Как развить ментальное тело и увеличить силу разума? Эффективная техника! Предел возможностей мозга: пиковое исполнение и внутренняя игра.
Ментальная магия - это приёмы работы в ментальном пространстве, основанные на силе мысли; управление энергией мысли с целью достижения результата.
Действие ментальной магии основано на силе нашего сознания, способного, трансформируя мыслеобразы в ментальном пространстве, создавая новые, изменяя при этом внешнюю реальность.
Кто-то полагает, что такая магия — это что-то наподобие аутотренинга, - практика, изменяющая только внутреннюю реальность занимающегося ей человека: его чувства, ощущения, точку зрения на тот или иной вопрос. На самом деле, всё зависит от того, с какими мыслеобразами вы работаете. Если это обычный мыслеобраз вашего сознания, то трансформируя его, вы и в самом деле изменяете что-то в своём внутреннем мире, соответственно, изменяется и ваша точка зрения, отношение к событию в реальной жизни. Таким образом можно избавиться от энергетических блоков, зарядиться позитивной энергией, исцелиться духовно.
Но со временем, практикуя, вы обнаружите, что прочесть энергии в чужой карте сознания так же просто, как и в своей. Соответственно... произвести там некие изменения тоже возможно. Конечно, на такое способны далеко не многие практики. А те, кто умеет, никогда не делают этого просто ради интереса, поскольку люди, умеющие управлять энергией своего сознания, обычно не склонны к излишней агрессии или проявлениям других психических отклонений.
И ещё один, пожалуй, один из самых интересных вариантов практик ментальной магии - это приёмы с так называемыми «магическими» образами. Это проекции определённых энергий, обращаясь к которым и налаживая с ними взаимодействие, можно произвести прямое воздействие на внешнюю среду обитания; например, способствовать открытию потока не зависящих напрямую от вас «счастливых случайностей» в своей жизни, приносящих исполнение задуманного.
Ментальная магия, как и, в принципе, вся система работы с мыслеобразами, базируется всего на нескольких приёмах:
Считывание информации из ментального пространства. Информация приходит в виде мысленных образов (вот здесь часто и возникают сомнения в том, а что вы сейчас увидели, и мы в процессе практики будем это обсуждать, но на конкретных примерах);
Различные приёмы работы, манипуляции с мысленными образами (например, трансформация).
Практические упражнения.1.Практика считывания информации из ментального пространства.
(помогает распознать и скорректировать не приятные эмоции и ситуации)
2.Практика "Лестница"
(помогает подняться над уровнем эмоций,а также поэтапно проработать каждую чакру,"ступенька за ступенькой")
3.Меч Истины.
(Используется для установления истинности слов говорящего с вами)
4.Упражнение на визуализацию "Дерево"
(развитие навыков активной визуализации)
5.Практика "Повернись"(ссылка)
(тренировка навыка налаживания ментальной связи с человеком)
6.Тренировка визуализации на разных уровнях.(ссылка)
7.Техника "Бокал шампанского"(ссылка)
(Используется,для снятия головной боли,или устранения не нужной ментальной активности)
8.Упражнение "Энергетический Хвост"
(Перестаём биться током.Для сброса избыточного статического электричества)
9.Техника "Волшебный гребень"
(Используется для чиститки и выравнивания энергетики,после "трудового" дня,для снятия усталости,головнуй боли, негативного влияния,для остановки ВД)
10.Поход в "Библиотеку"
(Используется для очистки ментальных тел от накопившегося "мусора")
11.Техника "Семечко"
(Заземление,добор не достающих энергий стихий в организме)
12.Техника "Я желаю тебе счастья"
(смягчает отношения с окружающими,преобразовать и отпустить негативные эмоции)
Практика считывания информации из ментального пространства.
1) вызовите у себя воспоминания о каком-либо произошедшем событии, эпизоде, вызвавшем у вас неприятные ощущения: раздражение, гнев, чувство вины или любые другие негативные эмоции, мысли. Это может быть, например, конфликт с коллегой на работе, неурядицы с близкими, физическое недомогание — всё, что может вызвать негативные переживания, «закипание эмоций»;
2) теперь попробуйте стать сторонним наблюдателем этой проблемы, подумайте, например, так: «Интересно было бы посмотреть, как выглядит эта проблема (её образ) в моём сознании». Иногда для вызова образа бывает достаточно просто подумать о проблеме: как она выглядит. Главное, чего следует избегать: включения переживаний, «спускание с поводка» негативных эмоций в связи с этой проблемой, а также волевых усилий для вызывания образа. И то, и другое может сбить ваш внутренний настрой на получение образа. Этот этап, возможно, покажется наиболее сложным для начинающих самостоятельно работать, и результат проявится не с первой попытки, но занимаясь регулярно, вы, я верю, обретёте практический опыт;
3) образ, который появится в вашем сознании, отражает ваше внутреннее состояние, соответствует вибрациям той ситуации, о которой вы себя спросили.
"Меня часто раздражали близкие. Я решила позаниматься, посмотреть, что из этого выйдет. Сначала несколько раз это были просто серые пятна. Потом, через несколько попыток, в таком пятне я рассмотрела ворону. Она была серая, сидела на ветке и неприятно каркала на меня. Но я с ней ничего не смогла сделать. А вот во второй раз я смогла поговорить с ней. Спросила мысленно, почему она у меня появилась, что здесь делает. Смысл ответа был таким: что это я сама такая — как ворона, любопытная, «каркаю» на всех домашних, постоянно пристаю со своими советами, надоедаю всем, а собой не занимаюсь. Сказала ещё, что этим очень раздражаю своих близких, а они в ответ — меня. Я попросила её улететь от меня, а она сказала, что покинет меня, только если я займусь своими делами, своей жизнью. Я ей пообещала это, она с ветки поднялась и улетела".
4) Следующий шаг — это трансформация возникшего образа. Она должна на самом деле показывать, что вы отпустили свои мысли или эмоции. Вы видите, как они уходят, улетают, уезжают, уносятся ветром прочь от вас и т.д., то есть, вы лишаетесь их навсегда. Подсознанию этого будет вполне достаточно, чтобы уяснить, что этой проблемы на самом деле больше нет. Для нашего подсознания важны производимые нами действия. Поскольку такое вот образное видение связывает наше сознание и подсознание, то, если вы на самом деле решили от чего-то избавиться, ваш образ должен ясно и чётко сказать об этом.
Не советуют мысленно запирать беспокоящие вас мысли и эмоции на замок, выставлять их за дверь, или избавляться от них другим неприглядным образом - топить или жечь. Это всё равно, что не желать разобраться с ними. Одно дело мысленно отпустить от себя неприятные переживания, а другое - дать им «мысленный пинок», хлопнуть перед их носом дверью. Все мысли, рождённые нашим разумом, связаны с нами энергетически. Уважительное обращение с ними - первое правило для тех, кто хочет произвести позитивные изменения во всех сферах своей жизни.
5) Способ для тех, кто уже хорошо освоил технику образного видения: попробуйте представить свои ощущения, мысли, эмоции в виде какого-нибудь живого существа. Например, назойливые мысли можно представить себе в виде неугомонного, навязчивого болтливого попугая, а чувство раздражения - в виде вороны и т.д. Но это всего лишь примеры. Настройтесь на внутреннее видение, и образ не заставит себя ждать. Поговорите с появившимся животным. Для этого про себя задайте ему любой пришедший на ум вопрос, что-нибудь типа: « Для чего ты у меня появился? Чего ты от меня хочешь?», настраиваясь на конструктивный диалог со своим образом. Ответ вас может очень удивить, обычно он приносит осознание проблемы, по поводу которой вас мучают определённые чувства или мысли, с которыми вы сейчас общаетесь. Такого осознания бывает достаточно, чтобы это больше не повторялось, поэтому такая работа с мысленными образами крайне продуктивна. И не бойтесь не услышать ничего в ответ - это приходит с практикой.
Эти небольшие и, на первый взгляд, простые, упражнения, больше похожие на аутотренинг, приведут вас к освоению одной их главных техник работы в ментальном пространстве — трансформации энергий.
Трансформация на ментальном уровне — это изменение, преобразование мысленных образов (или мыслеобразов) при помощи силы мысли. Даже если эти приёмы показались вам несколько примитивными, не пропускайте их, постарайтесь регулярно упражняться. Иначе впоследствии, вы можете столкнуться со своим собственным «не могу» при работе с более сложными образами.
(по материалам GoldenBooK)
Ментальный тренинг
Цель: 1. Обучение приемам и методам концентрации внимания.
2. Тренировка воображения.
Время проведения занятия: 3 часа.
Место проведения занятия: тренинговый зал.
Количество участников: 15 человек.
Прежде чем приступить к описанию упражнений ментального тренинга, нужно остановиться подробнее на его взаимодействии с телесным тренингом. Телесный тренинг направлен на овладение телом, что следует из его названия, на такое его развитие, которое не препятствует психическому импульсу, а безусловно ему подчиняется. В результате развивается, если можно так выразиться, практика, или техника реагирования. Но на что реагирует тело? Плоская однозначная логика мышления диктует однозначные реакции и линейное поведение.
Всякое поведение определено логикой. Логика в данном случае есть серия мотиваций и последовательность переходов от одного звена логической цепи к другому. Обыденная логика, «логика здравого смысла», работает по принципу наименьшего действия, имеющего физический смысл. Этот принцип ведет к затуханию колебаний, устранению или уравновешиванию внешнего воздействия в физической системе, каковой является и человек. В этом выражается стремление системы сохранить саму себя, но это же препятствует обмену с внешней средой (энергией, информацией и т. д.).
Другой принцип - принцип экстремального действия - связан с выплеском энергии вовне. То есть за пределы человека выходит только парадоксальная логика, она результативна и заражает своей энергией окружающее.
«Думать мысль» (так определил этот способ Э. Барба) значит искать парадоксальные связи не в логической цепи, а в логическом пространстве.
Целью телесного тренинга является живое тело - «тело-в-жизни», целью ментального - «разум – в - жизни». Когда отбрасывается все очевидное, связанное с темой, но она удерживается на «внутреннем экране» внимания, тогда возникает состояние творческого предусловия, сопровождающегося открытием нового (парадоксальная логика). Эйзенштейн называл это состояние и способ думать «экстазом монтажа». На этом же основаны известные ментальные упражнения «Мозговой штурм», «Рэнга» (коллективное поэтическое сотворчество).
Групповые нормы.
«Здесь и теперь».
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
Искренность и открытость.
Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С.Джурард, раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока ещё практически не знакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учёте «эффекта попутчика»)? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.
Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем…», «у нас мнение другое…» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой он есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
Активность.
В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнения носит демонстрационный характер или подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершению упражнения. В случае тренингов- марафонов крайне нежелательны отсутствие кого-либо даже на одной сессии и выход из группы.
Конфиденциальность.
Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и приёмы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учёбе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
Упражнение № 1. «Думать о карандаше».
Цель упражнения : тренировка концентрации внимания.
Участникам дается задание - думать о карандаше, глядя на него в течение 3 мин. После этого участники восстанавливают вслух цепочку размышлений: кто-то увидел лицо человека в чернильном пятнышке на карандаше, у кого-то возникло море от переливов граней, кто-то изучал количество крапинок и дату выпуска. Все стараются изложить подробности, выученные и вызывающие ассоциации, думая, что количество подробностей подтверждает непрерывность размышлений. Но подробности - только первый этап сосредоточения внимания, вы думали не о карандаше, а о подробностях. Теперь попробуйте не изучать карандаш, а думать о карандаше 3 мин. Ничего не получается. Попробуйте для начала более простой вариант: выберите на потолке точку, реальную, видимую, смотрите на нее, держите внимание только на ней, не пускайте ассоциации! Вместо реального объекта можно вообразить голубое небо, чистый голубой цвет.
Систематическое выполнение упражнения поможет удерживать внимание на воображаемом объекте столько времени, сколько необходимо, оно является подготовительным для освоения техники медитации.
Упражнение № 2. «Неотступная тема».
Цель упражнения : тренировка управляемого внимания.
Предлагается общая тема размышлений, достаточно узкая, от которой запрещено отступать, например «любить мать». Важно, чтобы внутренние видения, «кадры», были связаны не вообще с матерью, а с темой. Необходимо, чтобы участник сам себя контролировал и не отходил от темы. Время от времени можно просить озвучить ход размышлений и проконтролировать выполнение со стороны.
Вариант: предложенная тема носит более общий характер, например «жизнь», «движение», «развитие», любая из заповедей, изречение (к примеру фраза Н. Рериха «Благословенны препятствия - ими растем»).
Упражнение № 3. «Соединение несоединимого»
(«думать мысль»).
Цель упражнения : та же, что и в предыдущем упражнении; обогащение ассоциативного ряда, тренировка парадоксального мышления.
В качестве темы может быть предложено любое высказывание, странное с точки зрения обыденной логики, например: «мертвая жизнь», «видеть звук», «чувствовать пустоту» (поэтические метафоры должны быть отброшены в первую очередь).
Упражнение № 4 . «Молчание».
Цель упражнения : тренировка концентрации внимания на внутренних объектах и обретение независимости от внешних раздражителей.
Речь в повседневной жизни - не только средство общения, но и - в значительной степени - психологическая защита для ухода от переживаемого момента, средство избавиться от переживания, скрыть его от других, средство сброса энергии, снятия беспокойства. Известно, что если не о чем говорить с человеком, то вы уклоняетесь от общения с ним. Когда мы молчим, начинают действовать другие механизмы общения: телесные, взгляд, выражение лица, подсознательные невербальные сообщения, передаваемые от одного человека к другому.
В качестве тренинга удержания внимания в течение дня необходимо поставить задачу молчания на весь день. Это заставит, во-первых, наблюдать за собой, во-вторых, практика молчания сохраняет энергию и расширяет осознание повседневности, ставшее автоматическим. Чем меньше самовыражения, тем шире восприятие и осознание. Если практиковать молчание хотя бы раз в неделю, то обнаружится осознание остроты непосредственных впечатлений как наедине, так и в общении с другими.
Упражнение № 5. «Техника концентрации».
Цель упражнения : тренировка концентрации внимания и сосредоточенности как условий входа в медитационное состояние.
Медитация - это способ тренировки неразвитого, неупорядоченного сознания, способ актуализации творческого потенциала. Основатель йоги Патанджали определяет медитацию как управление волнами мысли, рождаемыми сознанием. Это путь от мысли к действию через эмоцию, путь произвольного изменения умственных и психических состояний при помощи концентрации внимания особого рода и силы.
Медитация как универсальный практический метод для развития сознания (расширения сознания) практикуется многими религиозными конфессиями. Ее форма зависит от духовных традиций времени и места применения, от степени «готовности» индивидуума.
Процесс медитации выводит содержание бессознательного в сознание, где оно может быть проконтролировано и исследовано, где могут быть осознаны причинно-следственные связи потока ассоциаций. Медитация - не уход от внешних реалий, от активной деятельности, а способ ее активизации, способ расширения возможностей сознания. Равновесие ума есть не отказ от действия, а достижение состояния «готовности к действию», освобождение ума от того, что мешает действию. Это иллюстрирует древняя восточная притча: молодая женщина попросила встретившихся монахов помочь ей перейти речку, один не ответил, а второй перенес ее. Когда они пошли дальше, первый упрекнул второго: «Мы не должны общаться с женщинами». На что второй ответил: «Я оставил ее на том берегу, а ты ее еще несешь!»
Существует множество видов медитации. Здесь мы приводим технику входа в состояние, которую можно применять начинающим.
Помещение должно быть привычным, хорошо проветренным и слабо освещенным, а также максимально тихим. Поза удобная, ненапряженная.
Условие - абсолютно прямая спина. Представьте, что ваш позвоночник состоит из монеток, положенных друг на друга; если столбик не абсолютно вертикален, то он развалится. Дыхание глубокое, ровное.
Перед медитацией необходимо выполнить любой вид релаксации типа «напряжение-расслабление». Темой медитации для начинающих может быть нечто реальное, например звуки, доносящиеся извне в помещение. Нужно осознавать не только звуки, но и пространство между ними, пустое, беззвучное пространство между источниками звука. Необходимо отмечать интервалы времени между звуками, в течение которых сохраняется тишина.
Минимальное время концентрации - 20 мин. Работа по этому методу продолжается от нескольких дней до нескольких недель без перерывов, пока не удастся сохранять внимание на звуках в течение не менее 20 мин. «Медитировать» время от времени - пустая трата сил. Более сложной темой может стать концентрация на дыхании, на движении диафрагмы. Процесс медитации может сопровождаться традиционной йоговской мантрой «Со-хум» (как уже говорилось, в переводе с санскрита означающей «Это - я»). Во время вдоха впускается в сознание «Со» («Это»), во время выдоха произносится «Хум». Это естественные звуки, сопровождающие вдох и выдох, поэтому, произнося их, не следует напрягать связки.
Правильное медитационное отношение состоит в наблюдении избранного объекта, при этом в уме могут проноситься другие ассоциативные мысли; не поощряя их и не вытесняя, нужно установить к ним нейтральное отношение. Возмущающие мысли постепенно уйдут. Психология йоги и других духовных традиций подчеркивает важность слова «препятствие», ибо все есть препятствие. Процесс медитации приводит рассеянный ум к освобождению от препятствий, это состояние контролируемого, направленного внимания. Находиться в медитативном состоянии можно постоянно и в повседневной жизни, то есть приучить свой ум к контролируемому вниманию. Для этого уже не потребуется специальных условий.
Известно много медитативных методов. Это и наблюдение за дыханием (дзен), и наблюдение за движением диафрагмы (буддистский), и наблюдение за звуками и пространством вокруг (тибетский), и наблюдение за волнами мыслей, цепочек ассоциаций.
Более сложным видом является медитация «на тему». Молитва - вид медитации на тему. В восточной ортодоксальной церкви молитва - мантра, «молитва сердца» - используется как техника сосредоточения. Темой может быть любой объект, мысль, живой человек или воображаемый персонаж. Традиционная
тема - «Я - Будда». Один из главных принципов медитации - возвращение ума к текущему проживаемому моменту «здесь и сейчас».
Упражнение № 6. «Рэнга».
Цель упражнения : тренировка воображения, фантазии на заданную тему.
«Рэнга» в переводе с японского означает «сплетенные строфы». Упражнение относится к типу коллективной медитации и требует определенной подготовки от участников и руководителя.
Опишем технологию выполнения.
Коллективное поэтическое сотворчество - ритуал, требующий личного настроя и создания внешней атмосферы, способствующей погружению. Для начинающих последнее особенно важно. В помещении необходимо оставить минимальный свет, максимально изолировать его от внешних звуков. Темой коллективной медитации может быть любая словесная формула или слово (любовь, жизнь, творчество) либо музыка или один звук (звук капающей воды, «жужжание мухи», «рычание тигра»).
Перед выполнением в первый раз необходимо рассказать весь порядок проведения упражнения, представить его как важные и строгие условия игры. Приготовление должно проводиться в другом помещении. Еще одно условие - свободная одежда, лучше специальная «ритуальная», обувь отсутствует.
Комната, в которой будем творить, - храм, где вести себя нужно соответствующим образом: войти, совершив установленный поклон, не говорить ни одного лишнего слова, внимание - на черном круге или квадрате в центре любой стены (больше на стене ничего не должно быть), сесть на пол лицом к черному кругу, расслабиться.
Руководитель, участвующий в процессе, называет тему или включает фонограмму звука. Некоторое время (5-20 мин.) все слушают звуки, глядя на черный круг и «думают мысль» (упражнение «Неотступная тема»). Это задание выполняется до тех пор, пока не возникает первая строка; если этого не происходит, начинает руководитель. Затем по порядку каждый участник проговаривает свою строку, она не должна привязываться к предыдущей, а должна соответствовать мыслям этого участника. Но законом становится общий ритм (общий ритм может быть задан постоянно звучащей фонограммой). Если тема медитации словесная, а не музыкальная, ритм задается при входе в помещение руководителем или помощником. До тех пор пока не объявлена тема, участники должны удерживать этот ритм внутренне. Слушая ассоциации товарищей, нельзя бросать свою ассоциативную цепочку, она, конечно, будет несколько изменяться, но нужно стремиться сохранить свою логику, «сочинять свою мысль», а не продолжать чужую. Через некоторое время общий ритм, общая тема и воздействие друг на друга сотворят некую общую логику возникающего здесь и сейчас стихотворения.
Важно, чтобы руководитель, проводящий «Рэнга» с новичками, высоко оценил результат, даже если объективно это не так.
ЛИТЕРАТУРАГиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб., 2001.
Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 60 с. ISBN 5-9268-0202-4.
Пояснения к теме. В современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. mental - умственный, психический) рассматривается как целостная система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (П. В. Бундзен), используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена (Л. Э. Унесталь). Поэтому содержание понятий «психологическая подготовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спортивной психологии в известном смысле тождественно. Традиционная для советской психологии спорта система методов морально -волевой подготовки спортсменов в системе ментального тренинга дополняется аутогенной, идеомоторной, сюжетно-ролевой умственной подготовкой спортсменов, методами умственной репетиции соревнований, а также различными методами ауто- и гетеровнушений, методиками медитации и др. (см. ниже).
Ментальные методы психотренинга (ММП) ныне подкреплены использованием тренерами и спортсменами аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных методов ввода информации в сознание, подсознание и непосредственно в мозг спортсменов, применением электронных технических средств для организации биологической обратной связи в процессе МТ. Однако как бы ни были высоки успехи электронной компьютерной техники и создания видео- и аудиосеан-сов МТ, самым главным и основным инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров. Психика и мозг
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 243
действующего спортсмена для ученого, изучающего личность спортсмена, - тождественные понятия.
Мозг человека является универсальным психобиокомпьютером, способным мгновенно обрабатывать огромный массив информации объемом в 10 бит, что равносильно числу звезд в видимой части Вселенной. Отметим также и то, что по современным научным данным мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационной мощности, а в спортивной деятельности еще меньше. Следовательно, методы ментального психотренинга полезны для мобилизации скрытых в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития человека как вида Homo sapiens, на что и направлен спорт.
Ниже приводится краткий обзор методов ментальной тренировки (МТ), применяемых в современной общей и специальной психологической подготовке спортсменов к соревнованиям.
Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга 1
Аутогенная тренировка (AT). В основе существующих методов AT лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах, впервые примененный в практике отечественного спорта Л. Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г. Источником самовоздействия в AT является наше самосознание, центр которого находится в «Я». Словом «Я» первого лица единственного числа, произносимым на выдохе, мы обозначаем реальное существование источника самовнушения. Имманентная связь «Я-образа», слитого с «образом тела», ощущается нами на выдохе. Отсюда и возникает влияние «Я» на все другие психофизиологические состояния человека. Влияние «Я» (сам) лежит в основе всех эффектов AT - самовнушение состояний вялости, тепла и тяжести в мышцах. Самовнушения являются условием повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности AT обычно берется уровень психомышечной релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений AT. Таким образом, саморегуляция в AT реализуется посредством аутокоммуникации между
Задание 1 подготовлено кандидатом психологических наук, мастером спорта международного класса И. В. Мининым (керлинг).
244 Раздел 5. Психолого-педагогическое об еспечение подготовки...
«Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы. Техника и процедуры AT подробно описаны в спортивно-психологической литературе в работах Л. Н. Радченко, Л. Д. Гиссена, А. Т. Филатова, В. Л. Ма-рищука, Е. Генова, Г. Д. Горбунова, А. В. Родионова и др.
Идеомоторная тренировка (ИТ). В основе идеомоторной тренировки лежит «загадочный эффект» связи мысли и движения. Представление о движении каким-то образом тесно связано с самим движением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах - микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомотор-ные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврель, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, а в спорте - П. Ф. Лесгафтом, А. Ц. Пуни, Р. С. Абельской, А. А. Белкиным, Г. Д. Горбуновым, П. В. Бундзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» предстоящего соревнования.
Мысленная репетиция (MP). Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками, «оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности» 1 . Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования
Некрасов В. П. и др. Психоро-уляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1995. - С. 95-96.
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 245
в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей соревнований).
Ментальный имаготренинг (ИВ). Метод имаготренинга (от англ. image - образ, изображение) основан «на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющего спортсмену создать в своем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое число психотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобен актеру, что очевидно для артистических видов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др. ...Однако неталантливому актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его» 1 . Известно, например, что мировой рекордсмен по спортивному плаванию Марк Спитц использовал в своей имаготренировке образ прыгающего со стартовой тумбочки тигра, а другой рекордсмен мира австралиец Холландер (800,1500 м в/с) отождествлял себя в своей ментальной тренировке и на соревнованиях с образом маленькой рыбки, пугливо убегающей от желающей проглотить ее акулы. Известный спринтер Джесси Оуэне, прозванный «черной пулей» (мировой рекорд в беге на 100 м - 10,2 с на Берлинской Олимпиаде 1936 г.), использовал образ пули, выстреливаемой со стартового пистолета. Вживаясь в избранный образ, спортсмен растормаживал свои скрытые функциональные возможности, демонстрируя высшие спортивные результаты. Принятая «маска-образ» создает спортсмену эффект «психологической защиты» и делает его недосягаемым для соперников уже на старте.
Психотренинг волевого внимания (ПВВ). К этой группе методов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. В психологии спорта существует обширная научная литература по методам ментального тренинга произвольного и волевого внимания, разработанным и апробированным в практике спорта высших достижений (Р. М. Най-
1 Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - М; Л.: Искусство, 1967. - С. 7.
246 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
диффер, Дж. Салмел, А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Б. Н. Смирнов и др.) Систематическое описание психотехнических упражнений для психотренинга процессов внимания спортсменов можно найти в работе Н. В. Цзена и О. В. Пахомова «Психотехнические игры в спорте» (М.: ФиС, 1985).
Методы гипноза (МГ). Данная группа методов относится к специальным методам интенсивной психологической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Гипноз оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится с помощью внушения. Применение этих методов в спорте ограничено, поскольку многие спортсмены и тренеры не желают подвергать психику спортсменов гипнотическому воздействию, опасаясь, что последние утратят чувство самодостаточности и возникнет подсознательная зависимость спортсмена от воли гипнолога. Однако для мобилизации резервных возможностей в спорте методы гипноза, как показали эксперименты со спортсменами и космонавтами, весьма эффективны, но их использование требует высокой профессиональной подготовки психолога (гипнолога). Кроме тр-го, имеется риск отставленных эффектов, например эффекта привыкания. Данные методы применяются лишь с согласия спортсмена и тренера, что также ограничивает сферу их применения в спорте. Систематическое использование гипноза в ментальной тренировке спортсменов в нашей стране начал в 1970-х годах психолог В. В. Кузьмин. Затем эти же методы успешно применяли на сборных командах СССР А. Т. Филатов, А. В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, И. П. Волков и другие спортивные психологи. Однако до сих пор нет методических публикаций по результатам применения этих методов, что затрудняет их анализ и дальнейшее внедрение в спорт без опасений повредить психике спортсменов. Больший оптимизм внушают методы неформального гипноза, разработанные американским психологом Милтоном Эрик-соном (1900-1980).
Медитационные методы (ММ). Ментальный психотренинг спортсменов с помощью медитационных методов является новым и нетрадиционным для отечественного спорта по сравнению с вышеописанными методами. Причиной непопулярности этой группы методов является их иррациональность, ориентация на религиозные доктрины восточных духовных учений и оккультную практику их применения. Тем не менее нельзя отрицать полезность этих методов, их высокую психологическую эффективность при правильном использовании. Медитативные техники ментального тренинга еще с древних времен использо-
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 247
вались в практической йоге, в духовных практиках первых христиан, в обучении дзен- и чань-буддистов, в подготовке спортсменов к соревнованиям в разнообразных видах восточных единоборств. В последние " годы эти методы начали применяться и в спортивной практике при подготовке квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям (В. В. Шлахтер). Известный американский спортсмен и психолог Р. М. Найдиффер в статье «Трансцендентальная медитация» (1988)" отмечает, что с помощью медитационных методов спортсмен может быстро восстанавливать свой биоэнергетический потенциал, легко управлять своим вниманием/и психическим состоянием, достигать ясности мышления в критических ситуациях соревновательной борьбы и др. В статье описывается техника медитационных упражнений для спортсменов.
Ментальный видеотренинг (ВМ). Это весьма популярная ныне техника ментальной психологической подготовки спортсменов, осуществляемая с использованием видеозаписей игр и спортивных соревнований. Просмотр видеозаписей соревнований позволяет спортсменам воочию увидеть собственные ошибки и промахи на соревнованиях, лучше изучить своих соперников, повысить уровень собственной саморегуляции состояний. Психологические эффекты психотренинга достигаются в этом методе путем группового просмотра и обсуждения в групповой дискуссии по поводу тех или иных демонстрируемых в фильме действий или коммуникативных актов спортсменов. Вовлечение в групповую дискуссию активирует коммуникативный потенциал спортсменов, заставляет корректировать аутокоммуникативные процессы с помощью визуальных картин и представлений, почерпнутых из видеофильмов. В практике спорта бывали случаи, когда правильный подбор видеофильма и его просмотр накануне соревнований, обеспечивал команде процессов и психических сил спортсмена. Макетное моделирование действий. Данный метод наиболее популярен в тактической подготовке спортигровиков, разыгрывающих различные тактические варианты своих возможных действий в предстоящих соревнованиях на макете реального игрового поля, на котором цветными фишками представлены игроки своей и чужой команды. Аналогичный тактико-психологический тренинг осуществляют участники в спортивном туризме, используя карту местности предстоящих соревнований.
1 Найдиффер Р. М. Трансцендентальная медитация // Психология спорта. Зарубежные научные исследования. - М: ВНИИФК, 1988. - № 1. - С. 17-31.
248 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
Завершение работы. Преподаватель опрашивает студентов о том, что входит в содержание понятия «ментальный тренинг» и просит дать характеристику его отдельным методам и приемам в работе со спортсменами.
Задание 2. Мысленная репетиция
соревновательной ситуации в состоянии релаксации 1
Вводные замечания. Цель данного задания - психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной ситуации. Занятие проводится в теплом, уютном помещении, оборудованном креслами с высокими спинками либо ковром. Ведет занятие психолог, владеющий приемами суггестии, внушения и гипноза. Спортсмены проходят сеанс психотренинга накануне соревнований в положении свободно сидя в креслах либо лежа на ковре в положении на спине руки вдоль туловища, глаза закрыты.
Методика сеанса (для пловцов).
Первый этап. Задача - короткая релаксация.
Инструкция: «Устраиваемся поудобнее. Ничего не мешает. Спокойно и мягко, не напрягаясь, но и не отвлекаясь, следуйте за моими словами и вызывайте нужные ощущения. Расслабляются мышцы лица: лоб расслаблен... глаза... щеки... зубы разжаты. Лицо словно маска. Расслабляются мышцы рук: пальцы расслаблены... кисти... предплечья... плечи. Руки, словно плети, лежат расслабленные. Расслабляются мышцы ног: пальцы... стопы... голени... бедра. Ноги полностью расслаблены. Расслаблены плечи, спина. Совершенно спокойно, легколегко лежит голова. Расслаблены грудь и живот. Дыхание ровное и спокойное».
Второй этап. Задача - оживление образов представлений.
Инструкция: «Открыли глаза. Сосредоточенно смотрим на "этот предмет" (инструктор показывает ручку или другой предмет). Внимательно изучаем его, запоминаем детали. Закрыть глаза. Как можно четче представить себе эту ручку. Не открывая глаз, вспомнить обстановку комнаты, в которой мы сейчас находимся. Открыть глаза. Не поворачивая головы, изучить то, что находится сейчас перед вами. Закрыть глаза. Как можно четче воспроизвести увиденное на внутрен-
Горбунов Г. Д. Психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной ситуации // Практические занятия по психологии. - М.: ФИС, 1989. - С. 127-130.
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 249
нем экране представлений. Закончили. Воссоздать образ титульного листа книги, желательно той, которую вы читали сегодня, или любой другой. Закончили. Представьте себе грозу с громом и молнией... Вспомните ощущения, когда вы стоите под душем... Представьте себе "чувство воды", которое было у вас в состоянии хорошей спортивной формы». На каждое представление дается 10-15 с. Третий этап. Задача - воспоминание о заплыве в олимпийском бассейне.
Инструкция: «Вы стоите на тумбочке четвертой дорожки олимпийского бассейна. Никто не плавает. Представьте себе гладь воды, дорожки, трибуны. Вспомните себя в последних соревнованиях в этом бассейне. На воспоминание дается 3 минуты. Фрагментарно воспроизведите свои действия, а главное, переживания перед выходом на старт, у тумбочки, когда вы готовились к старту, и все детали заплыва: старт, "чувство воды", технику, поворот, финальные усилия». Четвертый этап. Задача - сюжетное воображение ситуации будущего старта на предстоящих соревнованиях.
Инструкции:
1. Вечер накануне старта. «Четко представьте себе, как вы отправляетесь в постель на отдых. Вы чувствуете себя спокойно и уверенно. Вы удобно устроились в постели... расслабились... быстро и незаметно заснули».
2. Утро в день соревнований. «Просыпаетесь отдохнувшими, в праздничном настроении. Представьте себя, как вы спокойно, четко выполняете обычный утренний ритуал».
3. Путь в бассейн. «Представьте себя в автобусе. Вокруг знакомые лица, кто-то включил магнитофон. Ваше внимание останавливается на лице вашего соцерника».
4. Разминка. «После выполнения очередного отрезка вы стоите у бортика. На соседней дорожке стоит ваш соперник. Четко представьте себе его образ, ваши переживания»,
5. Проплывание контрольного 25-метрового отрезка. «По моему сигналу оттолкнитесь от бортика. Ощутите всем телом, образно представьте себе проплывание 25-метрового отрезка с толчка. Образ должен быть не столько зрительным, сколько мышечно-двигательньм. Когда закончите, приподнимите кисть руки, чтобы я зафиксировал время. По окончании угадайте время проплывания отрезка. Внимание! Толчок».
250 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
Пятый этап. Задача - сюжетное воображение старта.
Инструкция: «Четко вообразите себя в предстоящих соревнованиях, в общении с тренером, в комнате судьи, при участниках, в окружении товарищей и соперников. Заострите внимание на переживаниях, на своем волнении... Воссоздайте боевое воодушевление, уверенность в себе, в своих силах, все нарастающее желание вступить в борьбу, дышите свободно, насладиться счастьем победителя... Вот судья приглашает вас на старт. Вы выходите на стартовую площадку в зал бассейна. Справа на трибуне сидит ваша команда. Тренеры, спортсмены приветствуют вас. Четко представьте себе лица, их конкретные движения, слова. Постарайтесь отчетливо увидеть и себя как бы со стороны. Вы идете к старту твердой уверенной походкой, улыбаетесь, отвечаете на приветствия. У стартовой тумбочки еще раз воссоздайте боевое воодушевление, дышите легко и свободно. В деталях представьте себе все ваши привычные движения согласно сигналам стартера. Нарисуйте зрительный образ, как вы стоите в ожидании выстрела на старте, теперь вы в состоянии максимальной сосредоточенности... Выстрел. Второй выстрел - это фальстарт. Представьте себе, как вы выходихе из воды, возвращаетесь к своей стартовой тумбочке. После слова "старт", которое я сейчас произнесу, представьте себе весь ваш будущий заплыв. Я включу секундомер, а вы в конце дистанции попробуйте угадать время, за которое "проплывете" ее. Теперь старайтесь представить себе весь заплыв в целом и зрительно, и мышечно-двигательно, прочувствуйте все детали техники плавания - движения на поворотах, гребковые усилия, финишный рывок, - нет тяжести утомления, вы уверены в себе, дышите легко и свободно! Внимание! Снова первый сигнал стартера. Второй. Старт! Секундомер включен» (пауза 1-2 мин).
Завершение сеанса психотренинга. Инструкция: «Итак, вы проиграли в своем уме предстоящее соревнование, вы уверены в себе, можете рассчитывать на успех. А сейчас я буду считать до 5, на счет "пять!" вы откроете глаза, ощутите бодрость и ясность сознания, вы встанете и пойдете заниматься своими делами. Итак, я начинаю счет... 1... 2... 4... 5».
Методика работы со студентами. На основе изучения этапов и содержания сеанса студенты самостоятельно составляют текст сеанса психотренинга адаптации для соревнований своего вида спорта. Преподаватель выбирает лучший из текстов и проводит сеанс с ним.
Первые два этапа, единые для любой специализации, берутся из примера. В конце второго этапа добавляются специфические ощуще-
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 251
ния, актуализируются зрительные, слуховые, кожные, мышечно-дви-гательные образы, имеющие отношение к соревновательной деятельности спортсмена. Далее идет воссоздание ситуации прошедших ранее соревнований. Наконец в деталях описывается картина предсоревно-вательных действий спортсмена, наиболее распространенный вариант ритуала предсоревновательного поведения в конкретном виде спортивного упражнения, описывается сам процесс участия в конкретных соревнованиях. При этом рекомендуется вживаться в соревновательную ситуацию, предельно четко представлять все образы, особенно стараться представить и внутренне воспроизвести мышечно-двига-тельные ощущения, «чувство воды» и пр. Во время сеанса постоянно фиксируется внимание на переживаниях, их значимости, на ожидаемом позитивном итоге соревнований и их воображаемых условиях (в том числе возможных трудностях), адаптация к которым и является целью данной специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию.
Завершение задания. По окончании сеанса студенты делятся своими ощущениями, впечатлениями, мыслями о пережитом в сеансе. Преподаватель комментирует их высказывания, подводит итоги.
Задание 3. Ментальные методы формирования психологической самозащиты от сбивающих влияний 1
Вводные замечания. Цель предлагаемых ментальных упражнений заключается в формировании у студентов-спортсменов умений формировать субъективное состояние «психологической защищенности». Для этого студенты должны знать о коммуникативных и внушающих функциях взгляда, о возможностях взгляда как средства невербальной коммуникации в межличностном и спортивном общении, а также иметь представление о феномене биополя человека. Преподаватель объясняет, что биополевая оболочка тела человека представляет собой волновое образование в виде энергетического футляра, окружающего тело со всех сторон. Функции биополевой (торсионной) оболочки физического тела человека состоят в кодировании информации, поступающей, с одной стороны, из организма человека, а с другой - из внешней среды и окружающих людей. С помощью биополевой обо-
Задание подготовлено кандидатом психологических наук, доцентом И. Г. Станиславской.
252 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
лочки обеспечивается дублирование всех функций организма и психическая защита тела и мозга спортсмена от сбивающих энергоинформационных воздействий и факторов «чужого поля» в соревновательной деятельности. Каждый спортсмен может усилить свою «психологическую защищенность» путем специальных ментальных упражнений, направленных на создание дополнительных слоев или мысленных контуров по границе своей биополевой капсулы, которая не видима, но реально существует, мыслима и представляема.
Увидеть биополевую капсулу можно с помощью прибора Корот-кова, действующего по механизму «эффекта Карлиан» (поле токов высокой частоты). Благодаря своим визуальным представлениям и «мысленному взгляду» каждый психически нормальный человек способен контролировать воображаемую границу своей биополевой ауры, создавая эффект «психологической защиты» от чуждого его психике информационно-волнового воздействия. Практическая значимость предлагаемых ниже упражнений состоит в формировании у спортсменов умственного умения управлять своим взглядом.
Методика работы. Студентам демонстрируется рисунок с контурами ауры биополя тела человека - биоэнерго-информационной оболочки, окружающей тело человека в форме эллипсоида. Объясняется, что оболочка защищает их тело и психику от чужого психического воздействия. Студентам предлагается встать, закрыть глаза и представить себя внутри своей биополевой оболочки, как это показано на рис. 12.
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 253
плотная волновая оболочка окружает все ваше тело, не позволяя проникнуть в ваш мозг и ваше сознание чужеродным сбивающим воздействиям. Прислушайтесь к своим ощущениям, взгляните на себя со стороны, - представьте, что вы находитесь в своем "биопсихическом скафандре" - биополевая оболочка тела, она защищает вас всего».
Студенты разбиваются на пары, встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Инструкция 2. «А теперь попытайтесь мысленно создать непроницаемую прозрачную преграду между собой и партнером, которого вы видите напротив себя. О пережитых ощущениях, чувствах и мыслях вы расскажете позже» (рис. 13).
Упражнение 1. Партнер А взглядом должен поставить перегородку от партнера Б. Если партнер Б ощутил эту ментальную перегородку, то он говорит об этом партнеру А. Затем партнеры меняются позициями. Результаты своих^аблюдений они вносят в протокол.
Упражнение 2. Партнер А, визуально установив ментальную перегородку между собой и партнером Б, стремится удерживать ее, не допуская в свое «личностное пространство» мысленных воздействий партнера Б, который пытается своим умственно-волевым усилием проникнуть через препятствие и повлиять<на психическое состояние партнера А. Опыт длится 3 мин, затем партнеры меняются позициями. Результаты своих ощущений, мыслей и наблюдений испытуемые А и Б вносят в протокол произвольной формы.
Завершение работы. Студенты вместе с преподавателем обсуждают общие результаты работы, делают заключения о психологическом влиянии взгляда на характер общения с партнером и возможностях сознательной психологической защиты от сбивающих воздействий факторов «чужого поля» на соревнованиях. Студентам предлагается составить практические рекомендации спортсменам, готовящимся к старту, для повышения эффективности их психологической защищенности от сбивающих факторов путем влияния своим взглядом на соперников предстоящих соревнований. Дается домашнее задание по ментальной тренировке управления взглядом.
Задание 4. Аудиокассетные методики
ментального тренинга в спорте 1
Вводные замечания. Психорегуляция состояний - это система теоретических принципов, методов и комплекса мероприятий, направленных на обучение спортсмена саморегуляции состояний и формирование у него желаемого психического состояния в период подготовки к соревнованиям. Владение приемами психической регуляции состояний способствует наиболее полной реализации потенциальных возможностей спортсменов во время соревнований.
Психологические факторы успешности использования МТ на аудиокассетах (методики СПбНИИФК):
Методы психорегуляции в практике МТ делятся на две группы:
1) гетерогенные методы воздействия (извне, кем-то, через наушники);
2) аутогенные методы воздействия (внутренняя речь, идеомото-рика, имагинация);
Задание 4 подготовлено доктором медицинских наук, профессором П. В. Бундзеном.
Мысли - это не просто нематериальная субстанция, а потоки энергии, которые могут оказать влияние на реальность и даже материализоваться. Такое явление, как ментальная магия, может послужить этому лучшим подтверждением.
Определение понятий
Ментальная магия - это способность к реконструированию и редактированию тех или иных ситуаций посредством мыслеформ высокой организации, которые действуют на Они не просто внедряются в ауру человека, а помогают выстраивать события и явления в правильном направлении, запуская цепную реакцию.
Ментальная магия - действие которой направлено не на конкретных людей, а на ситуации и события. Развивая свои способности, вы можете направлять ситуацию в нужное русло таким образом, что распознать стороннее воздействие будет практически невозможно. При этом нужна максимальная концентрация энергии для успешной деятельности.
Некоторым людям свойственно путать ментальное воздействие с обычным. Так, например, известные обряды и заговоры, которые призваны притянуть удачу, деньги, любовь и прочие положительные факторы, всего лишь заряжают человека энергией, придавая ему уверенность в себе. Что же касается ментальной магии, индивид достигает успеха, не зная о том, что на него было совершено конкретное воздействие. Достаточно сформировать мысленный и энергетический посыл.
Вербальная составляющая
Ментально-вербальная магия - это все, что сказано вслух или мысленно. Все, что человек произносит или думает, представляет собой мощный механизм, который запускает сложную цепочку процессов. Пословица о том, что "слово не воробей", возникла не на пустом месте. Так, говоря и думая положительные вещи, вы программируете соответствующий сценарий. Если же необдуманно сказать что-то плохое в сторону другого человека, вы, сами того не желая, можете стать причиной несчастного случая. Именно поэтому обучение магии стоит начинать с умения контролировать свои слова и мысли.
Основные элементы ментализма
Все большее распространение приобретает ментальная мысли, как ее еще принято называть). Один и тот же посыл может отправлять во Вселенную совершенно разные вибрации. В соответствии с формой можно выделить следующие составные части ментализма:
- телепатия - это способность считывать и передавать мысли на расстоянии;
- телекинез - влияние на физические процессы усилием воли;
- телеметрия - получение исчерпывающей информации об объектах, которые находятся на значительном расстоянии;
- телепортация - моментальное перемещение предметов или живых организмов в пространстве;
- пирокенез - способность к получению огня усилием мысли без применения каких-либо подручных средств;
- левитация - способность парить в воздухе самостоятельно или поднимать другие объекты путем уменьшения веса;
- гипноз - внедрение чужеродной информации путем полного расслабления;
- ясновидение - способность к предсказанию будущего;
- экстрасенсорика - сверхчувствительное восприятие окружающих явлений.
Визуализация как основной принцип
Визуализация - это наиболее распространенный прием, который используется в такой сфере, как ментальная магия. Конечно, данная практика не в состоянии решить глобальные проблемы, но вот на пути осуществления желаний конкретного индивида она может оказаться весьма действенной. Так, визуализация должна осуществляться на основании следующих правил:
- прежде чем приступать к практике, нужно тщательно обдумать свое желание на предмет того, стоит ли оно того, чтобы затрачивать на него значительные энергетические ресурсы;
- убедитесь, что исполнение вашего желания не принесет вреда никому из окружающих;
- для максимальной концентрации мыслей нужно прийти в полностью расслабленное состояние (этого часто удается достичь во время сна);
- картина, возникающая в вашем сознании, должна быть четко детализирована (в этом может помочь рисунок или картина, вырезанная из журнала или скачанная из интернета);
- думать о желаемом объекте нужно только в хорошем настроении, посылая положительные эмоции.
Ментальная магия: упражнения
Умение воздействовать на окружающих, предвидеть будущее и материализовать свои мысли требует не только врожденного дара, но также усердных тренировок. Если вы приложите максимум усилий, то вам покорится ментальная магия. Упражнения для развития способностей следующие:
- Нужно взять в руки любой предмет и сконцентрировать на нем внимание. В течение нескольких минут изучайте его, рассматривая и подмечая мельчайшие детали. Повторять такие занятия нужно не менее 10 дней подряд.
- Необходимо научиться подпитываться энергией земли, даже не имея возможности непосредственного контакта с ней. Нужно расслабиться и представить себя на зеленой и солнечной поляне, где вы стоите на траве босиком. Вы должны почувствовать, как тепло через стопы проникает в ваше тело.
- Нужно научиться концентрировать положительные эмоции в районе груди и пупка. Следует мысленно представить в этой зоне овал и заполнять его светом и энергией.
- Научитесь программировать себя на успех. Начинать стоит с того, что, проснувшись утром, прежде всего стоит прокрутить в голове сценарий своего грядущего дня. Все нужно представить в самом лучшем свете. С каждым днем данная установка будет работать все эффективнее.
Упражнения с участием испытуемого
Многие люди хотят овладеть такой способностью, как ментальная магия. Обучение начинается с самостоятельных упражнений, после чего стоит привлекать к занятиям испытуемых. Так, полезными будут следующие опыты:
- разложив на столе несколько предметов, постарайтесь заранее угадать, что выберет оппонент;
- по внешним признакам нужно определить, говорит человек правду или ложь;
- попросите испытуемого дотронуться той или иной части его тела, пытаясь почувствовать данное прикосновение на себе;
- потренируйтесь в чтении мыслей испытуемого, который сидит напротив вас.
Уровни магов
Непрерывные тренировки и обучение - это залог успешного управления мыслями и событиями. К сожалению, факультет ментальной магии не удастся найти в институте или университете. Тем не менее непрерывное самостоятельное обучение и общение с талантливыми личностями помогают достичь высокого уровня. Так, выделяют 7 уровней магов:
- Новичок, у которого еще недостаточно развита ментальность. Тем не менее присутствует явная предрасположенность к экстрасенсорной деятельности.
- Ученик успешно определяет намерения животных. При визуальном контакте с человеком может распознать некоторые мысленные образы.
- Подмастерье может свободно общаться с вышестоящим магом посредством мысленного или визуального контакта. Что касается животных, то они могут на время войти в подчинение индивиду. Появляются начальные навыки влияния на людей.
- Мастер легко подчиняет себе любых животных, а также воздействует на людей, которые легко поддаются внушению. Зарождается способность к считыванию снов. Так же начинается обучение манипулированию на расстоянии.
- Мастер высшего уровня может разделять мысли и эмоции группы людей, находящихся в одном пространстве. Появляется восприимчивость к эмоциям окружающих. Можно распознать настроение человека, находящегося на расстоянии до 500 метров. Можно приказать человеку совершить поступок, который не соответствует его убеждениям и моральным принципам.
- Магистр может контролировать поведение человека, независимо от того, на каком расстоянии он находится и поддается ли внушению. Может контролировать группу людей до 10 человек.
- Архимаг - это наивысший уровень. Может подчинить себе до нескольких тысяч людей и управлять ими на любых расстояниях.
Истинные менталисты и шарлатаны
Ментальная магия - это сравнительно новое течение, которое сразу же обрело широкую популярность. С появлением новых знаний многие одаренные люди значительно усовершенствовали свои умения вплоть до предсказания будущего. Тем не менее среди истинных менталистов, которые ежедневно тренируются, совершенствуя свои навыки, появилось достаточно много шарлатанов, которые пытаются извлечь материальную выгоду. Так, с целью влияния на людей могут быть использованы следующие приемы:
- ораторские с целью воздействия на аудиторию;
- актерское мастерство и аффектация;
- знание психологии и активное применение ее на практике;
- выраженные и харизма.
Все эти хитрости не нужны человеку, который действительно владеет таким мистическим даром, как ментальная магия. Книги, упражнения, медитация, ежедневные тренировки - вот что отличает настоящего менталиста. При этом он может выглядеть абсолютно невзрачно и вести себя достаточно скромно.
Как фазы луны влияют на магию
Зависит ли ментальная магия от фазы луны? Давно замечено, что да. Ночное светило - это верный спутник гадалок, ведьм и оккультистов, а потому многие не воспринимают его всерьез. Тем не менее луна может также оказать внимание на формирование мыслей и энергетические потоки.
Календарь проведения ментальной магии разбит на фазы луны. Так, первая - это новолуние. Первые два дня данного периода названы в честь Гекаты, которая в Древней Греции считалась богиней тьмы. В этот момент мысли, эмоции, а также особенности характера выражены минимально, а потому в деятельности человека наблюдается спад. А вот работа подсознания и уязвимость в это время значительно увеличиваются. В этот период лучше не прибегать к ментальной практике, ведь она, скорее всего, не увенчается успехом. Также стоит быть осторожнее со словами, ведь все сказанное может оказать сильное воздействие на судьбу собеседника.
Вторая стадия названа в честь богини Фетиды, которая считалась покровительницей водной стихии. Энергия организма и мыслей постепенно начинает расти. Это лучший период для начинаний, ведь они будут развиваться успешно и стремительно. Что касается эмоциональной стороны, то это наиболее благоприятное время для энергетических контактов. Учитывая, что душевное состояние человека переполнено благодатью, вторая фаза - это самое время разрабатывать положительные программы на будущее.
Третья фаза луны названа в честь богини Дионы, которая связана со стихией воздуха. К этому времени организм накопил достаточное количество энергии и готов направить ее в продуктивное русло. Учитывая прилив сил, которые вы можете почувствовать в данный период, вы способны принести максимальную пользу как себе, так и окружающим.
Четвертая фаза луны связана с именем Горгоны, которая является покровительницей огня и олицетворяет мщение. В это время энергия организма практически полностью истощена, а потому чувствуется безысходность и бессилие. В это время лучше отложить в сторону ментальную практику и заняться анализом и подведением итогов проделанной работы. Нужно как можно больше отдыхать, чтобы не перейти в депрессивное состояние. Единственное, что допускается, - лечение кармических болезней.
Какие обряды проводить в разные лунные фазы
Не только от внутренних, но также и от внешних обстоятельств зависит ментальная магия. Магия мысли во многом связана с фазами лунного календаря. В зависимости от стадии развития ночного светила рекомендуется проводить следующие обряды:
- Новолуние характеризуется минимальным влиянием. Любые воздействия, произведенные в этот период, не принесут существенных результатов. Потратьте это время на отдых или получение новых знаний.
- Начните в этот период какое-то новое дело или разработку новой жизненной установки. Любое начинание, старт которому был положен во время растущей луны, увенчается успехом. Особенно удачными будут любовные дела.
- Полнолуние - это наиболее благоприятный для период. В это время вы можете привлечь в свою жизнь нужных людей, преумножить благосостояние или же увеличить свои внутренние ресурсы (привлекательность, ум, здоровье и прочее). Талисманы, изготовленные на полнолуние, имеют наибольшую энергетическую и магическую ценность.
- Убывающая луна характеризуется спадом магической энергии. Таким образом, это самое время для проведения обрядов, направленных на очищение от негатива и кармической грязи. В этот период также удачными являются обряды отрицательного характера (например, отворот).
Ментальная магия: книги
Каждый человек мечтает управлять событиями, людьми, а также считывать и направлять в нужное русло мысли окружающих. В связи с этим возникает вопрос о том, как научиться ментальной магии. Если у вас нет прямых контактов с профессионалами, в этом нелегком деле вам помогут книги. Стоит обратить внимание на следующие издания:
- "Сила мысли - секрет ментальной магии" (В. А. Аткинсон) - одна из лучших работ автора. В этой книге содержится информация по развитию магнетизма и гипнотических способностей. Развив качества, присущие каждому, вы сможете господствовать над окружающими.
- "Сила магии: пророчество" - это скорее творческое произведение, чем практическое руководство. Тем не менее из него можно почерпнуть полезную информацию об особенностях предвидения будущего.
- "Исцеляющая сила мысли" (Э. Падус) - книга о психическом здоровье и формировании формулы успеха. Умея правильно мыслить, вы сможете нормализовать работу организма и направить течение жизни в нужное русло.
- "Управление энергией мысли" (К. Меньшикова, А. Резник) объясняет, почему человеку порой не удается достичь желаемого. Это пособие научит вас общаться со своим внутренним миром, а также правильно мыслить.
- "Таинственная сила подсознания в лабиринтах мозга" (А. Белов) поясняет сущность мозговой деятельности и обучает основам гипноза. Изучив данное пособие, вы научитесь считывать мысли окружающих, а также исцелять болезни на ментальном уровне. Также есть практическое руководство по пониманию языка животных.
- "Техника развития подсознания" (О. Андреев) - издание одного из крупнейших центров развития внимания и памяти. Отсюда можно узнать об основных тайнах и феноменах в работе человеческого мозга. Кроме того, приведены упражнения, которые помогут выявить наличие тех или иных способностей и развить их в нужном направлении.
- "Тайна гипноза" (Д. Коатс, Э. Бертрам) повествует об истории возникновения гипноза с древнейших времен до наших дней. Также есть практическое руководство по развитию соответствующих способностей.
- "Одиночество зомби и ментальная магия" (И. Зинченко, Н. Листвинская) - это история сильного мага, приговоренного к одинокому существованию. Несмотря на художественный уклон данного произведения, здесь есть много полезной информации для практикующих менталистов.
Ментальные фокусы и их разоблачение
Стоит отметить, что не всегда магия используется для корректировки сценариев развития событий. Многие для достижения популярности используют такое явление, как ментальная магия. Фокусы связаны не только с ловкостью рук, но также и с умением овладевать вниманием аудитории.
Стоит отметить, что демонстрировать чудеса можно как с применением реквизита, так и без него. Разоблачение любимых трюков ментальной магии представлено в таблице.
Название трюка | Описание | Разоблачение |
Разрезанные тузы | Суть фокуса состоит в том, что, быстро перемешивая колоду, менталист выбрасывает 4 туза, а оставшиеся карты откладывает. Далее каждую из выбранных карт нужно разрезать. Одну часть половинок отдать зрителю, а вторую перемешать. Теперь вы кладете на стол одну из половинок и просите оппонента сделать то же самое, воспользовавшись своим набором. Половинки должны совпасть. | Перемешивая половинки тузов, менталист, не подавая виду, должен тщательно их изучить. Как бы наугад он кладет одну на стол (рубашкой вверх), а испытуемый - вниз. Если половинки не совпали сразу, продолжайте эксперимент до тех пор, пока оппонент не положит на стол нужную карту. Теперь с помощью ловкости рук вы переворачиваете карты таким образом, чтобы половинки совпали. |
Четыре выбора | Фокусник тщательно перемешивает колоду карт и расстилает ее в ленту рубашкой вверх. Теперь зритель должен положить кончик пальца на любую карту и отделить ее от остальных. Остальные карты менталист убирает в сторону, предварительно достав еще 2 и отдав зрителю. Он должен сложить их в стопку и дважды разорвать. Все это время вы находитесь спиной к зрителю. Далее он должен бросить обрывки карт в предложенный вами мешочек. Хорошо перемешав обрывки, мастер наугад достает 4, которые составляют карту, изначально выбранную зрителем. | Секрет состоит в том, что две верхние карты были заранее приготовлены. В каждом из уголков делается крап при помощи булавки, что помогает распознать нужные обрывки. А выбранная зрителем карта будет полностью гладкой. |
Купюра, которая сворачивается | Положив купюру, маг начинает делать причудливые движения руками, не прикасаясь к ней. В результате банкнота самостоятельно сворачивается. | На самом деле купюру стоит заранее прошить едва заметной леской, конец которой находится в руках мага. |
Выводы
На протяжении многих веков человечество интригуют особо охраняемые секреты предсказаний, ментальной магии. Разоблачение их не настолько таинственно и необъяснимо, как может показаться на первый взгляд. Секрет кроется в том, чтобы непрерывно тренироваться в контроле над своими словами и мыслями, в которые заложен своего рода жизненный код. Таким образом, у менталиста появляется возможность влиять не только на свою жизнь, но также на судьбы и поведение окружающих.
Безусловно, врожденные способности к манипулированию, гипнозу или предвидению играют немаловажную роль. Тем не менее упорные занятия могут привести к успеху даже того человека, у которого от природы нет подобных задатков. Крайне важно совмещать изучение теоретической литературы с практическими тренировками. Их можно проводить самостоятельно или с участием испытуемого.
Добившись определенного успеха в ментальной магии, можно программировать не только свою судьбу, но также поведение других людей. Умея читать их мысли и влиять на их ход, вы можете достичь значительных успехов в той или иной сфере деятельности. Особо успешные менталисты могут подчинять себе по несколько тысяч человек, находящихся в разных уголках мира.
Как сделать свой разум мощным, способным быстро находить эффективные решения! Узнайте простое и результативное упражнение для развития ментального тела!
Согласно древним эзотерическим знаниям у человека есть несколько тел, и физическое тело — только одно из множества. Остальные тела называются тонкими и не видны обычным зрением, потому что находятся на других вибрационных частотах.
Каждое тонкое тело имеет свои функции, и в этой статье речь зайдет о развитии ментального тела.
Ментальное тело отвечает за всю интеллектуальную и мыслительную деятельность человека. Все ваши мысли, утверждения и убеждения рождаются в ментальном теле. В нем находится те мировоззренческие модели, по которым вы живете.
Оно находится на своей частоте вибрации ментального плана и окружает человека оболочкой на расстоянии примерно полуметра от физического тела.
Чтобы сделать свой разум мощным и быстрым, ментальное тело нужно тренировать аналогично физическому. Одним из вариантов тренировки ментального тела является нижеприведенное упражнение.
Шаг 1: медитация на развитие ментальных способностей
1. Практик занимает удобное положение тела, закрывает глаза и расслабляет все мышцы;
2. Спустя некоторое время он попадет в медитативное состояние сознания¹, которое и необходимо для работы.
3. Практикующий начинает представлять себя со стороны, воображать сферическую оболочку ментального тела вокруг себя.
4. Он заполняет ее разными цветами радуги: представляет, как цвета переливаются в сфере, окружающей физическое тело.
5. После человек начинает воображать, как в ментальном теле происходит обмен информации, постоянное движение энергии. Он представляет, словно сотни, тысячи, миллионы гигабайт информации самого разного типа проходят сквозь ментальное тело, и процесс этот усиливается.
6. Через десять минут концентрации, практик заканчивает : успокаивает сознание, старается «выбросить» из головы все мысли, концентрируя внимание на ощущении физического тела.
7. Возвращается в свое обычное состояние и открывает глаза.
Шаг 2: упражнение для развития ментального тела
Упражнение для развития ментальных способностей:
1. Практик выбирает интересную книгу на тематику, побуждающую размышлять, анализировать содержащийся в ней текст.
2. Человек читает несколько предложений в медленном темпе, и затем тщательно продумывает прочитанную информацию. Практик анализирует прочитанный текст со всех точек зрения, которые может придумать.
Не нужно строить ограничений, нужно учесть все возможные мысли, которые придут в голову! Ваша цель — усиление ментальных способностей и развитие ментального тела.
3. На начальном этапе практики это упражнение должно занимать не больше 15-ти минут; с развитием навыка время можно увеличить до получаса.
Также при первых попытках мыслить интенсивно человек может быстро уставать. Внимание и разум должны окрепнуть, привыкнуть к нагрузкам.
Постепенно, при ежедневной практике, вы станете замечать, как ваша мыслительная сила увеличивается; ментальные способности усилятся в несколько раз.
В скором времени ментальное тело будет становиться крепче — появится способность решать сложные жизненные задачи за короткий промежуток времени.
Нужно хорошо запомнить: тренировку сверхспособности следует выполнять регулярно – это главный залог успеха!