Естественный путь к рисованию. Николаидис К

Естественный путь к рисованию. Николаидис К.

Мн. : 2003. - 2 08 с.

Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, мелками, акварельными и масляными красками.

Книга предназначена для широкого круга начинающих художников.

Формат: djvu

Размер: 16,7Мб

Скачать: yandex.disk

Содержание
Об авторе 5
Введение 7
Как пользоваться книгой 9

Раздел 1. Контур и жест. 12
УПРАЖНЕНИЕ 1: КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 14
УПРАЖНЕНИЕ 2: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК 20
УПРАЖНЕНИЕ 3: ПОПЕРЕЧНЫЕ КОНТУРЫ 25
Раздел 2. Восприятие и понимание жеста 27
УПРАЖНЕНИЕ 4: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЖЕСТ 28
УПРАЖНЕНИЕ 5: БЛИЦПОЗА 30
Раздел 3. Вес и лепной рисунок 35
УПРАЖНЕНИЕ 6: ВЕС 36
УПРАЖНЕНИЕ 7: ЛЕПНОЙ РИСУНОК 38
Раздел 4. Рисунок по памяти и другие быстрые этюды 41
УПРАЖНЕНИЕ 8: РИСУНОК ПО ПАМЯТИ 42
УПРАЖНЕНИЕ 9: ПОДВИЖНАЯ ПОЗА 44
УПРАЖНЕНИЕ 10: ОПИСАННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 11: ОТРАЖЕННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 12: ГРУППОВЫЕ ПОЗЫ 46
Раздел 5. Лепной рисунок чернилами. Ежедневная композиция 48
УПРАЖНЕНИЕ 13: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ 51
УПРАЖНЕНИЕ 14: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 51
Раздел 6. Лепной рисунок акварелью. Этюд под прямым углом 66
УПРАЖНЕНИЕ 15: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ 67
УПРАЖНЕНИЕ 16: Этюд под ПРЯМЫМ УГЛОМ 69
Раздел 7. Упор на контур. Голова 72
УПРАЖНЕНИЕ 17: ПЯТИЧАСОВОЙ КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 73
УПРАЖНЕНИЕ 18: БЫСТРЫЙ КОНТУР 74
УПРАЖНЕНИЕ 19: ГОЛОВА 76
УПРАЖНЕНИЕ 20: ЖЕСТ ЛИЦА 78
УПРАЖНЕНИЕ 21: КОНТУР под ПРЯМЫМ УГЛОМ 79
Раздел 8. Особые этюды формы 90
УПРАЖНЕНИЕ 22: ЧАСТЬ ФОРМЫ 90
УПРАЖНЕНИЕ 23: ДЕСЯТИМИНУТНЫЙ ЭТЮД ФОРМЫ 92
Раздел 9. Один из подходов к проблеме техники рисования 95
УПРАЖНЕНИЕ 24: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ (продолжение) 95
УПРАЖНЕНИЕ 25: Спиной к НАТУРЕ 98
Раздел 10. Простые пропорции. Талант и усердие 99
УПРАЖНЕНИЕ 26: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ (продолжение) 99
Раздел 11. Этюд драпировки 105
УПРАЖНЕНИЕ 27: БЫСТРЫЕ ЭТЮДЫ ДРАПИРОВКИ 105
УПРАЖНЕНИЕ 28: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД ДРАПИРОВКИ 107
Раздел 12. Задрапированная фигура. Субъективный импульс 114
УПРАЖНЕНИЕ 29: ЗАДРАПИРОВАННАЯ ФИГУРА 114
УПРАЖНЕНИЕ 30: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (продолжение) 115
Раздел 13. Длительный этюд
УПРАЖНЕНИЕ 31: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТОВЫЙ ЭТЮД 120
УПРАЖНЕНИЕ 32: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД 122
Раздел 14. Свет и тень 133
Раздел 15. Подход к изучению анатомии 137
УПРАЖНЕНИЕ 33: ИЗУЧЕНИЕ КОСТЕЙ 140
Раздел 16. Длительная композиция 142
УПРАЖНЕНИЕ 34: ДЛИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 143
Раздел 17, Русинки черным и белым мелком 149
УПРАЖНЕНИЕ 35: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МЕЛКОМ 149
УПРАЖНЕНИЕ 36: ЖЕСТ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 153
УПРАЖНЕНИЕ 37: ДРАПИРОВКА ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 156
Раздел.18. Этюды строения тела 157
УПРАЖНЕНИЕ 38: ЖЕСТОВЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 157
УПРАЖНЕНИЕ 39: ЛАДОНЬ и ПРЕДПЛЕЧЬЕ 157
УПРАЖНЕНИЕ 40: ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС 158
УПРАЖНЕНИЕ 41: НОГА И КОЛЕНО 160
УПРАЖНЕНИЕ 42: СТУПНЯ 161
УПРАЖНЕНИЕ 43: ГЛАЗ 161
УПРАЖНЕНИЕ 44: Ухо 161
Раздел 19. Анализ путем дизайна 162
УПРАЖНЕНИЕ 45: КОНТРАСТНЫЕ ЛИНИИ 164
УПРАЖНЕНИЕ 46: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ 164
Раздел 20. Этюд репродукций 168
УПРАЖНЕНИЕ 47: Композиция по РЕПРОДУКЦИЯМ 168
УПРАЖНЕНИЕ 48: АНАТОМИЯ и РЕПРОДУКЦИЯ 171
УПРАЖНЕНИЕ 49: АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ 171
Раздел 21. Мышцы 172
УПРАЖНЕНИЕ 50: ИЗУЧЕНИЕ МЫШЦ,173
Раздел 22. Упражнения черной и белой масляными красками 176
УПРАЖНЕНИЕ 51: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ 176
УПРАЖНЕНИЕ 52: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК МАСЛОМ 183
УПРАЖНЕНИЕ 53: ПОЛУЧАСОВОЙ ЭТЮД МАСЛОМ 183
Раздел 23. Анализ путем дизайна (продолжение) 184
УПРАЖНЕНИЕ 54: ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА 184
УПРАЖНЕНИЕ 55: ЛЕПКА ПРЯМОЙ И КРИВОЙ ЛИНИЯМИ 185
УПРАЖНЕНИЕ 56: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В РАМКАХ 187
Раздел 24. Субъективный элемент 193
УПРАЖНЕНИЕ 57: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД 194
Раздел 25 Подход к использованию цвета 199
УПРАЖНЕНИЕ 58: ЖЕСТ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 59: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В ЦВЕТЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 60: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД (продолжение) 200
УПРАЖНЕНИЕ 61: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (варианты) 203
УПРАЖНЕНИЕ 62: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (продолжение) 203
УПРАЖНЕНИЕ 63: Полный ЦВЕТ 204
УПРАЖНЕНИЕ 64: ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЦВЕТ 204

Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, мелками, акварельными и масляными красками.
Книга предназначена для широкого круга начинающих художников.

Жестовый рисунок.
Материалы. Воспользуйтесь карандашом мягкости 3В или 4В (грифель карандаша должен быть тупым и толстым) и листами манильской бумаги кремового цвета размером двадцать пять на сорок сантиметров (половина листа, используемого для контурных рисунков). Рисовать можно как па одной, так и на другой стороне листа, но не делайте на каждой стороне более одного рисунка. Поскольку вам придется выполнить великое множество жестовых рисунков, можно вместо манильской бумаги воспользоваться еще более дешевой, похожей на газетную. У вас под рукой всегда должен быть достаточный запас бумаги.

Натурщика просят позировать в течение минуты или даже меньше, а затем безостановочно изменять позы. Если у вас нет модели, но даже и в случае, если она у вас есть, необходимо заниматься рисованием в таких местах, где вы сможете наблюдать людей в движении. Спортивная площадка, футбольное поле, многолюдная улица, строящееся здание, бассейн, лесопильный завод - прекрасные места для изучения жеста.

Как только натурщик принимает новую позу или люди, за которыми вы наблюдаете, начинают двигаться, рисуйте, позволяя карандашу летать по бумаге, как будто подчиняясь движению, ощущаемому вами. Рисуйте быстро, не останавливаясь, карандаш должен вести непрерывную линию. Карандаш не должен отрываться от бумаги. Пусть он вытворяет что угодно, передавая жест.

Содержание
Об авторе 5
Введение 7
Как пользоваться книгой 9
Раздел 1. Контур и жест 12
УПРАЖНЕНИЕ 1: КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 14
УПРАЖНЕНИЕ 2: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК 20
УПРАЖНЕНИЕ 3: ПОПЕРЕЧНЫЕ КОНТУРЫ 25
Раздел 2. Восприятие и понимание жеста 27
УПРАЖНЕНИЕ 4: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЖЕСТ 28
УПРАЖНЕНИЕ 5: БЛИЦПОЗА 30
Раздел 3. Вес и лепной рисунок 35
УПРАЖНЕНИЕ 6: ВЕС 36
УПРАЖНЕНИЕ 7: ЛЕПНОЙ РИСУНОК 38
Раздел 4. Рисунок по памяти и другие быстрые этюды 41
УПРАЖНЕНИЕ 8: РИСУНОК ПО ПАМЯТИ 42
УПРАЖНЕНИЕ 9: ПОДВИЖНАЯ ПОЗА 44
УПРАЖНЕНИЕ 10: ОПИСАННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 11: ОТРАЖЕННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 12: ГРУППОВЫЕ ПОЗЫ 46
Раздел 5. Лепной рисунок чернилами. Ежедневная композиция 48
УПРАЖНЕНИЕ 13: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ 51
УПРАЖНЕНИЕ 14: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 51
Раздел 6. Лепной рисунок акварелью. Этюд под прямым углом 66
УПРАЖНЕНИЕ 15: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ 67
УПРАЖНЕНИЕ 16: Этюд под ПРЯМЫМ УГЛОМ 69
Раздел 7. Упор на контур. Голова 72
УПРАЖНЕНИЕ 17: ПЯТИЧАСОВОЙ КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 73
УПРАЖНЕНИЕ 18: БЫСТРЫЙ КОНТУР 74
УПРАЖНЕНИЕ 19: ГОЛОВА 76
УПРАЖНЕНИЕ 20: ЖЕСТ ЛИЦА 78
УПРАЖНЕНИЕ 21: КОНТУР под ПРЯМЫМ УГЛОМ 79
Раздел 8. Особые этюды формы 90
УПРАЖНЕНИЕ 22: ЧАСТЬ ФОРМЫ 90
УПРАЖНЕНИЕ 23: ДЕСЯТИМИНУТНЫЙ ЭТЮД ФОРМЫ 92
Раздел 9. Один из подходов к проблеме техники рисования 95
УПРАЖНЕНИЕ 24: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ (продолжение) 95
УПРАЖНЕНИЕ 25: Спиной к НАТУРЕ 98
Раздел 10. Простые пропорции. Талант и усердие 99
УПРАЖНЕНИЕ 26: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ (продолжение) 99
Раздел 11. Этюд драпировки 105
УПРАЖНЕНИЕ 27: БЫСТРЫЕ ЭТЮДЫ ДРАПИРОВКИ 105
УПРАЖНЕНИЕ 28: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД ДРАПИРОВКИ 107
Раздел 12. Задрапированная фигура. Субъективный импульс 114
УПРАЖНЕНИЕ 29: ЗАДРАПИРОВАННАЯ ФИГУРА 114
УПРАЖНЕНИЕ 30: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (продолжение) 115
Раздел 13. Длительный этюд
УПРАЖНЕНИЕ 31: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТОВЫЙ ЭТЮД 120
УПРАЖНЕНИЕ 32: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД 122
Раздел 14. Свет и тень 133
Раздел 15. Подход к изучению анатомии 137

УПРАЖНЕНИЕ 33: ИЗУЧЕНИЕ КОСТЕЙ 140
Раздел 16. Длительная композиция 142
УПРАЖНЕНИЕ 34: ДЛИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 143
Раздел 17, Русинки черным и белым мелком 149
УПРАЖНЕНИЕ 35: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МЕЛКОМ 149
УПРАЖНЕНИЕ 36: ЖЕСТ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 153
УПРАЖНЕНИЕ 37: ДРАПИРОВКА ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 156
Раздел.18. Этюды строения тела 157
УПРАЖНЕНИЕ 38: ЖЕСТОВЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 157
УПРАЖНЕНИЕ 39: ЛАДОНЬ и ПРЕДПЛЕЧЬЕ 157
УПРАЖНЕНИЕ 40: ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС 158
УПРАЖНЕНИЕ 41: НОГА И КОЛЕНО 160
УПРАЖНЕНИЕ 42: СТУПНЯ 161
УПРАЖНЕНИЕ 43: ГЛАЗ 161
УПРАЖНЕНИЕ 44: Ухо 161
Раздел 19. Анализ путем дизайна 162
УПРАЖНЕНИЕ 45: КОНТРАСТНЫЕ ЛИНИИ 164
УПРАЖНЕНИЕ 46: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ 164
Раздел 20. Этюд репродукций 168
УПРАЖНЕНИЕ 47: Композиция по РЕПРОДУКЦИЯМ 168
УПРАЖНЕНИЕ 48: АНАТОМИЯ и РЕПРОДУКЦИЯ 171
УПРАЖНЕНИЕ 49: АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ 171
Раздел 21. Мышцы 172
УПРАЖНЕНИЕ 50: ИЗУЧЕНИЕ МЫШЦ 173
Раздел 22. Упражнения черной и белой масляными красками 176
УПРАЖНЕНИЕ 51: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ 176
УПРАЖНЕНИЕ 52: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК МАСЛОМ 183
УПРАЖНЕНИЕ 53: ПОЛУЧАСОВОЙ ЭТЮД МАСЛОМ 183
Раздел 23. Анализ путем дизайна (продолжение) 184
УПРАЖНЕНИЕ 54: ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА 184
УПРАЖНЕНИЕ 55: ЛЕПКА ПРЯМОЙ И КРИВОЙ ЛИНИЯМИ 185
УПРАЖНЕНИЕ 56: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В РАМКАХ 187
Раздел 24. Субъективный элемент 193
УПРАЖНЕНИЕ 57: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД 194
Раздел 25 Подход к использованию цвета 199
УПРАЖНЕНИЕ 58: ЖЕСТ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 59: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В ЦВЕТЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 60: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД (продолжение) 200
УПРАЖНЕНИЕ 61: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (варианты) 203
УПРАЖНЕНИЕ 62: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (продолжение) 203
УПРАЖНЕНИЕ 63: Полный ЦВЕТ 204
УПРАЖНЕНИЕ 64: ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЦВЕТ 204.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Естественный путь к рисованию, Николаидис К., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

книга грека Кимона Николаидиса "Естественный путь к рисованию".

Книга издана в 1941 году, много раз переиздавалась. Сейчас в книжных можно найти издание ООО "Поппури", г. Минск, 2003 г.

Метод Николаидиса

Для меня метод Кимона Николаидиса стал настоящим откровением. Рисовать не глядя на бумагу?! Каково, а?! Не буду пересказывать всю книгу, она очень богатая по содержанию, но расскажу и покажу вводные моменты. В основе метода два понятия: "контур" и "жест".

Контур

Николаидис утверждает, что в классических школах рисования слишком большой упор делается на видение, а на самом деле "мы скорее смотрим "через" глаза. Всегда необходимо проверить то, что вы видите, при помощи других чувств - слуха, вкуса, обоняния и осязания - а также опыта, собранного с их помощью. Просто видеть недостаточно. Необходимо иметь свежий, живой, физический контакт с предметом, который вы рисуете, посредством наибольшего количества чувств и особенно осязания "

Дальше практика. Возьмите натуру любой сложности - хоть цветок, хоть человека. "Сядьте поближе к модели или предмету, сфокусируйте взгляд на любой точке контура модели. Острием карандаша дотроньтесь до бумаги. Теперь представьте, что вы прикасаетесь не к бумаге, а к модели. Не отрывая глаз от модели, медленно двигайте взгляд по контуру модели и так же медленно ведите карандашом по бумаге. Делая это, сохраняйте уверенность, что острие карандаша на самом деле касается контура модели. Пусть вами в большей степени руководит осязание, чем зрение. Это означает, что вы должны рисовать, не глядя на бумагу, не отрывая глаз от натуры. "

Иллюстрации, что получается, из книги. Рисовали ученики Кимона Николаидиса.

А вот и мой самый первый опыт рисования, не глядя на бумагу. Пусть бросят в меня камнем, если это не дедушка Ленин! Кстати, памятники - прекрасная натура, бесплатные и молчаливые. Николаидис успокаивает учеников, мол, неважно что линии разбегаются и пропорции нарушены. Главное научиться ЧУВСТВОВАТЬ модель.

А это профиль с памятника Абаю Кунанбаеву, что на Чистых прудах. "Контур" - это не только внешний контур, это также и внутренние линии, определяющие содержание рисунка. Внутренние линии нужно рисовать, быстро кинув взгляд на рисунок, наметив кончиком карандаша начало линии и дальше продолжать рисовать, не глядя на бумагу. Причем, одна тонкость. Если будешь "бежать" взглядом быстрее карандаша, то получится на бумаге чепуха полная. Терпение, терпение, очень медленный рисунок, по сантиметру за 3-5 секунд. Высунув язычок, но не забывая дышать.


Модель - резная фигура купца. Также контурный долгий рисунок.

Жест

Вторым базовым понятием в методике Николаидиса является "жест". "Натурщика просят позировать в течении минуты или даже меньше, а затем безостановочно менять позы. Как только натурщик принимает новую позу или люди, за которыми вы наблюдаете, начинают двигаться, рисуйте, позволяя карандашу летать по бумаге, как будто подчиняясь движению, ощущаемому вами. Карандаш не должен отрываться от бумаги. Пусть он вытворяет что угодно, передавая жест. Вы должны рисовать не то, как предмет выглядит, и даже не то, чем он является, а то, что он делает. "


Мои успехи поскромней.

Есенин (памятник) - 8-10 секунд.

Мамочка. 8-10 секунд.

Тетушки на пляже (неудачные каляки-маляки). Кстати, пляж - прекрасная площадка для зарисовок. Люди позируют, слегка вертятся, а дети так вообще.

Контур и жест

Но самые интересные результаты получаются после часов увлекательнейших штудий, когда начинаешь комбинировать контур и жест. Это мои быстрые зарисовки, в течении 10-20 секунд, легкое поглядывание на бумагу, обязательное "трогание" натуры.


Тетушка загорает.

Мама курит и смотрит за купающимся сыночком.

Кайф!

Вот как получается, можно десятилетку в школе и пятеру в институте учить английский, но в итоге не бум-бум. Почему? Потому что неинтересно и скучно. А чуть начнешь практиковаться с живыми иностранцами, сразу начинает получаться за считанные дни. А вспомним еще наши ощущения, когда учились кататься на двухколесном велосипеде. Помните, когда мы поехали? Так и здесь, "прорывает" какой-то барьер, и начинаешь рисовать, точне - чувствовать мир через карандаш. Не помню, кажется, когда я был совсем маленьким, я таким способом и рисовал, а стал взрослым и забыл. Чудно..



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка