Красивый мужской торс: как Александр Скарсгард тренировался для роли Тарзана. История, тренировки и сухожильные упражнения александра засса Тренировка александра

Обладание человеком недюжинной силой всегда привлекало внимание общества. Всеобщее восхищение физическими возможностями отдельных уникумов не снижает своего накала на протяжении всей истории существования человечества.

Не остается равнодушных, среди увидевших своими глазами, проявления развитых способностей силачей. И каждый задается вопросом: Каким образом такое возможно простому человеку?

История жизни великолепного атлета, способы развития силы и волевой сферы характера Александра Засса, раскроют тайны потрясающих способностей этого удивительного человека.

Краткая биография. Рождение силы Железного Самсона

Маленький Саша родился 23 февраля 1888 года, в семье простого крестьянина. Он был третьим ребенком в семье, состоявшей из семи человек: отца - Ивана Петровича, матери - Екатерины Емельяновны и еще двух братьев и двух сестер Александра. Жили они в Виленской губернии Российской империи, на маленьком хуторе без названия.

Детство, юность и цирк

Вскоре после рождения Саши, вся семья переехала в Тулу, а затем в Саранск, поскольку Иван Петрович получил место приказчика. Помещичьи имения, которыми управлял отец, находились между Саранском и Пензой.

Управление банковскими счетами и домашним хозяйством, полностью взяла на себя целеустремленная и волевая Екатерина Емельяновна. Весь быт Зассов был устроен так, чтобы каждый член семьи постоянно, посильно трудился. Из воспоминаний известно, что семья не нуждалась, еды и питья было вдосталь, но всё это доставалось тяжелой, беспрестанной работой.

Детство Александра не было насыщено интересными событиями, зато отец возлагал на сына большие надежды: он доверял ему перевозку крупных денежных сумм для зачисления их на банковский счет и видел в будущем Сашу - машинистом паровоза. Отец готов был обеспечить ему хорошее техническое образование, но сам мальчик не тянулся к данной профессии.

Душа будущего атлета стремилась к ярким, фееричным цирковым представлениям.

Однажды, после удачно проведенной сделки по продаже лошадей на ярмарке, Иван Петрович пошел вместе с сыном на представление бродячего цирка. Зрелище глубоко потрясло Сашу своим праздничным великолепием. Особенно понравился силач, гнувший железный прут вокруг шеи и легко жонглирующий тяжеленными гирями.

Невероятная острота и интенсивность полученных на представлении эмоций не давали Саше заснуть в тот вечер. И тогда он совершил ужасный проступок - убежал из комнаты на постоялом дворе, в которой они с папой ночевали и на личные средства повторно посмотрел выступление артистов.

После такого непослушания отец жестоко наказал сына и затем отослал на работу подпаском в отдаленную деревню. Мальчику было 12лет, когда он научился управляться с большими стадами лошадей, коров и верблюдов, а также завоевал неоспоримый авторитет у шести свирепых и своенравных волкодавов, которые хорошо подчинялись ему в работе.

Мысли о цирке не оставляли Александра всё это время. Он научился отлично стрелять, защищая стада от хищников. освоил основы дрессировки, обучая лошадей цирковым трюкам. Всё это пригодилось ему впоследствии.

Вернувшись в Саранск, Саша занялся изучением биографий известных гимнастов, атлетов и цирковых артистов. Его кумиром стал Евгений Сандов - самый знаменитый силач 19-го века.

Мальчик азартно собирает литературу о развитии физических возможностей и силе тела, изучает труды знаменитых атлетов, осваивает упражнения, используя подручные материалы: дерево, камни, носит на плечах теленка.

И хоть в детстве Сашенька был слабым, болезненным ребенком, регулярные занятия приносят значительную пользу здоровью и выносливости организма. он чувствует как крепнут мышцы и расширяются силовые возможности тела.

Когда Александру исполнилось 20 лет, отец отправил его в Оренбург, учиться на помощника машиниста. В то же время в город приезжает на гастроли знаменитый цирк Андржиевского и, конечно же, молодой человек идет на представление.

Безграничная любовь к цирку, полученные в ходе регулярных тренировок умения и желание реализовать мечту всей своей жизни, добавляют смелости Александру. И он обращается к директору цирка с просьбой взять его на работу. К удивлению, он получает одобрение с пояснением, что возьмут его, пока что, только разнорабочим и жизнь его будет очень нелегкой. Но закаленный трудностями будущий артист, не страшится препятствий на пути к своей мечте и поступает на работу в цирк.

На новом месте Саша выполняет самую тяжелую "черную" работу. Знакомится и начинает помогать атлету Кураткину готовиться к силовым номерам. Своей целеустремленностью и упорством Засс заслужил симпатию силача и тот учит юношу премудростям цирковых выступлений.

Благодаря самостоятельной подготовке и грамотному наставничеству, молодой человек уже через несколько месяцев сам начинает выступать на арене.

В дальнейшем, Александр Засс будет выступать в цирке Юпатова и Хойцева, беспрестанно совершенствуя свои атлетические способности.

Война, плен и побеги

Начало первой Мировой войны приостановило развитие карьеры великого силача. И, после мобилизации, Александр Иванович Засс был зачислен в пехотный полк, а затем в разведку, где совершал конные рейды в тыл врага.

Воин из него получился умелый и бесстрашный, развитые боевые качества и умения обеспечили быстрое повышение по службе, а об отважных поступках ходили легенды.

Так, очень популярным был рассказ о том, как Александр принес раненного коня на себе обратно в полк.

Но воевать пришлось не долго. В бою атлет был серьезно ранен и попал в плен. Врачи хотели ампутировать ему обе ноги, но нерешительность эскулапов и регулярные пассивные упражнения из личной системы, сделали такую операцию совершенно ненужной.

Пленник, благодаря беспрестанным тренировкам, предоставленный самому себе, заново учился ходить. Через некоторое время он не только передвигался на костылях, но и помогал ухаживать за другими больными.

О великом упорстве и силе духа русского богатыря говорят четыре побега из плена. Каждый раз, преодолевая любые преграды, Александр оказывался на свободе и пытался пробраться к своим. Три раза его ловили, и, после жестокого наказания возвращали к тяжелой работе или в заключение. И только на четвертый раз, удалось вырваться на свободу окончательно.

Жизнь в Европе и цирковые номера

Настрадавшись на войне и в плену, Александр Иванович решил, что воину царской армии не место в Советской России и остался в Европе. В начале 20-х годов прошлого столетия атлет взял себе псевдоним Самсон, под которым выступал в цирке Шмидта. Своими уникальными способностями завоевал мировую славу и грандиозную популярность у европейской публики.

Недолго выступал в Париже, затем в 24 году получил приглашение от Освальда Столла, руководителя британских варьете. Перебравшись в Англию, обосновался там до конца жизни.

На протяжении всей своей жизни Александр Иванович Засс изучал и анализировал физические возможности человеческого организма. Свои знания он проверял на практике, личным примером доказывая эффективность применяемых им систем упражнений, теперь и мы можем применить его богатый опыт в деле совершенствования своего тела.

Тренировочные принципы Александра Засса

Заниматься атлет начал очень рано. Маленький Шура использовал доступные подручные средства, такие как тяжелая бочка, камни, дерево. Пытаясь поднять бочку он заметил как постепенно становится сильнее в быту, хотя осилить снаряд еще не было возможности. Так, делая выводы в процессе тренировок он вывел собственные принципы развития силовых показателей.

Акцент на сухожилия

Первый принцип включает развитие и укрепление сухожилий, которые по словам самого мастера являются второй по прочности тканью организма, после костей.

Объемные мышцы без прочной сухожильной основы не являются гарантом большой физической силы.

Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа — развитые сухожилия. Они не могут полностью использовать силу своих мышц в момент действительного испытания силы. И поэтому их сила — только иллюзия.

Усиление напряжения, при заведомо не возможном действии, без включения в процесс двигательного сокращения мышц - основа изометрических упражнений.

Толкание стены, попытки поднять грузовик, разорвать цепь и так далее. Подобные усилия наилучшим образом укрепляют сухожильную систему организма.

Важность динамические упражнений

Второй принцип заключается в увеличении объема мышц путем использования динамических упражнений.

Увеличение мышечной массы происходит за счет однообразно повторяющихся сокращений мышц с постепенным увеличением массы используемых снарядов.

Увеличение мышечных объемов Александр Иванович считал приоритетом в достижении эффектного внешнего вида, отдавая предпочтение развитию сухожильной силы.

Программа тренировок Александра Засса

Разработанная на основе личного опыта программа тренировок, включает в себя совокупность изометрических и динамических упражнений. Помимо использования специальных упражнений, мастер отмечал необходимость здорового образа жизни без алкоголя и никотина.

Чередование нагрузок с отдыхом, в сопровождении калорийного полноценного питания, ежедневные пробежки по 3км, гимнастика.

Но основой всего успеха атлет считал развитие сухожильной силы. И только после укрепления сухожилий можно приступать к совершенствованию мышечной системы.

Сухожильные упражнения Засса

Состоят из двух тренировок, разработанных на основе личных знаний и практического опыта мастера. Необходимо помнить что данные упражнения создают основу успешного развития всех физических способностей организма и являются главенствующими в системе атлета.

Основные правила выполнения сухожильных упражнений

  • Необходим позитивный настрой. Все упражнения выполняются с удовольствием, готовностью к нагрузке при концентрации внимания всего тела.
  • Всё тело является предметом тренировки. Основной целью будет создание силовой волны организма, а не поднятие тяжести или разрыв цепи.
  • Спокойное, ровное дыхание при усилении напряжения.
  • Плавный вход и выход из усиления, без рывков и резких движений.
  • Полная тренировка не чаще двух раз в неделю и не долее часа по продолжительности. Усиления для 5 повторов правильно будет распределить так: 1. - 75%, 2. - 90%, 3. - 95%, 4. - 90%, 5. - 75%.
  • Интервал между упражнениями 30-60 секунд.
  • Для поддержания тонуса, выбираем 5-8 упражнений и делаем их ежедневно, выполняя в 1 - 3 усилия, с распределением напряжения: 60% - 90% - 75% для каждого упражнения.
  • Соблюдение постепенности и последовательности.
  • Обязательная регулярность занятий.
  • Внимательное отношение к самочувствию.

Первый комплекс упражнений

Концы цепи держим в руках.Сгибаем правую руку и растягиваем цепь. Левая рука остается прямой, удерживая цепь. делаем повтор для левой руки.
Руки держат цепь над головой, прямые на ширине плеч или чуть шире. Растягиваем цепь в стороны, напрягаем руки, грудь, верхнюю часть спины.
Сгибаем руки перед грудью, удерживая цепь тянем её левой рукой к правому локтю, а правой - к левому.
Растягиваем цепь за спиной, работают трицепсы.
Растягиваем цепь за спиной, подключая к трицепсам мышцы живота и груди.
Выдохнув, обмотайте грудь цепью и закрепите её. На вдохе напрягайте грудь и спину, растягивая цепь.
Используем две цепи с прикрепленными кожаными петлями. Ступни продеваем в петли. Тело прямое как струна. Руки опущены вдоль тела. Тянем цепи, напрягая трапециевидные мышцы и руки.
Меняем руки в исходном положении. Задействуем трицепсы и дельтовидные мышцы.
Смена исходных положений рук и ног. Тянем цепь, стараясь согнуть руку в локте. Делаем для обеих рук поочередно.
Тянем цепь, опираясь на левое и правое бедро поочередно.
Тянемся к левой, затем к правой опорной ноге поочередно, меняя исходное положение.
Преодолеваем сопротивление цепи в упоре лежа. Спина прямая, пресс напряжен.
Растягиваем снаряд в стойке на руках, при балансе нагрузку направляем в сторону пальцев рук.
Продеваем ногу в нижнюю петлю цепи и наступаем, а другую одеваем на голову так, чтобы её верхняя часть охватывала затылок. Растягиваем цепь, включая в работу мышцы шеи, спины, брюшного пресса, груди.
Корпус держим прямо, сохраняя баланс. Растягиваем цепь правой рукой и правой ногой. Руку стараемся как можно сильнее согнуть в локте, а ногу разогнуть. Работают мышцы руки и задняя поверхность бедра. Делаем для левой стороны.

Второй комплекс упражнений

  1. Сгибаем и поднимаем руки с цепью перед грудью. локти на уровне плеч. Растягиваем в стороны.
  2. Согнутые руки за головой. Растягиваем цепь, изменяя ширину хвата.
  3. Две цепи с петлями на обоих концах. Изменяя длину цепей, тянем их строго вверх к плечам, на уровне головы и над ней, поочередно.
  4. В нижнюю петлю продеваем ступню правой ноги, верхнюю петлю держим в руке. Тянем цепь, выпрямляя руку вверх. Упражнение выполняем поочередно и одновременно.
  5. Обматываем цепью грудь на вдохе и закрепляем. Стараемся вдохнуть еще, расширяя грудную клетку.
  6. Ноги шире плеч. Петля на правой ступне, согнутая левая рука на уровне талии, тянем цепь. Повторяем для правой руки.
  7. Цепь крепим к стене на уровне пояса, тянем её руками, стараясь вырвать из крепления.
  8. Один конец цепи крепим к полу, на другом крепим ручку на уровне колен. тянем, стараясь вырвать цепь из крепления. Возможен повтор на разных уровнях хвата.

Динамические упражнения

Несмотря на то, что основной упор Александр Иванович делал на сухожильные упражнения, со временем он стал отмечать необходимость динамических, играющих значительную роль в приобретении эффектного внешнего вида. Ведь в начале карьеры он не производил впечатления на публику громадой великолепно развитой мускулатуры, что, впрочем, не мешало ему проявлять чудеса силовых возможностей.

Упражнения представлены с отягощением в виде специального мешка, вес которого увеличивался при помощи постепенной замены наполнителя на более тяжелый. От 7кг опилок он продвигался в весе, заменяя их постепенно песком, дробью, а затем свинцом так, что конечный вес достигал 70кг.

1. Ноги на ширине плеч, мешок на полу, слегка согнув ноги поднять утяжелитель на грудь одним движением. После паузы выжать вверх над головой и зафиксировать положение, затем вернуть на грудь и на пол. (10-15 раз).

2. Ноги на ширине плеч, мешок на ладони одной руки возле плеча, выжимаем тяжесть вверх, фиксируем положение и вращаем снаряд используя запястье как ось вращения. Повторяем для другой руки. Усложнение: при поднятом в высшей точке мешке, делаем поочередные движения пальцами, будто пытаемся поднять снаряд еще выше. Выполняем до максимальной возможности повторов.

3. Стоя пятки вместе, носки врозь, держим мешок на груди. делаем присяд на носках, одновременно выжимая мешок вверх, фиксируем положение. Далее возвращаем тяжесть на грудь, одновременно выпрямляя ноги. (10-15 раз).

4. Ноги шире плеч, мешок на ладони возле плеча. Толкая силой ног и руки, перебрасываем на другую руку так, чтобы снаряд описал полукруг в воздухе. Постепенно увеличиваем силу толчка и величину траектории полета.(10-15 раз).

5. Ноги шире плеч, колени чуть согнуты. Мешок держим на уровне колен. одновременно выпрямляя ноги и туловище, подбрасываем снаряд вверх и ловим его на лопатки, амортизируя нонами удар. Сбрасываем в левую сторону и ловим руками. Повторить для правой стороны.

6. Лежа на спине, мешок за головой на расстоянии вытянутых рук. Берем мешок в руки и поднимаем вверх на прямых руках до вертикального положения, опускаем его на грудь, потом выжимаем вверх и возвращаемся в и.п. (10-15 раз).

7. И.п. то же что в упр. 6. Мешок на уровне щиколоток прямых ног, берем его ногами и поднимаем вверх, перекладываем на ступни и делаем жим. Возвращаемся в и.п. (10-15 раз).

8. Стоя пятки вместе, носки врозь, держим мешок руками на полу. Поднимая снаряд вверх через левую сторону описываем дугу над головой и опускаем его через правую сторону. Повторяем по часовой стрелке и против. (10-15 раз).

Мировая слава Засса

Своими уникальными способностями Железный Самсон завоевал грандиозную популярность и любовь зрителей. От простых людей до знатных особ распространился контингент его почитателей. Слава удивительного атлета гремела по всему миру.

Феномен Железного Самсона не давал покоя многим. Появлялись подражатели удивительного атлета. Международные гастроли артиста пользовались огромной популярностью у зрителей.

На обложке журналов появлялись его фото рядом с изображениями Евгения Сандова, навсегда оставшегося кумиром Засса.

Издавались книги, посвященные русскому богатырю: "Удивительный Самсон" - выпущена в Лондоне в 1925 году.

Всю жизнь до самой смерти Алексанр Иванович Засс оставался активным сильным человеком. Последний силовой номер он продемонстрировал в возрасте 66 лет, впоследствии занимаясь дрессировкой животных.

Умер этот замечательный человек в результате несчастного случая. Спасая животных из горящего фургона он получил серьезные ожоги головы и попал в больницу. Через несколько дней Александр Иванович умер от сердечного приступа и был похоронен в Хокли, под Лондоном в 1962 году.

Рекорды Александра Засса

Удивительные возможности, достигнутые с помощью самостоятельно разработанной уникальной системы упражнений до сих пор поражают воображение:

  • Носил лошадь и пианино с людьми на плечах.
  • Выдерживал массу, переезжавшего его грузовика, груженого углем.
  • Ловил ядро весом в 90кг, выпущенное с расстояния 8м.
  • Удерживал на весу, зубами железную балку с людьми.
  • Лежа на доске с гвоздями, удерживал на груди булыжник весом в 500кг, по которому все желающие могли бить кувалдой.

Самое главное - самообладание. Я десятки раз находился на краю гибели. И лишь умение взять себя в руки, сохранить спокойствие, принять здравое решение сохраняло мне жизнь.

Сам герой всегда говорил что сила в характере и воле человека, а так же в крепости сухожилий и способности управлять мышцами. Железный Самсон оставил сияющий славой след в истории и память о нем не исчезнет никогда.

«Некоторые люди с тонкими ногами сильнее, чем люди с толстыми, – Почему? Потому что сила лежит в сухожилиях, в тех невидимых твердых тканях, которые уступают по плотности только костям. Без сухожилий человек превратился бы в студень. Но сухожилия надо тренировать. На моем опыте можно убедиться, что не обязательно крупный мужчина должен быть сильным, а человек скромного сложения – обязательно слабым.

Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа – развитые сухожилия. Они не могут полностью использовать силу своих мышц в момент действительного испытания силы. И поэтому их сила – только иллюзия.

Сухожилия же лучше всего увеличивают свою крепость, когда их мощь прилагается к какому-либо почти неподвижному предмету. Они становятся сильнее от сопротивления, чем от движения».

Александр Засс, или Железный Самсон, создал гениальную систему развития силы. Здесь представляется опорная часть его системы: развитие сухожильной силы.


“Я никогда не стремился к большим мышцам, считая, что главное — это крепкие сухожилия, сила воли и умение управлять своими мышцами. Когда я стал выступать в цирке как атлет, у меня были бицепсы всего в 38 сантиметров. Но публике вид нужен, и мне пришлось их увеличить до 42 сантиметров за счет упражнений с гантелями и упражнений на самосопротивление” (из письма Юрию Шапошникову).

«Крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот не является признаком хорошего пищеварения».

Александр Засс с помощью сухожильных упражнений достиг феноменальной плотности силы. Невысокий, весом 66 кг в начале своей борцовско-атлетической карьеры он своими подвигами вызвал замешательство у зрителей: побеждал огромных противников, рвал цепи и подковы, завязывал бантом металлические прутья, удерживал рвущихся в разные стороны лошадей… Из-за этого замешательства и пришлось Зассу поднабрать мышечной массы, чтобы избавить зрителей от подозрений в обмане. Тем не менее: в течение всей цирковой карьеры его вес никогда не превышал 80 кг.

Сухожильные упражнения в общем-то известны издревле. Народные силачи поднимали и переносили огромные камни и больших животных, упражнялись в сгибании-разгибании металлических прутов и подков, тащили за собой деревья-лодки-подводы, удерживали рвущихся быков и лошадей… В древнем Риме атлеты облачались в железные одеяния весом в 200-300-400 кг и так поднимались на помосты…

Но именно Зассу первым посчастливилось распознать в феномене систему и представить ее миру. Это произошло в 1924 году.

«Надо развивать то, что лежит в основе мускула, особенно сухожилия, а не объем мышц».

В начале 60-х годов наивные американцы переоткрыли эффект Засса, наименовав эти упражнения изометрическими и статическими. С тех пор сухожильные упражнения вошли в активную спортивную практику: для развития силы, для преодоления мертвых точек, для формирования новых траекторий силовых движений. Но здесь они остаются отдельными разрозненными упражнениями. А ведь система уже есть!

Увы. Авторитеты спорта и науки предпочитают держать этот факт в тени и — как следствие — вынуждены морочить обывателей. Ведь сухожильная система феноменальна во многих отношениях: ее можно практиковать при минимуме места-снарядов-времени и с превосходным эффектом. Не случайно цирковые силачи современности — Геннадий Иванов и Иван Шутов — в основу развития силы положили именно систему Засса.

Поэтому экспертам приходится искать на солнце пятна. То объявят что изометрия-натуживания вредны для сердца-сосудов-нервов, особенно неподготовленных как у молодежи или любителей (это неправда); то расскажут как динамический тренинг (сложный!) превзошел изометрический (простой!); то помянут про потенциально всевозможные разрывы микро и побольше в мышечных тканях и другие неисправимые опасности максимальных напрягов.

Другой способ: смешать понятия. Дескать это то же, что и волевая гимнастика Анохина. А вот вам хороший домашний комплекс изометрии без снарядов. Только 4-6 секунды и лишь через год можно увеличить время напряжения до 8 секунд. А 12 секунд и более — это прямая угроза здоровью. Прислушивайтесь к себе: заболит голова — немедленно бросайте это гиблое дело. Напрягайтесь только на вдохе. Тренироваться не более 15 минут!

Обыное дело — все наоборот. Настоящим пятном является новейшая история изометрии. В начале 60-х Боб Хоффман организовал выпуск чудодейственных силовых рам для изометрических занятий и в своем журнале «Сила и Здоровье» вовсю разрекламировал крутые достижения Билла Марча и Луи Рике, которые за полгода прибавили в многоборье несколько сотен фунтов. Многие добились приличного прогресса, но повторить фантастический прорыв Марча и Рике никому не удавалось. И вот наконец выяснилось, что есть и другая причина их взлета — это стероиды. Скандал попутно и надолго подпортил репутацию изометрии.

Тем не менее: это был первый масштабный эксперимент. Оборудования было навалом и через несколько лет научное исследование 175 атлетов занимавшихся изометрией показало средний еженедельный 5% рост силовых показателей. Во как!

Именно в это время изометрия прочно входит в спортивную практику мирового уровня, но остается при этом узконаправленной, скучной и далекой от простых любителей.

А ведь как просто могло бы быть: если переиздать две оригинальные книги Александра Засса и книгу «Удивительный Засс» 1925 года, если показать как действуют именно цепные напряжения — сами по себе и в системе, если все же учесть новый опыт «в пользу» системы Засса.


А пока ответим на возражения:

В систему Засса входят и динамические упражнения с мешком. И судя по всему новейшие откровения гуриев бодибилдинга потихонечку приближаются к системе Засса. С другой строны, прогресс вещь объективная и у них тоже есть чем улучшить-подновить систему Засса.

Сложный сухожильный тренинг включает не только статику, но и «прокачку» напрягом всего суставного объема. То есть развитие сухожильной пружины, развитие связи сухожилий с суставом и с мышцой, распространение сухожильной плотности силы на весь двигательный объем движения, развитие сопутствующих равновесий-регуляций-управлений. И естественно использовать различные режимы тренировки сухожилий: например, упоры, таскание тяжестей, стояние «столбом» или «всадником» или просто так, держание корпусом поднимаемо-опускаемой штанги… разогрев, мобилизация, максимум…

Опасность натуживаний для здоровья прямо связана с нарушениями энергетических и физиологических режимов: это в первую очередь нервное и неправильное дыхание, далее — нарушение процессов оперативного и длинного восстановления, наконец — это практика узкого-частного использования ведущая к перекосам общего энергообмена. Можно воспроизвести все эти синдромы и без изометрии — в любой деятельности, а в спорте тем более.

Гимнастика Анохина живет по соседству и часть ее упражнений может весьма удачно дополнить сухожильную гимнастику. Но!! — волевая гимнастика — это мышечная гимнастика. Ее ближайшие родственники — гимнастика Гермеса, хатха-йога, стрэтчинг.

Впрочем прямой близкий родственник все же появился. Это автономная гимнастика Владимира Фохтина, гимнастика самосопротивлений. Ей тоже несладко с экспертами: то объявят ее гимнастикой Анохина, то очертят полезность задачами тонизирования обывателей или временным средством для командировок, то вспомнят о опасностях изометрических упражнений. Действительно: гимнастика Фохтина развивает сухожилия, развивает суставы, развивает мышцы. При этом требует минимум места и совершенно никаких снарядов. Правда автор пошел на поводу у экспертов и несколько переусложнил стартовый курс до 88!!! упражнений. Дело даже не в количестве — это полная система, проблема в структуре подачи этих упражнений. Плюс автор старательно дистанировал свою гимнастику от изометрии и от самонапрягов-потягушек. А ведь по сути Фохтин сделал следующий шаг в развитии атлетизма и сухожильной гимнастики.

Про 6-секундный режим, в котором максимальное усилие составляет 2-3 секунды. К сожалению, я не знаю мнения об этом самого Засса. Но вот что известно:
а) Засс в тюрьме практиковал 15-20 секундные напряги, следовательно в нормальных условиях и при нормальном питании он мог использовать и минутные напряжения.
б) В первые 6-8 секунд сгорает запас АТФ, затем в дело идет гликоген и на 40-х секундах зажигается жир. Проблема в том, что изометрический способ расходования и восстановления энергии входит в конфликт с аэробным динамическим способом. В общем, если ничего не менять, то действительно приходится выбирать «либо-либо». Если выбирать изометрию, то естественно выявляются 4 режима напрягов: 6 секунд, 15-20 секунд, 1 минута, 3-6 минут. Но их еще следует пробудить, подлечить, развить… Иначе очень легко перетренироваться и попасть в вязкую яму дистресса.

Сухожильная система развития силы с помощью цепей оригинально свежа и по сей день. Система Засса позволяет быстро наращивать силу, упрочает связки и сухожилия, формируя задел для естественного развития мышц.

Замечание для женщин: правильное выполнение сухожильной гимнастики не увеличивает объем мышц, не увеличивает вен, включает в общий энергообмен подкожный жир (способствует рассасыванию и улучшению кожи), улучшает характер и способность постоять за себя. Правда придется проявить вкус и сообразительность в подборе упражнений.

Сухожильные упражнения можно выполнять с помощью разных снарядов — металлического прута, цепей, толстого шнура, деревянной палки.

Правила сухожильной гиманастики

Ваш предмет — это ваше тело, поэтому не рвите цепь — просто создавайте плотную телесную волну, цепь порвется сама

Дышите спокойно, не напрягая дыхание при усилии, упражняйтесь на фоне спокойного дыхания

Силовая волна должна охватывать все тело, от подошв до рабочего снаряда; при этом как бы вжимайтесь телом в усилие — это позволит увеличить объем связи мышцы-сухожилий-сустава

Волна должна быть хорошей: плавно-упругий вход, усиление без разрывов до довольного максимума плотности, плавно-спокойный выход

Развивайте природную силу добродушия: минус нервы, минус результат, минус дыхание, плюс объемная телесная волна — так вы избежите всех «опасностей», включая головную боль и выступание вен

Напрягли силу — отпустили, слушаем восстановление силы с наваром; навар — это новая энергия, вам ее осознать нечем, поэтому ориентируемся на восстановление + ощущение неопределенности, сопровождающее приход силы

Выполняем упражнение 1-5 раз со стандартными паузами от 30 до 90 секунд; при более мощных усилиях возможно понадобятся более длинные паузы от 3-5 до 10 минут (поэкспериментируйте)

Если дыхание углубляется, сердце заколотилось, силовая волна рвется или проявляет телесный дискомфорт — значит необходимо остановится и успокоится, уменьшить усилие, промассировать-прочувствовать дискомфорт ласковой волной

Не спешите, пусть общая длительность, величина усилия и длительность максимума развиваются естественно; начните с коротких 2-5 секундных напряжений, а в более длинные входите поплавнее

В тонизирующем-ежедневном режиме выберите 5-8 любимых упражнений и выполняйте их в 1-3 напряга с усилием в 60-90-75% (примерно)

Силовая полная тренировка должна совершаться не более 2 раз в неделю и занимать не более часа; здесь для 5 повторов можно ориентироваться на следующие усилия — 75-90-95-90-75% от довольного максимума

Ежедневные напряги лучше сочетать с настройкой на день или задачу, силовые тренировки лучше настраивать на образ недели или цели

Один раз в неделю, в конце силовой тренировки советую выполнить тонический тест: минутный растяг палки-цепи-полотенца, опущенными вниз руками, с усилием в 95%. После растяга слушайте руки: если мышцы здоровые, то руки поднимутся сами в стороны-вверх и некоторое время там попарят (сбоку или вверху). Величина этого времени — величина тонической активности — укажет вам ваш недельный прогресс не только в силе, но и в ее качестве. Если прогресса нет, то значит вы делаете что-то не так: не высыпаетесь, переедаете, беспокоитесь, перегораете в делах, не успели восстановится после предыдущей тренировки, загнали себя на этой тренировке. Если ваша тоническая активность меньше минуты, будьте вдвойне аккуратны с перенапряжениями. Если ваша тоническая активность выше 1,5 минут, значит вас можно поздравить: вы все делаете правильно и качественный прогресс в силе вам обеспечен.

Сухожильные упражнения с цепями

Оригинальная система Железного Самсона состоит из упражнений с использованием цепей. К цепям прикрепляются металлические ручки треугольной формы с крючками, которые при необходимости перецепляются, удлиняя или укорачивая отрезок цепи. Для упора ног к концам цепи прикрепляются ременные петли. То есть для начала занятий вам необходимо приобрести 2 цепи длиною от пола до вашей вытянутой вверх руки и смастерить 2 ручки для рук и 2 петли для ног.

Цепи продаются в хозяйственных магазинах.
Ручки можно сделать так: взять два отрезка трубы удобной толщины и продеть в них проволоку (или трос), загнутую на соединении в крючок. Петли для ног очень важны, так как обеспечивают удобство самых мощных напряжений тела (например в позе атланта). Поспрашивайте знакомых дам на предмет старых сумочек, попробуйте использовать брезент или материал для баулов. Но сначала поэкспериментируйте с тканью: наступите ногой и тягайте ее концы вверх: оцените толщину, ширину, удобство петли. Можно использовать петли вкупе с тапочками.


Записки

Кумиром Засса с отрочества стал Евгений Сандов. С ним он вел заочное соревнование и он не подвел своего духовного учителя: сделал следующий широкий шаг в развитии способа и методов развития силы.

Засс сочетал сухожильные упражнения с цепями и динамические упражнения с мешком. Упражнения с мешком помогли ему развить большую мышечную массу. Масса эта нужна была не столько для выполнения номеров, сколько для приобретения «товарного» вида.

Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком. Мешок этой формой походил на боксерский и наполнялся опилками. Весил мешок 7 килограммов. Каждый день молодой Засс отсыпал из него горсть опилок, а добавлял горсть песку. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок, а досыпать дробь. В конце концов он тренировался уже с мешком, наполненным свинцом, весившим около 70 килограммов.

А вот представьте: подкидываете и ловите на спину мешок с опилками. А через год — мешок с песком! И хоть бы хны. Между песком и свинцом, учитывая плотность, можно использовать железо.Свинец, баббит, старые аккумуляторы.
Мешок можно сшить из плотного кожзаменителя, вдев сбоку (под прикрытием) железную молнию. Альтернативный вариант: брезент-ткань снаружи, сумочная ткань — изнутри.

День Александра начинался с трехкилометровой пробежки. Затем шли тренировки с железными прутьями - он сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи он научился рвать в два движения: возьмет два соседних звена, стиснет пальцами, повернет туда-сюда до упора - и распадается цепь.

Немало времени занимали упражнения на развитие грудных и спинных мускулов. Нагрузив размещенную на груди платформу камнями, молодой Засс делал несколько глубоких вдохов, потом отдыхал, после чего становился на «мост», прогибался.

Засс часто повторял: Крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот - признаком хорошего пищеварения.

«Мускулы сами по себе не удержат тянущих в разные стороны лошадей, а сухожилия удержат, но их нужно тренировать, их нужно развивать, и способ их укрепления существует».

Открыв для себя возможности изометрических упражнений, Вы откроете целый мир. Сама по себе изометрическая гимнастика и ее отдельные элементы были известны еще с незапамятных времен. Но родоначальником техники изометрических упражнений является знаменитый силач Александр Засс. Его сценический псевдоним – Самсон, говорит сам за себя. При росте 165 см, весе 80 кг, с обхватом бицепса 40 см, окружностью груди – 119 см он мог поднимать пианино с пианистом и статистом, носить на руках лошадь, рвать цепи и делать другие впечатляющие трюки на силу.

Взаимодействуя с предметом во время упражнения, необходимо за короткий промежуток времени развить максимальное усилие. За счет этого происходит не столько рост мышечной массы, сколько рост и укрепление сухожилий, без которых нет реальной силы. Тренированные сухожилия делают обычные динамические силовые тренировки эффективнее и дают существенный прирост силы.

Поэтому предмет выбирается «непреодолимый»: вес, который невозможно поднять, цепь, которую невозможно разорвать. Как вариант – используется вес, который невозможно удержать больше нескольких секунд или на пути подъема ставится непреодолимое препятствие. Это заставляет голову и мышцы работать по-другому и помогает значительно улучшить результаты в силовых упражнениях.

Формулируя более точно, изометрическое упражнение – это упражнение, при котором мышца не меняет угол и длину, все напряжение создается в статике, без движения.

Начнем с минусов, так как с первого взгляда изометрические упражнения могут показаться практически чудесным способом тренировки силы:

  1. они не тренируют координацию движений, не учат мышцы двигаться;
  2. они не так просты в освоении, как кажутся. Научиться правильно дышать и чувствовать свое тело довольно сложно, поэтому на освоение техники уйдет некоторое время;
  3. правильный настрой и максимальная работа на каждом упражнении – залог эффективности, поэтому если Вы не можете полностью выложиться в статическом и фактически – безрезультативном упражнении, этот метод тренировок не для Вас;
  4. есть вероятность заработать проблемы с сердечно-сосудистой системой или получить травму, если тренироваться без точной техники, но в больших объемах;
  5. изометрические упражнения не заменят динамических для большинства видов спорта, к примеру, для бодибилдинга. Рост мышечной массы они стимулируют гораздо меньше, чем динамические.
Но у изометрических упражнений есть и неоспоримые плюсы, которые заставляют включать их в программу тренировок представителей многих видов спорта и просто любителей:
  1. изометрические упражнения не требуют особого оборудования. Вместо цепи может быть полотенце. А несдвигаемые и неподъемные предметы найти не так сложно;
  2. длительность тренировки – 15-20 минут, поэтому провести тренировку можно и в обеденный перерыв. Существуют даже комплексы для необычных условий: общественного транспорта (в качестве снаряда используется поручень) или лекции в ВУЗе;
  3. с помощью статичной нагрузки можно целенаправленно развивать силу отдельной мышцы;
  4. статические тренировки сравнительно малотравмоопасны;
  5. это один из немногих способов интенсивно тренировать сухожилия, которые и являются основой силы. Сам Александр Засс наращивал окружность бицепсов не для эффективности, а для публики, как он сам признавался. Он считал, что мышцы без сухожилий не дают силы, только ее иллюзию – и во многом был прав.

Изометрические упражнения определенно рекомендуются для нескольких случаев:

  • начальный уровень подготовки в занятиях спортом. В статике нельзя получить больше нагрузки, чем способно выдержать Ваше тело. Соответственно, опасность получить травму минимальна, а рост показателей будет значительным;
  • если в обычных тренировках Вы зашли в тупик. Изометрические упражнения предполагают свою философию. Заставив свою голову работать по-другому, можно быстро сдвинуться с мертвой точки;
  • для увеличения силовых показателей – в комбинации с обычной динамической нагрузкой;

Но изометрические упражнения будут практически бесполезны, если Ваша цель – потеря веса. Калории расходуются в крайне ограниченном количестве, поэтому для похудения их использовать не стоит.

К классическим изометрическим упражнениям относится лишь последний вид, но помимо них практикуется множество упражнений с элементами статики. Можно изменить любое базовое упражнение, добавив в него статическое усилие:

  • упражнение с отягощением, осложненное тем, что на определенной точке выполнения (там, где напряжение на целевую мышцу сильнее всего) необходимо задержаться на несколько секунд;
  • упражнение с отягощением, которое начинается как обычное динамическое, но на определенном этапе его выполнения перед отягощением ставится непреодолимое препятствие. И в этой точке происходит наибольшее, но кратковременное приложение силы;
  • классические изометрические упражнения – тренировки с неподдающимся деформации предметом. Прочной цепью, веревкой, полотенцем или просто со стеной. Главное – преодолеть оказываемое «снарядом» сопротивление невозможно.

Оговоримся, что для своих тренировок Самсон использовал практически один и тот же снаряд: прочную сеть. Этот предмет можно заменить любым достаточной длинны, удобным для хвата и прочным настолько, что бы Вы объективно не могли его порвать.

Комплекс упражнений Александра Засса включал множество упражнений. Вот лишь некоторые:

  1. Возьмите цепь хватом шире или на ширине плеч на уровне груди. Попытайтесь разорвать цепь, растягивая ее;
  2. Переведите цепь за голову, на уровень затылка. Суть упражнения в том же – попытаться цепь разорвать;
  3. Цепь над головой на вытянутых руках;
  4. Протяните цепь за спиной, в этом упражнении усилие делается усилием трицепсов и дельт, растягивайте цепь, пытаясь протянуть руки вперед;
  5. Обмотайте цепь вокруг груди на выдохе. Затем на вдохе попытайтесь порвать ее. Это, кстати, был один из коронных трюков Самсона – разрыв цепи на вдохе усилием мышц груди и широчайших;
  6. Попытайтесь порвать цепь, держа одну руку вытянутой внизу, другую – вверху согнутой в локте;
  7. Встаньте ногами на цепь, ноги на ширине плеч. Попытайтесь порвать цепь, растягивая ее руками. Движение направлено вверх и в стороны, работают в первую очередь трапеции;
  8. В положении упор лежа на полу протяните цепь за шеей, концы должны быть закреплены на ладонях. Движение, как в отжимании, направленно вверх;
  9. Попытайтесь разорвать цепь, растягивая ее через бедро. Ноги полусогнуты;
  10. Возьмите две цепи, каждая должна крепиться к стопе петлей. Свободные концы возьмите в руки. Ноги поставлены на ширине плеч. Тяните цепи вверх, используя трапеции и мышцы рук;
  11. Один конец цепи закреплен на стопе петлей. Свободный тяните вверх, пытаясь согнуть локоть. В исходном положении он находится под углом около 90 градусов.

В комплексе Александра Засса были упражнения на самые разные группы мышц, их легко сконструировать для любой мышцы. Сам Самсон не ограничивался изометрическими упражнениями, в его тренировках были и обычные динамические силовые упражнения с гирями и штангой.

Без выполнения простых правил за освоение статических упражнений можно не браться:

  • упражнение начинается на вдохе;
  • усилие наращивается постепенно, без резкого приложения силы;
  • время выполнения одного повтора – 5-6 секунд для новичков и 10-12 – для опытных;
  • между повторами необходимо делать минутные передышки;
  • количество повторов – 2-3;
  • общее время тренировки – не больше 20 минут;
  • обязательное условие – настрой на максимальное усилие. Целью выполнения упражнения должна быть порванная цепь или пробитая стена, максимализм очень важен.

Изометрические упражнения могут быть в отдельных ситуациях очень полезны. Поэтому если Вы зашли в тупик в привычных тренировках, есть смысл попробовать новую технику. Благо ее освоение при серьезном подходе не займет много времени, а польза от выполнения статики точно будет. Это заслуживающая внимания система упражнений со своей философией и несомненными плюсами.

Многие кинокритики не одобрили режиссерский выбор: внешность худощавого 40-летнего шведского актера не вязалась с образом мускулистого дикаря из джунглей (именно таким мы видим Тарзана в десятках фильмов). Однако режиссер картины Дэвид Йетс счел Скарсгарда идеальной кандидатурой для этой роли. «На мой взгляд, Тарзан должен иметь рельефные и как бы вытянутые мышцы, и вообще больше походить на современного человека, чем на тот стереотип с квадратной челюстью, к которому мы привыкли, — сказал Йетс в одном из интервью. — И это одна из причин, почему высокий Александр Скарсгард был утвержден на эту роль».

Однако подготовка актера к съемкам была непростой: всего за четыре месяца ему нужно было набрать мышечную массу, добиться идеального рельефа мускулов плечевого пояса и кора, развить гибкость и ловкость (ведь его герой с легкостью повисает на лианах и перескакивает с дерева на дерево). «Из-за постоянных тренировок я все это время вообще не виделся с семьей, друзьями и ежедневно вставал в 4.30 утра», — рассказал Александр Скарсгард в одном из интервью.

Итак, как же тренировался актер?

Тренировки и план питания Александра Скарсгарда

До съемок в картине актер не отличался объемной мускулатурой и признавался в интервью, что «…не из тех, кто ходит в тренажерный зал по 6 раз в неделю».

Поэтому программа спортивной подготовки у него была довольно жесткой, персональный тренер и диетолог составили для Александра Скарсгарда особый режим занятий и план питания. «Диета была довольно строгой, я бы описал ее как “много куриных котлет и сухариков”, — со смехом вспоминает подробности своего питания шведский актер в интервью изданию E!Online. — А потом мой диетолог устроил мне читмил. Он позвал меня в итальянский ресторан, разрешил заказать все, что хочу. Я съел тарелку пасты, потом пиццу и порцию тирамису — и это, кажется, был лучший обед в моей жизни».

Тренировочная программа была составлена так, что актеру было не до смеха: он занимался силовыми и функциональными тренировками около пяти раз в неделю, акцент в упражнениях был смещен на развитие именно верхней части тела. Плюс к тому, в расписании Скарсгарда были уроки… с хореографом: Уэйн МакГрегор помог актеру приобрести осанку и грацию человека, забросившего жизнь в мегаполисе и вернувшегося в родные джунгли. Благодаря этому у нас есть возможность увидеть, как пластика горожанина сменяется раскрепощенными и размашистыми движениями дикаря, когда герой Скарсгарда покидает Англию.

«Для меня это было серьезным испытанием, я довольно сильно нервничал и не знал, как воспримет мое тело диету и эту программу тренировок», — отметил Скарсгард в одном из интервью. Но, похоже, он зря волновался.

Какой тренинг поможет добиться схожего результата? «Мы видим, что актер уделял много времени проработке мышц спины, кора, пресса и плечевого пояса, — рассказывает Максим Шиян , персональный тренер фитнес-клуба FitLab Studio и автор комплекса упражнений, который вы увидите ниже. — Эти области отлично вовлекаются в работу во время выполнения разных вариаций подтягиваний, скручиваний и жима. Кардиосоставляющая занятия должна быть минимальной (не более 10 минут бега на дорожке в среднем темпе для разминки)».

Хотите красивый торс? Тогда начинаем заниматься!

Как построить тренировку

* Начните с небольшой разминки и короткой кардиосессии (о ней мы писали выше), а завершите растяжкой.

* Правильно подберите вес штанги для жима и не забудьте выполнять разминочные подходы (об этом можно почитать ).

* Выполняйте упражнения комплекса последовательно и в спокойном темпе, отдыхая между подходами 1-2 минуты .

* Занимайтесь 3-4 раза в неделю.

Для выполнения упражнений вам понадобится турник, горизонтальная скамья, штанга подходящего вам веса, 2 гантели подходящего вам веса, наклонная скамья для пресса.

Подтягивание широким хватом

Лягте на горизонтальную скамью спиной так, чтобы гриф штанги, закрепленной на стойке, находился на уровне глаз. Прижмите поясницу к скамье, грудную клетку направьте вверх. Вытяните руки вверх, возьмитесь за штангу широким хватом. Сгибая локти, плавно опустите снаряд почти до уровня грудной клетки. На выдохе толкните штангу вверх, не разгибая локтей до конца. Выполните два разминочных подхода по 10-12 повторов с небольшим весом, затем еще четыре-пять (по 10-15 повторов ) с вашим рабочим весом.

Подъем гантелей через стороны (махи)

Встаньте прямо, стопы поставьте на ширине плеч, мышцы пресса в тонусе. Возьмите гантели и, сводя лопатки, поднимите прямые руки через стороны до уровня плеч. Плавно вернитесь в исходное. Выполните 6 подходов по 15-20 повторов упражнения в каждом.

Александр Засс рано начал тренироваться, пытаясь повторить увиденные им в цирке номера силачей. Нашёл множество литературы о развитии силы и совершенствовании фигуры. Познакомился с различными методиками тренировок Анохина, Дмитриева-Моро и других руских атлетов, но любимым его героем стал Евгений Сандов. В те годы (конец ХIХ века) и много лет спустя, этот атлет волновал воображение тысяч людей. Опубликованные рассказы о его удивительной красивой силе составили основу литературы об атлетизме. Маленький Шура в далёкой заволжской деревне боготворил Сандова. Его книга «Строительство тела» стала для Александра тем, чем для верующего Библия. Затаив дыхание, он следил за спортивной биографией своего любимого героя.

Невидимый поединок с Евгением Сандовым

Евгений Сандов — болезненный студент-медик был страстно увлечён анатомией. Решает стать профессиональным борцом, хочет применять свои знания не столько для лечения, сколько для совершенствования человеческого тела: «Вы можете быть лучше, сильнее и красивее» — говорил Сандов людям и доказал это всей своей жизнью. Борец и силач, побил мировой рекорд в жиме одной рукой, с полуторапудовыми гантелями в руках делал сальто назад, в борьбе побеждал соперников, которые были вдове тяжелее него. Даже рисковал бороться со львом. Необыкновенное сочетание ловкости, силы и красоты тела при весьма скромном весе (80 кг) сделали его любимцем цирка.

Казалось непреодолимая пропасть лежит между мировым чемпионом и мальчонкой из глухой деревушки, затерянной на безкрайних просторах России. Но Александр думал иначе, он решил не только учиться у Сандова, но и достичь такого же совершенства тела — и разгорелся невидимый поединок.

Александр начинал теперь свой день с гимнастики и пробежки . На заднем дворе он соорудил своеобразный манеж с трапецией, подкидной доской, самодельными каменными гирями и другими снарядами. Его тело крепло и наливалось силой.

Сандов в это время поехал в Америку (1894г). Как-то его там обследовал врач – Сандов попросил служителя Эскулапа встать одной ногой ему на ладонь. Поднял доктора на вытянутой руке и поставил на стол. Александр, прочитав эту историю, духом не пал. Он совершенствует свой манеж – соорудил два турника для перелётов с одной перекладины на другую, из камней и палок делает всё более тяжёлые штанги. И как награда за упорный труд приходят первые успехи – на перекладине удалось «прокрутить солнце», подтянуться на одной руке, поймать камень, брошенный с подкидной доски.

Александр узнаёт новую весть о своем кумире. В 1901 году Сандов организовал в Лондоне первый конкурс атлетического сложения. Парад силачей принимали известнейшие люди, конкурс прошёл с большим успехом.

Конкурс так конкурс. Александр решается добраться до Саранска и вызвать на соревнование, уж если не Сандова, то по крайней мере местного силача Ваню Пуда, который обещал 10 рублей тому, кто согнёт железный прут. Никто этого сделать не мог, но Александр был уверен в своих силах и начал готовиться к выступлению. Металлического прута не нашлось, пришлось заменить его толстыми ветвями тополя, который рос у дороги. По прежнему Александр проводил много времени на тренировках с Климом Ивановичем, а вечером маленький соперник Сандова убегал к одинокому дереву, забирался к самой вершине и старался руками по круче согнуть толстые ветви. Такие упражнения требовали не только силы, но и ловкости, смелости, умения держать равновесие. Всё это пригодилось Самсону позже.

Наконец 12-летний Александр решил, что готов к выступлению. Никому не сказав, он отправился в цирк, который находился в 15 верстах от дома. Успел к дневному представлению, дождался, когда Ваня Пуд предложил любому желающему согнуть железный прут. Прут обыкновенный, потоньше тополиных ветвей. Только почему-то сильно жжёт ладони, страшно ноет колено, о которое Александр старается перегнуть стальную палку, тяжёлый гул в ушах, а проклятая железяка не поддаётся. В зале уже слышны свист и хохот, всё было кончено. Провал, позор…

Так бы Александр и ушёл с позором, но из зала вышел, какой-то бородач в дорогом костюме, который казалось, вот-вот лопнет на его могучих плечах. Бородач взял у Александра железный прут и начал внимательно рассматривать его, после чего сказал – «Мальчик согнул прут. Извольте убедиться». Действительно на знаменитом стальном пруте Вани Пуда был виден маленький изгиб. Александр получил свои 10 рублей и вышел с бородачом из цирка. Немного отойдя от цирка, бородач сказал – «Ну, прощай. Как-нибудь встретимся. Кучкин я, борец, не слыхал про такого? Потом, немного подумав, добавил – Прут-то я действительно немного того, подогнул. Но ты парень здоровый. Ещё не то делать сможешь».

За самоволие Александр дома был наказан и на год отправлен в дальнюю деревню подпаском. Помогать пастуху пасти огромное стадо (200 верблюдов, 400 коров и больше 300 лошадей), работа тяжёлая и для мужчины, не то что для 12-летнего мальчугана. С раннего утра и до поздней ночи в седле, под жгучим солнцем. Сначала сил едва хватало, чтобы добраться до постели после трудового дня. Но вскоре всё чаще удавалось выкроить часок-другой для занятий с самодельными гирями. Начал тренироваться с толстыми зелёными ветвями деревьев – пытался гнуть их одними руками, без упора. Перетаскивал большие камни, удерживая их только пальцами рук. Совершал дальние пробежки с телёнком на плечах. Через год Александр вернулся домой. Отец купил ему настоящие гантели, гири, заказал у кузнеца стальные прутья и цепи.

Через два года отец отправил Александра в Оренбург учиться на машиниста. Но приехав в Оренбург Александр увидел афишу знаменитого цирка Анджиевского, решил сходить на выступление. Там он встретил того самого бородача, который выручил его в Саранске. Кучкин предложил Александру выступать в цирке. Засс согласился, хозяин цирка Анджиевский также не был против, взял его на первое время чернорабочим. Александр начал тренироваться профессионально, Кучкин учил его премудростям цирковых силачей. Особенно тренировал в балансировании тяжёлыми предметами. Вскоре хозяин цирка дал Александру собственный номер – демонстрируя силу, он перебрасывал из руки в руку через голову здоровенный камень.

Набор массы

Александр Засс выступал сначала только как борец, хозяин цирка не давал ему выступать с силовыми номерами, т.к. считал, что люди перестанут ходить на выступления. Если в борьбе зрителю интересно смотреть, как щуплый Засс уходит от захватов, да надеяться вдруг повредят чего друг другу – рассказов хватит на неделю, то силовые номера унизят зрителя: «Выйдет заморыш Засс, ростом не вышел, щуплый с виду. Объявляем публике его вес – 67 килограммов. Заморыш, определённо. И вдруг заморыш этот начинает цепи рвать! Что думает человек, сидящий в зале? Увидев малыша Засса, уверится, что его тут морочат, всё сплошное жульничество». Решено было откормить Александра – хитрость небольшая. Месяц покойной жизни да специальные упражнения, чтобы мышцы росли.

Теперь день Александра начинался с трёхкилометровой пробежки. Затем тренировки с железными прутьями – сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи научился рвать в два движения – возьмёт два соседних звена, стиснет пальцами, повернёт туда-сюда до упора, и распадается цепь. Развитие грудных и спинных мышц. Нагрузив размещённую на груди платформу камнями, Засс делал несколько глубоких вдохов, потом отдыхал, после чего становился на «мост», прогибался. Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком . Мешок в виде подушки наполнялся сначала опилками и весил 7 кг. Каждый день Засс отсыпал горсть опилок и добавлял горсть песка. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок и добавлять дробь. В конце концов, мешок стал весить около 70 кг.

Второй раз Засс тренировался вечером. Отрабатывал равновесие, упражнялся в верховой езде с вольтижировкой. Вольтижировка – выполнение комплекса специальных гимнастических упражнений на лошади, движущейся по кругу на различных аллюрах – шагом, рысью, галопом.

Александр Засс о тренировках

Вспоминая о , Засс позже писал, что крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот признаком хорошего пищеварения. Но именно упражнения с мешком помогли ему развить большую мышечную массу. Масса нужна была не столько для выполнения номеров, сколько для приобретения «товарного вида».

Засс никогда не отрицал роль мышц, не считал динамические упражнения с мешком или другими отягощениями безполезными. Наоборот, всегда на всех этапах своей карьеры, он подчёркивал необходимость упражнений такого рода. Однако первостепенным он считал развитие сухожилий – шнуроподобные эластичные образования, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям.

«Некоторые люди с тонкими ногами сильнее, чем люди с толстыми» – писал Самсон 20 лет спустя, излагая суть своей системы. Потому что сила лежит в сухожилиях, в тех невидимых твёрдых тканях, которые уступают по плотности только костям. Без сухожилий человек превратился бы в студень. Но сухожилия надо тренировать. Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа – развитые сухожилия. Они не могут полностью использовать силу своих мышц в момент действительного испытания силы. И поэтому их сила – только иллюзия. Сухожилия же лучше всего увеличивают свою крепость, когда их мощь прилагается к какому-либо почти неподвижному предмету. Они становятся сильнее от сопротивления, чем от движения. Так определял Александр Засс основные принципы своих тренировок. Сочетание изометрических, неподвижных нагрузок с динамическими упражнениями, требующими сокращения мышц и работы с отягощением.

* Из книги «Тайна Железного Самсона».



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка