Привет студент.

Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе основана на строгом соблюдении преемственности целей и задач этапов подготовки, главным в которых является строгое соответствие уровня двигательных возможностей и физической подготовленности юных футболистов степени сложности изучаемых технических приемов. Весь учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов разбит на 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями юных футболистов. Анализ программных и методических материалов учебно-тренировочного процесса ДЮСШ и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что обучение в группах начальной подготовки (ГНП) 2-го года обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 (1 час- 45 мин) учебных часов в неделю (3 занятия). План на месяц состоит из микроциклов. Исходя из цикличности обучения, годичное планирование учебно-тренировочного процесса (УТП) разрабатывается с учетом всех видов подготовки. Приоритеты учебного процесса отражаются в содержании микроциклов, в которые могут вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств обучения. В отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно изменить и направленность занятия. Однако, изменения носят тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. В стратегии упор сделан на те важнейшие факторы, которые во взрослом футболе являются решающими, они являются фундаментом многолетнего планирования.

Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие.

Требования, предъявляемые к учебно-тренировочным занятиям футболом:

  • Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
  • Следует всячески избегать методических шаблонов.
  • Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
  • Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
  • Задачи тренировки должны быть конкретны. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
  • Подготовительная часть тренировки должна занимать 10—20% времени, основная - 70—80% , заключительная - 5—10%.

Примерный план (структура) тренировочного занятия

Подготовительная часть занятия

Целью является организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

Задачи:

  • Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
  • Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Продолжительность этапа составляет 10—20% общего времени занятия (10—15 мин.). Основной ориентир времени разминки — температура окружающей среды (+ 8 =12—13 мин., + 10 = 9 мин., + 14 = 6 мин., + 15 = 5 мин.).

Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, — с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные — с упражнениями быстрыми). Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка. Разогревание — способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервнорефлекторная связь с мышцами. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные. Настройка — решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

Основная часть тренировки

Целью является обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.

Задачи , решаемые на данном этапе:

  • Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
  • Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям. Овладение техникой и тактикой игры.

Средства: Упражнения для работы над физическими качествами, упражнения по технике и тактике игры.

Продолжительность основной части составляет 70—80% времени, отведенного на занятие.

Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов: 1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств. 2. Закрепление изучаемого материала в играх. Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

Заключительная часть тренировки

Целью является завершение занятия.

Задачи: Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления (главная задача - восстановление). Совершенствование технических приемов в условиях утомления. Подведение итогов занятия. Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа — можно.

Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

Продолжительность: 5—10% общего времени занятия.

На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок на организм футболистов позволяет строить тренировочный процесс методически грамотно и рационально. Известно, что большинство используемых в практике тренировочных средств оказывают, как правило, комплексное, сопряжённое воздействие. Проблема планирования и контроля тренировочных воздействий в детско-юношеском футболе изучена достаточно досконально, хотя в практической работе тренеров результаты современных научных разработок пока не получили должного внедрения. Доказано, что без должного уровня развития двигательных качеств невозможно адекватное совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов, причём, и взрослых тоже. Процесс оптимизации учебно-тренировочной работы связан с эффективностью планирования и учёта нагрузок, выбором наилучшего варианта тренировки и является одной из главных проблем современного футбола. Особую остроту проблема оптимизации тренировочного процесса с учётом индивидуальных функциональных возможностей юных спортсменов приобретает в пубертатный период, когда уровень биологической зрелости (двигательный возраст) и паспортный возраст, как правило, не совпадают.

Известно, что возраст 11-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, они являются одними из основных качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как возраст 11-12 лет создает для этого благоприятные предпосылки. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать короткую тренировочную программу, рассчитанную на 6 недель трехразовых занятий, для интенсивного развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Возможно построить тренировочный процесс в виде 2-х недельных микроциклов. При определении направленности занятий относительно воспитания физических качеств, мы обращались к таблице примерных сенситивных периодов в их развитии. При построении микроциклов для групп начальной подготовки (11-12 лет; 6 часов в неделю) мы предлагаем следующую направленность занятий в сфере воспитания физических качеств в недельном цикле:

  • 1-й микроцикл (1-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.
    • 2-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 3-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
  • 2-й микроцикл (2-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 2-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
    • 3-й день - комплексное воспитание двигательных качеств на фоне общей выносливости.

Схема проведения занятий: 1, 3, 5 неделя - 1 микроцикл; 2, 4, 6 неделя - 2 микроцикл. Как видно из этой схемы мы соблюдаем определенную направленность занятия, конечно, в совокупности на занятии будут проявления и других физических качеств, но целесообразно направленную работу проводить с каким-то одним качеством. Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создает эффект постоянной новизны, обучающиеся не успевают «зацикливаться» на одних и тех же упражнениях

В представленной разработке по футболу раскрыта тема организации, проведения, особенностей занятий футболом.
При рассмотрении этого вопроса мы затронем темы технико-тактической, физической подготовки футболистов, проблемы и специфику организации занятий футболом.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ.

Проведение тренировочных занятий является обязательным условием четкой организации учебно-тренировочного процесса любой команды. При организации тренировок наиболее благоприятным вариантом является наибольшее соответствие условий занятий правилам и нормам ФИФА, поэтому при подготовке тренировочной базы необходимо следить за этим соответствием. Любая тренировка состоит из теоретической (тактической), технической и «силовой» частей и для каждой из них необходимы соответствующие условия. К ним можно отнести: инвентарь, экипировку, поле, различные тренажеры, восстановительный комплекс.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
Итак, инвентарь. Это, прежде всего, конечно, мяч, вернее, мячи, поскольку большее количество мячей позволяет варьировать занятия, особенно это, касается вратарей и форвардов. Мяч должен весить 1фунт (453 грамма) и быть не более 66 см. в окружности. Цвет мяча белый, оранжевый мяч используется только на снегу. Вторая часть инвентаря - футбольные ворота.
Их размер -244 на 732 см., наличие сетки желательно, а при проведении матчей - обязательно. Штанги и перекладины - цилиндрические, толщиной не более 15 см. Также к инвентарю можно отнести всевозможные вешки, фанерные силуэты футболистов, «построивших стенку» и.т.д. К экипировке относится форма игроков и голкиперов. Вторым обязательны перчатки. Бутсы с шипами, длина шипов не более 15 мм.
Поле - наиболее болезненный участок. Это понятно, поскольку климатические условия в Казахстана не благоприятствуют хорошему состоянию полей, но все-таки упомянем и о правилах, касающихся газона. Итак: размеры поля -105 на 70 метров (10 м), высота травы 7 мм (4 мм), наличие угловых флагов обязательно, ширина линий разметки - 11 см (2 см). Эти правила разработаны и утверждены ФИФА для проведения официальных матчей. Конечно, не обязательно следовать им в процессе тренировок, но чем боле соответствие, тем легче ощутить себя в боевых условиях.
Тренажеры необходимы для физической подготовки игроков, развития силовых качеств. К восстановительным объектам можно отнести сауну, бассейн и т.д. Для занятий в зимнее время желателен так называемый манеж, или крытый спортзал, причем пол должен быть в достаточной степени мягким (например, из коврового покрытия). Все это обеспечивает хорошие условия для полноценного учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. Занятия проводятся в наиболее подходящее, по мнению тренера, время, длятся не более двух часов и включают в себя разминку, силовые упражнения, упражнения на развитие скорости и выносливости, тактические занятия, разработку реализации стандартных положений - штрафных, угловых, свободных ударов, разработку комбинаций, домашних заготовок, тренировку с вратарями (а подготовка голкиперов отличается от подготовки полевых игроков, упор делается на прыгучесть, реакцию, растяжку, гибкость). После этого желателен кросс, развивающий выносливость и успокаивающие упражнения. Иногда можно провести в рамках тренировки двустороннюю игру, но это чревато естественными травмами, поэтому не стоит злоупотреблять «двухсторонней игрой» в период достаточной игровой практики.

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЕ

Футбол, как и любая другая игра, не терпит бессистемности. Это поняли еще семьдесят лет назад, когда появилась первая игровая схема. До тех пор никакой системы не было, каждый игрок шел к чужим воротам, единственной целью его было забить мяч, а о защите собственных ворот должен был думать лишь вратарь. Условно эту тактику можно описать формулой 1+10, где 1- это вратарь, а 10-остальные полевые игроки. Естественно, что кроме хаоса на поле эта схема ни к чему хорошему не приводила, и вскоре появляется первая по-настоящему серьезная схема игры, названная «дубль-ве», из-за внешнего сходства с начертанием латинской буквы W. Два защитника, три хавбека и пять нападающих по-прежнему определяли стиль игры как атакующий. Эта схема применялась вплоть до 1958 года, когда на чемпионате мира в Швеции сборная Бразилии под руководством Висенте Феолы не внедрила новую «бразильскую» систему 4+2+4. Два полузащитника оттянулись чуть назад, а один форвард, перешедший в середину поля, обеспечивал численный перевес как в атаке, так и в обороне, поскольку и там, и там у команды был теперь численный перевес. Не успели еще многие команды перейти на 4+2+4, как уже через четыре года, на чемпионате мира в Чили, та же сборная Бразилии, во главе с временно заменившим Феолу Айморе Моррейрой, применила новую схему 4+3+3. Один нападающий оттянулся в полузащиту, обеспечив ей еще большую мобильность и гибкость. Оборона бразильцев стала поистине непроходимой, а шестеро атакующих игроков сводили на нет все преимущества «старой» системы. Это позволило бразильцам стать двукратными чемпионами мира. До сих пор многие команды, исповедующие атакующий футбол, используют эту схему, а через 8 лет после ее появления голландцы, во главе с легендарными Ринусом Михелсом и Йоханом Круиффом превратили 4+3+3 в грозное оружие под названием «тотальный футбол». С годами шло развитие оборонительного футбола, главной цель которого было «не пропустить». Естественно, столь атакующая схема никак не подходила сторонникам бурно развивавшегося «катеначчо» - оборонительной игры. Следствием этого стала появившаяся в начале восьмидесятых и наиболее распространенная сейчас схема 4+4+2.Таким образом, выбор тактических действий в футболе напрямую зависит от предпочитаемой тренером стратегии - оборонительной или наступательной. В первом случае можно использовать 4+4+2, персональную опеку наиболее опасных игроков соперника, «катеначчо», во втором - 4+3+3, прессинг у чужих ворот, высокие скорости. Естественно, что для успешных атакующих действий все игроки должны обладать высоким мастерством и отменной физической подготовкой.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИГРЕ

Одним из основополагающих факторов подготовки футболистов является изучение и совершенствование технической подготовки. Упор на «технику» позволяет игрокам во время матча в меньшей степени акцентировать внимание на мяче, его обработке и сохранении, что предоставляет больше времени на разработку комбинаций, оценку ситуации на поле, определение стратегии игры. В этой связи значительную часть тренировочного времени необходимо выделить на техническую подготовку, причем следует различать подготовку «чистых» полевых игроков и вратарей. Вратарь обязан, помимо своих непосредственны «профессиональных», навыков владеть всеми техническими приемами полевых игроков, ибо нередки случаи, когда «страж ворот» покидал пределы штрафной площади и действовал в качестве защитника, теряя при этом свою прерогативу на игру руками. В то же время несколько полевых игроков, независимо от амплуа, должны иметь достаточно хорошо развитые вратарские качества, чтобы при необходимости заменить голкипера (например, когда вратарь удаляется с поля, а лимит замен исчерпан, или в случае травмы «первого номера»). Следовательно, при рассмотрении технической подготовки будем иметь в виду эту немаловажную деталь. Итак, техника полевых игроков. Ее можно разделить на простейшую и более сложную. Простейшая необходима каждому футболисту просто для игры в футбол. Ее основными элементами являются ведение мяча, прием, обводка, дриблинг (ведение с обманными движениями и
обводкой, подача и удар.
Рассмотрим несколько простых упражнений на развитие этих свойств:
Ведение.
Мяч запускается и ведется игроком на все возрастающей скорости.
То же, но скорость возрастает не от раза к разу, а в процессе ведения. То же, с «переменой ног», т.е. четные касания, производятся правой ногой, а нечетные - левой (или наоборот). Ни в одном из упражнений нельзя допускать отрыва мяча от игрока более чем на полтора метра и замедления скорости ведения.
Прием.
Прием «низом». Мяч запускается в сторону стоящего на месте игрока. Задача - принять и обработать мяч одним касанием, при этом остановив его.
То же, но принимающий игрок движется с достаточной скоростью. Его задача при этом либо остановить мяч, либо продолжить движение, применяя приемы ведения (пас «на ход»).Прием «верхом». То же, что и в первых двух моментах, но мяч запускается на уровне головы игрока.
Обводка.
Обводка на скорости. Показать противнику, что в твои намерения входит уход в одну сторону, а после обманного движения уйти в другую.
«Обводка Гарринчи». Пробросить мяч между ног стоящего противник и быстро оббежать его. Очень опасный прием, т.к. велик риск потери мяча или травмы.
Дриблинг- Дриблинг на скорости - Ведение мяча на высокой скорости с частой попеременной сменой ведущих ног
Дриблинг с препятствиями - проведение мяча между установленными отметками.
Удар- Отработка удара внутренней стороной стопы «щечкой» - для наиболее точного и сильного удара. Переброс мяча через «стенку» - применяется при исполнении штрафных и свободных ударов.
Навесные удары: удар – «парашют», силовой навес (с направленным действием), «сухой лист». Выполнение одиннадцатиметровых ударов «на силу» - простой удар в заранее определенную бьющим точку ворот с силой, достаточной для того, чтобы вратарь не смог поймать или отразить мяч и «на исполнение» - удар наносится в сторону, противоположную той, куда бросается вратарь. Требует хорошей нервной выдержки, как у бьющего, так и у вратаря. Удары на точность попадания. Для этого требуется особым образом расчерченная стена, на которой изображены контуры ворот и зоны, за попадание в которые начисляются очки. Удары производятся с различных точек, побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА.

Для развития необходимых скоростных и силовых качеств у футболистов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные врачами и тренерами команд планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но обще развивающие комплексы известны всем.
Силовые упражнения включают в себя программы по развитию выносливости, физической силы (прежде всего ног), а скоростные - развитие реакции, скорости бега, ускорения.
СКОРОСТНЫЕ.
1. Челночный бег - перебежки между двумя отметками, расстояние между которыми 10 или 15 метров.
2. Бег на короткие дистанции 60 и 100 метров.
3. Бег с препятствиями (барьерами).
4. Бег с «парашютами» - весьма дорогой, но прогрессивный метод развития скорости.
СИЛОВЫЕ.
1. Кроссы - самые разнообразные от 1 до 5 км. С разными нагрузками.
2. Бег на длинные дистанции.
3. Занятия на тренажерах, с различными снарядами, но не стоит переусердствовать, т.к. от футболиста требуется лишь хорошая общая разносторонняя физическая подготовка.
Классические упражнения на развитие силы и выносливости. Вообще говоря, главным орудием футболиста, что бы ни говорили, все таки является мяч, а поклонники «физики», аргументирующие свою теорию весенними и, отчасти, успехами, оказываются наголову разбиты в разгар сезона, когда более разносторонние, лучше подготовленные технически и тактически команды более не предоставляют возможности себя «перебегать», легко расправляясь с соперником путем двух-трех хороших комбинаций. Это отнюдь не значит, что физическая подготовка не нужна, наоборот, но в футболе необходимо не стремиться ко все более заоблачным вершинам и установлению новых рекордов, надо быть в достаточной степени подготовленным, чтобы выдержать нагрузки одной игры. Остальное должна решить техника и тактика.


Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе
Содержание
Введение 2
Глава 1.Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей 6
      Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 6
      Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе 10
Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе 14
      Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе 14
      Технико-тактическая подготовка юных футболистов в
мини-футболе 20
Глава 3. Средства и методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Средства построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 25
Заключение 31
Список литературы 33

Введение

Футбол - один из самых популярных и массовых видов спорта в мире, недаром его называют спортом № 1. В России футбол также всегда пользовался заслуженной популярностью. После достаточно сложного периода, который пришелся на начало и середину 90-х годов ХХ века, сегодня развитие футбола в нашей стране продолжается достаточно плодотворно практически во всех регионах. Наряду с «большим» футболом, активно развивается и такая разновидность футбола как мини-футбол. Мини-футбол как игровой вид спорта имеет целый ряд достоинств: играть в мини-футбол можно на площадках малых размеров и с меньшим числом игроков в командах. Для мини-футбола подходят как спортивные залы и хоккейные «коробки», так и простейшие площадки на открытом воздухе - возле учебных заведений, в жилых кварталах, с минимумом специального оборудования. Мини-футбол зачастую более динамичен, результативен и зрелищен, чем «большой футбол». Все это делает мини-футбол универсальной игрой, которая может способствовать физическому развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, поддержанию физической формы и реализации различных способностей спортсменов любых возрастных групп и любого уровня подготовки.
Большое значение в нашей стране сейчас придается развитию детского массового футбола и его разновидностей. По всей стране при поддержке органов власти и спортивных союзов и ассоциаций организуются футбольные детские спортивные секции. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола России реализуют проект «Мини-футбол - в школу», концепция которого предполагает обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений. В настоящее время в эту работу вовлечены представители 80% субъектов федерации России, в том числе и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, где активной реализацией проекта занимается Федерация футбола и мини-футбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, проводящая ежегодно первый этап Всероссийских соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд Югры . Актуальность исследования обусловлена популярностью мини-футбола в России и Ханты-Мансийском автономном округе.
Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальной физической подготовленности футболистов посвящены труды В. П. Губы, А. В. Лексакова, А. В. Антипова, А.В. Петухова и многих других. Научных исследований, посвященных мини-футболу значительно меньше. Можно назвать таких авторов как Д. С. Николаев, В. А. Шальнов, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. Большинство из упомянутых работ рассматривают отдельные аспекты подготовки юных спортсменов - в основном тактический и технический, общей организации тренировочного процесса уделяется недостаточно внимания, а ведь от эффективности построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки будет существенно зависеть достижения спортивных результатов юных футболистов. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым научный поиск и разработка путей совершенствования учебно-тренировочного процесса юных футболистов, что и послужило нам в выборе темы курсовой работы: «Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе». Исходя из этого, мы определили цель исследования.
Цель исследования: изучить теоретические основы построения тренировочного процесса юных футболистов в мини-футболе.
Объект исследования: тренировочный процесс юных футболистов в мини-футболе.
Предмет исследования: эффективные методы построения и организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных футболистов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тренировочный процесс в мини-футболе у юных спортсменов должен для повышения эффективности строиться последовательно, с учетом возрастных особенностей юных спортсменов, включать в себя в качестве основных элементов физическую и технико-тактическую подготовку юных спортсменов, строиться с применением специальных средств и методов.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в ходе выполнения данной работы решались следующие задачи:

    Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
    Выявить методические особенности построения тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Рассмотреть этапы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Проанализировать влияние возрастных особенностей спортсменов на построение тренировочного процесса в мини-футболе;
    Рассмотреть основные элементы, средства и методы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы теоретического исследования: анализ специальной учебной и научной литературы по проблеме исследования, сравнительный метод, метод обобщения.
Методологическую и теоретическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные работы в области теории и методики спортивной тренировки, раскрывающие основные подходы к организации комплексного контроля, изучению и преобразованию тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, 1999.), педагогические концепции осуществления тренировочного процесса (Ю.Ф. Курамшин, 2004; H.A. Фомин, В.П. Филин, 1986.), а также работы по теории футбола (М.А. Годик, 1980; К. Гриндлер, 1976; В.П. Губа, 2010) и мини-футбола (С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006; В.А. Шальнов, Д.С. Николаев, 2008, 2009.).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет сформулировать принципы эффективной организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных знаний в дальнейшей работе на тренировках по мини-футболу.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей
1.1. Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе.
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки юных спортсменов. Большое значение приобретает грамотное построение этой системы, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Спортивная подготовка в мини-футболе в условиях секции или специализированной детско-юношеской спортивной школы строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства юного футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях.
При построении тренировочного процесса в мини-футболе нужно учитывать, что многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:
- начальная спортивная подготовка;
- начальная специализация;
- углубленная подготовка;
- спортивное совершенствование.
Обобщенными задачами в процессе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3. Обучение основам техники и тактики игры.
4. Приучение к игровым условиям.
5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.
В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технический действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.
Если очень кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых футболисту качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей футболистов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх.
Принципы многолетней тренировки футболистов во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так:
1. Начальная подготовка -8-12 лет.
2. Начальная специализация -13-14 лет.
3. Углубленная подготовка - 15 - 16 лет.
4. Спортивное совершенствование - 17-18 лет.
Эти этапы выделяются на основе главных вариантов периодизации возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки (по Платонову):
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Классификация этапов многолетнего тренировочного процесса несколько условна, но она необходима, чтобы разобраться в построении тренировочного процесса на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в построении многолетнего тренировочного процесса.
Обучение и тренировка школьников общеобразовательной школы, занимающихся в секции мини-футбола также составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:
На первом этапе (8-10 лет) школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
На втором этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
На третьем этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания.
Таким образом, на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве принадлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки спортсменов, но далее задачи и цели изменяются.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с юными спортсменами, занимающимися в секции мини-футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности юных спортсменов.
1.2. Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе
При эффективном построении тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности юных спортсменов, влияющие на их спортивный результат.
Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после продолжать занятия в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность спортсменов этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч. Из 45 минут занятий 80 % времени учащиеся должны заниматься с мячом, 20 % - упражнения различного характера. Основные задачи на этих уроках:
1. Формирование активного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
2. Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей.
3. Освоение навыков коллективной игры (футбол).
4. Знакомство с основами техники футбола.
5. Контроль за выполнением школьных обязанностей.
В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 – 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного повторения и, если есть положительный результат, на этом заканчивается первый этап обучения .
Средняя подростковая группа 11-14 лет. Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.
С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.
При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:
а) наличие обучающей программы;
б) расчленение обучения на этапы (шаги);
в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.
1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).
2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.
3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 -14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции .
Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.
В этой возрастной группе особенно хотелось обратить внимание на 13-14-летних учащихся (8-9 классы), у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.
На уроках футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков и девочек. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола .
Основные задачи подготовки: 7-8 классы:
1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.
2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.
3. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.
4. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..
Старшие школьники 15 -17 лет. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Основные задачи, которые нужно решать на занятиях по футболу:
1. Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.
2. Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.
3. Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.
4. Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.
Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение к учебе и спорту .

Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе
2.1. Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе
Основой достижения спортивных результатов является физическая подготовка юных футболистов. Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка - важнейший раздел в учебно-тренировочном процессе. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанных с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. Физическая подготовка является фундаментом для освоения данного вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению . Физическая подготовка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
В общую физическую подготовку входит развитие всех физических качеств учащихся. Общая физическая подготовка имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. Таким образом, общая физическая подготовка - это важнейшая сторона процесса подготовки юных футболистов, та его основа, без которой немыслимо качественное овладение занимающимися всем арсеналом технических приемов и тактических действий мини-футбола. Основными средствами общей физической подготовки служат прежде всего общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Планируя занятия по общей физической подготовке с учащимися, преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
и т.д.................

Спортивная тренировка, под которой понимается специализированное физическое воспитание, направленное на достижение индивидуально возможных результатов, представляет собой весьма сложный процесс. Трудность управления спортивной тренировкой футболистов состоит в том, что все виды подготовки нужно оптимально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам, периодам при оптимальном соотношении объема и интенсивности нагрузок, их направленности.

Для того, чтобы это сделать, прежде всего необходимо соблюдать основные педагогические закономерности спортивной тренировки, которыми являются:

  • а) непрерывность (круглогодичность) процесса тренировки;
  • б) направленность к высшим достижениям;
  • в) индивидуализация тренировочного процесса;
  • г) единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам;
  • д) единство общей и специальной подготовки;
  • е) волнообразность динамики нагрузок;
  • ж) цикличность тренировочного процесса;
  • з) соответствие тренировочных упражнений соревновательным.

Тренировочная нагрузка, прежде всего, характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузок у футболистов прослеживается по данным изменений числа занятий и состязаний, их длительности, а интенсивность -- по величине нагрузок (большая, средняя, малая).

Анализ объема и интенсивности позволяет составлять схемы распределения нагрузок в годовом цикле тренировки футболистов, руководствуясь такими закономерностями тренировки, как: постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок волнообразность динамики нагрузок.

В начале годового цикла (подготовительный период) объем нагрузок (время, затраченное на занятия) постепенно увеличивается, затем как бы стабилизируется, после чего все время уменьшается. И так до начала переходного периода. Интенсивность нагрузок неизменно возрастает с начала занятий и почти на всем протяжении годового цикла и лишь резко падает в завершающей фазе соревновательного периода. Изменение объема и интенсивности нагрузок зависит от задач тренировки, решаемых в том или ином периоде.

Однако тренировочная нагрузка определяется не только объемом и интенсивностью. Не меньшее значение имеет и то, какова общая величина нагрузки на данном занятии и какова величина ответной реакции на нее организма футболиста, т. е. какова направленность нагрузки.

Направленность нагрузки проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества.

Примечание: развитие ловкости и гибкости может осуществляться при выполнении аэробных и аэробно-анаэробных упражнений. Интенсивность нагрузок, способствующих развитию ловкости будет определяться повышением координационных трудностей, которые, в основном, слагаются из требований: а) точности движений; б) взаимной согласованности; в) внезапности меняющейся обстановки.

По характеру специфических требований к физической подготовленности футболистов нагрузки используются для развития:

  • -- скоростно-силовых качеств;
  • -- общей выносливости;
  • -- скоростной выносливости;
  • -- смешанной (аэробно-анаэробной) выносливости.

При этом используются как специфические упражнения (технико-тактические), так и неспецифические (без мяча).

Тренирующее воздействие упражнений, как известно, определяется пятью компонентами:

  • 1) продолжительностью упражнения, его характера;
  • 2) интенсивностью упражнения;
  • 3) продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями;
  • 4) характером отдыха (заполненность пауз отдыха другими видами деятельности);
  • 5) числом повторений (как отдельных упражнений, так и их серий).

От способа сочетания этих условий и будет зависить направленость нагрузки тренировки футболистов, т. е. режим работы*.

Таким образом, каждое занятие футболистов должно носить направленный характер, т. е. способствовать развитию или поддержанию уровня развития того или иного двигательного качества или одновременно (в сопряжении) решать задачи физической и технико-тактической подготовленности (занятие будет носить комплексный характер). Направленному характеру занятия должен соответствовать определенный режим деятельности выполнения футболистами тех или иных упражнений, которые предлагает тренер, с учетом точного соблюдения компонентов нагрузки. Какие это будут упражнения, специфические (специализированные) или неспецифические (неспециализированные), координационно простые для выполнения или сложные,-- решать тренеру. Главное, чтобы они были посильные для выполнения футболистами с учетом всех сторон их подготовленности (техническая, функциональная готовность на данный этап и т. д.).

* В футболе к вышеперечисленным факторам, определяющим нагрузку, следует также отнести: а) количество игроков, участвующих в выполнении того или иного упражнения; б) размеры площадки, на которой выполняется данное упражнение; в) координационную сложность выполняемого футболистами упражнения.

Такое строго смоделированное занятие должно дать тренировочный эффект, соответствующий поставленной перед тренировкой конкретной педагогической задаче (при постановке которой тренер учитывает функциональное состояние футболистов перед занятием).

Важной методической особенностью, о которой всегда должен помнить тренер, является и то, что тренировочная нагрузка любого занятия футболистов должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного тренировочного эффекта, но также и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятия. Это важно потому, что при неудачно выбранной последовательности занятий в том или ином цикле, т. е. их направленности, конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному.

Известно, что взаимодействие упражнений разной направленности проявляется в том, что «биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые данным упражнением, будут зависить от того, выполняется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. после достаточно продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте выполняемого упражнения».

Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующего упражнения влияет на сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:

  • а) положительное (усиливает сдвиги);
  • б) отрицательное (уменьшает сдвиги);
  • в) нейтральное (мало влияет на сдвиги).

Положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

  • а) вначале алактатные анаэробные (за счет энергии креатинфосфата, т. е. скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические упражнения (за счет расщепления углеводов, т. е. упражнения на скоростную выносливость) ;
  • б) вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (упражнения на «общую» выносливость);
  • в) вначале анаэробные гликолитические (в небольшом объеме), а затем -- аэробные упражнения.

Эту схему сочетания нагрузок различной направленности, при котором проявляется положительное взаимодействие упражнений, иначе можно выразить так:

Сочетание I

  • 1. Скоростно-силовые качества (алактно-анаэробные упражнения, где креатинфосфат является основным поставщиком энергии).
  • 2. Скоростная выносливость (анаэробные гликолитиче-ские упражнения, где углеводы -- основной поставщик энергии).

Сочетание II

  • 1. Скоростно-силовые качества.
  • 2. Общая выносливость.

Сочетание III

  • 1. Скоростная выносливость.
  • 2. Общая выносливость.

При другом сочетании упражнений в одном занятии добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме аэробные, а затем анаэробные гликолитические упражнения (скоростная выносливость), то взаимодействие срочного тренировочного эффекта будет отрицательным и, следовательно, тренировочное занятие будет малоэффективным. Об этом никогда не должен забывать тренер, иначе может получиться так, что тренируемся много, а эффекта не достигнем, т. е. вся тренировочная работа превращается в «вал».

Таким образом, мы рассмотрели методические особенности организации отдельного тренировочного занятия той или иной направленности, взаимодействия нагрузок разной направленности, при которых проявляется положительное взаимодействие эффектов от тренировки. Но так должны решаться сиюминутные вопросы, т. е. задачи одного занятия. Задачи стратегического порядка, т. е. повышение тренированности футболистов на том или ином этапе подготовки, периода тренировки, решаются комбинацией этих режимов деятельности. Иначе говоря, необходимо знать, как планировать занятия различной направленности на том или ином этапе подготовки футболистов, методические особенности этого планирования с целью получения так называемого кумулятивного эффекта тренировки. Ведь беспорядочное проведение занятий различной направленности вряд ли может привести к росту результатов, хотя сами занятия будут построены и проведены строго по режиму.

Из этого следует, что последовательность проведения тренировочных занятий и их соотношение в микроциклах и на отдельных этапах и периодах подготовки должны быть научно обоснованы. Если не будут учитываться методические особенности проведения занятий различной направленности, то может случиться так, что планируемый тренером один режим выполнения упражнений футболистами будет переходить в другой. При этом полученный срочный тренировочный эффект от планируемого занятия не будет соответствовать желанию тренера.

Например, если вчера занятие было направлено на развитие скоростной выносливости футболистов, при этом проведено с большой нагрузкой, а последующая тренировка через 6, 12, или 24 часа планируется на развитие скоростно-силовых качеств, то уже заранее можно сказать, что эта задача не будет решена. И обусловлено это тем, что организм футболистов еще не восстановится от предыдущего занятия, значит скоростные качества развиваться не будут. Тренируясь в этом режиме, мы будем совершенствовать выносливость, а не скоростно-силовые качества.

Какие же основные методические прин1 шы необходимы учитывать тренеру при последовательном проведении занятий различной направленности на том или ином тренировочном этапе?

Во-первых, необходимо помнить, что взаимодействие тренировочных эффектов занятий будет обусловлено тем, в какой стадии восстановления после предшествующей тренировки находится организм футболиста. Как известно, в период отдыха, после тренировки^ работоспособность футболиста сначала приходит в дорабочее состояние, т. е. то состояние, какое было до тренировки. Через более длительный промежуток времени отдыха работоспособность футболиста повышается (наступает стадия сверхвосстановления или суперкомпенсации), и, наконец, через некоторое время достигнутый уровень повышенной работоспособности, т. е. уровень сверхисходного состояния тренированности, возвращается к исходному до тренировки. Для того, чтобы тренированность футболиста нарастала, желательно каждую последующую тренировку проводить в период сверхисходного состояния тренированности, т. е. когда организм футболиста находится в стадии сверхвосстановления. Добиваться этого можно, используя нагрузки разной величины и направленности (т. е. используя различные режимы деятельности). От величины нагрузки (большая, средняя, малая) зависит длительность эффекта сверхвосстановления. Величина нагрузки определяется, как известно, не столько длительностью занятий, сколько интенсивностью, которую можно определить по пульсовой стоимости тех или иных упражнений или по длительности упражнения в зависимости от его направленности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка величины нагрузки по ее длительности

  • 1. Скоростно-силовая 90 50 30
  • 2. Скоростная выносливость 90 70 40
  • 3. Общая выносливость 150 120 80
  • 4. Смешанная выносливость 150-130 120 90

Оценка величины нагрузки по пульсовой стоимости

Надо помнить, что после больших нагрузок эффект сверхвосстановления наступает через 32--36 час., после средних -- через 18--24 час., после малых -- через 4-- 6 час., после максимальных (игры) -- через 48--52 час. Руководствуясь этим, тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины и направленности. Он должен учитывать, что процесс, восстановления после больших нагрузок проходит значительно быстрее, если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводить тренировки со средними и малыми нагрузками.

Поскольку большие нагрузки более эффективны для повышения функциональных возможностей организма, то нельзя применять их бессистемно, т. к. это может привести к перетренировке. В связи в этим, существует два способа применения больших нагрузок.

Первый способ основан на разновременности (неодновременности) восстановительных процессов различных систем организма после нагрузок разной направленности. Это означает, например, что после большой нагрузки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, сердечно-сосудистая система футболиста восстановится быстрее, чем, скажем, нервно-мышечный аппарат. Значит, в следующую тренировку тоже можно давать большую нагрузку, но надо менять направленность занятия (если, конечно, мы развиваем другое качество, а не выносливость).

Второй способ применения больших нагрузок основан на эффекте наслоения средних однонаправленных нагрузок (например, скоростно-силовых) в недельном цикле тренировки, что суммарно дает эффект большой нагрузки (кумулятивный эффект). При этом способе применения больших нагрузок в следующем тренировочном цикле обязательно нужно менять направленость занятий (режим тренировочной деятельности) футболистов.

Когда тренировка проводится дважды в день, то взаимосвязь смежных занятий становится весьма существенной, кроме того, величина одного из них должна быть наполовину меньше другого. При двух занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха.

План должен быть реальным, обоснованным и конкретным. Различают несколько видов планирования:

  • а) перспективное -- на ряд лет:
  • б) текущее -- на год;
  • в) оперативное -- на месяц, неделю, день.

Ведущая роль по отношению к остальным видам планирования отводится перспективному планированию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Педагогический институт

Организация учебно-тренировочного процесса в футболе

О.В. Дергунов

Эффективность тренировочного процесса зависит от многих факторов. Главными из них являются: практический опыт тренера, профессиональный уровень игроков; обеспеченность тренировочного процесса соответствующими футбольными полями, площадками, мячами и прочим спортинвентарем; регулярность тренировок; интенсивность тренировочных нагрузок; дисциплина игроков на тренировках; соблюдение игроками режима в быту (воздержание от алкоголя, курения и т. п.); индивидуальная работа футболистов в свободное от тренировок время (утренняя зарядка, кроссы, освоение технических приемов владения мячом и т. п.); дух товарищества и тесной дружбы (совместное посещение кино, театров, коллективные походы и т. п.).

В зависимости от обстоятельств тренер должен создавать игрокам самые благоприятные условия. Для этого необходимо:

2) иметь необходимое количество мячей (как минимум один мяч на двух футболистов), специальную стенку для отработки всех видов ударов, подвешенные мячи для ударов головой, флажки для футбольного «слалома», набивные мячи, скакалки, разноцветные нарукавные повязки или майки для проведения двусторонних тренировочных игр;

3) прививать игрокам пунктуальность, тренировочную дисциплину, спортивную этику;

4) внимательно относиться к игрокам в свободное от тренировок время.

Регулярность тренировок зависит от возраста и спортивной квалификации футболистов.

Школьникам в возрасте от 10 до 14 лет достаточно одной тренировки в неделю. Ее целесообразно проводить по возможности в среду в послеобеденное время.

Для футболистов в возрасте от 14 до 16 лет требуется двухразовая тренировка в неделю.

Для юношей в возрасте от 16 до 18 лет нужна как минимум двухразовая тренировка в неделю, ибо состязания с их участием по продолжительности, технической подготовке футболистов и физическим нагрузкам не уступают играм взрослых команд. Поскольку юноши этой группы по достижении восемнадцатилетнего возраста переходят в команды взрослых, они должны быть разносторонне подготовлены путем достаточно интенсивных тренировок. Предполагается, что в восемнадцать лет они хорошо владеют всем арсеналом технических средств и обладают широким тактическим мышлением.

Следует поощрять стремление подростков и юношей всех упомянутых возрастных групп наряду с тренировками как можно больше времени посвящать индивидуальной работе с мячом. Такая практика призвана развить в спортсмене «чувство мяча». (Ни одни из игроков не может похвастаться тем, что слишком долго работает с мячом.)

Для достижения максимальных результатов почти во всех видах спорта в настоящее время трудно обойтись без каждодневных тренировок. Невозможность проведения столь частых тренировок в футболе объясняется дефицитом времени. Исключение из этого правила составляют профессиональные команды, обязательные ежедневные тренировки которых оговариваются контрактами со спортивными клубами.

Любительские команды всех ступеней мастерства тренируются, как правило, 2 раза в неделю. Вместе с тем тренер должен стремиться к проведению трехразовых тренировок -- лучше всего во вторник, среду и пятницу.

Для школьников 10-14 лет, тренирующихся только раз в неделю, продолжительность тренировок должна составлять 2 часа.

Для возрастной группы 14-16 лет с двухразовой тренировкой занятие не должно превышать 1,5 часа.

Юноши 16-18 лет при двухразовых занятиях должны тренироваться каждый раз по 2 часа.

Взрослые команды при двухразовых занятиях должны тренироваться не менее 2 часов, при трехразовых -- по 1,5 часа.

Важный принцип современного тренировочного процесса: тренируйся чаще, по возможности каждый день; тренируйся легко, временем не злоупотребляй! упражнение скоростной игрок футбол

Рациональное распределение нагрузки в тренировочном занятии - залог спортивного мастерства занимающихся.

Главное внимание в тренировках школьников 10-14 лет уделяется технике владения мячом и самой игре. Начинающим необходимо изучить основные виды удара по мячу и его остановки, причем освоение ударов головой проводится в очень ограниченной степени (в этом возрасте черепная коробка еще недостаточно крепкая). Отрабатываются и элементарные виды комбинационной игры: в тренировочные планы включается выполнение диагональных передач с разбивкой игроков на пары и тройки, простейшие беговые упражнения и тактические упражнения с мячом группами -- трое против одного и четверо против двоих. Пусть подростки больше играют, приучаются действовать коллективно. Только вратарю требуется специальная тренировка для ознакомления со спецификой игры.

Кроме гимнастики, разгрузочных, дополнительных игр и эстафетного бега, любой другой физической нагрузки следует избегать. 10-14-летние спортсмены не должны подвергаться длительным нагрузкам; примитивным, выматывающим силы упражнениям в тренировке юных футболистов не должно быть места.

В подготовке юношей 14-16 лет важное значение имеет освоение технических приемов. В программу тренировки включаются сложные комбинации, упражнения, вырабатывающие скоростные качества и тактические навыки; футболистам следует прививать вкус к игре с определенными тактическими заданиями, к коллективным упражнениям с разбивкой игроков на группы. Необходимо также обращать внимание на гимнастику, игровые упражнения и эстафетный бег. И в этой возрастной группе важно избегать продолжительных нагрузок.

Организм юношей 16-18 лет позволяет проводить занятия, напоминающие тренировки взрослых футболистов. Как и прежде, главная цель занятий -- работа с мячом. Она дополняется различными видами комбинированных упражнений, упражнениями на развитие скоростных качеств и тактических навыков. В тренировку включается персональная подготовка каждого игрока в зависимости от его футбольной «специальности». На тренировочных играх футболисты должны получать конкретные задания. Отработка взаимодействия игроков различных линий и овладение техническими приемами являются составной частью командной тренировки. Программа подготовки юношей 16-18 лет предусматривает также гимнастику, стартовые упражнения, кросс, упражнения с мячом и без мяча, эстафетный бег. И здесь следует воздержаться от утомительных монотонных тренировок. Вы достигнете большего эффекта, если сделаете акцент на всевозможных скоростных упражнениях с активными паузами для отдыха (например, спокойная работа с мячом на месте).

В процессе обучения юношей следует знакомить с тактикой современного футбола и характерными особенностями различных систем игры. В тренировочных состязаниях необходимо настраивать футболистов на выполнение поставленных перед ними тактических задач с обязательным разбором допущенных во время игры ошибок.

Активно играющим командам нужна интенсивная во всех отношениях тренировка, требующая полной отдачи сил, как от тренера, так и от каждого игрока в отдельности. Наряду с обстоятельным изучением приемов владения мячом, которые у так называемых «готовых» футболистов способствуют закреплению и углублению полученных навыков, особое значение придается работе с игроками отдельных линий и отработке взаимопонимания между всеми звеньями команды. Футбольная команда должна быть тесно спаянным коллективом, отвечающим всем тактическим требованиям в условиях конкретных соревнований.

В ходе тренировок следует развивать тактическое «чутье» каждого игрока в отдельности и тактическое мышление игроков всей команды. В этих играх тренер ставит перед футболистами определенные задачи. Он замечает все ошибки, прерывает игру и объясняет, что сделано неверно. Тренер, например, ставит такие задачи: каждый игрок делает передачу в одно или два касания; отдав мяч, футболист немедленно устремляется на свободное место и т. д. Задания тренера должны отвечать уровню мастерства команды. Обнаруженные недостатки и слабости следует преодолевать в ходе последовательного выполнения поставленных перед игроками задач.

На каждой тренировке интенсивно отрабатывается то или иное тактическое упражнение или игровая комбинация. Тренер не разрешает футболистам по собственному усмотрению разбиваться на группы, а распределяет их по строго определенным принципам. Он сводит в одну группу тех игроков, которые в команде образуют одну линию. Тем самым футболисты познают собственные игровые качества, приспосабливаются друг к другу с учетом скоростных качеств, подвижности и особенностей ведения мяча, что способствует сыгранности команды.

Выполнение упражнений на скоростную выносливость, стартовые ускорения, спринт, бег с мячом и без мяча, разные игры, развивающие скоростные качества и выносливость, повышают общефизическую подготовку команды. Гимнастика, упражнения с партнерами, с набивными мячами, вольные упражнения, со скакалками и т.п. в разумном сочетании должны стать неотъемлемой частью тренировки.

Особого внимания заслуживает специальная тренировка отдельных игроков команды. Тренер должен поощрять дополнительные занятия (кроме официальных тренировок) игроков по преодолению индивидуальных недостатков. Так, футболисту, бьющему только с правой ноги, будет полезно тренировать левую ногу. Медлительный игрок может повысить скоростные качества путем систематических стартовых упражнений и спринта. Малоподвижный футболист может совершенствоваться посредством ежедневных гимнастических упражнений у себя дома и т. д.

По возможности раз в три недели тренер занимается с командой в закрытом помещении. Хорошо организованная тренировка в зале вносит в ход занятий определенное разнообразие и обычно доставляет игрокам большую радость, а тренеру позволяет углубить общефизическую подготовку и стимулировать футболистов на развитие скоростных качеств.

Вместе с тем зимой следует избегать тренировок исключительно в закрытом помещении. Дело в том, что соревнования проводятся под открытым небом в любую погоду и при любом состоянии футбольного поля; при постоянных же тренировках в зале игроки утрачивают ощущение пространства, начинают плохо ориентироваться и пользуются главным образом малоэффективным коротким пасом.

Тренер должен готовиться к каждому тренировочному занятию, заранее продумывая, как оно будет протекать и какие виды упражнений он предложит своим подопечным. Планируя занятия, тренер должен исходить из того, что он хочет добиться каждой тренировкой, над устранением каких недостатков намерен работать и какие барьеры должна преодолеть команда для повышения своего мастерства. Пробелы каждого игрока и команды в целом проявляются в очередных встречах, подсказывая тренеру характер последующих тренировочных занятий.

Погода, состояние поля, физическая подготовка команды, место тренировки в течение игрового сезона - все эти факторы должны учитываться тренером в его планах. Так, например, при холодной погоде ему следует воздерживаться от долгих теоретических объяснений во время тренировки, чтобы разогретые игроки не простудились; на «трудном», грязном поле придется отказаться от специальных упражнений по отработке ударов головой, в сильную жару тренер не должен настаивать на выполнении упражнений, которые выматывают футболистов и доводят их до изнеможения.

Если тренер не готовится к каждому тренировочному занятию, его работа будет носить бессистемный характер. В этом случае ему не следует рассчитывать на повышение мастерства отдельных игроков и команды в целом; все его усилия сведутся лишь к формальному пребыванию в команде, что неминуемо приведет к неудаче, которая подорвет его авторитет среди футболистов. В конце концов, когда тренер «расстреляет свой порох», весь тренировочный процесс сведется к монотонной продолжительной игре в двое ворот, что, естественно, не удовлетворит ни его самого, ни игроков, ни руководство клуба.

Целеустремленный и добросовестный тренер не должен ограничиваться подготовкой лишь к текущему тренировочному занятию. Он составляет свой план на продолжительный срок, скажем, на месяц вперед, а то и больше, определяет задачи для самого себя, подчиняя все тренировки достижению поставленной цели. Руководствуясь этим планом, он методически наращивает нагрузки, переходя от простого к сложному. Он строит тренировочные занятия таким образом, чтобы устранить недостатки в технической и тактической подготовке игроков и тем самым повысить уровень игры команды в целом.

Характер тренировки продумывается заранее. Начинать ее каждый раз следует с разминки. Спортсмены должны быть разогреты (до легкого пота), прежде чем приступать к выполнению более сложных упражнений. Не разогретые мышцы и связки под влиянием внезапных резких нагрузок легко могут подвергнуться растяжению или разрыву.

По окончании разминки можно приниматься за технические упражнения с мячом или разучивать тактические комбинации, после чего следует основная часть тренировки, например отработка конкретных приемов с разбивкой на игровые группы. В последующей тренировочной игре (на малом или большом поле) еще раз повторяются, уже в процессе командной игры, ранее освоенные тактические приемы. Закончить тренировку можно упражнениями на быстроту реакции, разгрузочными и дополнительными играми, а также гимнастическими упражнениями.

Библиографический список

1. Вайн. Х. Как научиться играть в футбол. М., 2004.

2. Витковски З. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет. М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Командные тактические действия в футболе. Особенности основных систем нападения: быстрого прорыва и позиционного нападения. Организация действий при персональной, зонной и комбинированной системах защиты. Тактические обязанности игроков нападений.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Основные категории тактики футбола: расстановка игроков; действия команды при атаке или обороне; стандартные положения. Понятие про тактические системы игры. Индивидуальная тактика игры: понятие; основная цель; задачи; недостатки и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Организация занятий в секции по волейболу. Особенности учебно-тренировочного процесса волейболистов 12-13лет. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития волейболистов 12-13 лет. Физическая подготовка, техника и тактики игры в волейбол.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Понятие и сущность игры в футбол. Техника и тактика остановки мяча в футболе в системе приемов игровой футбольной деятельности. Классификация и типы техник остановки мяча в футболе, рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2011

    Физическая подготовка, содержащиеся в учебно-тренировочном процессе. Принципы учебно-тренировочного процесса. Руководящая роль тренера. Объемы тренировочных нагрузок в процессе. Особенности тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Древняя игра в мяч. Мировое распространение футбола. Введение единых футбольных правил и законов игры. Появление наемных игроков, первых профессионалов. Формирование футбольной ассоциации. Первый международный матч. Развитие современного футбола.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Отбор детей в гандбольные школы. Основы тактической подготовки игрока. Командные тактические действия. Правила игры в гандбол. Техника владения мячом. Состояние высокой физической подготовки гандболистов. Построение тренировочного процесса, его циклы.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Физиологические и психологические особенности юношей 14-15 лет. Физическая, психологическая, тактическая и техническая готовность юных футболистов. Адаптация и акклиматизация после приезда на выездные соревнования. Специальная диета до начала игры.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Различные названия футбола. Правила игры. Функции игроков, индивидуальная, групповая и командная тактика. Действия вратаря в обороне и в атаке. Руководство действиями партнёров. Системы "пять в линию", "дубль-ве". Современные тактические системы.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка