Крутим – вертим. Динамическая гимнастика для новорожденных: с чего начать

Какой родитель не мечтает, чтобы его малыш был здоровым? Вот почему современные мамы и папы всё больше обращаются к методикам раннего развития детей, а также различным комплексам упражнений, которые призваны укрепить организм крохи, только адаптирующегося к условиям окружающего мира. И одним из самых оптимальных, хоть и спорных, вариантов реализации этих целей считается динамическая гимнастика, которая подходит для новорождённых, грудничков и детей старше года.

Суть динамической гимнастики

Этот комплекс интенсивных занятий лечебно-оздоровительного характера предназначен для развития малышей от рождения до года и старше. Главная особенность упражнений в том, что наряду с традиционными массажными элементами они включают ещё и:

  • гимнастику с поддержкой ребёнка за руки или за ноги;
  • игры;
  • закаливание.

Кроме того, динамическая гимнастика - это первый опыт общения родителей с младенцем на понятном карапузу языке ощущений и прикосновений.

Мнение педиатров

Отношение врачей к этой методике развития ребёнка неоднозначное. Одни утверждают, что активные физические тренировки с новорождённым способствуют:

  • снижению риска детского травматизма;
  • улучшению работы вестибулярного аппарата;
  • гармоничному умственному развитию;
  • стабилизации работы ЖКТ;
  • скорейшему освоению навыка держать головку, переворачиваться, сидеть и ходить;
  • ускорению обменных процессов;
  • установлению доверительных отношений с близкими, а значит, формированию уверенной в себе личности - доброжелательной и открытой миру.

Что касается антагонистов методики, то они делают упор на такие аспекты, как:

  • отсутствие учёта индивидуальных особенностей новорождённого (карапуза приобщают к активному времяпрепровождению или закаливанию тогда, когда ещё сложно сказать, какой у него темперамент);
  • травмоопасность некоторых упражнений (резкие прокруты, повороты);
  • стирание у ребёнка границ того, что безопасно и опасно для здоровья (многие малыши после года не чувствуют тревоги перед прыжком с большой высоты или падением).

Для тех, кто ещё не определился в своём отношении к динамической гимнастике (динамике), будет полезным узнать мнение известного педиатра Е. О. Комаровского. Евгений Олегович примиряет оппонентов рекомендацией не идти против себя, то есть не выполнять те упражнения, которые вызывают страх (у мамы и у малыша) или кажутся экстремальными.

С какого возраста начинать занятия

Бурные споры о том, с какого возраста разрешено начинать динамическую гимнастику, не прекращаются по сей день. Некоторые педиатры утверждают, что заниматься можно уже со второй недели после рождения, так как в это время практически исключены травмы суставов и сухожилий из-за пропорциональности развития мышц карапуза его маленькому весу. Другие специалисты настаивают, что динамику следует практиковать с месячного возраста, когда кроха уже более-менее приспособился к окружающему миру. А третьи вообще придерживаются мнения, что вводить такие активные комплексы упражнений нужно только с 3 месяцев, чтобы дать мышцам и костям немного окрепнуть.

Правила проведения

Чтобы максимально обезопасить кроху от травм, следует первые занятия с ним проводить под наблюдением специалиста. Но если такой возможности нет, то родители должны чётко уяснить следующие правила.

  1. Лучшее время для динамики - через час после еды в период бодрствования.
  2. Занятие длится в течение 10–20 минут.
  3. Упражнения делаются каждый день, а начинаются с поглаживаний - своего рода «разминки».
  4. Руки взрослого должны быть тёплыми и гладкими.
  5. Дома для проведения лучше выбрать место, застеленное матом, или выполнять гимнастику над разложенным диваном.
  6. Не нужно массировать область правого подреберья там, где располагается печень.

Техника безопасности

Следует внимательно изучить особенности проведения гимнастики. Тогда занятия будут приносить только радость и пользу.

  1. Все действия делаем плавно и в одном темпе.
  2. Начинаем динамику с того упражнения, которое особенно по душе малышу, а затем чередуем «любимые» с «нелюбимыми».
  3. Если карапуз занервничал в процессе выполнения какого-то упражнения, то его нужно прервать, а ребёнка успокоить чем-то, что вызывает у него положительные эмоции. Но к неприятному обязательно позже вернуться.
  4. Если при выполнении какого-то движения у крохи начала щёлкать ручка или ножка, упражнение необходимо прервать и убедиться, что ребёнку ничего не угрожает. Если его настроение не изменилось, то можно вернуться к занятию, но стараться не нагружать щёлкнувший сустав.
  5. Число повторений упражнений должно совпадать с числом кормлений в сутки.

Методика Михаила Трунова и Леонида Китаева

Специалисты по раннему развитию ребёнка, инструкторы по беби-йоге, плаванию и закаливанию Михаил Трунов и Леонид Китаев в 1993 году выпустили книгу «Экология младенчества. Первый год», которая произвела фурор в странах бывшего СССР своими революционными взглядами на занятия лечебно-оздоровительной гимнастикой с новорождёнными детками.

Методика динамической гимнастики применялась ещё медиками Востока в Древнем мире, а в начале ХХ века элементы динамики использовались для адаптации детей, появившихся на свет с родовыми травмами.

Авторы описали 400 упражнений для занятий гимнастикой, во время которых родитель должен держать ребёнка за одну или две ручки, ножки, как бы описывая круги вокруг своего тела. Таким образом, малыш знакомится с:

  • качаниями;
  • висами;
  • подбрасываниями;
  • вращениями.

Трунов и Китаев в своей книге утверждают, что такие тренировки:

  • устраняют гипо- или гипертонус мышц новорождённого;
  • активизируют нервную систему крохи, так как во время динамики ребёнок испытывает множество чувств, что провоцирует его мозг обрабатывать тысячи сигналов об изменяющихся условиях, тем самым координируя действия всех частей тела;
  • укрепляют мышцы малыша и снижают риск травм впоследствии;
  • развивают гибкость;
  • улучшают координацию.

Более того, регулярные упражнения способствуют тому, что ребёнок быстрее развивается интеллектуально, а также проникается доверием к родителям.

Последователи методики

Многие интересующиеся динамикой мамы используют не весь комплекс занятий, а лишь некоторые упражнения.

Кроме Трунова и Китаева, вопросами гимнастики с элементами закаливания и плавания занималась Татьяна Саргунас - основательница движения за развитие перинатальной культуры в России. Её методика основывается на работах советского и российского педагога Бориса Павловича Никитина, одного из основоположников системы раннего развития детей, а также автора программы акваразвития ребёнка Игоря Борисовича Чарковского. Но в гимнастике Саргунас больше водных упражнений, в то время как Трунов и Китаев уделяют внимание и занятиям, и играм, и плаванию. Элементы закаливания в оригинальной методике вводятся тем, что упражнения проводятся в хорошо проветренном, прохладном помещении, а малыш должен быть обнажён.

Динамическая гимнастика в деле: прогресс за год - видео

Динамика для новорождённых

Рассмотрим комплекс упражнений для самых маленьких.

Разминка

  1. Раздеваем малыша.
  2. Гладим животик и ножки.
  3. Лёгкими движениями массируем пальчики и ступни.
  4. Слегка поворачиваем стопы крохи в одну, а потом в другую сторону.
  5. Разминаем ножки: «шагаем», «бегаем», «ездим на велосипеде».
  6. Держим ребёнка за коленки и разводим ножки в бёдрах в стороны.
  7. Переворачиваем карапуза на животик.
  8. Раздвигаем его ножки, делая «лягушонка».
  9. Гладим по спинке, направляя движения к сердцу.
  10. Подставляем свою ладошку под пяточки малыша и делаем таким образом упор. Перед глазками кладём яркую игрушку, чтобы у ребёнка был стимул оттолкнуться от опоры.

Упражнения

Специалисты по динамической гимнастике рекомендуют следить за настроением крохи во время занятий и постепенно наращивать количество упражнений (максимальное их число должно совпадать с числом кормлений в сутки - не забывайте), начиная с 2–3 самых простых.

Упражнения для новорождённых - таблица

Упражнение Инструкция
Работаем ручками
  1. Поглаживаем ручки ребёнка.
  2. Даём малышу свой большой или указательный палец, чтобы карапуз ухватился за него.
  3. Когда почувствовали, что мышцы напряглись, слегка поднимаем кроху из положения лёжа. При этом придерживаем его за кисти рук.
  4. Возвращаемся в начальное положение.
Гимнастика нижней части ножек
  1. Малыша кладём на спинку ножками к родителю.
  2. Берём в руки ступни карапуза.
  3. Поглаживаем область стоп до бёдер.
Тренируем мышцы шеи
  1. Кладём кроху на живот.
  2. Разводим ножки в стороны.
  3. За счёт набора врождённых рефлексов, ребёнок повернёт голову в любимую сторону.
  4. Кладём яркую игрушку на другую сторону и повторяем шаги 1–2.
Гимнастика спины
  1. Малыша располагаем на животике, руки перед грудью.
  2. Гладим ладонью от поясницы до шеи, а затем от шеи к пояснице. Делаем 10 повторов. В возрасте 2 месяцев ребёнок начнёт рефлекторно слегка выгибаться под этими движениями.
Гимнастика животика
  1. Малыша кладём на спину.
  2. Наклоняемся к ребёнку, поддерживаем его голову.
  3. Ножки упираются в живот взрослого.
  4. Ручки заводим вверх.

Это упражнение готовит мышечный каркас карапуза к сидению.

Работаем над развитием рефлексов
  1. Укладываем ребёнка на спину.
  2. Поднимаем его ножку.
  3. Надавливаем своим пальцем на место, где начинаются пальчики крохи. Они должны слегка согнуться.
  4. Приподнимаем карапуза, держа за подмышки.
  5. Наклоняем вперёд, ножками опирая на твёрдую поверхность. Малыш должен пытаться делать шаги, обязательно ступая на всю стопу.

Занятия на фитболе и другие элементы динамики для младенцев до 3 месяцев - видео

Динамика для грудничков до года

С 2–3 месяцев упражнения становятся более активными, в комплекс занятий включаются повороты, висы и т. д. Но вводить столь активные элементы нужно постепенно начиная с какого-то одного (того, что посоветует педиатр), а затем добавляя остальные. С этого момента гимнастику можно проводить на улице, причём даже зимой. Но всё равно не забывайте про разминку, описанную выше.

Техника безопасности

К уже упомянутым правилам проведения гимнастики, добавляется ещё несколько:

  • не пытайтесь проделать то, в чём не уверены;
  • не делайте упражнения, которых малыш боится;
  • чтобы освоить правильный захват, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Упражнения

Начиная динамику с ребёнком, помните, что правильный комплекс может подобрать только врач после тщательного осмотра малыша. Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.

Упражнения для детей до года - таблица

Упражнение Инструкция
Крестик
  1. Отводим ручки малыша в разные стороны.
  2. Поднимаем ребёнка.
  3. Медленно возвращаем в начальную позицию.
Пружина
  1. Упираем ребёнка ножками себе в живот.
  2. Подтягиваем к своей груди, как будто заводим пружину.
  3. Опускаем тело карапуза в начальную позу.
Маленькая обезьяна
  1. Берём малыша за руки, приподнимая их вверх.
  2. Начинаем раскачивать тело крохи.
  3. Увеличиваем амплитуду. Важно сохранять вертикальное положение. Для усложнения можно взять карапуза за ручку и за ножку.
В разные стороны
  1. Берём в свою руку обе ручки ребёнка.
  2. В другую руку берём обе ножки.
  3. Раскачиваем тело вправо-влево.
Полетели
  1. Укладываем малыша на живот.
  2. Одну свою руку просовываем ему под грудь, другую - под коленки. Ножки при этом плотно сжаты.
  3. Ставим стопы карапуза себе на солнечное сплетение.
  4. Медленно выполняем наклоны своего тела вперёд. Чем неспешнее будут движения взрослого, тем сильнее воздействие на тело ребёнка.

Комплекс упражнений динамики для 3 месячных малышей - видео

Противопоказания

Как уже было сказано, комплекс динамической гимнастики должен быть одобрен педиатром. Что касается общих предостережений, то к ним относятся следующие моменты.

Дата публикации: 24.05.2018 22:08

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

  1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
  2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
  3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

  • "Забросы ".
  • "Боковые прокруты ".
  • "Прямые прокруты ".
  • "Перебросы ".
  • "Солнышко ".
  • "Карусель ".

    Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение "забросы" дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

    Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

    Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, "столбцами" которой являются различные захваты, а "строками" - так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице "двойных захватов". Название этого столбца "захват за ручки лицом к себе", а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец - "захват за ручки лицом от себя".

    Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

    Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, - захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

    В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап - поглаживания, потягивания, приподнимания - проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

    Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

    Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки - лицом к себе или от себя - рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

    • "Маятник ".
    • "Обезьянка ".
    • "Вращение за одну ножку ".
    • "Раскачивание вперёд-назад ".
    • "Боковой прокрут ".
    • "Заброс ".
    • "Прямой прокрут ".
    • "Солнышко ".
    • "Карусель ".
    • "Переброс ".

      Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

    • "Крестик ".

      Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

      Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

      Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

      Соответственно вышеописанная система упражнений получила название "Сетки двойных захватов ". Помимо этого варианта возможем иной - когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую "Сеткой одинарных захватов ".

      Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

      В отличие от "двойных", "одинарные" базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно "наложить" на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

      "Одинарных" захватов значительно больше, чем "двойных". Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

      На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате "одной рукой за две ножки ребенка". Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыж?

Приветствую вас, дорогие читатели!

Забота о здоровье и физическом развитии ребенка – нормальная реакция любой мамочки, на руках у которой находится грудной ребенок. В последнее время все большую популярность приобретает так называемая динамическая гимнастика, позволяющая добиваться невероятных результатов в развитии крохи.

Но как не переусердствовать и не нанести вред своему малышу. Что такое динамическая гимнастика для грудничков с чего начинать и когда, об этом и пойдет речь дальше.

Этот вид гимнастики, дорогие читатели, был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. Чтобы ответить, зачем нужна такая гимнастика, стоит задуматься, как вообще можно физически развивать младенца, ведь он еще не умеет ни ходить, ни даже сидеть.

Чтобы у малыша формировался крепкий мышечный корсет, и был создан специальный комплекс энергичных упражнений. Со стороны кажется, что родители проделывают с новорожденным какие-то акробатические номера, но кувырки, полеты лишь направлены на то, чтобы тренировать вестибулярный аппарат.

Чтобы понять, в чем польза гимнастики, не надо быть академиком:

  • развивает ориентацию в окружающем пространстве;
  • повышает гибкость суставов, тонус мышц;
  • совершенствует вестибулярный аппарат;
  • повышает иммунитет;
  • устанавливает доверительные отношения малыша с окружающим миром;
  • устраняет переломы и растяжения на протяжении всей жизни ребенка.

Так что заниматься можно и даже нужно. Но делать это надо осторожно, чтобы не навредить.

Как не нанести вреда?


Если с пользой упражнений, дорогие читатели, все ясно, то теперь следует отметить, чего следует опасаться при выполнении гимнастики. Несмотря на свою прогрессивность, динамические упражнения подвергаются строгому анализу и порой осуждению со стороны педиатров. Тому есть несколько причин:

  • Большая часть зарядки основана на рефлексах новорожденного – хватательном и Моро. В норме уже через пару недель (максимум через месяц) после рождения они должны угаснуть. Если учесть, когда лучше делать гимнастику (по совету авторов ее можно начинать через 2 недели после рождения малыша), становится понятным, что она искусственно стимулирует дальнейшее существование этих рефлексов, что не очень хорошо для развития ребенка.
  • Если родители сами никогда не занимались спортом и не имеют медицинского образования, они могут легко нанести травму крохе, не рассчитав свои силы. Среди наиболее часто встречающихся повреждений после проведения упражнений – травмы суставных тканей, связок, нарушение кровотока.
  • Чувство скорости, полета становится своеобразным допингом для человека. Во взрослом состоянии такие любители острых ощущений лишены чувства опасности.
  • Поскольку гимнастика – это стресс для малыша, при выполнении упражнений выделяются соответствующие гормоны. Их повышенное образование в младенческом возрасте может привести к гиперактивности в школьный период.


Чтобы не нанести вред крохе, не стоит забывать о противопоказаниях:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата, ;
  • болезни сердечно-сосудистой системы;
  • неврологические отклонения.

Учитывая, что далеко не всегда к 2-4 неделям все мамы знают о скрытых патологиях своих детей, перед тем, как начинать гимнастику, лучше пройти всестороннее обследование у педиатра, невролога, кардиолога и ортопеда.

Как выполнять?

Существует ряд элементарных правил, которые помогут снизить вероятность травм или ушибов:

  • Сделайте место для занятий безопасным на случай падения ребенка (постелите матрасы или проводите упражнения над кроватью).
  • Начинайте с минимального. Не рекомендуется сразу делать резкие движения.
  • Перед началом гимнастики сделайте разогревающий массаж. Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут. Далее темп и продолжительность можно увеличивать.
  • Если вы покормили малыша, приступить к упражнениям можно только через час.
  • Делайте гимнастику, когда ребенок полностью здоров и находится в хорошем расположении духа.
  • Осуществляйте правильный захват: большой палец вкладывается в ладонь малыша, а рука обхватывает его запястье.

Лучше перед занятиями проконсультироваться со специалистом. Но учтите: методика официально не признана медициной, поэтому консультантов в больницах вы не найдете. Но даже найденные по совету друзей могут оказаться шарлатанами. Так что хорошо изучите отзывы мам по поводу того или иного специалиста, прежде чем вручать мануалу своего ребенка.

Гимнастика включает в себя целый комплекс процедур:

  • массажи;
  • закаливание;
  • водные процедуры;
  • воздушные ванны;
  • упражнения на шаре.

Вот некоторые из наиболее доступных:

  • Крестик. Разведите ручки крохи в стороны. Аккуратно подкиньте тело так, чтобы в полете оно образовало крест с руками.
  • Пружина. Возьмите кроху за руки, его стопы должны упираться вам в живот. Медленно подтяните его к своей груди и верните в прежнее положение.
  • Обезьяна. Крепко обхватите ручки малыша и раскачивайте его из стороны в сторону.
  • Вправо-влево. В одну руку возьмите стопы ребенка, в другой будут находиться его руки. Покачайте малыша в таком положении из стороны в сторону.

Более сложные упражнения лучше изучать с опытным инструктором.

Вот на видео вы можете посмотреть элементы динамической гимнастики:

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома - раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

О принципах физических упражнений

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

  • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
  • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений - в пределах 15 минут.
  • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.


Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

Как развивать малыша физически?

В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

  • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
  • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может - бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

  1. Ползание - ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
  2. Эмбриончик - следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
  3. Ходьба - держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
  4. Велосипед - традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
  5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.

Упражнения на фитболе - отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс - маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни - уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец - ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.

Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

После появления на свет кроха нуждается не только в питании, сне и маминой заботе. Ей жизненно необходима двигательная активность. Для развития костно-мышечной системы и суставов грудничка можно использовать стандартные упражнения, рекомендованные педиатром. Но многие родители прибегают к помощи динамической гимнастики – очень энергичного комплекса упражнений. Ее применение требует от родителей особых навыков; в противном случае можно нанести вред ребенку.

Что такое динамическая гимнастика?

Уникальный комплекс разработан нашими соотечественниками Л. Китаевым и М. Труновым в конце 80-х годов прошлого столетия. Его задача – формирование и укрепление мускулатуры младенца, а также тренировка его вестибулярного аппарата.

Динамическая гимнастика (ДГ) рассматривается как способ взаимодействия родителя и ребенка первого года жизни для более гармоничного развития малыша.

Со стороны упражнения могут показаться не совсем обычными, ведь они включают активные вращения и подбрасывания крохи. Родителям, решившим практиковать ДГ, очень важно тщательно изучить последовательность применения упражнений и нагрузки в целом во избежание нежелательных последствий.

Никто не утверждает, что малыш, с которым занимались гимнастикой, впоследствии станет чемпионом, но его развитие будет более полноценным и глубоким.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

ДГ – это методика, которая является эффективным инструментом для решения широкого круга задач, непосредственно связанных с физическим развитием ребенка.

Патологии, которые помогает корректировать динамическая гимнастика:

  • асимметрии;
  • гипотонус мышц;

Ряд упражнений направлен на активизацию функциональной активности кишечника, помогая при частых и .

Важно: можно с уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика применима во всех областях, где помогает массаж, и ничуть не уступает ему в эффективности. Вместе с этим, она рассчитана не на специалистов, а на родителей. Все упражнения легко осваиваются и могут практиковаться ежедневно в домашних условиях.

Динамическая гимнастика характеризуется универсальностью с точки зрения общего развития маленького ребенка . В ходе занятий не только укрепляются кости и мускулатура, но и оказывается позитивное воздействие на все органы и системы малыша. У него совершенствуется вестибулярный аппарат, а улучшение координации движений благотворно влияет на психику. Кроме того, он начинает быстрее и лучше ориентироваться в пространстве.

ДГ играет важную роль в профилактике детского травматизма. У грудничка, который регулярно выполняет с родителями комплекс упражнений, гораздо лучше реакция и крепче суставы. Он уверенно управляет своим телом в потенциально опасных ситуациях.

Обратите внимание: существует мнение, что ДГ в определенной мере компенсирует нехватку т. н. «родового опыта» у детей, появившихся на свет посредством .

Гимнастика прекрасно сочетается с . При выполнении комплекса ребенка рекомендуется полностью освобождать от одежды . Во время занятий на улице к физическому воздействию добавляется такой важный фактор как инсоляция. Время пребывания на холоде можно постепенно увеличивать, что будет способствовать адаптации организма к температурным факторам и укреплению иммунной системы.

Несомненно, динамическая гимнастика способствует развитию сердечно-сосудистой системы.

В ходе выполнения комплекса ДГ нервная система маленького ребенка получает огромное количество разнообразных сигналов, что способствует ее развитию в целом. У малыша регулярно стимулируются двигательные рефлексы, и постоянно происходит тренировка реакций на воздействия внешних факторов.

ДГ – это прекрасная возможность для установления доверительных отношений новорожденного с окружающими.

Обратите внимание: упражнения могут способствовать нервной релаксации, что важно для . Грамотно подобранный комплекс, напротив, будет способствовать активизации слишком вялого малыша.

Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают.

Несмотря на огромные возможности, динамическую гимнастику не нужно рассматривать как самодостаточную систему. Она прекрасно сочетается с активным и пассивным массажем, закаливанием и занятиями в бассейне (). Любая активная работа с крохой всегда может проводиться параллельно; целесообразно лишь смещать акцент в ту или иную строну в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Комплекс динамической гимнастики включает:

  • массаж;
  • закаливающие процедуры;
  • упражнения в воздухе;
  • упражнения с мячом большого диаметра.

Все виды занятий важно совмещать для комплексного и наиболее эффективного воздействия на организм.

Вероятные негативные последствия

У любой системы занятий имеются противники. Одним из основных аргументов недоброжелателей является возможный стресс, поскольку ДГ рекомендуется начинать уже спустя 4 недели после рождения. Есть мнение, что увеличение синтеза и высвобождения стрессорных гормонов у новорожденного может стать причиной гиперактивности в старшем дошкольном возрасте.

Ряд упражнений ДГ базируется на рефлексах, которые в норме пропадают в возрасте 2-4 месяцев. Считается, что их излишняя стимуляция ни к чему.

Важно: если с ребенком не занимались, начиная с 4 недель, то в полугодовалом возрасте лучше не начинать – такие упражнения принесут больше вреда, чем пользы!

Некоторые психологи полагают, что быстрые упражнения без опоры препятствуют формированию страха высоты, что в свою очередь расценивается как одна из причин повышенного травматизма в подростковом возрасте.

Главный аргумент «против» – это вполне возможная недостаточная подготовка родителей . Чрезмерно активные упражнения могут стать причиной растяжений связок и даже вывихов суставов. Кроме того, не исключены хронические микротравмы, которые в будущем могут спровоцировать развитие серьезных патологий.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка