детей с нарушениями осанки играет очень большую роль. При регулярном проведении такой гимнастики результаты становятся заметны уже через несколько месяцев. Кроме того, лечебная физическая культура укрепляюще воздействует на весь организм.

Нормальная осанка подразумевает симметрию всего тела, правильное положение позвоночника. Однако все чаще дети страдают от неправильной осанки. Причины такого явления заключаются в том, что современные дети много времени проводят перед телевизорами, игровыми приставками, компьютерами и очень мало двигаются.

Это состояние нельзя назвать недугом в полном смысле этого слова. Однако неправильная осанка сильно увеличивает риск развития различных патологий скелета и не только. У такого ребенка больше вероятность заболеваний пищеварительного тракта, органов дыхательной системы, склонность к неврозам. Это связано с тем, что объем легких уменьшается, все внутренние органы несколько смещаются.

Различают несколько разновидностей такого состояния:

  1. Кифоз. Состояние, при котором физиологичные изгибы позвоночника, направленные наружу, увеличены, а направленные внутрь - сглажены.
  2. Сколиоз. Асимметричная осанка, при которой отмечается смещение позвоночного столба в одну из сторон. При этом можно заметить, что плечи ребенка расположены асимметрично (одно выше другого).
  3. Плоская спина. При такой патологии все физиологические изгибы позвоночного столба несколько сглажены.

ЛФК при нарушении осанки является чуть ли не панацеей для таких детей. Ведь детский организм только формируется, он податлив, и все недостатки легко можно скорректировать. Если такое состояние запустить, то во взрослом возрасте человеку не избежать серьезных проблем с позвоночным столбом.

Для того чтобы верно скорректировать осанку, важно подобрать правильные упражнения. Лучше всего это сделает ортопед, которому обязательно следует показать ребенка. Ведь в запущенных случаях одной лишь гимнастикой не обойтись. Возможно, врач порекомендует ношение специального корсета или другого ортеза, или даже оперативное лечение.

Если говорить непосредственно об упражнениях лечебной физкультуры, то существуют такие, которые подходят для всех. Это, как правило, общеукрепляющие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие координации.

При кифозе грудного отдела показаны упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, при этом растягивающие мышцы груди.

Комплекс ЛФК при плоской спине направлен на равномерное укрепление мышц ног, плечевого пояса, поясничного отдела.

При асимметричной осанке (сколиозе) упражнения направлены на увеличение подвижности позвоночника, его растягивание, улучшение координации движений. При этом важно соблюдать симметрию частей тела, поэтому упражняться лучше перед зеркалом.

Очень важным моментом является частота проведения сеансов лечебной гимнастики. Их нужно делать ежедневно до полного выздоровления. Если же выполнять упражнения 1-2 раза в неделю никакого эффекта не будет.

Комплекс ЛФК для дошкольников:

  1. Ходьба разнообразная - на носках, с высоким подниманием колен - 30с.
  2. Махи. И. п. - о.с. Взмахнуть руками вверх через стороны, подняться на носки - вдох, принять и.п.- выдох.
  3. Махи гимнастической палкой. И.п. - о.с., палка внизу. Поднять гимнастическую палку вверх, потянуться за ней - вдох, опустить вниз - выдох.
  4. Махи ногами. И.п. - лежа на животе. Поднимать ноги, при этом туловище не должно отрываться от пола.
  5. «Ласточка». И.п. - то же самое. Поднимать верхнюю часть туловища, при этом таз не отрывается от пола.
  6. «Пловец». И.п. - о.с. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, отвести руки назад - вдох, принять и.п. - выдох. Следить за тем, чтобы спина ребенка была ровной.
  7. Поочередно стоять на одной ноге с разведенными в стороны руками. Следить за осанкой.
  8. Стоять у стены, при этом у спины и стены должно быть не менее 2-х точек соприкосновения.

Комплекс ЛФК для детей школьного возраста:

  1. Поднимать и опускать руки с мячом. Локти должны быть разведены в стороны.
  2. Опускать мяч за голову и поднимать его над головой. Спина ровная.
  3. Заводить руки за спину - одну сверху, другую снизу. Сомкнуть их в замок.
  4. Делать наклоны в стороны с разведенными руками.
  5. Лежа на спине прогибать спину в поясничном отделе. Таз при этом не отрывается от пола.
  6. Стоя в упоре на колени и ладони по очереди прогибать и выгибать спину.
  7. В том же положении поднимать одновременно сначала правую руку и ногу, затем левую.
  8. Лежа на животе синхронно поднимать плечи и ноги. Задержаться так на несколько секунд.
  9. Имитировать езду на велосипеде лежа на спине.

Очень важно постоянно следить за верным положением спины таких детей в период занятий лечебной физкультурой. Обязательно нужно правильно, глубоко дышать. После выполнения ЛФК следует спокойно походить и восстановить дыхание.

Кроме этого, замечательно корректирует осанку такой вид спорта как плавание. Он дает равномерную нагрузку на абсолютно все мышцы, и тем самым развивает их. Еще таким детям полезны подтягивание, висение на турнике и просто ходьба, при которой гимнастическую палку держат с помощью рук за спиной.

Важно помнить, что такая патология - вполне корректируемое явление. Просто нужно вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подберет необходимый комплекс ЛФК для детей с нарушенной осанкой, и тогда ваш ребенок будет здоров!

ЛФК для детей с нарушением осанки – это комплекс физических упражнений, специально разработанных для коррекции физиологических изгибов позвоночника и приведения в тонус мышечного корсета ребенка.

Лечебная гимнастика относится к консервативным методам лечения искривлений позвоночного столба и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Её регулярное выполнение позволит ребенку исправить осанку и предотвратить появление осложнений.

Причины нарушения

Группа, наиболее подверженная риску искривления позвоночника – дети в возрасте от 6 до 16 лет. Быстрый рост скелета при небольшом увеличении мышечной массы ведет к тому, что неокрепший позвоночник становится более уязвимым.

Основные причины, провоцирующие :

  • Гиподинамия.

Ведение малоподвижного образа жизни (отсутствие физических нагрузок, активных игр и др.) приводит к ослаблению мышечного корсета, одна из функций которого – поддержание позвоночного столба.

  • Неправильная организация места учебы/работы.

Выполнение домашнего задания, чтение книги, игра за компьютером, раскрашивание и другие занятия должны проводиться в подготовленном месте (оптимальная высота стула, правильное освещение, достаточная площадь стола).

  • Частые нагрузки с нарушениями.

При выполнении физических упражнений с ошибками, постоянном просиживании за компьютером и чтении книг лежа наблюдается постепенное формирование нарушений позвоночника.

Среди факторов, увеличивающих вероятность нарушений осанки – неправильное (несбалансированное) питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, врожденные заболевания (ахондроплазия, спондилолистез и др.).

Типы нарушения

Основные типы искривлений позвоночника – лордоз, кифоз и сколиоз. Они отличаются по причинам возникновения, характеру проявления и клинической картине.

Для большего удобства предлагаем ознакомиться с таблицей:

Тип нарушения позвоночного столба Краткое описание Признаки

Искривление позвоночника в области поясницы вперед (к животу).

Прогиб в поясничном отделе увеличен. Он не изменяется при наклонах.

Ощущение тяжести в нижней части спины (область ягодиц).

Суть и назначение физических упражнений

Лечебная физическая культура разрабатывает различные группы мышц, укрепляя и развивая мышечный корсет. Он обеспечивает основную поддержку позвоночного столба, не позволяя ему деформироваться.

Выполнение физических упражнений позволит не только остановить прогрессирование нарушений или заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и скорректировать неправильную осанку.

Полезные свойства ЛФК

Регулярно выполняя ЛФК с соблюдением правил и последовательности упражнений, удастся достигнуть следующего эффекта:

  • выпрямления осанки,
  • повышения выносливости мышц,
  • сведения к минимуму неблагоприятные последствия заболеваний спины и скелета,
  • улучшения общего самочувствия,
  • увеличения подвижности суставов,
  • ускорения кровообращения.

ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного возраста проводится с обязательным участием взрослого члена семьи.

Показания и противопоказания

Показания к ЛФК:

  • различные нарушения осанки,
  • межпозвонковая грыжа,
  • нарушение подвижности тазобедренных суставов,
  • остеохондроз,
  • остеопороз,
  • другие заболевания позвоночника.

Противопоказания к ЛФК:

  • кровотечения,
  • хронические сердечнососудистые заболевания,
  • компрессионный синдром,
  • общее плохое самочувствие,
  • низкий болевой порог.

Внимание! Решение о назначении ЛФК при наличии противопоказаний принимает только врач после проведения осмотра.

Комплексы упражнений и правила выполнения

Упражнения для осанки детям выполняются в хорошо проветренном помещении, температура воздуха в котором не превышает 22-24°С. Рекомендуется заниматься до приема пищи (за 30-40 минут), если занятия назначены после еды, то приступайте к ним не ранее, чем через 1 час.

Обязательное условие – соблюдение последовательности блоков упражнений:

  • разминка (подготовка),
  • основная часть (комплекс),
  • заключение (отдых, расслабление).

Упражнения для осанки в домашних условиях детям до 1 года необходимо начинать с легких поглаживаний.

Подготовка

Если занятия кажутся вам скучными, постарайтесь их разнообразить – включите любимую музыку, пригласите тренироваться вместе с вами других родственников, ищите новые и интересные упражнения, используйте фитбол.

Разминка перед ЛФК:

  1. Расположите руки на поясе, выполняйте наклоны туловища в разные стороны (влево-вправо, вперед-назад).
  2. Поставьте ноги на ширине плеч, ладони положите на плечи, наклоните голову вперед и выполняйте отводы в разные стороны.
  3. Потяните руки вверх, затем вперед и вниз, слегка согнув колени (в каждой позе останавливайтесь на 3-5 секунд).

Для подготовки подойдут любые базовые упражнения – быстрая ходьба, бег в легком темпе 2-3 минуты, вращение рук по круговой оси и др. Следите, чтобы спина находилась в ровном положении и помните, что упражнения не должны причинять абсолютно никакого дискомфорта.

Базовый комплекс упражнений

  1. Выпрямите руки, поднимите их вверх, синхронно выполняйте ими круговые движения (вперед-назад).
  2. Расположите руки за спиной, соедините ладошки «в замок», выполните наклоны вперед, максимально отодвигая руки назад.
  3. Поднимайте и опускайте плечи, сначала работайте ими синхронно, а затем перейдите на попеременные движения.
  4. Отведите правую руку назад, левую руку перекиньте через плечо, потянитесь, соединяя пальчики.
  5. Измените исходное положение – лягте на живот, вытяните руки (ладошки вверх). Синхронно поднимайте носки ног и верхнюю часть тела.
  6. В положении лежа расположите ладони на высоте плеч, поднимайте вверх корпус тела, одновременно выпрямляя руки.

Каждое занятие повторяется 3-4 минуты, отдых между ними – 1-2 минуты.

Упражнения при сильном искривлении

Последовательность упражнений для исправления осанки у детей при сильном искривлении:

  1. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: вытяните руки в разные стороны, чтобы они прикасались к поверхности. Постепенно поднимайте их вверх, не отрывая от стены и не меняя положения спины. Мышцы спины и рук должны быть напряжены.
  2. Исходное положение – стоя напротив зеркала, прислоняясь спиной к стене. Алгоритм: медленно отходите от стены так, чтобы спины не меняла своего положения (словно вы продолжаете «держаться» за стену). Наблюдайте за своей осанкой в зеркале – следите, чтобы она не изменяла ровного положения.
  3. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: дотроньтесь локтями до стены, а затем медленно присядьте, не отрывая от неё спины, ягодиц, лопаток и затылка. Медленно поднимитесь.

Внимание! Занятия по гимнастике при нарушении осанки у детей включают стандартные упражнения – велосипед (лежа на спине), лодочку, наклоны с гимнастической палкой на лопатках и др.

Каждое упражнение при нарушении осанки у детей выполняется 7-8 раз, отдых между занятиями – 3-4 минуты.

Упражнения для профилактики

Профилактические упражнения для правильной осанки у детей, рекомендованные к выполнению в возрасте до 16 лет:

  1. В положении «полуприсед», держа в руках палку, выполняйте отведение ног назад-вперед. Условие – ребенок должен прогибаться в пояснице назад.
  2. Возьмите палку за спиной, руки внизу, ноги вместе. Поднимайтесь вверх, отводя руки назад. Выполняя занятие, не торопитесь.
  3. Встаньте у стены, возьмите палку в руки, опустите их вниз. Поднимите руки вверх, опустите до уровня груди, вернитесь в исходное положение. Условие – ребенок не должен отрывать спину от стены.

Ежедневная зарядка продолжительностью 5-15 минут способствует сохранению прямой осанки у детей.

Запрещенные упражнения

Среди запрещенных упражнений – сильные прогибы вперед или назад, гимнастические занятия на растяжку, кувырки через голову, прыжки с приземлением на спину, изнурительные физические тренировки.

Не правда ли приятно смотреть на подтянутого, стройного человека, имеющего правильную осанку: у него высоко поднята голова и расправлены плечи, а походка легкая и непринужденная. И совсем другое впечатление складывается при виде сутулого прохожего с резко выступающими назад лопатками и выпяченным «пивным» животиком.

Однако непристойный внешний вид – это всего лишь полбеды. несет в себе куда более серьезные проблемы. У людей, столкнувшихся с данной проблемой, в определенной мере смещаются все внутренние органы, что приводит к нарушению их нормального функционирования и развитию многочисленных заболеваний. Такие сдвиги в работе организма становятся особенно заметны в более позднем возрасте, когда изменить ситуацию уже достаточно проблематично.

Именно поэтому следить за своим здоровьем следует начинать уже с детства. И начинать следует как раз-таки с осанки. Существует огромное количество способов борьбы с данной проблемой, но, несомненно, лечебная гимнастика при нарушении осанки является одним из самых эффективных методов.

Конечно же, выполнения одних упражнений не достаточно, и поэтому ЛФК должна сопровождаться комплексной терапией, назначить которую может только врач.

С чего начать?

Первым делом необходимо уяснить, что представляет собой естественное и правильное положение тела. Сделать это можно следующим образом: повернитесь спиной к стене, затем прижмитесь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, голову держите прямо. Сохраняя такое положение, отойдите от стены и постарайтесь запомнить его. Выполняйте эту процедуру по нескольку раз в день, таким образом, вы приучите свое тело к поддержанию правильной осанки.

Нельзя забывать о своей спине и при работе в сидячем положении. Однако в данной ситуации все зависит не только от человека, но и от мебели, которая его окружает. Ниже приведены лишь некоторые рекомендации по выбору мебели для работы сидя:

  • Глубина сиденья должна составлять не менее 36 см.;
  • Соблюдайте пропорции: человеку, рост которого составляет 170-180 см. нужен стол высотой не менее 80см, а стул 50см.;
  • Стул должен ставиться таким образом, чтобы его сиденье примерно на 4 см заходило под край рабочей поверхности стола.

При работе в сидячем положении необходимо каждый час выполнять гимнастику для осанки, о которой речь пойдет чуть ниже. Кроме того, нужно уметь правильно расположиться за столом: Туловище держите прямо, голова слегка наклонена, на спинку стула опирайтесь пояснично-крестцовым отделом позвоночника, ноги обязательно согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах, предплечья лежат на столе.

Почему нарушается осанка?

Самой распространенной причиной нарушения осанки считается ношение тяжести в одной руке (например, полную сумку с продуктами). При этом происходит повреждение межпозвоночных дисков, что в конечном итоге приводит к асимметрии тазового и плечевого пояса. Для того чтобы предупредить данную проблему детям рекомендуется носить ранец, а взрослым – рюкзак. В безвыходной ситуации, когда приходится нести тяжесть в одной руке, необходимо периодически менять сторону, на которую приходится наибольшая нагрузка.

Однако даже если соблюдать все вышеперечисленные рекомендации, избежать проблем с осанкой все-таки не удастся. Для этого потребуются сильные мышцы шеи и туловища, способные длительное время поддерживать тело человека в вертикальном положении. В противном случае мышцы просто-напросто будут уставать и человек снова начнет сутулиться и опускать голову.

Как же бороться с нарушением осанки?

Кроме формирования привычки держать правильную осанку, необходимо тренировать и развивать мышечную силу, делать упражнения для мышц спины, шеи и живота.

Заниматься ЛФК следует минимум 4-5 раз в неделю, если нужно сохранить правильную осанку и ежедневно, если требуется ее корректировка. Дополнительно можно заняться одним из следующих видов спорта: лыжные прогулки, ходьба, медленный бег или плавание. Последнее считается наиболее эффективным и полезным, так как при нахождении тела человека в воде нагрузка на позвоночник заметно снижается, он распрямляется, а межпозвоночные диски восстанавливают свою нормальную форму.

Гимнастика при нарушении осанки включает в себя следующий комплекс упражнений:

  • Исходное положение - стоя, ноги уровне плеч, вдох и начало движения. На «один-два» - наклоны вперед и касание пола пальцами, затем выдох; на «три-четыре» нужно выпрямиться и сделать вдох;
  • Первоначальное положение то же, но руки лежат на затылке, голова и локти отведены назад, грудь слегка прогнута. На «один-два» - круговые движения туловище. Когда оно отведено назад делаем вдох, вперед - медленный выдох.
  • Упражнения выполнять не менее 7 раз поочередно в обе стороны;
  • Первоначальное положение то же, но руки в стороны, вдох и начало движения. На «один-два»- поворот корпуса в одну сторону и отведение обеих рук назад с легким прогибом в груди, затем выдох; На «три-четыре» - вернуться в и. п., вдох;
  • Первоначальное положение то же. Вращения головой слева направо и справа налево, дыхание произвольное;
  • Первоначальное положение - то же; На «один-два»- наклон влево как можно глубже, вернуться в п. п., вдохнуть; На «три-четыре» - наклон вправо, вернуться в п. п., выдохнуть;
  • Первоначальное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки держат за спиной (на уровне лопаток) гимнастическую палку. На «один-два»- наклон вперед, по возможности ниже, вернуться в п. п., вдохнуть; На «три-четыре» - отклонение назад и вернуться в п. п., выдохнуть;
  • Первоначальное положение - стоя на коленях, опираясь руками о пол. На «один-два»- прогнуться в груди, поднять голову и посмотреть на потолок, вдох; На «три-четыре» - опустить голову, выгнуть спину «кругом», выдохнуть;
  • Первоначальное положение - лежа на животе, ступни закреплены, в вытянутых руках груз весом около 2.5 кг (мешочек с песком, набивной мяч, гантели), вдох и начало движения. На «один-два» - легкий прогиб с последующим поднятием груза, затем выдох; На «три-четыре» - вернуться в п. п., выдохнуть;
  • Первоначальное положение - сидя на полу, опереться руками сзади, вдох перед - началом движения. На «один-два» - одновременно поднять руки в стороны, ноги вверх под углом 45 градусов, задержав дыхание; На «три-четыре» вернуться в п. п., выдохнуть;
  • Первоначальное положение - стоя, эспандер в руках за затылком. На «один-два» развести руки в стороны, прогнуться в груди, вдохнуть; На «три-четыре» - вернуться в п.п. и выдохнуть.
  • Все упражнения выполнять по 6-10 раз;
  • Первоначальное положение - ладони на лбу. Опустить голову, преодолевая сопротивление рук и задерживая дыхание. Вернуться в п. п., вдохнуть и выдохнуть. Упражнения выполнять по 4 раза, длительность напряжения мышц около 4 сек., пауза отдыха не более 10 секунд;
  • Первоначальное положение - стоя, ноги на уровне плеч, медленно наклониться вперед. Потряхивать опущенными, расслабленными руками. Дыхание произвольное, упражнение повторить не менее 7 раз;
  • Первоначальное положение - стоя, ладони на затылке. Отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук и задерживая дыхание. Медленно опустить руки, затем вдох - выдох;
  • Первоначальное положение - лечь на спину, затем развести ноги и руки в стороны, полностью расслабить мышцы. Дыхание глубокое и ровное. Длительность упражнения не менее 15 сек.


effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка