Разминочные и общефизические упражнения волейболистов. Тренировка по волейболу

верхней передачи

1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.

3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.

4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.

5. То же, передачу выполняет партнеру.

6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.

7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.

8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.

9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками

5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.

10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)

11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)

12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После

12–15 передач игроки меняются ролями.)

13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).

14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)

15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)

16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).

17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).

18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.

19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.

20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.

21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).

Упражнения для обучения и совершенствования

нижней передачи и приема мяча снизу

1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).

2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.

4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.

5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.

6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.

7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.

8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.

9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.

10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.

11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.

12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.

13. То же через сетку.

Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.

Упражнения для обучения и совершенствования

техники нападающего удара

1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.

2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.

3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.

4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.

5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.

6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.

7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.

8. То же с передачи партнера.

9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.

10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).

11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.

Упражнения для обучения и совершенствования

техники блокирования

1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.

2. То же с одного шага 15–20 раз.

3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.

4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.

5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.

6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.

7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.

При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.

Упражнения для обучения и совершенствования

техники подач

1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.

2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.

3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.

4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.

5. Подачи в правую, левую половины площадки.

6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.

7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).

8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.

Литература

1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.

3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.

5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.

6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.

7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.

8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.

9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975.

Контрольные нормативы (специализация волейбол).

Женщины – мужчины

Контрольные

Результат, оценка в баллах

Подача мяча – точность (кол-во попаданий из 8 попыток)

Передача мяча двумя руками сверху (кол-во раз)

Передача мяча двумя руками снизу (кол-во раз)

Нападающий удар через сетку (из 5 попыток)

Обучение классическому волейболу

Клуб выполняет подготовку волейболистов разных уровней. Новичок, полупрофи, профи, любитель или продвинутый разряд – все воспитанники получают важные знания, обучаются виртуозному исполнению элементов. Групповые занятия помогают увидеть и проанализировать ошибки каждого игрока в команде.

Для того, чтобы одержать победу в игре, недостаточно одного только мастерства игроков (техника), важно именно взаимодействие всех участников команды (тактика). Технический и тактический аспекты в волейболе – основные составляющие методики обучения.

На уроке спортсмен обучается последовательному выполнению всех элементов. Методика опытных тренеров позволяет отточить мягкость удара, развить у игрока чувство мяча. Двухчасовая нагрузка предоставляет физическую подготовку и совершенствование командных действий. Каждый связующий участник обучается применять передачу как оружие и понимать свою важность в команде.

Тренировочные занятия по волейболу включают:

  1. Разминка (пробежка, динамическая растяжка).
  2. Проработка технических упражнений (усовершенствование движений, тактические и стратегические занятия).
  3. Тренировочный матч (искусство командной практики).

Улучшить сноровку по нападающему удару и верхней передаче можно на специальных уроках интенсивах.

Тренироваться классическому волейболу могут даже дети. Клубом осуществляется набор в категории 7–10, 10–12 лет. Спортивное воспитание с детства помогает юной личности укоренить принципы интеллигентности с раннего возраста, улучшить координацию и внимание, формирование правильной осанки.

Основные правила классического волейбола

Современный свод правил определяет строгие размеры площадки, окружность мяча, чёткую специализацию каждого игрока. Соревнование стало силовым, быстрым и полным неожиданностей. Бесконтактная тактика позволяет по праву называть тренировочные занятия по волейболу антидепрессантом среди молодёжи. Ученики получают захватывающие впечатления, вся отрицательная энергия отдаётся только мячу. Риск получения травмы гораздо ниже, чем в футболе.

Основные технические элементы:

  • подача (планер, в прыжке);
  • защита;
  • приём передачи (сверху или снизу);
  • пас (снизу или сверху);
  • блок (отражение атаки);
  • нападающий удар.

Тренировки по классическому волейболу в Москве

Волейбол - увлекательная и полная неожиданностей игра. Как вид спорта его ценят болельщики всех стран. Научиться правильному исполнению или поднять уровень наработанной техники позволяет уникальная атмосфера занятий с тренерами клуба Sunny wind. Помимо физической формы, здесь получают положительные впечатления и хорошее настроение.

В нашей школе существует 4 уровня групп по классическому волейболу :

Начальный уровень

Уровень начальный+ (игроки имеют небольшой опыт игры в волейбол)

Средний уровень

Уровень команды ЛВЛ (Любительской волейбольной лиги Москвы)

Тренировки по классическому волейболу построены в зависимости от уровня группы.

Если Ваш уровень начальный — на тренировке присутствует 12-16 (максимум 16, но как показывает практика, 2-3 человека накануне подтвердившихся из 16, в последний момент не могут приехать) человек. Тренер старается каждому уделять внимание, говорит правильность выполнения упражнения и, в случае необходимости, останавливает процесс и заново объясняет правильность выполнения упражнений. Распределение времени на тренировке происходит так:

  • Первые 20 минут – разминка,
  • 50-70 минут – упражнения на отработку техники игры каждого, с корректировками движений каждого. Волейбол – один из видов спорта, где важна мышечная память. Она достигается путем многократных повторений одних и тех же движений. Таким образом, количество переходит в качество. Важный момент – правильность движений. За этим на тренировке следит тренер. Еще раз отмечу: чем меньше человек на тренировке, тем качественнее тренировка проходит для игроков с позиции уделения внимания тренера каждому. На начальных этапах это очень важно.
  • И оставшиеся 30-40 минут – .

Цель тренировок для «начинающих» – перевести «начинающих» в следующую по уровню группу «начальный+». Каждому игроку нужно разное время для перехода на следующий уровень. Некоторые могут достигнуть этого за 1-2 месяца, некоторые – до года. Все зависит от желания каждого и количества времени, которое игрок готов посвящать для развития своих навыков в игре по волейболу.

Если Ваш уровень начальный+ — на тренировке присутствует 12-16 человек. Это максимум.

В этом случае тренировка состоит из:

  • в начале – 20 минут разминка,
  • далее – 50-60 минут – отработка/совершенствование техники движений каждого игрока,
  • 30-40 минут – игра с объяснениями тренера практически каждого игрового момента/игрового движения игрока.

Игрок в процессе тренировок совершенствует своё игровое мастерство, понимает правильность технического исполнения отдельного элемента игры. С помощью тренера достигается наилучший результат при отработке игрового действия.

В случае, если у Вас средний уровень игры — на тренировке присутствует также 12-16 человек максимум.

Схема проведения тренировок:

  • в начале – разминка,
  • далее 20-30 минут – отработка/совершенствование техники движений каждого игрока.
  • Далее – 40-50 минут отработка игровых командных действий.
  • И в конце тренировки – игра.

Каждый игрок в итоге будет понимать расстановку игроков по игровым зонам, осознавать важность своего амплуа для результативности своей команды. В игре каждый игрок будет продолжать отрабатывать и совершенствовать свои игровые действия в момент противопоставления игровой тактики команды-соперника. Повторюсь, на данном уровне тренировок также можно будет прочувствовать отработку движений как совершенствования отдельного элемента игры.

Волейбол является одной из самых интересных командных спортивных игр, причём, обладая определёнными навыками, играть в него можно практически в любом возрасте.

Умение играть в волейбол приобретается в результате целенаправленных тренировок, и независимо от того, хотите вы в будущем играть в команде мастеров или же в ходе пляжной игры продемонстрировать классный удар или блок, сорвав аплодисменты публики, вам необходимо пройти курс обучения.

Тренировки по волейболу для начинающих любителей этой игры должны проводиться 2–3 раза в неделю под руководством тренера. Профессионалы тренируются по 2 раза в день, с обязательными тренировками в тренажерном зале.

На каждое занятие им составляется план тренировки, где указано, какие навыки будут отрабатываться, какие упражнения для этого будут выполняться, и какой цели, в конечном итоге, необходимо достичь.

Методики тренировок у разных тренеров могут разниться, но все они направлены на то, чтобы научить вас играть в волейбол.

Оптимальное количество участников тренировки по волейболу - 10-12 человек. Такое количество, во-первых, даёт возможность тренеру индивидуально уделить внимание каждому, а во-вторых, является достаточным для комплектования двух команд и проведения игры.

План тренировки

Примерный план тренировки для начинающих следующий:

Разминка
Примерно 20 минут игроки тщательно разминают шею, руки, спину, колени и голеностопы, чтобы в ходе дальнейшего занятия избежать травм . Хорошие тренеры не устают повторять, что чем лучше будут разогреты мышцы, тем ниже вероятность получить повреждение.

Отработка приёмов
В ходе тренировки примерно час времени отводится отработке основных приёмов (подача мяча , блок и др.).

Обычно начинают с разминки с мячом в парах. Размявшись, поступает команда «на сетку». В данном упражнении происходит отработка нападающего удара, а связующий ищет свой баланс "паса".

Необходимо помнить, что важную роль в этом процессе играет мышечная память . Проще говоря, чем большее количество раз вы подадите мяч через сетку, тем лучше это будет получаться. Задача тренера при этом – указать на возможные ошибки в стойке, при нанесении нападающего удара и т.д., что позволит вам их исправить, и в дальнейшем выполнять приём максимально чисто.

Игра
На каждом занятии примерно 30–40 минут времени тренировки должно быть отведено под игру. Именно в процессе игры закрепляются получаемые в процессе тренировки технические навыки, кроме того, вы начинаете понимать сам процесс игры и находить взаимопонимание с партнёрами.

Заминка
После окончания игры необходимо немного порастягивать мышцы, чтобы, по прошествии небольшого времени после тренировки, они не начали болеть.

Тренируясь таким образом, примерно в течение полугода (хотя для каждого это во многом индивидуально) можно овладеть элементарными навыками игры в волейбол и перейти на следующий, более высокий уровень.

Там уже не разучиваются, а совершенствуются имеющиеся в вашем арсенале технические приёмы, а игра в ходе тренировки постоянно останавливается тренером, и по горячим следам проводится разбор действий каждого игрока.

И не забывайте, что только качественное выполнение упражнений на тренировке позволит вам совершенствоваться в выбранном вами виде спорта - волейболе.

Для чего я делюсь опытом?

В нашем районе в этом году начался эксперимент: Апробация и внедрение программы «Интерактивный курс физической культуры для обучающихся основного общего образования с элементами волейбола». Наша школа приняла участие в этом эксперименте. И это не случайно. За последние 10 лет интерес к волейболу в нашем образовательном учреждении очень вырос. И показатели в этом виде спорта у нас всё лучше и лучше. Я сам очень люблю волейбол и кроме тренировок с учащимися, по выходным регулярно собираю в нашем спортивном зале своих бывших выпускников и жителей посёлка: проводим тренировки и игры. Кроме того, учащиеся 5-8 классов нашей школы на внеурочных занятиях по физической культуре осваивают основы волейбола.

Сейчас я тезисами опишу одну из тренировок.

1. Занимающиеся расходятся по всей площадке (я не сторонник начинать тренировки с построения). Располагается каждый там, где ему удобно.

2. Психологический настрой на занятие в сочетании с упражнениями на растяжку всех групп мышц (сидя на полу).

3. Медленный бег по краю зала (5 минут).

4. Ходьба (восстановление дыхания) (1 минута)

Общеразвивающие упражнения в движении:

5. 5 шагов на внешней стороне стопы, 5 – на внутренней стороне стопы, 5 – на носочках стопы и 5 – на пятачках (1 минута).

6. Вращение головы в каждую сторону по 2-3 оборота (1 минута).

7. Руки в стороны. Вращение: в кистевых, локтевых и плечевых суставах (1 минута).

8. Передвижения приставными шагами в правую и левую стороны.

9. Взявшись за руки друг друга и не разрываясь, выполнить скрещенные движения ногами, выполняя в одну и в другую стороны.

10. Держась за руки, полуприседания.

11. Лёжа на полу, держась за руки партнеров справа и слева, закидывание ног за голову и с задержкой на 2-3 секунды (1 минута).

11. Лёжа на полу, держась за руки партнеров справа и слева, поднимание прямых ног вверх, затем медленное опускание ног на пол вправо, и на втором цикле влево.

12. Передвижение по кругу приставными шагами по сигналу вправо и влево, руки согнуты в локтях перед собой.

13. Стоя на боковых линиях напротив друг друга, по сигналу, партнеры бегут на скорости на встречу, касаются друг друга ладонями, разворачиваются и бегут обратно к лицевой линии, касаются её рукой и бегут обратно (5-10 раз).

14. Отдых лёжа на полу 30 секунд.

15. Прыжки через скакалку 1 минута (любым способом по очереди с партнером).

16. Прыжки на двух ногах через скакалку с максимальной скоростью 15 секунд.

Упражнения с волейбольным мячом:

17. Стоя друг против друга на расстоянии 3 метров, передача мяча двумя руками от груди.

18. Стоя на боковых линиях напротив друг друга, передача мяча двумя руками из-за головы.

19. Верхняя передача мяча в парах.

20. Нижняя передача мяча в парах.

21. Передача мяча в парах на два касания: первая снизу самому себе и вторая сверху, направленная партнёру.

22. У одного из игроков в руках два мяча. Поочередно он подкидывает каждый мяч своему напарнику, а тот в свою очередь выполняет передачу сверху в обратном направлении.

23. Нападающий удар в пол. Напарник, стоящий напротив (на лицевой линии) ловит мяч и также выполняет нападающий удар.

24. Нападающий удар из зоны 4 после передачи связующего (из зоны 3)

25. Подача мяча.

26. Игра в волейбол 8*8 игроков. По 4 игрока в площадке и 4 выполняют только подачи мяча. Набрав 5 очков, игроки в поле меняются с подающими.

Как-то я сам тренировался, выполняя все вышеперечисленные упражнения. И хочу подчеркнуть, что нагрузка приличная. Поэтому необходимо следить за самочувствием занимающихся + контроль пульса.

1. Учащиеся 5-го класса во время игры выполняют передачи между собой по всем правилам волейбола: сверху, снизу. Но при этом не обязательно, чтобы мяч всегда находился в воздухе. Он может касаться пола и не один раз, отскакивать от стенок зала. Игрокам достаточно, волейбольным приёмом, выполняет передачу своим партнёрам или на другую сторону площадки (если выразиться простым языком, то это звучит так: пока мяч прыгает, можно играть).

2. Учащиеся 6-го класса играют так же, как и пятиклассники, только мяч пола может касаться не более трёх раз.

3. У семиклассников мяч может касаться пола не более двух раз.

4. У восьмиклассников один раз. Но начиная с 8-го класса, учащиеся уже уверенно играют в настоящий волейбол.

Почему я так упростил игру? Дело в том, что в школе учащиеся не одинакового физического развития, с разной координацией движений, с разной психикой. А научить нужно всех и к тому же, каждый ребёнок, изначально, хочет научится. А игра в волейбол – сложная в техническом исполнении.

Ну вот, пожалуй, и всё! Надеюсь, что эта статья была полезной для Вас!



effenergy.ru - Тренировки, питание, экипировка