Дуэль в России: правила и кодекс. Дуэли и дуэлянты

Поединки получили наибольшее распространение во Франции, Англии и Германии. Уже в XVI веке при возникновении конфликтов отмечались случаи вызовов на поединок высокопоставленных и коронованных особ. Так, германский император Карл V послал вызов на поединок французскому королю Франциску I, а шведский король Густав IV - Наполеону Бонапарту. В поединке с графом Монгомери был смертельно ранен французский король Генрих II. Интересно отметить, что позднее российский император Павел I предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами.
Прошедшая во Франции революция уравняла в правах сословия. Право участия в поединках стало всеобщим.

В поединках того периода принимали участие не только мужчины, но и женщины. Так, маркиза де Пель и графиня Полиньяк со шпагами в руках оспаривали свою любовь к герцогу Ришелье.

При Людовике XIV славилась искусством фехтования оперная певица госпожа Мопен. Она успешно завершила несколько дуэлей. Однажды на балу она оскорбила великосветскую даму. Три кавалера из окружения этой дамы предприняли попытку удалить с бала дерзкую актрису. В ответ она вызвала этих мужчин на дуэль и в индивидуальном поединке с каждым заколола их. В Лондоне Роза Кробби заколола свою соперницу, отбившую у неё мужа.

В конце XVIII века при проведении поединков наряду со шпагами и саблями стали использовать и пистолеты. Английская фирма "Ментон" создала целевые дуэльные пистолеты, которые продавались парой. Пистолеты помещались в специальный футляр из орехового, чёрного или палисандрового дерева. Внутренняя поверхность футляра покрывалась бархатом или сукном и имела фигурные гнёзда, где помимо пистолетов помещались пороховница, пулелейка, запас пуль, шомполы, запасные кремни и сосуд с костным маслом для оружейных замков.

Во Франции пользовались большой популярностью дуэльные пистолеты Лепажа, Гастинн-Ренетта и Н. Бутэ; в Германии - Кухенрейтера; в Англии - Д. Ментона, Нока, Паркера, Пёрдея и др.
На начальном этапе дуэли происходили торжественно и публично.

Во Франции для проведения поединков необходимо было испрашивать разрешения у короля. Если король считал, что для защиты оскорблённой чести дуэль действительно необходима, он давал согласие на её проведение. Король присутствовал на поединке и мог его прекратить, для чего ронял на землю свой скипетр. Последняя дуэль в присутствии короля Генриха II и его двора произошла в 1547 году, когда скрестили шпаги кавалеры де Жарнак и де ля Шатеньери. В итоге, лучший боец своего времени де ля Шатеньери был ранен в колено и поединок был прекращён. Полученное ранение привело в бешенство Шатеньери и он сорвал с ноги повязку, а через трое суток скончался. Смерть любимца настолько огорчила Генриха II, что он отменил обязательность присутствия короля на дуэлях.

В 1578 году произошёл случай, когда, помимо непосредственных дуэлянтов, приняли участие в поединке и их четыре секунданта. При этом из всех участников дуэли в живых остался лишь один секундант. Это послужило основанием к принятию карающих мер. Секундантов, принявших участие в поединке с оружием в руках, ждала смертная казнь и конфискация имущества. Во Франции для разбирательства ссор между дворянами был учреждён "суд маршалов".

Обилие поединков и отсутствие единых правил их проведения побудило аристократический "Жокей-клуб" в Париже обратиться в 1836 году к графу Шатовильяру с предложением разработать дуэльный кодекс. Разработанный дуэльный кодекс предусматривал соблюдение дуэлянтами и секундантами следующих правил: - каждый поединок должен содействовать повышению уважения в обществе к чести и достоинству личности; - за нанесённое оскорбление можно требовать удовлетворения лишь единожды; - поединок должен проводиться только между двумя лицами; - в поединке можно использовать лишь сабли, шпаги и пистолеты; - секунданты должны принимать участие в выработке условий поединка и следить за их строгим соблюдением; - поединок должен проходить в соответствии с правилами (запрещалось одевать кольчуги, начинать поединок без сигнала, отступать назад и прочее); - первый стреляющий не имеет права стрелять в воздух; - право сохранившего выстрел -задержать противника у барьера и произвести выстрел; - выстреливший должен стоять у барьера в совершенной неподвижности; - право первого выстрела и выбор оружия принадлежит оскорблённому или определяется жребием.

В Германии поединки получили широкое распространение в период правления Карла Великого. Санкцию на проведение дуэлей давал Совет чести полка. В случае, если Совету не удавалось примирить стороны, его представитель обязан был присутствовать и наблюдать за соблюдением правил и условий его проведения. К концу XIX века Германия была единственным государством Европы, где существовали законы, допускающие дуэли.

Англия первоначально была страной "интенсивных дуэлей" с участием и мужчин, и женщин. В 1840 году по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого под честное слово джентльмена обязались не принимать более участия в дуэлях и все конфликтные ситуации разрешать через суд. Таким образом, поединки в Англии были отвергнуты высшим светом, а вслед за ним и всем обществом. Дуэли в Англии прекратились.

В России рыцарские турниры не проводились вплоть до конца XVII века. Конфликтные ситуации решались проведением "судебных поединков" (судных боёв) по принципу: "кто победил, тот и прав".

Создавая регулярную армию и флот, Пётр I вынужден был привлекать для службы многих иностранных специалистов. Их быт нередко сопровождался дуэлями. Один из первых поединков в России состоялся между Патриком Ивановичем Гордоном и майором Монгомери. По примеру иностранцев российские офицеры начали принимать участие в поединках. Пётр I не считал возможным допускать гибель офицеров, крайне необходимых государству для претворения в жизнь его стратегических замыслов. Были разработаны и приняты основополагающие документы: "О нечинении иноземцам никаких между собой ссор и поединков, под смертной казнью" (от 12.1.1702 г.), "Патент о поединках и нечинении ссор", "Воинский артикул" - статьи 139-141 и "Корабельный Устав" статья 95. В "Патенте" предписывалось: "Ежели случится, что двое на назначенное место выдут и один против другого шпагу обнажит, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки отписать. Ежели же биться начнут и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мёртвые повешены да будут".

Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков.

Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки. В этом же году В. Дурасов приступил к разработке Дуэльного кодекса, первое издание которого вышло в свет в 1908 году. При составлении Дуэльного кодекса был учтён европейский опыт, традиции и особенности российской действительности.

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Очень важные вопросы нравственности и морали затрагивает повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание и анализ ее вы найдете в этой статье. Вопросы о правде, смысле жизни, об ответственности перед другими людьми - все это актуально всегда. Свое осмысление этих вечных проблем представил в произведении "Дуэль" Чехов.

В городке, расположенном на берегу Черного моря, два друга беседуют во время купания. Один из них - Лаевский Иван Андреевич, 28-летний молодой человек, а другой - Самойленко, военный доктор. Иван Андреевич делится со своим приятелем подробностями своей личной жизни. Так начинается повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание этого разговора приводим ниже.

История Лаевского

Из беседы приятелей мы узнаем, что 2 года назад Лаевский сошелся с одной замужней женщиной. Они уехали из Петербурга на Кавказ, намереваясь начать новую трудовую жизнь. Однако городок не понравился им. Люди оказались неинтересными, место - скучным, а трудиться в поте лица на земле Лаевский не умел и не хотел. Поэтому он ощутил себя банкротом уже с первого дня. В отношениях с этой женщиной, Надеждой Федоровной, Лаевский видит уже лишь ложь, поэтому не может больше жить с ней. Он хочет уехать обратно, на север. Однако и разойтись нельзя: у женщины нет денег и родных, а работать Надежда Федоровна не умеет. Кроме того, пришла весть о кончине ее супруга, что означает возможность венчаться с ней. Самойленко советует своему приятелю сделать именно это.

Терзания Лаевского

Все, что делает и говорит Надежда Федоровна, кажется Ивану Андреевичу либо ложью, либо чем-то похожим на ложь. Во время завтрака он едва скрывает свое раздражение. Тяжелую ненависть вызывает в нем даже то, как эта женщина глотает молоко. Его не оставляет желание побыстрее выяснить отношения и уехать.

Лаевский обычно находил объяснения и оправдания собственной жизни в каких-нибудь литературных типах и теориях. Он сравнивает себя с Печориным и Онегиным, с Гамлетом, с Анной Карениной. Лаевский то готов признать, что у него нет руководящей идеи, что он лишний человек и неудачник, то оправдывает себя. Подобно тому как раньше этот герой верил, что Кавказ спасет его от пустоты в жизни, теперь он полагает, что следует уехать в Петербург, бросив Надежду Федоровну. Благодаря этому он надеется зажить бодрой, интеллигентной, культурной жизнью.

Мировоззрение фон Корена

У Самойленко столуются Победов, только что завершивший обучение в семинарии, и фон Корен, молодой зоолог. Разговор за обедом заходит о Лаевском. Зоолог говорит, что этот человек опасен для общества, подобно холерному микробу. Лаевский развращает нравы жителей города тем, что пьет сам и спаивает других, открыто проживает с чужой женой, множит долги, играет в карты, не делает ничего. Если люди, подобные ему, размножатся, серьезная опасность будет угрожать человечеству. Поэтому Ивана Андреевича нужно обезвредить ради всеобщей пользы.

Смешливый служитель церкви хохочет, а Самойленко ошеломлен. Он может лишь сказать, что если будут вешать и топить людей, то он против такой цивилизации.

Отношение Надежды Федоровны к Лаевскому

Надежда Федоровна воскресным утром отправляется купаться в отличном настроении. Женщина нравится себе, она убеждена в том, что ею любуются все встречные мужчины. Надежда Федоровна ощущает вину перед Лаевским. Она успела наделать за 2 года много долгов в лавке Ачмианова и все еще не решилась сказать об этом. К тому же женщина уже два раза имела связь с Кирилиным, полицейским приставом. Однако она с радостью думает о том, что ее душа не принимала участие в измене. Надежда Федоровна все еще любит Ивана Андреевича, а с Кирилиным давно уже все кончено.

Пикник

В купальне женщина беседует с Битюговой Марьей Константиновной, пожилой дамой. Это еще одна героиня, которую изобразил в повести "Дуэль" Чехов. Описание разговора, состоявшегося между ними, мы не будем приводить. Скажем лишь, что от этой женщины сожительница Лаевского узнает о том, что местное общество вечером устраивает пикник, который должен пройти у горной речки.

Фон Корен по дороге к реке рассказывает о своих планах дьякону. Он говорит, что намерен отправиться в экспедицию, исследовать побережья Ледовитого и Тихого океанов. Иван Андреевич едет в другой коляске и ругает пейзажи Кавказа. Он все время ощущает неприязнь фон Корена и уже жалеет о том, что решил отправиться на пикник. Компания останавливается у татарина Кербалая.

Надежда Федоровна находится в шаловливом настроении. Женщине хочется кокетничать, дразнить, хохотать. Однако ее радость омрачает преследование Кирилина, а также совет Ачмианова остерегаться полицейского пристава. Иван Андреевич, утомленный нескрываемой ненавистью зоолога и пикником, срывается на Надежде Федоровне, которую называет кокеткой. Фон Корен на обратном пути признается Самойленко, что если общество или государство поручило бы ему уничтожить Лаевского, он охотно сделал бы это.

Разговор Лаевского с Самойленко

После пикника, уже дома, Лаевский говорит Надежде Федоровне, что ее муж умер. Он чувствует себя как в тюрьме, что особо отмечает в произведении "Дуэль" Чехов. Очень краткое содержание, к сожалению, упускает подробности внутренних переживаний героя. Скажем лишь, что Иван Андреевич решает пойти к Самойленко. Лаевский умоляет его дать в долг 300 рублей, обещает помириться со своей матерью, устроить все с Надеждой Федоровной. Самойленко говорит о том, что нужно помириться также с фон Кореном, однако Лаевский отвечает, что это невозможно. Он и готов был бы протянуть зоологу руку, однако тот, конечно, отвернулся бы от него. Ведь это деспотичная, твердая натура, и идеалы у него соответствующие. Для него люди - ничтожества. Он работает не из любви к ближнему, а ради таких абстрактных понятий, как будущие поколения, человечество, идеальная порода людей… Фон Корен убил бы любого, кто выходит за рамки узкой консервативной морали, и это лишь ради "улучшения породы". Деспоты, как отмечает Лаевский, всегда являлись иллюзионистами. Иван Андреевич говорит, что осознает собственные недостатки. Он надеется воскреснуть, измениться. Это особенно подчеркивает Чехов ("Дуэль"). Краткое содержание по главам продолжается рассказом о дальнейших событиях в жизни сожительницы Лаевского.

Лихорадка Надежды Федоровны

Спустя 3 дня после пикника у речки Мария Константиновна приходит к Надежде Федоровне. Мы не будем пересказывать в деталях весь разговор, опишем лишь его краткое содержание. "Дуэль" Чехов написал для того, чтобы мы задумались о важных вопросах. Поэтому мы попытались пересказать текст, сосредоточившись именно на них.

Итак, Мария Константиновна предлагает сожительнице Лаевского стать ее свахой. Однако Надежда Федоровна чувствует, что венчание сейчас невозможно. Женщина не может сказать всего своей приятельнице. Она запуталась в отношениях с молодым Ачмиановым и с Кирилиным. От переживаний у Надежды Федоровны начинается лихорадка.

Иван Андреевич ощущает свою вину перед ней. Однако им уже настолько овладели мысли об отъезде в следующую субботу, что он спрашивает у Самойленко, который пришел навестить больную, удалось ли ему достать денег. Тот отвечает отрицательно. Самойленко хочет попросить у фон Корена 100 рублей в долг. Тот соглашается, но при условии, что Лаевский уедет с Надеждой Федоровной.

Назначение дуэли

На следующий день, в четверг, Самойленко сообщает Лаевскому об этом условии в гостях у Марьи Константиновны. Гости, среди которых и зоолог, играют. Иван Андреевич участвует в игре машинально. Он размышляет о том, как много он вынужден лгать, о том, что это не дает ему измениться, начать новую жизнь. Необходимо решиться на что-то радикальное, однако Лаевский не может этого сделать. Ехидная записка, которую послал, по всей видимости, фон Корен, вызывает у Ивана Андреевича истерический припадок. Однако вечером, как ни в чем не бывало, он отправляется играть в карты.

Кирилин преследует Надежду Федоровну по пути домой. Он угрожает женщине скандалом, если она не назначит ему свидания сегодня же. Этот человек противен Надежде Федоровне, она умоляет оставить ее, но все же уступает. Ачмианов следит за ними.

На другой день Иван Андреевич отправляется к Самойленко. Он хочет взять у него денег, поскольку после той истерики не может больше оставаться в городе. Однако Лаевский застает лишь фон Корена. Между ними происходит короткий разговор. Иван Андреевич понимает, что зоологу известно о его планах. Лаевский ощущает его ненависть и презрение. Когда появляется Самойленко, Иван Андреевич в припадке обвиняет его в разглашении чужих тайн, а также оскорбляет зоолога, который будто того и ждал. Фон Корен вызывает Ивана Андреевича на дуэль.

Накануне поединка

Уже приближается к финалу составленное нами краткое содержание. "Дуэль" (Чехов) завершается довольно интересно. Финал произведения наверняка понравится вам.

Накануне поединка Лаевский сначала ощущает ненависть к зоологу, а затем, за картами и вином, становится беспечен. Некоторое время спустя Иваном Андреевичем начинает владеть беспокойство. Когда Ачмианов ведет Лаевского к домику, где он видит Надежду Федоровну и Кирилина, все чувства будто исчезают из его души.

В этот вечер фон Корен беседует с дьяконом о том, как нужно понимать учение Христа, любовь к ближнему. Он считает, что то, что вредит людям, что грозит им опасностью, должно быть устранено. А опасность грозит человечеству со стороны физически и нравственно ненормальных. Их необходимо уничтожить. Дьякон спрашивает его о том, каковы критерии различения, как не допустить ошибку. Зоолог отвечает, что при угрозе потопа не стоит опасаться промочить ноги. Он считает, что в случае Лаевского поможет лишь дуэль. Чехов (о чем он еще скажет), конечно же, не может с ним согласиться.

В ночь перед поединком Лаевский слушает грозу за окном, вспоминает свою жизнь, в которой видит лишь ложь. Он ощущает вину в падении своей сожительницы и готов умолять Надежду Федоровну простить его. Если бы он мог вернуть прошлое, он непременно нашел бы справедливость и бога. Прежде чем отправиться на дуэль, Лаевский идет в спальню своей сожительницы. Она глядит на него с ужасом, однако Иван Андреевич, обняв ее, понимает, что это единственный родной и близкий ему человек. Он намерен возвратиться домой живым.

Дуэль и заключительные события

Никто точно не знает правил дуэли, вспоминают ее описания у Тургенева, Лермонтова… Иван Андреевич стреляет первым. Он боится того, что убьет зоолога, поэтому стреляет в воздух. Противник его направляет пистолет прямо на Ивана Андреевича. Дьякон отчаянно кричит: "Он убьет его!" Это заставляет фон Корена промахнуться.

Вот мы и подошли к финалу, описывая краткое содержание. Чехова ("Дуэль") интересовала дальнейшая судьба главных героев. Поэтому он придумал следующий финал.

Через 3 месяца после поединка, в день отъезда в экспедицию, зоолог в сопровождении дьякона и Самойленко идет к пристани. Они говорят о перемене, произошедшей с Лаевским. Иван Андреевич теперь женат на Надежде Федоровне. Он работает с утра до вечера, чтобы рассчитаться с долгами. Решив зайти к нему, фон Корен протягивает ему руку. Зоолог остался верен своим убеждениям, однако признает, что относительно Лаевского он ошибся. Он говорит, что никто не знает правды. Лаевский соглашается с ним. Он думает, что в ее поисках люди делают два шага вперед, один шаг назад. Возможно, когда-нибудь они дойдут до настоящей правды…

На этом заканчивается повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание ее, конечно, имеет лишь ознакомительный характер. Для того чтобы в полной мере понять это произведение, следует обратиться к оригиналу. Он несравненно лучше, чем краткое содержание.

Чехова ("Дуэль") всегда интересовали непростые вопросы нашего бытия. Каждый из героев его произведения по-своему пытается ответить на них. Каковы же позиции, которые занимают персонажи повести "Дуэль" (Чехов)? Анализ произведения поможет вам разобраться в этом.

Анализ

Главными героями повести, а также основными идейными противниками являются Лаевский и фон Корен. В конце концов их взаимная неприязнь приводит к дуэли. Фон Корен размышляет в начале произведения о причинах этой антипатии. В Лаевском он чувствует необыкновенную распущенность и лживость.

Иван Андреевич, в свою очередь, считает, что фон Корен - сильная, твердая, деспотичная натура. Себя же он характеризует как падшего, ничтожного, пустого человека, который покупал свою жизнь ценой малодушия, праздности и лжи. Фон Корен является дарвинистом и противником всего, что способно навредить людям.

Доктор Самойленко считает, что если уничтожать людей, то к черту такую цивилизацию. Этот герой не принимает в Иване Андреевиче то, что он презирает службу, много пьет, разбрасывается деньгами, играет в карты. Именно Самойленко в произведении является носителем "общей идеи". Этот великодушный и добрый человек достает для Ивана Андреевича деньги, хотя и понимает, что тот бежит от ответственности. Во внутреннем монологе Самойленко он по-своему объясняет, почему, ища правды, люди допускают ошибки ("два шага вперед, шаг назад"). Скука жизни, страдания, отсутствие "общей идеи" тормозят их. Из-за этого человек не просто оказывается в нравственном тупике. В нем умирает живая личность, что изобразил в произведении "Дуэль" Чехов. Анализ повести на этом завершим. Предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять о прочитанном.

MENSBY

4.9

В Европе русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства». Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось более смертельному огнестрельному оружию.

В Европе в первой половине XIX века русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Все зло от «миньонов»

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории – «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Миньон - член свиты короля. Слово mignonne с французского языка переводится как «крошечный». Этим словом с XVI века называли фаворитов королевской особы. В английском же языке заимствованное слово minion более нейтрально, оно обозначает преданного слугу.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», - пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти – раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины – правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление – один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику - извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления - недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это - варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким – чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.
К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 – 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 – на холодном оружии. Большинство поединков 1894 – 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 – гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков, известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка – дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.


Русская дуэль

Реконструкция классической русской дуэли на шпагах-дворянках.

Фильм Дуэлянт (2016) - трейлер



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка