Правильное дыхание – основа жизни и долголетия. Презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) на тему: «Правильное дыхание-основа жизни, здоровья, долголетия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская СОШ

Проект по работе с родителями

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья, долголетия

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

Т. В. Магомедова

п. Мулымья

2016г.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять :

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проект «Правильное дыхание основа жизни, здоровья и долголетия»

Актуальность: В настоящее время большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовым и к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья: увеличилось количество врождённых аномалий, растёт число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т.д

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что состояние здоровья детей требует особого внимания родителей и специалистов ДОУ. Семья и ДОУ – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение и у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и в ДОУ. Педагоги – носители педагогической культуры. В совместной деятельности с педагогами родители могут приобрести ценный практический опыт, необходимый для развития и оздоровления ребенка в условиях семьи.

Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей с раннего возраста, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности к здоровому образу жизни и как следствие снижение заболеваемости детей.

Цель проекта: развитие сотрудничества между родителями и педагогами по вопросам оздоровления и профилактики заболеваемости детей, расширение и углубление знаний родителей, воспитателей, воспитанников о здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей.

Задачи: установление между родителями и воспитателями доверительных, партнерских отношений.

Участники проекта: родители, дети, воспитатели и другие специалисты

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Планируемый результат: Родители станут больше интересоваться о мероприятиях, проходящих в детском саду, начнут активнее участвовать в жизни группы, чаще предлагать свою помощь в проведении праздников и т.д. У детей уменьшатся заболевания ОРВИ, ОРЗ. Будет наблюдаться положительная динамика в настроении, эмоциональной активности детей, в успешном овладении основными видами двигательной активности, в освоении программы детского сада

Между родителями и педагогами установятся доверительные отношения, педагогам станет легче работать, т.к родители станут большими помощниками в проведении многих мероприятий и спортивных досугов.

План проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Планируемый результат

1.Устный опрос и индивидуальные беседы на темы « «Зачем гулять с детьми? и т.п.

2. Письменный опрос (анкеты)

(См. приложение № 1)

3. Консультация для родителей «Научите ребенка правильно дышать»

(См. приложение №2)

4. Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»

(См. приложение №3)

5. Игровой комплекс дыхательной гимнастики

(См. приложение №4)

6. Сообщение для родителей «Лечебная гимнастика»

1-я неделя

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Анализ полученной информации с целью выделения актуальных задач, определения тем, форм и методов для решения этих задач.

У родителей повысится ответственность за физическое здоровье и развитие своих детей

У семей воспитанников сформируются потребности в освоении технологий оздоровления детей

Родители приобретут практические знания, умения, навыки по осуществлению оздоровительной работы

Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
4. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Приложение №1

Анкета для родителей

\ Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Данная информация поможет нам организовать более эффективную совместную деятельность по оздоровлению детей.

    Каково состояние здоровья вашего ребенка?

    очень хорошее
  1. хорошее

    нормальное

    плохое

    Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?

    в этом месяце
  2. в этом полугодии

    в этом году

    Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

постоянно

часто

очень редко

не занимается

    Считаете ли вы питание своей семьи рациональным?

да

нет

затрудняюсь ответить

    Как Ваш ребёнок проводит досуг?

    у бабушки
  1. гуляет во дворе

    смотрит телевизор

    свой вариант ответа

    ___________________________________________________________________________________________________________________

    Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

    да
  2. нет

    затрудняюсь ответить

    Ваша семья ведет здоровый образ жизни?

    да
  3. нет

    затрудняюсь ответить

    Вы приобщаете своих детей к здоровому образу жизни? Если да, то каким образом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение№2

Консультация для родителей

«Научите ребенка правильно дышать»

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком . Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру : заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания...

Можно дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.

Еще одна очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.

Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Приложение№3

Дыхательная гимнастика для детей

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.

Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти.

Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Приложение №4

Игровой комплекс дыхательной гимнастики

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОС.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Вот пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Часики
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки…

Приложение №5
Лечебная гимнастика

Следующий комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ.

Общая продолжительность занятия 10-15 минут

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.

1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.

3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.

4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.

8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» Юридический адрес:410003, г.Саратов, ул.Чернышевского,211,тел:23-95-01 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Правильное дыхание-основа жизни, здоровья, долголетия» Воспитатель: Бусыгина К.П.

«Правильное дыхание – основа жизни, здоровья, долголетия». Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспита­ния детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормаль­ному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.

Почему же правильное дыхание так нам нужно? Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.

Дыхательные игры и упражнения играют важную роль в усилении легочной вентиляции, улучшения окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, они помогают снизить нагрузку при выполнении физических упражнений.

Почему дыхательная гимнастика нужна? Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Поэтому я предлагаю с ребенком заниматься развитием дыхательного аппарата в форме игры. Часики. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

« Вырасти большой » . Ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опуститься - выдох (6-8 раз).

« Каша кипит». Сидя на пятках, кисти рук поставить на плечи, вдох - втянуть живот, на выдохе со звуком « ш-ш-ш » « Гуси». Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, выдох со звуком « ш-ш-ш », выпрямиться - вдох.

«Петушок». Ноги на ширине ступни, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произнести: «Ку-ка-ре-ку». «Ежик». Лежа на спине. Согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, подтянуть голо­ву как можно ближе к коленям; выпрямиться со звуком « ф-ф-ф ».

Обучив ребёнка простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ

Спасибо за внимание!


Правильное дыхание — какое оно? Нужно ли задумываться над тем, как ты ходишь, или дышишь. На первый взгляд, может показаться, что это глупое занятие. Но на самом деле это не так: и ходить и дышать нужно правильно, так как здоровье человека зависит от его дыхания и двигательной активности.

Читайте в этой статье:

Правильное дыхание — это через нос

Для жизни, по словам врачей, человеку необходимо делать несколько важных вещей, — пить, есть, дышать и спать.

Но, если без воды и еды человек может продержаться несколько суток, то без дыхания он не проживёт и несколько минут, ведь для процессов, которые непрерывно совершаются в организме, постоянно требуется кислород.

Человек дышит с первой минуты после рождения и до последнего момента земного бытия. И даже до рождения, развиваясь в утробе матери, ребёнок получает кислород, но не через лёгкие, а сразу в кровь, так как в этом случае за него дышит мама.

У каждого человека есть свой уникальный, подаренный самой природой, кондиционер. Этим природным устройством является нос — орган обоняния и начальный участок дыхательной системы, в функции которого входят очистка, подогрев и увлажнение вдыхаемого воздуха.

Какой бы ни был наружный воздух: холодный или тёплый, сухой или влажный, чистый или пыльный, — проходя через нос, он очистится, согреется и получит оптимальную влажность. И только потом, пройдя через глотку в гортань, а затем в трахею, воздух поступает в бронхи, а через них — в лёгкие.

Любой врач подтвердит, что здоровым дыханием считается такое, которое выполнено не с помощью открытого рта, а произведено через нос.

Врачи — педиатры давно заметили, что дети, вынужденные дышать ртом, намного отстают в своём развитии от других детей и чаще страдают от бронхитов. Вот почему важно обеспечить правильное дыхание ребенка.

Человек в любом возрасте, если он дышит правильно, обычно сознательно не следит за этим процессом: дыхание осуществляется без напряжения и совершенно бесшумно. Скорее всего, такому человеку и не нужен контроль над дыханием. А вот беременным, гипертоникам, астматикам, людям, страдающим от хронических стрессов, от болезней сердца, бронхов, лёгких — им просто необходимо постоянно следить за своим дыханием.

Полезное дыхание — это…

  1. Ритмичное дыхание. Издавна учащённое, сбивчивое дыхание считалось предвестником какого-нибудь заболевания.
  2. Дыхание во время смеха. В определённом смысле смех также является дыхательной гимнастикой. По мнению многих специалистов, наиболее здоровым для человека будет смех «от живота», иными словами, хохот.
  3. Дыхание во время вокала. Когда человек поёт, происходят задержки дыхания. Вот почему для профессиональных певцов так важно обладать не только знанием нотной грамоты и наличием музыкального слуха, но и способностью непрерывно контролировать своё дыхание.

А как дышать вредно?

Глубоко через рот. Как уже говорилось, в носовой полости производится фильтрация поступающего в организм человека воздуха. Это происходит в случае, когда дыхание совершается через нос. При вдыхании ртом воздух практически не фильтруется, что позволяет попадать в лёгкие как чересчур горячего или холодного воздуха, так и болезнетворным микроорганизмам или частичкам пыли. Кроме того, такой способ дыхания приводит к тому, что не задействованные в дыхании носовые каналы засоряются, загрязняются и это может стать причиной разрастания в носу аденоидов.

Дымом, образующимся при курении табака. Значительная часть табачного дыма в процессе курения попадает в воздух, и даже если человек сам не курит, а только находится рядом, вред, нанесённый его здоровью, будет немногим менее сильным, чем для самого курильщика.

Выбросами выхлопных газов автомобилей. Вдыхая такой «воздух» обычный, неискушённый человек даже не подозревает, сколько гадости поступает в его организм.

Не растеряться перед многообразием выбора

Говорить о дыхательной гимнастике как об абстрактной теме невозможно, так как в настоящее время существует большое количество различных методик, систем, комплексов упражнений и других программ, которые довольно часто между собой противоречат, а также тому, что знает о дыхании большинство из нас. Вот, например, некоторые из них.

Пранаяма

Согласно учению Древней Индии — йоги, пранаяма определяется как возможность для человека управлять своей жизненной энергией (праной) при помощи специальных упражнений для дыхания.

Будет неверно сводить понятие пранаямы только к дыхательным упражнениям или способам контроля над процессом дыхания, так как такой контроль является не целью, а средством наиболее эффективного управления и распределения жизненной энергии.

Пранаяма учит дышать спокойно, неспеша — тогда и жизнь будет безмятежной и долгой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что йогу так часто советуют применять при стрессах.

Гимнастика Стрельниковой

Второе своё название — «парадоксальная гимнастика» — метод получил вследствие того, что вдох и выдох здесь выполняется необычно.

Парадокс заключается в том, что вдыхание воздуха происходит не так, как принято в традиционных дыхательных гимнастиках — при расширении грудной клетки, а, наоборот, при сжатии, — за счёт выполнения специальных движений (повороты корпуса, наклоны, прогибы, сведение рук и др.).

Причём вдох должен быть как короткий удар в ладоши, резким и шумным, и обязательно выполняться через нос. При этом одновременно нужно делать специальные упражнения. Выдох — пассивным, происходящим самопроизвольно, без принудительного выталкивания воздуха из лёгких. Его также делают через нос, но можно выдыхать и ртом.

По сути, приёмы дыхания по методу А. Н. Стрельниковой тренируют только вдох, происходящий одновременно с физическими движениями, при наибольших нагрузках на мышцы. Результатом такой обратной связи между дыханием и движением является стимуляция развития мышц, отвечающих за дыхательный процесс.

Метод Бутейко

Известный на весь мир учёный, физиолог, прекрасный врач — клиницист К. П. Бутейко говорил: «Все мы больны одной болезнью — глубоким дыханием».

Согласно его теории глубокое дыхание вредно, а знаменитое выражение — «дышите глубже», — как можно скорее нужно забыть и учиться поверхностному дыханию.

В основе метода К. П. Бутейко лежит идея о том, что в жизнедеятельности организма очень важная роль отводится углекислому газу (СО 2). Причиной же возникновения различных болезней учёный считает глубокое дыхание, так как оно способствует чрезмерному удалению этого газа из лёгких.

Суть лечения по методу Бутейко заключается в постепенном уменьшении (нормализации) во время тренировок глубины дыхания пациента.

Дыхательные тренажёры

Примеры самых простых дыхательных тренажёров можно отыскать почти в каждом доме — воздушные шарики, детский круг, резиновые игрушки или что-нибудь ещё, т. е. предметы, которые нужно надувать.

Работа любого тренажёра основывается на противодействии дыханию, выдох при этом получается медленным и делается с усилием. Подобное произойдёт, если попробовать через трубочку выдохнуть в воду.

Важно помнить! Применяя дыхательную гимнастику для лечения разнообразных болезней, не стоит забывать, что она является вспомогательным средством, которое полностью не заменяет лекарства и может иметь противопоказания.

Ч еловек может прожить без еды и воды в течение нескольких дней, а вот если ему перекрыть доступ к воздуху, то вряд ли он продержится больше нескольких минут. Из чего вывод напрашивается сам собой: дыхание - это основа жизни. От того, насколько правильно мы дышим, зависит продолжительность и качество нашей жизни.

Значение правильного дыхания

Человек не осознаёт, что он дышит, пока не вспомнит об этом специально

Стивен Кинг

Значение правильного дыхания часто недооценивают. Мы воспринимаем дыхание как нечто само собой разумеющееся, перестали уделять внимание этому важному в жизнедеятельности организма процессу, не говоря о том, чтобы осознавать его или пытаться аналитически осмыслить. Оно настолько привычно для нас, что никто не будет осознанно наблюдать за процессом вдоха и выдоха, за исключением тех случаев, когда речь идет о духовных практиках.

Вот где процессу дыхания отводят действительно подобающее место. Поэтому для желающих узнать полную информацию о том, что такое дыхание, как им можно сознательно управлять, есть два пути - разобраться во всём самостоятельно, изучая опыт людей, описанный в книгах, статьях и видео, либо изучать духовную практику, к примеру йогу, очным или заочным способом.

Правильное дыхание для здоровья всего организма

Правильное дыхание для здоровья способствует не только укреплению органов дыхания с помощью выполнения дыхательных упражнений, но оказывает общеукрепляющий и оздоровительный эффект на весь организм. Дыхательные техники, практики медитации и випассана полезны для физического, психоэмоционального и ментального развития.

Для физиологии человека дыхание играет ключевую роль, так как благодаря этому процессу в организм поступает кислород и выводится углекислота как отработанный продукт. От того, насколько правильно и осознанно вы дышите, зависит процесс транспортировки молекул кислорода к клеткам, равномерное распределение и концентрация его в организме.

Значение кислорода в дыхательном процессе

О том, что кислород необходим для тела, рассказывать не нужно. В то же время о нехватке углекислого газа, которая может негативно отразиться на работе организма в целом, люди обычно не задумываются, так как принято считать, что только кислород всемогущ и считается чуть ли синонимом самой жизни.

Это не совсем верно. Кислород необходим, но тогда, когда он уравновешен с углекислотой. Недостаточное количество углекислого газа приводит к тому, что полученный кислород не может быть усвоен организмом. Правильное дыхание отвечает за равномерное распределение О2. Часто случается так, что в результате слишком короткого, поверхностного дыхания грудью большой процент полученного при вдохе кислорода растрачивается впустую. Он не дошёл до клеточных структур, остался неабсорбированным и на выдохе сам покинет организм. Система при этом работает неэффективно.

Польза углекислоты

  • Углекислый газ регулирует кровоток.
  • С увеличением содержания CO2 расширяются сосуды, что способствует быстрой доставке нужного О2 к клеткам.
  • Уровень содержания О2 в крови определяет, будет ли гемоглобин отдавать тканям и принимать из них кислород, а углекислый газ выполняет функции индикатора, в какую часть организма добавить нужный элемент.
  • СО2 необходим для регуляции pH крови. Он помогает следить за составом крови, чтобы она не была слишком закислена, что приводит к ацидозу.
  • Достаточное содержание СО2 в крови стимулирует сам процесс дыхания. Если уровень кислорода упал, организм не воспринимает это как сигнал к наполнению новой порцией О2. Только при повышении уровня СО2 тело понимает, что нужно добавить О2, и процесс дыхания продолжается.
  • СО2 отвечает за метаболизм, работу эндокринной системы, состав крови, синтез белков и построение новых клеток.

Замечено, что при достаточных физических нагрузках - беге, плавании, гимнастике - уровень углекислоты в организме повышается. Нормальным считается содержание СО2 в крови на уровне 7 %, не ниже. У пожилых людей отмечено пониженное содержание СО2, вплоть до 3,5-4 %, при этом страдает весь организм в целом. С повышением содержания СО2 в составе крови до уровня нормы удаётся повернуть вспять многие заболевания и омолодить тело на клеточном уровне.

Система йоговского дыхания построена на верном распределении и регулировке соотношения обоих газов в организме. Каким образом это происходит, мы расскажем чуть ниже.

Правильное дыхание характеризуется умением распределять прану

Правильное дыхание - это, в первую очередь, умение распределить по организму прану, которая пришла из окружающей среды вместе со вдохом. Уместным будет напомнить о самом понятии праны. Прана отнюдь не тождественна элементу О2, хотя её и легко с ним спутать. Содержание обеих субстанций в организме человека напрямую зависит от правильности дыхания и регулируется дыхательным процессом.

Прана - это та невидимая глазу энергия, которая поступает из Космоса. Ею наполнены все живые организмы. По сути, сама жизнь на Земле была бы невозможной, если бы не было Праны. Она источник жизни.

Хотя прана это не механическая энергия, но за неимением более подходящих терминов в словаре нашего материалистически обусловленного сознания приходится оперировать привычными словами из области физических наук, такими как энергия, ток, каналы. Сама Прана - это глубоко духовное понятие, и благодаря ей наше существование в физическом теле становится возможным. От её уровня, тока по каналам нади в организме зависит функционирование всех систем.

Основы правильного дыхания

От того как мы распределяем прану, пришедшую в организм через вдох, зависят основы правильного дыхания. Понятие праны хорошо известно из текстов йоги. Благодаря им мы имеем те знания, которые применяем на практике. Управлению и распределению праны в организме посвящена четвертая ступень йогической практики - пранаяма. Она непосредственно следует за практикой асан (третья ступень из системы аштанга йоги).

Йоги понимали важность функции дыхания как раз с позиций поступления и распределения по организму чистой энергии праны. Для них процесс дыхания не ограничивался потреблением кислорода и выведением углекислоты из тела. В первую очередь, поток праны, входящий в тело, - вот что является самой важной составляющей процесса дыхания.

Техника правильного дыхания. Упражнения для правильного дыхания

В мире существует много систем, обучающих правильному дыханию, но ещё ни одна из них не смогла соперничать с практикой пранаямы. Большинство современных методов, пропагандирующих техники правильного дыхания, так или иначе за основу берут наработки йоги.

Пранаяма - это задержка дыхания после вдоха или выдоха

Патанджали, «Йога-сутры»

Пранаяма

То, что только недавно начали постигать учёные, открывая эфир и другие субстанции, подтверждающие нематериальную основу мироздания, было давно известно в йогической традиции.

Прана и управление ею лежит в основе практики пранямы. Техника пранаямы всегда включает в себя четыре составляющих:

  • Речака - выдох;
  • Кумбхака - задержка дыхания на выдохе;
  • Пурака - вдох;
  • Кумбхака - задержка дыхания на вдохе.

Причем именно кумбхака отличает пранаяму от обычных дыхательных упражнений. Если не используется кумбхака, как это принято делать на начальных стадиях освоения пранаямы, то, по сути, это ещё только подготовка к ней. Сама пранаяма всегда включает в себя задержку дыхания. На курсах преподавателей йоги эта тема, также как и связанная с ней медитационная практика, рассматриваются более глубоко и всегда подкрепляются практическим освоением материала.

Тут-то мы и вернемся к нашему разговору о СО2. Какой газ аккумулируется во время задержек дыхания? Углекислый. Таким образом, в практике пранаям этот элемент играет важную роль.

Виды пранаям

Уже было сказано, что не стоит посвящать всё время развитию объёма своих легких и увеличению временной задержки дыхания. Начинать нужно постепенно, с простых техник наблюдения за дыханием, и через некоторое время можно включать в практику пранаямы такие техники, как:

  • Анулома Вилома - попеременное дыхание правой и левой ноздрями;
  • Вилома - менее известная, но хорошо подготавливающая к выполнению других пранаям и к полному йоговскому дыханию;
  • Бхастрика, или кузнечные меха - мощное дыхание вентилирует лёгкие;
  • Капалабхати - акцент сделан на энергичном выдохе, способствует выводу СО2;
  • Апанасати Хинаяна - растягивает дыхание, особенно хороша для практики медитации;
  • Самавритти пранаяма, или «квадратное дыхание» - базовая пранаяма с огромным количеством вариантов.

Правильное дыхание при медитации включает в себя правильное йоговское дыхание

Начиная практиковать медитацию, вы, в первую очередь, проходите курс випассаны. Правильное дыхание при медитации является залогом успешного погружения в состояние разотождествления со стимулами внешнего мира. Начинать любую йогическую практику лучше всего с освоения правильного йоговского дыхания и «квадратного» дыхания, когда вдох, задержка на вдохе, выдох и задержка на выдохе равны по времени. В качестве ритма и определения времени всех четырех стадий пранаямы можно и нужно использовать пульс собственного сердца.

Можно начать с соотношения 1:1:1:1, где за единицу вы берете энное количество ударов сердца. Обычно начинают с четырех. Постепенно можно увеличивать количество ударов, взятых за единицу.

Часто после выдоха задержка не выполняется, поэтому «квадрат» может состоять только из трех составных - вдоха, задержки, выдоха. Они могут варьироваться, например, 1:4:2. Если вы представите, что это соотношение пульса, где за единицу взято четыре удара, то получаем следующее: вдох - 4 удара, задержка - 16 ударов и выдох - 8 ударов. Опытные практикующие могут использовать такой счёт: вдох - 8, задержка - 32, выдох - 16.

Осуществляя контроль над дыханием, вам гораздо легче перейти в медитационное состояние. Мысли перестанут прыгать, и вы сосредоточитесь на дыхательном процессе. Это поможет концентрации. Таким образом, вы одновременно начнёте практиковать шестую ступень йоги - дхарану.

Правильное дыхание животом

Правильное дыхание в йоге называют полным йоговским дыханием, и в работе участвуют:

  • брюшной отдел (здесь говорят о диафрагмальном дыхании);
  • грудной;
  • ключичный.

Преимущество этого дыхания в том, что воздух наполняет организм максимально. Дыхание перестает быть поверхностным, как если бы вы использовали только грудной отдел или грудной с ключичным.

Вдох начинается с постепенного наполнения воздухом брюшного отдела, плавно переходит в грудной и заканчивается подвздохом в ключичном отделе. Процесс выдоха такой же постепенный, но в обратную сторону. Воздух покидает ключичный отдел, затем грудной и брюшной. Для того чтобы максимально вытолкнуть воздух, рекомендуется выполнять Мула Бандху.

Полное правильное дыхание в йоге

Исключительно важный момент, определяющий правильность и глубину дыхания в полном йоговском дыхании, - это работа мышц живота. Они не должны быть расслаблены. Хотя, быть может, и легче выполнять полное дыхание с расслабленным животом на начальных стадиях, но регулярные практики полного дыхания с расслабленными мышцами живота могут привести к хронической деформации брюшной стенки. При этом отсутствует массаж внутренних органов, который естественно происходит, если на вдохе и выдохе мышцы живота находятся в работе.

Полное йоговское дыхание стимулирует циркуляцию крови в брюшной полости, снова пуская застоявшуюся кровь в обращение. Когда диафрагма опускается, как во время правильного выполнения полного йоговского дыхания, это приводит в движение венозное кровообращение, что благоприятно сказывается на работе сердца, разгружая его.

Вместо заключения

Польза правильного дыхания, включая практику пранаям, слишком очевидна, чтобы её игнорировать. Постигая искусство дыхания, мы не только оздоравливаем организм, но и работаем с праной, открывая новые возможности для духовного роста. При регулярном выполнении пранаямы ваша йогическая практика выйдет на новый уровень, и вы не сможете мыслить своей жизни без ежедневных дыхательных упражнений.

Совсем недавно я первый раз почувствовала настоящую панику от того, что проснулась от нехватки воздуха. Глубокие вдохи не помогали, было страшно. Обычно человек дышит, не замечая глубину и частоту дыхания, но приходит время, и ты понимаешь, что нужно беречь свое здоровье и что-то изменить в своей жизни.

В домашней библиотеке я случайно нашла интереснейшую книгу тренера по . По мнению автора, культура человека определяется образом жизни. Вот, что он пишет:

«Культурный образ жизни выражается в соблюдении жизненных правил и привычек, таких как дыхание, питание, чистка зубов, стрижка ногтей, одежда…»

Казалось бы, нам это все известно, и такая информация не является «открытием Америки», но ведь в жизни мы не соблюдаем элементарных вещей, как правильно питаться, одеваться, дышать, плавать, стричь ногти, чистить зубы… Не соблюдаем, так как толком не вникаем в суть многих процессов организма.

Признаюсь, меня очень удивила статья о дыхании. Мало кто знает о том, что воздух в наших домах и квартирах качественно отличается от воздуха под открытым небом. Наши проветренные комнаты имеют достаточное количество кислорода, но низкое содержание отрицательных ионов. В жилых помещениях (атомы активно нейтрализуются) в одном кубическом сантиметре их насчитывают от 40 до 50, на улице – в десятки раз больше, в горах, у моря или в лесу – около 20 тысяч на кубический сантиметр.

Поступая в носовую полость, затем в легкие, отрицательные ионы оказывают раздражающее действие на нервные окончания в слизистой оболочке, в альвеолах, усиливая тем самым дыхательную функцию легких. Именно на прогулках, в походах и в путешествиях мы можем вдоволь надышаться жизненно необходимыми нам «витаминами воздуха».

Ученые провели эксперимент с мышами и доказали, что жизнь без отрицательных ионов немыслима. Мыши находились только в насыщенном кислородом воздухе. Из-за отсутствия отрицательных ионов все подопытные мыши погибли.

Известно, что современная медицина рекомендует здоровому человеку дышать только через нос. Воздух, проходя через носовые ходы, согревается, увлажняется и очищается от пыли и микроорганизмов. При больших нагрузках во время плавания или бега человек вынужден дышать и носом и ртом. При плавании воздух вдыхают через рот, а выдыхают и ртом и носом. Большей информацией многие из нас и не владеют, так как не придают особого значения такому важному процессу, как дыхание.

Это нужно знать

В покое мы совершаем 16-18 вдохов-выдохов в минуту, поглощая примерно пол-литра воздуха. Продлевая вдох, можно поглотить воздуха в три раза больше.

Медленное, но глубокое дыхание обеспечивает организм таким же количеством кислорода, как и частое, но поверхностное.

У нетренированного человека дыхание при нагрузках учащается намного больше, чем у спортсмена.

Дыхание будет качественным, если его постоянно тренировать.

Известны эффективные дыхательные упражнения в воде, которые легко сделать в домашней ванне или бассейне.

В ванне, лежа на спине, согните ноги и погрузитесь под воду. Сделайте вдох, приподнимая рот над поверхностью воды, и выдох, опуская голову в воду. Старайтесь, чтобы продолжительность выдоха длилась в три раза дольше вдоха. Упражнение делается равномерно, не спеша, без утомления 25-40 раз.

Вода сопротивляется выдоху, что дает дополнительную нагрузку дыхательным мышцам. Вдох затруднен давлением воды на грудную клетку – дыхательные мышцы преодолевают дополнительную нагрузку. Такой активный отдых заставляет дыхательные мышцы усиленно трудиться и достигать полного обновления кислорода в легких. Кислород требуется и мышцам, и мозгу и нервным клеткам.

Обновить кислород в легких можно упражнениями с задержкой дыхания или отдыхом в горах. Разреженность воздуха в горах Кавказа, в перуанских Андах, в предгорьях Тянь-Шаня, в Альпах способствует естественной вентиляции организма. Неслучайно здесь самый высокий процент долгожителей. Из-за нехватки кислорода человек делает глубокий вдох, расправляющий всю поверхность легких, вплоть до наиболее застойных участков. После задержки дыхания всегда следует непроизвольный глубокий выдох.

Как правильно дышать: глубоко или поверхностно? Мнение медиков об этом достаточно противоречивое.

Существует утверждение современной медицины о том, что глубокое дыхание качественнее поверхностного, так как при глубоком дыхании лучше усваивается кислород, улучшается кровообращение грудной полости. Объясняется это тем, что поверхность легочных пузырьков – альвеол равна десяткам квадратных метров, и чем мельче дыхание, тем меньшая их часть соприкасается со свежим воздухом, тем большую долю в легких составляет застойный воздух, насыщенный не кислородом, а продуктами обмена.

Некоторые медики полагают, что следует дышать поверхностно, неглубоко, с паузами. По их мнению, при таком дыхании включается следующая физиологическая цепочка: задержка дыхания (в мозгу накапливается углекислота) – кислородное голодание – избыток углекислоты – рефлекторное расширение сосудов – увеличение кровотока и одновременное снижение артериального давления. Накапливающаяся углекислота при замедленном дыхании оказывает сосудорасширяющее действие. Задержка дыхания оказывает лечебный эффект при стенокардии, гипертонии и легочных заболеваниях.

Многие процессы в нашем организме (температура тела, работа внутренних органов, кровяное давление) трудно поддаются управлению. Дыхание же – процесс непроизвольный, но регулируемый.

Эти дыхательные упражнения необходимо довести до автоматизма.

Упражнение 1

Включается в работу «нижний этаж» легких.

Сплетенные пальцы рук положите на живот, и сделайте глубокий вдох, выпячивая живот за счет опускания диафрагмы (грудная клетка остается неподвижной). Подбирая живот (тем самым поднимая диафрагму), сделайте продолжительный выдох.

Упражнение 2

Сплетенные пальцы рук положите на живот, а локти прижмите к бокам. При вдохе разведите локти в стороны (ладони остаются на животе), как бы направляя расширение грудной клетки в стороны, плечи как бы раздвигаются. Живот неподвижен. Важно, чтобы грудная клетка не выпячивалась вперед, а только расширялась в стороны. При выдохе прижмите локти к бокам.

Упражнение 3

Включается в работу «верхний этаж» (т. е. заполняются воздухом верхушки легких, бездействующие при обычном неглубоком дыхании).

Пальцы рук сложите на плечи возле ключицы, локти опущены. При вдохе поднимите локти через стороны вверх, приподнимая при этом плечи. При выдохе локти опустите.

Каждое из этих упражнений выучите и соедините вместе: вдох с выпячиванием живота переходит в расширение грудной клетки, после чего следует выпячивание грудной клетки и поднимание плеч — таков полный вдох. «Очистительный» полный выдох происходит «снизу вверх»: втягивается живот (поднимается диафрагма), спадает грудная клетка, опускаются плечи.

Научиться правильно дышать животом или грудной клеткой помогут упражнения на затруднение дыхания, где используются два вида дыхания: грудное (движется грудная клетка при относительно неподвижной передней стенке живота) и брюшное (работает только живот).

Эти упражнения особенно эффективны для тренировки «второго сердца» — диафрагмы. Каждое упражнение делается по 2 раза.

  1. Глубоко, но медленно подышите, перемежая грудное и брюшное дыхание по формуле: 4 вдоха-выдоха (грудных) + 4 (брюшных), 3+3, 2+2, 1+1, 1+1, 1+1, 1+1…
  2. Плотно скрестив руки в нижней части грудной клетки, выполните предыдущее упражнение, преодолевая сопротивление стиснутых рук.
  3. Глубоко вдохните, максимально выпячивая живот. На паузе (при сомкнутой голосовой щели) втяните живот, поднимая и расширяя грудную клетку. Выдохните.
  4. Глубоко вдохните, втягивая живот, максимально поднимая и расширяя грудную клетку. На паузе максимально выпятите живот (грудная клетка сожмется и опустится).
  5. Сделайте глубокий вдох – полный выдох. Присядьте на корточки, обхватив колени руками, продолжая выдох, сколько это возможно: как бы выдавливаете из себя воздух. На паузе – выпрямьтесь во весь рост, втяните в себя живот, чтобы он как бы «присох к спине» и медленно вдохните.
  6. Сделайте глубокий вдох – максимальный выдох. На паузе – выпячивайте и втягивайте живот. Медленно вдохните.

Эти активные дыхательные движения принуждают к труду диафрагму (мощнейшую мышцу организма), которая поднимаясь и опускаясь вглубь брюшной полости, оказывает воздействие на кишечник, желудок, печень. Известный врач А. С. Залманов в книге «Тайная мудрость человеческого организма» подчеркивает значимость работы диафрагмы:

«диафрагма опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, желудок, оживляя все грудное и брюшное кровообращение. Она опорожняет венозную систему и проталкивает кровь к грудной клетке. Это второе, венозное сердце».

Все это подтверждает прямую связь между глубоким дыханием и пищеварительными процессами.

Следующие упражнения включают в работу все участки легочной ткани.

  1. При вдохе поднимите руки в стороны-вверх, при выдохе опустите руки.
  2. При вдохе сделайте наклон, при выдохе выпрямитесь.
  3. Сделайте эти же движения с «обратным знаком»: при выдохе поднимите руки в стороны-вверх, при вдохе – опустите руки.
  4. При выдохе сделайте наклон, при вдохе выпрямитесь.

Повторите обратное (контрарное) дыхание 10 раз.

Упражнения, включающие в работу максимальную поверхность легких с применением контрарного дыхания:

  1. Упражнение выполняется стоя. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены – выдох. На выдохе – сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги не гнуть), стремясь коснуться ладонями пола. Медленно выпрямляясь – выдохните.

  2. Руки в стороны. На выдохе – обхватите себя руками, касаясь пальцами лопаток, на выдохе – разведите руки.

  3. Руки на поясе. На вдохе – медленно и глубоко присядьте, на выдохе – медленно выпрямитесь.

  4. Правая нога впереди левой, прямая правая рука отведена назад, прямая левая – вперед-вверх. На вдохе – энергично меняйте положение рук, взмахнув левой ногой до касания носком правой руки. Вернитесь в исходное положение – выдохните.

  5. Сидя на пятках, соедините руки сзади в «замок». На вдохе – медленно наклонитесь до касания лбом пола, на выдохе – медленно выпрямитесь.

  6. Сидя на пятках, наклоните голову к коленям, руки выпрямите вперед. На выдохе – потянитесь вперед. Скользя ладонями по полу, до положения лежа на животе, на вдохе – вернитесь в исходное положение.

  7. Лежа на спине на вдохе поднимите прямые ноги и сгибая туловище, коснитесь носками пола за головой, на выдохе – медленно опустите ноги.

  8. Лежа на спине, стопы согнутых ног подтяните к тазу, руки прижмите к лодыжкам. На вдохе – притяните руками колени к животу, на выдохе – вернитесь в исходное положение.

  9. Свободная ходьба на месте с произвольным дыханием.


Это интересно

Дыхание всегда связано с душевным состоянием человека. Наглядным показателем изменений эмоционального состояния человека является частота дыхания. В покое – дыхание ритмичное и глубокое, в тревоге – прерывистое и учащенное. Люди, управляющие своим дыханием, регулируют и собственные эмоции. Оказывается, даже задержка дыхания оказывает благотворное влияние на наш организм.

Мы можем использовать дыхательную паузу в момент эмоционального срыва. Любое наше раздражение можно снять полуминутной задержкой дыхания.

Уважаемый читатель! Буду рада, если статья окажется кому-нибудь полезной и интересной. Как вы считаете, нужно ли учиться управлять своим дыханием?



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка