Раджа йога: классическая методика для начинающих.

Во многих источниках раджа-йога объясняется как практика контроля разума. Это «царица» , потому как разум и есть «царь» нашего . Именно под воздействием мозговых импульсов происходят те или иные изменения в нем.

Королевская йога напрямую связана с работой над разумом, поэтому считается одним из главных разделов . Тело и разум человека находятся в тесной зависимости, поэтому для сознания нужно совершенствовать физические возможности.

Как вы уже поняли, раджа-йога - подчинение разума своей воле. В переводе с санскрита «раджа» означает «царь». Согласно учению, тот, кто сможет покорить свой разум, обретает свободу подобно радже. Именно над ним называют главным достижением в королевской йоге.
В некоторых источниках этот вид йоги называют высшим уровнем , потому что только чистое и сильное и спокойный разум могут дать право приступать к более сложным практикам, таким, как раджа-йога. Давайте разберемся, что это такое и как правильно освоить практику.

Философия Санкрии

Согласно философии, этот вид йоги наиболее подходит для спокойных и уравновешенных людей. Поэтому ее еще называют «йогой концентрации», но высшим достижением в ней является легкое осознание бытия, схожим с «божьей благодатью». Теория раджа-йоги предусматривает философию Санкрии так же, как и другие виды йоги, например аюрведа. Основная идея состоит в развитии материальных уровней в сторону духовных при помощи практической йоги.

На каждом этапе у йога появляются новые умения, но они не сравнимы с «высшей реализацией». Смысл в том, чтобы человек не останавливался после обретения необычных свойств, практикующий должен продолжать развиваться до конечной немыслимой реальности, которую называют Брахман.

Основная цель раджа-йоги состоит в достижении свободы путем работы с разумом, освобождении от осознанием. Постижение этой практики включает контроль всех мыслительных процессов или ментальных изменений.
Если сравнивать царскую йогу с привычной , то разница кардинальна. Если практикующий хатха-йогу приступает к духовным занятиям с и , то в раджа-йоге Садхана начинается с умственной работы, хотя и здесь присутствуют некоторые для .

Восемь ступеней практики - аштанга-йога

Царскую йогу часто связывают с 8 ступенями, по числу предписаний, которые нужно выполнять. В этом списке: , Нияма, Асана, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, . Давайте рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, выполнять их нужно именно в данной последовательности:

Эта ступень связана с моральными канонами, которые сохраняют психику от отрицательных и переживаний, плохих поступков и, как следствие, несчастья. Яма включает в себя пять принципов: ахимса (отказ от насилия по отношению ко всему живому), сатья (отказ от вранья), брахмачарья (воздержание от , болтливости и эмоциональности), астея (отказ от воровства), апариграха (самостоятельность, отказ от подарков).
  • Нияма
По правилам Ниямы, йогу необходимо развивать некоторые добродетели. Основных предписаний также пять: шауча (полное очищения тела, души и разума), сантоша (ценим то, что имеем), тапас (аскетичный образ жизни, дисциплина), свадхьяя (изучение святого письма), ишварапранидхана (почитание Бога).
  • Асана
Это специальные позы, которые помогают объединить тело и ум при помощи . Дословно с санскрита «асана» переводится как «удобная и устойчивая поза». На этом этапе йог обретает спокойствие и свободу в теле.
  • Пранаяма
Данный уровень связан с правильным дыханием, а именно специальными упражнениями для его настройки и контроля.
  • Пратьяхара
Во время пратьяхары йог отвлекается от внешнего мира и собственных чувств. На этом этапе человек становится сильнее в духовном плане, достигается сосредоточение разума и усиление воли.
  • Дхарана
На данном этапе йог учится концентрироваться. В этом и есть смысл практики, в умении сосредоточиться на определенном предмете. Предполагает медитативное объединение объекта и субъекта. Только после обретения навыка медитации можно переходить на следующий уровень.
  • Самадхи
Последняя ступень, после которой начинается йога для профессионалов. Самадхи связана с полным просветлением, освобождением от мрачных мыслей, обретения собственного «я». С этого момента йог посвящает свою жизнь служению людям.

Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет - сравнительно новое религиозное течение монахов-отшельников, которое пропагандирует определенную медитативную форму раджа-йоги. Это упрощенный вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах».

Организация «Брахма Кумарис» делает акцент именно на медиумизм, имеет общие сходства с движением нью-эйдж. Главный офис университета находится в Маунт-Абу (Раджастхан, ).
Высшим благом в раджа-йоге Брахма Кумарис считается божественное блаженство, то есть абсолютная чистота и покой, вечное счастье и освобождение от негативных эмоций. Для достижения этих благ нужно придерживаться четырех основных принципов жизни: гьян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение).

Кроме того, практикующие должны отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя, наркотиков и курения, придерживаться целибата.

Йог Рамачарака (настоящее имя Вильям Аткинсон) - это известный американский писатель, который многие годы продвигал индийскую философию на родине. Его книга «Раджа-йога» является одним из самых популярных руководств по этой духовной практике. В ней достаточно сложные вещи описываются доступным языком. Рамачарака рассказывает, как люди могут познать себя настоящего и отказаться от ложных знаний и убеждений.
Знаменитая тренировка ума от йога включает два упражнения, которые помогут познать скрытые интеллектуальные возможности и стать увереннее в себе.

Фиксируемся в удобном положении, чтобы тело не привлекало внимание. Важно ощутить легкость в мышцах и расслабиться.

  1. Место выполнения упражнений должно быть тихим, позвольте разуму свободно занимать пространство.
  2. Первым делом, после того, как сосредоточитесь, займите ум мыслью «Я есть». Примите себя как отдельное от тела, неуязвимое и независимое существо.
  3. Подумав об этом несколько мгновений, попытайтесь воспринимать свою духовную оболочку как что-то могущественное, способное управлять разумом.
  4. Следите за тем, чтобы ум не метался из стороны в сторону, мысли были четкими, не зависели от внешних факторов.
  5. Развивайте мысли, рассматривайте свое «я» как единое с с жизнью, силой, разумом и бытием. В этот момент вас переполняет чувство умиротворения и контроля над собственным разумом.
  6. Забудьте обо всех мирских делах и проблемах, сосредоточьтесь только на своем «Я есть».
  7. Не пытайтесь освоить все и сразу. Ваша цель объединить внутри себя все энергии.
  8. Начинаем с приравнивания ума со своей сущностью, а после добавляйте «есть», что означает реальность.
  9. Слияние этих двух понятий дает возможность сосредоточить все мысли внутри себя.
  10. Повторяйте , пока вы не сможете быстро входить в состояние сосредоточенности. Это умение вам сразу же принесет легкость и успокоение.

Для выполнения вам нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на одном предмете. С виду легкие упражнения для начинающих на практике доставят массу трудностей, ведь наше внимание всегда рассеивается на множество вещей. Раджа-йога как классическая методика требует регулярных , которые помогут добиться желаемого результата.

Важно! Такие нагрузки особенно подходят для новичков, которые хотят научиться сосредотачиваться на отдельных вещах.

  1. Определите для себя какой-нибудь предмет внимания, сконцентрируйтесь только на нем, не думая об остальном мире.
  2. Тщательно рассмотрите форму, размер и материал, из которого сделан предмет. Задумайтесь о его предназначении и функциях, о составляющих элементах в отдельности.
  3. Также нужно подумать о людях, которые сделали предмет, откуда был взят материал, истории его происхождения. Глубоко изучите тему по плану: сам предмет; как он создавался; предназначение, состав; возможный финал.
  4. Затем обратите внимание на любую часть своего тела. При этом временно отключите все остальные импульсы, представьте, что у вас осталась она одна. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
  5. Обратите взгляд на окружающие вас предметы. Не нужно фокусироваться на чем-то одном, важно научиться использовать скрытые способности, контролировать разум.
  6. Тренироваться нужно часто, не считайте упражнение бесполезным, так как оно поможет открыть новые возможности.
  7. Вам нужно приучиться разбирать мыслительный процесс на отдельные пункты, искать для себя новые интересные темы. Используйте разные способы анализа, таким образом вы сможете узнать о данной теме в разы больше.

Большинство людей не использует и половины потенциала своего мозга. После данных упражнений вы откроете новые глубины, пополните базу знаний и осознаете, что изучили определенную тему полностью.

Мантра от Рамачарака

Известный йог представил в своей книге , которую можно назвать упражнением для ума в йоге. Звучит она так:

«Я имею волю - это моя неотчуждаемая собственность и мое право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю свое господство. Моя воля - это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силен. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву».

Комплекс асан раджа-йоги для начинающих

Данная подборка поможет человеку любого возраста, статуса и вероисповедания, профессии и образования стать более совершенным в физическом, духовном и умственном плане.

  • Займите положение стоя, держите спину прямой.
  • Руки по швам, ладонями внутрь. Коленки подобраны.
  • Задержитесь в положении на 1-2 минуты.

Данная асана дается не сразу, тренируйтесь не меньше месяца. Для того чтобы ускорить процесс, во время выполнения представляйте позади себя стену. Поза треугольника - это положение, когда туловище находится под прямым углом к полу и параллельно стене.

  • Становимся у стены, держим лопатки сомкнутыми, подтянуты.
  • на ширине плеч, правая нога смотрит в сторону чуть шире плеч, ступня параллельна стене.
  • разводим в сторону.
  • После начинаем делать плавный наклон к правой ноге, скользя правой ладонью по бедру. Вторая рука скользит по стенке и находится под прямым углом к полу.
  • Возвращаемся в исходное положение и повторяем в другую сторону.

  • Для начала нужно стать в асану Тадасана.
  • Немного присядьте и скрестите ноги, перекинув одну на другую в районе колен.
  • Переплетенные руки подняты вверх, под прямым углом к полу.
  • Стойте прямо, смотрите вдаль, старайтесь удержать равновесие.
  • Задержитесь в положении на минуту.
  • Выполните позу орла в другую сторону.

Важно! Йога не терпит резких движений. Делайте все плавно и без неприятных ощущений в теле.

Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)

  • Исходное положение - стоя ровно. Ноги расположены в метре друг от друга.
  • Руки разведены в стороны.
  • Дальше нужно развернуть правую стопу на 90 градусов, а левую - на 45. Делаем наклон вправо, при этом руки в том же месте, позвоночник вытягиваем, голова смотрит влево.
  • Протягиваем правую руку к полу, хотя бы минимально. Следите за тем, чтобы корпус представлял собой одну линию, руки под прямым углом к полу. Сгибаем правую ногу, ладони этой же руки размещаем на 20 см от стопы на полу.
  • Поднимаем левую ногу вверх, в то же время выпрямляя другую. Остаемся в таком положении на пару секунд, это поможет укрепить мышцы всего тела. Опускаем ногу и отдыхаем.
  • Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.

Эта поза поможет найти баланс, прежде всего, психологический.

  • Для этого становимся ровно, правая нога сгибается в колене.
  • Поставьте ногу на левое бедро, поближе к паху. Если вам трудно, помогите себе второй рукой.
  • Фиксируемся при поднятых руках на пару минут.
  • Выполните Врикшасана в другую сторону.

Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)

Данная поза помогает учиться балансу тела, психики и эмоций.

  • Займите положение стоя ровно, ноги держите в метре друг от друга.
  • Корпус и ступни разворачиваем направо, руки подняты вверх.
  • Передняя нога сгибается в колене, при этом нужно нагнуться пониже, вторая нога остается на месте (Вирабхадрасана I).
  • Зафиксируйтесь в асане на минуту и повторите действия в обратную сторону.
  • Далее нужно поднять левую ногу и остаться в позе ласточки (Вирабхадрасана III).
  • Исходное положение, повторяем для правой ноги.

Повторите связку в другую сторону.

Знаете ли вы? Практикующие йоги умеют надолго задерживать дыхание, как минимум на 30 минут.

Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)

Асана полезна для растяжки мышц задней поверхности бедра и позвоночника.

  • Стоим ровно, ноги раздвигаем максимально широко.
  • Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
  • Далее прогибаемся и делаем наклон вперед, при этом следует держать корпус ровным. Ладони параллельны стопам, упираются в пол.
  • Тянемся как можно ниже и фиксируемся на пару минут.

Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)

Эта поза направлена на развитие стойкости, укрепление нервной системы, саморегуляции организма. Отлично растягивает боковые мышцы.

  • Начальное положение в позе Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
  • Прямые руки разведите в стороны.
  • Разверните только стопы: правой ноги на 90 градусов, левой - на 45. Смотрим на ладонь правой руки, голова повернута вправо, расслабьте шею.
  • Делаем глубокое приседание, правая нога согнута в колене. Держим левую ногу прямо, голень под прямым углом к полу, а бедро параллельно.
  • Делаем наклон вперед, правая рука заходит за ногу на полу, а прямую левую руку тянем над головой.
  • Остаемся в асане на несколько минут и возвращаемся в исходное положение.
  • Повторите упражнение в другую сторону.

Это упражнение направлено на общее расслабление организма, суставов рук и ног.

  • Исходное положение - сидя на полу. Ноги прямые, руки по швам, ладони упираются в пол.
  • держим прямой, носочки смотрят вверх, тело полностью расслаблено.

Асана показана людям, страдающими болями в спине и суставах. Она отлично растягивает мышцы. Не стоит выполнять при травмах шеи и позвоночника.

  • Подтяните к себе согнутые в коленях ноги. Положите правую ногу под левую.
  • Согнутую левую ногу нужно положить на вторую так, чтобы коленка была под коленкой.
  • Левую руку заводим за спину, а правую сгибаем в локте и поднимаем вверх. Соединяем рук за спиной.
  • Держите плечи расправленными, смотрите перед собой.
  • Отдохните и повторите в обратном положении ног.

Царская йога чрезвычайно полезна для организма и душевного состояния человека. Если относиться к практике философски и без фанатизма, вопроса о том, секта раджа-йога или нет, уже не возникнет. Мера и ответственный подход - это залог достижения главной цели йоги.

Один из основных видов йоги, который рекомендуют осваивать тем, кто стремится достичь мастерства - раджа йога. Этот вид практики считается лучшим способом развития контроля над своим разумом. Овладеть упрощенной версией раджа-йоги можно за 10 месяцев - этого времени достаточно, чтобы научиться управлять своим телом. Но для полного освоения и управления своим психоэмоциональным состоянием может потребоваться несколько лет. Только мастера йоги способны дойти до последней ступени и полностью подчинить себе свою сущность.

Особенности королевской йоги

«Раджа» означает «царь», поэтому раджа-йогу называют царской или королевской йогой. Из-за названия ее часто неправильно воспринимают, считая особым видом йоги, которой стоит выше остальных. Но это противоречит самой сути йоги, отрицающей титулы и структуру власти.

Высшая степень освоения королевской йоги - покорение своего разума. Тот, кто владеет разумом, становится велик и свободен, как раджа. Для достижения высшей ступени человеку необходимо пройти все уровни развития, не пропуская ни одного. Если йог не научиться управлять своим телом, разум ему не подчинится.

Философия раджа-йоги

Раджа-йога зародилась в Индии, и оттуда распространилась по всему миру. Как и другие виды индийской йоги, она руководствуется философией Санскрии. Эта философия подразумевает прохождение через три этапа развития:

  • тело;
  • разум.

Развивая тело с помощью физических упражнений, человек укрепляет свой дух. Развитие духа позволяет совершенствовать разум. Достигнув предела на низшей ступени практики, йог переходит на следующую. Главное - не останавливаться до тех пор, пока не получиться достичь высшей формы развития сознания и перейти в другое состояние. Просветленный мастер йоги выходит из бесконечного цикла перерождений и становится подобен божеству. В раджа-йоге другое состояние реальности называется Брахман или «божья благодать».

Познавший основу раджа-йоги становится безмятежным, а его сознание - открытым и легким. Практики полагают, что быстрее всего достичь высшей ступени получается у людей со спокойным уравновешенным характером.

В чем цель раджа-йоги

Главная цель практики раджа-йоги - постепенное подчинение разума и полное освобождение от негативных мыслей. Поэтому основное внимание здесь уделяется не асанам, а умственной работе. Царская йога не отдельное направление, а естественное продолжение аштанга-йоги, которая учит мастера правильному дыханию и выполнению асан.

Восемь ступеней аштанга-йоги

Путь мастера йоги начинается с прохождения восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая ступень концентрируется на развитии определенных качеств. Невозможно перейти на следующий уровень, не освоив предыдущий, и для каждого человека время прохождения пути свое - от нескольких месяцев до нескольких лет.

Ступени аштнга-йоги:

  1. Яма. Это - начальная ступень, на которой йог осваивает моральные каноны, ограждающие его психику от влияния негатива. Переживание отрицательных эмоций делает человека уставшим, раздраженным и несчастным. Проходя Яму, он изучает основные принципы практики йоги: отказ от физического насилия, воздержание от соблазнов, преодоление потребности во вранье, присвоении чужого и получении одобрения.
  2. Нияма. Отказываясь от пагубных практик, человек должен вместо них освоить добродетели: научиться очищению, дисциплине, почитанию аскетичного образа жизни, изучению священных текстов и созерцанию Бога.
  3. Асана. После предварительной моральной подготовки йог переходит к изучению асан - особых поз, помогающих слить воедино ментальное и физическое тело. Фиксируя асану, человек усмиряет хаотичные мысли, учится освобождать ум.
  4. Пранаяма. Праной называют особое дыхание, а пранаямами - техники дыхания, позволяющие научиться управлять внутренними потоками энергии.
  5. Пратьяхара. Практика отречения от внешнего и внутреннего мира. Человек избавляется от всех накопленных переживаний и впечатлений, становится пустым сосудом, которым можно управлять силой воли.
  6. Дхарана. На этом этапе йог осваивает умение концентрироваться. Сосредотачивая внимание на конкретном предмете, он учится управлять вниманием и переключать его с внешнего мира на внутренний.
  7. Дхьяна. Эта ступень освоения медитации. Человек не просто раскрывает сознание, а учится объединять его со Вселенной.
  8. Самадхи. Ступень, которая объединяет предыдущие. Чтобы перейти на нее, йог должен научиться достигать полного просветления. Обретя свое внутренне «Я», человек отказывается от мирской жизни и посвящает себя людям.

После освоения всех ступеней, мастер йоги переходит на профессиональный уровень и уже не может вернуться к обычной жизни. С этого момента начинается путь к истинному мастерству, приближающему к божественной сути.

Духовный Университет Брахма Кумарис

Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

  • отказаться от продуктов животного происхождения;
  • исключить вредные привычки;
  • не вступать в физический сексуальный контакт;
  • служить высшему благу;
  • изучать слова Господа;
  • развивать скромность и смиренность.

Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются - все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

Тренировка ума по методике Рамачарака

Вильям Аткинсон, более известный под псевдонимом Йог Рамачарак, был одним из самых известных последователей индийской философии в Америке. Он написал несколько книг, в которых в доступной форме изложил основные методики просветления. Писатель адаптировал древние тексты, сделав их понятными для современников, пропагандировал просветление и отказ от материальных ценностей.

Чтобы очистить разум, Рамачарака предлагал выполнять упражнения для развития интеллектуальных способностей. Для выполнения базового упражнения, человеку нужно найти тихое уединенное место, где его никто не потревожит. Приняв удобную позу, нужно сфокусироваться на внутренних ощущениях. Расслабить все мышцы и постараться отпустить мысли, не контролировать их, а просто наблюдать. Как будто они существуют отдельно и обладают собственной волей.

Когда поток мыслей станет отдельным процессом, нужно призвать из своего сознания мысль «Я есть». Она должна занять весь разум, вытесним остальные мысли. Внутреннее «Я» отделяется от тела, оно независимое и неуязвимое. Духовное тело возвышается над физическим и управляет им. Ничто не должно сбивать с этой мысли. При достижении нужного уровня концентрации, внутренние и внешние энергии объединяются и сливаются. «Я есть» - это осознание себя как единое создание, часть Вселенной.

Для выполнения второй части упражнения потребуется сосредоточиться на отдельном предмете. Нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, запомнить материал, форму и размер. Подумать о его назначении, о людях, которые его создали. Придумать, как можно использовать его в будущем, что в нем можно изменить. После этого переместить внимание на свое тело. По очереди рассмотреть каждую часть тела, представить движение крови по венам и работу клеток внутренних органов. Завершающий этап упражнения - попеременное переключение внимания с окружающих предметов на части тела по очереди. Эта практика позволяет очистить сознание от случайных мыслей и научиться контролировать мыслительный процесс, проводить глубокий анализ. Регулярное выполнение упражнение для тренировки ума раскрывает потенциал мозга, который в повседневной жизни не используется.

Мантра для развития ума Рамачарака

Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

Чувство единения с миром должно стать устойчивым. Ничто не должно отвлекать разум от внутреннего проживания момента единения. Мысленно следует произносить слова мантры: «Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я - центр».

Комплекс для начинающих

Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

Комплекс асан для новичков:

  1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
  2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
  3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное - сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
  4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
  5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи - отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.

Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

Раджа йога – это один из четырех основных путей йоги. Она направлена на работу с человеческим разумом – основным источником материального мира. Вся наша жизнь, с ее радостями и разочарованиями – это не что иное, как результат умственной деятельности. Разум является королем этого мира. Он контролирует все человеческие желания и действия, и именно от него зависит . Если разум находится в шатком, нестабильном положении, личность становится очень уязвимой. В таком состояние любая неудача может стать непреодолимой преградой на пути к счастью. И только если человек достигнет абсолютной чистоты сознания и научится контролировать свой разум, он сможет добиться гармонии и успеха. Как это сделать знает Раджа йога.

Ступени упражнений Раджа йоги

Практика Раджа йоги предполагает прохождение восьми основных ступеней или уровней, каждый последующий из которых может быть преодолен только после того, как полностью освоен предыдущий. Первая ступень – Яма – заключается в самоограничении и отказе от плохих поступков. Она направлена на борьбу с проявлениями насилия, лжи, алчности, воровства и лености. Второй уровень носит название Нияма. Он заключается в том, чтобы посвятить себя духовным практикам. На третьей и четвертой ступени раджа йога (Асане и Пранаяме) происходит объединение разума с телом, которое становится возможным благодаря специальным тренировкам и дыхательным упражнениям. С пятого уровня, Пратьяхара, начинается Раджи йога. Этот этап направлен на непосредственную работу с разумом. Главная его цель – увеличить силу воли и достичь умственного сосредоточения.

Вторая ступень Раджи йоги (и шестая в целом) – это Дхарана. На ней человек учится сосредотачивать ум и распоряжаться своим вниманием. Очередной этап Раджи йоги – Дхиана – это медитация. Между ним и предыдущим уровнем – очень малозначимая грань. Дхарана плавно перетекает в Дхиана и заканчивается Самадхой, последней степенью Раджи йоги, ведущей к просветлению и достижению абсолютной гармонии.

Раджа йога — упражнения для начинающих

С учетом особенностей раджи йоги, упражнения для начинающих направлены на и осмысление себя. Они должны выполняться в тихой, комфортной обстановке. Первое, предлагаемое нами для освоения Раджи йоги упражнение для начинающих, выглядит следующим образом:

  • расслабитесь и попытайтесь сосредоточится на своих внутренних ощущениях;
  • замедлите ход собственных мыслей, постарайтесь осознать каждую из них;
  • остановите мысли вовсе.

Второе, входящее в комплекс Раджи йоги упражнение для начинающих, выполняется после освоения первого. По своей сути оно заключается в начале медитации. Для нее лучше использовать технику дза-дзен. Необходимо принять позу лотоса, распрямить спину и избавиться от мыслей. Далее необходимо сосредоточиться на дыхании, погружаясь во вдох и выдох. Постепенно нужно отключиться от внешнего мира, погрузившись в себя. &1

Основная цель царской йоги – умение контролировать собственное сознание. Поэтому первые шаги каждый садхан – практик йоги – делает именно в направлении контроля собственного разума. Первый шаг – это обучение медитативным техникам. Впрочем, это не означает, что раджа-йога полностью лишена практики асан.

Духовный путь познания

Асаны в раджа-йоге схожи с буддийскими пранаямами, т.е. специальными дыхательными техниками и соответствующими упражнениями. Считается, что в древности комплекс упражнений был более сложным и имел даже практики визуализации, как в тантре, но знания утеряны, а потому современные садханы не владеют ими.

Собственно раджа-йога – это вершина, заключительные ступени познания (с четвертой по восьмую из восьми). Прошедший этот путь человек отличается личностным развитием и духовным ростом, развитым состраданием и глубиной понимания мира, он обладает навыками самоанализа и глубокой медитации, которая и является основой самьямы (санъямы).

Упражнения

Упражнения йоги просты, начинающему стоит начать с попыток осмысления себя и освобождения себя от мыслей. Первое из упражнений выполняется в тишине в максимально комфортной обстановке: расслабьтесь и сосредоточьтесь «внутри себя», замедлите течение собственных мыслей, осязайте каждую мысль и останавливайте ее, перестаньте думать.

Считается, что способность контролировать собственный мыслительный процесс является частью комплекса, направленного на контроль бессознательного

Липецкие королевы йоги: гармония души и тела

  • Подробнее

Второе упражнение, базирующееся на предыдущем, – сосредоточение. Вы уже умеете контролировать мысли, теперь научитесь думать о нужном, о тех вещах, которые важны, а не о тех, которые пришли. Садхан избавляется от ассоциаций и ненужной памяти, он подчинил мысль, но не мысль его.

Постигший эту технику способен контролировать и тело, ему не важна окружающая обстановка, он не чувствует жара и холода, он лишен моральных страданий, потому что он – властелин мира и собственного сознания.

Космическая мудра – особое положение пальцев рук, свидетельствующее об открытии человека миру и космосу

Третье упражнение раджа-йоги – собственно медитация. Начинающие медитируют по технике дза-дзен, но это не постулат. Мастер вполне может предложить и другие варианты. Выпрямите позвоночник, откройтесь, примите позу лотоса, если она вам подвластна. Сложите космическую мудру и успокойте дыхание, избавьтесь от мыслей и следите за дыханием, погружайтесь во вдох и выдох. Вы потеряли счет времени, забыли себя, отключились от мира. Вы медитируете. Практики медитации очень важны в йоге, они одна из главнейших вершин в постижении самого себя и в понимании истинной бессмертности человеческого Я.

Для тех, кто озабочен не только физическими упражнениями, а также усовершенствованием своего сознания рекомендуется Раджа-йога. В Древней Индии

Патанджали интерпретировал учение Раджа-йоги в своем труде Йога-сутра.

Духовное очищение

Изначальное название, которое носила Раджа-йога - Уро-йога. Это означает «Путь света и золотого блеска просвещения». Цель заключается в достижении просветления и реальности, невидимой за течением повседневности. Оно становится возможным при внутреннем духовном очищении, и способности возвыситься над материальными ценностями. Необходимо найти связь между телесным и духовным, разумом и сознанием.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Оригинальное название Раджа-йога - Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе - Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию - йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Патанджали без тайн

В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.

Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.

Патанджали терапевт

Основное достижение йога, благодаря которому он стал так широко известен - йога-сутра, известная как «Йога-сутра Патанджали». Он смог упорядочить эту науку и следующие практикующие йоги ориентировались на его труды.

На сегодняшний день Раджа-йога воспринимается больше как набор сложных физических упражнений, хотя в трудах Патанджали она является в большей степени дисциплиной ума.

Известный йог в своем учении говорит о том, что разум превыше материального. Следуя его философии человек может улучшить свое состояние:

  • поддержать здоровье;
  • вылечить тело;
  • укрепить дух и ум.

В большинстве своем учения по йоге говорят о поиске высокого потенциала ума и новых горизонтов сознания. Патанджали описывал комплексный подход, учитывая, что человек складывается из многих составляющих в разной степени воздействующих на ум. Он предложил инструменты, с применением которых йогом оказывается воздействие на каждую составляющую человеческого естества.

Патанджали одним из заговорил о том, понимание жизни и духовная трансформация происходят через соединение психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. На сегодня его концепция йоги также остается достаточно сложной, несмотря на развитие технологий и науки. Тем более выдающимся является факт, что его трактат был написан тысячи лет назад. Он послужил отправной точкой в развитии многих духовных практик, йоги и возможностей целительства.

Доктор Патанджали

Йог не только изучал границы разума, но практиковал аюрведу, традиционную медицину Индии. Великий учитель скорее всего был автором трактата о Аюрведе. В трудах, написанных позже по времени есть ссылка на этот текст. Это одиннадцатый текст Чарака Самхита, являющегося автором Чакрапанего и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, который рассказывает о том, что Патанджали автор утраченного текста по медицине Чаракапратисамскритах. Он представляет собой описание (пратисамскритах) трактата Чарака.

Патанджали в своей работе представил йогу в непривычном качестве науки и он по праву считается основателем этой философии. Йога-сутра изобилует необычными афоризмами, способными захватить читателя и говорящими о том, что доктор знал все нюансы строения человеческого организма.

С точки зрения Патанджали

В своем учении йоги Патанджали говорит о существовании двух основах, которые противоречат друг другу - Пуруша (дух) и Пракрити(природа). Пуруша создает все живое. Каждый из людей обладает собственным Пуруша, но он пассивен. А Пракрити имеет активную роль и значим, пока определяет направление духа. При их сочетании появляется Анахкара личности, что означает индивидуальность.

Человек находится в состоянии Пуруши, но лишь под влиянием Пракрити его самосознание просыпается и наступает просветление. Цель занятий йогой - достичь этого состояния вечного мира. Для его достижения человек должен полностью изучить свое тело и изменить сознание.

Йога Патанджали предполагает восемь степеней, поэтому ее второе название - аштанга («ашт» значит восемь, «анга» значит конец). Практика предписывает поочередно постигать все степени.

Основы королевской йоги

Раджа-йога - это система развития духа, уходящая корнями в индийские Веды, Упанишады, в дравидийские системы тантрических и других мистических практик Индии. Этот путь предполагает, что можно прийти к просветлению, используя медитацию и практикуя дисциплину.

Древняя Раджа йога практикуется и по сей день через 14 Махариши. Основными являются три упражнения из группы - Дхарана, Дхьяна, Самадхи - объединенные под одним названием Самиамах. Всего их восемь по Аштанга-йоге.

Данная система подразумевает:

Система запретов, принципов и ограничений в Раджа йоге, позволяющих иметь власть над чувственной составляющей, умом и телом. Это фундамент прочности духа, без него рухнет весь духовный мир. Они выглядят так:

  • Ахинс - безвредность;
  • Сатья - правда;
  • Астейя - воровство;
  • Брахмачарья - умеренность;
  • Апариграха - трусость.
  1. Нияма.

Основная мысль - не приносить вреда никому. При соблюдении этого правила Раджа-йоги и развитии отрешенности, тело проходит обряд очищения, а ум станет спокойнее, появится хорошее расположение духа. Сюда входит:

  • Шауча - соблюдение чистоты помыслов и тела;
  • Сантоша - чувство удовлетворенности и гармонии;
  • Тапас - самодисциплина;
  • Свадхьяя - священная литература;
  • Ишварапранидган - поклонение личному Богу.
  1. Асана.

Позиция в Раджа йоге для обучения управления собственным телом и подготовки к медитации.

  1. Пранаяма.

Под этим названием объединены дыхательные упражнения в Раджа-йоге. Контроль дыхания способствует концентрации и освоению пранаямы, помогая настроиться на требуемый лад.

Эти четыре этапа объединены общим названием - хатха-йога.

  1. Пратъяхара.

Подразумевает полное расслабление тела йога, но сохранение контроля над ним, а также над чувствами.

  1. Дхарана - dhāranā.

Означает концентрацию. Состояние в Раджа-йоге, когда человек способен переключить всего себя на внутреннюю активность своего ума. Чувства при этом полностью контролируются.

  1. Дхьяна - dhyāna.

В йоге это медитация. Представляет собой поток концентрации, при котором ум главенствует над мыслями, не цепляясь за предмет концентрации, а находится с ним в одном потоке.

  1. Самадхи - samādhi.

В йоге значит поглощение. Это наивысшая степень - сверхсознание. Интуиция развита в полной мере, ум отходит на второстепенный план и достигается главная цель йоги - чистое сознание.

Философия Санкрии

Раджа йога подойдет для способных хорошо уметь концентрироваться. Ее еще называют «йога концентрации». В ее теории присутствует философия Санкрии. Ее основная мысль в том, что при помощи Раджа йоги можно развивать материальное в направлении духовного.

Даже ступени, на которых замечены, так называемые «чудеса», не должны стать конечной точкой развития. Раджа-йог должен не прекращать развитие для достижения наивысшей реальности - Брахман.

Принцип Санкрии

Те самые необычные свойства йогов проявляются во время практики Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Это происходит, когда подключается космос Аханкарам или космический разум Махат.

Рост Раджа-йога продолжается до достижении им единства Пуруша и Пракрити - сознательного и бессознательного.

В учениях древнего Китая аналогом является единство бессознательного Инь и воплощения осведомленности Янь. Единение достигается как результат медитации, ее вершина.

Дерево Санкрии

Дерево Санкрии являет собой иллюстрацию принципа Санкрии, упорядоченного по возрастанию. Эволюция от материального к духовному:

  • Брахман - один без второго;
  • Пуруша - ноумен, сознание;
  • Пракрити - ноумен, неосознанное;
  • Махат - космический разум;
  • Анахкара - космос.

Раджа-йога и королевское искусство

Раджа йога представляет собой путь просветления, духовного развития и освобождения, достигаемый выполняемыми упражнениями.

Три этапа развития находятся во взаимосвязи друг с другом:

  • Карма;
  • Бхакти;
  • Джнана йога.

Раджа йога осваивается с медитации, дыхательных практик, позы лотоса и других асан. Королевские йогины начинают свой путь принимая посвящения от практиков с разрешением и харизмой гуру. Речь идет о 12-ти или 18-ти степенях четвертого уровня практики.

Одна из самых важных поз в Раджа йоге для медитации и пранаямы. Будда изображен именно в ней. Эту позу требуется обязательно освоить новичкам и хорошо знать уже опытным йогинам.

Данная асана в йоге делает меньше жесткость в коленях, лодыжках, благотворно влияет на органы малого таза и позвоночник, поможет при ишиасе. Выполняется следующим образом:

  • Принять положение Дандасаны, то есть палки. Правое колено следует согнуть и нога двумя руками притягивается к телу.
  • Правая нога располагается у противоположного бедра, у его основания. Пятку тянем к пупку.
  • Левую ногу согнуть и поднять, разместив ее на другой ноге поближе к пупку. Подошвы направить вверх.
  • Колени расположены на полу, но их надо постараться приблизить к себе.
  • Позвоночник выпрямить, а руки разместить на коленях на соответствующих сторонах. Руки должны быть ладонями вверх, при этом большой и указательный пальцы образуют круг.
  • Взгляд надо устремить вдаль, но при этом глаза держать закрытыми. Сохранять это положение надо как возможно дольше.
  • Затем вернуться в Дандасану и поменять ноги.

С каждой сменой положения надо пытаться все большее время пребывать в Падмасана.

Плюсы данной асаны заключаются в следующем:

  • тело получает отдых и при этом не впадает в состояние летаргии;
  • внимательность ума;
  • полезна в освоении пранаямы;
  • является хорошей подготовкой к медитации;
  • стимулирует работу органов брюшной полости, благотворно влияет на позвоночник;
  • способствует растяжке коленей и лодыжек;
  • выполнение данного упражнение облегчает родовой процесс;
  • благотворно влияет на весь организм в целом и будит космическую энергию Кундалини.

Еще неопытные ученики должны осваивать позу лотоса под наблюдением инструктора. Если есть повреждения в коленях, а также лодыжках, то от этой позиции надо воздержаться.

Медитация

Йога преподносит ее как осознание себя световой точкой, имеющей связь со всеми центрами энергии людей планеты. Визуализировать себя как центр сияния, вместе с другими людьми создающий сеть чистой энергии. Чакры внутри должны ощущать центр света, главным образом центр головы Анджа и сердца Анахата. Надо углублять силу свечения, уподобляясь яркой звезде. Ощутить соединение со всеми источниками света, за пределами сознательного.

Совершить самое главное путешествие к истине внутри себя - Сатыам. Зайти за границы сознания, где чувствуется сила бога Брахман. Она дает возможность находится в состоянии любви и гармонии, испытывая при этом безграничное спокойствие.

Медитация позволяет поднять из глубин подсознания положительное мышление, что позволит развить характер и изменить реакцию на различные ситуации. Человек, практикующий медитацию в йоге, чувствует и ценит тишину, пропадают вредные привычки в мышлении. Образуется поток положительной энергии, позволяющий людям взаимодействовать на более качественном уровне.

Действие направлено внутрь для того, чтобы произошло соединение с духовными и божественными силами. Самосовершенствование должно стать вдохновением об этом говорит йога. Медитация инструмент для самореализации - атма джняна.

Медитация и практика Раджа-йоги

Правильно осуществляемая медитация позволяет приблизиться к богу Брахмана. Медитация Раджа йоги ведет к ощущению настоящей сущности себя, пониманию других, как божественные души (Атма - Пуруши), устанавливает контакт с Брахманом. Ражда йога в переводе означает также «высшая королевская связь». Любой душе дозволено установить высшую форму связи с Брахманом.

Положительные результаты медитации в Раджа-йоге достигаются упорным трудом. Ежедневные тренировки позволят сделать медитацию привычкой и частью жизни. Она способствует достижению возможностей без границ для ума, но при этом необходимо контролировать свои мысли. Ум, то есть манас, по учению йоги сравним с небом, покрытым облаками. Если его очистить, появится бесконечная голубая бездна. Если убрать негативные мысли, разум станет подобен чистому небу и проявит свою истинную природу - Сатья Сварупа.

Люди привыкли мыслить шаблонно и не знают таких понятий как сознание - Цьиттам и подсознание. В жизни человека нет моментов, когда у него не было бы мыслей.Даже во время сна не прекращается работа ума. Научить контролировать мысли- основная задача Раджа йоги.

Комплекс асан Раджа-йоги для начинающих

Эти занятия позволят каждому желающему приобщиться к Раджа йоге и совершенствованию - умственному, физическому и духовному. Так выглядит Раджа йога по классической методике для начинающих, тех кто только осваивает данный вид тренировок: , Поза Треугольника, Поза Орла, Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана), Поза дерева (Врикшасана), Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадраса), Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана), Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана), и Березки (Сарвангасана), Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана), – техника релакса

Глазные упражнения - раджа йога при компьютере

Если каждый день уделять время этим занятиям по Раджа йоге, то глаза останутся здоровыми на долгие годы:

  • При ощущении усталости глаз надо прикрыть их руками.
  • Каждые полчаса, надо отрываться от монитора и быстро мигать - таким образом глаз увлажняется.
  • Периодически надо переводить взгляд на дальние объекты.
  • После часа работы прерваться на 5 минут - рисовать на поверхности стола круги разного диаметра, следить в это время за пальцем.
  • Через 30 минут работы надо найти глазами любой объект в помещении и обрисовывать глазами его по контуру.
  • Затем делать движения глазами в такой последовательности: вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали в углы экрана.
  • Совершить вращение глазами в разные стороны по очереди. Глаза прикрыть.
  • После сделать несколько глубоких вдохов.
  • Поморгать и открыть глаза.

Палминг

  • Сидя на стуле с прямой спиной прикрыть ладонями глаза - пальцы в районе лба, локти лежат на столе. Представить темноту - чем чернее, тем лучше.
  • Предаться приятным воспоминаниям.
  • Дыхание должно быть ровным и спокойным, с ощущением комфорта и уюта.
  • Можно подключить звуковую стимуляцию.
  • Приятные мысли должны свободно мелькать в воображении.
  • Затем надо открыть глаза, убрать руки от лица и поморгать. Если глаза заслезились, значит что упражнение выполнено верно.
  • Сделать 5 раз подряд.


Моргание

  • Упражнение выполняется элементарно, но при этом эффективно очищает глаза.
  • Надо не торопясь моргать, плотно прикрывая веки и не морща лицо.
  • Один глаз держать открытым, другим моргать, при этом делая массаж лба.
  • Повторить со вторым глазом.

Важно помнить, что слишком быстрое моргание нем принесет результата.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Вильям Аткинсон, писатель из америки, известный как йог Рамачарака продвигал в стране индийские учения. Книга «Раджа-йога», написанная им доступным языком стала очень популярна.

Там описано как можно получить необходимое знание и убрать ошибочные. Включает в себя такие упражнения:

Упражнение 1

  • Тело должно принять максимально удобное положение. Напряжения в мышцах не должно чувствоваться - только легкость.
  • Все гнетущие и беспокойные мысли надо выбросить, ум должен свободно парить в пространстве.
  • Когда метания ума утихнут, надо созерцать себя как бессмертную и свободную сущность.
  • После мыслей о себе в таком направлении, надо представить свой бестелесный дух, способный направлять разум.
  • Ум прекратит метаться и мысли приходящие снаружи уже не кажутся значимыми.
  • Надо показать уму путь к изучению своего «Я» как единства с разумом, силой и бытием. Ум станет подконтрольным, и спокойствие переполнит все существо.

Мыслей о мирской суете не будет, только сосредоточение на мысли «Я есть».

Конечно же, это удастся сделать не сразу, но со временем все получится. Цель данного упражнения в йоге - соединение всех энергий внутри человека.

Упражнение 2 (Дхарана)

Вся сила ума сосредотачивается на выбранном объекте. Это довольно трудно сделать, несмотря на кажущуюся по описанию легкость. Причина в том, что внимание постоянно будет рассеиваться по мелочам. Есть опасность, что ум начнет властвовать над человеком. Это неправильный подход, в йоге разум всегда должен оставаться подконтрольным.

Данное упражнение поможет освоиться новичкам в Раджа йоге:

  • Надо определить для себя объект и сконцентрировать ум только на нем, отрешившись от всего.
  • Уделите внимание форме предмета, размерам, материалу, его предназначению.
  • Стоит также подумать о людях, которые произвели данный предмет.
  • Далее можно переключить внимание на одну из своих частей тела, игнорируя остальные. Потом надо поменять объект внимания.
  • Стоит рассматривать все предметы вокруг себя, но не подразумевая целью саму вещь. Это для тренировки ума.

Данные упражнения при регулярном выполнении откроют скрытый потенциал умственных возможностей, что и является целью занятий йогой. Способствуют тренировке памяти и развитию уверенности в себе, накоплению опыта в Дхаране - сосредоточении.

Мантра от Рамачарака

Я обладаю волей, которая моя по праву. Я принимаю решение укреплять ее практиками и упражнениями. Моя воля главенствует над моим умом. Я властвую и над своим телом, и над своим умом. Источник силы в моей воле. Она наполняет меня энергией и жизнью. Я центр силы и это у меня невозможно отнять.



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка