Как рисовать лошадь? «Породистый скакун». Живопись маслом

В личной и профессиональной жизни у Ника Тернера есть одна постоянная вещь - его связь с лошадьми. Американский художник, который работает в разных жанрах и направлениях, провел подростковые годы во Франции. Он фотографирует, рисует и пишет картины, и повсюду читается его увлечение природой и восхищение миром лошадей. Недавно он отправился в Исландию вместе с художественной организацией Twyla, где работал над автопортретами с лошадьми.

В результате получился фотопроект, который исследует чистую энергию и возвращение к животным инстинктам в человеке. Обнаженное тело Тернера рядом с прекрасными лошадьми смотрится абсолютно естественно: мускулы мужского тела сочетаются с лошадиными жилистыми телами. Выглядит очень красиво, но что же конкретно имел в виду художник в этой серии снимков?

(Всего 15 фото)

«В детстве меня обучали в школе, а потом мы переехали во Францию, где я учился в старших классах школы и в университете. Большую часть детства я ощущал себя наблюдателем, а не участником социальной жизни, не состоял по-настоящему ни в каких социальных группах. Обычно я проводил много времени верхом на лошадях. С ними, в отличие от социальных контактов в школе, я чувствовал себя очень комфортно».

«Какое-то время я занимался конным троеборьем, а после этого включил лошадей в свою художественную работу. Я писал с ними картины, рисовал и фотографировал их, объехал весь мир в поисках способов их запечатлеть и в итоге начал включать самого себя в фотографии с лошадьми. Я хотел быть не просто мужчиной, который стоит рядом с лошадьми, а членом стада», - рассказывает Тернер.

Художник утверждает, что ему близка философия Томаса Гоббса и социального договора, в котором при отсутствии правил и законов либо того, кто их устанавливает, человек и животное равны.

По словам Тернера, тесная связь людей и лошадей обусловлена тем, что на протяжении истории лошади позволяли человеку эволюционировать и создавать новые изобретения гораздо быстрее - они давали человеку возможность путешествовать и перевозить себя, других людей и вещи. Понимая, что лошадь - фундаментальный ресурс для жизни и развития человека, люди защищали и ценили лошадей.

Художник уже не ездит верхом профессионально, но его очень успокаивает общение с лошадьми. Он говорит, что эти животные обладают терапевтическими свойствами и помогают отвлечься от мыслей, остановить поток сознания, хоть и ненадолго.

Почему Тернер снял свою фотосессию в Исландии? Художник очарован пейзажами и природой этой страны, но еще его вдохновляет ее история и культура. Это касается и культуры коневодства, а также силы и выносливости лошадей, которые живут в Исландии. Тернер говорит, что есть в Исландии что-то волшебное: кажется, что вот-вот из-за скалы вылезет дракон, и он представляет себя в каком-нибудь из приключенческих романов, которые читал в детстве.

Что касается картин и создания эскизов, Тернер любит работать быстро короткими отрезками времени, свободно перекладывает картины на рабочем столе и не сосредотачивается на какой-то одной подолгу. Его больше интересует абстрактная идея лошади, чем реальная. Он начинал рисовать очень традиционно и учился в художественной школе Parsons School Of Design в Нью-Йорке, но в последние годы его интересы изменились. Он начал много снимать.

В своих картинах, вошедших в исландскую серию, Тернер пытается запечатлеть свою эмоциональную реакцию, а не то, что он увидел. Как получилось, что он оказался на фотографиях с лошадьми, да еще и в обнаженном виде? Художник стал сниматься ради изучения самого себя. Поскольку Тернер рос аутсайдером, не мог похвастаться большой уверенностью в себе и испытывал много сомнений, он решил разобраться, почему ему не хватает уверенности. Потом это переросло в желание стать частью стада лошадей, исследовать свои первобытные инстинкты, ощутить себя частью большой экосистемы.

«Все съемки в Исландии и других местах, куда я ездил, - больше работа, чем что-либо еще. Как только помещаешь себя в эти пейзажи, особенно в суровых условиях, становишься очень требователен к себе и к своему телу. Я нахожу места, снимаю там, и иногда мне не нравятся получившиеся снимки, или я нахожу мало достойных. На самом деле это метод проб и ошибок».

Несколько раз во время съемок он падал, его лягали или наступали на него копытами. Поэтому, как говорит художник, это вовсе не такой романтический опыт. Но для Тернера важен конечный результат, и он умеет ценить элемент приключений и неизвестности даже в самых жестких обстоятельствах. В процессе съемки он много узнал о себе хорошего и плохого, задумался о человеческих инстинктах, об их влиянии на современное общество и на отношения человека с природой.

Для этого урока живописи я выбрал редкую масть лошадей — изабелловую. Она отличается светлым, даже чуть золотистым окрасом, напоминающим цвет топлёного молока или песка. Изабелловая масть является редкой, однако, она встречается в различных породах, например среди ахалтекинских или кинских лошадей. Это живописное произведение будет называться «Породистый скакун». Чтобы сосредоточить внимание зрителя на скачущем животном, я подобрал нейтральный спокойных фон. Поскольку по моему творческому замыслу это должен быть породистый конь, то я выбрал лёгкий прогулочный аллюр рысью. При рыси сначала ступают правая передняя и левая задняя ноги лошади. Потом левая передняя и правая задняя. То есть когда конь идет рысью, то его ноги работают по диагонали или «крест-накрест». Теперь, когда творческая идея родилась, можно приступать к её воплощению.

1. Вначале я намечаю рисунок коня на холсте, а после этого, уже можно будет приступать к работе масляными красками. Но чтобы правильно нарисовать лошадь нужно изучить особенности её скелета и мускулатуры. Т. е. понять пластическую анатомию лошади. Для этого, ниже, я публикую две схемы. Первая упрощённая схема соответствует скелету лошади. А вторая — является схематичным изображением основных мышечных групп лошади.

2. Если перед рисунком, наметить схему скелета, то дальнейшее рисование будет намного проще. Во время рисования схемы художник сосредоточен на пропорциях лошади. Он не отвлекается на подробности. В этом случае ему намого легче не ошибиться в пропорциях и размерах. Далее, уже по нанесённой схеме можно рисовать контур лошади. Теперь художник не думает о пропорциях, а думает о форме. При таком подходе процесс рисования значительно облегчается. Облегчается и процесс понимания анатомических особенностей животного.

3. Далее, необходимо передать светотень на основных мышечных группах. То есть передать объём. Для этого художнику нужно сосредоточиться на основных мышцах, не обращая внимания на множество других. Чтобы облегчить выполнение этой задачи на схеме ниже я изобразил объёмы основных мышечных групп лошади плоскостями. Такое изображение называется «обрубовка». В обрубовке обобщаются ненужные детали. Остаётся только главное. Когда начинающий художник запомнит и усвоит это главное, тогда ему будет намного проще с рисунком в дальнейшем. В этой схеме видно как распределяются свет, полутени и тени на каждой мышечной группе. Перейдя от обрубовки к настоящему рисунку или живописи, нужно «вылепить» форму лошади, как скульптор лепит пальцами форму будущей скульптуры. Только вместо пальцев у художника в арсенале кисти. И вот этими кистями нужно как бы вылепить форму. Т. е. передать свет, полутени, тени…

4. Далее, я начинаю писать красками. Вначале прокладываю подмалёвок (полупрозрачный слой краски, поверх которого уже пишут пастозно). Пишу фон полупрозрачной краской, сквозь которую просвечивает холст. В некоторых участках фона пишу пастозной краской. Сочетание просвечивающих и пастозных участков живописи создает красивый эффект. Он может быть не виден на фото, но когда смотришь «вживую», то фон становится глубоким и пространственным.

5. После того как основа фона готова, я начинаю писать силуэт лошади. Поскольку размер этой работы небольшой, то я использую кисти малого размера: №1, №3, №4. Сначала пишу обобщённо, обозначая основные мышечные группы. Далее, уточняю подробности маленькой кистью. В работе нужно помнить о динамике тёплых и холодных цветов — на этом основывается любая живопись. В моём случае изменения цвета в холодную или теплую стороны чуть различимы, поскольку эта живопись основана на очень мягких и светлых оттенках. Но эта динамика есть. Например, светло-коричневый тёплый цвет, уходя в тень, становится коричнево-синим. Т. е. будет уже холоднее. Существует такая закономерность: если свет тёплый, то тень будет холодной. И наоборот: если свет холодный, то тень будет тёплой. Поэтому я руководствуюсь этим принципом, когда пишу свет, полутени или тени на мышцах лошади.

В заключении добавлю, что все закономерности и правила нужно подчинять главной цели. В моей анималистической живописи — это животное, его характер, движение… Поэтому я выбрал мягкий, светлый колорит, пространственный фон, направленный свет, выявляющий форму лошади. Всё это способствует передачи характера породистого скакуна, лёгкости его движений, золотистого цвета его масти…

«Я ищу бесконечность, Вдохновенных идей. Настоящая вечность – Звёзды в гривах коней.» (Вера Вдовина) Ни одно животное за всю историю существования людей не имело столько значения для человека, как лошадь. И ни одно не было так быстро и бесславно сброшено со счетов истории. Кто они, современные кони? Это единицы породистых рысаков, выращенных для ск

ачек, для услаждения взора избранных. А где же те миллионы гривастых и незаменимых – в яблоках, каурых, гнедых – где они? Канули в вечность, остались за кадром. А ведь среди одомашненных человеком животных трудно найти более умное и красивое существо, чем конь. Помните песню Михаила Боярского: «От прадеда пахло ромашкой и мятой. Я пахну бензиновым синим огнём». В этом разделе, друзья, мы с удовольствием показываем вам лучшие картины с лошадьми известных и малознакомых художников. Лошади на картинах предстанут перед вами во всём своём великолепии. Вот, взгляните, табун коней на картине мчится через поле, впереди – вожак. Вот лошадь просто пасётся перед домом под мелким летним дождиком. Капли стекают по тёплому крупу. Лошадь отдыхает: она знает, что сейчас выйдет хозяин и вновь впереди – увлекательное путешествие. Вот репродукция картины с русской тройкой. Какой русский не любит быстрой езды?! Эх, залётные, мчите седоков в край мечты! А на другой картине конь обнимается с котом – они друзья. Почему нет? Это картина о дружбе. Выбирая лошадь на картине для своего дома, вы голосуете в первую очередь за красоту, за изящество, за лиловый мир в выразительных конских глазах.

Александр Сергеевич Пушкин.
«Конь, сбросивший всадника».

Когда хотели сказать, что человек болен, говорили: он не может даже «на конь всести». Не зря под угол строящегося дома клали череп коня, а верхняя часть фронтона именовалась «коньком».

В. Пашуто. «Александр Невский». Москва, «Молодая гвардия». 1974 год.

Александр Максович Шилов.
«Чуть помедленнее кони, чуть помедленее».


По крутым по бокам вороного
Месяц блещет, вовсю озарил!
Конь! Поведай мне доброе слово!
В сказках конь с седоком говорил!

Ох, и лес-то велик и спокоен!
Ох, и ночь-то глубоко синя!
Да и я безмятежно настроен…
Конь, голубчик! Побалуй меня!

Ты скажи, что за девицей едем;
Что она, прикрываясь фатой,
Ждёт… глаза проглядит… Нет! Мы бредим,
И никто-то не ждёт нас с тобой!

Конь не молвит мне доброго слова!
Это сказка, чтоб конь говорил!
Но зачем же бока вороного
Месяц блеском таким озарил?

К. К. Случевский.
1883.

Анри де Тулуз-Лотрек.
«В цирке Фернандо. Наездница на белом коне».
1888.

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Конь».
Иллюстрация к сочинению Жюля Ренара «Натуральные истории».
1900.

Легко несется его конь;
На полсажени быстрее мысли тот конь,
На сажень - быстрее ветра.

Поэма «Джангар».

Богдан Виллеваде.
«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году».
1884.

✡ (Иов.39:1-35)19 Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? 20. Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его – ужас; (21) роет (он) ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию. 22. Он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; 23. Колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик. 24. В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; (25) при трубном звуке он издает голос: гу-гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик. ✡

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

Василий Тимм.
«Портрет императора Николая I на коне».
1840.


Виктор Михайлович Васнецов.
«Витязь на коне».

Георг Гроот.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком».
1743.


Граф Орлов-Чесменский на конном заводе.
Из книги: Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

Диего Веласкес.
«Портрет инфанта Бальтазара Карлоса на коне».
1634-1635.


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К праздничку Христову! Не конь везёт, а Бог несёт!»


Илья Ефимович Репин.
«Конный портрет».
1913.

«Конная статуя Петра Великого».

«Конный портрет Александра I».

Леонардо да Винчи.
«Всадник, поднявший коня на дыбы и поверженный».


Леонардо да Винчи.
«Конь, грудь коня».
Набросок к «Коню».
1488.


Для сравнения приведу сведения об одном рекордном конном переходе нового времени. В 1935 году группа спортсменов-конников прошла на чистокровных ахалтекинских скакунах из Ашхабада в Москву. Причем двигалась она в лучшее время года, поровну и посуху, налегке и с хорошим отдыхом после каждого дневного броска… В первые три дня спортсмены делали по сто двадцать километров за сутки, а в последующие - в среднем менее пятидесяти, преодолев путь в четыре тысячи триста километров за восемьдесят четыре дня.

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985 год. Том 4.

«Портрет Петра III (великого князя Петра Фёдоровича) на коне».
1747?
Копия с оригинала Георга-Кристофа Гроота.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Мастер рукописи «Разм-намэ».
«Кришна и Пандав поят коней».
Рукопись «Разм-намэ».

«Портрет Петра I на коне».
XVIII век.
Гатчинский дворец.

Николай Дмитриев-Оренбургский.
«Генерал Н. Д. Скобелев на коне».
1883.


«Николай II в форме лейб-гвардии Конного его величества полка».

Николай Константинович Рерих.
«Конь счастья».
Из сюиты «Майтрейя».


О. Фёдоров.
«Золотоордынский конный воин. XIV век».


О. Фёдоров.
«Конный русский воин. XIV век».


Окумура Масанобу.
«Молодой самурай на коне».
1743-1747.

Предположительно Л. Белоусов.
«Обер-офицер и рядовые конно-артиллерийской бригады».
1839.

«Дикие кони и вода».
1720.

Филипс Воуверман.
«Конница делает вылазку из форта на холме».


«Портрет Александра I верхом на коне».

Эдгар Дега.
«Жокей на коне».
1850-1917.




effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка