Элементы единоборств — Гипермаркет знаний. Обучение учащихся элементам единоборств на уроках физической культуры Боевая стойка

Педагогическая технология обучения учащихся элементам единоборств

на уроках физической культуры

Введение

На протяжении десятилетий не снижается накал дискуссий между специалистами в области физического воспитания школьников по следующему вопросу: «Каким должен быть урок физкультуры?» Если судить по ряду публикаций, то в настоящее время выделяются следующие основные подходы к переоценке цели, задач и сущности содержания уроков физкультуры в общеобразовательных учебных заведениях. Во-первых, это новое осмысление их оздоровительной цели, когда высшей ценностью школьной физкультуры являются здоровье учащихся, высокий уровень физического развития и физической подготовленности. Во-вторых, можно говорить об экстенсивном подходе, при котором главным является значимый тренировочный эффект за счет увеличения объема школьных занятий, и, в-третьих, о спортивно-ориентированном подходе, основанном на рациональном сочетании классно-урочной и секционной формы занятий (урочно-тренировочный тип).

Занятия борьбой рассматриваются многими специалистами в качестве одного из действенных средств физической подготовки подрастающего поколения и, следовательно, имеют большое прикладное значение. Различные виды борьбы достаточно широко практикуются в учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах). С 1975 года занятия по классической борьбе использовались в физическом воспитании в общеобразовательной школе, начиная 7-го класса с 1993-94 учебного года в содержание программного материала включил элементы единоборств.

Многолетний опыт развития спортивных видов борьбы в нашей стране и за рубежом позволяет говорить о том, что раздел борьбы в школьной программе должен пронизывать весь процесс физического воспитания, начиная с 1-класса. Анализируя учебную программу общеобразовательной школы по физическому воспитанию с 1975 года, когда в них появился раздел «Борьба» (для школьников средних классов - 8 часов, старших - 10 часов в год), показал, что этот вид спорта был и остается далеко еще не разработанным.

Сейчас мы знаем, как популярны в мире женское дзюдо, самбо, вольная борьба.

Я считаю, что уроки с элементами единоборств в школьной программе необходимы. Я провожу уроки вольной борьбы. Значимость их предельно высока. В обучении элементам борьбы я выделяю следующие задачи:

1. Всестороннее физическое развитие учащихся.

2. Военно-прикладная подготовка.

3. Эффективное использование духа и тела.

4. Поиск эффективных методов и средств в обучении учащихся элементам единоборств.

Педагогическая технология обучения учащихся элементам единоборств

Обучение элементам единоборств осуществляю по принципам педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности и доступности.

С первых уроков говорю детям, что урок борьбы - это не только развития физических качеств,а также приобретения-хитроумие, остроумие, изящество техники. Приучаю их, чтобы они не отказывались от занятий без серьезных на то оснований(причин). Прошу их уважать самих себя, соперников, зал, правила соревнований.

В уроках единоборств нужна хорошая физическая подготовка: акробатическая подготовка - для развития ловкости, упражнения с отягощениями, амортизаторами - для развития силы, кроссы - для развития выносливости.

Занятия строю так, чтобы подготовка учащихся к выполнению поставленных задач, само их выполнение и окончание урока были четко разграничены. Исходя из этого, урок должен включать в себя: вводную, основную и заключительную части.

В вводной части урока ставится задача сосредоточить внимание занимающихся на предстоящей работе и умеренно разогреть организм. Используются различные виды ходьбы, бега, общеразвивающие и специальные упражнения. Основные задачи вводной части сводятся к повышению функциональной активности всех органов и мышечных групп за счет использования общеподготовительных упражнений. Рекомендую включать имитационные и игровые упражнения, которые могут выполняться с предметами (гантелями, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками) и без них, очень важно использовать упражнения с элементами акробатики, на гимнастической стенке, с гимнастическими скамейками и т.д.

Остановимся на наиболее ценных упражнениях:

1. Упражнения, увеличивающие амплитуду движения, т.е. упражнения на гибкость.

2. Упражнения в равновесии. Провожу по следующим степеням трудностей: без усложнений, с закрытыми глазами, с грузом (постепенно увеличивая его), с грузом и закрытыми глазами.

3. Упражнения для развития ловкости (кувырок прыжком через стоящего на четвереньках, перекат через стоящего на четвереньках, перекат через спину стоящего, держась за его руки; колесо, колесо с поворотом и т.д.)

4. Упражнения для укрепления связок и частично для развития силы (упражнения с гантелями, набивными мячами, в парах и т.д.)

5. Упражнения для развития силы (упражнения со штангой, резиновыми амортизаторами, упражнения на преодоление тяжести противника (без сопротивления соперника и с дозированным сопротивлением соперника) и т.д.

6. Упражнения для развития быстроты движений. Для развития этого качества рекомендую следующие упражнения: перебрасывание маленького мяча друг другу, ловить мяч, подброшенный вверх, отскакивающий от пола, ровной стены, стены с неровностями, делать подсечки по падающему мячу или бумажке, по мячу, катящемуся в разных направлениях, бег на короткие дистанции, старты из всевозможных положений.

7. Упражнения самостраховки и страховки (перекаты, различные кувырки, падения с опорой на руки, падения вперед из основной стойки, падения при захвате ног сзади, падение вперед с отягощением, падение вперед с перекатом на грудь, падения в сторону и назад с опорой на руки, падения на бок кувырком через руку партнера, через препятствие и т.д.

Основная часть урока по структуре может быть простой и сложной в зависимости от поставленной цели - изучение техники и тактики борьбы, повторение и отработка приемов при полном сопротивлении и без сопротивления партнера. Обучение приемам провожу в следующем порядке:

1. Учитель показывает и объясняет прием полностью в обычном темпе, затем медленно, фиксируя внимание занимающихся на основных моментах. После такого общего ознакомления показываю прием по подразделениям и при этом обращаю внимание на особенности его проведения и возможные ошибки. Такая форма дает ученикам быстрее освоить изучаемый прием.

2. Занимающиеся выполняют прием против несопротивляющегося партнера до тех пор, пока полностью и технически правильно не освоят его.

Технику выполнения приема закрепляют, а затем совершенствуют с сопротивляющимся партнером в последующих тренировках. Причем сопротивление партнера в ходе занятий должно возрастать по мере совершенствования техники.

Техника вольной борьбы подразделяется:

Борьба стоя

Стойки, дистанции, подготовки к захватам, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам. Прорывы оборонительных захватов

Страховка и самостраховка

Комбинации из бросков

Защиты против бросков

Ответные броски

Борьба лежа

Исходные положения и вспомогательные действия.

Страховка и самостраховка.

Благоприятные положения для проведения приемов борьбы лежа.

Подготовка к приемам борьбы лежа.

Прорывы оборонительных захватов

Заваливания.

Переворачивания.

Удержания.

Болевые приемы.

Удушающие приемы.

Защиты против приемов борьбы лежа.

В каждое занятие включаю элементы как обучения, так и тренировки. На первых уроках главным образом является обучение, а на последующих тренировка. Обучение следует начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более трудным. Во время занятий занимающиеся должны получить от учителя правильное, яркое, надолго запоминающееся представление о приеме. Располагаю материал уроков согласно известному правилу от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному. Стараюсь широко прибегать не только к натуральному показу, но и к демонстрации схем, рисунков, кинограмм и пр. Предлагаю примерную схему изучения приемов.

Примерная схема изучения приемов:

1. Назвать приём.

2. Обосновать прием, рассказать о его значении в комплексе приемов.

3. Показать прием в темпе - наглядно, четко, образцово.

4. Показать прием в замедленном темпе, акцентируя внимание на основных элементах, а потом опять показать в обычном темпе.

5. Рассказать о наиболее благоприятных условиях для проведения приема.

6. Обратить внимание на наиболее распространенные ошибки при выполнение приема.

7. Составить пары занимающихся и приступить к изучению приема.

8. Изучение приема начать с его выполнения без сопротивления партнера и без передвижения по ковру.

9. Выполнять прием в движении по ковру с сопротивлением партнера.

Первые уроки занятия борьбой целиком посвящаю изучению элементов страховки и самостраховки, так как все приемы в стойке связаны с падением атакуемого, а часто и атакующего. Поэтому оба партнера должны хорошо ориентироваться в пространстве и смягчать падение. Одновременно пристальное внимание уделяется тренировке вестибулярного анализатора с помощью прыжков с вращением, кувырков, поворотов, акробатических прыжков. Последующие уроки посвящаю изучению подводящих и имитационных упражнений, которые могут даваться и в качестве домашнего задания учащимся. В занятия вводятся подвижные игры, развивающие ловкость, силовую выносливость (бой всадников, петушиный бой, борьба в кругу, борьба за захват), т.е воссоздающие реальные условия борьбы в виде высокоэмоциональных игр. Лишь после ознакомления и удовлетворительного выполнения приемов самостраховки можно переходить к изучению наиболее простых технических действий. К ним относятся прежде всего выведения из равновесия. Одновременно переходят к изучению приемов в партере, выполнению различных переворотов с захватом пояса, удержаний сбоку, со стороны ног. Знакомиться можно с 5-8 приемами в борьбе лежа, но закреплять до уровня навыка не более 3-4.Точно так же и в борьбе стоя можно изучать 12-15 приемов, но рекомендую совершенствовать индивидуальную технику приемов не более 3-4.

Задача заключительной части урока - привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Для этого применяется медленная ходьба, упражнения на расслабление и т.д.

Нельзя забывать и о теоретической подготовке учащихся. Предлагаю темы теоретических занятий:

1. История вольной борьбы

2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

3. Гигиена и профилактика травматизма.

4. Прикладное значение вольной борьбы.

5. Правила соревнований.

6. Основы техники и тактики вольной борьбы.

7. Этика спортсмена.

Из выше описанного, можно сделать следующие выводы:

1. Уроки борьбы позволяют не только улучшить отношение учащихся к занятиям физической культуры в школе, но и поднять на качественно более высокий уровень их физическую подготовку.

2. Боевой раздел и приемы самозащиты дополняют этот вид борьбы наиболее эффективными спортивными приемами, применяемыми в сложной обстановке.

3. Элементы борьбы легко дозируемы. Их можно давать дифференцированно в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.

4. Уроки борьбы имеют важное значение в подготовке учащихся к службе в армии.

Аннотация

Модернизация школьного образования предполагает повышения качества обучения посредством внедрения инновационных технологий и средств обучения. В данной статье авторы предлагают использовать единоборства и его элементы на уроках физической культуры как для повышения интереса к занятиям, так и для совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, единоборства, школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p214-218

EFFECTIVENESS OF THE MARTIAL ARTS APPLICATION (WRESTLING) AT PHYSICAL TRAINING LESSONS

Natalya Petrovna Tagirova, Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny; Radik R аdifovich Valinurov, Pedagogical University in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny

Annotation

The modernization of the school education consists in enhancement of the learning through the introduction of the innovative technologies and learning tools. In this article the authors suggest the use of martial arts (wrestling) and its elements at physical training lessons for increasing interest in the activities as well improving the fitness level of the students in secondary schools

Keywords: physical education, physical development, martial arts (wrestling), students.

ВВЕДЕНИЕ

По данным медико-биологических и психолого-педагогических исследований последнее двадцатилетие характеризуется неуклонным снижением здоровья современных подростков, а также взрослого населения России. Причинами негативных тенденций в состоянии здоровья являются экологическая ситуации, недостаточность профилактических мероприятий, несформированность серьезного отношения к индивидуальному здоровью, снижение организованной и самостоятельной двигательной активности и пассивное отношение к физической культуре у всех категорий населения. Между тем, исследованиями В.К. Бальсевича и др. установлено, что оптимальная двигательная активность является стимулированием роста и развития организма, благоприятно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата, восстанавливает психические функции.

Анализ современной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предметов показывает их выраженную направленность в сторону образовательного компонента. Такое предпочтительное отношение к выработке двигательных умений и навыков, допускается в ущерб воспитанию основных физических качеств . Чтобы влиять на физическое развитие ребенка, необходимо включать его в различные виды двигательной активности: простые и сложные. В процессе физического воспитания в школе больше внимания уделяется обучению основным базовым движениям, и поэтому процесс развития физических качеств затормаживается . Исследователями в качестве преодоления вышеизложенного противоречия предлагаются различные варианты, в том числе инновационные физкультурно-оздоровительные технологии, привлечение детей и взрослых к занятиям единоборствами, популярность которых ежегодно возрастает.

Цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики использования единоборств на уроках физической культуры. Исходя из вышесказанного, важно целенаправленно влиять на физическое развитие ребенка. По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом является развитие физических качеств непосредственно на уроках физической культуры в школе. Основной направленностью уроков, которые построены на материале единоборств, является: разрешение задач физического воспитания школьников, освоение основных навыков единоборств, приобщение к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом. Школьные уроки с элементами единоборств в школе подчинены педагогическим закономерностям и требованиям логики учебно-воспитательного процесса. Урок продолжается 45 минут и включает подготовительную, основную и заключительную части . Подготовительная часть урока (5-8 мин) подготавливает организм к дальнейшей физической нагрузке. В подготовительную часть урока можно включать характерные для борцов перемещения; упражнения скоростно-силового характера . В то же время надо отметить, что в старших классах ее интенсивность необходимо увеличить. В основной части (25-30 минут) обеспечивается оптимальный уровень работоспособности школьников. В основной части идет освоение разнообразной техники приемов и идет процесс воспитания физических качеств. При проведении этой части урока необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. Здесь важно учитывать, что сложнокоординационные упражнения целесообразно начать изучать в первой половине основной части, а решением задачи воспитания быстроты будут служить упражнения, которые выполняются после подготовительной части. Возможно так же включать и подвижные игры различной направленности.

Заключительная часть урока длительностью 3-5 мин направлена на снижение уровня частоты сердечных сокращения и возврат психоэмоционального состояния школьников до исходного уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первый этап, состоял в формулировании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки полученной информации.

Второй этап предусматривал педагогический эксперимент. Были сформированы группы - контрольная и экспериментальная из старших школьников параллельных классов (8-й «А» и 8-й «Б») в количестве 30 человек каждая.

Третий этап заключался в обработке и анализе полученной информации.

Методы исследования включали в себя: анализ литературных данных, тестирование (бег на 30м, 6-ти минутный тест Купера, подтягивание в висе на высокой перекладине, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, наклон из исходного положения стоя), методы математической статистики.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для анализа показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста были использованы показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнения показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста ЭГ, КГ и возрастных норм до эксперимента

Физические способности

Разница %

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

Гибкость

Примечание: уровень значимости р<0,05

Как следует из таблицы 1 на начало эксперимента статистически значимых различий по уровню значимости 0,05 не обнаружено.

Ниже представлены упражнения и элементы единоборств, которые были включены в процесс урока по физическому воспитанию для экспериментальной группы (таблица 2).

Таблица 2

Упражнения с элементами единоборств, направленные на развитие физических качеств

Физическое качество

Средства

Координационные способности

челночный бег;

комбинации из элементов техники,

круговая тренировка подвижные игры и эстафеты,

подвижные игры с направленностью на изучение борьбы.

Выносливость

круговая тренировка,

подвижные игры с формами борьбы;

учебные схватки.

Скоростные и скоростно-силовые качества

смена исходных положений по сигналу,

рваный бег из различных исходных положений,

эстафеты в сочетании с прыжками,

многократные броски набивных мячей разного веса на дальность из разных исходных положений,

различные прыжки (напрыгивания на тумбу, спрыгивания, выпрыгивания, со скакалкой, прыжки в длину с места).

Силовые качества

упражнения с отягощениями (ОРУ с различным инвентарем), упражнения в парах,

круговая тренировка, подтягивание в висе, упражнения с противодействием партнера.

Гибкость

упражнения на растягивание, махи,

круговые движения в суставах верхних и нижних конечностей.

Таблица 3

Сравнение показателей физического развития после эксперимента

Физические способности

Контрольные упражнения (тесты)

Разница %

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз

  1. На основе анализа литературных источников нами выявлено, что наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств является старший школьный возраст. Для процесса повышения эффективности целесообразно применять комплексную подготовку.
  2. Исходные показатели контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.
  3. Анализ полученных результатов тестирования выявил, что по всем показателям физической подготовленности у юношей обеих групп произошли достоверные улучшения результатов (р<0,05), однако динамика улучшения в экспериментальной группе более ярко выражена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М. : Высшая школа, 2005. - 384 с.
  2. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М. Ф. Иваницкий. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 544 с.
  3. Коропенко, С.Н. Победить себя. Айкидо: путь силы и духа / С.Н. Коропенко. - Львов: Сполом, 2008 - 192 с.
  4. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 272 с.
  5. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / Б.А. Нестеров. - Хабаровск: [б.и.], 2001 г. - 244 с.
  6. Никонович, П.Н. Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке / П. Н. Никонович. - М. : Издательские решения «Ю», 2015 - 150 c.
  7. Теория и методика спорта / под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : Советский спорт, 2007. - 416 с.
  1. Ermolaev, Yu.A. (2005), Age-related physiology, High school, Moscow.
  2. Ivanitskiy, M.F. (2006), Man"s anatomy (with the basis of dynamic and sports morphology), Physical culture and sport, Moscow.
  3. Koropenko, S.N. (2008), To overcome oneself. Aikido: the way of power and spirit, Spolom, Lviv.
  4. Lyakh, V.I. (1999), Tests in physical upbringing of schoolchildren: manual for a teacher, Limited Liability Company Firm "AST publishing house", Moscow.
  5. Nesterov, B.A. (2001), Physical activity and physical state of children and teenagers, Far-Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk.
  6. Nikonovich, P.N. (2015), Initial principles of karate realization in a sports combat, publishing house: Publishing decisions "Yu", Moscow.
  7. Ed. Suslov, F.P. and Kholodov, Zh.K. (2007), Theory and methodology of sport, Soviet sport, Moscow.

В учебный материал по единоборствам программы физического воспитания для учащихся VII –XI классов общеобразовательных учреждений входят приёмы самостраховки, борьба лёжа и стоя, учебная схватка, силовые упражнения в парах, разминка, правила соревнований и основы знаний.

Для того чтобы обучить учащихся VII –XI классов элементам единоборств, необходимо сформировать у них умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа. Обычно урок по овладению элементами единоборств начинается с разминки.


Разминка используется для подготовки организма к выполнению приёмов борьбы для совершенствования техники единоборств. Разминку рекомендуется начинать с медленного бега и несложных движений руками, туловищем и головой во время передвижения (махи, рывки руками перед грудью, выпады вперёд и в стороны, повороты вокруг своей оси, наклоны и вращения головой). Всё выполняется в течение 2–4 мин.


Затем переходят к выполнению специальных упражнений. Это могут быть приседания на одной ноге, широкие махи ногой вперёд-назад и в стороны, отжимание в упоре лёжа, поднимание прямых ног из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание туловища лёжа на спине, упражнения на гибкость для ног, рук, туловища.


В разминке можно использовать упражнения с отягощением. При этом акцент необходимо делать не на развитие силы мышц, а на скорость движений. Заканчивают разминку обычно выполнением акробатических упражнений (кувырков вперёд и назад, подъёмов разгибом, стоек на руках с помощью) и приёмов самостраховки, изученных на предыдущих уроках (падение на бок из положения приседа, падение вперёд с кувырком, падение назад из приседа).


Длительность разминки зависит от тех задач, которые поставлены на данный урок физической культуры. Если запланировано изучение новых приёмов, то интенсивность и длительность разминки не должна быть большой, как правило, около 3–5 мин. Если запланированы учебные схватки или развитие основных двигательных способностей, необходимых для единоборств (мышечной силы, скоростной выносливости, координационных способностей), то время для разминки увеличивается до 7–10 мин, а интенсивность выполнения упражнений приближается к максимальной.


После разминки необходимо поработать над совершенствованием самостраховки. Этот важнейший элемент единоборств иногда игнорируется как учителями физической культуры, так и самими учащимися. Однако прочное владение приёмами самостраховки позволяет практически избежать травм на уроках с изучением единоборств и делает обучение приёмам борьбы более успешным. В старших классах рекомендуется освоить с учащимися падение назад из стойки, падение на бок из положения стоя и падение кувырком вперёд через лежащего партнёра. Отработку приёмов самостраховки рекомендуется проводить поточным методом. Учитель при этом имеет возможность контролировать выполнение приёмов каждым учащимся и при необходимости вносить исправления в технику приёма.


В основную часть, как правило, включают освоение 1–2 новых приёмов, а также совершенствование ранее изученных приёмов в различных сочетаниях. В старших классах рекомендуется обучить учащихся новым приёмам в стойке (передней подножке и броску через бедро, а также прямому удару кулаком в голову и защите от него, обезоруживанию при ударе ножом сверху), а также при борьбе лёжа.


В процессе обучения отдельному приёму выделяют три этапа: знакомство с приёмом, разучивание и закрепление. Основная цель ознакомления состоит в создании у учащихся целостного представления о технике выполнения данного приёма. При этом используются рассказ, показ выполнения приёма в целом и отдельных его элементов. Полезно ознакомить учащихся с ситуациями, когда приём может быть применён. После этого переходят к разучиванию приёма. Разучивание целостным методом осуществляется тогда, когда приём прост по своей структуре (например, удар кулаком в голову). Более сложные приёмы (броски, защита от ударов в голову, обезоруживание) разучиваются по частям. Например, при обучении передней подножке учащиеся последовательно выполняют следующие действия: захват соперника, поворот к сопернику спиной, выведение соперника из равновесия, постановка своей ноги к атакуемой ноге соперника, бросок соперника. Не рекомендуется делить приём на очень мелкие детали, так как учащиеся в этом случае могут запутаться в последовательности их выполнения. Когда все части приёма демонстрируются учащимися достаточно уверенно, приём выполняют целиком в замедленном темпе. По мере усвоения приёма скорость его выполнения постепенно увеличивают и доводят до максимальной.


После завершения этапа освоения переходят к совершенствованию умения. Для этого приём выполняют многократно, с постепенным усложнением. Это достигается при помощи следующих методических приёмов: изменение исходного положения, выполнение приёма на быстроту, увеличение количества непрерывных повторений приёма, выполнение приёма по команде. Как правило, основная часть урока по овладению и совершенствованию техники единоборств в старших классах не превышает 20 мин, так как учащиеся могут быстро устать и это приведёт к нарушениям техники выполнения приёмов.


В X–XI классах учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приёмы борьбы лёжа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в VIII–IX классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). В этот период усиливается сопряжённое совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.


Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.


Для освоения техники владения приёмами единоборств в X–XI классах применяют приёмы самостраховки, борьбы лёжа и стоя, учебные схватки. Развитие координационных способностей осуществляется при использовании пройденного материала, подвижных игр. Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые

Урок физической культуры

«Атлетические единоборства:

боевая стойка»

Введение

Одним из прогрессивных направлений в современном образовательном процессе является использование здоровьесберегающих технологий. Технический прогресс, применение компьютеров в различных сферах деятельности не только оказывают огромное положительное влияние на весь уклад жизни человека, но и ведут к малоподвижному (а, значит, нездоровому) образу жизни.

В последние десятилетия отмечается ухудшение здоровья учащихся во время учебы в школе. По мнению ведущих ученых, причиной этого не только перегрузка учебных программ, но и неумение школьников правильно чередовать свой труд и отдых, более инертный образ жизни, а самое главное - пассивное отношение к состоянию собственного организма и своему психологическому самочувствию.

Детям, не приученным заботиться о своём здоровье, гораздо сложнее бывает вступить в реальную «взрослую» жизнь, так как современные условия заставляют их столкнуться с возросшей конкуренцией, при которой большего успеха в жизни и профессиональной карьере достигают более здоровые и образованные сверстники. В этих условиях основным приоритетом в деятельности педагогического коллектива, в том числе учителя физкультуры, является обучение здоровью каждого школьника.

Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Я считаю, что большое значение для поддержания здоровья имеет социальная среда, которая побуждает человека к здоровому образу жизни или формирует у него вредные привычки или установки.

По моему мнению, в формировании здорового образа жизни в школе, учителю физкультуры принадлежит главенствующая роль. Ведь двигательная активность детей в школе осуществляется, в основном, на уроках физического воспитания, а она является одной из составляющих здорового образа жизни. При определенных условиях двигательная активность может способствовать повышению умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию, улучшению дисциплины и успеваемости, а также искоренению вредных привычек, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Чтобы школьники с удовольствием занимались на уроках физического воспитания, необходимо правильно организовать развитие мотивации к изменению поведения, направленного на сохранение и развитие здоровья.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Я заметил, что учащиеся старших классов, особенно мальчики, проявляют большой интерес к различным видам единоборств: каратэ, кикбоксингу, самбо, муай-тай, боксу, рукопашному бою и другим, хотят овладеть искусством самозащиты. Поэтому я разработал поурочное планирование с методическими рекомендациями по разделу программы «Атлетические единоборства» в 11 классе. Оно составлено с учетом современных подходов в обучении. Мною подобран материал о боевых искусствах России, изложена краткая история других видов единоборств, что, несомненно, сыграет свою познавательную роль для учащихся.

Разработанный материал дает общее представление об основах самообороны. Он окажет методическую помощь в овладении начальной базой самозащиты, а также в последующих серьезных занятиях по определенным видам единоборств.

Простые, действенные и наиболее эффективные методы самозащиты изложены с учетом требований учебной программы.

Так как атлетические единоборства вводятся в 11 классе и за отведенное количество часов сложно овладеть техникой самообороны, целесообразно опустить знакомство с единоборствами в программе 10 класса, чтобы ученики получили полноценную систему знаний в следующем учебном году. В качестве примера разработанной мной методики, приведу конспект урока по предложенной теме:

Цель урока: научить учащихся выполнять основные параметры боевой стойки.

Задачи:

обучающие:

- обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями;

развивающие:

Развитие физических качеств и способностей;

Укрепление индивидуального здоровья;

воспитательные:

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

Воспитание потребности в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

Уроки №1-2

Разучивание основных параметров боевой стойки, прямых и боковых ударов.

№ п/п

Части урока

Дозировка (мин.)

Заклю-

читель

ная

1. Построение, постановка задач урока.

2. Разминка:

а) постепенно ускоряющаяся ходьба;

б) медленный бег.

в) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед. Выполнение быстрых сгибаний (в кулаках) и разгибаний пальцев рук.

г) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – вращение рук вперед и назад в локтевых и плечевых суставах.

д ) И. П. – Основная стойка.

1. Наклониться вперед и захватить руками голени у голеностопных суставов;

2-3. Пружинистые наклоны, пытаясь коснуться головой коленей.

4. И. П.

е) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – поочередно повороты туловища влево и вправо.

ж) И.П. – основная стойка ноги, слегка шире плеч, руки над головой. Выполнить вращение прямым туловищем вправо и влево.

з) И.П. – основная стойка, левая нога вперед, руки вверх, смотреть вверх.

1.Быстро упор сидя.

2.Быстро И.П.

и) Бой с тенью.

Боевая стойка. Техника ударов и передвижений.

1. Разучивание основных параметров боевой левосторонней стойки.

а) Подбородок опущен вниз к груди, взгляд исподлобья.

б) Левый кулак против лица чуть впереди, в зеркальном отражении закрывает часть носа, рот, подбородок,
располагается выше правого кулака.

в) Левое плечо приподнято вверх и прикрывает левую сторону подбородка.

г) Правый кулак касается подбородка справа и прикрывает его правую сторону.

д) Правое плечо расслаблено и чуть опущено вниз, что позволяет правому локтю прикрывать область расположения печени.

е) Правый локоть прижат к правой стороне туловища.

ж) Грудь спрятана между плечами.

з) Живот слегка напряжен и подобран.

и) Таз повернут вправо вместе с верхней частью туловища.

к) Ноги слегка согнуты в коленях, правая нога согнута чуть больше левой.

л) Левая нога удерживает на себе чуть больше веса тела, чем правая нога (60-40%).

м) Левая нога опирается на переднюю часть стопы, пятка слегка приподнята над полом.

н) Правая нога опирается только на носок, пятка значительно приподнята над полом.

Ступни обеих ног слегка развернуты вправо, правая стопа развернута чуть больше, чем левая.

2. Разучивание прямого удара левой в голову из боевой стойки.

3. Разучивание прямого удара правой в голову из боевой стойки

4. Разучивание бокового удара правой рукой в голову из боевой стойки.

5. Разучивание бокового удара левой рукой в голову из боевой стойки.

1. Корригирующие упражнения на гимнастической стенке.

2. Упражнение на расслабление

3. Подведение итогов.

Ефремов Владимир Андреевич

учитель физической культуры

лицей № 32 им. И.М. Воробьева г.Орла

Урок физической культуры

«Атлетические единоборства:

боевая стойка»

Введение

Одним из прогрессивных направлений в современном образовательном процессе является использование здоровьесберегающих технологий. Технический прогресс, применение компьютеров в различных сферах деятельности не только оказывают огромное положительное влияние на весь уклад жизни человека, но и ведут к малоподвижному (а, значит, нездоровому) образу жизни.

В последние десятилетия отмечается ухудшение здоровья учащихся во время учебы в школе. По мнению ведущих ученых, причиной этого не только перегрузка учебных программ, но и неумение школьников правильно чередовать свой труд и отдых, более инертный образ жизни, а самое главное - пассивное отношение к состоянию собственного организма и своему психологическому самочувствию.

Детям, не приученным заботиться о своём здоровье, гораздо сложнее бывает вступить в реальную «взрослую» жизнь, так как современные условия заставляют их столкнуться с возросшей конкуренцией, при которой большего успеха в жизни и профессиональной карьере достигают более здоровые и образованные сверстники. В этих условиях основным приоритетом в деятельности педагогического коллектива, в том числе учителя физкультуры, является обучение здоровью каждого школьника.

Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Я считаю, что большое значение для поддержания здоровья имеет социальная среда, которая побуждает человека к здоровому образу жизни или формирует у него вредные привычки или установки.

По моему мнению, в формировании здорового образа жизни школе, учителю физкультуры принадлежит главенствующая роль. Ведь двигательная активность детей в школе осуществляется, в основном, на уроках физического воспитания, а она является одной из составляющих здорового образа жизни. При определенных условиях двигательная активность может способствовать повышению умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию, улучшению дисциплины и успеваемости, а также искоренению вредных привычек, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Чтобы школьники с удовольствием занимались на уроках физического воспитания, необходимо правильно организовать развитие мотивации к изменению поведения, направленного на сохранение и развитие здоровья.

Я заметил, что учащиеся старших классов, особенно мальчики, проявляют большой интерес к различным видам единоборств: каратэ, ушу, самбо, айкидо, боксу, рукопашному бою и другим, хотят овладеть искусством самозащиты. Поэтому я разработал поурочное планирование с методическими рекомендациями по разделу программы «Атлетические единоборства» в 11 классе. Оно составлено с учетом современных подходов в обучении. Мною подобран материал о боевых искусствах России, изложена краткая история других видов единоборств, что, несомненно, сыграет свою познавательную роль для учащихся.

Разработанный материал дает общее представление об основах самообороны. Он окажет методическую помощь в овладении начальной базой самозащиты, а также в последующих серьезных занятиях по определенным видам единоборств.

Простые, действенные и наиболее эффективные методы самозащиты изложены с учетом требований учебной программы. Большое место в моей разработке занимают не только рисунки с детальными кинограммами, но и пояснения к ним, без которых затруднительно овладеть техникой применения приемов, которые даны в приложении.

Так как атлетические единоборства вводятся в 11классе и за отведенное количество часов сложно овладеть техникой самообороны, целесообразно опустить знакомство с единоборствами в программе 10 класса, чтобы ученики получили полноценную систему знаний в следующем учебном году.

Разработанные мною поурочные планы к разделу «Атлетические единоборства на уроках физической культуры в 11 классе» из 16 уроков были согласованы с областным институтом усовершенствования учителей и получили там положительную оценку.


Цель урока: научить учащихся выполнять основные параметры боевой стойки.


Задачи:

обучающие:

- обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями;

развивающие:

Развитие физических качеств и способностей;

Укрепление индивидуального здоровья;

воспитательные:

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

Воспитание потребности в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

Уроки №1-2Разучивание основных параметров боевой стойки, прямых и боковых ударов.

п/п

1. Построение, постановка задач урока.
2. Разминка: а) постепенно ускоряющаяся ходьба;б) медленный бег.в) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед. Выполнение быстрых сгибаний (в кулаках) и разгибаний пальцев рук.г) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – вращение рук вперед и назад в локтевых и плечевых суставах.д ) И. П. – Основная стойка. 1. Наклониться вперед и захватить руками голени у голеностопных суставов; 2-3. Пружинистые наклоны, пытаясь коснуться головой коленей. 4. И. П.е) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – поочередно повороты туловища влево и вправо.ж) И.П. – основная стойка ноги, слегка шире плеч, руки над головой. Выполнить вращение прямым туловищем вправо и влево.з) И.П. – основная стойка, левая нога вперед, руки вверх, смотреть вверх.1.Быстро упор сидя.2.Быстро И.П.и) Бой с тенью.

Боевая стойка. Техника ударов и передвижений.

1. Разучивание основных параметров боевой левосторонней стойки: (см. приложение рис.1).а) Подбородок опущен вниз к груди, взгляд исподлобья.

б) Левый кулак против лица чуть впереди, в зеркаль ном отражении закрывает часть носа, рот, подбородок,
располагается выше правого кулака.

в) Левое плечо приподнято вверх и прикрывает левую сторону подбородка.

г) Правый кулак касается подбородка справа и прикрывает его правую сторону.

д) Правое плечо расслаблено и чуть опущено вниз, что позволяет правому локтю прикрывать область расположения печени.

е) Правый локоть прижат к правой стороне туловища.

ж) Грудь спрятана между плечами.

з) Живот слегка напряжен и подобран.

и) Таз повернут вправо вместе с верхней частью туловища.

к) Ноги слегка согнуты в коленях, правая нога согну та чуть больше левой.

л) Левая нога удерживает на себе чуть больше веса тела, чем правая нога (60-40%).

м) Левая нога опирается на переднюю часть стопы, пятка слегка приподнята над полом.

н) Правая нога опирается только на носок, пятка значительно приподнята над полом.

Ступни обеих ног слегка развернуты вправо, правая стопа развернута чуть больше, чем левая.
2. Разучивание прямого удара левой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.2).
3. Разучивание прямого удара правой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.6).
4. Разучивание бокового удара правой рукой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.14).
5. Разучивание бокового удара левой рукой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.17-19).
1. Корригирующие упражнения на гимнастической стенке.2. Упражнение на расслабление3. Подведение итогов.


Литература.

    Бибик С.З. Рукопашный бой. Методическое пособие.- Красноярск, 1991.

    Борисов К.А. Практика рукопашного боя. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

    Матвеев А.П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5-9 классы). Средняя (полная) школа (10-11 классы). - М.: «Просвещение», 2005.

    Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. – Минск: Харвест, 1997.

    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: Методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. Димова А.Л., Чернышова Р.В. – М.: Советский спорт, 2005.

    Щитов В. Бокс для начинающих. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка